Марк туллий цицерон биография. Цицерон - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Значение слова ЦИЦЕРОН в Большом российском энциклопедическом словаре

ЦИЦЕРОН

ЦИЦЕР́ОН, Марк Туллий Цицерон (Marcus Tullius Cicero) (106-43 до н.э.), рим. полит. деятель, оратор и писатель. Сторонник респ. строя. Из соч. сохранились 58 суд. и полит. речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Соч. Ц.- источник сведений об эпохе гражд. войн в Риме.

Большой российский энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЦИЦЕРОН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЦИЦЕРОН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-09-11 Time: 12:07:21 Навигация Тема = Цицерон Википедия = Цицерон Викитека = Цицерон Викисклад = Cicero Викисловарь = Категория:Цитаты/Цицерон …
  • ЦИЦЕРОН в Новейшем философском словаре:
    (Cicero) Марк Туллий (106-43 до н.э.) - римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими …
  • ЦИЦЕРОН в Высказываниях великих людей:
    Жить - значит мыслить. Цицерон - Если есть что-либо почтенное, то это цельность всей жизни. Цицерон - Природа не дала …
  • ЦИЦЕРОН в Словаре полководцев:
    (лат. Cicero) Марк Туллий (106-43 до н.э.), выдающийся рим. оратор, писатель. Избирался квестором, претором, консулом. Примыкал к Помпею, но был …
  • ЦИЦЕРОН в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Марк Туллий (106-43 до н. э.) "Новый человек" из Арпины, Цицерон получил образование в Риме и Афинах. Быстро стал величайшим …
  • ЦИЦЕРОН в Античной литературе:
    (Cicero), Марк Туллий (106 - 43 до н. э.) - римский оратор, писатель и политический деятель, идейный и литературный противник …
  • ЦИЦЕРОН
    (Cicero) Марк Туллий (106-43 до н. э.) римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 …
  • ЦИЦЕРОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (М. Tullius Cicero) — римский оратор, философ и государственный деятель. Как по внутренним причинам (разносторонности его способностей и деятельности), так …
  • ЦИЦЕРОН в Современном энциклопедическом словаре:
  • ЦИЦЕРОН в Энциклопедическом словарике:
    (Cicero) Марк Туллий (106 - 43 до нашей эры), римский оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 …
  • ЦИЦЕРОН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (М. Tullius Cicero) ? римский оратор, философ и государственный деятель. Как по внутренним причинам (разносторонности его способностей и деятельности), так …
  • ЦИЦЕРОН в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ЦИЦЕРОН в словаре Синонимов русского языка.
  • ЦИЦЕРОН в Словаре русского языка Лопатина:
    Цицер`он, …
  • ЦИЦЕРОН в Орфографическом словаре:
    цицер`он, …
  • ЦИЦЕРОН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Cicero) Марк Туллий (106-43 до н. э.), римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 …
  • ЦИЦЕРОН
    м. разг. Человек, который слишком красноречиво или слишком много говорит (обычно с оттенком иронии или порицания) …
  • ЦИЦЕРОН в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. 1. Древнеримский оратор Цицерон (106 - 43 гг. до н.э.) . 2. Употребляется как поэтический символ …
  • ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Cicero, ?. Tullius). Величайший римский оратор, род. 3-го января 106 г. до Р.Х. Получив образование под руководством лучших римских учителей, …
  • ЦИЦЕРОН МАРК ТУЛЛИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Marcus Tullius Cicero) (3 января 106 Арпинум - 7 декабря 43 до н. э., близ Кайеты, ныне Гаэта), римский оратор, …
  • ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ: ТВОРЧЕСТВО в Словаре Кольера.
  • ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ: ЖИЗНЬ в Словаре Кольера:
    К статье ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ Цицерон родился в Арпине, небольшом городе примерно в 100 км к востоку от Рима, 3 …
  • ЛАТИНСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ в Цитатнике Wiki.
  • ЦЕЗАРЬ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Римский император в 49-44 гг. до Р.Х. Родоначальник Юлиев-Клавдиев. Род. ок. 100 г. до Р.Х. Умер 15 марта 44 г. …

Времена и нравы Марка Цицерона

Биография Марка Туллия Цицерона напрашивается на то, чтобы ее экранизировать.

Причем сценарий не придется разукрашивать добавлять внезапными сюжетными поворотами: все уже есть в его жизни. Интриги римского сената, смертельная борьба с заклятыми врагами с помощью ораторского искусства, успешная карьера- все это пережил Цицерон.

Начало пути

Марк Цицерон родился в привилегированной семье в Арпино. Он мечтал стать судебным оратором и получил блестящее, по тем меркам, образование, необходимого для этой должности. Также Марк совершил путешествие по Греции, где развил свой талант оратора, изучив право и философию. Едва начав карьеру, римлянин уже начал полемизировать на политические темы. Так, в своей речи в защиту некого Секста Росция оратор намекал на чрезмерно деспотичную диктатуру Суллы, отчего у него возникло немало проблем. К тому же, еще на ранних этапах ритора окружало множество врагов и противников. Цицерон одержал победу в этом деле, переиграв оппонентов по всем позициям, благодаря чему о нем заговорили в народе. Конечно, это не могло не понравиться недоброжелателям, считавшие его «выскочкой из провинции». Потому Цицерона умышленно отправили в качестве полпреда на Сицилию, где ему бы пришлось вступить в схватку с сицилийской мафией.

Цицерон мечтал стать судебным оратором и получил блестящее образование


Стремительный взлет

Цицерон принял грозный вызов своих соперников. Тогда в Сицилии царил произвол наместника Гая Верреса, который, к тому же, был тесно связан с сицилийской мафией. Вскоре перед Марком стала сложна дилемма: либо рискнуть всем, в том числе и жизнью, и вступить в полемику с Гаем и мафией, либо спокойно спустить им все с рук. И молодой оратор выбрал первое. Казалось, шансов не было никаких, потому что Верресобладал могущественными союзниками, а обвинитель нет. Но ко всеобщему удивлению, Цицерону хватило трех речей, чтобы переиграть своего противника Гая Верреса. Аргументы, которыми руководствовался Марк Туллий, были настолько бесспорными, что никто не решился защищать обвиняемого — от этой идеи отказался сам Квинт Гортензий, один из выдающихся ораторов древнего Рима.


Цицерон обладал острым умом

Цицерон стал консулом Древнего Рима в 63 году до нашей эры

В итоге Гай Веррес ушел в изгнание, а Цицерон с триумфом вернулся в Рим, где ждали новые приключения. В вечном городе оратор принимал деятельное участие в римском сенате и имел все шансы стать консулом. Тогда, чтобы взять на себя полномочия главы государства, требовалось выиграть выборы. И у него это наконец получилось в 63 году до нашей эры. Сразу после вступления в должность, Марк активно занялся реформами. Но один из проигравших на выборах, а этого проигравшего звали Луций Сергий Катилина, уже начинал плести заговоры и интриги за спиной Цицерона.

Борьба с Катилиной

Катилина тайно начал собирать солдат и вооружение в целях захватить власть в Риме и затем убить Цицерона. В некоторых городах уже началось восстания, планы по убийству консула постоянно срывались: о замыслах уже заранее было известно Марку. Наконец, когда Цицерон проводил одно из заседаний в кругу римских сенаторов, Катилина зашел в зал и сел прямо перед своим оппонентом. Оратор, увидев врага, отбросил конспект своей речи и произнес свою первую обвинительную речь. «Первая речь против Катилины» не содержала в себе конкретных и неоспоримых доказательств. Главный аргумент, по убеждению Цицерона, заключался в том, что Катилина обладал преступным и аморальным характером. «Otempora, omores!», — восклицал Цицерон, что переводится как «О времена, о нравы!». Мало кто знает, что этот афоризм берет корни именно из первой речи против Катилины. И когда Марк Туллий с гневом сокрушал Катилину, многие сенаторы отсаживались от разоблаченного заговорщика.

«О времена, о нравы!» — афоризм из первой речи Цицерона против Катилин


Цицерон произносит речь против Катилины

И здесь Цицерон смог победить Катилину. После произнесения первой речи он был вынужден покинуть Рим. Но в своей резиденции противник Марка продолжал создавать интриги, отправляя письма и инструкции своим союзникам и провозгласив себя консулом. Тогда Цицерон произнес еще несколько речей, требуя немедленной казни сбежавшего Катилины и его соратников. Что удивительно, просьба была исполнена без сомнений и судебного следствия. Этот прецедент является уникальным, потому что в древнем Риме была очень сильна буква закона. Римское право не допускало, чтобы человека немедленно казнили без всяких разбирательств. И получается, Цицерон пренебрег законами Рима. Тем не менее, от врага ему избавиться удалось. Казалось бы, на этом все должно было закончиться, однако все только начиналось.

