Живое неживое для дошкольников. Живая и неживая природа, ее объекты

Название: Конспект занятия по познавательному развитию (экология) в старшей группе «Живая и неживая природа»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, старшая группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МДОБУ детский сад № 29 «Серебряное копытце»
Месторасположение: г. Минусинск, Красноярский край

Конспект занятия по познавательному развитию (экология)
в старшей группе
«Живая и неживая природа»

Цель: совершенствование знаний детей о живой и неживой природе

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с понятием «Круговорот воды в природе»
  • Упражнять в назывании и классификации объектов живой и неживой природы
  • Упражнять в различении понятий «природа» и «не природа»

Развивающие:

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней
  • Учить способам самостоятельного познания
  • Воспитывать коммуникативные навыки

Воспитатель вносит искусственные цветы.

— Дети, я хотела бы посадить эти цветы у нас в группе.

— Как вы думаете, будут ли они расти, если я их посажу в землю? Почему?

Дети:

— Нет, они не живые, не дадут корней, не будут расти.

Воспитатель:

— Да. Цветы сделаны человеком. Все предметы, сделанные руками человека, не относятся к природе.

— Знаете ли вы, что такое природа? (ответы детей).

Воспитатель:

— Природа — это окружающий нас мир, точнее, та его часть, которая не создана руками человека. Это — солнце, вода, воздух, небо, животные, насекомые, растения и человек, как часть природы.

Воспитатель:

— Ребята, сегодня, я предлагаю вам поиграть в юных экологов. А кто это – юный эколог?

Дети:

— Это ребенок, который любит природу, всегда и везде заботится о ней.

Воспитатель:

— Правильно. А как вы думаете – как можно стать юным экологом?

Дети:

— Нужно совершать добрые дела по отношению друг к другу и к природе.

Воспитатель:

— Юные экологи должны много знать о природе. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Три слова». Я называю понятия, а вы должны назвать три названия, которые относятся к этому понятию.

Игра «Три слова»

  1. Комнатные цветы (фиалка, герань, фикус)
  2. Садовые цветы (ромашка, роза, петунья)
  3. Зимующие птицы (воробей, голубь, сова)
  4. Перелетные птицы (журавли, ласточка, кукушка)
  5. Водоплавающие птицы (гусь, утка, лебедь)
  6. Домашние животные (корова, лошадь, собака)
  7. Дикие животные (волк, лиса, заяц)
  8. Животные Крайнего Север (белый медведь, тюлень, морской котик)
  9. Животные тропиков (лев, рысь, горилла)
  10. Морские обитатели (рыбы, кит, дельфин)
  11. Насекомые (комар, муха, бабочка)

Воспитатель:

— Молодцы, вы все назвали правильно. Ребята, всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Как вы думаете, все, что мы сейчас назвали, относится к какому миру природы? Почему?

Дети:

— К миру живой природы. Все живые организмы не могут жить без воздуха, воды, без солнца, без питания.

Воспитатель:

— Правильно. Живая природа – это все, что растет, дышит, питается, развивается, размножается. А теперь, я предлагаю выяснить, что относится к неживой природе. Подойдите к столу. На столе лежат карточки с признаками живой и неживой природы. Вы должны из предложенных карточек выбрать те, которые соответствуют понятию «неживая» природа. (Дети выполняют задание, затем проверяют правильность выбора)

Воспитатель:

— Ребята, посмотрите на остальные карточки. Что они обозначают?

Дети:

— Это живая природа.

Воспитатель:

— Правильно. Обратите внимание на карточки (игрушки, мячики, кукла). Эти предметы можно назвать природой? Почему? (ответы детей)

Дети:

— Нет. Это сделано руками человека. Их не надо кормить, они не дышат, не размножаются и не растут.

Воспитатель:

— Правильно. Например, машина — она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек,- это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.

— Значит, какой мы сделаем вывод – что такое природа и что такое «не природа»?

