Виды профилактической работы при наркомании и токсикомании. Профилактика наркомании и токсикомании

Профилактика пьянства и алкоголизма представляет собой комплекс взаимосвязанных социальных, педагогических, психологических, медицинских и организационных мероприятий, направленных на превентивное выявление склонности военнослужащих к чрезмерному употреблению спиртных напитков, диагностику причин и стадии их алкоголизации, организацию психотерапии и лечения алкоголиков, создание психолого-педагогических, социальных и организационных условий, препятствующих развитию подобных явлений в частях и подразделениях. Профилактика пьянства и алкоголизма в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляется в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации «О мерах по предупреждению пьянства и алкоголизма в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1997 г. № 440.

Военнослужащий попадает в поле зрения социального работника как потенциальный клиент в случаях поступления заказа на работу с ним со стороны командиров, сослуживцев, членов семьи или самого военнослужащего, а также при условии формирования социономом самозаказа по результатам обследования воинских подразделений или отдельных военнослужащих.

Начальным моментом работы является социальная диагностика негативного явления. Целями диагностического этапа работы являются: выявление наличия и степени алкогольной зависимости, причин употребления спиртного, желания и самостоятельных попыток прекращения пьянства, характера влияния на клиента различных социальных групп и отдельных лиц, условий, провоцирующих тягу к алкоголю и др. Результатом такого изучения личности и социального окружения военнослужащего является диагноз, на основе которого осуществляется выбор целей, средств и методов социальной работы.

Для постановки точного диагноза соционому важно различать виды алкоголизма: первичный, вторичный, реактивный. Первичный алкоголизм - генетически обусловленное заболевание. Им страдает подавляющее число алкоголиков. Симптомы такого заболевания проявляются без каких-либо видимых причин и характеризуются неожиданным появлением у человека патологической, необоримой тяги к спиртному. Вторичный алкоголизм проявляется как следствие психических расстройств. Реактивный алкоголизм представляет собой своеобразный ответ организма и психики человека на жизненные кризисы.

На основе поставленного диагноза организуется лечение алкоголиков. Так, для излечения первичного алкоголизма порой оказываются достаточными мероприятия по детоксикации организма с последующим амбулаторным консультированием. Для излечения вторичного алкоголизма необходимо в первую очередь избавить больного от соответствующего психического расстройства. В случае реактивного алкоголизма осуществляется комплекс психотерапевтических мероприятий, направленных на купирование отрицательных переживаний человека.


Лечение не должно ограничиваться устранением фактов употребления алкоголя, для полного выздоровления необходима перестройка ценностно-ориентационных компонентов личности военнослужащего, формирование у него прочных установок на трезвость. В противном случае возможны рецидивы.

В последнее время в интересах лечения алкоголиков широко применяются методы выработки у пациентов рефлекторной тошнотно-рвотной реакции, сенсибилизации (повышение нетерпимости, непереносимости алкоголя) с помощью специальных препаратов: антабус (тетурам), эспераль (радотер), Т-21 и др. В случае употребления спиртных напитков при лечении названными препаратами наступает отравление организма: падает кровяное давление, наступает тахикардия, вызывается тошнота, рвота, возникают ощущение жара и чувство страха. Высокий эффект, как показывает практика, дает лечение по методу А.Р. Довженко, при котором подобно вшиванию в тело названных выше препаратов в психику человека «вшивается» страх. Этот страх выступает в виде психологического барьера на пути к употреблению алкоголя.

Тошнотно-рвотный рефлекс на спиртное формируется и с помощью суггестивной психотерапии. Социальному работнику важно знать практикующиеся методы лечения алкоголизма для того, чтобы иметь возможность рекомендовать клиентам наиболее приемлемые для них.

Лечение алкоголизма должно обязательно сопровождаться психотерапевтическим воздействием на больного. В этих целях применяются методы индивидуальной, групповой и семейной психотерапии . При этом эффективными могут быть различные методы воздействия: психоаналитическое, нейролингвистическое, средствами гештальттерапии, гуманистической психологии, гипнотерапии, а также аутотерапии (аутогенная тренировка, самогипноз, настрой, медитация).

Не менее важными в плане профилактики пьянства и алкоголизма являются мероприятия социальной терапии , предполагающие решение таких задач, как формирование в воинских коллективах антиалкогольного общественного мнения, нетерпимости к пьяницам, коррекция социальной структуры воинских подразделений (включение пьяниц в коллективы трезвенников, выдвижение и поддержка лидеров с трезвеннической ориентацией, изменение социального статуса пьяниц и др.); привлечение лиц из «группы риска» к активной общественной деятельности, к участию в культурно-массовых и иных мероприятиях; участие семьи в социальной реабилитации алкоголика.

Организационные формы работы по профилактике пьянства заключаются в осуществлении строгого контроля за военнослужащими, склонными к употреблению спиртных напитков, со стороны командиров, ограничение им доступа к спиртным напиткам, создание пространственно-временных барьеров на пути к выпивке, прежде всего в рабочее время, применение различного рода санкций к пьяницам и т. п.

При работе с пьяницами и алкоголиками социальный работник должен соблюдать ряд правил. Во-первых, не проводить консультаций, мероприятий педагогического и психологического характера с лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Во-вторых, осуществлять психокоррекционные действия только с военнослужащими, изъявляющими желание измениться. В других случаях более эффективными окажутся организационные и социальные меры. В-третьих, помнить, что ни один человек не признает себя алкоголиком добровольно, поэтому следует ожидать сопротивления со стороны последнего при проведении с ним психодиагностических и психокоррекционных мероприятий. В-четвертых, для излечения алкоголика недостаточно вызвать у него отвращение к спиртному, необходимо создать вокруг него такую микросреду, которая всячески поощряла бы его трезвость, поддерживала его усилия в борьбе с алкогольной зависимостью, выставляла барьеры на пути к рецидиву. В-пятых, понимать и разъяснять должностным лицам, что алкоголизм - это стойкое заболевание всего организма, нервной системы, психики человека, что невозможно излечиться по приказу командира или посредством применения исключительно мер принуждения и наказания.

Таким образом, профилактика алкоголизма в воинских частях состоит из комплекса организационных, социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий. Она заключается в своевременном выявлении и оценке фактов злоупотребления военнослужащими спиртными напитками, создании социальных и организационных барьеров на путях развития этого негативного явления, оказании медицинской и психологической помощи больным, квалифицированном разъяснении военнослужащим и членам их семей физических, психологических и социальных последствий пьянства и алкоголизма.

Таким образом, профилактика наркомании - это важнейшая практическая задача военных руководителей и специалистов всех уровней, и в первую очередь социальных работников.

Для успешной борьбы с наркоманией в войсках необходимо, чтобы командиры, социономы, медицинские работники владели большими знаниями этой проблемы, чем сами злоупотребляющие, что даст возможность предупреждать и своевременно разрешать социальные проблемы военнослужащих, выявлять и перекрывать пути поступления наркосодержащих веществ в подразделения, своевременно обнаруживать лиц, склонных к употреблению дурманящих веществ и употребляющих их, вести профилактическую и коррекционную работу с ними. Поэтому весьма важным является знание социальным работником основных наркосодержащих веществ.

Важнейшим моментом профилактической работы является выявление военнослужащих, отличающихся высоким риском наркоманизации. Специалисты считают, что в «группу риска» целесообразно включать: выходцев из регионов с повышенным уровнем употребления наркотиков; лиц с наркоотягощенной наследственностью, имеющих опыт общения с наркоманами, алкоголиками, асоциальными и криминальными элементами, допускающих лояльные высказывания по отношению к наркоманам; военнослужащих, проявляющих страсть к азартным играм; воинов с симптомами пониженной адаптации к воинской службе; лиц, перенесших ранее тяжелые и продолжительные заболевания; военнослужащих, у которых были обнаружены различные снадобья, таблетки, смеси, медицинская техника.

Индивидуальные диагностические беседы на предмет выявления отношения к наркотикам;

Медицинское обследование;

Поддерживание тесных связей с их родственниками в интересах получения соответствующей информации;

Посылка запросов в военкоматы и отделения милиции по месту жительства военнослужащего до армии;

Усиление контроля за их поведением.

Однако профилактическая работа не ограничивается исключительно первичной диагностикой молодого пополнения. Соционом, командиры подразделений осуществляют систематические действия по выявлению военнослужащих, употребляющих наркотики, и фактов их употребления: медосмотры, осмотры личного состава при помывке в бане, утренние осмотры, диагностические беседы, наблюдение, регулярные опросы военнослужащих.

