«Ядерные поезда» России отправляются в путь. Бжрк нового поколения «молодец» и «баргузин»: история, устройство и ттх Что такое "бжрк"

Среди многообразия пусковых стратегических систем, стоящих на вооружении ведущих стран мира, боевой комплекс (сокращённо БЖРК) в наши дни переживает второе рождение. Этому способствует целый ряд причин, но прежде чем коснуться их, рассмотрим, что же представляет собой эта разработка современной оборонной промышленности. Попутно же постараемся узнать о том, что стало с ядерными поездами прошлых лет.

Что такое БЖРК?

Прежде всего, это железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются не пассажиры, спешащие на отдых или в командировку, и не грузы, ожидаемые в разных концах страны, а смертоносные ракеты, для большей эффективности своих ударов снабженные ядерными боеголовками. Их количество варьируется в зависимости от размеров комплекса.

Впрочем, есть и пассажиры - это технический персонал, обслуживающий боевой железнодорожный ракетный комплекс, а также подразделения, в задачу которых входит его охрана. Часть вагонов предназначена для размещения всевозможных технологических и прочих систем для успешного пуска ракет и поражения целей в любой точке земного шара.

Поскольку такой железнодорожный состав, начинённый смертоносным грузом, сродни боевому кораблю, ему нередко даётся название, используемое затем как имя собственное. Например, 15П961 «Молодец». Если первая часть наименования не вполне удобна в произношении, да и запомнится не сразу, то вторая вполне благозвучна и привычна для слуха. К ней даже хочется добавить слово «добрый», но по отношению к комплексу, способному в считаные минуты уничтожить среднее европейское государство, это прилагательное едва ли приемлемо.

Дюжина «Молодцев» на страже Родины

Таких лихих «Молодцев» в период с 1987 по 1994 годы в нашей стране было двенадцать. Все они стояли на боевом дежурстве стратегического назначения и, кроме основного названия, имели ещё одно, встречавшееся лишь в технической документации, - РТ 23 УТТХ. В течение последующих лет они один за другим снимались с вооружения, демонтировались, так что к 2007 году из их славной дружины остались лишь два, помещённые в музей Вооружённых сил России.

К слову сказать, РТ 23 УТТХ стал в Советском Союзе единственным комплексом, пущенным в серийное производство. Разработки подобных боевых систем велись в течение нескольких десятилетий, но лишь в восьмидесятые годы были доведены до этапа, позволившего принять их на вооружение. Для соблюдения секретности железнодорожным составам такого типа было дано условное обозначение «поезд номер ноль».

Американские разработки в той же области

Известно, что в годы холодной войны зарубежные, в частности американские конструкторы, также работали над созданием поездов, везущих в своих вагонах атомную смерть. В результате успешной деятельности советской разведки, а также пелены секретности, окружавшей всё то, что было связано с оборонной промышленностью, в те годы широкий читатель был гораздо более осведомлён в отношении их разработок, нежели достижений отечественных оружейников.

О чем же сообщали в своих донесениях наши доблестные «штирлицы»? Благодаря им известно, что в начале шестидесятых годов в США появилась первая твердотопливная межконтинентальная получившая название «Минитмен». По сравнению со своими предшественницами, работавшими на жидком топливе, она имела ряд существенных преимуществ. Прежде всего, отпадала необходимость в предпусковой заправке, кроме того, значительно повысилась её устойчивость к тряске и вибрации, неизбежно возникавших при транспортировке.

Это позволило производить боевые пуски ракет непосредственно с движущихся железнодорожных платформ, и делать их практически неуязвимыми в случае войны. Единственная сложность состояла в том, что стартовать ракеты могли лишь в строго определённых, специально подготовленных местах, так как их система наведения была привязана к заранее просчитанным координатам.

Америка в лучах «Большой звезды»

Существенным прорывом, позволившим создать в США поезд с ядерными ракетами, стала широкомасштабная операция, осуществлённая в 1961 году и проходившая под секретным названием «Большая звезда». В рамках этого мероприятия поезда, являвшиеся прототипами будущего ракетного комплекса, перемещались по всей сети действовавших в стране железных дорог.

Цель учений состояла в проверке их мобильности и возможности максимального рассредоточения по территории США. По завершении операции её результаты были обобщены, и на их основе сконструирован поезд, ядерный арсенал которого составляли пять ракет «Минитмен».

Отказ от уже готового проекта

Однако этой разработке не суждено было встать на вооружение. Изначально предполагалось, что в 1962 году оборонной промышленностью страны будет выпущено тридцать таких поездов, вооруженных в общей сложности ста пятьюдесятью ракетами. Но по завершении конструкторских работ стоимость проекта сочли чрезмерно высокой, и в результате от него отказались.

В тот период шахтные пусковые установки твердотопливных «Минитменов» были признаны более эффективными, и именно им отдали предпочтение. Их неоспоримым достоинством являлась низкая себестоимость, а также достаточно надёжная защищённость от советских межконтинентальных баллистических ракет, не имевших в те годы требуемой для их уничтожения точности попадания.

В результате проект, над которым американские инженеры трудились в течение всего 1961 года, был закрыт, а уже созданные на его базе железнодорожные составы использовались для транспортировки тех же «Минитменов» из цехов заводов производителей к базам, где осуществлялось их шахтное развёртывание.

Последние разработки, предпринятые в США

Новым толчком к созданию в Америке железнодорожных составов, способных нести ядерное вооружение, послужило появление в 1986 году тяжёлой межконтинентальной ракеты нового поколения LGM-118A, известной также под своим более коротким названием MX.

К этому времени значительно возросла поражающая способность советских ракет, предназначенных для поражения вражеских пусковых установок. В связи с этим особое внимание было уделено вопросу безопасности размещения MX.

После долгих дебатов между сторонниками традиционного шахтного развёртывания и их оппонентами был достигнут компромисс, в результате которого пятьдесят ракет поместили в шахты, и столько же на платформы нового, специально подготовленного для этой цели состава.

Однако и эта разработка не имела будущего. В начале девяностых годов благодаря демократическим преобразованиям, происшедшим в нашей стране, холодная война завершилась, и программа по созданию железнодорожных ядерных комплексов, потеряв свою актуальность, была закрыта. В настоящее время подобные разработки не ведутся и, судя по всему, на ближайшие годы не планируются.

Новая разработка КБ «Южное»

Однако вернёмся на Родину. Теперь уже не составляет военной тайны информация о том, что первый ядерный поезд СССР начал создаваться в соответствии с приказом Министерства обороны, подписанным в январе 1969 года. Разработка этого уникального проекта была поручена конструкторскому бюро «Южное», в котором тогда трудились двое замечательных советских учёных - академики, родные братья Алексей Фёдорович и Они и возглавили работу над новым проектом.

