Самолет 6 го поколения. Запредельно быстрый российский истребитель шестого поколения

Появление истребителей каждой новой ступени было связано со значительным повышением уровня развития мировой авиационной науки и техники. Самолеты новой генерации обладали революционными боевыми возможностями, что позволяло военным осваивать новые тактические приемы и получить значительные преимущества перед противником. Ввод боевых машин нового типа происходил примерно в одно и то же время в разных странах, конструкторы использовали в целом сходные технические решения и похожие материалы.

Следует отметить: создание истребителя нового поколения – безумно дорогое занятие. Стоимость одного серийного F-22 Raptor составляет 146,2 млн долларов, а в целом на программу создания этого самолета американцы потратили почти 67 млрд долларов. На планете очень мало государств, способных позволить себе такие траты.

Прежде чем перейти к описанию возможных характеристик истребителя шестого поколения, следует сказать несколько слов о пяти предыдущих поколениях и о критериях, на которых основана эта градация.

Поколения истребителей

Существует несколько классификаций поколений истребителей, и единого соглашения по этому вопросу не существует, нет и четкой категоризации, из-за чего часто возникают споры относительно принадлежности того или иного самолета или его модификации. Самой распространенной классификацией является следующая:

Первое поколение. Это реактивные истребители, разработанные в 40-е и в начале 50-х годов. Самолеты первого поколения – дозвуковые истребители, без бортовых радаров, оснащенные только радиоприцелами. Еще одним характерным признаком поколения является прямое крыло. Типичными представителями этой группы машин являются Мессершмитт Me.262, Де Хэвиленд Вампир, Як-15, МиГ-9 .

Второе поколение. Истребители этого поколения создавались в 50-х и в начале 60-х годов. Для них характерны следующие признаки: околозвуковая или сверхзвуковая скорость полета, наличие радара, стреловидное крыло, ТРД с форсажной камерой, значительная высота полета. К этому поколению относятся следующие машины: МиГ-15 , МиГ-17 , F-86 Сэйбр, Дассо Мистэр. Эти машины считались современными до середины 60-х годов, но применялись и в 70-е.

Третье поколение. Самолеты этого поколения могли развивать сверхзвуковую скорость (до 2 Махов), получили на вооружение ракеты класса «воздух-воздух» и более совершенный турбореактивный двигатель с форсажем. Истребители третьего поколения можно смело назвать многоцелевыми машинами. Типичным представителем этой группы являются советский МиГ-21 и американский истребитель F-4 Phantom. К ней относятся и такие машины, как МиГ-23 , французский Mirage F1 и шведский Viggen.

Четвертое поколение. Переход от третьего к четвертому поколению связан со значительным технологическим прорывом, он произошел примерно в первой половине 70-х годов. Самолеты этой группы отличаются статистической неустойчивостью с использованием ЭДСУ, двухконтурным двигателем, управляемым вооружением и совершенной авионикой. Истребители четвертого поколения обладают значительно более высокой маневренностью по сравнению с машинами третьего поколения, они получили возможность использовать системы вооружения загоризонтной дальности. Первыми истребитель четвертого поколения создали американцы – это был F-15. Дебют этих машин (Ливанская война 1982 года) показал их значительное превосходство над самолетами предыдущего поколения. Советским ответом на создание F-15 и F-16 стала разработка истребителей МиГ-29 и Су-27 . Последние модификации МиГ-29, Су-27, F-15 и F-16 принято выделять в отдельную группу, которую обычно называют поколением 4+.

Пятое поколение. Разработка этих машин началась в СССР и США еще в 80-е годы прошлого столетия. Однако из-за распада СССР американцы сумели значительно вырваться вперёд. Сегодня существует два серийных истребителя пятого поколения: F-22 Raptor (принят на вооружение в 2005 году) и F-35 Lightning II (2015 год). Российский истребитель ПАК ФА уже много лет находится на этапе испытаний, разработки в этом направлении ведутся в Китае и Японии. Основными признаками, которыми должен обладать самолет пятого поколения являются: широкое использование стелс-технологий, оснащение самолета радаром с активной фазированной решеткой, сверхманевренность, способность достигать сверхзвуковой скорости без включения форсажа, новые системы управления самолетом и вооружением.

Каким будет истребитель шестого поколения

Современные истребители четвертого поколения вполне способны решать большинство задач авиации на поле боя, а после модернизации смогут дать бой даже самолетам пятого поколения. Какими же характеристиками должна обладать машина шестого поколения, чтобы оправдать ресурсы, потраченные на ее разработку?

Вероятно, она будет еще менее заметнее для РЛС противника и отличаться еще большей маневренностью по сравнению с существующими самолетами. Для этого истребитель будет оснащены двигателем с отклоняемым вектором тяги.

Скорее всего, предстоит отказ от вертикального оперения. Оно значительно увеличивает эффективную площадь рассеяния (ЭПР) летательного аппарата, а, кроме того, вертикальное оперение практически бесполезно при маневрировании на больших углах атаки. Для сверхманевренных современных самолетов основным режимом все чаще становятся критические и закритические углы атаки, при которых вертикальное оперение неэффективно.

Наглядной иллюстрацией этой тенденции является самолет проекта F/A-XX, разрабатываемый компаний «Боинг». Эскизы этой машины были показаны общественности в 2008 году.

