Наука о бережном отношении к природе. "бережное отношение людей к природе"

Сегодня — тысячи, завтра - миллионы!

Открытое письмо в редакцию журнала «Вокруг света»

В Астраханской области родилось новое молодежное движение - «За ленинские отношение к природе». В основе его лежат идеи Владимира Ильича Ленина о воспитании нового, коммунистического отношения человека к природе.

Наше время, когда развитие техники позволяет человеку изменять облик больших территорий, а прогресс естественных наук открывает перспективы использования новых, ранее неизвестных сил природы, заставляет особенно бережно относиться к богатствам, которые дает человеку земля. Сейчас уже нельзя только эксплуатировать природу - необходимо помогать ей, заботиться о ней.

Мы все представляем коммунизм как эпоху всеобщего изобилия, как время сочетания могучей промышленности и процветающего сельского хозяйства с прекрасной и щедрой природой. Поэтому восстановление и расширение воспроизводства природных ресурсов необходимо рассматривать как одну из важнейших экономических проблем.

За короткий срок движение астраханской молодежи достигло заметного успеха. Это объясняется тем, что оно было тесно связано с решением народнохозяйственных задач.

Движение «За ленинское отношение к природе» должно стать всесоюзным. Еще прекраснее, еще богаче будет наша Родина, если вся молодежь примет активное участие в большой работе по озеленению городов и сел, сохранению лесов, очистке рек и озер, увеличению плодородия почв.

В канун девяностолетней годовщины со дня рождения Владимира Ильича Ленина ученые-естественники, члены Московского общества испытателей природы, призывают молодежь нашей страны последовать примеру своих астраханских товарищей и включиться в движение «За ленинское отношение к природе». Нет сомнения в том, что почин астраханских комсомольцев будет подхвачен миллионами!

Сукачев В.Н., академик;
Варсанофьева В.А., член-корреспондент
Академии педагогических наук;
Зенкевич Л.А., член-корреспондент Академии наук СССР;
Яншин А.Л., академик;
Эфрон К.М., ученый секретарь Московского общества испытателей природы;
Гиллер А.Г., ученый секретарь секции охраны природы

Ленин.
Самое дорогое для нас имя.
С каждым годом все ярче открывается всему миру многогранный ленинский гений, все полнее проявляются сила ленинской революционной мысли, его мудрая прозорливость. На всех континентах люди всех рас и наций с чувством глубокого уважения произносят: Ленин.

Время способно сделать многое. Оно неузнаваемо меняет лик нашей планеты. Но никогда не исчезнет из людских сердец чувство благодарности основателю первого в мире социалистического государства, показавшего человечеству путь к светлому будущему.

«У нас есть материал и в природных богатствах, и в запасе человеческих сил, и в прекрасном размахе, который дала народному творчеству великая революция, - чтобы создать действительно могучую и обильную Русь». Так писал Ленин в 1918 году.

Мечты Ленина осуществились. Народ, руководимый Коммунистической партией, создал могучее государство рабочих и крестьян.

Мы движемся по указанному великим Лениным пути вперед - к коммунизму. Идеи Ленина, как и прежде, ведут нас к желанной цели. Они живут в делах Коммунистической партии, которую народ с гордостью называет ленинской.

Нет такого участка созидательной работы советских людей, где не отразились бы указания Владимира Ильича о построении нового общества. Выдающимися успехами электрификации, славными победами тружеников сельского хозяйства, подвигом вторжения в космос, как и многими другими свершениями, мы обязаны Ильичу.

Вот почему то, что связано с деятельностью Владимира Ильича, его заветами, то, что является - на каждом этапе нашего строительства - наиболее совершенным выражением коммунистических идей, носит имя великого вождя. В стройках, которыми отметили советские люди свои первые шаги к социализму, и в тех великолепных по замыслу и выполнению технических сооружениях, которые как бы открывают дверь в коммунистическое завтра, в светлых и нарядных улицах наших городов и в названиях коллективных хозяйств, созданных по разработанному Ильичем кооперативному плану, запечатлено дорогое для каждого имя: Ленин.

С именем Ленина связано и замечательное движение бригад коммунистического труда.

Имя вождя носит и славный комсомол - верный помощник партии. Молодые строители коммунизма стремятся жить и работать так, как учил Ленин.

Задачи, поставленные перед страной великим семилетним планом, требуют исключительного внимания к вопросам правильного использования природных ресурсов. Вовлечение богатств природы в орбиту народного хозяйства должно покоиться на всесторонней продуманной научной основе. Для осуществления этого требования особенно важно обратиться к ленинским принципам рационального использования природы, тщательно претворять в жизнь указания Владимира Ильича, развивая их применительно к нуждам сегодняшнего дня.

