Маскировка в World of Tanks: практическое применение. Маскировка и обнаружение танков Какие движения влияют на маскировку

Умение правильно танковать на своем танке безусловно очень важно и полезно. Но чтобы не получать урон на поле боя гораздо выгоднее просто не попадать в засвет и в прицел танков противника. Для этого необходимо знать и понимать как работает маскировка. Тема это очень большая.

Рассмотрим основные принципы работы маскировки в поле

Первое, что должен знать каждый игрок в мире танков - это то, что танк видит во все стороны одинаково. Не имеет значения, куда повернута башня, куда вы смотрите. Засвет происходит по окружности с радиусом вашего обзора.

Второе, для того чтобы вы засветились в засвет должны попасть габаритные точки, которые располагаются на корпусе вашего танка и его башне. Именно этим объясняется то, что иногда из-за куста торчат вражеские гусеницы или вы смотрите на противника из-под вагона и видите только его гусеницы, и вдруг он пропадает из засвета. Почему же это? Да потому, что вы не можете в этот момент засветить его габаритные точки.

Третье, касательно маскировки. В World of Tanks существует всего 2 состояния танка: либо он движется, либо стоит на месте. Не считается движением вращение башни или ствола для пт-сау. А вот поворот корпуса даже на сантиметр, либо движетесь на первой передаче - сервер считает это за движение, коэффициент маскировки снижается. Единственное исключение из этого правила это все легкие танки. Для них такого штрафа не предусмотрено. Что в движении, что стоя они имеют одинаковый коэффициент обнаружения (засвета).

Четвертое. Незаметность танка на прямую зависит от его высоты. Считается это от земли и до самой крайней точки башни. Чем выше ваш танк, тем меньше у него способность маскироваться, тем с большего расстояния он будет обнаружен противником. У высоких танков нет особой разницы, движутся они или стоят. Были проведены исследования с разными танками немецкой ветки, все они светились примерно с одного и того же расстояния равного 430-440 м. А вот для танков с низким профилем (Т-54, Т-62А, леопард прототип) дела обстоят немного иначе. Они засвечивались в чистом поле намного позже - на дистанции 220-230 метров. А в движении засвет происходил на 20-25 метров раньше. Из этого можно сделать вывод, что на танках с низким профилем гораздо выгоднее стоять на своей позиции до последнего.

Работа маскировочной сети. В среднем дистанция засвета при её активации сокращается на 40 метров. Очень полезный и не малый бонус.

Кусты - лучшие место для маскировки World of Tanks

Самый лучший способ не получать урон, если вы светляк и не только - не попадать в засвет. Сейчас мы более детально поговорим о самом наиболее интересном и самом доступном маскирующим элементом на любой карте - кустах.

Кусты не являются полностью не прозрачными для лучей засвета, а просто ослабляют их действие, снижают дистанцию засвета. При чем чем ниже у танка профиль, тем лучше его скрывают кусты.

Есть разница между тем, стоите ли вы за кустом или двигаетесь, причем очень интересная закономерность. Тест был проведен на Т-54. При движении за кустами танк был обнаружен с 150 метров, а в статическом положении с 120 м. Стоя же просто в поле без кустов, двигаясь туда-сюда, танк был обнаружен с 350 метров, а в статическом положении с 320 м. Получается, что и там и там разница составила 30 метров.

Для игры не существует особой разницы, с какой скоростью вы носитесь за кустом, просто вращаетесь или чуть-чуть повернулись - в этом случае вы двигаетесь и снижаете свою маскировку.

Как влияет маскировочная сеть на стоящего в кустах танка. С маскировочной сетью Т-54, стоящая в кустах была засвечена с расстояния в 80 метров. А без маск сети расстояние составило 120м. То есть выигрыш примерно равен 40 метров. Стоя в чистом поле с сетью засвет был на 280 м, без сети 320 м. Высокие танки типа Е-100 из кустов светились на расстоянии около 210-220 метров, то есть в 2 раза больше, чем низкопрофильные. При чем имеет значение какой это класс техники - тт, ст, арта или пт-сау, если у вас высокий танк, то вам его будет тяжело спрятать даже за кустами. Так же для высоких машин нет существенной разницы, стоят они спокойно за кустом либо двигаются, разброс в расстоянии засвета составит всего 10-20 м.

Стрельба через кусты. Что удалось выяснить после тестов.

1. Уровень засвета от стрельбы совершенно не зависит от того, какой тип снарядов вы используете: бронебойные, кумулятивные, фугасы. Засвет будет происходить одинаково.

