Выбор будущей профессии для подростка. Как помочь выбрать профессию ребенку

В 2016 году прошла Всероссийская профдиагностика - эксперты опросили больше 20 тысяч старшеклассников. Выяснилось, что только 32,1% школьников определились с вузом и профессией. Треть опрошенных - 34,6% - не выбрали ни то, ни другое. Остальные определились с чем-то одним: или образованием, или будущей профессией. У половины опрошенных нет любимого предмета, и большинство из них - те, кто пока не решил, кем им быть.

Человек учится делать выбор с самого рождения: младенец отказывается от неинтересной игрушки и тянется к той, которая больше привлекает. Если родители помогут ребенку сохранить это умение, научат делать выбор и справляться с его последствиями, то он подойдет к выбору дела своей жизни спокойно и уверенно. А главное - сделает этот выбор сам.

Мы спросили психологов, преподавателей и тренеров, как помочь ребенку сделать выбор и нужно ли это делать.

Профориентация - что это и зачем

Обязательного предмета «профессиональная ориентация» в школе нет. Подростки выбирают вуз и профессию исходя из собственных соображений и в лучшем случае - разговора со школьным психологом. Еще советы исходят от родителей, которые видят ситуацию по-своему и очень переживают за будущее своего ребенка.

Профориентация предлагает подойти к проблеме с научной точки зрения. Определить, какая профессия подойдет ребенку, с помощью одного-единственного теста невозможно: современные методики включают тесты, профлагеря или специальные задания, которые курируют психологи и тренеры. Но единого взгляда на процесс профориентации нет.

«Пять лет назад профориентация предполагала внешнюю оценку человека, - рассказывает Тимур Жаббаров, сооснователь «Smart Course. Системы развития подростков». - В основном это были тесты, и в единичных случаях взрослый садился с ребенком и как коуч помогал ему разобраться. Тесты - полезный инструмент, но я убежден, что это должен быть второй шаг. Первый шаг - дать ребенку «компас», разобраться вместе, чего он хочет».

«Весь процесс профориентации - это постепенная передача ответственности за выбор профессии на самого ребенка, - уверен Кирилл Кузнецов, специалист научно-методического отдела ООО «Центр тестирования и развития "Гуманитарные технологии"». - Но суть не в том, чтобы диагностировать, распознать и сказать: «Все, эта профессия тебе подходит». Важно, что ребенок получает информацию о профессиях. Профориентация - это не какое-то одномоментное решение, а процесс, растянутый во времени».

Дима Зицер, педагог, директор Института неформального образования, в принципе против такого термина: «Мы можем разложить термин «профориентация» - это значит сориентировать человека на какую-то профессию. Тут есть конфликт и нет выбора. В самом термине есть манипуляция. Я не должен никого ориентировать, человек должен выбирать сам».

Выбрать три кружка, чтобы два из них бросить: как помогать выбирать

Ребенок, которому разрешали выбирать, осознанно обратится за помощью, если она нужна. Главная задача взрослых в этом случае - дать информационную поддержку, показать, где искать, а не делать выбор за него, уверены эксперты.

Определиться со склонностями помогает выбор дополнительных занятий. В дошкольном и младшем школьном возрасте пробовать новые и искать интересные занятия можно бесконечно - на это есть время. Важно прислушиваться к желаниям ребенка.

«В начальной школе кружки можно менять легко, - считает Кирилл Кузнецов. - Давить на то, что раз поступил в музыкалку - заканчивай все 7 классов, я бы не стал. Я всегда говорю так: надо выбрать три кружка, чтобы два из них потом бросить».

«Любое насилие, требование делать что-то вопреки желанию и возможностям - это стресс для ребенка. Это разрушает психическое здоровье и нарушает социализацию, - уверена Марьяна Безруких, педагог, детский психолог, директор ФГНУ «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования. - Так, на первый взгляд безобидное «мало ли чего ты не хочешь, начал заниматься музыкой/теннисом/шахматами - должен продолжать» может стать непреодолимым препятствием в выборе будущей профессии».

В этом возрасте дополнительные занятия - еще не будущая профессия. Но к 16–18 годам они сформируют багаж знаний молодого человека, на основе которого он сделает осознанный выбор учебного заведения.

Родительская информационная поддержка не ограничивается кружками и секциями. Взрослые могут рассказать о своих профессиональных выборах, вспомнить жизненные истории друзей. Если ребенок тянется к какому-то делу, интересуется им - можно найти среди знакомых представителя этой профессии и дать пообщаться с ним.

Однако подростки не всегда готовы обсуждать выбор профессии с родителями. Все зависит от степени доверия, от принятого в семье и сложившегося характера общения. Обижаться или бояться этого не стоит: сегодня подростку несложно узнать обо всех тонкостях профессиональной деятельности, о востребованности специальности, оплате труда, о возможностях профессионального роста и карьеры.

Возраст и навыки: на что обратить внимание

У каждого возраста есть своя ведущая деятельность, свои достижения, которые должны случиться.

У дошкольников это два параллельных процесса. Первый - знакомство с миром людей и взаимоотношений, второй процесс - это развитие виртуальных функций, ведущей нервной деятельности: внимание, память, мышление. Дети учатся в ходе ролевой игры. Лечить куклу или катать мишку в игрушечном грузовике - это важный опыт копирования жизни взрослых.

