Афганские танки Renault FT. Хроника разграбления

Если бы еще пару лет назад мне сказали, что вскоре я возьмусь за постройку Renault FT-17, то я бы скорее всего посмеялся. Если честно, то этот танк никогда мне особо не нравился. Усугублялось впечатление еще и тем, что единственный доступный на тот момент вариант в 35ом масштабе — дровишки фирмы RPM, которые могут легко отбить всякое желание строить подобную модель. Однако, когда фирма Meng анонсировала скорый выход этого дедушки всех современных танков, у меня появился интерес к данной машине. Стал обращать внимание на интересные фотографии FT, попадавшеся мне на глаза и сохранять их в отдельную папку. Когда же, из Поднебесной прислали коробочку с этой моделью для обзора, я уже точно знал, что одним обзором дело не ограничится. (Кстати, обзор можно посмотреть .) Качество литья и проработки мелочей меня так впечатлили, что признаться честно, был охвачен шапкозакидательскими настроениями быстрой постройки данного набора, без заморочек с деталировкой. Казалось, что все настолько подробно, что и дорабатывать там почти нечего, да и тратить несколько месцев на постройку этой новинки желания не было. Однако, сложилось все несколько иначе. При начале постройки заглянул в пару валков, исправил пару косячков, потом еще пару, потом стал это подробно фотографировать, потом напряг друзей и коллег помощью с музейными и ч\б фото, и в итоге, решил подготовить статью. В общем, как это часто у меня бывает, капитально погрузился в работу над этой моделью на несколько месяцев вместо планировавшейся быстрой постройки.

Сам Renault FT-17 можно считать родоначальником большинства современных танков, так как именно в этой машине впервые была применена компоновка с вооружением, установленным во вращающейся башне в средней части корпуса, двигателем, расположенным в кормовой части и отделенным перегородкой и отделением управления в носовой части. Если смотреть по этим критериям, то большинство современных танков устроены аналогично. Первый опытный экземпляр был создан в январе 1917 года, а в марте следующего года Renault FT-17 были приняты на вооружение французской армии. 31 мая 1918 года танки были впервые применены в бою в лесистой местности в районе городка Retz и показали свое превосходство в подобных условиях по сравнению с неповоротливыми и громоздкими Mk V и Сен Шамон.

FT-17 был принят на вооружение в 27 странах и участвовал в двух мировых войнах, гражданской войне в России, Советско-польской войне, Зимней войне и других конфликтах. Сложно найти другую такую машину, которая была бы столь узнаваема, состояла бы на вооружении стольких стран и в течение столь долгого времени и давала моделистам такой широкий спектр для исторических привязок, схем окраски и конверсий. На мой взгляд, в этом аспекте ФТ-17 можно сравнить лишь с Т-34 и, возможно Т-55. Практически сразу решил, что буду строить свой ФТ-17 в каком-нибудь необычном варианте.

Довольно интересными, на мой взгляд, являются машины, попавшие на службу к немцам после падения Франции в 1940 году. По разным данным, Германия получила от 700 до 1800 экземпляров FT-17 в качестве трофеев. Правда, большинство источников сходятся на том, что в рабочем состоянии было около 500 штук, что тоже не мало. Это было лишь малой каплей того вклада, который Франция исправно вносила в котел побед Германии на протяжении нескольких лет с 1940 по 44 годы. Конечно, танки Рено были безнадежно устаревшими, но вполне подходили для использования на второстепенных ролях, например в качестве тягачей или для патрульно-охранной службы на территории Франции. Кроме того, они служили для обучения механиков-водителей в танковых школах. Часть машин использовали для борьбы с партизанами и защиты транспортных путей на оккупированных территориях, в частности в Югославии, Норвегии и на территории Советского Союза. Большое количество FT-17 эксплуатировалось и частями Люфтваффе, которые применяли их для охраны аэродромов, в качестве тягачей и, вероятно также для расчистки взлетных полос. О количестве FT-17 в немецких войсках может красноречиво говорить и тот факт, что при высадке в Нормандии, у союзного GI было не меньше, а может даже и больше шансов встретить старый FT-17, чем грозный Тигр или Патеру. Есть много кадров, где удивленные американские солдаты позируют на фоне брошенных немецких Реношек, которые они встретили в качестве «силы противостоящей вторжению». Как минимум один ФТ-17 даже был обратно захвачен силами FFI (французское сопротивление) и запечатлен катающимся по Парижу! В общем, на долю этих танков выпало многое и мне захотелось воспроизвести далеко не самый славный эпизод в их долгой жизни – службу на новых хозяев.


ПРОТОТИП МОДЕЛИ
Довольно долго ломал голову над тем, какую машину выбрать в качестве прототипа. На фото фигурирует большое количество интересных «германизированнных» ФТ-17. Сначала я планировал сделать свою модель в пулеметном варианте FT-31, опираясь на фото машины из крайнего номера Panzerwrecks, принадлежавшей частям Люфтваффе и брошенной в Париже, благо такой вариант предусматривает комплектация менговской модели. Но немного смущала куцеватость танка, который без хвоста для преодоления траншей и с пулеметом вместо орудия, смотрелся совсем несолидно. Хотелось выбрать прототип с более типичной внешностью. Поиски продолжились, и к своему удивлению обнаружил, что наличие хвоста у немецких FT-17 было большой редкостью. Видимо, за ненадобностью его повсеместно демонтировали. Благо, что Василий Дюнов помог, поделившись своими фотографиями немецких реношек ковыряясь, в которых я все-таки выбрал себе понравившийся прототип.
К сожалению, не удалось узнать, где и когда был сделан снимок, равно как неизвестно и какому подразделению принадлежала машина. (Если кто-то может помочь в этом вопросе, буду крайне признателен). Но при внимательном рассмотрении многочисленных электрических фотографий трофейных FT-17, их систематизации и сортировке удалось выявить еще несколько машин с абсолютно идентичной по расположению, стилистике и размерам маркировкой и наличием хвоста, что являлось большой редкостью для немцев. Предположил, что эти танки вполне могли принадлежать одному подразделению. Кстати, на одной из фоток написаны слова Сербия и Балканы, так что мне ничего не оставалось, как принять эту информацию на веру, тем более, что старые французские танки часто применялись немцами для борьбы с партизанами на Балканах.