Классики марксизма всегда связывали построение коммунизма с научной организацией использования природных ресурсов. В.И. Ленин, создавая Советское государство, сразу же уделил этому огромное внимание. Летом 1918 года был организован подчиненный Главнауке Государственный комитет по охране природы. В его обязанности входило контролировать соблюдение общегосударственных интересов всеми организациями и лицами, действующими в природе. При личном участии Владимира Ильича разрабатывалась система законов о рациональном использовании природных ресурсов, была заложена сеть государственных заповедников, специальных научных учреждений, предназначенных только для выполнения задач, связанных с общими вопросами изучения и использования природы. Они занимались, в частности, исследованием взаимосвязей, существующих в природе, а также изучением методов охраны природы и разработкой зональной системы заповедников.

Насколько большое внимание В. И. Ленин уделял этим проблемам, видно и из того, что даже в исключительно тяжелом для страны 1919 году он указывал представителю Астраханского губисполкома Н.Н. Подъяпольскому на необходимость неотложного создания заповедника в дельте Волги. Владимир Ильич говорил, что выполнение таких задач имеет большое значение для республики.

В условиях топливного голода В.И. Ленин считал недопустимым разрешение затруднений за счет непродуманного увеличения рубки леса, он подчеркивал безусловную необходимость правильного лесопользования, причем обращал первоочередное внимание на сохранение и восстановление леса. При этом он указывал, что леса, как природное богатство, представляют общенародный фонд, который должен использоваться лишь в интересах государства в целом и не подлежит распределению ни между отдельными ведомствами, ни между административно-территориальными единицами. В мае 1918 года В.И. Ленин подписал декрет, в котором обязанность заботиться о лесах возлагалась на органы советской власти и на общественность.

Узнав, что хищнический лов в низовьях Дона угрожает начавшемуся восстановлению запасов рыбы, В.И. Ленин написал в РКИ гневное письмо, в котором отмечал, что простое отстранение виновного от должности - мера в таких случаях совершенно недостаточная, и потребовал его строгого наказания.

Поддерживая инициативу ученых, 14 мая 1920 года В.И. Ленин подписал декрет о создании на Южном Урале Ильменского минералогического заповедника - одного из богатейших по разнообразию полезных ископаемых уголков земли. А спустя некоторое время, в 1921 году, Владимиром Ипьичем был подписан декрет об охране памятников природы. Этими двумя ленинскими декретами были заложены основы системы государственных заповедников и сформулированы важнейшие принципы охраны природы в научных и народнохозяйственных целях.

Особенное внимание В.И. Ленин уделял постоянной заботе об обеспечении научно правильного и комплексного подхода к природе и ее ресурсам.

Дальнейшее развитие нашей страны не только целиком подтвердило правильность ленинских принципов плановой организации использования природы, но и поставило перед Советским государством задачу еще более широкого их осуществления.

Чем дальше мы идем по пути строительства коммунизма, тем больше возникает новых важных вопросов природопользования. Старые формы пользования природой отмирают, рождаются новые. Этот процесс затрагивает земледелие, животноводство, лесное и охотничье хозяйство и т. д., а также соответствующие отрасли науки. Среди многих других задач, поставленных развитием нашей экономики, следует выделить, как одну из важнейших, задачу по определению наиболее правильных в местных условиях направлений и систем использования осваиваемых вновь земель.

Например, в одних климатических условиях участки, наиболее плодородные для земледелия, будут худшими для лесоводства, и, наоборот, в других условиях этой противоположности нет. Земли, непригодные для зерновых культур, часто бывают лучшими для некоторых форм плодоводства. Другие условия наилучшим образом обеспечивают получение не растительной продукции, а мяса, молока и пушнины. В иных случаях наиболее целесообразно использовать земли для промышленности или для научных изысканий (заповедники). Иногда рентабельно комплексное использование угодий для многих отраслей хозяйства, иногда - только для одной.

Правильное использование угодий определяют не только свойствами самих угодий, но и экономической обстановкой. Например, вырубка леса в верховьях рек иногда может показаться очень разумной: с точки зрения чисто местных интересов, но может вызвать нарушение водного режима в отстоящих на тысячи километров: низовьях. Большое значение приобрела сейчас проблема сохранения некоторых видов растений и животных. Как бы ни казались бесполезными или даже вредными в данный момент какие-либо животные или растения, они могут понадобиться нам в будущем. Вредный сорняк пырей послужил для выведения пшенично-пырейных гибридов. Змеиный яд, яд жалящих насекомых, жир суслика исцеляют ряд болезней. Многие сотни видов животных и растений находятся сейчас под угрозой полного исчезновения и должны быть сохранены и изучены в заповедниках с точки зрения нужд промышленности, сельского» хозяйства, медицины.

Наряду с этим борьба с животными - вредителями сельского хозяйства и разносчиками заболеваний поглощает во многих районах страны огромные средства. Зачастую эти средства можно сберечь и, кроме того, получить дополнительный хозяйственный выигрыш. Снизить численность вредных животных настолько, что они уже не смогут практически приносить вреда, во многих случаях можно путем организации согласованного и правильного использования земель, лесов, принадлежащих разным организациям и ведомствам.

Для выполнения всех этих больших задач надо начать широкую кампанию по распространению практических знаний по природоведению среди населения и прежде всего усилить внимание к этим вопросам в системе народного образования.