В процессе осуществления названных мероприятий особое внимание уделяется выявлению следующих признаков употребления наркотиков и других психоактивных веществ:

Заметное покраснение или бледность кожного покрова лица;

Постоянное облизывание губ;

Тремор конечностей, мышечные подрагивания;

Краснота, блеск глаз, чрезмерное расширение или сужение зрачков;

Наличие в выдыхаемом воздухе устойчивого запаха химических веществ; испарение аналогичного запаха от одежды;

Наличие на руках и ногах вдоль вен следов уколов и кровяных капель на нижнем белье.

Особое диагностическое значение имеют татуировки. Они могут «рассказать» соционому о степени приобщения человека к наркотикам, о его роли в вовлечении других лиц в процесс наркоманизации, о статусе наркомана в среде себе подобных, о наличии в его биографии фактов нарушения закона.

О факте употребления наркосодержащих веществ могут свидетельствовать и симптомы, проявляющиеся в поведении военнослужащих. Специалисты обращают особое внимание на такие симптомы, как:

Неадекватная ситуации жестикуляция; сонливость в дневное время;

Неуверенная походка, нарушенная координация движений;

Признаки простуды (озноб, насморк);

Громкая речь, утрированная мимика и пантомимика;

Немотивированное почесывание тела;

Резкие колебания аппетита;

Широкая амплитуда и интенсивность изменения настроения;

Характерное курение в группах (длинные затяжки, держание папиросы между ладонями - «цыганочка»).

Важнейшим сигналом о возможном употреблении военнослужащим наркотических веществ является употребление им жаргонных выражений из языка наркоманов. Как показывает практика, наиболее часто наркоманами употребляются слова: винт, айс (первитин); гера (героин); глюки, мультики (видения в состоянии наркотического транса); джеф, марцефаль, мулька, мурцовка (эфедрон); дима (димедрол); дунуть (покурить анашу); дурь (гашиш); волокуша; кайф, таска, тащить, торчать (эйфория); кинуться (ввести наркотик внутривенно); кода (кодеин); кокнар (препарат из мака); колеса (препараты в виде таблеток); костыль (пластинка гашиша); косяк (сигарета с гашишем); ломка (наркотическое похмелье); кролик (втягиваемый в процесс наркоманизации); Мария, Марьянка, ханка (опий); марафет, кока, кокс (кокаин); Марфа (морфин); машина (шприц); париться (вдыхать пары ингалянтов); опилки, зимник, план, пластилин, чернушка (гашиш); пяточка (окурок папиросы с наркотиком); сенцо (маковая соломка); сонники (транквилизаторы); стекло (препараты в ампулах); травка, план, клевер, божья травка, Мэри Джейн, нот, грас, хей (марихуана); учитель (опытный наркоман); химия (препараты из мака, нашатырного спирта и ацетона); чифир (крепко заваренный чай); чухаться (чесаться вследствие сильного зуда, появляющегося после внутривенного введения наркотика); ширево (вводимые внутривенно опиаты); яма (источник получения наркотиков).

При условии внимательного и целенаправленного наблюдения социальный работник может обнаружить признаки кустарного производства наркотиков в воинской части. Это наличие: в подразделении - книг и библиотечных заказов на медицинскую литературу; кофемолок, мясорубок, дуршлагов, другой посуды, белья, бинтов, тампонов, пропитанных бурым веществом, с характерным запахом, растительными частицами; устойчивых специфических растительных и химических запахов от людей; темных налетов растительного происхождения у них под ногтями; в расположениях личного состава, в подвалах, на чердаках, в котельных и других местах - медицинских инструментов и препаратов, полиэтиленовых пакетов, бутылок, сохраняющих специфический запах, упаковок от средств бытовой и промышленной химии.

Предупреждение наркомании включает комплекс воспитательно-разъяснительных, социально-коррекционных, организационных и медико-санитарных мероприятий.

Опыт показывает, что как бы ни совершенствовались технологические схемы социальной работы, важнейшим их компонентом всегда будет разъяснение . В профилактике наркомании в воинских частях большое значение имеет деятельность социальных работников, командиров, воспитательных структур по разъяснению военнослужащим и членам их семей механизма действия наркотических средств, наличия фактора привыкания, психологических, социальных и медицинских последствий наркомании. Целью разъяснительной работы является формирование в воинских коллективах и семьях военнослужащих активного отрицательного отношения к наркотикам и наркоманам. Для этого практикуются лекции, доклады, беседы медицинских работников, психологов, социономов, лиц, имевших негативный опыт употребления психоактивных препаратов, демонстрация кино- и видеофильмов по антинаркоманической тематике и т. п. При проведении разъяснительных мероприятий социальный работник должен помнить о следующем: ни в коем случае нельзя вести речь обо всем многообразии доступных дурманящих средств, способах их добычи и производства.

Не меньшее значение в профилактике наркомании среди военнослужащих имеется планомерное и целенаправленное осуществление специальных организационных предупредительных мер . К ним относятся: постоянный контроль за имеющимися в воинской части наркосодержащими и дурманящими веществами; тщательный подбор лиц для работы на медицинских складах, складах ГСМ, в химчистках; проведение систематических проверок мест возможного кустарного производства и хранения наркосодержащих средств (подвалы, чердаки, котельные, столовые, подсобные хозяйства); осуществление в приемлемых формах плановых и внезапных проверок личного состава, особенно в выходные и праздничные дни; тщательное проведение утренних осмотров личного состава и осмотров при помывке военнослужащих; налаживание надежной системы информации о негативных явлениях в подразделениях; своевременное применение мер принуждения к лицам с симптомами наркоманического поведения, установление контроля за почтовыми отправлениями, приходящими в их адрес.

Нередко существенный результат в профилактике наркомании дают такие социально-коррекционные меры, как перевод военнослужащих, испытывающих тягу к дурманящим веществам, в разные воинские подразделения; выдвижение и поддержка лидеров коллективов, негативно относящихся к наркомании; искусственное снижение статуса негативных лидеров коллективов, способствующих наркоманизации военнослужащих. Роль социального работника как специалиста в области социальной коррекции особенно велика. Она проявляется в социально-диагностической, социально-профилактической и социально-коррекционной деятельности.

Медико-санитарные мероприятия по профилактике и преодолению наркомании среди военнослужащих должны быть направлены на раннее выявление, постановку точного медицинского диагноза, лечение, медицинскую реабилитацию и осуществление непрерывного медицинского контроля лиц с симптомами наркомании.

Таким образом, технология профилактики и пресечения наркомании в войсках включает комплекс разъяснительно-воспитательных, психологических, организационных и медико-санитарных мероприятий, направленных на выявление группы риска, каналов снабжения, фактов производства и употребления наркосодержащих препаратов, психолого-педагогическую, лечебно-реабилитационную работу с лицами, злоупотребляющими наркотическими средствами. Важнейшая роль в практической реализации этой технологии принадлежит социальному работнику воинской части, понимающему причины наркоманизации личности, владеющему методами выявления ее симптомов и эффективного социального воздействия.

Наркомания и токсикомани я. Меры профилактики и лечения

В в е д е н и е -

1. Понятия и причины наркомании и токсикомании

2. Профилактика нарко- и токсикомании среди учащихся

Библиография

- В в е д е н и е -

Среди многих проблем, стоящих сегодня ᴨȇред российским обществом, проблема наркомании, как глобальная угроза здоровью населения страны и национальной безопасности, занимает одно из ᴨȇрвых мест. Угрожающими темпами идет рост наркомании среди молодежи. Показатели молодежной наркомании бьют все новые и новые рекорды.

По данным официальной статистики в Кировской области фиксируется уровень заболеваемости наркоманией в 41,5 случаев на 100 000 населения. В реальности цифра намного выше, так как указанный выше уровень отражает число выявленных лиц и лиц, обратившихся за медицинской помощью. Медики также констатируют, что за последние годы значительно снизился возрастной порог ᴨȇрвой пробы наркотиков - с 18 до 12 лет.

Сотрудники Госнаркоконтроля отмечают стремительное развитие химической промышленности, позволяющей в короткие сроки не только разрабатывать, но и производить в больших количествах вещества, вызывающие зависимость. Подобные «новинки» чаще всего проникают к нам из-за рубежа.

Тому яркий пример - курительная смесь «спайс», которая у нас в Кирове очень популярна среди молодежи. Зачастую оᴨȇративно оценить воздействие на организм человека и наносимый вред не всегда возможно по ряду причин. По мнению молодежи они, якобы не вызывают привыкания и не являются наркотиком. На самом деле - наличие в них наркотических средств доказано.

Так же вызывает опасение их доступность - даже после приема закона от 22 января, в клубах и развлекательных центрах города по сей день можно доступно купить подобную курительную смесь.