Согласно общему замыслу, создаваемый ими 15П961 «Молодец БЖРК» (боевой железнодорожный ракетный комплекс) предназначался для нанесения ответного удара противнику, так как его мобильность и повышенная живучесть позволяли надеяться на то, что он сможет уцелеть в случае внезапной ядерной атаки врага. Единственным местом, где производились необходимые для его оснастки ракеты, был Механический завод в Павлограде. Этот важнейший стратегический объект скрывался в те годы под безликой вывеской ПО «Южмаш».

Сложности, возникшие на пути разработчиков

В своих воспоминаниях В. Ф. Уткин писал, что поставленная перед ними задача несла в себе огромные сложности. Они заключались главным образом в том, что комплекс должен был передвигаться по обычным железнодорожным путям, наравне с прочими поездами, а ведь вес даже одной ракеты вместе с её пусковой установкой составлял сто пятьдесят тонн.

Перед создателями проекта стояла масса неразрешимых на первый взгляд проблем. Например, как разместить ракету в железнодорожном вагоне и каким образом в нужный момент придать ей вертикальное положение? Как обеспечить безопасность при транспортировке, когда речь идёт о ядерном заряде? Выдержат ли огромную нагрузку, создаваемую при прохождении состава, стандартные рельсы, железнодорожные насыпи и мосты? Наконец, устоит ли в момент поезд? На все эти и многие другие вопросы конструкторам предстояло найти исчерпывающие и однозначные ответы.

Поезда-призраки и те, кто ими управлял

Уже на следующий год поезд, ядерный арсенал которого составили ракеты типа 15Ж61, проходил испытания в различных климатических районах страны - от пустынь Средней Азии до полярных широт. Восемнадцать раз он выходил на железнодорожные магистрали страны, проделав в общей сложности полмиллиона километров и совершая на космодроме «Плесецк» боевые пуски своих ракет.

Вслед за первым составом, обозначенным в графике движения под нулевым номером, появлялись и его близнецы. По мере прохождения испытаний каждый такой поезд-призрак вставал на боевое дежурство в одном из ракетных полков страны. Обслуживавший его личный состав состоял из семидесяти военнослужащих.

Гражданские лица не допускались. Даже места машинистов и их помощников занимали прапорщики и офицеры, специально обученные вести поезд. Ядерный же заряд ракет находился под неусыпным наблюдением специалистов. К началу 1991 года в СССР насчитывалось уже три ракетные дивизии, на вооружении которых находились железнодорожные ракетные комплексы.

Они составляли мощный ядерный кулак, способный, в случае необходимости, сокрушить любого противника. Достаточно сказать, что каждая такая дивизия обладала двенадцатью железнодорожными составами, несущими ядерные ракеты. В те годы Министерством обороны СССР была проделана огромная работа. В радиусе полутора тысяч километров от мест дислокации полков стандартные железнодорожные рельсы были заменены на более тяжёлые, способные выдержать ракетный поезд, ядерный груз которого требовал дополнительных мер предосторожности.

Временная приостановка программ БЖРК

Существенные изменения в маршруты патрулирования БЖРК были внесены после встречи М. С. Горбачёва и Маргарет Тэтчер, состоявшейся в 1991 году. С этого времени, согласно достигнутой договорённости, ни один поезд-призрак не покинул места своей постоянной дислокации, оставаясь, тем не менее, в строю в качестве стационарной боевой единицы. В результате ряда соглашений, подписанных в последующие годы, Россия была обязана снять с вооружения все ракеты, базировавшиеся на железнодорожных поездах, тем самым отказываясь от этого вида стратегических вооружений.

«Баргузин» (БЖРК)

Однако говорить о полном отказе России от ракетных комплексов, установленных на железнодорожных составах, по меньшей мере преждевременно. В конце 2013 года в СМИ появилась информация о том, что в качестве ответной меры на ряд американских программ вооружения в нашей стране возобновляются работы по созданию поездов-ракетоносцев.

В частности шла речь о новой разработке, выполненной на передовой технологической основе, носящей название «Баргузин» (БЖРК). По всем своим параметрам и целевому назначению она не подпадает под перечень ограничений, установленных международным договором СНВ-3, и поэтому её производство не вступает в противоречие с нормами международного права.

Согласно имеющимся данным, ракету, несущую ядерный заряд и оснащённую разделяющейся головной частью, планируется поместить в вагон, замаскированный под стандартный железнодорожный рефрижератор, имеющий длину двадцать четыре метра.

Комплекс «Баргузин» предполагается вооружить ракетами типа «Ярс», прежде базировавшимися на тягачах. Преимущество железнодорожного развёртывания в данном случае вполне очевидно. Если грунтовые установки легко обнаруживаются из космоса, то данная система БЖРК неотличима от обычного товарного поезда даже при ближайшем рассмотрении. Кроме того, перемещение железнодорожного ракетного комплекса в несколько раз дешевле, чем грунтового, базирующегося на тягачах различных видов.

Достоинства и недостатки БЖРК

Завершая разговор о железнодорожных ракетных комплексах, уместно остановиться на общепризнанных достоинствах и недостатках этого вида вооружений. Среди его неоспоримых преимуществ специалисты отмечают высокую мобильность способного, меняя дислокацию, преодолевать за сутки до тысячи километров, что во много раз превосходит аналогичные показатели тягачей. Кроме того, следует учитывать высокую грузоподъёмность железнодорожного состава, способного перевозить одновременно сотни тонн.

Но нельзя сбрасывать со счетов и присущие им некоторые недостатки. Среди них следует выделить сложность с маскировкой поезда, вызванную особенностями его конфигурации, что упрощает обнаружение состава с помощью современных спутниковых средств разведки. Кроме того, по сравнению с пусковыми шахтами поезд менее защищён от воздействия взрывной волны. В случае ядерного взрыва, произведённого где-либо в окрестностях, он может быть повреждён или опрокинут.

И, наконец, существенным минусом использования подвижного состава в качестве носителя ракетных комплексов является неизбежный в таких случаях износ железнодорожного полотна, препятствующий дальнейшей эксплуатации как самих БЖРК, так и обычных поездов. Однако современные технологии позволяют успешно решить большинство из перечисленных проблем, и тем самым открывают перспективу дальнейшего развития и модернизации поездов-ракетоносцев.

