Согласится ли Путин на возвращение Японии Курильских островов? Между курилами и мирным договором с японией россияне выбирают острова.

Особенностью отношений России с Японией является существование в них проблемы заключения мирного договора, который включал бы решение вопроса о пограничном размежевании.

Основным препятствием на пути к достижению договоренности является выдвижение Японией необоснованных территориальных претензий на южные Курильские острова (о. Итуруп, о. Кунашир и Малая Курильская гряда).

Курильские острова — архипелаг вулканических островов на границе Охотского моря и Тихого океана, между островом Хоккайдо и полуостровом Камчатка. Состоят из двух параллельных гряд островов — Большой Курильской и Малой Курильской. Первые сведения о Курильских островах сообщил русский землепроходец Владимир Атласов. В 1745 году большая часть Курильских островов была нанесена на карту.

Параллельно с освоением Курил Россией, шло продвижение японцев на Северные Курилы . Отражая японский натиск, Россия в 1795 году построила укрепленную военную стоянку на острове Уруп. К 1804 году на Курилах фактически сложилось двоевластие: на Северных Курилах сильнее ощущалось влияние России, на Южных — Японии. Но формально все Курилы по-прежнему принадлежали России.

7 февраля (26 января по старому стилю) 1855 года был подписан первый русско-японский договор — Трактат о торговле и границах. Он провозгласил отношения мира и дружбы между двумя странами, открыл для российских судов три японских порта и установил границу в районе Южных Курил между островами Уруп и Итуруп.

В 1875 году был заключен новый Трактат , согласно которому Россия уступала Японии 18 Курильских островов. Япония в свою очередь признала остров Сахалин полностью принадлежащим России.

С заключением нового соглашения — Трактата о торговле и мореплавании между Россией и Японией (1895) Договор 1855 года утратил силу, однако было подтверждено действие соглашения 1875 года.

В свою очередь, Трактат 1895 года был разорван Японией в одностороннем порядке после нападения на Россию в 1904 году. Договор 1875 года сохранял силу вплоть до 1905 года, когда по итогам русско-японской войны, в результате которой Япония вышла победительницей, был подписан Портсмутский мирный договор, по которому Россия уступала Японии все Куpилы и южный Сахалин (южнее 50-й параллели северной широты). Более того, с 1920 года по май 1925 года под оккупацией Японии находился Северный Сахалин.

11 февраля 1945 года на Крымской (Ялтинской) конференции между руководителями Советского Союза, США и Великобритании Иосифом Сталиным, Франклином Рузвельтом и Уинстоном Черчиллем было подписано соглашение, согласно которому в обмен на участие советских войск в войне против Японии СССР передавались Курилы и Южный Сахалин, потерянные в русско-японской войне 1904-1905 годов.

2 сентября 1945 года Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции , приняв условия Потсдамской декларации 1945 года, по которой ее суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага. Острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отходили Советскому Союзу.

На Сан-Францисской конференции 1951 года СССР не подписал мирный договор с Японией . Одной из причин такого шага стало отсутствие в тексте договора четких указаний на то, что Южный Сахалин и Курильские острова перешли под суверенитет Советского Союза (в соответствии с решениями Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года).

Отказ от подписания вызвал серьезные дипломатические последствия. Воспользовавшись этим фактом, Япония по рекомендации США в 1955 году предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина, на этот раз, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. В результате двухлетних переговоров позиции сторон сблизились, и Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. Декларация фиксировала отказ сторон от взаимных претензий, возникших в результате войны, а также отказ СССР от репарационных претензий к Японии. Руководство СССР сочло возможным отметить в документе, что, Советский Союз, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова

Шикотан с тем, однако, что фактически передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между сторонами.

Одновременно с декларацией был подписан протокол о развитии торговли с взаимным предоставлением режима наибольшего благоприятствования.

После заключения в 1960 году японо-американского договора о безопасности, СССР аннулировал обязательства , взятые на себя декларацией 1956 года.

Во времена "холодной войны" Москва между двумя странами.

В апреле 1991 года по итогам официального визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева было подписано Совместное советско-японское заявление, в котором Советский Союз впервые официально признал наличие территориальной проблемы в отношениях с Японией, была подчеркнута важность ускорения работы по завершению подготовки мирного договора с использованием накопленного опыта в двусторонних переговорах, начиная с Совместной советско-японской декларации 1956 года.

