Урок литературного чтения на тему Н.Носов "Ступеньки"(1 класс). Детские сказки онлайн

Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.

Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:

– Ну, чего ж ты остановился? – спрашивает Валя.

– Ну вспоминай, – говорит Валя. Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:

– Нет, я так не могу вспомнить. Ну ка, лучше начнём сначала.

Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.

– Одна, – говорит Петя, – две, три, четыре, пять…

И снова остановился.

– Опять забыл? – спрашивает Валя.

– Забыл! Как же это! Только что помнил и вдруг забыл! Ну ка, ещё попробуем.

Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:

– Одна, две, три, четыре, пять…

– Может быть, двадцать пять? – спрашивает Валя.

– Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из за тебя забыл! Придётся опять сначала.

– Не хочу я сначала! – говорит Валя. – Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ноги болят.

– Не хочешь – не надо, – ответил Петя. – А я не пойду дальше, пока не вспомню.

Валя пошла домой и говорит маме:

– Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.

Валя побежала обратно к лестнице, а Петя всё ступеньки считает:

– Одна, две, три, четыре, пять…

– Шесть! – шепчет Валя. – Шесть! Шесть!

Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошёл до дому, потому что научился только до десяти считать.

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ

Главный герой рассказа Николая Николаевича Носова "Ступеньки" - это мальчик Петя, который ходит в детский сад и только-только научился считать от одного до десяти и решивший сосчитать ступеньки, ведущие к его квартире.

Второстепенные герои - сестра Валя, наблюдавшая за Петей и мама, выручившая мальчика советом.

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ РАССКАЗА "СТУПЕНЬКИ"

Главный смысл рассказа "Ступеньки" в том, что не следует торопиться применять на практике не до конца усвоенные знания. Торопливость может привести к тупиковой ситуации, как это случилось с Петей, который раз за разом поднимался на пять ступенек и снова спускался к началу лестницы, не сумев вспомнить число "шесть". Лишь твердо усвоенные знания могут способствовать успешному выполнению какого-либо дела. Из рассказа следует вывод, что овладевать знаниями следует очень прилежно и запоминать их накрепко, чтобы впоследствии не возникали такие досадные заминки, как у мальчика Пети.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ (очень кратко) РАССКАЗА "СТУПЕНЬКИ"

В рассказе обрисован небольшой эпизод: Петя, научившийся считать до десяти, вдруг запнулся на пятой ступеньке и никак не хотел подниматься выше, пока не вспомнит, как считается следующая ступенька. Но у него не получалось до тех пор, пока мама не напомнила ему.

АНАЛИЗ РАССКАЗА "СТУПЕНЬКИ" Н.НОСОВА

Мальчик Петя, который ходит в детский сад. Он только-только научился считать от одного до десяти. Петя настолько рад приобретенным знаниям, что незамедлительно хочет применить их на практике. Он старательно начинает считать ступеньки в своем доме, когда вместе с сестрой Валей возвращается из садика. Но вот незадача – отсчитав пять ступенек, Петя никак не может вспомнить, какое число следует за числом пять.

Чтобы вспомнить число, мальчик решает начать все с начала и спускается к первой ступеньке. Но, поднявшись на пять ступенек, он снова останавливается, потому что следующее число никак не вспоминается. Упорный Петя снова спускается вниз и начинает все сначала.

Валя - младшая сестра Пети, не растерялась, когда Петя попал в тупик с подсчетом ступенек, а быстро сбегала за помощью к маме. Тем самым Валя фактически "спасла" Петю от бесконечного хождения по лестнице. Будучи совсем маленькой, Валя уже смекает, как важно помогать людям в трудных ситуациях.

Мама называет Вале следующее число и та возвращается к Пете, который в очередной раз замер на пятой ступеньке. Шепотом Валя подсказывает Пете число и он, обрадованный, называет забытое число вслух, после чего подъем по лестнице успешно завершается и ребята приходят домой.

Если у тебя что-то не получается, никогда не стоит стесняться попросить помощи. Вместе любая задача решается легче и гораздо быстрее.

