Портрет пианиста игумнова описание картины. Художник и время

Родился в знаменитом Палехе в семье потомственного иконописца. Первым учителем живописи для Корина стал его отец. Отправленный в Москву учиться живописи, Павел в 1911г. помогает художнику М.В. Нестерову в работе над росписью собора Марфо-Мариинской обители. В 1912 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (Дом Юшкова), которое окончил в 1916 г. Среди его наставников были К.А.Коровин и С.В.Малютин, однако главными учителями Корина явились А.А.Иванов и М.В.Нестеров.

Жил Павел Корин в Москве, часто приезжая в родной Палех.

Подобно своему художественному предшественнику А.А.Иванову, в 1925г. Павел Корин обретает свою тему в творчестве. Он мечтал создать большое полотно, подобное ивановскому “Явлению Христа народу”.

Вдохновение пришло к художнику во время похорон патриарха Тихона в Донском монастыре в 1925г. У Корина возник замысел создания многофигурной композиции, олицетворяющей образ Русской православной церкви. Для православного русского человека эти похороны, происходившие при большом стечении народа, были равнозначны прощанию с прежней Россией, обреченной, но уверенной в своем духовном возрождении. Многотысячный поток верующих вдохновил художника на “Реквием”, картину, которая воплотила бы Святую Русь в период трагических перемен. Для создания масштабного полотна Корин в течение десяти последующих лет писал замечательные портреты-типажи (“Отец и сын” 1930 г., ‘’Нищий” 1933г., “Игуменья “1935г. ,”Метрополит” (будущий патриарх Сергий),1937 г. и др.). В ходе этой работы формировалась его самобытная манера письма.

В 1931 г. писатель М.Горький посетил мастерскую Корина (Доходный дом А.К.Ечкина). Эскизы произвели на него сильное впечатление. Однако, как бы стараясь уберечь художника от возможных репрессий, Горький предложил ему заменить первоначальное название картины на иное – ‘”Русь уходящая “.

По приглашению М.Горького Павел Корин вместе с братом Александром совершил поездку по Италии и другим странам Европы. Во время этой поездки художник сделал огромное число этюдов и набросков. Живя у Горького в Сорренто, художник написал в 1932 г. знаменитый портрет писателя.

В 1935-1937 гг. художник создал общий эскиз своего будущего грандиозного полотна “Русь уходящая. Реквием”. Эскиз насыщен символами и полон энергии. Перед нами – Церковь, выходящая на бой с безбожной властью и апеллирующая не столько церковным иерархам, сколько к Богу. Поразительным откровением является угаданное художником будущее высокое духовное предназначение высших иерархов церкви. Тогда, в 1935г., уже на первоначальном эскизе мы видим в одном ряду с патриархом Московским и всея Руси Тихоном митрополитов Сергия и Алексия, которым соответственно в 1943и 1944 гг. было суждено стать следующими первоиерархами православной церкви. Еще более удивляет, что рядом с ними изображён иеромонах Пимен, ставший в 1971 г. патриархом, но мало известный в 1935г. И в центральных образах, и в образах простых монархов и верующих объединяющим началом выступает вера и твёрдость духа, позволяющие зрительно быть уверенным в конечной победе Света над Тьмой, Добра над Злом. Однако усилившееся давление на Корина со стороны властей вынудило его приостановить эту работу.

В 1939-1943 гг. по заказу Комитета по делам искусств Павел Дмитриевич пишет цикл портретов деятелей советской культуры (М.В.Нестерова, А.Н.Толстого, В.И.Качалова), парадных и в то же время остродраматичных. Воодушевленной борьбой народа и победой, художник создает в военные и послевоенные годы триптих “Александр Невский “ (1942-1943) и мозаику на станции метро “Комсомольская” кольцевая (1953г.). В послевоенные десятилетия Корин завершил композиционный эскиз картины «Русь уходящая. Реквием» (1959г.). В 1963 г. художник был удостоен Ленинской премии.

В 1932 -1959гг. П.Д.Корин руководил реставрационными мастерскими Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Собрал ценнейшую коллекцию икон, экспонированную вместе с произведениями самого художника в его московском Доме-музее, открывшемся в 1971 г. В связи с реставрационными работами на данный момент музей не работает. Художник руководил реставрационными работами шедевров Дрезденской картинной галереи. Приложил немало усилий для сохранения художественного наследия России. Однако закончить главное дело своей жизни – картину “Русь уходящая. Реквием “ – он так и не сумел.

«Декоративное искусство» - Сельское хозяйство. Торговля в Древней Греции. Храм Цецеры. Гончар. Древняя Греция. Работа в рудниках. Статуи. Живопись. Роль декоративного искусства в обществе. Вазописец. Выставка творческих работ. Храм Посейдона. Древнегреческая школа. Практическая работа. Отливка бронзовой статуи. Храм Аполлона.

«Виды искусства» - (От церк.-Слав. Театр. Культура –. Домашнее задание. Искусство. Цирк. Кинематограф. Материальная (вещи и предметы, созданные человеком). Духовная (традиции, обычаи, представления и знания о природе, о самом себе). Фотография. Нравственность. Скульптура. Культура. Искусьство (лат. Телевидение. Декоративно-прикладное искусство.

«Искусство и его виды» - Декоративно- прикладное, Различают художественную, научную, публицистическую, справочную, критическую, куртуазную, эпистолярную и др. литературу. Графика, К изобразительным искусствам относятся: Станковую. Монументальную. Музыка делится также на: народную и классическую современную джазовую военную духовную.

«Романовская игрушка» - Золу из печей часто высыпали на огород как удобрение. История. Мастера изготавливали из глины крынки, горшки, миски, ложки. Стала пропадать и романовская игрушка. . Затем замачивали в деревянных корытах. Вон Ванька-горшечник знаешь, какие игрушки делает! А позднее и вовсе запретили производство игрушек.

«Искусство красоты» - Единство науки и искусства – важнейший залог последующего развития культуры. Мариинский театр. Внешне гармония может проявляться в мелодии, ритме, симметрии, пропорциональности. И сегодня энтузиазм исследователей не убывает. ...Музыка. Из истории золотого сечения. Математика есть прообраз красоты мира.

«Уроки фольклора» - Структура урока. Народная культура - одно из средств нравственного, познавательного, эстетического развития детей. Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования. Пояснительная записка. Аннотация Проект создан для учащихся 5-х классов. Творческое название проекта: «Из чего же, из чего же сделаны наши детишки…».

Всего в теме 12 презентаций


Павел Дмитриевич Корин. Реквием. Русь уходящая. Эскиз. 1935-1959

Столовая в доме П.Д. Корина на М. Пироговской.

«Русь уходящая». Часть 1 . 7 ноября 2007

Имя Павла Корина сейчас не очень известно. Но художник это действительно незаурядный, ученик Нестерова, достойный продолжатель школы русского психологического портрета. А более всего сегодня он знаменит благодаря картине, которая так и не была написана...

Дом-музей Павла Корина.

Этой осенью довелось побывать на Немецком кладбище. Впечатление было очень сильным, захотелось узнать больше. И увидеть. Так, естественным оказалось пойти в музей Павла Корина - в свое время он создал серию портретов-эскизов многих из тех, кто ныне покоится на Немецком.
Цель была узкой, а получили мы, естественно, гораздо больше.