После распада СССР начался новый этап в российско-японских отношениях. В октябре 1993 года состоялся официальный визит в Японию президента России Бориса Ельцина. В ходе переговоров 13 октября была подписана Токийская декларация, в которой говорилось о необходимости "преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого" и "скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса", чтобы таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения.

В последующие годы руководители России и Японии неоднократно возвращались к вопросу мирного договора и территориальной проблеме, но безрезультатно, так как позиции сторон диаметрально противоположны.

Япония претендует на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними имеет соответствующее международно-правовое оформление.

По Совместной декларации 1956 года оговаривалась передача Японии Хабомаи и Шикотана после заключения мирного договора, а судьба Кунашира и Итурупа не затрагивалась. Именно разграничение статуса двух пар островов в этом документе, как считают эксперты, и создало основные сложности для всего переговорного процесса на протяжении последующих 60 лет. Идея передачи Японии сначала двух островов, как это оговорено в декларации 1956 года, обсуждалась на встрече лидеров России и Японии Владимира Путина и Есиро Мори в 2001 году, но с приходом к власти Дзюнъитиро Коидзуми идею отложили.

В середине октября 2016 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что президенту Владимиру Путину взять на себя ответственность и совместно продвигать переговоры для решения вопроса мирного договора.

(Дополнительный

Почему Россия не может позволить себе пойти навстречу территориальным притязаниям Японии? На этот вопрос РИА Новости ответили директор Института Дальнего Востока РАН Сергей Лузянин и директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.

1.

Острова бесспорно принадлежат России, считает Семен Багдасаров.

"Договоров и соглашений существует много, зачастую они противоречат друг другу. Но главное все же другое: да, эти острова Россия заняла силой. Но прежде, в ходе Русско-японской войны, Япония так же силой отняла их у России. Это наши острова, которые когда-то были присоединены к Российской империи, и отдавать их бессмысленно", — говорит эксперт.

По его словам, не может быть и речи о том, чтобы Россия отдавала какой-либо стране хоть часть своей территории, в том числе и Курильские острова. Если же уступить требованиям Токио, то это нанесет непоправимый ущерб авторитету российского государства, утверждает Семен Багдасаров.

2.

Передача Японии хотя бы одного острова создаст в Восточной Азии опасный прецедент пересмотра итогов Второй мировой войны, убежден Сергей Лузянин.

"В частности, это касается документов Сан-Францисской мирной конференции 1951 года, когда между странами антигитлеровской коалиции и Японией был подписан договор, ограничивающий суверенитет Токио исключительно японскими островами — ни о каких Курилах там речь не идет", — говорит он.

Создание подобного прецедента может иметь опасные последствия для всего мира и, во всяком случае, никак не отвечает российским интересам, подчеркивает эксперт.

3.

"Передача Японии части Курильских островов косвенно будет означать маленькую тактическую победу Соединенных Штатов, которые были, есть и будут военным и политическим союзником Японии", — считает Сергей Лузянин.

Несмотря на то, что Токио демонстрирует независимость своей внешней политики, у Вашингтона сохраняется немало рычагов, с помощью которых он всегда может оказывать давление на своего союзника. При том, что в этом союзе Япония всегда является ведомой — хотя бы в силу конституционных ограничений, не позволяющих этой стране наращивать свой оборонный бюджет, полагает он.

"Передача островов Японии станет этаким подарком не только Японии, но и США, ощутимым психологическим ударом по России", — говорит Лузянин.

4.

В том, что отказ России от двух или более Курильских островов послужит ослаблению региональной безопасности страны, сходятся оба эксперта.

"У Советского Союза на востоке была мощная система обороны, которая тянулась от Курил до Владивостока и далее. Объекты этой системы базировались в том числе на Курильских островах. В период распада СССР она была разрушена. Но если сейчас отказаться от островов, Россия окончательно потеряет возможность воссоздания подобной системы, защищающей восточные рубежи страны", — говорит Семен Багдасаров.

