Каспийское море или озеро как правильно. Каспийское море – самое большое озеро в мире

Сегодня в нашей стране иногда от людей слышишь, что Каспийское море является морем. Такое утверждение слышишь от некоторых студентов, школьников, пенсионеров, людей с высшим образованием и иных категорий россиян.
Возникает вопрос – правы ли люди, которые утверждают, что Каспийское море является морем? Отвечу – нет, так как Каспийское море является озером, а не морем.
Отмечу, что Каспийское море является самым большим в мире по площади озером, которое омывает берега пяти государств Евразии:
1. Азербайджан.
2. Иран.
3. Казахстан.
4. Россия.
5. Туркменистан.
Каспийское море находится внутри Евразии, но омывает берега двух частей света: Европа и Азия. Озёр, омывающих берега двух частей света, в мире мало. Каспийское море – одно из них.
Отмечу, что озером является водоём, не имеющий непосредственного соединения с Мировым океаном. Так как Каспийское море является озером, следовательно, оно не имеет непосредственного соединения с Мировым океаном.
Так как озеро не имеет непосредственного соединения с Мировым океаном, следовательно, оно не является частью Мирового океана. Из вышесказанного следует, что Каспийское море, которое является озером, а не морем, не является частью Мирового океана.
Возникает вопрос – в чём разница между понятиями «море» и «озеро»? Море – это часть Мирового океана, с которым озеро не имеет непосредственного соединения.
Мировой океан состоит из океанов, морей, заливов, проливов. Запомните, Уважаемый читатель, в мире нет Мирового океана, состоящего из озёр, водохранилищ, рек.
Также отмечу, что Мёртвое море, расположенное в Юго-Западной Азии, тоже является озером по той же причине, что и Каспийское море. То есть, данный водоём тоже не имеет непосредственного соединения с Мировым океаном.
Аральское море тоже не было морем, так как это бывшее бессточное солёное озеро на границе Узбекистана и Казахстана, которое распалось на следующие озёра: Малое Аральское море и Большое Аральское море.
Существуют люди, которые Байкал называют морем. Но это тоже озеро, к тому же, самое глубокое в мире.
Даже есть водохранилища, которые местные жители и другие категории людей называют морями. Например, Красноярское водохранилище некоторые люди называют Красноярским морем. Но это не море, а водохранилище, расположенное в азиатской части России.
В некоторых источниках можно встретить понятие «море-озеро». Даже есть такие специалисты, которые предлагают некоторые озёра не считать таковыми, а предлагают их называть морями-озёрами. Отмечу, что данное предложение не пользуется поддержкой большинства гидрологов, географов и иных специалистов.
Другая часть специалистов предлагает Каспийское море считать внутренним морем. Если это произойдёт, то, по мнению определённой части специалистов, надо будет изменить само понятие «море».
В конце работы также отмечу, что в юридическом отношении Каспийское море тоже является озером, так как Конвенции ООН по морскому праву и иные международно-правовые акты нельзя применять по отношению к Каспийскому морю, удалённому от Мирового океана.
Запомните, Уважаемый читатель, Каспийское море – это озеро, а не море.


Известно, что море — это часть Мирового океана. С этой, географически правильной, точки зрения Каспий никак нельзя считать морем, ибо он отделен от океана огромными массивами суши. Самое короткое расстояние от Каспия до Черного моря, ближайшего из морей, входящих в систему Мирового океана, составляет 500 километров. Поэтому правильнее было бы говорить о Каспии как об озере. Это самое большое в мире озеро часто называют просто Каспием или озером-морем.


Каспий имеет ряд признаков моря: вода его соленая (однако есть и другие соленые озера), площадь мало уступает площади таких морей, как Черное, Балтийское, Красное, Северное и даже превышает площадь Азовского и некоторых других (однако у Канадского озера Верхнее тоже огромная площадь, как у трех Азовских морей). На Каспии часты свирепые штормовые ветры, огромные волны (да и на Байкале это не редкость).


Значит все таки Каспийское море — это озеро? Вот и в Википедии это написано Да и Большая Советская Энциклопедия отвечает, что никто еще не смог дать точного определения этому вопросу — «Общепринятой классификации не существует».


А знаете, почему это очень важно и принципиально? А вот почему …

Озеро относится к внутренним водам — суверенным территориям прибрежных государств, на которые международный режим не распространяется (принцип невмешательства ООН во внутренние дела государств). А вот акватория моря и делится по-другому, и права прибрежных государств тут совсем другие.

По своему географическому положению сам Каспий, в отличие от окружающих его сухопутных территорий, на протяжении многих веков не был объектом какого-либо целенаправленного внимания со стороны прибрежных го-сударств. Только в начале XIX в. между Россией и Персией были заключены первые договоры: Гюлистанский (1813 г.) 4 и Туркманчайский (1828 г.), подводившие итоги русско- персидской войны, в результате которой Россия присоеди-нила к себе ряд закавказских территорий и получила ис-ключительное право держать военный флот на Каспийском море. Русским и персидским купцам разрешалось свободно торговать на территории обоих государств и пользоваться Каспием для перевозки товаров. Туркманчайский договор подтвердил все эти положения и стал основой поддержа-ния международных отношений между сторонами вплоть до 1917 г.