Римское право не допускало казнь человека без всяких разбирательств


Изгнание и возвращение оратора

Многие были очень недовольны тем, как Цицерон поступил с Катилиной. Вскоре был принят закон, который обрекал должностное лицо смертной казнью, если оно позволило казнить римского гражданина без суда и следствия. Соответственно, Марку грозило попасть под действие этого закона, и ему пришлось покинуть вечный город на долгое время. Вскоре, благодаря авторитету и помощи своих друзей Цицерон вернулся обратно, но он дистанцировался от политической деятельности и занялся работой над философскими и литературными произведениями, совмещая свое увлечение с адвокатурой. Также Марку Туллию довелось побывать наместников в Киликии, в провинции южной Турции, где он успешно исполнял свои обязанности. Но вскоре вспыхнула гражданская война: в битве за власть схлестнулись силы Цезаря и Помпея. Оба хотели видеть Марка в своем лагере, но в итоге он примкнул к последнему. Затем он переметнулся к Цезарю, который позже стал диктатором римского государства. Это противоречило политическим взглядом оратора: Цицерон всячески защищал республиканскую форму правления.

Цицерон всячески защищал республиканскую форму правления


Схватка с Марком Антонием

Убийство Юлия Цезаря в 44 году до нашей эры обрадовало Марка Туллия Цицерона. С этого момента он старался реставрировать республиканское устройство Рима. Но другой Марк, на этот раз Антоний, искренне ненавидел оратора и вступил в конфликт с сенатом. Цикл речей «Филиппики против Марка Антония» напомнили о том, какой силой обладает Цицерон.


Цезарь, к счастью Цицерона, был заколот заговорщиками

Убийство Юлия Цезаря обрадовало Марка Туллия Цицерона


Он назвал свои речи в подражании другому древнегреческому оратору Демосфену, который, в свою очередь, обличал македонского царя Филиппа. Цицерон, пуская в ход все свое красноречие, предъявлял Марку Антонию множество обвинений, предрекал ему такую же печальную участь, которая настигла Юлия Цезаря. По убеждению Цицерона, Антоний был гораздо опаснее для римского государства, чем Катилина. Всего оратор прочитал четырнадцать речей против заклятого врага. Но Марк не оценил талант политического противника и приказал убить его.

Гибель

Цицерон решился бежать в Грецию, чтобы спастись от посланных убийц. Но он не успел сбежать. Его рабы везли оратора на паланкине. И как только Марк Туллий высунулся из этого паланкина, голова тут же слетела с плеч от меча центуриона. Отрубленные верхние конечности и голову Антоний в знак устрашения и демонстрации своего силы, возложил на трибуну сената.

Марк не успел убежать от преследователей, посланных Антонием

Цицерон запомнился как один из гениев и образцов ораторского искусства


Тот, кто смотрит один из популярнейших сериалов «Игра Престолов», претендующий как раз на то, чтобы стать лучшим телевизионным сборником политических интриг и заговоров, наверняка бы назвал Цицерона очень умелым игроком в престолы. Цицерон запомнился как один из гениев и образцов ораторского искусства. Он переиграл всех, за исключением Марка Антония, который был позднее побежден Октавианом Августом, своих врагов, которые желали ему смерти. И многие его обвинительные и защитные речи дошли до наших дней.

Биография

Марк Туллий Цицерон (лат. Marcus Tullius Cicero; 3 января 106 до н. э., Арпинум - 7 декабря 43 до н. э., Формия) - древнеримский политический деятель, оратор и философ. Будучи выходцем из незнатной семьи, сделал благодаря своему ораторскому таланту блестящую карьеру: вошёл в сенат не позже 73 года до н. э. и стал консулом в 63 году до н. э. Сыграл ключевую роль в раскрытии и разгроме заговора Катилины. В дальнейшем, в условиях гражданских войн, оставался одним из самых выдающихся и самых последовательных сторонников сохранения республиканского строя. Был казнён членами второго триумвирата, стремившимися к неограниченной власти.

Цицерон оставил обширное литературное наследие, существенная часть которого сохранилась до наших дней. Его произведения уже в античную эпоху получили репутацию эталонных с точки зрения стиля, а сейчас являются важнейшим источником сведений о всех сторонах жизни Рима в I веке до н. э. Многочисленные письма Цицерона стали основой для европейской эпистолярной культуры; его речи, в первую очередь катилинарии, принадлежат к числу самых выдающихся образцов жанра. Философские трактаты Цицерона представляют собой уникальное по охвату изложение всей древнегреческой философии, предназначенное для латиноязычных читателей, и в этом смысле они сыграли важную роль в истории древнеримской культуры.

Происхождение

Марк Туллий Цицерон был старшим сыном римского всадника того же имени, которому слабое здоровье не позволило сделать карьеру, и его жены Гельвии - «женщины хорошего происхождения и безупречной жизни». Его братом был Квинт, тесную связь с которым Марк Туллий сохранял в течение всей своей жизни, двоюродным братом - Луций Туллий Цицерон, сопровождавший кузена в его путешествии на Восток в 79 году до н. э.

Род Туллиев принадлежал к аристократии Арпина, небольшого города в землях вольсков на юге Лация, жители которого обладали римским гражданством со 188 года до н. э. Отсюда же родом был и Гай Марий , находившийся в свойстве с Туллиями: дед Цицерона был женат на Гратидии, чей брат женился на сестре Мария. Таким образом, Марк Марий Гратидиан приходился Цицерону двоюродным дядей, а на двоюродной тётке Цицерона Гратидии был женат Луций Сергий Катилина.

Неизвестно, с какого времени Туллии носили когномен Цицерон (Cicero). Плутарх утверждает, что это родовое прозвание произошло от слова «горох» и что друзья Цицерона в те времена, когда он только начинал карьеру, советовали ему заменить это имя чем-нибудь более благозвучным; Марк Туллий отверг этот совет, заявив, что он заставит свой когномен звучать громче, чем имена Скавр и Катул.

Ранние годы

Когда будущему оратору исполнилось 15 лет (91 год до н. э.), его отец, мечтавший о политическом поприще для своих сыновей Марка и Квинта, переехал с семьей в Рим, чтобы дать мальчикам хорошее образование.

Желая стать судебным оратором, юный Марк изучал творчество греческих поэтов, интересовался греческой литературой, обучался красноречию у знаменитых ораторов Марка Антония и Луция Лициния Красса, а также слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Публия Сульпиция Руфа. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон обучался ему у популярного юриста того времени Квинта Муция Сцеволы. Прекрасно владея греческим языком, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря близости с эпикурейцем Федром Афинским, стоиком Диодором Кроном и главой новоакадемической школы Филоном. У него же Марк Туллий научился диалектике - искусству спора и аргументации.

Во время начавшейся вскоре Союзнической войны Цицерон служил в армии Суллы. В 89 году до н. э. он стал свидетелем знамения, предшествовавшего победе Суллы при Ноле, и встречи консула Гнея Помпея с марсом Веттием Скатоном. Затем, в условиях вражды марианской и сулланской партий Цицерон «обратился к жизни тихой и созерцательной», изучая философию, риторику и право. Это продолжалось до окончательной победы Суллы в 82 году до н. э.; при этом сам Цицерон утверждал позднее, что был на стороне Суллы.

Начало карьеры оратора

Первая дошедшая до нас речь Цицерона, созданная в 81 году до н. э., «В защиту Квинкция», целью которой было возвращение незаконно захваченного имущества, принесла оратору его первый успех.

Ещё большего успеха оратор добился речью «В защиту Росция», в которой был вынужден говорить о состоянии дел в государстве, где, по его словам, «разучились не только прощать проступки, но и расследовать преступления». Это непростое дело скромного выходца из провинции Росция, несправедливо обвиненного родственниками в убийстве собственного отца, в действительности было тяжбой между представителями старинных римских родов, утративших свое влияние при сулланском режиме, и безродными ставленниками диктатора. Цицерон лично побывал в Америи и на месте расследовал обстоятельства преступления, после чего просил у суда 108 дней для подготовки процесса.

Уже в процессе Росция Цицерон показал себя талантливым учеником греков и известного ритора Аполлония Молона, у которого молодой оратор получил образование в Риме. Речь Цицерона была построена по всем правилам ораторского мастерства - с жалобами на молодость и неопытность защитника, увещеванием судей, прямыми речами от имени обвиняемого, а также опровержением доводов обвинения. В развенчании утверждений обвинителя Гая Эруция, пытавшегося доказать, что Росций - отцеубийца, Цицерон прибегает к греческому искусству этопеи, опиравшемуся на характеристику обвиняемого, который не мог бы совершить столь ужасного поступка:

Секст Росций убил своего отца. - «Что он за человек? Испорченный юнец, подученный негодяями?» - «Да ему за сорок лет». - «Тогда его на это злодеяние, конечно, натолкнули расточительность, огромные долги и неукротимые страсти». По обвинению в расточительности его оправдал Эруций, сказав, что он едва ли был хотя бы на одной пирушке. Долгов у него никогда не было. Что касается страстей, то какие страсти могут быть у человека, который, как заявил сам обвинитель, всегда жил в деревне, занимаясь сельским хозяйством? Ведь такая жизнь весьма далека от страстей и учит сознанию долга.
- Цицерон. В защиту Секста Росция из Америи, XIV, 39..