"Острова — это, кроме прочего, еще и стратегические проливы, рядом находятся российские военные базы, которые сейчас усиливаются и расширяются на волне общей модернизации оборонных сил страны. И уступка части островов может серьезно подорвать процесс укрепления российской системы безопасности в этой части Тихого океана", — утверждает Сергей Лузянин.

5.

"В прибрежных водах Курил находятся огромные морские богатства — рыба, морепродукты. С какой стати это надо отдавать кому-то?" — недоумевает Семен Багдасаров.

"Передача островов неминуемо отразится на объемах морских биоресурсов, которыми владеет Россия. Терять столь богатый ими бассейн — просто непозволительное расточительство, особенно в непростых нынешних экономических условиях", — соглашается Сергей Лузянин.

6.

Население Курил невелико, но это — российские граждане, и недопустимо создавать ситуацию, при которой они становятся заложниками межгосударственных споров, убежден Семен Багдасаров.

"Совместное освоение островов — ради Бога. Но и к этому процессу надо относиться с осторожностью, как с осторожностью надо подходить к освоению дальневосточных земель гражданами Китая. Надо очень тщательно подводить под такие проекты законодательную базу во избежание ситуации, когда местные жители могут оказаться там людьми второго сорта", — говорит он.

По мнению Багдасарова, прежде всего, надо заботиться о том, как населять эти земли не иностранцами, а россиянами. Одним из вариантов он видит предоставление земельных участков на всем Дальнем Востоке соотечественникам, которые хотят, но не могут уехать из национальных государств, образовавшихся после распада Советского Союза.

"С одной стороны, несомненно, последуют восторги прозападных либералов. Но, с другой, также несомненно, — возмущение националистических групп, особенно крайне левых. Что в конечном итоге создаст никому не нужное напряжение и может не лучшим образом отразиться на доверии к власти", — говорит он.

По словам Лузянина, когда в 1956 году Советский Союз обещал Японии отдать два острова, то хрущевскому СССР вряд ли угрожали какие-то волны протеста населения. В сегодняшней России ситуация принципиально иная, и об этом ни в коем случае не надо забывать, полагает эксперт.

Президент Владимир Путин в ходе визита в Японию не отдал острова Курильской гряды. А премьер-министр Синдзо Абэ не подписал мирный договор. Почему и то, и другое не требовалось, «Фонтанке» объяснил востоковед Виктор Кузьминков.

кадр из видео канала "Россия 24"

Президент Путин посетил Японию после 11-летнего перерыва. Российская пресса рассказывала, что премьер-министр Синдзо Абэ лично занимался подготовкой приёма дорогого гостя и пригласил его на свою «малую родину», в префектуру Ямагути. На чём российская пресса предпочитала не заострять внимания - так это на неофициальном характере визита. Предполагалось, что стороны обсудят «новый подход» к решению «проблемы северных территорий», который Абэ предлагал Путину ещё в мае. Пока известно, что стороны договорились о на островах, которые каждая сторона считает своими.

Речь, напомним, идёт о четырёх островах в составе Курил. Два, Итуруп и Кунашир, относятся к Большой гряде, а Шикотан и группа Хабомаи - к Малой гряде. Они перешли к Советскому Союзу после капитуляции Японии во Второй мировой войне, но японцы считают, что юридических оснований для этого не было. Из-за спора по поводу островов после войны между СССР и Японией не был заключён мирный договор. Было время, когда Советский Союз готов был отдать Японии два острова Малой гряды, но этого не произошло. Президент Путин по поводу обмена Курил на мирный договор с Японией сказал: «Мы ничего не продаём».

Считается, что отсутствие мирного договора до сих пор мешает сотрудничеству между Россией и Японией, прежде всего - экономическому. «Это - миф», - говорит старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Кузьминков .

Виктор Вячеславович, можно ли ждать от встречи президента Путина и Синдзо Абэ каких-то сдвигов в сторону заключения мирного договора?

У нас с Японией слишком разные позиции по территориальному вопросу. А для того, чтобы заключить мирный договор, о котором идёт речь, нужно всё-таки найти какую-то взаимоприемлемую основу.

- Об этом и речь: Путин пойдёт на то, чтобы обменять Курилы на мирный договор?

А зачем? Нам мирный договор с Японией не нужен.

- То есть как - не нужен?

