Сергей Павлович Королёв. Литературно-исторические заметки юного техника Главный конструктор первых советских космических кораблей

Сергей Королёв

Родился в 1907 году в Российской империи

Конструктор, учёный, создатель космического корабля «Восток»

«За власть не воевал, мозолей нет» (1924–1929)

Юность и детство Королёв провел в Нежине: родители развелись, и мальчика воспитывали дедушка с бабушкой. В семь лет, сидя на плечах у деда, он зачарованно смотрел на полет великого одесского лётчика C. Уточкина. «С этого и началось мое влечение к небу», - позже вспоминал конструктор. Вплоть до поступления в 1-ю стройпрофшколу в 1922 году Королёв учился дома. Интерес Сергея к точным наукам поддерживал отчим, а также советский строй, закрепившийся в Одессе в 1920 году и отвлекавший юных жителей города от ужасов продразвёрстки всевозможными обществами и кружками. Помимо фантастической литературы, мальчику нравились работы К. Э. Циолковского – главного визионера русского космоса. Вместе с советской молодежью Королёв мечтал о небе и звёздах.


Отчасти эту жажду удавалось утолить в Одесскому порту: там базировался 3-й отряд Черноморского гидрофлота. Королёв так надоел военным, охранявшим гидропланы, что в конце концов они стали пускать его к технике: более того, молодой человек даже обслуживал расквартированные машины, работая подмастерьем у механиков. Отчим Сергея, талантливый конструктор Григорий Баланин, говорил: «Возраст у него самый неустойчивый. Планеризмом, авиамоделизмом занимаются не сотни, а тысячи, но в авиацию пойдут только десятки. Сергей в школе начал увлекаться астрономией. Еще всё, всё впереди! И когда надо, мы поможем ему выбрать путь в жизни».


Планёрные соревнования, 1927 год

Помощи не потребовалось, и в 1924 году Королёв представил проект своего первого планёра в Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК). Тогда же, после окончания школы, он решил, что свяжет свою судьбу с небом, но не знал, куда поступать. Мать была против переезда в Москву, так что Королёв отправился изучать авиационную технику в Киевский политехнический институт. В заявлении для поступления он гордо написал: «Мною сконструирован безмоторный самолет оригинальной системы» и приложил справку из ОАВУК, подтверждающую изобретение.


Сергей Королёв и планёр «БИЧ-8», 1931 год

В Киеве Королёв за два года узнал об авиастроении и планёростроении всё, что мог: он не записался в планёрный кружок, но всегда помогал тем, кто конструировал учебные планёры. В это же время он пытался вступить в ряды партии, но от одного из однокурсников услышал презрительное: «Зачем это Королёва в партию? За власть не воевал, мозолей нет». Честолюбивый и вспыльчивый юноша не стал объяснять, что не воевал он лишь потому, что был юн.

В КПИ Королёв учился хорошо, и это позволило ему легко перебраться в МВТУ (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана) на механический факультет. В первый же год обучения он случайно попал на лекцию, посвященную полетам «за атмосферой»: на лекции он узнал о наработках Фридриха Цандера, конструировавшего прототипы межпланетных кораблей и жившего в то время в Москве.

«Ракеты – это оборона и наука» (1929–1957)

Королёв внимательно изучал чертежи межпланетных кораблей Цандера, но не мог посвятить себя этому полностью, потому что работал над дипломным проектом самолета СК-4 под руководством А. Н. Туполева и испытанием планёра на VI Всесоюзных планёристских соревнованиях в Коктебеле. После испытаний Сергей заехал в Калугу, чтобы повидаться с Циолковским. Встретившись с пророком русского космоса, Сергей заявил, что «его цель - пробиться к звездам». Константин Эдуардович сказал, что на это может не хватить и целой человеческой жизни; Королев ответил, что его жизни должно хватить.


Королёв в Магадане, 1938 год

В 1930 году Сергей принялся за разработку планера «Красная звезда» - первого безмоторного воздушного судна, на котором летчикам-испытателям удалось выполнить мёртвую петлю. Королёв не мог обрадоваться этому достижению - его скрутил тиф, так что пришлось взять рабочий отгул больше, чем на полгода. В это время он нашел мостик между понятиями «планёр» и «ракета». На перепутье между своим любимым детищем и проектом Циолковского он вознамерился разработать «ракетоплан». Эта идея стала точкой сближения с Фридрихом Цандером: в августе 1931 года Цандер официально объявил о создании команды ГИРД (Группа исследования реактивного движения), в состав которой вошел Королёв, который занялся разработкой реактивного двигателя. В то же время советские власти решили, что стране надо обзаводиться стратегическими бомбардировщиками, так что Цандер и Королёв трудились в условиях эмоционального и экономического прессинга. Бюрократы ждали результата при минимальных вложениях: комнатушки, в которых трудился ГИРД, ремонтировались самими сотрудниками, а на зарплаты сложно было содержать семью.

Злопыхатели расшифровывали аббревиатуру ГИРД как «Группа инженеров, работающих даром». Труд этих инженеров подарил советским военным несколько крылатых ракет, производство которых быстро заморозили, и ракетоплан РП-318-1, первый для Советского Союза пилотируемый летательный аппарат с жидкостно-реактивным двигателем. Королёв, измотанный неудачами группы и затянувшимися согласованиями с властями, лично проводил испытания до тех пор, пока его не арестовали в июне 1938 года по статье «вредительство».

Королёва пытали, сломали обе челюсти, а потом отправили на прииск Мальдяк в Магаданской области. Во время ссылки Королёв чуть не умер от истощения, спровоцированного конфликтом с обычными заключенными, пораженными его научным снобизмом. Конструктор был неожиданно помилован благодаря усилиям А. Н. Туполева, в чье конструкторское бюро ЦКБ-29 он был откомандирован в 1940 году. О пережитом Королев кратко писал семье: «Я не ощущал раньше (до войны) всей прелести того, что нас окружает, а сейчас я знаю цену и лучу солнца, и глотку свежего воздуха, и корке сухого хлеба».