2. Существует правило 15 метров - когда вы отъезжаете от куста на расстояние около 15 метров, он опять становится непрозрачным, и вы пропадаете из засвета. Вам нужно отъехать на пару метров от куста, потому что видимость в вашем прицеле идет от башни, а на корпусе есть габаритные точки на корпусе, которые расположены гораздо дальше башни и выпирают. Данное правило работает только на больших расстояниях. На примере Т-54 и Е-50 расстояние, на котором действует данное правило, составило 220 метров. Что же дает нам это знание. Во первых нет необходимости отъезжать от куста больше чем на 15 метров, самое главное вы должны следить за расстоянием между вами и противником. Учитывайте при этом уровень заметности своей техники и уровень обзора противника. Применяя это правило с умом, вы сможете меньше попадать в засвет и правильно оценивать ситуацию.

Если вы любите играть на светляках, чтобы засветить противника достаточно просто сближать дистанцию и пытаться развести его на выстрел.

3. Не имеет значения, на каком расстоянии танки находятся от кустов, при засвете важно только расстояние между противниками. Это очень полезное знание. Даже если вы стоите в кустах, обложенный кругом деревьями, а противник проезжает мимо вас, расстояние становится критическим - кусты вас не спасут.

4. Маскирующий эффект от двух кустов на одной линии складывается.

5. Один куст и одно упавшее дерево - эффект маскировки не суммируется.

6. Два упавших дерева считаются как один маскирующий объект. Последние три пункта с инфой от разработчиков WoT.

7. Для повышения маскировки используйте камуфляж от разработчиков.

Хвойные и лиственные деревья. Что же лучше для маскировки

Раньше, когда-то давно деревья в World of Tanks обладали маскирующим свойством, только пока они были целы. Стоило только повалить дерево, как оно переставало маскировать. Можете считать, что как будто бы и не было. Но недавно и поваленные деревья сервер стал определять как маскирующие. Однако, следует отметить, что при расчете видимости учитывается только одно поваленное дерево. Так что создать очень сильно маскирующее препятствие из кучи деревьев не получится.

Но и с одним деревом у игроков возникало очень много спорных ситуаций. Многие просто не понимали, почему они засвечиваются, вроде бы и дерево повалил и спрятался хорошо, ничего не выпирало, а все равно светишься на пол карты. Как такое может быть, что произошло - разработчиков просто завалили вопросами по этой теме.

На официальном форуме у них спросили, есть ли разница между хвойными и лиственными деревьями, одинаково ли они маскируют? Разработчики сказали, что разницы нет. Единственное, что надо учитывать - это размер кроны, чтобы танк не выпирал из-за листвы. Если крона маленькая, танк под определенными углами может попасть в засвет, и оказаться обнаруженным врагом.

Сравнение свойства хвойных и лиственных деревьев.

При тестировании хвойного дерева получилось, что танк был обнаружен с того же самого расстояния что и танк находившийся за кустами. То есть, можно сказать, что разницы между хвойными деревьями и кустами нет. Затем были протестированы лиственные деревья, и тут уже нас ждал маленький сюрприз. Были проверены несколько лиственных деревьев под разными углами, и получилось, что лиственные деревья скрывают хуже, чем кусты и хвойные деревья. Стоя на Т-54 с активированной маскировочной сетью за кустом или хвойным деревом дистанция обнаружения составляла 80 метров. Двигаясь, и там и там дистанция обнаружения составила 150 метров. Чтобы быть уверенными в результатах, тест провели на втором танке. Для Е-50 данные были получены такие же. За лиственным деревом для неподвижной Т-54 дальность обнаружения составила 130 метров. Это на 50 метров больше, чем за кустом или хвойным деревом. Во время движения за лиственным деревом дистанция обнаружения составила 200-210 метров, то есть опять на 50-60 метров хуже.

Из этого можно сделать вывод, что кусты и хвойные деревья маскируют одинаково, а вот лиственные деревья обладают намного худшим маскировочным эффектом. Поэтому если у вас будет выбор, за каким деревом спрятаться, за хвойным или лиственным - без размышлений выбирайте хвойное!

Формально в Wold of Tanks есть только один общий класс легких танков (ЛТ), но на деле среди машин этого класса выделяются «обычные» и «светляки». Первые, как правило, исторически предназначались для поддержки пехоты, а в игре выполняют примерно ту же роль, что и средние танки их уровня. «Светляками» же в Wold of Tanks принято называть разведывательные машины, которые имеют повышенный обзор , хорошие рации и замечательную подвижность , расплачиваясь за это, прежде всего, особым балансным распределением. Если стандартом сейчас считается диапазон +/-2 уровня (на танке 4 уровня вы не должны видеть никого выше 6 уровня), то для «светляка» этот разброс обычно вдвое больше. И только в сторону повышения.

