Краткое сообщение о булате окуджаве. Окуджава Булат: биография, личная жизнь, творчество, память

Его отец — Шалва Окуджава — был по национальности грузином, мать — Ашхен Налбандян — армянкой.

В 1934 году с родителями переехал в Нижний Тагил, где отца назначили первым секретарем городского комитета партии, а мать — секретарем райкома.

В 1937 году родители Окуджавы были арестованы. 4 августа 1937 года Шалва Окуджава по ложному обвинению был расстрелян, Ашхен Налбандян сослана в Карагандинский лагерь, откуда вернулась лишь в 1955 году.
После ареста родителей Булат с бабушкой жил в Москве. В 1940 году переехал к родственникам в Тбилиси.

С 1941 года, с начала Великой Отечественной войны, работал токарем на оборонном заводе.

В 1942 году, после окончания девятого класса, ушел добровольцем на фронт. Служил на Северо-Кавказском фронте минометчиком, затем радистом. Был ранен под Моздоком.

«В сорок втором году, после девятого класса, семнадцати лет, я добровольно ушел на фронт. Воевал, был минометчиком, рядовым, солдатом. В основном — Северокавказский фронт. Ранен под Моздоком из немецкого самолета. А после излечения — тяжелая артиллерия резерва Главного командования…
Вот и все, что мне удалось повидать.

До Берлина я не дошел.

Я был очень смешной солдат. И, наверное, толку от меня было немножко. Но я очень старался делать так, чтобы все были довольны. Я стрелял, когда нужно было стрелять. Хотя честно вам скажу, что не с большой любовью я стрелял, потому что убивать людей — это не очень приятная вещь. Потом — я очень боялся фронта.

Первый день я попал на передовую. И я, и несколько моих товарищей, такие же, как я, семнадцатилетние, очень бодро и счастливо выглядели. И на груди у нас висели автоматы. И мы шли вперед в расположение нашей батареи. И уже представляли каждый в своем воображении, как мы сейчас будем прекрасно воевать и сражаться.

И в тот самый момент, когда наши фантазии достигли кульминации, вдруг разорвалась мина, и мы все упали на землю, потому что полагалось падать. Но мы упали, как полагалось, а мина-то упала от нас на расстоянии полукилометра.

Потом все, кто находился поблизости, шли мимо нас, а мы лежали. Все проходили по своим делам, а мы лежали. Потом мы услышали смех над собой. Подняли головы. Поняли, что пора уже вставать. Встали и тоже пошли.

Это было первое наше боевое крещение. Тогда я первый раз узнал, что я трус. Первый раз. Кстати, должен вам сказать, что до этого я считал себя очень храбрым человеком, и все, кто был со мной, считали себя самыми храбрыми.

А потом шла война. Я многое узнал и увидел… И еще узнал, что все, кто были со мной, они тоже боялись. Одни показывали вид, другие не показывали. Все боялись. Это немножечко утешило.

Впечатление от фронта было очень сильное, потому что я был мальчишкой. И потом уже, впоследствии, когда я стал писать стихи, первые мои стихи были на военную тему. Много было стихотворений. Из них получились песни. Из некоторых. Это были в основном грустные песни. Ну, потому что, я вам скажу, ничего веселого в войне нет».



Будучи полковым запевалой, в 1943 году на фронте сочинил свою первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось…», текст которой не сохранился.
Окуджава: «Ничего веселого в войне нет».
В 1945 году Окуджава демобилизовался и вернулся в Тбилиси, где экстерном сдал экзамены за среднюю школу.
В 1950 году окончил филологический факультет Тбилисского государственного университета, работал учителем — сначала в сельской школе в селе Шамордино Калужской области и в районном центре Высокиничи, затем в Калуге.
Подрабатывал корреспондентом и литературным сотрудником калужских областных газет «Знамя» и «Молодой ленинец».

Первое стихотворение Окуджавы было опубликовано в 1945 году в газете Закавказского военного округа «Боец РККА». Затем стихи поэта регулярно печатались и в других газетах.

В 1946 году Окуджава написал первую из сохранившихся песен «Неистов и упрям».

В 1956 году, после выхода в Калуге первого сборника стихов «Лирика», Булат Окуджава вернулся в Москву, работал заместителем редактора по отделу литературы в газете «Комсомольская правда», редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». Принимал участие в работе литобъединения «Магистраль».

В 1959 году в Москве вышел второй поэтический сборник поэта «Острова».

В 1962 году, став членом Союза писателей СССР, Окуджава ушел со службы и полностью посвятил себя творческой деятельности.
Автор сборников лирики «Веселый барабанщик» (1964), «По дороге к Тинатин» (1964), «Март великодушный» (1967), «Арбат, мой Арбат» (1976) и других.

В 1996 году вышел последний поэтический сборник Окуджавы — «Чаепитие на Арбате».

C 1960 х годов Окуджава много работал в жанре прозы. В 1961 году в альманахе «Тарусские страницы» была опубликована его автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» (отдельным изданием вышла в 1987 году), посвященная вчерашним школьникам, которым пришлось защищать страну от фашизма. Повесть получила отрицательную оценку официальной критики, обвинившей Окуджаву в пацифизме.

В 1965 году Владимиру Мотылю удалось экранизировать эту повесть, дав фильму название — «Женя, Женечка и «катюша». В последующие годы Окуджава писал автобиографическую прозу, составившую сборники рассказов «Девушка моей мечты» и «Заезжий музыкант», а также роман «Упраздненный театр» (1993).
В конце 1960 х годов Окуджава обратился к исторической прозе. Отдельными изданиями вышли повести «Бедный Авросимов» (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы «Путешествие дилетантов» (1976 — первая часть; 1978 — вторая часть) и «Свидание с Бонапартом» (1983).

Стихотворные и прозаические произведения Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира.

Со второй половине 1950 х годов Булат Окуджава начал выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнитель, став одним из общепризнанных основоположников авторской песни.
Окуджава является авторов более 200 песен
Наиболее ранние из известных песен Окуджавы относятся к 1957−1967 годам («На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и др.). Магнитофонные записи его выступлений мгновенно разошлись по стране. Песни Окуджавы звучали на радио, телевидении, в кинофильмах и спектаклях.

Концерты Окуджавы проходили в Болгарии, Австрии, Великобритании, Венгрии, Австралии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Франции, Германии, Польше, США, Финляндии, Швеции, Югославии и Японии.