Ракетоплан РП-318-1, 1940 год

Вернувшись, Королёв не отказался от мечтаний о межпланетных полетах. В 1945 году его, к тому моменту сменившего уже три «шарашки» (Москва-Омск-Казань), официально признали невиновным и наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а после в составе Советской технической комиссии отправили в Берлин знакомиться с устройством немецкой ракеты «Фау-2». Конструктор быстро понял принцип, по которому она была устроена, и, исследовав ее обломки, восстановил полную картину технологического процесса. По возвращению на родину Королёв был готов к копированию и переработке увиденного: благо, отношения с недавними союзниками СССР опять начали резко ухудшаться, и И. В. Сталин стал проявлять недюжинный интерес к ракетному делу. В августе 1947 года он даже провёл совещание, посвященное ракетостроительству, после которого пригласил Королёва на частный разговор. Ему удалось убедить Сталина в том, что «ракеты – это оборона и наука».

До результата общемирового значения оставалось одно десятилетие, а пока Королёву пригодились его «шарашкины» опыты. Они стали отправной точкой для разработки баллистической ракеты дальнего действия «Р-1», запущенной в 1949 году. В начале весны 1952 года Королёв решился вступить в партию. Ему тут же припомнили статью за вредительство и все недостатки крутого нрава, но неожиданно его поддержал один из секретарей ЦК: «Я бы тоже дал Королёву рекомендацию, да опоздал. У него уже есть одна такая, что я позавидовал - боевая ракета его конструкции. Она лучшая оценка его деятельности. Побольше бы нам таких коммунистов». Вступив в партию, Королёв решил, что наука влечет его куда больше обороны: в то время он закончил работу над эскизом ракеты Р-7, первой межконтинентальной ракеты, связавшей воедино оборонную промышленность СССР и грезы Королёва о космосе. Р-7 стала точкой отсчета для советской космонавтики.

Запуск первого спутника и «Востока»
(1957–1961)

С 1953 по 1961 год каждый день Королёва был расписан по минутам: одновременно он работал над проектами пилотируемого космического корабля, искусственного спутника и межконтинентальной ракеты. К концу 1954 года был утвержден проект ракеты Р-7, приведшей к охлаждению «холодной войны», и тогда же ускорилась работа над ИСЗ. В работе над спутником Королёв проявлял особую внимательность, так как в 1960 американские ученые только и говорили, что скоро запустят первый искусственный спутник. Именно поэтому, когда в 1956 году стала стопориться разработка спутника, рассчитанного на пассажира (собаку), Королёв предложил запустить маленький спутник с минимумом электронной начинки. 4 октября 1957 года стало великим днём для мировой космонавтики: после этого спутник еще долгих 30 лет пролетал через советскую поп-культуру и даже прописался в Оксфордском словаре как «sputnik».

В день запуска Королёв позволил себе импровизированную взволнованную речь: «Пророческие слова Константина Эдуардовича Циолковского о том, что человечество вечно не останется на Земле, сбылись. Сегодня на околоземную орбиту выведен первый в мире искусственный спутник. С выводом его начался штурм космоса. И первой страной, проложившей дорогу в космическое пространство, явилась наша страна - страна Советов! Разрешите мне поздравить всех вас с этой исторической датой». После этого Королёв поблагодарил всю команду, и начальник экспедиции выдал каждому желающему чайник спирта, чтобы как-то отметить особенный день. Все решили, что выпивать целый чайник не стоит, поэтому почти не напились и в скором времени переключились на новые задачи.


Монтаж спутника, 1957 год

Первые эскизы «Восток-1» появились в 1957 году, а к 1961 году был готов проверенный образец. Корабли серии «Восток» должны были быть подготовленными к долгому пребыванию на земной орбите, так что пристальное внимание уделялось каждой мелочи. По бюро гуляла такая история: внутри практически смонтированного «Восток-1» с прикрытыми глазами сидел Сергей Павлович. Сотрудник ОКБ, которому требовалось закрепить внутри корабля какой-то прибор, робко окликнул конструктора: «И сколько вы уже тут сидите?» Сергей Павлович спокойно вымолвил: «Полчаса». Потом он спросил, сколько времени сотрудник проводил в «Востоке». Услышав в ответ, что тот в корабле и вовсе не сидел, Королёв взорвался: «А вы посидите! И поймёте тогда, что при такой компоновке кресла, как у вас, космонавт больше суток в корабле не протянет! Это надо же, слепить такую каракатицу: похлеще, чем для коровы седло!». Конфигурацию кресла изменили, все технические параметры были продуманы, оставалось лишь подобрать достойную кандидатуру на вылет.


Юрий Гагарин и Сергей Королёв на космодроме Байконур, 1964 год

Двадцать отобранных счастливчиков перед финальными медкомиссиями шутили: «Ну что, проходишь? Молодец, Лайкой будешь». По итогу сложных испытаний, как мы знаем, Лайкой стал Юрий Гагарин, с которым у Королёв подружился. Про эту дружбу можно было бы снять не один хороший фильм, если бы российская киноиндустрия признавала bromance. Не так давно опубликованная стенограмма разговора Королёва и Гагарина, выходящего на земную орбиту, лучше всего описывает их отношения и знаменательность 12 апреля 1961 года. В ней взволнованный конструктор говорит Гагарину: «Там в укладке тубы: обед, ужин и завтрак. Колбаса, драже там и варенье к чаю. 63 штуки, будешь толстый». Гагарин, смеясь, отвечает: «Не, главное - колбаска есть, чтобы самогон закусывать». После этого разговора, минуты через три, свершилась история. Впервые человек вышел за пределы атмосферы Земли и отправился в космос.

«Можно ставить точку на развитии нашего космоса»

(1961–1967)

После запуска «Восток-1» Королёв не потерял сдержанности и присутствия духа; пожалуй, ему лишь сильнее досаждала засекреченность его работы, приводившая к странным казусам. Например, когда Гагарин возвращался в Москву, Королёв отправился в составе торжественного кортежа встречать друга, но в последний момент его машина была оттеснена толпой людей. Ему пришлось смотреть встречу по телевизору.


Сергей Королёв, Валентина Терешкова и Юрий Гагарин обсуждают
грядущий полет, Байконур, 1963 год

В оставшиеся годы Королёв грезил разработкой суперракеты Н-1, которая должна была превзойти по техническим характеристикам его хит Р-7. Он не дожил до запуска тестового образца. Королёв готовил к полету и следил за выпуском следующих кораблей серии «Восток» (в частности, запускал в космос Валентину Терешкову), а также вёл все новые разработки ОКБ. Когда он ушел на плановое обследование в 1966 году, никто из сотрудников не мог предположить, что что-то пойдет не так. Во время операции на прямой кишке (Королёву должны были удалить злокачественную опухоль) сердце не выдержало наркоза, и Королёва не стало.