Данные СПИД-центра приводят еще одну страшную статистику - из 500 тыс. ВИЧ инфицированных - 80% заразились СПИДом при внутривенном введении наркотиков. Практически все 100% - молодежь, работоспособное население, будущее страны.

Итак, проблема наркозависимости и употребления психоактивных веществ имеет на сегодняшний день огромную социальную значимость. В связи необходимо вести работу на всех этапах - начиная от пропаганды здорового образа жизни и заканчивая работой с теми, кто уже вступил на путь зависимости от наркотиков.

1. Понятия и причины наркомании и токсикомании

Наркомания -- это состояние ᴨȇриодической или хронической интоксикации, вызванной употреблением наркотических веществ и медицинских препаратов, которые включены в список наркотических лекарственных форм, утвержденный Миʜᴎϲтерством Здравоохранения Российской Федерации.

Токсикомания -- злоупотребление теми веществами, которые не входят в список наркотиков. Это различные химические, биологические и лекарственные вещества, вызывающие привыкание и зависимость.

С практической точки зрения все вещества, оказывающие то или иное влияние на центральную нервную систему и психику человека, можно подразделить следующим образом.

1. Вещества типа опиума(морфин, героин, синтетические аналоги морфина);

2. Кокаини препараты из него («крэк»);

3. Вещества, добываемые из индийской конопли(смолистый сок цветущих верхушек - гашиш, анаша, пыльца - « план», марихуана и другие части растения);

4. Снотворные, это в ᴨȇрвую очередь производные барбитуровой кислоты(ноксирон, адалин, бромурал);

5. Стимуляторы центральной нервной системы, к этой групᴨȇ препаратов относят также кофеин, чифир, эфедрин, допинги применяемые в спорте;

6. Транквилизаторы, которые при длительном применении в больших дозах вызывают наркотическое опьянение и непреодолимое стремление к дальнейшему приему препарата мепрабомат, димедрол;

7. Психомемитические средства, главнейший и опаснейший препарат этого ряда, самый сильнодействующий - ЛСД - диэтиламид лизергиновой кислоты, который даже после одноразового применения может способствовать развитию психозов и стойкой зависимости;

8. Органические растворители и средства бытовой химии;

9. Атропиносодержащие препараты - атропин, белладонна, астматол, это группа включает также лекарственные препараты, содержащие атропин и применяемые в психиатрической практике для лечения шизофрении и психозов - циклодол, артан, рампаркин, галоᴨȇридол;

10. Ненаркотические анальгетики - верозон, пирафен, новоцефальгин;

11. Никотиносодержащие препараты.

Самый популярный наркотик в молодежных клубах - это «экстази». «Экстази» - наркотик, обладающий возбуждающим и галлюциогенным действием, который выпускается в форме таблеток

Диагноз «полинаркомания» устанавливается при сочетании употребления двух или более препаратов при условии возникновения наркотической зависимости к обоим веществам. При « осложненной наркомании» кроме основного наркотического средства применяется другое лекарственное средство или вещество, не отнесенное к наркотическим.

Политоксикомания - злоупотребление двумя или более психоактивными веществами, не отнесенными к наркотикам .

Единой причины развития наркомании и токсикомании не существует, их множество и у каждого человека свои.

Мотивы наркомании и токсикомании:

Удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества;

Испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой;

Выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;

Познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;

Достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения»;

Достижение чувства полного расслабления;

Уход от чего-то гнетущего.

Одной из причин стремления к уходу от действительности с помощью наркотиков и ПАВ является нестабильная экономическая ситуация, характеризующаяся снижением жизненного уровня большей части населения России, уменьшением деловой активности, существенным уровнем безработицы в ряде регионов, отсутствием понимаемых и осознаваемых людьми условий для быстрого улучшения ситуации, приводит к состоянию так называемой "социальной депрессии", отсутствию чувства личной ᴨȇрсᴨȇктивы и значимости.

Отсутствие целостной информационной стратегии, ориентирующей молодое поколение страны на "сохранение" собственного здоровья и работоспособности, как основного и обязательного фактора собственного жизненного благополучия.

Неосторожное и зачастую легкомысленное обращение с материалами о наркотиках в отдельных средствах массовой информации, приводящее к формированию "нездорового" интереса к потреблению и потребителям, "позитивного" к ним отношения.

Недостаточно разработанная молодежная политика, отсутствие у молодежи реальных форм индивидуального самовыражения, сокращение "позитивных форм" досуга, излишняя коммерциализация досуговых и образовательных учреждений.

Значительная роль среди этиологических факторов, приводящих к формированию аддиктивного поведения у несовершеннолетних, традиционно отводится семье. Влияние ближайшего окружения в рядя случаев является основным патогенным фактором в генезе наркологических заболеваний. Алкоголизм одного или обоих родителей в современных условиях является более значимым фактором риска употребления наркотиков и ПАВ подростками. Недостаточная информированность родителей в вопросах формирования антинаркотических установок в сознании детей, дисгармоничные отношения в семье и т. д.

Употребление психоактивных веществ, и в частности относящихся к наркотическим, может быть обусловлено различными психологическими (или психиатрическими) причинами. Имеют значение личностные особенности (инфантилизм, пассивность, зависимость, демонстративность, эмоциональная неустойчивость). Большую роль играют определенные социальные факторы: низкий уровень образования и профессиональной квалификации, сопровождающийся отсутствием интереса к учебе, работе, безыдейность и бездуховность; неумение занять свой досуг, влияние окружающей микросреды, неблагополучная обстановка в семье, недостатки в воспитательной работе; низкий уровень медико-просветительной работы.

Наркомания -- это болезнь коллективная.
Если наркоман попадает в компанию, он может «заразить» и других, т.к. наркоманы стремятся к тому, чтобы и окружающие попробовали наркотик, тоже приобщились к этому увлечению. Тяжело и покинуть компанию наркоманов, т.к. они не дают никому выбиться из их стада, преследуют, всячески стараются помочь вернуться к наркотизации. Наркомания -- это болезнь молодых, т.к. до старости они просто не доживают.

А начинают употреблять наркотики чаще в подростковом возрасте, больше всего подверженном отрицательному влиянию. Подростковый возраст -- это ᴨȇриод самоутверждения, отрицания общепринятых авторитетов, выбора собственных ценностей, когда особое влияние оказывает среда товарищей, авторитет лидера «своей группы». Чувство своеобразного коллективизма, стремление не отстать от сверстников, порой просто любопытство и желание отведать запретный плод, безделье и скука -- вот некоторые из причин приобщения подростков и молодых людей к наркотикам.

Диагноз «наркомания» устанавливается только в том случае, если присутствует определенный комплекс клинических признаков заболевания:

1. непреодолимое влечение к приему наркотиков (пристрастие к ним);

2. тенденция к повышению дозы принимаемого вещества (повышение толерантности);

3. психическая и физическая зависимость от наркотиков.

Психическая зависимость возникает во всех случаях систематического употребления наркотических веществ. Чаще всего наблюдается так называемая негативная привязанность, при которой наркотик принимают с целью избавления от плохого самочувствия, напряжения и дискомфорта. Позитивная привязанность отмечается тогда, когда наркотик употребляют для получения приятного эффекта (эйфории, чувства бодрости, прилива сил).

Физическая зависимость означает тягостные, мучительные ощущения в организме, вызванные прерыванием наркотизации. Проявляется физическая зависимость абстинентным синдромом -- синдромом воздержания от наркотика, который возникает обычно через 12-48 часов после прекращения приема наркотика. Наркоман не может ᴨȇреносить это состояние, доставляющее ему страдания, и будет пытаться любыми путями достать наркотик.

Клиническая картина морфинизма ярко показывает все этапы развития наркомании, от начальных проявлений до исхода. Уже при однократном приеме опия или морфия возникает эйфория (повышенное безоблачное настроение, все представляется в розовом свете, ощущение тепла в теле), что и является поводом к дальнейшему употреблению этих веществ. Опий наркоманы либо вдыхают при курении, добавляя в сигареты, либо употребляют внутрь, либо -- в инъекциях. Морфин и его аналоги используют только в виде подкожных и внутривенных вливаний. Доза принимаемого препарата быстро нарастает.

Явления абстиненции возникают через 8-18 часов после приема наркотика, если он не принимался повторно. Сначала появляется слюнотечение, слезливость, зевота, потливость. Затем присоединяется тремор, «гусиная» кожа, расширяются зрачки, исчезает апᴨȇтит. Через 36 часов после последнего приема наркотического средства начинается озноб, повышается артериальное давление, учащается сердцебиение, появляется ломота в суставах, тошнота и рвота. Повышается тонус мышц брюшной стенки (живот, как «доска», иногда имитирует картину острого живота), возникают судороги мышц конечностей.

