История военно воздушные силы индии. Армия индии

Image caption Последняя катастрофа индийского МиГ-21 произошла во время захода на посадку - самого сложного маневра

На рассмотрении в Высоком суде Дели находится иск пилота ВВС страны с требованием признать самый распространенный в мире истребитель МиГ-21 объектом, нарушающим право человека на жизнь.

Причем речь идет не о жизни тех, против кого можно применять этот самолет - иск в суд подал пилот ВВС Индии, командир авиакрыла Санджит Сингх Кайла, который утверждает, что самолет не только нарушает его право на жизнь, но также не обеспечивает право на безопасные условия труда, которое гарантирует конституция страны.

Исковое заявление в суд он подал 17 июля, спустя 48 часов после катастрофы МиГ-21 неподалеку от авиабазы "Нал" в Раджистане, в которой погиб молодой индийский летчик.

Суд принял заявление и отложил заседание до 10 октября, чтобы изучить список катастроф с участием этих самолетов.

Открытые данные, которые попали в прессу, говорят, что из более чем 900 МиГ-21, которые были получены ВВС Индии, разбились более 400 самолетов. При этом погибло более 130 пилотов.

За последние три года в ВВС Индии произошло 29 аварий. 12 из них - с участием МиГ-21. В Индии этот самолет, бывший в течение десятилетий основой истребительного парка, прозвали "летающим гробом".

Правда, точно такое же прозвище получил среди своих пилотов и противник МиГа по индо-пакистанской войне - американский истребитель F-104.

"Балалайка"

Сверхзвуковой реактивный истребитель второго поколения МиГ-21 был создан в ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов.

Новый МиГ по всем показателям оказался на порядок более сложной и технологичной машиной, чем его предшественник МиГ-19. В советских ВВС его за характерную форму треугольных крыльев тут же прозвали "балалайкой".

Это число учитывает истребители, выпущенные в Индии, Чехословакии и Советском Союзе, но не учитывает китайские копии - истребители J7 (то есть, по сути, их было произведено еще больше).

Индия решила приобрести МиГ-21 в 1961 году. Поставки начались в 1963-м, и через несколько лет МиГ вместе с другим тяжелым истребителем Су-7 принял участие в войне с Пакистаном.

Этот самолет изменил ситуацию в индийских ВВС, поднял их на качественно новый уровень.

"Прекрасная леди"

В ходе индо-пакистанского конфликта он сыграл важную роль в воздушных боях, и во многом именно тогда зародилось особое к нему отношение у индийских пилотов.

Среди них многие, если не большинство, отнюдь не разделяют мнение Санджита Сингха Кайла, который подал заявление в суд.

"Это был лучший истребитель своего времени. Сколько он у нас летает, 40 лет? И все еще на службе. Это просто прекрасный самолет", - сказал Русской службе Би-би-си генерал-полковник ВВС Индии в отставке Йоги Рай.

Другой генерал ВВС Индии - Анил Типнис - опубликовал на индийском военно-аналитическом сайте Bharat Rakshak статью под название "Моя прекрасная леди - Ода МиГ-21".

"За четыре десятка лет МиГ-21 стал основой противовоздушной обороны Индии как в мирное, так и в военное время. Он бдительно защищал страну днем и ночью", - писал в своей заметке генерал.

МиГ ошибок не прощает

Image caption МиГ-21 стал рекордсменом мира по числу выпущенных единиц. Им были вооружены многие союзники СССР.

Однако число аварий и катастроф - неоспоримый факт. Количество МиГ-21, уничтоженных в результате аварий, число пилотов, погибших в этих авариях, - больше, чем число убитых врагом летчиков.

Генерал-полковник ВВС Индии в отставке Йоги Рай объяснил это просто: "Количество МиГ-21 в Индийских ВВС велико, их активно используют, соответственно число аварий тоже велико". Однако есть и другие версии.

Прежде всего, как рассказал Би-би-си выпускник Борисоглебского высшего военного авиационного училища Владимир В., сам учившийся летать на МиГ-21, этот самолет вследствие своих летных характеристик сложен в управлении - он не прощал ошибок малоопытному пилоту.

С очень небольшой площадью крыла он был рассчитан на высокую скорость полета, но для того чтобы посадить самолет, требовалось очень большое умение.

"Про 21-й шутили: "Зачем ему крылья? - Чтобы курсанты летать не боялись". Там очень строго по оборотам было. Если не выдержал мощность, убрал, то все - провалился, вертикальная скорость большая, и все", - рассказал пилот.

При этом из-за этой же особенности конструкции самолет не мог планировать - если он начинал падать, то можно было только катапультироваться.

Правда, этой же самой болезнью страдали и другие истребители этого поколения - в СССР самым аварийным считался Су-7, в ВВС западных стран ходили легенды о катастрофах противника МиГ-21 - американского истребителя F-104, чья аварийность соответствовала уровням индийских МиГ-21.

Последний, будучи концептуально близок к МиГ-21, точно также страдал от того, что его готовили к полетам на большой скорости, а не к удобной посадке.

Запчасти

За последние 10-15 лет, насколько мне известно, после того, как Советский Союз стал Россией, поступающие запчасти необходимо... проверять Удай Баскар
индийский военный эксперт

МиГ-21, разбившийся неподалеку от авиабазы "Нал" в Раджистане, упал во время захода на посадку. Официальных сообщений о причинах его падения нет, но известно, что его пилотировал малоопытный лётчик.

В Индии, как отмечают многие эксперты, существует проблема освоения скоростных самолетов курсантами - они не успевают набрать опыт при пересаживании с учебных на скоростные самолеты.

Другая проблема - запчасти. Как рассказал в интервью Би-би-си один из ведущих индийских военных экспертов Удай Баскар, у военных есть немало претензий к российским предприятиям по качеству авиационных запчастей.

"За последние 10-15 лет, насколько мне известно, после того, как Советский Союз стал Россией, поступающие запчасти необходимо... проверять", - сказал он, подчеркнув, что это не официальная позиция индийских ВВС, а его личное мнение.

Проблема запчастей для МиГов действительно существует. Возможно, по причинам, которые осторожно отметил индийский аналитик, а, возможно, по иным причинам, Индия закупает запчасти для истребителей не только в России, но и в других странах.

В мае 2012 года российский посол в Индии Александр Кадакин заявил, что индийские Миги разбиваются из-за контрафактных запчастей, посоветовав закупать их только в России.

Диверсификация поставок

Сейчас на вооружении ВВС Индии остается около сотни истребителей МиГ-21. Они будут окончательно выведены из состава по мере поступления новых машин - недавно в Индии был завершен конкурс на поставку 126 истребителей на сумму более 10 млрд долларов.

В тендере участвовал и российский истребитель МиГ-35, который в результате проиграл французскому Rafale.

Помимо этого, Россия проиграла и в конкурсах на поставку Индии военно-транспортных и ударных вертолетов.

В каждом конкретном случае эксперты отмечают, что проигрыш можно объяснить несоответствием российских аппаратов техническим условиям.

Однако есть и общая тенденция - Индия, в течение десятилетий зависевшая от поставок оружия из СССР, теперь хочет попробовать и западные вооружения.

И значит МиГ-21, четыре десятилетия охранявший индийское небо, скоро останется только в памяти индийцев - как надежный защитник и не очень надежный летательный аппарат.

Вооруженные силы стран мира

Индия вместе с КНДР и Израилем входит во вторую тройку стран мира по военному потенциалу (первую тройку, разумеется, составляют США, КНР и РФ). Личный состав ВС Индии имеет высокий уровень боевой и морально-психологической подготовки, хотя и набирается по найму. В Индии, как и в Пакистане, из-за огромной численности населения и сложной этноконфессиональной ситуации комплектование ВС по призыву не представляется возможным.

Страна является важнейшим импортером вооружений из России, ведет тесное военно-техническое сотрудничество с Францией и Великобританией, а в последнее время – и с США. При этом Индия имеет огромный собственный ВПК, который, теоретически, способен производить вооружение и технику всех классов, включая ядерное оружие и средства его доставки. Впрочем, образцы вооружений, разработанные в самой Индии (танк «Арджун», истребитель «Теджас», вертолет «Дхрув» и др.), как правило, обладают весьма низкими ТТХ, а их разработка ведется десятилетиями. Качество сборки техники по иностранным лицензиям оказывается часто весьма низким, из-за этого ВВС Индии имеют самый высокий в мире уровень аварийности. Тем не менее, Индия имеет все основания претендовать на звание одной из сверхдержав мирового уровня уже в ХХI веке.

