Какое оборудование ставить на арту хуммель. Длинный шмель

Немецкие инженеры изобрели такой подкласс самоходной артиллерии, как «самоходный лафет». Первые практические наработки в этой области появились ещё в годы Первой мировой войны, но по-настоящему массовым явлением подобные машины стали спустя два с половиной десятилетия после её окончания. Рецепт оказался прост: за основу бралась база лёгкого или среднего танка, из агрегатов которого создавалось самоходное шасси с противопульной бронёй. На такое шасси устанавливалось слегка модифицированное буксируемое орудие. Благодаря этому мобильность артиллерии резко возрастала. Наиболее мощно вооружённым из массовых немецких «самоходных лафетов» стал Hummel . Эта САУ вполне справедливо считается одним из символов немецкой самоходной артиллерии.

Объединяя двух конкурентов

В начале 1942 года центром разработки «самоходных лафетов» средней весовой категории был концерн Krupp. Работы по таким машинам в Эссене начали ещё до начала Второй мировой войны. Итоги проектирования оказались неоднозначными. САУ 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette, создававшаяся как истребитель дотов, превратилась в Pz.Sfl.IVa, более известную под фронтовым прозвищем Dicker Max («Толстый Макс»). Прозвище появилось неслучайно: при боевой массе в 22 тонны внутрь самоходной установки удалось поместить мотор мощностью всего 180 лошадиных сил. С подвижностью у машины, которую переквалифицировали в истребители танков, дела обстояли не лучшим образом. По ряду причин от серийного производства ста машин, которые получили окончательное обозначение Pz.Sfl.IV (10 cm), в конце 1941 года пришлось отказаться.

Несколько лучше сложилась ситуация с другой САУ, ставшей ответвлением от проекта 10.5 cm K. L/52 Selbstfahrlafette. Первоначально она получила обозначение Pz.Sfl.IV (leFH 18), но позже его изменили на Pz.Sfl.IVb . В ней использовалась концепция 6-каткового шасси на рессорной подвеске, при этом двигатель применялся тот же, что и на Pz.Sfl.IVa. Боевую массу этой машины удалось снизить до 18 тонн, что заметно улучшило её подвижность.

Два опытных образца самоходной установки, которая 13 августа 1941 год сменила имя на leFH 18 (Sfl.), были готовы к началу января 1942 года. В целом получилась неплохая машина, которая вполне подходила на роль средства поддержки танков. Правда, уже к весне 1942 года стали появляться сомнения в целесообразности её выпуска. Дело в том, что при таком большом и дорогом шасси машина вооружалась системой сравнительно небольшого калибра, да и её боевое отделение оказалось не слишком просторным. Двигатель у этой САУ был свой, отсутствовала унификация с более массовыми образцами техники по каткам и ряду других элементов.

Неудивительно, что OKH (Oberkommando des Heeres, Верховное командование сухопутных войск) весной 1942 года озаботилось вопросом создания среднего «самоходного лафета» для более солидного орудия. Таковым была выбрана 149-мм гаубица 15 cm sFH 18 . Эта артиллерийская система оказалась весьма удачной, но при этом её боевая масса, превышавшая 5 тонн, здорово ограничивала возможности перемещения по полю боя.

Как можно заметить, 15 cm sFH 18 была отнюдь не пушинкой. А теперь представим, что её надо переместить силами расчёта по полю…

В качестве разработчика новой САУ был выбран концерн Rheinmetall-Borsig. Главный конкурент Krupp в программе танка поддержки B.W. , оружейный гигант из Дюссельдорфа довольно быстро нашёл альтернативу конкурсу, в котором проиграл. В 1938 году в пригороде Берлина Шпандау концерн открыл завод Alkett (Altmärkische Kettenfabrik). Его основным профилем стала сборка танков и самоходных установок, именно там начали проектировать и новую САУ.

Первыми построенными здесь боевыми машинами были тридцать два Pz.Kpfw.II Ausf.B , позже здесь строили средние танки Pz.Kpfw.III . Впрочем, уже с 1940 года основной продукцией стали самоходные установки StuG III . Начиная с модификации StuG III Ausf.B и до Ausf.F/8 завод Alkett был единственным сборщиком этих машин. Да и StuG 40 Ausf.G, самый массовый образец немецкой бронетанковой техники, по большей части производился в Шпандау. Поэтому выбору производителя, сделанному OKH, удивляться не стоит.


Опытный образец Geschützwagen für sFH 18/1, конец 1942 года. Машину легко определить по большому дульному тормозу

Поскольку основным направлением для Alkett в тот момент было изготовление Pz.Kpfw.III и танков на его базе, вполне ожидаемо, что средний «самоходный лафет» следовало делать из этого танка. На деле всё оказалось не так просто. Ещё в декабре 1941 года возникла идея дальнейшего развития Pz.Kpfw.III. Предполагалось установить на него башню от Pz.Kpfw.IV с 75-мм пушкой Kw.K. 40 L/43. Получившийся танк должен был обозначаться как Pz.Kpfw.III Ausf.K. Даже до опытного образца реализация этого проекта не дошла: выяснилось, что для установки башни с более мощным вооружением понадобится полностью переделывать ходовую часть. Это, собственно, и стало началом конца Pz.Kpfw.III.