Важность дела Росция заключалась в том, что, по словам Цицерона, «после долгого перерыва» впервые происходил «суд по делу об убийстве, а между тем за это время были совершены гнуснейшие и чудовищные убийства». Так защитник намекал на события гражданской войны 83-82 гг. до н. э. и сулланские репрессии, обращенные против всех несогласных с диктаторским режимом. Отца обвиняемого, очень богатого по тем временам человека, его дальние родственники, прибегнув к помощи влиятельного фаворита Суллы Корнелия Хрисогона, попытались уже после совершения убийства внести в проскрипционные списки, а имущество, продав за бесценок, распределить между собой. Исполнению замыслов «бесчестных наглецов», как именует их Цицерон, мешал законный наследник, которого и попытались обвинить в отцеубийстве. Именно поэтому в данном деле защитник не столько говорит о невиновности обвиняемого (она для всех очевидна), сколько разоблачает алчность преступников, наживающихся на гибели сограждан, и тех, кто пользуется связями для сокрытия преступлений. Цицерон обращается к судьям не с лестью, а с требованием «возможно строже покарать за злодеяния, возможно смелее дать отпор наглейшим людям»: «Если вы в этом судебном деле не покажете, каковы ваши взгляды, то жадность, преступность и дерзость способны дойти до того, что не только тайно, но даже здесь на форуме, у ваших ног, судьи, прямо между скамьями будут происходить убийства».

Процесс был выигран, и оратор приобрел большую популярность в народе благодаря своей оппозиции местной аристократии. Но, опасаясь мести Суллы, Цицерон на два года отправился в Афины и на остров Родос, якобы ввиду необходимости более глубокого изучения философии и ораторского искусства. Там он снова обучался у Молона, впоследствии оказавшего сильное влияние на стиль Цицерона - с этого времени оратор стал придерживаться «среднего» стиля красноречия, объединившего ряд элементов азианского и умеренного аттического стилей.

В 78 году до н. э., вскоре после смерти Суллы, Цицерон возвратился в Рим. Здесь он женился на Теренции, принадлежавшей к знатному роду (этот брак принёс ему приданое в 120 тысяч драхм), и продолжил судебную ораторскую практику.

Начало политической деятельности

В 75 году до н. э. Цицерон был избран квестором и получил назначение на Сицилию, где руководил вывозом зерна в период нехватки хлеба в Риме. Своей справедливостью и честностью он заслужил уважение сицилийцев, но в Риме его успехи практически не были замечены. Плутарх так описывает его возвращение в столицу:

В Кампании ему встретился один видный римлянин, которого он считал своим другом, и Цицерон, в уверенности, что Рим полон славою его имени и деяний, спросил, как судят граждане об его поступках. «Погоди-ка, Цицерон, а где же ты был в последнее время?» - услыхал он в ответ, и сразу же совершенно пал духом, ибо понял, что молва о нём потерялась в городе, словно канула в безбрежное море, так ничего и не прибавив к прежней его известности.
- Плутарх. Цицерон, 6..

Квестура означала для Марка Туллия вступление в сенаторское сословие. К 14 октября 73 года до н. э. относится самое первое его упоминание в качестве сенатора. В последующие годы Цицерон принял участие в ряде судебных процессов, добился признания в сенате, а в 70 году до н. э. без особого труда занял должность эдила, являвшуюся следующей после квестуры ступенью в карьере.

В августе 70 года до н. э. Цицерон выступил с циклом речей против пропретора Сицилии, в прошлом сторонника Суллы, Гая Лициния Верреса, который за три года наместничества (73 - 71 гг. до н. э.) разграбил провинцию и казнил многих её жителей. Дело осложнялось тем, что противника Цицерона поддерживали многие влиятельные нобили, в том числе оба консула следующего года (Гортензий, знаменитый оратор, согласившийся выступить на процессе защитником, и друг Верреса Квинт Метелл), а также председатель суда претор Марк Метелл.

Гай Веррес не раз говорил, …что за ним стоит влиятельный человек, полагаясь на которого он может грабить провинцию, а деньги он собирает не для одного себя; что он следующим образом распределил доходы от своей трехлетней претуры в Сицилии: он будет очень доволен, если доходы первого года ему удастся обратить в свою пользу; доходы второго года он передаст своим покровителям и защитникам; доходы третьего года, самого выгодного и сулящего наибольшие барыши, он полностью сохранит для судей.
- Цицерон. Против Гая Верреса (первая сессия), XIV, 40..

Но Цицерон все же взялся за дело против коррупции на всех уровнях власти и победил. Его речи, написанные для этого процесса, имели огромное политическое значение, поскольку в сущности Цицерон выступил против сенатской олигархии и одержал над ней триумфальную победу: аргументы оратора в пользу виновности Верреса оказались настолько бесспорными, что знаменитый Гортензий отказался защищать подсудимого. Веррес был вынужден заплатить крупный штраф в размере 40 миллионов сестерциев и удалиться в изгнание.

Тем временем продолжалась политическая карьера Цицерона: он был избран претором на 66 год до н. э., причём получил больше всего голосов, а в ходе отправления этой должности снискал репутацию умелого и безукоризненно честного судьи. Параллельно он продолжал заниматься адвокатурой, а также произнёс речь «О назначении Гнея Помпея полководцем», в которой поддержал законопроект Гая Манилия о предоставлении Гнею Помпею Великому неограниченных полномочий в борьбе с понтийским царем Митридатом VI Евпатором. В результате Помпей получил чрезвычайную власть в войне, а интересы римского всадничества и сенаторов на Востоке были защищены.

Консульство и заговор Катилины

В 63 году до н. э. Цицерон был избран на должность консула, одержав убедительную победу на выборах - даже до окончательного подсчёта голосов. Его коллегой стал связанный с аристократическим лагерем Гай Антоний Гибрида.

В начале своего консульства Цицерону пришлось заниматься аграрным законом, предложенным народным трибуном П. Сервилием Руллом. Законопроект предусматривал раздачу земли беднейшим гражданам и учреждение для этого специальной комиссии, облечённой серьёзными полномочиями. Цицерон выступил против этой инициативы, произнеся три речи; в результате закон не был принят.

Один из проигравших кандидатов в консулы 63 года до н. э. Луций Сергий Катилина выдвинул свою кандидатуру также и на выборы 62 года. Предполагая и на этот раз провал, он заранее начал готовить заговор с целью захвата власти, который Цицерону удалось раскрыть. Уже первой из четырёх своих речей против Катилины, считающихся образцами ораторского искусства, Цицерон вынудил Луция Сергия бежать из Рима в Этрурию. В последовавшем заседании Сената, которым он руководил, было решено арестовать и казнить без суда тех заговорщиков (Лентул, Цетег, Статилий, Габиний и Цепарий), которые остались в Риме, так как они представляли собой слишком большую угрозу государству и обычные в таких случаях меры - домашний арест или ссылка - были бы недостаточно эффективны. Юлий Цезарь, присутствовавший на заседании, выступал против казни, но Катон своей речью, не только обличавшей вину заговорщиков, но и перечислявшей подозрения, падавшие на самого Цезаря, убедил сенаторов в необходимости смертного приговора. Осуждённые были в тот же день отведены в тюрьму и там задушены.

В этот период слава и влияние Цицерона достигли своего пика; восхваляя его решительные действия, Катон назвал его «отцом отечества». Но в то же время Плутарх пишет:

Многие прониклись к нему неприязнью и даже ненавистью - не за какой-нибудь дурной поступок, но лишь потому, что он без конца восхвалял самого себя. Ни сенату, ни народу, ни судьям не удавалось собраться и разойтись, не выслушав ещё раз старой песни про Катилину … он наводнил похвальбами свои книги и сочинения, а его речи, всегда такие благозвучные и чарующие, сделались мукою для слушателей.
- Плутарх. Цицерон, 24..

Изгнание

В 60 году до н. э. Цезарь, Помпей и Красс объединили силы с целью захвата власти, образовав Первый Триумвират. Признавая таланты и популярность Цицерона, они сделали несколько попыток привлечь его на свою сторону. Цицерон, поколебавшись, отказался, предпочтя остаться верным сенату и идеалам Республики. Но это оставило его открытым для нападок оппонентов, в числе которых был трибун Клодий, невзлюбивший Цицерона с тех пор, как оратор дал против него показания на судебном процессе.

