Воздушные массы атмосферные фронты циклоны и антициклоны. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны

Дождь... Снег... Пронизывающий ветер... Палящее солнце... Эти проявления погоды знакомы каждому из нас с глубокого детства. Но даже прилежно изучив в школе географию, мы всё равно иногда удивляемся резким перепадам температуры и необычным природным катаклизмам. С климатическими скачками неизменно связаны атмосферные фронты. Они формируют каждодневную погоду и определяют границы времён года.

Атмосферный фронт

Слово "фронт" (от латинского "frontis" - лоб, передняя сторона) подразумевает тонкую грань между чем-то. Она может проходить, например, между разными районами боевых действий: областями концентрации сил противника и дружеской армией. Если мы употребляем словосочетание "фронт атмосферный", то имеем в виду границу в воздухе, некий рубеж в атмосфере. Что именно он разделяет, и как это влияет на нас?

Матушка-природа сформировала благоприятный климат, в котором человек может существовать, размножаться и развиваться. Мы живём в тропосфере, нижней части атмосферы, которая не только даёт нам кислород, но и пребывает в постоянном движении. Некие объёмные в ней время от времени взаимодействуют. В середине каждого из этих образований свои небольшие очаги микроклимата, которые отличаются по свойствам, но в целом являются однородными, сохраняя стабильную температуру и влажность. Массы двигаются над поверхностью Земли, встречаются и даже сталкиваются. Но никогда не перемешиваются. Граница между ними и называется атмосферным фронтом.

Основные виды

Ширина полосы между одинаковыми по свойствам воздушными массами достигает отметки в десятки, иногда сотни километров. где всегда происходят скачки давления воздуха, смена облачности и температуры. То есть именно на этих участках можно наблюдать, как на смену жаркому солнцу приходит холодный дождь и наоборот. Если соприкасаются очень близкие, фактически однородные массы, фронт атмосферный не возникает. В результате погода не меняется.

Существует несколько фронтов. Они сформировались на основе главные показатели которых остаются константными.

  1. Арктический. Отделяет холодный арктический воздух от умеренного.
  2. Полярный. Расположен между умеренной и тропической воздушными массами.
  3. Тропический. Это граница между тропической и экваториальной зонами.

В случае полной неподвижности фронт принял бы горизонтальное положение. В этом случае пласт холодного воздуха находился бы всегда внизу, а тёплого - вверху. Но в результате постоянной цикличности он расположен под углом к поверхности земли.

Холодный фронт

Сменится ли погода в нашем регионе и какой она будет - всё это продемонстрирует карта атмосферных фронтов. На ней чётко видно, что тёплый фронт всегда наклонён в ту сторону, в которую движется, холодный - в противоположную. Когда последний перемещается в зону высокой температуры, причём проникает в неё своеобразным клином, выталкивая вверх, на данной территории наступает похолодание. Тёплые массы постепенно остывают, из них освобождается влага - так образуются облака и тучи.

Первым признаком приближения холодного фронта являются дождевые кучевые образования, которые появляются на горизонте. При этом ветер дует порывами, резко меняя направление. Стена проливного дождя обрушивается внезапно. Небо мрачное, его рассекают молнии, гремит гром, иногда идёт град. Ненастье длится не больше двух часов, по истечении которых осадки прекращаются. Температура воздуха опускается, иногда сразу на 5-10 градусов, так как пространство атмосферы полностью занимает холодный фронт, вытеснивший прогретый солнцем воздух.

Тёплый фронт

Он образуется, когда зона высокой плюсовой температуры "натекает" на холодную массу. Она как будто бы скользит по ней, постепенно поднимаясь. Погода меняется плавно, без непредвиденных резких скачков и перепадов. Перистые облака - первый признак того, что надвигается фронт атмосферный, в центре которого довольно высокая температура воздуха. Ветра пока не наблюдается. Если же он есть, то его дуновения всегда приятные и лёгкие.

Постепенно облака тают, и на небе образуется сплошная белая пелена небольших слоистых образований, которые перемещаются по чистому голубому небосводу. Через какое-то время они сбиваются в кучу: плотный слой опускается ниже, поднимается ветер, моросит дождь или падает небольшой снег. Осадки усиливаются, идут несколько часов, иногда дней, после чего наступает потепление. Хорошая погода держится недолго. Фронт атмосферный, в котором температура низкая, догоняет зону тепла, так как движется быстрей и стремительней.

Циклон

Воздух на поверхности земли распределён неравномерно. В результате этого образуются зоны с высоким и низким давлением. В первой области воздух в избытке, во второй - в недостатке. Из зоны высокого давления он вытекает наружу, как бы переливаясь через край стакана, и заполняет собой образовавшиеся "дырки" на том участке, где Это явление природы мы называем ветром.