Что же касается шасси Pz.Kpfw.IV, то у него верхняя весовая планка оказалась выше и составляла 25 тонн. При этом от базы Pz.Kpfw.III немецкие танкостроители полностью не отказывались, поскольку на ней стали производить StuG 40 с более мощной пушкой 7.5 cm StuK 40. Тем не менее на Alkett понимали, что разумной альтернативы для шасси Pz.Kpfw.IV у них нет.

В результате работы пошли в направлении создания своеобразного гибрида, в котором объединились компоненты Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV. Шасси, получившее обозначение Geschützwagen III (орудийная машина III), по ходовой части полностью повторяло Pz.Kpfw.IV. От этого танка также был позаимствован двигатель Maybach HL 120 TRM вместе с системой охлаждения. Похожей оказалась и «ванна» корпуса. Коробку передач ZF SSG 77 конструкторы позаимствовали у Pz.Kpfw.III.


Ещё одним характерным признаком опытного образца Geschützwagen für sFH 18/1 было отсутствие смотрового лючка в рубке механика-водителя

Поскольку в боевое отделение предстояло установить весьма немаленькую по габаритам и массе 149-мм гаубицу, пришлось серьёзно поработать над компоновкой машины. В результате получилась неординарная конструкция, которая стала плодом нескольких компромиссных решений. Иного пути, кроме как спрятать двигатель под установку гаубицы, у инженеров не было. Можно только посочувствовать ремонтникам, которые имели дело с этими машинами. Чтобы демонтировать двигатель, здесь требовалось сначала снять орудие, а затем частично разобрать саму машину.

С обслуживанием трансмиссии дело обстояло проще, но без крана и тут всё равно делать было нечего. Требовалось снять большую лобовую плиту, в которую интегрировали рубку механика-водителя. Кстати, вместе с ним в отделении управления сидел радист, для которого конструкторы никаких приборов наблюдения вообще не предусмотрели.


Компоновочная схема Geschützwagen III/IV

На подобные ухищрения инженеры Alkett пошли не просто так. Благодаря перекомпоновке агрегатов Geschützwagen III получила просторное боевое отделение, где поместилась не только сама гаубица, но и четыре номера её расчёта. Правда, больше 18 выстрелов в возимом боекомплекте разместить не удалось.

Грамотно сконструированная система охлаждения позволила обойтись без «ушей», как на Pz.Sfl.IVa. Не менее важно и то, что боевая масса САУ составила 22 тонны: столько же, сколько у Dicker Max, но при гораздо более мощном моторе. К тому же и в плане унификации с крупносерийными машинами детище Alkett выглядело куда интереснее, чем продукция Krupp.

Самоходка от сталеваров

Первый опытный образец самоходной установки, получившей обозначение Geschützwagen für sFH 18/1, был изготовлен Alkett ближе к концу 1942 года. Опытная машина максимально использовала компоненты от Pz.Kpfw.IV. Ещё одной её отличительной особенностью стал массивный дульный тормоз, установленный на гаубице. Достаточно быстро выяснилось, что он лишний: устойчивость шасси Geschützwagen III/IV оказалась достаточной, чтобы от этой детали отказаться. Тем более что при стрельбе дульный тормоз создавал большое облако пыли.


Сборочная линия на заводе Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie, Дуйсбург

По итогам испытаний в конструкцию машины внесли ряд усовершенствований. Гаубица лишилась дульного тормоза, некоторые изменения были внесены и в конструкцию ходовой части. Вместо ведущих колёс и бортовых передач от Pz.Kpfw.IV было решено позаимствовать их у Pz.Kpfw.III. Учитывая тот факт, что основной продукцией Alkett были САУ StuG III/StuG 40 на базе Pz.Kpfw.III, решение вполне логичное, тем более что коробка передач все равно бралась от этих самоходных установок. Машина «обросла» дополнительными элементами, такими как крючки для установки тента. Кроме того, рубка механика-водителя получила откидывающийся вверх лючок, что заметно улучшило обзор в походном положении.


На этой фотографии видно, что двигатель с системой охлаждения «живёт» непосредственно под орудием

Примерно в это же время была отчасти решена проблема маленького боекомплекта. Изобретать велосипед на Alkett не стали и разработали на базе Geschützwagen für sFH 18/1 подвозчик боеприпасов. Позже он получил обозначение Geschützwagen III für Munition и сквозной индекс Sd.Kfz.165 (его же получил и Geschützwagen III).

Фактически это была та же самая самоходная установка, но без гаубицы и с «зашитой» орудийной амбразурой. Внутри боевого отделения находились укладки для боезапаса. При этом путём нехитрых операций подвозчик боеприпасов Geschützwagen III für Munition можно было оперативно переделать в САУ Geschützwagen für sFH 18/1. Благодаря этому решению цифра выпущенных самоходных установок в различных источниках «плавает». Вопрос о том, сколько подвозчиков боеприпасов позже переделали в САУ, остаётся открытым.