После Октябрьской революции 1917 г. в ноте нового при-шедшего к власти правительства России от 14 января 1918 г. оно отказалось от своего исключительного военного при-сутствия на Каспийском море. Договор между РСФСР и Пер-сией от 26 февраля 1921 г. объявил недействительными все соглашения, заключенные до него царским правительством. Каспийское море стало водоемом общего пользования сто-рон: обоим государствам предоставлялись равные права сво-бодного судоходства, за исключением случаев, когда в соста-ве экипажей иранских судов могли быть граждане третьих стран, использующих службу в недружественных целях (ст. 7). Договор 1921 г. морской границы между сторонами не пред-усматривал.


В августе 1935 г. был подписан следующий договор, сто-ронами которого были новые субъекты международного права — Советский Союз и выступивший под новым наиме-нованием Иран. Стороны подтвердили положения договора 1921 г., но ввели в соглашение новое для Каспия понятие — 10-мильную рыболовную зону, ограничившую для его участни-ков пространственные пределы ведения этого промысла. Это было сделано в целях контроля и сохранения живых ресурсов водоема.


В условиях начавшейся Второй мировой войны, развязан-ной Германией, неожиданно возникла срочная необходимость заключения между СССР и Ираном нового договора о торговле и мореплавании по Каспию. Поводом для этого стало беспо-койство советской стороны, вызванное интересом Германии к активизации своих торговых связей с Ираном и опасностью использования акватории Каспия в качестве одного из этапов транзитного пути. Подписанный в 1940 г. договор СССР с Ира-ном 10 защитил Каспийское море от такой перспективы: в нем были повторены основные положения прежних соглашений, предусматривавшие пребывание в его водах судов только этих двух прикаспийских государств. Он также включал норму о его бессрочном действии.


Развал Советского Союза кардинально изменил региональ-ную ситуацию на бывшем советском пространстве, в частности и в прикаспийском регионе. Среди большого количества но-вых проблем возникла и проблема Каспия. Вместо двух го-сударств — СССР и Ирана, которые прежде в двустороннем порядке решали все возникающие вопросы морского судоход-ства, рыболовства и использования других живых и неживых его ресурсов, теперь их стало пять. Из прежних остался только Иран, место СССР на правах правопреемства заняла России, остальные три — это новые государства: Азербайджан, Казах-стан, Туркменистан. Они и раньше имели выход к Каспию, но только в качестве республик Союза ССР, а не самостоятель-ных государств. Теперь же, став независимыми и суверенными, они получили возможность на равных с Россией и Ираном уча-ствовать в обсуждении и принятии решений в рассмотрении всех названных выше вопросов. Это отразилось и на отношении этих государств к Каспию, так как в использовании его живых и неживых ресурсов проявили одинаковую заинтересованность все пять государств, имевших к нему выход. И это логично, а самое главное, оправдано: Каспийское море богато природ-ными ресурсами, как запасами рыбы, так и черным золотом — нефтью и голубым топливом — газом. Разведка и добыча двух последних ресурсов надолго стали предметом самых горячих и затянувшихся переговоров. Но не только они.


Кроме наличия богатых минеральных ресурсов в водах Каспийского моря обитает около 120 видов и подвидов рыб, здесь находится мировой генофонд осетровых, добыча которых до недавнего времени составляла 90% их общего мирового улова.

Благодаря своему расположению Каспий традиционно и давно широко используется и для судоходства, выступая как своего рода транспортная артерия между народами при-брежных государств. По его берегам расположены такие круп-ные морские порты, как российская Астрахань, столица Азер-байджана Баку, туркменский Туркменбашы, иранский Энзели и казахстанский Актау, между которыми давно проложены маршруты движения торгового, грузового и пассажирского морского транспорта.


И все же главным объектом внимания прикаспийских го-сударств выступают его минеральные ресурсы — нефть и при-родный газ, на которые каждое из них может претендовать в пределах тех границ, которые должны быть определены ими коллективно на основе норм международного права. А для это-го им предстоит разделить между собой и акваторию Каспия, и его дно, в недрах которого скрыты его нефть и газ, и вырабо-тать правила их добычи с минимальным ущербом для весьма хрупкой окружающей среды, прежде всего морской среды и ее живых обитателей.


Основным препятствием в решении вопроса о начале широкой добычи минеральных ресурсов Каспия для прика-спийских государств продолжает оставаться его международ-но-правовой статус: считать ли его морем или озером? Слож-ность вопроса состоит в том, что решить его должны сами эти государства, а в их рядах согласия пока не наблюдается. Но при этом каждое из них стремится скорее начать добычу каспийской нефти и природного газа и сделать их продажу за границу постоянным источником получения средств для формирования своего бюджета.


Поэтому нефтяные компании Азербайджана, Казахстана и Туркмении, не дожидаясь окончания урегулирования име-ющихся разногласий по территориальному разделу Каспия, уже начали активную добычу его нефти, в надежде перестать быть зависимыми от России, превратить свои страны в нефте-добывающие и уже в этом качестве начать строить собственные долгосрочные торговые отношения с соседями.


Тем не менее, вопрос о статусе Каспийского моря остается не решенным. Вне зависимости от того, согласятся прикаспий-ские государства считать его «морем» или «озером», к терри-ториальному разделу его акватории и дна они должны будут применить соответствующие сделанному выбору принципы или выработать на этот случай собственные.