К охране природы нужно подходить с ленинских позиций, всегда помня о том глубоком понимании ее задач, которое было присуще В.И. Ленину. Владимир Ильич требовал рационального использования природы и сохранения неприкосновенности отдельных участков природы в научно-исследовательских и хозяйственных целях. В то же время он предлагал вести работу так, чтобы воздействовать на культурное развитие эксплуатируемой природы и техническое развитие социалистического хозяйства. Охрана природы в этом смысле должна рассматриваться как часть нашего коммунистического строительства.

Ф.Н. Петров, профессор, член КПСС с 1896 года

Цель:

1. Сформировать заботливое отношение к окружающей среде.
2. Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Развивать кругозор учащихся на примерах художественной литературы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Знакомство с темой урока.

Учитель:

Вспомните, как мы отвечали на вопрос: “Что нас окружает?” на уроках окружающего мира. (Нас окружают деревья, воздух, вода, почва, солнце, облака – это природа. Книжка, здание, парта, машины – сделаны человеком, и к природе не относятся.)

Всё, что нас окружает, называется окружающая среда.

3. Сформировать заботливое отношение к окружающей среде. Продолжить воспитывать бережное отношение к природе.

Учитель:

Послушайте стихотворение И. Мазнина:

Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Давайте будем
Беречь планету
Во всей Вселенной
Похожей нету:
Во всей Вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас она?...

Учитель:

На уроке окружающего мира мы говорили о бережном отношении к природе. Составили вместе правила поведения на природе. Вспомните их.

Правила поведения на природе.

1. Любить природу – значит беречь её. Оберегать деревья, кустарники, травы, которые растут в твоём дворе.
2. Не обижай птиц и маленьких зверюшек. Понаблюдай за их поведением.
3. Помогай птицам выживать зимой: сделай кормушки, насыпай корм.
4. В лесу, на берегу реки, озера не оставляй после себя мусор.
5. Оберегай лес от пожара: не разжигай костров.
6. Участвуй в посадках деревьев, береги посадки.

Учитель:

Окружающая среда – это не только природа. Это и люди, и то, что сделано руками человека. Об отношениях между людьми, о бережном отношении к вещам мы уже говорили на прошлых занятиях. Вспомним коротко, о чём говорили.

Отношение к людям и к самому себе. Надо уважительно относиться к старшим, помогать пожилым людям, заботиться о близких. Также надо любить и уважать себя: умываться, расчёсываться, следить за опрятностью в одежде, смотреть за вещами, следить за своей речью.

Отношение к тому, что сделано руками человека. Нужно беречь школьные вещи, школьную мебель, то есть общественное имущество. Оно будет служит другим школьникам после Вас. Нужно беречь и домашние вещи, мебель, так как в них вложен труд Ваших родителей, деньги ими заработанные.

Учитель:

Есть наука экология. По словарю С. И. Ожегова, экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов друг другу и к окружающей их среде. Люди, которые занимаются экологией, называются экологами. Они изучают связи в природе, влияние человека на природу. Экологи говорят: “Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать”.

Кто знает примеры экологических проблем?

Учитель:

Например, Швеции угрожают “кислотные дожди”. Кто из вас знает, что это за “кислотные дожди”? Швеция маленькая страна – родина Астрид Линдгрен – автора книги про Карлсона. Эта страна сосновых и еловых лесов, и потому там почти всегда чистый воздух. Но однажды люди заметили, что в лесах стали сохнуть деревья, гибнуть рыбы в озерах. В чем дело? Ученые провели анализ воздуха, почв и воды. Оказалось, что над лесами скопилось много воздуха с едкой, опасной серной кислотой. А ведь в Швеции нет заводов. Как могла попасть туда серная кислота?

Этот воздух переместился из других стран, где много заводов, которые выбрасывают ядовитую серную кислоту. Ведь на всей Земле у нас один воздух, и если люди портят его в одном месте, то природа станет гибнуть и в другом месте, все в природе взаимосвязано.

Вот такая беда случилась в Швеции. Это всенародная проблема. Когда опасность угрожает природе – животным, растениям, и здоровью и жизни людей, то говорят – это “экологическая катастрофа”.

А какие еще проблемы называют “экологическими катастрофами”? (Рассуждения детей) .

Учитель:

Например, В море шел корабль, в трюмах он вез нефть, чтобы целую зиму отапливать большой город. Беда случилась перед рассветом. Корабль затрещал от удара, наскочив на подводные скалы. Матросы спаслись в шлюпках. От моря пахло не солью, водорослями или рыбой, а нефтью, она растекалась пленкой на большом участке. Первыми стали гибнуть птицы и рыбы. Птицы не могли взлететь с воды, потому что нефть склеивала их перья. Оттого, что нефть, как пеленой, покрыла море, воздух (кислород) не проникал в глубины, и морские живот рыбы задыхались Люди, жившие в прибрежной полосе, лишились чистого воздуха. Это “экологическая катастрофа”.

Но все люди встали на спасение жизни моря; вышли корабли-очистители, спасатели животных. Эта катастрофа заставила людей задуматься: как легко ранить природу и как трудно ее вылечить.

Учитель:

(Показывает иллюстрацию) .