Geschützwagen III выпуска весны 1943 года

Между тем на Alkett к концу 1942 года стало не до новой САУ. Ежемесячный выпуск StuG 40 вырос: уже в ноябре он составил 100 машин, а в декабре увеличился до 129 штук, причём в последний месяц 1942 года началось производство StuG 40 Ausf.G. Насколько важным оказался выпуск этих машин, говорит тот факт, что с февраля 1943 года её производство освоили и на заводе MIAG. На сам же Alkett с марта 1943 года дополнительно «свалился» ещё и выпуск StuH 42 со 105-мм гаубицей.

Неудивительно, что для производства Geschützwagen für sFH 18/1 нашли другого подрядчика. Им стала сталелитейная компания Deutsche Eisenwerke AG, Werk Stahlindustie из Дуйсбурга. Расстояние от Дуйсбурга до Эссена, к слову, примерно такое же, как и до Дюссельдорфа. Это можно считать довольно символичным, поскольку в продукции Deutsche Eisenwerke AG объединились компоненты изделий Krupp и Rheinmetall.

Поставщиком бронелистов для новой САУ выступила компания Deutsche Edelstahlwerke AG (DEW) из Крефельда, что к юго-западу от Дуйсбурга. С марта 1943 года производство брони переместилось в Deutsche Röhrenwerke AG Werk Thyssen в Мюльхайме-на-Руре.


Изготовленный на той же базе подвозчик боеприпасов Geschützwagen III für Munition

Первые пять самоходных установок были изготовлены в феврале 1943 года, тогда они обозначались как Geschützwagen III. Уже в марте объём их выпуска достиг 26 штук, а в апреле Дуйсбург покинуло ещё 49 машин. С мая начался выпуск Geschützwagen III für Munition, что снизило объёмы производства самих самоходных установок. Всего за 1943 год было построено 368 САУ и 96 подвозчиков боеприпасов.


Захваченный в ходе боёв лета 1943 года Geschützwagen III на полигоне НИИБТ, 1944 год

Отдельно стоит упомянуть непростую историю названия этой самоходной установки. К 1 июля 1943 года её обозначение сменилось на schwere Feldhaubitze 18/1 (Sf) auf Geschützwagen IV, то есть «тяжёлая гаубица 18/1 на орудийной машине IV». Продержалось оно месяц: в начале августа его изменили на G.W.III/IV Hummel für s.FH 18/1 (Sd.Kfz.165). Именно в это время в названии машины появилось слово, под которым её широко знают, - Hummel, то есть «шмель». Но продержалось оно всего пару месяцев. В вышедшем 15 октября 1943 года руководстве D-653/42 машина снова получила обозначение schwere Feldhaubitze 18/1 (Sf) auf GW IV. Впрочем, и оно было закреплено на САУ недолго: с 1 ноября её стали обозначать как Geschützwagen III/IV (Sd.Kfz.165). Больше официально обозначение Hummel по отношению к этой машине не применялось, но на практике оно никуда не делось. Всего же САУ переименовывали восемь раз. В последний раз это случилось в октябре 1944 года - назвали её тогда s.Pz.Haub.18/1 auf Fgst.Pz.Kpfw.III/IV (sf) (sd.Kfz.165).

Стоит ли после такого «простого» индекса удивляться, что в войсках продолжали использовать обозначение Hummel? Следует отметить, в докладах Гудериана впервые обозначение Hummel появилось гораздо раньше, чем оказалось в официальном названии, - ещё 3 мая 1943 года. Использовалось оно и позже. Как Hummel самоходная установка обозначена, например, в докладе от 3 мая 1944 года. Таким образом, это «неформальное» обозначение, как наиболее удобное, продолжало применяться и на высшем уровне.


Крепления запасных траков на бортах корпуса, как и крепления запасных катков, являются одной из многочисленных полевых переделок

Менялись у САУ, впрочем, не только обозначения. Первое серьёзное изменение конструкции произошло летом 1943 года. Установка глушителя в корме оказалась далеко не лучшей идеей, и от него отказались. Выхлопные трубы укоротили и их концы развернули немного вбок, чтобы выхлопные газы не летели в боевое отделение. На освободившееся место были установлены крепления для запасных опорных катков.

Более существенные изменения конструкторы стали прорабатывать в начале декабря 1943 года. На Alkett наконец догадались, что совсем без обзора радисту ездить немного скучно. В результате была спроектирована новая рубка, которая теперь включала в себя и место радиста. Он, как и механик-водитель, получил откидывающийся вверх лючок со смотровым прибором, ещё один смотровой прибор появился справа. Обзорность с места механика-водителя вправо немного ухудшилась, но с учётом того, что и до того она была далека от идеальной, с этим смирились. Новая рубка пошла в производство с февраля 1944 года.

Весной 1944 года претерпела небольшое изменение и ходовая часть. В серию пошёл танк Pz.Kpfw.IV Ausf.J с изменённой конструкцией ленивцев, они же перекочевали и на САУ. Последним изменением стала переделка воздухозаборников в бортах корпуса. Боевое применение машины показало, что воздухозаборники уязвимы, поэтому воздухоприток был перенесён наверх. Это усовершенствование внедрили в производство с августа 1944 года.