Клодий добивался принятия закона, который бы обрекал на изгнание должностное лицо, казнившее римского гражданина без суда. Закон был направлен в первую очередь против Цицерона. Цицерон обратился за поддержкой к Помпею и другим влиятельным лицам, но не получил её. При этом он сам пишет, что отказался от помощи Цезаря, предлагавшего ему сначала свою дружбу, потом посольство в Александрию, потом - должность легата в своей армии в Галлии; причиной отказа стало нежелание бежать от опасности. Согласно Плутарху же, Цицерон сам попросил у Цезаря место легата, получил его, а потом от него отказался из-за притворного дружелюбия Клодия.

Источники отмечают малодушное поведение Цицерона после принятия закона: он униженно просил о помощи консула Пизона и Помея, а последнему даже бросился в ноги. Одетый в бедную и грязную одежду, он приставал на улицах Рима к случайным прохожим, даже к тем, кто его совсем не знал. В конце концов в апреле 58 года до н. э. Цицерону всё же пришлось уйти в изгнание и покинуть пределы Италии. После этого его имущество было конфисковано, а дома сожжены. Изгнание подействовало на Цицерона крайне угнетающе: он даже думал о самоубийстве.

В сентябре 57 года до н. э. Помпей занял более жесткую позицию по отношению к Клодию; он прогнал трибуна с форума и добился возвращения Цицерона из ссылки с помощью Тита Анния Милона. Дом и усадьбы Цицерона были отстроены заново за счёт казны. Тем не менее Марк Туллий оказался в сложном положении: своим возвращением он был обязан в первую очередь лично Помпею, а власть сената существенно ослабла на фоне открытых схваток между сторонниками Милона и Клодия и усиления позиций триумвиров. Цицерону пришлось принять фактическое покровительство последних и произносить речи в их поддержку, оплакивая при этом положение республики.

Постепенно Цицерон отошёл от активной политической жизни и предался адвокатской и литературной деятельности. В 55 году он написал диалог «Об ораторе», в 54 году приступил к работе над сочинением «О государстве».

Наместничество в Киликии и гражданская война

В 51 году до н. э. Цицерон был назначен по жребию наместником Киликии. Он отправился в свою провинцию с большой неохотой и в письмах друзьям часто писал о своей тоске по Риму; тем не менее правил он успешно: пресёк мятеж каппадокийцев, не прибегая к оружию, а также нанёс поражение разбойничьим племенам Амана, за что получил титул «императора».

В Риме на момент возвращения Марка Туллия усиливалось противостояние между Цезарем и Помпеем. Цицерон долго не хотел принимать чью-либо сторону («Я люблю Куриона, желаю почестей Цезарю, готов умереть за Помпея, но дороже всего на свете для меня Республика!») и приложил много усилий к тому, чтобы примирить противников, так как понимал, что в случае гражданской войны республиканский строй будет обречён вне зависимости от того, кто победит. «Из победы вырастет много зла и прежде всего тиран».

«Он обращался с советами к обоим - Цезарю посылал письмо за письмом, Помпея уговаривал и умолял при всяком удобном случае, - стараясь смягчить взаимное озлобление. Но беда была неотвратима». В конце концов без особой охоты Цицерон стал сторонником Помпея, последовав, по его словам, за честными людьми, как бык за стадом.

Помпей поручил Марку Туллию набирать войска в Кампании вместе с консулами, но последние на место не явились; разочарованный в полководческом таланте Помпея и потрясённый его намерением оставить Италию, Цицерон уехал в своё имение в Формиях и решил отказаться от участия в гражданской войне. Цезарь попытался переманить его на свою сторону: он посылал Цицерону «вкрадчивые письма», а весной 49 года до н. э. даже навестил его. Но свита Цезаря шокировала Цицерона. Когда Цезарь отправился с армией в Испанию, Марк Туллий принял решение всё же примкнуть к Помпею, хотя и видел, что тот проигрывает войну. Он написал об этом Аттику: «Я никогда не хотел быть участником его победы, но я хочу разделить его несчастье». В июне 49 года Цицерон присоединился к Помпею в Эпире.

Источники сообщают, что в лагере помпеянцев Цицерон, вечно угрюмый, насмехался над всеми, включая командующего. После битвы при Фарсале, когда разгромленный Помпей бежал в Египет, Катон предложил Цицерону как консуляру командование над войском и флотом, стоявшими в Диррахии. Тот, окончательно разочарованный, отказался и после стычки с Помпеем Младшим и другими военачальниками, обвинявшими его в предательстве, перебрался в Брундизий. Здесь он провёл почти год, пока Цезарь не вернулся из египетской и азиатской кампаний; затем произошли их встреча и примирение. «С тех пор Цезарь относился к Цицерону с неизменным уважением и дружелюбием». Тем не менее Цицерон оставил политику, так и не сумев примириться с диктатурой, и занялся сочинением и переводом с греческого философских трактатов.

Оппозиция Марку Антонию и смерть

Убийство Юлия Цезаря в 44 году до н. э. стало для Цицерона полной неожиданностью и очень его обрадовало: он решил, что со смертью диктатора республика может быть восстановлена. Но его надежды на создание республиканского правительства не сбылись. Брут и Кассий были вынуждены оставить Италию, а в Риме резко усилились позиции цезарианца Марка Антония, ненавидевшего Цицерона - во многом из-за того, что тот восемнадцатью годами ранее добился бессудебной расправы над его отчимом Лентулом, сторонником Катилины.

Некоторое время Цицерон планировал уехать в Грецию. Он передумал и вернулся в Рим, узнав, что Антоний выразил готовность сотрудничать с сенатом, но уже на следующий день после его возвращения (1 сентября 44 года) произошёл открытый конфликт. 2 сентября Цицерон произнёс речь, направленную против Антония и названную автором «филиппикой» по аналогии с речами Демосфена против усиления Филиппа Македонского. В ответной речи Антоний заявил о причастности Марка Туллия к убийству Цезаря, к расправе над сторонниками Катилины, к убийству Клодия и провоцированию раздоров между Цезарем и Помпеем. После этих событий Цицерон стал опасаться за свою жизнь и удалился в своё имение в Кампании, занявшись сочинением второй филиппики, трактатов «Об обязанностях» и «О дружбе».

Вторая филиппика была опубликована в конце ноября. Антоний уехал в Цизальпинскую Галлию, назначенную ему провинцией, а Цицерон стал фактическим главой республики. Он заключил союз против Антония с Децимом Юнием Брутом, отказавшимся передавать тому Галлию, с обоими консулами (в прошлом цезарианцами) и с наследником Цезаря Октавианом. Уже 20 декабря Цицерон произнёс третью и четвёртую филиппики, где сравнивал Антония с Катилиной и Спартаком.

Будучи уверенным в победе, Цицерон не смог предусмотреть союз Октавиана с уже разбитым Антонием и Марком Эмилием Лепидом и образование второго триумвирата (осенью 43 года до н. э.). Войска триумвиров заняли Рим, и Антоний добился включения имени Цицерона в проскрипционные списки «врагов народа», которые триумвиры обнародовали немедленно после образования союза.

Цицерон пытался бежать в Грецию, но убийцы настигли его 7 декабря 43 года до н. э. недалеко от его тускуланской виллы. Когда Цицерон заметил догоняющих его убийц, он приказал несущим его рабам поставить паланкин на землю, а потом, высунув голову из-за занавеси, подставил шею под меч центуриона.. Отрубленные голова и руки Цицерона были доставлены Антонию и затем помещены на ораторской трибуне форума. По преданию, жена Антония Фульвия втыкала в язык мертвой головы булавки, а затем, как рассказывает Плутарх, «голову и руки приказали выставить на ораторском возвышении, над корабельными носами, - к ужасу римлян, которым казалось, будто они видят не облик Цицерона, но образ души Антония…».

Политические взгляды. Теория права

Политические и правовые идеи Цицерона считаются ценным вкладом в теорию государства и права. При этом Цицерон - один из немногих политических мыслителей, преуспевших и в практической политической деятельности. Хотя в историографии распространена точка зрения о двуличности Цицерона, С. Л. Утченко считает, что трактаты Цицерона развивают и дают теоретическом обоснование тем же взглядам, которые он всегда высказывал в своих публичных выступлениях - в частности, используемым в выступлениях лозунгам «согласия сословий» (concordia ordinum) и «согласия всех благонамеренных» (consensus bonorum omnium). Оба лозунга, по-видимому, были придуманы самим Цицероном. Марк Туллий отстаивал идею о важности изучения философии для государственных деятелей, а занятия философией во время вынужденного удаления от политики считал альтернативой политической деятельности.