В 1968 году в Париже вышел первый диск с песнями Окуджавы. С середины 1970 х годов его диски выходили и в СССР. Помимо песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевел на русский язык.
Концерты Окуджавы проходили в Европе, США, Канаде и Японии
Всенародную славу исполнителю принес фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» (1970), в котором исполнялась песня на слова поэта «Здесь птицы не поют…».

Окуджава — автор и других популярных песен для таких кинофильмов как «Соломенная шляпка» (1975), «Женя, Женечка и «катюша» (1967), «Белое солнце пустыни» (1970), «Звезда пленительного счастья» (1975). В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80 фильмах.

В 1994 году Окуджава написал свою последнюю песню — «Отъезд».

Во второй половине 1960-х Булат Окуджава выступил как соавтор сценария картин «Верность» (1965) и «Женя, Женечка и «катюша» (1967).

В 1966 году написал пьесу «Глоток свободы», которая через год была поставлена сразу в нескольких театрах.

В последние годы жизни Булат Окуджава был членом учредительного совета газеты «Московские новости», «Общей газеты», членом редколлегии газеты «Вечерний клуб», членом Совета общества «Мемориал», вице президентом русского ПЕН центра, членом комиссии по помилованиям при президенте РФ (с 1992 года), членом комиссии по Государственным премиям РФ (с 1994 года).

23 июня 1995 года состоялся последний концерт Окуджавы в штаб квартире ЮНЕСКО в Париже.

12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался в одной из клиник Парижа. Согласно завещанию, был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Окуджава был женат дважды.

От первого брака с Галиной Смольяниновой у поэта был сын Игорь Окуджава (1954−1997).

В 1961 году он познакомился со своей второй супругой — племянницей известного физика Льва Арцимовича — Ольгой Арцимович. Сын от второго брака Антон Окуджава (1965 года рождения) — композитор, аккомпаниатор отца на творческих вечерах последних лет.

В 1997 году в память о поэте указом Президента РФ было утверждено положение о Премии имени Булата Окуджавы, присуждаемой за создание произведений в жанре авторской песни и поэзии, вносящих вклад в российскую культуру.

В октябре 1999 года открылся Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы в Переделкино.

В мае 2002 года в Москве у дома 43 на Арбате был открыт первый и самый известный памятник Булату Окуджаве.

Фондом Булата Окуджавы ежегодно проводится вечер «Заезжий музыкант» в Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве. Фестивали имени Булата Окуджавы проходят в Колонтаево (Московская область), на Байкале, в Польше и в Израиле.

Булат Окуджава был женат дважды, но тех, в кого он влюблялся, было гораздо больше. И как бы ни заканчивались любовные истории поэта, он продолжал преклоняться перед Его Величеством Женщиной…

Школьная любовь

Нижний Тагил, напряженные предвоенные годы. Булат учится в четвертом классе и впервые в жизни влюблен — в одноклассницу Лелю. Та относится к нему спокойно, не выделяя из толпы других мальчишек, но Булат не оставляет ухаживаний.

В школе часто случались перебои с электричеством, и едва лампочка в очередной раз гасла, он мчался к Лелиной парте, садился рядом и молча прижимался к ней плечом.


Когда родители решили перевести Булата в другую школу, для него это стало настоящим ударом. Бесконечно скучая, он отправил девочке свою фотографию с подписью «Леле от Булата». Ответа не было, и тогда Булат отправился в старую школу, чтобы взглянуть на нее хоть одним глазком.

«Рассказываю я, значит, тему по истории и вдруг вижу: за окном маячит знакомая физиономия. Чуть в обморок не грохнулась. После уроков Булат проводил меня до дома. Шёл сзади, нёс мой портфель и, как всегда, молчал», — вспоминала через много лет та самая Леля — Ольга Николаевна Мелещенко.

Их следующая встреча состоялась только через 60 лет, в нижнетагильском литературном клубе «При свечах». Свою первую любовь поэт не узнал, но когда ему представили Ольгу Николаевну, очень растрогался. За три года женщина получила от него девять писем, которые перестали приходить лишь после смерти Окуджавы.

Несбывшаяся любовь

На войну Окуджава пошел добровольцем, но до 45-го не дослужил — его комиссовали из-за тяжелого ранения. Булат ненадолго приехал в Москву к родственникам (отца расстреляли еще в 1937-м по ложному доносу, а мать арестовали как жену врага народа). На московском Арбате Булат познакомился с девушкой Валей.

Школьная история повторилась: она разрешала за собой ухаживать, но дальше дело не пошло — Валя отдала предпочтение товарищу Булата. Но он так влюбился, что стал писать стихи:

Сердце своё, как в заброшенном доме окно, Запер наглухо, вот уже нету близко… И пошёл за тобой, потому что мне суждено, Мне суждено по свету тебя разыскивать… Он нигде не будет публиковать эти строчки — слишком личное. Но Валя их сохранит. И когда станет известной на всю страну Валентиной Леонтьевой, часто будет вспоминать их автора — символа поколения Булата Окуджаву.

Она никогда не стала бы искать с ним встречи, если бы не просьба редактора телевидения, который хотел пригласить Окуджаву в эфир. Леонтьева чувствовала себя неловко, но все же набрала номер поэта, а чтобы он ее узнал, процитировала то самое стихотворение. Булат и подумать не мог, что «тетя Валя» из телевизора — это его послевоенная любовь. Спустя 50 лет после их последней встречи он подарил ей сборник своих стихов, страшно сожалея об упущенном времени: «Сколько всего могло быть иначе…»

Первая жена


После Москвы был Тбилиси. Здесь Булат Окуджава поступил в институт, получил диплом и стал работать по специальности — учителем. Вместе с ним учительствовала и его первая жена — Галина Смольянинова. Они познакомились еще в студенчестве, и Галя смогла дать Булату то, чего ему так отчаянно не хватало — заботу, домашний уют, тепло родного очага. Рано потерявший родителей, он тосковал без семьи и поэтому поспешил создать свою. Именно Галина вдохновила Булата на то, чтобы попробовать переложить стихи на музыку — у нее был прекрасный голос и слух. Известие о том, что они станут родителями, обрадовало обоих, но беременность закончилась трагедией: дочка умерла вскоре после родов. Брак дал трещину, хотя и Булат, и Галина прилагали все усилия, чтобы его спасти. Не помогло и рождение сына Игоря. Окуджава уже был известным поэтом: перевез семью в Москву, посещал с Галиной собрания литераторов, но это была лишь ширма, за которой два отдалившихся друг от друга человека никак не решались на окончательный разрыв. Пока на одном из дружеских вечеров Окуджава встретил Ольгу Арцимович.

