Изложения с соединением разных типов речи: «Друг детства. План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему: Открытый урок по русскому языку

В шесть с половиной года Дениска решил определиться с профессией. Желания были разными. То хотел быть астрономом, то капитаном дальнего плавания, чтобы купить обезьянку, то машинистом метро... А однажды, увидев по телевизору боксерский поединок, мальчик решил стать боксером. Хотел стать самым сильным человеком во дворе. Но на просьбу купить ему боксерскую грушу отец ответил лишь смехом. Тогда мама придумала план. Она достала из старых игрушек плюшевого медведя и посоветовала бить его живот, как грушу. Мальчик принялся за дело, но нахлынули воспоминанья о том, как они дружили с Мишкой, ели вместе кашу, спали, как нравились его уши. Это был настоящий друг детства. Тогда Дениска решил, что никогда не будет причинять боль другим. Профессия боксера уже не подходила.

Вывод (мое мнение)

Главный урок рассказа – ценить дружбу. Друзей важно не забывать, относиться к ним по-доброму, не причинять боль. Такой друг ценнее золота. Когда думаешь не только о себе, появится много товарищей.

История ведется от первого лица и рассказывает о мальчике и его верном друге из детства – плюшевом медвежонке. Главный герой не расставался с игрушкой ни на секунду – и носил с собой везде, и сажал за один стол, когда кушал, и спать улаживал рядышком. А когда мальчик вырос, то хотел тренировать удары об мягкого мишку, но на него нахлынули воспоминания из детства.

Рассказ Друг детства скачать:

Рассказ Друг детства читать

Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.

То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:

– Го-о-тов!

Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе как дым, вот и все дела.

Когда я все это подсчитал, то решил отказаться от этой затеи, а на другой день мне уже приспичило стать боксером, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга – просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжелый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я так нагляделся на все на это, что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать, в случае чего.

Я сказал папе:

– Папа, купи мне грушу!

– Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.

Я рассмеялся:

– Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!

– А тебе зачем? – сказал папа.

– Тренироваться, – сказал я. – Потому что я буду боксером и буду всех побивать. Купи, а?

– Сколько же стоит такая груша? – поинтересовался папа.

– Пустяки какие-нибудь, – сказал я. – Рублей сто или триста.

– Ты спятил, братец, – сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.

И он оделся и пошел на работу.

А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:

– Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.

И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком.

Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля. И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.

Она бросила его мне на диван и сказала:

– Вот. Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!

И тут ее позвали к телефону, и она вышла в коридор.

А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный – желтый стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот и обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается…

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

– Ты что, – сказала мама, она уже вернулась из коридора. – Что с тобой?

А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:

– Ты о чем, мама? Со мной ничего… Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.

Здравствуй, молодой литературовед! Хорошо, что ты решил читать сказку "Друг детства" Драгунский В. Ю. в ней ты найдешь народную мудрость, которой назидаются поколениями. Конечно же идея превосходства добра над злом не нова, конечно же о ней написано множество книг, но каждый раз убеждаться в этом все равно приятно. Бытовая проблематика - невероятно удачный способ, с помощью простых, обычных, примеров, донести до читателя ценнейший многовековой опыт. Поразительно то, что сочувствием, состраданием, крепкой дружбой и непоколебимой волей, герою всегда удается разрешить все беды и напасти. В очередной раз перечитывая эту композицию, непременно открываешь для себе что-то новое, полезное и назидательное, существенно важное. Немаловажную роль для детского восприятия играют зрительные образы, коими, довольно успешно, преизобилует данное произведение. Здесь во всем чувствуется гармония, даже негативные персонажи они, словно являются неотъемлемой частью бытийности, хотя, конечно выйдя за границы приемлемого. Сказка "Друг детства" Драгунский В. Ю. читать бесплатно онлайн нужно вдумчиво, разъясняя юным читателям или слушателям непонятные им и новые для них детали и слова.

К огда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.

То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:

– Го-о-тов!

Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я, наверно, просто растаю в воздухе как дым, вот и все дела.