За признание Каспия морем выступал Казахстан. Такое признание позволит применить к разделу Каспия положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. о внутренних во-дах, территориальном море, исключительной экономической зоне, континентальном шельфе. Это бы позволило прибреж-ным государствам обрести суверенитет на недра территориаль-ного моря (ст. 2) и исключительные права на разведку и разра-ботку ресурсов континентального шельфа (ст. 77). Но Каспий нельзя назвать морем с позиции Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., так как этот водоем является замкнутым и не име-ет природной связи с мировым океаном.


В этом случае исключается и вариант совместного пользо-вания его акваторией и ресурсами дна.


В договорах СССР с Ираном Каспийское море рассматри-валось как пограничное озеро. С приданием Каспийскому морю юридического статуса «озеро» предполагается его раздел на сектора, как это делается применительно к пограничным озерам. Но в международном праве нет нормы, обязывающей государства делать именно так: деление на сектора — это сло-жившаяся практика.


МИД России не раз делал заявления, что Каспий является озером, а его воды и недра — общим достоянием прибреж-ных государств. Иран также с позиции, закрепленной еще в договорах с СССР, рассматривает Каспийское море озером. Правительство страны считает, что этот статус подразумевает создание консорциума для единого управления добычей и ис-пользованием его ресурсов прикаспийскими государствами. С таким мнением выступают и некоторые авторы, например, Р. Мамедов считает, что при таком статусе добыча углеводо-родных ресурсов на Каспии этими государствами должна осу-ществляться совместно.


В литературе высказывалось предложение о придании Ка-спийскому морю статуса озера «sui generis», а в этом случае речь идет об особом международно-правовом статусе такого озера и его особом режиме. Под режимом предполагается со-вместная выработка государствами собственных правил поль-зования его ресурсами.


Таким образом, признание Каспия озером не требует обя-зательного его раздела на сектора — каждому прибрежному государству свою часть. К тому же в международном праве вообще нет норм о разделе озер между государствами: это их добрая воля, за которой могут скрываться определенные внутренние интересы.


В настоящее время все прикаспийские государства призна-ют, что современный правовой режим был установлен сложив-шейся практикой его использования, однако теперь Каспий находится в фактическом общем пользовании не двух, а пяти государств. Еще на проведенном 12 ноября 1996 г. в Ашхабаде совещании министров иностранных дел прикаспийские госу-дарства подтвердили, что статус Каспийского моря может быть изменен лишь при наличии согласия всех пяти прибрежных государств. Позднее это также подтвердили Россия и Азер-байджан в совместном заявлении от 9 января 2001 г. о принци-пах сотрудничества, а также в подписанной между Казахста-ном и Россией Декларации о сотрудничестве на Каспийском море от 9 октября 2000 г.


Но в ходе многочисленных каспийских переговоров, конфе-ренций и четырех саммитов прикаспийских государств (Аш-хабадский саммит 23-24 апреля 2002 г., Тегеранский саммит 16 октября 2007 г., Бакинский саммит 18 ноября 2010 г. и Астра-ханский 29 сентября 2014 г.) согласия прикаспийским странам достичь так и не удалось.


Более продуктивными пока оказывается сотрудничество на двухстороннем и трехстороннем уровне. Еще в мае 2003 г. Россия, Азербайджан и Казахстан заключили соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря, в основу которого легли предшество-вавшие двусторонние соглашения. В сложившейся ситуации Россия своим участием в этих соглашениях как бы подтверди-ла, что соглашения между СССР и Ираном устарели и не со-ответствуют существующим реалиям.


В Соглашении от 6 июля 1998 г. между РФ и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недрополь-зование было объявлено о разграничении дна моря между сопредельными и противолежащими сторонами по модифи-цированной срединной линии на основе принципа справед-ливости и договоренности сторон. На дно участка государства обладают суверенными правами, но при этом сохраняется их общее пользование водной поверхностью.


Иран воспринял это соглашение как сепаратное и нару-шающее прежние Договоры с СССР 1921 и 1940 гг. Однако необходимо отметить, что в преамбуле соглашения 1998 г., сторонами которого были Россия и Казахстан, соглашение рассматривалось как временная мера в ожидании подписания конвенции всеми прикаспийскими государствами.


Позднее, 19 июля этого же года, Иран и Россия сделали совместное заявление, в котором предложили три возможных сценария делимитации Каспия. Первый: море должно быть общим на основе принципа кондоминиума. Второй сценарий сводится к тому, чтобы разделить акваторию, воды, дно и недра на национальные секторы. Третий сценарий, являющийся ком-промиссом между первым и вторым вариантом, предполагает разделить только дно между прибрежными государствами, а водную гладь считать общей и открытой всем прибрежным странам.


Существующие варианты делимитации Каспия, в том числе и названные выше, возможны только в случае наличия доброй политической воли сторон. Азербайджан и Казахстан четко выразили свою позицию с самого начала процесса многосто-ронних консультаций. Азербайджан считает Каспийское море озером, и, следовательно, оно должно подлежать разделу. Ка-захстан предлагает считать Каспий замкнутым морем, ссылаясь на Конвенцию ООН 1982 г. (статьи 122, 123), и, соответственно, выступает за его раздел в духе Конвенции. Туркменистан дол-го поддерживал идею совместного управления и пользования Каспием, но иностранные компании, уже разрабатывающие ресурсы у берегов Туркмении, оказали влияние на политику ее президента, который начал возражать против установления ре-жима кондоминиума, поддерживая позицию раздела моря.