Вторая жена

Она клянется, что в тот вечер понятия не имела, кто такой Булат Окуджава. Полностью посвятившая себя науке, девушка не читала стихов, не слушала песен. Но увидев Окуджаву сразу поняла — это Гений. «Жена не имеет права говорить о муже в таких выражениях. Но я тогда в самом деле понятия не имела, кто он такой, и потому с полным правом подумала: вот гений. И никогда с тех пор этой точки зрения не изменила», — рассказывала Арцимович. На следующий день он пригласил ее на встречу в Центральный дом литераторов. Они проговорили три часа без перерыва, почувствовав невероятное душевное родство — даром что он был лириком, а она физиком. В тот же вечер Окуджава попросил Ольгу стать его женой. Он развелся с Галиной, она порвала с мужем. Жить стали в Ленинграде у Ольги. Семейное счастье через год омрачилось настоящей драмой. Первая жена Окуджавы, внешне спокойно воспринявшая их развод, через год скончалась от сердечной недостаточности. Булат порывался забрать к себе их сына Игоря — но родственники Гали не разрешили. Да и как бы они поместились в крошечной ленинградской комнате с двумя детьми (Ольга к тому времени родила Булата-младшего)? Ранний уход Гали (ей было всего 39) и трагическая судьба сына до конца жизни были непрекращающейся болью Булата Шалвовича. Игорь вырос слабовольным и ведомым, попал в плохую компанию, стал употреблять наркотики. Умер в 43 года — за несколько месяцев до смерти отца.

Последняя любовь


Их встреча произошла случайно, но Наталья утверждает, что предчувствовала ее с того момента, когда впервые услышала «Молитву» Окуджавы. 3 апреля 1981 года, ей 26, он на 30 лет старше. Но любовь накрыла обоих с головой. Окуджава выступал в Институте советского законодательства, где работала Наташа Горленко. На встрече с сотрудниками поэта окружили девушки, которые кричали наперебой: «Вы бы послушали, как она поет!». Она смущалась, он улыбался. Уже выйдя из института, Окуджава увидел, что Наташа его догоняет, и предложил проводить. Она отказалась — ее ждал муж. Через пять месяцев в жизни девушки произошла та же самая трагедия, которую когда-то пережил Окуджава: после родов умер ее ребенок. Пытаясь справиться с болью, она набрала его номер и предложила встретиться. Так начался их тайный роман. «Мы постоянно куда-то неслись, меняя поезда и машины. Он особенно раскрывался, когда мы уезжали из Москвы. В дороге, в вагонах, в бесконечном мелькании телеграфных столбов… Он даже стихотворение на эту тему написал: «Все влюблённые склонны к побегу…», — рассказывала Наталья. Обладательница красивого голоса, скоро она начала сопровождать его на концертах, где иногда срывала аплодисментов больше, чем сам Окуджава. Он очень этим гордился. «Птичкин», — называл поэт свою последнюю любовь. Его мучило постоянное чувство вины — и перед Наташей, и перед Ольгой. Развестись с женой Окуджава так и не решился, вместо этого они на целых семь лет расстались с Натальей. Она успела выйти замуж, родить сына, потом развестись. И все это время чувствовала все, что происходит с Булатом. Когда он на руках у Ольги умирал в Париже, «скорую» пришлось вызывать и Горленко. Придя в себя, она узнала о смерти поэта.

Окуджава Булат Шалвович - российский поэт, композитор, прозаик, литератор. Широко известен в качестве одного из самых ярких исполнителей авторской песни в СССР в 50-80-е годы прошлого века. Более двухсот различных композиций входили в репертуар, который исполнял Окуджава Булат. Биография этого человека, ставшего ярким символом так называемой эпохи шестидесятников, а также одним из самых ярких писателей и музыкантов своего поколения, предлагается вашему вниманию.

Довоенное время

Жизнь Булата Окуджавы была драматичной и необычной. Немногим известно, что ему дали имя Дориан при рождении, назвав в честь героя романа Оскара Уайльда. Окуджава Булат, биография которого предлагается в этой статье, родился в Москве 9 мая 1924 года. Родители его были убежденными коммунистами. Шалва Окуджава, отец, был грузином, приехал в Москву, чтобы учиться в Коммунистической академии. Ашхен Налбаднян, мать, армянка, была в близком родстве с Ваганом Терьяном, известным поэтом из Армении.

В 1926 году, по окончании учебы родителей, семья вернулась в Тбилиси. Отец Булата сделал партийную карьеру: он работал в горкоме партии в этом городе, был комиссаром дивизии. Но после конфликта с Берией Шалва Окуджава попросил работу в России и был отправлен на Урал. Здесь он трудился сначала парторгом в Нижнем Тагиле при строительстве завода, после чего был назначен первым секретарем местного горкома партии.

Булат Окуджава свое обучение начал на русском языке в Тбилиси, а затем в Нижнем Тагиле, куда вместе с матерью переехал вслед за своими отцом. Карьеру Шалвы прервал Как и у многих других членов партии, считавшихся "ненадежными", его дальнейшая судьба была следующей: сначала ссылка в лагерь, после чего - расстрел. Это было тяжелое время, которое пережил Булат Окуджава. Биография, семья, происхождение поэта отразились позже в его творчестве. Мать мальчика вернулась вместе с сыном в Москву, и они стали жить на Арбате. Ее арестовали в 1938 году, отправили в специальный лагерь для жен "изменников Родины". Она вернулась оттуда лишь спустя 17 лет, в 1955 году.

Окуджава Булат, биография которого началась драматично, в течение своей жизни старался не вспоминать об этом времени. Лишь в 1993 году, на склоне лет, он рассказал о трагических семейных событиях в своем романе "Упраздненный театр".

Булат Окуджава в 1940 году вернулся в Тбилиси, где жили его родственники. После окончания школы он поступил на завод и работал некоторое время учеником токаря.

После наступления Великой Отечественной, в 1942 году, 17-летний юноша отправился добровольцем на фронт. Он служил радистом артиллерии, минометчиком, участвовал во многих боях. Именно в то время создал одну из своих первых песен под названием "Нам в теплушках не спалось". В 1943 году после серьезного ранения, полученного под Моздоком, Булат Шалвович был отправлен за линию фронта, в тыл.