Когда я все это подсчитал, то решил отказаться от этой затеи, а на другой день мне уже приспичило стать боксером, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга – просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжелый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я так нагляделся на все на это, что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать, в случае чего.

Я сказал папе:

– Папа, купи мне грушу!

– Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.

Я рассмеялся:

– Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!

– А тебе зачем? – сказал папа.

– Тренироваться, – сказал я. – Потому что я буду боксером и буду всех побивать. Купи, а?

– Сколько же стоит такая груша? – поинтересовался папа.

– Пустяки какие-нибудь, – сказал я. – Рублей десять или пятьдесят.

– Ты спятил, братец, – сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.

И он оделся и пошел на работу.

А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:

– Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.

И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком.

Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля. И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.

Она бросила его мне на диван и сказала:

– Вот. Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!

И тут ее позвали к телефону, и она вышла в коридор.

А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный – желтый стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдается…

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

Шестилетний мальчик Дениска не может определиться с выбором будущей профессии: ему очень нравятся все специальности. Мальчику хочется быть и астрономом, и путешественником, и капитаном дальнего плавания, и много еще кем.

Однажды Дениска видит по телевизору чемпионат по боксу и тренировку боксеров, колотящих кожаную грушу. Мальчик определенно решает стать боксером и быть самым сильным, чтобы можно было при случае расправиться с обидчиками. Дениска просит у папы купить ему боксерскую грушу, но папа считает, что это довольно дорогая вещь и со смехом отказывает.

Мальчик обижен на папу и расстроен, и мама, видя это, решает ему помочь. Из ящика со старыми игрушками она достает большого плюшевого мишку. Когда-то Дениска очень любил эту игрушку, а теперь вырос и давно не играет с ней. Мама считает, что мягкая игрушка с большим толстым животом сможет отлично заменить боксерскую грушу, сажает мишку на диван и уходит.

Дениска радуется, что нашлась такая хорошая замена груше, и уже собирается тренироваться. Но, глядя на мишку, он начинает вспоминать, как любил его в раннем детстве. Тогда мишка был самым лучшим другом мальчика, который не расставался с ним. Дениска и кормил его, и укладывал с собой спать и укачивал, шептал ему сказки. Мальчику становится не по себе от мысли, что он готов тренироваться на своем друге детства. На глазах у Дениски появляются слезы, и он сообщает маме, что больше не хочет быть боксером.

В рассказе поднимается такая тема, как преданность и верность дружбе, пусть этот друг – всего лишь старый плюшевый мишка. Кроме того, затрагивается важность воспитания в человеке с детства такого чувства как жалость к тому, кто слабее. По сути, не было бы ничего страшного в том, если бы Дениска потренировался на мишке. Но мальчик воспринимает мишку не просто как ненужную забытую игрушку, но как живое существо, которое все понимает и которому нельзя причинить боль.

Картинка или рисунок Друг детства

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание сказки Колобок

    В одно время жили-поживали бабка с дедом. Попросил как-то дед бабку выпечь колобок. Насобирала старуха по закромам остатки муки, вышло две мучные горстки и поставила в печь. Колобок получился ароматным, румяным, положила его бабка к окошку, чтобы остыл.

  • Краткое содержание Мальчики с бантиками Пикуль

    «Мальчики с бантиками» является автобиографичной повестью. Здесь автор, от лица главного героя Савки Огурцова, рассказывает о своих годах, проведенных в школе юнг ВМФ на Соловках и его дальнейшем пути на Северном флоте.

  • Краткое содержание Крокодил Гена и его друзья Успенского

    Где-то в тропическом лесу проживал маленький зверь с большими ушами по имени Чебурашка. Однажды ранним утром он отправился прогуляться

  • Краткое содержание Зощенко Ученая обезьянка

    Рассказ М.М. Зощенко « Ученая обезьяна» повествует об одном клоуне, у которого была ученая обезьяна. Эта обезьяна могла посчитать и показать хвостом количество тех предметов, животных, птиц, которое она видела.