ПОСЛОВИЦЫ К РАССКАЗУ "СТУПЕНЬКИ"Н.НОСОВА

"Поспешишь – людей насмешишь";
"Гордись не знанием верхушек, а знанием корней";
"Всякая помощь хороша вовремя".

Конспект урока чтения. Н. Н. Носов «Ступеньки»

Оборудование:

Портрет Н.Н.Носова,

Книги Н.Н.Носова,

Выставка детских рисунков по произведениям Н.Н.Носова,

Пазл с изображением Цветочного города,

Карточки со словами для «фотографирования»,

Карточки с условными обозначениями плана урока,

Карточки для работы в парах,

Диск с песней “В траве сидел кузнечик”,

Компьютер;

Карточки с пословицами.

Ход урока

1. Организационный момент

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

2. Усвоение новых знаний

Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала.

1. Определение темы:

Работа в парах. Задания на карточках разного цвета:

Красного: «Зачеркните одинаковые буквы»; (Николай)

Зелёного: «Найдите слово»; (Носов)

Жёлтого: «Зачеркните одинаковые буквы». (Ступеньки)

2. Сообщение темы.

Сегодня мы будем работать с произведением Носова «Ступеньки». (На доске портрет Н. Носова и тема урока)

А что мы знаем об этом удивительном человеке?(Ответы детей)

Учитель дополняет.

Однажды Николая Николаевича Носова спросили, почему он стал писателем: “Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было о чём рассказать людям”.В самом деле, Н.Носову “было о чём рассказать людям”. Он много знал, обладал от природы разнообразными талантами и многое в жизни ему пришлось испробовать. Родился он в Киеве в семье актёра. Окончил два института: художественный и институт кинематографии, стал работать в кино, снимать учебные, научные и мультипликационные фильмы. Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды. Николай Носов начал сочинять сказки и рассказы просто так – для своего сынишки. А потом один свой рассказ, он назывался “Затейники”, отнёс в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали. Это было в 1938 году, 73 года назад! За этим рассказом последовали другие: “Живая шляпа”, “Огурцы”, “Фантазёры”, “Заплатка”. Героями этих рассказов стали симпатичные мальчишки Мишка и Коля. Главным зачинщиком всех приключений и проказ выступает обычно Мишка, заядлый фантазёр и великий путаник. К своим затеям он подключает и друга Колю.

3 . Знакомство с планом урока.

На доске перевёрнутый пазл, на каждой его части – условное обозначение:

Работа в парах;

-«день-ночь»;

Работа над текстом;

Ответить на вопросы;

-«фотографирование»;

Чтение по ролям.

По мере выполнения работы, картинки переворачиваются. Собирается общая картина.

4. Первичное восприятие текста.

Игра «день-ночь».

5. Проверка осознанного чтения.

1.Как зовут главных героев произведения? (Петя, Валя)

2. До какого числа Петя научился хорошо считать? (До 10)

3. А какое число забыл? (6)

4. Кто помог вспомнить Пете это число? (Валя)

6. Фотографирование. (ступенька, научился, бабушка)

- Какое первое слово я показала?

Какое последнее?

Какого из данных слов не встретилось нам в произведении?

3 . Физкультминутка.

Звучит песня “В траве сидел кузнечик”.Учащиеся выполняют движения под музыку.

7. Работа над текстом

1. Чтение орфографическое и орфоэпическое.

2. Чтение предложений по его началу.

3. Нахождение в тексте слов, которые отвечают на вопросы: кто? что?

4. Чтение отрывка по ролям:

Найдите и прочитайте вопросительные предложения. Восклицательные.

А теперь прочитаем отрывок по ролям.

8. Работа над идеей произведения.

Как вы думаете, нужно ли доводить любое начатое дело до конца, или лучше бросить, если не получается?

Какая из данных пословиц подходит больше всего к данному рассказу? (Дети обосновывают свой выбор)

Трудом не наказывают, а исправляют.

Если воля тверда – цели достигнешь всегда.

9. Словарная работа.