Компоновка машины 6 поколения

Скорее всего, истребители следующего поколения будут иметь необычную компоновочную схему. «Летающее крыло» уже давно перестало быть новинкой, однако вероятно, мы увидим самолеты еще более диковинной внешности. В середине 90-х годов корпорация «Боинг» разработала прототип малозаметного истребителя-бомбардировщика Bird of Prey («Хищная птица»). Данный летательный аппарат был построен по схеме «утка», однако не имел ПГО, функции которого выполнял несущий фюзеляж. Такая форма самолета обладала всеми преимуществами схемы «утка» и позволила избежать свойственных ей недостатков.

При создании Bird of Prey были использованы новейшие технологии и материалы, включая 3D-печать.

Еще одним прототипом истребителей будущего стал американский ЛА X-36, первый полет которого произошел в 1997 году. Этот летательный аппарат будто бы взят из реквизита для очередного сиквела «Звездных войн». Машина не имеет вертикального оперения, оснащена двигателями с управляемым вектором тяги, форма этого ЛА делает его минимально заметным на экранах радаров. Именно малозаметность на нынешний момент является одним из основных средств защиты для истребителей и главным залогом их выживаемости.

Правда, стелс-технологии нередко приводят к ухудшению летных качеств самолетов и всегда резко повышают цену производства ЛА и его эксплуатации.

Летные характеристики истребителя 6 поколения

Одним из основных признаков истребителей пятого поколения является бесфорсажный сверхзвуковой полет. Естественно, эта функция сохранится и у самолетов следующего поколения. Вероятно, их тяговооруженность станет еще выше (до 1,4-1,5), что позволит машинам вплотную подойти к гиперзвуковым скоростям и позволит увеличить высоту полета до 30-35 км.

Полеты и маневрирование на таких скоростях уже подходят к пределу возможностей человеческого организма. Из этого вытекают новые требования к бортовому оборудованию нового истребителя.

Сегодня уже привычными стали многофункциональные ЖК-экраны и нашлемные целеуказатели. Можно вспомнить проект «прозрачной кабины», разрабатываемый в Израиле. Но этого мало. Бортовая электроника должна выдавать пилоту самую важную информацию, определять приоритеты целей, подсказывать лучший способ ее уничтожения и оптимальный маневр в бою. То есть, самолет должен обладать в какой-то мере собственным интеллектом. Здесь мы подходим к одному из важнейших вопросов, касающихся истребителей следующего поколения: будут ли они управляться человеком вообще.

Новейший истребитель пятого поколения – это не просто отдельная боевая единица, а часть единой информационно-боевой системы, что многократно повышает его эффективность. В следующем поколении машин степень интеграции явно станет еще больше. Самолет получает информацию и целеуказание не только от бортовых систем, но и от спутников, других самолетов (включая ДРЛО), наземных РЛС и беспилотников. Современный истребитель может атаковать цель, которую он даже не видит.

Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что время истребителя шестого поколения пока не пришло. Отработанных технологий, которые бы обеспечили прорыв, пока не накопилось. Кроме того, вероятно, что системы ПВО будут прогрессировать быстрее, чем авиационная техника (они гораздо дешевле стоят), поэтому нет смысла вкладываться в создание новейших и очень дорогих истребителей.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Деление боевых самолётов на поколения - достаточно условно. При создании истребителей следующего поколения, как правило, происходит наращивание уже существующих боевых возможностей и появляется ряд новых качеств, являющихся принципиальными отличиями нового поколения. Однако пока нет полной определенности, в том, чем истребители шестого поколения будут отличаться от уже эксплуатируемых и пока только испытываемых боевых машин поколения «номер пять».

В этом году Пентагон планирует начать бюджетное финансирование программы разработки истребителя шестого поколения X-plane, который придет на смену F‑22 и F‑35 примерно к 2030 году. Программы разработки истребителей шестого поколения в ВВС США получили обозначение F-X, в ВМС США - F/A-XX. Начальный этап создания истребителя будет вестись в рамках программы, получившей обозначение «авиакосмической инновационной инициативы» - AII (Aerospace Innovation Initiative), которая должна гарантировать превосходство ВВС США в воздухе после 2030 года, несмотря на разработку боевых самолётов пятого поколения Россией и Китаем.

Проект истребителя F-X компании Lockheed
Martin. 2011 год.

Примерно к 2018 году в США планируется завершить отработку ключевых технологий для создания общих систем самолёта, вооружения, авионики, двигателя и компонентов.

Затем до 2030 года должны быть созданы прототипы истребителей шестого поколения.

В программе X-plane решено не повторять негативный опыт проекта F‑35 и не создавать один истребитель сразу для ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты (КМП). Эта причина среди прочих привела к задержке серийного производства F‑35 на восемь лет, а стоимость разработки выросла на 65% от ранее запланированной.

Корпорация RAND сравнила четыре последних совместных программы (F‑35 для ВВС, ВМС и КМП; Т‑6А Texan II для ВВС и ВМС; E‑8 для ВВС и Армии; V‑22 Osprey для ВВС и КМП) и четыре программы в интересах одного вида вооруженных сил (C‑17 Globemaster III для ВВС; F/A‑18E/F Super Hornet для ВМС; F‑22 Raptor для ВВС; Т‑45 для ВМС). Исследования показали, что рост расходов при создании образцов авиационной техники в рамках совместных программ составил порядка 65%, а в интересах одного вида вооруженных сил - 24%.

