Прорыв 3 танк. Танковый прорыв: как проходит модернизация основных боевых машин российской армии

В августе прошлого года министерство обороны и научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» подписали несколько контрактов на поставку бронетехники ряда типов. Вместе с другими образцами был заказан основной боевой танк Т-90М «Прорыв-3». За прошедшие несколько месяцев организация-подрядчик выполнила все необходимые подготовительные и теперь готова строить технику и затем передавать ее заказчику. Первые танки нового типа пойдут в войска в ближайшее время.

Последние сообщения о ходе работ по танку Т-90М появились 31 марта. Информационное агентство «Интерфакс-АВН» со ссылкой на неназванный источник, имеющий отношение к текущей программе, писало, что выполнение контракта с Минобороны уже началось. Часть заказанных основных танков будет передана заказчику уже в этом году. В то же время не стал приводить точное количество бронемашин, сборка и поставка которых запланирована на текущий 2018 год.


Источник «Интерфакса-АВН» раскрыл любопытную особенность нынешних работ. Оказалось, что новая техника будет выпускаться двумя способами. НПК «Уралвагонзавод», выполняя заказ военных, построит с нуля лишь определенную часть танков нового типа. Оставшиеся Т-90М будут собраны путем перестройки, ремонта и модернизации базовых Т-90, в настоящее время служащих в разных частях вооруженных сил. Таким образом, актуальный контракт предусматривает и строительство, и модернизацию техники. Доли полностью новых и модернизированных танков в заказе не уточнялись.

Следует отметить, что новые сообщения из Нижнего Тагила подтверждают уже известные сведения. Так, в начале марта предприятие «Уралвагонзавод» огласило свои планы на ближайшее будущее, в том числе и в контексте проекта «Прорыв-3». Готовясь к визиту президента России Владимира Путина в Свердловскую область, корпорация опубликовало некоторые сведения о своей деятельности. Среди прочих тем было затронуто выполнение контракта на поставку танков Т-90М. Официально было объявлено, что строительство таких боевых машин начнется в этом году. Первая партия так же будет передана до конца года.

Чуть ранее, в самом конце января, информагентство ТАСС рассказало о ходе работ и текущей подготовке к ожидаемому производству танков. Представитель НПК «Уралвагонзавод» тогда сообщил о выполнении ряда основных подготовительных мероприятий. Кроме того, была сформирована межведомственная комиссия, которой предстоит осуществлять надзор над всеми требуемыми работами.

Тогда же были упомянуты количественные аспекты имеющегося контракта. Источник ТАСС указал, что первая партия танков Т-90М, выпуск которой запланирован на 2018 год, фактически будет представлять собой батальонный комплект. Напомним, в настоящее время батальону отдельной танковой бригады сухопутных войск полагается 42 танка. Таким образом, уже в этом году российская армия получит не менее нескольких десятков новейших бронемашин Т-90М.

В конце января также упоминались общие сроки и объемы текущей программы производства техники. ТАСС писало, что бронемашины типа «Прорыв-3» будут выпускаться в течение всего времени действия текущей Государственной программы вооружений. Какая именно программа имелась в виду – завершающаяся, рассчитанная на 2011-2020 годы, или стартовавшая, действующая в 2018-2025 годах, – не уточнялось. Общее число желаемых танков так же не было названо. Представитель корпорации-разработчика указал, что объемы производства будут определяться заказчиком.

На тот момент оставался актуальным вопрос официального принятия Т-90М на вооружение российской армии. По данным ТАСС, это событие должно будет состояться в ближайшие месяцы. Очевидно, приказ о принятии танка на вооружение появится почти одновременно со сдачей первых серийных машин.

Темпы производства новой бронетехники в ближайшие годы несколько недель назад были озвучены руководством министерства обороны. В феврале заместитель министра обороны Юрий Борисов, рассказывая о новых проектах, заявил, что ежегодно армия будет получать по 200 танков. В это число будут входить как машины новой постройки, так и модернизированные образцы. Речь идет о технике нескольких современных модификаций, в том числе новейшей Т-90М. При этом доля перспективных Т-90М в этих планах не уточнялась. Можно предполагать, что такие танки станут одними из самых массовых среди планируемых к постройке или модернизации.

В недавнем прошлом неоднократно указывалось, что строительство новых танков Т-90М «Прорыв-3» позволит заметным образом повысить боеспособность танковых частей. Получая такую технику, подразделения смогут более эффективно решать поставленные задачи, что положительным образом скажется на общих показателях сухопутных войск. Кроме того, поставка построенных и модернизированных машин позволит решить одну из главных задач текущих Госпрограмм вооружения, предусматривающих серьезное повышение доли новой техники в войсках.

Напомним, основной боевой танк Т-90М стал последним на данный момент результатом программы с шифром «Прорыв». В рамках нескольких последовательно разработанных проектов предлагались те или иные способы обновления и улучшения существующей конструкции танка Т-90. Самый новый и совершенный вариант такой модернизации в прошлом году получил одобрение военного ведомства, и теперь ему предстоит поступить в войска.


