На ком был женат настоящий д’Артаньян. Актеры и роли Д артаньян биография

Portrait of a Man BOURDON, Sйbastien

В 2004 г. строителями, ремонтировавшие дом в голландском городе Маастрихт была сделана сенсационная находка. В саду около стены здания они обнаружили останки семерых человек. Полиция вначале полагала, что захоронение было сделано недавно, но эксперты говорят, что эти люди жили примерно в XVII веке. Это подтверждается несколькими монетами той эпохи, найденными поблизости.
Историки напомнили, что 25 июня 1673 в этих краях происходили сражения - французский король Людовик XIV послал гвардию мушкетеров для захвата Маастрихта. Ее предводителем был не кто иной, как капитан-лейтенант Шарль де Бац де Кастельмор, граф Д"Артаньян. Во время одного из многочисленных штурмов Маастрихта Д"Артаньян был убит - пуля из мушкета попала ему в голову, его тело удалось вынести из-под огня противника только с пятого раза, причем четверо смельчаков, пытавшихся это сделать, погибли. Из мемуаров того времени известно,что в присутствии двух кузенов погибшего, Пьера и Жозефа де Монтескью д"Артаньян, тело капитана мушкетеров было погребено у подножия стен Маастрихта. Так что, возможно, в братской могиле среди других французских солдат покоился реальный, а не выдуманный Александром Дюма исторический персонаж.

Портрет д’Артаньяна с фронтисписа «Мемуаров...» Куртиля
Все исследователи творчества Дюма сходятся в том, что из более чем десятка лиц, носивших фамилию Д"Артаньян, прототипом знаменитого персонажа является именно де Кастельмор. Именно ему, отчаянному храбрецу, Король Франции давал "особые"поручения.
Около 1640 г. (а не в конце 1620-х гг., как у Дюма) молодой человек записался на королевскую службу в гвардию под фамилией матери - де Монтескью. Тогда принято было иметь боевое прозвище, и он придумал себе псевдоним д’Артаньян (d’Artagnan) - по названию земель, принадлежавших матери. Мушкетером же он стал лишь в 1644 г. Затем д’Артаньян попал в свиту кардинала Мазарини.
Самым известным его деянием является арест в 1664 г. суперинтенданта Николя Фуке, описанный в «Виконте де Бражелоне». После того как он так отличился в деле Фуке, д’Артаньян становится доверенным лицом короля. Людовик XIV был очень опечален гибелью такого слуги и сказал, что тот был «почти единственный человек, который сумел заставить людей любить себя, не делая для них ничего, что обязывало бы их к этому», а по свидетельству д’Алиньи, король написал королеве: «Мадам, я потерял д’Артаньяна, которому в высшей степени доверял и который годился для любой службы». Маршал д’Эстрад, который много лет служил под командованием Д’Артаньяна, позже сказал: «Лучших французов трудно найти». Это можно и сказать и про литературного героя Дюма. Впрочем, романист во многом отступил от исторической правды. Он перенес Д"Артаньяна на несколько десятков лет назад, во времена правления Людовика XIII.
А родился наш герой в 1611 г. в Замок Кастельмор(Castelmore) в провинции Нижние Пиренеи на юге Франции. Бертран де Бац - отец будущего мушкетера, хотя и был дворянином, но богатством, на самом деле, никогда не отличался. Дом его никогда не был обителью роскоши и мало похож на те грандиозные замки долины Луары.

Поместье «Chateau d"Arricau-Bordes», ничем ни примечательное - ни в плане размеров, ни по комфортабельности, оценено риелторами в 5,3 миллиона долларов.
Столь высокая для нынешней экономической ситуации цена обуславливается тем, что поместье принадлежало семье Шарля де Баца, носившего по материнской линии фамилию д"Артаньян.
В настоящее время поместье принадлежит британскому финансисту Роберту Шетлер-Джонсу. Земельный участок имеет площадь в 14 га, на котором расположены лесные массивы, виноградные плантации и степные пейзажи. Также на территории «Chateau d"Arricau-Bordes» имеется собственное винное производство, которое поставляет к столу владельцев поместья до 4,5 тысяч бутылок вина в год.

Картина Альфреда ФридландераКоролевские мушкетеры при Людовике XIII
Надо сказать, что поначалу мушкетеры вовсе не были элитой. Рота при своем формировании насчитывала 100 рядовых мушкетеров, 1 капитана, 2 лейтенантов и 4 корнетов. До 1629 г. рота подчинялась капитан-лейтенанту легкой кавалерии, затем обрела самостоятельность. Первым ее командиром был капитан де Монтале. С 3 октября 1634 г. капитаном роты считался сам король, а ее фактический командир носил звание капитан-лейтенанта; эту должность занял г-н де Тревиль (Жан-Арман де Пейре, сеньор, с 1643 г. граф де Труавиль, иначе де Тревиль).

Жан-Арман дю Пейре, граф де Тревиль

Де Тревиль был гасконцем, в результате чего значительная часть роты вскоре состояла из земляков командира. Отличительным знаком мушкетёров был короткий лазоревый плащ «а-ля казак» с серебряными галунами и нашитыми на него спереди, сзади и на боковых лопастях белыми крестами; крест, изготовлявшийся из бархата, имел золотые королевские лилии на концах и алые трилистники на перекрестьях. Мушкетерам полагался конь серой масти (точнее, белый либо серый в яблоках), отчего они и получили прозвание «серых мушкетёров». Снаряжение мушкетёра, кроме коня и мушкета с сошкой, составляли шпага, палаш (для конного боя), пара пистолетов, дага (кинжал для левой руки) и перевязь буйволовой кожи с крепившимися к ней патронами (натрусками), пороховницей, мешочком для пуль и фитилями; «Мушкетёры военного дома короля» причислялись к «гвардии вне Лувра», то есть к внешней охране короля; они должны были сопровождать короля в его выходах и прогулках, передвигаясь верхом по двое впереди прочей охраны; также они сопровождали короля в кампаниях, в которых он принимал участие.