Дети:

— Природа — это то, что существует без помощи человека, а «не природа» — это все то, что сделано руками человека.

Воспитатель:

— Скажите, а живая природа может существовать без неживой природы? Почему?

Дети:

— Всему живому для роста и развития нужна вода, воздух, солнечное тепло.

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. Мы с вами выяснили, что относится к природе и «не природе».

— А сейчас пройдете на стулья. Мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Я называю группу слов, а вы должны определить лишнее слово и обосновать свой выбор.

Игра «Четвертый лишний»

  • Гриб, морковка, облако, мяч
  • Грач, луна, цветок, коза
  • Муха, медведь, ветер, береза
  • Кукла, снег, облако, камень
  • Машина, ведро, дом, вода

Воспитатель:

— Молодцы, мои юные экологи. Еще экологи должны знать такое явление, как — круговорот воды в природе. Я сегодня вас с этим явлением познакомлю. Послушайте.

Много-много капелек играют и резвятся в воде. Солнце светит ярко, припекает. И капельки-подружки по одной начинают отделяться и подниматься в воздух. То есть происходит испарение. Высоко от земли воздух становится всё холоднее. И капельки снова собираются вместе. Так получаются облака. Ветер гонит их к земле. Облака становятся тёмными и тяжёлыми. Из них идёт дождь. А дождь это маленькие капельки воды. Под землёй маленькие капельки собираются в подземные ручьи. Ручьи стекаются в водоёмы. Запас воды на Земле постоянно пополняется. С земли на небо, с неба на землю. Этот процесс называется круговоротом воды в природе , от слова «круг», то есть вода движется по кругу. (Проговаривание хором)

— Молодцы. Мы с вами сегодня много узнали о природе. Скажите, мне, пожалуйста, как вы думаете, чем занимаются экологи? (ответы детей)

— Сейчас я предлагаю вам объединиться в пары и выбрать по две карточки связанные между собой одним правилом охраны природы. Вы должны рассмотреть картинки и сформулировать правило по охране данного объекта.

  1. Охрана водоемов
  2. Охрана лесов
  3. Охрана насекомых
  4. Охрана деревьев
  5. Охрана птиц

Итог:

Воспитатель:

— Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и узнали много нового. Я думаю, вы будете отличными экологами, будете всегда заботиться и охранять природу, и научите своих друзей и близких этому.

— Что нового вы сегодня узнали? Какими знаниями вы можете поделить со своими друзьями и близкими? (ответы детей)

Конспект образовательной деятельности

«Что такое живая и неживая природа»

для детей подготовительной к школе группы

Александрова Нина Юрьевна,

воспитатель МАДОУ № 16,

г. Кировск Мурманской обл.

Задачи: Формировать умение детей отличать объекты живой природы от объектов неживой, а также природные объекты от искусственных; расширить представления детей о живой и неживой природе, показать их взаимосвязь; поощрять и поддерживать активность и инициативность детей в познавательной деятельности; закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру.

Материал: Мольберт с картинками, изображающими объекты живой и неживой природы; коллекция камней.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся и подарим им улыбку. А теперь все внимание на меня. Послушайте стихотворение.

Вот на Земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нем

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами будем говорить о природе. Как вы думаете, что означает слово природа. (Ответы и рассуждения детей. В случае затруднения поясняю: ездили на природу, что видели вокруг, слышали).

— Природа — это то, что может существовать без помощи человека. (Повторяют дети).

Воспитатель: Всю природу нашей планеты Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы. (Показываю на мольберт).

— Все растения, животные, рыбы, птицы, насекомые, жители морских глубин, мхи, лишайники — это живая природа. Они (ставлю модули на магнитную доску) двигаются (ноги), питаются (рот), дышат (нос), размножаются (яйцо — цыпленок), растут (цыпленок — курица).

— Неживая природа – это воздух, свет, солнце, небо, земля под ногами (почва), песок, глина, камни, снег, радуга, вода.

— Беру коллекцию камней, уточняю по модулям живого: двигаются? Питаются? и т.д.