Все основные опытно-конструкторские работы и переговоры были завершены не позднее августа прошлого года. Во время международного военно-технического форума «Армия-2017» министерство обороны России и НПК «Уралвагонзавод» подписали первый контракт на производство танков, названных Т-90М. Тогда сообщалось о желании военного ведомства получить не менее нескольких десятков боевых машин, однако точные цифры не назывались. Не уточнялась и стоимость контракта. Впрочем, официальные лица указали, что нижнетагильское предприятие за реализацию нескольких контрактов получит более 22 млрд рублей.

К этому времени уже стали известны некоторые подробности перспективного проекта. Через несколько недель сложившаяся картина была дополнена новыми сведениями. В середине сентября 2017 года на одной из площадок Ленинградской области состоялась первая публичная демонстрация опытного танка Т-90М. К тому времени, как сообщалось, танк-прототип справился с заводскими испытаниями и вышел на государственные. Также осенью стало известно, что новые боевые машины, вероятнее всего, будут выпускаться путем перестройки и обновления имеющихся. Согласно последним данным, модернизация строевой техники будет вестись параллельно со строительством новой.

Согласно официальным данным, новый проект «Прорыв-3» предусматривает использование некоторых компонентов серийных танков семейства Т-90 в сочетании с рядом совершенно новых изделий. Кардинальному обновлению подвергается боевое отделение машины. Изменяется радиоэлектронное оснащение в целом и средства управления огнем в частности. Штатная защита дополняется современными устройствами нескольких типов. За счет всего этого достигается существенный рост боевой эффективности и основных технических характеристик.

Сохраняя имеющийся броневой корпус с комбинированной защитой лба и классической компоновкой, танк Т-90М получает новое внутреннее оснащение. Так, в корме корпуса помещаются основной двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. и вспомогательная силовая установка, предназначенная для энергоснабжения бортовых систем при выключенном моторе. Снаружи на корпусе монтируются блоки динамической защиты «Реликт». Упоминалась возможность применения новейшего комплекса активной защиты «Афганит».

Боевые качества также улучшаются за счет кардинальной переработки боевого отделения. В качестве основного оружия используется орудие-пусковая установка типа 2А46М-4. Также в недавнем прошлом появлялась информация о возможности оснащения Т-90М современным изделием 2А82-1М. В обоих случаях танк сохраняет возможность использования всех существующих 125-мм боеприпасов и управляемых ракет комплекса «Рефлекс». На одной установке с орудием остается спаренный пулемет ПКТМ. Над командирской башенкой монтируется дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметом.

Серьезной переработке подвергаются система управления огнем и рабочие места экипажа. Так, командиру и наводчику теперь предстоит использовать пульты с жидкокристаллическими экранами, совмещенные с некоторыми традиционными органами управления. По известным данным, СУО и ее компоненты позволят модернизированному танку работать в любое время суток и находить цели на больших дальностях.

Заказ на серийное производство танков Т-90М появился в конце лета прошлого года. Как стало ясно чуть позже, на тот момент опытная техника этого типа уже завершала необходимый комплекс испытаний. До недавнего времени НПК «Уралвагонзавод», которой предстоит выпускать такую технику, вела работы по подготовке строительства новых танков и модернизации серийных Т-90. В обозримом будущем предприятие-подрядчик должно будет изготовить и передать военному ведомству первую партию Т-90М в количестве нескольких десятков машин. Затем работы будут продолжены, и в течение нескольких следующих лет армия получит ряд новых партий такой техники.

До конца года российские сухопутные войска получат и начнут освоение первого батальонного комплекта новейших основных боевых танков Т-90М. Параллельно будет продолжаться поставка модернизированных Т-72Б3, а затем стартует производство машин Т-80БВМ, так же прошедших ремонт и модернизацию. Актуальные планы министерства обороны предусматривают самое серьезное обновление парка бронетанковых войск при помощи реализации нескольких проектов модернизации разных танков. Это, как ожидается, должно положительным образом сказаться на армии в целом. В самом ближайшем будущем свой вклад в боеспособность сделают новые танки, созданные в рамках программы «Прорыв-3».

По материалам сайтов:
http://militarynews.ru/
http://rg.ru/
http://interfax.ru/
http://ria.ru/
http://tass.ru/
http://uvz.ru/
https://bmpd.livejournal.com/


Т-90М «Прорыв - 3» на полигоне

В СМИ танк Т-90М или «Прорыв – 3» часто называют очередной модификацией уже хорошо зарекомендовавшего себя танка Т-90. А это в корне не верно, поскольку отличий между Т-90 (или Т-90А) и Т-90М существенно больше, чем даже между Т-90 и Т-72.

Показанная на майском параде АРМАТА откровенно обрадовала (советская конструкторская танковая школа ещё существует и она работает) и одновременно озадачила – российские танкостроители решили продолжить гитлеровскую мечту о супероружии и последующие американские тенденции в танкостроении? Создать самый-самый лучший супер-танк у которого не будет противников на поле боя?

Гитлеровская мечта уже показала свою несостоятельность – дорогой, сложный в обслуживании и ремонте танк (типа Тигр) убедительно проиграл на поле боя массовой тридцатьчетвёрке. Отдельные гитлеровские танковые ассы имели грандиозные счета побед, а РККА одерживали одну победу за другой. Для борьбы с нацистским «зверством» на поле боя выпустили «зверобоев», более мощную противотанковую артиллерию, ИС-2 и т.д. А главное – была выработана тактика «работы» с немецкими новинками.