В младшей школе хорошо выбрать первые дополнительные занятия. В это время интересы ребенка во многом определяют родители, поэтому он, скорее всего, прислушается к советам. Но успехи в шахматах или танцах не повод называть ребенка танцором или шахматистом. Занятия формируют у него базу навыков: ребенок учится учиться, разбирается, что же ему интересно.

Отказ от занятий - повод вместе с ребенком проанализировать причину, помочь разобраться и осознать, при помощи каких инструментов происходит выбор. Что на него влияет: личные склонности или, например, преподаватель и его манера общения. Не все одинаково хорошо умеют учить малышей. В этом возрасте начинать и бросать дополнительные занятия можно столько, сколько это нужно ребенку. Принцип «раз начал - заканчивай» здесь только вредит.

Подростки и их родители, как правило, находятся в напряжении из-за предстоящих экзаменов. Школа нагнетает ситуацию, а подготовка к ЕГЭ превращается в священную цель всех предыдущих лет учебы. «Для вуза важно, что ребенок может выучить даже то, что ему неинтересно. ЕГЭ здесь работает как некий показатель готовности учиться. Лучше готовиться к экзамену с таким настроем», - говорит Кирилл Кузнецов.

К моменту выпуска из школы ребенок уже увидел и изучил много ролевых моделей. Кроме родителей, в его жизни мог появиться другой значимый взрослый - родственник, учитель или друг, - к советам которого он прислушивается. Общение с другими взрослыми, опыт друзей - все это влияет на будущий выбор.

Но выбор вуза - это не последний шаг на пути к делу жизни. Может случиться так, что специальность в дипломе не станет профессией, но студент научится добывать информацию, найдет единомышленников, заведет полезные контакты и получит важные навыки. Этот багаж добавляет уверенности в своих силах тем, кто решается сменить профиль после вуза. Выпускникам, которые идут трудиться по специальности, контакты и навыки помогут не растеряться на первом месте работы.

«Мы настаиваем, чтобы родители и подростки воспринимали вуз как некий набор навыков, которые можно сформировать за эти несколько лет как сетку контактов, - рассказал Тимур Жаббаров. - Надо учитывать, что в России по профессии работают меньше 40% населения, по разным оценкам. И в этом нет ничего страшного: они классными делами занимаются, просто по-разному относятся к школьному образованию и вузам. Кто-то говорит, что пять лет потерял, а кто-то отлично провел это время. Видел ли я порушенные судьбы, где человек прошел факультет лингвистики МГУ и не нашел себе места в жизни? Видел. Имеет ли это отношение к лингвистике, к МГУ и выбору вообще? Нет. Это имеет отношение к человеку, который почему-то решил, что будет проживать свою несчастливую жизнь так, а не по-другому. И есть много вариантов это поправить.

Раньше были какие-то всем известные дорожки, которые гарантировали успех: пойти в МИД, дойти до ЦК партии. Они были обозначены в пространстве. Родители подростков сейчас отказываются верить, что в современном мире таких дорожек нет. Гарантий нет. И они пытаются из своего прошлого опыта предположить, что будет актуально для ребенка лет через 15, и погрузить в эту картинку ребенка».

Когда профориентация не помогает?

Часто у самих родителей есть проблема в профессиональной сфере: не любят свою работу или сами ее не выбирали. В этом случае им трудно помочь ребенку, так как у них тоже нет подходящих инструментов.

«За 4 года работы мы поняли, что с подростком можно и нужно говорить про выбор. Но с кем еще важно работать - с родителями, с семьей, с контекстом, - рассказывает Тимур Жаббаров. - По нашей статистике, у абсолютного большинства ребят, у которых есть трудности с этим шагом и они замирают в страхе, интересная ситуация с работой у их родителей. Либо они ее не выбирали, либо работа не нравится, либо родители прямо сейчас находятся в стадии выбора и тоже не могут с ним справиться. По прогнозам аналитиков, самый большой спрос на профориентацию в ближайшие годы возникнет у людей от 40 лет».

Эксперты советуют начать с решения своих рабочих проблем. Личный пример убедит ребенка лучше, чем наставления о будущем от человека с профессиональными трудностями. Если в семье много и с удовольствием говорят о рабочих делах, если профессия вдохновляет родителей, ребенок сделает правильные выводы.

«Сам термин «профориентация» - это обман. Надо стараться не попадать в это поле, - советует Дима Зицер. - Понятно, почему любой родитель оказывается в этом - это многовекторное давление. Соседка сказала: «Ой, а мы уже знаем, куда он будет поступать» - в 14 лет. Учительница сказала: «Вам пора бы определяться с профессией». По телевизору сказали: «Вот, пора записываться на курсы перед университетом». Все - у меня как у родителя начинается припадок. В этот момент мой искренний совет - заниматься собой. Это очень спасает родителей. Когда мы занимаемся собой, а не ребенком, никто не сможет нам что-то навязать».

Если семья заинтересована во взрослении человека, его будут учить сомневаться и делать свой выбор, справляться с последствиями, искать свое дело и с удовольствием им заниматься.

