Детям про круговорот воды в природе. Круговороты в природе Рассказ про большой круговорот воды в природе

Сказка о круговороте воды в природе

Однажды родилась у меня сказка...

Путешествие Снеговика, или о кругообороте воды в природе

Одним солнечным зимним утром на дворе появился Снеговик. Его слепили местные детишки. Был он большой, круглобокий, с носом-морковкой и метлой в руках. Обыкновенный, и все тут! Но от других таких же снеговичков его отличало необычайное любопытство. Хотел он узнать, что за пределами забора, тем более старая Сорока рассказывала о красоте окружающего мира и звала за собой. Только синички уговаривали Снеговичка остаться, потому что его уход расстроит детей. Снеговичок так хотел посмотреть, что там, что решил ночью пойти ненадолго и тут же тихонько вернуться назад.

И вот он наконец собрался, ночью тихонько потопал в своё путешествие. За воротами оказался целый мир, похожий на сказку: снег тихо искрился от света луны, деревья дремали, укрывшись белоснежными пушистыми одеялами, все казалось необычайно чистым и трогательным, только небо нависало тяжёлой темнотой над землёй. Снеговик шагал, широко разинув рот, не разбирая дороги.

Но случилось так, что он заблудился и не смог найти дорогу назад. Случилось это так: Снеговичок с удивлением заметил, что картина вокруг изменилась — небо светлело с каждой минутой, и вот на горизонте показалось зарево. Наш путешественник уже знал, что так появляется солнце. Солнышко пригревало всё сильнее и сильнее, пока Снеговик не ощутил сильный жар в теле, а потом появились какие-то непонятные ощущения, как-будто тысячи пальцев щекочут его. Он не знал, что тает. Постепенно тело становилось невесомее и невесомее, пока не хлынуло водой по земле, унося за собой и морковку, и шапку-ведро, и даже прутики из метлы…
— Умираю, — подумал с сожалением Снеговичок, — так глупо, зачем мне надо было идти куда-то.

Но странное дело, он, несмотря на то, что его тело превратилось в тысячи капель, все видел и чувствовал. Тут кто-то его толкнул (и это он почувствовал):
— Привет, куда бежим, ты новенький? — пропищали рядом.
Он оглянулся и увидел целую толпу таких же капелек, в какие он превратился.
— Я не знаю, какая-то сила тянет меня в неизвестном направлении, — сказал Снеговичок. — Я был Снеговиком, а превратился неизвестно во что. А вы кто такие?
— Мы капельки воды, а были недавно снежинками. Ты тоже стал Водой, растаял! Просто растаял, а не умер.Побежим с нами, посмотрим на речку.
Услышав новое слово, наш Снеговичок не мог не заинтересоваться.
— А что это такое «речка»?
— Это такое огромное множество капелек воды, таких же как мы, что не перечесть.
Естественно Снеговик побежал со всеми, но становилось ещё жарче, пока не появилось ещё одно пугающее чувство: что-то стало поднимать его вверх, в небо, к солнышку, так быстро, что он не успел спросить своих новых подружек, что с ним.
— О, посмотри, нашего полку прибыло! — услышал он рядом, но никого не увидел.
— Кто вы? — спросил испуганно.
— Мы, да и ты тоже, вода, которая превратилась в пар, а находимся внутри тучи и путешествуем. Айда с нами!

Так Снеговик стал путешествовать в туче. Ему было хорошо и весело с новыми друзьями, он увидел много нового для себя. Единственное, что омрачало его радость, воспоминание о дворе и о веселой детворе. Как они, должно быть, расстроились, когда обнаружили его пропажу.Своими переживаниями он поделился с Жаворонком, единственной птицей, которая добиралась к ним. Тот улыбнулся загадочно и сказал:
-Не переживай, дождись зимы.
Снеговичок ничего не понял, но стал ждать зиму. Пришла зима, и случилось чудо.Постепенно его друзья ставали видимыми, одетыми в белоснежные одежды. Кого-то они ему напоминали, но он не мог вспомнить. где-то он видел похожее.
— На землю, на землю, быстрее! — услышал он и увидел, как все прыгают.Не долго думая, прыгнул и он. Это шёл снег!!!
Случилось так, что Снеговичок попал на тот же двор, дети слепили обратно ему тело. Он уже никуда не стремился.Мир он повидал и понял, что дома лучше всего!!!

В тиши густого леса журчал ручеек. Его тонкая струйка, извиваясь, текла между корнями деревьев. Он пробился на поверхность земли у огромного камня в глубине оврага. Казалось, какой-то великан сдвинул его и выпустил из темницы журчащую струйку. Ручеек громко на весь лес извещал всему живому, что принес в лес холодную и чистую воду и теперь никакая жара не страшна его обитателям.

Вода ручьев (их еще называют родниками) обладает целебными свойствами. Она не только утоляет жажду, но и залечивает раны, исцеляет больных и придает силы здоровым. Вы, наверное, заметили? Стоит выпить немного холодной родниковой воды и усталость, как будто ее и не было вовсе. Поэтому все обитатели леса – больные и здоровые ежедневно приходили или прилетали к ручейку попить его водицы.

Птицы просыпались рано, с первыми лучиками солнца. Они щебетаньем радостно приветствовали жизнерадостную струйку: «Здравствуй, ручеек. Какая прекрасная погода! Спасибо тебе за вкусную воду». Ручеек подставлял им свои струйки: «Пейте, пожалуйста, у меня воды много, на всех хватит». Затем он, не переставая, рассказывал им, как долго скитался по свету, прежде чем оказаться в их лесу. Его родина – огромный соленый океан, где порой бушуют сильные штормы и волны достигают высоты больших деревьев. Там простор, плавают большие корабли и много рыбы. В этом море-океане живет рыба-кит, она настолько большая, что во рту могут уместиться все птицы, обитающие в их округе. Однако, несмотря на свои размеры, кит питается планктоном – мельчайшими рачками. Ручеек называл кита рыбой по старой привычке, хотя хорошо знал, что это животное, и как все млекопитающие, дышит легкими и кормит своих малышей молоком.