«Тигр» был действительно хорошей машиной, но очень дорогой в производстве, сложной в эксплуатации и ремонте, требующей хорошо обученного экипажа и т.д. В итоге минусов оказалось существенно больше, чем плюсов.

Что же касается современных западных продолжателей гитлеровской идеи супероружия в виде «лучшего американского танка «Абрамс», то последние локальные конфликты показали, что горят Абрамсы даже от советских РПГ-7 и ПТУР «Малютка». Примерно такая же картина наблюдалась при применении лучших в мире танков немецкого и французского производства, когда «аборигены» не убегали при виде достижений западной передовой танковой мысли, а садились в оборону. Дорогущие танки горят, как дешёвый китайский бенгальский огонь.

Массовое производство Арматы могло бы стать фатальной ошибкой в современных экономических условиях. Это явно очень дорого. И нет такого танка, на который не нашлось бы снаряда. Со всеми вытекающими последствиями.

Т-72М1

Если честно, то я поклонник последней советской тридцатьчетвёрки – танка Т-72. Особенно в его последней (известной мне) модификации Т-72Б. Замечательная машина, о неприхотливости и надёжности которой даже легенды слагать не нужно – есть совершенно замечательная эксплуатационная быль. А если сюда добавить реалии в которых эти машины применялись и просто варварски эксплуатировались (часто ввиду объективной реальности) в локальных конфликтах последние тридцать лет – это танк-мечта. Особенно, если есть сработанный экипаж и грамотный командир, который применяет эти машины правильно, т.е. в соответствии с реальными возможностями Т-72.

Однако, это не значит, что прогресс должен остановиться. У Т-72 были вполне себе реальные недостатки, от которых нужно и можно было бы избавиться.

Можно предположить, что Т-90М «Прорыв-3» станет достойным продолжением советской школы танкостроения. Во всяком случае, МО России уже заказало первую партию Т-90М. По информации из СМИ в войска в самое ближайшее время поступит 400 единиц танков «Прорыв-3».

ТАНК Т-90М «ПРОРЫВ – 3» - ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НОВАЯ МАШИНА?

Т-90М «Прорыв -3» на войсковых испытаниях

У танка новые (совсем другие, отличные от Т-90) корпус и башня, другая пушка, новая элементная база в электронной начинке танка, существенно улучшенная эргономика (больше места для экипажа в машине, удобные кресла, современная система кондиционирования (персонально для каждого члена экипажа) и многое другое, о чём речь пойдёт ниже.

Известно, что с 2005 года в Нижнем Тагиле активно работали над модернизацией Т-90 в рамках программы «Прорыв – 2». В последующем к работе уральских конструкторов подключились военные, которые выдали своё техзадание. Анализ техзадания показал, что требуется не модернизация, а создание принципиально другой машины.

Так появился танк Т-90С. Но «Уральское КБ транспортного машиностроения» продолжило свою работу – конструкторы поставили перед собой цель создать массовую машину, которая бы качественно превосходила современные танки вероятных противников: Abrams М1А2SEP (США), Leopard 2А7» (Германия), Leclerc S21 (Франция), K2 Black Panther (Ю.Корея) и прочие.

В первую очередь совершенствовалась система управления огнём, средства поисково-наблюдательных возможностей экипажа, эксплуатационные характеристики нового танка. Параллельно в КБ велись работы над танком «Армата».

ЧТО НОВОГО В Т-90М «ПРОРЫВ – 3»?

Т-90М «Прорыв - 3», защитная решётка на башне танка

1.Совсем другая защищенность.

Это целый комплекс средств по защите танка: начиная от универсальной модульной динамической защиты «Реликт», до решётчатых экранов, которые прикрывают нижнюю часть башни, кормовую часть ботов и корму Т-90М. Боевое отделение танка покрыто антиосколочным подбоем. В целом, разработчики утверждают, что в лобовой проекции «Прорыв – 3» спокойно выдержит попадание любого из современных танковых боеприпасов. У танка существенно снижена радиолокационная заметность (в несколько раз по сравнению с лучшими зарубежными образцами).

С целью повышения живучести Т-90М оптимизировано размещение ГСМ и боекомплекта, в конструкцию введены специальные экраны, которые защищают экипаж и наиболее важное оборудование в боевом отделении от вторичных осколков.

Есть у «Прорыва – 3» автоматическая система постановки завес с помощью комплекса оптико-электронного подавления с очень широким рабочим диапазоном.

В СМИ «промелькнула» информация о установленной на танке КАЗ «Арена – М».

2.Повышенная огневая мощь.

На танк установлена новая 125-мм гладкоствольная пушка в комплекте с новыми, с повышенным могуществом действия по цели, боеприпасами, и комплект высокоавтоматизированной системы управления огнём (СУО), дистанционно управляемая зенитная пулемётная установка на башне, улучшенный заряжания.