Более семидесяти лет назад произошло первое испытание ядерного оружия , когда человечество перешло в новую эпоху. С той поры над нашей цивилизацией нависает угроза полного ядерного уничтожения, способного смести ее с лица земли. Особенно высока опасность ядерного Армагеддона была в эпоху Холодной войны , во время масштабного противостояния США и СССР.

Уже к середине 70-х годов две супердержавы накопили такие арсеналы ядерного оружия, которых хватило бы уничтожить почти все живое на планете. В то время хрупкий мир держался на балансе страха, на гарантии неминуемого взаимного уничтожения. Ученые и военные обеих стран ломали голову над созданием новых видов ядерного оружия и средств его доставки, чтобы даже после нанесения первого удара агрессор не остался безнаказанным.

Одним из самых опасных видов советского оружия западные военные эксперты считали «ракетные поезда». Эти составы-призраки курсировали по всей необъятной территории Советского Союза, и отследить их передвижение было практически нереально. Каждый подобный поезд мог устроить противнику 900 Хиросим .

Американцы пытались создать подобный комплекс, но эта задача оказалась для них слишком сложной. В СССР работы над созданием боевых железнодорожных комплексов (БРЖК) начались еще в середине 60-х годов. На вооружение БРЖК были приняты в 1987 году. Согласно договору СНВ-2, подписанному в 1993 году, к 2007 году все «ракетные поезда» были уничтожены.

В 2013 году российское Министерство обороны официально заявило о начале работ по созданию БРЖК нового поколения. Новый ракетный поезд назвали «Баргузин». Предполагается, что БРЖК «Баргузин» поступит в войска в 2020 году.

Совсем не добрый «Молодец»

Идея размещения ракетного оружия на железнодорожной платформе не является советским ноу-хау. Подобные работы проводились в гитлеровской Германии. А еще ранее железнодорожные платформы использовали в качестве базы для ствольный артиллерийских систем большого калибра. Немцы планировали запускать с железнодорожных платформ ракеты Фау-2 .

В СССР подобными разработками занимались многие видные конструкторы: Лавочкин, Янгель, Королев. Успеха не смог достигнуть ни один из них: ракетная техника 50-70 годов была слишком громоздкой и ненадежной. Только после появления первых твердотопливных ракет появилась надежда на создание серийного БРЖК.

Созданием поезда занимались знаменитые братья академики Владимир и Алексей Уткины. Головным разработчиком комплекса являлось днепропетровское КБ «Южное». Эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и ракетного железнодорожного комплекса появился в 1982 году.

Проект был уникальным, никто в мире ничего подобного ранее не делал. Чтобы вписать межконтинентальную баллистическую ракету в стандартный железнодорожный вагон, конструкторам пришлось решить множество технических проблем. Длина вагона составляет 24 метра, иначе он не сможет передвигаться по железной дороге, но таких коротких баллистических ракет прежде не делали.

Еще одной проблемой был вес ракеты: средняя МБР весила около 100 тонн. Три ракеты запросто могли раздавить железнодорожное полотно. Также его нужно было уберечь во время пуска. Что-нибудь нужно было придумать с контактной сетью и с высоким уровнем электромагнитного излучения, которое от нее исходит.

Чтобы вместить ракету в требуемые габариты, ее обтекатель и сопла были сделаны складными, вагон получил восемь пар колес, что снизило нагрузку на железнодорожное полотно. Специальный манипулятор отодвигал путевые провода во время старта ракеты, для предотвращения воздействия на поезд выхлопных газов РТ-23 на ракете использовали минометный старт.

В 1985 году начались испытания ракеты и ракетного комплекса. Были проведены 32 пуска, поезд прошел по дорогам страны более 400 тыс. км. В 1988 году комплекс был испытан на устойчивость к воздействию электромагнитного излучения, а в 1991 году проверялась его защита от ударной волны. Испытания прошли успешно.

В 1987 году – было развернуто 7 полков БРЖК. Официально на вооружение комплекс был принят в 1988 году. Его назвали «Молодец». В натовской классификации он имеет другое название – «Скальпель» (Scalpel).

При движении по железной дороге боевой ракетный железнодорожный комплекс может менять место дислокации на 1 тыс. км за одни сутки.

Устройство железнодорожного ракетного комплекса «Молодец»

Железнодорожный комплекс состоял из трех вагонов-пусковых установок, в каждом из которых находилась МБР РТ-23УТТХ, и командного модуля, состоящего из семи вагонов. Также в составе поезда имелась цистерна с запасом горюче-смазочных материалов. Движение осуществлялось при помощи двух тепловозов ДМ-62.

Нагрузка на колесные пары у железнодорожного комплекса была очень высока, и чтобы они не разрушились во время старта, конструкторам пришлось придумать оригинальное техническое решение. Три пусковых вагона практически находились в единой сцепке: во время пуска они принимали часть нагрузки на себя.

Конструкция ракеты РТ-23УТТХ также получилась весьма необычной. Прежде всего, ее создателей сильно ограничивали габариты товарного вагона, поэтому часть ракеты сделана складной. Все три ступени изготовлены из композитных материалов, все они оснащены твердотопливными двигателями.

В головной части ракеты находились десять боевых блоков индивидуального наведения и система преодоления ПРО. Каждый из блоков имел мощность 0,43 мегатонны. Обтекатель ракеты был надувной, что также уменьшало габариты ракеты. Система управления РТ-23УТТХ – инерциального типа с бортовой вычислительной машиной.

Пуск ракеты мог быть осуществлен с любой точки маршрута. Крыша вагона раздвигалась, специальный манипулятор отодвигал контактную сеть, а ракета стартовала из контейнера минометным способом. Сразу после выхода из контейнера ракета отклонялась от стартовой точки и только потом запускался двигатель первой ступени. Это нужно, чтобы реактивные продукты сгорания не повредили поезд и железнодорожные пути под ним.

Командный модуль имел повышенный уровень защиты от электромагнитного излучения и аппаратуру специальной связи.

БРЖК «Молодец» действительно можно назвать уникальным комплексом. После выхода на боевое дежурство они мгновенно «растворялись» в гигантских просторах страны среди тысяч обычных железнодорожных составов. Вероятному противнику гораздо проще было обнаружить советскую подлодку в глубинах Атлантики, чем БРЖК во время боевого патрулирования. Кроме того, для поездов были созданы специальные отстойники, вдоль маршрутов их патрулирования было укреплено железнодорожное полотно.

Поезд с ракетами БРЖК «Баргузин»

В последние годы американцы активно работают над системой противоракетной обороны и программой быстрого глобального удара (Prompt Global Strike), которая способна наносить массированный удар по объектам в любой точке планеты. Естественно, что основными потенциальными целями для подобного оружия на территории нашей страны являются объекты российских и китайских стратегических сил.