Когда весть о трагической гибели разошлась по профессиональному сообществу, космонавт Алексей Леонов сказал: «Всё оборвалось у меня внутри. Всё! Можно ставить точку на развитии нашего космоса. Так оно и вышло. Космос у нас есть, а развития не стало. Это вроде того, как 35 лет назад ездили на «Жигулях», так и по сей день на них ездим. Лучшего ничего не придумали. Только кузова на них меняем, а революционных - как при Королёве - прорывов нет!»

Что же касается дня сегодняшнего, то подписываясь на инстаграм NASA или следя за новостями Роскосмоса, стоит помнить, кому мы обязаны нашей страстью к космосу. В ней повинен не только лучезарно улыбающийся Юрий Гагарин, но и резкий и вспыльчивый конструктор Сергей Королёв. С праздником!

Таймлайн

Родился в семье Павла Яковлевича Королева и Марии Николаевны Москаленко.

Построил свой первый планер СК-1, поступает в Киевский Политехнический на специализацию «авиационная техника».

Поступил в Московское Высшее техническое училище.

Защитил дипломную работу под руководством А.Н. Туполева - проект самолета СК-4.

Начал работать в ГИРД, перешел от планеров к ракетам.

Арестован за «вредительство», подвергнут пыткам и осужден на 10 лет.

Обвинение смягчено, входит в состав закрытого КБ А. Н. Туполева.

Досрочно освобожден по указу президиума Верховного Совета СССР.

Сергей Павлович Королёв оставил множество разработок, изменивших представление ученых о ракетном деле, реактивных двигателях и аэронавтике. Он также понимал важность агитационной работы - и активно переписывался с Яковом Исидоровичем Перельманом, главным популяризатором точных наук советского времени. В письмах Перельману Королёв говорил: «Ваши книги я всегда читал с большим удовольствием. Хотелось бы, чтобы Вы <…>, как знающий ракетное дело специалист и автор ряда прекрасных книжек, больше уделили бы внимания самому ракетному двигателю, стратосферной ракете и т.п., так как всё это ближе, понятнее и более необходимо нам сейчас. А на межпланетные темы написано очень много всякой чепухи, которая и по сей час еще сильно вредит нам». Сергей Павлович настоял на том, чтобы первый искусственный спутник имел форму шара, подарив Советскому Союзу и всему миру новый символ: «Когда человечество увидит искусственный спутник, он должен вызвать у всех добрые чувства. Что может быть выразительнее шара? Люди воспримут спутник как некий образ, как символ космической эры».

Он курировал запуск корабля «Восток-1», отстоял кандидатуру Гагарина и до самой смерти наблюдал за космическими экспериментами Советского Союза. Королев также старался поддерживать разработки в области космической биологии и даже интересовался космической медициной. Его собственные проблемы со здоровьем косвенно повлияли на работу советских хирургов: с А. А. Вишневским он долго обсуждал возможность имплантирования искусственного сердца. По мере сил Сергей Павлович старался возбудить интерес к ракетостроению, конструкторскому и инженерному делу во всех своих коллегах и знакомых. В его распоряжении был самый действенный мотиватор, позволявший трудиться на предельном энтузиазме: «Не успеваете работать? Сдавайте пропуск».

Книги и фильмы по теме

Байопик «железного короля», поэтапно представляющий становление великого конструктора; местами читателя может оттолкнуть излишняя патетичность, свойственная советской публицистике, но с точки зрения фактов - чтение крайне занимательное. Среди достоинств - особое внимание, уделенное ранним годам работы Сергея Павловича: от первых планёров до ссылки на Колыму.

История дружбы Королёва и Гагарина, отличается таким же косным советским слогом: идеальным для написания научной работы, ужасным - для описания человеческих эмоций (по законам плохой драмы, каждая напряженная сцена заканчивается троеточиями).

Образцовая агитка работы Юрия Кара, более приличествующая Союзу застойного периода, нежели 2007 году. В любом случае, «Королёв» российскому кинопрому удался лучше, чем «Гагарин».

Сергей Павлович Королев - академик, имя которого известно, как правило, всем образованным людям планеты. В чем же причина такой популярности? Что же такое удалось создать этому, безусловно, талантливому человеку, что истории о нем пересказываются уже в течение нескольких десятилетий?

Как и все советские ученые, он сделал существенный вклад в развитие мировой науки. Но и это еще не все. Он был первым. Первым, кому удалось-таки покорить космическое пространство. Конечно же, после него были и будут талантливейшие специалисты, посвятившие и посвящающие свои труды освоению галактики. Но именно Королев Сергей Павлович считается первопроходцем.

Об этом человеке на самом деле можно рассказывать бесконечно долго, каждый раз удивляясь его таланту, настойчивости и целеустремленности.

Раздел 1. Детство и отрочество

Сергей Королев, биография которого достаточно насыщенна, родился в украинском городе Житомире 12 января 1907 года. Его родители рано разошлись, мальчик совсем не помнил родного отца, так как воспитывался в семье матери в г. Нежине. Именно там в 1911 г. Сергей увидел полет летчика Уточкина на аэроплане. Сказать, что это событие просто впечатлило его - это ничего не сказать. Подросток пришел в неописуемый восторг.

В 1917 г. Королев вместе с матерью переезжает в Одессу к отчиму. В Южной Пальмире тогда находился отряд гидросамолетов. И чистая случайность свела подростка с механиком В. Долгановым, который впоследствии начал его обучать всем тонкостям. Парнишка все лето проводил с бригадой, помогал готовить самолеты к полетам, и за очень короткое время смог стать незаменимым и безотказным помощником местных механиков и летчиков.

Сергею Королеву не удалось сразу получить аттестат об общем среднем образовании, в результате он окончил двухгодичную строительную школу, где очень прилежно учился. На протяжении своей учебы Королев продолжал участвовать в жизни гидроавиационного отряда. И за парнем плотно закрепилась слава блестящего механика.