Ручеек продолжал рассказывать. Когда было жарко, он вместе с друзьями взбирался на серебристые облака и прыгал в родной океан. Это было здорово и весело. Маленькая капелька выпрыгивала из воды, ее подхватывал теплый ветер, и поднимал высоко вверх, пока она не достигала облаков. За это время капля постепенно уменьшалась в размере и становилась невидимой. Она превращалась в пар. Там, где находятся облака, несмотря на яркое солнце, очень холодно. Пар опять превращался в воду и с дождем падал в океан. Это увлекательное зрелище. Огромные корабли с такой высоты кажутся совсем маленькими, меньше тех корабликов, которые мальчишки пускают в ручейках. А еще приятнее с головокружительной скоростью падать вниз. Корабль, который был не больше булавочной головки, с огромной скоростью несется навстречу. Наконец, капля со шлепком попадает в объятия друзей.

Конечно, такая игра очень опасная. Бывало, невесть откуда налетал сердитый ветер и уносил облака с находящимися там каплями воды. Ветер носил их по всему свету, а они крепко держались за облако, надеясь, что рано или поздно окажутся в родном океане, где опять будут резвиться на его просторах.

Ручеек все рассказывал и рассказывал, хотя птицы слушали его в пол-уха. Они любили словоохотливого ручейка, однако им было некогда, надо было кормить и поить своих птенчиков, а заодно очищать лес от вредителей. К ручейку прилетали не только птицы, но и насекомые. Они осторожно, чтобы не смыло водой, опускали хоботок в воду и пили. Затем улетали опылять цветы, так как без их помощи растения не могли обойтись. Стремительные стрекозы, порхающие ручейники и воздушные поденки задерживались здесь немного дольше. Одни из них небольшими стайками, другие в вихре порхающего «снега» носились в хороводе брачного танца, потом откладывали в воду яйца и улетали. Через несколько дней из яичек вылупятся личинки. Они будут жить в ручейке одни, без родительной ласки и присмотра. Некоторые сердобольные мамаши обращались к ручейку с просьбой, чтобы тот присматривал за их детками. Он никому не отказывал.

Растения, которые росли рядом с ручейком, не могли нахвалиться своим соседом, ведь он давал им воду. А ее растениям надо много, так как бóльшую ее часть тратят на испарение, охлаждение листьев.

Нашему ручейку пришлось в жизни пережить много неприятностей. Однако, несмотря на это, оставался веселым, жизнерадостным и при любой возможности помогал окружающим. Причем, делая добро, он никогда не ожидал за это плату. Если его хвалили и благодарили, он радовался, а если не замечали, тоже не унывал. Хорошее дело всегда будет замечено и оценено. Ручеек понимал, делая добро другим, в первую очередь делаешь его себе, для собственного удовлетворения.

Животные тоже постоянно спешили, и каждый раз могли слышать только небольшую часть его жизненной истории. А так как они по несколько раз на день приходили к ручейку, знали ее от начала и до конца. Хотя по большому счету большинство из них мало что понимали из сказанного. Откуда им все это было знать, так как большинство обитателей леса никогда его не покидали и ничего, кроме леса, не видели.

К ручейку подошел старый и мудрый олень. На его голове были такие ветвистые рога, что походили на частокол. Он много повидал на своем веку, был рассудителен и спокоен. Негоже лесному великану суетиться, подобно маленькой козявке. Олень не спеша пил воду, и слушал рассказ ручейка: – «Бывало, капельки воды не могли удержаться на облаке и они дождем падали на землю, а если это происходило зимой, то превращались в пушистые снежинки. Судьба упавших капель была разная; одни из них становились соками растений, другие входили в состав крови животных, третьи пополняли озера и реки. Все они хотя и теряли связь с родным океаном, но ненадолго. Соки растений и животных, испаряясь, превращаются в пар, а воды рек рано или поздно достигают берегов океана. Бывало, некоторым каплям не везло. Они попадали в ужасный холод и превращались в лед. Другие – еще хуже – оказывались под землей, в подземелье. И те, и другие надолго оказывались на суше».

«Чудно, сколько лет живу на свете, никогда не слышал подобного» – изумлялся олень. Он всю жизнь прожил в лесу и не мог предположить, что вода может быть соленая, и ее нельзя пить. Ее бывает так много, что в ней могут уместиться все существующие на свете реки. Он как-то переплывал широкую реку, а чтобы большие корабли плыли по океану много недель и месяцев, это не умещалось у него в голове. Птицы летают, он это хорошо знал, а вот вода… Ручеек рассказывал, что в горах лед, как вода в реке, стекает в долину, что он много времени провел под землей в темнице. «Это, скорее всего, были выдумки веселогорассказчика. С другой стороны, откуда беретсядождь, снег? Все это падает сверху. Откуда берется вода в ручье? Она ведь вытекает из-под земли. Может ручеек прав?» – размышлял олень.

Перелетные птицы удивлялись познаниям ручейка. Они совершают длинные перелеты, и многое повидали на свете, а ручеек, который течет в темном лесу, хорошо обо всем этом осведомлен. Что касается размеров морей, они с ручейком были согласны, ведь им приходилось неоднократно перелетать их. Бывало, летят они много часов, а внизу без конца и края одна только вода. Если перелет происходит днем, то вода поблескивает и искрится под лучами солнца, а если – ночью, порой теряются очертания воды и неба. Звезды мерцают не только над головой, но и внизу. Это прекрасное зрелище и всем этим можно любоваться (что, по-видимому, и происходит), если, конечно, не усталость. Хорошо, если на пути встретится остров, где можно передохнуть, а если его нет, приходится лететь без остановки, несмотря ни на что. Те птицы, которые не выдерживают трудностей перелета, заканчивают свою жизнь в бушующих соленых водах.

Птицы и звери, насекомые и растения любили журчащую струйку за ее вкусную воду, веселый нрав и рассказы. Ручеек настолько был рад своему появлению на свет, что не переставая рассказывал о своих странствиях.

Давайте и мы, дорогие ребята, присядем на берегу ручейка, выпьем его холодной водицы и послушаем удивительную историю.

