Маркетри фото работ знаменитых мастеров маркетристов. Использование техники маркетри для декора

Предлагаем рассмотреть мастер-класс в стиле маркетри. Что это такое? Маркетри — это мозаика по дереву своими руками. Данную мозаику делают из тонких слоев древесины различных пород, которые получают путем резьбы. Рассмотрим пошаговую инструкцию по работе в данной технике для начинающих.

Мозаику по дереву можно разделить на самые основные виды:

  • Интарсия, в данной технике идет выполнение деревянного изделия по деревянному;
  • Инкрустация, для этого используют украшение, которое отличается от фона изделия, на котором оно выполняется;
  • Маркетри;
  • Блочная мозаика.

Мы рассмотрим сегодня технику маркетри.

Техника маркетри

Для работы потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Нож — резец большого и маленького размера;
  • Бруски для заточки и поправки кромки;
  • Гуммированная лента;
  • Простой чистый лист;
  • Ватман;
  • Калька;
  • Ручка гелиевая;
  • Дрель с насадкой для ошкуривания;
  • Наждачная бумага;
  • Губка.

Пошаговая инструкция по выполнению работы.

На листке бумаге рисуем в ручную эскиз, если у вас таких данных нет, то можно воспользоваться поиском в интернете и найти там подходящую картинку. После чего распечатать ее. Основываясь на рисунке, подбираем материал по цветовой гамме.

После того как схема на простой бумаге полностью готова, ее необходимо перенести на большой ватман, причем увеличивая изображение. Линии все необходимо проводить четкими и видимыми.

При выборе цветовых тонов необходимо разобрать рисунок на несколько составляющих, после этого подготовить для каждого из них свои цветовые гаммы.

Теперь каждую из деталей необходимо с ватмана перенести на кальку. У нас это будет три штуки — сам фон, ваза с цветочками и книжка. Перенос делать лучше всего черной гелиевой ручкой, так как простой карандаш можно и не заметить на кальке. Для каждой детали используйте отдельный листочек с калькой.

Перед тем как начать работу, необходимо хорошо заточить ножи. Лезвия их должны быть отполированными и острыми. Поточить их можно на абразивном камне или же использовать брусок, только обязательно перед данным действием смочите водой лезвие инструмента.

Теперь начинаем подбор цветов для создания композиции. В первую очередь выбираем фон, только потом все остальные оттенки подбираем.

Помните о том, что данный материал при нанесении на него лака меняет свой оттенок. Например, до обработки лака цвет был светлым, после может стать на несколько тонов темнее.

Готовые детали необходимо вырезать из кальки при помощи ножа. Выбранный цветовой материал подкладываем под заготовленную часть. Вырезаем по кальке. Лучше, конечно, в первую очередь сделать небольшой контур, а только потом вырезать. После склеиваем кальку и готовую деталь между собой при помощи гуммированной ленты. Ее же просто смачиваем водой. Вырезаем следующую часть на кальке, которая идет следом за уже готовой. Склеиваем между собой детали при помощи данной ленты. Продолжаем это делать о тех пор, пока не получится весь рисунок.

Теперь производим набор основных деталей, делаем это точно так же, как и с фоном. Вырезаем их из кальки.

Вот и все, детали все собраны, теперь переходим к полному сбору. На готовый фон накладываем основные компоненты, начинаем проводить компоновку картины. Врезаем все детали в фон, предварительно прижав их тяжелыми предметами. Вырезанную часть у фона убираем, вставляем туда заготовку закрепив фон и заготовку между собой, лентой.

Таким же образом, что описывалось, врезаем все оставшиеся детали.

Теперь переходим к выравниванию уголков изделия. Они должны быть прямыми, делаем, как показано на фото:

Нарезаем небольшие тонкие полоски из светлого и темного цвета, приклеиваем их с внутренней стороны картины. Вот как это должно выглядеть.

Теперь необходимо проверить готовую работу, если имеются какие погрешности, то их необходимо устранить.

Готовую картину приклеиваем к листу фанеры с помощью клея. Причем смазывать необходимо как саму фанеру, так и картину. Только у картины промазываем свободные места, где нет груммированной ленты.

Маркетри (с французского переводится, как размечать или расчерчивать) — это вид мозаики по дереву , подразумевающий выполнение мозаичного набора из кусочков шпона различных пород древесины. Элементы мозаики врезаются в шпон, который выступает в качестве фона, закрепляются бумагой, пропитанной клеем, и вместе с фоном приклеиваются на поверхность изделия.