Участок низкого давления это и есть циклон. Он имеет форму вихря. Посмотрите, как вытекает вода из раковины, - она образует воронку. Тот же принцип демонстрирует нам и погода. Циклон - та же воронка в раковине, только перевёрнутая вверх ногами. В её центре полюс пониженного давления, который со всех сторон затягивает в себя воздух и устремляется вверх, причём закручивается он по часовой стрелке в и против - в северном. Внутри циклона облачно, поскольку вместе с ветром он "всасывает" в себя и облака. Они как с горки скатываются в него из тех зон, где давление повышенное.

Антициклон

Он работает с точностью до наоборот. В центре - высокое давление, воздуха там очень много, поэтому он расползается во все стороны, как будто выдавленный из кондитерского пакета крем. Потоки закручиваются по часовой стрелке в северном полушарии, против - в южном. Приведём ещё один пример: если в трубочку вы втянете газированный напиток, а потом отпустите, он неизменно стечёт в бокал. Аналогичное явление происходит в антициклоне. Только с помощью воздуха и в глобальных масштабах.

Погода в антициклоне обычно ясная, так как высокое давление вытесняет с этого участка облака. При этом летом всегда очень жарко: преграды в виде тучек, мешающие солнцу прогревать воздух, отсутствуют. Зимой всё наоборот. Солнце находится достаточно низко, но прогреть воздух оно не может: нет облаков, а поэтому ничто не задерживает тепло. В результате зимой, когда приходит антициклон, погода ясная, но морозная. Кстати, изучая атмосферные фронты, циклоны и антициклоны, их движения, видоизменения и трансформацию, синоптики составляют прогноз погоды для того или иного региона.

Что день грядущий нам готовит?

Самое трудное, говорят синоптики, это предвидеть погоду на ближайшие трое суток. То есть после сбора всей необходимой информации нужно быстро её обработать, учитывая все капризы атмосферных фронтов, изменения циклонов и антициклонов. И только сопоставив данные, можно делать заключение.

Прогнозы погоды бывают следующими:

  1. Краткосрочный - максимум на трое суток.
  2. Среднесрочный - до десяти суток.
  3. Долгосрочный прогноз погоды - на месяц или сезон.

Первые два вида - это решение синоптиками уравнений термодинамики и динамики, которые описывают состояние атмосферы. Для этого специалисты анализируют возможность смены выпадения осадков, предполагаемые скачки давления и влажности воздуха. Долгосрочный прогноз погоды никогда до конца не бывает точным. Даже имея самое новое оборудование, синоптики не могут предвидеть все сюрпризы, приготовленные природой. Но составлять его в любом случае необходимо, так как в таком прогнозе имеются в виду ожидаемые месячные или сезонные погодные аномалии.

В пограничной полосе 2-х соседних воздушных масс формируется атмосферные фронты. Атмосферный фронт – переходная зона между двумя воздушными массами с различными физическими свойствами. Атмосферный фронт между движущимися воздушными массами пересекается с плоскостью горизонта под углом менее 1º, имеет ширину в горизонтальной плоскости в десятки километров и толщину по вертикали порядка сотен метров. Длина атмосферного фронта достигает тысяч километров.

С фронтами связаны особые явления погоды . Восходящие движения воздуха в зонах фронтов приводят к образованию обширных облачных систем, из которых выпадают осадки на больших площадях. Огромные атмосферные волны, возникающие в воздушных массах по обе стороны от фронта, приводят к образованию атмосферных возмущений вихревого характера – циклонов и антициклонов, определяющих режим ветра и других элементов погоды.

Главные климатические фронты :

Арктический (антарктический) – на границе АВ и УВ.

Полярный – на границе УВ и ТВ.

Внутритропический – на границе ТВ и ЭВ.

Как и для любой контактной, граничащей поверхности, для линии атмосферного фронта характерны бурные, активные процессы перемешивания атмосферы, формирования атмосферных вихрей, развития конвективного подъема воздуха.

По линиям арктического и особенно полярного фронтов происходит формирование циклонов. Этот процесс получил название циклогенеза.

Циклон. Циклон (от греческого kyklon – кружащийся) – крупномасштабное атмосферное возмущение вихревого характера, связанное с областью пониженного атмосферного давления. Минимальное атмосферное давление приходится на центр циклона. Ветры в циклоне северного полушария направлены против часовой стрелки, отклоняясь в нижнем слое к центру; в южном полушарии – по часовой стрелке, с таким же отклонением в нижнем слое.

Схема циклона (Z).

Антициклон. Антициклон – область повышенного атмосферного давления с замкнутыми концентрическими изобарами на уровне моря. Максимальное давление в центре антициклона, к периферии оно убывает. Воздух в антициклоне движется в северном полушарии, огибая центр по часовой стрелке (т.е. отклоняясь вправо), в южном полушарии – против часовой стрелки. В нижнем слое линии тока воздуха имеют форму спиралей, расходящихся от центра. Расходимость воздушных течений в нижних слоях влечет за собой преобладание в антициклоне нисходящих движений (оседания) воздуха с вертикальной составляющей порядка десятков и сотен метров в сутки.