— Дети, что же нужно для того чтобы жила живая природа. (Свет, тепло, вода, питание, уход, забота и любовь окружающих).

— Как вы думаете, может ли живая природа жить без неживой? (Ответы и рассуждения детей).

Воспитатель: Отдых наш физкультминутка, занимай свои места.

Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, покажем,

Крылья мы сложим назад.

— Человек часть живой природы. Оказывается, человеку нужно все то, что и любому живому на Земле. Если мы говорим: растения часть живой природы, животные часть живой природы, то, как можем сказать о человеке?

— Для того чтобы ребенок вырос хорошим человеком ему нужна помощь, забота, любовь и внимание родителей, друзей, соседей, воспитателей. Каждый из вас в свою очередь обязаны с уважением и пониманием относится к тем людям, которые вас окружают.

— Игра «Живая и неживая природа»: дети встают около стульчиков, воспитатель называет предметы или явления природы. Если они относятся к живой природе, то дети поднимают руки и вверху машут ими влево-вправо, а если названное относится к неживой природе, то стоят на месте, а если названо что-то другое тихо садятся. В конце игры называю машина (Действую по реакции детей).

Воспитатель: Да, дети, благодаря своему уму и своей наблюдательности человек создал очень много вещей своими руками, своим трудом, но все они похожи на природу.

— Показываю: машина – жук, вертолет – стрекоза, самолет – птица, дождь — душ, пол — почва, ветер – вентилятор.

— Называю: В квартире пушистый ковер, а в природе (трава), человек создал подводную лодку (кит).

Воспитатель: Как вы думаете, почему машина, вертолет, ковер, подводная лодка не природа? (Их создал человек, а природа это то, что может существовать без помощи человека).

— Как вы думаете, может ли природа существовать без человека? (да)

— Конечно, природа была на нашей планете Земля давно, когда еще на ней не жили динозавры.

— А может ли человек жить без природы? (Нет, ему нужна вода, пища, одежда, жилище, лекарства).

— Издавна человек использовал природу в своих целях, и знает, что ее надо беречь и охранять всем людям, живущим на Земле.

— Что вы делали зимой для этого? (Укутывали корни деревьев и кустов снегом, подкармливали птиц).

— Природа всегда отблагодарит человека за его заботу. В последний день зимы, мы услышали веселое пение воробышков. Помните «О чем поют воробушки в последний день зимы. Мы выжили! Мы выжили! Мы живы! Живы мы!»

Если деньги накопить

Можно многое купить.

Дом, одежду и завод

Самолет и пароход.

Но нельзя купить росу

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Воспитатель: Итог: самые старательные сегодня…., самые активные…, самые любознательные…, Самые внимательные…

Кто свою природу любит…

(Зря цветы не рвут, траву не мнут, ветки деревьев и кустарников не ломают, птиц, насекомых и животных не обижают)

Тот край свой не погубит.

Тема: Живая и неживая природа.

Цель: научить детей различать живую и неживую природу.

Задачи:

  1. Показать различия между естественными объектами и искусственными.
  2. Объяснить неразрывную связь человечества и окружающей его среды.
  3. Сформировать умение исследовать окружающий мир доступными способами (наблюдение, опыт, сравнение, классификация).
  4. Развить навык выявления и установки причинно-следственных связей в окружающем мире.
  5. Воспитать бережное и уважительное отношение к окружающему природному и животному миру.

Этапы урока:

  1. Организационный момент (чтение стихотворения-эпиграфа).
  2. Введение в тему, постановка проблемы.
  3. Игровой момент: совместное открытие «новых» знаний.
  4. Физкультминутка.
  5. Продолжение разработки темы.
  6. Самостоятельное обобщение полученных знаний.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

В качестве эпиграфа могут быть прочтены следующие стихотворения:

  • Л. Дайнеко «Вот на земле огромный дом».
  • В. Калачёв «А Природа не бывает неживой!»
  • Н. Бугаенко «Не ходи с рогаткой, Колька».
  • О. Романенко «Земля страдает».
  • О. Романенко «Красота».
  • Е. Килиптари «Радуюсь утру. Радуюсь солнцу».