Маркетри появилось благодаря изобретению станка для изготовления пиленого шпона во 2й половине 16 века. Шпоном ценных пород древесины стали облицовывать мебель, произведенную из недорогих местных пород древесины.

Во Франции в середине 17 века для облицовки первые использовались мозаичные наборы, изготовленные по предварительному рисунку из кусочков шпона. Маркетри довольно быстро распространилась в Европе и вытеснила интарсию.

Данная техника мозаики объединяет в себе 2 процесса:

  • Интарсию - врезку в фон, выполненный из шпона, небольших кусочков шпона иной породы древесины, либо другого цвета.
  • Облицовывание - приклеивание полученного набора на поверхность изделия.

Также имеются другие способы техники маркетри.

  • Паркетри. Один из техник выполнения маркетри. Используется при выполнении геометрического рисунка в виде паркета из прямолинейных одинаковых геометрических фигур. В этом случае набор склеивается из предварительно нарезанных блоков по кромкам, либо элементы приклеиваются к расчерченной бумаге вплотную друг к другу.
  • Когда рисунок заполняет всю поверхность изделия в случае отсутствия фона либо его незначительной площади, элементы врезаются один за другим и вклеиваются в лист бумаги высокой плотности с нанесенным контурным рисунком мозаики. Постепенно вся бумага заменяется кусочками шпона.
  • Для получения нескольких однотипных орнаментных наборов рисунок и фон вырезаются одновременно лобзиком. Для листа шпона (фон и вставка) наклеиваются на бумагу один на другой, скрепляя в некоторых местах клеем. На верхний лист шпона наносится рисунок и выпиливается лобзиком. После разъединения листов шпона получается две вставки и два гнезда, из коих изготавливаются два набора, противоположных по цветовой гамме. В этой технике выполнения маркетри обеспечивается высокое качество набора за счет одновременного вырезания плотно соединенных элементов фона и рисунка.

18 век - время наивысшего расцвета маркетри. Она широко использовалась при украшении мебели и интерьеров. Благодаря применению тоненьких пластинок шпона украшались мозаиковй не только плоские поверхности изделий, но и криволинейные.

В развитии этой техники не последнюю роль сыграл мебельщик из Франции Андре Шарль Буль (года жизни 1642-1732). Он обогатил маркетри за счет использования наряду со шпоном ценных и дорогих пород древесины вставок из слоновой кости, меди, латуни, перламутра и панциря черепахи. Его техника заключалась в следующем: пластинки из разных материалов накладывались друг на друга и зажимались в тисках. Затем на верхнюю пластинку наносился рисунок и выпиливался лобзиком , либо ножом. За счет соединения элементов рисунка из верхней пластинки с элементами фона из нижней пластинки получались изящные и переплетающиеся узоры из блестящего металлического материала на фоне панциря черепахи.
Буль был очень талантливым художником, архитектором, гравером. Он не только проектировал мебель, но и занимался ее изготовлением и отделкой. Мастерская Буля постепенно выросла в крупное мебельное предприятие, специализирующееся на выпуске мебели в стиле Буль. На предприятии изготавливались комоды, крупные шкафы, подставки, декоративные столики, футляры для часов и прочее. Вся мебель отличалась строгостью и величавостью форм, безукоризненным качеством изготовления и отделки, богатством. По сей день в некоторых музеях мира можно найти творения Буля.

После Буля во Франции работали с техникой маркетри такие мастера, как Жан Франсуа Эбен, Жан Анри Ризенер, использовавшие в своих наборах экзотические породы древесины:

  • Амарант.
  • Розовое дерево.
  • Фиалковое дерево.
  • Пальма.

В конце 18 века в Германии благодаря безукоризненной технике мозаичных наборов прославился Давид Рентген, выполнявший не только наборы для украшения мебели, но настенные декоративные панно. Отметим, что эти панно по художественной выразительности могут соперничать с живописными полотнами.

Мебельщики-краснодеревцы из России начали использовать облицовывание и мозаику из дерева в начале 18 века. Со 2-ой половины 18 века мозаичные наборы получили очень широкое распространение благодаря тому, что из-за границы в Россию стали ввозить древесину экзотических пород. В подтверждение этих слов стоит вспомнить 12 панно, которые выполнены под руководством Антонио Ринальди, архитектора, для Большого Китайского кабинета Китайского дворца Ораниенбаума (сейчас это город Ломоносов, находящегося под Ленинградом). Они выполнены в технике маркетри из платана, клена, слоновой кости и наплывов ореха. Эти произведения искусства отличаются высочайшим уровнем мастерством исполнения и тонким подбором текстуры.