Новая пушка имеет улучшенную на 25-30 % точность стрельбы и существенно повышенную живучесть ствола (до 900 выстрелов). Отдельно отмечается и увеличение эффективной дальности стрельбы на 15 %. Это очень приятное дополнение к + 30 % по точности.

Про новые боеприпасы известно следующее:

В рамках ОКР «Вакуум-1» был создан одноименный бронебойно-подкалиберный снаряд длиной 900 миллиметров с сердечником из обедненного урана и добавлением керамических добавок. БПС на огромной скорости (по некоторым данным 1980 м/с или 6М) пробивает 1 метр гомогенной брони танка. У той же L/55 этот показатель равен 80 сантиметрам.
Помимо БПС были созданы осколочно-шрапнельный снаряд «Тельник» с возможностью дистанционного подрыва и управляемый реактивный снаряд 3УБК21 «Спринтер».

СУО «Калина» - это вообще новинка для отечественных танков (включает панорамный прицел и сопряжённую с СУО систему внешнего наблюдения, которая предполагает автоматическую передачу целеуказаний от командира танка наводчику и многое другое, о чём пока, по понятным причинам, не рассказывают).

3. Подвижность Т-90М.

С новым дизелем В-92С2Ф (мощность 1 130 л.с.) танк стал откровенно резвым. Чему, в немалой степени, способствует и возможность на поле боя применять систему автоматического переключения передач. Да, на этом танке вместо рычагов управления используется штурвал.

Оснащен «Прорыв – 3» бортовой информационно-управляющей системой шасси (БИУС), которая предназначена для предотвращения аварий и поломок через автоматическое диагностирование всех систем, узлов и агрегатов танка. И блокирования неправильных действий механика-водителя.

Т-90М «Прорыв - 3». Вид кормы

4. Улучшенная командная управляемость.

С целью значительного повышения командной управляемости танка, в танке Т-90М установлены комплекс управления взаимодействием и аппаратура автоматизированной системы управления тактического звена. Через мультиплексный канал информационного обмена эта аппаратура, а также БИУС, СУО, системы постановки завес, опознавания «свой-чужой», кругового обзора и топографического ориентирования, а также новый автомат заряжания взаимосвязаны.

Комплекс средств связи, установленный в танк Т-90М, обеспечивает скрытую помехозащищенную радиосвязь с режимами технического маскирования и программной перестройки («прыгающей») частоты.

Это общая информация о «новинках» в устройстве танка Т-90М «Прорыв – 3». Напомню, что машина – секретная и основная масса ТТХ ещё не скоро появится в открытом доступе.

ОДИН Т-90М «ПРОРЫВ -3» НА 2,5 «АБРАМСА»

Т-90М «Прорыв – 3» на марше

У нового танка сохранился низкий силуэт, танк удалось удержать в теле (сохранена масса Т-90), проходимость машины улучшилась, существенно повышена подвижность и огневая мощь и эффективность ведения огня. Вместе с тем танк имеет один из лучших в современном танкостроении уровень защищённости и живучести, обновлённые современные средства связи и просто замечательную для отечественных танков эргономику, которая сейчас, как минимум, не хуже, чем на лучших зарубежных танках.

Вот тут мы и подошли к основной характеристике современной боевой машины – это соотношение эффективность/стоимость.

Так вот, по этой характеристике Т-90М «Прорыв – 3» в разы превосходит все лучшие образцы мирового танкостроения. Например, наш танк почти в два раза дешевле «Абрамса» М1А2 SEP и почти во столько же раз выше последнего по боевой эффективности.

В ближайшие месяцы на вооружение российской армии будет принят основной боевой танк Т-90М «Прорыв-3» (объект 188М). Первая партия, которая поступит в войска, составит 30—40 машин. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ).

Т-90 «Владимир» является перспективной разработкой конца 1980-х годов. В 2000-х годах эта машина стала самой популярной на мировом рынке. Помимо прекрасных ходовых характеристик и огневой мощи, модель отличалась от предшественника (Т-72Б) наличием автоматизированной системы управления огнём.

По информации Международного института стратегических исследований (IISS), в российских войсках на ходу 350 T-90 и T-90А. С 2011 года УВЗ не производит эту машину, а в 2015 году стартовали опытно-конструкторские работы (ОКР) по «Прорыву-3».

  • Танки Т-90
  • РИА Новости

Т-90М будет отличать новый боевой башенный модуль с улучшенной системой управления огнём и более современной системой заряжания. При этом орудия останутся теми же: 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-4, спаренный 7,62 мм пулемёт ПКТМ и 12,7 мм НСВ «Утёс».

Осведомлённость экипажа Т-90М значительно возрастёт. На танке установлена система видеонаблюдения за окружающим пространством и многоканальный панорамный тепловизионный прицел, который позволяет вести бой в любом направлении в любое время суток.

Современный программно-технический комплекс связи позволит Т-90М действовать на театре военных действий (ТВД) в рамках единого информационного пространства. Машина фактически интегрирована в автоматизированную систему управления тактического звена.

На Т-90М установят двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. Силовая установка будет снабжена программируемым подогревателем, который уменьшит время запуска в холодное время года. Снабжение электрических приборов при отключённом двигателе будет осуществляться с помощью дизель-генераторной установки.