СБОРКА
Изначально к постройке этого кита я отнесся как к проекту без серьезного вникания в нюансы. Планировал построить из коробки и поставить новинку на полку. Первое впечатление было таким, будто в модели почти все идеально и этого будет достаточно. Однако, при просмотре валков и музейных фото обнаружилось, что здесь есть где приложить руки и для постройки достоверной модели надо потратить немало усилий. Ни в коем случае не говорю ничего плохого про менговскую новинку. Набор действительно великолепен, особенно для моделиста-изкоробочника, так как стыкуемость и литье на высочайшем уровне, но для опытного моделиста здесь есть задачи, которые требуют решения. На тот момент, когда я занялся постройкой этой модели, специального набора травлёнки еще не было выпущено, поэтому обзавелся набором фирмы Aber, который был рассчитан еще на старый набор фирмы RPM. На самом деле, из этого набора потребовалось совсем не много, что объясняется гигантской разницей в качестве между моделями RPM и Meng. То, что у рпмовского нужно было обязательно менять, у менга отлично имитировано в платике и не требует замены. Также решил использовать в работе металлические траки фирмы Friulmodel, которые как и изкоробочные менговские хоть и обладают целым рядом недостатков, но все-таки чуть более достоверны. Собсвенно, афтермаркет на этом и исчерпывается, так как большинство доработок делались руками с использованием подручных средств. Все перипетии постройки и доработки иллюстрированы на фотографиях в технологической статье .

Маркировка потребовала тщательного изучения фотографий прототипа, чтобы максимально точно передать размеры и пропорции элементов. Кресты я нанес, используя сухие декали Microwold. Они подошли практически идеально, только края пришлось чуть-чуть укоротить. Не смотря на то, что декали Обратил внимание, что крест на люке доступа в мто нанесен не по центру, а чуть смещен вправо, что воспроизвел и на модели. В связи с тем, что на фото прототипа ракурс съемки такой, что носовую часть не видно, крест на лобовой плите воспроизвел с учетом фотографий машин из того же подразделения (по моей версии), сфотографированных спереди. Кстати, обратил внимание на интересную особенность маркировки немецких FT-17. Если на башне нанесены балкенкройцы, то на лобовой плите их нет, если же на башне нанесены номера, то почти обязательно будет крест на лобовой бронеплите. Вот такое наблюдение.

На этом все. Работа над данным проектом растянулась с октября 2013 года по февраль 2014 года. Надеюсь, статья по постройке и окраске этой модели пригодится многим коллегам, тем более, что данный ФТ-17 хоть и трофейный, но при этом не подвергался никакой германизации, кроме окраски. Далеко не все неточности были мной исправлены, но, думаю, что от этого материала уже можно отталкиваться при постройке своего Менговского ФТ-17, чтобы добиться большей достоверности. Что касается самого набора, то могу сказать, что он очень хорош, как по качеству литья, так и по стыкуемости и менговцы хорошо выполнили свою работу за исключением некоторых неточностей. В любом случае, по сравнению со старым набором фирмы RPM, этот реношка очень хорош!

Хочу выразить благодарность всем друзьям и коллегам, чьё участие, советы и фотографии очень помогли мне при постройке этой модели! Отдельно хочу поблагодарить Игоря Перепелицу за его замечатеьный валк по Реношке из музея в Пароле, Сергея Бека за его советы и помощь музейными фотографиями и Василия Дюнова за помощь с подборкой фото для выбора прототипа. Без помощи коллег, этой модели могло и не быть. По крайней мере, она точно была бы другой и, в любом случае, менее достоверной.
Отдельную благодарность за терпение хочу выразить своей жене Екатерине! Именно она является первым зрителем и критиком всех моих трудов и очень часто помогает дельным советом в самый нужный момент. Ну и конечно же спасибо фирме MENG за то, что они выпустили этот набор, да еще и прислали его для подготовки обзора.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НАБОРЫ:
MENG – сама модель
Aber – фототравление
Aber – набор инструментов
Friulmodel – траки
North Star models – ведро
АК – цепь
Verlinden – игральные карты
Verlinden – сапоги
Verlinden – бутылки и картонки с провизией
DioPark – пассатижи, воронка, наручные часы
PlusModel – листья
PlusModel – масляная канистра
Пластиковые и латунные прутки и трубочки Lion roar
Листовой пластик Tamiya

Владимир Яшин
Новосибирск 2014

410 Бронирование Тип брони стальная катаная Лоб корпуса (верх), мм/град. 16 / 17° Лоб корпуса (середина), мм/град. 16 / 70° Лоб корпуса (низ), мм/град. 16 / 30° Борт корпуса, мм/град. 16 / 0° Корма корпуса, мм/град. 16 / 0° Днище, мм 6 Крыша корпуса, мм 8 / 65-90° Лоб башни, мм/град. 16 / 12° Маска орудия , мм/град. 16 Борт башни, мм/град. 16 / 12° Корма башни, мм/град. 16 / 12° Крыша башни, мм 8 / 73-90° Вооружение Калибр и марка пушки 37-мм «Гочкисс» SA18 (пушечная версия) Тип пушки нарезная Длина ствола , калибров 21 Боекомплект пушки 237 Углы ВН, град. −20…+35 Прицелы телескопический Пулемёты 1 × 8-мм «Гочкисс» mod.1914 (пушечная версия) Подвижность Тип двигателя рядный
4-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 39 Скорость по шоссе, км/ч 7,8 Запас хода по шоссе , км 35 Тип подвески блокированная, на листовых рессорах Удельное давление на грунт, кг/см² 0,60 Преодолеваемый подъём, град. до 45 Преодолеваемая стенка, м 0,6 Преодолеваемый ров, м 1,35
1,8 (с «хвостом») Преодолеваемый брод , м 0,7

Рено FT-17 (Automitrailleuse à chenilles Renault FT modèle 1917) (фр. Renault FT-17 ) - первый серийный лёгкий танк . Первый танк, имевший башню кругового вращения (360 градусов), а также первый танк классической компоновки (отделение управления - впереди, боевое - в центре и моторное - сзади). Один из самых удачных танков Первой мировой войны .

Разработан в 1916-1917 годах под руководством Луи Рено как танк непосредственной поддержки пехоты. Принят на вооружение французской армией в 1917 году . Выпущено около 3500 экземпляров. Кроме того, Рено FT-17 выпускался по лицензии в США под названием M1917 (Ford Two Man) (выпущено 950 экземпляров) и в Италии под названием FIAT 3000 . Модифицированная копия выпускалась также в Советской России под названием «Рено русский». Применялся вплоть до начала 1940-х годов.