  • Краткое содержание Цвейг Мария Стюарт

    Мария Стюарт, - дочь шотландского короля Иакова V и Марии де Гиз. Родилась она в середине 16 века, - годы, когда Шотландия была поделена на множество кланов, постоянно враждующих между собой

Сочинения и изложения 5 класс к учебнику М,М. Разумовской

Сочинение на тему

«Памятный день летних каникул»

Цель:

1. Проверить сформированность речевых умений в объёме программы начальных классов (писать на тему, раскрыть основную мысль, членить текст на части, подбирать заголовки);

2. Проверить уровень грамотности в условиях свободного письма

Задания к сочинению:

1. Расскажите об одном дне летних каникул так, чтобы было ясно, почему он запомнился больше других дней.

2. Озаглавьте сочинение.

Вопросы по теме сочинения

1. Какой день вы должны выбрать для описания? (Чтобы интересно было узнать о нём и другим)

2. Как вы начнёте повествование? (С указания даты, времени, места действия)3. Чем вам запомнился этот день? Вы увидели что-то интересное, познакомились с новыми друзьями, участвовали в необыкновенных приключениях?

4. Какие определения вы используете в своём тексте для описания этого дня? Запишите их через запятую в тетради.

5. О чём вы скажете в последней части текста вашего сочинения?

6. Составьте простой план сочинения

Сочинение по теме «Особенности строения текста» (по картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»)

Ц е л и:

1. Научить писать сочинение-описание по картине.

2. Научить использовать в сочинении художественный стиль речи.

Х о д у р о к о в

I. Организационный момент.

II. Краткое слово учителя. Рассказ о художнике.

III. Беседа по картине.

В о п р о с ы для беседы:

– Нравится ли вам эта картина? Какие чувства она у вас вызывает? (Хочется протянуть руку и попробовать парочку спелых и сочных персиков или желтую грушу. Или взять в руки красивый и пышный букет, понюхать эти цветы.)

– Всем понятно, почему в названии картины звучит слово цветы: букет цветов занимает центральную часть картины. Но почему дальше в названии стоит слово плоды? Почему не фрукты или овощи? (Потому что плоды – это общее название. Это и фрукты, и овощи. На картине много фруктов, но ведь есть и овощи.)

– Посмотрите, ребята, сколько плодов на столе – вот как щедра природа! В центре картины

– красивый букет цветов. Не правда ли, он сразу бросается в глаза? Какие же цветы его составляют? Какие из них вам знакомы? Опишите их. (Больше всего в этом букете пионов: бледно-розовые, светло-желтые, белые и, конечно, ярко-красного цвета, порой переходящего в бордовый. Причем у двух красных пионов, наклонивших свои головки к стакану, можно заметить несколько бело-желтых прожилок.)

– С чем можно сравнить эти цветы? Какое бы сравнение вы подобрали, чтобы как можно лучше рассказать читателю о цветах, чтобы как можно ярче создать представление о пионах?

(Эти цветы напоминают огромную шапку: цветы «мохнатые», а их лепестки словно курчавые.)

– Посмотрите, с другой стороны букета художник изобразил розу. Что вы можете сказать про этот цветок? Какого цвета ее лепестки? Одноцветны ли они? (Роза ярко-красная, правда, на краях лепестков можно увидеть как бы нежно-розовую бахрому. Эта бахрома отделяет один лепесток розы от другого.)

– Розу любят очень многие. Выражение расцвела как роза подчеркивает красоту, преображение девушки. Как вы думаете, если бы это растение ожило, то какими человеческими чертами оно бы обладало? (Роза очень красива, но у нее есть шипы. Наверное, это был бы гордый человек, возможно, умеющий защищаться.)

– Вам хорошо известен такой цветок, как нарцисс. Знаете ли вы какие-нибудь сказки или легенды про него?

– А каким изображает этот себялюбивый цветок художник И. Хруцкий? (На картине «Цветы и плоды» изображены два нарцисса. Они ярко-желтого цвета. По тому, какхудожник выписывает каждый лепесток (они едва не светятся), видно, что цветок этот хрупкий и ранимый.)