Также конструкторы УВЗ поработали над улучшением защитных свойств танка. За лобовую часть будут отвечать клиновидные элементы динамической защиты «Реликт» разработки московского НИИ стали (2006 год). Комплекс способен уберечь машину от большинства современных снарядов, а модульная компоновка облегчает ремонт и замену повреждённых конструкций.

«При создании комплекса дополнительных средств защиты были учтены особенности предыдущих проектов. Результатом этого стало определённое сокращение ослабленных зон дополнительной защиты, что положительным образом сказалось на общих параметрах живучести техники. В сочетании с активной защитой всё это должно давать значительный прирост реальной эффективности», — отметили в УВЗ.

«Реактивный» танк

В настоящее время на завершающем этапе испытаний находится ещё одна модернизированная версия позднесоветского танка. Речь идёт о Т-80БВМ, которая по своим тактико-техническим характеристикам будет сопоставима с боевыми возможностями Т-72Б3.

Контракт на модернизацию Т-80БВ был заключён между Минобороны РФ и нижнетагильским предприятием 24 августа 2017 года на международной выставке «Армия». Как уточнили в «Уралвагонзаводе», соглашение носит «долгосрочный характер», а объём первой партии может составить два танковых батальона (60—80 машин).

  • Модернизированный танк Т-80БВМ на демонстрации бронетанковой техники в честь Дня танкиста на территории 33-го общевойскового полигона. Луга (Ленинградская область), 09.09.2017
  • Decoder / otvaga2004.mybb.ru

Официальные источники не сообщают количество Т-80БВ в войсках РФ. Согласно подсчётам IISS, на начало 2017 года на вооружении российской армии состояло 450 Т-80 в версии «БВ» и «У». При этом на хранении находилось 3 тыс. Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У.

О решении военного ведомства модернизировать часть парка Т-80 СМИ сообщали в конце 2016 года. Работы были поручены двум предприятиям, входящим в структуру УВЗ, — АО «Омсктрансмаш» и АО «СКБ транспортного машиностроения» (Санкт-Петербург).

Базовая модель Т-80 (1976 год) была революционной разработкой кировского СКБ-2. Это был первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой. Главными достоинствами машины стали выдающиеся ходовые качества. Т-80 был намного быстрее и манёвренней своих конкурентов.

В сценарии сухопутной войны с НАТО предполагалось использовать Т-80 как одно из основных средств прорыва обороны противника. В ответ на агрессию альянса группировка машин с газотурбинными двигателями должна была нанести молниеносный асимметричный удар. Поэтому детище СКБ-2 в шутку прозвали «танком Ла-Манша».

Скорость Т-80 достигает 80 км/ч (против 65 км/ч дизельного Т-72). Шум двигателя Т-80 оглушителен и напоминает звук взлетающего истребителя. По этой причине танк получил ещё одно прозвище — «реактивный».

Т-80БВМ, как Т-90М, будет оснащён комплексом защиты «Реликт». Огневая мощь танка не изменится. Как и прежде, на нём будут стоять 125 мм пушка и два пулемёта калибра 7,62 мм и 12,7 мм. Изменения коснутся системы управления огнём. Известно, что Т-80БВМ получит всепогодный тепловизионный прицел «Сосна-У», способный обнаруживать танки противника на расстоянии до 5 км, и автоматизированное цифровое оборудование.

Мощность газотурбинного двигателя (ГТД) модернизированного танка составит 1250 л.с. Обновлённая силовая установка будет менее «прожорливой», чем на предыдущих моделях. Расход топлива позднесоветского Т-80 составлял до 8 л на 1 км, а у Т-72 и Т-90 этот показатель не превышает 4 л.

Чтобы сократить расход топлива, петербургское СКБ разработало систему синхронного включения генератора и стартера запуска двигателя Т-80БВМ. Ожидается, что на один километр пути модернизированный танк будет тратить 4—5 л топлива, сохранив все свои прежние преимущества, включая «всеядность».

  • Т-80БВМ
  • Пресс-служба Минобороны РФ

Немаловажное преимущество ГТД перед дизельным двигателем заключается в быстроте запуска в условиях мороза (3 минуты при -40 °C против 30 минут у дизельной установки). Силовая установка Т-80 заменяется в течение 3—4 часов (у дизельного аналога — 6—12 часов). Однако ремонт ГТД требует демонтажа и отправки в цех, что в полевых условиях превращается в недостаток.

Реализация потенциала

Минобороны РФ объясняет необходимость модернизации недостатками серийной танковой техники, которые были выявлены в ходе сирийской операции. В частности, об этом 7 сентября 2017 года заявил начальник главного автобронетанкового управления Минобороны РФ Александр Шевченко.

В западных СМИ утвердилась точка зрения, что модернизация танкового парка (как и другой военной техники РФ) укладывается в русло курса Москвы на противостояние с НАТО. В рамках этой политики Россия якобы усиливает ударные группировки вблизи западных рубежей, пополняя их новейшим и модернизированным оружием.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский придерживается иной точки зрения. По его словам, Т-80БВМ предназначен в большей степени для усиления арктической группировки войск. А 1-я гвардейская танковая армия, вызывающая беспокойство у НАТО, будет перевооружаться на Т-90М и Т-14 «Армата».

