Домашнее задание по лексической теме грибы. Тема: "Лес

Уважаемые родители!

Тема недели «Грибы»

Дети должны знать:

И узнавать на картинке грибы: белый (боровик), подосиновик, подберёзовик, опята, груздь, лисички, мухомор, сыроежка, поганка;
- названия частей (шляпка, ножка), их цвет, форму, характерные особенности (тонкая, толстая, короткая, длинная ножка и т.д.)
- где растут грибы: в лесу, в роще, в бору, па поляне, около пеньков, под берёзой, недалеко от ёлки, под осиной, все вместе и т.д.
- когда собирают грибы (летом, осенью), во что собирают (в корзину, в лукошко), как готовят (маринуют, жарят, варят, солят),что готовят (грибной суп, грибная солянка, грибной пирог).

Расширение словарного запаса детей:

Существительные : гриб, подосиновик, подберёзовик, лисичка, опята, грузди, мухомор, поганка, сыроежка, ножка, шляпка, лес, полянка, мох, пень, корзина, грибник;

Прилагательные : белый, красный, рыжий, маленький, большой, съедобный, несъедобный, ядовитый;

Глаголы : расти, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать;

Наречие : рядом, далеко, близко.

Выучите загадку:

Шляпка красная в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит. (Мухомор)

Грамматический строй речи.

Дидактическое упражнение «Один-много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):

Один гриб – много грибов
Одна лисичка – много лисичек
Один груздь – много груздей
Один мухомор – много мухоморов

Дидактическое упражнение «Назови блюда правильно» (образование относительных прилагательных):

салат из грибов (какой?) — грибной,
суп из грибов – грибной,
солянка из грибов — грибная,
пирог из грибов — грибной.

Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными):

Одна сыроежка, две сыроежки, … пять сыроежек.
Один мухомор, два мухомора, … пять мухоморов.
Одна поганка, две поганки, … пять поганок;
Один груздь, два груздя, три груздя, четыре груздя, пять груздей.

Дидактическое упражнение «Что лишнее и почему?»:

Поганка, сыроежка, шишка, опята (шишка, так как остальные — грибы).
Мухомор, подосиновик, малина, груздь (малина, так как остальные — грибы).
Подберёзовик, сосна, лисички, опята (сосна, так как остальные — грибы).

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» (подбор слов-антонимов):

высокая ножка – низкая ножка,
толстая ножка – тонкая ножка,
съедобный гриб – несъедобный гриб.
большой гриб – маленький гриб.

Побеседуйте с ребёнком о том, что в лесу растут грибы. Грибы могут расти: под деревьями, во мху, в траве, на пеньке и т.д.

Рассмотреть вмести с детьми картинки с грибами. Объяснить, что грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые).

Рассказать ребёнку, что можно приготовить из грибов (салат, икру, запеканку, суп ит.д.).

Поиграйте с детьми.

Игра «Где растёт грибок» (на ориентировку в пространстве с целью употребления предлогов)-в лесу, в бору, под деревом, на пеньке и т.д.

Игра «Угадай грибок» (составление описательных рассказов) – ножка белая, толстая, шляпка коричневая (белый гриб), ножка длинная, с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнышками (мухомор) и т.д.

Игра «Что пропало» (развивает внимание, память). Перед ребёнком раскладывают картинки с изображением грибов, он закрывает глаза, а взрослый в это время прячет одну из картинок. Открыв глаза, ребёнок должен сказать, что пропало.

Орлова Оксана Леонидовна,
учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 41″- КВ,
Республика Башкортостан г. Стерлитамак.

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных : гриб, ножка, шляпка, боровик, подберезовик, подосиновик, лисичка, опёнок, маслёнок, опята, мухомор, поганка, дерево, пень, лес, грибник, корзина, нож, сыроежка, грибница;
прилагательных : съедобный, ядовитый, червивый, белый, оранжевый, коричневый, рыжий, полезный, красивый, толстый, тонкий, высокий, низкий; глаголов : искать, находить, срезать, класть, перебирать, варить, жарить; наречий : быстро, медленно, вкусно, вредно, плохо; предлогов : на, под, из-под, из-за, возле, между.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных
Упражнение «На¬зови ласково» (детям от 4 лет)
Гриб – грибок
Боровик – боровичок
Сыроежка – сыроежечка
Подосиновик – подосиновичек

Образование множественного числа существительных в Им.п.и Род.
Упражнение "Один - много" на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.
Боровик - боровики - много боровиков
Сыроежка – сыроежки - много сыроежек.
Опенок – опята - много опят. И т. д.