Первым из прикаспийских государств, в новых условиях начавших использовать углеводородные богатства Каспия, стал Азербайджан. После заключения в сентябре 1994 г. «Сделки века» Баку изъявил желание прилежащий к нему сектор объ-явить составной частью своей территории. Это положение было закреплено и в Конституции Азербайджана, принятой в целях осуществления суверенных прав на недропользование, Москва, 6 июля 1998 г. на референдуме 12 ноября 1995 г. (ст. 11). Но такая радикаль-ная позиция с самого начала не соответствовала интересам всех остальных прибрежных государств, в особенности России, кото-рая высказывает опасения, что это откроет доступ к Каспийско-му морю странам других регионов. Азербайджан согласился на компромисс. В Соглашении между РФ и Азербайджаном о разграничении сопредельных участков Каспийского моря 2002 г. было закреплено положение, в котором раздел дна был проведен с использованием срединной линии, а акватория водоема осталась в совместном пользовании.


В отличие Азербайджана, выразившего желание полностью разделить Каспий, Иран предлагает оставить его недра и воду в совместном пользовании, но не возражает и против варианта раздела Каспия на 5 равных частей. Соответственно, каждому члену каспийской пятерки выделялось бы 20 процентов от об-щей территории водоема.


Точка зрения России претерпевала изменения. Москва дол-гое время настаивала на установлении кондоминиума, но же-лая выстроить долгосрочную политику с соседями, которым было не выгодно рассматривать Каспий в качестве достояния пяти прибрежных государств, изменила свою позицию. Это тогда и подтолкнуло государства начать новый этап перегово-ров, по завершении которых в 1998 г. было подписано указан-ное выше Соглашение, где Россия заявила, что «созрела» для раздела Каспия. Основным его принципом стало положение «вода общая — делим дно».


С учетом того, что между некоторыми прикаспийскими государствами, а именно Азербайджаном, Казахстаном и Рос-сией, достигнуты договоренности об условном разграничении пространств на Каспии, можно сделать вывод, что их факти-чески устраивает уже сложившейся режим с разделом его дна вдоль модифицированной срединной линии и совместное использование поверхности водоема для судоходства и рыбо-ловства.


Впрочем, отсутствие полной ясности и единства в позиции всех стран побережья мешает самим прикаспийским государ-ствам в разработке добычи нефти. А нефть для них имеет клю-чевое значение. В отношении их запасов в Каспийском море однозначных данных нет. По данным Агентства энергетической информации США 2003 г., Каспий занимал второе место по за-пасам нефти и третье — по запасам газа. Данные Российской стороны иные: они говорят об искусственном завышении за-падными экспертами энергетических ресурсов Каспийского моря. Расхождения в оценках обусловлены политическими и экономическими интересами региональных и внешних игро-ков. Фактором искажения данных стало геополитическое зна-чение региона, с которым связаны внешнеполитические планы США и ЕС. Збигнев Бжезинский еще в 1997 г. высказал мнение о том, что этот регион является «Евразийскими Балканами».




November 29th, 2015

Верно ли называть Каспий морем?

Известно, что море - это часть Мирового океана. С этой, географически правильной, точки зрения Каспий никак нельзя считать морем, ибо он отделен от океана огромными массивами суши. Самое короткое расстояние от Каспия до Черного моря, ближайшего из морей, входящих в систему Мирового океана, составляет 500 километров. Поэтому правильнее было бы говорить о Каспии как об озере. Это самое большое в мире озеро часто называют просто Каспием или озером-морем.

Каспий имеет ряд признаков моря: вода его соленая (однако есть и другие соленые озера), площадь мало уступает площади таких морей, как Черное, Балтийское, Красное, Северное и даже превышает площадь Азовского и некоторых других (однако у Канадского озера Верхнее тоже огромная площадь, как у трех Азовских морей). На Каспии часты свирепые штормовые ветры, огромные волны (да и на Байкале это не редкость).

Значит все таки Каспийское море — это озеро? Вот и в Википедии это написано Да и Большая Советская Энциклопедия отвечает, что никто еще не смог дать точного определения этому вопросу — «Общепринятой классификации не существует».

А знаете, почему это очень важно и принципиально? А вот почему …

Озеро относится к внутренним водам — суверенным территориям прибрежных государств, на которые международный режим не распространяется (принцип невмешательства ООН во внутренние дела государств). А вот акватория моря и делится по-другому, и права прибрежных государств тут совсем другие.

По своему географическому положению сам Каспий, в отличие от окружающих его сухопутных территорий, на протяжении многих веков не был объектом какого-либо целенаправленного внимания со стороны прибрежных го­сударств. Только в начале XIX в. между Россией и Персией были заключены первые договоры: Гюлистанский (1813 г.) 4 и Туркманчайский (1828 г.), подводившие итоги русско- персидской войны, в результате которой Россия присоеди­нила к себе ряд закавказских территорий и получила ис­ключительное право держать военный флот на Каспийском море. Русским и персидским купцам разрешалось свободно торговать на территории обоих государств и пользоваться Каспием для перевозки товаров. Туркманчайский договор подтвердил все эти положения и стал основой поддержа­ния международных отношений между сторонами вплоть до 1917 г.

