Виды резиновых изделий в промышленности. Свойства, классификация, характеристика и применение резинотехнических изделий

Резина — продукт вулканизации композиции, содержащей связующее вещество — натуральный или синтетический каучук.
В конструкции современных автомобилей используют несколько сот изделий, выполненных из резины. Это шины, камеры, шланги, уплотнители, герметики, детали для электро- и виброизоляции, приводные ремни и т. д. Их масса составляет до 10 % от общей массы автомобиля.
Широкое применение резиновых изделий в автомобилестроении объясняется их уникальными свойствами:
. эластичностью;
. способностью поглощать ударные нагрузки и вибрацию;
. низкой теплопроводностью и звукопроводностью;
. высокой механической прочностью;
. высокой сопротивляемостью к истиранию;
. высокой электроизоляционной способностью;
. газо- и водонепроницаемостью;
. устойчивостью к агрессивным средам;
. низкой плотностью.
Основное свойство резины — обратимая эластичная деформация — способность многократно изменять свою форму и размеры без разрушения под воздействием сравнительно небольшой внешней нагрузки и вновь возвращаться в первоначальное состояние после снятия этой нагрузки.
Подобным свойством не обладают ни металлы, ни древесина, ни полимеры.
На рис. 1 приведена классификация резины .
Резину получают вулканизацией резиновой смеси, в состав которой входят:
. каучук;
. вулканизирующие агенты;
. ускорители вулканизации;
. активаторы;
. противостарители;
. активные наполнители или усилители;
. неактивные наполнители;
. красители;
. ингредиенты специального назначения.



Рис. 1. .Классификация резин .

Натуральный каучук — природный полимер, представляющий собой непредельный углеводород — изопрен (С5Н8)n.
Натуральный каучук добывают главным образом из млечного сока (латекса) каучуконосных растений, в основном из бразильской гевеи, в котором его содержится до 40 %.
Для выделения каучука латекс обрабатывают уксусной кислотой, под действием которой он свертывается, и каучук легко отделяется. Затем его промывают водой, прокатывают в листы, сушат и коптят для устойчивости против окисления и действия микроорганизмов.
Производство натурального каучука (НК) требует больших затрат и не покрывает промышленных потребностей. Поэтому наибольшее распространение получил синтетический каучук (СК). Свойства СК зависят от строения и состава.
Изопреновый каучук (обозначается СКИ) по своему составу и строению близок к натуральному каучуку, по некоторым показателям уступает ему, а по каким-то превосходит. Резина на основе СКИ отличается газонепроницаемостью, достаточной стойкостью против воздействия многих органических растворителей, масел. Существенные его недостатки — низкая прочность при высоких температурах и низкая озоно- и атмосферостойкость.
Бутадиен-стирольный (СКС) и бутадиен-метилстирольный (СКМС) СК наиболее широко используются в автомобилестроении. Резины на основе этих каучуков имеют хорошие прочностные свойства, высокое сопротивление изнашиванию, газонепроницаемость, морозо- и влагостойкость, однако нестойки при воздействии озона, топлива и масел.
Резина на базе бутадиенового каучука (СКД) эластична, износостойка, имеет хорошие физико-механические свойства при низких температурах, однако существуют трудности при переработке резиновых смесей. Она имеет недостаточно прочную связь с металлокордом при производстве армированных изделий.
Из СК специального назначения бутадиен-нитрильный (СКН) каучук отличается высокой бензомаслостойкостью, сохраняет свои свойства в широком интервале температур, обеспечивает прочную связь с металлами, поэтому применяется для изготовления металлорезиновых изделий, работающих в контакте с нефтепродуктами. Недостаток — быстрое старение.
Резины на основе фторкаучука (СКФ) и акрилатного каучука (АК) обладают очень высокими прочностными свойствами, стойки к воздействию топлив, масел, многих других веществ, высоких температур, однако низкая морозостойкость ограничивает их применение. Комплексом положительных свойств обладают силиконовые каучуки.
Молекулы СК являются полимерными цепями с небольшим числом боковых ответвлений. При нагревании с некоторыми вулканизирующими веществами между молекулами каучука образуются химические связи — «мостики», что резко изменяет механические свойства смеси. Чаще всего в качестве вулканизирующего ингредиента используют серу (1—3 %).
Для ускорения вулканизации в резиновую смесь добавляют ускорители и активаторы.
Чрезвычайно важным ингредиентом резины являются наполнители. Активные наполнители резко усиливают прочностные свойства резины. Чаще всего роль активного наполнителя выполняет технический углерод (сажа). Введение технического углерода делает резину более прочной, повышает износостойкость, упругость, твердость. Неактивные наполнители (мел, асбестовая мука и др.) служат для увеличения объема резиновой смеси, что удешевляет изготовление резины, но ее физико-механических свойств не улучшают (некоторые наполнители даже ухудшают).
Пластификаторы (мягчители) облегчают приготовление резиновой смеси, формование изделий, а также улучшают эластичность резины при низких температурах. В качестве пластификаторов используют высококипящие фракции нефти, каменноугольную смолу, растительные масла, канифоль, синтетические смолы. Для замедления процессов старения резины и увеличения ее ресурса в состав резиновой смеси вводят противостарители (антиокислители, стабилизаторы).
Особая роль отводится армирующим наполнителям. Они не входят в состав резиновой смеси, а вводятся на стадии формования изделия. Текстильная или металлическая арматура снижает нагрузку на резиновое изделие, ограничивает его деформацию. Изготавливают такие армированные резиновые изделия, как шланги, приводные ремни, ленты, автопокрышки, где для усиления прочности используют текстильный и металлический корды.
Подбором соответствующих каучуков, рецептуры резиновой смеси, условий вулканизации создают материалы, имеющие определенные свойства, что позволяет получать изделия, обладающие различными эксплуатационными свойствами, причем устойчиво сохраняющие свои качества продолжительное время и обеспечивающие функциональное назначение деталей и работоспособность узлов и агрегатов.
Из отработавших резинотехнических изделий изготовляют по специальной технологии регенерат, который добавляют в резиновую смесь в качестве заменителя части каучука. Однако резина, в состав которой входит регенерат, не отличается хорошими эксплуатационными свойствами, а потому из нее изготовляют изделия (коврики, ободные ленты), к которым не предъявляют высоких технических требований.