Он же, вид сверху

История создания и производства

Здравствуйте уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию модель легкого танка Рено от фирмы МЕНГ

Данная модель представляет собой танк с клепаной башней, но на этом отличия именно от модели того же рено, но с литой башней не заканчиваются. Не так давно в журнале М-Хобби был опубликован обзор модели танка рено от МЕНГ с литой башней. Там модели поставили твердую пятерку и объявили лучшей моделью и мечтой моделиста. Прочитав статью я принял решение подкопить денег и купить этот первый классический танк и придя в магазин увидел, что есть еще один рено, но дешевле и от того же производителя. На мой вопрос в чем разница? Мне ответили,что в модели с клепаной башней отсутствует интерьер, но зато дается диорама . Итак чтоже всетаки внутри? А внутри приятный пластик четкое и аккуратное литье. Отдельное спасибо хочется сказать производителю за инструкцию, которая имеет историческую справку, подписи к этапам сборки и схеме окраски на русском языке. Инструкция сшита в виде брошюры из качественной бумаги. Изучив внимательно содержимое коробки и фото из М-Хобби, пришел к выводу, что модели отличаются не только башнями и отсутствием интерьера. Интерьер представлен только на рабочем месте у мехвода причем также детально , как и на дорогой модели рено. Далее в корпусе пустота, но стенки корпуса проработана изнутри:вся клепка на месте. Моторное отделение пустует. В башне по сути все сделано. Ходовая часть выполнена ажурно, но здесь появляется интересное отличие от другой модели того же танка. А именно: У танков рено во время ПМВ направляющее колесо выполнялось из дерева , а после войны стали ставить уже металлическое. В наборе даны оба варианта, но если на модели с литой башней фактура древесины на колесе проработана, то на модели с клепаной башней этого нет, что несколько огорчило. Видимо это обстоятельство и отсутствие части интерьера снизило цену модели причем прилично.

В инструкции есть один интересный момент , на сборочном этапе 5 не ясно показано крепление инструмента кожаными ремнями к кронштейнам, также на этапе 2 не обозначено место крепления доски КИП, точнее не обозначено оно на самой детали левого борта. В остальном инструкция ясна и понятна.

Ходовая часть.Ходовка собирается легко несмотря на довольно мелкие детали. Пластик не хрупкий и хорошо обрабатывается. Траки мне понравились, собираются они легко, но всеже рекомендую их приклеить к каткам как и сами тележки с катками ибо все это ровно стоять не будет. Единственным недостатком траков является люфт относительно друг друга. Я к сожалению не везде исправил этот недостаток. в остальном все собралось довольно просто. В набор входит плата ФТД на ней даются ремни для инструмента, лямка в башню для командира и детали элементов ходовой части.

Декаль. Хорошего качества перевелась без проблем, но я приварил ее декал фиксом от Валехо и покрыл сверху лаком от того же производителя. Вариантов маркировки всего два,как и вариантов окраски машины. Первый: американский танк из 304-ой танковой бригады 344 танковый батальон 1 рота 2 взвод октябрь 1918г. Второй: танк с пулеметным вооружением из народно-революционной армии Китая 1929г. Не могу сказать, что оба варианта не интересны, но хотелось именно французский танк. Декалей для этой модели я не нашел так что пришлось строить американца. Цвета в инструкции даны фирмы Валехо. Кстати если строить пушечный вариант танка, то в запасе остается пулемет Гочкисс М1914 со станком.
Диорама. Приятным бонусом к модели является небольшая диорама. Собирается довольно просто, но пока использовать ее я не хочу


Окраска. Как и всегда красил тамиевским акрилом затем лак. Далее делал грязь на осень(очень пригодились фото гусеничных тракторов с соседней стройки, снимал их специально в четырех временах года) при помощи пигментов и жидкостей АК, впервые применил жидкость для имитации сухой грязи от Wilder, в целом неплохо, но сильно отдает бензином и очень быстро высыхает так что растушевать ее сухой кистью будет трудно, советую смочить.
Рекомендую модель всем танкистам, ведь приятно посмотреть на стоящие рядом первый классический танк Рено ФТ 17 и современный Т 72 или Т 80 и подумать: как оно было и как оно стало почти за сто лет. Спасибо за внимание!


В июне 1916 года полковник Этьен во главе специальной миссии отправился в Англию для ознакомления с работами над «сухопутными кораблями» (вскоре во Францию прибыла ответная английская миссия). По возвращении в июле Этьен вновь встретился с Рено (Renault) и убедил его взяться за проектирование новой машины. Этьен считал, что как дополнение к средним танкам, а особенно к тяжелым английским, которые он наблюдал на заводе Фостера и которым отводилась роль «пехотного тарана», понадобятся многочисленные легкие и подвижные боевые машины для непосредственного сопровождения атакующей пехоты. К тому времени французская армия отработала тактику «подвижного пехотного огня» - при атаке в пехотных цепях двигались ручные пулеметы, непрерывным огнем прижимающие противника к земле и подавляющие его огневые точки, снижая потери атакующих от пулеметов и минометов. Роль такого «бронированного застрельщика» должен был принять на себя легкий танк.
Работы над танками шли на официальном уровне, Этьен пообещал заказ на 150 машин, и практичный Луи (Людовик) Рено, чья фирма существовала с 1898 г. и уже успешно сотрудничала с военным ведомством, принялся за работу над «бронированным футляром для мотора и двух человек». Взяв за прототип разрабатывавшийся средний СА-2, фирма быстро изготовила образец массой 6 т. Ходовая часть оснащалась упругой подвеской, вооружение ограничивалось пулеметом, максимальная скорость достигала 9,6 км/ч. В письме главнокомандующему от 27 ноября 1916 г. командующий танковыми силами генерал Этьен изложил основные особенности проектируемого танка: «Я считаю возможным построить очень легкий танк... Благодаря своей относительной мощности и расположению гусениц на колесах довольно большого диаметра, выдающихся вперед за шасси, пулеметный танк сможет проходить по очень тяжелой почве». К достоинствам такого танка относилась и возможность быстрой переброски по обычным дорогам на соответствующих грузовиках (как уже перевозилась артиллерия) - даже небольшой опыт боевого применения танков уже вывел проблему их оперативной подвижности в число основных.
20 декабря 1916 года сам конструктор представил модель танка Консультативному комитету по специальной артиллерии. Новинка не понравилась, в частности, пулеметное вооружение признали недостаточным (а Этьен и Рено настаивали именно на нем). Критиковали малый вес, «недостаточный» для разрушения препятствий, размеры, из-за которых танк якобы не сможет переходить через рвы и окопы. Тем не менее, в феврале 1917 г. появился первый прототип легкого танка, Этьену и Рено удалось убедить членов комитета, и в марте 1917 г. фирме заказали 150 машин.