Что нарисовано на картинке?

Дымят заводы и фабрики. Из-за них в воздухе накапливается всё больше и больше углекислого газа. А углекислый газ образует как бы шубу Земли. Это называется парниковый эффект. Земля становится всё жарче – меняется климат. Дело может обернуться экологической катастрофой. От жары примутся таять льды Арктики, Антарктики. Значит, могут выйти из берегов моря и океаны, из-за чего многим странам грозит опасность оказаться под водой. А кое-где возникнут пустыни.

Как могут дети помогать бороться за чистоту окружающей среды? (Не мусорить, не кидать мусор в водоёмы, не жечь траву, убирать мусор около рабочего места, в своей комнате, в подъезде, около дома, в котором живёшь.)

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь –
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут –
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету
Ведь другой на свете нету.

Творческое задание “Мы – экологи”.

Учитель разбивает детей на пять команд – бригад. Даёт каждой бригаде экологов карточку с задание. Дети должны вспомнить, из курса “Окружающий мир” 1 класс, почему может случиться данная экологическая проблема, как её решить.

1 бригада.

Погибает рыба! Помогите! Почему рыба может погибнуть? Как её спасти?

2 бригада.

Кругом мусор! Помогите! Почему появляется мусор? Как с ним бороться?

3 бригада.

Трудно дышать в городе! Помогите! Почему в городе бывает трудно дышать? Как сохранить чистый воздух?

4 бригада.

На лугу исчезли бабочки! Помогите! Почему могут исчезнуть бабочки? Как их защитить?

5 бригада.

В лесу пропали птицы и звери! Помогите! Почему в лесу могут пропасть птицы и звери? Как их сберечь?

Учитель:

Событие.

В снегу стояла елочка –
Зелененькая челочка,
Смолистая, здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить ее
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена...
И только поздним вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх...
Фонарики стеклянные
Горят в ее ветвях.
Сверкают украшения –
Какой нарядный вид!
При этом без сомнения,
Она в лесу стоит.
Несрубленная! Целая!
Красива и крепка!..
Кто спас, кто разодел ее?

(С. Михалков)

1. Почему елочку нарядили?
2. Что произошло, если бы эту елочку спилили?

Учитель:

Величава, богата, могущественна, красива природа нашей Родины.
- Послушайте стихотворение Д. Всеславина “Зимняя сказка”.

Зимняя сказка.

Снег мерцает в свете,
Нежный пух снежинок,
Скрип березок белых
В тишине лесной,
И мороз некрепкий –
Все кругом спокойно,
Словно в дивной сказке,
Зимним, ясным днем.

Стройный и безмолвный
Лес в наряде чистом,
В белоснежной шали –
Снега-кружева,
И в лучах – как жемчуг
Искорки-снежинки –
Серебристой россыпью
Зимняя краса.

Гордые вязы,
Сосны деревья:
Ясени и великаны,
Солнышко на небе
В облаках пушистых –
Чудный миг, прекрасный,
Зимний лик лесной.

(Д. Всеславин)

Учитель:

Разве не нужно беречь такую красоту природы?

4. Итог занятия.

Учитель:

Итак, как мы должны относиться к окружающей среде?

5. Домашнее задание.

Учитель:

Подготовьте рассказ о вашем домашнем животном по плану:

1. Название животного, порода.
2. Кличка.
3. Внешний вид (особенности окраски) .
4. Особенности характера.
5. Твоё отношение к животному.

Мне приходилось сталкиваться с таким мнением, что будто бы в Торе есть примеры должного отношения человека к природе. Вы могли бы рассказать об этом?

С уважением, Дава

Мудрецы говорят (трактат Бава Мециа 32 а), что мучить животных, если в этом нет необходимости, запрещено Торой.Наши мудрецы неоднократно говорили об обязанности бережного отношения ко всему окружающему нас миру - как к людям, так и к животным, и даже к неодушевлённым предметам. Приведу некоторые высказывания мудрецов о важности бережного отношения ко всему, что нас окружает.

Также запрещено уничтожать любой предмет, даже неодушевлённый, от которого есть польза людям (этот запрет выводится из стиха Дварим 20, 19).

Отношение ко всем неодушевленным предметам

В трактате Софрим (3, 18) сказано, что запрещено выражать пренебрежение к еде. Раши (Таанит 20 б) объясняет, что, пренебрегая пищей, человек демонстрирует неблагодарность Творцу, Который одарил его этим благом. Есть различные правила, вытекающие из этого закона. В том числе - запрет оставлять пищу на земле, если существует опасение, что прохожие её раздавят.

В трактате Брахот (62 б) сказано: тот, кто небрежно обращается с одеждой, в конце концов, не сможет получать от неё радость.

В главе Йитро (Шмот 20, 23) сказано: «И не восходи по ступеням к Моему жертвеннику, чтобы не открылась твоя нагота при нем». Раши в комментарии на этот стих пишет: «У камней нет разума, чтобы обидеться на пренебрежительное к ним отношение. Но, поскольку они нужны, Тора запретила относиться к ним с пренебрежением. (А) твой ближний, (сотворенный) по подобию твоего Творца, оскорбляется из-за пренебрежительного к нему отношения. Тем более (ты не вправе относиться к нему с пренебрежением)!».