Кратко о профориентации:

  • Профориентацию можно воспринимать по-разному, но человеку рано или поздно нужно будет определиться с делом жизни. Есть разные способы помочь ему это сделать: программы профориентации предлагают тесты, консультации психолога, смены в профлагерях и другие варианты.
  • Механизмы выбора кино на вечер и будущей профессии очень похожи. Они рано формируются - младенец уже умеет выбирать, что ему интересно. Задача взрослого - помочь сохранить это умение.
  • Дети боятся, что в них не верят. Взрослые могут снять напряжение, дать поддержку - это мотивирует детей.
  • Родителям лучше честно говорить с детьми о будущем: делиться сомнениями, анализировать успехи и неудачи, искать информацию о профессиях и образовании. Давление мешает.
  • Если у родителей проблемы с работой, важно заняться ими.
  • Совет психолога или консультация тренера - это просто новая информация для родителя, а не единственно верный способ действовать.

Тем взрослым, которым не меньше подростков хочется разобраться в себе и своих желаниях, мы предлагаем тест «Профориентация». Он не дает четких ответов, но помогает понять себя и наводит на мысли о том, какие способности и желания есть у человека сейчас и как реализовать их в профессиональной деятельности. Тест занимает чуть больше часа .

Что поделаешь, но только недавно учившийся ходить ребенок быстро вырастает. И вот глазом не успеешь моргнуть как скоро ему придется выбирать свою будущую профессию, тут ему может потребоваться помощь родителей. Помощь может быть разного рода, но ваше участие в этом процессе для ребенка немаловажно.

В каком возрасте стоит задуматься?

Во всем важна мера. И с малолетнего возраста агитировать ребенка стать врачом тоже не стоит. Да, может это и ваша так и не реализовавшаяся мечта, но навязывать ребенку ее не стоит. Да, он продолжение вас, но он уже совсем другой человек и предпочтения у него могут быть диаметрально противоположными.

Позвольте ребенку в раннем возрасте все попробовать. Детей стоит отдавать в различного рода кружки, но если ребенку не понравились танцы и у него они ну никак не идут, не заставляйте его насильно туда ходить, это может выработать неприязнь к ним на всю жизнь. Контактируйте с ребенком и обязательно разговаривайте с ним о его неудачах, вы вполне можете помочь малышу дельным советом, поддержать его. На этапе проб и ошибок он очень в вас нуждается.

Пробуя различного рода кружки, вы сможете вместе с вашим малышом найти то, что вызывает у него наибольший интерес. Занятие, которое он будет делать охотно и с большим рвением. Постарайтесь продолжить его начинания, развить их в серьезное занятие. Ведь главное при выборе профессии — это возможность заниматься тем от чего получаешь удовольствие . И готовиться к своей профессии можно уже начиная с детства.

Если же ваш ребенок совсем не знает и не может представить свое будущее, а вот уже скоро нужно будет подавать документы на поступление, попробуйте вместе с ним рассмотреть преимущества тех или иных профессий, но не начиная с материальной выгоды, а начиная с знаний и умений вашего ребенка, с того как он справляется с теми или иными занятиями, с его усидчивости, с того как он общается с людьми. Это поможет если не выбрать профессию, то направить ребенка в правильное русло. Можно также рассмотреть самые востребованные профессии и посмотреть есть ли у вашего чада к ним интерес.

В раннем возрасте дети часто хотят быть теми, кто является для них примером. Это может быть и школьный учитель, и герой мультфильма или любимой книги.

Какие черты характера говорят о том или ином выборе?

Любая профессия, даже самая нехитрая, требует от человека определенных навыков. На это следует обратить свое внимание. К примеру, для корректора важна концентрация внимания, художник должен обладать образным мышлением. Важно учитывать эти факторы. Ребенку лучше всего выбрать такую профессию, где он максимально смоет раскрыть свои способности, где он сможет себя максимально реализовать и добиться наибольшего успеха. Если вы ему в этом поможете, то в будущем он будет вам благодарен.

На сегодняшний день старшеклассникам предлагают пройти психологический тест на профориентацию. Такие тесты составляются сразу несколькими специалистами: психологами, педагогами, специалистами по кадрам. По результатам тестов ребенку предлагаться выбор сразу нескольких вариантов профессий. Это поможет сделать ему выбор в правильном направлении. Он сможет выбрать ту профессию, к которой больше лежит душа и начать подготовку для поступления. Записаться на нужные курсы или к репетитору.

Как помочь ребенку сделать правильное решение?

Для начала познакомьте ребенка с вашей собственной профессией. Ведь нередко родителям хочется, чтобы ребенок продолжал профессию родителей. Но захочет он этого или нет другой вопрос. И хороший способ в этом разобраться показать ему как работает папа или мама, показать свой рабочий день, все прелести и недостатки профессии.

Ошибки при выборе профессии

При выборе профессии ребенок может совершать типичные ошибки. Предостерегите его от них.

