Важность общения с природой для ребёнка. Что может дать человеку общение с природой? Что мне дает общение с природой

Режим дня городского ребёнка совсем нетрудно себе представить. Ежедневная дорога от дома до школы на городском транспорте или в родительском авто и такой же путь обратно. Свободное от дел время многие дети предпочитают проводить за компьютером или просмотром телевизора. В результате уже с раннего возраста они ведут «старческий» образ жизни: редко выходят погулять даже в ближайший от дома парк, чтобы просто порезвиться со своими ровесниками.

Научный сотрудник кафедры психологии Мадридского университета Хосе Антонио Корралиса длительное время занимался изучением взаимосвязи между окружающим миром и стрессом. Пронаблюдав за группами детей, проживающих в сельской и городской местности, учёный установил, что деревенские малыши более стрессоустойчивы, чем их ровесники, не имеющие постоянного контакта с природой.

Ребёнок, живущий за городом, не только редко болеет, но и более дисциплинирован и внимателен, отличается хорошо развитыми координацией и ловкостью, богатым воображением, а также лучше устанавливает контакты с окружающими людьми.

Вслед за этим выводом испанские психологи доказали, что для городского ребёнка, бывающего на улице меньше двух часов в день, стресс зачастую является знакомым явлением. Такие дети имеют слабое здоровье, несамостоятельны, неусидчивы и плохо социализируются. Ребёнок, живущий за городом, не только редко болеет, но и более дисциплинирован и внимателен, отличается хорошо развитыми координацией и ловкостью, богатым воображением, а также лучше устанавливает контакты с окружающими людьми.

Как же всё-таки стоит родителям организовать детское общение с внешним миром? Мария Монтессори в книге «Дом ребёнка. Метод научной педагогики» даёт ряд полезных советов на этот счет.

Во-первых, начните с малого. Расскажите о цветке, который стоит у вас дома на подоконнике. Покажите, какие части имеет растение. Предложите ребёнку ухаживать за цветком. Регулярная забота о комнатном растении научит малыша уважать живой мир.

Во-вторых, во время прогулок откажитесь от таких глупых запретов, как «не ходи по траве», «не бери в руки палку», «не гладь котёнка». Дайте своему ребёнку возможность побыть маленьким исследователем. Пусть он во время своей игры испачкает одежду или промочит ноги, но тесное общение с живым миром подарит малышу яркие эмоции, которые запомнятся на всю жизнь.

В-третьих, во время поездки за город не экономьте время на рассказе о том, как устроен природный мир. Проезжая мимо водоёма, сообщите ребёнку, какие рыбы тут могут жить. Гуляя по лесу, покажите, сколько насекомых спешат по своим делам прямо у вас под ногами. Такие маленькие открытия обязательно пробудят в ребёнке интерес к окружающему миру.

Постоянное общение с природой у дошкольников развивает сенсорное восприятие, у школьников до 12 лет помогает находить взаимосвязь между разными явлениями в жизни, а у подростков формирует чувство ответственности и общественного сознания.

Любое общение с природой дарит человеку радость. Почему нам дороги эти мгновения? Все просто: мы – порождение природы и тянемся к своей матушке, красота которой способна растопить самые черствые сердца.

Творческий человек восхищается невероятным сиянием капель утренней росы, величием горных цепей и мужеством хрупкой травинки, пробивающей путь к жизни сквозь асфальт.

Небо поражает синевой, звездностью или хмуростью, море может быть ласковым и бушующим, лес – зеленым и красочным. Мы наблюдаем за парением орла и полетом пчелы, слушаем

соловьиные трели и стрекот сверчков, умиляемся грации лебедей и неуклюжести пингвинов. Все, созданное природой, завораживает настолько, что человек не в силах оторваться от ее красот.

Окружающий мир преисполнен разнообразием красок, волшебных звуков, совершенных форм и движений. Надо лишь оглянуться вокруг, присмотреться, прислушаться – и ты станешь властелином несметных сокровищ, в сравнении с которыми меркнут иные ценности мира. Не случайно гении пера воплощали в своих трудах нетленную красоту природы, передавали нам радость общения с ней.