Различные мнения

В России также задумываются о том, каким должен быть истребитель следующего поколения. Еще в августе 2013 года бывший главнокомандующий ВВС России, генерал армии Пётр Дейнекин заявил: «В России началась разработка истребителя шестого поколения». По его словам, новый самолёт будет беспилотным. Подробности перспективного проекта Дейнекин не раскрыл. При этом бывший главком ВВС отметил, что «прыгать через поколения у нас вряд ли получится», поэтому пока Россия занимается испытаниями истребителя пятого поколения Т‑50.

2 марта 2016 года в КБ Сухого на совещании по боевому применению ВКС России в Сирии первый вице-премьер Дмитрий Рогозин подчеркивал, что уже сейчас необходимо заглядывать далеко вперёд для того, чтобы перейти к новому качеству российской авиации. Для сохранения позиций, по его словам, необходимо омолаживать кадры, консолидировать отрасль, заниматься её технологическим перевооружением и сотрудничать со всеми, от кого зависит успех кооперации. В первую очередь, это - новые радиоэлектронные технологии и новые вооружения. Главком Воздушно-космических сил (ВКС) РФ Виктор Бондарев на том же совещании отметил, что самолёт разрабатывается как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах.


«Несмотря на то, что перспективные самолёты будут беспилотными, пилотируемая авиация ещё будет жить долго», - считает заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации, Герой России, шеф-пилот компании «Сухой» Сергей Богдан . По его мнению, истребитель шестого поколения появится не ранее чем через 15 лет. «Казалось бы, технологии развиваются достаточно быстро, но всё равно от истребителя четвёртого поколения до поколения пятого прошло 35 лет», - пояснил свою оценку Богдан.

С ним согласен Андрей Чиж, специалист по авиационной документации компании Eagle Dynamics, занимающейся разработкой военных авиасимуляторов. «С окончанием холодной войны скорость смены поколений самолётов сильно замедлилась, - рассказывает Чиж. - Если в середине XX века смена поколения проходила за 10–15 лет, то четвёртое поколение истребителей отслужило 30–40 лет. Пятое поколение, по некоторым прогнозам, прослужит более 50 лет. За это время технологии боевого искусственного интеллекта продвинутся далеко вперёд, что позволит создавать беспилотные аппараты более эффективными, чем пилотируемые. Уже сегодня проходят испытания перспективных БПЛА, которые предназначены для разведывательно-ударных операций без участия человека.

«Нас ждёт увеличение интеллекта и функций беспилотных летательных аппаратов, наделение беспилотников полным набором функций, присущих пилотируемой авиации, - считает начальник 2-го центра Научного центра проблем военного строительства Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, кандидат технических наук, капитан 1-го ранга Алексей Бытьев. - Это ведение воздушных и противовоздушных боёв, задачи ПВО и ПРО, задачи несения стратегического оружия, в том числе и ядерного. Всё это ждёт нас в ближайшие 10 или 15 лет». Системам вооружений следующего поколения, в том числе и авиационным, был посвящен специальный доклад Бытьева на Международном военно-техническом форуме «Армия‑2015», прошедшем в июне 2015 года в подмосковной Кубинке. По мнению эксперта, широкое развитие получат миниатюрные дроны - беспилотные летательные аппараты (БПЛА), которые будут заниматься разведкой и даже обладать ударными функциями. «Боевые пилотируемые самолёты также будут совершенствоваться, и уже идут работы по созданию истребителей шестого поколения», - заявил Алексей Бытьев.

В конце октября 2015 года генеральный директор Российской самолётостроительной корпорации (РСК)«МиГ» Сергей Коротков выступил с лекцией-форсайтом о развитии боевых авиационных комплексов на 10-м Фестивале науки в МГУ.

Авиаконструктор рассказал о том, как современные военно-политические тенденции влияют на развитие авиационной техники и какие задачи способны выполнять отечественные авиастроительные предприятия в перспективе. «Сегодня основную роль в победе играет не численность, а эффективность тех комплексов, которые участвуют в концепции сетецентрической войны, - рассказал Коротков. - Мировое сообщество ушло от этапа «свободной охоты», когда самолёт не всегда чётко представлял координаты и оснащённость своей цели. Мы вступили в новую эру стратегии, сильно отличающейся от стратегии XX века. И сегодня технологическое превосходство авиационных комплексов является важнейшим критерием боеспособности воздушно-космических сил государства».

Перспективное оружие

Эксперты отмечают, что при создании истребителя шестого поколения произойдёт дальнейшее развитие основных возможностей машин пятого поколения:

  • малозаметность за счёт использования новых конструктивно-аэродинамических схем планера, использование новых радиопоглощающих материалов;
  • достижение высокой боевой эффективности при всеракурсном поражении как воздушных, так и наземных/надводных целей гиперзвуковыми ракетами;
  • дальнейшее развитие круговой информационной системы;
  • расширение возможностей интеграции и взаимодействия в рамках единой информационно-командной системы.

Появятся на самолётах шестого поколения и ряд новых принципиальных качеств:

  • оснащение системами вооружения направленной энергии;
  • создание нового двигателя, обеспечивающего существенное увеличение тяги, сокращение расхода топлива и в перспективе - выход на достижение гиперзвуковых скоростей;
  • реализация концепции опционно-пилотируемого самолёта или изготовление как в пилотируемом, так и в беспилотном вариантах.