До недавнего времени большинство «чистых светляков» вообще не могли попасть в «топ» команды, и не факт, что нынешние поблажки останутся надолго. Как правило, на танках-разведчиках играют фанаты этого класса, которые не скупятся на прокачку экипажей и дополнительные модули, да и игровой опыт у них повыше среднего. И когда такой монстр попадает в «топ», у него есть все шансы вырезать команду противника, не давая себя даже обнаружить.

Есть еще некие «переходные» машины, которые считались, вроде как, «светом», но не очень опасным, поэтому им всегда позволяли попадать в «топ». Классика жанра — Pz.38nA и А-20 . Первый был в свое время лучшим «подкустовым» разведчиком, а второй отличался самой высокой скоростью. Впрочем, после постоянных правок баланса и ввода множества новых ЛТ самых невероятных конструкций прежняя граница между «боевыми ЛТ» и «разведывательными ЛТ» размылась окончательно. Дело дошло до того, что в игре появился гибрид ЛТ и ПТ, который почти одинаково хорош в обоих ролях. Но об этом ниже.

А пока ограничим выборку для этого топа легкими танками с 4 по 7 уровень. Танки 1-3 уровня не имеют достаточных радиусов обзора и связи, чтобы работать полноценным «светом», а ЛТ 8 уровня уже не могут ограничиваться только разведкой — их балансный вес и мощные орудия обязывают наносить урон врагу напрямую.

Порядок рассмотрения танков будет основываться на выборке по данным wot-news.com (http://wot-news.com/stat/server/ru/norm/ru) за последний месяц. Это у других классов можно судить об эффективности по нанесенному урону, точности, выживаемости… А для разведчика главный критерий — победа. И даже выживаемость не так уж и показательна, поскольку почти в каждом бою имеет смысл отвлечь на себя противника перед решающей атакой союзников — правило первого залпа никто не отменял. Так что, ранжируем ЛТ по проценту побед и отдельно выносим те, которые по сути «светляками» не являются.

T2 Light Tank

Уровень: 2;

Страна: США;

Побед: 53.57%;

Всего машин: 14956.

И сразу же — исключение. Этот танк не попадает в наше ограничение по уровню, обзор и рация у него никудышние, балансит его стандартно — не выше 4 уровней. Но именно Т2 LT является каноничным ротным «светляком». Суть в том, что в ротах не актуальны дальние рейды по тылам, да и пассивный свет тоже малоэффективен. Чаще всего требуется быстро проскочить перед предполагаемой позицией врага, чтобы понять, есть ли там вообще кто-нибудь. И тут невероятная скорость Т2 в сочетании с отличной маневренностью и малыми размерами перевешивают все недостатки. Кроме того, Т2 занимает всего два очка, что критично для ротных боев.

Кстати, было бы ошибкой считать, что высокий процент побед Т2 Light Tank является следствием одних только ротных боев. Не забывайте, что это премиумная машина, которая остается у игрока надолго. И, в отличие от «проходных» танков, на Т2 катется прокачанный экипаж. Добавим сюда сочетание «барабана» с отличной подвижностью, и получим настоящий кошмар «песочницы».

1. M24 Chaffee

Уровень: 5;

Страна: США;

Побед: 51.33%;

Всего машин: 5274.

Когда в Wold of Tanks вводили первую тройку ЛТ пятого уровня, разразилась нешуточная форумная баталия, мол Т-50-2 — имба, а VK28.01 ни на что не годится! За всеми спорами о скромном американце с несуразно большой топовой башней как-то позабыли. Ну да, обзор хороший — может светить из кустов. Ну да, пушка отличная — может быстро разобрать арту. Ну да, маневренность превосходная, но толку с нее при такой динамике? Стабилизатор дают поставить? А зачем? Тогда еще мало кто понимал, что уникальное сочетание подвижности, огневой мощи и точности на ходу позволяет «Чаффи» запросто расправляться как с коллегами-ЛТ, так и с «толстокожими» ТТ, которых немец не в состоянии «закаруселить», а Т-50-2 просто не пробивает. Ну и с обязанностями разведчика М24 справляется отлично. Да, скорость слабовата и разгон вялый, но с такой маневренностью можно буквально уворачиваться от вражеских снарядов. А еще лучше — вообще не лезть на рожон и пользоваться отличным радиусом обзора.

Теперь-то об этом знают все, но эффективная игра на M24 Chaffee все равно требует большого опыта, знания карт и игрового чутья.