Музей-квартира художника П.Д.Корина

Сначала "отпугнула" система попадания на выставку: только вторник, среда, пятница, только с экскурсией, только по договоренности с экскурсоводом... Но не пойти было невозможно, а с экскурсоводом сговорились неожиданно легко и быстро. На следующий день после звонка мы уже стояли у двери музея. Музей - на Спортивной, Малая Пироговская, 16, флигель 2. Домик - бывшая баня (баней он был еще до того, как стал мастерской художника), совершенно «аутентичный», как будто не из нашего времени. Ждали мы недолго: появился экскурсовод в сопровождении нескольких человек.
- Меня ждете?
- Ждем. Вас.
- А что, уже три часа? Ну, в России вовремя происходят только революции. Причем только пролетарские.
И в таком духе оно и было дальше... Впрочем, говорили не столько о революциях, сколько об искусстве и истории, и дай Бог каждому экскурсоводу и искусствоведу так глубоко знать свой предмет. Вадим Валентинович «горит», а это бывает не так часто...
Внутри музея студено и сумрачно, на обувь просят надеть замысловатые войлочные тапки, а вещи сложить на сундук. Причем здесь за имущество «несут ответственность»: уверяют, что ничего никогда не пропадало. А это по нынешним временам тоже редкость.
Вот мы в мастерской. И она же - галерея. Стоят, смотрят на нас. Сидим, смотрим на них. Одно из самых сильных впечатлений - эти минуты молчания в ожидании экскурсовода.

Мастерская П.Д. Корина на М. Пироговской.

Последняя литургия на Руси

Этюд-портрет митрополита Трифона (Туркестанова) - цветовой (да и не только цветовой) центр выставки. Хотя само полотно - одно из самых маленьких. «Огненный митрополит» в красном пасхальном облачении. По замыслу художника, эта фигура должна была быть и центром композиции «Реквиема» (это авторское название, «Уходящую Русь» предложил Горький).

Потом вместе с экскурсоводом рассматриваем эскиз, где многие и многие собраны, наконец, в единую композицию. Символы. Три патриарха - Тихон, Сергий, Алексий - рядом, как на иконе (а жили и были патриархами они, естественно, в разное время). Впрочем, «Реквием» по замыслу не реалистическая картина. Аллегория? Диакон (писаный с диакона же, знаменитого Холмогорова) - гиперболически увеличен. Стоящий рядом митрополит Трифон - уменьшен, почти карлик. Но это - центр.
А дальше нам предлагают интерпретацию картины: все стоят спиной к алтарю - исход, «реквием». Диакон воздел руку - просит благословить кадило. Но все, у кого он может испросить это благословение (священники, архиереи) - у него за спиной. Итак, он просит благословения у Самого Бога. Потому что на картине - последнее православное богослужение на Руси.

Люди, которые предпочли уйти, нежели измениться...

1925 год. Похороны Патриарха Тихона. Стечение народа, какого никто не ожидал. Идут все. В том числе Корин со своим старшим другом и наставником Нестеровым. Понятно, что ТАКОЕ - в последний раз. То были люди, которые предпочли уйти, нежели измениться. И Корин загорается идеей - «остановить мгновение», запечатлеть «образы духовной стати предков».
Но возникли проблемы практические: позирование. Большинство потенциальных моделей об этом слыхом не слыхивали, никуда идти не соглашались. Корин обратился к Нестерову, тот в свою очередь свел его с митрополитом Трифоном (Туркестановым). Трифон был духовником и самого Нестерова, и многих из тогдашней творческой интеллигенции. Ермоловой, например... У него было и высокое происхождение, и блестящее образование, карьерные перспективы... Искусство знал профессионально и с творческими людьми разговаривал о культуре на равных. Но в Москве начала ХХ века его называли еще и «кухаркиным архиереем», потому что он служил литургии для слуг, т. е. начинавшиеся в 3-4 утра, чтобы челядь успевала вернуться к моменту пробуждения хозяев. А еще он считался самым выдающимся оратором своего времени (а ведь это и время Кони и Плевако, да и вообще «говорить красно» умела почти вся тогдашняя интеллигенция).

Итак, митрополит Трифон Нестерову не отказал, согласился на 4 сеанса по 2 часа. (Заметим, что серовская «Девочка с персиками» - воплощение естественности - семьдесят сеансов, а портрет Ермоловой - около трехсот.) Корин успевает написать с натуры лишь лицо, фигуру пишет с манекена, отсюда и некоторая непропорциональность. С остальными труднее. Художник ищет типажи по московским храмам, а люди не хотят идти в мастерскую... Тогда - «козырь»: «У меня сам Трифон стоял. Придете - увидите. Увидите - встанете». Это действует. А когда к словам прибавляется пакет пшена или бутылочка масла... Время-то голодное. Но все равно проблема: «модели» не привыкли к позированию, они быстро «гаснут» - исчезает та одухотворенность, которую и пытается передать Корин. И так он и работает: за 20-30 минут надо запечатлеть главное...

Но все это рассказал экскурсовод.

От себя: в конце экскурсии остановились у фотографии художника. Вадим Валентинович порассуждал о том, какой красивый был мужчина (соглашусь, пожалуй) и что редкий это случай, когда при всем этом он еще и «нормальный». А потом попались мне фотографии Корина 30-х годов, времени, когда он работал над «Уходящей Русью». Ну, так скажем, хорошенький мальчик, в стандартном таком костюме... И как он, с этими-то «духоносными», один на один? Ведь и на эскизы его бестрепетно не посмотришь, как, знаете, не каждой иконе можно в глаза смотреть.

П.Д. и П.Т. Корины. 1930 * ~ * Павел Корин в 1933 г.

P.S. От себя замечу, что и моё посещение музея-квартиры и мастерской Павла Корина было схожим с приведенным здесь, и впечатление произвело такое же сильное.
И вам всем рекомендую найти группу единомышленников или друзей, близких вам по интересам, сходить туда, посмотреть и послушать...
Уверена, что не пожалеете! (с) allerleiten:)
===============================

«Русь уходящая». История ненаписанной картины. Часть 2 . 12 ноября 2007

Ненаписанное полотно парадоксальным образом существует в человеческом сознании. Получается, что одна из самых известных картин Корина - та, которой, по сути, не существует. «Ненаписание» с большей или меньшей степенью убедительности можно объяснить разными причинами, внешними и внутренними. Но, возможно, невоплощенный замысел не поражение, а победа?
Почему?

Нетронутый холст во всю стену тоже полноправный объект экспозиции, символ, допускающий множество интерпретаций. Но сила воздействия - потрясающая. А представляете, каково было художнику долгие годы смотреть на полотно, к которому он страстно хотел, но так и не смог притронуться?

У Корина был талант, вдохновение, желание работать. Но картина «не складывалась», не была ясна общая композиция. К тому же художник, происходивший из семьи потомственных палехских иконописцев, прошедший «школу» общения с Нестеровым, воспринимавший искусство как служение, требования к себе предъявлял громадные. Он не мог не завершить всей, как ему виделось, необходимой подготовительной работы. Возможно, это и стало одной из причин того, что «Уходящая Русь» не была написана. А может, причины были в другом?..

Версия вторая

Время. Двадцатые-тридцатые годы прошлого века - не самое спокойное время, а коринская тема к тому же неоднозначна... Но является неожиданный «ангел хранитель» - «первый советский писатель» Максим Горький.