Можно ли Петю назвать целеустремлённым? Как вы понимаете значение этого слова?

Целеустремлённый - человек, способный контролировать себя для достижения поставленных целей. Близкие по смыслу слова: увлечённый, цельный, характерный.

Картина полностью открыта.

Что здесь изображено? (Цветочный город).

Из какого произведения? (Незнайка и его друзья).

Почему на физкультминутке мы использовали песенку « В траве сидел кузнечик»? (слова написал тоже Носов).

10. Просмотр выставки книг .

Все его произведения юмористического характера. Автор обычно изображает людей, их недостатки, слабости, переживания в смешном, комическом виде. Он выражает насмешливое отношение к ним.

11. Проверка начитанности детей.

Викторина.

Из какого рассказа эти строчки:

1.) – Она жи-жи-живая! 2.) – А я раньше летать умел!

Кто живая? - А ну, полети!

Шля-шля-шляпа! - Сейчас не могу. Разучился.

Что ты! Разве шляпы бывают живые? (« Фантазёры»)

(«Живая шляпа»)

3.) Мама ушла в магазин, а Валя сказала:

Давай, Петя, сделаем себе домик как у тех поросят, что в сказке.

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!

(«Затейники»)

4.) Картинная викторина.

IV. Подведение итогов урока

- Как вы думаете, почему дети любят читать книги Носова? (его рассказы весёлые и поучительные).

Попробуйте оценить свою работу: дорисуйте лицо солнышку - весёлое, если вы активно работали на уроке, часто знали ответы на вопросы, грустное, если ответы ваши чаще были неправильными.

V. Творческое задание для самостоятельного выполнения

По выбору: 1. Оформить обложку к произведению Н. Носова « Ступеньки»

Наш урок хочу закончить словами С. Михалкова:

“… Все герои Носова “как живые”, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству”.

В рассказе показана простая история о маленьком Пете и его сестре Вале. Здесь показано возвращение Пети домой из детского сада. Сестренка ждала его у ворот и очень обрадовалась. Дорога до самого дома оказалась долгой, точнее, подъем по лестнице. Дело в том, что в тот день Петя научился считать. Понятно, что это очень важное для любого ребенка событие. И вот он решил немного похвастаться перед своей младшей сестрой Валей.

Собственно, он и похвалился, что теперь умеет считать до десяти. Но просто сказать это ему показалось мало. Нужно было, конечно, продемонстрировать. И он стал считать ступени, по которым шел домой. До шестой всё было нормально: он называл номер и делал шаг… Но вот цифру «шесть» Петя вдруг позабыл! И не хочет никуда идти. Точней, он снова спустился по лестнице и начал свой счёт, но на «шесть» опять сбился. У Вали уже ноги заболели ходить вверх-вниз. Но Петя упрямится - вспомнит, тогда пойдёт, а так не может свернуть со своего пути. Вот Петя мучительно вспоминает, а Валя ничем не может ему помочь, ведь она-то считать ещё совсем не умеет.

Тогда Валя догадалась сбегать к маме. Девочка объяснила ей ситуацию, а мама не стала ругать Петю, не забрала его с лестницы, а просто подсказала Вале, мол, шесть. И Валечка довольная побежала снова на лестницу, прошептала брату подсказку.

Впрочем, кажется, он и не заметил этого, а «вдруг» так вспомнил, что это самое несчастное число, которое его не пускало домой, просто шесть. Валя не стала заострять на этом внимания, а порадовалась с братом.

И только тогда мальчик досчитал ступени и дошел до дома, где их уже ждала мама. Автор справедливо замечает, дескать, хорошо, что ступеней к их квартире оказалось как раз десять. Было бы их больше, так, наверное, Петя, вообще, не дошел бы домой – из принципа.