Valentine

Уровень: 4;

Страна: СССР;

Побед: 50.62%;

Всего машин: 7751.

Премиумный «Валентайн» — еще одно исключение в этом топе. По сути это даже «антипод светляка», поскольку с прошлого года его не балансит выше 4 уровней, а значит, он постоянно находится «в топе». Но, как ни странно, именно тактика боя на «Валентайне» больше всего напоминает то, что называется «разведка боем». Пушка у этого танка никогда не считалась хорошей, а сейчас и подавно, но зато сочетание приличного обзора и хорошей брони позволяет ему идти первым и «подсвечивать» противников союзной артиллерии и ПТ-САУ.

Впрочем, не будем обманывать себя, высокий процент побед на «Валентайне» — это следствие того, что на этих уровнях часто встречаются новички с необученными экипажами. Премиумные машины тут всегда будут в выигрыше.

2. T71

Уровень: 7;

Страна: США;

Побед: 50.37%;

Всего машин: 47233.

Не надо быть великим аналитиком, чтобы понять, почему этот танк настолько эффективен. Высокая подвижность, обзор и скромные габариты позволяют ему без каких-либо оговорок отлично выполнять роль как пассивного, так и активного «светляка». Но в дополнение к «разведывательным» характеристикам он оснащен просто великолепной пушкой с барабаном заряжания, которая имеет 175 мм бронепробиваемости обычным и 220 мм «золотым» снарядом (на уровне ТТ того же уровня!), а также позволяет отгрузить до перезарядки в среднем 900 единиц урона. Успокаивает лишь то, что благодаря популярности этого монстра, не так уж и часто встретишь за его рычагами опытного игрока.

3. Т-50-2

Уровень: 5;

Страна: СССР;

Побед: 50.13%;

Всего машин: 29613.

«Мопед», «НЛО», «Полтинник» или «Сорок восьмой» не нуждается в особых представлениях. До ввода физики Т-50-2 перемещался на поле боя по таким траекториям, которые не снились даже болидам «Формулы 1». Полный разворот на скорости 70 км/ч с радиусом метров 15? Запросто! И на выходе скорость почти не упадет!

С вводом физики Т-50-2, конечно, немного сдал. Теперь в резких поворотах его заносит, а на перекопанных картах очень легко потерять гусеницы. Но он по прежнему остается основным ротным «светом», если сетап позволяет выделить пять очков.

Кстати, броня у Т-50-2 не так уж и плоха, игроки то и дело жалуются на аномальные рикошеты и непробития об это НЛО. То же самое можно сказать и про 57 мм пушку, позаимствованную у Т-34. Вроде, ничего особенного, у «Чаффи» орудие гораздо лучше, но если зазеваешься, то не успеешь оглянуться, как Т-50-2 нафарширует твою корму снарядами.

4. Aufklärungspanzer Panther

Уровень: 7;

Страна: Германия;

Побед: 50.06%;

Всего машин: 17980.

Новичок из патча 0.8.5 уверенно заслужил звание самой ужасной машины в стоке, да и в топовой конфигурации не тянет на звание хорошего разведчика. Мало того, что у него огромные габариты, слабый (для такой массы) двигатель и неважная маневренность — ему даже 400 метров обзора не дали! Однако любителям немецкой техники не привыкать, они заранее запаслись свободным опытом для вывода «Разведпантеры» в топ и готовы каждый бой разоряться на премиумные снаряды, изображая из себя нормальную «Пантеру» , у которой есть L100, пробивающая 200 мм обычными бронебойными... Одна радость — когда удается подловить вражеского «светляка» на таран. Частенько бывает так, что добивать бедолагу уже не нужно.

Но пускай вас не обманывают высокие результаты «разведпантеры». Сейчас ее катают только те, кто знал, на что шел. Дождитесь следующего теста, опробуйте эту машину сами, и только тогда принимайте решение о покупке. Очень уж специфичен этот аппарат.

T-80

Уровень: 4;

Страна: СССР;

Побед: 49.82%;

Всего машин: 168046.

Еще один новичок, но на этот раз не разведчик, а самый обычный танк поддержки пехоты. На первый взгляд, ничего особенного он из себя не представляет, всего 35 мм брони, почти та же пушка, что и на предыдущем танке… Но посмотрите на углы наклона этой самой брони! Да и пушка, прямо скажем, для 4 уровня очень хороша.

Т-80 не ставит рекорды подвижности, обзор у него тоже немного не тот, чтобы «светить», но все же на фоне коллег по уровню, имеющих аналогичное балансное распределение, этот танк смотрится очень прилично.

5. ELC AMX

Уровень: 5;

Страна: Франция;

Побед: 49.6%;

Всего машин: 91051.