У нас всё было нормально в отношениях с Японией и без мирного договора. Существует советско-японская декларация 1956 года. В первой статье сказано: с момента её вступления в силу, а в силу она вступила 12 декабря 1956 года, прекращается состояние войны между СССР и Японией. Фактически эта декларация сыграла роль мирного договора. Поэтому если говорить о том, чтобы положить конец состоянию войны, нам мирный договор не нужен. Нам нужен, видимо, некий политический документ, где были бы оговорены вопросы дальнейшего сотрудничества. Может быть, лучше бы назвать его договором о мире и дружбе. Или - договором о добрососедстве. А когда мы говорим «мирный договор», сразу возникает вопрос: что, собственно, в этом документе мы должны решить?

А что вообще надо решать в отношениях с Японией? Если мирный договор, как вы сказали, не нужен, почему о его отсутствие всё время спотыкаются?

На мой взгляд, это - миф. У Японии нет мирных договоров с Китаем, Южной Кореей. Тем не менее, это не мешает им развивать отношения, которые у них на гораздо более высоком уровне, чем с Россией. Японская сторона навязывает нам решение территориального вопроса. Для них это принципиально важно. С нашей стороны территориальных проблем с Японией нет. Есть только территориальные претензии с их стороны.

Вот эта декларация 1956 года: что она позволяет делать в отношениях двух стран - и для чего всё-таки не хватает бумаги под названием «мирный договор»?

На самом деле, декларация решила все вопросы, какие были. Она позволяет делать всё. Но есть одна деталь. В декларации было записано: Советский Союз и Япония соглашаются на переговоры после заключения мирного договора. И вот японцы цепляются за это положение. И говорят: для полной нормализации отношений нам надо подписать мирный договор.

- Что в переводе означает - «получить от вас наши четыре острова».

Именно! Мы спрашиваем: а зачем? Они отвечают: а для того, чтобы решить территориальные вопросы.

- А мы опять им: зачем?

Да-да, мы говорим: вопросы и так решены. В декларации 1956 года была даже такая фраза: Советский Союз, идя навстречу пожеланиям Японии, соглашается передать ей острова Хабомаи и Шикотан. Но с условием, что передача состоится после заключения мирного договора. То есть сначала заключаем договор, а потом уже мы передаём Японии эти два острова. Ну, два - это условно, Хабомаи - это группа островов. Декларация предполагала, что всё произойдёт достаточно быстро. И вот прошло 60 лет с тех пор, как мы это друг другу пообещали, но ничего не случилось.

- Почему это не начали реализовывать сразу?

В 1957 году в Японии сменился премьер-министр. Декларацию подписывал Хатояма, а пришёл Киси. И сказал, что Япония будет требовать не два, а все четыре острова.

- Можно ли сейчас вернуться к декларации и обеим сторонам выполнить условия?

Сейчас это уже очень сложно реанимировать. В то время в международном праве действовала 12-мильная зона экономических интересов государства. А в 1976-77 годах была установлена 200-мильная. То есть теперь мы должны отдать не только острова, но и двести миль вокруг. Это очень обширные воды, где можно заниматься рыболовством... чем угодно. И это уже совсем другие условия. Ситуация изменилась.

- Мы говорим: утром договор - вечером острова. Япония требует: нет уж, утром острова - вечером договор…

Япония не просто требует, она дважды нарушает договорённости. Во-первых - добиваясь передачи островов до подписания договора, во-вторых - требуя четыре острова вместо двух.

Предположим, Япония одумается, умерит аппетит и согласится, что сначала договор. Пойдёт Путин на то, чтобы отдать им два острова?

Пока он в здравом рассудке - думаю, нет.

Почему японцы добиваются своего так прямолинейно? Вот Китай будто бы осваивает нашу Сибирь, не претендуя на территорию. Японцам не приходило в голову действовать так же?

Существовала идея совместной экономической деятельности на этих островах. Японцы раньше полностью отрицали такой вариант. Теперь они сменили тактику.

Мы с вами разговариваем, а тем временем поступают новости из Японии: президент Путин и премьер-министр Абэ договорились о совместной деятельности в области экологии, рыболовства, медицины, туризма и других.

Вот об этом я и говорю. Японцы поняли, что мы островов не отдадим. Что действовать надо как-то по-хитрому. Совместная деятельность повлечёт за собой японизацию территорий. Это, в свою очередь, повлечёт более удобный для японской стороны вариант передачи этих островов. И постепенно мы можем потерять эти острова.