Резинотехнические изделия являются одним из самых востребованных на производствах материалом, но самого большого значения они получили в машиностроении, химических, пищевых промышленностей и медицине. За счёт использования данного материала, изготавливаются всевозможные втулки, уплотнители, прокладки, шланги, перчатки, ремни и т.д.

Основные виды

В качестве основных видов данного материала можно выделить две категории: Формовые и неформовые.

Формовые - как и можно понять, судя по названию, данная категория изделий представляет собой исключительно формовые материалы, которые изготавливают путем прессования. Их применяют на производствах любых уровнях и без них изготовление того же упомянутого автомобиля будет невозможным. Также, эта категория намного распространенней второй. Так, например, на рынке существует более 40 000 изделий принадлежащих именно к категории формовых разного типа.

Неформовые - в отличие от первой категории, представляет собой неформовые изделия. Чаще всего это шнуры и трубы, которые не изготавливаются с заданной формой и поэтому, были занесены во вторую категорию. Как и было сказано, неформовые изделия занимают второе место по актуальности на рынке (около 15 000 разновидностей изделий, что намного меньше).

Состояние рынка

Для того чтобы быть в курсе состояния рынка, крупные компании регулярно проводят подробные исследования, которые позволяют определить в каком регионе сбыт лучше, где в нем нуждаются больше всего и какая компания будет таким заинтересована. В качестве одного из примеров может подойти компания "TEBIZ GROUP", на котором проведено полное исследование рынков резиновых изделий и отчет по полученным результатам.

Другие отрасли

Резинотехнические изделия имеют наиболее широкий список производств, в который, так или иначе, используются. В уже упомянутой пищевой промышленности они используются для создания специальных агрегатов для подачи жидкости, применяются в качестве защитных средств (те же перчатки и т.д.), а также как надежный герметик, соединяя нужные части того же конвейера. Кроме этого, к резинотехническим изделиям принадлежат и клиновые ремни, которые являются просто незаменимой частью любого механизма с движущими деталями.

В сельском хозяйстве такие изделия не менее востребованы и кроме этого, используются они даже в обычном быту. Например, для производства обычного современного самосвала необходимо более 1000 резинотехнических изделий разного типа и величины, поэтому производством этого материала занимаются сегодня множество, как заграничных предприятий, так и российских.