Начало литературной деятельности

Демобилизовавшись по окончании войны, Булат Окуджава, краткая биография которого сейчас освещается, сдал экстерном экзамены за среднюю школу. Затем, в 1950 году, он окончил филологический факультет Тбилисского университета и уехал в Калужскую область, в село Шамордино, где преподавал литературу и русский язык в школе. Через шесть лет в местном издательстве Калуги был опубликован его первый стихотворный сборник под названием "Лирика". А в 1954 году в газете "Молодой ленинец" были напечатаны стихи, которые написал Окуджава Булат Шалвович. Биография его далее связана с Москвой.

Возвращение в столицу

После знаменитого XX съезда компартии, в 1956 году, когда был осужден ее членами реабилитировали мать Окуджавы. Вместе с сыном она переехала в Москву по разрешению правительства. В этом же году Булат Шалвович стал членом КПСС.

Активная деятельность его на литературном поприще началась с 1957 года. Он работал в то время в "Комсомольской правде", "Литературной газете" и "Молодой гвардии" редактором. Повесть Булата Окуджавы "Будь здоров, школяр" в 1961 году была включена в литературный альманах "Тарусские страницы", составлял который известный писатель (именно по этой повести режиссер В. Мотыль снял в 1965 году фильм "Женя, Женечка и Катюша").

Возросшая популярность

В данный период известность Окуджавы стала все возрастать. Его начинали узнавать и как исполнителя, и как автора своих песен. В 1956-1966 годах он сочинил множество композиций, пользующихся любовью и популярностью по настоящее время "Голубой шарик", "Полночный троллейбус", "О Леньке Королеве", "Песня о муравье", "Сентиментальный марш", "Не бродяги, не пропойцы" и многие другие).

Булат Шалвович в Москве работал, как мы уже упоминали, редактором, после чего - заведующим отделом поэзии в "Литературной газете". Он входил в объединение "Магистраль", был одним из наиболее активных его членов. В 1962 году Булат Шалвович был принят также в Союз писателей.

Первые его сочинения, надо сказать, были весьма прохладно встречены официальной критикой. Например, в повести "Будь здоров, школяр" усмотрели пацифистские настроения, выражающиеся в восприятии молодым человеком войны, события которой отразила и биография Булата Окуджавы. Краткое содержание этого произведения следующее: в нем рассказывается о попавшем на фронт 17-летнем юноше, о том, как мальчишки, еще недавно бывшие школьниками, пропускали через себя и понимали войну, как она меняла людей и разбивала иллюзии. Познакомиться с этой повестью можно и по вышеупомянутому фильму "Женя, Женечка, Катюша". Булат Окуджава, биография и творчество которого очень интересны, выразил в этом произведении свои мысли и чувства, пережитые им самим. Резкому осуждению в начале 1960-х годов подверглись почти все песни, так как Союз писателей высказал мысль, что они не изображают подлинные чаяния и настроение советской героической молодежи.

Окуджава в конце 1960-х годов обратился к изучению и осмыслению исторических событий. В это время он написал роман "Бедный Авросимов", посвященный Павлу Пестелю, а также пьесу "Глоток свободы" о Михаиле Бестужеве. В тот же период он заинтересовался биографией Толстого, в частности тем, почему этого писателя постоянно преследовали жандармы. "Похождения Шипова", авантюристический роман, стал итогом этих изысканий. Данные произведения получили весьма неоднозначную оценку со стороны официальной критики, однако среди интеллигенции были восприняты положительно, стали очень популярны.

Песни, написанные для кинофильмов

В 1962 году Булат Шалвович впервые участвовал в создании кино: он исполнил песню "Полночный троллейбус" собственного сочинения в фильме под названием "Цепная реакция". Всенародная слава пришла к Окуджаве в 1970 году, после того как вышла кинолента "Белорусский вокзал", в которой звучала композиция "А нынче нам нужна одна победа" - одна из самых лучших в его творчестве. Окуджава позднее рассказывал, что когда режиссер предложил ему написать для этого фильма песню, сначала он отказался.

Предстояло не просто создать композицию, но именно со стилизацией текста под поэтическое творчество периода Великой Отечественной войны, так как, согласно сюжету, исполнять ее должен был обычный солдат, сидящий в окопе фронтовой поэт, сочиняющий о своих друзьях нехитрые строки, а не профессионал. Такая задача Булату Шалвовичу показалась очень непростой, поскольку о войне он всегда писал с позиции человека, который живет уже в мирное время, а ведь на фронте по-другому думали, говорили, пели. Однако память подсказала музыкальную интонацию и верные слова. После такого опыта Булат Шалвович стал автором множества популярных песен, созданных для более чем восьмидесяти кинофильмов.

Вольнодумство

Окуджава с 1961 года оставил работу по найму, решив посвятить себя исключительно творчеству. В то время он любил этой независимостью бравировать. Стихи его издавались за границей, он подписал письмо в защиту Синявского и Даниэля. Как ни странно, наказания за подобное "вольнодумство" так и не последовало.

Песенное творчество

Биография этого автора будет неполной, если не указать на такую важную ветвь его творчества, как авторская песня. Первый концерт состоялся в Харькове в 1961 году. Первые пластинки появились в Польше и Париже в 1968 году, а с середины 1970-х записи песен стали выходить и в нашей стране.

Последние годы

Подошел к концу наш рассказ о таком великом человеке, как Окуджава Булат Шалвович. Краткая биография в аспекте последних лет его жизни неразрывно связана с перестройкой. В этот период он принимал в жизни страны активное участие. В 1990 году Окуджава Булат, биография которого была представлена в этой статье, покинул КПСС. Последний концерт исполнителя состоялся в Париже в июне 1995 года, а через два года Окуджава скончался в Кламаре, парижском пригороде.

В.А. Зайцев

Имя Булата Окуджавы широко известно читателям и любителям поэзии. Его невозможно отделить не только от своеобразного социокультурного явления 1950-90-х годов - авторской песни, одним из основоположников которой он был, но и от главных путей развития отечественной лирической поэзии и - шире - литературы второй половины XX столетия. О его произведениях и творчестве опубликовано немало рецензий и критических статей, - быть может, особенно обильным в этом плане было «скорбное лето девяносто седьмого». И все же феномен Окуджавы, секрет воздействия его поэтического слова, специфика художественного мира во многом остаются тайной и загадкой и все еще нуждаются в тщательном изучении, привлекают и будут привлекать пристальное внимание исследователей.

Булат Шалвович Окуджава (1924-1997) родился в Москве. Детство его прошло на Арбате, в тех самых дворах и переулках, память о которых стала его поэтической памятью, несшей в себе не только светлые воспоминания, но и черты сложной, трагической эпохи. В 1937 году был арестован, обвинен в «троцкизме» и вскоре расстрелян его отец, мать была отправлена в лагеря. Мальчик остался с бабушкой.