  • Отношение к выбору профессии как к неизменному. Это не совсем правильно, сейчас люди меняют свою профессию в течении жизни причем не единожды, или даже меняют не совсем профессию, а квалификацию. С этим ваш ребенок также столкнется в будущем.
  • Бытующее мнение о престижности профессии. Популярные профессии имеют свойство устаревать через какое-то время и могут даже стать невостребованными, по разным причинам. В том числе из-за переизбытка специалистов на рынке. Всегда можно предложить ребенку что-то смежное с популярной профессией, если он не хочет ничего кроме этой.
  • Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии. Важно, чтобы ребенок получил полное представление о профессии. Может ему нравятся архитекторы и то как выглядит их работа со стороны, но изнутри эта профессия может оказаться не так привлекательна.
  • Перенос отношения к человеку, представляющую определенную профессию на саму профессию. Увидев как относятся окружающие к другу семьи, который работает фотографам, к примеру, ребенку может захотеться быть таким же, но он не совсем осознает, что друг семьи имеет такую популярность из-за личных качеств, а не своей профессиональности, даже если он хорош как специалист.
  • Неумение и нежелание ребенка разбираться в своих личных качествах. Это тяжело, но стоит пробудить в ребенке интерес к себе и к своим интересам. Понаблюдайте за ним со стороны и при возможности укажите на его способности, на то, что у него получается.
  • Незнание своих физических способностей и недостатков существующих при выборе профессии. Чтобы разобраться в себе ребенку нужно развиваться и быть занятым каким-то делом, где бы он мог проверить свои способности.

Главное — быть в этих вопросах ненавязчивым и не давить на ребенка, дайте ему определенную свободу, но и укажите на ответственность его выбора.

Поговорим о выборе профессии: когда есть смысл задумываться об этом? Являются ли кружки раннего развития и секции по интересам подготовкой ребёнка к будущей профориентации? На что стоит опираться подростку, выбирая вуз? Что имеет значение при выборе профессии? Как грамотно поменять профессию во взрослом возрасте? Попытаемся ответить на эти вопросы вместе со специалистом-профконсультантом.

С младых ногтей

Едва только малыш появился на свет, как тут же вокруг него начинаются прогнозы — кем же станет наш кроха? "Какой крикливый! Наверное, будет певцом!" Или: "Смотрите, ему нравятся машинки — наверняка будет автомехаником!" Или: "Наша девочка без конца танцует — суждено ей стать балериною!"

Однако в каждой шутке есть доля правды — помочь ребёнку определиться со своими наклонностями и проявить природные таланты должны мы, родители. И начать лучше действительно как можно раньше.

Когда мы выбираем школу развития, кружок или секцию по интересам — это можно считать подготовительным этапом.

Если взять за аксиому, что все дети от рождения талантливы, то задача заботливых родителей — как можно раньше эти самые таланты нащупать.

Наблюдая за своим ребёнком на кружке по рисованию, в плавательной или спортивной секции, любуясь его работами в изостудии, мы лучше изучаем ребёнка и помогаем ему исследовать свои собственные пристрастия.

Выбирая кружок, родители могут идти двумя путями: развивать слабые стороны или же делать упор на сильных.

Пример: ребёнок гиперактивный, ему — по оценке родителей — не хватает усидчивости. Мама с папой стараются заинтересовать его шахматами или рисованием. С помощью внимательного и терпеливого педагога они вовлекают ребёнка в этот вид деятельности, поощряют его успехи, проявляют интерес к тому, что происходит на занятии, помогают выполнять домашние задания — если они есть.

Результат: ребёнок с помощью взрослых развивает те качества, которых ему недоставало. Он учится преодолевать то, что трудно. Это формирует гармоничную всестороннюю личность.

Другой пример: меланхоличный и рассудительный ребёнок показывает успехи в шахматной игре, что очень нравится маме, папе и бабушке. Но он часто болеет и не расположен к физическим нагрузкам. Родители решают, что успехов в спорте ему не добиться. И, надеясь уберечь его от переживания спортивных неудач, отказываются от идеи посещать спортивную секцию, сосредоточившись на шахматном кружке.

Результат: сосредоточившись на одном виде деятельности, ребёнок хорошо продвигается в выбранном направлении, он чувствует себя успешным. Первоклассный спортсмен из него бы не вышел всё равно, говорят мама и папа, зато вы только посмотрите на этого юного гроссмейстера!

Стоит обратить внимание: ключевым в обоих случаях является мнение взрослых — именно они отмечают те качества ребёнка, развитие которых следовало бы поощрять. Но это ни в коем случае не значит, что родителям приходится заставлять ребёнка "из-под палки"! В обоих случаях принципиально важной является личная заинтересованность ребёнка.

Поясняет психолог Анна Назарова:

"С одной стороны, в психологии является предпочтительной тактика развития слабых качеств — это формирует гармоничную личность. С другой — если это самое развитие связано с какой-то борьбой, если в этом присутствует элемент насилия, то лучше отказаться от таких занятий. Во главе всегда должны стоять интересы ребёнка — если он выражает явное недовольство выбранными для него занятиями, эффективнее переключиться на то, что ему больше нравится. Это лучше, чем травмировать психику ребёнка с раннего детства. К тому же, современный ассортимент различных кружков, секций и школ развития позволяет методом "проб и ошибок" всё-таки нащупать тот самый идеальный вариант совмещения "полезного с приятным"

Кроме того, не стоит оставлять попыток заинтересовать ребёнка чем-то новым — к примеру, в 4 года он может не воспринимать рисование, но через год-полтора, встретившись с хорошим педагогом или попав под влияние сверстников, он, вполне возможно, захочет стать великим художником. Некоторые дети выбирают кружок "за компанию" — даже не имея особых склонностей к этой деятельности, они упорно посещают занятия лишь потому, что туда же ходит друг или подружка.