Сухопутные войска Индии имеют в своем составе Учебное командование (штаб в городе Шимла) и шесть территориальных командований. При этом в непосредственном подчинении штаба сухопутных войск находятся 50-я бригада ВДВ, 2 полка (группы) БРСД «Агни» (334-й с "Агни-1", 335-й с "Агни-2"), 333-й полк (группа) ОТР «Притхви-1», 4 полка (861-й, 862-й, 863-й, 864-й) КРНБ «Брамос».

Центральное командование (штаб в городе Лакнау) включает один армейский корпус - 1-й АК (штаб в г. Матура). В его составе – 4-я пехотная дивизия (Аллахабад), 6-я горная дивизия (Барейлли), 33-я бронетанковая дивизия (Хиссар). В настоящее время 1-й АК временно передан в состав Юго-Западного командования, поэтому Центральное командование, фактически, не имеет в своем составе боевых сил.

Северное командование (Удхампур) включает три армейских корпуса – 14-й, 15-й, 16-й.

14-й АК (Лех) имеет в своем составе 3-ю пехотную (Лех) и 8-ю горную (Драс) дивизии.

15-й АК (Сринагар) имеет в своем составе 19-ю пехотную (Барамулла) и 28-ю горную (Гурез) дивизии.

16-й АК (Нагрота) имеет в своем составе 10-ю (Ахнур), 25-ю (Раджаури), 39-ю (Ёл) пехотные дивизии, 10-ю артиллерийскую бригаду.

Западное командование (Чандимандир) включает 40-ю артиллерийскую дивизию (Амбала) и три АК – 2-й, 9-й, 11-й.

2-й АК (Амбала) имеет в своем составе 1-ю бронетанковую дивизию (Патиала), 14-ю дивизию СБР (Дехрадун), 22-ю пехотную дивизию (Мирут), 474-ю инженерную, 612-ю ПВО бригады.

9-й АК (Ёл) имеет в своем составе 26-ю (Джамму) и 29-ю (Патанкот) пехотные дивизии, 2-ю, 3-ю, 16-ю бронетанковые бригады.

11-й АК (Джаландар) имеет в своем составе 7-ю (Фирозпур), 9-ю (Мирут), 15-ю (Амритсар) пехотные дивизии, 23-ю бронетанковую и 55-ю механизированную бригады.

Юго-Западное командование (Джайпур) включает 42-ю артиллерийскую дивизию (Джайпур), 1-й АК, временно переданный из Центрального командования (описан выше), и 10-й АК (Бхатинда), который имеет в своем составе 16-ю пехотную дивизию (Ганганагар), 18-ю (Кота) и 24-ю (Биканер) дивизии СБР, 6-ю бронетанковую, 615-ю ПВО, 471-ю инженерную бригады.

Южное командование (Пуна ) включает 41-ю артиллерийскую дивизию (Пуна) и два АК – 12-й и 21-й.

12-й АК (Джодхпур) имеет в своем составе 11-ю (Ахмадабад) и 12-ю (Джодхпур) пехотные дивизии, 4-ю бронетанковую и 340-ю механизированную бригады.

21-й АК (Бхопал) имеет в своем составе 31-ю бронетанковую дивизию (Джханси), 36-ю дивизию СБР (Сагар), 54-ю пехотную дивизию (Хайдерабад), артиллерийскую, ПВО, 475-ю инженерную бригады.

Восточное командование (Калькутта) включает 23-ю пехотную дивизию (Ранчи) и четыре АК (3-й, 4-й, 17-й, 33-й).

3-й АК (Димапур) – 2-я (Дибругар), 56-я (Захама), 57-я (Леймахонг) горные дивизии.

4-й АК (Тезпур) – 5-я (Бомдила), 21-я (Рангия), 71-я (Миссамари) горные дивизии.

17-й АК (Панагар) – 59-я (Панагар), 72-я (Патханкот) пехотные дивизии.

33-й АК (Силигури) – 17-я (Гангток), 20-я (Биннагури), 27-я (Калимпонг) горные дивизии.

В двух полках имеется 20 ПУ БРСД «Агни-1» и 8 ПУ "Агни-2". Всего предположительно имеется 80-100 ракет «Агни-1» (дальность полета - 1500 км), и 20-25 «Агни-2» (2-4 тыс. км). Возможно, в 335-м полку развернуты первые 4 ПУ БРСД "Агни-3" (3200 км). В единственном полку ОТР «Притхви-1» (дальность - 150 км) имеется 12-15 ПУ и 75-100 ракет. Все эти баллистические ракеты разработаны в самой Индии, могут нести как ядерные, так и обычные БЧ. Каждый из 4 полков крылатых ракет «Брамос» (совместная разработка России и Индии) имеет по 4-6 батарей, в каждой по 3-4 ПУ. Общее число ПУ КРНБ «Брамос» составляет 72.

Танковый парк Индии включает 124 танка собственной разработки «Арджун» (их производство продолжается), 1402 новейших российских Т-90 (всего предполагается иметь 2011 таких танков) и до 2414 советских Т-72М, прошедших модернизацию в Индии (носят местное название "Аджейя"). Кроме того, до 815 старых советских Т-55 и до 2000 не менее старых танков «Виджаянта» собственного производства (английский «Виккерс» Мк1) находятся на хранении.

В отличие от танков, другая бронетехника сухопутных войск Индии, в основном, сильно устарела. Имеется до 598 советских БРДМ-2, до 48 английских бронеавтомобилей «Феррет», до 2000 БМП-2 (в т.ч. 123 командирских БМП-2К), 300 чехословацких БТР OT-64, 462 южноафриканских бронеавтомобилей «Касспир», 12 английских БТР FV432. Из всей перечисленной техники лишь БМП-2 можно считать новыми, причем весьма условно. Кроме того, до 700 старых БМП-1, до 200 совсем старых советских БТР-50, до 250 БТР-152, до 55 БТР-60, до 299 чехословацких ОТ-62 находятся на хранении.

Также устарела большая часть индийской артиллерии. Имеется 20 САУ «Катапульта» собственной разработки (130-мм гаубица М-46 на шасси танка «Виджаянта»; еще 80 таких САУ на хранении), 68 английских «Аббот» (105 мм), 10 К9 "Ваджра" (155 мм). Буксируемые орудия - 215 югославских горных М48 (76 мм), от 700 до 1300 собственных IFG Mk1/Mk2/Mk3 и от 700 до 800 LFG, 50 итальянских M-56 (105 мм), 400 советских Д-30 (122 мм), 210 английских FH-77В, 180 М-46 с новым стволом, 3 американских М777 (155 мм), 40 советских С-23 (180 мм); еще до 721 М-46 и 200 FH-77В, а также 900 горных орудий (75 мм), 800 британских пушек (88 мм), 350 советских БС-3 (100 мм) находятся на хранении. Минометы – 5000 собственных Е1 и 220 самоходных СМТ на шассии БМП-2 (81 мм), 500 французских АМ-50 (120 мм), 207 финских М-58 «Тампелла» и 500 советских М-160 (160 мм). РСЗО – до 200 советских БМ-21 (122 мм), 80 собственных «Пинака» (214 мм), 42 российских «Смерч» (300 мм). Из всех перечисленных артсистем современными можно считать лишь южнокорейские САУ К9 (производятся в Индии по лицензии), американские гаубицы М777 (также производятся по лицензии), РСЗО «Пинака» и «Смерч».

Военно-воздушные силы Индии созданы 8 октября 1932 года, когда первая группа индийских пилотов была направлена на обучение в Великобританию. Первая эскадрилья индийских ВВС, сформированная 1 апреля 1933 года в г. Карачи, вошла в состав ВВС Великобритании. Распад в 1947 году британской колонии на два государства (Индию и Пакистан) привел к разделу и ее военно-воздушных сил. В состав индийских военно-воздушных сил вошли только 6,5 эскадрилий. В настоящее время ВВС Индии-четвертые по численности после США, Китая и России.

Организация, численность, боевой состав и вооружение. Общее руководство военно-воздушными силами осуществляет штаб, возглавляемый начальником (он же главнокомандующий ВВС) в ранге главного маршала авиации. Он несет ответственность перед правительством страны за состояние ВВС, решение возложенных на них задач и дальнейшее их развитие.

Штаб руководит разработкой национальных планов оперативного и мобилизационного развертывания, планирует и контролирует боевую и оперативную подготовку, обеспечивает участие ВВС в национальных учениях, организует взаимодействие со штабами сухопутных войск и военно-морских сил. Являясь высшим органом оперативного управления военно-воздушными силами, он подразделяется на оперативную и общую части.

