Слова которые украшают нашу речь. ОК Речь красная и речь фиолетовая

Наш язык удивительный - он разнообразен и мелодичен. Он подобен величественной реке: то шумит, то тихо журчит. И для всего у языка есть способы выражения.

Это многочисленные тропы и стилистические фигуры, которые входят в инструментарий русского языка. При правильном использовании они обогащают устную и письменную речь, позволяют насладиться её красотой и гармонией.

Источники богатства русского языка

Среди множества средств выразительности можно назвать эпифору, обогащающую текст значением тождества. При повторении одинакового отрезка речи на первое место выходит его лексическое значение, которое усиливается многократностью. Но вместе с тем эпифора - это не самая распространённая фигура речевой практики, так как такие повторы могут иногда производить впечатление некоторой неловкости, неуместности, искусственности.

Эпифора - это стилистический приём (фигура), основанный на симметричном повторении звуков, слов, фраз в конце строчки в стихотворной речи или в каком-то определённом отрывке в прозе. Цель его - сделать речь красивой и более эмоциональной. Употребляется чаще с другими средствами художественной выразительности. Прием более характерен для поэзии (практически для всех её жанров).

В качестве примера можно привести строчки стихотворения С. Городецкого, где видно, что эпифора - это очень ёмкий приём:

Не воздух, а золото,
Жидкое золото,
Пролито в мир.
Скован без молота —
Жидкого золота
Не движется мир.

Яркий пример поэзии, где экспрессивную окрашенность придаёт эпифора, определение которой дано чуть выше.

Драгоценные грани

Русский язык, являясь языком русского народа, подобен природному алмазу. Как драгоценный камень сверкает многочисленными гранями, так и русский язык красив всеми своими проявлениями. Он нашёл своё отражение и в области литературы, и в области языка, при этом подчёркивая их значимость и неповторимость.

А если учесть, что русский язык - это сплав строгих правил и поэзии живой разговорной речи, то остаётся только наслаждаться его богатством и выразительностью. Подобно алмазу, сияющему каждой гранью, русский язык использует все необыкновенные инструменты, передающие красоту нашей речи. Эпифора - это один из таких элементов. Продолжим разговор о ней.

Русский язык, обладая многочисленными средствами художественной выразительности, широко показывает, как используется эпифора в литературе.

Частный случай эпифоры знаком каждому, кто читал стихотворение. Это обыкновенная рифма. Вот, например, у И. Бунина в стихотворении "Слово" такая рифма: "дана - Письмена", "беречь - речь".

А у М. Цветаевой находим пример настоящей эпифоры:

Лес не тот!
Куст не тот!
Дрозд не тот!

Известным примером эпифоры в прозе являются гоголевские "фестончики". Слово повторяется в одном предложении для усиления эффекта сказанного семь раз совсем рядом, буквально через запятую. Если учесть, что в предложении всего 16 слов, то можно сказать, что в этом примере наглядно представлен приём звуковой выразительности.

Очень любил эпифору С.А. Есенин. Причём он мог видоизменять лексику эпифоры, доказывая богатство русского языка: "залегла забота" в одной строчке превращается у него в "прояснилась омуть", и оба этих словосочетания сопровождают слова "в сердце мглистом". То же самое происходит и с другим отрывком: "отчего прослыл" - "оттого прослыл" дополняют слова "я шарлатаном". Как видим, всего лишь небольшая замена слов позволяет Есенину удачно использовать приём эпифоры.

Широко использовал эпифору Блок. В одном из его стихотворений в качестве эпифоры повторяются слова "в тихом доме".

Усиление оттенков речи

Если рассмотреть эпифору с точки зрения синтаксиса русского языка, то очевидно следующее обстоятельство: повторяясь в конце смежных строк, она служит для усиления оттенков звучащей речи. Возьмём того же Есенина.

Дважды заданный в смежных строчках вопрос получает также два ответа. И эта похожесть конца строчек, проявляемая в особом ритме, то есть эпифора в русском языке, заставляет обратить на себя внимание и тем самым доносит до читателя смысл текста.

Знак восклицания в конце цветаевских строчек выражает сожаление, и с каждой строчкой оно усиливается благодаря использованию эпифоры.

Фигура, прибавляющая смысл

Если говорить об эпифоре как о фигуре прибавления смыслового содержания текста, то можно выделить такие её разновидности:

  1. фонетическая;
  2. морфологическая;
  3. лексическая;
  4. синтаксическая.