Наличие глушителя на корме говорит о том, что машина выпущена до августа 1943 года

За 1944 год было изготовлено 289 самоходных установок и 61 подвозчик боеприпасов. Ещё 48 машин удалось выпустить в 1945 году. Последний s.Pz.Haub.18/1 auf Fgst.Pz.Kpfw.III/IV (sf) (sd.Kfz.165) покинул завод в марте. Таким образом, общий объём выпуска составил 705 САУ и 157 подвозчиков боеприпасов. Машины получили серийные номера 320001–320813. 50 машин из указанного числа подвозчиков боеприпасов были изготовлены на Werk Teplitz-Schönau в чешском Теплице. Эти машины имели серийные номера 325001–325050. Выпуск САУ начался здесь в начале 1944 года, но достаточно быстро завод перевели на производство истребителей танков Hornisse (Nashorn), благо в его конструкции использовалась та же база Geschützwagen III/IV.

Длинная рука танковых дивизий вермахта

С мая 1943 года стали формироваться батареи тяжёлых самоходных гаубиц, которые входили в состав самоходных артиллерийских дивизионов. Согласно штату K.St.N.461b от 15 января 1943 года, в состав третьей батареи такого дивизиона входило шесть Geschützwagen III/IV. Кроме того, штатно в состав батареи входило два подвозчика боеприпасов. Получателями самоходных установок выступали танковые дивизии. Получали их и батареи при артиллерийских дивизионах в танковых дивизиях СС. Также машины попали в состав 845-го и 536-го тяжёлых артиллерийских дивизионов, действовавших самостоятельно.


Новую рубку отделения управления внедрили в производство с февраля 1944 года

Поскольку обычно в состав батареи входило по шесть машин плюс два подвозчика боеприпасов, «заполнение» частей машинами шло довольно быстро. За всё время производства самоходные установки этого типа поступили на вооружении 40 соединений - цифра весьма впечатляющая. Неудивительно, что боевое применение машины, начавшееся в июле 1943 года на Курской дуге, было широким, а сама САУ оказалась одним из символов немецкого танкостроения. Уже к началу операции «Цитатель» schwere Feldhaubitze 18/1 (Sf) auf Geschützwagen IV находились в составе десяти соединений.


Трофейный Hummel последних производственных серий. Официально на вооружении 366-го САП находились две такие САУ, но известны машины с бортовыми номерами 41, 52 и 53

Прототип самоходной гаубицы "Хуммель" был создан в 1943 году. В том же году было начато ее серийное производство. Самоходная гаубица конструктивно аналогична самоходному противотанковому орудию "Насхорн", но вместо 88-мм противотанковой пушки в боевой рубке на станке установлена качающаяся часть полевой 150-мм гаубицы "18/40" с длиной ствола 30 калибров. Гаубица могла вести огонь осколочно-фугасными снарядами весом 43,5 кг на дальность до 13,3 км. В связи с тем, что использовались выстрелы раздельного заряжания, скорострельность была относительно невелика. Для уменьшения силы отдачи на части гаубиц были установлены дульные тормоза. Для управления огнем использовались прицелы, обычно применяющиеся в полевой артиллерии, так как самоходная гаубица, как правило, использовалась как орудие полевой артиллерии. Однако в отличие от обычных орудий, она была способна в любой момент открыть огонь, имела хорошую проходимость и высокую маневренность, то есть обладала качествами, необходимыми для поддержки танков. Серийное производство 150-мм гаубиц "Хуммель" продолжалось с 1943 года до конца войны. Всего было выпущено 724 самоходных орудия и 157 транспортеров боеприпасов.

Первые Hummel были поставлены в войска в мае 1943 года; массово стали применяться, начиная со сражения на Курской Дуге летом того же года, и воевали на всех фронтах вплоть до конца войны. Хотя основным предназначением САУ была стрельба с закрытых позиций, не столь уж редким было её использование и для непосредственной поддержки пехоты огнём прямой наводкой. В этом качестве она была опробована практически сразу же, под Курском. Ввиду ограниченного возимого боекомплекта в 18 артиллерийских выстрела, для вооружённых Hummel частей был разработан бронированный подвозчик снарядов, который по сути был той же САУ без вооружения, с заделанной броневым листом орудийной амбразурой в рубке. Он перевозил 90 снарядов и каждая батарея Hummel по штату должна была иметь две таких машины снабжения. При необходимости прямо в полевых условиях гаубицу s.FH.18/1 можно было установить на подвозчик боеприпасов, превратив его в полноценную САУ. В начале 1945 года производство Hummel и машин снабжения на его базе было прекращено. Всего было выпущено около 724 САУ (с учётом прототипов и переделок из повреждённых Panzerkampfwagen IV) и 157 транспортёров боеприпасов к ним.Первые самоходки, получившие официальное обозначение 15 cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschutzwagen III/IV , а несколько позднее и имя собственное «Хум-мель» («Шмель»), были выпущены в самом конце 1942 года. Всего же до завершения производства в конце 1944 года цеха заводов компаний «Алкетт» и «Дойче Эйзенверке» покинуло 666 таких машин (по другим данным — 724), обладавших, как показала практика, наряду с массой достоинств, и одним существенным недостатком — малым возимым боекомплектом всего из 18 выстрелов, из-за чего приходилось достаточно часто прибегать к помощи подвозчиков боеприпасов. Они, как правило, представляли собой те же САУ, только без вооружения. На четыре самоходные гаубицы приходился в среднем один транспортер боеприпасов, чего было явно недостаточно. Но на производство большего количества вспомогательных машин просто не хватало шасси, поэтому после выпуска фирмой «Дойче Эйзенверке» около 150 транспортеров их производство пришлось прекратить. Поскольку в конструкции подвозчиков боеприпасов «Хуммель» была заложена возможность быстрой и простой, возможной даже в полевых условиях, переделки в боевую машину, многие транспортеры завершили свой путь в качестве самоходных гаубиц.