– Посмотрите, прямо над нарциссами художник изобразил совершенно другие цветы. Это гиацинты, которые уже сами по себе составляют отдельный букет. Как выглядят эти цветы? С чем можно их сравнить? (Каждый отдельный цветок на веточке гиацинта состоит из четырех лепесточков и похож на маленькую звездочку – даже цвет у некоторых

из них нежно-сиреневый, переходящий в синий, заканчивающийся белым.)

– А если бы эти цветы стали людьми, то какие черты характера были бы им свойственны? (Скорее всего, они были бы тихими и мирными, потому что цвет их не яркий, как у роз, а спокойный. К тому же они отличаются от роз своей довольно простой формой.)

– Найдите на картине цветы, тоже выполненные в синих или голубых оттенках. (Рядом с гиацинтами – нежно-фиолетовый ирис.)

– Попробуйте описать этот необычный цветок. (Лепестки ириса начинаются

желтоватым цветом. Наверное, о лепестках этого цветка сказать что-либо труднее всего: очень уж они необычные. Продолговатые, расширенные книзу, а в центре словно маленький пушистый комочек. Можно заметить маленькие прожилки на каждом из лепестков цветка.

Он какой-то необычный, несимметричный.)

– Посмотрите, на самом верху букета – ярко-синие васильки. Как они выглядят? (На тоненьких хрупких стеблях держатся маленькие округлые головки, похожие на шишки,

которые заканчиваются лепестками, направленными в разные стороны. Они словно

открывают свою сердцевину солнцу.)

– А чем отличаются васильки от других цветов, изображенных художником? (Только эти

цветы растут в поле. Именно поэтому, наверное, рядом с васильками художник изобразил

стройные, золотистого цвета колосья.)

– Вы правильно подметили на картине колосья. Какое бы слово вы употребили, чтобы

охарактеризовать их? На что они похожи? (Они очень похожи на туго заплетенную косу.)

– Скажите, а какими человеческими чертами, по вашему мнению, могли бы обладать

васильки? (Наверное, они были бы добродушными и приветливыми людьми – настолько они

легкие, воздушные. Кажется, поднимутся и улетят.)

– Какие еще цветы мы с вами не заметили? (У самого края вазы незаметно примостились

небесного цвета фиалки, внутри цветка которых словно ободок желтого цвета.)

– А что вы можете сказать про вазу, в которой стоят цветы? Что на ней изображено? (Ваза,

в которой стоят цветы, серебристо-медного цвета. На ней художник детально выписывает

ветку дерева. Мы отчетливо видим каждый листочек. Под деревом изображены животные,

очень похожие на собак: у них продолговатое туловище, длинный хвост, небольшие острые

уши. Также очень хорошо видна трава под ногами у животных. Там, где ваза сужается,

художник изображает орнамент.)

– Ребята, а что означает слово орнамент? Подберите к нему синоним. (Узор.)

– Правильно! Орнамент – это узор, состоящий из упорядоченных элементов для украшения

каких-либо предметов и архитектурных сооружений. Попробуйте подобрать прилагательные к

слову орнамент. (Необычный, оригинальный, красивый.)

– А еще мы можем сказать незатейливый орнамент, имея в виду простой,

незамысловатый, но выполненный со вкусом узор. Посмотрите внимательно на слово

незатейливый – оно одного корня со словом затея («выдумка»).

Ну что ж, мы с вами рассмотрели и каждый цветок на картине, и вазу, но ведь работа И.

Хруцкого называется «Цветы и плоды». А какие же плоды здесь изображены? Давайте начнем

с тех, которые вам больше всего хочется попробовать. (Сразу бросаются в глаза ярко- желтые с бордовым и темно-красным оттенком персики, заботливо положенные кем-то в плетеное лукошко. Причем видно, что положены они на какие-то листочки. Персикипривлекают к себе внимание, они выглядят очень сочными. Это видно по разломленному

персику, который лежит отдельно от других – на столе.)