Школьные и внешкольные увлечения

Если ребёнку нравится всё из того, где он побывал, то вопрос о том, какой кружок выбрать, остаётся на усмотрение родителей. И здесь — если есть возможность — психологи советуют развивать слабые стороны. Ведь всегда полезнее учиться тому, чего не умеешь, чем стабильно показывать успехи в том, что и так даётся тебе без труда.

Такая тактика хороша для дошкольников и младших школьников — именно такой подход помогает развить все возможные задатки (даже те, которые до сих пор дремали). И если родители действовали именно так, то к семи-девяти годам они сами и ребёнок уже вполне чётко представляют себе тот багаж, который они наработали за ранние детские годы, посещая всевозможные кружки и секции. В 7-9 лет ребёнок и сам способен сформулировать свои предпочтения.

И если дошкольное детство можно считать этапом разведывательным, то начальная школа — это то время, когда ребёнок уже начинает подумывать о будущей профессии. Хотя разнообразные внешкольные занятия в этом возрасте ещё не стоит рассматривать как однозначную профориентацию на будущее, отмечает психолог Анна Назарова:

"На самом деле все эти музыкальные, художественные школы, различные спортивные секции и кружки, куда родители долго и упорно водили ребёнка, — это совсем не обязательно будущая профессия. Часто на консультацию по поводу выбора будущей профессии приходят подростки, закончившие музыкальную школу, или ходившие в спортивную секцию. И свои детские занятия большинство из них вообще не рассматривает как вариант будущей профессии. Скорее бывает наоборот, и это всем известно: большинство из тех, кто закончил музыкальную школу, потом говорят, что больше никогда не будут играть. Исключение, пожалуй, составляют художественные школы — профессию, связанную с изобразительной деятельностью, чаще выбирают те, кто в детстве занимался рисованием".

У меня растут года...

А вот к 12-13-ти годам уже пора задумываться о будущей профессии всерьёз. К чему склонен мой ребёнок? Что у него получается лучше всего, а что даётся с трудом? Каков он по характеру, как справляется с трудностями, склонен ли работать в команде?... На все эти вопросы любая внимательная мама ответит и без всяких специалистов. Однако, и всевозможные тесты могут стать хорошим подспорьем.

Так, мы с моим 12-ти летним сыном по очереди прошли бесплатный он-лайн тест. Любопытно, что в тесте повторяются однотипные вопросы — однако, в итоге получается картина, вполне близкая к реальной. Так, моего сына программа охарактеризовала как уравновешенного, рассудительного, не склонного к общению человека с умеренной способностью к кооперации — и это очень похоже на правду! Программа предложила ему на выбор профессию бухгалтера (88%), специалиста по землеустройству (82%) или кинолога (80%). Также в списке предложенных — к большому удовольствию сына — биолог, геолог, инженер, математик и штурман. Сравнительно низкие проценты соответствия в его случае объясняются, по всей видимости, тем, что он слишком часто выбирал вариант "не знаю".

А обо мне было сказано, что я человек активный, способный к сопереживанию и работе в команде (что по большому счёту тоже недалеко от истины). По оценке теста, мне следует выбрать работу врача (99% соответствия), психолога (96%) или педагога (93%), а также мне подойдут профессии: актёр, фотограф или спортивный тренер. И ни слова о журналистике! В аннотации к тесту, впрочем, есть оговорка, что он не даёт полной картины. Но, во всяком случае, тест заставляет задуматься над вопросом "Кто есть я?" — а это само по себе неплохо

А вообще-то психологи МГУ уже давно разработали специальную диаграмму профильных классов, которая рекомендована к внедрению в старших классах всех российских школ. По мнению специалистов, с 13-14 лет детей можно основательно готовить к будущей профессии, проводя тестирование после 8-го класса и разделяя старшие классы по следующим направлениям:

  • Информационно-технологический.
  • Физико-математический.
  • Лингвистический (языкознание).
  • Гуманитарный (общественные науки).
  • Социально-экономический.
  • Естественно-научный.

Предложенная схема, конечно, сложнее, чем принятое в большинстве уральских школ разделение на классы "физико-математический", "гуманитарный" и "класс для отстающих".

Рассказывает психолог Анна Назарова:

"Независимо от того, в какой школе учится ребёнок и есть ли там разделение классов по направлениям, задумываться о выборе профессии нужно уже лет в 12-13. Родители могут вести серьёзные разговоры с ребёнком, выясняя его склонности и побуждая думать в этом направлении. Это помогает ему лучше понять себя. Но метаться с пакетом документов в 11-м классе, раздумывая в мае месяце, какой вуз выбрать — это уже перебор. Если самостоятельно определиться сложно, можно прибегнуть к помощи специалистов. В нашей практике был такой случай. На консультацию мама привела сына-подростка. Она была расстроена тем, что к концу десятого класса сын мало чем интересовался, никаких особых склонностей не проявлял и учился в среднем на "тройку". Тестирование действительно не выявило ярких способностей к определенному виду деятельности, но с учётом сферы его интересов и темперамента — компьютеры и современная музыка , активное общение — программа рекомендовала профессию звукорежиссёра. Ни мама, ни сам мальчик раньше даже не задумывались о том, что такая профессия существует. А оказалось, она и подходит, и действительно ему интересна, и образование хорошее можно получить, и возможностей для трудоустройства в последующем много! За время, остававшееся до окончания школы, мальчик так проникся этой идеей, что с помощью репетиторов смог "подтянуться" по нужным предметам, сам сдал экзамены и поступил на выбранный факультет вуза. Сейчас учится на втором курсе по специальности "звукорежиссёр" и не жалеет о выбранной специальности".

