Новый истребитель 6 поколения. Истребитель шестого поколения сша


На вооружении России и США уже состоят истребители 5 поколения. Ведутся разработки моделей новых поколений истребителей, которые смогут завоевать господство в воздушном пространстве.

Самолет-истребитель 6 поколения России

Перспективы развития военно-воздушного флота России

Прежде, чем говорить про истребитель 6 поколения, рассмотрим самолеты 5 версии. Они имеют элементы перспективного класса воздушных судов. Однако такими летательными аппаратами не в теории, а на практике обладают только США с их F-22 Raptor и Россия с перспективным ПАК ФА или СУ-57, который проходит государственные испытание и принят на вооружение военно-космических сил.

Понимание будущих перспектив и возможностей самолета 6 поколения невозможно без описания возможностей действующей авиации, на способности которой ориентируются разработчики машин 6 поколения.

F-22 Raptor

F-22 Raptor — американский многоцелевой истребитель 5 поколения, принятый на вооружения и поступивший в военно-воздушные силы США в начале 90-х годов 20 века.

Разработка самолета началась в 80-х годах как ответ на создание СССР современных самолетов класса СУ-30 и модернизацию СУ-27.

Задумка конструкторов заключалась в создании летательного аппарата, который способен стать единым типом самолета для всего воздушного флота, за счет своих качеств сократить его численность и финансовые затраты на оснащение самолетов, обучение пилотов и налет совместно с эксплуатацией летательных аппаратов.


F-22 Raptor — истребитель 5 поколения ВВС США

Реализация проекта затянулась на 10 лет. Количество выпущенных машин изначально предполагалось 700 единиц для подавления существующих и перспективных воздушных флотов потенциальных противников США.

Это касалось России, которая на тот момент находилась в стадии распада и стагнации, но обладала внушительной армией, хоть и на бумаге. Также это касалось Китая, который набирал экономические обороты и активно вооружал собственные вооруженные силы, представляя потенциальную угрозу господству США.

Проект доведен до конца и реализован с применением существующих технологий самолета 5 поколения, которые выразились в:

  • малозаметности для большинства действующих радаров американского производства,
  • несении широкого спектра боеприпасов в специальных бомболюках, которые скрыты в подвеске самолета для улучшения малозаметности,
  • достижении дофорсажной сверхзвуковой скорости за счет установки двигателей нового поколения.

В боевом применении самолет участвовал в компаниях против республики Югославия и Ирака.

ввели в строй ввиду стоимости машины в 160 млн. долларов (масса машины составляет 16 тонн, а ее стоимость равна 16 тоннам золота)

Проблемы с летательными аппаратами обозначились в гигантской стоимости обслуживания, выходам из строя систем бортовой электроники и показателей малозаметности – самолет не стал полностью невидимым для российских средств ПВО.

В США идет разработка и введение в строй самолета 5-го поколения F-35, который не лишен аналогичных проблем.

Cамолет 5-поколения ПАК ФА

Российские инженеры и конструкторы в 2011 году представили прототип самолета 5-поколения ПАК ФА. Построено и проходят боевые испытания 12 единиц самолетов, которые получили индекс и обозначение в армии как СУ-47.

Летательный аппарат задействован в испытаниях на территории Сирийской республики, а данных о боевом применении нет. По своим скоростным характеристикам, энерговооруженности и информационным интеллектуальным системам соответствует машине 5-го поколения.


Конструкторские школы в разработке истребителей будущего направлены в единое русло. Потенциалом для создания таких моделей самолетов обладают лишь США, Россия и в некоторой степени Китай и страны Евросоюза в кооперации друг с другом. Перспективы создания такого изделия корректируются и изменяются во временем достигая сроков 40 годов 21 века.

Прорыв в этой области означает завоевание воздушного превосходства не только в воздухе, но и в орбитальном пространстве, что означает ведущую роль страны в военном строительстве.

Особенностью самолетов 6 поколения станет возможность кооперативного взаимодействия с родами войск и действие в едином информационном поле, представляя информацию в единый штаб командования.

Время тысячных авиационных армад уйдет в небытие.

Количественный состав таких проектов-самолетов в будущем уменьшится до нескольких сотен в наличии в военно-воздушных силах.

На первый план ставится эффективность действия внутренних энергетических систем, воздействие на противника при помощи полного набора вооружения и многофункциональность летательного аппарат, его всепогодность и применение во всех климатических зонах.


К основным путям развития видения истребителя 6 поколения относят его беспилотность — возможность управления из центра управления полета посредством оператора или интеллектуальной системы (искусственный мозг) с опциональной возможностью задействования пилота в качестве оператора на классическом месте за штурвалом. Порог гиперзвука преодолен если не в несколько раз, то минимально.