В романе “Вир” (водоворот) Григория Тютюнника природа

изображена жизненным символом, она неотъемлемая часть его героев. Юный Тимко вызывает массу приятных ассоциаций, как и маленький лебедятко Михайлик, над которым “гуси-лебеди летят”… Украинский классик Михаил Коцюбинский в “Тенях забытых предков” описал невероятную красоту Карпат, его Иван и Маричка овеяны чарами гуцульской природы. Вместе с ними сам погружаешься в местный колорит. А “Очарованный Десной” мальчик – герой киноповести Александр Довженко, помогает осмыслить красоту природы и человека в ней.

Общение с естественным миром открывает для нас безграничные возможности, поскольку человек сам является его творением. Стремление к гармонии с природой дает силу и энергию, позволяет укрепить здоровье, очистить мысли и зарядиться позитивом. И главное – общение с природой позволяет почувствовать себя абсолютно счастливым!


Другие работы по этой теме:

  1. Русской классической литературе отведена роль благодатного материала, используя который можно воспитать в человеке бережное и любовное отношение к природе. Произведения, созданные А. Пушкиным и М....
  2. Изначально человек неразрывно был связан с природой. Но технический прогресс меняет естественность окружающей среды. В приоритете – индустриализация, нанонехнологии и бетонные клетки с регулируемым кондиционерами...
  3. Социальная сеть-польза или вред? На такой вопрос можно отвечать не задумываясь – ВРЕД! Существуют люди разных категорий: кто-то сидит за компьютером день и ночь, общаясь...
  4. Материальный и духовный мир природы неразделимы с человеком. Хотя люди часто подвергаются сомнениям относительно существования в природе духа и такой субстанции, как душа, также как,...
  5. Роль природы – основополагающая в нашей жизни. Она растит, кормит, учит нас. Из окружающей среды мы черпаем жизненную энергию и вдохновение. Люди ежедневно пользуются благами...
  6. Возможен ли глубокий духовный контакт между человеком и природой? Вот вопрос, над которым размышляет Владимир Солоухин. Писатель считает, что духовный мир человека всегда будет зависеть...
  7. Духовная связь между человеком и природой–вот проблема, над которой рассуждает А. И. Приставкин. Автор, рассказывая историю березки, прямо говорит, что красота деревца поразила человека. Бородачи-лесорубы...
  8. Заболоцкий, Я воспитан природой суровой… . Каким вы себе представляете героя стихотворения? Каким вы себе представляете героя стихотво­рения? Прокомментируйте первую строку. Герой стихотворения представляется тихим...

Первое, с чего начинается познание мира ребенком, – это ласковая материнская улыбка, тихая колыбельная песня, добрые глаза и теплые материнские руки. Малыш растет. По мере того, как развивается его мышление, он начинает постигать факт существования двух миров – «мира внутри меня и мира вокруг». Именно из осознания этого факта (существование внешнего мира и его внутреннего образа) у ребенка впервые рождается ощущение себя как индивида, а противоречие между этими двумя мирами побуждает его расширить свои знания об окружающей действительности путем общения. «Годы чудес» – так называют исследователи первые пять лет жизни ребенка. Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Она оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Формирование представлений детей о природе происходит при непосредственном соприкосновении с ней. Поэтому я, как педагог, поставила перед собой цель – создание условий для формирования осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, умения любить, беречь и восхищаться красотой родной природы, воспитания ее защитников. А чтобы любить и беречь природу, надо ее знать, поэтому, для достижения поставленной мною цели, я решаю следующие задачи:

– формирование у детей представлений о природе, об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними;

– воспитание трудовых умений и навыков учащихся по уходу за растениями и животными;

– воспитание в детях любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.

Для достижения этой цели я использую экологическое пространство, которое включает в себя уголок природы, территорию подразделения, близлежащие водоем и парк. Организованный в кабинете природный уголок дает дошкольникам возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за животными и растениями в течение всего года. Постоянные жители природного уголка – это комнатные растения, обитатели аквариума, попугайчики, черепаха, хомячок, а также присутствуют и временные обитатели: дождевые черви, мальки рыб, птицы и т.д. Для работы мною собраны детские книги писателей-природоведов и богатый иллюстративный материал, который малыши имеют возможность просматривать. Также, я организовала мини–лабораторию (пробирки, лупы, почва, песок, дренаж и другое) для проведения опытов, экспериментов и наблюдений. Начиная с 4-х лет, дети отмечают состояние погоды, фиксируют рост и развитие растений в дневниках наблюдений, наблюдают за посадками овощных культур.