Королев Сергей Павлович был членом Общества авиации Украины, читал лекции по планеризму, принимал участие в строительстве планера по конструкции знаменитого летчика К. А. Арцеулова. Через время он поступил в политехнический институт Киева, где считался одним из самых образованных студентов мех. факультета.

В 1926 году, после двух лет обучения в Киеве, талантливый юноша перевелся в Москву по специальности аэромеханика (МВТУ). В марте 1927-го Королев окончил планерную школу с отличием.

Раздел 2. Арест и работа на КГБ

В своей автобиографии главный конструктор вспоминал, что арестовали его очень неожиданно (случилось это 27 июня 1938 г.) по обвинению во вредительстве. Как и многих известных людей того времени, его подвергали пыткам. Существуют данные и о том, что ему ломали обе челюсти.

25 сентября 1938 г. ученого включили в список особых лиц, дела которых рассматривались Военной коллегией Верховного суда СССР. В том перечне он числился в первой (расстрельной) категории. Но суд 27 сентября 1938 г. приговорил его лишь к 10 годам ИТЛ. Через несколько лет срок был сокращен, и его освободили в 1944-м. За это время Сергей прошел «Бутырку» в Москве, тюрьму в Новочеркасске и Колыму, где занимался «общими работами» на золотом прииске.

В Москву будущий главный конструктор вернулся 2 марта 1940 года, где спустя всего 4 месяца вторично был осужден. В тюрьме НКВД ЦКБ-29 он участвовал в построении бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2. Такие таланты послужили причиной перевода Королева в другое КБ при авиазаводе № 16 в г. Казань. В 1943 г. его назначают на ответственную должность в производстве реактивных установок. В июле 1944-го ученого досрочно освободили по личному указанию И. В. Сталина.

Раздел 3. Сергей Королев - академик. Научные труды

Достижения в сфере заслуживают отдельного внимания. Итак, этот талантливый советский специалист принимал участие в следующих проектах, направленных на:

  • Разработку В 1956 г. под его чутким руководством была создана двухступенчатая баллистическая ракета Р-7, ее модификация состояла на вооружении РВСН СССР. В 1957 г. он создал первые ракеты, работающие на основе стабильных компонентах топлива.
  • Создание первого искусственного спутника нашей планеты. С. П. Королев разработал его на основе боевой ракеты с трех- и четырехступенчатым носителем. В результате 4 октября 1957 г. этот был запущен.
  • Конструирование различных спутников и запуск аппаратов на Луну. Кроме всего прочего, ему удалось разработать геофизический спутник, парные спутники «Электрон» и автоматические станции к Луне.
  • Сборку пилотируемого корабля «Восток-1», который сделал возможным первый в мире полет человека - Ю. А. Гагарина - по околоземной орбите. За это Королева вторично удостоили звания Героя Социалистического Труда.

Раздел 4. Любовь и космос ученого

Первый поцелуй Королева с девушкой его мечты, как ни странно, случился на крыше. Он жил в Одессе и влюбился в Ксению Винцентини, долго добивался ее благосклонности и только перед отъездом в Киевский политехнический институт сделал ей предложение. Ксения ответила, что подождет, пока Сергей закончит учебу. Так вышло, что она училась в Харькове на врача, а он в Киеве, а потом в Москве. Королев постоянно пытался добиться согласия Ксении на брак, она еще несколько лет сопротивлялась, но в итоге все же стала его женой, и Сергей увез любимую в Москву.

Однако, к сожалению, вскоре после этого Королев быстро теряет интерес к своей жене и увлекается другими женщинами. В итоге подобные похождения мужа довели женщину до и она решает оставить его. Их дочь Наташа узнала об «изменах отца» в 12 лет, в итоге трещина между дочерью и отцом осталась на всю его жизнь.

Выходит, что знаменитый Королев-академик так никогда и не смог стать любящим и заботливым мужем и отцом.

Раздел 5. Изматывающее внутреннее одиночество

Второй жене - Нине - было не легче с его похождениями. Сергей Павлович продолжал пропадать в бессрочных командировках, мучаясь одиночеством.

Он часто обращается к своей жене за советом, пишет ей письма, рассказывает о своих трудностях и переживаниях, вечных проблемах в душе и Но вскоре ей начинают надоедать его вечные терзания и признания, она перестает на них реагировать, и он чувствует себя еще более одиноким.

Раздел 6. История болезни и смерть

Все произошло слишком внезапно. Жил человек, трудился на благо Родины, прославлял свою страну, как вдруг его не стало. Не было ни торжественных речей, ни пышных похорон, ни даже статей на тему «Ушел из жизни С. П. Королев - академик с мировым именем».

Граждане СССР узнали о произошедшем из прессы. 16 января 1966 г. в газете «Правда» было опубликовано медицинское заключение о причине смерти Королева. Оказалось, что он долгое время болел, причем донимали его сразу несколько серьезных заболеваний: саркома прямой кишки, склероз артерий головного мозга и Как раз в этот день Сергею Павловичу проводили операцию по удалению опухоли, но он умер из-за сердечной недостаточности прямо на операционном столе, не приходя в сознание.

Сергей Павлович Королёв (1907-1966) — выдающийся конструктор и ученый, работавший в области ракетной и ракетно-космической техники. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР, он является создателем отечественного стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположником практической космонавтики. Его конструкторские разработки в области ракетной техники представляют исключительную ценность для развития отечественного ракетного вооружения, а в области космонавтики имеют мировое значение. Он по праву является отцом отечественной ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой.

С.П. Королёв родился 12 января 1907 г. в г. Житомире в семье учителя русской словесности П.Я. Королёва. Уже в школьные годы Сергей отличался неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 17 лет он уже разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции — «безмоторного самолета К-5». Поступив в 1924 г. в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 г. он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ), где получил известность как молодой способный конструктор и опытный планерист. Спроектированные и построенные им летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета, показали незаурядные способности Королёва. Особенно его увлекали полеты в стратосфере и принципы реактивного движения. В сентябре 1931 г. С.П. Королёв и Ф.А. Цандер добиваются создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации - Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В апреле 1932 г. она становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостные баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

В 1933 г. на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) основывается Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И.Т. Клейменова. С.П. Королёв назначается его заместителем. Однако расхождения во взглядах с руководителями лаборатории на перспективы развития ракетной техники заставляют С.П. Королёва перейти на творческую инженерную работу, и ему как начальнику отдела ракетных летательных аппаратов в 1936 г. удалось довести до испытаний крылатые ракеты.