Разность мнений и подходов присутствует в понимании свойств малозаметности, американские инженеры выступают за абсолютную незаметность для вражеских радаров во всех диапазонах, российские коллеги заявляют, что достичь полной незаметности невозможно ввиду размеров летательного аппарата и совершенствовании конструкций систем ПВО.

У европейских и китайских инженеров нет единого подхода к конструкции смертоносной техники будущего.

Они обращают свои взоры на русских с американцами и, в последующем, будут копировать самолет 6 поколения у России.

Вооружение самолета шестого поколения, в виду многофункциональности, обеспечивает выполнение таких задач:

  • завоевание воздушного превосходства;
  • борьба с летательными аппаратами классов истребитель, штурмовик, бомбардировщик;
  • поражение целей на расстоянии тысяч километров при использовании крылатых ракет.

Вооружение используется в скрытых бомболюках, которые способствуют повышению скрытности и увеличению малозаметности машины для радаров ПВО. В рамках разработки перспективные летающие машины оснащаются, в том числе и зарядами с ядерными носителями.

Возможности дальности полета и радиуса действия российского самолета 6 поколения не ограничиваются стандартной дистанцией, и наработки предполагают увеличение этого параметра до 5-6 тысяч километров. Это расстояние позволяет причислить эти машины к классу стратегических средств доставки вооружения.

В перспективе, самолеты шестого поколения России будут оснащаться ядерной энергетической установкой. Это позволит обеспечить неограниченную дальность полета в совокупности со сверхзвуковыми характеристиками, уравняв новый российский истребитель шестого поколения с бомбардировщиком.

В целом перспективы развития самолета России 6 поколения широки и охватывают диапазон функций, который расширяет действие истребителя до многофункционального летательного аппарата, который выполняет весь спектр задач военно-воздушных сил.


Задачи по разработке истребителя 6 поколения

К российским истребителям 6 поколения заказчики оборонного ведомства, сотрудники НИИ и конструкторы предъявляют следующие требования:

Скрытность

Параметры малозаметности оказывают влияние на обнаружение воздушного судна противником и соответственно возможность вероятного поражения ракетными средствами.

Нанесение отражающего покрытия должно скрыть самолет шестого поколения от обнаружения средствами противовоздушной обороны в метровом, сантиметровом и миллиметровом диапазонах их действия.

На самолеты нанесено отражающее покрытие для маскировки.

Покрытие повторяет форму планера и отражая сигналы запроса от средств ПВО скрывает летательный аппарат и маскирует его действительные размеры.

Гиперзвуковые скоростные характеристики

Этот параметр означает нагрузку на пилота при переходе на гиперзвуковую скорость. Истребители 6 поколения будут преодолевать скоростной порог в 5 значений Маха, что означает преодоление скорости звука в 5 раз.

К характеристикам скорости относится и дальность полета, которая должна преодолевать значение в 5 тысяч километров — этого добиваются путем разработки не только скоростных, но и экономичных силовых агрегатов.

6 поколение самолетов должны преодолевать расстояния без дозаправок.

А с ними дальность полета увеличивается до 7-8 тысяч километров. Варианты исполнения разрабатываются: в двухмоторном исполнении российской стороной и с одним двигателем для американских нужд.

Изменяемая форма планера

Элементы планера изменяют свою форму в зависимости от полета в условиях боевого вылета или обычного полета до места ведения боевых действий. Изменение частей планера способствует повышению малозаметности, переходу на форсажные значения скорости и уменьшение перегрузки для пилота и планера.

Изменения касаются стреловидности крыла, выдвижения отдельных частей оперения для повышения общей эффективности.

Материалы изготовления планера представлены сплавами композита и титана, кабина пилота дополнительно бронирована и представляет собой капсулу с системами жизнеобеспечения.

При уничтожении или повреждении корпуса самолета капсула катапультируется вместе с пилотом и безопасно приземляется, одновременно с этим посылая сигналы о своем местонахождении. Практические потолок действия российского самолета 6 поколения не ограничен воздушным пространством и предполагает выход в нижние слои космоса.


Усовершенствованная авионика

Для летательных аппаратов они интегрированы в части планера и выполняет функции по мониторингу систем топлива, режимов изменения планера в зависимости от режима полета, состояния вооружения и параметры пилота. Датчики внедрены в системы самолета и представляют единую систему информационного пространства аппарата.

Информация обрабатывается бортовым компьютером, который принимает решения об изменениях режима полета, экономии топлива, запуске системы жизнеобеспечения и передает разведывательную информацию в центр управления полетами.

Возможность и наличие беспилотного управления

Опционально в российском исполнении и в полной мере как единственный вариант в американском варианте. Беспилотность означает передачу функций управления системами боевого обеспечения и полета на оператора, который находится в центре управления или в продвинутом варианте на искусственный интеллект – бортовой компьютер.