Организационно военно-воздушные силы Индии состоят из пяти авиационных командований - Западное (штаб в г. Дели), Юго-Западное (Джодхпур), Центральное (Аллахабад), Восточное (Шиллонг) и Южное (Тривандрум), а также учебное.

Авиационное командование является высшим оперативным объединением, которое возглавляет командующий в звании маршала авиации. Оно предназначено для ведения воздушных операций на одном или двух операционных направлениях. Командующий отвечает за боеготовность частей и подразделений, планирует и проводит оперативную и боевую подготовку, учения и тренировки в масштабе вверенного ему командования. В военное время он взаимодействует с командованиями корпусов сухопутных войск и силами флота, ведущими боевые действия в зоне его ответственности. В авиационном командовании имеются авиационные крылья, крылья зенитных управляемых ракет, а также отдельные части и подразделения. Боевой состав этого командования непостоянен: он зависит от оперативной обстановки в зоне ответственности и поставленных задач.

Авиационное крыло является тактическим соединением национальных ВВС. Оно состоит из штаба, одной - четырех авиационных эскадрилий, а также подразделений боевого и тылового обеспечения. По составу авиакрылья, как правило, неоднотипны, и в них могут входить эскадрильи различных родов авиации.

Авиационная эскадрилья является основным тактическим подразделением национальных ВВС, способным действовать самостоятельно или в составе авиакрыла. Она обычно включает три отряда, два из которых - летные (боевые), а третий - технический. На вооружении эскадрильи находятся самолеты одного типа, количество которых (от 16 до 20) зависит от предназначения эскадрильи. Авиаэскадрилья базируется, как правило, на одном аэродроме.

Военно-воздушные силы насчитывают 140 тыс. человек. Всего на вооружении имеется 772 боевых самолета (по состоянию на 1 сентября 2000 года).

Боевая авиация включает истребительно-бомбардировочную, истребительную и разведывательную.

Истребительно-бомбардировочная авиация имеет 17 эскадрилий, на вооружении которых находятся самолеты МиГ-21, МиГ-23 (рис. 1), МиГ-27 (279 единиц) и «Ягуар» (88).

Истребительная авиация представляет собой основу национальных военно-воздушных сил. Она насчитывает 20 эскадрилий, на вооружении которых состоят самолеты Су-30 (рис. 2), МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-29 (рис. 3) различных модификаций (325 единиц) и «Ми-раж-2000» (35 единиц, рис. 4).

Разведывательная авиация включает две эскадрильи (16 самолетов), оснащенные самолетами-разведчиками МиГ-25 (восемь), а также устаревшими самолетами «Канберра» (восемь).

Истребительная авиации ПВО представлена одной авиационной эскадрильей самолетов МиГ-29 (21 единица).

В состав вспомогательной авиации входят подразделения транспортной авиации, самолеты связи, правительственная эскадрилья, а также учебно-боевые и учебные эскадрильи. На их вооружении находятся: 25 самолетов Ил-76,105 Ан-32 (рис. 5), 40 Do-228 (рис. 6), два Боинг 707, четыре Боинг 737,120 НJT-16 «Киран-1», 50 HJT «Киран-2» (см. цветную вклейку), 38 «Хантер», а также вертолеты 80 Ми-8 (рис. 7), 35 Ми-17, десять Ми-26,20 «Читак». Кроме того, в ВВС имеются три эскадрильи боевых вертолетов Ми-25 (32 единицы).

Аэродромная сеть. По данным зарубежной печати, на территории страны расположены 340 аэродромов (из них 143 с искусственным покрытием: 11 имеют взлетно-посадочные полосы длиной свыше 3 000 м, 50 - от 2 500 до 3 000 м, 82 - от 1 500 до 2 500 м). В мирное время для базирования боевой и вспомогательной авиации выделено около 60 аэродромов различных классов, основными из которых являются следующие: Дели, Сринагар, Патхан-кот, Амбала, Джодхпур, Бхудж, Джамнагар, Пуна, Тамбарам, Бангалор, Тривандрум, Агра, Аллахабад, Гвалиор, Нагпур, Калайкунда, Багдогра, Гаухати, Шиллонг (рис. 8).

Подготовка и переподготовка личного состава ВВС осуществляются в учебных заведениях, входящих в состав учебного командования военно-воздушных сил, которое готовит специалистов для всех родов авиации, штабов, учреждений и служб ВВС. Летчики, штурманы и бортрадисты проходят подготовку в летном колледже ВВС (г. Джодхпур). В это учебное заведение принимаются выпускники авиационного отделения академии национальной обороны и национального кадетского корпуса. По его окончании курс обучения продолжается в одном из учебных крыльев учебного авиационного командования, после чего выпускникам присваивается офицерское звание.

Противовоздушная оборона Индии носит в основном объектовый характер. Главные ее усилия сосредоточены на прикрытии от воздушного нападения наиболее важных военных объектов, военно-промышленных и административных центров. Силы и средства противовоздушной обороны включают подразделения истребительной авиации ПВО, комплексы зенитных управляемых ракет, пункты и центры управления, а также средства обнаружения, обработки и передачи данных, обеспечивающие все компоненты системы ПВО необходимой информацией.

В настоящее время вся территория Индии разделена на пять районов ПВО (Западный, Юго-Западный, Центральный, Восточный и Южный), границы которых совпадают с зонами ответственности соответствующих авиационных командований. Районы ПВО делятся на секторы. Сектор является низшей территориальной единицей ПВО, в пределах которой осуществляется планирование боевых действий, а также руководство силами и средствами ПВО.

Рис. 7. Группа транспортно-десантных вертолетов Ми-8

Основная организационная единица противовоздушной обороны - крыло ЗУР. Как правило, оно состоит из штаба, двух - пяти огневых эскадрилий ЗУР и технической эскадрильи.

Оперативное управление силами и средствами ПВО осуществляется на трех уровнях: оперативный центр ПВО Индии, оперативные центры районов ПВО, центры управления и оповещения секторов ПВО.

Оперативный центр ПВО является высшим органом управления противовоздушной обороной страны, который занимается сбором и обработкой данных о воздушной обстановке и ее оценкой. Во время ведения боевых действий он выдает целеуказания районам ПВО, осуществляет руководство распределением сил и средств районов с целью отражения воздушного нападения на наиболее опасных направлениях.

Оперативные центры районов ПВО решают следующие задачи: оценивают воздушную обстановку, руководят силами и средствами ПВО, организуют перехват воздушных целей в зоне своей ответственности.

Центры управления и оповещения секторов ПВО являются основными органами управления в системе противовоздушной обороны. В их функции входит: наблюдение за воздушным пространством, обнаружение, идентификация и сопровождение воздушных целей, передача сигналов оповещения, объявление тревог, передача команд на подъем в воздух истребителей и наведение их на цель, а также передача целеуказаний и команд на открытие огня зенитными ракетными комплексами.

Для наблюдения за воздушной обстановкой на территории Индии развернута сеть стационарных и мобильных радиолокационных постов. Обмен данными между ними и центрами ПВО осуществляется с помощью кабельных линий, систем тропосферной и радиорелейной связи, а также автоматизированной системы управления ВВС Индии.

На вооружении эскадрилий ЗУР состоят 280 пусковых установок ЗРК С-75 «Двина» и С-125 «Печора».

Рис. 8. Расположение основных авиабаз ВВС Индии

Оперативная и боевая подготовка военно-воздушных сил Индии направлена на повышение уровня подготовки органов управления всех степеней, боевой и мобилизационной готовности авиационных объединений, соединений и частей, поддержание их в высокой степени боеготовности, а также на совершенствование форм и способов применения авиации, сил и средств ПВО в современной войне. При этом в условиях ограничения правительством финансовых потребностей вооруженных сил командование ВВС в целом обеспечивает выполнение основных плановых мероприятий боевой подготовки главным образом за счет комплексного подхода к организации их проведения и оптимизации состава привлекаемых сил и средств. Учитывая, что индийское руководство рассматривает Пакистан в качестве главного вероятного противника, большинство учебно-боевых мероприятий Западного, Юго-Западного и Центрального авиационных командований ВВС Индии проводится на фоне обострения обстановки на индийско-пакистанской границе с последующим перерастанием пограничного конфликта в полномасштабные боевые действия.