Вся вода на Земле независимо, где она находится, на земле или в море, имеет общее родство. Из этого следует, что воды огромной реки Амазонки рано или поздно могут выпасть со снегом на территории нашей страны, в половодье попасть в Волгу и, в конечном счете, оказаться в Каспийском море. А вода из небольшой лужицы, скажем где-то под Рязанью, испарившись, может оказаться далеко от родных мест, в океане. И будет она там перебирать прибрежный песок какого-нибудь тропического острова. На нашей планете вода находится в постоянном движении, которое называется круговоротом воды в природе. А этот гигантский маховик приводят в движение теплые лучи нашего Солнца.

На нашей планете содержится 1,5 млрд. кубических километров воды, причем около 97% ее находится в океане. Остальная вода сконцентрирована во льдах Антарктиды, Гренландии и на суше. Пресная вода, непосредственно пригодная для питья, составляет менее 1% мировых запасов воды, большая часть которых сосредоточена в озерах и реках, которые несут свои воды опять же в моря и океаны.

Повсюду на Земле вода течет сверху вниз, и только в газообразном состоянии, в виде водяного пара, она поднимается вверх. Под жаркими лучами солнца воды Мирового океана (а он занимает две трети поверхности Земли) испаряются. В среднем с одного квадратного километра поверхности океана испаряется в год около 1000 тонн воды. В тропиках, где немилосердно печет солнце, эта величина возрастает в 2-3 раза. Там над безбрежными просторами океана в воздухе собирается огромное количество невидимых паров воды. Оттуда начинаются ветры, ураганы, тайфуны, которые разносят водяной пар по всему земному шару, в том числе на сушу. Именно океанская вода в виде пара обеспечивает водоснабжение суши. Водяные пары в атмосфере – пожалуй, единственный источник воды суши.

Чем выше температура воздуха, тем больше скорость испарения. Это мы хорошо знаем, так как летом лужи после дождя высыхают очень быстро. В то же время испарение ускоряется при усилении ветра. Ветер относит увлажненный воздух от испаряющейся поверхности и заменяет его более сухим. Чем суше воздух, тем сильнее испарение. Испаряется не только вода, но и лед, снег. Скорость испарения льда во влажном воздухе невелика, но в сухом климате приближается к скорости испарения воды. Теперь понятно, почему быстро сохнет на морозе мокрое белье?

Нагретый воздух вместе с невидимым паром поднимается высоко вверх. А там очень холодно. Температура в атмосфере убывает на 6,5 о С на каждый километр высоты. На больших высотах температура воздуха опускается до – 30-40 о С и более (давайте вспомним сообщение стюардессы, когда летим на самолете). По мере охлаждения воздуха в нем образуются мельчайшие капельки водяного пара, которые становятся видимыми. Так образуется облако. Из законов физики известно, при парообразовании происходит потребление тепла, а при конденсации пара (при его превращении обратно в воду) это тепло выделяется и нагревает окружающий воздух, заставляя его подниматься еще выше. Если поверхность океана непрерывно продолжает подавать водяной пар в верхние слои атмосферы, облако растет в вышину. Оно может достичь 10 километров и более.

Наконец, на некоторой большой высоте этот, насыщенный водяными парами, воздух резко охлаждается с выделением большого количества тепла. За счет перепада температуры и давления происходит перемещение воздушных масс, т.е. образуется ветер. Мощные перепады приводят к образованию ураганов. В этих холодных слоях происходит образование кристалликов льда непосредственно из водяного пара. В результате выпадает уже не дождь, а снег и град.

При кажущейся легкости и воздушности облака содержат большие количества воды, от 1 до 10 граммов в кубическом метре. Поскольку объемы облаков велики (десятки кубических километров), то даже одно облако может содержать в виде капель или кристалликов льда сотни тонн воды. Эти гигантские водные массы непрерывно переносятся воздушными потоками над поверхностью земли, приводя к перераспределению не только воды, но и тепла.

Большая часть дождя (до 90%) проливается здесь же над водами океана, поэтому наш ручеек не обманывал, когда говорил, что они с друзьями веселились, поднимаясь в виде пара ввысь, а затем дождем падали в океан.

Часть облаков ветер гонит на сушу, где эти тучки проливаются дождем. Вот что писал М.Ю.Лермонтов о них:

«Тучки небесные, вечные странники!…

…Вечно холодные, вечно свободные…»

Однако для конденсации находящегося в облаке пара (превращения в мельчайшие капельки воды или кристаллики льда) недостаточно одного только охлаждения. Для этого необходимы ядра конденсации – твердые частицы. А их в атмосфере много – пыль, дым, пыльца растений, споры грибов (над сушей), крупинки соли (над океаном). Они настолько малы, что свободно парят в воздухе. Морской воздух буквально насыщен мельчайшими частицами соли. Такой воздух, соответственно, обладает целебными свойствами. По свидетельству выдающегося ученого В.И.Вернадского среднее содержание солей в облаке составляет около 34 мг на один литр воды. Так что дождевая вода, еще находясь в облаке уже, содержит некоторое количество солей. Даже на такой засушливой территории, как Нижнее Поволжье, на каждом ее квадратном километре выпадает до 47 тонн солей Каспийского моря.

На поверхности твердых частиц осаждаются первые мельчайшие капельки воды. Восходящие воздушные потоки устремляют капельки вверх. В этом вихре они сталкиваются, слипаются и укрупняются. Когда капли становится настолько тяжелыми, что воздушный поток уже не может удержать их в воздухе, они начинает падать. Так начинается дождь. У моросящего дождя размер капель не превышает 0,1 мм, а при ливне капли достигают 6 мм. Такой дождь, соответственно, приносит значительно больше влаги. Не удивительно, что жадный синьор Помидор, управляющий графинь Вишен, пытался установить арендную плату за дождь: за простой – 100 лир, а за ливень – 200 лир (Джанни Родари «Приключения Чиполлино»).

Чтобы искусственно вызвать дождь, на самолетах в облаке распыляют различные соли, твердую углекислоту, мельчайшие пылевые частицы. В результате в этом месте проливается дождь, а дальше по пути следования облака дождя чаще всего не бывает.