Как и вся философия Цицерона, его политические идеи в значительной степени опираются на греческую мысль. Тем не менее, автор рассматривает прежде всего римскую специфику государства и постоянно акцентирует внимание на опыте именно римской истории. Более того, он ставит перед собой вполне ясную задачу - обосновать особую миссию Римской республики. Цицерон стремится противопоставить Рим греческим полисам, что проявляется, например, в подчёркивании вслед за Катоном Старшим постепенного формирования римской конституции в противоположность грекам, чьи полисы получали основные от законы от одного человека (Солон в Афинах, Ликург в Спарте и т. д.). Он также рассуждает о преимуществах основания города не на обычном у греков побережье, а на некотором удалении от моря, и отстаивает преимущества римской выборной монархии перед наследованием титула у спартанских царей.

В вопросе о происхождении государства и права важнейшее влияние на Цицерона оказали Платон, Аристотель, философы-стоики, а также Панетий и Полибий. Взгляды Цицерона на происхождение государства со временем менялись - от признания важности риторики в объединении первобытных людей против диких животных в ранних сочинениях до последующего принятия точки зрения Аристотеля об изначально заложенном стремлении людей к совместному проживанию. Марк Туллий различает несколько видов общностей, и самой тесной из них он признаёт объединение людей в рамках одной гражданской общины (civitas). Известное определение Цицероном государства (res publica) как «достояния народа» (res populi) отходит от образцов, принятых в греческой политической мысли:

Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов (Цицерон. О государстве, I, XXV, 39).

Марк Туллий повторяет распространённую в античную эпоху трёхчастную классификацию форм государственного устройства (в греческой традиции - демократия, аристократия, монархия, у Цицерона - civitas popularis, civitas optimatium, regnum), заимствует идею о постепенном вырождении всех этих форм в свою противоположность и вслед за предшественниками признаёт отсутствие единственно правильной формы устройства из трёх перечисленных. Идеальной формой государственного устройства он, вновь следуя за греческой политической мыслью, считает смешанную конституцию, объединяющую достоинства трёх «чистых» форм, но не имеющую их недостатков[цит. 1]. При этом Цицерон присоединяется к Полибию, который видел в Римской республике воплощение смешанного государственного устройства, и тем самым отказывается от следования Платону, описавшему вымышленное идеальное государство. Предполагается, что отказ от создания утопических проектов и восхваления чужих обычаев при одновременной идеализации собственной древней истории хорошо соответствовал традиционному римскому мировоззрению. Римский автор идёт дальше Полибия и допускает, что Римское государство может существовать вечно. Цицерон приходит к выводу, что важнейшим достоинством смешанной конституции является не просто стабильность государственного устройства (таково мнение Полибия), но и возможность обеспечения «великого равенства», которое три классические формы правления предложить не могут. Недостатки трёх «чистых» форм, по Полибию, сводятся к их неустойчивости, но для Цицерона не менее важным их недостатком является невозможность обеспечить справедливость.

Во фрагментарно сохранившейся пятой книге трактата «О государстве» Цицерон развивает идею о потребности Римской республики в лидере, который сумел бы мирно разрешать возникшие противоречия. В этой идее нередко видят идейную подготовку принципата, хотя и отмечается, что построенная первым принцепсом Октавианом Августом система власти не соответствовала взглядам убеждённого республиканца Цицерона. Однако одно из базовых положений Цицерона - потребность в надклассовом лидере, стоящем выше интересов отдельных людей, политических обществ и социальных групп - было использовано Октавианом в обосновании своей власти. Политический смысл, который вкладывался Цицероном в понятие надклассового лидера (Цицерон называл его разными терминами - rector rei publicae, tutor et moderator rei publicae, princeps, и допускается существование некоторых различий между этими обозначениями), остаётся предметом дискуссий в историографии. Осложняет решение данного вопроса фрагментарная сохранность последних двух книг трактата «О государстве»: до наших дней дошли лишь фрагменты, в которых участники диалога обсуждают качества, какими должен обладать rector, и его обязанности, но не его права и полномочия. В конце XIX - начале XX века распространилась версия, что своим сочинением Цицерон готовил теоретическое обоснование формы правления, близкой к конституционной монархии. С. Л. Утченко присоединяется к точке зрения Й. Фогта, критикующего монархическое толкование слов Цицерона, и видит в описанном им лидере аристократа, действующего в рамках республиканских установлений. Схожей точки зрения придерживается, например, П. Грималь, по мнению которого, Марк Туллий видел в описанном лидере не полноправного монарха, а прежде всего посредника в разрешении споров. Неясно, мог ли Цицерон иметь в виду конкретного человека, подходящего на роль идеального правителя (rector) - Гнея Помпея, самого себя, или же его размышления не претендовали на немедленную практическую реализацию. Г. Бенарио считает, что концепция Цицерона об идеальном правителе факультативно дополняет римскую смешанную конституцию и не является её неотъемлемой частью, хотя эта точка зрения не всегда разделяется.

В своей политической теории Цицерон исходит из известного в античную эпоху представления о циклах жизни и смерти отдельных государств. Вопрос о предопределённости упадка государств оставался нерешённым, но античные мыслители видели два наиболее очевидных ответа на этот вопрос - либо государства обречены на гибель, либо государство с идеальными законами может существовать вечно. Скептическое отношение Цицерона к судьбе и сверхъестественной предопределённости привело его к поиску идеальных законов.

В трактате «О законах» Цицерон развивает теорию естественного права (ius naturale в широком смысле, ratio naturale), согласно которой существует «естественный закон», общий для людей и богов. С его помощью люди отличают бесправие от права и зло от добра. Этот закон (в широком смысле) он определяет как «зало­жен­ный в при­ро­де выс­ший разум, веля­щий нам совер­шать то, что совер­шать сле­ду­ет, и запре­ща­ю­щий про­ти­во­по­лож­ное» (lex est ratio summa, insita in natura, quae iubet ea quae facienda sunt, prohibetque contraria). Происхождение же человеческих законов, которые он отличает от закона природного, римский автор считает результатом общественного договора. По Цицерону, несовершенство людей приводит к тому, что ими нередко принимаются несовершенные и несправедливые законы. Существует три основных взгляда на соотношение природных и человеческих законов у Цицерона. Первый и наиболее традиционный подход предполагает, что связи между ними такие же, как между идеями Платона и их земными отражениями (вещами): законы людей могут лишь приблизиться к идеальным законам природы. Второй подход рассматривает высказанные Цицероном идеи как развитие абстрактных законов природы. Третий подход, предложенный в 1980-е годы К. Жирарде, утверждает тождественность обоих видов законов. Вслед за ранними римскими юристами Цицерон выделяет и ius gentium (право народов), которое он ставит выше ius civile (гражданского права, то есть права отдельных общин, в том числе и Рима)

К I веку до н. э. развитие римского права привело к накоплению многочисленных, никак не систематизированных источников права. Из-за сложности изучения права, досадовал Цицерон, даже некоторые судебные ораторы не разбираются в юридических вопросах. Решением этой проблемы он видел разработку введения в право с использованием философского аппарата для классификации базовых принципов гражданского права, которое позволило бы упорядочить разрозненные определения и превратить право в искусство. Е. М. Штаерман предполагает, что к эпохе Цицерона в Римской республике уже появились некоторые основы теории права, однако до наших дней сохранились только намёки на их существование. В книге III трактата «О законах» рассматриваются некоторые базовые положения устройства римских магистратур, которые К. Кейс сравнивает с конституциями современных государств, отмечая при этом уникальность подобного свода в античную эпоху.

Замечая, что справедливость не очень-то распространена на Земле, Цицерон описывает «сон Сципиона» в книге VI трактата «О государстве», выдвигая идею о посмертном воздаянии за справедливую жизнь. Марк Туллий предостерегал от слишком точного следования букве закона, поскольку это может привести к несправедливости. Основываясь на своих выводах о естественном праве и о справедливости, Цицерон требует справедливого обращения и с рабами, предлагая относиться к ним точно так же, как и к наёмным рабочим[цит. 2].

Взгляды на риторику, литературу и историю

Цицерон написал несколько риторических сочинений, в которых высказался по разным вопросам теории и практики публичных выступлений. Риторику он трактовал очень широко, что было вызвано античной традицией зачитывать записанные сочинения вслух.

Основные положения воззрений Цицерона на риторику заключены в трактатах «Об ораторе» (в основном идеи самого Цицерона озвучивает Луций Красс), «Оратор», частные вопросы рассматриваются в «Топике», «О построении речи», «Бруте» и раннем сочинении «О нахождении материала». Причина, по которой Марк Туллий часто высказывал собственные взгляды на качества идеального оратора, заключалась в его неудовлетворённости современным состоянием риторического образования, ориентированным на узкоспециальные задачи. Хотя описанный Цицероном идеал, в соответствии с философией Платона, был недостижим, но задачей начинающих ораторов римский автор считал приближение к этому образцу.