Профессии как они есть

Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник) и средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Вот эти типы:

  • Человек — человек
  • Человек — природа
  • Человек — техника
  • Человек — знак
  • Человек — художественный образ

По этим простым правилам можно составить для себя "идеальную формулу профессии" и понять, какая профессия подходит в том или ином случае.

Цели труда в этих областях могут быть разными

  • Гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).
  • Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).
  • Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

Современные психологи-профконсультанты пошли дальше и на основе изложенной классификации предложили новую, конкретизирующую тот или иной тип. Например, тип "человк-человек" разбили на два: "социальное общение" (педагоги, врачи, сфера обслуживания и пр.) и "общение в сфере бизнеса" (менеджер по продажам, менеджер по персоналу, по работе с клиентами и т.д.)


Какие методы профориентации бывают

Выбирать профессию можно разными путями:

  • самостоятельно. Анализ интересов и склонностей ребёнка своими силами (мамой, папой, с помощью учителей в школе);
  • консультация специалистов — это может быть и школьный психолог, и профконсультант в специальном центре, для взрослых сейчас активно предлагают услуги коучи (карьерный коучинг);
  • тестирование с помощью компьютерных тестов или тестов из сборников, которые в изобилии продаются во всех книжных магазинах. Наряду с приведенными нами в качестве примера опросниками есть глубинные проективные методики, например, тест Л. Зонди, профориентационный тест Ахтниха и др.);
  • активные формы профориентации — тренинги, на которых предоставляется возможность "проиграть", примерить на себя различные профессии.

Кроме того, важной составляющей правильного выбора профессии является информация. Не многие родители могут похвастаться, что могут рассказать своему ребёнку абсолютно обо всех современных специальностях, профессиях, об особенностях рынка труда. Неплохо почитать электронные или бумажные энциклопедии о профессиях, статьи о выборе профессии, просматривать реальные вакансии, посещать Дни открытых дверей и специальные выставки ("Образование от А до Я" и т.п.). Между прочим, многие даже среди старшеклассники не знают, кем и как работают их мама и папа, что уж говорить и других специальностях!

Как правильно выбрать профессию?

Основоположник отечественной теории профориентации — Евгений Александрович Климов. Его метод использовался в 1970-х годах, был усовершенствован в 1990-е, и по сей день считается одним из самых лучших. Тесты и опросники, разработанные Климовым, популярны до сих пор; он же в своё время выяснил, какие именно факторы больше всего влияют на выбор человеком той или иной профессии. Таковых факторов, по Климову, восемь:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.

Основные ошибки, которых советуют избегать при выборе профессии:

  • Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий — это частая ошибка школьников. К примеру, есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — и это далеко не только переводчик. При выборе профессии стоит учитывать и то, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Профессий гораздо больше, чем школьных предметов.
  • Также среди подростков нередко случается очарование профессионалом, и как следствие — профессией. Психологи называют это "переносом" отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. Ошибочно выбирать профессию, основываясь лишь на том, что тебе нравится отдельно взятый её представитель.
  • Иногда, плохо разобравшись в сути самой профессии, подросток увлекается только внешней или какой-нибудь одной стороной профессии. Но за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд, а журналисты не всегда выступают по телевидению.
  • Неадекватная оценка собственных ресурсов часто соседствует с предыдущей ошибкой очарования: не сумев (или не желая) разобраться в своих личностных качествах и способностях, ребёнок может настаивать на выборе профессии. Разобраться в том, что действительно "моё", помогут психологические тесты и специальные консультанты по профориентации. Впрочем, не стоит намертво приклеивать к себе ярлык, полученный в результате тестов (пусть даже они самые что ни на есть правильные) — человеку свойственно меняться, и вчерашний "гуманитарий" спустя какие-то время может запросто начать проявлять способности к техническим наукам.
  • Собственно говоря, и сам выбор профессии — это не пожизненный диагноз. Кроме того, что и сам человек меняется с течением жизни, также изменения происходят и внутри самой профессии, да и новые появляются с каждым годом. Каким бы делом вы ни занимались, всегда есть место для развития: придётся регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности...И наоборот, первая, выбранная в юные годы, профессия, может пригодиться в самых неожиданных ситуациях, даже если вы затем найдёте что-то более привлекательное.

Выбрать — выбрали. А применить?

Не трудно заметить, что в предложенной Климовым классификации склонности человека учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

"На мой взгляд, внутренние предпосылки человека — его способности и склонности, особенности характера, мотивация — важнее, чем внешние факторы (такие как востребованность профессии на рынке труда в настоящее время). Да, сейчас, возможно выбранная специальность востребована и позволяет неплохо устроиться. Но мы не можем знать, как изменится ситуация к тому моменту, когда сегодняшний старшеклассник закончит вуз и перед ним встанет вопрос трудоустройства. Он может оказаться в проигрыше, если выберет специальность, к которой у него нет особенных задатков. При выборе профессии я всегда советую отталкиваться от способностей и мотивации самого человека. Если человек занимается тем, что у него хорошо получается и к чему он способен более всего, то он сумеет реализовать себя в любой специальности. В любом случае, это лучше, чем спустя годы понять, что ты получил образование, которое тебе не нужно, и потратить время и деньги на то, чтобы переучиться".