Ниже на картинке - Легкий танк «Рено» FT-17 в пулеметном варианте (Char Mitrailler 8 mm)

Официальные испытания 9 апреля завершились успехом, Консультативный комитет, учтя мнение вице-секретариата изобретений, увеличил заказ на 1000 машин. Но тут вмешался министр вооружения, который, основываясь на доклад командира учебного центра Марли, потребовал, чтобы фирма увеличила внутреннее помещение и поместила в башню двух танкистов, поскольку в пехоте пулемет обслуживается минимум двумя бойцами (при этом не учли, что роли помощника пулеметчика и подносчика боеприпасов будет играть сам танк). На самом деле одноместная башня имела другой недостаток, выявившийся много позже - одному человеку приходилось решать задачи наблюдения, выбора целей, наведения оружия и командования водителем. Фронт требовал массы легких танков, менять проект было поздно, да и главнокомандующий настаивал, чтобы фирмы в первую очередь занимались производством легких машин. Этьен предложил 650 танков из 1150 заказанных вооружить 37-мм пушкой без существенной переделки башни - введение легких короткоствольных 37-мм пушек в цепи пехоты уже вошло в практику. Затем он предложил увеличить заказ до 2500 танков, включив в него так называемые «радиотанки» в качестве командирских и машин связи между танками, пехотой и артиллерией. По мнению Этьена, «радиотанком» должен был быть каждый десятый «Рено». Главнокомандующий генерал Петэн согласился и даже поднял 20 июня задание до 3500, причем потребовал поставок к весне 1918 года. Заметим, что параллельно подобные проекты разрабатывали фирмы «Пежо» (с установкой одновременно 37-мм пушки и пулемета в неподвижной рубке, а двигателя - в передней части корпуса) и «Делоне-Бельвиль» (эта работа привела фирму позже к опытному среднему танку).

Ниже на картинке - Легкий танк «Рено» FT-17 в пушечном варианте с литой башней (Char Canon 37 mm)

Танк получил официальное название «Char leger Renault FT modele 1917», сокращенное до «Рено» FT-17 (индекс FT дала сама фирма, популярная версия, что он означает «легкий вес», вызывает сомнения). Предполагалось, что завод фирмы «Рено» в Бийанкуре (предместье Парижа, департамент Сены) сможет выпустить к сентябрю 750 танков; однако эта программа сразу была сорвана по ряду производственных причин, одной из которых стала нехватка брони. Броневые листы пришлось заказать в Англии, так как французские заводы смогли начать производство брони для нового танка только с октября 1917 года. Пришлось привлечь к постройке другие фирмы, и в результате заказ на 3530 танков распределился так: «Рено» - 1850 (всех модификаций), «Берлие» - 800, «Шнейдер» - 600 и «Делоне-Бельвиль» - 280. «Рено» и «Шнейдер» делали танки целиком у себя, «Берлие» и «Делоне-Бельвиль» получали броню и вооружение с других заводов.
Далеко не сразу удалось наладить производство литой башни, и первые 100 машин оснастили восьмигранной клепаной (из-за этого танки с литыми башнями иногда именуют FT-18, хотя реально это были все те же FT-17). Немало времени ушло на разработку установки пушки, пушечный «Рено» прошел испытания 10-17 июля 1917 г. Готовую же модель «радиотанка» Рено смог представить только 10 декабря того же года.

Ниже на картинке - Легкий танк «Рено» FT-17 в пулеметном варианте с клепаной башней (Char Mitrailler 8 mm)

В результате FT-17 имел четыре варианта: пулеметный (Char Mitrailler 8 mm), пушечный (Char Canon 37mm), командирский или «радиотанк» (Char TSF) и танк огневой поддержки (Char Canon 75 mm BS) с 75-мм пушкой в открытой сверху и сзади невращающейся рубке. Последнему повоевать не пришлось-ни одного из 600 заказанных BS до конца войны не построили. Любопытной чертой этого варианта было то, что стрельба велась назад по ходу машины.
Луи Рено создал, бесспорно, одну из наиболее выдающихся конструкций в истории техники. Схема компоновки «Рено» FT-17 с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и ведущих колес, передним - отделения управления и средним - боевого отделения с установкой вооружения во вращающейся башне до сих пор остается классической (хотя повсеместное признание она получила отнюдь не сразу).
Водитель сидел спереди по оси машины, для наблюдения использовал три смотровые щели, стрелок (он же командир машины) располагался в башне стоя или полусидя в брезентовой петле, позже установили регулируемое по высоте сиденье. Для входа и выхода экипажа служил носовой люк с трехстворчатой крышкой, а в задней части башни выполнили аварийный люк-лаз с двустворчатой крышкой. На марше верхняя створка носового люка со смотровой щелью откидывалась вверх. На башне для вентиляции и наблюдения имелся колпак с пятью смотровыми щелями и грибовидной откидывающейся крышкой. Обитаемый объем отгораживался от моторно-трансмиссионного отделения стальной перегородкой с двумя зарешеченными окошками для циркуляции воздуха - окошки снабжались опускаемыми заслонками для защиты экипажа от огня в случае пожара в моторно-трансмиссионном отделении.

Ниже на картинке - «Радиотанк» FT-17 (CharTSF), мачта убрана, антенна не натянута



37-мм танковая пушка «Гочкис» («Пюто»), как и пехотная модели 1916 г., была выполнена на основе старой морской, имела длину ствола 20 калибров, нарезной части - 15 калибров, полуавтоматический вертикальный клиновый затвор, пружинные противооткатные устройства, литой кожух люльки, пистолетную рукоятку управления, телескопический прицел. Для установки в башню она крепилась в полусферическом щите, который своими горизонтальными цапфами опирался в гнезда поворотного вертикального щита. Стрельба из пушки велась чугунной (435 г) или стальной (560 г) осколочной гранатой, снаряженной мелинитом, либо бронебойным снарядом (510 г). Начальная скорость снарядов - соответственно 402, 367 и 390 м/с. Трубка оптического прицела снабжалась стальным кожухом. Башня диаметром 1,07 м устанавливалась на шаровой погон, для поддержания ее боковых свесов на бортах корпуса приклепывались короткие скобы. Стрелок с помощью наплечников усилием плеч и спины поворачивал башню, производя грубую наводку, после чего с помощью плечевого упора пушки доворачивал ее на цель. Аналогично производилась наводка и в пулеметном варианте, угол наведения пулемета по вертикали составлял от -20 до + 35 градусов. В отличие от англичан, выбравших танковый пулемет на основе ручного, французы ставили в свои танки «длинные» 8-мм пулеметы «Гочкис» модели 1914 г. Пулемет имел автоматику на основе отвода пороховых газов, темп стрельбы 600 выстр./мин, ленточное питание. Размеры пулемета затрудняли действия стрелка в башне, а установка коробки с лентой составила большую проблему. Боекомплект выстрелов (200 осколочных, 25 бронебойных и 12 шрапнелей для самообороны) или патронов (50 лент по 96 патронов) размещался на днище и на стенках боевого отделения.