Морфологическая эпифора - это повторение одинаковых словообразовательных элементов в конце каждой смежной строки. Пример "детей - детоубийцей ... братоубийцей " в прозе Ю. Карякина.

Третий вид представлен, например, у Н. В. Гоголя: слово "фестончики", названное уже чуть выше. То есть этот вид эпифоры предполагает повторение какого-то слова.

Примером синтаксического вида эпифоры может служить, например, отрывок стихотворения М. Цветаевой, который тоже уже рассматривался нами чуть ранее.

Все виды эпифоры выступают как разновидности художественных средств выразительности. Таким образом, эпифора - это такая фигура, которая украшает любой текст.

Великая сила

Изучение фигур и тропов, которые представляют собой рабочий инструментарий, позволит не только расширить словарный запас, но и понять всё богатство и могущество русского языка. Слова - это великая сила, которая в руках умелого человека может описать целые миры. А языковое чутьё и авторская интуиция помогут создать целое творение, способное передать все оттенки мыслей и сознания. И не последнее место в этом принадлежит эпифоре. Но при этом нужны только такие фигуры, которые обогатят мысли, а не станут откровенной безвкусицей.

ЧАСТЬ 1

Прагматичный – практичный (приземленный)
Эпатировать – поражать (ошеломлять, шокировать)
Волонтер – доброволец
Показать полностью..
Коллизия – столкновение (конфликт)
Суфражистка – феминистка
Кайман – крокодил
Генезис – происхождение (возникновение, зарождение.
Утрировать – преувеличивать
Неглиже – полуодетый
Амбивалентный – двойственный (неоднозначный)
Ортодоксальный – непреклонный (правоверный)
Кредо – мировоззрение
Профан – невежда (дилетант, непрофессионал)
Диффамация – клевета (сплетня)
Раритет – редкость
Жантильный – кокетливый (жеманный)
Интоксикация – отравление
Епитимья – наказание
Моногамия – единобрачие.
Претенциозность – вычурность
Латентный – скрытый
Амбициозный – высокомерный (тщеславный, притязательный, честолюбивый)
Индифферентный – безразличный (равнодушный, нейтральный)
Нотация – нравоучение
Экстравагантный – необычный (вызывающий, оригинальный, своеобразный)
Респектабельный – почтенный (представительный, достойный, солидный)
Меркантильный – расчетливый (корыстный, мелочный)
Репрессия – кара (наказание, насилие)
Легитимный – законный
Корсар – пират
Голкипер – вратарь
Инцидент – происшествие (случай)
Превентивный – предупреждающий
Тактильный – осязательный
Апогей – высшая точка (кульминация, предел)
Скрупулёзный – дотошный (педантичный)
Харизма – неординарность (обаятельность, притягательность)
Почетник – поклонник, ухаживающий за девушкой (почитатель)
Басурман – иноземец и иноверец
Аберрация – отклонение от истины, заблуждение (искажение)
Пердимонокль – полная ерунда, черт знает что
Трансцендентный – непознаваемый (иррациональный, непостижимый)
Остракизм – изгнание (травля)
Паритет – равенство (равнозначность, равноценность, равноправие)
Апробировать – испытывать
Абитуриент – тот, кто претендует на поступление в учебное заведение
Инвариантный – однозначный
Клеврет – приспешник (пособник, сообщник)
Деструктивный – разрушительный
Аннексия – насильственное присоединение
Матримониальный – брачный (супружеский)
Тенденциозный – модный
Проформа – формальность
Апологет – сторонник (приверженец)
Экзальтированный – восторженный (возбужденный, воодушевленный)
Синопсис – обозрение

ЧАСТЬ 2

1. Мимикрия - подражание.
2. Колумелла - пространство между ноздрями.
3. Фраппировать – неприятно удивлять.
4. Фриссон - озноб во время прослушивания музыки, которая Вам нравится.
5. Кураж – непринужденно-развязное поведение, наигранная смелость.
Показать полностью..
6. Моногамия - умение любить одного единственного человека всю жизнь.
7. Филофония – коллекционирование звукозаписей.
8. Кредо - мировозрение, убеждения.
9. Дефилировать - торжественно проходить, шествовать.
10. Сантименты - чувства; проявление излишней чувствительности в словах, поступках.
11. Превенция - предупреждение, предохранение, предотвращение.
12. Логорея - пустословие, болтовня; длинные бессмысленные речи, произносимые ораторами.
13. Синопсис - изложение некой темы в сильно сжатом и обобщенном виде.
14. Медиатор - третье нейтральное, независимое лицо (посредник, примиритель), помогающее сторонам разрешить имеющийся конфликт, спор.
15. Альтруизм - бескорыстная забота и действия, которые человек совершает во благо других, не думая о себе.
16. Импонировать – производить положительное впечатление, внушать уважение, нравиться.
17. Кипер - кожаная петля на ремне, которая держит свободный кончик застегнутого ремня.
18. Фатализм - представление о неизбежности всего происходящего в природе и в жизни человека, исключающее случайность и свободу.
19. Лабильность - способность изменяться, неустойчивость, подвижность физического или эмоциального состояния человека.
20. Хоспис - медицинское учреждение, в котором неизлечимо больные люди получают необходимую помощь и уход.