– А посмотрите, как выписывает художник каждую смородинку! Какие цвета использует при этом И. Хруцкий? (Смородина блестящая, где-то красная, нежно-розовая, а где-то бежевая.)

– С другой стороны букета лежит желтая тыква с зеленым хвостиком, приподнятым кверху. Она громадных размеров и словно поделена на продолговатые дольки.

– Что изобразил рядом с тыквой художник? (Рядом с громадной тыквой лежат сочные груши. Видно, что они сладкие и сочные. Ведь не просто так по одной из них ползет муха.)

– Каким внимательным и наблюдательным был художник! Он нарисовал даже мушку, которая совершает свое путешествие по сочной груше. Ребята! А ведь для мухи это настоящее путешествие. Посмотрите, какая маленькая мушка и какими большими должны казаться ей фрукты! А уж про тыкву и говорить нечего! Для насекомого тыква – просто другая планета.

– Какие еще фрукты изображены на картине? (На тыкве лежит целая гроздь винограда. Он прозрачный, янтарного цвета. Со стола тоже свисает маленькая гроздь винограда, состоящая из четырех виноградинок, правда, некоторые из них спорченные.)

– А смотрите, в самом уголке картины художник изображает красно-желтое яблочко, на которое не сразу обращает внимание зритель, поскольку оно почти скрыто от наших глаз. Рядом с грушами лежит разрезанный лимон, правда, художник показывает, что он не совсем свежий: мякоть матово-желтого цвета, почти непрозрачная.

– А какие еще предметы здесь изображены? (Прямо за тыквой стоит прозрачный стеклянный графин. Он примерно на четверть наполнен водой. Около вазы с букетом цветов – прозрачный стакан с водой. В нем долька лимона.)

– Давайте подумаем, ребята, а говорит ли что-нибудь в этом натюрморте о присутствии человека? (О присутствии человека говорят и долька лимона в стакане, и ломтик лимона, лежащий недалеко от груши, и оторванная от грозди кисточка винограда, и разломленный пополам персик.)

IV. Работа с текстом.

Итак, мы с вами описали каждый предмет, изображенный на натюрморте И. Хруцкого.

А вот как описывает эту картину искусствовед Д. Н. Лебедева.

Сочные, аппетитные, нежные плоды… Душистые, хрупкие, благоухающие цветы… Все это великолепно удавалось художнику И. Хруцкому. На необычайно яркой картине «Цветы и плоды» как раз и изображаются любимые нами плоды и цветы. В композиции картины выделяется роскошный букет цветов, составленный из крупнолепестковых пионов, роз, тюльпанов, гиацинтов, нарциссов, ирисов, стеблей и колосков злаков. Вместе с вазой цветы заполняют всю центральную часть холста, почти достигая его верхнего края. Художник заботливо объединяет вокруг букета цветов фрукты, ягоды и плоды, наполняя ими корзину. Искусные изделия человеческих рук: корзины и короба – переходят из картины в картину как их непременные «персонажи». Столь же любимым «героем» с конца 1830-х годов становится великолепный кувшин с рельефным изображением

собак и изящной ручкой в виде фигуры лисицы, в котором стоят цветы. Стакан, наполненный до половины водой, с опущенным в него ломтиком лимона подчеркивает своей прозрачностью мясистую плотность керамического изделия. Долька лимона у края столешницы вносит

необходимое оживление и усиливает ощущение присутствия человека. Подобные натюрморты должны были составить «усладу для глаз», но художник не мог не заметить тронутый увяданием цветок, заветрившиеся края разделенного на половинки персика, засохшей лимонной кожуры. (И. Хруцкий: Альбом. М., 2000.)– О чем говорится в этом тексте? (В нем говорится о картине И. Хруцкого «Цветы и плоды» и о других картинах этого художника, на которых тоже изображены букеты цветов, корзинки с фруктами.)

– Как вы думаете, зачем был написан этот текст, с какой целью? (Чтобы описать натюрморт, разъяснить картину зрителю.)