Давным-давно известно расположение МБР шахтного базирования, потенциальный противник знает и о маршрутах мобильных ракетных установок («Тополь»). Наибольшую проблему в настоящий момент для американцев представляют российские подлодки-ракетоносцы. Но их мало.

Именно поэтому в начале нынешнего десятилетия было принято решение о воссоздании ракетных железнодорожных комплексов. БРЖК нового поколения получил название «Баргузин». Его разработкой занимается Московский институт теплотехники (МИТ). Представители российской «оборонки» уже не раз заявляли, что «Баргузин» будет абсолютно новым комплексом, а не модернизацией «Молодца». За тридцать лет, которые прошли со времени создания советского ракетного комплекса, технологии далеко ушли вперед.

Информации о новом комплексе и ракете, которой он будет вооружен, пока немного. В 2014 году стало известно, что на «Баргузин» будет установлена ракета Р-24 «Ярс» . До этого рассматривались такие варианты, как Р-26 «Рубеж» и 3М30 «Булава» .

До 2020 года планируется полностью выполнить конструкторские работы и провести испытания комплекса. БРЖК «Баргузин» после 2020 года должен уже поступать в войска. Это все было указано в планах 2012 года. Насколько они выполняются, соблюдается ли график работ – неизвестно. Не так давно появилась информация, что в 2014-2015 годах был проведен большой объем работ в рамках этого проекта.

«Баргузин» во многом будет повторять предыдущий ракетный железнодорожный комплекс. В его состав будет входить несколько вагонов с пусковыми контейнерами для МБР, а также командный пункт и вагоны для обслуживающего персонала. Пусковую установку для БРЖК разрабатывает волгоградский ФГУП ЦКБ «Титан», по крайне мере, именно это предприятие получило соответствующий патент. Стартовое оборудование для комплекса разрабатывается в КБ специального машиностроения. В комплексе будет использован один тепловоз вместо двух на БРЖК «Молодец».

В СМИ появлялась информация, что комплекс «Баргузин» будет иметь шесть вагонов с МБР (один полк РВСН), а ракетная дивизия – пять таких полков.

Комплекс будет вооружен ракетой «Ярс» или «Ярс-М», унификация будет высокой, но, конечно, ниже 100%.

Ракета будет иметь три ступени с твердотопливными двигателями классической компоновки. Система наведения боевых блоков – инерциальная. Возможно, блоки будут оснащены системой маневрирования. Ракета будет оснащена системой преодоления ПРО противника.

«Ярс» легче, чем РТ-23УТТХ, он содержит всего четыре разделяющихся блоков, вместо десяти у советской ракеты. В новом комплексе будут использованы технические решения, разработанные при создании «Молодца»: минометный старт, отвод контактного провода, отклонение ракеты после старта.

Автономность «Баргузина» должна составлять тридцать суток, за сутки он будет способен пройти 1 тыс. км. Комплекс ничем не будет отличаться от обычного грузового состава, что станет гарантией его неуязвимости.

Видео о ракетных комплексах

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Мобильный ракетный комплекс с мощными ракетами, скрытно размещавшийся в железнодорожных вагонах.

Постановление о начале разработки в СССР мобильного комплекса стратегических ракет на железнодорожной платформе вышло в 1969 году. Разработчик комплекса — конструкторское бюро «Южное» (Днепропетровск).

Причиной стала информация о создании в Штатах твердотопливной ракеты MX (будущей LGM-118 Peacekeeper), предназначенной сразу для нескольких вариантов базирования, в том числе и железнодорожного. Американцы в итоге ограничились только шахтным вариантом своего комплекса, а СССР создал БЖРК с ракетой, которая также могла быть развернута в шахтах.

БЖРК представлял собой железнодорожный состав, замаскированный под обычный, с вагонами-рефрижераторами, багажными и почтовыми вагонами (четырех- и восьмиосными).

В «ракетный поезд» входили два тепловоза типа ДМ-62 , командный пункт из семи, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три трехвагонные пусковые установки с ракетами. Такой состав выходил из пункта базирования и под видом обычного гражданского поезда курсировал в железнодорожной сети, оставаясь в готовности к старту.

БЖРК с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец». Фото: Википедия

При создании состава была применена масса оригинальных решений — начиная от создания уникальной системы балансировки нагрузки, позволявшей равномерно распределять давление от вагона с ракетой на два соседних вагона, и заканчивая мачтовой системой, которая аккуратно отводила в сторону электрическую контактную сеть над путями, мешавшую старту ракеты.

Первый состав заступил на боевое дежурство 20 октября 1987 года. Советский Союз создал три дивизии на «ракетных поездах»: под Костромой, под Красноярском и под Пермью, всего 36 пусковых установок в 12 составах.

Ракетой комплекса была выбрана РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61). Ракета РТ-23 также существовала и с нее, собственно, все и началось, однако в процессе создания БЖРК было принято решение ставить его на вооружение с более совершенной ракетой.

Ракета РТ-23УТТХ массой чуть менее 105 тонн несла 10 боевых блоков мощностью по 430 кт. По конструкции ракета твердотопливная трехступенчатая.

С августа 1988 года версия этих ракет под индексом 15Ж60 начала ставиться на вооружение и шахтных ракетных комплексов. Основным отличием ракеты 15Ж60 от 15Ж61 было применение нового высокоэнергетического топлива типа «Опал», а также комплекс мероприятий по повышению стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва. До июля 1991 года было развернуто 56 ракет, последние сняты с вооружения в 1999 году.

Последние «ракетные поезда» были сняты с вооружения российских РВСН в начале 2000-х годов. Связано это было и с высокой стоимостью содержания, и с давлением Вашингтона, а также со сложностями эксплуатации тяжелых «ракетовозов» на неукрепленных железнодорожных путях, на которые в 90-е годы практически не выделялось денег. Наконец, заканчивался гарантийный срок ракет РТ-23УТТХ (15 лет), а получить новые было невозможно: их разработчиком и производителем был днепропетровский «Южмаш», после 1991 года оставшийся на Украине.

Однако в данный момент принято решение о восстановлении БЖРК в составе РВСН. Сообщалось, что в 2014 году Московским институтом теплотехники должно было быть завершено эскизное проектирование нового комплекса. Для новой версии, которая будет меньше, чем прежняя, выбрана более легкая ракета «Ярс». Как сообщалось, такие комплексы могут появиться на вооружении уже до 2020 года.