ЧАСТЬ 3 - 20 слов, которых, возможно, вы не знали

1. Глабелла - это пространство между бровями. Сейчас вы смотрите на глабеллу Райана Гослинга
2. Экивоки – двусмысленные намеки, увертки Показать полностью..
3. Катарсис – изменение сознания через сильные переживания
4. Депривация – ощущение недостаточности удовлетворения своих потребностей
5. Фрустрация – период полного разочарования в жизни
6. Гаптофобия – боязнь прикосновений других людей
7. Фриссон – мурашки по коже
8. Сентенция - изречение нравоучительного характера
9. Симулякр – изображение или объяснение того, что в реальности не существует. Копия, не имеющая оригинала
10. Сингулярность – единичность, неповторимость чего-либо
11. Сибаризм – праздность, избалованность роскошью; сибарит – носитель этих качеств
12. Плюрализм – многообразие или множественность, как в приземленном, так и в философском контексте. Монизм – когда наоборот – что-то одно. Дуализм признает лишь двойственность
13. Лапидарность - краткость, сжатость, выразительность слога, стиля
14. Амикошонство - бесцеремонное, неуместно-фамильярное обращение под видом дружеского
15. Мезальянс - брак с лицом низшего социального положения, неравный брак
16. Никтофилия - предпочтительная активность в ночные часы и избегание активной деятельности в дневное время суток. Иногда никтофилия является одной из разновидностей социальной фобии
17. Оброгация - внесение частичных изменений в старый закон
18. Обскурантизм - крайне враждебное отношение к просвещению и науке, мракобесие
19. Эмпатия – это способность воспринимать мир глазами другого, интересоваться тем, как другой думает, живет и чувствует
20. Криптомнезия - это вид нарушения памяти, при котором чужие идеи кажутся человеку его собственными.

Умение красиво и содержательно говорить дано не каждому. Этому предшествуют длительные занятия, большое желание и терпение. Если вы осознанно решили найти ответ на вопрос: «Как в домашних условия развить внятную, красивую, лаконичную речь?» – то советы и шаги, описанные в статье, приведут вас к хорошим результатам и заложат основу в ораторском искусстве.

Перед началом занятий необходимо знать требования и программу действий. Этот простая схема выработает красивую и полноценную речь, повысит вас в глазах знакомых, заставит говорить безошибочно о любом прочитанном тексте. Чтобы научиться переводить мысли в слова и без особых трудностей оформлять их в красивые выражения, следует выполнять эти пункты.
Для уроков по совершенствованию речи нужно:

  • Большое желание;
  • Усидчивость;
  • Выделение времени и помещения;
  • Уверенность в конечной цели;
  • Поддержка близких людей.

Программа, пунктами которой вы будет придерживаться, достаточно проста и интересна. Взяв ее за основу, можно за краткое время увидеть эффективность и целесообразность. Это:

Классика полезна и незаменима

Классическая литература содержит красивую и богатую речь. Диалоги героев, их размышления способствуют говорить правильно выстроенные фразы. Словесные обороты, воспетые авторами, отражают не только эпоху времени, сюжет и динамику развития, но и внутренний мир, переполненный моралью и высокой идеей.
Любое произведение, являющееся классическим, пополняет словарный запас. Красивые слова побуждают развивать воображение, появляется желание научиться играть построенными по правилам выражениями, чтобы слушатель получил не только полезную информацию, но и остался доволен от общения и не пожалел потраченного времени.

Важность темпа

Продуманное выступление включает содержание, определение времени и выбор темпа. Монотонность даже при исключительно идеальном материале создает скуку, однообразие и неприятие. Научиться расставлять паузы не менее важно, чем выбранная тема и подобранная информация.
Медленность или быстрота речи чревата отсутствием контакта с аудиторией. Не понимая содержание, публика просто перестанет реагировать на выступление. Тогда красиво подготовленная информация превратиться в заунывную песню или сложную скороговорку. Конечно, со временем эта проблема перестанет существовать. Опыт говорить и чувствовать публику приходит в процессе многодневной работы над собой.