Ernest Meissonier. A Game of Piquet. 1845
"Настоящему" Атосу в 1628 году (время действия "Трех мушкетеров") не исполнилось и тринадцати лет; Портосу было 11 лет, а Арамису - меньше десяти. Но Дюма захотелось столкнуть своих героев с Бэкингемом, и он поменял течение времени.

Атос

Его настоящее имя Арман де Силлег д’Атос д‘Отевиль. (1615-1643). Арман де Силлег тоже служил в мушкетерской роте. Это был бедный гасконский дворянин, который приходился троюродным племянником Арману-Жану де Тревилю. В Париж молодой Силлег прибыл, примерно в 1638 году. В мушкетерскую роту, однако, он вступил далеко не сразу, приблизительно через три года, в 1641. Знаменитый плащ он носил недолго. В 1643 Атос был убит на дуэли вблизи рынка Прэ-о-Клер.
Поместье с замком де Ла Фер принадлежало королеве Анне Австрийской и играло довольно важную стратегическую роль во Франции времен Религиозных войн. Эту крепость войска Генриха III несколько раз отбивали у протестантов. Впрочем, сам род де Ла Фер прекратил свое существование уже к началу XVII века. Среди кавалеров Ордена Святого Духа, учрежденного в 1580 году, можно встретить фамилию де Ла Фер, но этот достойный дворянин умер почти за тридцать лет до рождения Атоса.

Портос

Исаак де Порто (Isaac de Portau) родился в 1617 г. в семье богатого землевладельца. Дед Портоса, завзятый гугенот, был поваром при дворе Генриха Наваррского в пору его пребывания в Беарне, по другим данным о нем, дедушка-Портос был обычным аркебузером, А вот батюшка мушкетера был нотариусом и преуспевающим землевладельцем. Портос - один из немногих мушкетеров, который был выходцем не из Гаскони, а из расположенного поблизости от нее Беарна. В мушкетерскую роту Исаак поступил примерно в одно время с Арманом де Саллегом. Кто знает, возможно, Атос и Портос в самом деле были близким друзьями. Впрочем, под началом Тревиля Исаак также служил недолго. Саму роту расформировали в 1646. Тем не менее, Портос еще какое-то время оставался в Париже. Он вышел в отставку в 1650, и уехал обратно в Беарн. Там он получил должность начальника арсенала крепости Наварран.
Исаак де Порто прожил в родном Беарне долгую и, судя по всему, счастливую жизнь. Умер он в 1712 году в возрасте 95 лет. Сохранились сведения о том, что прототип Портоса оставил после себя семерых детей. По другим сведениям, женат он не был и умер в одиночестве.

Арамис

Арамис, точнее Анри д’Арамиц (Henri d"Aramitz), родился в 1620 г. Он принадлежал к старинному беарнскому роду, прославившемуся во время религиозных войн XVI в. Арамис тоже, как и Атос был родственником де Тревиля (его кузеном)! В 1641 г. он вступил в мушкетерскую роту, но через десять лет уже проживал в родных краях вместе с женой, бывшей мадемуазель де Беарн-Бонасс, от которой имел трех сыновей. Умер в 1672 г, по другим данным в 1674г. По неподтвержденным данным, некоторое время был светским аббатом.

У Гасьена де Сандра де Куртиль, автора «Мемуаров господина д’Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров» это были не три друга, а три брата, которых д"Артаньян встречает в доме у г-на де Тревиля. "Признаемся, чуждые нашему слуху имена поразили нас, и нам сразу пришло на ум, что это всего лишь псевдонимы, под которыми д"Артаньян скрыл имена, быть может, знаменитые, если только носители этих прозвищ не выбрали их сами в тот день, когда из прихоти, с досады или же по бедности они надели простой мушкетерский плащ", - пишет Дюма в авторском предисловии к "Трем мушкетерам"

Смотр черных мушкетеров в Саблонской долине. Картина Робера Поля Понсе Антуана, 1729

Что досталось от них героям Дюма? Только имена. Но пришёл Дюма, подобрал на улице имена - и создал из ничего мифологию. Предвосхитив, заметим, не только и не столько приключенческую литературу, сколько комиксы (и в особенности японские "манга"), в которых свойства героев приобретают черты современного мифа. В героев Дюма играть хочется, несмотря на жестокость Атоса, наивность Портоса и хитрость Арамиса. Им можно, ведь они - боги, а не люди.

И вот что ещё интересно: в результате этой выдумки, этой псевдоисторической манипуляции, перед нами оживает вполне реальная историческая Франция начала XVII столетия с её событиями, людьми, нравами, колоритом, даже кухней: Франция, которую бы мы никогда не узнали и не полюбили настолько, будучи вынуждены читать одни архивные документы да «Мемуары мессира д’Артаньяна» Куртиля.

Памятник д"Артаньяну в Париже

В гости к сказке

Оживает в памяти любимая книжка детства и даже слышно как звенят шпоры Д"Артаньян на мостовой
"…Итак, д"Артаньян вступил в Париж пешком, неся под мышкой свой узелок, и бродил по улицам до тех пор, пока ему не удалось снять комнату, соответствующую его скудным средствам. Эта комната представляла собой подобие мансарды и находилась на улице Могильщиков, вблизи Люксембурга."


Улица Могильшиков (ныне улица Сервандони)

Мемориальная доска на угловом доме улицы Бак и набережной
«На этом месте стоял дом, в котором жил капитан королевских
мушкетеров г-н д" Артаньян»

Улица Бак, д.1. Здесь когда-то жил капитан-лейтенант д"Артаньян
На этой фотографии мемориальная доска видна в правом нижнем углу. А еще правее, в нескольких шагах от жилища д"Артаньяна, в домах 13-17 по улице Бак располагались казармы мушкетеров, где большинство из них получили жилье за счет казны. Кстати, именно в бытность д"Артаньяна капитаном мушкетеров это и произошло (1670г.). Увы, до наших дней казармы не сохранились и нынешние дома №№13, 15 и 17 ничем особенным кроме своего исторического месторасположения не отличаются.
"…Внеся задаток, д"Артаньян сразу же перебрался в свою комнату и весь остаток дня занимался работой: обшивал свой камзол и штаны галуном, который мать спорола с почти совершенно нового камзола г-на д"Артаньяна-отца и потихоньку отдала сыну. Затем он сходил на набережную Железного Лома и дал приделать новый клинок к своей шпаге."