Нахождение капель воды в облаке чем-то сходно с удерживанием шарика воздушным потоком в занятной игрушке. На конце трубки имеется небольшая «корзинка», в которой находится шарик. Когда мы дуем в трубку, воздушный поток поднимает шарик и удерживает его на некотором расстоянии от трубки. Однако, как только мы перестаем дуть в трубку, шарик падает. То же самое происходит и с каплями. Теплый воздух, поднимающийся с поверхности земли, удерживает во взвешенном состоянии небольшие капли воды. Когда восходящий поток ослабевает, скопившаяся в воздухе масса воды низвергается на землю. В результате выпадает сильный и короткий ливень. Если восходящий поток достаточно силен, он может поддерживать во взвешенном состоянии не только капли воды, но и тяжелые градины.

Образование снега и града происходит аналогичным образом. В этом случае переохлажденные капли превращаются в кристаллики льда, из которого формируются снежинки. Град образуется в вихре мощных восходящих потоков, когда капли воды то поднимаются в холодные слои воздуха, где они замерзают, то опускаются в более теплые, где они покрываются новыми каплями воды. И так много раз.

Полная смена воды в атмосфере происходит всего за полторы недели, поэтому наш ручеек не боялся, что ветер унесет его далеко от родного океана, и он потеряет друзей. Часть воды оказывается на суше, однако и в этом случае дождевая вода рано или поздно попадет в реки, которые отдают свои воды морям и океанам. Так, одна только Амазонка в Южной Америке выносит в Атлантический океан около 20% всего мирового речного стока. А крупных рек, которые отдают свои воды тому или иному океану достаточно много: Северный Ледовитый океан питают Обь, Енисей, Лена, Тихий океан – Хуан Хе, Янцзы, Амур, Индийский океан – Тигр, Евфрат, Ганг, Атлантический океан – Конго – с одной его стороны, а Амазонка и Миссури – с другой. А сколько более мелких рек несут пресные воды в моря и океаны – не счесть.

Самое неприятное для дождевых капель, когда они выпадают в виде снега в районах полюсов или в горах. Там они превращаются в лед и надолго теряют связь с океаном, а, соответственно, и со своими друзьями. Около ¾ всех пресных вод содержится в полярных шапках (Антарктиде, Арктике, Гренландии) и ледниках высоко в горах. Возраст некоторых из них сотни, а то и тысячи лет. Вторая неприятность – это когда вода попадает в грунт и тогда она надолго теряет связь не только с океаном, но и с белым светом.

Нашему ручейку не повезло, он оказался высоко в горах. Это случилось, когда …«Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;»

(Утес. М.Ю.Лермонтов)

Тучка уплыла, а ручеек превратился в холодную ледышку. «Все – подумал ручеек – теперь я надолго останусь здесь и неизвестно когда попаду домой». Однако когда он немного пообвык, узнал, что из каждой неприятности имеется выход. Ручеек выяснил, что снежинки в горах прессуются и превращаются в лед, а он пластичен и текуч. Поэтому ледники, как реки, текут в ущельях среди гор. Сходство настолько велико, что по краям ледника лед движется медленнее, чем посередине, подобно тому, как в реке скорость течения у берегов меньше, чем на стрежне реки.

Чтобы проверить это, проведем простой опыт. Заморозим в пластиковой бутылке воду, перевернем ее и срежем дно. Сверху положим небольшой груз. Через некоторое время из отверстия будет вытекать лед, как зубная паста из тюбика.

Крупные реки текут со скоростью в среднем около 100 км в сутки, тогда как скорость движения ледников не превышает нескольких сотен метров в год. Так, ледники в Альпах текут со скоростью 180 метров в год, ледник Федченко в горах Таджикистана движется со скоростью немногим более 200 м/год. Скорость движения некоторых гигантских ледников в Центральной Азии достигает 800 м/год. Ледники Антарктиды, сползающие в море, движутся со скоростью 500 м/год. Скорость движения ледников во многом зависит от перепада высот; чем круче склон, тем быстрее текут эти замерзшие реки.

Проходит достаточно много времени, прежде чем ледник сползает в долину и начинает таять. За время пути ледник покрывается пылью и обломками скал. Снизу ледник несет с собой гальку, песок, глину. Ведь он, как плуг, выпахивает себе борозду в самых твердых породах и, как жерновами, перетирает обломки скал. Подстилка из измельченного материала облегчает движение ледника, а пыль и грязь на поверхности способствуют его быстрому таянию.

И вот, далеко внизу, в долине, из-под застывшей ледяной глыбы, весело журча, начинают бежать холодные струйки воды. Они постепенно набирают силу и превращаются в грозные горные потоки, которые все крушат и сметают на своем пути. Помните стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дары Терека»?:

«Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят».

В умеренном климате таяние снега начинается весной и в это же время наблюдается половодье. Таяние высокогорных ледников происходит летом, поэтому разлив рек, которые питаются талыми ледниковыми водами, чаще всего происходит во второй половине лета.

Итак, наш «ручеек» грозно понесся в долину, неся с собой валуны, гальку и песок. «Наконец-то, – радостно вздохнул он – скоро я буду дома и увижу своих родных». Еще немного, и он встретится с морскими водами. Однако судьба еще раз сыграла с ним злую шутку.

В долине течение замедлилось. Валуны, которые воды безжалостно перемалывали и перекатывали с места на место, остались далеко позади. Река успокоилась, и ничто не указывало на ее когда-то буйный нрав. Одни только глинистые частицы в ее водах выдавали ее. Когда до моря оставалось совсем немного, ручеек попал в отводной канал, из которого берут воду для полива растений. Такую воду стараются использовать как можно экономнее, чтобы большая ее часть досталась растениям. Однако, несмотря на это, много воды теряется, – испаряется или просачивается в почву.