В целом «Хуммель» оказался чрезвычайно мощным и эффективным оружием, поэтому спрос на него, как на превосходное средство огневой поддержки, был очень высок. Но поскольку промышленность Германии не могла удовлетворить запросы армии полностью, «Хуммели» поступали на вооружение только элитных частей — в основном танковых дивизий войск СС. Так как в составе танковых соединений самоходные гаубицы из-за отсутствия специальных средств управления огнем не могли использоваться по своему прямому назначению — в качестве штурмовых орудий, когда могли бы проявить свои возможности в полной мере, они превратились, по сути, в дополнительное, исключительно мощное огневое средство, способное вести огонь прямой наводкой по всем целям, попадающим в поле зрения наводчика. В новом качестве «Хуммели» прекрасно зарекомендовали себя, хотя в целом такое их использование признать максимально эффективным никак нельзя. Но в 1943 году Восточный фронт был как раз тем театром военных действий, где в расчет, прежде всего, принималась огневая мощь, а в этом плане «Хуммель» всегда был на высоте.

В Вермахте Hummel заслужил хорошую репутацию. Несколько САУ этого типа было захвачено Красной Армией и использовалось в боях по прямому назначению под обозначением СУ-150. После окончания войны некоторое их количество даже официально состояло на её вооружении до 1946 года. Пять самоходных гаубиц Hummel уцелели до настоящего времени и экспонируются в военных музеях Германии, Франции, США и Великобритании.

Комментарии

Ширина корпуса, мм Высота, мм Бронирование Тип брони Вооружение Калибр и марка пушки

sFH 18/1 калибра 150 мм

Боекомплект пушки Пулемёты

1 пулемёт МG 42 калибра 7,92 мм

Подвижность Тип двигателя

Maybach HL 120 TRM,12-цилиндровый,карбюраторный,V-образный,жидкостного охлаждения; мощность 265 л.с.(195 кВт) при 2600 об/мин., рабочий объем 11867 куб.см.

Мощность двигателя, л. с. Скорость по шоссе, км/ч Запас хода по шоссе , км Удельная мощность, л. с./т Тип подвески

Блокированная на листовых полуэллиптических рессорах

Hummel нем.  - «шмель», полное название - 15 cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschützwagen III/IV (Sf) Hummel ) - немецкая самоходная гаубица калибра 150 мм периода Второй мировой войны .

История создания и производство

В начале сентября 1941 года Гитлеру был представлен доклад, в котором приводились аргументы в пользу создания единого танка на базе PzKpfw III и PzKpfw IV . В результате в начале 1942 года было создано унифицированное шасси Geschutzwagen III/IV. Но в марте, после установки 75-мм длинноствольного орудия на Pz. IV Ausf. F2, проект «единого танка» закрыли, но созданное шасси было решено использовать, как базу для самоходной артиллерийской установки с 150-мм гаубицей sFH 18 . Проектированием новой самоходки занималась фирма Alkett , которая уже разрабатывала проект установки 105-мм орудия 10,5 cm leFH 18 на шасси PzKpfw III. В июле проект был одобрен и было запланировано произвести 200 САУ. Но в октябре, после демонстрации Гитлеру проекта самоходки на базе Хуммеля, вооружённой 88-мм Pak 43 /1 (будущий Насхорн), планы были скорректированы и до лета 1943 года было запланировано произвести по 100 машин каждого типа.

Производство самоходок «Hummel» началось на заводе фирмы «Deutsche Eisenwerke » в Дуйсбурге . К маю 1943 года было произведено 115 самоходок, из которых на линию фронта попали только 55, остальные были отправлены в учебные части. Всего же в 1943 году было изготовлено 368 машин, в - 289, в - 57. Всего же, с учётом машин, переделанных из танков, общий выпуск составил 724 машины. Кроме того Вермахт получил 157 транспортёров боеприпасов на базе самоходки.

Конструкция

Вес Хуммеля составляет 24,4 тонн. Экипаж САУ состоит из 6 человек (водитель и расчёт орудия).

Корпус и рубка

Корпус Хуммеля изготавливался из катанных броневых листов толщиной от 15 мм до 30 мм. Боевое отделение располагается в кормовой части (броневая рубка), моторно-трансмиссионное - посередине, и отделение управления - спереди.