Набережная Железного Лома (ныне Кожевенная)

"…После этого он дошел до Лувра и у первого встретившегося мушкетера справился, где находится дом г-на де Тревиля. Оказалось, что дом этот расположен на улице Старой Голубятни, то есть совсем близко от места, где поселился д"Артаньян, - обстоятельство, истолкованное им как предзнаменование успеха."

Улица Старой ГолубятниПриемная господина де Тревиля
"...Кроме утреннего приема у короля и у кардинала, в Париже происходило больше двухсот таких "утренних приемов", пользовавшихся особым вниманием. Среди них утренний прием у де Тревиля собирал наибольшее число посетителей. Двор его особняка, расположенного на улице Старой Голубятни, походил на лагерь уже с шести часов утра летом и с восьми часов зимой. Человек пятьдесят или шестьдесят мушкетеров, видимо, сменявшихся время от времени, с тем чтобы число их всегда оставалось внушительным, постоянно расхаживали по двору, вооруженные до зубов и готовые на все."

Де Тревиль вполне мог иметь подобный дом

Монастырь кармелиток Дешо

Внутренний двор монастыря Дешо, место несостоявшейся дуэли д"Артаньяна и Атоса
Название его происходит от слова «дешоссе» - разутый, поскольку монахини при входе снимали обувь. От «бесплодных пустырей» сохранился только монастырский двор, где собственно и должна была состояться дуэль, положившая начало дружбе четырех мушкетеров. Вполне возможно, что брусчатка во дворе и сейчас “та самая”, четырехвековой давности

"Молодая женщина и ее спутник заметили, что за ними следят, и ускорили шаг. Д"Артаньян почти бегом обогнал их и затем, повернув обратно, столкнулся с ними в тот миг, когда они проходили мимо изваяния Самаритянки, освещенного фонарем, который отбрасывал свет на всю эту часть моста."

Башня Самаритэн с Самаритянкой. Фрагмент картины из музея Карнавале

Новый мост и универмаг Самаритэн

“Атос жил на улице Феру, в двух шагах от Люксембурга. Он занимал две небольшие комнаты, опрятно убранные, которые ему сдавала хозяйка дома, еще не старая и еще очень красивая, напрасно обращавшая на него нежные взоры.

Улица Феру в сторону Сен-Сюльпис. В одном из здешних двориков жил Атос

Улица Феру, вид в сторону Люксембурга

"Портос занимал большую и на вид роскошную квартиру на улице Старой Голубятни. Каждый раз, проходя с кем-нибудь из приятелей мимо своих окон, у одного из которых всегда стоял Мушкетон в парадной ливрее, Портос поднимал голову и, указывая рукой вверх, говорил: "Вот моя обитель". Но застать его дома никогда не удавалось, никогда и никого он не приглашал подняться с ним наверх, и никто не мог составить себе представление, какие действительные богатства кроются за этой роскошной внешностью."

Дом для Портоса

Дойдя до конца переулка, Д"Артаньян свернул влево. Дом, где жил Арамис, был расположен между улицей Кассет и улицей Сервандони.

Вожирар, 25 - адрес Арамиса

недалеко от этого дома, у перекрестка улиц Вожирар и Ренн находится отель, носящий имя Арамиса

Лувр в наши дни

Макет Бастилии в музее Карнавале
Бастилия… Вот он, страх современников, который революция 1789 года превратила в груду камней. Ими потом вымостили площадь Согласия: топтать, топтать ненавистные останки..

На месте где стояла Бастилия

«Красный герцог»
Статуя Ришелье занимает почетное место среди 136 изваяний государственных деятелей Франции, украшающих Отель-де-Виль

Памятник Александру Дюма-отцу у метро Мальзерб
А. Моруа («Три Дюма») пишет про художника-графика, Гюстава Доре, автора памятника: «Гюстава Доре вдохновил сон Дюма-отца, когда-то рассказанный им сыну: "Мне приснилось, что я стою на вершине скалистой горы, и каждый ее камень напоминает какую-либо из моих книг". На вершине огромной гранитной глыбы - точно такой, какую он видел во сне, сидит, улыбаясь, бронзовый Дюма. У его ног расположилась группа: студент, рабочий, молодая девушка, навеки застывшие с книгами в руках».
Поставили памятник на площади Мальзерб, где находилась последняя квартира писателя, и теперь вы можете увидеть его прямо от выхода из одноименной станции метро (M° Malesherbes - название по-французски для тех, кто захочет найти станцию на плане Парижского метро).

История о Д"Артаньяне и трех мушкетерах, принадлежащая перу , стала классикой мировой литературы. Захватывающий сюжет, романтика XVII века, описание придворных интриг и яркие образы делают роман привлекательным для читателей любой эпохи. Главным героем произведения французского писателя стал гасконец Д"Артаньян, сумевший нахальностью и самоуверенностью покорить читательниц. Его удаль и отвага поражают и мужскую аудиторию. Книгой зачитываются подростки, прикоснуться к ее страницам не прочь и люди зрелого возраста. Но мало кто знает, что образы, запечатленные Дюма, были списаны с реальных персон.

История создания

Историки доказали, что кажущееся вымышленным имя главного героя принадлежало Шарлю де Бац Кастельмору, жившему в 1611-1673 годах. Дюма вдохновился книгой под названием «Мемуары господина Д’Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров, содержащие множество частных и секретных вещей, которые произошли в царствование Людовика Великого». Она издана в Голландии в начале восемнадцатого столетия, и писатель черпал из произведения мотивы для своего труда. Текст, на который опирался романист, создан Гатьеном де Куртиль де Сандра. Автор собирал байки и сюжеты для книги, опираясь на чужие рассказы.

Некоторые читатели уверены, что герой был армянином. Но прототипом Д’Артаньяна оказался дворянин Шарль де Бац Кастельмор. На момент его рождения семейству принадлежало большое состояние, которое сумел сколотить дед Кастельмора и удержал в своих руках отец. В 1608 году Кастельморы были богатым и знатным родом Гаскони.