- Вы знаете, в каком состоянии эти острова, как там люди живут?

Раньше там, конечно, дела очень плохо обстояли. После 2007 года действует федеральная программа обустройства этих островов. Там налаживается жизнь. Построили дороги. Не все, конечно, но некоторые. Аэропорт построили. Построили завод на Шикотане…

Если всё там так отлично налаживается, а сотрудничество с Японией может привести к японизации и утрате островов, зачем Путин на него согласился?

Санкции, экономический кризис нам здорово помешали продолжать развивать эти острова. И мы хотим опереться на Японию, чтобы с их помощью продолжать там налаживать жизнь. И не только там, а на всём Дальнем Востоке. Но это должно быть сделано так, чтобы условия диктовали мы, а не Япония.

А им тогда зачем это сотрудничество? Они помогают России обустраивать Дальний Восток - очень хорошо, а взамен что получают?

Они бизнес свой там развивают. Получают свою выгоду. Если им это невыгодно - так и не надо. Мы позовём корейцев, китайцев - кому это будет выгодно. Конечно, не всякий бизнес туда пойдёт…

- Туда и человек-то не всякий поедет, эти регионы пустеют.

Да, там происходит серьёзная депопуляция. Поэтому «ширпотребному» бизнесу там действительно делать нечего. И японская сторона сейчас фактически тянет туда этот бизнес за уши, пытаясь продемонстрировать готовность к сотрудничеству. Но как только они увидят, что мы не горим желанием что-то им «возвращать»… Это, кстати, термин японцев, которые не признают наш суверенитет над островами, мы не говорим «возвращать». Так вот: как только японцы поймут, что на уступки в территориальном вопросе мы не идём, всякое сотрудничество прекратится.

- Чего, кроме соглашений о сотрудничестве, можно ждать от встречи Путина с Абэ?

Ничего. Думаю, главное, ради чего президент туда поехал, - продемонстрировать, что нет никакой изоляции России. Япония - одна из стран Запада. Не географически, конечно, а политически, экономически. И специально было выбрано время «пересменки» президентов в США, когда одна администрация не может говорить в полный голос уже, а другая не может ещё. Кстати, визит неофициальный, у нас на этом как-то акцент не делается. Нам важно продемонстрировать, что нет солидарности в западном лагере, пробить эту брешь. И в какой-то мере убедить японцев, чтобы они влияли на своих партнёров: санкции надо отменять, они не работают. Второе - экономика. Есть различные модернизационные проекты, например - модернизация почтовой системы России. В энергетической сфере надо цеплять японцев всё больше. Пока они только на 9 процентов от нас зависят, а надо - хотя бы на 20-25. Может быть, протянуть энергомост с Сахалина на Хокайдо. Трубу там неудобно прокладывать: землетрясения, всё очень подвижно. Но можно поставлять энергию в чистом виде.

- Нам бы в Крым энергомост протянуть, а на Дальнем Востоке ещё тот климат…

Если японцы помогут, мы всё сделаем. Такой проект давно существует. А есть идея прорыть тоннель с Сахалина на Хокайдо, ей уже лет семьдесят. Это гораздо ближе, чем, например, между Кореей и Японией.

Не подозревайте меня в сепаратизме, я всё-таки спрошу: нам очень нужны эти два полуобитаемых острова, которые мы не в состоянии развивать?

Даже если мы не можем развивать какую-то территорию, это часть нашей страны. Если мы будет по кусочку отдавать то, что не можем развивать, то скоро люди будут жить только вокруг Москвы.

- Я ждала какого-то более прагматичного аргумента: море, рыболовство, стратегические интересы…

Есть, конечно, стратегические интересы. Есть и рыба. Но пока… Ну, те же рыбаки, например, всю рыбу отдают браконьерам - и толку от них мы не имеем. По большому счёту, нигде, кроме Владивостока, там не развита инфраструктура. Всё в очень плачевном состоянии. И наша цель - прежде всего самостоятельно развивать этот регион. По большому счёту, никакие японцы тут не помогут. Мы должны вдохнуть жизнь в этот регион. Вот во Владивосток вдохнули - совсем другой город стал. Или что - надо было его Китаю отдать? Можно же развивать, как выяснилось? Можно. Сотрудничество с другими странами - это только дополнение.