3 сентября 1931 года Алексей Максимович пришел в мастерскую художника, которая тогда располагалась на Арбате. Корин жил уединенно, писал этюды для задуманной им картины, но слух о его незаурядном таланте дошел до писателя. И встреча оказалось судьбоносной... О Горьком - и при его жизни, и после смерти - писали и говорили по-разному: сейчас все чаще - «ницшеанец», «трагическая фигура эпохи», в советские годы - «буревестник революции». В какой ипостаси он шел в мастерскую? Судя по тому, как складывалась дальнейшая история отношений Горького и Корина, в тот день встретились не только писатель с художником, но и человек с человеком...

«Ангел хранитель»

Корин показал Горькому многочисленные портреты, этюды для задуманного еще в 1920 «Реквиема» (среди них - «Юродивый», «Слепой», «Отец и сын»). Название «Реквием» Горькому не понравилось, он предложил не использовать в наименовании заимствованных слов. У него же и родился новый вариант: «Уходящая Русь».

А еще - предложил поехать за границу: «Через месяц я еду в Италию, поедемте вместе, я похлопочу». Так Корин побывал в Италии и Франции.

Во время поездки художник внимательно изучает произведения великих мастеров прошлого, мыслью постоянно возвращаясь к своей картине, пытаясь найти пути воплощения замысла. «Боже мой! Неужели и мне закрыт путь к Великому Искусству? Понимая всю пошлость и низость падения, неужели и я должен свалиться туда? Боже! Как же, как же подняться к высотам чистого искусства? <...> Слышите ли вы меня, Великие? Кричу вам, зову вас, помогите, помогите, помогите!!!» (11 июня 1935). Другая запись сделана несколько позже: «<...> Великие, помогите. Как я остро ощущаю Гений у других и преклоняюсь перед ним. Боже, неужели у меня нет этого пламени? Тогда не стоит жить...» (28 июня 1935).

А гостя у Горького в Сорренто, Корин в 1932 году пишет знаменитый портрет, который о Горьком говорит больше, чем иные из книг, писем и дневников.

По возвращении в феврале 1934 года при содействии того же Горького Корин переезжает в новую благоустроенную мастерскую (она же ныне дом-музей). Уже заказан и привезен огромный холст - 50 квадратных метров. Все готово для написания «Уходящей Руси». Но в 1936 году Горький умирает. С ним уходит и материальная поддержка, и покровительство, ограждавшее художника от «злобы дня». Корин вынужден писать на заказ, работать над эскизами станций метрополитена и портретами великих советских людей. Он остался верен себе, действительно писал только великих (среди множества изображенных им - ни одной посредственности), но к огромному полотну он так и не притронулся.

Невыразимое

Находясь в музее, трудно удержаться от искушения «примерить» эскиз на холст. Иногда получается. Ненаписанное полотно парадоксальным образом существует в человеческом сознании. Выходит, что одна из самых известных картин Корина - та, которой не существует.

«Ненаписание» с большей или меньшей степенью убедительности можно объяснить разными причинами, внешними и внутренними. Но, возможно, невоплощенный замысел не поражение, а победа?

Реквием, согласно определению - заупокойная служба. По сути, Корин пытался изобразить «отпевание» Русской Церкви. А она выжила. Та же и не та, но все равно «Единая Соборная Апостольская», которую врата адовы не одолеют.

P.S. Историческая ремарка

На полотне Корин, по-видимому, пытался изобразить последнюю службу в Успенском соборе Кремля, 5 мая 1918 года. Долгие годы потом Успенский собор Кремля был музеем. Однако по прошествии семидесяти с лишним лет здесь снова отворились царские врата: 1989 году состоялось торжественное богослужение, посвященное четырехсотлетию Патриаршества на Руси. Возглавлял службу Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

И вот что интересно: среди трех десятков этюдов, написанных как подготовка к «Реквиему», есть портрет молодого двадцатипятилетнего иеромонаха. На общем эскизе «Реквиема» монах стоит справа, ближе всех остальных к зрителю, как бы выступая из картины. Это - будущий патриарх Пимен...

РЕКВИЕМ

Творческое наследие замечательного художника и гражданина России П.Д. Корина необычайно многообразно. Происходя из иконописного Палеха и сложившись поначалу как мастер-иконописец, Корин навсегда сохранил интерес к внутреннему миру человека и впоследствии стал одним из выдающихся портретистов современности. Возможно, та же чисто иконописная традиция миниатюрного пейзажа на палехских иконах привела со временем художника к созданию ряда вполне оригинальных пейзажей-панорам. Эти завораживающе-прекрасные живописные «ленты» дарят зрителю ощущение беспредельного пространства и красоты русской природы, а самого художника представляют тончайшим лириком и одновременно глубоким философом.

Участие вместе с М.В. Нестеровым в росписи Покровского собора Марфо-Мариинской обители навсегда пристрастило молодого Корина к монументализму. Впоследствии он работал над триптихами «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Сполохи», над гигантским фризом «Марш в будущее» для Дворца Советов, над эскизом монумента Победы в великой Отечественной войне 1941-45 годов. Работая над оформлением станций Московского метрополитена, Корин создал грандиозные мозаичные панно для станций «Комсомольская-кольцевая», «Новослободская-кольцевая», «Арбатская», а также эскизы витражей для станции «Новослободская-кольцевая».

И все же наибольший и все растущий интерес у нашего современника вызывают духоносные образы знаменитого коринского «Реквиема», или «Руси уходящей». Идея создания огромной историко-художественной эпопеи зародилась у художника весной 1925 года, когда верующая Москва, да и вся православная Россия, хоронила своего архипастыря-патриарха Тихона.

Он умер в день православного праздника Благовещения богородицы 25 марта (7 апреля) 1925 года в своей московской резиденции - Донском монастыре.

Если учесть, что Тихон был первым патриархом после 200-летнего перерыва (в 1718 году Петр I упразднил патриаршество в России) и что годы его патриаршества выпали на испытующее для русского православия время - между ноябрем 1917 и апрелем 1925-го, то стоит ли удивляться, что кончина патриарха вызвала в те дни паломничество к его смертному одру.

По всем дорогам к Москве, к стенам Донского монастыря потекли полноводные людские реки. Неожиданное и трагическое видение тысяч и тысяч безмолвно и скорбно идущих людей привело в те дни к Донскому монастырю и многих представителей московской творческой интеллигенции. Там были и писатели, и композиторы, и художники. Среди художников можно было увидеть искреннего певца Святой Руси Михаила Васильевича Нестерова, а с ним - его неизменного спутника и друга Павла Корина. Оба, и ученик и наставник, смотрели на происходящее глазами историков, размышляя над увиденным умом философов. Вполне сознавая, что они присутствуют при последней столь массовой и нешуточной демонстрации русского духа, Корин решил непременно запечатлеть столь величаво-трагический исход, не дать ему пройти бесследно. Необходимо было показать в образах грядущим поколениям русских людей корни их характера.

Стоит ли говорить, на что обрекал себя, задавшись подобной целью, художник, работавший в Москве в середине 30-х годов ХХ века. Только понимание и поддержка друзей - Михаила Васильевича Нестерова, а со временем и Алексея Максимовича Горького - дали ему возможность в течение последующих 12 лет работать над эпопеей (последний образ «Руси», «Митрополит Сергий», помечен 1937 годом). Однако над эскизом общей композиции «Реквиема» Корин размышлял практически всю последующую жизнь.