Французская «Елка» уникальная машина. Реальный прототип был легким десантным танком, который можно было сбрасывать с парашютом. Правда, необходимость выдержать минимальные габариты привела к тому, что расположение мехвода мешало вращению башни, поэтому круговой обстрел был возможен только с места. Разработчики из Wargaming решили не морочить игрокам голову башней, которая крутилась бы только в стоячем положении, и просто сделали угол вращения сильно ограниченным, превратив ELC AMX , по сути, в ПТ-САУ. А если вспомнить, что топовая пушка D 914 имеет аж 170 мм бронепробиваемости при 240 единиц разового урона обычным снарядом, получится, что «Елка» — это хорошая ПТ-САУ. Погодите, но ведь это ЛТ! С очень низким силуэтом и бонусом к масикровке! Вдобавок, у ELC AMX феноменальная скорость заднего хода, которая позволяет отступить после выстрела еще до того, как противник успеет получить от сервера информацию о вашем засвете. В общем, «Елка» была бы великолепна в роли ПТ, если бы не очень уж медленная перезарядка и убогие углы вертикальной наводки.

Что касается разведки, то тут подводит не самый лучший обзор, но главное — совершенно никудышняя рация. С другой стороны, попасть в ELC AMX даже сложнее, чем в Т-50-2, так что, в умелых руках француз способен составить конкуренцию признанному «НЛО». Ну а если придется забежать в такие дали, где не будет добивать рация, можно вспомнить про пушку, выносящую почти любую артиллерию с пары выстрелов. Главное — избегать таранов. Даже несильные столкновения с другими легкими танками чреваты потерей большей части здоровья.

6. VK 28.01

Уровень: 6;

Страна: Германия;

Побед: 49.29%;

Всего машин: 24873.

Когда-то игрокам удалось вытребовать для «Толстопарда» максималку в 72 км/ч и гаубицу калибром 10.5 см. Но похоже, что после ввода продажи премиумных снарядов за серебро VK 28.01 стал слишком уж круто гнуть рандом. 150 мм бронепробиваемости, 350 единиц урона — и все это на шустрой машинке, которую ни один СТ не догонит. 2-3 тысячи урона за бой на нем стали вполне обычным делом, а расходы на снаряды… Да кто их считает, когда идет такой экшн!

Довоевались. В патче 0.8.5 «Толстопарда» перевели с 5 на 6 уровень, вместе с тем обрезав ему скорость с 72 км/ч до 60, а обзор с 400 до 390 метров. Следующий патч, судя по предварительным данным, принесет нерф премиумных снарядов.

В общем, VK 28.01 пока еще жив, но ровно до тех пор, пока его гаубицу можно заряжать волшебными кумулятивами.

7. M5

Уровень: 4/4;

Страна: Китай/США;

Побед: 49.24%/49.08%;

Всего машин: 88091/85818.

Эти два танка формально являются одной и той же машиной, но разработчики выдали им разные топовые башни с разными орудиями. Американец получил открытую башню с «фугасницей», которая позволяет больно кусаться 75-мм кумулятивами. Китаец может позволить себе закрытую и намного лучше бронированную башню с хорошим «дыроколом», но вместе с тем имеет радиус обзора на целых 20 метров меньше, чем у заокеанского родственника. Мало того, американец лучше поворачивает, но у китайца мощнее двигатель, да и максимальная скорость выше. В итоге один лучше проявляет себя в качестве пассивного «света», а второму ближе активная роль. Но, как видно из таблицы, эффективность обоих машин очень близка.

Вот только сохранится ли статус-кво после ожидаемого ослабления премиумных снарядов? Огневая мощь американского М5 может из-за этого сильно пострадать.

8. WZ-131

Уровень: 7;

Страна: Китай;

Побед: 49.09%;

Всего машин: 20637.

Формально WZ-131 — тоже легкий разведчик, у которого все характеристики принесены в жертву подвижности и незаметности. Это действительно так, но помимо всех достоинств хорошего разведывательного танка, WZ-131 имеет 100-миллиметровое достоинство, способное пристыдить некоторые СТ того же уровня. Собственно, ровно такая же пушка стоит на премиумном СТ восьмого уровня Type 59 , который многие считают «имбой» и лучшей машиной для заработка кредитов в Wold of Tanks.

При этом WZ-131, в отличие от «барабанщиков», совсем не обязательно торчать на виду у врага, чтобы реализовать свою огневую мощь. Выстрелил — и убежал на перезарядку. Так гораздо надежнее и безопаснее чем пытаться улучить момент, когда можно будет забежать в корму противнику.