Когда началась Великая Отечественная война, он жил у родственников в Грузии. В 1942 г. ушел добровольцем на фронт, воевал - сначала минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии, был ранен, и все это сказалось на его дальнейшей творческой судьбе. Впервые стихи его были опубликованы в армейских газетах Закавказского военного округа в 1945 г. После войны окончил Тбилисский университет и несколько лет работал учителем русского языка и литературы в Калужской области и затем в самой Калуге. Там и вышел его первый поэтический сборник «Лирика» (1956), о котором он позже вспоминал: «Это была очень слабая книга, написанная человеком, страдающим калужской провинциальной самонадеянностью». Вскоре он переезжает в Москву, где в 1959 г. выходит его книга «Острова», стихи которой привлекают внимание читателей и свидетельствуют о рождении большого художника со своим неповторимым поэтическим миром.

За годы творческой деятельности Окуджава ярко проявил себя как самобытный поэт и прозаик, автор ряда поэтических книг: «Веселый барабанщик» (1964), «По дороге к Тинатин» (1964), «Март великодушный» (1967), «Арбат, мой Арбат» (1976), «Стихотворения» (1984), «Посвящается вам» (1988), «Избранное» (1989), «Песни Булата Окуджавы» (1989), «Капли Датского короля» (1991), «Милости судьбы» (1993), «Зал ожидания» (1996), «Чаепитие на Арбате» (1996).

Его перу принадлежат исторические романы «Глоток свободы» («Бедный Авросимов»), «Путешествие дилетантов», «Свидание с Бонапартом», автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» (1961) и рассказы (книга «Девушка моей мечты», 1988), киносценарии «Верность», «Женя, Женечка и «катюша», роман - «семейная хроника» - «Упраздненный театр» (1995). Отвечая на вопросы, связанные с его обращением к прозе, поэт говорил: «Видите ли, между поэзией и прозой своей я принципиальной разницы не делаю: для меня это явления одного порядка... Потому что и там, и там я выполняю главную задачу, которая стоит передо мной, рассказывая о себе средствами, которые в моем распоряжении... Лирический герой у меня одинаковый и в стихах, и в прозе».

Творческая деятельность Окуджавы многообразна. Но наибольшую известность ему уже на раннем этапе принесли, как он сам их называл, «скромные городские песенки», которые в его собственном исполнении, под аккомпанемент гитары нашли пути к сердцам многочисленных слушателей, вызвав к жизни ряд других столь же самобытных явлений авторской песни (Н. Матвеева, А. Галич, В. Высоцкий, позднее В. Долина и др.).

Хотя Окуджава и заявил о себе впервые в конце 50-х годов вместе с поэтами «оттепельной» поры - «шестидесятниками» (Е. Евтушенко, А. Вознесенским, Б. Ахмадулиной и др.), но по сути он все же один из поэтов военного или фронтового поколения - тех, чей талант формировался в жестоких испытаниях, на переднем крае, под артиллерийским и пулеметным обстрелом, в окопах и землянках Отечественной войны.

Выступая перед слушателями еще в 1961 г., поэт отмечал: «Большинство стихов моих - и те, которые читаю, и те, которые пою, - на военную тему. Когда мне было 17 лет, я из девятого класса ушел на фронт. И я тогда стихов не писал, а потом, очевидно, эти впечатления юности были настолько сильны, что они до сих пор идут за мной по пятам. Вот чтоб вас не удивляло преобладание военной темы у меня». Поэтому естественно, что в его стихах и песнях столь важное место занимают опыт и впечатления, образы и мотивы, обусловленные войной. Сами названия стихов говорят об этом: «Первый день на передовой», «Песенка о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики», «Песенка о пехоте», «Не верь войне, мальчишка», «Из фронтового дневника» и др. В них раскрывается духовный мир человека, прошедшего испытание огнем и сохранившего в душе веру, надежду и любовь ко всему живому на земле.

Для поэта и его героя характерно острое неприятие, отрицание войны - именно как гибели и разрушения, и в то же время - утверждение жизни, вера в ее торжество, в победу над смертью: «Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, / не жалейте ни пуль, ни гранат / и себя не щадите, / и все-таки / постарайтесь вернуться назад».

Но тематический и образный диапазон песен Окуджавы никак не исчерпывается войной. В его лирике утверждается красота и поэзия обычной будничной жизни. В ней хорошо ощутима земная основа, жизненная почва, на которой вырастает чувство-переживание, и вместе с тем - романтическая окрыленность в восприятии и творческом воссоздании самых обыденных явлений.

Мы земных земней. И вовсе к черту сказки о богах!
Просто мы на крыльях носим то, что носят на руках.
Просто нужно очень верить этим синим маякам,
и тогда нежданный берег из тумана выйдет к вам.

На протяжении всего творческого пути раскрывается, последовательно углубляясь и поворачиваясь разными гранями, целостный и динамический художественный мир Б. Окуджавы. Это вполне реальный, земной, но вместе с тем и возвышенный, романтический мир поэта, неустанно преображающего действительность творческой фантазией. По верному замечанию Л.А. Шилова, в его стихах «обыденное может мгновенно превратиться в сказочное», и это одно из существенных внутренних свойств его художнической манеры.

В художественной системе Окуджавы будничное и земное буквально на наших глазах претворяется в необычное и возвышенно-романтическое, образуя «свой поэтический мир, свой поэтический материк», наличие которого он так ценил в творчестве более молодых собратьев по поэтическому цеху, создателей авторской песни: В. Высоцкого, Н. Матвеевой, Ю. Кима и др.

Несомненна роль тропов в сотворении этого поэтического мира у самого Окуджавы. В его песнях перед нами предстает «Женщина, ваше величество», чьи глаза - «словно неба осеннего свод», «две холодных звезды голубых», они подобны «синим маякам», напоминают «нежданный берег», который становится «близким берегом». Т.е. необычное оказывается рядом: «она на нашей улице живет», у нее «обветренные руки и старенькие туфельки», «пальтишко... легкое на ней»...

В метафорах Окуджавы сливается, сопрягается обыденное, земное и романтическое, устремленное ввысь и вдаль, небесное и морское. В его стихах обычная московская улица течет, «как река», ее асфальт прозрачен, «как в реке вода». В них «Полночный троллейбус плывет по Москве, / Москва, как река, затухает...» Все происходящее воспринимается в окружении водной стихии: «за столом семи морей», и даже «Время идет, хоть шути - не шути, / как морская волна вдруг нахлынет и скроет...»