Схема антициклона (Az).

Циклоны (А) и антициклоны (Б) (в северном полушарии)

Фронты постоянно возникают и исчезают (размываются) вследствие определенных особенностей атмосферной циркуляции. Вместе с ними формируются, меняют свойства воздушные массы.

Фронты по характеру перемещения воздушных масс делят на теплые и холодные . Фронт смещается в сторону менее активной воздушной массы. Более активная воздушная масса вытесняет с территории менее активную. Более активной является та масса, где больше барический градиент.

Теплый фронт

Теплым является фронт, который перемещается в сторону холодного воздуха, т.к. теплый воздух является более активным. Он натекает на отступающий холодный воздух, спокойно поднимаясь вверх по фронтальной поверхности. Происходит адиабатическое охлаждение, сопровождающееся конденсацией влаги и образованием мощной облачной системы, что приводит к выпадению осадков. Длина зоны дождей достигает 600- 700 км. В месте подъема теплого воздуха, т.е. на линии фронта формируется зона низкого давления. Холодный воздух медленно отступает. В целом теплый фронт приносит тепло и влагу.

Холодный фронт возникает, когда холодный воздух оттесняет с территории теплый воздух. Теплая воздушная масса оттесняется вверх клином холодного воздуха. Прохождение фронта приводит к смене теплой воздушной массы на холодную, а следовательно, понижению температуры и резким изменениям других метеорологических элементов. Фронтальная поверхность круче, чем у теплого фронта.

Холодный фронт

В зависимости от степени устойчивости теплого воздуха различают холодные фронты 1-го и 2-го родов.

Холодный фронт 1-го рода движется относительно медленно, теплый воздух перед ним поднимается спокойно. Наклон фронта несколько больше, чем у теплого фронта, а зона осадков меньше. В облачной системе преобладают слоисто-дождевые (Ns), затем высокослоистые (As) и далее перисто-слоистые (Cs) облака. Перед фронтом наблюдаются кучево-дождевые облака (Cb). Предвестником фронта являются высококучевые облака (Ac).

Холодный фронт 2-го рода выделяют, когда холодный воздух быстро вторгается и активно оттесняет теплую воздушную массу. Восходящее движение теплого воздуха перед фронтом в нижней части, встречается с нисходящим по фронтальной поверхности. Перед фронтом на высоте возникает инверсия. Также перед фронтом образуется мощная облачная система, в основном из кучево-дождевых облаков (Cb), характерны шквалистые ветры, ливни с грозами, нередко с градом. Но фронт быстро проходит и погода улучшается.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Используя программное приложение MS office «Power Point», я имею возможность быстрого доступа к необходимой информации, возможность осуществлять просмотр в необходимом, на данный момент, режиме - ускорить его или, наоборот, замедлить по ходу объяснения темы.

Во время проведения слайд лекции ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и слухом, что создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала.

Для проведения урока используется новая педагогическая технология – Слайд-лекция. Достоинства применения слайд-лекции в том, что происходит концентрация внимания учащихся на основных моментах учебного материала. Учащиеся не просто слушают лекцию, а видят наглядный материал о погодных явлениях. На уроке успешно сочетается устный лекционный материал с изображением фотоматериалов, картами, видео. Контроль усвоения материала выполняется с помощью заполнения таблицы.

Учащиеся получают более чем достаточно информации на данную тему и учатся её применять на практике.

Цели урока:

  • Образовательные : дать представления об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на погоду.
  • Развивающие :
    • выделить главное, обеспечить осмысление и усвоение учащимися нового материала;
    • определять и объяснять состояние погоды нашей местности в данное время;
    • развивать умения определять по синоптическим картам состояние погоды на ближайшее время.
  • Воспитательные : способствовать воспитанию наблюдательности за признаками погодных явлений и интереса к прогнозированию погоды.

Задачи урока:

  • способствовать развитию познавательного интереса к прогнозированию погоды;
  • совершенствовать умения анализировать и работать с синоптическими картами;
  • воспитывать наблюдательность.

Оборудование: атласы по географии, ЦОР «Тёплый и холодный атмосферные фронты», синоптическая карта России, снимки из космоса, презентация «Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны», мультимедийное оборудование с проектором, таблица для самоконтроля «Сравнительная характеристика циклона и антициклона»

Методы и формы учебной деятельности: обзорная лекция с элементами беседы и практической деятельностью учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

1. Перед изучением новой темы учитель ставит проблемный вопрос, на который учащиеся должны ответить и определить тему изучения нового материала.
– Что мы будем изучать сегодня на уроке на основе увиденных фотографий? (СЛАЙДЫ 1, 2)
«Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны». (СЛАЙД 3)

2. В 7 классе мы изучали климатообразующие факторы. Вспомним их и определим, какой из них сильно влияет на состояние погоды? Этот фактор мы и будем изучать сегодня. (СЛАЙД 4. Ответ: «Движение воздушных масс»)

II. Мотивационный момент:

– Сегодня на уроке мы

  • познакомимся с синоптическими картами, научимся их «читать», определим движение воздушных масс.
  • узнаем, как составляется прогноз погоды на ближайшее время.
  • определим погоду на завтра и послезавтра (для своей местности).