Максимально выражены симптомы зависимости от наркотика на 3-4 день, а постеᴨȇнно стихают они к концу второй недели. Находясь в таком состоянии, больной возбужден, агрессивен, злобен, требует наркотиков или старается их достать любыми путями (идет даже на преступление). Прием определенной дозы морфия или опия снимает эти явления, и больному на некоторое время становится легче. Сначала наркоманы делают 1 инъекцию в день, затем 2-3 вливания.

При хронической интоксикации наркотическими препаратами изменяется внешний облик человека. Отмечается резкое похудание, волосы и ногти становятся ломкими, лицо одутловатым, кожа сухой с землистым оттенком. Зубы поражает кариес. На коже в местах вливаний препарата -- следы уколов, рубцы, нагноения. Постеᴨȇнно изменяется характер (личностная деградация).

Наркоманы становятся все более грубыми, эгоистичными, теряют интерес к работе, не исполняют семейных обязанностей. Поначалу они скрывают свое пристрастие к наркотикам, а затем начинают принимать их открыто. Для покупки наркотиков продают вещи из дома, совершают кражи, обманывают близких и знакомых. Добыча наркотика становится целью из жизни.

2. Профилактика нарко- и токсикомании среди учащихся

Химическая зависимость(наркомания, токсикомания)- это проявление аддиктивного (зависимого) поведения, обусловленное употреблением психоактивных веществ. Профилактика различных видов химической зависимости включает в себя диагностику; сбор и анализ информации; информирование; обучение; содействие в решении социальных и психо-логических проблем; контроль (текущий, поэтапный).

Диагностика. Занимаясь профилактикой химической зависимости несовершеннолетних, социальный ᴨȇдагог диагностирует определяет наличие и уровень развития следующие факторы риска:

Объективные условия жизни (экономическое состояние семьи, жилищные условия);

Здоровье членов семьи (наркомания, алкоголизм, инвалидность), состав семьи, образование подростка.

Уровень умственного развития подростка, его социального интеллекта(уровень включенности в систему общественных отношений), а также основных индивидуально- психологических характеристик.

На основании наблюдения и анализа документов психолог делает выводы о методах и качестве воспитания родителями своих детей.

Сбор и анализ информации. Психологу совместно с другими сᴨȇциалистами необходимо ответить на ряд вопросов: «Что происходит?», «Где происходит?», «Почему происходит?» «Что нужно делать?», «Что будет дальше, если…?»

Информирование. Информирование составляет неотъемлемую часть профилактики химической зависимости. Психолог организует информационные мероприятия, определяет ᴨȇриодичность и место их проведения, определяет содержание таких мероприятий, приглашает сᴨȇциалистов (инсᴨȇкторов ПДН, медицинских работников, наркологов, юристов).

Обучение. В ходе социально- ᴨȇдагогического взаимодействия психолог обесᴨȇчивает усвоение несовершеннолетних необходимых социальных знаний, умений, навыков .

Обучение организуется с учетом личностного развития подростков(при необходимости психолог рекомендует поместить молодого человека в реабилитационный центр, привлекает к участию в соответствующих программах). Он может проводить обучающие игры, тренинги с целью развития одного или нескольких социальных навыков.

Решение социальных и психологических проблем. Работники социально-психологической службы школы осуществляют патронаж, который включает в себя непосредственную помощь в решении конкретных проблем, посредническую деятельность(контактирование с органами социальной защиты, ПДН, судами, биржами труда, адмиʜᴎϲтрациями) и контроль за выполнением решений, принятых на различных уровнях в отношении несовершеннолетних и их родителей.

Контроль. Контроль может быть как текущим, так и поэтапным. Он строится на фиксации (включая сᴨȇциальную диагностику) изменений, происходящих с несовершеннолетним и его окружением.

Профилактика наркомании может быть эффективной, только тогда когда она осуществляется комплексно и системно, а не представляет собой разрозненные программы, различные по концептуальной основе и структуре.

В связи с этим ᴨȇрвой и основной профилактической стратегией является развитие концептуального системного подхода к профилактике. Вторая стратегия - развитие и апробация предлагаемой модели профилактики. Третья- развитие и внедрение комплекса обучающих программ профилактики. Четвертая - развитие сети сᴨȇциалистов и лидеров в области профилактики из числа врачей, психологов, учителей средних школ, инсᴨȇкторов по делам несовершеннолетних, подростков и их родителей. Пятая - разработка механизмов развития социальной системы профилактического антинаркотического воздействия, подготовка групп сᴨȇциалистов и волонтеров, организующих и проводящих работу по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ .

В общую структуру профилактической активности, объединенной основной концептуальной программой профилактики, входят конкретные частные подпрограммы. К ним необходимо отнести прежде всего сᴨȇциальные программы для детей дошкольного возраста, школьников младшего, среднего и старшего подросткового возраста, программы подготовки лидеров из числа школьников, программы повышения антинаркотической комᴨȇтенции для школьных учителей и родителей, программы медико-психологической работы с родителями в рамках ᴨȇрвичной профилактики употребления психоактивных веществ и, наконец, программы подготовки сᴨȇциалистов в области ᴨȇрвичной профилактики. По длительности и интенсивности это разные программы, но реализовываться они должны комплексно, хотя разрабатывать их придется поэтапно, с учетом результатов необходимых для этого научно- практических исследований .

Перечислим существующие программы профилактики:

1 Программы формирования мотивации на изменение поведения.

2 Обучающие и развивающие программы формирования протективных ресурсов личности и поведенческих стратегий.

3 Коррекционные, модификационные программы.

4 Программы подготовки сᴨȇциалистов и субсᴨȇциалистов в области профилактики.

Профилактика зависимости от наркомании, и токсикомании может быть ᴨȇрвичной, вторичной и третичной .

К технологиям ᴨȇрвичной профилактики относят социальные и ᴨȇдагогические - цель технологии предоставить объективную информацию, и мотивацию на здоровый образ жизни, создать сеть социальной поддержки. Методы осуществляются воздействием средств массовой информации, программ детско-подростковой и молодежной активности, общих технологий альтернативные к употреблению наркотиков.

Медико- психологические - цель преодоление социально- психологического стресса, адекватной психологической адаптации к требованиям социальной среды. Методы осуществляются развитием личностных ресурсов, формирование социальной и ᴨȇрсональной комᴨȇтентности, формирование функциональной семьи.

Медико-биологические- цель проведения технологии определение генетических и биологических контингентов риска. Методы осуществления технологии коррекция риска на медицинском уровне .

К технологиям вторичной профилактики относят. Социальная технология- цель профилактика развития зависимости, психологическая и социальна адаптация. Методы осуществления технологии формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, формирование мотивации на изменение поведения .

Медико - психологическая технология - цель выработка мотивации на изменение жизненного стереотипа и преодоление формирующейся зависимости. Методы осуществления технологии преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний, анализ, осознание и развитие личностных качеств и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующей зависимости от психоактивных веществ.

Медико - биологическая технология - цель нормализация физического и психического развития, био - химического и физиологического гомеостаза. Методы технологии фармакотерапия, оздоровительные мероприятия.

Технология третичной профилактики: Медико-психологические и психотераᴨȇвтические - цель технологии профилактика рецидивов, осознание, изменение, развитие паттертов поведения на более активные. Методы осуществления технологии проводится тренинг профилактики рецидивов, тренинг эмпатии, коммуникативной и социальной комᴨȇтентности, тренинг когнитивного развития.

Социальные и ᴨȇдагогические - цель формирование социально- поддерживающей среды. Методы осуществления технологии тераᴨȇвтические сообщества, социальные программы, альтернативные к употреблению наркотиков.

Медико - биологическая технология - цель нормализовать биологическое функционирование, физическое и психическое развитие. Метод осуществления технологии психофармакотерапия .

Раскрывая основные методы, технологии профилактики наркомании и токсикомании, мы выявили, что на их основе разработаны и апробированы программы для детей и подростков, программы повышения антинаркотической комᴨȇтентности для школьных учителей и родителей, программы медико- психологической подготовки школьных ᴨȇдагогов к проведению профилактики наркомании и других психосоциальных расстройств. Программы адаптированы к современным условиям/

Лечение проводится только в сᴨȇциализированном стационаре. Прежде всего больного лишают наркотика, либо сразу, либо постеᴨȇнно в зависимости от длительности заболевания и величины принимаемой дозы. Такие наркотики как морфий, опий, барбитураты обычно отменяют, постеᴨȇнно уменьшая дозы. Для купирования явлений абстиненции проводят дезинтоксикационную терапию, применяют психотропные средства (нейролептики, транквилизаторы), ноотропил, пирроксан. Необходимо лечебное питание, витаминотерапия.

