Изгаршев И. Алиса Фрейндлих: чудо, которое много курит и верит в судьбу

В ДЕКАБРЕ у Алисы Фрейндлих - одной из самых любимых и самых крупных актрис века двадцатого и века двадцать первого - юбилей. И хотя сама Алиса Бруновна, как и всякая женщина, о возрасте говорить не любит, цифры в ее интервью иногда мелькают. «Курить я начала лет в 35, после смерти мамы. И вот уже 35 лет выкуриваю в день по пачке сигарет», - «неосторожно» откровенничает Фрейндлих…

СЫГРАВ десятки ролей (и зачастую каких!) в театре и кино, для большинства зрителей Алиса Бруновна - прежде всего Мымра из «Служебного романа» Эльдара Рязанова. Однако, несмотря на сумасшедший успех картины, удостоенной Государственной премии, Фрейндлих была единственной, кто эту самую премию не получил. Спрашиваю юбиляршу:

Было обидно, что лауреатами стали все, кроме вас?

Нет, я настолько привыкла к каким-то ограничениям, которые были приняты в Совдепии. Мне было даже смешно.

Не обижает, что в первую очередь вспоминается Мымра из «Служебного романа»?

Несмотря на десятки киноролей, для большинства зрителей Фрейндлих - это Мымра из «Служебного романа» Рязанова. Кадр из фильма: с Мягковым - Новосельцевым

Немножечко. Но ведь это действительно так. Хотя успех этого фильма у молодого зрителя для меня - загадка. Кстати, Эльдар Александрович приглашал меня на роль Шурочки Азаровой в «Гусарскую балладу» (ее потом сыграла Лариса Голубкина). Но не сложилось. А вот в «Служебном романе» действительно получилась неплохая работа.

«Ключевой в фильме была, конечно, роль Калугиной, - вспоминает Эльдар Рязанов. - Недаром в качестве одного из вариантов названия картины долго обсуждалось такое - «Сказка о руководящей Золушке». И если прекрасным принцем в конце фильма окажется неказистый поначалу статистик, то несимпатичная Мымра должна быть преображена талантом исполнительницы в очаровательную принцессу. Во время съемок мы подружились. Не попасть под очарование Алисы Бруновны - женское, человеческое, актерское - было невозможно».

Прав Эльдар Александрович, прав на все сто. Невозможно не только не попасть под обаяние Актрисы, невозможно не влюбиться в нее. Моя первая встреча с Алисой Бруновной состоялась в какой-то комнате (то ли в театре, то ли на киностудии), в которой из всей обстановки были старый письменный стол, разваливающийся стул и непонятно каким образом и с какой целью туда попавший большой резиновый шар. «Значит, так, Игорь, - попыталась распорядиться Фрейндлих. - Вы садитесь на стул. А я… А я вот на шар сяду. Ничего, мне удобно будет».

Разумеется, никто не позволил ей изображать из себя спортсменку, отдыхающую на своем спортивном снаряде. Мы отправились в кафе и мило там побеседовали. Но отсутствие звездного пафоса, искренность и простота Фрейндлих меня покорили.

Получается, в своей шкале ценностей вы у себя не на первом месте? Вы для себя не самый близкий человек?

- (Смеется. ) Не-ет. Во всяком случае, в моей жизни достаточно компромиссов.

Откуда взялся миф о вашем несносном характере?

Вы это серьезно? Неужели такое обо мне говорят? Интересно, с чего бы это.

Но вы можете, если нужно, поставить зарвавшегося человека на место?

Иногда нахожу в себе какие-то силы и аргументы, чтобы это сделать. Но иногда теряюсь. И только задним числом, когда становлюсь такой умной, думаю, почему же я это не сказала.

Многие журналисты боятся даже звонить вам.

Я очень часто отказываюсь от интервью. Мне каждый день звонят по 5 человек. Со всеми разговариваю лично. Потому что, поставь я автоответчик, буду вынуждена выслушивать разных дур, которые звонят и молчат. Или их монологи.

Обидно, когда о вас говорят неправду?

Ну а как же? Как у всех Стрельцов, у меня обостренное чувство справедливости.

Меццо-сопрано с крепким темечком

«У меня было редкое меццо-сопрано, и меня прочили в консерваторию»

Родители Фрейндлих - Бруно Артурович и Ксения Федоровна - познакомились в театральной студии. Правда, после рождения дочери их пути разошлись. Бруно Фрейндлих, отправившись с театром во время войны в эвакуацию, вернулся в Ленинград с новой семьей. А Ксения Федоровна во время войны работала на военном заводе, а затем - старшим контролером в Центральной сберегательной кассе Ленинграда.

Алиса Бруновна, почему родители вас назвали Алисой? Тогда это ведь было достаточно редкое имя?

Да. Тогда даже книжка Кэрролла «Алиса в стране чудес» не была переведена. Это папа придумал. Не знаю, что пришло ему в голову. У мамы были совсем другие намерения - она хотела назвать меня Наташей. На что бабушка и папа сказали: «Что же ты создаешь девочке такую странную кашу - Наталья Бруновна Фрейндлих». В результате меня и назвали Алисой.

Детство часто вспоминаете? Какие у вас самые яркие воспоминания?

Они, конечно, фрагментарные. Помню, болела скарлатиной и была вынуждена сидеть дома. Бабушка обычно брала меня с собой в булочную и покупала мне пирожное. А тут я проснулась утром - бабушка уже ушла. Я поставила табуретку к двери, открыла задвижку и прямо в ночной рубашке побежала за бабушкой. А надо было перейти 3–4 дороги. Когда я бабушку нашла, мне сильно попало. Тогда были такие времена - пока меня не было дома, дверь была нараспашку и никто не зашел.