III. Изучение новой темы:

– Как вы уже догадались, речь пойдёт о ясной и пасмурной погоде, о её предсказании.
– Определите, какой день будет, если утром наблюдаем туман? (СЛАЙД 5)
Вспомните, видели вы туман утром? (Учащиеся отвечают )
Учитель на этом примере начинает объяснение.

Это явление природы связано с тем, что утренний холодный воздух сталкивается с приходящим тёплым воздухом. При столкновении двух воздушных масс с разными температурами образуется конденсат в виде тумана. Чем больше разница температур, тем гуще будет туман. (СЛАЙД 5) При этом, день будет ясный, а температура воздуха теплее.
(СЛАЙД 6) Определение понятия «воздушная масса».
(СЛАЙД 7) Типы воздушных масс, встречающихся у земной поверхности.
(СЛАЙД 8) Движение воздушных масс очень хорошо просматривается из космоса. Что вам напоминает каждый из этих космических снимков? (Ответ: Движение лопастей вентилятора)
(СЛАЙД 9) На примере слайда, мы можем определить направление движения такого вихря, а это значит, что можно определить какую погоду принесёт этот вихревой поток. Так составляются прогнозы погоды на ближайшее время с использованием космических снимков воздушных масс.
Воздушные массы бывают двух видов – это циклоны и антициклоны.
(СЛАЙД 10) Циклоны – это вихрь с низким давлением в центре. Рассмотрим механизм образования циклона и его характеристики. Основное направление передвижения циклонов с запада (Атлантический океан) на восток.
(СЛАЙД 11) Антициклон – это вихрь с высоким давлением в центре. Рассмотрим механизм образования антициклона и его характеристики. Приходят в основном из центральных и южных районов континентального климата. Суша прогревается быстрее, поэтому летом приходит жара с засухой. Зимой континент остывает быстрее, воздух ясный и морозный. Самый крупный антициклон, формирующийся над Евразией – Сибирский антициклон.
(СЛАЙД 12) Какие атмосферные вихри принесут такую погоду в наш район? (По фотографиям погоды в Зимовниках учащиеся определяют, где господствует циклон, а где антициклон)
(СЛАЙД 13) Закрепляем умения определять название господствующих воздушных потоков.
(СЛАЙД 14) Все воздушные вихри передвигаются один за другим, изменяя погоду. После просмотра ЦОРов о тёплом и холодном фронтах определим:
– Когда идут ливневые дожди?
– Когда наблюдается моросящий дождь?
Тёплый: http://www.youtube.com/watch?v=xdd1b3XBPCg
Холодный: http://www.youtube.com/watch?v=UAvlyBF7tb8
(в папке есть видео тёплого и холодного фронтов, если не открывается в презентации)
(СЛАЙД 16) Видео тёплого фронта.
(СЛАЙД 17) Видео холодного фронта.
Сейчас познакомимся с синоптической картой. Увидев её, мы сразу можем составить прогноз погоды своей местности, не дожидаясь её озвучивания.
(СЛАЙД 18) Как изображены циклоны? Их направления? Как изображены антициклоны?
Какая погода будет в Свердловске (сейчас Екатеринбурге), если циклон уходит, а антициклон приближается? (Ответ: Пасмурная и дождливая погода через день сменится ясной и солнечной погодой. С 16 марта начнётся потепление )
(СЛАЙД 19) Какая погода будет в Ростове-на-Дону летом? (Ответ: Похолодание, пасмурная и дождливая погода).

IV. Практическая часть урока : Заполним таблицу для закрепления изученного материала. (СЛАЙД 20)

Сравнительная характеристика циклона и антициклона: (СЛАЙД 21) Проверяем ответы.

Рефлексия:

1. Определите о какой погоде (циклоне или антициклоне) идёт речь в стихотворении А.С.Пушкина?

  • Сегодня на уроке мне было …
  • Знания, полученные на уроке, мне пригодятся….
  • Сегодня я…..
  • Мне было легко…
  • Мне было сложно…
  • О том, что я узнал (а), я расскажу…

3. (СЛАЙД 23)

– Посмотрим за окно. Какая погода сейчас?
– По каким признакам вы сделали такой вывод?
– Что будет с погодой, если передали приближение циклона?

Подведение итогов урока. Домашнее задание: параграф 11 на стр.73-80.