«Газотурбинные двигатели по своим характеристикам практически идеально подходят для эксплуатации в Арктике. Не думаю, что Т-80БВМ будут массово поступать в части Западного военного округа. По моей информации, Кантемировская дивизия (входит в 1-ю армию), которая сейчас вооружена Т-80БВ, будет получать только технику нового поколения — Т-90М и Т-14», — сообщил RT Мураховский.

Эксперт сомневается, что решение Минобороны РФ о модернизации танкового парка было вызвано обострением геополитической ситуации и является ответом на расширение военной инфраструктуры альянса. По мнению Мураховского, обновление парка Т-80 и Т-90 продиктовано вполне прагматичными соображениями.

«Прошло более двух десятилетий, и машины должны получить более современное оборудование и комплексы защиты. Цель модернизации Т-80БВМ — приблизить боевые возможности машины к тем, которыми обладает Т-72Б3. В свою очередь, обновление Т-90М направлено на реализацию заложенного в этом танке потенциала до масштабного поступления Т-14», — отметил Мураховский.

Т-90М – это средний или основной танк, который в ближайшее время будет запущен в серийное производство и поставлен на вооружение армии России. Машина уже была продемонстрирована широкой публике при прохождении испытаний в сентябре 2017 года.

Разумеется, новый танк сложно назвать самостоятельной и уникальной единицей боевой техники. Скорее, речь идёт о глубокой модернизации танка Т-90 и его модификаций. Однако, конструкторы внесли в привычную компоновку машины ряд серьёзных изменений, поэтому Т-90М вполне мог претендовать на индивидуальное название. Познакомимся поближе с конструктивными особенностями и боевыми возможностями этой техники.

История проекта

Датой создания этой машины можно считать 1989 год, когда под руководством главного инженера Владимира Поткина прошли первые и весьма успешные испытания нового танка Т-90. В серию эта модель пошла в 1992 году, и за время выпуска танк неоднократно модернизировался.

Если говорить конкретно о Т-90М, эта машина появилась в результате проекта «Прорыв», над которым в 2005 году вело работы Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения. В рамках данного проекта разрабатывался унифицированный боевой модуль, получивший кодовое название «Прорыв-2», и впоследствии представленный на полигоне в качестве модернизированного танка Т-90С.

Однако, на этом деятельность УКБТМ не была завершена, и стартовал проект «Прорыв-3», целью которого было создание боевой машины, превосходящей по эффективности немецкие «Леопарды» и американские «Абрамсы». Опытный образец был создан в цехах Уралвагонзавода, и наглядно продемонстрировал, что конструкторы КБ справилось с поставленной задачей. Кстати, этим же предприятием выпускаются боевые машины класса «Армата», поэтому работы над созданием Т-90М велись параллельно.

Что нового

В целом, привычный вид Т-90 изменился мало: сохранилась общая компоновка, была немного переработана башня и корпус. Однако, инженеры не занимались рестайлингом, они повышали боевую эффективность машины и эргономику производства. В рамках модернизации, серьёзные изменения претерпели системы управления огнём, командная управляемость, навигационно-поисковое оборудование и другие элементы, имеющие отношение к повышению эффективности и боевой мощи.

К существенным изменениям можно отнести переустройство боевого отделения. Теперь у экипажа появилось больше свободного пространства, устанавливаются комфортабельные кресла. Кроме этого, танк получил автоматическую систему заряжания. В целом, это вполне стандартное требование для современных боевых машин, однако, автозаряда орудия нет у «Леопардов» и «Абрамсов», поэтому эти-таки заметно проигрывают российскому аналогу в плане скорострельности и огневой мощи.

Отдельно можно выделить экономику производства. Проект «Прорыв-3» планируется внедрять без создания новых машин. В частности, в качестве базовой основы будут использованы основные узлы и механизмы Т-90. Поэтому поставки новой техники для сухопутных частей будут осуществляться путём переоборудования старых машин.

Конструктивные особенности

Рассмотрим характеристики основных узлов.

Командная управляемость

В оснащение танка интегрирована система БИУС – бортовое информативное управление. В результате осуществляется постоянный контроль и диагностика основных узлов, выполняется блокировка ошибочных действий механика-водителя. Благодаря БИУС, заметно повышается рабочий ресурс основных узлов и электроники, снижается вероятность поломок.

Помимо этого, здесь установлена система управления тактического звена, которая объединяет всю необходимую аппаратуру единую мультиплексную сеть. В результате упрощается взаимодействие всех бортовых систем: заряжание, постановка дымовых завес, топографическое ориентирование, распознавание сигналов «свой-чужой». Радиоаппаратура обеспечивает скрытую связь с эффектом постановки защитных помех. Кроме этого, предусмотрена функция программного изменения частоты.

Подвижность и манёвренность

Динамика Т-90М находится на высоком уровне. Здесь установлена новая силовая установка В-92С2Ф, производительностью 1 130 л. с. Здесь нужно уточнить, что российский танк обходит все западные аналоги в плане динамики и проходимости, хотя и проигрывает по скоростным показателям.