Ниже на картинке - Продольные разрезы танка «Рено» FT-17 (вариант Char Mitrailler 8 mm) в вертикальной и горизонтальной плоскостях


1 - гусеница, 2 - педали, 3 - рычаги переключения скоростей, 4 - рычаг поворота, 5 - пулемет, 6 - башня (литая), 7 - съемная пусковая рукоятка, 8 - топливный бак, 9 - бортовой фрикцион, 10 - вентилятор, 11 - маховик, 12 - радиатор, 13 - двигатель, 14 - упорный подшипник коленчатого вала двигателя, 15 - откидной хвост, 16 - опорный каток

Корпус «Рено» FT был несущим элементом и представлял собой каркас из уголков и фасонных деталей, к которым на заклепках крепились броневые листы и детали ходовой части - несущий корпус также стал «классикой» танкостроения. Толщина вертикальных листов корпуса и листов клепаной башни составляла 16 мм (литая башня имела толщину брони 22 мм), наклонных листов - 8 мм, крыши и днища - 6 мм.
Четырехцилиндровый карбюраторный двигатель «Рено» имел диаметр цилиндров 95 мм, ход поршня 160 мм, карбюратор типа «Зенит», зажигание от магнето, регулятор числа оборотов, запускался заводной ручкой изнутри или снаружи машины. При 800 об./мин двигатель развивал мощность 20 л.с., при 1000 оборотах - 27, при 1500 - 39 л.с. Топливный бак размещался впереди двигателя у перегородки. Подача бензина производилась насосом с мембраной или пульсатором и дополнительного бачка (для работы на уклонах). Жидкостное охлаждение выполнялось по термосифонной схеме, трубчатый радиатор обдувался вентилятором, обеспечивавшим и вентиляцию обитаемого отсека. Воздух засасывался через продольную щель в крыше моторно-трансмиссионного отделения, прикрытую приподнятой бронировкой. Выхлопная труба с глушителем выводилась с правого борта. Вращающий момент через коническое сцепление передавался на механическую коробку передач с подвижными шестернями, дававшую четыре скорости вперед и одну назад: 1-я скорость и задним ходом - 1-1,52 км/ч, 2-я скорость - 2,05-3,1 км/ч, 3-я - 3,36-5,04 км/ч, 4-я - 5,2-7,8 км/ч. Механизмами поворота служили конические бортовые фрикционы, управлявшиеся через коленчатый и качающийся рычаги. Управление осуществлялось отключением и торможением соответствующей гусеницы с помощью ленточного тормоза. Стальная лента тормоза покрывалась ферродо или кожей. «Рено» был наиболее «поворотливым» среди первых танков - он мог разворачиваться на месте вокруг вертикальной оси. Водитель пользовался двумя рычагами поворота, рычагом коробки передач, педалями газа, сцепления и ножного тормоза, рукоятками акселератора и тормоза. Доступ к двигателю через откидные листы крыши был достаточно удобен. Запас топлива допускал время движения танка 8 часов, однако доливать воду в радиатор приходилось чаще.
Ходовая часть с блокированной пружинной подвеской включала на один борт 4 тележки - одна с тремя, остальные с двумя сдвоенными опорными катками малого диаметра с ребордами. Тележки попарно соединялись шарниром с балансиром, который сам шарнирно подвешивался к полуэллиптической листовой рессоре. Концы рессоры подвешивались к продольной двутавровой балке. Из-за малого динамического хода катков такую подвеску иногда называют «полужесткой». Верхняя ветвь гусеницы лежала на шести сдвоенных поддерживающих роликах, собранных в обойме, задний конец которой крепился на шарнире, а передний подрессоривался винтовой пружиной - так автоматически обеспечивалось постоянство натяжения гусеницы. Одинарное ведущее колесо заднего расположения захватывало гусеницу за шарнир траков. Одинарное направляющее колесо крепилось на передней части продольной балки в вилке с винтовым механизмом регулировки натяжения гусеницы. На многих машинах для уменьшения шума и веса направляющее колесо изготавливалось из дерева со стальным ободом - единственный случай в истории танкостроения (такой вариант «Рено» FT-17 стоит в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке). В литом траке гусеницы выделялась подушка (башмак) шириной 324 мм с грунтозацепом и два рельса. Два трака соединялись пальцем, который фиксировался шайбами и втулками с чекой. Ширина колеи гусеничного хода - 1,4 м. Для форсирования рвов танк оборудовали съемным «хвостом». «Хвост» крепился на корме двумя осями с засовами, на марше он поворачивался вокруг верхней оси и забрасывался на крышу моторно-трансмиссионного отделения, но мог оставаться и в «боевом» положении - в этом случае на «хвост» могли крепить полезный груз (обычно - личные укладки экипажа) или сажать двух пехотинцев. При преодолении широкого рва «хвост» упирался в его передний скат, пока центр тяжести танка не достигал противоположного края. Длина танка с «хвостом» достигала 4,96 м. Впоследствии под влиянием «Рено» FT подобными «хвостами» оборудовали многие сравнительно тихоходные танки сопровождения пехоты. Спереди и сзади на корпусе танка имелись буксирные крюки, в комплект танка включали трос и буксирную цепь.