– Сегодня я хотела показать изменчивость погоды и объяснить причины перемен состояния воздушных масс. Именно на уроке происходит обучение практическому применению полученных знаний в виде предсказания погоды на ближайшее время по синоптической карте. Собираясь в школу, учащиеся будут рассматривать погоду сегодняшнего дня, научно объясняя её. Но большее удовлетворение они получат от правильного предсказания погоды на завтра. (Например, при быстром приближении циклона в сентябре предсказываем сильный ветер и дождь с похолоданием). Стихотворения показывают состояние погоды, а учитель пытается на практике закрепить полученные знания учащимися и развивает умения объяснять процессы, происходящие в атмосфере. Заинтересованность в данном вопросе является движущей силой в приобретении знаний. Хочется верить, что мой урок будет опробован многими учителями. А презентация к уроку будет опорным конспектом для проведения урока.

Презентация является опорным конспектом урока. Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрированного рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видеофильмами. Слайд-лекция – это такая форма обучения, которая позволяет акцентировать влияние учащихся на значимых моментах информации, излагаемой учителем, с использованием наглядных эффективных образов в виде схем, карт, фото, видеослайдов, таблиц и т.п. Используя программное приложение MS office «Power Point», я имею возможность быстрого доступа к необходимой информации, возможность осуществлять просмотр в необходимом, на данный момент, режиме - ускорить его или, наоборот, замедлить по ходу объяснения темы. Во время проведения слайд лекции ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и слухом, что создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала. Для проведения урока используется новая педагогическая технология – Слайд-лекция. Достоинства применения слайд-лекции в том, что происходит концентрация внимания учащихся на основных моментах учебного материала. Учащиеся не просто слушают лекцию, а видят наглядный материал о погодных явлениях. На уроке успешно сочетается устный лекционный материал с изображением фотоматериалов, картами, видео. Контроль усвоения материала выполняется с помощью заполнения таблицы. Учащиеся получают более чем достаточно информации на данную тему и учатся её применять на практике.

Просмотр содержимого документа
«Урок Климат России»

Урок-презентация с использованием элементов слайд - лекции.

Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. Основа урока – это изложение материала, иллюстрированного рисунками, простыми и анимационными схемами, анимационными и видеофильмами, объединенными вместе при помощи программы Power Point в презентацию. В ходе урока такая презентация может демонстрироваться как с помощью мультимедиапроектора, так и на отдельных компьютерах.

Открытый урок с использованием презентации по теме:

«Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны».

Класс: 8 класс

Учитель: Боханова Светлана Александровна

Цели урока:

ОЦ: Дать представления об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на

РЦ: Выделить главное, обеспечить осмысление и усвоение учащимися нового материала;

Определять и объяснять состояние погоды нашей местности в данное время;

Развивать умения определять по синоптическим картам состояние погоды на ближайшее

ВЦ: Способствовать воспитанию наблюдательности за признаками погодных явлений и интереса

к прогнозированию погоды.

Задачи урока:

    Способствовать развитию познавательного интереса к прогнозированию погоды;

    Совершенствовать умения анализировать и работать с синоптическими картами;

    Воспитывать наблюдательность.

Оборудование: атласы по географии, ЦОР «Тёплый и холодный атмосферные фронты», синоптическая карта России, снимки из космоса, презентация «Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны», мультимедийное оборудование с проектором, таблица для самоконтроля «Сравнительная характеристика циклона и антициклона»

Методы и формы учебной деятельности : обзорная лекция с элементами беседы и практической деятельностью учащихся.

Ход урока:

I . Организационный момент:

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

1. Перед изучением новой темы учитель ставит проблемный вопрос, на который учащиеся должны ответить и определить тему изучения нового материала.

Что мы будем изучать сегодня на уроке на основе увиденных фотографий? (СЛАЙД 1, 2)

«Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны». (СЛАЙД 3)

2. В 7 классе мы изучали климатообразующие факторы. Вспомним их и определим, какой из них сильно влияет на состояние погоды? Этот фактор мы и будем изучать сегодня. (СЛАЙД 4. Ответ: «Движение воздушных масс»)

II . Мотивационный момент:

Сегодня на уроке мы

    познакомимся с синоптическими картами, научимся их «читать», определим движение воздушных масс.

    узнаем, как составляется прогноз погоды на ближайшее время.

    определим погоду на завтра и послезавтра (для своей местности).

III . Изучение новой темы:

Как вы уже догадались, речь пойдёт о ясной и пасмурной погоде, о её предсказании.
- Определите, какой день будет, если утром наблюдаем туман? (СЛАЙД 5)

Вспомните, видели вы туман утром? (Учащиеся отвечают )

Учитель на этом примере начинает объяснение.

Это явление природы связано с тем, что утренний холодный воздух сталкивается с приходящим тёплым воздухом. При столкновении двух воздушных масс с разными температурами образуется конденсат в виде тумана. Чем больше разница температур, тем гуще будет туман. (СЛАЙД 5) При этом, день будет ясный, а температура воздуха теплее.