Открытая сверху броневая рубка располагается в центральной и кормовой части машины. Толщина стенок рубки составляет 10 мм. Для посадки расчёта и загрузки боекомплекта в задней стенке рубки имеется двухстворчатая дверь. Для защиты от непогоды над рубкой можно было установить брезентовый тент.

Вооружение

Вооружение: 150-мм тяжёлая полевая гаубица sFH 18 L/30 . Ствол гаубицы имел длину 440 см. Для стрельбы применялись фугасные (в основном) и дымовые (редко), бетонобойные и бронебойные снаряды. В качестве вспомогательного вооружения использовался 7,92-мм пулемёт MG 34 или MG 42 , два пистолета-пулемёта MP 38/40 . Боекомплект состоял из 18 снарядов и 600 патронов.

Ходовая

От танка PzKpfw IV взяты несколько изменённый корпус, ходовая часть с опорными катками, поддерживающими роликами, подвеской, ленивцами, гусеницами, устройствами натяжения траков. От танка PzKpfw III САУ получила двигатель Maybach HL 120 TRM V-12 с трансмиссией SSG-77, тормозные устройства, ведущие колёса, механизмы управления. Специально для САУ разработаны новые валы, передающие мощность от двигателя, выхлопные патрубки, масляные фильтры, инерциальные стартеры, топливопроводы, зимнее оборудование.

Во многом из-за ограниченного боезапаса 22-24 % всех машин было построено в виде транспортёра боеприпасов, конструкция которых практически не отличалась от конструкции самой САУ, сохранялась возможность установки пушек в полевых условиях.

Сохранившиеся экземпляры

По данным на 1999 год насчитывается 5 уцелевших машин, находящихся в следующих местах:

В массовой культуре

Стендовый моделизм

САУ ограниченно представлена в стендовом моделизме. Сборные пластиковые модели-копии в масштабе 1:35 выпускаются фирмами «Драгон» и «AFV Club».

«Хуммель» в компьютерных играх

  • Присутствует в серии игр «В тылу врага »: «В тылу врага » «Диверсанты », «Диверсанты 2 », «Диверсанты 3 », «В тылу врага 2 », «В тылу врага 2: Братья по оружию », «В тылу врага 2: Лис пустыни », «Чёрные бушлаты » и «Штрафбат ».
  • Присутствует в «Panzer General ».
  • Присутствует в «World of Tanks » как САУ 6 уровня в немецкой ветке развития.
  • Также встречается в серии стратегий «Men of War ", «Company of Heroes ».
  • Также встречается в стратегии «Блицкриг», «Карибский Кризис».
  • Есть в «Operation Europe» для всех платформ
  • Присутствует в симуляторе танков для Android "Wild Tanks", как САУ 6 уровня немецкой ветки развития.

См. также

  • PzKpfw III/IV

Напишите отзыв о статье "Hummel"

Ссылки

  • (англ.) . Achtung Panzer! .
  • (англ.) . World War II Vehicles .

Сегодня мы рассмотрим немецкую САУ - боевая единица для любителей уничтожать противника, оставаясь при этом невидимым для него.

Историческая справка по САУ .

Немного исторической информации по Шмелю, а именно так переводится с немецкого языка, слово - Hummel. В 1941-42 гг. перед инженерами немецкого военного комплекса была поставлена задача о создании быстрой и мобильной САУ с мощной пушкой. В результате чего, фирмой Alkett была разработана штурмовая САУ Hummel. Вооружением для САУ послужила 150 мм гаубица sFH 18. Серийное производство машин началось в 1943 году, за весь период выпуска, было изготовлено 724 машины. Машина прекрасно показала себя за весь период использования в процессе боевых действий.

Технические характеристики САУ в игре.

Характеристика/Танк

Прочность

Мощность двигателя (л.с.)

Максимальная скорость (км/ч)

Скорость поворота (град/сек)

Бронирование корпуса (лоб/борта/корма в мм)

Урон базовым снарядом

Бронепробиваемость базовым снарядом (мм)

Скорострельность орудия (выстр/мин)

Скорость горизонтального наведения (град/сек)

Дальность связи (м)

Как видим по таблице характеристик, является наиболее мощным в своем классе. Несмотря на низкую скорострельность, у него наиболее сильное орудие, которое наносит достаточный урон и имеет неплохой показатель бронепробиваемости. Hummel пробивает танк любого уровня, даже Maus. Hummel всегда показывает лучшую статистику, чем другая арта его класса. Пушка бьет довольно точно, как для арты, у меня, например, процент попаданий по статистике 34%, для арты по-моему довольно неплохо, тот же КТ, который есть у меня в ангаре имеет показатель 79%. К достоинствам этой САУ, также можно отнести хорошую скорость и маневренность, которая играет положительную роль, когда мы играем в ПТ-режиме, например, на городских картах. В целом, очень положительные впечатления от игры на данной технике, когда надоело постоянно елозить мышкой, поворачивая башню танка, пересаживайтесь на Hummel, сделайте передышку рукам.