Переехав в Париж в 1630-ых годах, Шарль взял себе фамилию матери – Д"Артаньян. Как гласит сюжет романа Дюма, юноша отправился в столицу, пользуясь покровительством капитан-лейтенанта де Тревиля. Там он попал в мушкетерскую роту и был облагодетельствован вниманием кардинала Мазарини, который был министром Франции с 1643 года. Несмотря на скорое расформирование роты, Д"Артаньян остался верен покровителю и продолжал нести службу в качестве курьера.


Гвардеец кардинала, покоряющий сердца прелестниц в романе Александра Дюма, в реальности имел кроткий нрав и был примерным семьянином.

Благодаря мушкетеру было передано бесчисленное множество тайных поручений. Посланник сопровождал Мазарини в изгнании. В 1652 году за свою верность отчизне получил чин лейтенанта французской армии. Карьера Д"Артаньяна быстро развивалась. К 1658 году он был заместителем командира в восстановленной мушкетерской роте. В 1667 году он – уже командир роты. В это же время ему пожаловали титул графа. Несколькими годами позже Шарль занял пост губернатора Лилля, но не стремился к политической карьере, чувствуя себя на месте только на поле брани.


Причина смерти Шарля Д"Артаньяна кроется в возвращении в армию. В период франко-голландской войны он принимал активное участие в атаке противника. В одной из вылазок герой принял смерть от мушкетной пули, попавшей в голову. Уважение однополчан не дало Д"Артаньяну быть похороненным на чужой земле. Его вывезли в расположение французских войск и оплакивали всей страной. После смерти образ героя стал легендарным, ему посвятили не одну новеллу. История жизни мушкетера легла в основу произведения Александра Дюма и была увековечена.

Биография и сюжет

Главным персонажем романа «Три мушкетера» является гасконец Д"Артаньян. Ища славы и богатства, он отправляется в Париж, чтобы вступить в полк мушкетеров. Смекалистый и харизматичный персонаж отличается отвагой и смелостью. Он остер на язык и готов постоять за себя, бравируя молодостью.


Д"Артаньян

В столице Франции он попадает в быстротечный водоворот придворных интриг, дуэлей, скандалов и приключений. Благодаря хитрости и удачливости юноша умудряется выпутаться из любой ситуации. Его отличают благородство и прямолинейность, склонность к достижению поставленных целей. Сам и королева Франции признают заслуги гасконца.

Постоянно находясь в центре событий, герой ищет приключений и возможности для подвигов. Образ авантюриста отличается притягательностью, хотя рядом со своими новыми приятелями он выглядит неотесанным провинциалом.


Д"Артаньян и три мушкетера

Темпераментный и горячий, Д"Артаньян знакомится с новыми приятелями, вызывая их на дуэль. В результате трех поединков, назначенных на один день и час, у героя появляются друзья: , и . Войдя в новый коллектив, персонаж принимает установленные правила игры.

Автор не возносит своего героя над другими. Наоборот, делает простым порядочным человеком с индивидуальными недостатками и достоинствами. Его девушка была бы обречена на жизнь в вулкане страстей, но обаятельный Д"Артаньян играет симпатиями прелестниц. Интриги прекращаются, стоит ему познакомиться с Констанцией.


Д"Артаньян и Констанция

В сюжете романа переплетаются несколько линий, связанных с любовными отношениями героя и его долгом перед отечеством, который изображен в виде передачи подвесок для королевы. Фигурирует и мотив мужской дружбы, подкрепляемый тесным товариществом мушкетеров. Роман Александра Дюма наполнен коллизиями и деталями, подчеркивающими особенности описываемых образов.

Актеры и роли

Роман «Три мушкетера» представляет собой богатый материал для интерпретаций. Книга насчитывает 120 экранизаций, среди которых полнометражные картины, мини-сериалы и мультипликационные фильмы. Большинство лент снято за рубежом, и в одной популярной картине в образе Миледи предстала . В России создан знаменитый фильм 1978 года «Д"Артаньян и три мушкетера», его продолжение и вариации на тему в нескольких версиях.

В сердцах зрителей навсегда сохранится образ хвастливого, задорного и смелого Д"Артаньяна в исполнении . Любопытно, что на эту роль актера утвердили не сразу. Режиссер имел план по подбору актеров. В него пришлось внести изменения из-за некоторых обстоятельств. Предполагалось, что Михаил Боярский исполнит роль графа Рошфора.


Чарли Шин в роли Д"Артаньяна

Но, опоздав однажды на репетицию, запыхавшийся актер предстал перед режиссером в облике, который соответствовал образу мушкетера в представлении постановщика. Боярский с трудом забирался на лошадь, но в кадре выглядел настоящим гасконцем. Роль готовили для , но она досталась не ему. На решение режиссера повлияло и то, что Абдулову было сложно работать с музыкальными произведениями, написанными специально для картины.


Логан Лерман в роли Д"Артаньяна

В американской кинокартине 1993 года в образе главного героя предстал . В «Мушкетере», вышедшем в 2001 году, роль исполнил Джастин Чэмберс. А в фильме «Мушкетеры» 2011 года Д"Артаньяна воплотил . В российской ленте 2013 года в образе лихого мушкетера появился . И только для Михаила Боярского эта роль стала символичной.

Любопытно, что, кроме Д"Артаньяна, достоверными оказались и другие персонажи. У Атоса, Портоса и Арамиса имелись прототипы. Арман де Селлек д"Атос д"Отевиль из купеческой семьи, получившей дворянский титул, стал прообразом Атоса. Исаак де Порте, Портос, был сыном нотариуса. Д"Арамис, чье имя осталось неизменным, – офицерским сыном. Мушкетеры служили в роте в разное время и не были знакомы. Их объединил литературный замысел Александра Дюма.


Российская публика неизменно ассоциирует образ Д"Артаньяна с Михаилом Боярским, которому в юности, как и его герою, не приходилось занимать удали. В ходе съемок актер подвергал жизнь опасности. Так, в сцене поединка на шпагах рапира попала актеру в лицо и угодила в ротовую полость, едва не затронув жизненно важные органы.