В поэтическом мире Окуджавы важнейшее место занимает тема и образ родины, родного дома и дороги, мотив движения и связанной с ним надежды, нравственно-философское осмысление жизни, самых основ бытия, и - уже как форма воплощения всего этого - музыкальное и живописное начало. Все это вместе и образует живую, целостную, движущуюся художественную систему.

Одна из ключевых для Окуджавы тема родины находит в его творчестве многогранное поэтическое воплощение. В этой связи надо, пожалуй, особо сказать о том, что можно назвать темой «малой родины», «страны детства», связанной с Москвой и Арбатом, которому у него посвящено столько стихов и песен разных лет («На арбатском дворе...», «Арбатские напевы», «Арбатский романс», «Арбатское вдохновение», цикл «Музыка арбатского двора» и др.).

«Моя историческая родина - Арбат», - говорил Окуджава в одном из своих поздних выступлений. А в другом случае он пояснял: «Арбат для меня не просто улица, а место, которое для меня как бы олицетворяет Москву и мою родину».

Широко известна написанная еще в 50-е годы «Песенка об Арбате» («Ты течешь, как река. Странное название!..»). В ней за этой старинной московской улочкой для поэта встает нечто неизмеримо большее, необычайно раздвигается художественное пространство и время:

Пешеходы твои - люди не великие, каблучками стучат - по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моя религия, мостовые твои подо мной лежат.
От любови твоей вовсе не излечишься, сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты - мое отечество, никогда до конца не пройти тебя!

Комментируя свои стихи и, очевидно, осмысляя истоки собственного поэтического творчества и роль «малой родины» в его формировании, Окуджава замечал: «История Москвы по необъяснимой своей прихоти избрала именно этот район для наиболее полного самовыражения. У Арбата нет задворок, а есть вообще Арбат - район, страна, живая, трепещущая история, наша культура... Я даже подозреваю, что у него есть душа и она вот уже несколько столетий источает невидимые волны, благотворно действующие на наше нравственное здоровье».

Арбат, а вместе с ним и многие другие названия старинных московских улиц и площадей (Смоленская, Петровка, Волхонка, Неглинная, Малая Бронная, Тверская, Сивцев Вражек, Ильинка, Божедомка, Охотный ряд, Усачевка, Ордынка) не только воспроизводят складывавшуюся веками территорию, географическое пространство древней столицы, но и передают ее духовную атмосферу, внутренний мир ее жителя, ощутившего себя неотъемлемой частицей и живой, действенной силой многовековой истории страны и народа:

Не тридцать лет, а триста лет иду, представьте вы, по этим древним площадям, по голубым торцам. Мой город носит высший чин и звание Москвы, но он навстречу всем гостям всегда выходит сам.

Процитированное стихотворение «Московский муравей» стоит в ряду многих, воссоздающих романтически окрашенный облик родного города: «Песенка о московских ополченцах», «Песенка о московском трамвае», «Песенка о ночной Москве»...

И не случайно в последней из названных «песенок» как бы воспроизводится сам процесс рождения стиха, ложащегося на музыку, и на наших глазах возникает удивительно емкий, «ключевой» для лирики Окуджавы образ, проходящий рефреном в конце каждой строфы:

Но не только Москва и Арбат - старый, довоенный и послевоенный, но никак не сегодняшний - реконструированный - так близки и дороги поэту. «Арбат - мой дом, но и весь мир - мой дом...» - как бы вскользь, но весьма многозначительно заметил он в одном из стихотворений 70-х годов. И в этом смысле «малая» и духовная родина поэта - эпицентр художественного мира, беспредельно расширяющегося в пространстве и времени.

Характерны сами названия стихов: наряду с «Песенкой о ночной Москве» - «Ленинградская элегия», «Осень в Царском Селе», «По Смоленской дороге», «Разговор с рекой Курой», «Грузинская песня». За ними встает представление о большой, родной для него стране. Любви и верности ей посвящено стихотворение, которое так и называется «Родина». В стихах об Отечестве для поэта неразделимы природа, искусство, история, «вечные» темы и сами первоосновы бытия и творчества.

В «Грузинской песне» выразительна народно-поэтическая символика: животворящая и земная твердь, воздушная и водная стихии конкретизированы в зримых, пластически-живописных образах:

Виноградную косточку в теплую землю зарою, и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву, и друзей созову, на любовь свое сердце настрою... А иначе зачем на земле этой вечной живу?

И когда заклубится закат, по углам залетая, пусть опять и опять предо мною плывут наяву синий буйвол, и белый орел, и форель золотая... А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Сам поэт как-то заметил: «Это, в общем, на самом деле не совсем грузинская песня, но она смыкается по символике с грузинским фольклором, и я ее так назвал...».

Вместе с тем проходящий рефреном образ «земли этой вечной» сообщает стихотворению общечеловеческое звучание. Именно с ним, с этим образом «теплой» и «вечной» земли соотносится, из нее вырастает, в нее уходит и неизменно возрождается мотив бренной и прекрасной человеческой жизни в ее глубинных проявлениях самых нежных и сокровенных дружеских и любовных чувств и взаимоотношений («...и друзей созову, на любовь свое сердце настрою...»; «...и заслушаюсь я, и умру от любви и печали...»).

В лирике Окуджавы подкупает глубина духовности, нравственная чистота, утверждение правды и справедливости в человеческих отношениях. В его стихах раскрываются цельность и богатство внутреннего мира личности, щедрая гамма живых человеческих чувств: любви, дружбы, товарищества, нежности, доброты. Об этом говорят многие строки стихотворений-песен («Часовые любви на Смоленской стоят...»; «Отступает одиночество, / возвращается любовь»; «Как много, представьте себе, доброты...»; «...эти самые нежность и робость, / эти самые горечь и свет....»; «Возьмемся за руки, друзья...»).

Чувство поэта - широко и многогранно. Это любовь к женщине, матери, родине, миру, жизни, любовь выстраданная, исполненная милосердия к людям. И не случайно стихотворение «Музыкант» (1983) завершается строками: «А душа, уж это точно, ежели обожжена, / справедливей, милосерднее и праведней она».

«Я очень люблю эту личность (музыканта), - говорил Окуджава. - Люблю слова «музыка», «музыкант», «струна». Музыку я считаю важнейшим из искусств, даже выше, чем искусство слова». И действительно, музыка и ее создатель (исполнитель) музыкант является одним из центральных мотивов его поэзии.