А еще помню, когда папа приходил с репетиции, обязательно ложился днем поспать. Для него дневной сон был как «Отче наш», для того чтобы создать себе после утренней репетиции перед вечерним спектаклем иллюзию нового дня. Папа и мне эту необходимость передал. И вот однажды он прилег и оставил меня совершенно одну - бабушка чем-то занималась, мама ушла на работу. Я долго ходила вокруг него кругами, не давая заснуть. И когда он наконец задремал, карандашом ткнула ему в глаз. Хотела таким садистским образом разбудить его. Была за это выпорота и поставлена за печку в угол. Помню, будто это было вчера.

Есть ностальгия по тому времени?

Я не помню настолько то время, чтобы судить о нем с тех позиций, с которых я сужу сегодня. Это же было до войны.

Когда вы росли, кто был велик для вас?

В самой юности я была в упоении от Марии Бабановой. Причем в первую очередь от элегичности ее голоса. В нем для меня была какая-то музыка, предмет для подражания. Я меньше видела ее на сцене, чем слышала по радио. Рисовала себе ее облик и представляла, что она в это время делает на сцене. Когда появилась картина «Дорога» в 60-х годах, я влюбилась в Джульетту Мазину.

В том, что она станет актрисой, сама Фрейндлих не сомневалась никогда. Вот только поначалу не могла определиться, какой актрисой становиться - музыкальной или драматической. «У меня был хороший голос, - говорит Алиса Бруновна. - Высокое меццо-сопрано, довольно редкое, и меня прочили в консерваторию».

Решающим оказался голос отца, с которым, несмотря на категорические возражения его второй жены, Алиса встречалась. Бруно Артурович прямо сказал дочери, что на оперной сцене она потеряется («Ты же кроха, а там фактура нужна»), а вот на драматической сцене она сможет и голос использовать, и внешность ее не будет помехой.

Сравнений со знаменитым отцом актрисе избежать не удалось. Однако они ее нисколько не раздражали. А дочь Фрейндлих Варвара из-за таких разговоров ушла из актерской профессии

Разумеется, избежать разговоров о том, что вот, мол, известный артист пытается пристроить свою дочь, не удалось. Однако Алису кривотолки нисколько не раздражали. «Видимо, у меня оказалось крепкое темечко - я просто не впустила их в себя. К тому же любое шушуканье вызывало во мне приливы здоровой злости: доказать, что я и сама по себе кое-что значу. Увы, Варя, моя дочка, в этом смысле не в меня и ушла из профессии именно из-за бесконечных пересудов за спиной: похожа или не похожа, отдыхает природа или не отдыхает».

Алиса Бруновна, а вообще вам тяжело жить?

Бывает и так и так. В общем, непросто. Я сегодня все чаще и чаще - может, это связано с возрастом, когда оценки не такие легкомысленные, - вспоминаю, что Раневская попросила написать на своем надгробном камне: «Умерла от омерзения». Люди теряют нравственность с такой бешеной скоростью, что мне страшно становится за внуков. Они же попадают в эту атмосферу и возрастать будут в ней. Что из них получится, когда они вырастут и станут выбирать себе ценности, когда им выбирать-то почти не из чего.

Вам, может быть, свойственно себя «накручивать»? Все на самом деле не так уж плохо, а вы себе внушаете, что все ужасно.

К сожалению, я склонна преувеличивать всякие негативные мысли. Потом пытаюсь это подавить в себе. Понимаю, что мысль энергетична. Но первый импульс - страх. Это плохое качество. Но оно есть. Я очень многого боюсь.

Того, что что-то случится с моими близкими. Что повернется не так, как мне хотелось. До сих пор боюсь сцены, особенно если долго не было спектакля или какая-то новая непривычная обстановка - город, страна, зал. Это постоянные страхи. Другое дело, что я пытаюсь их чем-то гасить. Знаю, что страх не приводит к хорошим результатам. Это и есть предмет какой-то внутренней борьбы.

Внуки быстро выросли?

Вот тут как раз нет. Они ведь на моих глазах растут. Иногда даже думаю: что же они так медленно взрослеют, я же не успею увидеть их большими. А мне этого очень хочется.

Мама, теща, бабушка

Вторым мужем актрисы стал главный режиссер Театра им. Ленсовета Игорь Владимиров. Их дочь Варвара носит фамилию отца

Личная жизнь актрисы… Впрочем, на то она и личная, чтобы о ней знала лишь сама Фрейндлих. А мы знаем лишь имена ее двух мужей - журналиста Владимира Карасева и знаменитого театрального режиссера Игоря Владимирова, в браке с которым у нее родилась дочь Варя.

Чем занимается Варя?

Она самокритичный человек. К счастью. Ее энтузиазм в свое время погасили тем, что все время сравнивали со мной. И она сказала, что не хочет этого шепотка за спиной. Занялась тем, что нарожала детей. Они потребовали от нее времени. В театре она вообще ничего не успела. А в кино чуть-чуть - в двух картинах снялась. Она не успела себя реализовать. Отец ее звал в театр, пока еще был жив, я звала в театр, но она сказала: «Нет, нет, не хочу. Если только в кино». Потому что кино - это как бы не моя область. Она не попадала со мной в одно русло. В киношке у нее есть два или три опыта…

Кстати, сама Варя на сцену не очень-то и стремилась. «Мои родители страстно мечтали, чтобы я пошла по их стопам, - рассказывает она. - Помню, мама наигрывала на рояле и пела какую-то детскую песенку, провоцировала меня, чтобы я за ней повторяла, хотела понять, есть ли у ребенка слух. Вот она поет, а я молчу. Она: «Ну, Варенька, я сейчас спою, ты за мной повтори, а потом мы вместе споем». Я молчу. Долго смотрю на нее тяжелым взглядом, а потом говорю: «Поешь? И пой!»