(СЛАЙД 6) Определение понятия «воздушная масса».

(СЛАЙД 7) Типы воздушных масс, встречающихся у земной поверхности.

(СЛАЙД 8) Движение воздушных масс очень хорошо просматривается из космоса. Что вам напоминает каждый из этих космических снимков? (Ответ: Движение лопастей вентилятора)

(СЛАЙД 9) На примере слайда, мы можем определить направление движения такого вихря, а это значит, что можно определить какую погоду принесёт этот вихревой поток. Так составляются прогнозы погоды на ближайшее время с использованием космических снимков воздушных масс.

Воздушные массы бывают двух видов – это циклоны и антициклоны.

(СЛАЙД 10) Циклоны – это вихрь с низким давлением в центре. Рассмотрим механизм образования циклона и его характеристики. Основное направление передвижения циклонов с запада (Атлантический океан) на восток.

(СЛАЙД 11) Антициклон – это вихрь с высоким давлением в центре. Рассмотрим механизм образования антициклона и его характеристики. Приходят в основном из центральных и южных районов континентального климата. Суша прогревается быстрее, поэтому летом приходит жара с засухой. Зимой континент остывает быстрее, воздух ясный и морозный. Самый крупный антициклон, формирующийся над Евразией – Сибирский антициклон.

(СЛАЙД 12) Какие атмосферные вихри принесут такую погоду в наш район? (По фотографиям погоды в Зимовниках учащиеся определяют, где господствует циклон, а где антициклон)

(СЛАЙД 13) Закрепляем умения определять название господствующих воздушных потоков.

(СЛАЙД 14) Все воздушные вихри передвигаются один за другим, изменяя погоду. После просмотра ЦОРов о тёплом и холодном фронтах определим:

Когда идут ливневые дожди?

Когда наблюдается моросящий дождь?

(в папке есть видео тёплого и холодного фронтов, если не открывается в презентации)

(СЛАЙД 16) Видео тёплого фронта.

(СЛАЙД 17) Видео холодного фронта.

Сейчас познакомимся с синоптической картой. Увидев её, мы сразу можем составить прогноз погоды своей местности, не дожидаясь её озвучивания.

(СЛАЙД 18) Как изображены циклоны? Их направления? Как изображены антициклоны?

Какая погода будет в Свердловске (сейчас Екатеринбурге), если циклон уходит, а антициклон приближается? (Ответ: Пасмурная и дождливая погода через день сменится ясной и солнечной погодой. С 16 марта начнётся потепление )

(СЛАЙД 19) Какая погода будет в Ростове-на-Дону летом? (Ответ: Похолодание, пасмурная и дождливая погода).

IV . Практическая часть урока : Заполним таблицу для закрепления изученного

материала.(СЛАЙД 20)

Сравнительная характеристика циклона и антициклона: (СЛАЙД 21) Проверяем ответы.

Признаки сравнения

Циклон

Антициклон

Давление в центре

Давление на периферии

Токи воздуха

Восходящие

Нисходящие

Направление ветра

Против часовой стрелки

По часовой стрелке

Особенности погоды

Зимой: снег, ветер, облачно, потепление.

Летом: дождь, ветер, облачно, похолодание.

Зимой: морозно, ясно, без осадков.

Летом: жарко, ясно, без осадков.

Рефлексия:

1. Определите о какой погоде (циклоне или антициклоне) идёт речь в стихотворении А.С.Пушкина?

Буря мглою небо кроет, Под голубыми небесами

Вихри снежные крутя, Великолепными коврами,

То как зверь она завоет, Блестя на солнце снег, лежит

То заплачет как дитя, А.С.Пушкин

А.С.Пушкин (Антициклон)

    Сегодня на уроке мне было ….

    Знания, полученные на уроке, мне пригодятся….

    Сегодня я…..

    Мне было легко…

    Мне было сложно…

    О том, что я узнал (а), я расскажу…

3.(СЛАЙД 23)

Посмотрим за окно. Какая погода сейчас?

По каким признакам вы сделали такой вывод?

Что будет с погодой, если передали приближение циклона?

Подведение итогов урока. Домашнее задание: параграф 11 на стр.73-80.

Сегодня я хотела показать изменчивость погоды и объяснить причины перемен состояния воздушных масс. Именно на уроке происходит обучение практическому применению полученных знаний в виде предсказания погоды на ближайшее время по синоптической карте. Собираясь в школу, учащиеся будут рассматривать погоду сегодняшнего дня, научно объясняя её. Но большее удовлетворение они получат от правильного предсказания погоды на завтра. (Например, при быстром приближении циклона в сентябре предсказываем сильный ветер и дождь с похолоданием). Стихотворения показывают состояние погоды, а учитель пытается на практике закрепить полученные знания учащимися и развивает умения объяснять процессы, происходящие в атмосфере. Заинтересованность в данном вопросе является движущей силой в приобретении знаний. Хочется верить, что мой урок будет опробован многими учителями. А презентация к уроку будет опорным конспектом для проведения урока.