Стратегический «Молодец». История железнодорожных ракетных комплексов Михайлов Владимир Сергеевич

Ликвидация БЖРК РТ-23УТТХ

Ликвидация БЖРК РТ-23УТТХ

До 1991 года БЖРК трех дивизий РВСН несли боевую службу на железнодорожных магистралях СССР. Это являлось постоянной проблемой для военно-политического руководства США. Исходя из этого оно осуществляло постоянное давление на руководство СССР, с целью ликвидации этой угрозы. И достигло в этом успеха. С 1991 года по решению государственного руководства СССР БЖРК стали нести боевое дежурство на базах без выезда на железнодорожную сеть страны. Это практически полностью лишало какого -либо смысла существования БЖРК. Более 10 лет БЖРК стояли, что называется, на приколе.

После смены государственного руководства российская сторона в ходе переговоров по подготовке Договора СНВ-1, вступившего в силу в декабре 1994 г., согласилась на ограничение боезарядов на мобильных ракетах наземного базирования, ограничения боевого патрулирования этих ракет. В отношении мобильных ракетных комплексов были предусмотрены и более строгие, чем для стационарных ракет, процедуры ликвидации. Для исключения этих ракет из зачета нужно было ликвидировать не только пусковые установки, но и сами ракеты.

В итоге Договор СНВ-1 ограничивал развертывание ракетных комплексов железнодорожного базирования, а развернутые такие комплексы были ограничены в передвижениях и размещались только в пунктах постоянной дислокации. Значение этих комплексов как боевых систем российских СЯС было практически сведено к нулю. К этому времени существовало 36 ракет РТ-23/РТ-23УТТХ, размещенных в железнодорожных пусковых установках. В каждой ракете было 10 боевых блоков с мощными спецзарядами. Ответный удар этими комплексами был бы сокрушительным.

В следующем Договоре СНВ-2, подписанном в январе 1993 г. ключевым положением стала ликвидация всех МБР «тяжелого класса» и подвижных ракетных комплексов.

Неудивительно, что основные усилия США были направлены на ограничение функционирования и последующую ликвидацию российских БЖРК. С этой целью американцы добились включения в тексты Договора о СНВ и его приложений ограничительно-ликвидационных статей и процедур, выполнение которых и привело к уничтожению наших железнодорожных ракетных комплексов. Ограничения эти были односторонними, как потом стало ясным, свою аналогичную группировку в США развертывать не планировали.

Это подтверждается, в частности, следующим. Так, согласно п.10b статьи III договора американская сторона существующими типами МБР для мобильных пусковых установок заявила ракету МХ, при этом тактико-технические характеристики для железнодорожного варианта почему-то указаны не были. Было отмечено, что ракета в мобильном варианте не развернута.

Спрашивается: где же американский БЖРК? Почему не заявлены объекты инфраструктуры их базирования? В ходе инспекций выяснилось, что к дооборудованию авиабаз в интересах развертывания БЖРК американцы и не думали приступать.

На рубеже 1990-2000 гг. в западных странах сложилось мнение относительно проблем ликвидации сокращаемых вооружений, и прежде всего вооружений, принадлежавших бывшему Советскому Союзу. В США и в других странах Запада считали, что содействие в решении этого вопроса - это не стандартное оказание иностранной помощи, а общее дело уменьшения угрозы применения оружия массового уничтожения и предотвращение его распространения.

Российская Федерация, так же как Украина, Казахстан и Белоруссия, приняла этот подход, Планы общих действий в данном направлении при обеспечении финансирования со стороны США получили название «Программы совместного снижения угрозы (СТЯ - Cooperative Threat Reduction)». Русское обозначение - ССУ (совместное уменьшение угрозы).

Для организации работ на межгосударственном уровне 17 июня 1992 г. было подписано «Соглашение между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией относительно безопасных и надежных перевозок, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия» со сроком действия 7 лет.

А 15-16 июня 1999 г. был оформлен специальный протокол, продлевающий срок действия Соглашения 1992 г. еще на 7 лет. Предусматривалось, что база, созданная при реализации программы ССУ, будет использоваться в дальнейшем для продолжения процесса разоружения и обеспечения безопасности.

Тогда же в ответ на инициативу США, якобы прекращение разработки МБР «МХ» железнодорожного базирования, тогдашнее руководство нашей страны поспешило объявить об отказе от дальнейшего развертывания и модернизации МБР РС-22В.

Более чем странное политическое решение. Но в то время, исходя из «общечеловеческих ценностей», наше государственное руководство могло пойти на что угодно. Скорее всего, оно не полностью понимало, что делает. А советоваться со специалистами, как это, например, делал Л.И. Брежнев, им было не свойственно. Ведь они могут посоветовать то, что может не понравиться нашим заокеанским партнерам. Так было, например, с необъяснимым решением о ликвидации новейших полностью развернутых оперативно-тактических ракетных комплексов «Ока».

Гарантийный срок эксплуатации комплекса БЖРК 15П961 был вначале сравнительно небольшим, опыта эксплуатации таких комплексов еще не было. Затем он был продлен до 15 лет. В соответствии с этим этот срок возможной эксплуатации для самых первых комплексов, поставленных на дежурство, должен был закончиться в 2001 г. Срок службы всех ракет 15Ж61 по естественным причинам ограничивался серединой 2000-х гг.

В отличие от отечественных ракет с ЖРД, которые служат в заправленном состоянии по три десятилетия, ракеты с РДТТ по специфике применяемых топлив имеют меньший срок службы. Даже если бы разработчики провели бы большой объем работ по подтверждению возможности дальнейшего продления сроков эксплуатации, то с определенным риском можно было надеяться на очень небольшое дополнительное продление.

Фото 84. Пустые корпуса двигателей, приготовленные к утилизации

В принципе это не абсолютный тупик. В США для продления сроков эксплуатации ракет семейства «Минитмен» применялось удаление из корпусов двигателей твердотопливных зарядов и последующее заполнение их новым топливом.

Однако в условиях разрыва политических и экономических связей между Россией и Украиной, дефицита бюджетных ассигнований, неустойчивого функционирования финансовых систем, катастрофической деградации управляющих органов, вымывания из них квалифицированных и опытных специалистов выполнение такой программы применительно к ракетам РТ-23УТТХ (15Ж61) было нереально.

Так что вывод из эксплуатации и последующая ликвидация ракет 15Ж61 в 2002-2006 гг. имели под собой не только политические, но и технические причины. Но тогда об этом не вспоминали.

Впоследствии многие руководители Министерства обороны России выражали сожаление по поводу необдуманного и скоропалительного решения о снятии с эксплуатации и ликвидации БЖРК. Но в прямом смысле «поезд уже ушел». Решение об отказе модернизации комплексов БЖРК автоматически ограничивало период пребывания их твердотопливных ракет на боевом дежурстве гарантийным сроком эксплуатации.