Госкино предоставило для съемок советской картины скромный бюджет. Художникам по костюмам и реквизиторам приходилось использовать подручный материал, чтобы сделать кадры визуально привлекательными. На съемках в Одессе Юнгвальд-Хилькевич самостоятельно соорудил подвески королевы, скупив на местном рынке яркую бижутерию. Его авторству принадлежит также эфес шпаги Д"Артаньяна, сделанный из консервной банки.

Цитаты

Какие альтернативные вариации ни предлагал бы кинематограф, представители нескольких поколений навсегда запомнили цитаты из советского фильма. Поклонники не раз просили Боярского повторить знаменитые фразы:

«Каналья!», «Тысяча чертей!».

Бравый девиз мушкетеров:

«Один за всех и все за одного!» – повторяют мальчишки в дворовых играх.

Произведение Георгия Юнгвальд-Хилькевича наполнено остротами и юморесками, которые не набивают оскомину после многочисленных просмотров.

«Провинциальный, зато принципиальный», – сообщает о себе Д"Артаньян тем, кто смеет подшучивать над происхождением.

Гордый и самолюбивый герой не даст себя в обиду, а крылатая фраза повторяется гостями крупных городов. Любимым выражением растратчиков становится принадлежащее главному герою романа выражение:

«Скупость сушит душу».

«Три мушкетера» – приключенческий роман, главное действующее лицо которого не может усидеть на месте, когда вокруг происходят увлекательные события. Автор вкладывает в уста Д"Артаньяна слова:

«Я чувствую себя пыльной статуей, забытой в подвале. Такая жизнь, Портос, может убить похлеще пушечного ядра».

Эта описательная фраза выражает суть личности героя и характер произведения.

Первую пролистывала вчера ещё.
Советую прочитать вторую статью. В ней, конечно, нет никаких точных данных, только предположения. Отрывок из нее:

Цитировать (выделенное)

3. «Как прикажете вас называть?»
На первый взгляд может показаться удивительным, что г-н Дюма, создав столь ярких героев, не позаботился открыть читателям их имена. Как четверо друзей могли в течение тридцати с лишним лет обходиться исключительно титулами, фамилиями и прозвищами в общении друг с другом? Признаться, ещё в пору далёкого детства автора этих строк чрезвычайно занимал этот вопрос, и в частности, почему даже Констанция, в последние минуты жизни, обращаясь к своему возлюбленному на «ты», называет его «д’Артаньян», то есть, вспоминает лишь его фамилию?
Однако остаётся лишь смириться с тем, что столь почитаемый нами г-н Дюма оставил этот пробел в биографии своих героев (всех, за исключением Арамиса, которому посчастливилось услышать своё имя – Рене – из нежных уст очаровательной герцогини де Лонгвиль в романе «Двадцать лет спустя»). Читателям остаётся лишь полагаться на собственное воображение и выдвигать различные версии, касательно того, как могли звать каждого из героев трилогии.
Излишне говорить, что в данном сочинении речь идет исключительно о литературном персонаже, вышедшем из-под острого и талантливого пера Александра Дюма-отца. Никакие другие лица, реальные или вымышленные, могущие претендовать на имя славного мушкетёра, не имеют никакого отношения к нашим наблюдениям, хотя, вполне возможно, и даже совершенно очевидно, что некоторым из них герой трилогии Дюма обязан своим появлением.
Тем не менее, если уж рассуждать о возможных вариантах имени доблестного гасконца, то в первую очередь на память приходит имя его реального прототипа, которого звали Шарль де Бац де Кастельмор д’Артаньян. Другой д’Артаньян, также послуживший прообразом героя Дюма, упоминается в предисловии к роману «Три мушкетёра», когда автор романа приводит название рукописи, которая частично легла в основу сюжета романа, – «Воспоминания г-на д’Артаньяна». Мемуары эти, как известно просвещённым читателям, являются апокрифическими, поскольку автором их был живший в конце XVII века Гасьен де Куртиль де Сандра, кстати, современник и, вероятно, знакомый реального д’Артаньяна, Шарля де Бац. В этих мемуарах мушкетёр называется Шарлем, иначе говоря, носит имя реального человека, с которого в основном и был списан г-ном Куртилем.
Что же, два источника дают одно имя. Примем его как возможный вариант, тем более что имя Шарль, или Карл, как его чаще передают в русском написании, пользовалось большой популярностью во Франции, и даже двенадцать королей этой страны не погнушались носить его.
Но не стоит забывать, что в те времена, когда жили мушкетёры Дюма, дворяне (а «д’Артаньян был дворянин») часто не ограничивались одним именем для своего ребёнка, желая обеспечить ему более надёжную защиту небесных покровителей. Тогда, быть может, г-н д’Артаньян-отец мог дать сыну как минимум двойное имя. Кого же выбрать в качестве второго защитника? Вспомним, что г-н д’Артаньян-отец был современником «славного короля» Генриха IV, к тому же участвовал вместе с ним и г-ном де Тревилем в войнах за веру, о чём мы узнаём из первой главы «Трёх мушкетёров», и, наконец, жил в Гаскони, где память короля особенно почиталась. Раз уж он дал своему единственному (о чём так же сказано в первой главе) сыну одно «королевское» имя – Шарль, почему бы ему было не дать сыну и второе, не менее звучное – Анри? Шарль-Анри д’Артаньян, чьи предки уже «пятьсот с лишним лет» служили королям Франции.
Кстати, следует заметить, что имя Шарль (Карл) имеет древнегерманское происхождение, и вовсе не является церковным. То же самое касается и имени Анри (Генрих). А если вспомнить, что на территории Гаскони и Беарна проживало в те далёкие времена большое число протестантов-гугенотов, то легко предположить, что и предки д’Артаньяна не были католиками. Во всяком случае, до того, как светлой памяти король Генрих Четвертый (сам, между прочим, перешедший в католичество протестант) занят французский престол. А протестанты, как известно, не признавали католических святых, и, вполне возможно, не придавали такого большого значения церковным именам, призванным обеспечить их детям покровительство святых, в честь которых их называли.
Замечу вскользь, что в процессе поисков кое-какой информации, касающейся личных качеств г-на д’Артаньяна-сына, о которых речь впереди, в главе «Король» романа «Виконт де Бражелон» я обнаружила нечто любопытное:
«Погоди, погоди, ты увидишь, на что способен человек, который певал гугенотские песни при кардинале, при настоящем кардинале!»
Да-да, это мысли самого д’Артаньяна, обращённые к Людовику Четырнадцатому! Таким образом, он сам признаётся в том, что имел какое-то представление о протестантской культуре, и мы можем предположить, что не слишком ошиблись, когда записали предков гасконца к протестантам-гугенотам.
По этим двум причинам Шарль-Анри кажется вполне подходящим именем для сына гасконского дворянина.
Впрочем, всё сказанное выше является лишь фантазией вашей покорной слуги, которой она сочла возможным поделиться с вами. (Замечу в скобках, что за поддержку этого варианта имени д’Артаньяна высказались ещё четыре-пять человек, среди которых и тот, кому это сочинение главным образом обязано своим появлением).