Даже непосвященному, просто остановившемуся перед эскизом «Реквиема» зрителю с первого взгляда становится очевидным, что он созерцает подлинную эпопею, причем поистине вселенского масштаба. В нешуточности замысла художника убеждают и мелкие цифры многозначительных дат под эскизом: 1935-1959 - неоспоримое свидетельство того, что в данном случае перед нами предстает не просто этап в творчестве мастера, но плод размышлений всей его сознательной жизни. Очевидно, что для полного понимания композиции от нас, зрителей, требуются конкретные знания, и как раз в той области, в которой у теперешних соотечественников художника ощутим определенный недостаток. Не будем удивляться ни неосведомленности современного жителя России, далеко не всегда узнающего даже интерьер основного храма своего Отечества - Успенского собора Московского Кремля, где разворачивается действие, ни тому обстоятельству, что сам художник, лишь вернув композиции ее первоначальное название «Реквием» (вместо горьковского «Русь уходящая»), никаких поясняющих строк к своему произведению не оставил. Причина этому одна: почти вся подвижническая жизнь Павла Корина, равно как и жизнь его соотечественников, пролегла в десятилетия не просто забвения, а нарочитого попрания христианского духа в России.

«Реквием» (в большом разрешении)
Памятуя о сказанном, постараемся в меру нашей компетентности проникнуть все же в глубину изображенного и понять подлинный замысел художника, ориентируясь только на очевидное и прибегая к формулировкам, неоскорбительным для Павла Корина - человека глубочайшего и просвещенного православного вероисповедания...

Как бы оттеняя блеск видных столпов русского исповедничества ХХ века, в галерее коринского «Реквиема» предстают и «нищие духом», скромные и незаметные молитвенники Руси православной, на неисчислимом множестве и стойкости которых выстояла в невиданных гонениях и до сих пор существует русская Церковь. Среди них и сельский священник отец Алексей - земляк Павла Корина, когда-то настоятель храма Иоанна Златоуста в соседнем с Палехом селе Красново. Добрый пастырь с бородой короля Лира и, как его шекспировский прообраз, переживший в этой жизни крушение всех земных идеалов: самоубийство сына, «посрамленного» за свое родство с отцом-священником, измену собственной паствы, вчера еще разбивавшей лоб об пол сельского храма, а назавтра «с революционным энтузиазмом» пошедшей крушить церкви и сшибать кресты с могил своих родителей...

И вот он стоит перед нами, сельский «батюшка» отец Алексей с прокуренными седыми усами, в обличии короля Лира - сама величавая в своей скромности, очевидная и неисчерпаемая русская доброта и незлобивость. Его взгляд - немой укор и приговор любому злу и насилию, святотатственному растлению человека - в каких бы личинах оно не появилось на свет!..

Здесь и парный портрет «Отец и сын» (Сергей Михайлович и Степан Сергеевич Чураковы), запечатлевший образы русских мастеровых, когда-то составлявших основу и гордость великого народа-созидателя. Как прекрасны руки сына в этом портрете поколений! И с каким мастерством они написаны! Но это не только руки человеческие. У Павла Корина, художника-философа, это символ почти глобальной, всечеловеческой масштабности. Отец - кряжистый, но уже «скользнувший» в толстовство. Такой явит упорство и в заблуждении. И сын, унаследовавший от отца ту же целеустремленность, ту же неотступность в переживании принятой идеи. Только эта натура еще более нервная, почти горячечная. Оба как бы на перепутье. Что выберут они, еще такие добротные, еще исповедующие добросовестность в труде, в жизни, во взаимоотношениях семейных? Ведь живут они в последние годы существования русской семьи с ее извечными и, казалось бы, незыблемыми нравственными устоями, с иерархией взаимоотношений между поколениями. Вскоре все это будет размыто и повержено... И весь этот узел человеческих переживаний с потрясающей силой выявлен художником не в лицах, даже не в глазах героев (глаза и у отца и у сына опущены долу, и в этом уже звучит трагический лейтмотив картины), а в сплетенных пальцах рук сына...

«Трое» - это не просто изображение трех благочестивых женщин, но отображение трех степеней духовного восхождения или, как об этих образах отозвался в свое время отец Александр Мень, «целый пласт русской женской духовности».

Старуха-игуменья, волевая и неколебимая сила, влекущая и увлекающая за собой; за нею - женщина средних лет в благоговейном смирении, ведомая игуменьей. И третья - высокая и прекрасная аристократка (каковы кисти рук!) с горящим взором огромных голубых глаз - вся трепет, смятение! Но и здесь - глубина и серьезность, когда речь идет о выборе духовного пути, и - безоглядность и стойкость, когда путь уже выбран.

Иллюстрацией подобного состояния души может служить еще один прекрасный женский персонаж эпопеи - «Молодая монахиня». Сколько целомудренной чистоты в этом образе! Помимо высокой духовности здесь и подлинное благородство, аристократизм духа и мысли. И удивительная естественность. Вот она, подлинная русская интеллигентность... до простоты! Ничего кичливого, броского, напоказ; все - внутренне, потаенно и уже потому - прекрасно! Невольно вспоминается Микеланджело: целомудренно живущий человек неизбежно несет на своем лице то отражение духовного света, подлинного богоподобия, которое задерживает старение, продлевает юность - весну человеческой жизни! Все сходится: перед нами дочь олонецкого губернатора Николая Васильевича Протасьева, благочестиво жившего, воспитавшего таких же детей и удостоившегося христианской кончины в 1915 году... «Мир дольний» знал его дочь Татьяну Николаевну Протасьеву как замечательного историка, блестящего знатока древнерусской письменности. «Мир горний» - тайной монахиней со святым именем в истории русской духовности ХХ века - Фамарь...

Есть в череде коринского «Реквиема» два замечательных этюда с образами схимниц. Сам художник в своих названиях этюдов уточняет: «схимница из Вознесенского монастыря» и «Схимница из Ивановского монастыря». Совершенно различные по облику, обе женщины являют собой единую ипостась высшей монашеской аскезы, обе исполнены Кориным с высоким вдохновением и профессиональным совершенством.

Схимница из Вознесенского (Кремлевского) монастыря с прекрасным строгим лицом полуобернулась и застыла со сложенными у груди руками. Эти коринские сплетенные пальцы рук! Не будь самого образа, уже они одни со всей очевидностью передают внутреннее состояние натуры, напряженную борьбу чувств, настоящую бурю эмоций в человеческой душе и одновременно чисто иноческое одоление этик эмоций, отсечение своеволия!.. Схимница поражена, пожалуй, даже возмущена увиденными в мастерской художника гипсовыми слепками классических изваяний, в большинстве своем - обнаженной человеческой натуры. И не ведает подвижница духовная, что, запечатлеваемая в этот момент бессмертной кистью художника, она сама выглядит этаким духовным монументом, являя собой по-русски органичный образ строжайшего целомудрия и одновременно предельной естественности. Приход в мастерскую художника, являющийся для схимницы огромным «искушением», стал возможен с благословения духовного наставника - митрополита Трифона. Все ее существо не приемлет подобного святотатства, но она - схимница, и исполнение послушания для нее - первая заповедь в поведении. В ее старческом теле скрыта огромная духовная энергия и в данный момент - страшное напряжение. В этом убеждают не только сплетенные пальцы рук. Поразительны глаза схимницы, суровый взгляд которых сразу приковывает внимание зрителя. Ни одна репродукция не в силах передать их цвет: исчерна-синие, они и при непосредственном созерцании этюда не в каждый день и час различимы! Образ схимницы из Воскресенского монастыря дарит нам образ смирения, но само это смирение - царственное, величавое.