Попав в отводной канал, наш ручеек предполагал, что попадет в растение, и станет его соком. Это его устраивало, так как знал, что около 90% потребленной растениями воды испаряется и, в конечном счете, оказывается в облаке. Однако ему и на этот раз не повезло, он начал постепенно просачиваться в почву …

А теперь мы на время оставим наш ручеек и расскажем как вода попадает в землю, в темницу. Чаще всего это случается с дождевыми водами, и с такими невезучими, как наш ручеек. Для этого нам придется попутешествовать вместе с ней, спуститься под землю, где постоянный мрак, и тогда мы увидим много интересного, если, конечно, не побоимся этого.

Большая часть выпавшей с дождем воды испаряется или стекает по поверхности земли, образуя большие и малые реки, озера, пруды. Избыточная (а это наименьшая ее часть) по щелям и трещинам просачивается вглубь земли.

Почва изобилует пустотами, которые представляют собой своеобразный лабиринт. Они, как пещеры с темными нависшими сводами и мрачными тупиками, переплетаются в сложном узоре и расходятся в разные стороны. Кроме того, почва пронизана ходами дождевых червей и других почвенных животных, которые способствуют проникновению в нее влаги.

Вода, просачиваясь в почву, способствует почвенному дыханию; она заполняет пустоты и вытесняет из них застоявшийся воздух, богатый углекислым газом, метаном и другими газами. Это выдох. Когда почва высыхает или почвенная влага стекает вниз, в пустоты устремляется свежий богатый кислородом воздух. Это вдох.

Грунт – это своего рода сосуд, хотя он не имеет ни стенок, ни дна. Однако, несмотря на это, может вместить только строго определенный объем воды, ни грамма больше, ни грамма меньше. Это свойство, которое называется влагоемкостью грунта, зависит от вида грунта и его состава. Вы, наверное, замечали, что песчаные почвы легко впитывают воду, тогда как глинистые – значительно хуже. Не успеет пройти дождь, как песчаная почва уже сухая, а там где глина – надолго остаются лужи.

Мелкие капли воды (в виде моросящего дождя или полива) легко просачиваются в почву и увлажняют ее, тогда как сильный ливень (или струя воды из шланга при поливе) уплотняет почву, образует на ее поверхности плотную корку, которая препятствует просачиванию в нее воды. Плотные почвы накапливают мало влаги, тогда как в хорошо разрыхленных и структурированных почвах количество влаги значительно больше и она хорошо усваивается растениями. Накоплению воды в почве способствует находящийся там гумус. Он впитывает воду, затем постепенно отдает ее корням растений.

Воде не надо искать путь в запутанном лабиринте почвенных пустот. Уклон служит ей своеобразным компасом. Где-то просачиваясь в узкие щели, где-то свободно протекая маленьким ручейком, где-то срываясь и падая в бездонные пропасти, капли медленно и безостановочно продвигаются вглубь почвы.

Вначале вода заполняет верхний слой почвы. Если ее много, она все глубже и глубже проникает в грунт, пока не достигнет водоупорных слоев из глины или горных пород. Этот плотный слой не пропускает воду вглубь. Дальше воды начинает течь по склону над этим водоупорным слоем более или менее широким фронтом. Двигаясь все дальше и дальше, она сливается с другими каплями, струйками, постепенно прекращается в своеобразный поток.

Как же стекает вода по этому склону? Проведем небольшой опыт. На наклонную доску положим губку, и будем понемногу лить на нее воду. Губка вначале будет впитывать ее, а уже потом, по мере насыщения, вода постепенно будет стекать по наклонной плоскости. Подобным образом текут подземные воды. Так образуются подземные ручьи, а если воды много – то и реки. Если на их пути встречается своеобразная чаша, окаймленная водонепроницаемыми породами, то образуется подземное озеро.

Говоря о подземных водах, мы иногда называем их реками, ручьями, озерами, однако необходимо иметь в виду, что это не совсем обычные реки и озера. Они совершенно не похожи на те, к которым мы привыкли, хотя у них есть много общих свойств. У подземных рек есть дно из водоупорных слоев глины и горных пород, есть берега, текут они по наклонной плоскости. Скорость во многом зависит от перепада высот. В них нет рыбы, но обитают живые существа – бактерии, простейшие, примитивные черви, рачки. Все они имеют небольшие размеры, чтобы иметь возможность «протискиваться» через поры среди песчинок.

Подземные реки заполнены песком, галькой, валунами, сквозь которые медленно просачивается вода. Воды в буквальном смысле профильтровываются через них. Поэтому скорость потока зависит не только от наклона плоскости, но и от характера грунта. Наиболее проницаемы для грунтовых вод рыхлые речные и ледниковые отложения. Величина частиц грунта определяет объем пор, которые в песке, гальке или среди валунов сильно различаются. В пористом грунте, например, гравии, вода течет быстрее, в песке – медленнее, а в глине остается почти неподвижной.

Какова же скорость течения подземных вод? Ее можно измерить с помощью деревенского колодца. Давайте полностью вычерпаем из него воду; через некоторое время колодец заполнится вновь. Если скорость подземного потока высокая, колодец заполнится быстро, а если низкая – то медленно. Используя несколько таких колодцев, ученые и определяют скорость течения подземных рек. Деревенские колодцы раз в несколько лет чистят, убирают муть, которая забивает поры и не дает воде свободно просачиваться через водоносную породу.

Ученые установили, что подземные реки текут очень медленно – от нескольких миллиметров до десяти метров в сутки. В галечниках скорость потока около 10 метров в сутки, на песчаниках и супесях 0,1-1 м/сут., а в глинах – менее 1 мм/сутки. Если воды оказывается на глубине 1-2 км, то она остается там чуть ли на десять тысяч лет; скорость ее течения не превышает одного метра в год. Специалисты считают, что такие глубинные воды накапливаются веками и возобновляются (т.е. обмениваются с поверхностными водами) не ранее чем через 8-10 тысяч лет. Теперь понятно, почему наш ручеек загрустил, когда оказался в царстве Аида.