2. Введение в тему, постановка проблемы

Учитель задаёт вопросы, подводящие к основной теме:

Что такое природа? (ученики высказывают предположения, называют конкретные объекты)

Что не является природой? (всё, что сделано руками человека)

Считается ли природой автомобиль/многоэтажное здание/домик в деревне?

Можно ли назвать природой домашних животных: корову, лошадь, собаку и т.д.?

Педагог делает краткий вывод: живая природа - это то, что существовало и может существовать без человеческого вмешательства, остальные объекты являются неживой природой.

3. Игровой момент

Учитель может предложить детям карточки с загадками. Например:

Летают, но нет крыльев,

Бегут, но нет ног,

Плывут, но нет парусов (Облака)

Не вода, не суша:

На лодке не уплывешь,

И ногами не пройдешь (Болото)

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять (Вода) и подобные.

Альтернативный вариант игрового момента: ученики должны придумать краткие сравнения природных объектов и с неприродными. Учитель даёт первоначальную установку, т.е. пример:

Подводная лодку похожа на кита,

А вертолёт - на стрекозу.

Задача учеников - продолжить ряд. Выполнять упражнение лучше по цепочке.

4. Физкультминутка

Может выполняться в разных формах:

  • ученики приседают или прыгают, на нечётное приседание или прыжок каждый из них должен назвать один живой предмет, на чётное - неживой;
  • дети выполняют физические упражнения, не связанные с темой урока, по стихотворениям («А в лесу растёт черника», «Аист», «А часы идут, идут» и т.п.);
  • если урок проводится на улице, можно провести более активное занятие с мячом: дети бросают друг другу мя, называя окружающие их предметы - если объект искусственный, мяч нужно отбить, а если природный - поймать.

5. Продолжение разработки темы

Включает в себя игровой момент. Ученики делятся на три группы, каждой группе даётся один кроссворд на тему «Живая и неживая природа». Это воспитывает навык командной работы, а игровая подоплёка способствует бо́льшей усвояемости знаний.

После разгадывания кроссвордов и сверки ответов учитель показывает детям карточки с изображением разных объектов (животных, деревьев, машин, построек и т.п.), задавая ученикам два вопроса:

Живой или неживой объект нарисован на карточке?

Почему он является живым или неживым?

Чем отличаются объекты живой природы от искусственных предметов?

В качестве дополнительного закрепления темы снова используется игровая форма. Ученики встают, учитель произносит слова, обозначающие предметы живой и неживой природы, а дети стоят на месте, если объект искусственный, и двигаются, если объект природный.

Человек относится к живой или неживой природе? (человек одновременно является частью окружающего природного мира и двигателем миру искусственного)

Педагог объясняет ученикам, как важно беречь природу и уважительно к ней относиться, что люди и окружающий мир взаимосвязаны: без природы не будет человечества.

6. Самостоятельное обобщение полученных знаний

Для стимуляции творческих и умственных процессов учитель задаёт вопрос:

Что будет с человечеством, если исчезнут растения и животные?

Дети высказывают догадки, педагог подтверждает их или опровергает. Далее учитель просит учеников самостоятельно сформулировать вывод по уроку:

Что вы сегодня узнали и чему научились?

С какими трудностями вам пришлось столкнуться?

Кратко каждый ребёнок озвучивает своё мнение об уроке и рассказывает о проблемах, если они появились. Вывод можно попросить записать в тетрадь.