В ноябре 2013 года исследовательская лаборатория ВВС США (Air Force Research Laboratory, AFRL) выпустила запрос о предоставлении информации для создания лазерного оружия для истребителей шестого поколения в 2030-х годах. ВВС США проявляют интерес к разработке трёх категорий лазеров: малой мощности для подсвета, сопровождения и целеуказания наземных целей; средней мощности для подавления оптико-электронных систем самолётов и инфракрасных головок самонаведения управляемых ракет; большой мощности для поражения ракет противника после их пуска, летательных аппаратов и наземных целей.

«Пока прогресс достигнут лишь в разработке лазеров малой мощности, - говорит руководитель направления Дирекции программ военной авиации ОАК Сергей Моисеев. - Среди разработок лазеров средней мощности, являющихся основой комплексов оборонительного лазерного вооружения, следует отметить систему защиты больших самолётов от переносных зенитных ракетных комплексов с инфракрасными головками самонаведения компании Northrop Grumman AN/AAQ‑24(V) LAIRCM (Large Aircraft Infrared Countermeasure), которыми оснащены военно-транспортные самолёты типа С‑5, С‑17, С‑130, Е‑3А, а также тяжёлые вертолёты. Большинство разработок лазеров высокой мощности до сих пор не могут обеспечить требуемые характеристики по мощности, имеют большой вес и габариты. Они могут быть размещены только на больших самолётах, кораблях, большегрузных тягачах».

Примером может служить химический лазер мегаваттного класса YAL‑1A, устанавливавшийся на самолёте Boeing 747. Ещё одна лазерная система - LaWS (Laser Weapon System), разрабатываемая с 2007 года компанией Raytheon в интересах ВМС США. Она создана на основе волоконного твёрдотельного лазера мощностью более 30 киловатт. Прототип LaWS был установлен и продемонстрирован на борту большого десантного корабля Ponce (LPD‑15). В 2014 году были достигнуты положительные результаты по поражению элементов конструкции и оборудования лёгких катеров и уничтожению малых беспилотных летательных аппаратов на дальности до 2 000 м. В перспективе планируется создание лазера мощностью в несколько сотен киловатт, который может быть установлен на истребителях и будет способен поражать пилотируемые самолёты и крылатые ракеты.

Компания Lockheed Martin на базе созданного в интересах армии США лазера мощностью 30 киловатт по программе ATHENA планирует разработать и интегрировать на истребителях F‑35 модульный волоконно-оптический лазер мощностью 60–120 киловатт. Прототип установки может быть создан к 2021 году. General Atomics также планирует разместить 150-киловаттный лазер, разработанный по программе HELLADS, на своем беспилотнике Avenger.

Джейсон Эллис (Jason D. Ellis) из Центра новой американской безопасности (Center for a New American Security) сообщил результаты опроса американских специалистов в оборонной сфере, проведённого в 2014 году и посвящённого перспективам использования боевых лазерных систем большой мощности: лишь 20% оценивают реальность ввода в строй систем лазерного оружия в ближайшие 6–10 лет, 30% - до 20 лет, почти 50% отодвигают эти временные рамки за 20-летнюю перспективу!

Адаптивные двигатели

Многие эксперты отмечают, что создание гиперзвуковых истребителей шестого поколения преждевременно по причине больших технологических рисков и стоимости НИОКР, но такие технологии будут развиваться в области создания перспективных гиперзвуковых ракет.

ВВС и ВМС США придерживаются разных подходов к разработке истребителей шестого поколения, но имеют общую программу по разработке двигателей. В 2006 году General Electric и Rolls-Royce North America выиграли контракт AFRL на разработку прототипа двигателя нового поколения в рамках программы ADVENT (Adaptive Versatile Engine Technology - технология универсального адаптивного двигателя). Компания Pratt & Whitney участвовала в конкурсе, но проиграла, однако продолжила работу за счёт собственных средств.

Перспективные двигатели будут иметь три контура.

Важнейшим их компонентом станет адаптивный вентилятор, который будет регулировать проход воздуха через третий контур. Возможность изменения объема воздуха и степени двухконтурности позволит устанавливать для каждой точки диапазона высот и скоростей своё оптимальное значение и сократить расход топлива на 25%.

Опционно-пилотируемые

Многими специалистами подвергаются сомнению и концептуальные подходы компании Boeing по разработке истребителей шестого поколения. Фирма ведёт разработку сразу двух вариантов летательного аппарата - пилотируемого и беспилотного.

Создание беспилотной версии потребует большого скачка в технологиях искусственного интеллекта. Однако динамика развития в этой области намного меньше ожиданий.

Уже существующие беспилотные системы типа MQ‑1 Predator и MQ‑9 Reaper, способные поражать наземные цели, являются всё-таки не полностью автономными, а дистанционно-пилотируемыми. Такой вид управления требует надёжных систем телекоммуникации между БПЛА и пунктом управления. Для массового применения БПЛА необходимо значительное количество радиоканалов с большой пропускной способностью. Это может стать существенным фактором, сдерживающим массовое использование такого рода аппаратов. Дефицит радиоканалов впервые проявился при использовании БПЛА во время боевых действий в Югославии.