В 1938 г. Королев был арестован Военной Коллегией Верховного Суда СССР по статье 58-7, 11. Он был приговорен к 10 годам лагерей. В 1940 г. срок сокращён до 8 лет лагерей, освобождён в 1944 г., а полностью он был реабилитирован в 1957 г. Арест и пребывание в ГУЛАГе навсегда заразили Королёва пессимистическим отношением к окружающей действительности. По воспоминаниям близко знавших его людей, любимой поговоркой Сергея Павловича была фраза «Шлёпнут без некролога…»

Год он провёл в Бутырской тюрьме. На допросах подвергался жестоким пыткам и избиениям в результате которых Королёву сломали челюсти (также получил сотрясение мозга). В 1939 г. попал на Колыму, где находился на золотом прииске Мальдяк и был занят на «общих работах». В 1940 г. направлен на новое место заключения - в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А.Н. Туполева, также заключённого, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Это послужило причиной для перевода Королёва в 1942 г. в другое КБ тюремного типа - ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации.

В 1946 г. Был создан единый научно-исследовательский институт «Нордхаузен», директором которого был назначен генерал-майор Л. М. Гайдуков, а главным инженером - С.П. Королёв. В 1948 г. С. П. Королёв начинает летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 и в 1950 г. успешно сдает ее на вооружение. Параллельно С.

Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, С.П. Королёв стремился к большему - к покорению космического пространства. В 1955 г. С.П. Королёв, М.В. Келдыш, М.К. Тихонравов выходят в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли. И уже 4 октября 1957 г. С.П. Королёв запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Работы над спутниками ведутся параллельно с подготовкой полета в космос человека.

12 апреля 1961 г. С.П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток», он реализует первый в мире полет человека-гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите.

С.П. Королёв был генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники, его вклад в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим. Можно только удивляться многогранности таланта Сергея Павловича, его неиссякаемой творческой энергии. Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественного ракетного вооружения и ракетно-космической техники. Трудно себе даже представить, какого уровня достигла бы она, если бы преждевременная смерть 14 января 1966 г. Сергея Павловича не прервала творческий полёт его мыслей. Урна с прахом С.П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

У многих иностранцев Россия ассоциируется с космосом. А вот у нас слово космос, в первую очередь ассоциируется с фамилией Королев.

Сергей Павлович родился в январе 1907 года, в городе Житомир. Отец его, Павел Яковлевич, был простым учителем, в школе он преподавал русскую словесность. Мать Мария Николаевна Москаленко тоже была учителем.

Будучи ребенком, Сергей отличался от сверстников своей тягой к технике. Тяга эта была не лишена таланта. А увлечение, помноженное на талант всегда дает большие плоды.

Так вышло и с Королевым. В 17 лет он разработал проект своего первого летательного аппарата - безмоторный самолет.

В 1924 году Сергей Королев поступает в Киевский политехнический институт на факультет авиационной техники. За два года учебы освоил все общие инженерные предметы. В 1926 году он переехал в , и продолжил учебу в МВТУ - Московское высшее техническое училище.

Во время своего обучения, Сергей Павлович зарекомендовал себя как талантливого конструктора. Построил ряд летательных аппаратов: «Коктебель», «Красная звезда», а так же самолет СК-4.

Эти модели были интересны с точки зрения. Осенью 1931 года Королев совместно с Цандером создают, при разрешении сверху, группу изучения реактивного движения. Через год, эта группа стала де-факто государственной лабораторией занимающейся разработкой ракетно-летательных аппаратов.

В 1933 году был основан Реактивный исследовательский институт, руководителем которого становиться Клейменов. Сергей Павлович стал его заместителем. Судьба у Королева была сложной.

В 1938 году он попадает в тюрьму по сфабрикованному обвинению. Через два года государству все же понадобились его услуги. Находясь в заключении, он принимал большое участие в создание «ТУ-2».

В 1946 году Сергей Павлович был назначен главным конструктором баллистических ракет. Он в кратчайшие сроки разработал несколько поколений баллистических ракет, которые характерно в лучшую сторону отличались от своих аналогов.

Следующим шагом в его жизни, была разработка ракетоносителя для атомных боеголовок. С этим заданием он, опять же, блестяще справился. В 1956 году на вооружение была принята первая ракета отечественного производства с ядерной боеголовкой. В дальнейшем разработки в этом направление не прекращались и Королеву удалось создать несколько модификаций.

Вскоре в началась программа по освоению космоса. И здесь не обошлось без его знаний и умений. Сергей Павлович создал первый в мировой истории пилотируемый космический корабль. Название корабля - «Восток».

На этом корабле человек впервые полетел в космос. И этим человеком был Юрий . Под руководством Королева космическая программа продолжает развиваться, вслед за Гагариным, в космос летят Титов, Николаев, Попович, Быковский, Терешкова, Леонов.

Бурное развитие космонавтики в СССР, не оканчивается только на разработке пилотируемых кораблей. Королев создает несколько беспилотников, имеющих научное назначение.

В космос выводятся спутники для изучения радиационных поясов Земли. Так же в космос выводятся спутники телесвязи и радиовещания.

Сергей Павлович тяжело болел и умер в начала 1966 года. Королев - Великий русский ученый, его вклад в развитие Космоса трудно переоценить. Благодаря своей научной деятельности, известен не только в , но и за рубежом.

Главный конструктор ОКБ-1
1946 - 1966

Предшественник:

Должность учреждена

Преемник:

Василий Павлович Мишин

Дата рождения:

Место рождения:

Город Житомир, Волынская губерния, Российская Империя

Дата смерти:

Место смерти:

Москва, СССР

Российская империя
СССР

Научная сфера:

Ракетостроение

Место работы:

Учёное звание:

Академик АН СССР (1958)

Альма-матер:

Известен как:

Основоположник советской космонавтики

Награды и премии:

Арест и работа в закрытых КБ

Человек в космосе

Проект орбитальной станции

Лунный проект

История болезни и смерть

Официальная версия

Подробности из мемуаров

Похороны

Награды и звания

В филателии

Интересные факты

(30 декабря 1906 (12 января 1907), Житомир - 14 января 1966, Москва) - советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Крупнейшая фигура XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения.