Если в глубине земли водоносные слои пересекаются и соединяются, то давление в одном из них повышается. Так образуются напорные грунтовые воды. Если пробурить скважину до их уровня, то вода под давлением поднимется на поверхность. Это и есть артезианский колодец. Аналогичное, происходит и с обычным деревенским колодцем. Давление в колодце несколько ниже, чем в водоносном слое, поэтому уровень воды в нем выше, чем глубина самого водоносного слоя. Изменение атмосферного давления влияет на наполняемость колодца. Во время ненастья (а его приносит циклон) атмосферное давление, как правило, понижается. Из-за этого уровень воды в колодце повышается. При низком атмосферном давлении из почвы, болот, водоемов выходят накопившиеся там газы. Так что изменение атмосферного давления способствует вентиляции почвы.

Если водоносный пласт выходит на склоне холма, оврага или обрыва, из него вытекает ручей, что и произошло с нашим ручейком. Подземные воды чаще всего хорошо отфильтрованы и в большинстве случаев отличаются кристальной чистотой и приятным вкусом. А качество воды во многом зависит от грунта, в котором он протекает.

А.П.Садчиков, профессор МГУ имени М.В.Ломоносова,
вице-президент МОИП (

Откуда берется дождик и куда девается летом вода в ручьях? Вам наверняка задавал подобные вопросы ваш малыш, а если нет, то еще обязательно задаст. Вы то знаете, что во всем виноват круговорот воды в природе. Но как объяснить такую сложную тему маленькому ребенку? Ведь он и слушать не захочет скучные речи про сложные физические механизмы испарения и конденсации... А вот сказку ваш малыш послушает с удовольствием. Поэтому будем объяснять в форме сказки. Сказка про маленькую капельку - путешественницу. А дело было так...

Жила-была маленькая капелька. Она и ее подружки-капельки сидели в большом облаке, весело смеялись и болтали.

День ото дня облако становилось все больше и больше, пока в один прекрасный момент не пролилось на землю дождем.

«Прощайте!» - только и успела прокричать Капелька своим подружкам, как уже летела по направлению к земле.

Всего несколько секунд и Капелька упала в небольшой ручеек. «Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» - удивлялась Капелька.

Ручеек же, весело журча, нес нашу Капельку к небольшому озеру, в которое он и впадал. Вот тут-то Капелька удивилась еще больше. Никогда в своей жизни она не видела так много воды!

Все казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких карасиков, плавающих в озере, она подумала: «А это кто такие? Надо обязательно с ними познакомиться!»

Но не успела, так как в этот момент пригрело солнышко, и Капелька испарилась, другими словами превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам. «Я лечу!» - прошептала Капелька.

Когда она была уже достаточно далеко от земли, то почувствовала, что становится прохладно. «По-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», - подумала Капелька.

В это время как раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с удовольствием к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали подругам о том, какие необыкновенные приключения они пережили там на земле.

После прочтения сказки нужно уточнить, что в мире постоянно миллиарды маленьких капелек то и дело испаряются, осушая водоемы, и падают из тучки дождем, наполняя их. А зимой капельки совсем замерзают, и выпадает снег. Это и называется круговоротом воды в природе.

напишите пожалуйста небольшое соченение Путешествие капельки сказка о круговороте воды в природе зарание спасибо

  1. Путешествие капельки.


  2. Путешествие капельки.

    "Откуда берется вода?"

    Вода появляется из ручейка,
    Ручьи по пути собирает река,

    Моря пополняют запас океана:
    Она поднимается выше пока
    Не превращается в облака.

    А облака, пролетая над нами,

    Воду дают не одни родники,
    Тают весною в горах ледники
    Все это и зовут в народе:
    КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

  3. Путешествие капельки.
    Высоко в горах, в маленьком родничке родилась капелька. Откуда она взялась, она и сама не знала. Может быть, вместе с другими приплыла с подземного ручейка или упала с неба. Выйдя на поверхность, капелька вместе со своими подружками поплыла по течению. Капельки были веселые, озорные, шумные и казалось, что ручеек говорит. Ручеек, сделав поворот, шумным водопадом упал вниз с горы.. Капельки брызгами разлетелись в разные стороны. Наша капелька упала возле красивого цветка и решила отдохнуть, ведь дорога нелегкая. Впереди ее ждало много приключений.
    Тут выглянуло солнышко, стало очень жарко, капелька стала легкой, превратилась в пар, и ее потянуло вверх. Она поднималась вс выше и выше, пока не почувствовала прохладу. Капельки, которые от жарких лучей солнца тоже поднялись вверх, стали приближаться друг к дружке. Так образовалось облако. Легкий ветерок подхватил облако, и оно тихо поплыло над землей. Вс дальше и дальше от того места, где родилась капелька.
    Ветер становился все сильнее. Стало очень холодно, и все капельки превратились в снежинки. Все они были похожи друг на друга, но у каждой был свой наряд. Одна была похожа на звездочку, другая на цветок. Ветер стал слабее и снежинки стали спокойно спускаться на землю. Наша капелька снежинка приземлилась на высокой горе возле кустарника. Она очень устала и заснула.
    Солнышко стало пригревать и проснулась она от того, что ей стало жарко. Она почувствовала, что снова превращается в капельку, ее понесло вниз, где она попала в ручеек, который вытекал из родника. Там она встретила своих подружек и рассказала им о своем путешествии.

    "Откуда берется вода?"

    Вода появляется из ручейка,
    Ручьи по пути собирает река,
    Река полноводно бежит на просторе,
    Пока, наконец, не вливается в море.

    Моря пополняют запас океана:
    Сгущается влага над ним, как сметана,
    Она поднимается выше пока
    Не превращается в облака.