«Наиболее предпочтительным вариантом является опционно-пилотируемый самолёт, способный выполнять полёт как в пилотируемом, так и в беспилотном режимах, - считает Сергей Моисеев. - В беспилотном режиме он будет использоваться в операциях повышенного риска для сохранения жизни лётчика и выполнения задач радиоэлектронного и огневого подавления средств ПВО, поражения наземных целей с достоверно известными координатами в глубине обороны противника, а также в отдаленной перспективе - поражения воздушных целей».

Концерн «Радиоэлектронные технологии»(КРЭТ) объявил о разработке радиофотонного радара для перспективного проекта так называемого «истребителя шестого поколения».

В России начались разработки компонентов для истребителя шестого поколения

По словам генерального директора КРЭТ Владимира Михеева , данное предприятие создало экспериментальный образец радиофотонного радара, причем полностью готовы, как его получатель, так и приемник. Приборы уже работают – ведут локацию, излучают СВЧ-сигнал, а в ответ получают его отражение и после обработки выстраивают радиолокационную картину объекта.

В настоящий момент, КРЭТ ведет работы по «доводке» этого радара, чтобы окончательно понять, каким он должен быть в геометрических размерах и на каких частоте и мощности работать.

Данный прибор позволит бортовой системе самолета определять, что летит по направлению к боевому самолету, а в случае непосредственной угрозы выбирать эффективные способы противодействия.

При этом, заказа от военного ведомства данный концерн пока не получил и ведет разработки в частном порядке в рамках утвержденной концепции «истребителя шестого поколения».

На истребителе шестого поколения может стоять силовой лазер

Кроме того, предприятие ведет разработки новой многоспектральной оптической системы, а также силового лазера, который позволит разрушать головки наведения противоракет.

Интересно, что работы по силовым лазерам идут в России и США с семидесятых годов, но в опытное применение подобные разработки пока не пошли. Пентагон, конечно, переоборудовал один в лазерный излучатель, который по плану должен был прожигать топливные баки советских баллистических ракет во время их выхода в атмосферу, но все-таки отправил эту идею в утиль. Во-первых, такие системы стоили чрезмерно дорого и были из-за этого нецелесообразны, во-вторых, не было уверенности, что они смогут выполнить свою задачу, а, в-третьих, в России решили все проблемы с медленным разгоном отечественных баллистических ракет.

Другой вопрос, что с первых опытных разработок силовых лазеров прошло около сорока лет, и это говорит нам о том, что на сегодня найдены пути по созданию реально работающих образцов.

При этом, возникают вопросы по самой концепции истребителя шестого поколения, поскольку в России до сих пор не принят на вооружение проект Т-50, причем сроки постоянно затягиваются, что говорит нам, как об определенных проблемах в процессе испытаний новой военной машины, так и в необкатанности его технологий и о слишком высокой закупочной цене у истребителя подобного класса.

Такие работы идут одновременно с доводкой «пятого поколения»

Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что работы по истребителю шестого поколения действительно идут.

Напомним, что об этом впервые заявил вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин , а первый полет такого боевого самолета назначен на 2025 год, хотя это не значит, что он в эти же годы будет принят на вооружение. Ведь разработки истребителя пятого поколения в СССР и США стартовали в конце семидесятых годов – у американцев они завершились такими проектами, как F-22 и F-35, а у нас МиГ-1.44, который так и не пошел в серию из-за распада Советского Союза, и платформы Т-50, которая на сегодня проходит последний этап опытных испытаний.

«На сегодня пока не ясно, что такое истребитель шестого поколения – возможно, образно говоря, там «привинтят три гайки» к Т-50 и назовут это подобным военным средством, но если без шуток, хотя в этом выражении есть «только доля» шутки, то можно прийти к выводу, что раз пятое поколение у России уже есть, то конструкторская мысль не должна стоять на месте. Соответственно, разработка нового облика и подобных компонентов является разумной», - констатирует Фролов.

По словам Андрея Львовича, конструкторская мысль никогда не стоит на месте и после того, как заканчивается один военный проект, сразу начинается новый этап конструкторских работ.

Окончательный облик истребителя шестого поколения пока не определен

«Пока разработка шестого поколения будет идти в русле новых приборов, которые можно будет использовать и в рамках существующих моделей самолетов, а также в еще большем снижении малозаметности и итоговой стоимости новых истребителей», - резюмирует Фролов.

Ведь не секрет, что истребители пятого поколения получились настолько дорогими, что разговоры по их целесообразности начались даже в США, учитывая то обстоятельство, что «доведенные до ума» истребители четвертого поколения стоят в несколько раз дешевле и почти не уступают по боевым качествам своим прямым аналогам. Здесь можно вспомнить известные работы в США над F-15, когда все вооружение было убрано внутрь, а корпус был переделан под технологии низкой заметности – аналогичные принципы были применены в рамках российского Су-35.

«Также нужно понимать, что подобные разработки идут очень долго. Поэтому исходя из тех серийных компонентов, которые имеются у России на текущий момент, можно прийти к выводу, что шестое поколение появится у нас не раньше тридцатых годов», - заключает Фролов.

Тем более, пока никто не знает, как будет точно выглядеть спектр задач для истребителей шестого поколения – возможно, это будет нетипичный самолет, а их развитие будет идти параллельно с пятым поколением и будущими вариантами модернизации той же платформы Т-50.

«Сегодня истребители четвертого поколения эффективно развиваются одновременно с пятым, поэтому подобные разработки не говорят, что после доведения Т-50 до ума, нужно все обрубить и заняться только шестым. Все здесь будет существовать параллельно», - констатирует Фролов.