Развитие военно-воздушных сил. Военно-политическое руководство Индии уделяет постоянное внимание развитию ВВС и повышению их боевых возможностей. В частности, сил предусматривается дальнейшее совершенствование их организационной структуры и повышение боевых возможностей, качественное улучшение самолетного парка и развитие аэродромной сети, широкое применение средств РЭБ, а также внедрение автоматизированных систем управления. Командование ВВС считает необходимым продолжить принятие на вооружение многоцелевых истребителей Су-30И, активизировать реализацию программы модернизации морально устаревших истребителей типов МиГ-21 и МиГ-23, определиться с поставкой из Франции 10 самолетов «Мираж-2000», а также при содействии британских специалистов приступить к производству на индийских авиапредприятиях модернизированных тактических истребителей «Ягуар». К числу приоритетных национальных программ, реализуемых в настоящее время, относятся разработка опытных образцов легкого боевого самолета, легкого боевого вертолета, ЗРК ближнего действия «Тришул» и средней дальности «Акаш».

В целом, по оценке индийского командования, выполнение плана модернизации ВВС позволит значительно повысить боевые возможности этого вида вооруженных сил и привести его в соответствие с требованиями национальной военной доктрины.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте


Владимир ЩЕРБАКОВ

Современная Индия представляет собой быстро развивающееся государство мирового масштаба. Постоянно растет ее значение и как мощной аэрокосмической державы. Например, страна располагает собственным современным космодромом SHAR на острове Шрихариката, имеет хорошо оснащенный центр управления космическими полетами, развитую национальную ракетно-космическую промышленность, силами которой разрабатываются и серийно строятся ракеты-носители, способные выводить в космос полезную нагрузку (в том числе и на геостационарные орбиты). Страна уже вышла на международный рынок космических услуг и имеет опыт вывода в космос иностранных спутников. Есть и свои космонавты, причем первый из них - майор ВВС Рокеш Шарма - побывал в космосе но советском космическом корабле «Союз» еще в апреле 1984 г.

Военно-воздушные силы (ВВС) Республики Индия - самый молодой вид национальных вооруженных сил. Официально датой их образования считается 8 октября 1932 г., когда в Русал-пуре (сейчас находится на территории Пакистана) британская колониальная администрация начала формирование первой авиационной эскадрильи Королевских ВВС Великобритании из представителей местного населения. Главное командование ВВС Индии было сформировано только после приобретения страной независимости в 1947 г.

В настоящее время индийские военно-воздушные силы являются наиболее многочисленными и боеготовыми среди всех государств Южной Азии и даже входят в первую десятку наиболее крупных и мощных ВВС стран мира. Кроме того, они имеют реальный и достаточно богатый опыт ведения боевых действий.

Организационно ВВС Республики Индия состоят из штаба (расположен в г. Дели), учебного командования, командования материально-технического обеспечения (МТО) и пяти оперативных (региональных) авиационных командований (АК):

Западное АК со штабом в Пала-ме (район Дели): в его задачу входит обеспечение ПВО большой территории, от Кашмира до Раджастана, в том числе и столицы государства. При этом, учитывая сложность обстановки в районе Ладаха, Джамму и Кашмира, там сформирована отдельная оперативная группа;

Юго-Западное АК (штаб в Ганди-нагаре): его зоной ответственности определены Раджастан, Гуджарат и Саураштра;

Центральное АК со штабом в Аллахабаде (другое название Илахабад): в зону ответственности входит практически вся Индо-гангская равнина;

Восточное АК (штаб в Шиллонге): осуществление ПВО восточных районов Индии, Тибета, а также территорий на границах с Бангладеш и Мьян-мой;

Южное АК (штаб в Тривандруме): сформировано в 1984 г., отвечает за безопасность воздушного пространства в южной части страны.

Командованию МТО, штаб которого расположен в г. Нагпур, подчинены различные склады, ремонтные мастерские (предприятия) и парки хранения авиационной техники.

Учебное командование имеет штаб в г. Бангалор и отвечает за учебно-боевую подготовку личного состава военно-воздушных сил. Оно располагает развитой сетью учебных заведений разного ранга, большая часть которых расположена на юге Индии. Базовая летная подготовка будущих пилотов осуществляется в Военно-воздушной академии (г. Дандгал), а дальнейшее обучение летчики проходят в специальных школах в Бидаре и Хакимпете на учебных самолетах TS. 11 «Искра» и «Киран». В ближайшем будущем в распоряжение ВВС Индии поступят и реактивные учебно-тренировочные самолеты «Хок» МИ 32. Кроме того, в составе учебного командования есть и центры специальной подготовки, такие как Колледж воздушной войны (College of Air Warfare).

Имеется также межвидовое объединенное Дальневосточное командование вооруженных сил (употребляется также название Андамано-Никобарс-кое командование) со штабом в Порт-Блэре, которому оперативно подчинены дислоцирующиеся в том районе части и подразделения ВВС.

Возглавляет данный вид ВС Индии командующий военно-воздушными силами (местное название - начальник штаба ВВС), обычно в ранге главного маршала авиации. Основные военно-воздушные базы (ВВБ): Аллахабад, Бам-раули, Бангалор, Дандигал (здесь расположена Военно-воздушная академия Индии), Хакимпет, Хайдарабад, Джам-нагар, Джоджпур, Нагпур, Дели и Шил-лонг. В разных районах Индии также имеется более 60 других основных и резервных ВВБ и аэродромов.

Согласно официальным данным, общая численность индийских ВВС достигает 110 тыс. человек. На вооружении данного вида национальных вооруженных сил республики состоят более 2000 самолетов и вертолетов боевой и вспомогательной авиации, в том числе:

Истребителей-бомбардировщиков

Истребителей и истребителей ПВО

Около 460;

Самолетов-разведчиков - 6;

Транспортных самолетов - более 230;

Учебных и учебно-боевых самолетов - более 400;

Вертолетов огневой поддержки - около 60;

Многоцелевых, транспортных вертолетов и вертолетов связи - около 600.

Кроме того, командованию ВВС подчинены несколько десятков дивизионов ПВО, на вооружении которых находятся более 150 зенитных ракетных комплексов различных типов, в основном советского и российского производства (наиболее новые - 45 ЗРПК «Тунгуска» М-1}.


В парадном строю самолеты ОКБ Микояна, находящиеся на вооружении индийских ВВС



Истребитель-бомбардировщик «Ягуар» и истребитель МиГ-29 ВВС Индии



Истребитель-бомбардировщик МиГ-27МЛ «Бахадур»


На особом положении находится и спецназ ВВС Индии, подразделения которого именуются Garud. В его задачу входит оборона наиболее важных объектов ВВС, проведение антитеррористических и противодиверсион-ных операций.

Следует, однако, подчеркнуть, что по причине достаточно высокой аварийности в индийских ВВС точно указать количественный состав их авиапарка но данный момент не представляется возможным. К примеру, по данным авторитетного в регионе журнала Aircraft amp; Aerospace Asia-Pacific, только за период 1993-1997 гг. индийские ВВС потеряли в общей сложности 94 самолета и вертолета различных типов. Частично потери, конечно же, восполняются за счет лицензионного производства самолетов на индийских авиазаводах или дополнительных закупок, но, во-первых - частично, а во-вторых - это происходит не достаточно оперативно.

Основной тактической единицей индийских ВВС традиционно является авиационная эскадрилья (АЭ), которая насчитывает в среднем до 18 самолетов. Согласно положениям проводимой в настоящее время реформы вооруженных сил, к 2015 г. должно насчитываться 41 АЭ боевой авиации (в том числе и вертолетных с ударными вертолетами). Причем не менее трети из общего их количества должны составлять эскадрильи, оснащенные многоцелевыми самолетами - большей частью Су-ЗОМКИ. По данным на начало 2007 г., в составе национальных ВВС имелось более 70 АЭ, в том числе:

Истребительных ПВО - 15;

Истребительно-штурмовых - 21;

Морской авиации - 1;

Разведывательных - 2;

Транспортных - 9;

Танкеров-заправщиков - 1;

Вертолетных ударных - 3;

Вертолетных транспортных, связи и наблюдения - свыше 20,

Несмотря на внушительный самолетный и вертолетный парк, ВВС Индии испытывают на современном этапе достаточно серьезные трудности с поддержанием всех летательных аппаратов в нормальном техническом состоянии. По мнению многих аналитиков, значительная часть самолетов и вертолетов еще советского производства устарела технически и морально и находится в небоеспособном состоянии. Высоки в индийских ВВС, как уже отмечалось ранее, и показатели аварийности, что также, скорее всего, является следствием низкой технической готовности самолетов и вертолетов старых типов. Так, по данным министерства обороны Индии, с 1970 г. по 4 июня 2003 г. было потеряно 449 самолетов: 31 «Ягуар», 4 «Миража» и 414 «МиГов» различных типов. В последнее время этот показатель несколько улучшился - до 18 самолетов в 2002 г. (т.е. 2,81 машины на каждые 1000 летных часов) и еще меньше в последующие годы - но все же довольно ощутимо «прореживает» ряды индийской авиации.