Ниже на картинке - 37-мм танковая пушка «Гочкис» в башне «Рено» FT-17 (Char Canon 37 mm)

«Рено» оказался простым и дешевым танком. Но кроме того, низкое удельное давление на грунт, не превышавшее 0,6 кг/см2, обеспечивало хорошую проходимость, танк преодолевал короткие подъемы до 45° и 1,8-метровые рвы, а вынесение оси направляющего колеса вперед-вверх и его большой диаметр способствовали преодолению вертикальных препятствий, позволяли танку выбираться из больших воронок. При меньших размерах он имел лучшую проходимость, чем средние французские танки, перекрывал одинаковые с ними рвы, с вертикальными препятствиями справлялся лучше, его более легкое вооружение обеспечивало большую эффективность за счет вращающейся башни. В сочетании с меньшим экипажем все это отвело ему роль основной машины французских танковых сил. Как и у средних танков, малые скорость и запас хода требовали специального транспорта для их переброски к передовой по обычным дорогам. Первоначально для этого планировали использовать специально заказанные 7-тонные грузовые автомобили (их заказали в 1917 г.), но уже в июле 1918 г. танки вполне успешно перебрасывались в боеготовом состоянии стандартными 5-тонными грузовиками «Пирс-Эрроу». Танковым полкам «Рено» придавали отряды по 25 грузовиков.
«Рено» TSF (Telegraphie Sans Fit - «беспроволочный телеграф») имел неподвижную прямоугольную рубку, в которой размещались радиостанция и три члена экипажа -водитель, наблюдатель и радист. Проволочная антенна натягивалась между выдвижной мачтой на рубке и рамкой на конце «хвоста». Дальность радиосвязи достигала 80 км. Масса «радиотанка» - 7 т, толщина брони - 16-8 мм, высота - 2,5 м, скорость и запас хода одинаковы с базовой машиной. В каждой танковой бригаде «радиотанки» находились в ведении специального офицера службы связи и использовались в интересах как танковых подразделений, так и пехотных дивизий, с которыми они взаимодействовали. В качестве командирских использовались и обычные «Рено» FT, с которых иногда снимали вооружение, оставляя амбразуру башни открытой - получался подвижный наблюдательный пункт.

Ниже на картинке - Органы управления танка «Рено» FT-17


1-2 - защелка стопора тормозной педали, 3,7 - трос стопора, 5 - левый рулевой рычаг, 6,58 - тормозная педаль, 8 - правый рулевой рычаг, 10 - педаль акселератора, 11 - тяга, 12 - поводок, 15 - рычаг поворота, 17- рычаг, 19 - рычаг сцепления, 20 - подшипник, 21 - вертикальная ось, 22,23 - рычаг, 25,26 - конус сцепления, 27 - нажимная шайба, 28 - тормозной барабан, 29 - коробка, 30,31 -тормозная лента, 36 - шарнир, 37 - тормозная тяга, 38 - ось рычага, 39 - феродо, 41,42,43 - тяги, 49 - трос управления акселератором.

«Рено» смогла выпустить первые серийные машины только в сентябре 1917 г. Одну из них сразу отправили в США - еще летом США согласились построить 1200 «Рено» с заменой французского двигателя на американский, литой башни клепаной, пересчетом метрических размеров в дюймовые. На конец ноября в лагере Шамплиэ имелось только 29 предсерийных «Рено» с железным корпусом для обучения экипажей. Боевые танки «Рено» начала подавать в армию в марте 1918 г. (да и из них вооружены были только пулеметные), остальные французские фирмы - только в середине того же года. Причем многие танки пришлось пересматривать и доводить на месте. Ко времени перемирия 11 ноября 1918 года было построено 3177 танков «Рено», хотя общий заказ между февралем 1917 и ноябрем 1918 г. составил 7800 танков. Несколько «Рено» FT-17 французы на завершающем этапе войны передали англичанам (как бы в порядке обмена на Мк V*), которые использовали их в качестве машин управления. Таким образом, FT-17 стал не только конструктивно и «идеологически» лучшим, но и самым массовым и самым воюющим танком Первой мировой войны.
Разумеется, спешно пущенные в массовое производство «Рено» FT имели ряд дефектов и недоработок. Многие детали конструкции доводились уже в процессе производства или в мастерских. Нестабильность работы пульсатора, подававшего топливо в карбюратор, пытались устранить, заменив его мембрану фибровой прокладкой, но она быстро выходила из строя, и в июле 1918г. в мастерских танковых частей нашли решение в виде особого латунного диска. Наиболее чувствительными недостатками оказались быстрый износ и частые поломки пальцев и втулок шарнира гусеницы, а также частые разрывы ремня привода вентилятора (из-за чего двигатель быстро перегревался - при Суассон 18 июля около 10% «Рено» 503-го полка не смогли пойти в бой по этой причине). С этим удалось справиться уже после войны. Однако относительно высокая ремонтопригодность «Рено» позволяла возвращать их в строй быстрее, чем средние «Шнейдер» или «Сен-Шамон». Правда, хронический недостаток запасных частей и ремонтных средств заставил держать в подразделениях резервные танки для быстрого восстановления боеспособности. Более богатый, чем у других танков, опыт эксплуатации «Рено» FT, позволил выявить и очередность износа узлов и агрегатов, а значит - определить очередность технического обслуживания. Сначала из строя выходили гусеничные цепи и опорные катки, затем подвеска, затем - двигатель (если не считать типичные именно для «Рено» проблемы с пульсатором и ремнем вентилятора).
В условиях 1918 г. легкий «Рено» оказался лучшим средством сопровождения пехоты и наиболее удобным в производстве, эксплуатации и ремонте. Его успех привел к тому, что французы при создании танков поддержки пехоты ориентировались именно на него. Впрочем, не только французы - в течение 15 лет французский «Рено» служил образцом, а в Советской России, США, Италии собственные модели легких танков сопровождения пехоты были созданы прямым подражанием «Рено» FT.
«Рено» FT-17 послужили базой для ряда экспериментов - в виде опыта их пытались превратить в плавающие машины, в транспортеры, танки-тральщики, самоходные танковые мосты, носители фашин для преодоления широких рвов, самоходные прожектора. Шасси «Рено» FT было использовано для легкого 3,5-тонного трактора «Рено» H.J. для вспомогательных служб.