Отсутствие пилота позволит выводить истребитель 6 поколения России на скорость более 5 махов.

Такие перегрузки человек не способен выдержать.

Искусственный интеллект выполняет боевые задачи подстраивается под изменение внешней среды и условия полета, после отработки целей и выполнения задач самолет возвращается на место базирования самостоятельно.

В варианте исполнения пилотируемого истребителя шестого поколения, в комплекте для летчика идет шлем с интегрированной функцией управления полетами (шлем виртуальной реальности). Этот прибор позволяет пилотам следить и управлять системами самолета, снимает часть перегрузок, в боевом режиме видеть заднюю полусферу.


Возможность беспилотного управления истребителем

Вооружение нового поколения

Истребитель Су шестого поколения предполагает наличие крылатых с дальностью в 2-3 тысячи километров, возможность перевозки ракет в скрытых бомболюках подвески фюзеляжа.

Новый истребитель 6 поколения будет иметь на борту боеприпасы с ядерной начинкой и высокоточное оружие в количестве 16-24 ракет действия воздух-земля, воздух-воздух и перспективных снарядов космос-земля и космос — космос.

Помимо вооружения из ракет, предполагается разместить и высокоточные бомбы.

От пулеметного вооружения и крупнокалиберных пушек разработчики проекта истребителя 6 поколения предлагают отказаться.

История проекта нового самолета России

Первое поколение

В России развитие воздушного флота насчитывает больше 100 лет. Поколения российских истребителей на реактивной тяге начинают отсчет со времени Великой Отечественной войны, а разработки такого вооружения начались в конце 30-х годов 20 века. Первые экземпляры таких истребителей произведены конструкторским бюро МИГ.

К отличительным чертам первого поколения относятся:

  • невозможность преодоления скорости звука. Двигатели самолетов на высоких оборотах и форсаже не преодолевали скорость звука вплоть до середины 50-х годов с разработкой новых моделей с увеличенной тягой;

пушки этого калибра использовались в качестве вооружения

  • в качестве вооружения использовались авиационные пушки калибра 20 и 30 мм, которые устанавливались на винтовые модели. Разработка ракетного вооружения присуща следующим поколениям. Авиационные пушки предполагали воздушные сражения на малом расстоянии, и живучесть самолета зависит от маневренности и свойств планера. В качестве способа наведения на цель используется радиоприцел, также он выполняет задачи связи;
  • планеры выполнены из алюминия с использованием легких сплавов, однако не выдерживают нагрузок при потенциальном переходе на сверхзвуковую скорость;
  • применение ракетного вооружения при атаке на наземные цели. Ракеты не обладали системой наведения.

Ярким представителем первого поколения российских истребителей является самолет МИГ-9, который обладал характеристиками:


Второе поколение

Производство и разработка второго поколения происходила в середине 50-60 годов.

Самолеты этого поколения характеризовались следующими показателями:

При форсаже и максимальной тяге такие силовые агрегаты способны достичь скорости в 2 маха.

  • переход на двигатели, способные развить сверхзвуковую скорость полета. При форсаже и максимальной тяге такие силовые агрегаты способны достичь скорости в 2 маха. Это возможно при помощи изменения вектора тяги, экономии топливной смеси и применения сплавов при изготовлении частей агрегата. Скорость в режимах полета не превышала скорость звука, а достигалась кратковременно при форсаже;
  • появление управляемых ракет с системой наведения на цель стали основным вооружением, авиационные пушки не претерпели изменений и стали второстепенным вооружением;
  • изменение формы планера и появление измененных форм крыльев и частей фюзеляжа;
  • появление радара бортового, который позволил увеличить дальность и эффективность работы самолета, координацию действий нескольких машин в составе эскадрилий или звена. Появление радара позволило управлять массой самолетов с земли представлять актуальную информацию о местонахождении летательного аппарата и собирать разведывательные данные в реальном времени.

Типичным и самым массовым представителем российского второго поколения истребителей стала машина МИГ-19. Этот самолет стоит на вооружении некоторых стран по сей день и обладает характеристиками:


Третье поколение

Третье поколение характеризуется совершенствованием боевых комплексов, систем жизнеобеспечения с последующим увеличением скорости и тяги двигателей.

Разработка и реализация моделей 3 поколения велась до начала 80-х годов.