9. VK 16.02 Leopard

Уровень: 5;

Страна: Германия;

Побед: 48.73%;

Всего машин: 30708.

Переезд на пятый уровень преобразил старого доброго «Лео» . Ему, правда, немного срезали максимальную скорость, не добавили брони, да и здоровья могли бы побольше дать, но все искупает чудо-пушка 3 cm M.K.103 . Этот пулемет заряжается кассетами на 4 очереди по 3 снаряда по 30 единиц здоровья. Итого в среднем — 360 урона, которые можно выписать буквально за пару секунд. Если учесть бронепробиваемость в 95 мм (обычным ББ) и 110 (подкалиберным снарядом), а также вспомнить про обожаемый всеми леоводами таран, получается практически гарантированный мгновенный вынос всех танков пятого уровня в ситуации 1 на 1. Исключение — только тяжелые танки, которые лучше не таранить, а по старинке «каруселить».

В качестве разведчика «Лео», пожалуй, тоже стал лучше. Больший запас здоровья позволяет переживать хотя бы одно попадание из Д-25Т и других крупнокалиберных орудий, которые раньше гарантированно ваншотили. Но с новой пушкой геймплейный акцент все же сместился в сторону активного боя. В конце концов, «Лео» стал снова попадать в топ, а это значит, что надо «тащить».

10. PzKpfw II Luchs

Уровень: 4;

Страна: Германия;

Побед: 48.7%;

Всего машин: 61734.

Свято место пусто не бывает. С переездом VK 16.02 Leopard на уровень выше его прежнюю позицию занял PzKpfw II Luchs (он же «Рысь»), который был одним из самых веселых танков 3 уровня. Замена не может похвастать такой прочной и рикошетной броней (а ведь от «Лео» частенько рикошетили снаряды «Фердинандов» и даже 704-х объектов!), но зато «Рысь» заметно шустрее старшего брата. Да, советский Т-50 все еще заметно быстрее набирает скорость и круче закладывает виражи, но даже при такой разнице PzKpfw II Luchs можно запросто ввести в скольжение. А это значит, что большая маневренность попросту не нужна. Чего не скажешь о базовом обзоре. Тут «Рысь» — почти чемпион среди ЛТ 4 уровня, уступая только Pz.Kpfw. 38 (t) n.A. и американскому M5 Stuart, признанным мастерам «подкустового света».

Не будем забывать и о пушке. «Рысь» получил тот же дезинтегратор, что и «Леопард», только с другой «формулой барабана». Вместо четырех очередей по три снаряда «Рысь» выдает пять очередей по два. Итого — в среднем 300 урона за один присест. Добавить тараном уже не получится (при такой массе получается себе дороже), поэтому 1 на 1 «Рысь» не такой страшный противник, как новый «Лео». Но при использовании подлой тактики добивания подранков и внезапных набегов можно спокойно набивать тысячу-полторы урона. При этом чем крупнее дичь, тем лучше, ведь PzKpfw II Luchs способен закрутить даже «Черчилля», который славится своей шустрой башней.

В предыдущей статье мы в подробностях рассмотрели, на каких принципах основана и как работает игровая механика маскировки (и обнаружения). Однако это была только теория, а в данной статье мы рассмотрим практическую сторону вопроса – применение маскировки и способы повышения незаметности танков.

Заметность танков зависит от нескольких параметров, которые условно можно разделить на «внешние» и «внутренние». К «внешним» факторам относится наличие растительности по лучу зрения танка противника, расстояние до кустов/деревьев в момент выстрела и расстояние до противника. К «внутренним» - класс техники, калибр орудия, наличие камуфляжа или маскировочной сети, и владение экипажем навыка «Маскировка». Рассмотрим каждый фактор отдельно.

Расстояние до кустов/деревьев в момент выстрела

В момент выстрела общий коэффициент маскировки танка снижается в зависимости от калибра орудия, это правило работает и в случаях нахождения танка за растительностью. Однако здесь есть одна хитрость: коэффициент маскировки куста или дерева остается неизменным, если стреляющий танк находится на расстоянии 15 и более метров до него.

Поэтому если вы хотите оставаться незаметным, отъезжайте от кустов на 15 метров, и спокойно накидывайте по врагам. Правда, на таком расстоянии кусты теряют прозрачность, поэтому ориентироваться придется только по контуру светящегося танка противника.

Калибр орудия

Для всех классов техники справедливо простое правило: чем больше калибр орудия, тем больше снижается коэффициент незаметности танка в момент выстрела. Для одной и той же машины с разными орудиями коэффициент маскировки может изменять на 2%. Поэтому, например, американский ЛТ T49 на 90-мм орудии будет менее заметен, чем на 152-мм фугаснице. Однако это один из факторов, который на большинстве танков невозможно изменить без потери огневой мощи.