1 сентября 2005 года была снята с боевого дежурства последняя ракетная дивизия БЖРК. Создание БЖРК было сложнейшей задачей. Но и их ликвидация тоже явилась непростым делом. В этих работах были задействованы значительные силы войсковых частей и промышленных предприятий.

Когда уже стало ясным, что служба БЖРК заканчивается, некоторое время рассматривался вопрос о возможности создания на его основе средства для запуска космических аппаратов. Проработки по этому вопросу велись в КБ «Южное» и ЦНИИмаш. Идея вытекала из успешной конверсионной программы МКК «Космотрас» превращения тяжелых МБР РС-20, разработанных КБ «Южное», в ракету-носитель «Днепр». Автору вместе со специалистами предприятий пришлось заниматься анализом возможности и целесообразности аналогичного использования БЖРК, при этом учитывался уже накопленный в программе «Днепр» опыт. Идея оказалась достаточно сложно реализуемой технически, слишком специфичными были конструкция ракеты, ее головной части и пусковой установки. Естественное свойство железнодорожного комплекса делать запуски космических аппаратов из любой точки перевешивалось сложностью программы и ее экономической неэффективностью. Работы в этом направлении развития не получили.

Фото 85. Одно из сооружений пункта постоянной дислокации БЖРК оставленное после окончания их эксплуатации

Для ликвидации БЖРК в Министерстве обороны России были организованы базы хранения и перегрузки элементов комплекса. Такая база «Бершеть» была сформирована на базе расформированной ракетной дивизии. Основные задачи базы заключались в поддержании в работоспособном состоянии технологического оборудования и технических систем БЖРК для выгрузки ракет, демонтажа оборудования и отправки его на базу ликвидации; проведения технических обслуживаний агрегатов и систем БЖРК. Там же выполнялись мероприятия по выводу БЖРК из эксплуатации, выгрузки ракет и отправки их на утилизацию на предприятия промышленно - сти и базы ликвидации.

База хранения элементов боевого железнодорожного ракетного комплекса «Красноярск» была также сформирована на базе расформированной ракетной дивизии. Ее задачей было обеспечить работоспособность оборудования и обеспечения при его помощи отправки элементов комплекса на базу «Бершеть» с целью выгрузки ракет и демонтажа оборудования. В период 2002-2006 гг. на базах было выведено из эксплуатации и демонтировано оборудование 12 БЖРК и двух учебных пусковых модулей. Проведены работы по выгрузке 36 ракет РТ-23УТТХ из железнодорожных мобильных пусковых установок, сливу топлива из блоков разведения.

Ракеты для дальнейшей ликвидации отправлялись на ФГУП «Пермский завод «Машиностроитель», где были созданы соответствующие мощности. На соседней площадке другого пермского предприятия НИИ ПМ производилось выжигание топлив из корпусов твердотопливных двигателей.

Оборудование после ликвидации отправлялось на арсеналы РВСН. Составные части боевого железнодорожного стартового комплекса (БЖСК) отправлялись для дальнейшей утилизации вагонов на базу ликвидации «Брянск».

База ликвидации ракетной техники и вооружения «Брянск» была введена в строй в сентябре 2002 г. на производственных мощностях Центрального ремонтного завода РВСН «Брянск». Она была предназначена для обеспечения выполнения условий Договора о сокращении и ограничении СНВ в части ликвидации модулей БЖРК, приведения в состояние, непригодное для применения вагонов, связанных с пуском. Подготовку к этому процессу, поставку необходимого оборудования и отработку технологии ликвидации вела организация «АСКОНД», объединявшая опыт специалистов промышленности и Министерства обороны Российской Федерации. Эта организация, являвшаяся продолжателем дел 1-го Главного управления Минобщемаша СССР, накопила к этому времени большой опыт реализации сложных международных конверсионных проектов.

Фото 86. Ликвидация вагонов БЖРК на базе «Брянск»

Работы выполнялись в соответствии с российско-американскими соглашениями. Под контролем инспекционных групп США проводилось: удаление из железнодорожного вагона установочно-пускового механизма; отрезка рамы от установочно-пускового механизма, на который крепится и поднимается МБР; удаление аппаратуры обеспечения пуска ракеты, включая навесные приборные отсеки, из железнодорожного вагона; разрезка железнодорожного вагона на две приблизительно равные части. По состоянию на начало 2007 г. программа ликвидации БЖРК была завершена, ликвидировано 34 железнодорожные мобильные пусковые установки.

Судьба пунктов постоянной дислокации БЖРК была печальной. После выполнения функций баз хранения и ликвидации охрана с них была снята, воинские части расформированы, сооружения заброшены. В них был практически открыт доступ всем желающим, в том числе мародерам. Некоторые из сооружений полностью выведены из строя, а часть пребывает в состоянии, еще позволяющем надеяться на возможность их возрождения после ремонта и переоснащения.

История БЖРК могла бы иметь продолжение, ведь одновременно с принятием в 1989 г. на вооружение железнодорожного комплекса с ракетой РТ-23УТТХ КБ «Южное» приступило к проектным работам по перспективному твердотопливному комплексу «Ермак» (РТ-23УТТХМ), он должен был иметь качественно лучшие характеристики. Был учтен весь полученный опыт, применены новые материалы и топлива. Комплекс был спроектирован, отработан, подготовлен к летным испытаниям. Ракета этого комплекса № 1Л была изготовлена в декабре 1991 г. Но в силу политических причин работы по этой программе были остановлены.

Документация, опыт создания БЖРК на Украине в какой-то степени сохранились, и в последнее время с развитием на Украине политического кризиса высказываются обоснованные опасения, что украинская сторона, исходя из политических интересов, тяжелейшей экономической ситуации, будет вынуждена делиться информацией по разработке стратегических ракетных комплексов с третьими странами. Нельзя полностью исключить, что к ней может относиться информация по комплексам железнодорожного базирования.