К характеристикам машин относятся:

  • увеличение скоростных характеристик двигателей — максимальная скорость превосходила показатели в 2 маха (советский истребитель МИГ-23 поставил 10 рекордов скорости и до 90-х годов считался самым быстрым среди аналогичных машин). Двигатели стали экономными, в их производстве применялись легкие сплавы в полном объеме и использовались турбореактивные технологии, которые позволяли выводить самолет на скорость в 2,5 маха на форсаже. Крейсерская скорость увеличена на 20-25%;
  • увеличена мощность и эффективность бортовых радаров, которые могут действовать на расстояние в 10-15 километров в пассивном и активном режимах;
  • появление и применение ракет средней и малой дальности воздух-воздух, воздух — земля для поражения воздушных и наземных целей, увеличение дальности ракет и количества подвесок, а также полезной боевой нагрузки;
  • изменение формы планера и изготовление крыльев и частей фюзеляжа из легких материалов из композитов. Появление возможности изменения формы крыла в полете;

Российским представителем такого поколения является МИГ — 27, который обладает следующими характеристиками:


Четвертое поколение

Разработка и производство самолетов 4 поколения велась вплоть до 2010 года. Данное поколения включает в себя подвиды поколения 4++, которые максимально приближены к последующему поколению.

В создании улучшена живучесть воздушных судов, информационные возможности ведения боя, энерговооруженность и использование ракет совершенных типов.

К характеристикам относятся:

  • истребители 4 поколения могут выполнять не присущие классу функции штурмовика или бомбардировщика — получили возможность многоцелевого использования по задачам авиации;
  • способность преодоления сверхзвукового барьера на крейсерских скоростях, максимальная скорость достигает 3-4 махов. В производстве двигателей активно применяются композиты и сплавы из титана и алюминия;
  • увеличение дальности активного радара до 25 километров с возможностью сканирования местности и воздушного пространства и обнаружения целей. Внедрение интеллектуальных систем наведения вооружения и обнаружения противника, одновременное ведение нескольких целей и атака как наземных, так и воздушных противников;
  • увеличение дальности полета и топливная экономичность.

Представителем 4 поколения является МИГ-29, имеющий характеристики:


Пятое поколение

Пятое поколение разрабатывается с 2010 года и характеризуется наличием элементов предыдущего класса и внедрением информационных систем ведения боя в живучести машины в условиях противостояния заслона ПВО.

К характеристикам относятся:

  • применение технологий малозаметности, которые позволяют минимизировать видимость летательного аппарата для противовоздушных средств. Покрытие позволяет машине незаметно преодолеть системы ПВО и нанести удар по воздушным и наземным целям;
  • увеличение скорости до сверхзвуковой на крейсерских режимах полета;
  • ведение до 30 воздушных целей одновременно и атаки 6-8 воздушных судов с применением крылатых управляемых ракет с лазерным и тепловым наведением;
  • применение технологий изменения стреловидности крыла в полете и увеличения общей дальности до 4- 5 тысяч километров

Российским представителем 5 поколения является СУ-57, большинство характеристик которого засекречены или изменятся в процессе испытаний и приятия на вооружение. Предположительно серийный образцы поступят на вооружение воздушно-космических войск в 2018-2019 годах.

К характеристикам машины относятся:


Разработка истребителя шестого поколения

Самолеты Су 6 поколения являются пока макетами, их проектирование планируется завершить к 2030 году с последующей эксплуатацией боевых машин.

Требования к истребителю 6 поколения предполагают наличие:

  • малозаметности от существующих и перспективных комплексов ПВО противника с ведением 50-70 наземных и воздушных целей;
  • увеличением подвесок для ракет средней и малой дальности;
  • внедрение системы интеллектуального мониторинга пространства на земле и в воздухе и действия в связке эскадрильи;
  • возможность использования беспилотного варианта и достижения крейсерской скорости в 5-7 маха с увеличением практического потолка полета в 25 тысяч метров. Применение в производстве планера сплавов из композита и титана нового поколения;
  • изменение формы планера во время полета с использованием возможности гиперзвуковой скорости и действия на околоземной орбите в пилотном и беспилотном варианте.

Новый самолёт России 6 поколения (фото)

Еще в прошлом году появились первые сообщения, что Россия разрабатывает истребитель шестого поколения, который должен прийти на смену стремительно устаревающему Миг-31. Данных о новой машине практически нет, тем не менее, информационный вакуум постепенно заполняется, и очертания супер-истребителя становится все более реальными.

Хозяин неба

МиГ-41 - это не просто истребитель, а истребитель-перехватчик. Он предназначен по большей части для уничтожения вражеских бомбардировщиков и крылатых ракет. Перехватчики вооружены управляемыми ракетами с инфракрасными и радиолокационными головками наведения, скорострельными пушками.

В настоящее время существует пять поколений истребителей, каждое из них обладает собственным набором технических характеристик. Последнее на сегодняшний день поколение представлено американским F-35C, российским Су-57 (начало его боевой эксплуатации ожидается в этом году), а также китайскими и прочими аналогами.