Великий каббалист Рамак пишет в книге Томер Двора (2-ая часть), что необходимо «уважать всякое создание, осознав, что все они - проявление Творца, который сотворил человека в мудрости, и во всякой твари - мудрость Создателя. И нужно понимать, что все они - весьма и весьма почитаемы, ведь Сам Всевышний занимался их созданием, и презрение к ним - неуважение к Творцу».

Как-то рав Арье Левин рассказал: когда он был молод, однажды вышел с равом Куком в сад и, не обратив внимания, сорвал какой-то листочек с дерева. Когда рав Кук это увидел, он побледнел и сказал: «Зачем обрывать песнию, которую поёт этот листочек Творцу, ведь всё создание беспрерывно поёт Ему песнь». И добавил, что он с тех пор, как помнит себя, остерегался срывать растения без надобности.

Данный урок проводится для обучающихся 3 класса, направлено на развитие личностных, метапредметных и предметных результатов. Технология педагогической мастерской соответствует принципам личностно ориентированного образования в системе работы с обучающимися во внеклассной работе. Она представляет каждому участнику, с опорой на его способности, интересы и субъектный опыт, возможность реализовать себя на внеклассном занятии. Обучающиеся, используя творческие виды деятельности, продолжают работу по формированию ценностного отношения к природе, окружающей среде, деятельностной активности в деле спасения и защиты окружающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в 3-А классе по окружающему миру

на тему «Бережное отношение к природе»

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ№57

Приморского района Санкт-Петербурга

Урок-мастерская «Бережное отношение к природе»

Цель:

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологического сознания);

Воспитание деятельностной активности в деле спасения и защиты окружающей среды.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представление о правилах поведения в природе;

Учить делать правильный моральный выбор;

Формировать умение организовывать совместную творческую деятельность обучающихся;

Выявлять и создавать условия для индивидуальной творческой активности каждого ребёнка.

Развивающие:

Создать условия для развития экологической, патриотической, этической культуры обучающихся;

Развивать умение работать в группе;

Воспитательные:

- экологическое сознание;

- патриотизм (любовь к Родине, к своей малой родине);

Гражданственность (закон и порядок, служение Отечеству);

Социальная солидарность (милосердие)

Планируемые результаты (УУД):

Личностные:

Установка на осознанное правильное поведение в природе;

Осознание себя гражданином России, чувство любви к родной стране и своей малой родине, выражающееся в интересе к ее природе и желании участвовать в общих делах и событиях;

Установка социальную солидарность (милосердие), на безопасный и здоровый образ жизни (безопасное поведение на природе и в общественных местах); знание правил здорового образа жизни;

Метапредметные:

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата, оценивать результат своей работы по различным критериям, различать способ и результат своих действий, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников, планировать свои действия.

Познавательные:

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, применять модель для обобщения информации

Коммуникативные:

составлять текст-инструкцию, оставлять небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, работать с информацией, взаимодействовать с окружающими

Предметные:

Представление о природе, о растительном и животном мире,

Знание правил поведения в природе;

Освоение средств и способов упорядочения, группировки и выразительного предъявления фактических данных;

Опыт применения этих средств и способов для решения несложных практических задач (составление памятки поведения в природе, плаката «Берегите природу!»;

Предъявление результатов своей работы ученикам и взрослым

Информационные ресурсы к занятию:

Мультимедийный проектор, презентация, видеоролик («Раненая птица»), цветок милосердия, ватман.

Аннотация

Данный урок проводится для обучающихся 3 класса, направлено на развитие личностных, метапредметных и предметных результатов. Технология педагогической мастерской соответствует принципам личностно ориентированного образования в системе работы с обучающимися во внеклассной работе. Она представляет каждому участнику, с опорой на его способности, интересы и субъектный опыт, возможность реализовать себя на внеклассном занятии. Обучающиеся, используя творческие виды деятельности, продолжают работу по формированию ценностного отношения к природе, окружающей среде, деятельностной активности в деле спасения и защиты окружающей среды.

Конспект урока

1. Самоопределение деятельности. Постановка целей и задач занятия.

Послушайте строки из стихотворения Фёдора Тютчева

Чародейкою зимою

Околдован лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит…

О чём стихотворение? (О лесе.)

Как вы думаете, о чём будем говорить? (О лесе.)

О лесе, о природе, о правилах поведения в природе, об экологии. В нашей стране 2017 год объявлен годом экологии.

Что такое лес, природа вы знаете. А что такое экология? (слайд 2)

2. Первичное восприятие и осознание материала.

(слайд 3) (Экология – наука о взаимодействии человека с окружающей средой. Слово «экология» образовалось от двух греческих слов: «экос» - дом и «логос» - наука. Наука о доме, но не о доме в обычном смысле, нет, это наука о нашем общем доме – природе. Наука, которая учит нас бережно относиться к природе. Будем на занятии говорить о бережном отношении к природе. (слайд 4)

Приглашаю вас совершить прогулку в лес, полюбуемся природой, растительным и животным миром леса. (слайд 5)

Хорошо в лесу! Вдыхаем чистый воздух. Слышим пение птиц.