Наше подразделение расположено вдали от города в озелененном месте. На его территории разбиты клумбы и рабатки, вазоны с цветами. Рассаду цветов дети выращивают самостоятельно.

В процессе работы я не только знакомлю детей с экологическими объектами, явлениями природы, но и формирую обобщенные представления о классах животных, о связях и взаимосвязях между объектами природы.

В работе по экологическому воспитанию я опираюсь на методическое пособие С.Н.Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Кроме того, я использую учебное пособие Н.А.Рыжовой «Не просто сказки», которые в занимательной форме знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязями, проблемами влияния человека на природу, а также произведениями писателей-природоведов: М. Пришвина, К. Паустовского, И. Токмаковой, В. Бианки, Е. Чарушина и многих других. Обязательно рассматриваю с детьми картины таких художников, как И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. К. Саврасов, И. Ф. Юон и многих других.

В течение последних лет особое внимание уделяю проведению элементарных опытов и экспериментов с явлениями природы (опыт с водой и снегом, опыт с фасолью, опыт с рыбками), что позволяет детям обогащать и пополнять их знания новыми открытиями, развивать наблюдательность, логическое мышление, речь ребенка, воспитывать интерес и любовь к природе. Во время проведения наблюдений я заметила, что ребята стали больше рассуждать, спорить, делать выводы, задавать вопросы. Как радуются дети, когда закопанная в землю горошинка дала росток, сколько чувств в ожидании, когда же (завтра, послезавтра), из цветка завяжется огурчик, а сколько эмоций и восторга на лицах детей. Разве может заменить самая прекрасная книга с картинками, самый занимательный рассказ педагога, той радости общения с природой. Оно дает ребенку более яркие представления, рождает незабываемые впечатления от чувства удовлетворения. С первых шагов сознательной жизни ребенка надо обращать его внимание на причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира, добиваясь того, чтобы маленький человек умел видеть. Сухомлинский говорил, что умение видеть, умение замечать то, что с первого взгляда не отличается чем-то особенным – это, образно говоря, воздух, на котором держатся крылья мысли, и первоисточник разума, мысли, мышления – в окружающем мире, в тех явлениях, которые вызывают у него интерес. Стоит выйти с ребенком на прогулку, обратить его внимание на деревья большие и маленькие, на зеленый мох, растущий с одной стороны, подальше от солнышка. Ребенок начинает задавать вопросы: «Почему это так?». У него еще нет запаса знаний, но у него появился интерес и желание узнать, открыть для себя новое. Множество вопросов задает ребенок и большинство их на познание окружающего мира и самого себя. «Почему мы дышим? Зачем нужен воздух? Есть ли сердце у рыб? Больно ли цветочку, когда его срываешь? И множество других вопросов». Чем больше открывается перед ребенком в окружающем мире, тем больше он видит непонятного и загадочного. А чем больше он поставил вопросов, тем больше увидит вокруг себя в годы раннего детства, тем умнее он будет, тем зорче будет его глаз и острее память.

Труд в природе – это наиболее доступный и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. Включая детей в трудовую деятельность, развивается познание и применение полученных знаний. На территории нашего подразделения разбиты красивые клумбы и сохранено разнообразие деревьев. И все это благодаря трудолюбию детей и взрослых. Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется. М.М.Пришвин писал: «Никогда весна новая не приходит опять, такой как была, и лето, и осень, и зима новые придут не такими, как были». Нужно искать и находить с детьми это новое в уже известном, виденном. В биографии известного детского писателя и художника Е. И. Чарушина мы читаем: «И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как полозья скрипят на морозе, – все это я с детства полюбил и пережил. Моя мама научила меня с какой-то другой стороны смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему ее разнообразию и великолепию. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству».

Восприятие природы помогает развить такие нравственные качества, как жизнерадостность, чуткое внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, будет стараться охранять природу.

Для себя я отметила: очень важно помочь ребенку добыть ответ на свои вопросы, тогда и знания его будут крепче, и чувство радости подтолкнет его к дальнейшим наблюдениям. Показывая опыты дошкольникам, я объясняю им, как важно не нанести вред и ущерб растениям и животным. Особое внимание я уделяю развитию умений целенаправленно вести наблюдения и анализировать природные явления.