Вспомним хотя бы стихотворение «Чудесный вальс», которое все от первой до последней строки «прошито» сквозными лейтобразами, несущими тему этого, по словам поэта, «важнейшего из искусств»: «Музыкант в лесу под деревом наигрывает вальс... Целый век играет музыка... Музыкант приник губами к флейте... А музыкант врастает в землю... Це­лый век играет музыка... А музыкант играет».

В стихах Окуджавы «задействованы» самые различные инструменты, образуя многозвучный оркестр, в котором каждый исполнитель ведет свою партию: звучат «ноты звонкие органа» и «трубы медные», голоса скрипки и флейты, кларнета и фагота... В его песнях «веселый барабанщик / в руки палочки кленовые берет», «выводит мелодию / какой-то грядущий трубач», «...кларнетист красив как черт! / Флейтист, как юный князь, изящен...» И сама музыка оживает на наших глазах, становясь одушевленным существом: «И музыка передо мной танцует гибко... / И музыки стремительное тело / плывет...» («Музыка»).

Художественный мир Окуджавы - движущийся, живой, постоянно меняющийся, звучащий и красочный, в нем щедро, разнообразно представлены образы и мотивы, связанные с живописью, творчеством художника. Об этом опять же свидетельствуют сами названия стихотворений («Живописцы», «Как научиться рисовать», «Фрески», «Батальное полотно», «Отчего ты печален, художник...»), - в последнем случае само слово получает расширительный смысл - это «живописец, поэт, музыкант», инструменты и орудие которого - «холст и краски, перо и смычок».

Очевидно, Окуджава мог бы повторить вслед за Н.Заболоцким: «Любите живопись, поэты!» В его стихах немало примеров мас­терства живописания словом - от программного «Живописцы, окуните ваши кисти / в суету дворов арбатских и в зарю...» - и до реализации этой программы, в частности, в уже цитированной «Грузинской песне», или, скажем, в стихотворении «Осень в Кахетии», отмеченном удивительной пластикой, живописностью, динамикой и одухотворенностью в изображении природы:

Вдруг возник осенний ветер, и на землю он упал. Красный ястреб в листьях красных словно в краске утопал. Были листья странно скроены, похожие на лица, - сумасшедшие закройщики кроили эти листья, озорные, заводные посшивали их швеи...

Листья падали на палевые пальчики свои.

И у самого порога, где кончается дорога, веселился, и кружился, и плясал хмельной немного лист осенний, лист багряный, лист с нелепою резьбой... В час, когда печальный ястреб вылетает на разбой.

Одним из определяющих в мире Окуджавы является мотив дороги: это и расставание с родным домом, и движение по бесконечным дорогам войны в стихотворениях «До свидания, мальчики...», «Песенка о солдатских сапогах». Но это и дорога как символ жизненного пути, в котором сегодняшняя житейская реальность сплетается и сливается с вечным, бытийным, космическим («По Смоленской дороге»). Мотив движения был заявлен уже в первых стихах-песнях («Полночный троллейбус», «Часовые любви», «Веселый барабанщик»),

«Жизнь моя - странствие...» - писал Окуджава, и это относится не только к движению в пространстве. Не случайно его «Главная песенка» в одноименном стихотворении - «кружит над скрещеньем дорог», и потому столь значимы сами названия стихов: «Песенка о дальней дороге», «Дорожная песня», «Дорожная фантазия»...

Художественный мир поэта всегда реальный и вместе с тем - фантастический. Кроме «Дорожной фантазии», в творчестве Окуджавы, особенно в 80-е годы, возникает целый ряд, серия фантазий, в частности, связанных с поездками за рубеж, но и не только: «Парижская фантазия», а также «Дунайская», «Калужская», «Японская», «Турецкая», «Американская»... Вместе с тем еще в 70-е годы Окуджава пишет емкое и многозначительное стихотворение, которое можно рассматривать как ироническое размышление по поводу не оправдавших себя социальных утопий:

О фантазии на темы торжества добра над злом!
В рамках солнечной системы вы отправлены на слом.
Торжествует эта свалка и грохочет, как прибой...
Мне фантазий тех не жалко - я грущу о нас с тобой.

В стихах и песнях Окуджавы всегда тесно переплетается социально-историческое и вечное, общечеловеческое. Его тяга к гармонии, к высветлению прекрасного в жизни и человеке, связанного с верой, надеждой и любовью, неотделима от ощущения драматизма и трагедийности бытия в мире.

В одном из сравнительно недавних стихотворений, посвященных Новелле Матвеевой, Окуджава так характеризовал время «оттепельных» надежд, породивших, в частности, и такое явление, как авторская песня: «Мы - романтики старой закалки / из минувшей и страшной поры. / Мы явились на свет из-под палки, / чтоб воспеть городские дворы». Романтическое мироощущение молодости, естественно, претерпело существенные изменения, впитав печаль и горечь «музы Иронии», побуждающей переосмыслить образы собственных стихов:

Покосился мой храм на крови, впрочем, так же, как прочие стройки. Новогодняя ель - на помойке.

Ни надежд, ни судьбы, ни любви...

Острое сопереживание вызывают страдания родной земли в трагедийно окрашенной элегико-романтической лирике Окуджавы последних лет. Вернувшемуся из зарубежной поездки поэту тяжелей всего было видеть «родины больной родимое лицо». Мысли о собственной жизни и судьбе отступают перед болью о судьбах страны и всего настрадавшегося мира. Отсюда - горестные строки: «Жалко лишь, что родина померкла, / что бы там ни пели про нее». Отсюда и скорбные раздумья о настоящем и будущем земли-планеты:

Пока еще жизнь не погасла, сверкнув, не исчезла во мгле...
Как было бы все распрекрасно на этой зеленой земле,
когда бы не грязные лапы, неправый вершащие суд,
не бранные клики, не залпы, не слезы, что речкой текут!

Остро социальные мотивы сплетаются в поздней лирике Окуджавы с философскими размышлениями. Печальный вывод и итог прожитых лет («Мгновенна нашей жизни повесть, / такой короткий промежуток...») не приводит к унынию, а лишний раз побуждает искать «золотое зерно» подлинной поэзии «меж вечным и меж быстротечным», «меж прожитым и меж грядущим...»