Добавление изюминки

Сухой текст, насыщенный необходимой информацией, будет скучен и неинтересен. Когда присутствуют при разговоре живые выражения, подтвержденные фразы известных личностей, мудрые поговорки и легкий юмор, то беседа найдет отклик у слушателей и выступление выявиться полезным для всех.
После нескольких удачных попыток назойливая мысль о том, как в быстрые сроки развить живую речь и при этом обязательно научиться формировать фразы, говорить насыщенно и красиво забудется за ненадобностью. Общение принесет эмоции, удовлетворение. Появится возможность развить мышление и выработать собственный стиль.

Обязательная практика

Вы никогда не добьетесь высот в ораторском искусстве, если отказываетесь выступать перед чужими людьми. Практика говорить на публику показывает недочеты подготовленной информации, продуманную речь и ее качество, ваши способности к общению и попыткам обрести единомышленников.

Если у вас страх публичных выступлений – практикуйте чаще это и должно пройти. Также, существуют специальные методики и целые системы (типа, Турбо-Суслика) для преодоления страхов. Например, Турбо-Суслик может дать: ощущение внутренней свободы, легкости как в общении, так и выступлениях. Там конечно результаты посерьезней и поинтересней, но это для тех, кто много хочет и готов.

Научиться высказывать то, что вы думаете и чувствуете, придает силу к дальнейшему развитию. Отклик у других возрождает забытые идеи и цели. Вы находите понимание в общении, проверяете свою жизненную программу и перерождаетесь как личность. Умение красиво оформлять мысли добавляет уверенности и значимости в жизни.

Тетрадь – помощник для анализа

Приучите себя после каждой важной беседы анализировать ее результат. Речь осуждения или одобрения записывайте в отдельную тетрадь, подчеркивая ошибки и успехи. Не бойтесь говорить мысли вслух, как будто вы перед ответственной комиссией по улучшению образования. Собственные недочеты уменьшайте и искореняйте.

Пожелания

Существуют маленькие хитрости для понимания о том, как закрепить полученные навыки и дальше развить свою грамотную речь, продолжать красиво и значимо говорить.

  • Обязательно обдумывайте каждое слово, смакуя и влюбляясь в него. Постепенно речь превратиться в красивую, переосмысленную игру, в которой присутствует текст и чувство.
  • Необходимо запоминать ключевые фразы из кинофильмов, книг, передач и говорить на публику, подтверждая свою эрудицию.
  • Расшифровывайте значение непонятных слов, чтобы научиться правильному произношению, ударению, положению в предложении.
  • Понравившуюся красивую фразу вставляйте уместно и правильно. Иначе, есть опасность выставить себя на посмешище.

Систематичные, ежедневные упражнения выработают речь, которая понравится любому слушателю. Получив одобрение, вы захотите больше говорить и выступать.
Когда вы поставите важную цель – научиться владеть родным языком и развить способности к общению, то, несомненно, раскроются новые возможности и смысл жизни.
Научиться передавать внутренние ощущения посредством красиво высказанных слов сможет каждый, если захочет создать предпосылки к жизненному балансу и творческому потенциалу. Полученная гармония между человеком и окружением позволит почувствовать счастливым, удачливым, признанным. Идите и наслаждайтесь успехами.

Попытки классифицировать фигуры предпринимались еще в античности.

Первоначально были разделены фигуры мысли, которые позднее обособились в самостоятельную группу тропов (метафора, метонимия и др.), и фигуры речи. Последние подразделялись, по Квинтилиану, на фигуры, основанные на форме речи (грамматические фигуры), и фигуры, основанные на принципах размещения слов.

К другим распространенным классификациям относилось подразделение на фигуры слова (аллитерация, ассонанс) и фигуры предложения (парцелляция, эллипсис, многосоюзие, бессоюзие и др.)

Риторические средства позволяют представить содержание речи наглядно, увлекательно и убедительно, а значит, помогает активно воздействовать на слушателя.

«Фигурами речи называются предложения и комплексы предложений, которые, становясь типическими формами, идентично повторяются. Таковы меткие выражения, которые всегда на языке. Они необходимы, чтобы сделать сообщение более коротким, быстро запоминаемым» (Карл Ясперс).