Схимница из Ивановского монастыря Москвы - образ особый, несравнимый с другими, даже наиболее выразительными персонажами «Реквиема». Это образ человека-молитвы, исступленной, огненной, неизмеримой силы, но опять же внутренней, потаенной. Взгляд схимницы, хотя и направлен во вне, ничего внешнего не видит, обращен внутрь себя. Предельная сосредоточенность и предельное смирение, как и подобает схимнику, отсечение всякого своеволия, полная отрешенность от мира, от действительности: все - горнее, над-мирное. Ее молитва уже не за себя - за мир, грешный и падший род человеческий, в который раз преступивший заповеди добра и любви, не оправдавший своего высокого предназначения, безумно и дерзко стерший свое богоподобие и потому обреченный...

Таковы образы коринского «Реквиема». Как видим, во всех этих внешне, а порой и внутренне несхожих людях есть одно - духовный стержень, вера. Ею они жили, с ней умирали, принимая смерть достойно, по-христиански. Именно вера, христианское воззрение на человека как на микрокосм, утверждение в человеке сознания его неповторимости и богоподобной значимости (раб Божий уже ничей раб!) сообщало им высокую индивидуальность. Все они - отдельные ипостаси одной идеи...

(с) В.В. Нарциссов.

Даты жизни и творчества П.Д. Корина

1892
8 июля (25 июня по старому стилю) родился в селе Палех Владимирской губернии в семье потомственного иконописца Дмитрия Николаевича Корина.

1897
Смерть отца, Дмитрия Николаевича Корина.

1903-1907
Учился в иконописной школе в Палехе под руководством Е.И. Стягова. Окончил ее со званием мастера-иконописца.

1908
Переехал в Москву.

1908-1911
Работал в иконописной палате при Донском монастыре в Москве.

1911
Помогал М.В. Нестерову в росписи церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке.

1912-1916
Учился в Училище живописи, ваяния и зодчества у К.А. Коровина, С.В. Малютина, Л.О. Пастернака.

1916
Работал над росписью усыпальницы вел. кн. Елизаветы Федоровны под церковью Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители. В связи с этим по желанию Елизаветы Федоровны совершил специальную поездку в Ростов Великий и Ярославль для знакомства с фресками соборов и церквей.

1917
В феврале начал работать в мастерской на Арбате, дом 23, где жил до 1934 года. Апрель - поездка в Киев, знакомство с древними мозаиками и фресками. Август - поездка в Петроград, в Эрмитаж; впервые отмечено в записной книжке о желании «написать Большую картину». 26 августа - освящение храма Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители.

1918-1919
Преподавал рисунок и живопись во 2-х ГСХМ в Москве.

1919-1922
Работал в анатомическом театре 1-го Московского университета для изучения анатомия человека. Выполнил в Музее изящных искусств рисунки с классических образцов, а также занимался обмерами слепков скульптуры Древней Греции, Рима и эпохи Возрождения.

1920
Первое упоминание в записной книжке о задуманной картине «Благослови, душе моя, Господа» (не осуществлена).

1920-1925
Копировал фрагменты картины А. Иванова «Явление Христа народу» в размер подлинника.

1922
Посетил Музей антирелигиозной пропаганды. Сделал зарисовки мощей святителя Иоасафа Белогородского.

1923
С братом А.Д. Кориным совершил путешествие по Северу, посетив Вологду, старую Ладогу, Ферапонтов монастырь, Новгород. Изучал росписи в соборах и церквях, делал зарисовки церковной утвари, фресок старых мастеров.
Смерть матери, Надежды Ивановны Кориной.

1925
Делал зарисовки во время похорон патриарха Московского и Всей Руси Тихона в Донском монастыре - духовном центре русской Православной Церкви. Эти зарисовки стали началом работы над картиной «Реквием. Русь уходящая».

1926
Начал работать над этюдами-портретами для картины «Реквием. Русь уходящая». Преподавал рисунок для начинающих художников в Музее изящных искусств (до 1931). В феврале вместе с А.Д. Кориным спас от уничтожения иконостас и росписи Марфо-Мариинской обители в связи с ее закрытием.
7 марта обвенчался с Прасковьей Тихоновной Петровой, воспитанницей Марфо-Мариинской обители.

1927
Акварель «Мастерская» была приобретена в собрание ГТГ.

1928
В июле посетил Палех, сделал карандашные зарисовки в записной книжке, а также этюды маслом; написал пейзаж «Моя Родина» (ГТГ) и одноименное ассе.

1931
Поездка на Валаам.
Осенью мастерскую художника на Арбате посетил А.М. Горький. Начало их дружбы и покровительства Горького. При поддержке Горького вместе с А.Д. Кориным совершил поездку через Германию в Италию и Францию (возвратились в июне 1932). Вел путевой дневник, создал большое количество зарисовок знаменитых картин, интерьеров и скульптур античности, средневековья и эпохи Возрождения. Исполнил портрет А.М. Горького в Сорренто, на даче писателя (ГТГ).
Участвовал в перенесении картины А. Иванова «Явление Христа народу» из Румянцевского музея в Государственную Третьяковскую галерею и в реставрационной промывке картины.
Возглавил реставрационную мастерскую ГМИИ, где работал до 1959 года.

1933
Переехал в мастерскую на Малой Пироговской улице, где жил и работал до конца жизни; ныне - Дом-музей П.Д. Корина (филиал ГТГ).

1935
Посетил Францию и Англию. В Париже встретился с Ф.И. Шаляпиным.

1939-1943
По заказу Комитета по делам искусства создал портреты выдающихся деятелей советской культуры: А.М. Леонидова (1939, ГТГ), М.В. Нестерова (1939, ГТГ), А.Н. Толстого (1940, ГРМ), В.И. Качалова (1940, ГТГ), Н.Ф. Гамалеи (1941, ГТГ), К.Н. Игумнова (1941-1943, ГТГ), а также портрет Н.А. Пешковой (1940, ГТГ).

Портрет Л.М. Леонидова. 1939 ~ Портрет М.В. Нестерова. 1939 ~ Портрет Н.А. Пешковой. 1940

1941-1947
Работал над эскизами фриза «Марш в будущее» для Большого зала Дворца Советов.

1942-1945
Исполнил триптих «Александр Невский» (ГТГ) и варианты эскизов триптиха «Дмитрий Донской».

1945
В октябре-декабре исполнил портрет маршала Г.К. Жукова (ГТГ). Начало работ по реставрации картин из собрания Дрезденской галереи, которыми руководил П.Д. Корин. Работы длились до 1955 года.

1948
Исполнил портрет С.Т. Коненкова (ГТГ). Посетил Киев в связи с организацией реставрационных работ во Владимирском соборе.

1949-1950
Преподавал в Московском государсвенном художественном институте им. В.И. Сурикова.

1951-1952
Работал над созданием мозаичных панно для станций метрополитена «Комсомольская-кольцевая», «Арбатская», актового зала Московского государственного университета, эскизов витражей и мозаик для станции метрополитена «Новослободская».