Отделение механика-водителя оснащается информативным ЖК-дисплеем, куда выводятся данные о состоянии двигателя и узлов трансмиссии. Отдельного внимания заслуживает автоматическое переключение скорости, что заметно снижает утомляемость во время длительных переходов.

Защита

Ключевой особенностью защиты стало размещение боеукладки за пределами боевого отделения, что повышает уровень безопасности экипажа в случае детонации снарядов. Кроме этого, были учтены недостатки защищённости танков предыдущих моделей.

В частности, лобовую проекцию башни и бортов закрывают комплекты динамической защиты класса «Реликт». Моторное отделение и периметр башни защищены дополнительными сетчатыми экранами. Боевое отделение изнутри покрыто противоосколочным подбоем на основе арамидных нитей. Нужно отметить, что динамическая защита построена по модульному принципу, что позволяет вариативно изменять отдельные компоненты в зависимости от поставленных задач.

Вооружение

В качестве основного вооружения Т-90М получил 125-миллиметровое гладкоствольное орудие 2А46М-4. К дополнительному вооружению относится ракетный комплекс «Рефлекс» с дальностью поражения целей до 5 километров, спаренная пулемётная точка.

Управляется вооружение посредством высокоэффективной СУО «Калина». К безусловным преимуществам можно отнести панорамный прицел командира – абсолютная новинка для российских танков. Кроме этого, система управления огнём сопряжена с автоматическим указателем цели, что упрощает ведение боя в режиме «Hunter-Killer».

Технические характеристики

Основные тактико-технические характеристики модернизированной машины пока держатся в секрете и не подлежат разглашению. Однако достоверно известны следующие параметры:

  • Снаряжённая масса – 50 000 кг.
  • Дорожный просвет 450 мм.
  • Мощность дизеля – 1 130 л. с.
  • Основное орудие – 125 мм.
  • Спаренный пулемёт – ПКТМ калибра 7.62 мм.
  • НСВ для подавления огневых точек и воздушных целей – 12.7 мм.
  • Запас хода – 550 километров по шоссейной дороге.
  • Экипаж – 3 человека.

Согласно предварительным данным, Министерство обороны РФ уже подписало контракт на поставку в войска порядка 400 единиц Т-90М. Предполагается, что эти машины должны поддержать боеспособность армии до появления в достаточных количествах более перспективных танков «Армата».


ОСНОВНОЙ ТАНК Т-90М («ПРОРЫВ-3»)
MAIN BATTLE TANK T-90M («PRORUV-3»)

17.02.2019


Экспортный вариант новейшего российского танка Т-90М — Т-90МС, который представят на выставке IDEX-2019 в Абу-Даби, получил оборудование единой системы управления тактическим звеном. Об этом сообщил в субботу журналистам генеральный директор Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (входит в «Уралвагонзавод») Андрей Терликов.
По его словам, танк имеет новую систему управления огнем с комплексом всесуточных стабилизированных прицелов командира и наводчика.
«Система управления огнем интегрирована с терминалом боевой управляющей системы получения тактической информации в автоматизированной системе управления подразделением (ЕСУ ТЗ)»,- уточнил он.
Единая система управления тактическим звеном разработана концерном «Созвездие», первый контракт на поставку в российские войска изделий этой системы был подписан в конце 2018 года. В ранее публиковавшихся презентациях «Созвездия» отмечалось, что система позволяет, в частности, боевым единицам обмениваться информацией в режиме реального времени, создает общую картину поля боя, формирует единую информационную сеть.
Концепция так называемых сетецентрических войн, появившаяся на Западе, предполагает информационное и коммуникационное преимущество над противником за счет объединения участников военных действий в единую сеть.
ТАСС

ОСНОВНОЙ ТАНК Т-90АМ (Т-90МС)
IDEX 2019 - 14-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ И ВЫСТАВКА ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

17.02.2019


Вооруженные силы России в текущем году начнут получать новые танки Т-90М, сообщил «Интерфаксу» информированный источник.
«Согласно контракту, танки начнут поступать в войска в этом году», — сказал собеседник агентства.
Танк разработан в рамках опытно-конструкторской работы «Прорыв-3». Это глубокая модернизация танков типа Т-90 с повышением их боевых и эксплуатационных характеристик.
У Т-90М — новый боевой башенный модуль, который оборудован 125-мм пушкой повышенной живучести и точности. Машина оснащена дистанционно-управляемой пулеметной установкой калибра 12,7 мм. У модернизированного танка — высокоавтоматизированная цифровая система управления огнем, обеспечивающая поиск, распознавание, автосопровождение и поражение целей.
Т-90М «Прорыв» был представлен на прошлогоднем военно-промышленном форме «Армия» в подмосковном парке Минобороны РФ «Патриот».
INTERFAX.RU