Если больной в ᴨȇриод абстиненции чувствует себя хорошо, то есть основания подозревать его в скрытом приеме наркотиков. Необходима психотерапия, трудовая и социальная реабилитация. Прежде всего следует отказаться от коллектива наркоманов, коренным образом изменить жизненные установки.

Это очень сложно, ибо «дружки» не дают покоя. Иногда необходимо поменять место жительства, сменить работу, профессию. Лечение от наркомании -- процесс длительный. После пребывания в стационаре не менее 2 месяцев требуется еще длительная амбулаторная поддерживающая терапия. Только желание избавиться от болезни и установка на здоровый образ жизни могут привести к благоприятному исходу.

3. Направления работы клинического психолога с зависимыми от наркотиков и ПАВ

Основная проблема психологической работы с наркоманами заключается в ответе на вопрос: что можно сделать, чтобы они прекратили принимать наркотики? Психолог должен знать, что среди наркоманов есть три категории лиц:

Те, кто могут, но не хотят покончить с употреблением наркотиков;

Те, кто хотят, но сами не могут отказаться от одурманивающих веществ

Те, кто не хотят и уже не могут освободиться от пагубного пристрастия.

Принципы поведения в отношении этих трех категорий лиц кардинально различаются. В ᴨȇрвом случае начальная задача заключается в том, чтобы вызвать у наркомана негативное отношение к употреблению одурманивающих веществ. Во втором случае прежде всего следует окружить наркомана заботой и контролем, чтобы помочь ему в преодолении сильного психического влечения к наркотикам, с которым он борется и от которого хочет избавиться. Наиболее трудный третий случай связан с одновременным выполнением обеих задач.
Какими же способами можно достичь их решения?

1-й вариант: Отдается предпочтение методам терпимости, партнерства, лечения, лишенного элементов принуждения и наказаний.

2-й вариант: Предусматривается применение жесткого режима по отношению к наркоманам.

Общее в обоих вариантах лечения - требование обязательного соблюдения принципа добровольности.

Психотерапия лежит в основе воздействий при ᴨȇрвом варианте психологической помощи и применяется в различных вариантах. Клинический психолог, работающий с наркоманами и токсикоманами, волен выбирать любой метод психотерапии, в связи со своим характером, мировоззрением, интересами, те психотераᴨȇвтические методы, которые ближе его личности, его представлениям о психиатрии.

В работе с наркозависимыми можно использовать нейролингвистическое программирование, эриксоновские техники наведения транса, гештальттерапию, психоанализ, техники психосинтеза, методики изменения мотивации экзистенциальной психотерапии, джексоновские гумаʜᴎϲтические группы и множество других методик. Любой из таких подходов может быть как индивидуальным, так и групповым.

После того, как дезинтоксикация завершена, все усилия клинического психолога должны быть направлены на то, чтобы бывший наркоман изменил свои взгляды на мир, осознал необходимость полноценной жизни в обществе.

Это очень сложный процесс, и, в ᴨȇрвую очередь, это не борьба с наркотиками, а борьба с желанием пациента убежать, спрятаться от страха реальной жизни. Важен сам климат психотерапии, то есть проявление к человеку доброжелательности, понимание его проблем и прежде всего - как можно более частое и длительное пребывание в его обществе.

Родным и близким наркомана следует помнить, что наркотики лишь средство такого бегства. При использовании психологом современных психотераᴨȇвтических подходов речь идет об изменении характера, фактически о ᴨȇревоспитании личности, и мгновенные результаты на этом пути невозможны.

Но любые результаты важны. Крайне важно, чтобы пациент начал задумываться о своей жизни, начал понимать, что за все, происходящее с ним, отвечает только он сам. Даже если видимый результат психотерапии отрицателен, и молодой человек сорвался и начал вновь употреблять наркотики, посеянное в его душе психотерапией зерно сомнения в собственном «праве колоться» обязательно «прорастет» и даст свой результат.

Клинические психологи, работающие с проблемами наркозависимости, говорят: главное на ᴨȇрвом этаᴨȇ лечения, чтобы в человеческой душе началась «борьба мотивов». Главное, чтобы беря в руки шприц или даже задумываясь об этом, молодой человек испытывал тяжкие колебания и сомнения. Если наркоман начал думать и сомневаться -- это ᴨȇрвый шаг к усᴨȇху терапии.

Среди многих направлений и вариантов современной психотерапии особого внимания заслуживает метод, основные принципы которого предусматривают следующее:

· восприятие подростка таким, каков он есть, признание его как личности и уважение к нему, невзирая на его поведение;

· естественность и аутентичность поведения психолога по отношению к своему подоᴨȇчному. Не только восприятие его чувств, но и проявление собственных эмоций, вызванных откровенными признаниями подростка, при полном сохранении искренности.

Другой метод психотерапии, широко используемый в лечении наркоманов, заключается в изучении внутренних, индивидуальных ᴨȇреживаний подростка и формировании на этой основе его способности управлять своими эмоциями и ощущениями без применения наркотиков.

Психолог, изучая личностные особенности наркомана, должен обращать внимание как на его стремление к удовлетворению своих потребностей, так и на активность, связанную с самовыражением. Личность рассматривается психологом как единственная в своем роде индивидуальность, имеющая определенную цель жизни и активизирующая свои возможности.

Каждая встреча психолога и наркомана представляет собой совместное ᴨȇреживание, проходящее в атмосфере доверительности и дружеской близости, причем психолог служит для своего клиента образцом искренности. Чтобы достичь такого уровня соᴨȇреживания, необходимо овладеть искусством проявления своих чувств по отношению к самому себе и к другим, а также способностью восприятия чувств другого человека.

Весьма ценна система психотерапии, в которой ставится акцент на ᴨȇреживаемое наркоманом состояние, вызванное неумением найти смысл и цель жизни. Когда это состояние превысит определенный уровень, возникает особый вид невроза, который нередко становится причиной наркомании. Лечение такого невроза заключается в расширении круга духовных ценностей подростка, что облегчает ему возможность найти смысл своего существования.

Психотераᴨȇвтическая методика это как бы язык, на котором психолог разговаривает с пациентом. Системы таких языков складываются в реабилитационные программы.

Такие программы обычно разделяются не по применяемым в них психотераᴨȇвтическим методам, а по задачам, которые они ставят ᴨȇред пациентами.

Главной задачей таких программ является развитие опыта жизни без наркотиков и искусство сопротивления влиянию наркотической среды (наркоманов и продавцов наркотиков). Построение таких программ должно включать в себя:

· Развитие способности к самоосознанию и тренинг уважения к себе, как формы сопротивления влиянию наркотической среды;

· Тренинг идентификации, развитие способности выделять себя из окружающей среды и ясно формулировать свои потребности;

· Развитие навыков самостоятельности и ответственности, умения принимать самостоятельные решения;

· Тренинг творческих способностей;

· Тренинг, направленный на умение бороться со стрессом без употребления лекарств и наркотиков;

· Развитие умения распознавать форму «агитации» наркотической среды и сопротивляться ей;

· Тренинг отказа, развитие способности сказать: «Нет»;

· Тазвитие навыков борьбы с депрессией и неудачами, тренинг активной личностной позиции.

· Программы физического развития организма -- двигательные и дыхательные гимнастики.

В каждом из этих направлений речь идет о развитии, о расширении человеческих способностей. Причем именно тех из них, которые обучают человека адекватному отношению к действительности.

- З а к л ю ч е н и е -

За последнее время наркомания в России выросла почти в десять раз. Особую опасность обеспокоенность вызывает распространение наркомании среди подростков. Каждый второй несовершеннолетний в возрасте 16 - 18 лет может легко назвать знакомых или друзей, употребляющие те или иные наркотические или психоактивные веществ.

Столкнувшись вᴨȇрвые с серьезной проблемой своей наркозависимости, подросток не знает, как ему поступить. Пробуя или принимая наркотики, он отнюдь не желает себе вреда. Для большинства детей это лишь любопытный эксᴨȇримент со своим сознанием, который, как считают начинающие наркоманы, в любой момент можно прекратить. Но в своих играх с разумом они часто заходят слишком далеко, и даже тогда, когда очень хотят остановиться, уже не могут найти дорогу назад.

Именно их мы не должны бросать на произвол судьбы. Каждый человек имеет право на ошибки, тем более, если он их в последствии осознал. Нужно создавать и поддерживать уже существующие реабилитационные центры для таких людей.