Руководство по игре САУ

Особых секретов по игре на этом танке нет, поскольку это САУ, со слабенькой броней, состоящей из одного корпуса, который можно проткнуть зубочисткой, про дуэли писать, смысла нет. Выбираем в начале раунда теплое местечко где-нибудь в кустах и начинаем доставлять неприятности противнику, посылая снаряды «с неба».

Пару слов о самой стрельбе, чтобы точность была как можно выше, при стрельбе старайтесь стрелять в крайнюю нижнюю точку техники, так вероятность попадания увеличивается, в силу большего охвата нашей цели по вертикали. Так как, целясь в середину танка, если смотреть сверху, мы, как правило, целимся в башню, которая является самой высокой точкой, в результате снаряды часто перелетают нашу цель, не задевая ее. На скриншоте, представленном в статье, лучше видно, о чем я говорю.

После того как разработчики ввели видимость трассеров, следов от выстрела САУ, появилась новая стратегия войны этим типом техники. В начале раунда внимательно следим за самыми популярными местами дислокации САУ, когда увидите трассер, идущий из каких-либо кустов, стреляйте на пару миллиметров дальше того места, откуда он появился. Не всем нравится, но это на вкус, как говорится. Бывает интересно в самом начале раунда каждым выстрелом уничтожать по одной единице САУ. Но не забывайте, что процесс может затянуться и в это время ваша команда нуждается в поддержке на каком-то фланге.

Иногда для веселья, или если карта располагает можно поиграть в ПТ-режиме, то есть не включаем вид сверху, воюем от первого лица. Чаще всего это происходит на городских картах. Держитесь сзади за каким-либо танком, или за углом здания, когда увидите, что противник сделал выстрел, выкатываетесь и стреляете по врагу. Потом назад, перезаряжаемся. Повторяем до тех пор, пока есть возможность.

В ситуации, когда вы видите, что появился на карте светляк противника, приближается к вам, но вас еще не видит, то есть несколько вариантов действий. Можно попытаться скрыться, или, не шевелясь, дождаться приближения и уничтожить врага, как правило, хватает одного выстрела. Но помните о том, что как только он вас «засветил», скорее всего, на вас уже сводится арта противника, так что старайтесь не стоять на одном месте.

Эта немецкая САУ, практически всегда проводит бои лучше, чем соперники по классу, один Hummel, при некоторых обстоятельствах может вытянуть всю битву, что было не раз проделано. Ситуация, когда делаешь пять выстрелов подряд, уничтожая каждым выстрелом противника, доставляет массу удовольствия, а такое было проделано неоднократно. В целом от игры на Hummel’е, остаются очень приятные впечатления, пробивает всех, мощная и точная пушка, приносит прибыль, что еще нужно для приятной игры?

Прибыльность

Является довольно прибыльным, выйти в минус после раунда на нем очень тяжело, разве что вы, пока загружается карта, пойдете покурить и в это время вас засветят на базе и уничтожат. Не смотря на стоимость снаряда в 1120 серебра, практически все раунды на нем идут в прибыль. Главное метко стрелять, тогда за раунд вы будете получать от 5000 серебра и больше. Для примера, попробовал провести одни бой, успел сделать два выстрела, потом меня убила арта, кстати мы одновременно уничтожили друг друга, вычислив по трассеру, так вот, в результате на ремонт пошло 2105 серебра, на 2 выстрела 2140, а победа принесла 9612 серебра, более чем 5000 в плюс.

  • Перебалансированы параметры всех САУ:
  • На 1-3 град/сек уменьшена скорость поворота корпуса.
  • На 1-3 сек увеличено время сведения.
  • На 2-10% увеличен разброс.
  • В среднем в 2 раза увеличено влияние на разброс от движения стволом в горизонтальной плоскости.
  • На 6-8% уменьшен радиус действия фугасных снарядов.
Обновление 0.6.3.7
  • Орудие 15cm sFH18 L/30 (топ G02_Hummel): на 15% уменьшена дальность стрельбы, увеличен угол траектории полёта снаряда.

С одной стороны, Хуммель был просто "убит": из лучшей САУ он превратился в "серенького проходничка". С другой стороны, внесённые изменения были призваны в первую очередь сбалансировать его с новыми САУ более высокого уровня, т.к. до появления САУ 7 и 8 уровней Хуммель являлся венцом немецкой ветки и был излишне силён.