Один из витражей в центральном зале станции «Новослободская»

1954
Присуждена Государственная премия за мозаичные панно для станции «Комсомольская-кольцевая».
Избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.

Мозаичные панно станции «Комсомольская»: «Александр Невский» и «Дмитрий Донской»

Cтанция метро «Комсомольская-кольцевая»
Оформление станции посвящено теме борьбы русского народа за независимость. Потолок станции украшен восемью мозаичными панно из смальты и ценных камней. Шесть из них изображают Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, советских солдат и офицеров у стен рейхстага. Их автор - художник П. Д. Корин. Ещё два панно, изображавшие И. В. Сталина («Парад Победы» и «Вручение гвардейского знамени»), были заменены после разоблачения культа личности Сталина в 1963 году. Новые панно изображают выступление В. И. Ленина перед красногвардейцам и Родину-мать на фоне Спасской башни Кремля.

Потолок жёлтого цвета также украшен мозаичными вставками и лепниной. Зал освещён массивными многорожковыми люстрами, висящими между панно, платформы освещаются люстрами меньшего размера. Колонны украшены мраморными капителями и отделаны светлым мрамором, как и стены станции. Пол выложен розовым гранитом. В тупиковом торце зала установлен бюст В. И. Ленина. В противоположном торце у большого эскалатора находится флорентийская мозаика по эскизам П. Д. Корина с изображением ордена Победы на фоне красных знамен.

1955
Совершил поездку в Германскую Демократическую республику в связи с передачей отреставрированных картин Дрезденской галерее.

1956
Написал портрет С.С. Сарьяна (ГТГ), за который на всемирной выставке в Брюсселе (1958) был награжден золотой медалью.

1957
Исполнил групповой портрет художников Кукрыниксов (ГТГ).

1958
Присвоено звание народного художника РСФСР.
Избран действительным членом Академии художеств СССР.

1960
Художественный руководитель ГЦХРМ (до 1964).

1961
Посетил Италию. Исполнил портрет художника Ренате Гуттузо (ГРМ).

1962
К 150-летию Бородинского сражения были завершены под руководством П.Д. Корина реставрационные работы панорамы Ф.А. Тубо «Бородинская битва» (начало работ - 1957).
Присвоено звание народного художника СССР.

1963
Присуждена Ленинская премия за портреты М.С. Сараяна, Р.Н. Симонова, Кукрыниксов, Р. Гуттузо.
В залах АХ СССР открыта персональная выставка по случаю 70-летия со дня рождения и 45-летия творческой деятельности.

1964
Совершил поездку в Италию.

1965
Совершил поездку в США в связи с открытием организованной Армандом Хаммером персональной выставки в Нью-Йорке. Посетил также Италию и Францию.

1966
Написал центральную часть триптиха «Сполохи».

1967
Награжден орденом Ленина.
22 ноября скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Триптих был заказан художнику в году Великой Отечественной войны, когда тема противостояния захватчику была центральной в искусстве. Солдаты, шедшие на фронт, вдохновлялись им. Тыловики, обеспечивающие солдат едой, оружием и одеждой тоже находили в нем утешение.

«Александр Невский» писался под сводки с фронта, под грохот зениток, под ярким светом режущих небо прожекторов. Он был призван вызвать в душах зрителей подъем и вдохновение, уверенность в том, что врага можно победить, каким бы ужасным он не казался, и как бы несметны не были его полчища.

В левой и правой части триптиха солдаты собираются на войну. Их провожают женщины – старуха-мать, опирающаяся на клюку, жена, держащая на руках маленького ребенка. Воевать стоит ради них, ради того, чтобы жизнь продолжилась, ребенок вырос, мать смогла дожить свой век в покое и тишине, а не в всепоглощающем страхе за сына. Сама земля, её река, деревня, маленькая церковь тоже нуждается в защите, и тоже собирается ждать своих сыновей.

Посередине же образ воина получает закономерно развитие. Александр Невский – человек, остановивший немецких рыцарей, как никто другой мог вдохновить защитников страны на войну с фашистскими захватчиками. В его фигуре есть нечто монументальное, память о древних богатырях, и одновременно – иконописная строгость, стяг с лицом Христа, напоминающая о святости русской земли. Он стоит, опираясь на меч, за спиной пьется стяг и колеблется на ветру плащ, и, полностью облаченный в доспех, он ждет, когда придут те, с кем нужно будет биться. Придут – и погибнут от того меча, с которым пришли.

А за его спиной – беззащитная, родная, любимая земля. Белостенный город на реке, облачное, нахмуренное небо, готовое, кажется, заплакать. За них нужно биться, за детей и матерей, оставшихся в городе. И нельзя не победить – как в свое время не смог не победить Александр.

Картины Корина глубоко человечные, глубоко живописные, - это высокая ступень в развитии русского искусства. И жизнь Корина - напряженная, страстная, целиком отданная искусству - может служить примером для многих художников.

В Третьяковской галерее висит акварель «». Это простой средне - русский пейзаж: невысокие косогоры, овражки, на косогоре - темные бревенчатые избы, кругом - осенние поля... Донельзя простой пейзаж, но в каждой его черте - ржаных суслонах, одуванчиках, колокольне, устремленной в небо, - столько очарования, что зритель подолгу может стоять перед этой картиной и, уходя, отмечать в памяти имя великого художника Павла Корина .

» была написана Кориным в 1927 году. Художника тогда мало кто знал. Жил он, безвестный, где - то на чердаке на Арбате и грезил на полотнах тихими просторами Владимирско - Шуйской родной земли. Быть может, долго еще продолжалось бы это затворничество, если б не отыскал Павла Корина открыватель талантов - Горький.

Корин прекрасно знал творчество Горького, не раз видел писателя на художественных выставках. На одной из них Горький обратил внимание на работы Павла Корина и выразил желание побывать в его мастерской.

Третье сентября 1931 года Корин запомнил на всю жизнь. В этот день к нему в мастерскую пришел Горький, который нашел, бог знает как, чердак художника - палешанина. Внимательно, одну за другой смотрел он работы Корина. Особенно понравился ему групповой портрет «» - один из эскизов к картине «». Посмотрел этюды, копии с Иванова и заявил:

- Отлично. Вы большой художник. Вам есть что сказать! - говорил писатель Корину.

Эскиз к картине «Уходящая Русь». 1929.

Холст, масло. 130 х 68

Эскиз к картине «Уходящая Русь». 1931.

Холст, масло. 204 х 142

Эскиз к картине «Уходящая Русь». 1925.

Холст, масло. 73 х 94,5

Эскиз к картине «Уходящая Русь». 1935.

Холст, масло. 244 х 137

Эскиз к картине «Уходящая Русь». 1937.

Холст, масло. 244 х 137

Эскиз к картине «Уходящая Русь». 1933.

Холст, масло. 217 х 196

- В Италию, сударь мой, поезжайте... в Италию!

- Да как поехать - то, Алексей Максимович?

- Со мной поезжайте. Вот я через месяц еду, и вы собирайтесь.

Столь высокая оценка Горького была полной неожиданностью для Корина . Так началась их дружба.

В Италии Корин прожил около года. В галереях Флоренции Рима ему открылась высокая живопись Возрождения. И он, потомственный иконописец, вобравший в плоть и кровь традиции русской национальной живописи принялся изучать творения Микель - Анджело. Рафаэля . Корин сделал много искуснейших копий, бродил с этюдником по окрестностям Рима, где ранее писал этюды Александр Иванов .