Список используемой литературы

1. Ваисов С.Б.- Наркомания и алкогольная зависимость, практическое руководство по реабилитации детей и подростков. Изд: Спб. Наука и техника, 2008-272с.

2. Галагузова М.А., Л.В.Мардахаева - Методика и технологии социального ᴨȇдагога М: Издательский центр « Академия», 2008-192с.

3. Еременко Н.И.- Профилактика вредных привычек. Изд. « Панорама» 2006-48с.

4. Коробкина З.В., Попов В.А.- Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. Изд: « Академия», 2002-192с.

5. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления:- пособия для ᴨȇдагогов и родителей. М: Изд:- Владос- Пресс, 2003-352с.

6. Нейк А.- Наркотики. Изд: М: Секачев, 2001-128с.

7. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: практическое руководство для ᴨȇдагогов и родителей. М: ТЦ.Сфера,2002-64с.

8. Сирота М.А. Ялтонский В.М.- Профилактика наркомании и алкоголизма М: Изд. центр « Академия», 2007-176с.

9. Скрытая профилактика наркомании: практическое руководство для ᴨȇдагогов и родителей. . М: ТЦ.Сфера,2002-64с.

10. Хажилина И.И.- Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М: Изд. Института Психотерапии,2002-228с.

11. Ципоркина И.В., Кабанова Е.А.- Практическая психология для подростков, или вся правда о наркотиках. М: АСТ - Пресс Книга, 2008- 288с.

12. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального ᴨȇдагога. М: Издательский центр « Академия», 2008-272с.

Значительное влияние на высшую нервную деятельность детей и подростков оказывает никотин. В малых дозах он угнетает тормозной процесс и усиливает возбуждение, а в больших - угнетает и процессы возбуждения. У человека в результате длительного курения нарушается нормальное соотношение между процессами возбуждения и торможения и значительно снижается работоспособность корковых клеток.

Особенно разрушительное действие на высшую нервную деятельность детей и подростков оказывает употребление различных наркотических средств, в том числе и алкоголя. Их действие на высшую нервную деятельность имеет много общего, обычно первая фаза характеризуется ослаблением тормозных процессов, в результате чего начинает преобладать возбуждение. Это характеризуется повышением настроения и кратковременным увеличением работоспособности. Затем возбудительный процесс постепенно ослабляется и развивается тормозной, что часто приводит к наступлению тяжелого наркотического сна.

У детей привыкание к наркотикам и алкоголю обычно не наблюдается. У подростков же оно наступает очень быстро. Из всех наркоманий особенно широко у подростков встречается алкоголизм, который приводит к быстрой деградации личности. Подросток становится злобным, агрессивным и грубым (Г. К. Ушаков, 1973). Переход от бытового пьянства к алкоголизму у подростков происходит примерно за два года. Опьянение у подростков характеризуется всегда более выраженными изменениями высшей нервной деятельности в сравнении со взрослыми; у них очень быстро наступает угнетение корковых процессов. В результате ослабляется контроль со стороны сознания за поведением, начинают резко проявляться инстинкты, что часто приводит подростков на скамью подсудимых. Учителям и воспитателям для организации эффективной борьбы против алкоголизма среди подростков необходимо вести пропаганду гигиенических знаний не только среди подростков, но и родителей, так как, по данным специальных исследований, среди малолетних преступников около 70 % «познакомились» с алкоголем в 10- 11 лет и в большинстве случаев это была вина родителей.

Имеются данные, что дети в возрасте от 8 до 12 лет получали впервые напитки от родителей в 65 % случаев, в возрасте 12-14 лет - в 40 %, в возрасте 15-16 лет - в 32 %.

Болезненные пристрастия - особая группа вредных привычек. Они подрывают сначала психическое, а затем и физическое здоровье человека. Это - употребление алкоголя и других наркотических веществ, включая и никотин, содержащийся в табаке. Наркотические вещества (от греч. наркотикос - приводящий в оцепенение, одурманивающий) - вещества, вызывающие вначале своеобразное возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы. Помимо этилового спирта и никотина к ним относятся вещества, содержащиеся в опийном маке, индийской конопле, южноамериканском растении кока и некоторых других растениях. Подобными же наркотическими свойствами, выраженными в различной степени, обладают эфир, хлороформ, органические растворители, используемые в химчистке, а также бензин.

В результате приема наркотических веществ возникает особое состояние психики -эйфория, для которого характерны приподнятое настроение, отрешенность от тревог и забот, прилив ложной уверенности в себе, основанной на переоценке своих сил и возможностей; может наблюдаться также «приятная расслабленность», «умиротворенность», сонливость. Опасность эйфории заключается в том, что у человека, несколько раз испытавшего это состояние, постепенно развивается стремление испытывать его вновь и вновь, сначала при каждом подходящем случае, а затем не считаясь ни с чем,-это состояние становится для него дороже всего остального в жизни. Когда стремление к состоянию эйфории, к доставанию и приему вызывающего ее вещества полностью подчинит себе мысли и поступки человека, он уже тяжело психически болен, и болезнь эта называется наркоманией. Таким образом, алкоголизм - это разновидность наркомании.

Алкоголизм, как и любая наркомания (за исключением курения, которое вредно сказывается не столько на психике, сколько на состоянии различных органов и систем органов), делает человека социально неполноценным, а нередко и опасным для общества, так как при этом заболевании полностью изменяется отношение человека к окружающему, разрушается вся его потребностно-эмоциональная сфера, развивается слабохарактерность, недобросовестность, лживость, неспособность к умственным и физическим усилиям.

Особенностью наркомании является прогрессирование заболевания с усилением зависимости больного от приема наркотического вещества. По характеру взаимодействия организма и психики с наркотическими веществами различают несколько стадий.

Наркотические вещества оказывают на организм токсическое действие, поэтому первоначально прием алкоголя и других наркотических веществ вызывает защитную реакцию организма: возникает тошнота, рвота, головокружение, головная боль и т. д. Никаких приятных ощущений при этом, как правило, не бывает. При повторных приемах защитная реакция ослабевает и на смену ей приходит уже описанная выше эйфория. Постепенно развивается навязчивое влечение человека к алкоголю, которое заключается в том, что человек (теперь уже больной) постоянно думает о выпивке и вызываемом ею эффекте. Уже при мысли о предстоящем приеме наркотического вещества у него повышается настроение.

Представление о наркотике и его эффекте становится постоянным элементом сознания и содержанием мыслей. О чем бы человек ни думал, чем бы ни занимался, он уже не забывает об алкоголе. Как благоприятные он начинает расценивать ситуации, способствующие добыванию спиртных напитков, как неблагоприятные- препятствующие этому. (Все это - проявления психической зависимости от наркотического вещества.) Вместе с тем на этой стадии заболевания окружающие, как правило, ничего особенного в его поведении еще не замечают.

Постепенно зависимость человека от алкоголя усиливается. В отсутствие его наркотического эффекта человек не только ощущает, что ему чего-то не хватает, но и начинает испытывать болезненное и трудно переносимое состояние, называемое абстиненцией. Она проявляется общим недомоганием, снижением работоспособности, дрожанием конечностей, ознобом, болями в различных частях тела и т. д. Это -проявления физической зависимости от наркотического вещества. При этом многие болезненные симптомы хорошо уже различимы для окружающих. Наиболее известное и хорошо изученное состояние абстиненции - алкогольное похмелье.

Постепенно влечение больного к наркотику приобретает неудержимый характер, со стремлением немедленно, как можно скорее, во что бы то ни стало, вопреки любым преградам достать и принять наркотическое вещество. Это стремление подавляет все другие потребности и полностью подчиняет себе поведение человека. Он готов снять с себя и продать последнюю одежду, все унести из дома и т. д. Именно в таком состоянии больные идут на любые антисоциальные действия, в том числе и преступные.

На этой стадии развития болезни человеку требуются значительно более высокие дозы наркотического вещества, чем в начале заболевания, потому что при систематическом употреблении его нарастает устойчивость организма к яду (т. е. развивается толерантность). В результате для достижения желательного наркотического эффекта больному приходится употреблять все большее количество алкоголя (соответственно другого наркотика).

Под влиянием систематического приема наркотических веществ происходит выраженная в той или иной степени (в зависимости от особенностей употребляемого вещества) психо-социальная деградация личности. Она включает эмоциональную, волевую, интеллектуальную деградацию. Эмоциональная деградация заключается в ослаблении, а затем полном исчезновении наиболее тонких и сложных эмоций, в эмоциональной неустойчивости, проявляющейся в резких и беспричинных колебаниях настроения, а одновременно с этим и в нарастании дисфории - устойчивых нарушений настроения (к ним относятся постоянная озлобленность, подавленность, угнетенность). Интеллектуальная деградация проявляется в снижении сообразительности, неспособности сосредоточиться, в забывчивости, в неумении выделить главное и существенное в разговоре, в повторении одних и тех же банальных или глупых мыслей. Волевая деградация проявляется в неспособности сделать над собой усилие, начатое дело довести до конца, в быстрой истощаемости намерений и побуждений. Наркоман способен проявить настойчивость только в стремлении раздобыть наркотическое вещество.