Актрисой я быть не собиралась, но хотела что-нибудь близкое к театру. Все-таки выросла я за кулисами. Решила пойти на театроведческий факультет. Но мне там было скучно. Через год пошла-таки на актерский. Подумала: даже если ничего потом не получится, я хоть время весело проведу. А когда «потом» наступило, я струсила. Не пошла работать в театр, не почувствовала в себе уверенности. Тут мама такая, тут папа такой… Ну что я? И пошла на телевидение. Работала там ассистентом режиссера».

Несколько лет назад Варвара вернулась в профессию и сыграла в спектакле «Калифорнийская сюита», где ее партнерами стали Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили. Впрочем, называть этот спектакль «возвращением» не совсем корректно, потому как вся роль Владимировой - девочки по вызову - заключалась в молчаливом возлежании в постели горе-мужа, которого играл Басилашвили. Правда, безмолвно возлежать ей приходилось на протяжении целого акта.

Главная же работа Вари - быть матерью двоих очаровательных детей и женой Сергея Тарасова, вице-губернатора Санкт-Петербурга.

Варвара Владимирова с детьми Никитой и Аней и мужем Сергеем Тарасовым. При первых встречах Алиса Бруновна стеснялась делать замечания зятю. Слушая его, она записывала неправильно произнесенные слова и незаметно подкладывала эту бумажку Сергею

Отношения Фрейндлих-тещи и Тарасова-зятя - отдельная история, заслуживающая восхищения и достойная подражания. В одном из интервью Сергей так рассказывал о своей встрече с Варварой и будущей тещей: «К этому времени мне было уже за тридцать. С начала девяностых годов беспрерывно занимался разным бизнесом. Тогда это все внове было, для мужиков самый кайф. В бизнес я пришел с хорошей жизненной школой. И в милиции работал, и грузчиком, и токарем. Некоторые остаточные явления той жизни наблюдаются до сих пор. Есть, например, небольшие проблемы с русским языком. Могу честно признаться, что слова «прецедент» и «инцидент» я освоил, уже будучи женатым, с помощью Алисы».

Земная жизнь богини

КАК ВЫ думаете, человек сам делает жизнь или все предписано свыше?

Верю, что что-то предписано. Но понимаю, что каждому дается шанс. Вот сказка: пойдешь, перед тобой будут три дороги - одна туда приведет, а другая туда. Сказка. Всегда найдется какой-то вариант. Если хватает здравого смысла или интуиции поступить верно.

У вас хорошая интуиция?

Бывает, что попадаю впросак. Но понимаете, какая штука… Я пришла к выводу, что лучше прислушиваться к интуиции. Бывали случаи, когда я слушала свой первый внутренний посыл - и он оказывался правильным. Но если я начинала размышлять и выбирала что-то другое, то потом об этом жалела.

Вам вообще свойственно сожаление?

Да. Эти размышления - урок на будущее.

Что вам сегодня нужно для счастья?

Во-первых, чтобы мои дети и внуки были здоровы и в безопасности. Поскольку момент опасности в нашей жизни сегодня очень значителен. Или если бы вчерашние аплодисменты после спектакля достались моей дочери Варе, а я бы в это время сидела в зрительном зале.

Вы позволяете себе иногда лениться?

Я могу полениться в быту. У меня такие завалы всяческих бумаг дома - сценарии, пьесы, что мне нужен месяц, чтобы во всем этом разобраться и навести порядок. А я думаю: а, ладно. Умру, Варя, дочка, бульдозером все вывезет из дома. Только предупреждаю: «Варька, все подряд не вышвыривай. Потому что среди бумаг может быть автограф Астрид Линдгрен или записки Тарковского».

У вас есть любимые философские высказывания или пословицы?

Если я где-то вычитываю замечательно сформулированную собственную мысль, то с удовольствием пользуюсь ею. Когда я училась в институте, мой педагог постоянно повторял: «Если бы молодость знала, если бы старость могла». Мудрость этой фразы я осознала гораздо позже. Пословица «Маленькая ложь рождает большое недоверие» сослужила мне добрую службу, когда у меня подрастала дочь. У меня было мало времени на ее воспитание, хотя я убеждена, что наставления ничто по сравнению с собственным примером. Однажды Варя не сделала уроки, а мне сказала, что все в порядке. В наказание я заставила ее целую тетрадку исписать этой фразой. И достигла успеха. Слава тебе господи, я больше никогда не словила ее на том, что она сказала неправду, за всю ее 30-летнюю жизнь.

Земную жизнь ведете? Ходите по магазинам?

Да пожалуйста. Теперь ваша задача - развенчать слухи о моем несносном характере. Одна беда - за время нашего разговора я выкурила столько сигарет, ужас! Я всегда так - только звонит телефон, одной рукой беру трубку, а другая сразу тянется за сигаретой. Даже не замечаю этого.

Ну тогда, пока еще тлеет сигарета, последний вопрос. Вы знаете, что вы великая актриса?

Как я могу это понимать? Я иногда слышу такие оценки и думаю: что ж вы так торопитесь? Дайте помереть. А потом уже цените.