Тогда же у художника родился замысел написать портрет Горького . Дерзкая мечта! Ведь Горького писали выдающиеся русские художники - В.А. Серов , И.Е. Репин , М.В. Нестеров , в советскую эпоху - В.М. Ходасевич, И.И. Бродский и многие другие живописцы.

Но Горький, словно угадав мысли художника, сам сказал однажды:

- Знаете что, - напишите - ка с меня портрет.

Корин заволновался. Сможет ли он запечатлеть для потомков великого писателя таким, каким он был теперь, на склоне жизни?

Горький ободрял его:

- Ничего, ничего, справитесь, выйдет!

«Стоит во весь рост большой, старый человек, прошедший горы и перепутья жизни, смотрит вперед и думает о своем. Художник подчеркнул прожитые годы резкими складками морщин на щеках и шее, широкие плечи чуть горбятся от тяжести перенесенных лет, нависшие брови и, непослушные пряди седых волос на правом виске и старческие, скрывающие губы усы,- да, стар человек! А потом - посмотришь на глаза. Ясные, пристальные, далеко видят и видят новые дороги, по которым надо идти, по которым уже идет жизнь, а с нею вместе этот человек. И морщины его, и седина волос, и подчеркнутая художником усталость тела молодят по - особому взгляд, придают ему особую крепость и силу, э - э, да этот старик моложе многих из нас»,- так писал драматург Л. Афиногенов о портрете Алексея Максимовича Горького, который был написан в 1932 году.

В одном из писем к жене Корин рассказывает о работе над портретом: «Писал, Пашенька, сегодня с остервенением, в горле пересохло, спина вся мокрая, даже Алексей Максимович заметил, говорит: «Глаза - то у вас ввалились». А через несколько дней продолжает в другом письме: «Ура! Ура! Ура! Портрет вышел. Голова почти готова, осталось немного завтра доделать. Все в восторге. Сам Алексей Максимович доволен. Вот его слова: …Многие с меня писали, и все неудачно, ваш портрет удачный».

Позже, в своих воспоминаниях Корин рассказывал, как во время совместных прогулок с Горьким он увидел писателя таким, каким запечатлел его на портрете: «Он шел, опираясь на палку, сутулясь, его угловатые плечи высоко поднимались, над высоким лбом дыбились седеющие волосы; он шел, глубоко задумавшись, на фоне Неаполитанского залива».

Работа над портретом была завершена в 1932 году, и Горький передал его в Третьяковскую галерею . В последующие годы Корин сделал множество рисунков , собираясь написать другой портрет Горького , но этому помешала смерть писателя в 1936 году. Корин сделал рисунок и с умершего Горького . Теперь он хранится в музее писателя в Москве.

Прошел год, и Москва услыхала о молодом живописце. На выставке «XV лет РСФСР» в 1933 году появился портрет А.М. Горького , написанный Павлом Кориным в Сорренто.

Картина вызвала споры. Одни указывали, что не выверены анатомические детали, другие, - что живопись суховата, белеса. Но что бы ни говорили профессионалы об отдельных несовершенствах, зрителя покоряла монументальная фигура Горького, стоящего на морском берегу, опершись на палку.

Мечта стать художником зародилась у Корина рано, еще в детские годы. И это не случайность: он родился и вырос в известном всему миру селе Палех в семье иконописца. В настоящее время этот поселок в Ивановской области является центром миниатюрной живописи на лаковых изделиях. За несколько столетий род Кориных дал немало живописцев, но самым выдающимся был Павел Дмитриевич Корин . Прежде чем стать по призванию художником, он был им уже по рождению. Вспоминая детство, Корин рассказывал о том, как работали его отец и старшие братья, как на специальных досках, приготовленных матерью, возникали чудесные картины - яркие и красочные. Обычно в создании икон трудилась вся семья. Еще ребенком Павел научился растирать краски, готовить доски, на которых писали иконы. Но не только иконопись была источником художественного образования Павла Корина. Сам быт палешан, их дома с деревянной резьбой, расписными стенами, окружающая природа отмечены особой красотой.

Этюд. 1928.

Холст, масло. 12 х 13,4

Бумага, акварель. 21 х 30

Бумага. Гуашь. 12,5 х 23

Одаренность мальчика проявилась рано, но узкие рамки иконописных традиций не давали возможности развиться таланту. Многие советовали Павлу ехать в Москву учиться у мастеров живописи. Но не сразу нашел Павел Корин дорогу к большому искусству. Много лет работал он в иконописных мастерских Москвы, сначала подмастерьем, потом мастером. Случай свел Корина в 1911 году с замечательным русским живописцем М.В. Нестеровым .

«Михаил Васильевич Нестеров, - вспоминал Корин, - оказал на меня огромное влияние. Мне было восемнадцать лет, и я был иконописцем, мечтающем о высоком искусстве. И вот встреча с Нестеровым. Об искусстве Нестеров всегда говорил пламенно и как - то возвышенно. В одной из бесед он мне сказал: «Знаете, Корин, искусство есть подвиг». Позднее, на своем жизненном пути художника, я понял правду этих слов, а тогда я верил. Я работал вместе с Михаилом Васильевичем, видел, как он пишет: весь метод его работы меня поражал и восхищал. Я учился у него мастерству выполнения».

Встретившись с юношей Кориным, Нестеров сразу угадал его глубокую натуру, талантливость, благородство, незаурядный ум. Он посоветовал молодому живописцу поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. «Вам нужно систематическое художественное образование», - говорил он Корину. В 1912 году двадцатилетий Корин стал учеником этого училища. У выдающихся русских живописцев - К.А. Коровина , С.В. Малютина, А.Е. Архипова учился он искусству рисунка, композиции, перспективе, тону, цвету, овладевал основами мастерства художника, но своим учителем всегда считал прежде всего Нестерова.

Много лет спустя Корин создал портрет Нестерова . Он великолепно передал суровую сдержанность своего учителя и его страстную любовь к искусству.

Портрет динамичен: кажется, что Корин покачал Нестерова в момент острого, принципиального спора об искусстве.

Долгие годы продолжалась эта дружба. В доме Нестерова Корин познакомился с выдающимися учеными, писателями, артистами. Нестеров оказал неоценимое влияние на формирование эстетических и общественных взглядов молодого художника.

Корин многому учился у Нестерова: преданности русскому искусству, взыскательности, неустанным поискам нового. Всю свою жизнь Корин стремился совершенствовать свое мастерство и не останавливаться на достигнутом.

Корин закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1916 году. Через год свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция. На глазах у художника создавалась новая жизнь.

Корину предложили работать в училище, которое стало называться «Свободные художественные мастерские ». Корин преподавал, вместе с В.В. Маяковским работал в Окнах сатиры РОСТА, писал революционные лозунги, рисовал плакаты, участвовал в оформлении праздничного убранства улиц. Все время Корин неустанно трудился как живописец, совершенствовал свое мастерство, писал копии произведений великих мастеров русской живописи. Для того чтобы глубже изучить анатомию человеческого тела, он несколько лет работал в анатомическом театре.

Каждое лето Корин уезжал в родной Палех, писал там этюды, завершившиеся картиной - панорамой «Моя родина », над которой художник работал немалых двадцать лет.