Особенности

Главным преимуществом, которым обладают резинотехнические изделия, является простота его использования, эластичность. Это позволяет упростить монтаж любого механизма и надежно установить его в нужное место.

Кроме этого ценится и его твердость, обеспечивая хорошее качество изготовленной детали и то, что прослужит она достаточно долго. К этому преимуществу можно отнести и прочность.

Ещё одним весомым преимуществом является устойчивость к истиранию, позволяющая использовать такие материалы даже в механизмах с постоянным движением, например, в качестве уже упомянутых клиновых ремней.

Резинотехнические изделия устойчивы также к набуханию, а это, в свою очередь, защищает их от влияния воды или прочих жидких веществ. Благодаря отсутствию эффекта набухания изделия из резины незаменимый компонент на производствах любого уровня, как в качестве деталей, так и для создания самих производств.

Влияние температур

Данный аспект также можно отнести к главным преимуществам, поскольку изделия из резины, произведенные на современных производствах устойчивы как к высоким температурам, так и к наоборот низким. Как результат - этот материал подходит для эксплуатации в любых условиях, что и делает его одним из самых актуальных.

Резина представляет собой сложный искусственный материал, получаемый в результате вулканизации резиновой смеси, основным компенентом которой является каучук.

Уникальным свойством резины является высокая эластичность, сочетающаяся с рядом важнейших фи­зико-механических и химических свойств: малой плот­ностью, высоким сопротивлением разрыву и истиранию, хорошими электроизоляционными свойствами, хими­ческой стойкостью, морозо-, тепло- и маслостойкостью, газо- и водонепроницаемостью и другими свойствами, обусловившими широкое применение резины и изделий из нее в различных отраслях народного хозяйства. Недостаток резины - склонность к старению, ухудшению основных свойств и внешнего вида в процессе эксплуатации и низкая теплостойкость. Механические свойства резины характеризуются прежде всего проч­ностью и твердостью.

Твердость резины обычно определяется глубиной проникновения в испытуемый образец недеформируе-мого шарика диаметром 5 мм, действующего в течение 30 с под нагрузкой 10Н. Химическая стойкость резины определяется изменением массы после выдержки в течение 24 ч в маслах, бензине, керосине или в других средах (в % от первоначальной массы образца). Теп­лостойкость резины оценивается изменением первона­чальной длины образца при действии одинаковой нагрузки в условиях нормальной и повышенной темпе­ратур. Морозостойкость резины характеризуется сни­жением эластичности при минусовых температурах и изменением первоначальной длины образца при дей­ствии одинаковой нагрузки в условиях нормальной и пониженной температур. Старение резины оценива­ется изменением основных свойств и внешнего вида при нагревании в специальном термоконтейнере в те­чение 140 ч при температуре 70°С.