    А облака, пролетая над нами,
    Дождем проливаются, сыплют снегами.
    Снега превратятся весной в ручейки,
    Ручьи побегут до ближайшей реки

    Воду дают не одни родники,
    Тают весною в горах ледники
    Все это и зовут в народе:
    КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

  4. Жила в пруду капелька воды. Было у нее много подружек. Они жили весело, очень любили играть с солнечными зайчиками. Капелька видела в небе белые облака. Она мечтала оказаться на одном из них.
    Однажды солнышко спряталось за тучу, и в пруду появились гости дождевые капельки. Они рассказали капельке о том, как хорошо плыть на тучке. И она стала просить у солнышка протянуть ей лучик, чтобы оказаться на небе.
    Солнышко услышало ее, и вот наша капелька на облачке! Она плыла по небу и видела всю землю: поля, леса, города и реки. Все было очень красиво!
    Но вскоре ей захотелось домой. Когда дождевые капельки собрались на землю, она полетела с ними. Капелька попала в ручеек, который вливался в ее дом.
    Оказавшись в своем пруду, она рассказала о своем путешествии подружкам. Им тоже очень захотелось побывать на небе. И в следующий раз они отправились в путешествие все вместе.
  5. Путешествие капельки.
    Однажды, проснувшись рано утром, совсем еще маленькая капелька решила, что ее жизнь скучна. Что, сидя на листочке цветка, она не может увидеть интересный мир, как это делают птицы, летая в небесах. Ей было грустно, что она родилась капелькой, а не хотя бы прекрасной бабочкой. Но е размышления услышала взрослая капелька, которая сидела вместе с ней на одном листочке.
    - Хочешь я тебе покажу как интересна и прекрасна жизнь? Но сначала давай дождемся первых лучей солнца.
    - Конечно! с радостью воскликнула молодая капелька.
    И вот с первыми лучами солнца две капельки отправились в увлекательное путешествие. Поднявшись по лучикам вверх, они встретились с миллионами таких же капелек и, объединившись в одно пушистое облако, полетели. Облако медленно проплывало над могучими сосновыми борами, светлыми березовыми рощами, просторными полями. Капельки восхищались сказочными елями, сочными лугами, вдоль тихих рек, золотом спелой пшеницы, синими искрами васильков, коврами цветущей гречихи. А к вечеру с веселыми криками, брызгами дождя, они опустились на землю. Наши капельки вновь оказались на одном листочке. Молодая капелька с легкой грусть сказала:
    - Как удивителен и прекрасен этот мир! Но скажи мне, неужели я больше не увижу того цветка, той поляны, где я родилась. Мне очень хочется туда вернуться. Только сейчас я поняла, что лучше нет того места на всем белом свете.
    - Конечно, ты сможешь туда вернуться, но для этого нужно время! Я очень рада за тебя, что ты поняла самое главное: как бы не были великолепны другие места, но самое главное наша малая Родина!
  6. Жила-была маленькая капелька. Она и ее подружки-капельки сидели в большом облаке, весело смеялись и болтали. День ото дня облако становилось все больше и
    больше, пока в один прекрасный момент не пролилось на землю дождем. Прощайте! только и успела прокричать Капелька своим подружкам, как уже летела по направлению земли. Всего несколько секунд и Капелька упала в небольшой ручеек. Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим? удивлялась Капелька. Ручеек же, весело журча, нес нашу Капельку к небольшому озеру, в которое он и впадал. Вот тут-то Капелька удивилась еще больше. Никогда в своей жизни она не видела так много воды! Все казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких карасиков, плавающих в озере, она подумала: А это кто такие? Надо обязательно с ними познакомиться! Но не успела, так как в этот момент пригрело солнышко, и Капелька испарилась, другими словами превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам. Я лечу! прошептала Капелька. Когда она была уже достаточно далеко от земли, то почувствовала, что становится прохладно. По-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку, подумала Капелька. В это время как раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с удовольствием к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали подругам о том, какие необыкновенные приключения они пережили там на земле.
  7. Путешествие капельки.
    Высоко в горах, в маленьком родничке родилась капелька. Откуда она взялась, она и сама не знала. Может быть, вместе с другими приплыла с подземного ручейка или упала с неба. Выйдя на поверхность, капелька вместе со своими подружками поплыла по течению. Капельки были веселые, озорные, шумные и казалось, что ручеек говорит. Ручеек, сделав поворот, шумным водопадом упал вниз с горы.. Капельки брызгами разлетелись в разные стороны. Наша капелька упала возле красивого цветка и решила отдохнуть, ведь дорога нелегкая. Впереди ее ждало много приключений.
    Тут выглянуло солнышко, стало очень жарко, капелька стала легкой, превратилась в пар, и ее потянуло вверх. Она поднималась вс выше и выше, пока не почувствовала прохладу. Капельки, которые от жарких лучей солнца тоже поднялись вверх, стали приближаться друг к дружке. Так образовалось облако. Легкий ветерок подхватил облако, и оно тихо поплыло над землей. Вс дальше и дальше от того места, где родилась капелька.
    Ветер становился все сильнее. Стало очень холодно, и все капельки превратились в снежинки. Все они были похожи друг на друга, но у каждой был свой наряд. Одна была похожа на звездочку, другая на цветок. Ветер стал слабее и снежинки стали спокойно спускаться на землю. Наша капелька снежинка приземлилась на высокой горе возле кустарника. Она очень устала и заснула.
    Солнышко стало пригревать и проснулась она от того, что ей стало жарко. Она почувствовала, что снова превращается в капельку, ее понесло вниз, где она попала в ручеек, который вытекал из родника. Там она встретила своих подружек и рассказала им о своем путешествии.

    "Откуда берется вода?"

    Вода появляется из ручейка,
    Ручьи по пути собирает река,
    Река полноводно бежит на просторе,
    Пока, наконец, не вливается в море.

    Моря пополняют запас океана:
    Сгущается влага над ним, как сметана,
    Она поднимается выше пока
    Не превращается в облака.

    А облака, пролетая над нами,
    Дождем проливаются, сыплют снегами.
    Снега превратятся весной в ручейки,
    Ручьи побегут до ближайшей реки

    Воду дают не одни родники,
    Тают весною в горах ледники
    Все это и зовут в народе:
    КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.


Оказавшись в заоблачной выси, капельки пара окоченели так, что у них зуб на зуб не попадал от холода. Чтобы согреться, они тесно прижались друг другу, став немного тяжелее воздуха, тут же попали на землю в виде обычного дождя. Заболев тщеславием, вода вознеслась к небу, но была изгнана оттуда.

Жаждущая земля поглотила дождь до единой капельки. И воде еще долго пришлось отбывать наказание в почве, прежде чем она, смогла возвратиться в морские просторы.