Обновление 0.6.4
  • Прочность уменьшена на 40 единиц.
  • На 10 % увеличен разброс от движения и поворота.
  • Скорострельность орудия 150mm_sFH13_L17 установлена в 4 выстрела в минуту.
  • Скорострельность орудия 150mm_sFH18_L30 установлена в 3.24 выстрела в минуту.
Обновление 0.8.3
  • Скорость поворота ходовой Hummel Ausf. A изменена с 29 град/сек до 30 град/сек.
  • Проходимость ходовой Hummel Ausf. A по твёрдым грунтам уменьшена на 18 %.
  • Проходимость ходовой Hummel Ausf. A по средним грунтам увеличена на 12 %.
  • Проходимость ходовой Hummel Ausf. A по слабым грунтам увеличена на 14 %.
  • Разброс орудия от движения ходовой Hummel Ausf. B увеличен на 4 %.
  • Разброс орудия от поворота ходовой Hummel Ausf. B увеличен на 4 %.
  • Проходимость ходовой Hummel Ausf. B по твёрдым грунтам уменьшена на 9 %.
  • Дальность обзора изменена с 390 м до 370 м.
  • Угол возвышения орудия 15 cm sFH 13 L/17 изменён с −45 градусов до −42 градусов.
  • Угол склонения орудия 15 cm sFH 13 L/17 изменён с 4 градусов до 3 градусов.
  • Угол возвышения орудия 15 cm sFH 18 L/30 изменён с −45 градусов до −42 градусов.
  • Угол склонения орудия 15 cm sFH 18 L/30 изменён с 4 градусов до 3 градусов.
  • Прочность изменена с 320 до 280 единиц.
Обновление 0.8.6
  • Уровень танка изменён с 5-го на 6-й.
  • Скорость поворота ходовой Hummel Ausf. A изменена с 30 до 24 град/сек.
  • Разброс орудия от движения ходовой Hummel Ausf. A увеличен на 36%.
  • Разброс орудия от поворота ходовой Hummel Ausf. A увеличен на 36%.
  • Скорость поворота ходовой Hummel Ausf. B изменена с 32 до 26 град/сек.
  • Разброс орудия от движения ходовой Hummel Ausf. B увеличен на 31%.
  • Разброс орудия от поворота ходовой Hummel Ausf. B увеличен на 31%.
  • Добавлен двигатель Maybach HL 108 TR R.
  • Добавлен двигатель Maybach HL 120 TRM 112 R.
  • Добавлен двигатель Maybach HL 120 TRM R.
  • Убран двигатель Maybach HL 120 TR.
  • Убран двигатель Maybach HL 120 TRM.
  • Убран двигатель Maybach HL 157 P.
  • Максимальная скорость движения вперёд изменена с 40 км/ч на 42 км/ч.
  • Дальность обзора изменена с 370 м до 360 м.
  • Время прицеливания орудия 15 cm s.F.H. 13 L/17 изменено с 5,1 сек. до 6 сек.
  • Время перезарядки орудия 15 cm s.F.H. 13 L/17 изменено с 17,1 сек. до 23 сек.
  • Разброс орудия 15 cm s.F.H. 13 L/17 изменён с 0,53 м до 0,78 м.
  • Время прицеливания орудия 15 cm s.F.H. 18 L/30 изменено с 6,9 сек. до 7,0 сек.
  • Время перезарядки орудия 15 cm s.F.H. 18 L/30 изменено с 21,1 сек. до 31,3 сек.
  • Разброс орудия 15 cm s.F.H. 18 L/30 изменён с 0,48 м до 0,76 м.
  • Прочность изменилась с 280 до 300 единиц.
Обновление 0.9.7
  • Дальность обзора уменьшена с 360 до 320 м.
Обновление 0.9.8
  • Танк переработан в новом визуальном качестве.
Обновление 0.9.18
  • Удалён снаряд Gr 39 H1A.
  • Удалён снаряд Gr 39 H1A G.
  • Разброс орудия от движения и поворота ходовой Hummel уменьшен на 21%.
  • Разброс орудия от движения и поворота ходовой Hummel verstärkteketten уменьшен на 18%
  • Разброс орудия 15 cm s.F.H. 13 L/17 для башни Hummel уменьшен с 0,78 до 0,7 м на 100 м.
  • Разброс орудия 15 cm s.F.H. 18 L/29.5 для башни Hummel уменьшен с 0,76 до 0,68 м на 100 м.
  • Разброс орудия 15 cm s.F.H. 18 L/29.5 для башни Hummel при повороте ствола уменьшен на 21%.
  • Время перезарядки орудия 15 cm s.F.H. 13 L/17 для башни Hummel увеличено с 23 до 26,4 с.
  • Время перезарядки орудия 15 cm s.F.H. 18 L/29.5 для башни Hummel уменьшено с 31,3 до 31,1 с.
  • Время прицеливания орудия 15 cm s.F.H. 13 L/17 для башни Hummel уменьшено с 6 до 4,9 с.
  • Время прицеливания орудия 15 cm s.F.H. 18 L/29.5 для башни Hummel уменьшено с 7 до 6,2 с.
  • Дальность обзора башни Hummel уменьшена с 320 до 265 м.
  • Скорость поворота башни Hummel уменьшена с 16 до 10 град/с.
  • Бронепробиваемость снаряда Sprgr 18 орудия 15 cm s.F.H. 13 L/17 уменьшена с 75 до 38 мм.
  • Бронепробиваемость снаряда Sprgr G орудия 15 cm s.F.H. 18 L/29.5 уменьшена с 85 до 39 мм.
  • Урон, наносимый снарядом Sprgr 18 орудия 15 cm s.F.H. 13 L/17, уменьшен с 680 до 540 ед.
  • Урон, наносимый снарядом Sprgr G орудия 15 cm s.F.H. 18 L/29.5, уменьшен с 950 до 680 ед.
  • Добавлен эффект оглушения на орудие 15 cm s.F.H. 13 L/17.
  • Добавлен эффект оглушения на орудие 15 cm s.F.H. 18 L/29.5.