Свою педагогическую деятельность по методической теме «Общение ребенка с природой – эффективное средство воспитания личности» продолжаю и с младшими школьниками. Для этого мною разработана новая адаптированная образовательная программа «Юный эколог».

Каждое занятие образовательной программы «Юный эколог» построено с учетом теории познания. Кроме того, девизом каждого занятия и всей программы являются слова Джозефа Корнелла: «Познание Природы должно быть пронизано радостью!» Познание экологии осуществляется в непосредственном контакте с природой. Такое общение организовано мною в процессе познавательной, игровой, трудовой и других видов деятельности. Все это необходимо и эффективно при воспитании заботливых хозяев природы.

В работе с детьми мною используются самые разнообразные методы и формы обучения : лекции с элементами беседы, работа с натуральными объектами, эксперименты, экскурсии, акции, мини–спектакли, викторины, анкеты, практические занятия, просмотры фильмов.

Для развития познавательных творческих способностей детей (концентрации внимания, наблюдательности, мышления, воображения) мною совместно с ребятами организуются: рейды по району нашего проживания и его окрестностям в целях знакомства с растительным и животным миром, экскурсия на ближайший водоём, экскурсии в лес и парк; выставки поделок из природного материала, конкурсы осеннего и зимнего букетов, конкурсы рисунков, плакатов, экологических сказок, стихотворений и т. д.

Организованные мною практические занятия (такие как озеленение природной среды, мероприятия по благоустройству прилегающей территории и др.) помогают формировать у учащихся такие качества характера, как воля, трудолюбие, стремление к познавательным трудностям.

Я твёрдо убеждена, что главное условие формирования экологической ответственности по отношению к окружающей среде – это общение с природой. Для того, чтобы сформировать у ребёнка положительное отношение к природе мною регулярно проводятся тематические беседы о рациональном использовании природных ресурсов.

Сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача для всех. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуально, поэтому я усилила гигиеническое и физическое обучение и воспитание детей, способствующего сохранению здоровья. В рамках образовательной программы «Юный эколог» мною разработаны занятия, на которых дети играют в подвижные игры, что способствует их двигательной активности.

Так как детям школьного возраста свойственна высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир, им интересен широкий круг явлений социальной и природной действительности. Они стремятся к общению с природой. Для удовлетворения этих потребностей мною в образовательный процесс был введён экологический курс «Здоровье человека и окружающая среда». В рамках этого курса проводятся экологические акции, экологические игры, экологические вечера, осенние балы, праздники, посвященные датам экологического календаря: День Птиц, День Земли и т.д. Например, для того, чтобы повысить интерес воспитанников к явлениям природы и эстетического восприятия окружающего мира мною была задумана и проведена экологическая акция «Просыпайся, Земля!», посвященная Дню Земли. Дети вместе со мной трудились по очистке территории от мусора, оставшегося после зимы, окапывали деревья, организовывали цветники, причем делали это с огромным желанием и без принуждения.

В течение учебного года с учащимися проводятся экологические десанты по очистке окружающей территории «Живи и радуйся». Приняли участие в городской экологической акции по очистке территории дендропарка «Чистая территория». В совместной деятельности у детей закладываются и развиваются такие качества как самостоятельность и ответственность, дети учатся принимать решение и нести за него ответ.

Организованная мною совместная деятельность педагогов и учащихся по благоустройству и озеленению позволяет воспитывать у детей младшего и среднего школьного возраста любовь к своей малой Родине. Проявляя заботу и организуя совместный труд, я как педагог, не только передаю опыт и знания, но своим практическим примером и своим отношением показываю свою гражданскую позицию, что, несомненно, формирует новый уровень самосознания у детей. Мне кажется, что такая педагогическая позиция способствует формированию стремления оказания помощи близким людям.

Все мы дети природы, но большинство из нас живет в искусственно созданной среде – городах. Жизнь в больших мегаполисах чревата рядом проблем, возникающих практически у каждого современного человека. Это постоянная суета, нехватка времени для отдыха, различные стрессы, загазованность воздуха, беспрерывное общение и недостаток возможностей побыть наедине с самим собой.