(слайды 6-10) Сколько разных деревьев, кустарников, цветов, грибов и ягод растёт в лесу. Порхают бабочки, жужжат, стрекочут, ползают разные насекомые. Можно даже увидеть белку, ежа, зайца или лису. В чащи леса обитают лоси, кабаны, медведи и другие животные. Какое настроение от увиденного?

3. Осознание материала.

Продолжим прогулку. (слайд 11)

А теперь приятно в лесу? (Нет.)

Что чувствуете? Грязно, неприятно, некрасиво. От грязи и мусора в водоёме погибают его обитатели. В такой воде нельзя купаться, тем более пить её, от этого можно тяжело заболеть. Нельзя мусорить в лесу и загрязнять водоём.

Костёр в лесу разводить нельзя, особенно в жаркую погоду, от него лесу может вспыхнуть пожар, в котором погибнут растения и животные.

Рубить, ломать деревья нельзя. Они погибают.(Рассказ о функциях деревьев)

Нельзя рвать цветы, особенно в огромных количествах. Если каждый будет рвать, то может и не останется цветов. В вазе они простоят недолго или вы их просто выбросите. Любуйтесь цветами, когда они растут в природе.

Берегите животных. Не разоряйте муравейники. Муравьи – санитары леса. Уничтожают много вредных гусениц, которые губят деревья.

Не разоряйте гнёзда, не трогайте яйца птиц и птенцов. Птица может не вернуться к гнезду, погибнут птенцы. А ведь птицы съедают много насекомых, которые наносят вред растениям.

Что вы видите? Кто её ранил?

Не убивайте лягушек, ящериц, ужей, зверей и птиц, не причиняйте им боли.

Ребята, берегите природу. Только от нас, от людей, зависит, какой она будет. Любите, жалейте, охраняйте всё живое, будьте добрыми и милосердными.

Берегите своих домашних питомцев. Не выбрасывайте их на улицу как ненужную вещь. Помните, что вы в ответе за тех, кого приручили. Они зависят от человека, только мы с вами можем о них позаботиться. И достойны уважения люди, которые спасают бездомных животных.

4. Физкультминутка.

Встаньте. Представьте, что вы деревья, покачайтесь, пошевелите пальцами как листвой. Светит солнце, дует лёгкий ветерок. Как хорошо! Хочется представлять, что-то плохое, что может произойти с деревом? (Нет.) Тогда пусть долго живёт дерево, приносит пользу природе и украшает окружающий мир.

5. Закрепление и осознание нового материала.

В прошлом веке люди впервые всерьёз стали говорить об экологии, беспокоиться о сохранении природы. Был создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. В 1966 году этим союзом была издана Красная книга природы. (слайд 14)

Красная книга - это список редких животных и растений на Земле, список тех видов, которые находятся под угрозой исчезновения.Она называется так потому, что красный цвет означает сигнал опасности, тревоги. Он заставляет людей задуматься, как сохранить природу.

(слайд 15) В нашей стране созданы заповедники, их около 100. Заповедник – охраняемая территория, на которой под охраной находится вся природа (земля, вода, недра, растительный и животный мир). Люди в заповедниках сохраняют, разводят редкие виды животных и растений. Туда можно прийти только на экскурсию.

Также создаются заказники, национальные парки. В них тоже охраняемая территория, но посещаемая всеми желающими. Здесь запрещается мусорить, охотится, разводить костры. За правилами поведения в природе следят специальные патрульные бригады.

Но и весь лес находится под защитой специальных организаций – лесничеств. Лес может посещать любой желающий, но это не строго охраняемая территория, как в заповедниках, заказниках и национальные парки, но культурный, воспитанный человек сам должен знать и соблюдать правила поведения в природе.

Давайте создадим памятку «Правила поведения в природе».

(слайд 16)

6. Закрепление материала.

Работа в группах. Каждая группа составляет свою памятку. Командующий каждой группы читает по очереди по одному правилу, а остальные группы проверяют наличие этого правила в их списке, если его нет, то дописывают в список.

Вы знаете правила поведения в природе, хочется надеяться, что вы их будете соблюдать.

Я подготовила правила поведения в природе в стихах, каждому их подарю. Их можно выучить, а сейчас прочитаем.

1. Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

2. Ветки дуба не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок…

Если все: и я, и ты,-

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты

И не будет доброты.

Так пускай растут цветы!

3. Разорять муравейник - не труд,

Муравьи лес берегут.

Запомни, и млад, стар,

Муравей - лесной санитар.

Будь бережлив и зорок.

Мал муравей, да дорог.

4. Не разоряйте птичьего гнезда,

Так счастлива в своём жилище птица!

Она в гнезде спокойнее всегда,

Когда над рощей буря злится.

5. Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают!

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Из рогатки не стрелять.

Ты пришёл не убивать!

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.