ДОСЬЕ «СЗ»

Алиса Бруновна Фрейндлих

Родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. Народная артистка СССР, лауреат премии «Триумф», лауреат Государственных премий, почетный гражданин Санкт-Петербурга, лауреат премии «Золотая маска», лауреат премии «Кумир», обладатель «Ники» в номинации «Роль второго плана» (фильм «Подмосковные вечера»). Снималась в картинах «Похождения зубного врача», «Жестокий романс», «Служебный роман», телесериале «Женская логика» и др. Служит в Большом драматическом театре им. Товстоногова. Живет в г. Санкт-Петербурге.


Игорь ИЗГАРШЕВ
Фото ИТАР-ТАСС, С. ИВАНОВА, А. АНТОНОВА ИД «Родионова»
123

“НР” помог звезде БДТ исполнить заветное желание

Алиса Бруновна все пять дней гастролей была занята. Нам никак не удавалось договориться о встрече. Перед спектаклем взять интервью было невозможно (“Я никогда не общаюсь с журналистами перед выходом на сцену”), после - тоже (“Я ужасно устала. Поймите меня, деточка, так хочется отдохнуть»). В конце концов актриса “попалась” нам после “Калифорнийской сюиты”. Костюмер Юля втащила в комнату охапку букетов. “Сколько уже времени?” - поинтересовалась актриса голосом Людмилы Прокофьевны из “Служебного романа”. “Чуть больше половины одиннадцатого”, - ответил кто-то. Дверь распахнулась и на пороге появилась Алиса Бруновна с цветами в руках. Журналисты “НР” тут же протянули ей скромную веточку сирени.

Боже, это сирень! - восхитилась актриса. - Я все ждала, когда же кто-нибудь из зрителей подарит мне сирень! Спасибо, дорогие! Как это замечательно! Ой, смотрите - я сразу же пятилепестковый цветок нашла! Сейчас съем и загадаю желание!

- Если не секрет, какое?

Не скажу. Заветное.

“Вы можете поговорить в другом помещении, - подошли к нам сотрудники ТЮЗа. - Нужно пройти в фойе”.

Идя по полутемным комнатам, мы поинтересовались у актрисы, как показался ей ТЮЗ. “В общем-то нормально, - сказала Алиса Бруновна. - Но театр очень старенький. Сцена, конечно, ужасная. Вернее, пол очень неважный”.

Вспомнилось, как на репетиции перед первым спектаклем “Коварство и любовь” она, запахивая на себе зеленый халатик, сердито говорила: “Ну как играть на таком полу?! Это кошмар какой-то!”

“У вас ровно пять минут, - предупредили нас организаторы гастролей БДТ. - Ей нужно отдохнуть, а время уже движется к двенадцати часам ночи”. Пришлось, посматривая на часы, общаться в “темпе вальса”.

Алиса Бруновна, как вы относитесь к тому, что собираются снимать римейк фильма “Служебный роман” с участием Филиппа Киркорова, Бориса Моисеева и других звезд эстрады?

Я не знаю, что это такое. То есть, я знаю, что римейк - это повторение, но…

- Ну вы, наверное, видели “За двумя зайцами”, показанный в новогодние праздники.

Я не в курсе дела. Меня об этом даже спрашивать не надо, потому что я очень сильно возражаю против всех этих глупостей. - Тут Фрейндлих вынимает мундштук, вставляет туда сигарету “KENT” и говорит: “Давайте-ка я пока покурю”.

- Как вам удается так хорошо выглядеть?

Это вам впотьмах так кажется. На самом деле я выгляжу плохо и очень собою недовольна. Так что, к сожаление, даже не знаю, что вам сказать.

Алиса Бруновна кривила душой. Конечно же, выглядела она потрясающе: ухоженое лицо, подтянутая фигура. Зайдя на неофициальный сайт, мы были поражены - оказывается 8 декабря звезде исполнится 70 лет!

Наверное, просто какие-то природные задержки произошли и организм чуть-чуть отстал от изменений, которые должны были быть в моем возрасте. Но должна вам сказать, что некоторые усилия я все-таки прилагаю. Например, чтобы поддержать лицо, которое много страдает от грима. И еще стараюсь не толстеть, держать какую-то форму.

- На сцене вы выкладываетесь на все сто. Как держите организм в тонусе?

Когда много трудишься, сама работа не только вынуждает, но и способствует тому, чтобы держаться в тонусе. У меня бывают такие моменты, когда вдруг случайно возникают непредсказуемые паузы в работе. И вот тут я моментально начинаю рыхлеть. Другими словами, чем больше двигаешься, тем лучше.

- Трудоголикам, видимо, нельзя отдыхать
.

Нет, нельзя. Я же говорю, организм сразу начинает рыхлеть с непривычки.

- Говорят, именно вам принадлежит фраза: “Чем больше нервничаешь, тем лучше сохраняешь фигуру” .

Да. Нервы действительно здорово сжигают калории.

Фрейндлих глубоко затягивается сигаретой.

- Вы столько раз пробовали бросать курить. Почему вам так и не удалось это сделать?

Откуда я знаю? Потому что я дрянь безвольная! Вы знаете, сила воли - вещь избирательная. На что-то ее хватает, на что-то - нет. И если она в большом количестве требуется в твоей профессии, то на другое ее уже не хватает.

- Может, курение тоже в какой-то мере помогает держаться в тонусе?

Вероятно, да. Может быть, если бы я бросила курить, то сразу растолстела бы (смеется).

- С Нижним Новгородом вас что-то связывает? Родственники, друзья...

Нет. Ни родственников, ни друзей. Зато есть знакомые из артистической среды вашего города.

- Вы так обрадовались сирени. Это ваш любимой цветок?