Перед приездом Путина японцы предприняли очень странную вещь: объявили, что если острова к ним отойдут, они разместят там базы США…

Всё было не совсем так. Отвечая на вопрос, секретарь совета безопасности просто сказал: «Мы этого не исключаем». Он имел в виду, что если бы острова стали формально японскими, то на своей территории государство имеет право действовать так, как считает нужным. И это очевидно. И мы бы получили очень большую головную боль.

Зачем нужно было об этом говорить публично и перед самым приездом Путина? Может быть, в этом был какой-то тонкий дипломатический расчёт? На что-то Россию спровоцировать?

Не думаю. Мне кажется, человек просто сказал, а это попало в прессу - и уже не остановишь.

- Путин опоздал на встречу с Абэ на два часа. Как японцы, с их менталитетом, это восприняли?

Они сразу начали думать, что это какой-то знак. Я уже видел японские газеты. Они к таким вещам относятся настороженно.

- Может, это и был какой-то знак?

Думаю, что президент просто очень занятой человек.

Беседовала Ирина Тумакова, «Фонтанка.ру»

Россия и Япония пришли к единому решению по Курилам! Запоминаем эту дату, она непременно станет ключевой в истории не только нашей страны, но и геополитической ситуации в целом.

Помните, Путин говорил о том, что Россия не торгует территориями, но идет поиск решения, при котором ни одна из сторон не будет чувствовать себя ни побежденной, ни проигравшей? Так вот, эта фраза, которая, наверняка, будет вспоминать еще ни раз, в принципе, полностью соответствует принятому решению.

Сегодня Россия и Япония договорились о совместной хозяйственной деятельности на Курилах.

Как заявил «Интерфаксу» помощник президента РФ Юрий Ушаков, текст заявления несколько недель готовили эксперты, но не смогли составить такой документ, который устроит обе стороны. Путин и Абэ в течение 40 минут согласовали документ, содержание которого будет обнародовано 16 декабря. Ушаков подчеркнул, что хозяйственная деятельность будет вестись на Курилах в соответствии с российским законодательством.

Когда было объявлено о том, что на Курилах установили "Бал" и "Бастион", я писала, что подобная информация так тиражируется неспроста, а чтобы четко показать вектор, который будет выбран Путиным 15 декабря в вопросах по островам. Вектор этот был именно связан с тем, что Япония примет участие в развитии Дальнего Востока под нашим чутким руководством.

Это было очевидно, т.к. даже после новостей о "Бале" и "Бастионе" Япония все равно согласилась на переговоры.

Вот, что я писала ранее:

"Несмотря на то, что Путина выставляют жестким политиком, тактика у него мягкая, поэтому решение о том, что роль Японии будет не последней в дальнейшей судьбе Курил, уже совсем не удивит. Скорее всего, это будет либо аренда, либо какой-то другой договор"

Для того, чтобы объективно оценить произошедшее нужно смотреть шире. И учесть интересы не только Японии и России, но и других стран.

До сегодняшних дней экономического прорыва в отношениях наших стран не было, так как на пути конструктивного стратегического взаимодействия России и Японии стоял огромный камень неснимаемого курильского вопроса, который некогда установили США, чтобы как раз притормозить развитие. Сами установили, сами и помогли сейчас убрать.

Для чего?

Сейчас главный соперник США это вовсе не мы, а Китай, поэтому Америке нужно выстраивать защиту именно с это "борта". Для этого был создано Транстихоокеанское партнерство (ТТП) в противовес нарастающей экономической мощи Китая на Дальнем Востоке.

Суть ТТП - убрать барьеры для торговли между 12 странами. Китая в их числе нет, поэтому уровень торговли с Поднебесной снизится.

Для Китая ТТП означает, что его конкуренты будут беспошлинно импортировать в США. Китай выиграет от этого, только если будет инвестировать в производство в странах членах ТТП, например, во Вьетнаме. А если Китай захочет войти в ТТП, ему придется сделать экономику более прозрачной, что не пройдет мимо США.