Выпускаемые промышленностью резины классифи­цируются по ряду основных признаков. По твердо­сти они подразделяются на пористые (губчатые и др.), мягкие, эластичные, средней твердости, твердые, высокой твердости и жесткие (эбониты). По назна­чению резины, как и каучуки, подразделяются на общего и специального назначения. Резины общего назначения применяются для изготовления шин, при­водных ремней, транспортерных лент, обуви, уплотни-тельных и амортизационных деталей, предметов сани­тарии и гигиены и других изделий, которые могут использоваться в горячей воде, слабых растворах ще­лочей и кислот, а также на воздухе при температуре от -20 до +150°С. Резины специального назначения делятся на тепло- и морозостойкие, масло- и топливо-стойкие, химически стойкие, светостойкие, газонепро­ницаемые, диэлектрические, стойкие к действию радиации и др. Они применяются для изготовления деталей химической, топливной и масляной аппарату­ры, в производстве аэростатов и скафандров, надувных лодок, спецодежды и других изделий, устойчиво работающих при температуре более 150°С, а также в условиях Крайнего Севера и Антарктиды, для изготов­ления гуммированных цистерн и баков для хранения и транспортирования химических продуктов (например, соляной кислоты), диэлектрических изделий и т. п. К резинам специального назначения относится и ар­мированная резина. Она содержит каркас из ткани или металла и обладает не только эластичностью и прочностью, но и сохраняет свои размеры и свойства под нагрузкой. В качестве армирующего материала используются хлопчатобумажные ткани и ткани из синтетических волокон, металлические сетки или спи­рали, покрытые латунью. Такие резины применяются для изготовления автомобильных и авиационных по­крышек, транспортерных лент, приводных ремней, ру­кавов, гибких трубопроводов, шлангов и др. По тех­нологии производства резиновые " изделия подразделяются на клеенные, формованные, штампо­ванные, литые и др. По типу и конструкции резинотехнические изделия подразделяются на шины, приводные ремни и транспортерные ленты, трубчатые резиновые технические изделия, резиновые детали машин, приборов и аппаратов, диэлектрические изде­лия, пористые резиновые технические изделия, эбони­товые изделия и др. Шины предназначены для сцепле­ния колес различных средств транспорта с дорожным покрытием, обеспечения его надежной устойчивости, амортизации толчков и ударов при движении машин, повышения скорости и проходимости машин и т. д. Современные шины отличаются конструкцией, механи­ческой характеристикой, назначением, размерами и материалами. По конструктивным особенностям шины подразделяются «а массивные и пневматические. Мас-сивные шины представляют собой сплошное резиновое кольцо, надевающееся на обод колеса. Такие шины не обладают достаточной амортизационной способностью и применяются на транспорте, работающем с малыми нагрузками и скоростями (электрокары, тракторные шасси, специальные машины и др.). У пневматических шин внутри полость заполнена сжатым воздухом. Такие шины имеют высокую амортизационную способ­ность и широко используются во всех видах автомоби­лей, самолетов, тракторов и сельскохозяйственных машин. При этом сжатый воздух находится либо в специальной камере, расположенной внутри покрышки (камерные шины), либо в самой покрышке (бескамер­ные шины). Бескамерные шины более сложны в изго­товлении, но имеют лучшую герметизацию и более надежны при езде на больших скоростях и в трудно­проходимых условиях.


Основными характеристиками пневматических шин, которые указываются в документе при поставках по­требителям, являются размеры, прочность, твердость, сопротивление истиранию, допускаемые нагрузки и скорость, а также внутреннее давление воздуха в шине. По своим параметрам шины должны соответствовать модели транспортного средства, на котором они уста­навливаются. Поставляемые шины имеют буквенно-цифровую маркировку, включающую размеры, первую букву наименования завода-изготовителя, дату и поряд­ковый номер шины.

Приводные ремни ирезназначены для передачи окружного усилия от электродвигателя к рабочим ма­шинам (от ведущего шкива к ведомому) с помощью трения. В ременной передаче (рис. 60) могут быть использованы плоские ремни а, клиновые б, круглые в и поликлиновые ремни г. Наибольшее распространение в технике получили плоские ремни, используемые по одному в передаче, и клиновые, применяемые в переда­чах по нескольку штук. Плоские прорезиненные ремни состоят из 2-9 слоев хлопчатобумажной или другой ткани, склеенных вулканизированной резиной. В зави­симости от величины передаваемой мощности ширина

плоских прорезиненных ремней принимается 20-1200 мм. Кли­новые ремни иеют трапецие­видное сечение с боковыми ра-> бочими сторонами и работают на шкивах с канавками соответст­вующего профиля (рис. 61). Ре­мень состоит из корда, являюще­гося основным несущим слоем, резиновых слоев над и под кор­дом, а также обертки ремня из прорезиненной ткани. Клиновые ремни выпускаются бесконечны­ми с сечениями О, А, Б, В, Г, Д и Е. Угол клина ремней а =40°. Расчетная длина ремня соответ­ствует длине его по нейтральной си, проходящей через центр тяжести поперечного сече ния ремня, и принимается для вычисления межцентро вых расстояний шкивов. Размеры сечений и длины кли новых ремней характеризуются данными табл. 15.

Поликлиновые ремни сочетают преимущества пло­ских ремней - монолитность и гибкость и клиновых - повышенную силу сцепления со шкивом. Круглые про­резиненные ремни применяются в приводах малой мощности, например, в швейных машинах, в холодиль­никах и др.

Ленты транспортерные по своей конструкции напо­минают плоские прорезиненные ремни и предназначены для транспортирования различных материалов на рас стояния. Они состоят из 3-12 прокладок, представляю­щих собой соединение резины с текстильными материа­лами, и имеют ширину от 300 до 1200 мм. В зависимости от условий работы транспортерные ленты поставляются общего и специального назначения (морозостойкие, теплостойкие, маслостойкие и др.).