После Октябрьской революции 1917 г. в ноте нового при­шедшего к власти правительства России от 14 января 1918 г. оно отказалось от своего исключительного военного при­сутствия на Каспийском море. Договор между РСФСР и Пер­сией от 26 февраля 1921 г. объявил недействительными все соглашения, заключенные до него царским правительством. Каспийское море стало водоемом общего пользования сто­рон: обоим государствам предоставлялись равные права сво­бодного судоходства, за исключением случаев, когда в соста­ве экипажей иранских судов могли быть граждане третьих стран, использующих службу в недружественных целях (ст. 7). Договор 1921 г. морской границы между сторонами не пред­усматривал.

В августе 1935 г. был подписан следующий договор, сто­ронами которого были новые субъекты международного права - Советский Союз и выступивший под новым наиме­нованием Иран. Стороны подтвердили положения договора 1921 г., но ввели в соглашение новое для Каспия понятие - 10-мильную рыболовную зону, ограничившую для его участни­ков пространственные пределы ведения этого промысла. Это было сделано в целях контроля и сохранения живых ресурсов водоема.

В условиях начавшейся Второй мировой войны, развязан­ной Германией, неожиданно возникла срочная необходимость заключения между СССР и Ираном нового договора о торговле и мореплавании по Каспию. Поводом для этого стало беспо­койство советской стороны, вызванное интересом Германии к активизации своих торговых связей с Ираном и опасностью использования акватории Каспия в качестве одного из этапов транзитного пути. Подписанный в 1940 г. договор СССР с Ира­ном 10 защитил Каспийское море от такой перспективы: в нем были повторены основные положения прежних соглашений, предусматривавшие пребывание в его водах судов только этих двух прикаспийских государств. Он также включал норму о его бессрочном действии.

Развал Советского Союза кардинально изменил региональ­ную ситуацию на бывшем советском пространстве, в частности и в прикаспийском регионе. Среди большого количества но­вых проблем возникла и проблема Каспия. Вместо двух го­сударств - СССР и Ирана, которые прежде в двустороннем порядке решали все возникающие вопросы морского судоход­ства, рыболовства и использования других живых и неживых его ресурсов, теперь их стало пять. Из прежних остался только Иран, место СССР на правах правопреемства заняла России, остальные три - это новые государства: Азербайджан, Казах­стан, Туркменистан. Они и раньше имели выход к Каспию, но только в качестве республик Союза ССР, а не самостоятель­ных государств. Теперь же, став независимыми и суверенными, они получили возможность на равных с Россией и Ираном уча­ствовать в обсуждении и принятии решений в рассмотрении всех названных выше вопросов. Это отразилось и на отношении этих государств к Каспию, так как в использовании его живых и неживых ресурсов проявили одинаковую заинтересованность все пять государств, имевших к нему выход. И это логично, а самое главное, оправдано: Каспийское море богато природ­ными ресурсами, как запасами рыбы, так и черным золотом - нефтью и голубым топливом - газом. Разведка и добыча двух последних ресурсов надолго стали предметом самых горячих и затянувшихся переговоров. Но не только они.

Кроме наличия богатых минеральных ресурсов в водах Каспийского моря обитает около 120 видов и подвидов рыб, здесь находится мировой генофонд осетровых, добыча которых до недавнего времени составляла 90% их общего мирового улова.

Благодаря своему расположению Каспий традиционно и давно широко используется и для судоходства, выступая как своего рода транспортная артерия между народами при­брежных государств. По его берегам расположены такие круп­ные морские порты, как российская Астрахань, столица Азер­байджана Баку, туркменский Туркменбашы, иранский Энзели и казахстанский Актау, между которыми давно проложены маршруты движения торгового, грузового и пассажирского морского транспорта.

И все же главным объектом внимания прикаспийских го­сударств выступают его минеральные ресурсы - нефть и при­родный газ, на которые каждое из них может претендовать в пределах тех границ, которые должны быть определены ими коллективно на основе норм международного права. А для это­го им предстоит разделить между собой и акваторию Каспия, и его дно, в недрах которого скрыты его нефть и газ, и вырабо­тать правила их добычи с минимальным ущербом для весьма хрупкой окружающей среды, прежде всего морской среды и ее живых обитателей.

Основным препятствием в решении вопроса о начале широкой добычи минеральных ресурсов Каспия для прика­спийских государств продолжает оставаться его международ­но-правовой статус: считать ли его морем или озером? Слож­ность вопроса состоит в том, что решить его должны сами эти государства, а в их рядах согласия пока не наблюдается. Но при этом каждое из них стремится скорее начать добычу каспийской нефти и природного газа и сделать их продажу за границу постоянным источником получения средств для формирования своего бюджета.

Поэтому нефтяные компании Азербайджана, Казахстана и Туркмении, не дожидаясь окончания урегулирования име­ющихся разногласий по территориальному разделу Каспия, уже начали активную добычу его нефти, в надежде перестать быть зависимыми от России, превратить свои страны в нефте­добывающие и уже в этом качестве начать строить собственные долгосрочные торговые отношения с соседями.

Тем не менее, вопрос о статусе Каспийского моря остается не решенным. Вне зависимости от того, согласятся прикаспий­ские государства считать его «морем» или «озером», к терри­ториальному разделу его акватории и дна они должны будут применить соответствующие сделанному выбору принципы или выработать на этот случай собственные.

За признание Каспия морем выступал Казахстан. Такое признание позволит применить к разделу Каспия положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. о внутренних во­дах, территориальном море, исключительной экономической зоне, континентальном шельфе. Это бы позволило прибреж­ным государствам обрести суверенитет на недра территориаль­ного моря (ст. 2) и исключительные права на разведку и разра­ботку ресурсов континентального шельфа (ст. 77). Но Каспий нельзя назвать морем с позиции Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., так как этот водоем является замкнутым и не име­ет природной связи с мировым океаном.

В этом случае исключается и вариант совместного пользо­вания его акваторией и ресурсами дна.

В договорах СССР с Ираном Каспийское море рассматри­валось как пограничное озеро. С приданием Каспийскому морю юридического статуса «озеро» предполагается его раздел на сектора, как это делается применительно к пограничным озерам. Но в международном праве нет нормы, обязывающей государства делать именно так: деление на сектора - это сло­жившаяся практика.

МИД России не раз делал заявления, что Каспий является озером, а его воды и недра - общим достоянием прибреж­ных государств. Иран также с позиции, закрепленной еще в договорах с СССР, рассматривает Каспийское море озером. Правительство страны считает, что этот статус подразумевает создание консорциума для единого управления добычей и ис­пользованием его ресурсов прикаспийскими государствами. С таким мнением выступают и некоторые авторы, например, Р. Мамедов считает, что при таком статусе добыча углеводо­родных ресурсов на Каспии этими государствами должна осу­ществляться совместно.

В литературе высказывалось предложение о придании Ка­спийскому морю статуса озера «sui generis», а в этом случае речь идет об особом международно-правовом статусе такого озера и его особом режиме. Под режимом предполагается со­вместная выработка государствами собственных правил поль­зования его ресурсами.

Таким образом, признание Каспия озером не требует обя­зательного его раздела на сектора - каждому прибрежному государству свою часть. К тому же в международном праве вообще нет норм о разделе озер между государствами: это их добрая воля, за которой могут скрываться определенные внутренние интересы.

В настоящее время все прикаспийские государства призна­ют, что современный правовой режим был установлен сложив­шейся практикой его использования, однако теперь Каспий находится в фактическом общем пользовании не двух, а пяти государств. Еще на проведенном 12 ноября 1996 г. в Ашхабаде совещании министров иностранных дел прикаспийские госу­дарства подтвердили, что статус Каспийского моря может быть изменен лишь при наличии согласия всех пяти прибрежных государств. Позднее это также подтвердили Россия и Азер­байджан в совместном заявлении от 9 января 2001 г. о принци­пах сотрудничества, а также в подписанной между Казахста­ном и Россией Декларации о сотрудничестве на Каспийском море от 9 октября 2000 г.

Но в ходе многочисленных каспийских переговоров, конфе­ренций и четырех саммитов прикаспийских государств (Аш­хабадский саммит 23-24 апреля 2002 г., Тегеранский саммит 16 октября 2007 г., Бакинский саммит 18 ноября 2010 г. и Астра­ханский 29 сентября 2014 г.) согласия прикаспийским странам достичь так и не удалось.

Более продуктивными пока оказывается сотрудничество на двухстороннем и трехстороннем уровне. Еще в мае 2003 г. Россия, Азербайджан и Казахстан заключили соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря, в основу которого легли предшество­вавшие двусторонние соглашения. В сложившейся ситуации Россия своим участием в этих соглашениях как бы подтверди­ла, что соглашения между СССР и Ираном устарели и не со­ответствуют существующим реалиям.

В Соглашении от 6 июля 1998 г. между РФ и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недрополь­зование было объявлено о разграничении дна моря между сопредельными и противолежащими сторонами по модифи­цированной срединной линии на основе принципа справед­ливости и договоренности сторон. На дно участка государства обладают суверенными правами, но при этом сохраняется их общее пользование водной поверхностью.

Иран воспринял это соглашение как сепаратное и нару­шающее прежние Договоры с СССР 1921 и 1940 гг. Однако необходимо отметить, что в преамбуле соглашения 1998 г., сторонами которого были Россия и Казахстан, соглашение рассматривалось как временная мера в ожидании подписания конвенции всеми прикаспийскими государствами.

Позднее, 19 июля этого же года, Иран и Россия сделали совместное заявление, в котором предложили три возможных сценария делимитации Каспия. Первый: море должно быть общим на основе принципа кондоминиума. Второй сценарий сводится к тому, чтобы разделить акваторию, воды, дно и недра на национальные секторы. Третий сценарий, являющийся ком­промиссом между первым и вторым вариантом, предполагает разделить только дно между прибрежными государствами, а водную гладь считать общей и открытой всем прибрежным странам.

Существующие варианты делимитации Каспия, в том числе и названные выше, возможны только в случае наличия доброй политической воли сторон. Азербайджан и Казахстан четко выразили свою позицию с самого начала процесса многосто­ронних консультаций. Азербайджан считает Каспийское море озером, и, следовательно, оно должно подлежать разделу. Ка­захстан предлагает считать Каспий замкнутым морем, ссылаясь на Конвенцию ООН 1982 г. (статьи 122, 123), и, соответственно, выступает за его раздел в духе Конвенции. Туркменистан дол­го поддерживал идею совместного управления и пользования Каспием, но иностранные компании, уже разрабатывающие ресурсы у берегов Туркмении, оказали влияние на политику ее президента, который начал возражать против установления ре­жима кондоминиума, поддерживая позицию раздела моря.

Первым из прикаспийских государств, в новых условиях начавших использовать углеводородные богатства Каспия, стал Азербайджан. После заключения в сентябре 1994 г. «Сделки века» Баку изъявил желание прилежащий к нему сектор объ­явить составной частью своей территории. Это положение было закреплено и в Конституции Азербайджана, принятой в целях осуществления суверенных прав на недропользование, Москва, 6 июля 1998 г. на референдуме 12 ноября 1995 г. (ст. 11). Но такая радикаль­ная позиция с самого начала не соответствовала интересам всех остальных прибрежных государств, в особенности России, кото­рая высказывает опасения, что это откроет доступ к Каспийско­му морю странам других регионов. Азербайджан согласился на компромисс. В Соглашении между РФ и Азербайджаном о разграничении сопредельных участков Каспийского моря 2002 г. было закреплено положение, в котором раздел дна был проведен с использованием срединной линии, а акватория водоема осталась в совместном пользовании.

В отличие Азербайджана, выразившего желание полностью разделить Каспий, Иран предлагает оставить его недра и воду в совместном пользовании, но не возражает и против варианта раздела Каспия на 5 равных частей. Соответственно, каждому члену каспийской пятерки выделялось бы 20 процентов от об­щей территории водоема.

Точка зрения России претерпевала изменения. Москва дол­гое время настаивала на установлении кондоминиума, но же­лая выстроить долгосрочную политику с соседями, которым было не выгодно рассматривать Каспий в качестве достояния пяти прибрежных государств, изменила свою позицию. Это тогда и подтолкнуло государства начать новый этап перегово­ров, по завершении которых в 1998 г. было подписано указан­ное выше Соглашение, где Россия заявила, что «созрела» для раздела Каспия. Основным его принципом стало положение «вода общая - делим дно».

С учетом того, что между некоторыми прикаспийскими государствами, а именно Азербайджаном, Казахстаном и Рос­сией, достигнуты договоренности об условном разграничении пространств на Каспии, можно сделать вывод, что их факти­чески устраивает уже сложившейся режим с разделом его дна вдоль модифицированной срединной линии и совместное использование поверхности водоема для судоходства и рыбо­ловства.

Впрочем, отсутствие полной ясности и единства в позиции всех стран побережья мешает самим прикаспийским государ­ствам в разработке добычи нефти. А нефть для них имеет клю­чевое значение. В отношении их запасов в Каспийском море однозначных данных нет. По данным Агентства энергетической информации США 2003 г., Каспий занимал второе место по за­пасам нефти и третье - по запасам газа. Данные Российской стороны иные: они говорят об искусственном завышении за­падными экспертами энергетических ресурсов Каспийского моря. Расхождения в оценках обусловлены политическими и экономическими интересами региональных и внешних игро­ков. Фактором искажения данных стало геополитическое зна­чение региона, с которым связаны внешнеполитические планы США и ЕС. Збигнев Бжезинский еще в 1997 г. высказал мнение о том, что этот регион является «Евразийскими Балканами».

Каспийское море - самое большое озеро на Земле, расположенное на стыке Европы и Азии, называемое морем из-за его размеров. Каспийское море представляет собой бессточное озеро, и вода в нём солёная, от 0,05 % близ устья Волги до от 11-13 % на юго-востоке.
Уровень воды подвержен колебаниям, в настоящее время - примерно 28 м ниже уровня Мирового океана.
Площадь Каспийского моря в настоящее время - примерно 371 000 км.кв, максимальная глубина - 1025 м.

Протяжённость береговой линии Каспийского моря оценивается примерно в 6500 - 6700 километров, с островами - до 7000 километров. Берега Каспийского моря на большей части его территории - низменные и гладкие. В северной части береговая линия изрезана водными протоками и островами дельты Волги и Урала, берега низкие и заболоченные, а водная поверхность во многих местах покрыта зарослями. На восточном побережье преобладают известняковые берега, примыкающие к полупустыням и пустыням. Наиболее извилистые берега - на западном побережье в районе Апшеронского полуострова и на восточном побережье в районе Казахского залива и Кара-Богаз-Гола.

В Каспийское море впадает 130 рек, из них 9 рек имеют устье в форме дельты. Крупные реки, впадающие в Каспийское море - Волга, Терек (Россия), Урал, Эмба (Казахстан), Кура (Азербайджан), Самур (граница России с Азербайджаном), Атрек (Туркменистан) и другие.

Карта Каспийского моря

Каспийское море омывает берега пяти прибрежных государств:

России (Дагестана, Калмыкии и Астраханской области) - на западе и северо-западе, длина береговой линии 695 километров
Казахстана - на севере, северо-востоке и востоке, длина береговой линии 2320 километров
Туркмении - на юго-востоке, длина береговой линии 1200 километров
Ирана - на юге, длина береговой линии - 724 километра
Азербайджана - на юго-западе, длина береговой линии 955 километров

Температура воды

подвержена значительным широтным изменениям, наиболее отчетливо выраженным в зимний период, когда температура изменяется от 0 - 0,5 °C у кромки льда на севере моря до 10 - 11 °C на юге, то есть разность температуры воды составляет около 10 °C. Для мелководных районов с глубинами менее 25 м годовая амплитуда может достигать 25 - 26 °C. В среднем температура воды у западного побережья на 1 - 2 °C выше, чем у восточного, а в открытом море температура воды выше, чем у побережий на 2 - 4 °C.

Климат Каспийского моря - континентальный в северной части, умеренный в средней части и субтропический в южной части. В зимний период среднемесячная температура Каспия изменяется от?8 ?10 в северной части до +8 - +10 в южной части, в летний период - от +24 - +25 в северной части до +26 - +27 в южной части. Максимальная температура зафиксирована на восточном побережье - 44 градуса.

Животный мир

Животный мир Каспия представлен 1809 видами, из которых 415 относятся к позвоночным. В Каспийском море зарегистрирован 101 вид рыб, в нём же сосредоточено большинство мировых запасов осетровых, а также таких пресноводных рыб, как вобла, сазан, судак. Каспийское море - среда обитания таких рыб, как карп, кефаль, килька, кутум, лещ, лосось, окунь, щука. В Каспийском море также обитает морское млекопитающее - Каспийский тюлень.

Растительный мир

Растительный мир Каспийского моря и его побережья представлен 728 видами. Из растений в Каспийском море преобладают водоросли - синезелёные, диатомовые, красные, бурые, харовые и другие, из цветковых - зостера и руппия. По происхождению флора относится преимущественно к неогеновому возрасту, однако некоторые растения были занесены в Каспийское море человеком сознательно либо на днищах судов.

Добыча нефти и газа

В Каспийском море разрабатывается множество месторождений нефти и газа. Доказанные ресурсы нефти в Каспийском море составляют около 10 миллиардов тонн, общие ресурсы нефти и газоконденсата оцениваются в 18 - 20 миллиардов тонн.

Нефтедобыча в Каспийском море началась в 1820 году, когда на Апшеронском шельфе была пробурена первая нефтяная скважина. Во второй половине XIX века началась добыча нефти в промышленных объёмах на Апшеронском полуострове, затем - и на других территориях.

Помимо добычи нефти и газа, на побережье Каспийского моря и каспийском шельфе ведется также добыча соли, известняка, камня, песка, глины.

Экологические проблемы

Экологические проблемы Каспийского моря связаны с загрязнением вод в результате добычи и транспортировки нефти на континентальном шельфе, поступлением загрязняющих веществ из Волги и других рек, впадающих в Каспийское море , жизнедеятельностью прибрежных городов, а также затоплением отдельных объектов в связи с повышением уровня Каспийского моря . Хищническая добыча осетровых и их икры, разгул браконьерства приводят к снижению численности осетровых и к вынужденным ограничениям на их добычу и экспорт.

Каспийское море располагается на континенте Евразия. Удивительно то, что Каспийское море площадью 370 тыс. километров квадратных на самом деле является самым большим озером, так как оно не имеет сообщения с океаном. Хотя и озером его назвать сложно, ведь состав воды, флора и фауна аналогичны морским. Соленость воды близка к океанической (от 0,05% до 13 %).

Фото: Чайки на берегу Каспийского моря.

Около 50 миллионов лет назад на территории восточной Европы располагалось море Тетис, которое пересыхая, разделилось на несколько больших водоемов – Каспийское, Черное и Средиземное моря.

Благодаря минеральным водам и лечебным грязям у Каспийского моря большой рекреационный и оздоровительный потенциал. Потому наблюдается увеличение популярности побережья Туркменистана, Ирана, Азербайджана и российского Дагестана у туристов.

Особой популярностью пользуется курортная зона в районе Баку, где располагается популярный курорт в Амбуране, а также район поселка Нардаран, санатории в поселках Загульба и Бильгях. На севере Азербайджана набирает популярности курорт в Набрани.

К сожалению, туризм в Туркменистане слабо развит, что связано с политикой изоляции. А в Иране законы шариата запрещают отдыхать иностранным туристам на территории побережья.

Но если вы решили отдохнуть на Каспийском озере, то вам понравиться гулять заповедными территориями, вы сожжете увидеть необыкновенные плавучие острова, разнообразные растения и животные, которые обитают в пресных и соленых водах.

Здесь на протяжении всего года предлагается больше разнообразие способов приятно провести время. Например, можно отправиться в теплоходные круизы, заняться рыбалкой или охотой на водоплавающих птиц, а можно просто наслаждаться лечебными водами, рассматривая тюленей и разнообразных пернатых. Очень красивы заповедные территории берегов моря, например Астраханский международный биосферный заповедник и дельта Волги с полями лотоса.

Особенностью прикаспийской зоны является восточный колорит с кальяном и завораживающими танцами. Слух будет радовать традиционная музыка, а восточно-азиатская кухня утолит голод.

См. где находится Каспийское море на карте мира.

Извините, карта временно недоступна Извините, карта временно недоступна

Видео: Каспийское море. Шторм. 08,07,2012.