Приводимые средства различны по своей ценности и потому используются в различной степени (например, сравнение чаще, чем преувеличение); эти средства дают большие возможности, но ни в коем случае не должны использоваться все вместе в одной речи; многие средства применяются в тесной взаимосвязи, даже если они в целях систематики приведены отдельно (например, цепь приводит к повышению, образ лежит в основе сравнения).

Обзор риторических средств и их воздействие на слушателя

Риторическое средство Воздействие

  • 1. Пример, подробность
  • 2. Сравнение
  • 3. Образ (метафора), образный ряд
  • 4. Рассказ Образность
  • 5. Повтор
  • 6. Разъяснение
  • 7. Рафинирование (обобщающий повтор)
  • 8. Призыв (восклицание)
  • 9. Цитирование
  • 10. Перекрещивание (хиазм) Убедительность
  • 11. Повышение напряжения (климакс)
  • 12. Противопоставление (антитеза)
  • 13. Цепь
  • 14. Промедление (запаздывание)
  • 15. Неожиданность
  • 16. Предуведомление Увлекательность
  • 17. Игра слов
  • 18. Намек
  • 19. Описание (парафраза)
  • 20. Преувеличение (гипербола)
  • 21. Кажущееся противоречие (парадокс) Эстетическое Образность
  • 22. Вставка
  • 23. Предупреждение или постановка возражения
  • 24. Мнимый вопрос (риторический)
  • 25. Переименование (синекдоха) Коммуникативность (подключение слушателей)

Самих фигур насчитывается около сотни, однако одновременное использование латинских и греческих названий, к которым добавились и наименования из новых языков привели к тому, что для обозначения этих фигур на протяжении веков стало использоваться значительно большее число дублетных или синонимичных терминов.

Тропы - (от греч. оборот речи) слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. В основе любого тропа - сопоставление предметов и явлений. К тропам относятся аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, оксюморон, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет.

Эпитет - определяющее слово, преимущественно тогда, когда оно прибавляет новые качества к значению определяемого слова. Ср. у Пушкина: "румяная заря"; особое внимание теоретики уделяют эпитету с переносным значением (ср. у Пушкина: "дней моих суровых") и эпитету с противоположным значением - так наз. оксюморону (ср. Некрасова: "убогая роскошь").

Метафора - отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту: "говор волн"; "шелковые ресницы"; "ситец неба голубой"; употребление слова в переносном значении: "ропот моря".

Метонимия - разновидность метафоры, состоящая в замене одного слова другим на основе связи их значений по смежности: "Ликует буйный Рим" (М. Лермонтов); "Шипенье пенистых бокалов" (А. Пушкин).

Олицетворение -- вид метафоры, наделение неодушевленных или абстрактных предметов, явлений, событий, их качеств и свойств, признаками и свойствами человека (чувствами, мыслями, речью и т.п.). Используется при описании явлений природы, окружающих человека вещей. Например: "Звезда с звездою говорит" (М. Лермонтов).

Оксюморон [греч. - "острая глупость"] - нарочитое сочетание противоречивых понятий. Пример: "Смотри, ей весело грустить/Такой нарядно-обнаженной" (Ахматова). Частный случай оксюморона образует соединение существительного с контрастным по смыслу прилагательным: "убогая роскошь" (Некрасов).

Антитеза - один из приемов стилистики, заключающийся в сопоставлении конкретных представлений и понятий, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Напр.: "Кто был ничем, тот станет всем". : "Я царь, - я раб, - я червь, - я бог" (Г. Р. Державин) или в заглавиях - "Война и мир" Л. Н. Толстого, "Преступление и наказание".

Эвфемизм - замена описательным оборотом слова, по каким-либо причинам признаваемого непристойным. Гоголь: "обходиться с помощью платка".

2-й класс (1–3), 3-й класс (1–4)

Имена прилагательные украшают нашу речь. О каком времени года нельзя говорить, не используя эту часть речи? О каждом... Но представьте себе, что пробуждение природы – цвет, запах, звуки – вы должны описать без прилагательных. От этого вы не получите большого удовольствия. Детей надо учить говорить не только правильно, но и красиво, их речь должна быть богатой. Эти задачи на своем уроке решает Алла ЕЛИСЕЕВА, педагог школы № 42 из г. Белгорода.

Тема. "Обобщение знаний об именах прилагательных", "Весна".

Цели. Обобщить теоретические знания об именах прилагательных; развивать умения употреблять их в речи; раскрыть красоту весенней природы.