С. П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой. Является ключевой фигурой в освоении человеком космоса. Благодаря его идеям был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Гагарина.

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР. Член КПСС с 1953 года. Подполковник.

Биография

С. П. Королёв родился 12 января 1907 в городе Житомире (тогда Российская Империя, современная Украина) в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва (1877-1929) и Марии Николаевны Москаленко (1888-1980). Ему было около трёх лет, когда родители развелись. По решению матери, маленького Серёжу отправили в Нежин к бабушке Марии Матвеевне и дедушке Николаю Яковлевичу Москаленко.

В 1915 году поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве, в 1917 году - пошёл в первый класс гимназии в Одессе, куда переехали мать, Мария Николаевна, и отчим - Георгий Михайлович Баланин.

В гимназии учился недолго - её закрыли, потом были четыре месяца единой трудовой школы. Далее получал образование дома - его мать и отчим были учителями, а отчим, помимо педагогического, имел инженерное образование.

Ещё в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 1922-1924 учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

В 1921 познакомился с лётчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 - как автор проекта безмоторного самолёта К-5, официально защищённого перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н. Э. Баумана.

За время учёбы в МВТУ С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. В 1955-м Королев писал: «Еще в 1929 году я познакомился с К. Э. Циолковским, и с тех пор посвятил свою жизнь новой области науки». Из этой поездки Сергей Павлович привез несколько сочинений Циолковского с дарственной надписью. В этот год Королёв работал над дипломной работой - проект самолёта СК-4, а 2-го ноября, на планере «Жар-птица» сдал экзамены на звание пилот-паритель. Спроектированные им и построенные летательные аппараты: планёры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта, - показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора. Однако, особенно после встречи с К. Э. Циолковским, его увлекли мысли о полётах в стратосферу и принципы реактивного движения. В сентябре 1931 года С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф. А. Цандер добиваются создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации - Группы изучения реактивного движения (ГИРД): В апреле 1932 года она становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостно-баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

В 1933 году на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) был создан Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И. Т. Клеймёнова. Королёв был назначен его заместителем. Однако расхождения во взглядах на перспективы развития ракетной техники заставили Королёва оставить этот пост. Ему, как начальнику отдела ракетных летательных аппаратов, в 1936 году удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную-217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную-212 с жидкостным ракетным двигателем. В его отделе к 1938 году были разработаны проекты жидкостных крылатой и баллистической ракет дальнего действия, авиационных ракет для стрельбы по воздушным и наземным целям и зенитных твердотопливных ракет.

Арест и работа в закрытых КБ

Королёв был арестован 27 июня 1938 года по обвинению во вредительстве после ареста Клеймёнова Ивана Терентьевича и других работников Реактивного института. Он был подвергнут пыткам. По некоторым данным, во время пыток ему сломали челюсть. Автором этой версии является журналист Я. Голованов. Однако, в своей книге он подчеркивает, что это только версия:

В феврале 1988 года я беседовал с членом-корреспондентом Академии наук СССР Ефуни. Сергей Наумович рассказывал мне об операции 1966 года, во время которой Сергей Павлович умер. Сам Ефуни принимал участие в ней лишь на определённом этапе, но, будучи в то время ведущим анестезиологом 4-го Главного управления Минздрава СССР, он знал все подробности этого трагического события.

Анестезиолог Юрий Ильич Савинов столкнулся с непредвиденным обстоятельством, - рассказывал Сергей Наумович. - Для того чтобы дать наркоз, надо было ввести трубку, а Королёв не мог широко открыть рот. У него были переломы двух челюстей…

У Сергея Павловича были сломаны челюсти? - спросил я жену Королёва, Нину Ивановну.

Он никогда не упоминал об этом, - ответила она задумчиво. - Он действительно не мог широко открыть рот, и я припоминаю: когда ему предстояло идти к зубному врачу, он всегда нервничал…

Королёв пишет ясно: «следователи Шестаков и Быков подвергли меня физическим репрессиям и издевательствам». Но доказать, что Николай Михайлович Шестаков сломал челюсти Сергею Павловичу Королёву, я не могу. К сожалению, никто этого уже не сможет доказать. Даже доказать, что ударил, - нельзя. Что просто толкнул. Вновь повторю: я ничего не могу доказать, нет в природе этих доказательств. Я могу лишь попытаться увидеть. Никаких других свидетельств, подтверждающих то, что на допросах Королёву сломали челюсть, нет.

25 сентября 1938 года Королёв был включён в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он шёл по первой (расстрельной) категории. Список был завизирован Сталиным, Молотовым, Ворошиловым и Кагановичем.

Это было время перемен в руководстве НКВД и репрессии уже снизили свой размах. Поэтому судебные решения не так слепо следовали рекомендациям НКВД. Королёв был осуждён Военной Коллегией Верховного Суда СССР 27 сентября 1938 года, обвинение: ст. 58-7, 11. Приговор: 10 лет ИТЛ, 5 лет поражения в правах. 10.06.1940 года срок сокращён до 8 лет ИТЛ (Севжелдорлаг), освобождён в 1944 году. Полностью реабилитирован 18 апреля 1957 года.

21 апреля 1939 года попал на Колыму, где находился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления и был занят на так называемых «общих работах». 23 декабря 1939 года направлен в распоряжение Владлага.

В Москву прибыл 2 марта 1940 года, где спустя четыре месяца был судим вторично Особым совещанием, приговорён к 8 годам заключения и направлен в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А. Н. Туполева, также заключённого, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика.

Это послужило причиной для перевода С. П. Королёва в 1942 году в другое КБ тюремного типа - ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16 (ныне - Открытое акционерное общество «Казанское моторостроительное производственное объединение» /ОАО КМПО/), где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. Здесь С. П. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдаётся идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины разбега самолёта при взлёте и повышения скоростных и динамических характеристик самолётов во время воздушного боя. В начале 1943 года он был назначен главным конструктором группы реактивных установок. Занимался улучшением технических характеристик пикирующего бомбардировщика «Пе-2», первый полёт которого состоялся в октябре 1943 года.