Образование, которое мы выбираем: будет ли оно востребовано?

Российская рекрутинговая компания провела в сентябре социологическое исследование на тему "Довольны ли россияне полученным образованием?". Были опрошены более 2300 респондентов из разных регионов и результаты оказались довольно любопытными:

  • Больше всех жалеют о первом полученном образовании респонденты, получившие экономическое образование, в сфере менеджмента и, как ни странно, техническое.
  • Меньше всех жалеют о полученном образовании респонденты с гуманитарным образованием и образованием в сфере маркетинга, рекламы, PR.

На вопрос: "Работаете или работали ли вы по специальности?", всего 41% ответили, что работают до сих пор. Работали ранее по специальности, но сейчас работают по другой, четверть опрошенных.

Никогда не работали по специальности, полученной в ВУЗе, 34% респондентов. По оценке авторов исследования, это может говорить, прежде всего, о несформировавшихся карьерных планах и целях части выпускников ВУЗов. Многие идут учиться под влиянием мнения родителей, а не исходя из собственных предпочтений. Также часть выпускников школ не планируют свою жизнь дальше, чем на пару лет, и не задумываются, каким образом они будут применять полученные в ВУЗе знания во взрослой жизни. Кроме того, это объяснимо тем, что интересы человека меняются с течением жизни.

Комментирует психолог, сотрудник кадрового агентства Анна Назарова:

"Бывает, что на консультацию по поводу выбора профессии приходят уже состоявшиеся люди, чаще всего это женщины в возрасте около 30-ти лет и старше. У них есть дети, семья, но работа по прежней специальности перестаёт приносить удовлетворение. Как ни странно, в этом возрасте профориентация происходит легче — человек уже знает, чего хочет и чего не хочет, уже успел проявить основные свои склонности и черты характера. Проще понять себя, но сложнее себя реализовать — начинать работать в новой сфере "с нуля" не все готовы, а имеющееся образование и опыт не всегда имеют значение в другой профессии. И вот тут уже приходится проявлять больше гибкости, прислушиваться к тому, что происходит на рынке труда. Важно также грамотно составить резюме — таким образом, чтобы ваши лучшие качества подчёркивались в первую очередь. Но не стоит отчаиваться и отказываться от попыток реализовать себя в любимом деле! Практика показывает, что человек замотивированный и уверенный в своих силах находит нужную ему работу, несмотря на множество "неподходящих факторов"".

А что на рынке труда?

Срез сегодняшнего рынка труда может помочь тем, кто уже определился с выбором профессии и заканчивает образование. По последним данным, на сегодня в числе безусловных лидеров следующие специальности:

  • Менеджеры по продажам. Причём, больше всего ценятся "продажники" с опытом работы, с собственной клиентской базой и по-настоящему влюблённые в своё дело. Финансовый кризис заставил по-другому взглянуть на профессию менеджера по продажам — это касается как самих "продажников" и их работодателей, так и тех, кто является клиентом менеджеров по продажам, то есть покупателей. Продать что-либо кому-либо сегодня уже не так просто, как два-три года назад — для этого нужны особый склад характера, виртуозное владение своим делом и крепкая хватка.
  • Технические специалисты в области IT. Несмотря на финансовый кризис, технический прогресс не стоит на месте, предприятия развивают коммуникации, информационные технологии совершенствуются... Но и в этой сфере требования к профессиональному уровню работников также высоки. По данным социологической службы одного из кадровых порталов, кризис в целом произвёл революцию на рынке труда: произошла переоценка ценностей, компании избавились от "балласта" (сотрудников, чей профессионализм вызывал сомнения) и ужесточили требования к оставшимся сотрудникам. Сегодня, чтобы найти хорошее место работы или удержаться на старом, нужно едва ли не ежедневно доказывать работодателю, что ты получаешь свою зарплату не зря.
  • Замыкают тройку лидеров бухгалтеры и специалисты в области финансов — эти профессии востребованы всегда, до тех пор, пока "кровью экономики" являются деньги.

Екатерина Крушинская
Консультант: Анна Назарова,
психолог, сотрудник кадрового агентства

Обсуждение

Мне понравилось как ответил на вопрос девушки "кем быть в будущем" Алексей Похабов... Вот ссылка на ответ http://astrallife.ru/index.php?topic=104.0 почитайте, может возьмете, что-то интересное для себя)

10.08.2010 11:57:37, Лирик

Комментировать статью "Кем быть: выбираем профессию с ранних лет?"

(Выбор будущей профессии). Профориентация. Раз пошла такая пьянка самоса бой, как грит Папчик. но тут никакая профориентация не поможет ведь - что выросло то выросло. Профориентация от астролога. Выбор профессии с помощью индивидуального гороскопа.А какую вы себе бы выбрали профессию теперь,с учетом опыта?

Выбираем профессию. Как помочь ребенку в выборе будущей профессии. Какую профессию выбрать? Куда идти учиться после школы? Выбор будущей профессии и тесты на профориентацию: кому и когда это нужно?

Обсуждение

Никакой ответственности? Ну, собственно, это представление обывателей, что фармацевт - это продавец:(и без разницы, продавать феназепам или картошку. Причем, эти же обыватели требуют, чтобы мы срочно, без рецепта и без анализов выбечили их заболевания, причем одной таблеткой и желательно не дороже ста рублей. А то ведь врачи идиоты все, и к ним так сложно попасть.