Могут здесь различаться и задачи – идут же сегодня разговоры, что истребитель шестого поколения будет или чистым беспилотником, или комплексом из беспилотников и пилотируемого летательного аппарата, поскольку даже последние версии истребителей четвертого поколения по своим требованиям очень близко подошли к физическим пределам организма человека.

Обсуждать создание истребителей шестого поколения стали практически сразу, как были обозначены основные конкуренты по пятому поколению истребительной авиации. Однако, несмотря на схожесть выполняемых задач, с появлением шестого поколения истребителей вырастут не только скорости и дальности боевой работы - изменится сам характер воздушного боя.

Технологический уклад

Принято считать, что на современном историческом этапе ключевые изменения в авиационной технике начинаются с истребителей четвертого поколения. Качественный скачок в проектировании истребительной авиации в этом случае был обусловлен не совсем обычным подходом к применению материалов. И хотя композиты на истребителях четвертого поколения «с ходу» применять не стали, в дальнейшем именно облегченные материалы (ПКМ) позволили выйти на качественно иные летные характеристики.

Однако над снижением массы и повышением прочности деталей работали так же активно, как и над внедрением перспективных материалов. Например, при производстве истребителей четвертого поколения Су-27 активно применялась сварка титановых деталей в аргоновой среде, высокотемпературная формовка и многие другие производственно-технологические нововведения, опробованные в создании силового шпангоута и панелей центроплана.

Появилась и электродистанционная система управления, благодаря которой стали возможны немыслимые ранее маневры с огромными перегрузками. Огромный потенциал для модернизации позволяет отечественным истребителям поколений 4, 4+ и 4++ оставаться в строю и выполнять сложнейшие боевые задачи, будь то перехват воздушных целей или поражение наземных - именно с четвертого поколения понятие «многоцелевой истребитель» начинает раскрываться в полной мере.

После пятого

Появление истребителей пятого поколения «подняло планку» для боевой авиации в целом. Увеличение скоростей и дальности полета, вооружение, укрытое во внутренних отсеках для обеспечения малозаметности, сулили огромные преимущества в бою. Другие изменения - внедрение «умных» систем управления, обнаружения и наведения также были подняты на качественно новый уровень и существенно упростили боевую работу для летчика.

Системы контроля и вооружение истребителей пятого поколения, включая лидеров этого направления - российский Т-50 и американский F-22, подчинены единой цели - выполнению боевой задачи с минимальным риском для техники и человека.

Специальное покрытие, снижающее радиолокационную заметность, РЛС с расширенным функционалом, дальностью и повышенным быстродействием призваны оперативно сформировать данные о цели и позволить человеку применить авиационное вооружение.

Замещая человека

Фантастические рассказы, написанные десятки лет назад, уже сформировали определенный облик авиации будущего. Писатели-фантасты многие годы назад предположили, что в войнах будущего человек сможет лишь наблюдать за ходом сражений, в то время как основную работу по части уничтожения противника возьмут на себя компьютеры.

Главным аспектом НИР по истребителю шестого поколения является так называемый «комибинированный» подход к созданию машин - разработка и производство пилотируемой и беспилотной версий, отличных друг от друга не только по БРЭО, но и по составу вооружения. Причем беспилотникам в этом отношении отдается явное предпочтение - «электронные мозги» во время критических нагрузок и скоростей не «грохнутся» в обморок, а значит, эффективность такого подхода в целом может оказаться значительно выше, чем в случае с пилотируемым самолетом. Эксперты поясняют, что значительно изменятся и скоростные характеристики полета таких «изделий» - истребитель шестого поколения будет летать на скоростях, близких к 5М, против текущих 2000 километров в час.

«Есть мнение, что такой комплекс будет только опционально пилотируемым - типовые задачи будут выполняться в беспилотном режиме, специфические - в пилотируемом», - рассказал в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Виктор Мураховский.

Использование беспилотных аппаратов в качестве основы для истребительной авиации может в буквальном смысле слова переписать существующие подходы к проведению воздушного боя.

Как отмечают эксперты, БВБ - ближний воздушный бой - после появления истребителей шестого поколения будет проводиться на еще более высоких скоростях и запредельных углах атаки, а из состава вооружения истребителей шестого поколения, ввиду новых возможностей, за ненадобностью может быть исключена авиационная пушка.

Умный борт

Разработка истребителей шестого поколения предполагает, помимо прочего, не только огромную работу по вооружению и бортовым комплексам обороны (включая средства РЭБ), но и внедрение новых аппаратных и программных решений. Учитывая сроки реализации программы и объем входящих/исходящих данных, БЦВМ истребителя шестого поколения должна будет обрабатывать в тысячу раз больше информации, чем аналогичные комплексы на истребителях четвертого и пятого поколения вместе взятые.

«Что касается аппаратной стороны вопроса, то на рубеже 2030-2035 годов решать такие задачи, вероятно, смогут сверхпроизводительные квантовые компьютеры, которые, безусловно, разрабатываются и с прицелом на военное применение», - пояснил в интервью телеканалу «Звезда» профессор математики, кандидат математических наук Андрей Гордеев.