Следовательно, у человека возникают такие состояния как апатия, усталость, депрессия, снижение работоспособности, и постоянное желание отдохнуть, а также проявляются различные «городские» болезни, например, астма или аллергия.

Многие из нас живя в городе и работая весь год от отпуска до отпуска, мечтают наконец-то в это прекрасное время хорошенько отдохнуть и сделать передышку в рабочих буднях. Большинство людей только во время отпуска выезжают куда-либо за город, для общения с природой.

А она – «дама» непредсказуемая. Может статься, что все дни будет плохая погода, холодно и дождливо, и вы либо спешно собираете вещи, возвращаясь в город, либо снова проводите дни в каком-то помещении. Поэтому общение с природой не нужно откладывать только на отпуск. Им можно наслаждаться гораздо чаще. Это, как минимум, обеспечит вам хорошее настроение.

Мы привыкли получать много информации за день и к постоянному шуму за окнами – неизменными городским спутниками, поэтому даже на природе городская жизнь не хочет отпускать нас. Мы выезжаем на шашлык или в поход, и боимся остаться в тишине. Берем с собой плееры, телефоны, включаем на полную магнитофон, заглушая естественные звуки природы.

Для того чтобы полностью погрузиться в первозданный мир и набраться сил, необходимо отключиться от городских реалий, поэтому «забудьте» телефоны и плееры, а если «забыть» не удается и нет такой возможности, то включайте их лишь изредка.

Влияние природы на человека

Общение с природой несет в себе ряд неоспоримых преимуществ.

  1. Мы наполняемся энергией и силами, получаем моральное удовлетворение. Конечно, мы тоже можем устать от такого отдыха, но эта усталость будет приятной.
  2. Мы получаем возможность пожить в настоящем времени. Погрузиться в себя и в свои эмоции, помедитировать. Ведь созерцание природы благотворно влияет на весь наш организм в целом.
  3. Мы можем ощутить себя частью природы, вернуться к нашим «корням». И тем самым испытать радость и покой от самого чувства, что мы живем и существуем в этом мире.
  4. Мы способны испытать незабываемые ощущения от общения с природой. Например, дотронувшись до речного песка, погрузив ноги в прокладную воду, прижавшись щекой к теплой, нагретой солнцем коре дерева, наблюдая за летящими по небу облаками.
  5. У нас улучшается самочувствие, и мы лучше высыпаемся. Воздух, наполненный кислородом, благотворно влияет на весь наш организм.
  6. Мы получаем эмоциональную разрядку, снижается уровень тревоги и стрессов, повышается иммунитет организма.
  7. Мы можем отвлечься от различных задач и проблем. Снижается поступление лишней избыточной информации, что позволяет нашему мозгу отдохнуть.

Как общаться с природой

  1. Заведите себе привычку регулярно гулять, желательно там, где нет транспорта и нет толпы. Это может быть парк, сквер, просто тихая улочка. Если гулять бесцельно у вас не выходит – займитесь бегом, тогда от таких прогулок будет двойная польза.
  2. Чаще берите своих домашних на пикник или покататься зимой на лыжах или на «плюшках». По возможности ходите в походы, это не только даст вам заряд бодрости, но и сблизит вас с вашими родным людьми.
  3. Если у вас нет возможности бывать на природе (а она есть почти всегда, все зависит от нашего желания), то создайте дома живой уголок – заполните его растениями. Уход за ними и работа с землей в свое удовольствие, тоже принесет вам много приятных моментов.

Помните, что наше здоровье и счастье зависит только от нас самих. А наше общение с природой помогает нам ощутить это счастье и гармонию внутри себя.

Общаться с природой полезно - наверное, большинство из нас согласится с этим утверждением. При этом в понятие «общение с природой» каждый из нас вкладывает свое содержание. Для кого-то загородный пикник с обильным угощением и громкой музыкой из приемника - тоже отдых на свежем отдыхе. Вот только иногда после такого отдыха приходится основательно отдыхать…

Возможность зарядиться позитивной энергией, восстановить душевное равновесие дает совсем другое времяпрепровождение. Вы слышали о «зеленом» туризме? Это когда вокруг - природа, зелень, птицы поют, и никаких телевизоров и компьютеров , а по утрам - ранний подъем, зарядка и выход на маршрут с рюкзаком. Мы решили побеседовать с человеком, который на собственном опыте хорошо знает, как общение с природой меняет взгляд на окружающий мир. Наш собеседник - Эдуард Аркушин , психолог и организатор туристических походов по живописным уголкам Украины.