Наличие камуфляжа

Камуфляж дает постоянный бонус к незаметности, который зависит от класса техники: для ПТ-САУ - +4%, для ЛТ и СТ - +3%, а для ТТ и арт-САУ – всего +2%. Поэтому нанесение камуфляжа на ПТ-САУ, ЛТ и СТ имеет весьма ощутимый эффект, расстояние обнаружение танков снижается на 7 – 20 метров, камуфляж также может компенсировать имеющиеся у противника перки «Радиоперехват» и «Орлиный глаз».

А для тяжелых танков и артиллерии камуфляж имеет скорее декоративное значение. Здесь свои коррективы вносит калибр орудия – бонус от камуфляжа может полностью теряться в момент выстрела.

Так что для ПТ-САУ и ЛТ использование камуфляжа обязательно, для СТ – очень желательно, а для ТТ и арт-САУ – практически не имеет смысла.

Применение маскировочной сети

Маскировочная сеть дает серьезный бонус к незаметности, но работает только на неподвижном танке (через 3 секунды после остановки). Коэффициент маскировки зависит от класса техники: для ПТ-САУ – прибавка 15%, для ЛТ и СТ – прибавка 10%, а для арт-САУ и ТТ – прибавка всего 5%. Эти бонусы весьма немалые, однако реализовать их можно разве только на «снайперских» ПТ-САУ, проводящих бой в кустах, да на «пассивных светляках» (которые вместе со стереотрубами выполняют ЛБЗ). Можно, конечно, ставить масксеть и на некоторые СТ (например, на Panther), однако к этому прибегает лишь небольшое количество игроков с большим терпением и усидчивостью.

Так что применять маскировочную сеть имеет смысл на некоторых ПТ-САУ (особенно на башенных ваффентрагерах с их высокой базовой незаметностью) и на ограниченном числе ЛТ и СТ, а для ТТ этот модуль бесполезен. Также зачастую можно встретить сеть на арт-САУ, но это скорее от безысходности – для данного класса техники, особенно с открытыми рубками, предусмотрено мало интересных модулей, и третий слот зачастую остается пустым.

Перк экипажа «Маскировка»

Умение «Маскировка» - вещь довольно спорная и непростая. Этот перк может давать весьма существенный прирост к базовому коэффициенту незаметности танка, однако здесь есть ряд оговорок.

Во-первых, прокачивать перк имеет смысл для машин с высоким базовым коэффициентом незаметности – свыше 12,5%. К таким машинам относятся все ЛТ, большинство ПТ-САУ и арт-САУ, и очень много СТ (за исключением «сарайных» машин с большими габаритами). Причем в случае ЛТ коэффициент незаметности остается одинаковым в состоянии покоя и в движении, поэтому для них перк «Маскировка» дает максимальный бонус. Для танков с меньшим базовым коэффициентом маскировки – всех ТТ, многих больших ПТ-САУ и больших СТ – лучше прокачать в первую очередь более важные умения экипажа, а маскировку оставить на потом.

Во-вторых, бонус зависит от того, сколько членов экипажа владеют умением. Минимальный бонус составляет 1,79 при наличии умения (100%) у двух членов экипажа, максимальный бонус достигается наличием перка у шести членов экипажа. Так что выгоднее выкачивать этот перк у как можно большего количества членов экипажа.

Наконец, в-третьих, бонус от умения «Маскировка» зависит от наличия умения «Боевое братство», модуля «Улучшенная вентиляция», использования доппайка и от того, насколько своей основной специальностью владеет командир танка. Максимальный бонус составляет 1,89 при 100%-ном командире, наличии «Боевого братства» у всех членов экипажа (которых должно быть не менее шести), с вентиляцией и пайком.

Вывод

Всей этой информации достаточно, чтобы сделать несколько простых выводов по маскировке:

  • На всех типах техники стреляйте на расстоянии 15 и более метров за кустом или деревом;
  • Для ПТ-САУ обязательно применение камуфляжа и наличие умения «Маскировка» у членов экипажа, для «кустовых» ПТ имеет смысл наличие маскировочной сети;
  • Для ЛТ и СТ камуфляж и перк «Маскировка» очень желательны, хотя в случае СТ следует исходить из базового коэффициента маскировки машины;
  • Для ТТ и арт-САУ камуфляж, маскировочная сеть и умение «маскировка» не имеют значения, лучше направить усилия на повышение огневой мощи данных машин.