МиГ-41 - это уже шестое поколение истребителей, которое, соответственно, будет обладать еще более лучшими техническими характеристиками. Предполагается, что новый перехватчик станет не просто глубокой модернизацией старого, а принципиально новой моделью, которая, по словам, гендиректора корпорации "МиГ" Ильи Тарасенко, сможет перехватывать цели как в космосе, так и в арктическом пространстве. Истребитель, помимо ракет, бомбардировщиков и самолетов-разведчиков, будет способен уничтожить висящие на низких орбитах вражеские спутники.

На замену МиГ-31

Новая машина заменит перехватчик МиГ-31, который бы разработан еще в 1970-е годы. “Тридцать первый” способен развивать скорость до трех тысяч километров в час, а его боевой радиус превышает 700 километров. Показатели внушительные, но МиГ-41, кажется, готовится наголову превзойти своего предшественника.

Создаваемый истребитель, по словам летчика-испытателя Анатолия Квочура, сможет передвигаться со скоростью до 4,3 Маха - это более пяти тысяч километров в час. Такие возможности сделают новый МиГ самым быстрым самолетом на планете. Что касается предполагаемого радиуса действия будущего истребителя, то он может достичь 1300 километров.

Помимо прочего, новый истребитель скорее всего будет вооружен гиперзвуковым ракетным комплексом "Кинжал", который был продемонстрирован российской общественности и всему миру в ходе послания Владимира Путина Федеральному собранию в марте этого года.

Невидимка с искусственным интеллектом

Еще одна функция нового истребителя - возможность беспилотного управления. Предполагается, что разработка будет вестись как по направлению к беспилотнику, так и пилотируемому самолету.

Депутат Госдумы Владимир Гутенев ранее отмечал, что одно из основных направлений в работе над истребителем-перехватчиком шестого поколения является внедрение искусственного интеллекта. Причем не отдельными элементами, а полноценной, комплексной системы. По словам парламентария, искусственный интеллект будет осуществлять боевое управление машиной в условиях серьезной радиоэлектронной борьбы.

Кроме того, МиГ-41 будет применять стелс-технологии, позволяющие снизить заметность машины для радиолокаторов и тем самым повысить ее выживаемость. При помощи радиопоглощающих материалов и специальных геометрических форм происходит рассеивание энергии и излучения, а оставшаяся поглощается. Тем самым самолет становится невидимым для средств слежения противника.

Есть сомнения

Западные эксперты между тем сомневаются, что новый МиГ сможет действовать в космосе. Они отмечают, что новый МиГ должен одинаково успешно маневрировать как в низких слоях атмосферы, так и в ближнем космосе с его очень низкой плотностью воздуха. Такая многозадачность вряд ли под силу даже самому современному истребителю, полагает обозреватель Майкл Пек в статье для американского издания The National Interest.

Кроме того, западные аналитики полагают, что МиГ-41 может оказаться слишком дорогим для России. К примеру, стоимость американского истребителя пятого поколения F-35 доходит до 90 миллионов долларов. По нынешнему курсу - это 603 миллиона рублей. Вряд ли новый истребитель шестого поколения будет дешевле.

В свою очередь, военный эксперт Василий Кашин полагает, что Россия в силу своей огромной территории нуждается в новом перехватчике, однако пока его проект больше выглядит как нечто фантастическое. По его словам, наиболее вероятно поступление нового МиГа на вооружение к 2040 году.

Медлить нельзя

Между тем у России вряд ли есть еще 20 лет для создания нового истребителя. Срок эксплуатации МиГ-31 заканчивается ровно через 10 лет, в 2028 году. И уже к этому моменту ему должна быть подготовлена замена.

Буквально на днях стало известно, что над проектом МиГ-41 ведется активная работа, и результаты, по словам гендиректора корпорации Ильи Тарасенко, могут быть представлены общественности уже в скором времени. А поставки в войска, заверил он, начнутся уже в середине 2020-х годов, то есть аккурат к моменту вывода из эксплуатации устаревших "тридцать первых".

Советник первого заместителя генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев в интервью ТАСС заявил, что полным ходом идет создание истребителя шестого поколения. И даже назвал приблизительные даты.

В ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации) считают, что прототип истребителя 6 поколения может совершить свой первый полет в 2023-2025 годах. А о полной готовности можно говорить после 2030 года. Научно-исследовательские работы в этом направлении уже ведутся.

С одной стороны, говорить об истребителе 6 поколения, когда еще не доведен до ума истребитель 5-го, странновато. С другой стороны, готовь сани летом, а телегу зимой. И здесь есть определенная логика.

Интересны некоторые аспекты проекта. Истребитель планируется создать "в два лица". Первый вариант - пилотируемый, второй - беспилотный. Причем первая модификация сможет выполнять полеты в режиме беспилотника. Но это будут два разных самолета.