Ниже на картинке - Танк «Рено» FT-17 в пулеметном варианте. Сзади хорошо виден «хвост», облегчавший форсирование рвов

Тактико-технические характеристики легкого танка «Рено» FT-17
пушечный / пулеметный
Боевая масса, т 6,7 / 6,5
Экипаж, человек 2
Высота, м 2,14
Длина, м 4,1 (без «хвоста») и 5,0 (с «хвостом»)
Ширина, м 1,74
Клиренс, м 0,41-0,5
Толщина брони, мм:
лоб корпуса 16
борт корпуса 16-8
Башня 22 (литая) или 16 (клепаная)
Корма 8
крыша и днище 6
Вооружение:
Орудия 37-мм пушка «Гочкис / -
Пулеметы - / 1х8-мм «Гочкис» модели 1914 г.
Боекомплект:
выстрелов 237 (225 снарядов и 12 картечей)
патронов -/4800
Двигатель:
марка «Рено»
тип карбюраторный
число цилиндров 4
охлаждение жидкостное
мощность, л.с. 39
Запас топлива, л 90-100
Трансмиссия механическая
Коробка передач четырехскоростная с реверсом
Механизм поворота бортовые фрикционы и ленточные тормоза
Ходовая часть (на один борт) 9 сдвоенных опорных катков, ведущее колесо заднего расположения
Подвеска блокированная, с листовыми пружинами
Тип гусеницы металлическая крупнозвенчатая, с открытым шарниром
>Количество траков в цепи 32
Тип зацепления зубовое
Ширина трака, мм 324
Шаг трака, мм 250
Макс, скорость, км/ч 7,8
Средняя скорость, км/ч 4,5
Запас хода, км 35
Удельное давление, кг/см 2 0,48/0,47
Преод. подъем, град. 45
Ширина преод. рва, м 1,8 (с «хвостом») и 1,35 (без «хвоста»)
Высота стенки, м 0,6
Глубина брода, м 0,7
Толщина сваливаемого дерева, м 0,25
Тяговое усилие, кгс 5030

Ниже на картинке - танки «Рено» доставляются к линии фронта на грузовиках

Первое появление на поле боя легких танков «Рено» не было особенно успешным. 29 мая 1918 г., во время второго германского наступления на р. Эн, три батальона «Рено» были переданы 6-й французской армии для проведения местных контратак. Для переброски танков использовались грузовики «Пюррей», прицепы «Ла-Бюир», буксируемые тракторами «Кнокс» и артиллерийскими тракторами. 31 мая три взвода «Рено» из 304-й и 306-й танковых рот с 4-м стрелковым полком марокканской дивизии атаковали Плуази, а три взвода 305-й роты с 7-м стрелковым полком - Шазель. В бой пошел 21 танк. Они двигались без предварительной разведки, выполнили свои задачи, рассеяв противника и подавив пулеметные точки, продвинулись на фронте 2 км на глубину 1,5 км, уничтожили одну пушку, но пехота, никогда не видевшая танков и в большинстве даже не понимавшая по-французски, не продвинулась за ними, и атака окончилась ничем. Три танка подбито, причем один попал в руки противника. Тем не менее контратаки заставили германские части остановиться у леса Рец вокруг Виллер-Котере.

Ниже на картинке - танки «Рено» FT перед боем

2 июня у восточной опушки леса Рец на фронте Фавероль-Корси 45 танков 3-го батальона «Рено» и 308-й роты «Рено» с пехотой 11-го армейского корпуса на фронте около 6000 м контратакуют германские части. Бой распадается на ожесточенные поединки отдельных танков с группами пехоты и пулеметами, но Фавероль и Сен-Поль отбиты, французская пехота продвигается на 1,5 км и закрепляется на новых позициях.
Примечательный бой состоялся здесь утром 3 июня. Один взвод 307-й роты «Рено» провел контратаку на Фавероль против частей германской «ударной» 28-й резервной дивизии. Два танка почти сразу были остановлены минометным огнем, остальные три продолжили атаку. Два «Рено», прорвавшихся в глубь немецких позиций, попали в окружение. Против них немцы бросили пехотный полк и два батальона дивизионного резерва. Только объединенными усилиями пяти батальонов удалось вывести оба танка из строя и взять в плен их экипажи. Однако танки обеспечили продвижение своей пехоты по дороге на Троен. Вечером того же дня в том же районе 15 танков 301-й и 304-й рот «Рено», двигаясь на фронте 1 км впереди пехоты, охватывают ферму Вертфейль и дают пехоте закрепиться на ней практически без потерь.
Контратака трех взводов из 302-й и 308-й рот «Рено» (всего 15 танков) 4 июня на ферму Ла-Гриль успеха не имеет. Танки движутся в лесу по просекам, пытаются вести огонь, совершенно не видя целей, и ничем не помогают пехоте, достигают фермы без нее, так что закрепить захваченный пункт некому. То же повторяется 6 июня. Наконец, 12 июня 15 танков 309-й роты «Рено» с 233-м пехотным полком, преодолевая засеки и огонь замаскированных пулеметов, продвигаются за ферму Ла-Гриль и вытесняют здесь противника из леса Рец.
На рассвете 15 июня 15 танков 303-й роты «Рено» с пехотой 153-й дивизии проводят контратаку на возвышенность Кевр в довольно сложных условиях. Им приходится переходить колонной по мосту и атаковать на подъеме, местами продвигаясь без пехоты. Тем не менее на фронте 1,8 км продвижение составило 2 км, от огня артиллерии потеряно 3 танка.
28 июня у Кютри проводится атака 153-й пехотной дивизии, 418-го пехотного и 9-го зуавского полка «с большим количеством танков» - 60 «Рено» 305, 307, 308 и 309-й рот. 305-я рота не смогла выполнить задачу, задержавшись на слабом грунте и понеся потери от огня противника, зато 307 и 308-я роты провели пехоту за назначенные цели, в то время как танки 309-й роты прикрывали их с фланга со стороны лощины Кютри.
16-17 июля у Ла-Гранж - о"Буа и Саконей 80 «Рено» 313 и 315-й рот ведут практически непрерывный бой, взвод 313-й роты отражает ночную атаку противника у фермы Жанвье. Общее продвижение составило 1,2-1,6 км, потери - 20 танков.

Ниже на картинке - танки «Рено» FT выдвигаются на передовые позиции

26 июля четыре взвода 317 и 318-й рот «Рено» (20 танков) поддерживают атаку свежей 9-й пехотной дивизии к западу от Флери. Контратаки противника заставляют пехоту отойти, причем танки прикрывают ее отход.
10 августа 10-й батальон «Рено» (45 танков) поддерживает атаку на Рессен-Сюр-Мац в центре фронта наступления 3-й французской армии. Танки захватывают станцию Рессен и передают ее и селение пехоте, затем отходят на исходные позиции для восстановления.