По воспоминаниям, которые приписывают Л. Л. Керберу, С. П. Королёв был скептик, циник и пессимист, абсолютно мрачно смотревший на будущее, «Хлопнут без некролога», - была любимая его фраза. Вместе с этим есть высказывание летчика-космонавта Алексея Леонова относительно С. П. Королёва: «Он никогда не был озлоблен… Он никогда не жаловался, никого не проклинал, не ругал. У него на это не было времени. Он понимал, что озлобленность вызывает не творческий порыв, а угнетение».

В июле 1944 года С. П. Королёва досрочно освободили из заключения со снятием судимости, после чего он ещё год проработал в Казани. 12 января 2007 года на здании (проходной) ОАО КМПО был торжественно открыт горельеф С. П. Королёва работы скульптора М. М. Гасимова.

Разработка баллистических ракет

Говоря о конструировании советских ракет, последовавших за Р-1, трудно разграничить временные периоды по их созданию. Так, Королёв об Р-2 задумывается ещё в Германии, когда проект Р-1 ещё не обсуждался, Р-5 разрабатывается им ещё до сдачи Р-2, а ещё раньше начинается работа над небольшой мобильной ракетой Р-11, и первые расчёты по межконтинентальной ракете Р-7.

В августе 1946 года С. П. Королёв начал работать в подмосковном Калининграде (затем переименованном в 1996 году в Королёв), где был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке.

Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым, как главным конструктором, и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. Но уже в 1947 году выходит постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полёта: до 3000 км. В 1948 году С. П. Королёв начинает лётно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 году успешно сдаёт её на вооружение.

В течение одного только 1954 года Королёв одновременно работает над различными модификациями ракеты Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е), заканчивает работу над Р-5 и намечает пять разных её модификаций, завершает сложную и ответственную работу над ракетой Р-5М - с ядерным боевым зарядом. Идут полным ходом работы по Р-11 и её морскому варианту Р-11ФМ, и всё более ясные черты приобретает межконтинентальная Р-7.

В 1956 году под руководством С. П. Королёва была создана первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны. В 1957 Сергеем Павловичем были созданы первые баллистические ракеты (мобильного наземного и морского базирования) на стабильных компонентах топлива; он стал первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.

В 1960 году на вооружение поступила первая межконтинентальная ракета Р-7, имевшая две ракетных ступени. Это тоже была победа С. П. Королёва и его сотрудников.

Первый искусственный спутник Земли

В 1955 году (задолго до лётных испытаний ракеты Р-7) С. П. Королёв, М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддержало эту инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначен С. П. Королёв.

Для реализации пилотируемых полётов и запусков автоматических космических станций С. П. Королёв разработал на базе боевой ракеты семейство совершенных трёхступенчатых и четырёхступенчатых носителей.

4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.

«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества» - сказал позже С. П. Королёв.

Почтовые конверты

Другие спутники и запуск космических аппаратов на Луну

Параллельно с бурным развитием пилотируемой космонавтики ведутся работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 году разрабатываются и выводятся в космос геофизический спутник, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 году создаются и запускаются три автоматических космических аппарата к Луне. Первый и второй - для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны. В дальнейшем С. П. Королёв начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).

Человек в космосе

12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализует первый в мире полёт человека - гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите. Сергей Павлович в решении проблемы освоения человеком космического пространства не спешит. Первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия. Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Опять - скрупулёзный анализ влияния условий полёта на функционирование организма. Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А. Г. Николаевым и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год - совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 года - изучается возможность полёта в космос женщины. За ними - с 12 по 13 октября 1964 года - в космосе экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача на более сложном космическом корабле «Восход». 18 марта 1965 года во время полёта на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт А. А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

Проект орбитальной станции

Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полётов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Её прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полёта предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз».

Лунный проект

Ещё в середине 1950-х годов Королёв вынашивал идеи запуска человека на Луну. Соответствующая космическая программа разрабатывалась при поддержке Н. С. Хрущёва. Однако эта программа так и не была реализована при жизни Сергея Павловича из-за отсутствия единоначалия (программа разрабатывалась под руководством Минобороны СССР, в котором Королёв не работал), разногласий с главным конструктором ракетных двигателей В. П. Глушко, а также смены руководства КПСС - Л. И. Брежнев не придавал лунной программе такого значения, как Хрущёв. После смерти Сергея Павловича программа запуска космонавтов на Луну была постепенно свёрнута. Советская программа освоения Луны в дальнейшем производилась с помощью беспилотных космических кораблей.

История болезни и смерть

Официальная версия

  • Официальное медицинское заключение было опубликовано 16 января 1966 года. Правда. 1966. № 16 (17333).

«Медицинское заключение о болезни и причине смерти товарища Королёва Сергея Павловича.»

Тов. С. П. Королёв был болен саркомой прямой кишки. Кроме того, у него имелись: атеросклеротический кардиосклероз, склероз мозговых артерий, эмфизема лёгких и нарушение обмена веществ. С. П. Королёву была произведена операция удаления опухоли с экстирпацией прямой и части сигмовидной кишки. Смерть тов. С. П. Королёва наступила от сердечной недостаточности (острая ишемия миокарда).

Министр здравоохранения СССР, действительный член АМН СССР, профессор Б. В. Петровский; действительный член АМН СССР, профессор А. А. Вишневский; заведующий хирургическим отделением больницы, доцент, кандидат медицинских наук Д. Ф. Благовидов; член-корреспондент АМН СССР, профессор А. И. Струков; начальник Четвёртого главного управления при Минздраве СССР, заслуженный деятель науки, профессор A.M. Марков.

Подробности из мемуаров

  • Оперировал Сергея Павловича министр здравоохранения СССР, действительный член АМН СССР, профессор Б. В. Петровский, а ассистировал Петровскому заведующий хирургическим отделением, доцент, кандидат медицинских наук Д. Ф. Благовидов.
  • Остановить кровотечение, удалив полипы, не удалось. Приняли решение о вскрытии брюшной полости. Когда стали подбираться к месту кровотечения, обнаружили опухоль величиной с кулак. Это была саркома - злокачественная опухоль. Петровский принял решение удалить саркому. При этом произвели удаление части прямой кишки. Предстояло вывести оставшуюся часть через брюшину.
  • В связи с невылеченной травмой, полученной в ссылке (по версии, см. выше, следователь сломал Королёву челюсть, ударив Сергея Павловича графином по скуле. Вследствие неудачного сращения кости, Королёв не мог достаточно широко раскрывать рот даже во время еды), возникли сложности при интубации трахеи. Ему не смогли корректно ввести дыхательную трубку в трахею.