Однако стоит учитывать, что военная техника «потребляет» в значительной степени меньше вычислительной мощности, чем научные и коммерческие проекты. Это означает, что первые прототипы истребителей шестого поколения могут появиться с БЦВМ, основанными на существующих аппаратных решениях. Главным в таких вопросах, как поясняют эксперты, останется отработка хорошего программного обеспечения и защищенные каналы связи.

Другим важным отличием и характерным признаком истребителей шестого поколения станут относительная автономность и независимость летательных аппаратов.

«Возможность беспилотного применения как раз и является одним из отличий авиации шестого поколения. Управление в этом случае должно осуществляться автономно - не дистанционно, как сейчас у большинства БПЛА, а с применением искусственного интеллекта», - пояснил в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт Василий Кашин.

Звездные войны в атмосфере

Другими важными решениями, облегчающими боевую работу авиации шестого поколения, могут стать принципиально иные комплексы обнаружения и бортовое вооружение истребителя. В ходе авиакосмического салона МАКС-2017 советник первого заместителя гендиректора АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» Владимир Михеев рассказал телеканалу «Звезда» о работах над изделиями на основе радиофотоники, которые будут применяться в том числе и на истребителе шестого поколения.

По словам Михеева, по заказу Фонда перспективных исследований при правительстве Российской Федерации КРЭТ создает так называемую РОФАР - радиооптическую фотонную антенную решетку.

«Радиооптическая антенная решетка позволит реализовать новые возможности радиолокации. Это сверхширокополосность, серьезная устойчивость к различного вида помехам и достаточно высокая мощность», – рассказал Михеев.

Комплекс, который называют «глазами» истребителя шестого поколения, по словам Михеева, отправится на испытания уже через полгода, однако уже сейчас можно говорить о качественно ином уровне реализации БРЭО, который российским специалистам дает радиофотоника.

Окончательный облик истребителя шестого поколения еще не сформирован, однако уже сейчас можно предположить, что перспективный самолет в значительной степени будет отличаться от всего, что человек когда-либо создавал ранее. По сути, разработчикам предстоит заново изобрести самолет, ведь даже простое увеличение скоростных режимов повлечет за собой колоссальные изменения в конструкции планера, материалах, из которых планер будет изготовлен, и далее по цепочке.

В истории с истребителями шестого поколения человеку отводится роль командира, управляющего группой летательных аппаратов, обозначающего зоны ответственности, но не рискующего собственной жизнью. Именно к этому, по словам экспертов, боевая авиация шла на протяжении десятилетий развития.

Для начала хотелось бы немного рассказать о том, что такое «поколение». В мире авиаконструкторов «поколение» означает некий набор характеристик, которым должны отвечать самолеты, чтобы выполнять определенные функции на поле боя. Большинство стран сегодня обладают технологиями серийного производства самолётов 4++ поколения. Этому поколению уже десятки лет, и «+» означает глубокую модификацию. Это самолеты максимально приближенные по своим характеристикам к 5 поколению, поэтому их характеристики рассматривать мы не будем. Что же до истребителей 5 поколения, то они пока что стоят только на вооружении у США. Многие верят в сказки о том, что 4++, особенно российский истребитель, может спокойно сбить новенькие «Рапторы». Если посмотреть на результаты тестов, то действительно, в ближнем бою наши 4++ легко сбивают истребители Штатов, за счет превосходящей маневренности. Однако многие забывают, что современный истребитель не вступает в ближний бой, а всячески его избегает. Это связано с тем, что защита кроется не в маневренности, а в превосходящей технологии стелса. По статистике тот, кто первый обнаружит врага и вступит в бой, выйдет из него победителями, поэтому «Раптор» превосходит все 4++ из-за более современной электроники, позволяющей подобраться к противнику незаметно.

Предыдущее поколение

Что же такое самолет 5ого поколения? Что умеет американский Ф-22, и что в скором будущем сможет Су-57? Требования к этой машине были сформированы еще в 1981 году, одновременно в США и СССР. Истребитель должен:

  • иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость;
  • быть малозаметным для радаров;
  • сам обладать сверхсовременным радаром;
  • нести современное вооружение.

Такой самолет уже не просто истребитель. Это многофункциональной авиационный комплекс, который может выполнять множество функций, как штурмовика, так и противокорабельного бомбардировщика. Может вести разведку, наводить другие самолеты на цели, атаковать с 400км и все это под прикрытием стелса. Несмотря на то, что существование подобной машины уже звучит как нечто футуристическое, требования к 6 поколению в скором времени будут разрабатываться в конструкторских бюро США. Учитывая какое время уходит на создание новых самолетов, это выглядит вполне логичным.

6 поколение

Что же может быть в этом списке требований? Начнем с очевидного.

  1. Каждый истребитель нового поколения летает все быстрее без форсажа. Возможно, в будущем будут разработаны принципиально новые двигатели, поэтому истребитель 6 поколения легко преодолевать два-три маха;
  2. Возможно, шестому поколению придется выходить из атмосферы, что создаст потребность в двигателях, способных преодолевать первую космическую скорость (7,9 км/с). Возможно, для подобных маневров понадобятся отдельные разгонные блоки;
  3. Также однозначно изменится конструкция планера. Уже сейчас конструкторы думают об отсутствии необходимости устанавливать вертикальное оперение. Так как воздушный бой сейчас проходит на запредельных углах атаки, и этот тренд скорее всего сохранится, то вертикальное оперение теряет всякий смысл;
  4. Сокращение площади самолета – это мечта любого конструктора. Меньше площадь – меньше шанс, что радар его заметит. Уже сейчас мы можем видеть ряд, пусть и творческих работ, но не нарушающих законов физики и аэродинамики, на которых нет вертикального оперения.