Догадались ли вы, какие природные явления описал Леонардо да Винчи?

Разбор природных явлений, описанных в сказке можно провести с помощью рис. 15.

Стихи о воде

Капля

Капля воды вытекает из крана -

Капля очищенной нами воды,

Капля слезы вытекает из глаза -

Капля страданий и боли души.

Капля дождя вытекает из тучи -

Капля надежды и радуги свет,

Капля реки вытекает из устья -

Капля природы и наших побед.

Капля и капля - получится море,

Море плюс море - равно океан.

Море воды наградило нас болью

За причиненный ей нами кошмар.

Трудолюбивая вода

Время ванну принимать.

Ждет водичка, не дождется,

Поработать ей придется -

Ручки, ножки отмывать.

Спинку вымыть с мылом-братцем

И с мочалкою-сестрой,

Нелегко воде порой,

Если ей не подчиняться.

Обижается водица -

Грязь не украшает лица.

Кто красивым хочет стать,

Воду должен уважать.

Ручьи, журча и извиваясь,

И меж собой перекликаясь,

В долину гулкую спешат,

И разыгравшиеся воды

Под беломраморные своды

С веселым грохотом летят.

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода.

И кажется сказкою это,

А в сущности - только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Струя водопада и брызги фонтана,

И всё это - только вода.

Не умыться, не напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек.

И поэтому всегда

Всем, везде нужна вода!

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В дом туманом к нам вползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Пословицы и «крылатые» выражения о воде

· Кран - чистый родник в квартире.

· Хлеб - батюшка, а водица - матушка.

· Если есть хлеб и вода, то уже не беда.

· Не всякая водица для питья годится.

· Много воды - много травы.

· Вода с гор потекла - весну принесла.

· Апрель с водой - май с травой.

· Вода и землю точит, и камень долбит.

· Вода - ценный дар природы.

· Не сохраним природу - не будет Родины.

· Беречь воду - это значит беречь здоровье, жизнь и красоту родной природы.

· Вода - одно из самых главных богатств на Земле.

Загадки

Я - и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода )

Течет, течет -

Не вытечет.

Бежит, бежит -

Не выбежит. (Река )

Без крыльев - лечу.

Без ног - бегу,

Без паруса - плыву. (Облако )

В белом бархате деревья -

И заборы, и деревня.

А как ветер нападает,

Этот бархат опадает. (Иней )

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро )

Вода из канала

В дом прибежала

И там разбежалась

По этажам. (Водопровод )

Плещет теплая вода

В берегах из чугуна.

Отгадайте, вспомните,

Что за море в комнате? (Ванна )

Материалы по теме «Необыкновенное чудо - самая обыкновенная вода»

Девиз : «Мать-водица - всему царица»

Цель : воспитание у учащихся элементарной культуры бережного использования воды.

Задачи :познакомить с водными ресурсами города (села); воспитывать культуру поведения в природе; содействовать формированию у учащихся убеждения в важности личного вклада в водосбережение.

Оборудование : загадки от Водяши, картинки для игры «Будь внимательным», бумага, цветные карандаши или фломастеры, краски.

Форма проведения :заочная экскурсия

Ход урока

Введение в тему

Не умыться, не напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек.

И поэтому всегда,

Всем, везде нужна вода!

Учитель . Ребята, о чем мы сегодня будем вести беседу?

Правильно, о воде. А еще мы познакомимся еще с одним другом Берегоши - Водяшей. Как вы думаете, чему он будет нас учить?

Учитель . Урок будет не обыкновенный, а урок-экскурсия. Мы все вместе отправимся к ближайшему водоему. Прежде чем отправимся в путь, давайте поиграем в игру «Можно – нельзя». Я задаю вопросы, а вы, подумав, отвечаете. Если «можно» - хлопайте в ладоши, а «нельзя» - топайте ногами. Готовы?

Ø Можно ли кричать на лугу или в лесу?

Ø Можно ли срывать цветы, ломать кусты и деревья?

Ø Можно ли ловить насекомых, птиц, зверей?

Ø Можно ли разжигать костер?

Ø Можно ли разбрасывать мусор?

Ø Можно ли слушать тишину?

Молодцы! Вы все ответили верно. Теперь мы можем отправляться в путь.

Заочная экскурсия в природу

Отгадывание загадок

Чтобы нам было веселее в пути, Водяша прислал вам загадки о воде. Отгадав их, вы узнаете, где и в каком виде можно встретить воду в нашей повседневной жизни.

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко. (Туман )

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост - как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (Лед )

Из воды родился и в воду превратился. (Снег )

Это интересно знать

Ребята готовят устный журнал «Это интересно знать». Странички журнала:

Вода на Земле бывает разная. Морская вода - соленая. Минеральная вода - самая вкусная и полезная. Дождевую воду пить опасно, она может быть загрязнена пылью, микробами, ядовитыми веществами. Чистая пресная вода - большая ценность. Главное хранилище пресной воды на планете - ледники.

И туман, и облака состоят из мельчайших капелек воды. Различие заключается в том, что туман стелется по Земле, а облако образуется высоко над Землей.

Из-под Земли бьет ключик прозрачной чистой воды. Это ключевая вода. Откуда она появляется? Это грунтовая (подземная) вода, просочившаяся через верхние слои почвы.

Ночью, особенно под утро, на листьях кустарников и на траве появляется роса. Роса - это капельки воды. Ночью воздух охлаждается и пар, содержащийся в нем, превращается в воду.

Самое большое озеро Беларуси - Нарочь. Его длина почти 13 км, ширина около 10 км, а глубина в некоторых местах превышает 24 м. Самое глубокое озеро - Долгое. Его глубина в некоторых местах превышает 53 м.

Беларусь называют «синеокой», страной голубых рек и озер. На территории нашей страны протекает более 20 тыс рек. Наиболее крупные реки: Днепр, Западная Двина, Неман, Западный Буг.

Таково минимальное количество воды (рис. 16), которое требуется на каждого человека для питья, гигиены и выращивания продуктов питания. Этот объем эквивалентен двум пятым объема олимпийского плавательного бассейна