Из книги Берлин 45-го: Сражения в логове зверя. Части 2-3 автора Исаев Алексей Валерьевич

Ликвидация альтдамского плацдарма Последним сражением 1-го Белорусского фронта в Померании стал разгром II армейского корпуса (вскоре переименованного в XXXII армейский корпус), III танкового корпуса СС и борьба за плацдарм у Альтдамма. Расширяя фронт боевых действий в

Из книги Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия автора Колпакиди Александр Иванович

Ликвидация немецкой базы Еще одна крупная разведывательно-диверсионная операция РОН была проведена летом – осенью 1943 года. В это время заметно активизировались действия немецких малых сторожевых катеров. Незадолго до этого они потопили дозорный катер Балтфлота, а

Из книги Неизвестный Сталинград. Как перевирают историю [= Мифы и правда о Сталинграде] автора Исаев Алексей Валерьевич

Ликвидация Сиротинского плацдарма Еще в разгар боев в излучине Дона ОКХ и командование 6-й армии размышляли о плане дальнейших действий. В телефонограмме в ОКХ 7 августа 1942 г. штаб Паулюса вполне однозначно обрисовал свои намерения и побудительные мотивы для нанесения

Из книги Нож в спину. История предательства автора Млечин Леонид Михайлович

МИНСК-43. НОЧНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ Это была самая громкая и успешная операция, проведенная советскими спецслужбами в годы войны. Это была показательная казнь. Главу оккупационной администрации уничтожили в тот момент, когда он ощущал себя в полной безопасности, - в своем доме, в

Из книги Война США в Афганистане. На кладбище империй автора Джонс Сет Дж.

Ликвидация безопасных районов Третьим шагом должно стать уничтожение убежищ боевиков в Пакистане. Наличие убежищ за границей являлось решающим фактором успешных действий различных экстремистских военизированных группировок в недавней истории Афганистана. Шеф

Из книги Тайная история сталинского времени автора Орлов Александр Михайлович

Ликвидация чекистов 1В день, когда советские газеты объявили, что смертный приговор обвиняемым на втором московском процессе приведен в исполнение, один из следователей Секретного политического управления НКВД, принимавший участие в допросах, покончил с собой. Им было

Из книги Под грифом правды. Исповедь военного контрразведчика. Люди. Факты. Спецоперации. автора Гуськов Анатолий Михайлович

Ликвидация банды Пранаса Владимир Алексеевич Суховилин (мой заместитель) встретил меня на улице, и откровенно заявил: «Слава Богу, что вернулся живым, а то я переволновался, думая, что уж больше не увидимся».Отдохнув малость от пережитого, на следующий день снова взялись

Из книги Гитлеровская машина шпионажа. Военная и политическая разведка Третьего рейха. 1933–1945 автора Йоргенсен Кристер

Ликвидация «Красной тройки» Положение на Восточном фронте изменилось в пользу Советов, а «Красная тройка» продолжала работать. Ответственность за ее ликвидацию лежала на шефе разведки СД Вальтере Шелленберге, но и ему, несмотря на сотни засланных в Швейцарию агентов,

Из книги Кто помогал Гитлеру? Европа в войне против Советского Союза автора Кирсанов Николай Андреевич

Ликвидация Чехословацкого государства На этот раз поводом для операции против Чехословацкой Республики послужил внутриполитический конфликт. Развязал его президент Э. Гаха, когда попытался покончить с угрозой словацкого сепаратизма. 10 марта 1938 года президент

Из книги Шелковый путь. Записки военного разведчика автора Карцев Александр Иванович

Ликвидация Утром следующего дня меня вызывает командир полка. Приказывает выделить двух снайперов. А им – подавить минометный расчет. Голос у подполковника Прудникова тихий и интеллигентный. Такой же, как и он сам. И такой же смертельно усталый. Задача поставлена очень

Из книги Западный фронт РСФСР 1918-1920. Борьба между Россией и Польшей за Белоруссию автора Грицкевич Анатолий Петрович

ЛИКВИДАЦИЯ ЛИТ-БЕЛ В связи с неуклонным продвижением польских войск на восток, с 8 апреля 1919 года Лит-Бел была объявлена на военном положении, а с 11 апреля власти ввели в республике всеобщую трудовую повинность для лиц старше 18 лет, то есть, принудительный бесплатный труд

Из книги Стратегический «Молодец». История железнодорожных ракетных комплексов автора Михайлов Владимир Сергеевич

Создание боевого железнодорожного ракетного комплекса РТ-23УТТХ (15П961 «Молодец») с ракетой 15Ж61 Необходимость дальнейшего повышения характеристик уже была ясна на этапе разработки комплексов РТ-23. Желаемые характеристики, особенно по стойкости ракет, для стационарного

Из книги Ягода. Смерть главного чекиста (сборник) автора Кривицкий Вальтер Германович

Основные предприятия, создавшие комплексы РТ-23 и РТ-23УТТХ КБ «Южное» и ПО «Южный машиностроительный завод». История этих двух выдающихся ракетно-космических предприятий неразрывно связана на протяжении всей их истории. Их вклад в развитие мировой ракетно-космической

Из книги автора

Управление программой создания комплексов РТ-23 и РТ-23УТТХ В создании, производстве, эксплуатации БЖРК РТ-23 и РТ-23УТТХ принимало участие несколько сотен научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов, войсковых частей, которые работали по

Из книги автора

Производство, развертывание и эксплуатация БЖРК РТ-23УТТХ Изготовление ракет комплексов РТ-23УТТХ велось той же кооперацией предприятий, что и ракет комплексов РТ-23. Сохранилась кооперация и по наземной части комплексов. Серийное производство ракет 15Ж61 и 15Ж60 и двигателей

Из книги автора

ЛИКВИДАЦИЯ ЯГОДЫ Появление всемогущего начальника сталинской тайной полиции на скамье подсудимых произвело в стране фурор. Тем более что Сталин, по своему обычаю, навесил на него множество невероятных грехов. Оказывается, Ягода, в течение пятнадцати лет возглавлявший

Работы по созданию подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) начались в середине 1970-х годов. Первоначально комплекс разрабатывался с ракетой РТ-23, оснащаемой моноблочной головной частью. После испытаний БЖРК с МБР РТ-23 был принят в опытную эксплуатацию.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ракетного комплекса с ракетой РТ-23УТТХ «Молодец» (15Ж61) в трех вариантах базирования: боевой железнодорожный, подвижный грунтовый «Целина-2» и шахтный. Головной разработчик — КБ «Южное» (генеральный конструктор В.Ф.Уткин). В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками (ЖДПУ). В частности, для стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог, БЖРК был оснащен высокоточной навигационной системой, а ЖДПУ — специальными устройствами закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС).

В 1991 году НПО «Южное» предложило использовать ракету типа РТ-23УТТХ для запуска космических аппаратов на орбиту Земли с высоты 10 километров, после сброса ракеты на специальной парашютной системе с тяжелого транспортного самолета АН-124–100.

На западе ракета РТ-23УТТХ (15Ж61) получила обозначение SS-24 «Sсаlреl» Моd 3 (РL-4).