Беспилотный вариант будет обладать большими боевыми возможностями, чем его пилотируемый собрат. Так как человеческий организм все-таки имеет определенные пределы по физическим нагрузкам, то беспилотный истребитель сможет развивать большую скорость, выполнять более сложные маневры в плане перегрузок и даже выходить в космос. Идет речь и о гиперзвуковой скорости.

Пилотируемый же вариант будет иметь несколько другие особенности. Вообще, максимально эффективно самолеты будут действовать в стае. То есть, один или два пилота на самолетах первой модификации будут служить командным центром для 2-4 беспилотных истребителей. Примерно так сегодня могут действовать МиГ-31БМ для других машин.

Беспилотные самолеты предполагается оснастить определенным искусственным интеллектом, для того, чтобы они в бою могли эффективно распределять между собой цели и координировать свои действия, как с командирскими машинами, так и между собой. Эту или приблизительно такую схему сегодня используют в МБР "Лайнер".

Отмечалось, что самолеты смогут работать во взаимодействии с сухопутными войсками и боевыми кораблями.

При создании нового концепта конструкторы планируют придерживаться сильной стороны российских самолетов, а именно высокой маневренности. Скоростные качества ожидаются на нижнем пороге гиперзвука, расчетная максимальная скорость около 5М. А крейсерская, без форсажа, не ниже 2М.

И здесь можно ожидать тех проблем, с которыми столкнулись еще советские и американские конструкторы в прошлом веке. Стоит помнить, что американский ХВ-70 "Валькирия" при полете со скоростью около 2,5-3М нагревался до 3 000 градусов. При этом он был полностью сделан из титана и нержавеющей стали и весил около 230 тонн. Отечественные гиперзвуковые самолеты Т-4 и М-50 также не отличались легкостью. М-50 по взлетному весу не уступал "Валькирии", Т-4 был легче (около 150 тонн), и при постройке тоже использовались титан и сталь.

Очевидно, что постройка истребителя, задачи которого несколько отличны от задач приведенных самолетов, должен быть намного легче. Следовательно, речь идет и о разработке новых материалов, способных обеспечить как прочность, так и сопротивление высоким температурам. Ведь защищать придется не только планер от нагрева при трении о воздух, но и двигатели от перегретого воздуха, поступающего из воздухозаборников.

А для должной безопасности пилотов теплоизоляция, наверное, должна быть не хуже, чем у космических кораблей многоразового использования.

Стелс-технологиям также будет уделено особое внимание. Самолеты должны противостоять не только существующим системам ПВО, но и РЛС самолетов, в том числе и пятого поколения. То есть к материалам предъявляется множество требований - термостойкость, механическая прочность, поглощение облучения радарами противника, низкие величины теплового излучения. Пока неизвестно, обладаем ли мы такими материалами в принципе, но если разработки нового поколения самолетов уже идут, значит, вопрос с материалами для их постройки тоже не стоит на месте.

Вооружение. Здесь можно процитировать Михеева.

"Это будут сверхдальние гиперзвуковые ракеты, способные работать по воздушным, наземным и морским целям. Несомненно, в них будут использованы принципы «свободной охоты и коллективной ответственности» - когда группа ракет, достигнув удаленных сил противника, которые необходимо подавить, самостоятельно выбирает главные и второстепенные цели и распределяет их между собой".

Также Михеев упомянул о совсем уж экзотических видах вооружения, об электромагнитных пушках СВЧ-диапазона. По задумкам конструкторов, эти пушки будут способны полностью выводить из строя электронные системы самолетов противника. Но это уже дело совсем далекого будущего, по крайней мере, пока не будет решен вопрос об источнике энергии для этих пушек. На сегодняшний день быстрый и маневренный истребитель и подобная система совмещаются плохо.

Кто конкретно ведет работы над истребителем 6-го поколения, конечно, не разглашается по многим причинам. Можно предположить, что это ОКБ Сухого. В ОАК говорят, что российские авиаконструкторы вплотную занялись новой темой сразу же после того, как истребитель пятого поколения Т-50 практически был сделан и у конструкторов (то есть у ОКБ Сухого) появилось время на новые разработки.

В США истребитель шестого поколения делает компания "Боинг". Ее проект называется F/A-XX. Предполагается, что эта новинка в 30-е годы заменит палубные истребители F/A-18E/F "Super Hornet".

Впервые макет прототипа был представлен для обозрения еще в 2009 году. Затем он был существенно переработан и показан в 2013 году.

Планер представляет собой "летающее крыло" без вертикального оперения. Такой вариант был принят на основании того, что киль создает дополнительное аэродинамическое сопротивление. Поворот осуществляется за счет малогабаритных рулей, расположенных на крыле. Судя по всему, во время прямолинейного полета рули убираются и выпускаются лишь при маневрировании.