25.02.2019


Государственные испытания модернизированного танка Т-90М «Прорыв» находятся на завершающей стадии, основные характеристики машины подтверждены. Об этом заявил в воскресенье начальник научно-исследовательского испытательного центра бронетанковой техники 3-го ЦНИИ Минобороны РФ Александр Пантелеев.
«Да, машина завершает государственные испытания. Основные характеристики, заявленные в тактико-техническом задании, мы подтвердили», — сказал Пантелеев в эфире программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».
По его словам, Т-90М получил принципиально новую башню и более мощный двигатель. «Здесь используется двигатель повышенной мощности по сравнению с Т-90. Башня новая, уникальная башня, кардинально отличающаяся от серийной. Ствол [орудия] используется тот же, при этом имеет конструктивную особенность — это использование учета изгиба канала ствола», — рассказал собеседник телеканала.
Кроме того, сообщил он, «Прорыв» оснащен новым многоканальным прицелом, обеспечивающим применение вооружения в любое время суток, а одной из главных особенностей модернизированного танка стала возможность обмениваться данными с другими машинами в режиме реального времени. Броня Т-90М снабжена специальным покрытием, защищающим от скольжения, — аналогичное используется на новейшем Т-14 «Армата».
Модернизированный танк получил систему кругового видеонаблюдения и камеру заднего вида, а также, по словам Пантелеева, может быть оснащен комплексом активной защиты, аналогичным комплексу «Арена».
Контракт на поставку глубоко модернизированных танков Т-90М был подписан Минобороны РФ и «Уралвагонзаводом» на форуме «Армия-2017». Как сообщалось ранее, первые несколько десятков таких машин должны поступить в войска в 2019 году.
ТАСС


17.03.2019


Следующим шагом развития танка Т-90МС может стать его роботизация. Об этом в субботу, 16 марта, заявил в интервью РБК гендиректор «Уралвагонзавода»Александр Потапов.
По его словам, в настоящее время машина уже имеет такой уровень цифрового обеспечения, что «переход к безлюдному варианту напрашивается сам собой».
При этом Потапов отметил, что планы по дальнейшему развитию танка будут определяться заказчиком, так как именно он решает, как будет использовать технику во время боев.
В феврале «Уралвагонзавод» опубликовал видео испытаний Т-90МС. В ролике продемонстрировали ходовые испытания, стрельбу во время движения, а также работу экипажа внутри боевой машины.
Т-90МС представляет собой экспортный вариант танка Т-90М. Т-90М («Изделие 188М») создается в рамках опытно-конструкторской работы «Прорыв-3». Танк представляет собой модернизированный вариант Т-90А. Изделие в настоящее время проходит государственные испытания.
Лента.ру

17.03.2019


Первые поставки модернизированных танков Т-90М «Прорыв» в уральскую танковую дивизию, дислоцированную в Челябинской и Свердловской областях Центрального военного округа (ЦВО), начнутся в 2019 году.
«Мы получаем в этом году несколько единиц танков Т-90М в прославленную 90-ю танковую дивизию», — сообщил командующий войсками Центрального военного округа генерал-полковник Александр Лапин на награждении победителей окружного этапа фестиваля прессы «Медиа-Ас».
Танк Т-90М «Прорыв» получил принципиально новую башню, отличающуюся от серийной и более мощный двигатель. «Прорыв» оснащен новым многоканальным прицелом, обеспечивающим применение вооружения в любое время суток, а одной из главных особенностей модернизированного танка стала возможность обмениваться данными с другими машинами в режиме реального времени. Броня Т-90М снабжена специальным покрытием, защищающим от скольжения, — аналогичное используется на новейшем Т-14 «Армата».
Пресс-служба Центрального военного округа

29.06.2019
УВЗ ЗАКЛЮЧИЛ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНТРАКТЫ НА ФОРУМЕ «АРМИЯ-2019»

Министерство обороны и корпорация «Уралвагонзавод» (входит в Госкорпорацию Ростех) подписали три государственных контракта в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2019».
Это – госконтракт на капитальный ремонт с модернизацией танка Т-90А с приведением к виду Т-90М, что позволит увеличить боевые возможности танка. Госконтракт на поставку 120-мм минометов на колесном ходу производства ЦНИИ «Буревестник». Они предназначены для уничтожения командно-наблюдательных пунктов и бронированной техники, защищенной живой силы противника. А также долгосрочный госконтракт с АО «УКБТМ» на создание наземных робототехнических комплексов.
Нынешнее подписание государственных контрактов стало самым масштабным за пятилетнюю историю международного военно-технического форума «Армия». В церемонии приняли участие руководитель Департамента Министерства обороны РФ по обеспечению Государственного оборонного заказа Андрей Вернигора и заместитель генерального директора корпорации «Уралвагонзавод» по спецтехнике Вячеслав Халитов.
«Минобороны РФ проведена большая работа по анализу и уточнению Гособоронзаказа с учетом обеспечения потребностей Вооруженных сил РФ по закупке, ремонту вооружения и военной техники, выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В результате проведенной работы МО РФ подписало государственные контракты с предприятиями промышленности на поставку вооружения, военной и специальной техники в интересах всех видов и родов ВС. Я поздравляю всех с получением очередного Гособоронзаказа. Надеюсь, что он будет выполнен качественно и в срок», — отметил Андрей Вернигора.
«Данные долгосрочные контракты безусловно позволят увеличить загрузку предприятий корпорации, нарастить производственный и технологический потенциал, устойчиво развиваться дальше», — отметил Вячеслав Халитов.
Уралвагонзавод