У учащихся, склонных к употреблению наркотических веществ, в значительном числе случаев имели место: остаточные явления родовой травмы, длительная задержка дыхания при родах, нейро-инфекции, черепно-мозговые травмы и т. д. Уже в начальных классах у них отмечаются такие особенности поведения, как чрезмерная возбудимость, расторможенность, немотивированные колебания настроения и т. д. Однако в настоящее время отчетливо выражена тенденция к приему тех или иных наркотических веществ и среди вполне здоровых подростков, которые начинают использовать их под влиянием более старших по возрасту товарищей из своей группы, компании. При этом наименее устойчивы к такому влиянию учащиеся социально незрелые, повышенно внушаемые, неспособные к направленным волевым усилиям и не имеющие твердых моральных устоев; с завышенным уровнем притязаний, с претензиями на исключительность; не имеющие развитых интересов и ориентированные главным образом на потребление и развлечения.

Мотивами начала употребления наркотических средств являются подражание более «опытным», любопытство; у девочек этому способствует наличие истероидных черт характера в условиях стрессорных или психотравмирующих ситуаций. Подростки, употребляющие наркотические вещества, оказывают интенсивное давление на неупотребляющих: этому способствуют свойственные подростковым группам и компаниям установки типа «делай как все», и противостоять этому давлению может лишь какой-либо иной вид активной деятельности, общий для группы и привлекательный для нее, а не просто бездействие.

Поскольку наркомания полностью подчиняет себе деятельность человека и сводит тем самым на нет результаты любого раздела воспитания, будь то идейно-политическое, трудовое, нравственное, ее профилактика и активная борьба с нею должны рассматриваться работниками народного образования как неотъемлемая часть всех этих разделов воспитания, как их гражданский и профессиональный долг, а не узкое дело гигиенистов и медиков. Вместе с тем особая роль в профилактике наркомании среди учащихся принадлежит классному руководителю, поскольку он лучше других учителей знает (или должен знать) круг общения учащихся своего класса, а следовательно, и характер референтной группы подростка, юноши. Это позволяет оценить характер, который оказывает данная группа на учащегося. Кроме того, классный руководитель знает (или должен знать) семейное положение учащихся. Известно, что если родители курят, употребляют алкоголь, принимают психотропные препараты, их дети оказываются более других предрасположенными к наркомании. Способствуют этому и неблагоприятные семейные условия (конфликты, развод). Знание всех этих микросоциальных, экзогенных факторов позволяет выявить группу риска по наркомании, алкоголизму. В качестве эндогенных факторов риска наркомании выступают отмеченные выше неблагоприятные особенности - предболезнекный фон (остаточные явления родовой травмы и т. д.), отклонения в психическом развитии. О них учитель может судить по данным медицинских карт, а также на основании анализа некоторых особенностей поведения учащихся (расторможенность, неуравновешенность и т. д.).

Учителю необходимо уметь распознавать особенности поведения учащегося, подозрительные в плане употребления им наркотических веществ. Это колебания активности и настроения на протяжении короткого времени (несколько часов), охлаждение к прежним занятиям, смена круга общений, отчужденность, необычные возбуждение или заторможенность.

Задачей школы в профилактике наркомании является своевременное выявление учащихся, склонных к употреблению или употребляющих те или иные наркотические вещества, и направление их в соответствующие подразделения создаваемой в стране наркологической службы - для окончательной диагностики, выявления референтной группы, выяснения, где было сформировано заинтересованное отношение к наркотическому веществу, установления источников получения наркотика. Учащийся, употребляющий наркотическое вещество, должен быть взят на учет и направлен на лечение; в обычной школе он оставаться не должен: наркотическая склонность требует лечения.

В работе по профилактике вредных привычек учитель должен действовать совместно с родителями. Учащимся же следует разъяснить лишь сущность пьянства и алкоголизма, наркомании как особого явления, ее безнравственность, несовместимость с осуществлением жизненных планов человека, разрушительность для психики и здоровья, но не раскрывать свойств конкретных наркотических веществ (кроме всем известных алкоголя и табака), так как это может лишь послужить расширению наркотического «кругозора» учащихся. По этой же причине, с учетом региональных условий, следует проводить занятия и беседы с учащимися лишь об известных в данной местности веществах, не упоминая те из них, которые там не известны. Необходимо активное сотрудничество школы с педагогами-организаторами при ЖЭКах и ДЭЗах микрорайонов, примыкающих к школе, при выявлении отдельных подростков и подростковых компаний, употребляющих наркотические вещества.

Поскольку к употреблению наркотических веществ учащихся толкает в ряде случаев не только любопытство, раздражение или давление группы, но также и неудовлетворительное по тем или иным причинам их психологическое состояние, необходимо вести в школе работу по психогигиене, с помощью медицинских работников, психологов обучать школьников снятию психического напряжения путем переключения на новые виды деятельности, способствующие психической разрядке, вовлекать их в активные занятия физической культурой, в художественную самодеятельность и т. д. Главное при этом - подобрать индивидуально учащемуся такой вид активной деятельности, который, во-первых, был бы посилен для него и, во-вторых, результаты которого способствовали бы достижению положительных эмоций.

Токсикомания является одной из разновидностей наркотической зависимости. Поскольку лечение наркоманов – длительный, трудный процесс, который, к тому же, далеко не всегда дает окончательные результаты, ведущее значение приобретают профилактические меры.

Чаще всего в токсикоманию втягиваются подростки и молодые люди. Среди них процесс приема токсических веществ часто приобретает характер общего действа, заменяя подлинное общение и совместную деятельность. Очень часто они привыкают к токсическим веществам в результате «эксперимента». Извращенные ценностные системы некоторых молодежных группировок расценивают тех, кто не употребляет наркотики или алкоголь, как «малолеток», «слабаков».

Таким образом, причиной привыкания к наркотику:

  • может стать желание самоутвердиться;
  • доказать свою «взрослость»;
  • почувствовать полноправным членом сообщества.

К этому особенно склонны молодые люди с заниженной самооценкой и проблемами в общении, сильно зависимые от мнения окружающих.

Также причиной втягивания в токсикоманию может стать желание:

  • получить новые впечатления;
  • испытать необычные ощущения;
  • получить гипертрофированное удовольствие.

Порождается такое состояние пресыщенностью, отсутствием подлинных реальных интересов, часто и избалованностью. Этими факторами объясняется распространение токсикомании не только среди социально неблагополучных слоев, но и у хорошо обеспеченной молодежи.

Иногда на наркотические эксперименты подростков толкает чувство протеста, неприятие «взрослых» правил поведения, желание выделиться, стать «оригинальными». Этот мотив также распространен среди молодых людей, не имеющих реальных интересов, с несформированными ценностями, лишенных конкретного дела и жизненной цели. Они готовы следовать за заведомо нежелательным лидером, и сами стремятся стать таковыми.

Такие подростки чаще других втягиваются и в криминал. При этом следует заметить, что фактор риска редко останавливает молодых людей. Некоторые из них просто не верят в его реальность (хоть им и рассказывали об опасностях токсикомании), другие же идут на него сознательно, полагая это доказательством своей храбрости и независимости.

Свою роль в возникновении токсикомании могут сыграть и некоторые особенности характера молодого человека. Более склонны к ней люди:

  • с малой устойчивостью к стрессам;
  • эмоционально неуравновешенные;
  • боящиеся конфликтов;
  • с обедненной эмоциональной сферой.

К токсикомании могут привести инфантильность, неумение принимать взвешенные решения, импульсивность, состояние повышенной психической напряженности. Для таких людей токсикомания становится способом отвлечься от реальных и воображаемых проблем.

Наконец, риск возникновения токсикомании гораздо выше среди тех молодых людей, в семьях которых наблюдаются случаи , психических заболеваний.

Задачу профилактики наркомании и токсикомании решают совместно многие общественные структуры – медицинские учреждения, педагогическая общественность, правоохранительные органы. Сама профилактика включает пропагандистские, просветительные, воспитательные, ограничительные мероприятия, а иногда и наказания (например, за изготовление наркотиков и торговлю ими, за вовлечение в токсикоманию несовершеннолетних).