«12 июля в городе Ош люди чествовали память истинного человека, проведшего полную и бурную жизнь... Он до седин оставался пылким гасконским капитаном, небогатым воином, верною шпагой прекрасной Франции». Это слова из статьи Александра Куприна . 12 июля 1931 г. русский классик с трепетом и благоговением присутствовал при открытии памятника Д’Артаньяну .

«Было мне лет десять-одиннадцать. Д’Артаньян мне снился... Мой же дальнейший жизненный путь был уже прочерчен без малейших колебаний. После школы — только истфак Московского университета...» Под этими словами известного советского учёного Анатолия Левандовского может подписаться не только тот, кто связал свою жизнь с изучением истории, но и каждый, кто хоть сколько-нибудь ею интересуется. Как ни крути, а у истоков всё равно будет стоять подбоченившийся гасконец со шпагой.

И в ореоле цитат. «Смеётся над лошадью тот, кто не осмеливается смеяться над её хозяином!», «Разучилась пить молодёжь... А ведь это ещё один из лучших», «Любовь — это игра, в которой выигравшему достаётся смерть», «Я дерусь просто потому, что дерусь», «Я прибыл в Париж с четырьмя экю в кармане и вызвал бы на дуэль всякого, кто осмелился бы сказать мне, что я не в состоянии купить Лувр». Ну и, конечно, прекрасное и вечное: «Один за всех, и все за одного!»

Д’Артаньян. Иллюстрация из книги Дюма. Фото: www.globallookpress.com

Сила мифа

Желающих развеять этот блестящий образ, созданный Александром Дюма , по-прежнему навалом. С пафосом единственного хранителя истины и ехидной улыбкой вам расскажут, что всё-то Дюма наврал. Что — да, был такой Д’Артаньян, гасконец и мушкетёр. Но действовал не так, не с теми, и не тогда. Что всё было много скучнее. Появление на свет предположительно в 1613 г., затем, после непонятного детства, только служба, приказы, казарменная лямка и смерть от голландской пули в 1673 г.

Когда-то археолог-любитель Генрих Шлиман решил искать легендарную Трою, руководствуясь «Илиадой» Гомера . Над ним смеялись. И совершенно зря. Кое-какие мелочи, донесённые слепым сказителем, оказались чистой правдой. То же самое можно сказать и о романе Дюма. Да, он передвинул действие лет на двадцать назад — во время истории с алмазными подвесками реальному Д’Артаньяну было то ли три годика, то ли все пять. Серьёзное прегрешение. Однако есть нюанс. При детальном рассмотрении почти все строки Александра Дюма оказываются чистой правдой.

Мещанин во дворянстве

Больше того — ею являлись даже вопли наших мальчишек, которые, насмотревшись на приключения Михаила «Тысяча чертей» Боярского в роли гасконца, устраивали поединки на шпагах из прутиков.

И немилосердно коверкали имя любимого героя. Оно звучало то каким-то реверансом в сторону «Звёздных войн» — «Дарт Аньян», то приобретало отчётливо армянский колорит — «Дыр-Танян».

Как ни странно, все эти варианты имеют право на существование. Написание родовых имён во Франции XVII в. — настоящий цирк с конями. Вполне респектабельной версией фамилии главного мушкетёра всех времён было нелепое, но зафиксированное в документах Artanga (Артанья). А также Dartagnan, то есть Дартаньян — именно так, в одно слово. Сам Шарль Ожье де Бац де Кастельмор , а именно таким было имя нашего героя по отцу, предпочитал называть себя d’Artaignan. Стильно и архаично. В честь деда со стороны матери, что автоматически удревняло его родословную чуть ли не до времён Крестовых походов.

«Я не верю их хитрым рожам. Особенно вон тому, с физиономией гасконца. Подойдите-ка сюда, сударь мой!», — так в романе Дюма описана первая встреча нашего героя с королём, Людовиком XIII . Вообще-то речь идёт о том, что король не верит раскаянию Д’Артаньяна, который нарушил запрет на дуэли. Но его величеству нельзя отказать в прозорливости. То же самое он мог бы сказать о происхождении гасконца.

Его прадед со стороны отца, Арно де Бац , был всего лишь разбогатевшим виноторговцем, который скупал земли и замки. Он очень хотел втереться в высшее по рангу сословие — дворянство — но так и не смог. Это удалось сыну торговца, Пьеру , деду мушкетёра. Да и то жульническим способом. В брачный контракт от 1 апреля 1578 г. слово «дворянин» перед именем Пьера было вписано позже и другим почерком.

Мушкетёры и кардинал Ришелье. Иллюстрация из книги. Фото: www.globallookpress.com

Сало для мушкетёра

Прибыв в Париж, Д’Артаньян Дюма прежде всего озаботился тремя важными делами. Продал коня, снял комнату и занялся своим гардеробом. О коне разговор ещё будет, а пока вот что говорится о том, как провинциал старался соответствовать столичной моде: «Весь остаток дня занимался работой — обшивал камзол и штаны галуном, который мать спорола с почти совершенно нового камзола г-на Д’Артаньяна-отца и потихоньку отдала сыну».