Рассказ учит не «застревать», ведь, с одной стороны, упорство хорошее качество, а с другой – иногда очень мешает нормальной жизни, поэтому нужно выбирать золотую середину.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Носов Николай. Все произведения

  • Автомобиль
  • Ступеньки
  • Федина задача

Ступеньки. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Гиляровский Москва и москвичи

    В данном произведении говорится о том, как автор долгое время изучал Москву, быт людей, живущих в ней, обычаи и особенности. Он делал это пятьдесят лет. Начиналось все при Александре втором

  • Краткое содержание Слуга двух господ Гольдони

    Во время помолвки юных возлюбленных Клариче деи Бизоньози и Сильвио Ламбарди в дом заявляется беспардонный слуга синьора Федериго Распони по имени Труфальдино и сообщает, что его хозяин ожидает приглашения внизу

  • Краткое содержание Носов Клякса

    Федя - главный герой произведения «Клякса», написанного советским писателем Николаем Николаевичем Носовым. Мальчик очень любил смешить одноклассников. На одной из перемен Федя стал отбирать флакончик с тушью

  • Краткое содержание оперы Принцесса Турандот Пуччини

    Дворец императора окружен народом, который взволнован тем, что уже какой-раз Мандарин объявляет указ правителя Альтоума, прозванного Сыном неба.

  • Краткое содержание Пикуль Каторга

    Русский писатель Валентин Саввич Пикуль написал ряд книг о жителях Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. В 1987 году вышел его исторический роман «Каторга».

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Затейники 06. Ступеньки" Носов Н. Н. самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками. Мило и отрадно погрузиться в мир, в котором всегда одерживает верх любовь, благородство, нравственность и бескорыстность, которыми назидается читатель. В произведениях зачастую используются уменьшительно-ласкательные описания природы, делая этим представляющуюся картину еще более насыщенной. Очарование, восхищение и неописуемую внутреннюю радость производят картины рисуемые нашим воображением при прочтении подобных произведений. Увенчано успехом желание передать глубокую моральную оценку действий основного персонажа, побуждающее переосмыслить и себя. Зачастую вызывают умиление диалоги героев, они полны незлобия, доброты, прямоты и с их помощью вырисовывается иная картина реальности. Все герои "оттачивались" опытом народа, который веками создавал, усиливал и преображал их, уделяя большое и глубокое значения детскому воспитанию. Сказка "Затейники 06. Ступеньки" Носов Н. Н. читать бесплатно онлайн стоит всем, здесь и глубокая мудрость, и философия, и простота сюжета с хорошим окончанием.

О днажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошел он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.
— А я уже считать умею! — похвастался Петя. — В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю.
Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:

— Ну, чего ж ты остановился? — спрашивает Валя.
— Погоди, я забыл, какая дальше ступенька. Я сейчас вспомню,
— Ну вспоминай, — говорит Валя. Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:
— Нет, я так не могу вспомнить. Ну-ка, лучше начнем сначала.
Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.
— Одна, — говорит Петя, — две, три, четыре, пять…
И снова остановился.
— Опять забыл? — спрашивает Валя.
— Забыл! Как же это! Только что помнил я вдруг забыл! Ну-ка, еще попробуем.
Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:
— Одна, две, три, четыре, пять…
— Может быть, двадцать пять? — спрашивает Валя.
— Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из-за тебя забыл! Придется опять сначала.
— Не хочу я сначала! — говорит Валя. — Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ноги болят.
— Не хочешь — не надо, — ответил Петя. — А я не пойду дальше, пока не вспомню.
Валя пошла домой и говорит маме:
— Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.
— А дальше шесть, — сказала мама.
Валя побежала обратно к лестнице, а Петя все ступеньки считает:
— Одна, две, три, четыре, пять…
— Шесть! — шепчет Валя. — Шесть! Шесть!
— Шесть! — обрадовался Петя и пошел дальше. — Семь, восемь, девять, десять.
Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошел до дому, потому что научился только до десяти считать.


«

Тема: Н. Носов «Ступеньки»

Цели:

1. Учить выразительному чтению через эмоциональную окраску;

2. Способствовать развитию у детей способности полноценного восприятия художественного произведения;

3. Обратить внимание на качество характера героя.