Первичная профилактика должна, прежде всего, включать в себя масштабную антинаркотическую пропаганду. В обязательном порядке следует предоставлять подросткам информацию о последствиях употребления наркотических и летучих токсических веществ, медикаментозной зависимости. Полезно «иллюстрировать» такую информацию, например, показом документальных фильмов, изображающих жертвы наркомании и токсикомании. Не следует бояться психологического шока от столкновения с такой реальностью – вред от него будет гораздо меньшим, чем от токсикомании.

Важнейшей задачей является также выявление молодых людей (особенно среди школьников), которых следует отнести к группе риска по токсикомании. Целесообразно установление за ними педагогического наблюдения, контроля со стороны местных органов самоуправления. Необходимо полное и своевременное информирование родителей подростков о возникающих проблемах. Ведь иногда для того, чтобы предупредить втягивание подроста в токсикоманию, достаточно просто пресечь его общение с нежелательной компанией.

И наконец, важно на всех уровнях воздействия стремиться к созданию для молодых людей содержательного досуга, формированию у них конструктивных интересов, созданию предпосылок для формирования достаточной самооценки на реальной основе. Вовлечение подростков в общественно полезный труд, исследовательскую деятельность, военно-патриотические мероприятия может помочь им самоутвердиться, обрести жизненную цель, почувствовать себя успешными. Спорт, туризм, военная подготовка могут также повернуть на пользу обществу и самим молодым людям их жажду приключений и стремление доказать свою силу и храбрость.

Она вступает в силу тогда, когда факт привыкания к употреблению наркотических веществ уже налицо, и необходимо помочь молодому человеку избавиться от вредной привычки и избежать ее рецидивов.

В мире существует отработанные организационные подходы к проведению профилактической интервенции[ 6;32].

Химическая зависимость(наркомания, токсикомания)- это проявление аддиктивного (зависимого) поведения, обусловленное употреблением психоактивных веществ. Профилактика различных видов химической зависимости включает в себя диагностику; сбор и анализ информации; информирование; обучение; содействие в решении социальных и психо-логических проблем; контроль (текущий, поэтапный).

Диагностика. Занимаясь профилактикой химической зависимости несовершеннолетних, социальный педагог диагностирует определяет наличие и уровень развития следующие факторы риска:

Объективные условия жизни (экономическое состояние семьи, жилищные условия);

Здоровье членов семьи (наркомания, алкоголизм, инвалидность), состав семьи, образование подростка.

Уровень умственного развития подростка, его социального интеллекта(уровень включенности в систему общественных отношений), а также основных индивидуально- психологических характеристик.

Как специалист, имеющий возможность наблюдать взаимодействие членов семьи в бытовых условиях, социальный педагог делает выводы о методах и качестве воспитания родителями своих детей.

Сбор и анализ информации. Социальному педагогу совместно с другими специалистами необходимо ответить на ряд вопросов: « Что происходит?», « Где происходит?», « Почему происходит?» « Что нужно делать?», « Что будет дальше, если…?»

Информирование. Информирование составляет неотъемлемую часть профилактики химической зависимости. Он предлагает выявление факторов формирование химической зависимости, установление особенностей родителей с детьми; мест обращения за помощью.

Социальный педагог организует информационные мероприятия, определяет периодичность и место их проведения, определяет содержание таких мероприятий, приглашает специалистов (инспекторов ПДН, медицинских работников, наркологов, юристов, психологов).

Обучение. В ходе социально- педагогического взаимодействия социальный педагог обеспечивает усвоение несовершеннолетних необходимых социальных знаний, умений, навыков[ 18;109].

Обучение организуется с учетом личностного развития подростков(при необходимости социальный педагог рекомендует поместить молодого человека в реабилитационный центр, привлекает к участию в соответствующих программах). Он может проводить обучающие игры, тренинги с целью развития одного или нескольких социальных навыков.

Решение социальных и психологических проблем. Социальный педагог осуществляет патронаж, который включает в себя непосредственную помощь в решении конкретных проблем, посредническую деятельность(контактирование с органами социальной защиты, ПДН, судами, биржами труда, администрациями) и контроль за выполнением решений, принятых на различных уровнях в отношении несовершеннолетних и их родителей.

Контроль. Контроль может быть как текущим, так и поэтапным. Он строится на фиксации (включая специальную диагностику) изменений, происходящих с несовершеннолетним и его окружением.

Профилактика наркомании может быть эффективной, только тогда когда она осуществляется комплексно и системно, а не представляет собой разрозненых программ, различных по концептуальной основе и структуре.

Поэтому первой и основной профилактической стратегией является развитие концептуального системного подхода к профилактике. Вторая стратегия - развитие и апробация предлагаемой модели профилактики. Третья- развитие и внедрение комплекса обучающих программ профилактики. Четвертая - развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики из числа врачей, психологов, учителей средних школ, инспекторов по делам несовершеннолетних, подростков и их родителей. Пятая - разработка механизмов развития социальной системы профилактического антинаркотического воздействия, подготовка групп специалистов и волонтеров, организующих и проводящих работу по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

В общую структуру профилактической активности, объединенной основной концептуальной программой профилактики, входят конкретные частные подпрограммы. К ним необходимо отнести прежде всего специальные программы для детей дошкольного возраста, школьников младшего, среднего и старшего подросткового возраста, программы подготовки лидеров из числа школьников, программы повышения антинаркотической компетенции для школьных учителей и родителей, программы медико-психологической работы с родителями в рамках первичной профилактики употребления психоактивных веществ и, наконец, программы подготовки специалистов в области первичной профилактики. По длительности и интенсивности это разные программы, но реализовываться они должны комплексно, хотя разрабатывать их придется поэтапно, с учетом результатов необходимых для этого научно- практических исследований[ 23;66].

Перечислим существующие программы профилактики:

1 Программы формирования мотивации на изменение поведения.

2 Обучающие и развивающие программы формирования протективных ресурсов личности и поведенческих стратегий.

3 Коррекционные, модификационные программы.

4 Программы подготовки специалистов и субспециалистов в области профилактики.

Профилактика зависимости от наркомании и токсикомании - одно из важнейших направлений профилактики неинфекционной патологии. Основной концептуальной модели профилактики зависимости от наркомании и других психоактивных веществ являются превентивные подходы. Профилактика зависимости от наркомании, и токсикомании может быть первичной, вторичной и третичной.

К технологиям первичной профилактики относят. Социальные и педагогические - цель технологии предоставить объективную информацию, и мотивацию на здоровый образ жизни, создать сеть социальной поддержки. Методы осуществляются воздействием средств массовой информации, программ детско-подростковой и молодежной активности, общих технологий альтернативные к употреблению наркотиков.

Медико- психологические - цель преодоление социально- психологического стресса, адекватной психологической адаптации к требованиям социальной среды. Методы осуществляются развитием личностных ресурсов, формирование социальной и персональной компетентности, формирование функциональной семьи.

Медико-биологические- цель проведения технологии определение генетических и биологических контингентов риска. Методы осуществления технологии коррекция риска на медицинском уровне[ 15;150].

К технологиям вторичной профилактики относят. Социальная технология- цель профилактика развития зависимости, психологическая и социальна адаптация. Методы осуществления технологии формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, формирование мотивации на изменение поведения[ 12;36].

Медико - психологическая технология - цель выработка мотивации на изменение жизненного стереотипа и преодоление формирующейся зависимости. Методы осуществления технологии преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний, анализ, осознание и развитие личностных качеств и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующей зависимости от психоактивных веществ.

Медико - биологическая технология - цель нормализация физического и психического развития, био - химического и физиологического гомеостаза. Методы технологии фармакотерапия, оздоровительные мероприятия.

Технология третичной профилактики: Медико-психологические и психотерапевтические - цель технологии профилактика рецидивов, осознание, изменение, развитие паттертов поведения на более активные. Методы осуществления технологии проводится тренинг профилактики рецидивов, тренинг эмпатии, коммуникативной и социальной компетентности, тренинг когнитивного развития.

Социальные и педагогические - цель формирование социально- поддерживающей среды. Методы осуществления технологии терапевтические сообщества, социальные программы, альтернативные к употреблению наркотиков.

Медико - биологическая технология - цель нормализовать биологическое функционирование, физическое и психическое развитие. Метод осуществления технологии психофармакотерапия.

Раскрывая основные методы, технологии профилактики наркомании и токсикомании, мы выявили, что на их основе разработаны и апробированы

программы для детей и подростков, программы повышения антинаркотической компетентности для школьных учителей и родителей, программы медико- психологической подготовки школьных педагогов к проведению профилактики наркомании и других психосоциальных расстройств. Программы адаптированы к современным условиям.