О типе двигателя ничего не сообщается. Скорее всего, турбореактивный. Он, как и на истребителях пятого поколения, может обеспечить сверхзвуковой крейсерский полет в бесфорсажном режиме. Максимальная скорость не указана. Но вероятно, гиперзвуковой она не будет.

Истребитель двухместный, с двумя двигателями. Прорабатывается и версия беспилотной машины. Максимальный взлетный вес объявлен на уровне 45 тонн, дальность - 3000 км.

В прошлом году стала поступать информация о том, какой видят машину американские военные.. Начальник военно-морских операций Джонатан Гринет заявил, что скорость и скрытность самолета не являются приоритетными. Упор сделан на дальность обнаружения целей и нанесение ударов с больших дистанций. Возможно, истребитель оснастят лазерным или электромагнитным . Но здесь та же проблема, что и у российских разработчиков: энергетическая установка.

Вообще, последние разработки американцев (в F-22 и F-35) стали довольно компромиссными. Отказавшись от сверхманевренности и скорости в пользу скрытности, американцы тем самым получили далеко не самые лучшие самолеты. Зато дорогие. А теперь еще и малозаметность будет принесена в жертву. Возможно, как раз маневренность и скорость выйдут на первый план.

Следует признать, что четких критериев принадлежности самолета к шестому поколению пока никто не определил и не огласил. Но уже сегодня, исходя из тех крох информации, которые поступают от конструкторов и заказчиков, можно сделать вывод о том, что наши и американские самолеты нового поколения будут сильно различаться.

Появилась информация о создании истребителя 6-го и 7-го поколения, но на данный момент еще нет никакой конкретики. А если проанализировать некоторые факторы, это больше напоминает грамотно продуманную пиар-компанию, чем достоверные данные. Целью этой компании является поднятие престижа российской оборонной промышленности в глазах граждан.

Мы можем судить по примеру США о том, насколько масштабные работы нужно проделать для создания подобной техники, потому что российские инженеры держат всю информацию об успехах в создании истребителей нового поколения в строжайшем секрете. В. Бондарев - главнокомандующий ВКС РФ, в обсуждении перспектив истребительной авиации Российской Федерации сказал, что ни в коем случае нельзя разглашать подробности и что уже ведутся активные работы по созданию истребителей 6- го и 7- го поколения, которые займут особую нишу в оборонном комплексе России.

Вице-премьер Д. Рогозин предоставил информацию о сотрудниках конструкторского бюро «Сухой», которые уже презентовали первые результаты разработок истребителя 6- го поколения. Государство проявляет активный интерес и ответственность к вопросам усовершенствования военной техники, особенно воздушной. На сегодняшний момент в мировой истребительной авиации выделились 2 направления. Первое заключается в усовершенствовании традиционных качеств техники, которые можно обозначить формулой Покрышкина «высота – скорость – маневр – огонь». Россия развивает именно это направление. Хотя, некоторые специалисты оборонной промышленности считают, что оно прорабатывается избыточно.

По их мнению, сверхманевренность должна регулироваться в соответствии с потребностями государства, то есть нужно учитывать тот факт, что все эти разработки могут пригодиться в конкретных военных действиях. А не создавать технику для зрелищных шоу на авиаучениях. Наличие на борту лишнего веса, выходящего за рамки полезной нагрузки, возникающей из-за создания новых функций, которые могут не пригодиться при ведении боя, негативно сказывается на маневренности самолета и его готовности к успешным боевым действиям.

2-е направление заключается в создании «высокоумных» истребителей для ведения молниеносного боя с противником, находящимся на дальних дистанциях, независимо от скорости полета и того, на какой высоте он находится. По такому пути пошли специалисты военной промышленности США при создании истребителя F-35, который является самым инновационным самолетом 5- го поколения.

Кстати, деление на поколения весьма условные, потому что главком ВКС России не обладает компетенцией рассказывать о разработках российских истребителей 6-го и 7-го поколений. Остается лишь обратиться к другим информационным источникам и данным о том, какими характеристиками должна обладать такая техника. Посмотрим опыт американцев, которые в отношении данных вопросов более открыты.

Лазерный, адаптивный, модернизируемый, беспилотный

По материалам американского интернет-ресурса Nationalinterest.org истребитель 6-го поколения должен иметь 5 качеств:

· Высокоэнергетическое лазерное оружие на борту;

· Двигатель изменяемого цикла со специальной адаптивной технологией. Такой двигатель сможет работать как турбовентиляторный при совершении длительных и трансокеанских полетов, а когда нужно и как турбореактивный в тех случаях, когда необходимо развить большую скорость;

· Высокую радиолокационную малозаметность «стелс». Отсюда возникают очень взыскательные требования к форме самолета. То есть, он должен представлять собой летающее крыло – бесхвостку. Такую схему строения воплотить в бомбардировщике, с его большими крыльями не составить труда. А вот в короткокрыльном самолете это реализовать очень сложно. Истребитель получится неуправляемым. Но, тем не менее, есть один выход: внедрить на борт истребителя 6-го поколения систему «стелс». Она отлично подавляет работу низкочастотных радаров, способных распознавать самолеты «невидимки»;

· Возможность трансформации, в том числе способность к оснащению современным вооружением и бортовым радиоэлектронным оборудованием;

· Функцию беспилотного управления. Хотя она менее востребована, чем предыдущие четыре пункта.