Похороны

Гроб с телом покойного С. П. Королёва был установлен в Колонном зале Дома Союзов. Для прощания с покойным был открыт доступ 17 января 1966 года с 12 часов дня до 8 часов вечера.

  • Похороны с государственными почестями состоялись на Красной площади Москвы 18 января в 13 часов. Урна с прахом С. П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене.

Семья

После смерти Королёва остались:

  • его мать - Мария Николаевна Баланина;
  • первая жена - Ксения Максимилиановна Винцентини, у которой от него родилась дочь - Наталья;
  • вторая жена - Нина Ивановна.

Вклад

Сергей Королёв был генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники, его вклад в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим. Можно только удивляться многогранности таланта Сергея Павловича, его неиссякаемой творческой энергии. Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественного ракетного вооружения и ракетно-космической техники. Трудно себе даже представить, какого уровня достигла бы она, если бы преждевременная смерть Сергея Павловича не прервала творческий полёт его мыслей.

В 1966 году Академия наук СССР учредила золотую медаль имени С. П. Королёва «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники». Учреждены стипендии имени С. П. Королёва для студентов высших учебных заведений. В Житомире, в Москве, на Байконуре, в других городах сооружены памятники учёному, созданы мемориальные дома-музеи. Его имя носят Самарский Государственный Аэрокосмический Университет, город в Московской области, улицы многих городов, два научно-исследовательских судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид, талассоид на Луне.

Награды и звания

  • Дважды Герой Социалистического Труда.
  • Награждён тремя орденами Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.
  • Академик АН СССР.
  • Лауреат Ленинской премии.
  • Почётный гражданин города Королёв.

Память

Названы в честь Королёва и носят его имя:

  • Наукоград Королёв, Московская область (переименован в 1996 году из «Калининграда»). Имя Королёва носит также центральный проспект этого города.
  • Кратер на Марсе.
  • Кратер на обратной стороне Луны.
  • Астероид 1855 Королёв.
  • Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» им. С. П. Королёва.
  • СГАУ - Самарский Государственный Аэрокосмический Университет им. академика С. П. Королёва. В 2011 году возле СГАУ установили бюст Сергею Королеву.
  • Военный институт в Житомире.
  • Медаль имени С.П. Королёва, присуждаемая Федерацией космонавтики России.
  • Знак Королёва, ведомственная награда Федерального космического агентства.
  • Дом Культуры имени С. П. Королёва в Киеве.

В филателии

Год рождения Королёва на почтовых марках разный - иногда по старому стилю, иногда по новому.

Почтовые марки и конверты

  • Следуя этапом из Бутырской тюрьмы на Колыму, Королёв некоторое время находился в Новочеркасской тюрьме.
  • Возвращаясь с Колымы в Москву, в Магадане Королёв не попал на пароход «Индигирка» (по причине занятости всех мест). Это спасло жизнь Королёву: следуя из Магадана во Владивосток пароход «Индигирка» попал в шторм и затонул у острова Хоккайдо.
  • Вскоре после войны, англичане продемонстрировали запуск немецкой ракеты «Фау-2» (пуск осуществляли немецкие специалисты). По указанию руководства, Королёв приехал под чужой фамилией, под видом капитана-артиллериста Советской Армии. Но его забыли снабдить наградами, которые были у фронтовых офицеров. И представители английской разведки весьма заинтересовались этим «капитаном».
  • Королёвым были впервые в мире осуществлены:
    • запуск в космос первого космонавта Юрия Гагарина
    • запуск в космос искусственного спутника земли,
    • запуск в космос спутника с живым существом - собака Лайка,
    • запуск баллистической ракеты с подводной лодки.
  • Королёв - единственный человек в истории СССР, получивший звание Героя Социалистического Труда, не будучи реабилитированным (звание присвоено 20.04.1956 г., а реабилитирован 18.04.1957 г.).
  • При жизни имя Королёва считалось секретным. Оно не упоминалось ни в новостях при запуске Спутника, ни при полёте Гагарина. Тем не менее, после смерти именем Королёва стали называться улицы, ему устанавливались памятники, сам он был похоронен у Кремлёвской стены. Советская пропаганда говорила о нём как о гениальном учёном, основоположнике космонавтики, но замалчивала факт его ареста.

Фильмы

Художественные и телевизионные

  • Укрощение огня (фильм) - ("Башкирцев" - Кирилл Лавров).
  • Разбег - о юности С. П. Королёва, 1982.
  • Корабль пришельцев (фильм) (Олег Табаков).
  • Королёв (фильм) - (Сергей Астахов).
  • Битва за космос (телесериал) (в роли Королёва - Стив Николсон).
  • «Кедр» пронзает небо (Игорь Скляр, 2011).
  • Фурцева (телесериал) (Алексей Янин, 2011).

Документальные

  • Сергей Королёв. Судьба - творческая мастерская «Студия А», «Первый канал», 2004.
  • Освобождение конструктора - телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королева». Фильм 1-й. Телеканал Культура, 2006.
  • Трофейный космос - телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королева». Фильм 2-й. Телеканал Культура, 2006.
  • Недосягаемая Луна - телекомпания «Цивилизация», цикл «Империя Королева». Фильм 3-й. Телеканал Культура, 2006.
  • Царь-ракета. Прерванный полёт - Телестудия Роскосмоса, ТВ Центр, 2006.
  • Мир состоит из звезд и из людей - Телеканал Культура, 2006.
  • Первые на Марсе. Неспетая песня Сергея Королёва - телестудия Роскосмоса, 2007.
  • Сергей Королев. Достучаться до небес - телестудия Проспект ТВ, «Первый канал», 2007.
  • Сергій Корольов - НТУ, 2007, (на русско-украинском языке).
  • Пять смертей академика Королёва - Студия «07 Продакшн», телеканал «Интер», 2009, (на русско-украинском языке).
  • Королёв. Обратный отсчет - телеканал НТВ, 2010.
  • Сергей Королёв. Жизнь на космической скорости - телестудия Роскосмоса, программа «Русский космос», телеканал Россия-2, 2011.