Одна из основных отличительных черт новых истребителей — это переработанная электроника. Стелс технология и АФАР — это визитная карточка 5 поколения и основное отличие от 4++, которые Россия имеет на вооружении. Даже сейчас установка таких систем на самолет — это очень дорогостоящая процедура и поистине венец творения инженеров. С помощью такой системы истребитель может начинать ведение 30 целей уже на 380км. Скорее всего в будущем эти цифры увеличатся. Возможно, истребителям 6 поколения не нужно будет покидать границы авиабазы. Просто взлетать, находить цели в нескольких километрах, выпускать ракеты и спокойно садится обратно. Конечно, это немного преувеличенно, но суть обновления ясна.

Интересным изменением может стать система вооружения. Уже сейчас есть перспективные образцы лазерного вооружения для авиации и флота, а также так называемых рельсотронов - пушек, способных разгонять снаряд магнитным полем, вместо порохового заряда. Пока что такая пушка может быть установлена только на корабль, но в будущем сможет заменить авиапушки для ближнего боя, при условии что функция штурмовика останется актуальной через десятилетия. Что же до лазерного оружия, то есть реальные прототипы как для атаки, так и для защиты от ракет. Нужно понимать, что настоящее лазерное оружие не имеет ничего общего с киношным, поэтому ждать «звездных войн» и «стар трека» конечно не стоит. Еще долгое время ракеты будут основой противостояния в воздухе, как когда-то были авиапушки, поэтому для конструкторов будущего важной задачей будет создание вооружения под стать истребителю 6 поколения.

Будущее пилотов

Теперь перейдем к самой важной системе, которая в будущем безусловно подвергнется большой переработке, так называемый «второй пилот». Искусственный интеллект самолета, который помогает пилоту управлять машиной.

Истребитель шестого поколения будет обладать продвинутым ИИ, без сомнения, но кто должен управлять истребителем в будущем? Пилот в компании продвинутого ИИ, способного не просто на машинные вычисления, а на серьезную помощь в принятии решений, и, возможно, на принятие управления на себя, если вдруг с пилотом что-то случается или он катапультируется. Что же до полного отсутствия пилота, то такой вариант был бы очень предпочтителен для многих. Вопрос лишь в том, смогут ли инженеры будущего создать ИИ-воина - пилота, способного превзойти современных асов.

Несмотря на астрономические стоимости современных истребителей («Раптор» обойдется в 150млн. Долларов), самой ценной частью самолета является его кабина, потому что там находится пилот. Обучить пилота, способного выделывать фигуры высшего пилотажа и применять продвинутое вооружение и электронику в бою, стоит больших денег и много времени. Время тут будет самым важным. Потеря пилота — это трагедия не только для его семьи, но и для вооруженных сил государства, ведь заменить его можно будет лишь через десятилетие, в лучшем случае.

В случае с ИИ при потере самолета нужно будет лишь пойти на склад с самолетами, загрузить в новенький Су-157 пилота и готово. Если вам знаком сериал «Звездный крейсер Галактика», то вы в курсе, что в этом сериале разум пилотов-роботов возвращался в центральную базу данных и загружался в новое тело, вместе со всем опытом и сражениями, которые они пережили за время своего существования. Представьте пилота со 100-летним опытом пилотирования и миллионами часов за штурвалом, способного адаптироваться к новым приборам и конфигурациям истребителей за время загрузки обновления для своей операционной системы.

Вряд ли это будет реализовано в 6 поколении, все же подобные технологии не появятся в ближайшие десятилетия, а ведь «шестерку» стоит ожидать в 2040-50 годах, если брать в расчет время разработки нового поколения. Что же до более реальных модификаций кабины пилота, то ее можно будет сделать гораздо больше. Размером с дом или квартиру. Как? Просто вернув пилота с небес на землю. Возможно 6 поколение будет управляться с земли, как более современная и совершенная версия дрона. Это также поможет сохранять жизни пилотов, уводя их с линии фронта. Однако это станет возможным, только если повысить отдачу при пилотировании с дистанции. Необходимо создать нейроборудование, чтобы пилот мог чувствовать себя как в небе, иначе это будет просто дорогущий дрон, легкая цель для предыдущего поколения летательных машин.

Подобное решение откроет новые двери конструкторам. Планер без кабины пилота означает серьезное облегчение всего истребителя. Скорость теперь может быть ограничена лишь фантазией конструкторов и наличием нужных материалов и технологий для создания двигателя. Также это позволит умелым пилотам, не способным физически управлять самолетом из-за перегрузок, встать на защиту родины.

В заключение соберем все вместе. Что же нам готовит 6 поколение? В будущем нас ждет истребитель способный летать со скоростью нескольких махов и возможностью выходить в космос. Боевая машина будет по-прежнему использовать ракеты, но возможно, арсенал будет дополнен лазерным оружием. Основное изменение коснется, скорее всего, способа пилотирования машины, будь то продвинутый «ИИ-второй пилот» или же дистанционное управление «аля-дрон». Однако в ближайшее время ожидать новинку не приходится, поэтому не стоит опасаться восстания истребителей. Современный день авиации все так же будут отмечать пилоты и техника, а не инженеры и программисты.