Когда ты ведешь группу в поход, какая у тебя цель? Дать возможность людям полюбоваться природными красотами, испытать свои силы; может быть, ты хочешь приобщить людей к туризму?

Я бы не сказал «приобщить», скорее, познакомить. Есть мнение, что в походе можно почувствовать нечто особенное. И чтобы это почувствовать, я стараюсь, чтобы люди получили не только удовольствие от чистой воды, чистого воздуха, красивых пейзажей, звуков природы, но и от общения. Это эмоциональная составляющая. Есть еще интеллектуальная. Если людям интересно, почему мы едим в походе вегетарианскую пищу, почему ложимся спать в десять вечера, а встаем рано утром - я рассказываю об этом.

Регулярное общение с природой накладывает отпечаток на образ жизни?

Общение с природой дает шаблон чистоты, которого достичь в городе очень трудно. Нам тяжело представить, насколько городской темп жизни влияет на нас, на наше настроение, отношение к миру и к себе. Город - это определенный фон, вибрации, которые создают дисгармонию, многим людям мешают понять, кто они и чего хотят. Природа имеет свойство успокаивать, гармонизировать, уравновешивать и радовать.

Можно ли сказать, что люди, которые регулярно общаются с природой, не могут сознательно причинять ей вред? С этой точки зрения «зеленый» туризм влияет на систему ценностей?

Сложно сказать, потому что сложно замерить, как было до и стало после. Безусловно, культура пребывания на природе есть, и ее можно сформулировать так: «После нас должно быть не так же, как было, а лучше». Мы говорим людям о том, что на переходах не нужно выбрасывать обертки от конфет и прочий мусор. Стоянки после нас остаются чистыми. Насколько эти ценности укореняются в людях… Думаю, многие осознают их до похода, многие - во время. Один поход, который длится, например, 4 дня - слишком короткий промежуток времени. Так что было бы очень смело утверждать, что за это время ценности человека могут кардинально измениться.


Что бы ты сказал человеку, который зеленым туристом никогда не был, но у которого есть интерес к походам? Почему имеет смысл попробовать?

В любом случае имеет смысл познакомиться. Чтобы попробовать расстаться со слишком уж сильными привязанностями или страхами. Это полезный опыт преодоления. Хотя преодоление тоже должно быть разумным. В походе обычно бытовые трудности и нагрузки компенсируются удовольствием.

Время от времени общаться с природой нужно. В повседневной жизни нам трудно восстанавливать психологическую гармонию. Не имея ее внутри, мы тиражируем дисгармонию в общении с другими людьми.

Правда, что в горах особая атмосфера? Не напрасно ведь горы овеяны романтикой…

Горы определенным образом влияют на людей. Считается, что в горах сосредоточено много энергии. Здесь и физические нагрузки хорошо переносятся, и у людей хорошее,бодрое и оптимистичное настроение. Здесь люди становятся мягче, внимательнее к окружающим.

Какое место из тех, которые ты видел, произвело на тебя самое сильное впечатление?

Удивительных мест очень много. Не хочется обидеть ни одно из них. Они обладают особой силой, люди тянутся к ним, стараются там побывать, вспоминают эти места, когда хотят вернуться в определенное эмоциональное состояние. В Крыму это Большой Каньон, Демерджи, Ялтинская яйла… таких мест очень много.

Если нет возможности пойти в поход, можно устроить пикник… и это тоже общение с природой. Или нет?

Создать условия для внутренней гармонии можно и на речке, выехав туда на выходные. Правда, здесь есть риск, что если у человека много нереализованной энергии, она направится не в то русло. Поход с этой точки зрения полезен тем, что наполняет день здоровым содержанием. Утром гимнастика, сбор лагеря, постановка лагеря, сбор дров, переход, культурная программа, общение. В походе обычно очень небольшая дистанция между участниками, и люди обсуждают темы, которые им действительно интересны.

Тем не менее, для общения с природой место не так уж важно. При творческом подходе и разумной организации можно создать особую атмосферу, собравшись в парке.