Трубчатые резиновые технические изделия (рукава, шланги, трубы и др.) применяются для транспортиро­вания жидких, вязких, сыпучих материалов и газов либо под давлением (нагнетательные системы), либо под действием вакуума (всасывающие системы). В отличие от металлических, керамических и других жестких труб трубчатые резинотехнические изделия обладают гиб­костью и при эксплуатации могут подвергаться изгибу. Для их изготовления применяются резиновые смеси общего и специального назначения, в качестве напол­нителей используются текстильные ткани из натураль­ных и химических волокон и металлические материалы (металлическая плетенка, металлокорд и металлотрос).

Резинотехнические изделия включают большой ассортимент различных по виду и назначению деталей машин, приборов и аппаратов. Основными потребителями разнообразных резиновых деталей являются авто-, тракторо- и авиастроение, а также другие отрасли ма­шиностроения. По основным свойствам и назначению резины, применяемые в машиностроении, подразделяют­ся на 10 классов и ряд групп. Среди них важное значение имеют резиновые покрытия металлоизделий (обкладки валов и химической аппаратуры и др.), в которых резина служит средством создания эластичной поверх­ности и антикоррозионного покрытия; резинометалли-ческие изделия, где резина используется как аморти­затор толчков и вибраций, как средство неразъемного соединения двух металлических деталей и как глуши­тель звука; резиновые и резинотканевые изделия, в ко­торых используется основное свойство резины - эла­стичность (уплотнители, манжеты, соединительные кольца, амортизационные шнуры и пластины), и другие резинотехнические изделия, широко применяемые в ав­томобилях, автобусах, самолетах, тракторах и др.

Широкое распространение в технике диэлектрических резиновых изделий обусловлено высокими электроизо­ляционными свойствами резины. Резина используется для изоляции кабелей и электропроводов, изготовления защитных средств (перчаток, ковриков, калош, бот и др.), а также других диэлектрических изделий, необ­ходимых при работе с высоковольтной аппаратурой. Пористые резинотехнические изделия обладают малой объемной массой (0,1-0,9 г/см3), хорошими звуко- и теплоизоляционными свойствами. По характеру пор они подразделяются на губчатые (с крупными откры­тыми порами), ячеистые (с закрытыми порами) и мик­ропористые изделия. Пористая резина используется для изготовления амортизаторов и сидений в авто- и тракто­ростроении, в качестве теплоизоляционного материала в рефрижераторных" установках, уплотнительных про­кладок в различных отраслях промышленности, для обивки стен и как шумопоглощающий материал в стро­ительстве и т. д. Эбонит выпускается в виде пластин, плит, листов, прутков, труб и других изделий и приме­няется в качестве конструкционного материала при изготовлении деталей измерительных приборов и раз­личной электроаппаратуры. Как электроизоляционный материал эбонит используется в производстве деталей и узлов аккумуляторов, баков, моноблоков, сепараторов и других деталей.

К продукции асбесто-резиновой отрасли промышленности относятся асбестотехнические изделия (ати), паронит, изолента, полимеры (текстолит и оргстекло) и различные виды резинотехнических изделий (ремни приводные, ремни клиновые, ремни плоские, рукава напорные, рукава высокого давления, буровые рукава, конвейерные ленты и другие). Среди резинотехнических изделий, помимо ремней, рукавов и конвейерных лент, выделяют еще два крупных класса: формовые и неформовые рти.

Формовые РТИ получают путем горячего формования, для чего используются специальные гидравлические пресс-формы. Формовые рти изготавливаются как стандартных размеров и форм, так и по индивидуальным заказам, на основании предоставленных заказчиком чертежей, описаний или технических заданий. Средний срок работы над индивидуальным заказом, в зависимости от величины партии и сложности изделий, составляет от одной до трех недель.

Стандартные формовые рти выпускаются в виде шнуров, трубок, уплотнителей, колец, защитных деталей, армированных и неармированных манжет, техпластин и многих других продуктов. Общий ассортимент формовых рти включает более 30 тысяч наименований. Расскажем подробнее о некоторых из них.

Так, манжеты армированные (или сальники), используются в качестве уплотнителей для валов, работающих в воде, дизельном топливе или минеральных маслах при высоком давлении. Диапазон рабочих температур сальников составляет от -60ºС до +170ºС. Материалом для производства сальников служат маслобензостойкие резины.