Такое положение дел не может не вызывать озабоченности у командования национальных ВВС и вооруженных сил в целом. Поэтому неудивительно, что бюджет ВВС на 2004-2005 ф.г. значительно возрос и составил около 1,9 млрд. долл. При этом финансирование закупок авиационной техники, боеприпасов и снаряжения осуществляется по отдельным статьям из общего бюджета вооруженных сил, который на этот период составил 15 млрд. долл. (увеличение на 9,45% по сравнению с предыдущим финансовым годом составляет около 2,12% от ВВП) плюс еще 5,7 млрд. долл. - расходы на НИОКР и закупки ВВТ в течение 2004-2007 гг.

Путей решения проблем с авиационным парком два. Это модернизация старой и закупка новой авиационной техники и вооружения, К первым, безусловно, относится осуществляемая программа модернизации 125 истребителей МиГ-21бис (МиГ-21 в разных модификациях поставлялся Советским Союзом и производился в Индии по лицензии, причем первая группа сотрудников КБ прибыла в страну для организации на месте производства этих самолетов еще в 1965 г.). Новая модификация получила обозначение МиГ-21-93 и оснащается современной БРЛС «Копье» (ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР»), новейшей авиони-кой и т.д. Программа модернизации завершена в первом квартале 2005 г.



Л и ней ко истребителей МиГ-29




Не остались в стороне и другие страны. Например, украинская компания «Укрспецэкспорт» в 2002 г. подписала соглашение ориентировочной стоимостью около 15 млн. долл. по вопросу капитального ремонта шести учебно-боевых самолетов МиГ-23УБ из состава 220-й авиаэскадрильи. В рамках работ, осуществлявшихся Чугуевским авиаремонтным заводом МО Украины, проводился ремонт двигателей Р-27Ф2М-300 (непосредственным исполнителем здесь являлся Луганский авиаремонтный завод), планера и пр. Самолеты переданы ВВС Индии попарно в июне, июле и августе 2004 г.

Производится и закупка новой техники. Главной программой здесь, без сомнения, является приобретение 32 многофункциональных истребителей Су-ЗОМКИ и лицензионное производство еще 140 машин этого типа уже на территории самой Индии (Россией передана «глубокая лицензия» без права реэкспорта данных самолетов). Стоимость этих двух контрактов оценивается в почти 4,8 млрд. долл. Особенностью программы «Су-ЗОМКИ» является то, что на самолете широко представлена авионика индийской, французской, английской и израильской разработки, которая была успешно интегрирована российскими специалистами в бортовой комплекс истребителя.

Первые Су-30 (в модификации «К») были включены в состав 24-й истребитель но-штурмовой АЭ «Охотничьи соколы», подчиненной Юго-Западному авиационному командованию. Зоной ответственности последнего являются наиболее стратегически важные районы, примыкающие к Пакистану и богатые запасами нефти, природного газа и т.п., в том числе и на морском шельфе. Кстати, в распоряжении этого же командования находятся и практически все истребители МиГ-29. Это свидетельствует о той высокой оценке, которую дают российским самолетам индийские военные и политики.

Поставленные корпорацией «Иркут» Су-ЗОМКИ были официально приняты на вооружение ВВС Индии и включены в боевой состав 20-й истребитель-но-штурмовой АЭ, базирующейся на ВВБ Лохегаон около города Пуна. На торжественной церемонии присутствовал бывший министр обороны страны Джордж Фернандес.

Впрочем, еще 11 июня 1997 г. в ходе официальной церемонии включения в состав ВВС первых восьми Су-ЗОК, проводившейся на ВВБ Лохегаон, главнокомандующий индийских ВВС главный маршал авиации Сатиш Кумар Сари на заявил, что «Су-ЗОК - это совершеннейший истребитель, полностью отвечающий настоящим и будущим потребностям ВВС». Представители же командования ВВС соседнего Пакистана неоднократно высказывали и продолжают высказывать «глубокую озабоченность» поступлением таких современных самолетов на вооружение индийской авиации. Так, по их словам, «сорок самолетов Су-30 обладают такой же разрушительной мощью, кок 240 самолетов старых типов, состоящих но вооружении ВВС Индии, и имеют большую дальность действия, чем ракеты «Притви». (Bill Sweetman. Looking to a fighter future. Jane"s International Defense Review. February 2002, pp. 62-65)

В Индии эти самолеты выпускаются на заводах компании Hindustan Aeronautics Ltd (HAL), которая инвестировала около 160 млн. долл. в установку новой сборочной линии. Передача первого собранного в Индии Су-30МКИ состоялась 28 ноября 2004 г. Последний лицензионный истребитель должен быть передан в войска не позднее 2014 г. (ранее планировалось завершить программу к 2017 г.).

Следует особо отметить и тот факт, что индийские источники неоднократно высказывали мнение о том, что новейший российский самолет сможет пополнить собой и список средств доставки ядерного оружия Индии. Особенно в том случае, если переговоры о покупке бомбардировщиков Ту-22МЗ, имеющих дальность полета около 2200 км и максимальную боевую нагрузку 24 т, закончатся ничем. А, как известно, военно-политическое руководство Индии придает большое значение повышению боевых возможностей созданного 4 января 2003 г. командования стратегических ядерных сил, которое возглавил в прошлом летчик-истребитель, а ныне маршал авиации Т. Астхана (бывший командующий Южного авиационного командования ВВС Индии).



Модернизированный истребитель МиГ-21-93



Транспортный вертолет Ми-8Т




Что касается самих ядерных боеприпасов, то по имеющимся данным в 1998 г. в ходе проводившихся в пустыне Раджастан на армейском полигоне Похран ядерных испытаний индийские специалисты использовали и авиационные бомбы мощностью менее одной килотонны. Вот их-то и планируют подвешивать под «сушки». Учитывая же наличие в индийских ВВС танкеров-заправщиков, Су-30МКИ в качестве носителя ядерного оружия малой мощности способен действительно превратиться в стратегическое оружие.

В 2004 г. наконец-то была решена одна из наиболее насущных проблем индийских ВВС - обеспечение их современными учебными самолетами. В результате контракта стоимостью 1,3 млрд. долл., подписанного с британской компанией ВАБ Systems, индийские летчики получат 66 реактивных учебных самолетов «Хок» Мк132.

Правительственный комитет по вопросам закупок ВВТ одобрил данное соглашение еще в сентябре 2003 г., но окончательное решение было традиционно приурочено к важному событию, каким стала выставка Defexpo lndia-2004, проводившаяся в феврале 2004 г. в столице страны. Из 66 заказанных самолетов 42 будут собраны непосредственно в Индии на предприятиях национальной компании HAL, а первая партия из 24 машин - на заводах BAE Systems в Броу (Восточный Йоркшир) и Вартоне (Ланкашир). Индийский вариант «Хока» будет во многом аналогичен модификации «Хок» Мк115, который используется в рамках Программы подготовки пилотов для ВВС НАТО на территории Канады (NATO Flying Training in Canada, или NFTC).

Изменения коснутся некоторого оборудования кабины пилотов, также будут удалены все системы американского производства. Взамен него и части английского оборудования будет установлено аналогичное по назначению, но разработанное и произведенное в Индии. В так называемой «стеклянной» кабине предполагается установить многофункциональные дисплеи на приборной доске (Head Down Multi-Function Display), дисплей на лобовом стекле (Head Up Display) и систему управления с расположением приборов на РУДе (Hands-On-Throttie-And-Stick, или НОТ AS).

Кроме того, успешно продвигается и программа по созданию силами индийской аэрокосмической промышленности учебного самолета промежуточной подготовки HJT-36 (в индийских источниках употребляется название Intermediate Jet Trainer, или IJT), предназначенного на замену устаревшему самолету HJT-16 «Киран». Первый прототип самолета HJT-36, разработку и строительство которого ведет с июля 1999 г. компания HAL, выполнил успешный испытательный полет еще 7 марта 2003 г.