– Что вы можете сказать о композиции текста, то есть о его построении? На

сколько частей распадается этот текст? О чем говорится в каждой из частей? (Текст распадается на две части. Этому соответствуют два абзаца: в первом речь идет о том, что натюрморты хорошо удаются. И. Хруцкому, во втором непосредственно описывается картина.)

– Правильно, но обратите внимание, что во второй части текста описание начинается с центрального предмета в композиции картины – это букет цветов.

– Давайте обратимся к тем словам, из которых состоит этот текст. Какая часть речи преобладает в этом описании? Для этого попробуйте подсчитать, сколько здесь имен существительных, прилагательных, глаголов. (Имен существительных около 80, прилагательных – 26, глаголов – 14. В тексте преобладают существительные и прилагательные.)

– К какому же типу речи мы можем отнести этот текст? Почему? (Это описание, поскольку в тексте дается описание картины И. Хруцкого «Цветы и плоды». При этом преобладают имена существительные и прилагательные.)

V. Словарно-стилистическая и орфографическая работа.

В о п р о с ы и з а д а н и я:

1. Выпишите трудные слова и составьте с ними предложения.

Композиция – соотношение и взаимное расположение частей, расположение фигур на картине художника.

Холст – картина, написанная масляными красками на ткани.

Столешница – верхняя поверхность стола.

2. Как вы понимаете выражение «услада для глаз»? (То, на что приятно смотреть.)

Подберите однокоренные слова к слову услада (сладкий, сладость). Значит, услада – это то, что «сладко» для глаз.

3. Найдите в тексте синоним к слову персонаж.

4. Найдите орфограммы в выписанных словах: роскошный, керамического, оживление.

VI. Написание сочинений.

Составление плана, систематизация рабочих материалов, создание черновика и его редактирование, написание сочинения в тетради по развитию речи.

Описать букет цветов, изображенный на картине И. Хруцкого, добавив к этому описанию свои мысли по поводу того, какими характерами обладали бы изображенные цветы, если бы они родились людьми. Название сочинения – «Характеры цветов».

Изложение по теме «Художественный стиль речи»

«БАРСУЧОНОК»

Ц е л и: 1. Научить писать изложение, близкое к тексту, после подготовительного анализа, с опорой

на план изложения.

средства.

Х о д у р о к о в

I. Организационный момент.

ПЛАН РАБОТЫ

– Чтение текста, определение темы и основной мысли (идеи) текста (упражнение 373

на с. 123);

– подбор названия, которое бы отразило содержание текста;

общее понятие о структуре рассказа (вступление, основная часть, заключение);

– составление плана;

– выражение авторского отношения к изображаемому при пересказе от 3-го лица («… писатель корзину с грибами бросил да бежать, Джек тоже удирать пустился, один хитрый Барсик не пострадал, он личинками ос полакомился, а автору с собакой за его лакомство расплатиться пришлось…»);

– наблюдение над тем, как Г. Скребицкий избегает повторов слов;

– устный рассказ по частям;

– работа над черновиком, его редактирование;

Изложение по теме «Способы соединения фрагментов в целом тексте»

(по тексту В. Драгунского «Друг детства»)

Цели:

1. Научить писать изложение, близкое к тексту, после подготовительного анализа, с опорой

на план изложения, сохраняя стиль и типологию текста.

средства.

Х о д у р о к о в

I. Организационный момент.

II. Работа над написанием изложения.

ПЛАН РАБОТЫ

– слушание текста, определение темы и основной мысли (идеи) текста

– составление плана;

– нахождение частей текста, соответствующих пунктам плана;

– составление рабочих материалов;

– предупреждение орфографических ошибок;

– объяснение изученных орфограмм и пунктограмм;

– устный рассказ по частям;– работа над черновиком, его редактирование;

– написание изложения в тетради по развитию речи.

Друг детства

Я решил заняться боксом. Мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. И бросила его мне на диван.

Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?

Я обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара. Он сидел передо мной такой шоколадный, но облезлый. У него были разные глаза. Один

его собственный – жёлтый, стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся… Вот он сидит на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Сидит,

смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

(127 слов) (По В.Драгунскому)

Тип текста – повествование с двумя описания