Содействовать развитию универсальных учебных действий:

· Воспринимать речь учителя (одноклассников),

· Анализировать текст; осознавать смысл прочитанного, определять главную мысль;

· Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; характеризовать качества героя;

· Наблюдать: подбирать пропущенные в предложении слова, ориентироваться на смысл предложения.

Оборудование урока: книга литературное чтение, листики для моделирования обложки, карточки с индивидуальными заданиями для индивидуальных заданий и заданий в парах, карточки с текстами «Мнимое слово».

Ход урока

1. Организация класса на работу. Психологический настрой.

А) приветствие учителя

Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем-всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята, гости! И давайте поиграем в игру «Доброе утро».

Б) игра «Доброе утро».

Я скажу слова: «Доброе утро…»и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашет мне рукой, - значит, вы услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем?

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро всем, кто любит конфеты!

Доброе утро всем, кто приехал в школу на автобусе!

Доброе утро всем, кто хочет знать тему нашего урока!

2. Сообщение темы урока

А тема урока зашифрована. Посмотрите на доску, постарайтесь расшифровать.

С у т п е н ь и к.

Откройте учебники «Букварь» ч.2 стр.58. Назовите автора. (Н. Носов).

Как вы думаете, что мы будем делать на уроке литературного чтения?

3. Работа по теме урока.

А) чтение учителем рассказа Н. Носова «Ступеньки».

Б) выявление первичного восприятия.

Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

Что радовало, огорчило, волновало, удивляло.

(слова вывешиваются на доске).

В) Выявление читательских умений. (Коллективно-индивидуальная работа) работа)

Что вы слушали? (рассказ)

Покажите это на модели обложки. (дети на листочках рисуют прямоугольник).

О ком этот рассказ? (о детях). Покажите это на модели. (дети раскрашивают прямоугольник жёлтым цветом).

Николай Николаевич Носов написал много интересных рассказов для детей о детях.

Как называется рассказ? Покажите заголовок на обложке.

Теперь давайте правильно назовем произведение, которое вы слушали.

(Н. Носов. Рассказ о детях. «Ступеньки».)

Ступеньки.

Вывешивается модель обложки, дети сверяют со своими листочками.

- Назовите главных героев рассказа?

4. Работа по содержанию произведения.

В это время 3 учащихся разбирают текст стр.59, для чтения по ролям.

ФИЗМИНУТКА.

Раз – согнутся, разогнутся.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

Стр.58. А) чтение «цепочкой».

1. Откуда возвращался Петя?

2. Чему новому научился в этот день мальчик?

6. Какое число он забыл?

Б) чтение по ролям. Стр.59.

В) стр. 60. «Жужжащее чтение».

Пересказ прочитанного текста.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Обобщающая беседа.

1. Как ты думаешь, нужно ли доводить любое начатое дело до конца, или лучше бросить, если не получается?

2. Как вы относитесь к поступку сестры?

Выявление основной мысли рассказа.

3. Чему же мы поучились у героев рассказа?

Г) работа в парах.

Выбери подходящие слова обозначающие качество характера детей.

Карточка 1.

находчивость Валя

ворчливость

неумение терпеть

хвастовство

настойчивость

упорство

находчивость

Карточка 2.

находчивость Петя

ворчливость

неумение терпеть

хвастовство

настойчивость

упорство

находчивость

4. В это время 2 учащихся выполняют задание «Мнимое слово». На карточке даётся отрывок из текста с пропущенными словами.

Карточка 1.

Карточка 1.

Валя пошла _____________ и говорит маме:

Мама, там Петя на лестнице ____________________считает: одна, две, ______, четыре, пять, а дальше не помнит.

Валя побежала обратно по лестнице, а Петя всё ступеньки считает.

Д) Подбор пословицы к данному рассказу.

Терпение и труд всё перетрут.

Ученье свет, а неученее тьма.

5. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок к любому эпизоду

Пересказать рассказ

6. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу. Встаньте и подойдите ко мне. Давайте возьмемся за руки. Вы сегодня молодцы. Хорошо работали на уроке. У нас все с вами получилось. Давайте поблагодарим друг друга за проведенный урок.