Еще одним несомненным успехом индийской оборонной промышленности можно считать и сконструированный собственными силами вертолет «Дхрув» (Dhruv), призванный постепенно заменить многочисленный парк вертолетов «Чита» и «Читак». Официальное принятие нового вертолета на вооружение ВС Индии состоялось в марте 2002 г. С тех пор в войска (как в ВВС, так и в СВ) были поставлены несколько десятков машин, которые проходят интенсивную проверку. Предполагается, что в течение последующих лет в вооруженные силы республики поступят не менее 120 вертолетов «Дхрув». Причем последний имеет также и гражданскую модификацию, которую индийцы продвигают на международный рынок. Уже имеются реальные и потенциальные заказчики этих винтокрылых машин.-



Истребитель «Мираж» 2000Н



Транспортный самолет Ан-32


Понимая, что в современных условиях наличие в составе ВВС самолетов ДРЛО уже стало жизненно важной необходимостью, индийское командование 5 марта 2004 г. заключило контракт с израильской компанией IAI на поставку трех комплектов системы ДРЛО Phalcon, которые будут установлены на специально переоборудованных для этой цели самолетах Ил-76. В состав комплекса ДРЛО входят РЛС с фазированной антенной решеткой Е1/ М-2075 компании Elta , системы связи и обмена данными, а также аппаратура радиоэлектронной разведки и радиоэлектронного противодействия. Практически вся информация по системе Phalcon засекречена, но некоторые израильские и индийские источники утверждают, что по своим характеристикам она превосходит аналогичный комплекс российского самолета ДРЛО А-50, также разработанного на базе транспортного самолета Ил-76 (что касается индийских специалистов, то они могут делать подобные заявления, поскольку летом 2000 г. имели возможность поближе ознакомиться с российским «аваксом» в ходе учений ВВС, в которых специально принимали участие два А-50. (Ranjit В. Rai. Airpower in India - a review of the Indian Air Force and the Indian Navy. Asian Military Review, Volume 11, Issue 1, February 2003, p. 44). Стоимость контракта составляет 1,1 млрд. долл., из которых 350 млн. долл. Индия обязалась выплатить в виде предоплаты в течение 45 дней от даты подписания соглашения. Первый самолет будет передан индийским ВВС в ноябре 2007 г., второй - в августе 2008 г. и последний - в феврале 2009 г.

Следует отметить, что индийцы пытались решить данный вопрос своими силами и разработали проект переоборудования нескольких транспортных самолетов HS.748, выпускавшихся в Индии по английской лицензии, в самолет ДРЛО (программа получила название ASP). Грибообразный обтекатель РЛС, расположенной на фюзеляже ближе к хвосту, имеет в диаметре 4,8 м и поставлен немецким концерном DASA. Работы по переоборудованию были возложены на отделение HAL в городе Канпур. Опытный самолет совершил первый полет в конце 1990 г. Но затем программу приостановили.

Реализация принятой на рубеже веков новой военной доктрины ВС Индии потребовала от авиационного командования создания парка самолетов-заправщиков. Наличие таких самолетов позволит индийским военно-воздушным силам решать свои задачи на совершенно другом уровне. Согласно заключенному в 2002 г. контракту, Индия получила шесть танкеров-заправщиков Ил-78МКИ, строительство которых поручили Ташкентскому авиационному заводу. Каждый «Ил» может принимать на борт 110 т топлива и выполнять дозаправку семи самолетов за один вылет (первыми кандидатами для работы с танкерами определены «Миражи» и Су-30К/МКИ). Стоимость одного самолета составляет около 28 млн. долл. Интересно, что израильская авиационная промышленность и здесь «оторвала кусок», заключив контракт на оборудование самих «Илов» системой дозаправки в воздухе.

Индийская компания HAL продолжает программу разработки национального легкого боевого самолета LCA, начатую еще в 1983 г. Техническое задание на самолет было сформулировано ВВС Индии в 1985 г., через три года по контракту стоимостью 10 млн. долл. французская компания Avions Marcel Dassault-Breguet Aviation выполнила проектирование самолета, а в 1991 г. началась постройка опытного LCA. Первоначально поступление на вооружение нового самолета было запланировано на 2002 г., однако программа стала пробуксовывать и постоянно откладывалась. Основная причина - нехватка финансовых средств и технические трудности, с которыми столкнулись индийские специалисты.

В среднесрочной перспективе следует ожидать поступление на вооружение и нового российско-индийского транспортного самолета, который получил пока обозначение Ил-214. Соответствующее соглашение было подписано во время визита в Дели 5-8 февраля 2002 г. российской делегации в составе представителей нескольких министерств и ведомств во главе с тогдашним министром промышленности, науки и технологий России Ильей Клебановым. Тогда же было проведено и второе заседание российско-индийской Межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Главным разработчиком самолета выступает Россия, а его производство будет осуществляться на заводах российской корпорации «Иркут» и индийской компании HAL.

Однако, по мнению индийских военных, основной акцент в ближнесроч-ной перспективе следует сделать на закупке новейших боеприпасов, преимущественно высокоточного оружия класса «воздух-поверхность», которого в ВВС Индии практически нет. По данным индийских источников, подавляющее большинство современного авиационного вооружения индийской авиации составляют обычные авиабомбы и устаревшие ракеты различных классов. В нынешних же условиях высокотехнологичной войны требуются управляемые авиабомбы, «умные» ракеты средней и большой дальности, а также другие новейшие средства вооруженной борьбы.



Совместный пилотаж МиГ-29 и F-15 в ходе одного из американо-индийских учений




В ноябре 2004 г. командование ВВС Индии предварительно утвердило рабочий план действий, который предусматривает более широкое использование выделяемых данному виду вооруженных сил бюджетных средств на закупки авиационного вооружения. Предполагается, что на эти цели в распоряжение командующего ВВС ежегодно будет выделяться около 250 млн. долл.

Особо следует отметить, что предусматривается оснащение имеющихся в распоряжении ВВС беспилотных ЛА типов «Серчер», «Марк-2» и «Герои» малокалиберными управляемыми боеприпасами с приемниками GPS и современными системами разведки и наблюдения для эффективного использования их в горных районах (преимущественно на границе с Пакистаном). В качестве первоочередной меры по укреплению ПВО авиационных группировок командование ВВС предложило руководству министерства обороны поставить в войска как минимум 10 дивизионов ЗРК ближнего действия «Шорд» (Shord).

Индийское военно-политическое руководство стремится к всемерному развитию военно-технического сотрудничества с различными зарубежными государствами, не желая попадать в зависимость от какого-либо одного партнера. Наиболее длительную историю насчитывают военно-технические связи с Великобританией (что вполне естественно, учитывая давнее колониальное прошлое страны) и с Россией. Однако у Дели постепенно появляются новые партнеры.

В 1982 г. был подписан меморандум о взаимопонимании (в ранге долгосрочного межправительственного соглашения) между Индией и Францией по вопросам военно-технического сотрудничества, в том числе поставки ВВТ, лицензионного производства ряда образцов вооружения и военной техники. Предусмотрена также и возможность так называемой передачи технологий. Для наиболее эффективной реализации соглашения была создана межправительственная консультативная группа.

Затем последовал Израиль, с которым у Индии установились достаточно прочные отношения в различных областях, а наиболее «свежим» партнером стали Соединенные Штаты. Последние в сентябре 2002 г. в новой Стратегии национальной безопасности впервые придали Индии статус «стратегически важного партнера».

Обоюдное решение установить между двумя странами стратегическое партнерство было принято еще в ноябре 2001 г. в ходе встречи на высшем уровне между американским президентом Джорджем Бушем-младшим и премьер-министром Индии Аталом Бехари Ваджпайи. 21 сентября 2004 г. в Вашингтоне прошли переговоры между президентом США и новым премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом. Встреча, в ходе которой был рассмотрен широкий круг вопросов в таких важных областях, как двустороннее сотрудничество, региональная безопасность и развитие экономических связей, состоялась спустя буквально несколько дней после подписания 17 сентября Индией и США важного документа о снятии американских ограничений на экспорт оборудования для объектов индийской атомной энергетики. Был также упрощен порядок лицензирования экспортной деятельности американских компаний в области коммерческих космических программ, а Индийская организация космических исследований (fSRO) исчезла из «черного списка» Министерства торговли США.

Данные мероприятия осуществляются в рамках первого этапа долгосрочной программы стратегического сотрудничества, обнародованной в январе 2004 г. и имеющей целью устранение всех барьеров на пути двустороннего сотрудничества в области высоких технологий, коммерческого использования космического пространства и усиления политики нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ). В американских кругах ее часто именуют «Очередные шаги к стратегическому партнерству» (Next Steps in Strategic Partnership, или NSSP),

На втором этапе NSSP основной акцент делается на продолжение устранения барьеров, препятствующих более тесному сотрудничеству в сфере высоких технологий, и совместные шаги по укреплению режима нераспространения ОМУ и ракетных технологий.