Наименование по СНВ-1 — РС-22В, классификация по СНВ-1 — собранная МБР в пусковом контейнере (Класс А)

В состав БЖРК входит железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации:

три трехвагонных пусковых модуля с МБР РТ-23УТТХ;
командный модуль в составе 7 вагонов;

вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов;

два тепловоза ДМ-62.

В каждом из локомотивов несет дежурство отдельная локомотивная бригада. При подготовке офицерских локомотивных бригад БЖРК, для детального ознакомления с маршрутом, они периодически откомандировываются на гражданские составы МПС, следующие по тому же маршруту.

БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. Пусковые модули имеют по восемь колесных пар. Остальные вагоны — вагоны обеспечения, имеют по четыре колесные пары.

Ракета РТ-23УТТХ (см.схему) имеет три ступени плюс ступень разведения боевых блоков. Первая, вторая и третья ступени имеют цельномотанный корпус типа «кокон» из композиционного материала. Первая ступень оснащена твердотопливным двигателем 15Д206 (заимствован с ракеты 15Ж44) с центральным неподвижным, частично утопленным соплом, работающем на смесевом топливе Т9-БК-8Э. Вторая и третья ступени также имеют твердотопливные двигательные установки, сопло — центральное неподвижное, раздвижное. Топливо второй ступени — «Старт», третьей — АП-65. Управление первой ступенью осуществляется вдувом горячих газов в закритическую часть сопла двигательной установки, второй — отклонением головной части и частично аэродинамическими рулями, установленными на носовом обтекателе.

Головная часть — разделяющегося типа индивидуального наведения с десятью боевыми блоками мощностью 0,43Мт и комплексом средств преодоления ПРО.

Ступень разведения боевых блоков — «толкающей» схемы, размещение боевых блоков в один ярус, двигатель ступени — четырехкамерный ЖРД 15Д264, работающей на НДМГ и АТ.

На ракете 15Ж61 сохранены отработанные на ракетах 15Ж44 и 15Ж52 схемные и конструктивные решения по управлению полетом II и III ступеней отклонением головного отсека, минометному разделению ступеней, отделению боевой ступени и разведению элементов боевого оснащения. Минометное разделение ступеней обеспечивается за счет наддува газом от порохового аккумулятора давления межступенного объема и поперечного деления переходного отсека удлиненным кумулятивным зарядом. Такая конструкция гарантирует безударное разделение ступеней и обеспечивает максимальную плотность компоновки межступенной части ракеты.

Ракета имеет оригинальный надувной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения габаритной длины ракеты и ее размещения в вагоне.

Система управления — инерциальная с бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ) разработана НПО АП под руководством главного конструктора В.А.Лапыгина.

Особенностью системы управления является решение ряда новых задач:

восстановление информации в вычислителе после воздействия ядерного взрыва путем ее перезаписи в оперативное запоминающее устройство из хранителя информации на магнитном диске;
реализация принципов терминального наведения;

использование элементной базы повышенной стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва (1 уровень);

сопряжение с системой боевого управления «Сигнал-А».

Прицеливание осуществляется с помощью наземного гирокомпаса и электронно-оптических средств передачи азимута в бортовую гиростабилизированную платформу.

Пусковая установка 15П761 разработана в КБ специального машиностроения (КБСМ) под руководством главного конструктора Уткина А.Ф. на базе четырехтележечного восьмиосного вагона грузоподъемностью 135 тонн. Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) оснащен системой термостатирования и автоматикой пуска ракеты. Подъем ТПК в вертикальное положение осуществляется пневматическим приводом с помощью ПАД"а. Вагон — пусковая установка оборудован открывающейся крышей с гидравлическим приводом и устройством для отвода контактной сети. Даже уменьшение массы ракеты на 1,5 тонны по сравнению с шахтным вариантом не позволило уложиться в допустимую осевую нагрузку на путь. Для решения этой проблемы применены специальные «разгрузочные» устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

Пуск ракет может осуществляться с любой точки маршрута. Для этого состав останавливается, специальным устройством отводится в сторону контактная подвеска. Пусковой контейнер поднимается в вертикальное положение. После чего осуществляется минометный старт ракеты. Уже в воздухе ракета заклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Заклонение ракеты позволило отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и обеспечить его устойчивость.

Каждая из трех пусковых установок, входящих в БЖРК может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно.

Гарантийный срок хранения ракеты 15 лет.

Летные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61) производились с 27 февраля 1985 года по 22 декабря 1987 года в НИИП-53 (г. Мирный), всего было произведено 32 пуска. Осуществлено 18 выходов железнодорожного состава на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых по железным дорогам страны пройдено более 400 тысяч километров. Испытания проводились в различных климатических зонах от Салехарда на севере до Чарджоу на юге, от Череповца на западе до Читы на востоке.

В 1988 г. на Семипалатинском полигоне были успешно проведены специальные испытания БЖРК на воздействие электомагнитного излучения («Сияние») и молниезащиту («Гроза»). В 1991 г. на НИИП-53 была проведена проверка на воздействие ударной волны («Сдвиг»). Испытывались две пусковые установки и командный пункт. Объекты испытаний располагались: один (ПУ с загруженным в нее электромакетом ракеты, а также КП) — на расстоянии 850 м от центра взрыва, другой (вторая ПУ) — на расстоянии 450м торцом к центру взрыва. Ударная волна с тротиловым эквивалентом 1000 т не повлияла на работоспособность ракеты и ПУ.

Первый ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство 20 октября 1987 года (г. Кострома, командир В.Ю.Спиридонов). К середине 1988 года было развернуто 6–7 полков (всего около 20 ПУ, все под Костромой). К 1999 году развернуто три ракетные дивизии,вооруженных БЖРК и МБР РТ-23УТТХ (под Костромой, пос. Бершеть и пос. Гладкое в Красноярском крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка. Составы находятся на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных сооружениях. При заступлении на боевое дежурство составы рассредотачиваются.

При движении по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки. С 1991 года по договоренности с США, БЖРК несут боевое дежурство на базе, без выезда на железнодорожную сеть страны.

По договору СНВ-2, Россия должны была снять с вооружения все ракеты «Молодец» до 2003 года. Однако, после одностороннего выхода США из договора по ПРО, Москва заявила о неактуальности этого соглашения.

Кроме того, ранее планировалось сократить и все ракетные дивизии — костромскую, красноярскую и пермскую, — оснащенные БЖРК, превратив их в базы хранения. Теперь будет оставлена на боевом дежурстве костромская дивизия, оснащенная железнодорожным комплексом РТ-23УТТХ.

Боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) останутся в составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) ориентировочно до 2010 года. Об этом заявил командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов.