Восточная африка интересные факты. Самый интересный факт об Африке: особенности, история и отзывы

Конспект игрового занятия для детей 1-й младшей группы (3-й год жизни), тема: «Африка»

Цели:

Дать детям элементарные представления об Африке.
Обогатить словарь детей по данной теме.
Совершенствовать навыки счета, сравнения предметов по величине (большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий), умение ориентироваться в пространстве (верх-низ).
Продолжать учить различать и называть цвета, геометрические фигуры.
Познакомить детей с различными вариантами игр с песком.
Формировать изобразительные умения (лепка, рисование, наклеивание).
Развивать мышление, фантазию, мелкую моторику, координацию движений.

Оборудование:

Игрушка «попугай».
Прищепки. Цветное силуэтное изображение попугая без крыльев и хохолка.
Картинка-схема с изображением пальмы из геометрических фигур, геометрические фигуры.
Картинка-фон с изображением толстой и тонкой пальмы и тремя и одним попугаем, камешки-орешки, цифры «1» и «3».
Силуэтные изображения слонов четырех размеров.
Картинка-фон с изображением тигра без полос, кисти коричневая гуашь.
Игрушка-тренажер «удав».
Картинка-фон с изображением трех гор разной величины, цветные силуэтные картинки с изображением солнца, орла, цветов, озера, синие ленты.
Камешки разного цвета, размера, формы. Мешочки.
Картинка-фон с изображением черепахи с наклеенными на панцирь кругами разного цвета и величины, соответствующие пуговицы.
Емкость с пшеном, песок, воронки, бутылки.
Подносы с песком, фигурки животных, растений, бруски.
Соленое тесто зеленого цвета, пробки от пластиковых бутылок, еловые иголки.
Картинка-фон, желтая краска, манная крупа, клей, силуэтная цветная картинка «черепаха», пластилин разного цвета.
Оборудование для динамической паузы:
Аудиозаписи: Е. Железнова «Лимпопо», «Обезьянки».

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Попугай»

Сегодня к нам в гости прилетела необычная птица. Это попугай. (Показ игрушки). Попугай хочет пригласить вас в свои края, туда, где он живет - в Африку. Африка большая, есть в Африке и лес, и горы и пустыни. Принимаем приглашение, отправляемся в Африку?

Попугай приглашает в африканский лес

Дидактическая игра «Сложи пальму»

Из геометрических фигур сложите пальму с орехами.

Дидактические игры «Толстая и тонкая пальмы», «Накорми попугаев орехами»

Сосчитайте, сколько пальм на картинке? Две пальмы. Покажите толстую пальму. Покажите тонкую пальму.
Сколько попугаев на толстой пальме? Три попугая. А сколько попугаев на тонкой пальме? Один попугай. Положите под пальмы цифры, обозначающие количество попугаев. Какую цифру вы положите под пальму с тремя попугаями? Цифру три. А какую цифру положите под пальму с одним попугаем? Цифру один.

Давайте накормим попугаев орехами. Разложите орехи на пальмах так, чтобы каждому попугаю досталось по одному ореху. Сколько орехов вы положите на тонкую пальму с одним попугаем? Один орех. А сколько орехов нужно положить на толстую пальму. Где сидят три попугая? Три ореха.

Дидактическое упражнение «Расставь слонов»

Вот пришли слоны всем семейством на водопой. Расставьте слонов вокруг озера (синий круг). Два маленьких слона решили искупаться. А два больших слона внимательно за ними наблюдают с берега. Поставьте в озеро двух маленьких слонов. А теперь слоны напились, накупались и собрались идти домой. Поставьте их по росту: первый - самый большой слон-папа, за ним слон поменьше - мама, за мамой - слоненок, чуть меньше мамы, а последний - самый маленький слоненок.

Рисование «Тигр»

В Африке живут тигры. Вот они какие красивые, с полосками. А один тигр родился без полосок и очень огорчен этим. Все время грустит и злиться. Давайте поможем ему и нарисуем полоски. Возьмите в руки кисточки и проведите линии сверху вниз по тигру, чтобы у него появились полоски.

Игра с прищепками «Попугай»

Сделайте попугаю крылья и хохолок из разноцветных прищепок.

Динамическая пауза «Удав»

Вот приполз к нам удав. Поздоровайтесь с ним. Удав приглашает вас поиграть с ним.

Лечь грудью на удава, хлопки руками по полу, махи ногами.
Лечь на спину, голова на удаве, поднять ноги и руки вверх, поймать руками ноги.
Перекатывание с боку на бок. Голова на удаве.
Ходьба по удаву обычным шагом, приставным.
Ходьба. Ноги на полу, удав между ступней.
Ползание на четвереньках, удав между колен и рук.
Перешагивание через удава.

Попугай приглашает в африканские горы

Дидактическая игра «В горах»

На небе ярко светит и жарко греет солнце. Положите солнышко на небо, в верхней части картинки. Вот они - горы. Сколько горных вершин на картинке? Сосчитайте. Три горы. На вершине самой высокой горы живет птица орел. Посадите орла на самую высокую гору. А на самой низкой горе распустились цветы. Два цветка положите на самую низкую гору. С вершины средней горы стекает ручеек. Положите синюю ленточку-ручеек на среднюю гору. У подножия гор, внизу из ручейка получилось целое озеро. Выложите в нижней части картинки, под горами озеро.

Упражнение «Собери камешки»

На полу разбрасываются камешки. Дети должны собрать их и сложить в пакетики.

Рисование на камнях

Давайте порисуем на камнях. Выберите себе камешек и раскрасьте его.

Динамическая пауза «Лимпопо»

Дети двигаются, преодолевая препятствия (тоннель, скамейка, коррегирующая дорожка, пеньки).

Попугай приглашает в африканскую пустыню

Игра с пуговицами «Красивый панцирь для черепахи»

Разложите пуговицы в круги подходящего цвета и величины, украсьте черепахе панцирь.

Упражнение «Отыщем драгоценные камни»

В емкости с пшеном дети отыскивают руками камешки.

Упражнение «Пересыпь песок»

С помощью воронки дети насыпают песок в бутылочки.

Лепка «Кактус»

В пробку от пластиковой бутылки дети вставляют скатанный круговыми движениями большой шар из соленого теста зеленого цвета. Сверху на большой шар прикрепляют шар маленький. Затем втыкают в получившийся кактус еловые иголки.

Изобразительная деятельность «Пустыня»

Сначала дети наклеивают изображение черепахи на зеленый фон. Из кусочков пластилина делают шарики, прикладывают и придавливают к желтому фону - делают камешки. Затем дети губкой размазывают желтую краску, посыпают манной крупой и водят пальцами - песок в пустыне.

Игра с песком «Африка»

На подносах насыпан песок, дети проводят пальчиком по песку - делают речку. Расставляют по песку камешки,фигурки животных, втыкают растения, через речку строят мостик - брусок. Затем дети обыгрывают постройки.

Ниже перечислены самые разнообразные факты про Африку - географические, экономические, политические, и многие другие. Конечно, это не все факты об Африке, перечислить все факты об этом континенте было бы невозможно, но, тем не менее, это интересные и любопытные факты.

  • Африка - второй континент мира, как по величине, так и по численности населения. На 2013 год в Африке проживало почти 15 процентов мирового населения.
  • В Африке проживают свыше миллиарда человек (1.1 млрд.), а количество используемых в Африке языков превышает 1 500. На каждом четвертом языке мира говорят в Африке.
  • Общий размер Африки - чуть больше 30 млн.кв.км., что составляет примерно одну пятую от всей территории суши Земли. Исходя из этого, африканский континент больше, чем Индия, Китай, Мексика, и США, а также крупная часть Европы, вместе взятые.
  • В эпоху раннего мезозоя, Африка была соединена со всеми другими континентами, и все вместе они формировали сверхконтинент, называемый Пангеей. Впоследствии Пангея распалась на континенты, которые приняли знакомый нам на сегодняшний день вид.
  • Несмотря на то, что Африка является вторым по площади континентом в мире, береговая линия Африки - самая короткая из всех других континентов.
  • Мировая цивилизация началась в Африке. Фараонская цивилизация древнего Египта - самая старая цивилизация с развитой грамотностью. Согласно историческим записям, египетское государство начало свое существование примерно в 3300 г.до н.э.
  • Ислам является господствующей религией в Африке. За ним следует христианство. Кроме того, самый распространенный язык в Африке - арабский.
  • Прогнозируется, что к 2050 году около 38% всех христиан мира будут проживать на территории Африки к югу от Сахары (регион Черная Африка).
  • Африка - самый центральный континент мира с географической точки зрения. Как нулевой меридиан (долгота - 0 градусов), так и экватора (широта - 0 градусов) расположены на территории африканского континента.
  • Самая крупная страна Африки - Алжир . Его площадь - почти 2,4 млн.кв.км. Самая маленькая страна Африки - Сейшельские Острова (островное государство, с площадью всего в 453 кв.км.).
  • Самая населенная страна Африки - Нигерия (оценка населения на 2015 год - 184 миллиона человек).
  • В Нигерии самый высокий ВВП (568 млрд.дол. на 2015 год) из всех стран Африки. Самый низкий ВВП в Африке - у Сан-Томе и Принсипи (335 млн.дол. на 2015 год).
  • В самом близком к Европе месте Африку отделяет от Европы всего 14,3 километра воды.
  • Река Нил, протекающая на территории Африки, является самой длинной рекой в мире. Ее общая длина - 6 650 км., она протекает через 11 стран, и впадает в Средиземное море.
  • Самый крупный африканский остров, расположенный в Индийском океане (вдоль восточного побережья Африки) - Мадагаскар. Также он является четвертым по величине островом в мире.
  • Водопад Виктория, расположенный вдоль границы Замбии и Зимбабве, является одним из семи природных чудес света. Основным источником воды для водопада является река Замбези.
  • Самое крупное озеро Африки - озеро Виктория. Оно также является вторым по площади пресным озером мира (с площадью в 68 000 кв.км.).
  • Пустыня Сахара, расположенная на территории Африки, является крупнейшей в мире жаркой пустыней (с площадью в 9,4 млн.кв.км.), и третьей пустыней мира по величине, после Арктической (вторая по величине) и Антарктической (первая по величине).
  • Самая высокая точка Африки - гора Килиманджаро в Танзании. Ее высота - 5 895 метров над уровнем моря.
  • Как самое высокое животное мира, так и самое крупное, родом из Африки. Это жираф, и африканский слон, соответственно.
  • Жираф причисляется к вымирающему виду уже как минимум в 7 африканских государствах.
  • Бегемот является самым смертоносным животным Африки. Бегемоты в Африке убивают больше людей, чем крокодилы и львы вместе взятые.
  • Сегодня бушмены, проживающие в южной части Африки, используют те же орудия, что и найденные в пещере, обитаемой 44 000 лет назад.
  • Около 41 процента детей в Африке в возрасте от 1 до 5 лет активно задействовано в детском труде.
  • В Африке, как и в Азии, людям приходится проходить в среднем 6 км. в день, чтобы добыть воды для разных целей.
  • 39 процентов детей в возрасте до 5 лет, проживающих в Бурунди, имеют пониженный вес.
  • Свыше 90 процентов всех случаев заражения малярией в мире приходится на Африку. Ежегодно от этой болезни умирают 3 000 детей.
  • В африканском государстве Свазиленд каждый четвертый взрослый житель ВИЧ положителен.
  • По оценкам, общее число зараженных ВИЧ в Африке - 25 миллионов.
  • Вторая конголезская война, продолжавшаяся с 1998 по 2006 годы, унесла больше всех жизней (5,4 млн. человек), чем любая другая война со времен Второй мировой войны. В этом конфликте было задействовано восемь африканских государств.
  • По данным Всемирного банка, на Сейшельских Островах в 2010 году уровень грамотности среди женщин составлял 92 процента. Этот же уровень в это же время в Чаде составлял 13 процентов, а в Нигере - 15 процентов.
  • По состоянию на 2010 год, для того, чтобы выполнить все процедуры, необходимые для открытия своего дела, в Гвинея-Биссау требовалось 216 дней. В Руанде то же самое можно было сделать лишь за 3 дня.
  • Лишь 24 процента жителей сел и деревень Черной Африки имеют стандартные санитарные условия. В городах этот показатель составляет 42 процента.
  • В африканской стране Танзании самое высокое в мире количество людей с альбинизмом (отсутствие пигмента меланина, придающего окраску коже, волосам, и оболочкам глаза, вследствие чего темнокожий человек может выглядеть как светлокожий). Различные знахари и целители в Африке отлавливают людей с альбинизмом, и используют их органы в своих ритуалах, которые, как они полагают, лечат болезни.
  • В горах Витватерсранд в Южной Африке находится почти половина всего золота, добываемого в Африке.
  • В Африке на французском говорят больше людей, чем в самой Франции.
  • Большинство самых быстрых в мире бегунов на дальние дистанции - выходцы из племени «календжин» в Кении.
  • Египет является самым популярным туристическим направлением Африки. Ежегодно в страну в качестве туристов посещают свыше 10 миллионов человек. Кроме того, Каир - столица Египта - является самым крупным городом Африки.
  • На севере Африки расположено два испанских эксклава - Мелилья и Сеута.
  • На государственном флаге Мозамбика изображен автомат Калашникова. Это единственный государственный флаг в мире с изображением автомата.
  • Все государства Африки были колонизированы европейцами, за исключением двух: Эфиопии и Либерии. Эфиопия была православной христианской страной, а Либерия - страной афроамериканских поселенцев, бывших рабами.
  • На сегодняшний день страны Африки объединены одной организацией - Африканским союзом (АС). АС был учрежден в 2001 году. Лишь одна африканская страна - Марокко - не является членом АС.
  • Два самых популярных вида спорта в Африке - футбол и крикет. Они оба появились в Африке в колониальную эпоху.
  • В Африке зарегистрировано свыше 100 миллионов учетных записей Facebook.

Про Африку практически все из нас узнали ещё в детстве – из стихотворений и мультфильмов. Рассмотрим интересные факты о Африке.

По своей площади – порядка 22% от всей суши Земли, Африка занимает второе место среди континентов планеты.

С учетом островных государств вблизи континента, и оспариваемой территории Западной Сахары, там расположены 54 суверенные государства.


Численность их населения насчитывает порядка миллиарда человек. В последние четыре десятилетия число жителей континента росло стремительными темпами, что позволило демографом говорить о реальном демографическом взрыве. В результате средний возраст местных жителей относительно невысок. Добрая половина граждан многих африканских государств младше 25 лет.


Наибольшее распространение на континенте получил арабский язык с несколькими его диалектами. Основная масса населения, говорящего на арабском языке, проживает северной Африке. Народы континента используют порядка 2000 языков.


Самая населенная африканская страна Нигерия имеет 145 миллионов жителей. В Египте, считающимся вторым по числу жителей, численность населения достигает 76 миллионов граждан.


Каир, египетская столица, считается африканским городом с самым большим числом жителей. Его населяют почти 17 миллионов горожан.


Самой большой страной Африки является Судан - его территория 2,5 млн км². Площадь самой маленького африканского государства – Сейшельских островов не превышает 453 км².


Исследователи в области африканской демографии насчитали на континенте не менее 3 тысяч выраженных этнических групп. Например, Нигерию населяют свыше 370 племен и народностей.


Самая протяженная река на планете это Нил. Она протекает через африканский континент, преодолевая при этом 6650 километров пути.


Имея водную поверхность 69 490 км², озеро Виктория, расположенное в Африке, занимает второе место среди всех пресноводных озер мира.


Считается, что туристическую славу Египту принесли его пирамиды. Но мало кому известно, что Судан имеет пирамид в два раза больше Египта – их там 223. Меньшая популярность суданских пирамид объясняется их меньшими размерами и более пологими сторонами сооружений.


Говоря о самых интересных фактах о Африке, обязательно рассказывают о её животном мире. Отметим гепардов, антилоп Томпсона и Гну, а также львов – это самые быстрые представители мира животных. Получается, что из пяти мировых «рекордсменов» четверо - африканцы. Им вполне доступен бег со скоростью, превышающей 80 км/час, но гепард со своими 112 км/час обгонит всех остальных.


Африканский континент богат полезными ископаемыми. При этом он весьма неразвит, а население его стран имеет поразительно низкий уровень жизни. Ежедневный средний доход бедного человека, проживающего не в арабской части континента, составляет 70 центов.


Многие ученые уверены - человекообразные обезьяны, а также люди произошли из Восточной Африки - её центра. Примерный возраст наиболее древних останков Homo sapiens, открытых в Эфиопии, датируется 200 000 лет.


Неподалеку от эфиопского местечка Хадар в 1974 году нашли скелет человекоподобного существа. Ему дали имя «Люси» и присвоили почетное звание общего предка всего человечества. Жили эти существа 3,2 млн лет назад. Позже, в 1979 году, в Танзании исследователи были вознаграждены обнаружением древнейших отпечатков человеческих ног. Этими двумя открытиями и доказали ученые свою теорию зарождения человечества на северо-востоке Африки.

Племена охотников-собирателей, населявшие континент, до зарождения цивилизации Египта не проявляли интереса к созданию государств.


По мнению ученых, одомашнивание растений в Африке произошло гораздо позже, чем животных. Считается, что животных первыми одомашнили африканские племена за 6 тысяч лет до н. э.


Древнейшей африканской цивилизацией признано государство фараонов во времена Древнего Египта. Годы его существования датируются от 3 300 лет до н. э. и до 343 года до н. э.


Первое появление европейцев на североафриканском побережье произошло с приходом в Египет Александра Македонского - датируется 332-м годом до н. э. К тому времени относят и основание города Александрии. Позже африканское северное побережье стало включаться Римской империей состав своих территорий.


Из всех гипотез о происхождении самого слова Африка наиболее популярна следующая. В первой части – «Афри» отражено имя североафриканского племени, обитавшего в 3-м веке до н. э. неподалеку от Карфагена. А вторая часть - «ка» представляет собой латинский суффикс для обозначения страны или земли.


В начале нашей эры в перечень земель Африки включали 3 региона: Египет, Ливию и Эфиопию. Интересно, что под Эфиопией подразумевалась континентальная часть, лежащая к югу от сахарской пустыни.

Интересное видео о жизни диких племен Африки:

Доклад про Африку поможет подготовиться к уроку. Описания материка Африка изложено в этой статье. Краткое сообщение о Африке Вы можете дополнить интересными фактами.

Краткое сообщение о материке Африка

Африка - самый жаркий материк на Земле. Это второй по величине материк после Евразии.

Площадь Африки — 29,2 млн км 2 , а вместе с островами это 30,3 млн км 2 .

Самой высокой вершиной является вулкан Килиманджаро, а самой глубокой впадиной – озеро Ассаль. Большую часть территории занимают плоскогорья и возвышенности. Кстати, в Африке намного меньше горных территорий в отличие от других материков.

Географическое положение материка Африка

Материк принадлежит к группе южных материков. Он сформировался после раскола давнего континента под названием Гондвана. У Африки самая ровная береговая линия. Самым крупным заливом на материке является Гвинейский залив. Также большое количество небольших заливов есть в Средиземном море. А вот единственным крупным полуостровом является Сомали. Стоит отметить, что островов у материка достаточно мало – их площадь составляет 1,1 млн км 2 , наибольшая береговая линия принадлежит острову Мадагаскар.

Рельеф Африки

Преимущественно рельеф Африки равнинный, это потому что основание материка представлено древней платформой. Со временем она медленно поднималась, из-за чего образовались высокие равнины: плато, плоскогорья, горные котловины и хребты. На севере и западе Африки преобладают плиты, а в восточной и южной части, наоборот, щиты. Здесь высоты выше 1000 м. Через восточную часть материка протягиваются континентальные Восточно-Африканские разломы. Разломы привели к образованию грабенов, горстов, нагорий. Именно здесь постоянно происходят извержения вулканов и сильные землетрясения.

Климат Африки

Климат материка обусловлен его положением в тропических и экваториальных широтах, а также равнинностью рельефа. От экватора к югу и северу последовательно сменяются климатические пояса от экваториального до субтропического. На территориях с тропическим поясом зафиксированы самые высокие температуры на планете. В горах температура опускается ниже 0°С. Парадоксально, что на самом жарком материке выпадает ежегодно снег в Атласе. А на вершине горы Килиманджаро даже есть ледники. Особенная в Африке и циркуляция атмосферы – количество выпадаемых осадков уменьшается от экватора, а в тропиках их количество наименьшее. А в субтропиках их больше. Можно заметить тенденцию уменьшения количества осадков с востока на запад.

Водные ресурсы Африки

Самой полноводной рекой является река Конго. К крупным рекам принадлежат Замбези, Нигер, Лимпопо и Оранжевая. Крупные озера – Рудольф, Танганьика и Ньяса.

Природные зоны и богатства Африки

Африке присущи такие природные зоны – зона экваториальных лесов, зона переменно-влажных лесов, зона саванн и редколесья, зона пустынь и полупустынь, вечнозеленых лесов и кустарников. Африку считают кладовой мира. Здесь находятся богатейшие месторождения золота, алмазов, урана, меди, редких металлов. В западной и северной Африке распространены залежи газа, нефти, руд алюминия и фосфоритов.

Краткое сообщение о народах Африки

Северная часть населена арабами, берберами, которые принадлежат к индо-средиземноморской расе. На юг от Сахары проживают народы негрилльской, негрской и бушменской рас. В Северо-Восточной Африке проживают народы эфиопской расы. На южных территориях Африки проживают южноазиатские и негроидный расы.

  • Кстати, здесь живут и самые крупные млекопитающие на суше.
  • Название Африка происходит от имени того племени, которое жило когда-то на севере и называлось афригами.
  • На долю материка приходится половина добываемых алмазов и золота в мире.
  • В озере Малави водится больше всего видов рыб на планете.
  • Здесь протекает самая длинная река в мире – Нил.
  • Интересно, что остров Чад за последние 38 лет уменьшилось на 95%.

Надеемся, что краткая информация об Африке помогла Вам. А свой рассказ об Африке Вы можете оставить через форму комментариев.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с использованием мультимедийного проектора

«Путешествие по Африке» в старшей группе.

Цель : расширение и закрепление знаний детей о материке Африка.

Задачи .
Образовательные:

1. Уточнить элементарные представления об особенностях географического положения Африки.
2. Закрепить знания детей о климатических зонах Африки (пустыня, саванна, джунгли),.
3. Уточнить представления детей о животных Африки: особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания.
4. Формировать представления о травоядных (жираф, зебра, носорог, слон) и хищных животных (лев, гепард) Африки.
Развивающие:

1. Обогащать словарный запас детей.
2. Закрепить значение сложного слова (носорог).
3. Развивать умение общаться во время дискуссии; решать проблемные ситуации объясняя свой выбор.
4. Развивать логическое и образное мышление, внимание, память, воображение.
Воспитательные:

1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
2. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Материал :

Глобус или географическая карта «Животный и растительный мир», наглядное пособие «Животные жарких стран».

Предварительная работа :

  • рассматривание карты мира, глобуса, карты Африки, чтение книг: «Айболит», «Бармалей» К. Чуковского;
  • заучивание наизусть стихотворений С. Маршака «Слон», «Жираф», «Верблюд».

Ход занятия.

Воспитатель.

Ребята, скажите какое время года сейчас? (ответы детей)
- Да, за окном мороз, холод, снег, но есть такое место в мире, где сейчас лето. И мы сегодня познакомимся с таким удивительным местом.

Загадка:

Самый теплый материк

Живописен и велик.

Тут живет среди саванн

Много львов и обезьян.

Дети: Африка.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие по Африке. Давайте подойдем к карте (глобусу) и посмотрим, где же находится Африка?

Дети подходят к карте, педагог показывает местонахождение Африки.

Берега Африки омывают два океана - Атлантический океан и Индийский океан.
Африка-это второй по площади материк после Евразии. В Африке проживает около 1 миллиарда человек. Африка считается прародиной человечества, именно здесь нашли самые древние останки наших предков. Африка - самый жаркий материк планеты.

А как, мы с вами доберёмся до Африки? (ответы детей)

Воспитатель и детьми имитируют путешествие на лодке под шум океана.

- Ребята, я вижу самое большое морское животное. Кто же это? (дети называют - синий кит). А вот мимо проплывает самая хищная рыба. Как она называется?
- Вот мы и добрались до Африки. Выходите из корабля.
Воспитатель : Мы с вами попали в царство горячего песка и яркого солнца. Как же называется это место?
Дети : пустыня.

А что вы знаете про пустыню?

Что это такое? (ответы детей).

Что есть в пустыне?

Песок и он очень-очень горячий. Если в песок зарыть яйцо, то оно сварится. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.
Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)
В пустыне практически не растут деревья и цветы, но там растут верблюжьи колючки. У них длинные-предлинные корни, которыми они пытаются достать до воды под землей. На севере Африки расположена самая большая на земле пустыня - Сахара, а на юге - Калахари (показ на карте).

Воспитатель. Ребята, кто может жить в пустыне?

Дети : Верблюд.

Чем известей верблюд?

Дети : горбами.

Вы знаете, что у него в горбах? Жир - он им питается, когда долго ходит по пустыне. Верблюд может не пить две недели и не есть почти месяц!

А вы можете не пить две недели и не есть почти месяц?

Нет, люди не могут так долго не пить, не есть, тем более в пустыне.

Воспитатель :

Ребята, как называют люди верблюда? (кораблем пустыни).
Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля).
- А верблюд - это домашнее или дикое животное? (дети отвечают)

Для чего людям верблюды нужны?
- Караваны верблюдов перевозят тяжелые грузы, людей.
Это очень сильные и выносливые животные. Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей. На ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку. В пустынях Африки обитают только одногорбые верблюды, их еще называют… дромадеры.

Воспитатель : Дети, а кто может вспомнить стих про верблюда?

Дети рассказывают стихотворение «Верблюд» С. Маршака.

Бедный маленький верблюд:

Есть ребенку не дают.

Он сегодня съел с утра Алиса.

Только два таких ведра!

Воспитатель: В пустыне обитают и другие животные: черепаха, сурикат, тарантул, черная кобра, рогатая гадюка, скорпион, варан.

Воспитатель: Нам пора отправляться дальше.

Скороговорка:
У верблюда - верблюжонок, у черепахи - черепашонок.
-Дальше наш путь лежит через африканский луг - саванну.

(сл.1) Презентация «Саванна».
- Чем покрыта земля в саванне? (травой).
Она здесь всегда густая: (сл.2) желтая сухая, когда нет дождя и

(сл.3) зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Как они называются?
Это баобабы. (сл.4)

Это удивительные деревья, у них толстый ствол. Чтобы его обхватить, нужно взяться за руки всей группе детского сада.
Понаблюдаем за обитателями саванны.

(сл.5) Вот, например, лев

Вы знаете, как его называют?

Дети: Царь зверей.

Воспитатель: правильно. Лев относится к семейству кошачьих и является вторым по величине после тигра из ныне живущих кошек.

(сл.6) У льва самая густая грива из всех животных. Вы знаете какое-нибудь животное с такой же красивой густой гривой, как у льва?

А шерсть на теле короткая, лишь на конце хвоста есть кисточка длинных волос.

А вы можете мне показать, как рычит лев? (сл.7)

Ребята, а что кушает лев?

В Африке главной добычей льва является антилопа гну и зебра, ведь лев - очень хищное животное.

Лев - дикое или домашнее животное?

Воспитатель продолжает рассказ . (сл.8) А вот это Гепард - самое быстрое животное на земле, оно может бегать также быстро, как едет машина 100 км/ч. А вы умеете так же быстро бегать? (сл.9)

Воспитатель : Ну-ка ребята, покажите.

Дети быстро имитируют бег на месте под быструю музыку. Воспитатель хвалит детей, они садятся, занятие продолжается.

Воспитатель: Ребята, назовите мне самое большое животное в мире.

(сл.10) Слон - самое большое животное на земле. У слона большие толстые ноги, похожие на колонны, уши, похожие на лопухи, большие и острые бивни.

А что еще есть у слона?

Дети: хобот.

(сл.11) Зачем слону хобот? (ответы детей) С помощью хобота слон собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет. Им он играючи может перенести довольно толстое дерево.
Хоботом слон может пользоваться как рукой, и поднимать разные предметы, в том числе класть пищу в рот.

Ребята, чем питаются слоны?

А питаются слоны листьями, ветвями, корой и корнями деревьев и кустарников. Дети, а кто может рассказать стих про слона?

Дети рассказывают стихотворение С. Маршака «Слон»

Дали туфельку слону.

Взял он туфельку одну

И сказал:- Нужны пошире, Аня Путкина.

И не две, а все четыре.

Загадка:

Африканские коняшки одеваются в тельняшки… Что же это за коняшки? (ответы детей)
(сл. 12) Конечно, это зебры. Зебры травоядные или хищные животные?

Воспитатель : Назовите самое высокое животное на планете.

(сл.13) Жираф. У жирафа очень длинная шея, а на голове у него два обтянутых шерстью рожка. Жирафы умеют быстро бегать, но, как правило, они ходят не спеша. Питаются жирафы листьями деревьев.

Воспитатель: Дети, а кто знает стих про жирафа?

Дети рассказывают стих «Жираф» С. Маршака.

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста

Но тому, кто так высок, Мила, Костя Журов.

Нелегко сорвать цветок!

Загадка:
«И петь не поет и летать не летает»… Кто же это?

(сл.14) В Африке живет самая крупная птица в мире.
Это страус.

Воспитатель:

Спросите меня дети.

«За что же народ его птицей считает?»

(сл.15) У страуса есть крылья и клюв. Страусы, как и другие птицы, откладывают яйца.
Воспитатель: (сл.16) В саванне есть небольшие озера. Это… водопой. Там собираются все животные саванны, чтобы напиться, искупаться.


Физкультминутка «Мартышки».

Мы - веселые детишки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску,

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

Раз, два, три!

Воспитатель: Ребята, на кого мы с вами стали похожи?

(сл.17) Дети: обезьянки.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что любят кушать обезьяны?

Дети: Бананы.

Воспитатель: (сл.18) Правильно. Обезьяны любят бананы, а также они питаются насекомыми, птичьими яйцами, семенами, листьями деревьев и травой. Обезьянам нравится лазать по деревьям, и они там могут даже спать.

(сл.19) А если мы встретили обезьян, значит мы в тропическом лесу.

Как он называется? (джунгли). Да, это джунгли. В джунглях растут очень высокие деревья и пальмы, лианы, папоротники. (сл.20) Лианы - это вьющиеся растения. Лиане не хватает света, поэтому она цепляется за ствол дерева и обвивается вокруг него Джунгли - это царство обезьян. Здесь их водится очень много.

Воспитатель:

Ребята, а кто ещё кроме животных живёт в Африке? (Африканцы)

Чем они отличаются от нас, Россиян? (Цветом кожи)


Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами поговорили только о некоторых животных Африки, а там живет еще много-много разных интересных зверей, но о них мы поговорим в следующий раз.

Сюрпризный момент:

(сл.21) - грустные дети.

(Приходит письмо и посылка из Африки от африканских жителей).

«Животные из Африканских пустынь, саванн, джунглей перепутали свои дома. Африканские дети просят помочь детей из России. В благодарность шлют гостинец (бананы)».

(сл.22) - весёлые дети.

В конце занятия воспитатель хвалит детей, и угощаются бананами.

(сл.23) - материк Африка.