Оборудование. Таблица "Имя прилагательное"; сигнальный круг с безударными гласными; перфокарты; репродукция картины И.Левитана "Март".

ХОД УРОКА

I. Чистописание

Отработка навыков безотрывного письма.

Соловьи запели – черемуха расцвела.

II. Сообщение темы и целей урока

III. Словарная работа

Учитель. Что обозначает имя прилагательное?

Дети. Имя прилагательное обозначает признаки предметов.

У. Какие признаки предметов вы знаете?

Д. Цвет, вкус, запах, размер, высота, форма, вес...

У. Составьте словосочетания сущ. + прилаг., используя слова левого столбика и признаки предметов из правого.

На доске.

Д. Сладкая малина, маленький заяц, белый сахар, красный помидор, горький перец, душистая сирень, большой медведь.

Проверка пропущенных безударных гласных с помощью сигнального круга.

У. Назовите прилагательные-антонимы.

Д. Сладкий – горький, маленький – большой...

Начало составления цепочки.

У. Что такое словосочетание?

Ответы детей.

IV. Сообщение речевой темы "Весна"

У. Весна приготовила букет из семи цветов, на которых прикреплены задания.

Дети работают группами по четыре человека.

На доске.

V. Игра "Словесный мяч"

Игра проводится по рядам.

У. Задание для ряда 1. Подберите однокоренные прилагательные разного рода и числа: весна.

Д. Весенний.

У. Солнце .

Д. Солнечная.

У. Радость .

Д. Радостные.

У. Зелень .

Д. Зеленое.

Дети записывают: солнце – солнечная .

У.

Д. К существительным.

У. Задание для ряда 2. Подберите однокоренные прилагательные и образуйте словосочетания сущ. + прилаг. разного рода и числа: светить .

Д. Светлый день.

У. Цвести .

Д. Цветочная поляна.

У. Летать .

Д. Перелетные птицы.

Дети записывают: летать – перелетные птицы .

У. К какой части речи подбирали прилагательные?

Д. К глаголам.

У. Задание для ряда 3. Подберите однокоренные прилагательные и составьте с ними предложение: тепло .

Д. Наступили теплые деньки.

У. Звонко .

Д. Журчит звонкий ручей.

У. Прекрасно .

Д. Стоит прекрасная погода.

Дети записывают: Журчит звонкий ручей.

У. К какой части речи подбирали прилагательные?

Д. К наречиям.

VI. Выборочный диктант

У. Выпишите из текста словосочетания сущ. + прилаг. Определите число имен прилагательных.

Чуть солнышко пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

(В.Рождественский )

Дети выполняют задание.

– Что такое откосы?

Д. Склоны оврагов, холмов.

Дети записывают.

Зеленые косы (мн. ч.), тонкие ветви (мн. ч.), белое платье (ед. ч.), листва кружевная (ед. ч.), горячее лето (ед. ч.), опушка лесная (е. ч.).

VII. Работа по картине И.Левитина "Март"

У. Люди разными средствами выражают чувство восхищения природой: поэты – стихами, композиторы – музыкой, художники – картинами. Великий русский художник Исаак Ильич Левитан говорил: "Природа не терпит ничего безобразного, и его в ней нет. Посмотрите, рядом с нами ничего мертвого, все дышит, живет, понимает. Она волнуется в бурю, зябнет в снегу, задумывается спокойным вечерком, отдыхает от солнца, ветров, гроз".

Левитан по-особому любил русскую природу. Рассмотрите внимательно его картину "Март". Какое настроение она вызывает?

Дети рассматривают репродукцию.

На доске.

Дети записывают.

На голубом небе светит яркое солнце. Темный снег тает. Высокие стройные березы растут на лесной опушке.

У. Подчеркните прилагательные.

Дети выполняют задание.

На голубом небе светит яркое солнце. Темный снег тает. Высокие стройные березы растут на лесной опушке.

– Для чего они служат в нашей речи?

Ответы детей.

– Продолжите цепочку, записанную на доске.

На доске.

VIII. Работа по учебнику

У. Откройте учебник, прочитайте текст упражнения 418.

Дети выполняют задание.

– Докажите, что это текст.

Дети доказывают, затем дописывают цепочку.

IX. Самостоятельная работа по перфокартам

У. Вставьте пропущенные буквы, укажите род и число прилагательных.

Дети выполняют задание.

Х. Итог урока

У. Что мы сегодня делали?

Д. Обобщали знания о прилагательных.

– Учились употреблять их в речи.