Просмотр содержимого презентации
«Климат России»

Презентация составлена учителем МБОУ Зимовниковской СОШ №10 Бохановой Светланой Александровной.

Урок географии в 8 классе.


Что объединяет эти фотографии? ( Ответ связан с природными процессами)


Что отличает эти две фотографии?

Что мы будем

изучать сегодня

на уроке на основе увиденных фотографий?



  • Географическая широта.
  • Подстилающая поверхность.
  • Движение воздушных масс.






ЦИКЛОНЫ

1.Образуются при вторжении тёплого воздуха в холодный.

2. В центре циклона область пониженного атмосферного давления.

3. Движение воздуха

восходящее, против

часовой стрелки

4. Обладают большой

подвижностью.

5. Приносят

пасмурную, ветреную,

сырую погоду,

смягчают жару летом

и мороз зимой.


АНТИЦИКЛОНЫ

  • Образуются при вторжении холодного воздуха в тёплый.
  • В центре антициклона область повышенного атмосферного давления.
  • Движение воздуха

нисходящее, по

часовой стрелке.

4. Малоподвижны.

5. Приносят ясную

безветренную погоду,

усиливают жару летом

и мороз зимой


Какие атмосферные вихри принесут такую погоду?



Тёплый и холодный фронт

  • Когда будут проходить ливневые дожди?
  • Когда идёт мелкий моросящий дождь?

1. Просмотр видео тёплого фронта.

2. Просмотр видео холодного фронта.






Характеристика циклона и антициклона

(сравнительная)

Признаки сравнения

Циклон

Давление в центре

Антициклон

На периферии

Токи воздуха

Направление

ветра

Особенности погоды

Районы преобладания


Проверим:

Признаки сравнения

Циклон

Давление в центре

На периферии

Антициклон

Токи воздуха

восходящие

Направление

ветра

нисходящие

Против часовой стрелки

Особенности погоды

По часовой стрелке

Зимой: снег, ветер, облачно, потепление

Летом: дождь, ветер, облачно, похолодание

Районы преобладания

Зимой: морозно, ясно, без осадков;

Летом: жарко, ясно, без осадков

Северные и центральные районы России

Южные районы России


  • Сегодня на уроке мне было ….
  • Знания, полученные на уроке, мне пригодятся….
  • Сегодня я…..
  • Мне было легко…
  • Мне было сложно…
  • О том, что я узнал (а), я расскажу….

  • Посмотрим за окно.

Какая погода сейчас?

  • По каким признакам вы сделали

такой вывод?

  • Что будет с погодой, если передали

приближение циклона?

  • Какая будет погода, если утром вы

видели сильный туман?


  • http://st.gdefon.ru/wallpapers_original/wallpapers/81934_priroda_pole_zemlya_nebo_oblaka-cveta_2560x1600_(www.GdeFon.ru).jpg
  • http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/76/522/76522134_3ec79da59daa.gif
  • http://fotki.yandex.ru/users/iuspas/view/382895/?page=1
  • http://www.photoforum.ru/f/photo/000/598/598988_36.jpg
  • http://www.vseokrasote.ru/linked/userpic/x_90bb510b.jpg
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/5/iuspas.2/0_49ed_dfc3fecf_L
  • http://basik.ru/images/rain/short.jpg
  • http://fotki.yandex.ru/users/iuspas/view/150329/?page=0#preview
  • http://fotki.yandex.ru/users/iuspas/view/264498/?page=0#preview
  • http://festival.1september.ru/files/articles/50/5069/506981/img7.JPG
  • Тёплый фронт http://www.youtube.com/watch?v=xdd1b3XBPCg
  • Холодный фронт http://www.youtube.com/watch?v=UAvlyBF7tb8
  • http://shools-geograf.at.ua/publ/fizicheskaja_geografija/atmosfera_pogoda_i_klimat/ciklony_i_anticiklony/18-1-0-105

Воздушные массы и их основные типы.

Воздушные массы - это крупные массы воздуха тропосферы и нижней стратосферы, которые формируются над определенной территорией суши или океана и обладают относительно однородными свойствами - температурой, влажностью, прозрачностью. Они движутся как одно целое и в одном направлении в системе общей циркуляции атмосферы. Воздушные массы занимают площадь в тысячи квадратных километров, их мощность (толщина) достигает до 20-25 км. Перемещаясь над поверхностью с иными свойствами, они нагреваются или охлаждаются, увлажняются или становятся суше. Теплой или холодной называют воздушную массу, которая теплее (холоднее) окружающей ее среды.