Образование прилагательных от существительных (гриб - грибной).
Игра «Скажи по-другому».
Суп из грибов - грибной суп.
Место, где растет много грибов- грибное место.
Пора, когда вырастает много грибов,- грибная пора.
Начинка из грибов - грибная начинка.
Пирог с грибами - грибной пирог.
Образование сложных слов
под березой - подберезовик
под осиной – подосиновик

Знакомство с многозначностью слов
лисичка-гриб, ласковое название животного

Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными. Для детей 6-7 лет усложняем задание прилагательным (один белый гриб…., два крепких опёнка…)
1 гриб, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 лисичка, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...
1 опенок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... И т.д.

Упражнение «Где спрятался грибок» (отработка предлогов)
Лисички под листочком, боровик за пеньком, опята около бревна…… и т.д.

Упражнение "Скажи наоборот, заканчивая предложение" на подбор антонимов.
Старый гриб большой, а молодой - ...
У боровика ножка толстая, а у подосиновика - ...
Опята съедобные грибы, а мухоморы - ...

ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

Самомассаж подушечек пальцев

(на каждую строчку – разминание подушечки одного пальца):
Вылезли на кочке мизинец
мелкие грибочки: безымянный
грузди и горькушки, средний правая рука
рыжики, волнушки. указательный
Даже маленький пенек большой
Удивленья скрыть не мог. большой
Выросли опята, . указательный
Скользкие маслята, средний левая рука
Бледные поганки безымянный
Встали на полянке мизинец

Пальчиковая гимнастика

Я корзину в лес беру,
Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг: Показывают удивление,
«Сколько здесь грибов вокруг!» разводят руки в стороны.
Подосиновик, масленок, Поочередно сгибают
Подберезовик, опенок, пальчики на обеих руках,
Боровик, лисичка, груздь - начиная с мизинца правой руки.
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
А мухомор не понесу. Большой палец левой руки
Пусть останется в лесу! отставляют, грозят ему.

Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.

Этот гриб - любимец мой,
С ножкой толстой и прямой.
Красной шляпкой он накрылся,
Под осинкой схоронился. (Подосиновик)

Эти славные сестрички не едят цыплят.
Эти дружные сестрички рядышком стоят.
Словно желтенькие кнопки
В мох воткнулись возле тропки. (Лисички)

Стоит мужичок -
Коричневый колпачок. (Подберезовик)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я... (Подосиновик)

Пока дети - каждый в берете,
Повзрослели - шляпы надели. (Грибы)

Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел. (Гриб)

Выучить стихотворение (любое)

Боровик.
По дорожке шли,
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.
А. Прокофьев

Народная песенка
Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку - березовики,
По сосновым пням - опеночки,
А под елкой - белый гриб-боровик.

В лесу
Мы пошли по ягоды в дальний лес.
Видимо-невидимо там чудес!
Мы видали рыжего муравья,
Повстречали белочку у ручья.
Отыскали беленький мы грибок,
Положили бережно в кузовок.
Ну, а спелой ягоды там не счесть!
Как домой воротимся, станем есть.
Мы в лесу гуляли бы до утра,
Да уж вечер близится - спать пора.
Н.Саконская

Маслёнки
Несмышленыши-маслёнки
Запелёнуты в пелёнки,
А маслёнки-старички
Носят все воротнички.

Белый гриб (Боровик)
Поддаваться не привык:
Целый день в лесу бродили
Все его не находили.
Наконец, нас пожалел он
И шагнул навстречу смело.
Ай да гриб, богатырь!
Вот ведь как раздался вширь,
С белоснежной крепкой ножкой
Еле-еле влез в лукошко!

Желтые Лисички
Елку стерегут,
Желтые Лисички
Нас к себе зовут.
Соберем их быстро
Мы без суеты,
Только вот скажите:
Где у вас хвосты?
Каждая лисичка
Быть должна с хвостом,
А иначе имя
Это ни при чем!

* * *
С красной шляпкой в белых точках
Здесь красуются грибочки.
Словно все сошли с картинки -
Так и просятся в корзинку,
Тут набрать их можно гору.
Да ведь это Мухоморы !
Очень гриб собой хорош,
Только нас не проведешь,
Потому что он, по слухам,
Вреден всем, не только мухам!

Конспект логопедического занятия.

Лексическая тема «Грибы»

Цель:

Уточнить знания детей о грибах;

Коррекционно-образовательные задачи данной НОД:

Обобщение и систематизация представлений о грибах, местах их произрастания. Активизация и актуализация словаря по теме «Грибы» (гриб, грибники, белый, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, поганка, сыроежка, опята, ножка, шляпка, съедобный, ядовитый, искать, собирать, жареные, вареные, саленые, замороженные, сушенные). Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными, словоизменение). Совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа слов. Дифференциация свистящих звуков.

Коррекционно- развивающие задачи:

Развитие связной речи, фонематических представлений, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, артикуляционной, тонкой, и общей моторики.

Воспитательные задачи:

Воспитание взаимопонимания, активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.

Развитие связной речи по теме;

Здоровьесберегающие технологии:

1. Дыхательная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Артикуляционная гимнастика

4. Массаж лица

Оборудование: видео «Уроки Тетушки Совы», предметные картинки с изображением грибов, ноутбук, звуки природы на носителе (дождь) и звук гудка паровоза, магнитофон, презентация «Грибы», коврики из фетра, геометрические фигуры из фетра (треугольники - 6 шт., полукруг, маленький круг - 2 шт.), грибы из фетра, картинки грибов для штриховки, простые карандаши, картинка ежа, мяч, корзинки с цифрами 2,3,4,5; зеркала, ребус для слова «опята» .

Ход занятия

Логопед - Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какое сообщение я получила сегодня на электронную почту от лесных зверят.

Видео «уроки Тетушки совы»

Логопед - Но оказалось, что это не легкая задача. Звери не смогли выполнить его, потому что не знали какие грибы можно собирать в лесу. Хотите поможем лесным зверям выполнить их домашнее задание. Для этого нам нужно отправиться в лес, а как же нам туда добраться?

Дети предлагают варианта.

Раздается звук паровоза.

Логопед - Что это за звук? А давайте отправимся в лес на паровозе.

Дети становятся в «паровозик». Дыхательная гимнастика «Паровозик».

Слайд №1. Лес.

Логопед - Вот мы с вами и попали в лес. А вы знаете, как называются люди, которые собирают грибы? Мы с вами станем грибниками. А хотите, я расскажу вам историю, как наш Язычок ходил в лес за грибами? Проходите на стульчики, садитесь удобно и слушайте.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед - Однажды осенью Язычок собрался в лес за грибами. Он взял большую корзину (упр. Чашечка) и отправился в лес. По дороге Язычок увидел ручеёк (упр. Ручеёк). Он подставил ладошку и почувствовал какая холодная вода в нем. Язычок долго ходил по лесу и, наконец, увидел чудесную полянку (упр. Лопаточка), а на ней много-много грибов (упр. Грибочек). Язычок перебегал от одного грибочка к другому (упр. Часики). Набрав полную корзинку (упр. Чашечка), Язычок вернулся домой.

Логопед - Язычок собрал много грибов. Пора и нам их собирать. Давайте пройдем на лесную полянка и начнем уже искать грибы.

Логопед - Ребята, а какую погоду любит грибы, как вы думаете? - Молодцы (включается звук дождя). Вот и у нас в лесу дождь пошел.

Самомассаж

Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий - кончиками пальцев массаж щек.

Долго дождик будет плакать - массажируем ушки

Разведет повсюду слякоть - кулачками потирают крылья носа.

Логопед - После дождя в лесу появилось много грибов. Ну что пойдем их искать? Проходите на полянку.

Дети садятся на стульчики перед монитором.

Логопед -

Под еловой лапой колкой
Притаились два грибка.
Крепышей под темной елкой
Вижу я издалека.
Ножки белые, как сахар,
Шляпки темные, как шелк.
Долго мама будет ахать:
«Где ж ты их, дружок, нашел?»

Логопед - Что за гриб притаился под елочкой?

Появляется на экране изображение белого гриба.

Логопед - Правильно, Белый гриб. А как вы узнали? Как думаете, нужно лесным зверям брать такой гриб?

Я родился в день дождливый

Под березой молодой

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой длинной и прямой.

Логопед - Что за гриб? (Подберезовик) Как вы догадались? (Ответы детей) А этот гриб нужно брать в лесу?

Логопед - Что это за грибы? (Люди назвали их лисичками.)

Логопед - Как вы думаете почему? Такой гриб зверям брать нужно?

Логопед - Давайте еще посмотрим, может быть, найдем еще грибы.

В красной шляпке, словно гном,

Я под осиной выбрал дом.

(Появляется картинка подосиновика)

Логопед - Что за гриб? Как вы его узнали? Что скажем лесным зверям?

(Появляется на мультимедийной доске картинка мухомора)

Логопед - Вот стоит красавец! Вы знаете этот гриб? Этот гриб точно нужно взять зверям!

Дети - Для людей он ядовит, но сбивать его ногами, топтать нельзя, он нужен зверям. Лось и белка им лечится. Вообще, в природе нет ничего ненужного. Если что - то не нужно человеку, это может быть необходимо кому -то другому.

Логопед - А какой еще ядовитый гриб можно встретить в лесу?

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня - отравится!

(Появляется на мультимедийной доске картинка бледной поганки)

Логопед - Что мы о нем скажем?

Логопед -

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай не мешкай!

Это … (сыроежки)

(Появляется на мультимедийной доске картинка сыроежки)

Логопед - Такой гриб нужно брать в лесу?

Логопед - А название следующего гриба мы свами должны отгадать.

Ребус «опята». Звуко -слоговой анализ слова.

Логопед - Много мы грибов увидели. А вы все названия запомнили? Я сейчас проверю. Я приготовила картинки грибов, которые мы с вами уже нашли. Назовите, пожалуйста, грибы, в названиях которых есть звук «Р». А теперь грибы, в которых есть звук «Л».

Игра «Найди звук». Звуковой анализ слова.

Логопед - Ребята, а кто ещё в лесу любит грибы? (Появляется изображение ежа) Посмотрите, кто заглянул к нам на полянку. Давайте пройдем за стол, возьмем наши волшебные коврики и на них, с помощью геометрических фигур, вы выложите ёжика. А затем помогите ему собрать немного грибов.

Лоскутный конструктор.

Дети выкладывают ежа на ковриках из геометрических фигур (треугольники, полукруг, круг) и собирают грибы из кусочков фетра.

Логопед - Молодцы, а теперь скажите мне, пожалуйста, какие грибы нашел ваш ёж и сколько их. Отвечаем, начиная со слов «Мой ёж собрал...»

Согласование существительных с числительными.

Логопед - Ёж нашел грибы, а давайте проверим какие вы внимательные. Я дам вам картинку, а вы найдите на ней Белый гриб и заштрихуйте его сверху вниз.

Штрихование сверху вниз.

Логопед - Молодцы, а теперь давайте пройдем на ковер и немного поиграем.

Физ. минутка. Подвижная игра «За грибами»

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки. (дети идут по кругу.)

Белочки скакали, (прыжки на месте)

Рыжики срывали. (приседают, срывают воображаемые грибы.)

Лисичка бежала, (бегут по кругу)

Лисички собирала. (собирают воображаемые грибы.)

Скакали зайчатки, (показывают ушки, попытки прыжков)

Искали опятки. (руки в стороны - удивление, поворот головы)

Медведь проходил, (ходьба по кругу как мишка)

Мухомор раздавил. (поднимают ноги, по возможности поочередно)

Логопед - Хорошо, теперь проходим за стол. Грибов мы много повстречали, давайте теперь их в корзинку собирать. Но не в одну, а в 4. Посмотрите, на корзинках цифры: 2, 3, 4, 5. Мы будем делить название гриба на слоги и ложить его в корзинку с нужной цифрой.

Слоговой анализ слова.

Логопед - Хорошо, все грибы мы разложили. Давайте выйдем на полянку и еще поиграем. Грибов мы собрали очень много, а давайте подумаем, как мы можем их сохранить на зиму.

Словоизменение. Ига в мяч.

Логопед - Если мы их посушим, то какие они станут? Если мы их сварим, то какие они станут? Если мы из засолим, замаринуем, заморозим, пожарим. Если приготовим суп, как он будет называться?

Логопед - Молодцы, а теперь давайте все повторим. (Пальчиковая гимнастика)

Дети в лес грибной пошли

И грибочки там нашли.

Часть из них потом сварили, Засолили, засушили.

Заморозили немножко

И поджарили с картошкой.

Логопед - Молодцы, вспомнили все грибы правильно. (Раздается гудок паровоза).

Логопед - Вот и подходит к концу наше путешествие. Мы с вами помогли лесным зверям выполнить их домашнее задание. Они теперь точно знают, какие грибы можно собирать в лесу, а какие нет. А вы, ребята, все запомнили?

Тема Грибы, Ягоды 5-7 лет

1. Нарисуйте изображения грибов и уточните, какие съедобные грибы знает ребенок (белые, маслята, лисички, опята, подберезовики, подосиновики). Уточните знание несъедобных грибов (поганка, мухомор). Закрепите обобщающее понятие "грибы". Рассмотрите с ребенком строение гриба: грибница, ножка, шляпка. Обратите внимание на окраску шляпки. Расспросите о строении гриба. Расскажите, где растут грибы, укажите особые приметы этих мест. Вместе с ребенком почистите грибы, расскажите о том, что грибы можно жарить, солить, мариновать и варить. Нарисуйте изображения ягод: лесных и садовых. Закрепите обобщающее понятие "ягоды".Напомните, что ягоды растут в лесу, они называются - лесные (брусника, клюква, черника, голубика, земляника) и на кустах в саду - садовые (смородина, крыжовник, малина, слива, вишня, клубника). Перечислите что из них можно приготовить (варенье, компот, джем, повидло).

2. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными .

1 гриб, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... 1 лисичка, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1ягода, 2 ...,3...,4....,5... 1 опенок, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ...

1 мухомор, 2… 3… 4… 5… 1вишня, 2..., 3...,4...,5...

3. Упражнение "Один - много" на употребление существительного множественного числа в родительном падеже.

Одна сыроежка - много сыроежек. Один опенок - много опят.

Один мухомор – много… Одна поганка – много…

Один гриб – много… Одна шляпка – много…

Одна ножка – много… Один подосиновик – много…

Один подберезовик – много…. Одна лисичка -много….

Одна ягода - много... Одна слива - много...

Одна земляника - много... Одна малина - много....

4. Упражнение "Какие грибы" (учимся образовывать отглагольные прилагательные ).

Если грибы сварить, то они будут вареные, а если грибы пожарить, тогда они будут жареные. Если грибы посалить они будут….

5. Игра "Повар" образование относительных прилагательных .

компот из малины (какой?) - малиновый, из клюквы -...,

из смородины -...

варенье из малины(какое?) - малиновое, из клюквы -..,

Из черники -..., из смородины-...

Следите за четким произнесением окончаний.

5. Познакомьте ребенка с многозначными словами: лисички, шляпка, ножка. Объясните разницу в значениях этих слов.

6. Упражнение "Скажи наоборот, заканчивая предложение" на подбор антонимов .

Старый гриб большой, а молодой - ... У боровика ножка толстая, а у подосиновика - ... Опята съедобные грибы, а мухоморы - ... Малина сладкая, а клюква...

7. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение .

Боровик.

По дорожке шли,

Боровик нашли.

Боровик боровой

В мох укрылся с головой.

Мы его пройти могли,

Хорошо, что тихо шли. (А. Прокофьев)

Кириллова Ю., учитель-логопед .

ТЕМА: “ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ”.

Цель:- расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами;

- закрепление понимания и практическое употребление в речи
предлогов;

- закрепление в речи глаголов: “искать”, “срывать”, “собирать”


Ход занятия:

1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с большего.)
средними пальцами по столу.)
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

2. Введение в тему . Игра “Прогулка в лес”. (Картинка с изобр. леса.)
Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы.
Собираемся в лес. “Кого ты увидишь в лесу?” или “Что ты увидишь в лесу?”
Дети отвечают: “Я увижу деревья. Я увижу кусты. Я увижу цветы. Я увижу зверей. Я увижу птиц. Я увижу грибы. Я увижу ягоды”.
Называем грибы (по картинкам)- белый гриб, подберезовик, сыроежка, опенок, лисички, подосиновик – съедобные грибы; мухомор, бледная поганка- ядовитые грибы.
Называем лесные ягоды (по картинкам)- брусника, малина, черника, клюква, голубика, ежевика, земляника.

3. Игра “Большой- маленький”
Гриб- грибок, грибочек ягода- ягодка
Дерево- деревце куст- кустик
Лист- листочек птица- птичка
Цветок- цветочек ветка- веточка.

4. Игра “Один- много”
Гриб- грибы ягода- ягоды
Дерево- деревья куст- кусты
Лист- листья птица- птицы
Цветок- цветы ветка- ветки
Сук- сучья ствол- стволы.

5. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

6. Игра “Что приготовим?”.
Из грибов- грибной суп
Из малины- малиновое варенье
Из черники- черничное варенье
Из земляники- земляничное варенье
Из клюквы- клюквенное варенье
Из брусники- брусничное варенье

7. Игра “Что это?”(закончить предложение и повторить его полностью).
Береза, осина, дуб – это…(деревья).
Орешник, шиповник, сирень – это…(кусты).
Ромашка, василек, незабудка – это…(цветы).
Опенок, сыроежка, мухомор – это…(грибы).
Комар, кузнечик, жук – это…(насекомые).
Кукушка, сова, орел – это…(птицы).
Заяц, лиса, волк – это…(дикие животные).

8. Игра “Мозаика” (из 6 треугольников выложить гриб).

9. Игра “Кто, где, откуда” (ответы на вопросы по картинке).
Где гусеница? И т.п.

10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
На поляне у дубка крот увидел два грибка,
А подальше, у осин, он нашел ещё один.
Кто ответить мне готов, сколько крот нашел грибков?

ТЕМА: “ЛЕС. ГРИБЫ. ЯГОДЫ”.

Цель: - развитие связной речи.
Задачи: - учить образовывать существительные род. падежа;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- закрепление в речи глаголов: “искать”, “срывать”, “собирать”;
- обучение пересказу;
- развивать мелкую моторику, слуховое внимание, мышление.

Оборудование: картинки с изображением леса, грибов, ягод, мяч.
Ход занятия:

1. Орг. момент. Игра “Подскажи словечко ”.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый… (мухомор).

Посмотрите-ка, ребята, тут – лисички, там – опята,
Ну а это, на полянке, ядовитые… (поганки).

Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай не мешкай, это… (сыроежки).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук “здороваются”,
начиная с большего.)
В лес идем мы погулять. (обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с
большого.)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. (обе руки “идут” указательными и
средними пальцами по столу.)

2. Игра “Чего в лесу много?” (составление предложений)
Например: “В лесу много грибов. В лесу растут грибы”.
Гриб- грибы - много грибов ягода- ягоды –много ягод
Дерево- деревья - много деревьев куст- кусты – много кустов
Лист- листья- много листьев опенок - опята – много опят
Цветок- цветы- много цветов ветка- ветки – много веток.

3. Игра “Что приготовим?” (по картинкам)

Я приготовлю из грибов грибной суп.
Я сварю из малины малиновое варенье.
Я сварю из черники черничное варенье.
Я сварю из земляники земляничное варенье.
Я сделаю из клюквы клюквенный морс.
Я сварю из брусники брусничное варенье. И т.п.

4. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”

Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил. (Дети идут в хороводе.)

(Скачут вприсядку, срывают вообра¬жаемые грибы.)

(Бегут, собирают воображаемые гри¬бы.)

(Скачут стоя, “срывают” грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки то¬пают правой ногой.)

5. Обучение пересказу. Я.Тайц “По грибы”.
Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал:
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.
В: Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?

- Куда пошли Надя с бабушкой?
- Зачем они пошли в лес?
- Что сказал дедушка, провожая их в лес?
- Что они делали в лесу?
- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка?
- Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?
- Что сказал дедушка, когда они вернулись?
- Что сказала Надя?
Повторное чтение.
Пересказы детей.
Анализ рассказов.

6. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
Ответить на вопрос.
Только я в кусты зашла – подосиновик нашла,
Две лисички, боровик и зеленый моховик.
Сколько я нашла грибов? У кого ответ готов?