Если же говорить о России, то для нее тесное сотрудничество с Индией, в том числе и в военно-технической сфере, является жизненно важным. Индия - это не только «приоритетный» покупатель нашего оружия, но и стратегический союзник, фактически прикрывающий наши границы с южно-азиатского направления. Не говоря уже о том, что Индия - это доминирующая на сегодняшний день держава в регионе Южной Азии. В заключение же стоит упомянуть, что только с Индией у России имеется долгосрочная «Программа военно-технического сотрудничества», рассчитанная первоначально на период до 2000 г., но продленная теперь до 2010 г. И нашему военно-политическому руководству ни в коем случае нельзя упустить в этом вопросе инициативу.


Индия - четвертая мощная армия в мире

Индия вместе с КНДР и Израилем входит во вторую тройку стран мира по военному потенциалу (первую тройку, разумеется, составляют США, КНР и Россия). Личный состав вооруженных сил (ВС) Индии имеет высокий уровень боевой и морально-психологической подготовки, хотя и набирается по найму. В Индии, как и в Пакистане, из-за огромной численности населения и сложной этноконфессиональной ситуации комплектование ВС по призыву не представляется возможным.

Страна является важнейшим импортером вооружений из России, ведет тесное военно-техническое сотрудничество с Францией и Великобританией, а в последнее время — и с США. При этом Индия имеет огромный собственный ВПК, который, теоретически, способен производить вооружение и технику всех классов, включая ядерное оружие и средства его доставки. Впрочем, образцы вооружений, разработанные в самой Индии (танк «Арджун», истребитель «Теджас», вертолет «Дхрув» и др.), как правило, обладают весьма низкими технико-тактическими характеристиками (ТТХ), а их разработка ведется десятилетиями. Качество сборки техники по иностранным лицензиям оказывается часто весьма низким, из-за этого ВВС Индии имеют самый высокий в мире уровень аварийности. Тем не менее, Индия имеет все основания претендовать на звание одной из сверхдержав мирового уровня уже в ХХI веке.

Се креты состава Вооруженных Сил Индии

С ухопутные войска Индии имеют в своем составе Учебное командование (штаб в городе Шимла) и шесть территориальных командований — Центральное, Северное, Западное, Юго-Западное, Южное, Восточное. При этом в непосредственном подчинении штаба сухопутных войск находятся 50-я бригада ВДВ, 2 полка БРСД «Агни», 1 полк ОТР «Притхви-1», 4 полка крылатых ракет «Брамос».

Центральное командование включает один армейский корпус (АК) — 1-й. В его составе — пехотная, горная, бронетанковая, артиллерийская дивизии, артиллерийская, ПВО, инженерная бригады. В настоящее время 1-й АК временно передан в состав Юго-Западного командования, поэтому Центральное командование, фактически, не имеет в своем составе боевых сил.

Северное командование включает три армейских корпуса — 14-й, 15-й, 16-й. В их составе — 5 пехотных и 2 горные дивизии, артиллерийская бригада.

Западное командование включает также три АК — 2-й, 9-й, 11-й. В их составе 1 бронетанковая, 1 СБР, 6 пехотных дивизий, 4 бронетанковые, 1 механизированная, 1 инженерная, 1 ПВО бригады.

Юго-Западное командование включает артиллерийскую дивизию, 1-й АК, временно переданный из Центрального командования (описан выше), и 10-й АК который имеет в своем составе пехотную и 2 СБР дивизии, бронетанковую, ПВО, инженерную бригады.

Южное командование включает артиллерийскую дивизию и два АК — 12-й и 21-й. В их составе 1 бронетанковая, 1 СБР, 3 пехотные дивизии, бронетанковая, механизированная, артиллерийская, ПВО, инженерная бригады.

Восточное командование включает пехотную дивизию и три АК (3-й, 4-й, 33-й) по три горные дивизии в каждом.

Сухопутным войскам принадлежит большая часть ракетно-ядерного потенциала Индии. В двух полках имеется по 8 ПУ БРСД «Агни». Всего предположительно имеется 80-100 ракет «Агни-1» (дальность полета 1500 км), и 20-25 «Агни-2» (2-4 тысяч км). В единственном полку ОТР «Притхви-1» (дальность 150 км) имеется 12 пусковых установок (ПУ) этой ракеты. Все эти баллистические ракеты разработаны в самой Индии, могут нести как ядерные, так и обычные БЧ. Каждый из 4 полков крылатых ракет «Брамос» (совместная разработка России и Индии) имеет по 4-6 батарей, в каждой по 3-4 ПУ. Общее число ПУ КРНБ «Брамос» составляет 72. «Брамос» является, пожалуй, наиболее универсальной в мире ракетой, он также состоит на вооружении ВВС (его носителем является истребитель-бомбардировщик Су-30) и ВМС Индии (многие ПЛ и надводные корабли).

Индия обладает очень мощным и современным танковым парком. Он включает 124 танка собственной разработки «Арджун» (будет изготовлено еще 124), 907 новейших российских Т-90 (в Индии по российской лицензии будет изготовлено еще 750) и 2414 советских Т-72М, прошедших модернизацию в Индии. Кроме того, 715 старых советских Т-55 и до 1100 не менее старых танков «Виджаянта» собственного производства (английский «Виккерс» Мк1) находятся на хранении.

В отличие от танков, другая бронетехника сухопутных войск Индии, в основном, сильно устарела. Имеется 255 советских БРДМ-2, 100 английских бронеавтомобилей «Феррет», 700 советских БМП-1 и 1100 БМП-2 (будет изготовлено в самой Индии еще 500), 700 чехословацких БТР OT-62 и OT-64, 165 южноафриканских бронеавтомобилей «Касспир», 80 английских БТР FV432. Из всей перечисленной техники лишь БМП-2 можно считать новыми, причем весьма условно. Кроме того, 200 совсем старых советских БТР-50 и 817 БТР-60 находятся на хранении.

Также устарела большая часть индийской артиллерии. Имеется 100 САУ «Катапульта» собственной разработки (130-мм гаубица М-46 на шасси танка «Виджаянта»; еще 80 таких САУ на хранении), 80 английских «Аббот» (105 мм), 110 советских 2С1 (122 мм). Буксируемые орудия — более 4,3 тысяч в войсках, более 3 тысяч на хранении. Минометов — около 7 тысяч. Но современных образцов среди них нет. РСЗО — 150 советских БМ-21 (122 мм), 80 собственных «Пинака» (214 мм), 62 российских «Смерч» (300 мм). Из всех индийских артсистем современными можно считать лишь РСЗО «Пинака» и «Смерч».

На вооружении состоит 250 российских ПТРК «Корнет», 13 самоходных ПТРК «Намика» (ПТРК «Наг» собственной разработки на шасси БМП-2). Кроме того, имеется несколько тысяч французских ПТРК «Милан», советских и российских «Малютка», «Конкурс», «Фагот», «Штурм».

Войсковая ПВО включает 45 батарей (180 ПУ) советского ЗРК «Квадрат», 80 советских ЗРК «Оса», 400 «Стрела-1», 250 «Стрела-10», 18 израильских «Спайдер», 25 английских «Тайгеркэт». Также на вооружении имеется 620 советских ПЗРК «Стрела-2» и 2000 «Игла-1», 92 российских ЗРПК «Тунгуска», 100 советских ЗСУ-23-4 «Шилка», 2720 зенитных орудий (800 советских ЗУ-23, 1920 шведских L40/70). Из всей техники ПВО современными являются лишь ЗРК «Спайдер» и ЗРПК «Тунгуска», относительно новыми можно считать ЗРК «Оса» и «Стрела-10» и ПЗРК «Игла-1».

На вооружении армейской авиации имеется около 300 вертолетов, почти все — местного производства.

ВВС Индии включает 7 Командований — Западное, Центральное, Юго-Западное, Восточное, Южное Учебное, МТО.

В составе ВВС имеется 3 эскадрильи ОТР «Притхви-2» (по 18 ПУ в каждой) с дальностью стрельбы 250 км, может нести обычные и ядерные заряды.

Ударная авиация включает 107 советских бомбардировщиков МиГ-27 и 157 английских штурмовиков «Ягуар» (114 IS, 11 IM, 32 учебно-боевых IT). Все эти самолеты, строившиеся по лицензии в самой Индии, являются устаревшими.