При создании истребителя F-35 главной проблемой было то, что он задумывался как универсальный ударный многоцелевой самолет, который мог бы решать разноплановые задачи всех видов войск. Сотрудники «мозгового» треста США «Rand» уже в 1994 г. утверждали об ошибочности этой концепции для конструкции истребителя. Учтя допущенные ошибки, американские разработчики больше не пытаются создать универсальный многофункциональный истребитель 6- го поколения. По существующему плану все эти функции будут распределены в рамках двух моделей самолетов. И в их основу лягут схожие технологии. Один из этих самолетов создан специально для ВВС и он получил название NGAD, что переводится как истребитель следующего поколения для завоевания господства в воздухе.

Второй истребитель (F/A –XX) создан для ВМС. Это многоцелевой самолет, для которого нанесение ударов по морским и наземным объектам будут не менее значимы, чем по воздушным противникам. Оба самолета в первую очередь создаются для ведения военных действий в воздухе и только после этого для ведения боя с сухопутными или морскими противниками. Как показывает опыт - намного проще создать из истребителя штурмовик или бомбардировщик, чем проделать трансформацию в обратном порядке.

Современный истребитель – это дорогое удовольствие

Может ли СССР сделать «Mercedes»? Именно такой вопрос И. В. Сталин как-то задал Берии. На что Берия ответил, что сможет, но только один. Объективно оценивая производственную мощь и экономические возможности СССР, Берия полагал, что Советский Союз запустит серийное производство высокотехнологичных автомобилей.

Этот факт всплывает в сознании, когда вспоминаешь об утверждении Зам. Министра обороны Ю. Борисова. Год назад он сказал о том, что военные могут закупить истребители 5-го поколения (ПАК ФА Т-50) в меньшем количестве, чем зафиксировано в государственной программе вооружения, рассчитанной до 2020 г. По данным газеты «КоммерсантЪ» представители вооруженных сил приобретут всего лишь двенадцать истребителей и только после их эксплуатации решат - сколько таких самолетов еще нужно закупить. Хотя ранее планировали приобретение 52-х истребителей. В течение 2016-2018 г. российские военно- воздушные силы должны получать по восемь самолетов в год, а в 2019 – 2020 г. по четырнадцать самолетов. По мнению источника из Министерства обороны это программа могла быть успешно реализована, если бы не экономические проблемы, возникшие в стране.

Истребитель шестого поколения должен быть технологически усовершенствован, следовательно, его стоимость будет выше, чем у истребителя пятого поколения. Таким образом, если экономические сложности в стране не будут успешно преодолены, они негативным образом скажутся на процессе создания истребителя 6- го поколения. По мнению американцев, которые совершили ряд ошибок в процессе разработки F-35, создать один универсальный многофункциональный истребитель не достаточно. Нужно разрабатывать как минимум две модели самолета, что еще сильнее осложнит решение этой задачи для России в финансовом плане. Но даже, если не учитывать пробелы в экономике страны, то информация о начале разработки истребителей 6-го и 7-го поколения вызывает недоверие. Это ощущение похоже на то, когда слышишь в телевизионных новостях сообщения о необходимости продвижения на рынки продукции российских производителей, которые якобы превосходят по качеству известные мировые бренды. При этом названия российских компаний не называются.

Какими функциями будут снабжены российские истребители 6-го и 7-го поколения представители оборонной промышленности «не имеют права разглашать информацию». С каждым днем размытость комментариев к созданию новых моделей истребителей специалистами российского военного комплекса усиливается. В конечном итоге складывается ощущение, что все данные о разработке и создании в Российской Федерации истребителей призваны усилить в сознании граждан нашей страны четкое понимание того, что истребительная авиации России – самая сильная и стремительная в мире. Но при этом, не приводится каких-либо доказательств этим данным. Примерно такие же эмоции возникают от истории полета скандально известного барона Мюнхгаузена на Луну на пушечном ядре.

Возможно, в ближайшем будущем важнее сосредоточить силы на тотальном введении в строй ПАК ФА. Это касается как качественного, так и количественного фактора. Такие меры помогут Российской Федерации избежать ситуации вооружения «полуготовыми» истребителями Т-50 и их аналогами.