В стихотворной подборке-цикле «Уроки пальбы» («Знамя», 1997, №1) возникают новые мотивы, вобравшие опыт пережитого и выношенного в сердце. «Уроки пальбы бесполезны...», «...поля сражений нынче не по мне» - такова теперь гуманистическая и нравственно-эстетическая позиция поэта. Высшей ценностью для него еще и еще раз предстают «музыка стиха», «слова одинокого наплывы», «странной фразы тусклый силуэт», в которых он видит «особый смысл и вдохновенный свет». И сами истоки подлинной поэзии он находит в изначальных, вечных человеческих чувствах и переживаниях - простых и обычных, лишенных какой бы то ни было выспренности и патетики:

Держава! Родина! Страна! Отечество и государство! Не это в душах мы лелеем и в гроб с собою унесем, а нежный взгляд, а поцелуй - любови сладкое коварство, Кривоарбатский переулок и тихий треп о том, о сем.

Стихи Окуджавы, вошедшие в книги «Милости судьбы» (1993), «Зал ожидания» (1996), наконец, в итоговый сборник «Чаепитие на Арбате» (1996), отличает, как и прежде, земная простота, порою будничность интонаций, обыденных слов и оборотов и - внутренняя красота, органичность художественно-изобразительных и выразительных средств, словесная, музыкальная целостность и завершенность его художественного мира.

Что касается поэтических «учителей», «именных» традиций русской и западноевропейской классики, то на вопросы о своих любимых поэтах Окуджава отвечал: «Из поэтов люблю я Пушкина, Киплинга, Франсуа Вийона, Пастернака», упоминая также еще имена Блока, Ахматовой, Заболоцкого. Относительно поэтов-современников он говорил: «Я очень люблю Давида Самойлова, Бориса Слуцкого, Олега Чухонцева, Беллу Ахмадулину, Юнну Мориц, Александра Кушнера...», неизменно положительно отзываясь о «шестидесятниках»: Е. Евтушенко, А. Вознесенском, Р. Рожденственском, как о «ярких талантах», людях «из моей стихотворной когорты», считал он также очень одаренными, замечательными поэтами И. Бродского, Н. Рубцова.

В основе лирического творчества Булата Окуджавы его нераздельность с народной жизнью и судьбой, органично впитанные опыт и традиции русской поэзии и, конечно же, фольклорные истоки (в том числе - городской романс). В самом соединении стиха, мелодии, а на раннем этапе и собственного исполнения под аккомпанемент гитары его стихов-песен сказалось обращение к древнейшим, исконным традициям поэтического творчества, смелое и оригинальное их продолжение и обновление.

Ключевые слова: Булат Окуджава,критика на творчество Булата Окуджавы,критика на произведения Булата Окуджавы,анализ произведений Булата Окуджавы,скачать критику,скачать бесплатно,русская литература 20 в.

Статья посвящена краткой биографии Булата Окуджавы - известного поэта, исполнителя и сценариста. Окуджава был представителем настоящей интеллигенции, глубоко чувствующим и понимающим происходящее в стране. Он по праву пользуется огромной народной любовью.

Биография Окуджавы: первые годы

Булат Шалвович Окуджава родился в 1924 г. на Арбате. Родившись в интернациональной партийной семье (родители - грузин и армянка), мальчик должен был получить имя Дориан. По партийной традиции детям часто давали имена известных личностей и литературных героев (Дориан Грей - герой романа О. Уайльда). Однако отец настоял на нормальном имени. Булат всегда с большой любовью и теплотой вспоминал Арбат и проведенные на нем детские годы. Тема Арбата часто использовался в дальнейшем творчестве поэта. В 1937 г. семья Булата в связи с начавшейся "Большой чисткой" была репрессирована: отца в результате расстреляли, а мать сослали в лагерь. С 1940 г. жил в Тбилиси.
Во время Великой Отечественной войны Окуджава пошел на фронт добровольцем, был минометчиком на Кавказе. В 1945 г. был ранен. После окончания войны Булат Окуджава поселился в Тбилиси. Военная тема тоже нашла свое отражение в его творчестве. Окуджава экстерном сдал экзамены и поступил в педагогический университет, несколько лет был учителем в калужской школе. Одновременно являлся корреспондентом в нескольких газетах. Булат пробовал писать стихи еще в детские годы и не прекращал этих попыток. Некоторые его стихи были опубликованы во время войны. В Калуге стихотворения Окуджавы уже постоянно появляются в газетах. Выходит первый сборник стихотворений - "Острова".
После смерти Сталина были родители Окуджавы были реабилитированы. Он переезжает в столицу, работает газетным редактором. В 1961 г. бросает работу и принимает решение полностью сосредоточиться на творческой деятельности.

Биография Окуджавы: творческая деятельность

Во время "хрущевской оттепели" стихи и песни Окуджавы начали пользоваться популярностью в определенных кругах. Песни широко расходились в народе, переписывались и заучивались наизусть. Творчество Окуджавы подвергалось резкой критике со стороны официальных государственных учреждений и было полулегальным. Однако, каких-то серьезных мер в отношении поэта не предпринималось. В 60-е гг. Окуджава написал большинство своих песен. В дальнейшем он отошел от этого вида творчества и занялся прозой. Песни продолжал писать для кинематографа. Песни для кино принесли ему настоящую славу, официальное признание и популярность в народе.
В Париже была выпущена первая официальная пластинка с записями песен Окуджавы, что вызвало протест в советском руководстве. Впоследствии пластинки Окуджавы стали выходить и на родине.
Окуджава не имел музыкального образования, иронически относился к своим песням. Однако, главное в его творчестве не музыкальное сопровождение, а глубокий философский смысл. Окуджава для многих стал символом свободной творческой личности, способной противостоять тоталитарной системе. Человек должен всегда оставаться самим собой и не подстраиваться под сложившиеся жизненные условия. Люди воспринимали его творчество как глоток свободы в душном, подчиненном предписаниями и цензуре, советском обществе. Его песни не содержат откровенных политических призывов и пропаганды, поэтому к поэту было не за что придраться суровому государственному оку. Но нестандартность, либерализм его творчества был очевиден.
С конца 60-х гг. Окуджава активно занимается прозой. В основном его произведения носят автобиографический характер. Не получив официального признания, Окуджава обращается к исторической прозе. Им были написаны повести о декабристском движении и романы о временах начала XIX в.
Перестройка вновь подтолкнула поэта на активную деятельность. Он совершает публичные выступления, участвует в политической жизни страны. В 1993 г. поддержал Ельцина в борьбе с оппозицией, о чем впоследствии сожалел. Окуджавы выступал во большинстве крупнейших стран мира. Его произведения также были переведены на многие языки и пользуются большой популярностью.
Скончался Булат Окуджава в 1997 г. Он оставил после себя свыше 200 песен и около 600 стихотворений. Стихи поэта использовались не только в собственных песнях, многие были положены на музыку известными композиторами.