7. Домашнее задание

Даётся в творческой форме. Доступны множественные варианты:

  • нарисовать в тетрадях схему о взаимосвязи живого и искусственного миров;
  • в течение недели зарисовывать в особую тетрадь объекты живой/неживой природы, которые встречаются на улице;
  • придумать загадки на определение живых и искусственных объектов, озвучить их в начале следующего урока;
  • написать сочинение на тему «Связь человека с окружающим миром» и т.п.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр «Луч»

пер. Тимирязевский, 9. Тел. 8-415-31-65-3-65

Елизовского муницыпального района

Конспект занятия

по разделу программы «Волшебное слово»:

«Расширение словарного запаса»

занятие на тему: «Понятия – «живое неживое»

I года обучения для обучающихся 4 лет.

Составила: Ушакова Екатерина Расимовна

Педагог дополнительного образования

г. Елизово, Камчатский край

2016-2017 уч.г.

Форма обучения: занятие

Тип занятия: обучающее

Вид занятия: тематическое, продолжительность 1 учебный час

Методы обучения: беседа, игра.

Тема занятия: «Понятия – «живое не живое»

Цель: дать понятие о словах, называющих предметы.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    уточнить представление об одушевленных и неодушевленных предметах;

    учить ставить к словам вопросы кто? что?;

Коррекционно-развивающие:

    развивать зрительное восприятие, мелкую и общую моторику; силу голоса, воздушную струю;

Воспитательные:

    воспитывать умение самостоятельно выполнять задания и доводить их до конца;

    воспитывать навыки сотрудничества.

Оборудование: игрушка кота из мультика «Попугай Кеша», проектор, компьютер, мягкий кубик, мультик «Толик и Болик», игрушки (леопард, бегемот, попугай, кот, собака, мяч, карандаш, юла, гриб), карточки для игры «Четвёртый лишний», карандаши, обруч для имитации озера, удочка, рыбки с картинками, два ведра, раздаточный материал для рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент.

Игра с мягким кубиком.

Педагог: - Повтори звук, который я пела долго. (И-ра, О-ля, А-ня, И-горь, И-лья, А-ся).

2. Артикуляционная гимнастика.

Педагог: Сегодня к нам на занятие пришёл кот из мультика «Попугай Кеша» Вот он. Давайте покажеи ему как мы здорово делаем зарядку для язычка.зарядку. (Пока педагог читает стихотворение дети выполняют артикуляционные упражнения)

Пока я читаю стихотворение, вы выполняете упражнение.

«Бегемотик» (Слайд 1)

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот:

Отдыхает бегемот. (О. Перова)

«Блинчик» (Слайд 2)

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму. (О. Перова)

«Вкусное варенье» (Слайд 3)

Блин мы ели с наслажденьем -

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать. (М. Синицына)

«Лошадка» (Слайд 4)

Я весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий. (М. Синицына)

Основная часть

2. Знакомство с новой темой.

а) Выполните, пожалуйста, мою просьбу.

Педагог: - Скажите, что это за предмет? Смогли выполнить просьбу? Почему? Скажите, а что это за предмет, мяч, кукла, пирамидка, лопатка, игрушки . Смогли выполнить просьбу? Почему?

Педагог: Куда бы, мы не пошли, чтобы мы не делали, нас окружают предметы. Сколько предметов, столько же слов. Каждый предмет называют словом.

б) Дифференциация «Живое – неживое»

Педагог: предметы бывают живые и неживые. Как вы думаете, какие предметы называют живыми?

Дети: кот, собака и т.д.

Педагог: правильно. А неживые?

Дети: стол, стул и т.д.

Педагог: Что бы хорошо запомнить и никогда не путать где живой предмет, а где неживой запомните, что у живых предметов есть сердце, а у неживых его нет. (Слайд 5) К живым предметам относятся рыбы, животные, люди, птицы, насекомые. У них у всех есть сердце.

в) Мультик «Толик и Болик»

Педагог: Скажите, ребята, живые предметы можно обижать?

Дети: Нет.

Педагог: А почему?

Дети: Им больно, обидно и т.д.

Педагог: Еще ребята мы должны с вами запомнить, что живые предметы отвечают на вопрос Кто?, а неживые отвечают на вопрос Что?.

3. Физминутка.

Это глазки. Вот. Вот. Показывают сначала левый глаз, потом – правый.