Удельное давление на грунт не превышало 0,6 кг/см 2 и обеспечивало хорошую проходимость. Танк мог преодолевать короткие подъемы до 45° и 1,8-метровые рвы, а вынесение оси направляющего колеса вперед-вверх и его большой диаметр способствовали преодолению вертикальных препятствий, а также позволяли танку выбираться из больших воронок. Спереди и сзади на корпусе имелись буксирные крюки, в комплект танка включали трос и буксирные цепи, которые обычно подвешивали вдоль "хвоста". На бортах моторно-трансмиссионного отделения крепили ящики с ЗИП. Большое значение придавалось "таранному" действию. Несмотря на первоначальный скепсис, танк "Рено" опрокидывал дерево или деревянный столб диаметром до 250 мм, железный столб диаметром 50 мм.

К недостаткам танка "Рено" можно отнести то, что он легко опрокидывался при боковом крене, на резких поворотах и даже на небольших контрэскарпах. Однако при меньших размерах, он обладал лучшей проходимостью, нежели французские танки первой мировой, преодолевал одинаковые с ними рвы, на вертикальные препятствия взбирался лучше, а его более легкое вооружение обеспечивало большую эффективность в бою за счет вращающейся башни. На пересеченной и лесистой местности небольшие размеры FT-17 давали ему преимущества по сравнению с другими танками. Плюс к этому танк "Рено" был сравнительно простым и дешевым в производстве. В результате он стал основной машины французских танковых сил и убедительным доказательством перспективности танков как нового вида вооружения.

Конечно, малый запас хода и скорость требовали специального транспорта для переброски танков к передовой по обычным дорогам. Первоначально для этого планировали использовать 7-тонные грузовые автомобили, которые специально заказали в 1917 году, но уже в июле 1918 года танки "Рено" перебрасывались в боеготовом состоянии стандартными двухосными 5-тонными грузовиками "Пирс-Эрроу" с усиленными рамой и кузовом.

Радиотанк "Рено" TSF и танк огневой поддержки "Рено" BS

10 декабря 1917 года фирма смогла представить готовую модель "радиотанка" "Рено" TSF ( - "беспроволочный телеграф"). Этот танк имел неподвижную прямоугольную рубку, в которой находилась радиостанция "Эроте", а также водитель, наблюдатель и радист - экипаж машины. Проволочная антенна была натянута между выдвижной мачтой на рубке и рамкой на конце "хвоста". Радиосвязь достигала 80 км. Масса "радиотанка" составляла 7 т, толщина брони -8-16 мм, высота - 2,5 м, скорость и запас хода - такие же, как у танка "Рено" FT 17. "Радиотанки" применялись как в интересах танковых подразделений, так и пехотных дивизий, с которыми они взаимодействовали и находились в ведении специального офицера службы связи танковой бригады.

Радиотанк "Рено" TSF

Из-за слабой надежности радиостанции, которая выходила из строя и быстро теряла настройку, танки "Рено" TSF не очень любили в войсках. К окончанию первой мировой войны только три полка получили "радиотанки", которых всего было выпущено 188. В роли командирских часто использовались и обычные танки "Рено" FT, с которых иногда снимали вооружение, оставляя амбразуру башни открытой - таким образом получая подвижный наблюдательный пункт.

Радиотанк "Рено" TSF, 1919 год

Этьенн сформулировал задание на танки огневой поддержки "Рено" BS еще в июле 1917 года, предлагая безбашенную схему с установкой орудия в корпусе. Однако в итоге 75-мм гаубицу "Шнейдер" установили в увеличенной, по сравнению с башней, не вращающейся восьмигранной пирамидальной рубке с кормовой нишей (чтобы дать место для отката ствола гаубицы с казенником), большим люком в борту и откидной крышей.

Танк огневой поддержки "Рено" BS c 75-мм гаубицей "Шнейдер"
Нажмите на изображение для увеличения

"Рено" BS оборудовались креплением для сборного 4-метрового моста типа "Орли" на лобовой части. Танк мог укладывать этот мост на широкий ров для обеспечения преодоления его танками "Рено" FT. Было запланировано иметь один танк "Рено" BS на каждый танковый взвод (пять линейных танков), воевать танкам огневой поддержки BS не пришлось. Во время первой мировой войны было заказано построить 600 машин, однако не построили ни одной, а после окончания - было сделано всего 39 единиц.

Танк "Рено" BS c 75-мм гаубицей "Шнейдер", 1919 год

Недостатки

Конструкция танка "Рено" несомненно являла пример основательной инженерной проработки. Однако, спешно организованное массовое производство сказалось на качестве. Серьезные неисправности имели около 3/4 танков первых серий, часть которых возвращалась на завод.
Например, на март 1918 года выявили:

  • недостаточную ширину и неплотное прилегание верхней створки лобового люка
  • недостаточную надежность коробки передач
  • отсутствие полного комплекта ЗИП

Плохая уравновешенность башни затрудняла наводку, торчавшие внутри башни гайки петель люка-лаза являлись причиной травм для командира машины. Некоторые детали конструкции доводились уже во время производства или в мастерских. Нестабильность работы пульсатора, подававшего топливо в карбюратор, пытались устранить, заменив его мембрану фибровой прокладкой, но она быстро выходила из строя, и в июле 1918 года в мастерских танковых частей нашли решение, применив в карбюраторе особый латунный диск.

Наиболее серьезными недостатками стало то, что быстро изнашивались и ломались пальцы и втулки шарнира гусеницы, а также часто рвался ремень привода вентилятора, поэтому двигатель быстро перегревался. По этой причине около десяти процентов танков "Рено" 503-го танкового полка не смогли пойти в бой 18 июля 1918 года. Много просчетов компенсировали достаточно высокой ремонтопригодностью "Рено" FT , это позволяло возвращать их в строй быстрее, чем другие французские танки Первой мировой войны . Однако, из-за постоянного недостатка запчастей и средств ремонта приходилось в подразделениях держать резервные танки для быстрого восстановления боеспособности. Эксплуатация танков "Рено" выявила последовательность износа агрегатов и узлов, а следовательно и определить порядок техобслуживания. В первую очередь выходили из строя гусеничные цепи и опорные катки, потом подвеска и, если не считать проблемы с пульсатором и ремнем вентилятора, двигатель танка.

Модификации:

  • Renault FT-17 BS имел экипаж 3 человека. Это была САУ с 75-мм орудием Блокхаус Шнайдер (короткоствольная гаубица);
  • Renault FT 17 Signal ou TSF - командный танк с радиостанцией;
  • FT-18;
  • M24/25 - модификация 1924-1925 гг;
  • NC27 (NC1) - модификация 1927 г.;
  • NC28 - модификация 1928 г.;
  • FT-31 - модификация 1931 г.;
  • NC2 (NC31) - модификация 1931 г.;
  • NC3 (D1 - Char de bataille D1).