По мнению Цицерона, идеальный оратор должен быть разносторонне образованным человеком. Помимо теории риторики, от него требуется знание основ философии, гражданского права, истории[цит. 3]. Это было связано с критическим отношением римского автора к пышным, но бессодержательным выступлениям, распространившимся в его эпоху. Также он требует от оратора искреннего переживания предмету своего выступления и хорошего чувства такта: «Сколь неуместно было бы, говоря о водостоках <...>, употреблять пышные слова и общие места, а о величии римского народа рассуждать низко и просто!»[цит. 4] Цицерон рассматривает различные риторические фигуры, но советует не злоупотреблять ими. Римский автор пишет о необходимости последовательности для формирования целостного колорита каждого выступлении. Знает он и о том, что со временем пышные речи надоедают, но не углубляется в поиск причин этого явления. Цицерон полагает, что удачно и в меру использованные архаические слова придают речи достоинство. При этом он считает возможным и образование неологизмов из понятных слушателям корней. Из основных выразительных средств важнейшими он считает метафору и различные сравнения, хотя и предупреждает, что не следует ими увлекаться, и предостерегает от подбора слишком неестественных метафор. Вслед за учебниками риторики он советовал практиковаться в рассуждениях и предлагал выбирать для них философские темы. Много внимания Цицерон уделял вопросам произношения. В качестве образцового выговора он рекомендует обратить внимание на речь пожилых римлянок, отличавшуюся особой чистотой и изысканностью. Марк Туллий требует избегать неблагозвучных сочетаний звуков и тщательно соблюдать ритм речи. В поздних сочинениях он активно полемизирует с набиравшими популярность ораторами-аттицистами, которые избрали в качестве образца подчёркнутый минимализм в вопросах стилистической отделки выступлений[цит. 5].

Высказывает Цицерон и свои соображения относительно структуры публичных выступлений. Для судебных и политических речей он предлагает разные особенности структуры. Для всех типов речей, впрочем, он рекомендует использовать спокойные и умеренные вступления без пафоса и шуток, хотя сам иногда отступает от этого правила (например, в первой речи против Катилины). При этом во вступлении, по Цицерону, следует особенно тщательно следить за ритмом речи. Последующие части выступления имеют собственные законы. Самой эмоциональной частью выступления Цицерон предлагает сделать заключение (peroratio).

В речи за Архия Цицерон обосновывает пользу литературы и для писателя, и для читателя. Для римского автора крайне важна общественная польза литературы (в частности, воспевание деяний великих людей прошлого и современности), из-за чего он говорит о высоком общественном престиже писателей и поэтов. Отдельно Цицерон высказался о роли писательского и поэтического дара. По его мнению, имеющийся талант нужно развивать, а опора только на природные способности недопустима. Взгляды римского автора на поэзию были весьма консервативными: он поддерживал старые традиции стихосложения, восходящие к Эннию, и критиковал поэтов-модернистов (одним из этих, по выражению Цицерона, «праздных» поэтов был Катулл). Последних он упрекал в том, что поэзия стала для них целью, а не средством прославления родины и воспитания сограждан, критиковал выбор ими оторванных от жизни сюжетов и нападал на их искусственно усложнённую лирику. Наиболее высоко Цицерон ценил эпическую поэзию, чуть ниже он ставил трагедию, а из авторов особо ценил Энния и мастеров психологизма, которым был готов простить даже огрехи стиля. О роли Цицерона в истории латинской поэзии существуют противоположные мнения (см. ниже раздел «Стиль»).

Цицерон неоднократно высказывался и по вопросу о принципах описания истории, которую он считал разновидностью ораторского искусства. Марк Туллий призывал писать исторические сочинения прежде всего о недавних событиях, не углубляясь в ценимую историками-анналистами древность. Цицерон требовал от историка не ограничиваться простым перечислением деяний, считая необходимым описывать намерения действующих лиц, подробно освещать особенности развития событий и рассматривать их последствия. Он призывал историков не злоупотреблять риторическим оформлением сочинений и считал, что стиль исторических сочинений должен быть спокойным. При этом, замечает С. Л. Утченко, сам Цицерон едва ли следовал собственным рекомендациям в истории своего консульства (это сочинение не сохранилось), и потому считает озвученные им требования к историку лишь данью традиции.

Религиозные взгляды

Рассмотрению различных вопросов, связанных с религией, Цицерон посвятил три трактата - «О природе богов», «О дивинации» (в других переводах - «О ворожбе», «О гадании») и «О судьбе». Первое сочинение написано под сильным влиянием учения стоика Посидония, хотя заметна и роль философов-академиков. Его диалогическая структура определяет отсутствие чётких выводов: участники диалога обмениваются мнениями, но Цицерон не обозначает собственную точку зрения. По несколько иной схеме построен трактат «О дивинации». В отличие от прочих философских сочинений, Цицерон изображает себя активным участником диалога и высказывает ряд категоричных мыслей по рассматривемой теме. Это позволяет установить его собственные воззрения, которые, впрочем, находятся под влиянием Клитомаха, излагающего учение Карнеада, и Панетия. В этом сочинении он отходит от традиционной близости к стоической философии, резко критикуя их учение о судьбе и предсказаниях. Критикует Цицерон и этическую функцию религии: он не считает эффективным мотиватором страх перед сверхъестественным возмездием. При рассмотрении проблемы происхождения зла (теодицеи), которое появилось, несмотря на добрые побуждения богов-творцов, Цицерон критиковал стоические взгляды по этому вопросу. Впрочем, он не пытается опровергнуть теоретические основания учения стоиков, а лишь апеллировал к историческим примерам, когда благородные люди гибнут, а плохие - правят. Из этого он сделал вывод о безразличии богов и к добрым, и к злым людям. Стоический аргумент о разуме как инструменте для различения добра от зла он счёл несостоятельным, признавая правоту идеи Аристотеля о «нейтралитете» разума и указывая на регулярное использование человеком разума во вред себе и другим людям. Наконец, с помощью софизмов и приёмов, почерпнутых из адвокатской практики, Цицерон доводит точку зрения стоиков до абсурда, доказывая, будто провидение наделило человека разумом вовсе не с добрыми, а со злыми намерениями.

В своих сочинениях Цицерон отделял организованную религию (religio) от суеверия (superstitio). Различия между двумя понятиями, однако, проведены Цицероном недостаточно чётко. В трактате «О природе богов» Цицерон дал определение религии. В первой книге этого сочинения он пишет, что религия «состоит в благочестивом поклонении богам» (лат. religionem, quae deorum cultu pio continetur)[цит. 6], во второй - мимоходом бросает уточнение: «[в отношении] религии, т. е. поклонения богам» (лат. religione, id est cultu deorum)[цит. 7]. Определение Цицерона не ново и восходит к используемому Гомером и Гесиодом понятию «почитание богов» (др.-греч. τιμή θεῶν). Разницу между двумя терминами он пытается объяснить и через «народные этимологии» обоих слов, подчёркивая изначально положительный оттенок значения слова «религия» и негативный - «суеверия».

Цицерон критиковал распространённые в народе суеверия, но защищал тесно связанные с ними религиозные культы. При этом, замечает Е. А. Беркова, защита организованной религии римским автором отчасти противоречит его собственным рассуждениям. Цицерон полагает, что очень популярные в античную эпоху гадания основаны на случае и потому не могут служить доказательством существования богов. Он сравнивает гадателей с врачами: хотя все они основывают свои познания на опыте, но врач в своих действиях исходит из разумных оснований, а гадатель не может объяснить связь между видом внутренностей жертвенных животных и будущими событиями. Марк Туллий отрицает сверхъестественную сущность различных чудес, считая, что все они подчиняются законам природы (rationes naturales). Опираясь на свой опыт члена жреческой коллегии авгуров, он знает о манипуляциях предсказаниями и доказывает, что многие истории, якобы подтверждающие состоятельность гаданий, придуманы из расчёта на невежество слушателей. По его мнению, пророчества популярных в античную эпоху оракулов или прямо обманывают просителей, или намеренно туманны. Марк Туллий задумывался и над вопросом, не лучше ли отказаться от веры в богов, если с ними исчезнут и все суеверия, хотя он не развивает эту мысль дальше. Несмотря на свои критические высказывания против предрассудков, Цицерон возражал против попыток философов-эпикурейцев изжить все суеверия, обосновывая это нуждой в государственных богослужениях. Потребность в сохранении организованной религии он обосновывал не логическими аргументами, а апелляциями к интересам государства[цит. 8][цит. 9].