Развитие ТТП происходит очень медленно по разным причинам. В связи с большим количеством входящих в него стран, найти выгодные для всех условия все сложнее и сложнее, т.к. должны быть защищены интересы каждой страны. На этом фоне для США намного выигрышнее выглядит партнерство с Японией, Южной Кореей и нами.

Обратите внимание на планы Трампа, который рассматривает выход США из ТТП, как первоочередную задачу для Америки.

Реакция премьер- министра Японии не заставила себя ждать, и он высказал предположение о том, что без США ТТП не имеет смысла.

Япония входит в тройку стран с сильнейшей экономикой. Ей необходимо развивать где-то свой потенциал, т.к. страна работает на опережение. Япония еще больше сможет оторваться от конкурентов, если ей предоставить ресурсы. Эти ресурсы есть у нас.

Из-за девальвации рубля производство теперь можно переносить в Россию: его себестоимость теперь ниже, чем в Китае. Верно это даже в том случае, если используются иностранное сырье и комплектующие.

Средняя месячная зарплата в России в долларовом эквиваленте, по данным Росстата, колеблется в районе 500 долларов. Официальные данные о средней зарплате в Китае – в районе $700.

Именно поэтому мы сейчас более выгодная партия для сотрудничества, что и для нас тоже несомненный плюс, т.к. появятся рабочие места.

Более того, вполне вероятно, что будут созданы новые проекты, которые смогут серьезно повлиять на расстановку сил в мире. Путин уже говорил о реализации свыше 300 инвестиционных проектов.

Премьер Японии Синдзо Абэ уже предлагал Владимиру Путину подумать о кооперации экономик двух стран и призвал начать новую эпоху межгосударственных отношений.

Кроме того, японский премьер-министр предложил сделать Владивосток воротами, которые соединят Евразию и Тихий океан, что тоже является важным пунктом.

Усиление влияния Китая вытесняет США с важных экономических и политических ниш, поэтому именно Америке в первую очередь и выгодно развитие Японии, которая в свою очередь сможет осуществить его на территориях Дальнего Востока, тем самым отстроив нам его и вложившись в дальнейшее развитие региона.

На выходе мы получаем отстроенный регион, который остается за нами, а США – в союзники Японию, которая со временем подвинет Китай. Развитие экономики Японии за счет сотрудничества с Россией - самый выгодный исход для Америки - это факт.

Повлияет ли такое положение дел на российско-китайские отношения?

Во-первых, не стоит преувеличивать доброжелательность Китая. Хоть официальный Пекин не поддерживает антироссийские санкции Запада, но крупные китайские банки, которые ничего не делают без ведома руководства страны, де-факто присоединились к банковским санкциям Запада против России. Банки Поднебесной уже с мая прошлого года под любым предлогом отказываются выдавать займы российским компаниям и физическим лицам, заставляют их закрывать свои счета и выводить деньги в банки других стран.

Во-вторых, именно Китай уже поглядывает в сторону малозаселенного Дальнего Востока. Именно Китай со своим огромным и сильно растущим населением для России представляет реальную демографическую угрозу, а Япония со своим катастрофически стареющим населением - нет.

После того как правительство КНР в прошлом году отказалось от политики «одна семья - один ребенок» и разрешило китайским семьям иметь второго ребенка, демографическая угроза для России со стороны Китая резко возросла. Пекин проводит негласную политику экспансии восточных регионов России с помощью ползучей и хорошо организованной миграции китайцев в Сибирь и на российский Дальний Восток.

В-третьих, политологи высказывают предположения, что высока вероятность начала китайско-японской войны. Для начала войны с Китаем у Японии есть экономическая мотивация. Именно из-за экономического бума, начавшегося в Китае в первой половине 90-х годов, в Японии начался затяжной экономический кризис. С 90-х годов КНР с помощью слабой национальной валюты вытеснила японских товаропроизводителей из мировых рынков. На фоне дешевых товаров китайских производителей, которые автоматически копируют все научно-экономические новинки США и Японии, качественные, но относительно дорогие японские товары во многих странах мира оказались невостребованными. Из-за этого Япония в течение 15 лет не могла справиться с дефляцией. Потому с помощью войны Япония может разрушить экономику Поднебесной и вернуть прежние рынки сбыта для своих товаров.