Да. Мы сегодня днем гуляли в крепости (в Кремле - Авт.), там сирень уже вовсю расцвела. И я все носом в эту сирень ныряла-ныряла, нюхала-нюхала. Я очень люблю сирень. Самые весенние, вкусные и душистые цветы.

Услышав это, сотрудники ТЮЗа тут же вытащили из вазы огромный сиреневый букет и протянули его Фрейндлих. “Ой, ну зачем же? - расстерялась актриса. - Мне вот подарили веточку, этого достаточно”. Но те настояли - в результате Алиса Бруновна уехала в гостиницу, зарывшись лицом в благоухающуюю охапку. На прощанье пообещала журнналистам “НР”: “Я еще приеду в ваш город. Зритель мне здесь очень нравится”.

rolety dzień i noc w kasecie cena Lublin, kontakt в москве . munca in India https://job.gastrobaiter.com/ro/locuri-de-munca-noi/jsjobs/jobseeker/listnewestjobs/in/1.html pentru lucratorii migranti

Внучка великой актрисы Анна недавно дала журналистам довольно откровенное интервью, в котором рассказала всю правду о личной жизни своей знаменитой бабушки. Анна искренне поведала о том, в каком состоянии находится здоровье восьмидесятилетней дивы экрана и сцены театра, почему ни разу в своей жизни не задумалась о том, что нужно бросить курить, а также о том, почему люто ненавидит пластические операции и считает их баловством.

Последнее время в прессе ходили слухи, будто бы очень тяжело болеет и находится едва ли не при смерти. На самом же деле это совершенно не так, заявила Анна, внучка актрисы. Госпожа прекрасно себя чувствует и готова к новым подвигам.


Да, в ее возрасте без таблеток, уколов и регулярных посещений докторов не обойтись, однако это вовсе не значит, что злобная старуха с косой уже поджидает актрису за углом. Это банальные меры предосторожности, простая профилактика. И да, продолжает выкуривать по несколько десятков сигарет в день. И да, отказываться от удовольствия сладко затянуться не собирается. Она считает, что от жизни нужно получать максимум удовлетворения. И если капельку радости приносит сигарета, то почему нужно от нее отказываться, в конце концов?...

В свои восемьдесят лет ни разу не прибегала к услугам пластических хирургов. Да что там – она даже не собирается проводить такую простейшую, казалось бы, процедуру, как введение ботокса. Дело в том, уверена легендарная актриса, что подобные процедуры хотя и подтягивают кожу и делают ее гораздо моложе и свежее, они все же очень вредят мимике лица. А для женщины ее профессии живая и яркая мимика – одна из основополагающих успеха.

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

«Невозможно успеть все, что пожелаешь, за обычную, такую коротенькую творческую жизнь. Нельзя быть такой обжорой и жалеть обо всех несыгранных ролях». Алиса Фрейндлих Фото: Валерий Плотников

- Но здоровье Георгия Александ­ровича было уже подорвано, и в 1989 году его не стало...

Последняя его работа - «На дне». Когда он ее начал, уже сильно болел. Если читать пьесу, у Горького там все молодые - не больше тридцати лет. А Товстоногов собрал команду актеров, которые были значительно старше персонажей. Ив­ченко - Cатин, Басилашвили - Барон, Стржельчик - Актер, Лебедев - Лука, Крючкова - Василиса. Мне досталась Настя, хотя мне тоже был полтинник. Мы начали репетировать замечательно. Товстоногов, как обычно, попросил нас написать биографии героев, придумать, у кого за плечами какая жизнь. А потом мы расстались на лето, чтобы осенью продолжить работу. Летом Товстоногова пригласили в Америку - поставить, по-моему, «Дядю Ваню», он поехал. Он уже был болен и воспользовался там консультацией врача, который смотрел его сердце, сосуды. Тот ему прописал лечение и сказал: «Если не бросите курить, года не проживете». Товстоногов вернулся в Ленинград страшно напуганный. И стал бросать курить. В театр привезли из Ялты знаменитого иглоукалывателя, кажется, по фамилии Бройко, у которого 97 процентов удачи и только три - неудачи. И это как раз оказались мы...

К иглотерапевту на сеансы собирались группой: Гога, его сестра Нателла, я. Еще из Москвы приехала злостная курильщица Ляля Ко­това, завлит «Современника». Вол­чек по каким-то причинам не добралась до Ленинграда… И вот мы сели, нам всем в ухо всякие иголки повставляли. Забавно это выглядело… Георгий Александрович приходил на репетиции, оставив сигареты… Все думали, что бросил. Но вот он начинал репетировать, потом увядал, увядал, и мы видели, что он даже не смотрит на сцену. Потом делал маленький перерыв, уходил, а когда приходил - начинал бодро и интересно репетировать. Потом мы выяснили, что Гога бегал в сортире выкурить сигаретку. Курить Товстоногов так и не бросил. И действительно, вскоре наступило ухудшение. А тут у нас режиссер Воробьев ставит «Визит старой дамы», идут последние генеральные репетиции. Георгий Александрович, который стал уже совсем плохо ходить, но каждый день выбирался в театр, в этот день сел в ложу посмотреть, что творится на сцене, и попал, как нарочно, на сцену похорон. Валентина Ковель и Олег Басилашвили играли главные роли. Помощница Товстоногова Ирочка рассказывала потом, что Гога вошел в кабинет и сказал: «Ну все, я поеду домой. Выкатите-ка мне мою машину, я давно не сидел за рулем…» Все испугались немножко.