Взгляды Цицерона на существование богов менее очевидны, поскольку заключительная книга сочинения «О природе богов», в которой должны были подводиться итоги рассуждений, сохранилась не полностью. В результате, различные исследователи не согласны в том, кто из участников диалога выражал точку зрения самого Марка Туллия. Е. А. Беркова считает взгляды Цицерона близкими к позиции философа-академика Гая Аврелия Котты, чья речь составляет большую часть первой книги трактата, а Г. Г. Майоров приписывает роль главного выразителя взглядов автора Луцилию Бальбу, устами которого озвучены взгляды стоиков во второй книге сочинения. Бальб приводит ряд доводов о существовании богов и рассматривает идею о разумности мирового устройства. Вера в богов, по мнению Цицерона, не нуждается в доказательствах, поскольку является особым типом убеждений. По заключению Г. Г. Майорова, Цицерон «чтит не столько самих богов, сколько римскую религию». По его же мнению, Цицерон сомневался в существовании богов, но опасался озвучивать свои мысли открыто из-за памяти о судьбе Протагора, которого изгнали из Афин за публикацию трактата, в котором философ сомневался в существовании богов. Иного мнения придерживается П. Грималь, который предполагает вполне искреннюю веру Цицерона в сверхъестественные силы и отрицает попытки представить Цицерона двуличным манипулятором.

История жизни
Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3 января 106, Арпинум - 7 декабря 43 до н.э., близ Кайеты, ныне Гаэта), римский оратор, политический деятель, философ. Автор многочисленных философских и юридических трактатов, писем и судебных речей, по которым учились красноречию многие поколения юристов древности, средних веков и нового времени.
Происхождение и воспитание. Отец Цицерона принадлежал к всадническому сословию; вместе с детьми он переселился в Рим, где они под наблюдением оратора Красса получили греческое образование. Большое влияние на воспитание Цицерона оказали поэт Архий, ораторы Марк Антоний, Сульпиций Руф, Аврелий Котта, философ-эпикуреец Федр, философ-стоик Диодот. Право Цицерон изучал под руководством братьев Муциев Сцевол - понтифика и авгура. Первую судебную речь "В защиту Росция" он произнес в 81 в деле против Хрисогона - любимого вольноотпущенника диктатора Суллы. В период разгула проскрипционных казней Суллы это был рискованный шаг со стороны Цицерона. Тем не менее он выиграл процесс и, спасаясь от гнева Суллы, удалился в Афины, где изучал греческую философию и ораторское искусство. Вернувшись после смерти Суллы в Рим, Цицерон в 76 получает должность квестора. Снабжая Рим во время дороговизны дешевым сицилийским хлебом, он своей умеренностью и честностью добивается любви сицилийцев. В 70 произносит знаменитую "Речь против Верреса", обвинив наместника Сицилии во взяточничестве, вымогательствах и прямом грабеже сицилийцев. Эта речь принесла Цицерону громкую славу, и в 69 народ избирает его курульным эдилом, а в 63 - консулом. В этот период были произнесены многие судебные речи; Цицерон никогда не брал денег за свои выступления, однако весьма неохотно брался за обвинительные речи (подавляющая часть его речей - речи защиты, а не обвинения). За всю свою долгую жизнь он составил более 100 речей, 56 из которых сохранились полностью, от 20 уцелели только фрагменты, еще 35 мы знаем лишь по заглавиям.
Заговор Катилины. Консульство 63 года стало апогеем политического успеха Цицерона. Ему удалось раскрыть заговор Катилины, стремившегося захватить в Риме власть, устроив предварительно поджоги и расправу над политическими противниками. Убить Цицерона заговорщикам не удалось, сам же консул в нескольких сенатских речах против Катилины, ставших хрестоматийными примерами политического ораторского искусства, добился осуждения и казни заговорщиков. Раскрытие заговора принесло Цицерону громкую славу, даже неподкупный Катон назвал его "отцом отечества". Однако чрезмерное тщеславие Цицерона, вынуждавшее его во всех своих речах превозносить самого себя, вызывало у многих недовольство. Этим недовольством воспользовались политические противники Цицерона, в частности сторонники Юлия Цезаря. В апреле 58 ставленник Цезаря плебейский трибун Клодий добился принятия направленного против Цицерона закона, который осуждал всякого магистрата, казнившего римского гражданина без суда, на изгнание. Не дожидаясь обвинения, Цицерон удалился в добровольное изгнание. Имущество его было конфисковано.Уже в сентябре 57 Цицерон был возвращен из изгнания, однако силы его были надломлены. Он сознает бессилие сената перед триумвирами и ищет благосклонности Помпея и Цезаря. В 51 он был назначен наместником Киликии, где, одержав победу над разбойничими племенами Амана, получил от войска почетный титул "императора". Во время гражданской войны он присоединяется к Помпею, после битвы при Фарсале возвращается в Италию, получив в октябре 47 прощение Цезаря. В этот период Цицерон удаляется от общественных дел и, занимаясь философией, пишет многочисленные трактаты.
Трактаты. Самый ранний трактат "Риторика" был написан Цицероном еще в юношестве (83). Его трактат в 3 книгах "Об ораторе" (55) до настоящего времени служит учебным пособием судебной риторики. К 46 относится книга "Брут" по истории ораторского искусства. Из трактатов по философии права особое значение имеют 6 книг "О государстве" (53), 6 книг "О законах" (51), 3 книги "Об обязанностях" (44). В 46-45 были написаны философские трактаты "О пределах добра и зла", "Тускуланские беседы", "О старости", "О дружбе", религиозно-философские сочинения "О природе богов", "О дивинации", "О судьбе" и др. Из несохранившихся сочинений известны его труды "О гражданском праве", "Об авгурах", "О славе", "О философии", "Об укреплении государства" и т. д.
Гибель Цицерона.
Убийство Цезаря 15 марта 44 пробуждает в Цицероне надежды на возрождение республики, и он возвращается в Рим к активной политической деятельности. Приняв сторону Октавиана, он с сентября 44 по апрель 43 произносит в сенате и народном собрании свои знаменитые "Филиппики" - обвинительные речи против Антония. Однако Октавиан предает своего сторонника, и при заключении его триумвирата с Антонием и Лепидом (октябрь 43) Цицерон вместе с 16 другими видными республиканцами попадает в проскрипционные списки. При попытке к бегству в начале декабря он был убит. Его голова и правая рука были доставлены обрадованному Антонию, который поместил их на ораторской трибуне римского форума.
Слава Цицерона-оратора не померкла в веках: у него учились и ему подражали отцы Церкви Лактанций, Амвросий Медиоланский, Августин, писатели Возрождения Петрарка и Боккаччо, французские просветители Дидро, Вольтер, Монтескье, Ж. Ж. Руссо и многие другие.Сочинения:Диалоги. О государстве. О законах. М., 1966.О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1975.Философские трактаты. М., 1985.Речи. М., 1993. Т. 1-2.Письма. М., 1994. Т. 1-3.Литература:Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1964. Т. 3. С. 158-192.Утченко С. Л. Цицерон и его время. М., 1972.Gelzer M. Cicero. Wiesbaden, 1969.Л. Л. Кофанов

Марк Туллий Цицерон (лат. Marcus Tullius Cicero). Родился 3 января 106 до н. э. в Арпинуме - умер 7 декабря 43 до н. э. в Формии. Древнеримский политик и философ, блестящий оратор.

Цицерон родился в семье, принадлежавшей к сословию всадников, в небольшом городке Арпине, находившемся в ста с лишним километрах к юго-востоку от Рима. Когда будущему оратору исполнилось 15 лет, его отец, мечтавший о политическом поприще для своих сыновей Марка и Квинта, переехал с семьей в Рим, чтобы дать мальчикам хорошее образование.

Желая стать судебным оратором, юный Марк изучал творчество греческих поэтов, интересовался греческой литературой, обучался красноречию у знаменитых ораторов Марка Антония и Луция Лициния Красса, а также слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Публия Сульпиция Руфа. Оратору необходимо было знать римское право, и Цицерон обучался ему у популярного юриста того времени Квинта Муция Сцеволы.

Прекрасно владея греческим языком, Цицерон познакомился с греческой философией благодаря близости с эпикурейцем Федром Афинским, стоиком Диодором Кроном и главой новоакадемической школы Филоном. У него же Марк Туллий научился диалектике - искусству спора и аргументации.

Первая дошедшая до нас речь Цицерона, созданная в 81 г. до н. э., «В защиту Квинкция», целью которой было возвращение незаконно захваченного имущества, принесла оратору его первый успех. В ней он придерживался азианского стиля, канонам которого отвечало творчество небезызвестного соперника Цицерона Квинта Гортензия Гортала.

Еще большего успеха оратор добился речью «В защиту Росция», в которой был вынужден говорить о состоянии дел в государстве, где, по его словам, «разучились не только прощать проступки, но и расследовать преступления». Это непростое дело скромного выходца из провинции Росция, несправедливо обвиненного родственниками в убийстве собственного отца, в действительности было тяжбой между представителями старинных римских родов, утративших свое влияние при сулланском режиме (прим. 82-79 гг. до н. э.), и безродными ставленниками диктатора.