Основу истребительной авиации составляют новейшие российские Су-30МКИ, строящиеся по лицензии в самой Индии. В строю находится не менее 194 машин этого типа, всего должно быть построено 272. Как было сказано выше, они могут нести крылатую ракету «Брамос». Достаточно современными также являются 74 российских МиГ-29 (в т.ч. 9 учебно-боевых УБ; еще 1 на хранении), 9 собственных «Теджас» и 48 французских «Мираж-2000» (38 Н, 10 учебно-боевых ТН). Остается на вооружении 230 истребителей МиГ-21 (146 бис, 47 МФ, 37 учебно-боевых У и УМ), также строившихся в Индии по советской лицензии. Вместо МиГ-21 предполагается приобрести 126 французских истребителей «Рафаль», кроме того, в Индии будет построено 144 истребителя 5-го поколения FGFA на базе российского Т-50.

В строю ВВС имеется 5 самолетов ДРЛО (3 российских А-50, 2 шведских ERJ-145), 3 американских самолета электронной разведки «Гольфстрим-4», 6 российских заправщиков Ил-78, около 300 транспортных самолетов (в т.ч. 17 российских Ил-76, 5 новейших американских С-17 (будет еще от 5 до 13) и 5 С-130J), около 250 учебных самолетов.

На вооружении ВВС состоит 30 боевых вертолетов (24 российских Ми-35, 4 собственных «Рудра» и 2 LCH), 360 многоцелевых и транспортных вертолетов.

Наземная ПВО включает 25 эскадрилий (не менее 100 ПУ) советского ЗРК С-125, не менее 24 ЗРК «Оса», 8 эскадрилий собственного ЗРК «Акаш» (64 ПУ).

ВМС Индии включают три Командования — Западное (Бомбей), Южное (Кочин), Восточное (Вишакхапатнам).

Имеется 1 ПЛАРБ «Арихант» собственной постройки с 12 БРПЛ К-15 (дальность — 700 км), предполагается построить еще 3. Впрочем, из-за малой дальности полета ракет полноценными ПЛАРБ эти лодки считать нельзя. В лизинге находится ПЛА «Чакра» (российская ПЛА «Нерпа» пр. 971).

В строю находятся 9 российских ПЛ пр. 877 (еще одна такая лодка в конце прошлого года сгорела и затонула в собственной базе) и 4 немецкие пр. 209/1500. Строятся 3 новейших французских ПЛ типа «Скорпен», всего их будет построено 6.

В составе ВМС Индии находятся 2 авианосца - «Вираат» (бывший английский «Гермес») и «Викрамадитья» (бывший советский «Адмирал Горшков»). Строятся два собственных авианосца типа «Викрант».

Имеется 9 эсминцев: 5 типа «Раджпут» (советские пр. 61), 3 собственных типа «Дели» и 1 типа «Калькутта» (будет построено еще 2-3 эсминца типа «Калькутта»).

В строю находится 6 новейших фрегатов российской постройки типа «Тальвар» (пр. 11356) и 3 еще более современных собственной постройки типа «Шивалик». Остаются на вооружении по 3 фрегата типов «Брахмапутра» и «Годавари», строившиеся в Индии по английским проектам.

В составе ВМС имеется новейший корвет «Каморта» (будет от 4 до 12), 4 корвета типа «Кора», 4 типа «Хукри», 4 типа «Абхай» (советский пр. 1241П).

На вооружении находятся 12 ракетных катеров типа «Веер» (советские пр. 1241Р).

Все эсминцы, фрегаты и корветы (кроме «Абхай») вооружены современными российскими и российско-индийскими КРМБ и ПКР «Брамос», «Калибр», Х-35.

В строю ВМС и Береговой гвардии находятся до 150 патрульных кораблей и сторожевых катеров. Среди них 6 кораблей типа «Саканья», которые могут нести БР «Притхви-3» (дальность 350 км). Это единственные в мире надводные боевые корабли с баллистическими ракетами.

ВМС Индии имеет крайне незначительные минно-тральные силы. В их составе всего 7 советских тральщиков пр. 266М.

Десантные силы включают ДВКД «Джалашва» (американский типа «Остин»), 5 старых польских ТДК пр. 773 (еще 3 в отстое), 5 собственных ТДК типа «Магар». При этом у Индии нет морской пехоты, имеется лишь группа морского спецназа.

На вооружении морской авиации имеется 63 палубных истребителя — 45 МиГ-29К (в т.ч. 8 учебно-боевых МиГ-29КУБ), 18 «Харриер» (14 FRS, 4 Т). МиГ-29К предназначены для авианосца «Викрамадитья» и строящихся типа «Викрант», «Харриеры» — для «Вираата».

Противолодочные самолеты — 5 старых советских Ил-38 и 7 Ту-142М (еще 1 на хранении), 3 новейших американских Р-8I (будет 12).

Имеется 52 немецких патрульных самолета Do-228, 37 транспортных самолетов, 12 учебных самолетов HJT-16.

Также в морской авиации имеется 12 российских вертолетов ДРЛО Ка-31, 41 противолодочный вертолет (18 советских Ка-28 и 5 Ка-25, 18 английских «Си Кинг» Мк42В), около 100 многоцелевых и транспортных вертолетов.

В целом ВС Индии обладают огромным боевым потенциалом и значительно превосходят потенциал своего традиционного противника Пакистана. Однако теперь главным противником Индии становится Китай, союзниками которого являются тот же Пакистан, а также граничащие с Индией с востока Мьянма и Бангладеш. Это делает геополитическое положение Индии весьма сложным, а ее военный потенциал, как это ни парадоксально, недостаточным.


Сотрудничество с Россией

Российско-индийское военно-техническое сотрудничество носит эксклюзивный характер. Дело даже не в том, что Индия уже несколько лет является крупнейшим покупателем российского оружия. Москва и Дели уже занимаются совместной разработкой вооружений, причем уникальных — таких, как ракета «Брамос» или истребитель FGFA. Не имеет аналогов в мировой практике сдача в лизинг ПЛА (аналогичный опыт был лишь у СССР с той же Индией в конце 80-х). Танков Т-90, истребителей Су-30, ПКР Х-35 в ВС Индии сейчас эксплуатируется больше, чем во всех остальных странах мира вместе взятых, включая саму Россию.

При этом, увы, не все безоблачно в наших отношениях. Как ни удивительно, очень многие чиновники в Москве сумели до сих пор не заметить, что Индия — уже почти сверхдержава, а отнюдь не прежняя страна «третьего мира», которая купит все, что мы ей предложим. С ростом возможностей и амбиций стремительно растут и индийские запросы. Отсюда и многочисленные скандалы в сфере военно-технического сотрудничества, в большинстве из которых Россия виновата сама. Особенно выделяется на этом фоне эпопея с продажей авианосца «Викрамадитья», которая заслуживает большого отдельного описания.

Впрочем, надо признать, что подобные скандалы у Дели возникают не только с Москвой. В частности, в ходе выполнения обеих крупнейших индийско-французских контрактов (по ПЛ «Скорпен» и по истребителям «Рафаль») происходит то же, что и с «Викрамадитьей» — многократный рост цены изделий и значительное затягивание французами сроков их изготовления. В случае с «Рафалями» это может даже привести к разрыву контракта.


Не безоблачно и в сфере геополитики, что гораздо хуже. Индия — наш идеальный союзник. Нет никаких противоречий, есть большие традиции сотрудничества, при этом, что особенно важно, главные противники у нас общие — группа исламских суннитских стран и Китай. Увы, Россия стала навязывать Индии бредовую идею «треугольника Москва — Дели — Пекин», порожденную одним нашим «выдающимся политическим деятелем». Потом данную идею очень «удачно» поддержал Запад, вбросив идею БРИК (ныне — БРИКС), за которую Москва с восторгом ухватилась и принялась истово реализовывать. Между тем, Дели абсолютно не нужен союз с Пекином, своим главным геополитическим противником и экономическим конкурентом. Ей нужен союз ПРОТИВ Пекина. Именно в таком формате она с удовольствием дружила бы с Москвой. Теперь Индию упорно перетягивают на себя США, который прекрасно понимает, против кого собирается дружить Дели. Единственное, что удерживает Индию от полного расхождения с «китаелюбивой» Россией — вышеупомянутое эксклюзивное военно-техническое сотрудничество. Может быть, в какой-то степени оно спасет и нас самих от нас самих.