Если начнется война, Япония перекроет Китаю танкерную нефть, которая поставляется из Саудовской Аравии и составляет основной процент получаемой нефти, поэтому Китай будет вынужден обратиться за нефтью к нам.

Более того, если война все-таки произойдет, то экономика Китая просядет, экономика США и Японии просядет, т.к. все ресурсы будут направлены на войну. На этом фоне мы сможем подняться. Это проще, чем биться в лидеры в спокойные времена.

Поэтому Россия, пойдя на сговор с Японией, практически ничего не теряет. Разделит Япония с нами тяжелую ношу подъема региона с колен? Оно и к лучшему. Не стоит сейчас ни сеять панику о сдаче Курил японцам, ни подвергаться ей самому. Судя по тому, как Путин вкладывается сейчас в развитие Дальнего Востока и по тому, какие плюсы мы можем получить от сотрудничества, торговаться территориями действительно никто не стал. Острова остались за нами, о чем и говорится в СМИ.

Подавляющее большинство (78%) участников опроса, проведенного социологами "Левада-центра", высказались против передачи Японии четырех островов Курильской гряды, принадлежность которых оспаривают в Токио. За передачу высказались 7% респондентов
Global Look Press

При этом более половины опрошенных (56%) считают, что сейчас для России важнее "сохранить в своем составе спорные острова из Южной Курильской гряды", а не "подписать мирный договор с Японией и получить японские кредиты и технологии"
Global Look Press

"Левада-Центра" , высказались против передачи Японии четырех островов Курильской гряды, принадлежность которых оспаривают в Токио. За передачу высказались 7% респондентов.

При этом более половины опрошенных (56%) считают, что сейчас для России важнее "сохранить в своем составе спорные острова из Южной Курильской гряды", а не "подписать мирный договор с Японией и получить японские кредиты и технологии". Противоположную точку зрения высказал 21% участников исследования, проведенного в мае среди 800 человек в 137 населенных пунктах 48 регионов РФ. Остальные затруднились с ответом.

71% респондентов высказались против того, чтобы Россия оставила себе два крупных острова - Уруп и Итуруп - и передала Японии небольшие острова Хабомаи и Шикотан. За такой компромиссный вариант решения курильского вопроса - 13% опрошенных. Остальные не смогли обозначить свою позицию.

Другой компромисс - признать, что четыре острова являются японскими, но фактически на долгое время сохранить на них российское управление - отвергли 69% респондентов, "за" высказались 12%, затруднились ответить - 19%.

56% опрошенных уверены, что не нужно отдавать японцам ни одного острова. 4% согласны вернуть острова Японии, столько же 4% считают, что это можно сделать "в будущем, когда наступит подходящее время".

8% полагают, что "эти четыре острова должны стать совместной собственностью России и Японии". 9% призывают "вернуть два острова из четырех: Хабомаи и Шикотан (тем более что их передача Японии не открывает им доступ в Охотское море)". Затруднились ответить 18% опрошенных.

48% респондентов в той или иной считают важным для России заключение мирного договора с Японией, который по окончании Второй мировой войны так и не был подписан. 38% уверены в обратном, 14% затрудняются ответить.

Треть опрошенных (32%) полагают, что уровень доверия населения РФ к президенту Владимиру Путину "значительно снизится", если он решит вернуть Японии спорные острова. Еще 23% полагают, что он "несколько снизится". Столько же считают, что меньше доверять Путину народ после этого не станет.

6% опрошенных высказали мнение, что уровень доверия президенту в этом случае "несколько повысится", а 3% считают, что он "значительно повысится".

Курильский вопрос

Данная территориальная проблема является основным препятствием для полного урегулирования российско-японских отношений и подписания мирного договора между двумя странами.

Как ожидается, курильский вопрос будет затронут на встрече президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ во время Восточного экономического форума, который пройдет во Владивостоке 2-3 сентября. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков говорил журналистам, что лидеры двух стран проведут обстоятельные переговоры в кулуарах этого мероприятия.

Япония претендует на четыре острова Южной Курильской гряды - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы состоит в том, что Южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое оформление, сомнению не подлежит. В Токио неоднократно заявляли, что Япония не станет заключать мирный договор с Россией до тех пор, пока не будет разрешен курильский вопрос. В Москве всякий раз отвечали, что курильская тема закрыта.