Хорошо запомнили правила поведения в природе? Давайте проверим.

Игра «Исправь». (слайд 17)

Майским днём

Майский день дети провели в лесу. Они играли, бегали, кричали, рвали цветы и плели венки, собирали большие букеты ландышей. На поляне разожгли костёр, пообедали и оставили после себя много мусора. Поймали ежа и взяли его домой.

Правильно дети вели себя? Добавьте в памятку правила, о которых не говорили.

Мы с вами городские жители. Как в городе соблюдать правила поведения в природе?

Много в мире цветов, но есть особый – маргаритка. С этим цветком связана интересная история. Рассказывают, что Пресвятая Богородица, мать Иисуса Христа, зимой хотела порадовать своего сына цветами, а живых не было. Тогда она стала шить цветы из жёлтого шёлка. Пресвятая Богородица не раз колола себе пальцы иглой, и капли крови её окрасили цветы в розовый и красный цвет. Иисусу Христу цветы очень понравились, он хранил их всю зиму как драгоценность, а весной посадил в землю. Цветы ожили, пустили корни и разрослись по всему свету. Они растут и цветут в каждой стране. А назвали этот цветок, цветком милосердия, цветком добрых дел, в честь доброго дела, которое сделала Пресвятая Богородица своему сыну Иисусу Христу. Его ещё называют цветком «Пресвятой Богородицы».

У вас на партах лежат маргаритки. Подумайте, какое доброе дело вы могли сделать для нашей природы и запишите его на цветке. Прочитайте. Поднимите маргаритки. Какой получился чудесный сад добрых дел. (слайд 19)

Прикрепите цветы на ватман. Мы создадим плакат «Берегите природы!». Что ещё добавить? (Памятку поведения в природе в стихах.) Дорисуйте деревья, птиц, насекомых, животных и напишите «Берегите природу!»

Молодцы! (слайд 20)

7. Рефлексия. (слайд 21)

Закончите предложения:

1. Я согласен с тем, что…

2. Я понял, что…

3. Я знаю, что нужно делать, чтобы….

5. Я буду…

Список литературы

1. Аголарова П. И. Игры – соревнования в экологическом образовании школьников. // Начальная школа. – 2007. - №12.

2. Алексахина Е. М., Долгачева В. С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – М., 1996.

3. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников. // Начальная школа. – 1999. - N1.

4. Ананьева С. Г., Шахмотова С. А. Экологический КВН. // Начальная школа. – 2007. - №2.

5. Анашина А. В. Они могут принести немало бед! // Начальная школа. – 2006. - N8.

6. Асадулина С. Ю. Викторина «Природа вокруг нас». // Начальная школа. – 2007. - №4.

7. Бабакова Т. А. Технология краеведения в экологическом образовании. // Экологическое образование, 2001, №1.

8. Базулина И. В. Развитие экологической культуры под открытым небом. // Начальная школа. – 2005. - N12.

9. Барышева Ю. А. Из опыта организации эколого-краеведческой работы. // Начальная школа. – 1998. - N6.

10. Бобылева Л. Д., Бобылева О. В. Экологическое воспитание младших школьников.// Начальная школа. -2003. - №5.

11. Бобылева Л. А. Учебные пособия. Эколого-краеведческого содержания для младших школьников. // Начальная школа. – 2001. - №6.

12. Богданец Т. П. Экологический подход при обучении начальному естествознанию. // Начальная школа. – 2007. - N12.

13. Бойко Л. А. Воспитание экологической культуры детей. // Начальная школа. – 2005. - №6.

14. Булатникова Т. Ф. Общение с природой как средство экологического образования младших школьников. // Начальная школа. – 1999. - №12.

15. Васильева Л. В. По лесной тропинке. // Начальная школа. – 2007. - №7.

16. Вахрушев А. А. и др. Обитатели Земли. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. 3 класс. - М.: Баласс, 1999.

19. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология / Авт.- сост. А.Е.Чижевский.

Худож. В.В.Николаев. Под общ. ред. О.Г.Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ». 1997.

20. Внеклассные мероприятия: 3 класс/ Авт.-сост.: О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая,

Л.П.Барылкина, Т.И.Цыбина.-3-е изд. перераб. и доп. М., ВАКО, 2008.

21. Песня «Раненая птица. Просьба.» Серёжа Парамонов. А.Пахмутова-Р.Рождественский.


Приложение 1.

Классный час по экологии на тему:

«Бережное отношение людей к природе»

Цель: Формировать в детях элементы экологического мировоззрения и воспитанности, развивать позитивное эмоционально – ценностное отношение к природному окружению.

Задачи: -формировать знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней;

Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность, их эрудицию;

Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.

Оборудование: ИКТ, дидактический материал, цветные карандаши, раскраски о природе, презентация, раздаточный материал, клей, бумага, магнитная доска и магниты.

Ход занятия.

    Психологический настрой. (слайд №3)

Чудес не бывает! Чудес не бывает!

Но в форточки утро как лебедь влетает!

И белым крылом разгоняет туманы!

И небо из белого стало румяным!