08.11.2018 19:17:24, Грозная Муха, провизор

А чего менять, если опыт удачным оказался? Название, правда, поменялось, сейчас это IT. Размеры компьютеров и мощность тоже изменились))) Единственное, что всю жизнь продолжала учиться и учусь до сих пор. Все очень быстро меняется. Зато и точек приложения - море!
40+ лет назад хватило ума выбрать самостоятельно профессию. Спасибо огромное родителям, что позволили сделать свой выбор, а не запихнули в модных тогда экономистов. Хотя все предпосылки для этого были: и связи, и возможности. Верьте своему ребенку, поддерживайте

Мне кажется такая ситуацию возникла в результате того, что отношения с ребенком не очень близкие, он Вам не очень доверяет и боится давления. Тут не стоит настаивать, чтобы не ухудшить ситуацию, а понять как наладить личные отношения. Странно, что психолог Вам об этом не сказал. А по профориентации можно самой создавать для ребенка различную развивающую среду и смотреть, где у ребенка "загораются" глаза и отмечать его сильные стороны. Для моего старшего сына такой средой всегда были развивающие лагеря, где работал яркий состав вожатых. И вот не всегда "Очень доступно и по рекомендации"-это главный критерий отбора. Поищите другие варианты, решающие этот вопрос, сейчас их много-тренинги, лагеря и т. д., те, которые будут приняты ребенком. Только помните, что активное "навязывание" всегда вызывает реакцию протеста.

Любимых/ не любимых предметов - нет, откровенных увлечений и склонностей (" когда я вырасту - стану космонавтом") нет..

Сейчас Вам надо определиться не с профессией, а с направлением. Выясните, какие предметы нравятся больше, какие легче даются. Отправьте ее в какой-нибудь кружок по выбранному предмету, летом - в ЛШ. Пусть побудет в компании увлеченных этим предметом детей. Если все-таки не может определиться между гуманитарным и не гуманитарным направлением, а учится ровно по всем предметам, то в 10м лучше выбрать физ-мат. Это никому не повредит, и гуманитарию в том числе.

Психолог подскажет, как не ошибиться и выбрать дело всей своей жизни.

Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.

Мы определяем для себя не только основное занятие, но и будущее материальное благополучие, круг общения, статус. И, если выбор будет сделан необдуманно, человек может мучиться всю жизнь.

Именно родители - это главные люди, которые должны помочь ребенку найти себя в этом мире, максимально проявить свои способности.

1. Самое главное правило для родителей: не пытайтесь воплотить в ребенке собственные мечты . Это происходит неосознанно, под эгидой «мы желаем только добра». Но, вполне вероятно, ваш сын или дочь унаследовали бабушкины гуманитарные способности, и профессия экономиста, о которой грезил папа в юности, ему просто не по зубам.

Главная задача родителей — разглядеть способности своего ребенка, раскрыть его природные задатки и помочь найти такую сферу деятельности, где эти способности смогли бы реализоваться в полной мере

2. Профессиональную ориентацию ребенка лучше начинать в младшем школьном возрасте . Присмотритесь к его увлечениям, интересам. Развивайте их, давайте как можно больше информации, создавайте обогащенную среду. Нравится играть в компьютер - предложите самому написать простенькую программку, запишите в клуб юных программистов, сходите вместе на компьютерные выставки. Покажите, что компьютер - это не только игрушки. И тогда любимое увлечение станет не менее любимой профессией.

3. Профессия - это не только образование, но и определенные личностные качества . Например, вряд ли из вашего сына получится хороший адвокат - даже с дипломом Гарварда - если публичных выступлений. А вот юрист, который будет долго и кропотливо изучать в договоре подводные камни - вполне. Обсудите этот момент с ребенком, и помогите принять правильное решение: либо оставить все как есть, либо развивать в себе необходимые качества.

4. Обсуждая с ребенком будущую профессию, обращайте внимание на ее востребованность . А также на те усилия, которые придется затратить на карьерный рост. Для этого зайдите на несколько крупных работных порталов и посмотрите следующее: какая зарплата у данного специалиста без опыта работы, какая с опытом работы 3, 5 и более лет. Нужно ли дополнительное образование, сертификация (в частности, это может касаться психологов, юристов, медиков). Готов ли он будет вкладываться в повышение квалификации и устроит ли его будущая зарплата?

Читай также:

5. Школьники достаточно зависимы от мнения и поддержки сверстников — поэтому часто выбирают профессию «за компанию». Предложите ребенку минимум за два года до окончания школы вступить в профессиональное сообщество единомышленников . Пусть знакомится с такими же будущими абитуриентами, приобретает новых друзей из профессиональной сферы. Это могут быть курсы при ВУЗе, «Школа юного журналиста», «Клуб любителей истории» и т.д. Поддерживая друг друга, ребята снизят страх поступления в несколько раз.

6. лучше с профессиональной области в целом, постепенно сужая понятие «специальность» до конкретных трудовых функций. При этом необходимо учитывать не только способности, но и уровень притязаний, а также темперамент. Например, работать в ITсфере можно и разработчиком программ, и менеджером по продажам интернет-услуг, и мастером по ремонту компьютеров.