Неармированные предназначены для гидравлических устройств, где с их помощью уплотняют зазор между поршнем и цилиндром. Такие манжеты могут использоваться в среде эмульсий, топлива и масел, а диапазон их рабочих температур составляет -60ºС до +200ºС. Другой вид неармированных манжет предназначен для пневматических устройств. В пневматических системах такие манжеты используются в качестве уплотнителей цилиндров и штоков; их рабочей средой является воздух с парами топлива или масел, а интервал возможных температур лежит в пределах от -30ºС до 100ºС.

Техпластины — еще одна разновидность формовых . Они представляют собой пористый или губчатый материал, производимый на основе латексов или твердых каучуков. Техпластины отличаются высокими тепло- и звукоизоляционными качествами; успешно используются они и в качестве герметиков. Различные виды пластин употребляются для уплотнения неподвижных соединений, для уменьшения трения между поверхностями металлических деталей и элементов, применяются они и в качестве прокладок и настилов. Температурный диапазон эксплуатации техпластин составляет от -30°С до +80°С.

Следующая разновидность формовых РТИ — круглого сечения. Они используются в качестве уплотнителей в пневматических, гидравлических, топливных и смазочных системах и устройствах и, таким образом, находят применение в автомобиле-, машино- и самолетостроении, а также в производстве насосов, компрессоров и металлообрабатывающих станков.

Материалом для изготовления колец служат различные виды искусственных каучуков: силиконовый, бутадиен-нитрильный или фторкаучук. Диапазон рабочих сред различных видов колец весьма обширен - это и вода (пресная или морская), и минеральные масла, смазки, эмульсии, жидкие топлива, и сжатый воздух. Кольца сохраняют все свои эксплуатационные качества при температуре в пределах от -60ºС до +200ºС.

Скажем несколько слов и о неформовых рти, которые выпускаются в виде разной длины профилированных жгутов или шнуров с различным диаметром сечения. Ассортимент неформовых РТИ значительно меньше, чем формовых, — в него входят лишь порядка 12 тысяч наименований. Продукция этой группы изготавливается путем эструзии резиновой смеси на первом этапе производства и вулканизации полуфабриката в тепловых или СВЧ-вулканизаторах — на втором его этапе.

Сферой применения неформовых рти являются различные отрасли автомобиле-, вагоно- и самолетостроения, где они используются для герметизации и уплотнения соединений и стыков (например, для уплотнения окон и дверей железнодорожных вагонов).


Количество показов: 6779

Рези новые изде лия, подразделяют обычно на три основных класса:

2) резинотехнические изделия, применяемые как комплектующие детали в авто-, авиа- и судостроении, в с.-х. машиностроении, на ж.-д. транспорте, в строительстве и др.:

Технологический процесс производства резиновых изделий из твёрдых включает две общие стадии: подготовительную - получение совмещением с необходимыми ингредиентами в закрытых резиносмесителях или на вальцах и заключительную - полуфабриката резинового изделия при 140-200 °С и 0,3-20 Мн/м 3 (3-200 кгс/см 2); выбор вулканизационного оборудования (пресс, котёл, аппараты непрерывного действия различной конструкции и др.) определяется видом резиновых изделий. Используемые в производстве многих резиновых изделий текстильные материалы и подвергают предварительной обработке, цель которой - обеспечение прочной связи с этими материалами в различных условиях эксплуатации резиновых изделий. Текстильные материалы пропитывают на специальных машинах или др. адгезионными составами и промазывают на (см. ) . обезжиривают органическими и наносят на них слой или (т. н. латунирование, которое осуществляют в гальванической ).

Ниже рассматриваются основные виды резинотехнических изделий и резиновой обуви. Виды шин и технология их производства описаны в ст. Шина.

Резинотехнические изделия (РТИ). Эти изделия подразделяют обычно на следующие основные группы: формовые РТИ; неформовые РТИ; транспортёрные ленты; ремни; рукава. Для производства РТИ используют практически все общего и специального назначения (см. , ).

Формовые РТИ - обширная группа (около 30 000 наименований) прокладочных, уплотняющих и амортизирующих деталей (сальники, кольца различного сечения, пыле-, влаго- и маслозащитные , резинометаллические амортизаторы и др.). Эти РТИ получают формованием с одновременно её в пресс-форме, установленной на прессе (см. ), или методом .