2.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сели все правильно. Угадайте, о чем пойдет речь у нас на занятии!

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… (Природа)

3.К нам на занятие сегодня в гости пришел… А кто это вы узнаете отгадав загадку:

Летом ходит без дороги (слайд № 4)
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь).

Сегодня к нам на занятие пришел мишка. Он просит нас объяснить ему- что такое природа и как ее надо беречь? Расскажем ему?

Послушай мишка стихотворение.

Мы любим лес в любое время года, (слайд № 5, 6)
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

Ученик2.
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!

Ученик3.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!

Ученик 4.
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда!

Ребята все, что нас окружает-называется природой.

    Игровой момент: «Голодный медведь » (слайд № 7)

Цель : развивает внимание, сосредоточенность на выполнении задания, произвольность; закрепляет знания о пищевых связях между животными и растениями на примере медведя; расширяет кругозор о видовом разнообразии растений и животных.

Так, например, животные и растения связаны между собой через питание. Одни питаются другими, а следовательно, не могут существовать друг без друга. Давайте посмотрим, чем питается такой могучий зверь, как медведь.

Весной, голодный после спячки, он ест разных животных: косуль, рыбу и даже муравьев, а летом и осенью любит полакомиться желудями, разными корнеплодами и другими растениями».

Выбирается «медведь» и разводящий. Остальные игроки придумывают себе названия животных и растений из того, что ест медведь. «Медведь» это не слышит. Когда роли определены, все, кроме медведя, приседают и делают вид, что спят.

В это время к разводящему подходит «медведь» и говорит «Стук, стук!» Разводящий просыпается и спрашивает:

Кто здесь?

Медведь.

Зачем пришел?

Есть хочу.

Что именно?

Медведь называет, чем он хочет полакомиться, например, «желудями».

Если требуемая пища имеется, разводящий говорит: «Есть такая пища, бери ее!»

Игрок с названием требуемой еды убегает, а «медведь» его ловит. Пойманный игрок становится «медведем». Непойманный игрок остается в прежней роли, изменив название.

Примечание :

    Игрок должен убегать в заранее оговоренное место, например, в круг или за черту.

    Пойманным считается тот игрок, до которого «медведь» дотронулся рукой, пока тот не добежал до установленного места.

    Творческая работа. Из предложенных деталей ребенок собирает аппликацию «Природа»

    Природа бывает «живая» и «неживая» .(Показываю все на аппликации.)

(слайд № 8)

Что относится к живой природе? (Всё, что растёт, дышит, питается, размножается: человек, растения, животные.)

Что относится к неживой природе? (Воздух, вода, земля, камни, природные явления.)

5.Давайте поиграем: Я называю слово, а вы показываете картинку и говорите: к «живой» природе это относится или к «неживой». (Гроза, дождь, снег, дерево, животное, насекомое, солнце, раба)

6. Пальчиковая гимнастика: «Дождь»- постучали пальчиками по столу -как дождь. (слайд №9)

7. Артикуляционная гимнастика: Скороговорка «У ежа – ежата, у ужа- ужата» (слайд № 10, 11)

8. Изучение нового материала. Каждый знает, как должна выглядеть убранная комната или сверкающая чистотой квартира. А вот для наведения и поддерживания порядка в окружающей нас среде нужны хорошо подготовленные специалисты- экологи. «Экос» по-гречески значит «дом», «логос»- «ученье, наука». Экология– это наука о нашем общем доме. Термин «экология» был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. Но только со второй половины ХХ века человечество всерьез приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Все живое на Земле взаимосвязано. Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними. Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа, новая экологическая беда.

Проблемный вопрос:

Что же надо делать, чтобы беды не случилось? (Ответы детей) (слайд № 12)

Чтобы не случилась беда, природу надо беречь.

9.Физминутка «Рыбки» (слайд № 13)

Рыбки плавали, плескались в чистой, тепленькой воде.

То сойдутся, разойдутся- то зароются в песке.

Послушайте стихотворенье. Правильно ли ведут себя ребята, отдыхая на природе? (слайд № 14)

Мы приехали на речку воскресенье провести,

А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят!

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу пошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там -пустые банки,

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

Мы по бережку пошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Жгли костер, бумагу жгли-

Тоже пили, тоже ели,

Насорили и ушли!

Мы прошли,конечно,мимо…

Эй, ребята! - крикнул Дима -

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода!

Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костер, в футбол играли-

Веселились как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых наши склянки,

Две размокшие баранки-

Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти!

А как бы вы поступили, ребята?

Правила поведения на природе.

Нельзя рвать цветы, разорять гнезда птиц, топтать грибы, шуметь в лесу.

Исчезающие виды животных, птиц и растений занесены в Красную книгу! (слайд № 15)

На доске аппликация «Природа», прикрепляем к ней груды мусора – сравниваем,

«чистую» природу и «грязную». Как лучше?

Ученица:Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

10.Итог занятия. Расскажите, мишке, что такое природа и как ее надо беречь! (слайд 16)

10. Релаксация.

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики.

На тропинках солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю. Берегите!...

Молодцы! (слайд № 17)