Важно отметить, что Цицерон лично побывал в Америи и на месте расследовал обстоятельства преступления, вследствие чего просил у суда 108 дней для подготовки процесса. Такая подготовка была благопристойным поводом для отъезда, поскольку уже в процессе Росция Цицерон показал себя талантливым учеником греков и известного ритора Аполлония Молона, у которого молодой оратор получил образование в Риме. Необходимо указать, что речь Цицерона «В защиту Росция» построена по всем правилам ораторского мастерства - с жалобами на молодость и неопытность защитника, увещеванием судей, прямыми речами от имени обвиняемого, а также опровержением доводов обвинения.

Немаловажно и то, что в развенчании утверждений обвинителя Гая Эруция, пытавшегося доказать, что Росций - отцеубийца, Цицерон прибегает к греческому искусству этопеи, опиравшемуся на характеристику обвиняемого, который не мог бы совершить столь ужасного поступка.

В 75 году до н. э. Цицерон был избран квестором и получил назначение на Сицилию, где руководил вывозом зерна в период нехватки хлеба в Риме. Своей справедливостью и честностью он заслужил уважение сицилийцев, однако в Риме его успехи были практически не замечены.

В августе 70 г. до н. э. Цицерон выступил с циклом речей против пропретора Сицилии, сторонника Суллы, Гая Лициния Верреса, который за три года наместничества (73-71 гг. до н. э.) разграбил провинцию и казнил многих ее жителей. Дело осложнялось тем, что в этот год Цицерон претендовал на должность эдила, а его противника Верреса поддерживали оба высших магистрата (консул Гортензий, знаменитый оратор, согласившийся выступить на процессе защитником, и друг Верреса консул Квинт Метелл), а также председатель суда претор Марк Метелл. «Все предусмотрено, чтобы Верресу ничто не могло повредить», - писал Цицерон.

В 63 году до н. э. Цицерон был избран на должность консула, будучи первым за предыдущие 30 лет «новым человеком», достигшим этого поста. Его избранию способствовало то, что его соперник, Катилина, открыто говорил о своей готовности к революционным преобразованиям в случае получения должности консула. Это сильно обеспокоило римлян, и предпочтение было в итоге отдано Цицерону.

В 60 году до н. э. , Помпей и Красс объединили силы с целью захвата власти, образовав Первый Триумвират. Признавая таланты и популярность Цицерона, они сделали несколько попыток привлечь его на свою сторону. Цицерон, поколебавшись, отказался, предпочтя остаться верным сенату и идеалам Республики. Однако это оставило его открытым для нападок оппонентов, в числе которых был трибун Клодий, невзлюбивший Цицерона с тех пор, как оратор дал против него показания на судебном процессе.

Клодий добивался принятия закона, осуждавшего должностное лицо, казнившего римского гражданина без суда, на изгнание. Закон был направлен в первую очередь против Цицерона. Цицерон обратился за поддержкой к Помпею и другим влиятельным лицам, однако не получил её; кроме того, он подвергся физическим преследованиям со стороны приверженцев Клодия. В апреле 58 года до н. э. он был вынужден уйти в добровольное изгнание и покинуть пределы Италии. В его отсутствие закон был принят, его имущество конфисковано, а дома сожжены. Изгнание подействовало на Цицерона крайне угнетающее, он подумывал о самоубийстве.

В сентябре 57 года до н. э. Помпей занял более жесткую позицию по отношению к Клодию (причиной тому послужили нападки трибуна). Помпей прогнал его с форума и добился возвращения Цицерона из ссылки с помощью народного трибуна Тита Анния Милона.

Вскоре после возвращения из изгнания Цицерон отошел от активной политической жизни. Он предается адвокатской и литературной деятельности. В 55 году он пишет диалог «Об ораторе», в 54 году приступает к работе над сочинением «О государстве».

В 51 году до н. э. он был назначен по жребию наместником Киликии, где успешно правил, пресек мятеж каппадокийцев, не прибегая к оружию, а также нанёс поражение разбойничьим племенам Амана, за что получил титул «императора».

Вернувшись в Рим, Цицерон застал усугубившееся после смерти Красса противостояние между Цезарем и Помпеем. В ходе гражданской войны Цицерон после долгих колебаний принял сторону Помпея, однако понимал, что на данном этапе вопрос уже не в том, будет ли Рим республикой или империей, а в том, кто - Цезарь или Помпей - будет императором, и считал оба варианта плачевными для государства.

После битвы при Фарсале (48 год до н. э.) Цицерон отказался от предложенного ему командования войском Помпея, и после стычки с Помпеем Младшим и другими военачальниками, обвинявшими его в предательстве, перебрался в Брундизий. Там он встретился с Цезарем и был им прощен. Во время правления Цезаря он ушёл с политической сцены Рима, так и не сумев примириться с диктаторством, и занялся сочинением и переводом философских трактатов.

После убийства Юлия Цезаря в 44 году до н. э. Цицерон вернулся к политике, решив, что со смертью диктатора республика может быть восстановлена. По этой причине был создан последний цикл речей - «Филиппики против Марка Антония», вернувший оратору былую популярность. Эти речи Цицерон назвал так в подражание речам Демосфена, в которых тот обличал царя Филиппа II Македонского. 2 сентября 44 г. до н. э. Цицерон выступил с «Первой филиппикой против Марка Антония», в которой оратор не просто ставит под сомнение нововведенные Антонием законы, но и доказывает, что они не имеют никакого отношения к политике Цезаря, ибо, по словам Цицерона, если спросить самого диктатора, «что именно совершил он в Риме, нося тогу, он ответил бы, что законов он провел много и притом прекрасных».

Важно отметить, что это не панегирик умершему диктатору, а дань уважения ему как патриоту государства; что касается оценки деятельности Цезаря как политика, то Цицерон считает ее антиобщественной и аморальной, его убийц называет «освободителями отечества», их деяние - «величайшим и прекраснейшим поступком». В этой речи Цицерон намерен «свободно высказывать все, что думает о положении государства». Это был величайший акт гражданского мужества, ибо опытный политик, проживший жизнь на римском форуме, Цицерон не мог не понимать, что Антоний и для государства, и для него лично представлял гораздо большую опасность, чем Катилина. Однако оратор принял вызов и довел свою борьбу до конца. На речь Антония в сенате 19 сентября Цицерон ответил памфлетом «Вторая филиппика против Марка Антония», написанным в виде речи. Гений Цицерона здесь сдержан, могуч и прекрасен в своей соразмерности. Вся палитра ораторских приемов и риторических ухищрений представлена в своих лучших проявлениях. При этом, несмотря на то что Цицерон начинает с апологии себя, эта апология представлена защитником законности и гражданских интересов, который отстаивает свою позицию только с помощью красноречия.

Крайне важно отметить, что государственная деятельность Антония, по мнению Цицерона, есть преступление против римской свободы еще более тяжкое, чем преступления «тирана» Цезаря, который «отличался одаренностью, умом, памятью, образованием, настойчивостью, умением обдумывать свои планы, упорством».

Как утверждает Цицерон, Антоний был тем, кто спровоцировал худшие деяния будущего диктатора, ибо он и консул Гай Курион подали Цезарю «повод для объявления войны отчизне». «Как Елена для троянцев, так Марк Антоний для нашего государства стал причиной войны, мора и гибели», - подчеркивает оратор. Будучи уверенным в победе и убежденным в грядущем освобождении Рима, Цицерон не мог ожидать предательства со стороны Октавиана Августа, племянника и наследника Цезаря, который вступил в сговор с поверженным Марком Антонием и Марком Эмилием Лепидом, и, образовав Второй Триумвират, они двинули войска на Рим. Лишенный защиты сенат признал их власть. Антоний добился того, чтобы имя Цицерона вошло в проскрипционные списки «врагов народа», которые триумвиры обнародовали немедленно после образования союза.

Цицерон пытался бежать в Грецию, однако убийцы настигли его 7 декабря 43 г. до н. э., недалеко от его Тускулланской виллы. Когда Цицерон заметил догоняющих его убийц, он приказал рабам, несущим его: «Поставьте тут же паланкин», а потом, высунув голову из-за занавеси, подставил шею под меч центуриона, посланного убить его. Отрубленные голова и руки лучшего писателя «золотого века» римской литературы были доставлены Антонию и затем помещены на ораторской трибуне форума. По преданию, жена Антония Фульвия втыкала в язык мертвой головы булавки, а затем, как рассказывает Плутарх, «голову и руки приказали выставить на ораторском возвышении, над корабельными носами, - к ужасу римлян, которым казалось, будто они видят не облик Цицерона, но образ души Антония...».

Посвятил Цицерону стихотворение. В нём автор пытается утешить литературного героя, сожалеющего о закате Рима, тем, что он может считать себя возвышенным богами, так как стал свидетелем такого великого и трагического исторического момента.

Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал - и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»
Так!.. Но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавый!..

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был -
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!