В ДЕКАБРЕ у Алисы Фрейндлих - одной из самых любимых и самых крупных актрис века двадцатого и века двадцать первого - юбилей. И хотя сама Алиса Бруновна, как и всякая женщина, о возрасте говорить не любит, цифры в ее интервью иногда мелькают. "Курить я начала лет в 35, после смерти мамы. И вот уже 35 лет выкуриваю в день по пачке сигарет", - "неосторожно" откровенничает Фрейндлих...

СЫГРАВ десятки ролей (и зачастую каких!) в театре и кино, для большинства зрителей Алиса Бруновна - прежде всего Мымра из "Служебного романа" Эльдара Рязанова. Однако, несмотря на сумасшедший успех картины, удостоенной Государственной премии, Фрейндлих была единственной, кто эту самую премию не получил. Спрашиваю юбиляршу:

Было обидно, что лауреатами стали все, кроме вас?

Нет, я настолько привыкла к каким-то ограничениям, которые были приняты в Совдепии. Мне было даже смешно.

Не обижает, что в первую очередь вспоминается Мымра из "Служебного романа"?

Немножечко. Но ведь это действительно так. Хотя успех этого фильма у молодого зрителя для меня - загадка. Кстати, Эльдар Александрович приглашал меня на роль Шурочки Азаровой в "Гусарскую балладу" (ее потом сыграла Лариса Голубкина). Но не сложилось. А вот в "Служебном романе" действительно получилась неплохая работа.

"Ключевой в фильме была, конечно, роль Калугиной, - вспоминает Эльдар Рязанов. - Недаром в качестве одного из вариантов названия картины долго обсуждалось такое - "Сказка о руководящей Золушке". И если прекрасным принцем в конце фильма окажется неказистый поначалу статистик, то несимпатичная Мымра должна быть преображена талантом исполнительницы в очаровательную принцессу. Во время съемок мы подружились. Не попасть под очарование Алисы Бруновны - женское, человеческое, актерское - было невозможно".

Прав Эльдар Александрович, прав на все сто. Невозможно не только не попасть под обаяние Актрисы, невозможно не влюбиться в нее. Моя первая встреча с Алисой Бруновной состоялась в какой-то комнате (то ли в театре, то ли на киностудии), в которой из всей обстановки были старый письменный стол, разваливающийся стул и непонятно каким образом и с какой целью туда попавший большой резиновый шар. "Значит, так, Игорь, - попыталась распорядиться Фрейндлих. - Вы садитесь на стул. А я... А я вот на шар сяду. Ничего, мне удобно будет".

Разумеется, никто не позволил ей изображать из себя спортсменку, отдыхающую на своем спортивном снаряде. Мы отправились в кафе и мило там побеседовали. Но отсутствие звездного пафоса, искренность и простота Фрейндлих меня покорили.

Получается, в своей шкале ценностей вы у себя не на первом месте? Вы для себя не самый близкий человек?

- (Смеется. ) Не-ет. Во всяком случае, в моей жизни достаточно компромиссов.

Откуда взялся миф о вашем несносном характере?

Вы это серьезно? Неужели такое обо мне говорят? Интересно, с чего бы это.

Но вы можете, если нужно, поставить зарвавшегося человека на место?

Иногда нахожу в себе какие-то силы и аргументы, чтобы это сделать. Но иногда теряюсь. И только задним числом, когда становлюсь такой умной, думаю, почему же я это не сказала.

Многие журналисты боятся даже звонить вам.

Я очень часто отказываюсь от интервью. Мне каждый день звонят по 5 человек. Со всеми разговариваю лично. Потому что, поставь я автоответчик, буду вынуждена выслушивать разных дур, которые звонят и молчат. Или их монологи.

Обидно, когда о вас говорят неправду?

Ну а как же? Как у всех Стрельцов, у меня обостренное чувство справедливости.

Меццо-сопрано с крепким темечком

Родители Фрейндлих - Бруно Артурович и Ксения Федоровна - познакомились в театральной студии. Правда, после рождения дочери их пути разошлись. Бруно Фрейндлих, отправившись с театром во время войны в эвакуацию, вернулся в Ленинград с новой семьей. А Ксения Федоровна во время войны работала на военном заводе, а затем - старшим контролером в Центральной сберегательной кассе Ленинграда.

Алиса Бруновна, почему родители вас назвали Алисой? Тогда это ведь было достаточно редкое имя?

Да. Тогда даже книжка Кэрролла "Алиса в стране чудес" не была переведена. Это папа придумал. Не знаю, что пришло ему в голову. У мамы были совсем другие намерения - она хотела назвать меня Наташей. На что бабушка и папа сказали: "Что же ты создаешь девочке такую странную кашу - Наталья Бруновна Фрейндлих". В результате меня и назвали Алисой.

Детство часто вспоминаете? Какие у вас самые яркие воспоминания?

Они, конечно, фрагментарные. Помню, болела скарлатиной и была вынуждена сидеть дома. Бабушка обычно брала меня с собой в булочную и покупала мне пирожное. А тут я проснулась утром - бабушка уже ушла. Я поставила табуретку к двери, открыла задвижку и прямо в ночной рубашке побежала за бабушкой. А надо было перейти 3-4 дороги. Когда я бабушку нашла, мне сильно попало. Тогда были такие времена - пока меня не было дома, дверь была нараспашку и никто не зашел.