В группу неформовых РТИ входят изделия (около 12 000 наименований), используемые главным образом для уплотнения окон и дверей автомобилей, самолётов, ж.-д. вагонов, для герметизации стыков строительных панелей и др. Изготовляют их в виде профилированных жгутов различной длины и поперечного сечения экструзией и последующей полуфабриката в аппаратах непрерывного действия или в котлах (периодический способ). Уплотнители могут быть как монолитными, так и пористыми (см. ).

Транспортёрные (конвейерные) ленты, которые являются элементами конвейеров различного назначения, предназначены для перемещения сыпучих и др. материалов. Ленты армируют главным образом (из , хлопчато-бумажными, комбинированными) с диапазоном разрывных усилий 65-300 кн/м, или кгс/см; для армирования лент, которые должны иметь особенно высокую , используют латунированный стальной трос. Технология производства резинотканевых лент включает сборку тканевого сердечника на дублировочных агрегатах, обкладку сердечника слоем необходимой толщины на и ленты в прессе, плиты которого имеют длину около 10 м. См. также Лента конвейерная.

Ремни, служащие гибким элементом ремённой передачи, в двигателях автомобилей, с.-х. машин, различных промышленных установок, подразделяют на плоские и клиновые. Технология производства плоских ремней, которые представляют собой многослойную резинотканевую , аналогична технологии производства транспортёрных лент (для получения ремня необходимой ширины до или после её режут на полосы). Клиновые ремни имеют замкнутую конструкцию, а их сечение - трапециевидную форму. Основные детали таких ремней: центральный (несущий) слой из прорезиненной корд-ткани или кордшнура (см. ); резиновый слой, расположенный между широким и несущим слоем (т. н. слой растяжения); резиновый слой, который размещен между несущим слоем и узким (т. н. слой сжатия); наружный (обёрточный) тканевый слой. Ремни собирают на станках, а затем вулканизуют в котле, в прессе или в специальных (ротационных или диафрагменных) вулканизаторах; выбор вулканизационного оборудования зависит от длины и сечения ремня.

Рукава - гибкие трубопроводы, применяемые для подачи , сыпучих материалов и др. под избыточным (напорные рукава) или (всасывающие рукава). Общие элементы конструкции этих РТИ: внутренний (герметизирующий) резиновый слой, силовой каркас и наружный резиновый слой. Силовой каркас для рукавов, рассчитанных на до 2 Мн/м 2 (20 кгс/см 2), представляет собой тканевую ; для рукавов, эксплуатируемых при до 10 и до 70 Мн/м 2 (100 и 700 кгс/см 2), - соответственно нитяную и металлическую оплётку. Всасывающие рукава [допустимый 80 кн/лг (600 мм рт. cт.)] снабжены, помимо силового каркаса, металлической спиралью. Внутренний и наружный слои рукавов изготовляют экструзией, прокладочный силовой каркас накладывают на сборочных станках, нитяную или металлическую оплётку - на специальных оплёточных машинах. Собранный рукав бинтуют тканевой лентой или опрессовывают свинцовой оболочкой и вулканизуют в котле (после ленту или оболочку удаляют).

В. Б. Павлов.

Резиновая обувь (РО). В зависимости от назначения РО подразделяют на бытовую, спортивную и техническую; последняя предназначена для защиты ног человека от действия , агрессивных агентов, низких , ударов и др. вредных воздействий (например, сапоги для рыбаков, шахтёров, рабочих химических производств, диэлектрическая РО). По способу производства различают следующие виды РО: клеёную, которую собирают (склеивают) из предварительно заготовленных деталей на конвейерных линиях, а затем лакируют и вулканизуют в котле; штампованную, изготовляемую высокопроизводительным методом ударного штампования на специальных прессах с последующими лакированием и в котле (метод используют только в производстве галош); формовую, которую изготовляют прессованием в форме с одновременной олигомеров (например, ) и . См. также Обувь.

В. С. Альтзицер.

Лит.: Кошечев Ф. Ф., Корнев А. Е., Климов Н. С., Общая технология , 3 изд., М., 1968; Лепетов В. А:, Расчеты и конструирование резиновых технических изделий и форм, Л., 1972; Резиновая рабочая обувь, каталог, М., 1969 (ЦНИИТЭНефтехим); Абуладзе М. Л., Володарский А. Н., 3олин А. Д., Состояние и перспективы развития производства резиновой обуви, М., 1970 (ЦНИИТЭНефтехим).