В конце 18 века маркетри начали широко использовать для украшения мебели. Самыми распространенными из наборной мебели были столики - бобики, имеющие крышку в форме боба. Столешницы чаще всего украшались набором в виде букетов цветов или ваз с цветами, реже на них изображали гирлянды, а еще реже - паркетный рисунок.

Маркетри - художественный набор из различных по цвету деревянных пластинок с наклеиванием на основу. Основой является многослойная фанера или украшаемое изделие: мебель, пианино. Кусочки набора подклеиваются с обратной стороны клейкой бумажной лентой. Сам набор наклеивается лицевой стороной на основу под прессом.

Условия для появления маркетри появились после изобретения во второй половине ХVI в. станка для производства пиленого шпона. С этого момента шпоном стали ценные породы: черное , красное , розовое дерево - ими стали облицовывать мебель из местных недорогих пород.

В маркетри существуют два процесса:

  1. Интарсия-врезка по определенному рисунку в фоновый шпон кусочков шпона другой породы или другого цвета древесины.
  2. Облицовывание - нанесение всего набора на украшаемую поверхность изделия.

Известные мастера-маркетристы

Одним из древнейших материалов, применяемых в искусстве, является дерево. Дерево издревле применяется ремесленниками и мастерами при изготовлении самых разнообразных элементов быта: мебели , кухонной утвари , элементов декора интерьера . Одним из наиболее интересных техник применения древесины в искусстве является маркетри — изготовление картин из древесного шпона.

Первые работы в этом направлении появились в Европе ещё в средние века. Две наиболее распространённые техники работы с древесиной в искусстве назывались интарсия и инкрустация.

В ходе создания картины в технике инкрустация в древесный массив, служащий основанием врезались элементы, изготовленные из ценных пород дерева разных цветов и оттенков, а также драгоценные и полудрагоценные камни, металлы, жемчуг.

Произведение, созданное в технике интарсии , отличается тем, что элементы декора врезаются в массив древесины таким образом, что выступают над поверхностью, образуя единый, цельный орнамент.

Эти две технологии и послужили основой для возникновения современного маркетри.

Работы по созданию произведений искусства из различных сортов древесины известны ещё со времён древнего Рима. Современное маркетри буквально означает — покрытие древесного массива, служащего основанием, древесными пластинами, изготовленными из ценных пород дерева, обычно толщиной до двух миллиметров. Название техники произошло от французского слова marqueteries (разметка).

В средние века, до начала индустриальной революции, элементы маркетри изготавливались вручную, однако, в XVI веке был изобретён шпоночный станок, что позволило изготавливать сырьё в промышленных масштабах. Маркетри расцвело, стало одним из наиболее распространённых видов изобразительного искусства, ведь было доступно, как беднякам, так и европейской богеме.

Через «окно в Европу», прорубленное Петром Первым, в Россию XVII века стали попадать европейские искусства, началась экспансия европейский культуры на Восток. Не стало исключением и маркетри. Россия, которая всегда славилась своими столярными мастерами, быстро и с удовольствием приняла такое понятное и близкое, хотя и Европейское искусство. Российские мастера быстро внесли элементы традиционного изобразительного искусства — гравировку и травление. Появились настоящие картины, изготовленные в этом стиле — портреты, пейзажи. Маркетри стало самостоятельным направлением в изобразительном искусстве.


Казалось бы, в современном мире нет места для таких древних, ремесленных техник. Однако на практике всё оказалось наоборот. Прикладные искусства переживают настоящий ренессанс — находясь в царстве стекла и бетона, когда трудно найти вещь, сделанную из настоящих, природных материалов, всё больше людей стремится украсить своё жилище традиционной живописью, элементами интерьера, созданными из натуральных, природных компонентов. И многие выбирают именно картины, созданные технологией маркетри.

Базовый материал, применяемый при изготовлении маркетри это дерево — экологически чистый материал, использование которого не прекратится никогда. Картина создаётся из шпона — мелких, тонких полосок древесины разных пород, толщиной не более двух миллиметров, из которых и создаётся композиция. Шпон изготавливается на специальном станке в промышленном масштабе, и перед применением проходит процессы подготовки: травление, обжиг, отбеливание. Для изготовления шпона применяются ценные и дорогие сорта дерева, а художник выбирает какую древесину использовать, в зависимости от своей задумки. После укладки шпона, маркетри необходимо обработать специальными материалами, ведь используя дерево, следует помнить, что все натуральные органические материалы очень чувствительны к окружающей среде: температурным колебаниям, влажности, свету. Поэтому, после создания маркетри его обрабатывают мастикой, как правило, созданной из пчелиного воска.