Легкие танки в World of Tanks используются большинством игроков только в качестве «света». С момента последнего артонерфа количество легких танков в игре заметно уменьшилось, так как основным предназначением ЛТ являлось уничтожение арты. Снижение количества артиллерии в игре привело к уменьшению количества ЛТ. Но любители «посветить» в игре продолжают выкатывать из ангаров легкие танки. Многие считают, что самый лучший светляк в WoT – это Т71. Так ли это на самом деле, вы узнаете, дочитав статью до конца.

Характеристики лучшего «светляка»

Несомненно, Т71 хорош во всем, но в игре 10 уровней, и на каждом из них найдется свой «светляк». Правда, перед тем как начать определять лучших светляков на каждом левеле, нужно выделить характеристики, которые следует иметь танку для засвета противника.

  1. Любой светляк должен обладать хорошими динамическими характеристиками, высокой максимальной скоростью и проходимостью. В эту категорию вписывается класс «легких танков», которые, собственно говоря, и создавались для разведки позиций врага. Но не у всех ЛТ высокая максималка и прекрасные динамические характеристики. Даже внутри французской ветки, которая отличается танками с высокой скоростью, есть исключения. К примеру, французский легкий танк AMX40 хоть и относится к классу ЛТ, по своим параметрам больше схож с тяжелыми танками: хорошее круговое бронирование, плохая динамика и ужасающая проходимость.
  2. У танка, предназначенного для засвета противника, должен быть хороший обзор (в идеале 400 метров) и радиостанция с большим радиусом действия (минимум 700 метров). Обзор позволяет обнаруживать врага, а радиостанция передает данные об обнаружении на дальние расстояния.
  3. Не все учитывают возможности орудия при выборе светляка, но для истребления арты оно обязательно понадобится. Топовая артиллерия обладает высоким бронированием, и прострелить ее «слабым ружьем» не получится. Причем чем быстрее вы убьете арту, тем лучше для вас. В связи с этим многие игроки предпочитают светляков с барабанным орудием.

Выбираем лучший танк для разведки

Под эти три критерия более всего подходят три танка: американский легкий танк Т71, французский легкий танк AMX 1390 и средний танк французского производства Bat.-Chatillon 25 t 10 уровня. С первыми двумя танками все понятно: прекрасные динамические характеристики, высококлассный обзор в 400 метров, отличные показатели дальнобойности радиостанции, барабанные орудия на 6 выстрелов. На стороне Т71 – седьмой левел (меньше кидает к 10 левелам) и более быстрая зарядка барабана. В пользу 1390 выступает орудие с неплохой альфой в 240 единиц и более высокая прочность в сравнении с Т71.

Для многих игроков топовый средний танк французов – самый лучший светляк в World of Tanks. С ними нельзя не согласиться: обзор 400 метров, радиостанция с дальностью связи в 750 метров, великолепное орудие барабанного типа на 5 выстрелов с 2000 урона от барабана, высокая максимальная скорость в 65 км/ч и хорошие динамические характеристики, а также высокая прочность в 1800 хп. Если выбирать лучший светляк среди топовых 9-10 уровней, то, несомненно, Bat.-Chatillon 25t здесь будет вне конкуренции.

Но это средний танк, цель которого – не разведка позиций противника, а прорывы в тыл врага, уничтожение отдельно стоящих целей. Поэтому считать Батчат лучшим светляком неправильно. Среди топовых светляков (7-8 левлы), к коим относятся Т71 и AMX 1390, лучшей, пожалуй, является американская «табуретка».

Среди среднеуровневых легких танков (5-6 левелы) можно выделить американский Чаффи (M24 Chaffee) с обзором в 400 м и французскую «Елку» (ELC AMX) с хорошей максимальной скоростью в 65 км/ч. Если бы Т50-2 не убрали из игры, то лавры лучшего светляка получил бы именно он. Говорить же о том, что его замена (MT-25) – хороший легкий танк, довольно сложно.

На низких уровнях (2-4), несомненно, лучшим светляком является Pz. I C, обладающий высокой максимальной скоростью, радиостанцией в 700 м и хорошим обзором в 350 метров для третьего уровня.

Впрочем, и среди премиумных машин есть неплохие «светляки». Так, немецкий ЛТ Т15 третьего уровня отлично справится с ролью разведчика на поле боя благодаря дальнобойной радиостанции и обзору в 350 метров.

Конечно, у каждого человека есть свое мнение по этому поводу. Автор статьи считает, что Т71 – лучший разведчик в WoT. Его обзор можно посмотреть в следующем ролике:


А как считаете вы? Какой светляк, по вашему мнению, лучший в игре?