Реальный Д’Артаньян вполне мог не только получить от матери в подарок старую тесьму, но и считать её довольно ценной вещью. Наследство, которое оставил после себя Бертран де Бац , настоящий отец настоящего мушкетёра, судя по описи 1635 г., было откровенно скудным. Из оружия: «Три аркебузы, семь мушкетов, две шпаги». Из кухонной утвари и припасов: «Два малых котла и один большой, три кастрюли, шесть дюжин бывших в употреблении салфеток, шесть кусков свиного сала и двенадцать засоленных гусей». Из домашнего обихода: «Две потёртые скамьи, старый буфет для посуды, пять кожаных кресел, покрытых мало пригодным к употреблению стаметом». К слову, стамет — это такая шерстяная ткань, которую, как правило, употребляли на подкладку. В доме отца мушкетёра ею накрывают парадные кресла — это о многом говорит.

А вот конь «редкой масти», которого в романе называют то «апельсиновым», то «ярко-рыжим», был вполне в порядке вещей, несмотря на то, что ему исполнилось уже 13 лет. В конце концов, маршал Жан де Гассион , почти ровесник реального Д’Артаньяна, прибыл в Париж на тридцатилетней кляче. И, тем не менее, наш герой этого коня продаёт. А ведь отец умолял его этого не делать. Отчего же такой казус?

Когда настоящий Д’Артаньян всё-таки стал мушкетёром, а произошло это в 1644 г., этот конь уже не соответствовал регламенту. Королевским мушкетёрам были положены только серые кони. Как вариант — серые в яблоках. Эту роту так и называли — «серые мушкетёры», поскольку впоследствии появилась ещё одна, «чёрные мушкетёры». Те разъезжали уже на вороных. Так что герой романа, продав «негодного» коня, просто торопил события.

Мушкет и фуршет

Теми же резонами — поскорее стать мушкетёром — руководствовался книжный Д’Артаньян, когда нанимал слугу. В других ротах отсутствие личного слуги не было камнем преткновения. Есть — хорошо, нет — обходились одним лакеем на десятерых. А вот мушкетёрам слуга был необходим. Здесь — суровая проза жизни. Средний рост мужчины того времени — 165 см. Длина мушкета могла доходить до 175 см. Вес — до 9 кг. Стрелять из такой дуры можно было только при помощи сошки-стойки. Была и она, только называлась «фуршет», дав впоследствии имя закусочному столу. И весила тоже немало. Так что если положенные два пистолета и шпагу можно было таскать на себе, не утруждаясь, то для оружия, давшего имя роду войск, был необходим слуга.

«Планше , слуга Д’Артаньяна, с достоинством принял выпавшую на его долю удачу. Он получал 30 су в день, целый месяц возвращался домой веселый, как птица, и был ласков и внимателен к своему господину». Здесь к Дюма обычно придираются, указывая на то, что жалованье мушкетёра составляло всего лишь 39 су в день. Не мог же наш герой почти всё отдавать какому-то лакею!

На самом деле мог. Потому что реальный Д’Артаньян выполнял ряд весьма щекотливых поручений, которые если и не оплачивались наличными сразу, всё-таки сулили весомый доход.

«Д’Артаньян шёл между Атосом и Портосом…», рис. Мориса Лелуара (1894). Maurice Leloir Фото: Commons.wikimedia.org

Деньги-деньги, дребеденьги

«В те времена понятия о гордости, распространенные в наши дни, не были еще в моде. Дворянин получал деньги из рук короля и нисколько не чувствовал себя униженным. Д’Артаньян поэтому без стеснения опустил полученные им сорок пистолей в карман и даже рассыпался в изъявлениях благодарности его величеству». Так поступил гасконец из романа Дюма.

Реальный Д’Артаньян с точно такой же благодарностью принимал странные для военного должности. Одна называлась «привратник Тюильри», а другая — «смотритель королевского птичника». На первый взгляд — страшное унижение. Но это не значит, что наш герой открывал-закрывал двери или выгребал навоз за курами и павлинами. Обе должности представляли собой чистую синекуру, которой тщетно добивались люди познатнее гасконского выскочки. Жалованье смотрителя птичника составляло 2 тысячи ливров в год, а привратника — все 3 тысячи, да ещё и давало право на бесплатную квартиру при дворце.

«Атос узнал товарища и разразился хохотом... Капор набекрень, съехавшая до пола юбка, засученные рукава и торчащие усы на взволнованном лице». К этому маскараду с переодеванием книжному Д’Артаньяну пришлось прибегнуть, спасаясь от разъярённой миледи. Реальный тоже был не прочь позабавиться подобным образом. Но с более серьёзными целями. Скажем, привратником он стал так. В 1650 г. мушкетёр, переодевшись нищим, проникает в мятежный город Бордо. Потом втирается в доверие к властям и уговаривает их сдать крепость. За должностью птичника ему пришлось съездить в Англию, чтобы разведать планы вождя тамошней революции Оливера Кромвеля . На этот раз Д’Артаньян был переодет священником.

Памятник д’Артаньяну в Маастрихте.

Сомнительный дворянин, курьер, подрабатывающий птичником, тюремщик - вряд ли в этом реально жившем человеке можно узнать персонажа знаменитой книги

В храброго гасконца до сих пор влюбляются девочки, а мальчишки мечтают о его приключениях и такой же славе. Д’Артаньян и сейчас волнует сердца читателей, поражает зрителей в кино и заставляет историков изучать жизнь настоящего гасконского дворянина, служившего при французском дворе.

сайт выяснил что общего имеют и чем отличаются реальный и литературный д’Артаньяны.

Ищите женщину

Все поклонники романов Александра Дюма знают, что у его д’Артаньяна был реальный прототип. Он действительно родился в Гаскони примерно в 1613 году (даты варьируются от 1613 до 1624 года).

Своей родословной мальчик гордиться не мог: его прадед Арно Бац был простым торговцем. Скорее всего, он продавал вино, и весьма успешно, поскольку сумел купить каменный дом с двумя башенками у разорившегося дворянского семейства. Этот дом местные называли Кастельморский замок.