Процесс производства картин в стиле маркетри — один из самых трудоёмких в мире изобразительного искусства, ведь мастер вынужден тратить массу времени на подборку нужных элементов мозаики. Однако, картины маркетри всегда уникальны, и стоят немалых денег, ведь на изготовление качественного портрета или пейзажа может уйти от одной недели до месяца.

Красующаяся на стене вашего дома маркетри не только оживит интерьер, но и станет показателем состоятельности хозяина дома, его вкуса и аристократичности.

Искусство инкрустации известно человечеству еще с древних времен. Для инкрустации можно использовать разные материалы (керамику, мрамор, металл и пр.), но один из самых податливых материалов - дерево. Поэтому инкрустация деревом по дереву (маркетри и интарсия ) очень популярна среди мастеров.

Интарсия

Из двух видов инкрустации по дереву интарсия появилась раньше - ее по праву можно считать «мамой» маркетри. При выполнении интарсии деревянные пластинки разного цвета и текстуры врезаются в деревянную же поверхность , что позволяет получить сложное фигурное изображение.

Считается, что интарсия зародилась еще в Древнем Египте , где древесину впервые стали применять для инкрустации наряду с более «благородными» материалами. Но пика своего расцвета интарсия достигла в Италии в эпоху Возрождения. В этой технике чаще всего украшали церковную мебель и утварь.

Первоначально преобладающими орнаментами были геометрические и растительные, но постепенно сложность работ, выполненных в технике интарсии, возрастала. Мастера начали изготавливать целые картины из дерева . Для того, чтобы сделать из более эффектными, использовали не только «игру» на контрасте светлой и темной древесины, но и обжиг, гравировку, травление древесины.

Как изготавливается изделие в технике интарсии? Сначала выбирается рисунок и делается эскиз, который разбивается на отдельные элементы (пластинки) - наподобие мозаики. Затем эти элементы вырезаются из дерева разного цвета и фактуры. Основной (фоном) для изделия выступает массив древесины, в котором при помощи специального режущего инструмента вырезают углубления для кусочков мозаики.

Лицевую сторону деревянных пластинок шлифуют и полируют, а обратную оставляют шероховатой, чтобы она лучше сцеплялась с фоном. Затем нужно плотно пригнать пластинки по кромкам, склеить и вложить в массив-основу. Изделие готово! Если кусочки мозаики выступают над основой - это называется рельефная интарсия . А если они находятся с ней на одном уровне - это живописная интарсия .

Маркетри

Маркетри - это упрощенная техника интарсии. По сути, это тоже мозаика из дерева, но кусочки мозаики изготавливаются из тонкого шпона, собираются между собой по кромкам, как паззл, склеиваются и наклеиваются на плоскую основу.

Маркетри - менее трудоемкая и затратная техника, чем интарсия, но это не значит, что она слишком простая. Для изготовления изделия в технике маркетри тоже важны аккуратность, терпение и художественный вкус .

Для маркетри используют натуральный шпон - однослойную облицовочную фанеру, изготавливаемую из различных пород древесины. Толщина шпона может быть разной (от 0,5 до 1,2 мм), а его цвет и оттенок зависит от породы древесины, которая использовалась для изготовления шпона. Кроме этого, для окраски дерева используют химические методы - например, прокрашивание морилкой.

Как и при работе в технике интарсии, сначала нужно продумать узор и нарисовать чертеж (шаблон) на плотной бумаге . Затем при помощи специальных инструментов из шпона вырезают кусочки мозаики и смазывают их столярным клеем. Затем «паззл» нужно наклеить на бумажный шаблон-чертеж, плотно пригнав друг к другу. Собрав мозаику, ее переворачивают и наклеивают на основу - украшаемое изделие.

Готовое изделие накрывают бумагой и на несколько часов кладут под пресс . Через два дня маркетри шлифуют, покрывают несколькими слоями лака или специальной мастикой. Через сутки мозаику полируют при помощи полировочной пасты и ткани (сукна, фетра, драпа).

Можно выполнять маркетри немного по-другому, врезая элементы мозаики в фон из шпона . Получившаяся мозаика закрепляется смазанной клеем бумагой и наклеивается на поверхность украшаемого изделия. Этот вид маркетри ближе по технике исполнения к своему «родителю» - интарсии.

Маркетри и интарсия используются для украшения мебели, при изготовлении , оригинальных картин, панно и сувениров. Для того, чтобы научиться работать в этих техниках, нужны не только аккуратность и художественный вкус. Очень важно знать, как «поведут» себя те или иные породы дерева при обработке, покрытии лаком и т.п. Но если очень постараться - можно в итоге получить настоящее произведение искусства .