Различают четыре зональных типа воздушных масс в зависимости от районов формирования: экваториальные, тропические, умеренные, арктические (антарктические) воздушные массы. Они отличаются, прежде всего, температурой и влажностью. Все типы воздушных масс, кроме экваториальных, делятся на морские и континентальные в зависимости от характера поверхности, над которой они сформировались.

Экваториальная воздушная масса формируется в экваториальных широтах, поясе пониженного давления. Обладает достаточно высокими температурами и влажностью, близкой к максимальной, и над сушей, и над морем.

Континентальная тропическая воздушная масса формируется в центральной части материков в тропических широтах. Она обладает высокой температурой, низкой влажностью, сильной запыленностью. Морская тропическая воздушная масса образуется над океанами в тропических широтах, где преобладают довольно высокие температуры воздуха и отмечается высокая влажность.

Континентальная умеренная воздушная масса формируется над материками в умеренных широтах, господствует в Северном полушарии. Ее свойства изменяются по сезонам. Летом довольно высокая температура и влажность, характерны осадки. Зимой низкие и крайне низкие температуры и невысокая влажность. Морская умеренная воздушная масса формируется над океанами с теплыми течениями в умеренных широтах. Летом она прохладнее, зимой - теплее, отличается значительной влажностью. Континентальная арктическая (антарктическая) воздушная масса формируется над льдами Арктики и Антарктиды, обладает крайне низкими температурами и небольшой влажностью, высокой прозрачностью.

Морская арктическая (антарктическая) воздушная масса образуется над периодически замерзающими морями и океанами, ее температура несколько выше, влажность больше. Воздушные массы находятся в постоянном движении, при их встрече образуются переходные зоны, или фронты.



Атмосферный фронт - пограничная зона между двумя воздушными массами, обладающими разными свойствами. Ширина атмосферного фронта достигает десятков километров. Атмосферные фронты могут быть теплыми и холодными в зависимости от того, какой воздух надвигается на территорию и какой вытесняется. Чаще всего атмосферные фронты возникают в умеренных широтах, где встречаются холодный воздух из полярных широт и теплый из тропических широт. Прохождение фронта сопровождается изменениями в погоде. Теплый фронт перемещается в сторону холодного воздуха. С ним связаны потепление, слоисто-дождевые облака, приносящие моросящие осадки. Холодный фронт перемещается в сторону теплого воздуха. Он приносит обильные кратковременные ливневые осадки, часто со шквалистыми ветрами и грозами, и похолодание.

Циклоны и антициклоны В атмосфере при встрече двух воздушных масс возникают крупные атмосферные вихри - циклоны и антициклоны. Они представляют плоские вихри воздуха, охватывающие тысячи квадратных километров при высоте всего 15-20 км. Циклон - атмосферный вихрь огромного (от сотен до нескольких тысяч километров) диаметра с пониженным давлением воздуха в центре, с системой ветров от периферии к центру против часовой стрелки в Северном полушарии. В центре циклона наблюдаются восходящие потоки воздуха. В результате восходящих потоков воздуха в центре циклонов формируются мощные облака и выпадают атмосферные осадки. Летом во время прохождения циклонов температура воздуха снижается, а зимой повышается, начинается оттепель. Приближение циклона вызывает пасмурную погоду и изменение направления ветра. В тропических широтах от 5 до 25° обоих полушарий возникают тропические циклоны. В отличие от циклонов умеренных широт они занимают меньшую площадь. Тропические циклоны возникают над теплой морской поверхностью в конце лета - начале осени и сопровождаются мощными грозами, выпадением ливневых осадков и ветрами штормовой силы, обладают огромной разрушительной силой. В Тихом океане тропические циклоны называют тайфунами, в Атлантическом - ураганами, у берегов Австралии - вилли-вилли. Тропические циклоны переносят большое количество энергии от тропических широт в направлении умеренных, что делает их важной составляющей глобальных процессов циркуляции атмосферы. За свою непредсказуемость тропическим циклонам дают женские имена (например, «Катрин», «Джульетта» и др.). Антициклон - атмосферный вихрь огромного диаметра (от сотен до нескольких тысяч километров) с областью повышенного давления у земной поверхности, с системой ветров от центра к периферии по часовой стрелке в Северном полушарии. В антициклоне наблюдаются нисходящие потоки воздуха. Как зимой, так и летом для антициклона характерны безоблачное небо и безветрие. Во время прохождения антициклонов погода солнечная, летом жарко, а зимой очень холодно. Антициклоны образуются над ледовыми покровами Антарктиды, над Гренландией, Арктикой, над океанами в тропических широтах. Свойства воздушных масс определяются районами их формирования. При их перемещении из мест своего формирования в другие они постепенно меняют свои свойства (температуру и влажность). Благодаря циклонам и антициклонам между широтами осуществляется обмен теплом и влагой. Смена циклонов и антициклонов в умеренных широтах приводит к резким изменениям погоды.