А еще помню, когда папа приходил с репетиции, обязательно ложился днем поспать. Для него дневной сон был как "Отче наш", для того чтобы создать себе после утренней репетиции перед вечерним спектаклем иллюзию нового дня. Папа и мне эту необходимость передал. И вот однажды он прилег и оставил меня совершенно одну - бабушка чем-то занималась, мама ушла на работу. Я долго ходила вокруг него кругами, не давая заснуть. И когда он наконец задремал, карандашом ткнула ему в глаз. Хотела таким садистским образом разбудить его. Была за это выпорота и поставлена за печку в угол. Помню, будто это было вчера.

Есть ностальгия по тому времени?

Я не помню настолько то время, чтобы судить о нем с тех позиций, с которых я сужу сегодня. Это же было до войны.

Когда вы росли, кто был велик для вас?

В самой юности я была в упоении от Марии Бабановой. Причем в первую очередь от элегичности ее голоса. В нем для меня была какая-то музыка, предмет для подражания. Я меньше видела ее на сцене, чем слышала по радио. Рисовала себе ее облик и представляла, что она в это время делает на сцене. Когда появилась картина "Дорога" в 60-х годах, я влюбилась в Джульетту Мазину.

В том, что она станет актрисой, сама Фрейндлих не сомневалась никогда. Вот только поначалу не могла определиться, какой актрисой становиться - музыкальной или драматической. "У меня был хороший голос, - говорит Алиса Бруновна. - Высокое меццо-сопрано, довольно редкое, и меня прочили в консерваторию".

Решающим оказался голос отца, с которым, несмотря на категорические возражения его второй жены, Алиса встречалась. Бруно Артурович прямо сказал дочери, что на оперной сцене она потеряется ("Ты же кроха, а там фактура нужна"), а вот на драматической сцене она сможет и голос использовать, и внешность ее не будет помехой.

Разумеется, избежать разговоров о том, что вот, мол, известный артист пытается пристроить свою дочь, не удалось. Однако Алису кривотолки нисколько не раздражали. "Видимо, у меня оказалось крепкое темечко - я просто не впустила их в себя. К тому же любое шушуканье вызывало во мне приливы здоровой злости: доказать, что я и сама по себе кое-что значу. Увы, Варя, моя дочка, в этом смысле не в меня и ушла из профессии именно из-за бесконечных пересудов за спиной: похожа или не похожа, отдыхает природа или не отдыхает".

Алиса Бруновна, а вообще вам тяжело жить?

Бывает и так и так. В общем, непросто. Я сегодня все чаще и чаще - может, это связано с возрастом, когда оценки не такие легкомысленные, - вспоминаю, что Раневская попросила написать на своем надгробном камне: "Умерла от омерзения". Люди теряют нравственность с такой бешеной скоростью, что мне страшно становится за внуков. Они же попадают в эту атмосферу и возрастать будут в ней. Что из них получится, когда они вырастут и станут выбирать себе ценности, когда им выбирать-то почти не из чего.

Вам, может быть, свойственно себя "накручивать"? Все на самом деле не так уж плохо, а вы себе внушаете, что все ужасно.

К сожалению, я склонна преувеличивать всякие негативные мысли. Потом пытаюсь это подавить в себе. Понимаю, что мысль энергетична. Но первый импульс - страх. Это плохое качество. Но оно есть. Я очень многого боюсь.

Того, что что-то случится с моими близкими. Что повернется не так, как мне хотелось. До сих пор боюсь сцены, особенно если долго не было спектакля или какая-то новая непривычная обстановка - город, страна, зал. Это постоянные страхи. Другое дело, что я пытаюсь их чем-то гасить. Знаю, что страх не приводит к хорошим результатам. Это и есть предмет какой-то внутренней борьбы.

Внуки быстро выросли?

Вот тут как раз нет. Они ведь на моих глазах растут. Иногда даже думаю: что же они так медленно взрослеют, я же не успею увидеть их большими. А мне этого очень хочется.

Мама, теща, бабушка

Личная жизнь актрисы... Впрочем, на то она и личная, чтобы о ней знала лишь сама Фрейндлих. А мы знаем лишь имена ее двух мужей - журналиста Владимира Карасева и знаменитого театрального режиссера Игоря Владимирова, в браке с которым у нее родилась дочь Варя.

Чем занимается Варя?

Она самокритичный человек. К счастью. Ее энтузиазм в свое время погасили тем, что все время сравнивали со мной. И она сказала, что не хочет этого шепотка за спиной. Занялась тем, что нарожала детей. Они потребовали от нее времени. В театре она вообще ничего не успела. А в кино чуть-чуть - в двух картинах снялась. Она не успела себя реализовать. Отец ее звал в театр, пока еще был жив, я звала в театр, но она сказала: "Нет, нет, не хочу. Если только в кино". Потому что кино - это как бы не моя область. Она не попадала со мной в одно русло. В киношке у нее есть два или три опыта...

Кстати, сама Варя на сцену не очень-то и стремилась. "Мои родители страстно мечтали, чтобы я пошла по их стопам, - рассказывает она. - Помню, мама наигрывала на рояле и пела какую-то детскую песенку, провоцировала меня, чтобы я за ней повторяла, хотела понять, есть ли у ребенка слух. Вот она поет, а я молчу. Она: "Ну, Варенька, я сейчас спою, ты за мной повтори, а потом мы вместе споем". Я молчу. Долго смотрю на нее тяжелым взглядом, а потом говорю: "Поешь? И пой!"

Актрисой я быть не собиралась, но хотела что-нибудь близкое к театру. Все-таки выросла я за кулисами. Решила пойти на театроведческий факультет. Но мне там было скучно. Через год пошла-таки на актерский. Подумала: даже если ничего потом не получится, я хоть время весело проведу. А когда "потом" наступило, я струсила. Не пошла работать в театр, не почувствовала в себе уверенности. Тут мама такая, тут папа такой... Ну что я? И пошла на телевидение. Работала там ассистентом режиссера".