Это ушки. Вот. Вот. Берутся сначала за левое ухо, потом – за правое.

Это нос. Это рот. Одной рукой показывают рот, другой – нос.

Там спинка. Там живот. Одну ладошку кладут на спину, другую на живот.

Это ручка. Хлоп, хлоп. Протягивают обе руки, два раза хлопают.

Это ножки. Топ, топ. Кладут ладони на бедра, два раза топают.

е) «Волшебный мешочек»

Педагог: Кот принёс с собой «Волшебный мешочек». В этот мешочек он положил свои игрушки, которые собирается взять в Париж. Услышав тему нашего занятия, он придумал игру. Сейчас вы по одному будете доставать игрушки из мешочка, и говорить может ли предмет быть живым или нет.

ж) «Четвёртый лишний»

Педагог: Посмотрите на экран. Вы видите четыре предмета. Такие же картинки перед вами на карточках. Какой-то предмет здесь лишний. Найдите зачеркните или обведите его и объясните, почему он лишний.

Стол, диван, кровать, кот (Слайд 6)

Яблоко, собака, груша, апельсин (Слайд 7)

Собака, белка, дерево, заяц (Слайд 8)

Сапоги, кроссовки, гусеница, туфли (Слайд 9)

Полотенце, птица, фартук, салфетки (Слайд 10)

Жук, кружка, чайник, тарелка (Слайд 11)

з) «Кубик»

Педагог: Котику очень нравится наш урок. И он опять задумал с нами поиграть. Сейчас я вам буду по очереди кидать мячик и называть предмет живой или неживой, а вы должны поймать и сказать какой вопрос мы задаем к этому предмету Кто? или Что?.

4. Пароль на выход.

Наш кот, как любой кот очень любит рыбку ловить. Посмотрите, вот у нас озеро в нём плавают рыбы. Давайте наловим коту рыбки на обед, но рыбки не простые у них на чешуе нарисованы картинки с предметами «Живыми и неживыми». Нам с вами нужно поймав рыбу положить её в правильное ведро. В зеленое ведро мы положи рыбок с живыми предметами, а красное с неживыми предметами.

5. Итог.

Педагог: Саша, скажи, пожалуйста, что сегодня на занятии тебе понравилось больше всего?

Катя, что тебе не понравилось на занятии?

Вова, что нового ты сегодня узнал?

Вера, чему ты сегодня научилась?

6. Рефлексия

Педагог: Подойдите к доске и выберите картинку, которая соответствует вашему настроению на сегодняшнем занятии. Кот выбрал солнышко, потому что у него хорошее настроение было на сегодняшнем занятии.

Дети: (берут картинки)

Педагог: На следующем занятии мы продолжим изучать живые и неживые предметы.

Мультик «Тралик и Валик»

Конспект НОД в старшей группе на тему "Живая и неживая природа"

Цель: Познакомить детей с понятием « Живая и неживая природа», развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о свойствах воды.
Задачи:
- развивать любознательность, память;
- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;
- способствовать развитию познавательных интересов;
-расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
- учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воды;
- развивать навыки проведения опытов;
- расширять и активизировать словарь детей;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.

Методы и материалы : игровые, практические, словесные, наглядные
Индивидуальная работа : активизировать малоактивных детей
Оборудование:
- схема живой природы;
- картинки живой и неживой природы;
- сундучок;
- стаканчики по 3шт(с водой, с землей, пустой)на каждого и ложечки по количеству детей;
- губки по количеству детей - блюдца по количеству детей.

Ход занятия: -

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь, у нас сегодня гости.
(Дети здороваются).
Воспитатель читает стихотворение:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром (1 слайд)
Лес и морской прибой, (2слайд)
Живут в нем птицы и цветы, (3слайд)
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты (4 слайд)
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли (5 слайд)
Зовется этот дом.
Сегодня мы с Вами поговорим о природе - А что такое природа? (Ответы детей)
Правильно это - цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды.
- Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы.
Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается
Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Определить что относиться к живой природе, и к неживой природе нам поможет во эта схема(показывает схему 6 слайд) .
Мы уже с вами умеем пользоваться помощниками схемами, с помощью их мы учили стихи, составляли рассказы.