Торговец, раз уж он стал владельцем замка, набрался наглости, сунул горсть ливров королевскому чиновнику, и тот записал его в дворяне. Так Арно Бац стал именоваться Арно де Бац Кастельмор .

Внук торговца Бертран закрепил дворянское звание своей семьи, женившись на девушке из старинного и знатного рода Франсуазе де Монтескью д’Артаньян . В качестве приданного Бертран получил долги и разорившееся поместье. Но ему было важнее стать членом уважаемого графского рода де Монтескью.

Молодое семейство поселилось в доме, который купил еще дед-торговец. У них родилось четверо мальчиков и три девочки. Самый младший из сыновей – Шарль де Бац Кастельмор , – собравшись в 18 лет покорить Париж взял фамилию матери д’Артаньян.


Бравый гасконец

В 1600 году Генрих IV создал роту мушкетеров, насчитывающую около сотни бойцов. По этикету они должны были одеваться по последней моде, но поскольку жалование их было небольшое, то обмундирование приходилось покупать самим, в том числе и красные мундиры, знаменитые ярко-голубые плащи и шляпы с перьями.

В 1625 году в роту пришел, а в скором времени и возглавил ее, капитан-лейтенант Жан-Арман дю Пейре де Тревиль , гасконец по происхождению. Поэтому половину роты мушкетеров составляли его земляки. Неудивительно, что юный Шарль д’Артаньян обратился с просьбой принять его на службу именно к нему. Существует доказательство, что в 1633 году д’Артаньян был в Париже и уже числился в мушкетерах. Его имя есть в списках мушкетеров - участников военного смотра. На тот момент гасконцу было около 18-20 лет, как и в романе Дюма.

Поддельные мемуары

В начале 40-х годов XIX века Александр Дюма нашел в королевской библиотеке Кельна, в которую отправился искать материал для следующего романа, старинную книгу. Название было длинное и замысловатое: «Воспоминания г-на д"Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров».

Интересно, что мемуары были изданы не в Париже, а в Амстердаме. Это говорило о том, что книга содержала критику и скандальные подробности из жизни королевского семейства и была во Франции запрещена. Но Дюма больше заинтересовал герой этих мемуаров, тем более он слышал когда-то о военном, служившем при Людовиках XIII и XIV .

На самом деле мемуары были художественным вымыслом, так как написаны не самим д’Артаньяном, а бедным дворянином Гасьеном де Куртиль де Сандра . При этом автор написал эти воспоминания через 30 лет после гибели мушкетера.

Книгу издали в 1700-м, и де Куртиля тут же начали обвинять во вранье. Писатель утверждал, что сочинение его основано на записках д’Артаньяна, оставшихся после его смерти. Но исследователи мало верят в это оправдание, так как мушкетера больше волновали дуэли, война и женщины, а не писанина. К тому же он был малограмотен.

Но все эти обстоятельства не волновали Дюма. Он нашел своего героя. Тем более мемуары на самом деле пересказывали подвиги и приключения разных людей той эпохи. В 1844 году в свет вышел роман «Три мушкетера» Александра Дюма, в котором д’Артаньян предстал не обычным воякой, готовым служить любому, кто больше заплатит, а романтичным героем со своими идеалами и убеждениями.

Подвиг для романа

Реальный д’Артаньян, в отличие от литературного, служил кардиналу Ришелье . А после его смерти в 1642-м и кончины через несколько месяцев Людовика XIII, мушкетер остался не удел. Пришедший к власти кардинал Мазарини , чтобы не разбазаривать деньги, королевскую роту распустил. Только три года спустя д’Артаньян добился аудиенции у кардинала и попросил работу. В результате он стал личным курьером Мазарини, неделями и месяцами пропадая на дорогах не только Франции, но и всей Европы. Его должность можно было бы назвать фельдъегерским почтальоном.

В августе 1648 года в Париже вспыхнуло восстание. Народ требовал изгнать Мазарини, требовал лучшей жизни от регентши Анны Австрийской и ее 10-летнего сына, будущего «короля-солнца» Людовика XIV. И реальный д’Артаньян сумел прорваться через толпу во дворец и вывез из Парижа кардинала, Анну Австрийскую и Людовика. Подвиг, достойный романа Дюма.


Охранник птиц и министров

В отличие от литературного, настоящий мушкетер был женат. Примерно так же, как и Портос в книге, он обвенчался с богатой вдовой, которой было уже за тридцать, по тем временам, можно сказать, старухой, некрасивой и со скверным характером.

У супругов родились двое сыновей, которых они назвали в честь короля, – Людовиками. Д’Артаньяна месяцами не было дома, при этом жена постоянно слышала о его любовницах. В какой-то момент она решилась разорвать отношения и уехала от мужа с детьми в деревню.

Интересно, что реальный мушкетер подрабатывал птичником при королевском дворе. Он, конечно, не чистил клетки, а был смотрителем. Заведующему исправно и неплохо платили, что было подмогой вечно пропадающему в кабаках (это требовал мушкетерский этикет) или на войне служаке.

Однако от теплой должности пришлось отказаться на четыре года. В 1661 году по приказу Людовика XIV д’Артаньяну было нужно арестовать министра финансов Николя Фуке . Существуют документы, в которых говорится, что преданный и исполняющий любое пожелание по мановению пальца мушкетер потребовал на этот раз письменного указания. Может быть, он сомневался в необходимости ареста, а может быть, таким образом подстраховывался.

При этом схватить Фуке нужно было в городе Нанте, крупнейшем в Бретани, где у министра было много сторонников, прочные связи и фактически своя армия. Когда д’Артаньян прибыл в город, Фуке почувствовал приближающийся конец и бежал. Мушкетер сумел вычислить его в толпе горожан и незаметно запихнуть в карету с решетками на окнах.

Гасконец доставил опального финансиста в крепость Пиньероль, где король держал своих самых жестоких врагов и где в последствии будет влачить свое существование «человек в железной маске». Вместо награды мушкетер получил должность коменданта крепости и стал тюремщиком Фуке. Говорят, что именно тогда родилась легендарная фраза, которую сказал гасконец в ответ на назначение: «Лучше быть последним солдатом Франции, чем ее первым тюремщиком».

Достойная смерть