Несколько лет назад Варвара вернулась в профессию и сыграла в спектакле "Калифорнийская сюита", где ее партнерами стали Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили. Впрочем, называть этот спектакль "возвращением" не совсем корректно, потому как вся роль Владимировой - девочки по вызову - заключалась в молчаливом возлежании в постели горе-мужа, которого играл Басилашвили. Правда, безмолвно возлежать ей приходилось на протяжении целого акта.

Главная же работа Вари - быть матерью двоих очаровательных детей и женой Сергея Тарасова, вице-губернатора Санкт-Петербурга.

Отношения Фрейндлих-тещи и Тарасова-зятя - отдельная история, заслуживающая восхищения и достойная подражания. В одном из интервью Сергей так рассказывал о своей встрече с Варварой и будущей тещей: "К этому времени мне было уже за тридцать. С начала девяностых годов беспрерывно занимался разным бизнесом. Тогда это все внове было, для мужиков самый кайф. В бизнес я пришел с хорошей жизненной школой. И в милиции работал, и грузчиком, и токарем. Некоторые остаточные явления той жизни наблюдаются до сих пор. Есть, например, небольшие проблемы с русским языком. Могу честно признаться, что слова "прецедент" и "инцидент" я освоил, уже будучи женатым, с помощью Алисы".

Земная жизнь богини

КАК ВЫ думаете, человек сам делает жизнь или все предписано свыше?

Верю, что что-то предписано. Но понимаю, что каждому дается шанс. Вот сказка: пойдешь, перед тобой будут три дороги - одна туда приведет, а другая туда. Сказка. Всегда найдется какой-то вариант. Если хватает здравого смысла или интуиции поступить верно.

У вас хорошая интуиция?

Бывает, что попадаю впросак. Но понимаете, какая штука... Я пришла к выводу, что лучше прислушиваться к интуиции. Бывали случаи, когда я слушала свой первый внутренний посыл - и он оказывался правильным. Но если я начинала размышлять и выбирала что-то другое, то потом об этом жалела.

Вам вообще свойственно сожаление?

Да. Эти размышления - урок на будущее.

Что вам сегодня нужно для счастья?

Во-первых, чтобы мои дети и внуки были здоровы и в безопасности. Поскольку момент опасности в нашей жизни сегодня очень значителен. Или если бы вчерашние аплодисменты после спектакля достались моей дочери Варе, а я бы в это время сидела в зрительном зале.

Вы позволяете себе иногда лениться?

Я могу полениться в быту. У меня такие завалы всяческих бумаг дома - сценарии, пьесы, что мне нужен месяц, чтобы во всем этом разобраться и навести порядок. А я думаю: а, ладно. Умру, Варя, дочка, бульдозером все вывезет из дома. Только предупреждаю: "Варька, все подряд не вышвыривай. Потому что среди бумаг может быть автограф Астрид Линдгрен или записки Тарковского".

У вас есть любимые философские высказывания или пословицы?

Если я где-то вычитываю замечательно сформулированную собственную мысль, то с удовольствием пользуюсь ею. Когда я училась в институте, мой педагог постоянно повторял: "Если бы молодость знала, если бы старость могла". Мудрость этой фразы я осознала гораздо позже. Пословица "Маленькая ложь рождает большое недоверие" сослужила мне добрую службу, когда у меня подрастала дочь. У меня было мало времени на ее воспитание, хотя я убеждена, что наставления ничто по сравнению с собственным примером. Однажды Варя не сделала уроки, а мне сказала, что все в порядке. В наказание я заставила ее целую тетрадку исписать этой фразой. И достигла успеха. Слава тебе господи, я больше никогда не словила ее на том, что она сказала неправду, за всю ее 30-летнюю жизнь.

Земную жизнь ведете? Ходите по магазинам?

Раз в десять дней ко мне приходит очень милая женщина, которая убирает. И есть женщина, которая готовит. Это то, на что у меня не хватает времени. Что касается магазинов, то, как правило, захожу в них по пути откуда-то куда-то.

В одном из интервью прочитал о вашей диете - тратите нервы, которые лучше всего жгут калории.

Да, это ведь действительно так. Если не тратить нервы, то нечего делать в театре. Нечего туда ходить и заниматься этой профессией.

Спасибо за интервью, Алиса Бруновна.

Да пожалуйста. Теперь ваша задача - развенчать слухи о моем несносном характере. Одна беда - за время нашего разговора я выкурила столько сигарет, ужас! Я всегда так - только звонит телефон, одной рукой беру трубку, а другая сразу тянется за сигаретой. Даже не замечаю этого.

Ну тогда, пока еще тлеет сигарета, последний вопрос. Вы знаете, что вы великая актриса?

Как я могу это понимать? Я иногда слышу такие оценки и думаю: что ж вы так торопитесь? Дайте помереть. А потом уже цените.

ДОСЬЕ "СЗ"

Алиса Бруновна Фрейндлих

Родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. Народная артистка СССР, лауреат премии "Триумф", лауреат Государственных премий, почетный гражданин Санкт-Петербурга, лауреат премии "Золотая маска", лауреат премии "Кумир", обладатель "Ники" в номинации "Роль второго плана" (фильм "Подмосковные вечера"). Снималась в картинах "Похождения зубного врача", "Жестокий романс", "Служебный роман", телесериале "Женская логика" и др. Служит в Большом драматическом театре им. Товстоногова. Живет в г. Санкт-Петербурге.