Давайте рассмотрим эту схему. Что вы видите в первом квадрате? (ответы детей)

Это первый признак объектов живой природы - она растет.

Второй признак всего живого - они дышат, на схеме это обозначено маленькими кружочками как будто воздух.

Как вы думаете, что обозначает знак - чашечка? (ответы детей)

А вот стрелочки означают движение. Все живое движется.

Следующий признак живой природы- все ее объекты размножаются.

Делаем вывод …..все живое растет, дышит, питается, движется, размножается. А неживое

Дети: Не растет, не дышит, не питается, не движется, не размножается
Воспитатель: Молодцы! Я вас проверю, сейчас поиграем в игру «Живое и Неживое».

Воспитатель объясняет правила: Определите принадлежность изображений на карточках к живой или неживой природе. Нужно поместить карточки с изображением неживой природы на белое поле, а карточки с изображением неживой природы на красное поле.

Дети: Раскладывают карточки на два поля: живые объекты на красное,объекты не живой природы на белое поле, объясняя свое действие обращаясь к схеме.

Воспитатель: Молодцы ребята правильно разложили карточки. (дети садятся на стулья).

Воспитатель: (7 слайд) Ребята, а вы знаете, что живые организмы не могут жить без неживой природы. Без воды, тепла, света,воздуха не может выжить не один живой организм, а значит и мы с вами. Поэтому можно сказать,что живая и неживая природа живут рядом,они друг другу помогают, они дружат. Они взаимосвязаны между собой.

Поочередно звучит запись - пение птиц - звук ветра- звук дождя

Воспитатель: Кто это, (Что это)

Дети: Птицы, ветер, дождь

Воспитатель: Это живая или неживая природа

Дети: - звук ветра - неживая природа

Пение птиц- живая природа

Дождя -неживая природа
Воспитатель: Ребята, из чего состоит дождь?

Дети: Вода
Воспитатель: Правильно, дождь - это вода. Сегодня мы продолжим исследовать воду. Давайте вспомним, какие свойства воды мы уже знаем. А поможет нам в этом наш коллаж.

Дети: Вода прозрачная, бесцветная, не имеет формы, безвкусна тд
Воспитатель: А сегодня мы узнаем еще одно свойство воды,проведя опыты. Садитесь все в нашу лабораторию.

Дети: Садятся
Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения при проведения опыта?
Дети: Нельзя делать резких движений. Громко разговаривать. Действовать строго по инструкции. Не мешать друг,другу.
Воспитатель: Правильно

Опыты: 1 «Куда спряталась вода» Вода впиталась в губку.

2 « Вода и земля» Вода проникла в землю

3 « Очищение воды» Вода просочилась через марлю и очистилась от мусора

4 «Расцветающий цветок» Вода впиталась в бумагу и бумага расправилась

5 « Волшебный сундучок»
Воспитатель: Вот мы и узнали еще об одном свойстве воды. А каком
Дети: Вода проникает, просачивается.

Воспитатель: Ребята вы сегодня очень хорошо, дружно, занимались и я хочу вас угостить соком.

Что такое сок?

Д: это жидкость

В: вы правы сок-это жидкость, как и вода. Угощайтесь, что вы чувствуете?

Д: он тоже будет просачиваться в нас.Чувствуете как просачивается сок. Мы пьем, а сок проникает в нас. Как приятно. И мне сегодня было приятно с вами исследовать. Вы очень были внимательны при выполнении опытов. А что вам понравилось сегодня.

Дети: Делятся впечатлениями от занятия. Рассказывают,что они узнали новое.
Воспитатель: давайте спросим у наших гостей, а что они узнали сегодня нового?

Давайте скажем до свидания нашим гостям, оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!