Корину всегда хотелось написать русский пейзаж «тонко, чеканно и с настроением торжественным». И он создал типичный поэтический образ русской природы, ее средней полосы. Хвойные и лиственные леса, поля, пересеченные проселочными дорогами, серо - голубое предвечернее небо - таким запечатлел Палех на своей картине Павел Корин. Панорамный пейзаж - излюбленный жанр в живописи Корина. В творческом наследии художника немало пейзажей Италии , средней полосы России, Крыма .

Любовь к искусству, стремление сохранить величайшие произведения прошлого для потомков побудили Корина заняться коллекционированием и реставрацией произведений живописи. Сорок пять лет собирал Корин свою коллекцию древнерусской живописи, а затем подарил Третьяковской галерее . Часто произведения древних мастеров попадали в руки Корина в таком виде, что нужны были годы упорного кропотливого труда, прежде чем первозданная красота представала перед зрителем.

Реставраторство увлекало Корина, много лет отдал ему художник. Сотни шедевров русской и мировой классики обретали вторую жизнь, побывав в умелых и талантливых руках художника - реставратора Павла Корина . Почти десять лет Корин возглавлял группу реставраторов в мастерских Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина , возвращавших жизнь шедеврам Дрезденской галереи. Сам Корин реставрировал «Сикстинскую мадонну» Рафаэля . Реставрационная работа была гражданским подвигом Корина. И хотя она отнимала у художника драгоценное время, нужное ему для создания собственных произведений, он целиком отдавался ей. А творческих замыслов было немало. Еще в 30 - е годы он начал работать над серией портретов современников: ученых, писателей, летчиков, артистов. Уже портрет Горького определил особый, «коринский» стиль в портретном жанре.

Холст, масло. 105 х 95

Холст, масло. 216 x 110

Холст, масло. 140 х 126

Художник никогда не стремился к документально – повествовательному изображению. Для него главным было воссоздать характер человека, раскрыть его духовную сущность. Портреты Корина передавали обаяние личности изображаемого человека, казалось, что художник хочет передать зрителю часть своей любви к тем, чьи портреты он пишет.

Корина привлекали яркие человеческие характеры. В 1940 году он начал работу над портретом народного артиста Василия Ивановича Качалова , выступления которого для современников были праздником.

В этом портрете ему хотелось передать ощущение радости искусства, его праздничности, оптимизма, веры в счастье, пронизывающее творчество Качалова. Корин изобразил артиста во весь рост, подчеркнув в его фигуре монументальность, величавую осанку. Позируя художнику, Качалов читал ему стихи, отрывки из спектаклей.

В годы Великой Отечественной войны Корин обращается к темам героического прошлого русского народа. Он пишет огромный триптих ».

Левая часть триптиха «Александр Невский».

1942 - 1943. Холст, масло.

Центральная часть триптиха.

1942. Триптиха. Холст, масло. 275 × 142

Правая часть триптиха «Александр Невский».

1942 - 1943. Холст, масло.

Образ Александра Невского, спасшего Русь от иноземного порабощения, был близок художнику, перекликался с характерами его современников, защищавших советскую страну от фашистов. В центральной части триптиха «» Корин изобразил русского князя на берегу реки Волхов. Вдали виднеются золотые главы Софийского собора в Новгороде, сомкнутые ряды воинов.

Когда Новгород в 1944 году был освобожден Советской Армией от гитлеровцев, при въезде в город была установлена огромная копия этой картины. Древнерусский воин приветствовал своих героических потомков.

Закончив работу над триптихом. Корин начал писать серию портретов советских полководцев , среди которых был портрет выдающегося советскою полководца Георгия Константиновича Жукова .

В послевоенные годы Корина все больше увлекал жанр портрета. В 1956 году он пишет групповой портрет известных советских художников - сатириков Кукрыниксов . «Я работал над портретом, - вспоминал Корин, - писал Михаила Васильевича Куприянова (КУ), Порфирия Никитича Крылова (КРЫ), Николая Александровича Соколова (НИКС), и еще писал художников Кукрыниксов. В этом заключалось самое главное дело моего портрета.

Хотелось понять и выразить то, что сделало их такими. Портрет был трудный. Мне надо было передать внутреннюю духовную осанку каждого из них и объединить в одной могучей, предельно выразительной и острой осанке художников Кукрыниксов, художников политической сатиры...»

Корин любил писать людей искусства, особенно привлекали его живописцы. Проникнуть в творческий мир художника, уловить в его портрете своеобразие и неповторимость таланта - такая задача казалась особенно интересной Корину.

Советского скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова Корин изобразил в рабочей блузе. Кажется, что скульптор только что отошел от станка. Его большие натруженные руки спокойно лежат, отдыхая. Взгляд обращен к только что законченной работе. Портрет написан в 1947 году, когда имя скульптора было уже широко известно.

В 1961 году в Италии Корин встретился с выдающимся итальянским художником Ренато Гуттузо, работы которого он давно знал по многим московским н европейским выставкам. Гуттузо - прогрессивный художник, его любимые герои - крестьяне, рыбаки, рабочие. Корин написал Гуттузо в его мастерской . Небольшая комната, на стене висит одна из картин художника, стоят банки с красками. Гуттузо сидит на складном стуле, словно на секунду прервав работу.

Корин начал по обыкновению с карандашного рисунка. К концу первого сеанса, когда художник набросал очертание головы, Ренато и его друзья, бывшие в мастерской, решили, что портрет почти готов. Велико же было их удивление, когда Корин еще много дней настойчиво и упорно искал нужный фон портрета, стремился как можно точнее передать в красках страстный, непримиримый ко злу характер итальянского живописца, перенести на полотно солнечные краски родины Гуттузо - Сицилии.

Последние годы жизни Корин был увлечен монументальным искусством. Он мечтал о том, чтобы его работы украшали общественные здания.

Однажды в гости к Павлу Дмитриевичу приехал архитектор А.Н. Щусев. Он предложил Корину создать мозаики для оформления станции московского метро «Комсомольская - кольцевая », строившейся по его проекту.

Щусев использовал в архитектуре этой станции мотивы древнерусского зодчества. Корин создал восемь мозаик на темы истории России , и сегодня они украшают потолок станции. Одна из наиболее удачных работ - мозаика, на которой изображен московский князь Дмитрий Донской защитник русских земель от татаро – монгольских завоевателей.

Смальта, мрамор, мозаика

Смальта, мрамор, мозаика

Смальта, мрамор, мозаика

Корин работал с разными материалами, создавал мозаики, настенную живопись, витражи из цветного стекла.

Мозаичные картины станции метро «Комсомольская - кольцевая », цветные витражи станции «Новослободская » и жилого здания на площади Восстания , плафоны актового зала Университета

1951. Смальта, мрамор, мозаика

В 1962 году страна чествовала Павла Дмитриевича Корина. Ему исполнилось 70 лет. Академик, лауреат Ленинской премии, народный художник СССР, он получил всемирное признание. Более тридцати лет прожил П.Д. Корин в доме, специально построенном для него по инициативе А.М. Горького в одном из живописных уголков Москвы - недалеко от Зубовской площади. Здесь были созданы многие его произведения. Сюда любили приходить друзья художника - писатели, ученые, артисты, художники. Дом этот после смерти Корина стал филиалом Третьяковской галереи.