Тема международный день распространения грамотности. Классный час "международный день грамотности"

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Быть грамотным необходимо в нашем веке!
Долг каждого - грамотно писать.

Ведущий 1

Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает Международный день грамотности.

Гра́мотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

Ведущий 2

Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.

Ведущий 1

Велик и могуч наш русский язык. С рождения и до седых волос мы не устаем наслаждаться его красотой. Сегодня мы проводим « Международный день грамотности в начальной школе».

Ведущий 2

В течение дня вы будете получать задания на знание своего родного языка. Участие в конкурсах индивидуальное и командное. Каждый из вас сможет проявить себя. Желаем вам успехов.

Учитель

Участвуют 2 команды: «Грамотеи» и «Знатоки». Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри. Команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть возможность озвучить свой вариант ответа.

1 конкурс-разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ – 1 балл)

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Сколько согласных букв? (21)

Сколько гласных букв? (10)

Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)

Как называется часть речи, обозначающая предмет? (существительное)

Как называется часть речи, обозначающая признак предмета? (прилагательное)

Первый звук в слове Яблоко? (й)

Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)

Подлежащее и сказуемое – это… (главные члены предложения)

2 конкурс «Весёлая грамматика»

Из предложенных слогов составьте и запишите слова:

Лу мон ли но ня на ре мер ма ня мо ма

3 конкурс «Кто больше»

В квадрате с буквами спрятались названия обитателей морей и рек. Отыщите их и запишите на лист. Чья команда назовёт больше слов, получает 1 балл. Учтите, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.

Материал для учителя:

Отгадки к конкурсу:

1. Дельфин

2. Щука

3. Карп

4. Окунь

5. Карась

6. Сом

7. Краб

8. Акула

9. Кит

10. Рак

11. Медуза

12. Осьминог

13. Сельдь.

4 конкурс «Доскажи словечко»

1. Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал... (конем)

2. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, ... (карандаш)

3. Кругла, рассыпчата, бела

На стол с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная... (картошка)

4. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть, без хруста,

Если я... (капуста)

5. Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед.

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня? ... (коньки)

6. По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет

А прохожие глядят во все глаза

Очень длинная у девочки... (коса)

7. В яме спит зимою длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется... (медведь)

8. В черном поле заяц белый.

Прыгал, прыгал, петли делал.

След за ним был тоже бел

Кто ж этот заяц... (мел)

9. В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка

Кто же это? ... (мышка)

10. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь

Этот зверь лесной... (медведь)

5 конкурс «Половинки»

(задание на развитие словесно-логического мышления)

Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Век живи, век учись.

Старый друг лучше новых двух.

Делу время, потехе час.

При солнышке тепло, при матери добро.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Труд человека кормит, а лень портит.

5 конкурс «Отгадай ребусы»

6 конкурс «Чистописание»

Каждый класс получает текст для списывания. Жюри оценивает чистоту, красоту и грамотность написанных текстов.

Ведущий 1

Надеемся, что сегодняшнее мероприятие не только доставило вам удовольствие, но и повысило вашу грамотность, приобщило к богатству русского слова, вызвало интерес к русскому языку вообще.

Ведущий 2

Ребята, наша веселая программа подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать. А итоги мы подведём во второй половине дня, когда жюри подсчитает баллы и проверит ваши работы. До встречи!

Подведение итогов начинает выступление учеников 2-4 классов

Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».

Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».

Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

Ученик 6. Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».

Ведущий 1

Слово нашему жюри. (Озвучивают итоги конкурсов)

Ведущий 2

Учите русский язык –

Годы к ряду,

С душой,

Усердием,

С умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом”

(Сабир Абдулла)

Ведущий 1

Спасибо за внимание!

День грамотности.

(конкурсная программа для учеников 1-4 классов)

Цели: познакомить детей с праздником «Днем грамотности», способствование развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы.

1 .Учитель: С каждым годом все большее количество людей учится читать и писать, в мире сейчас свыше 4 миллиардов человек считаются грамотными. Но еще более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а около 100 миллионов детей не ходят в школу.

Что же такое грамотность? "Грамотностью называют умение человека осмысленно читать и писать простые тексты на родном языке. Для ребенка минимальной степенью грамотности считается регулярное посещение начальной школы" (Большая советская энциклопедия).

Международный день грамотности - один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года

1-чтец

Грамотность всегда важна,

Это нам не ново:

Одну букву изменил -

И другое слово.

С грамотности Днём, друзья,

Вас хочу поздравить,

Пожелать вам запятые

В нужном месте ставить.

Чтобы не было сомнений,

Как же правильно писать,

И в хорошем настроении

Постоянно пребывать.

2 .Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным.
Менее 50 стран обеспечивают всеобщий доступ к начальному образованию.
Около 20 % взрослого населения мира неграмотны.

Ликвидация безграмотности в СССР началась с 1918 года. Тогда массово стали открывать школы для подростков, а также неграмотных взрослых. Были созданы спецкурсы, занимающиеся подготовкой учителей для работы с неграмотным население. К 30-м годам проблема неграмотности перестала носить острый социальный характер, к 40-м годам задача ликвидации неграмотности была почти решена, а уже в 50-е годы СССР стал практически полностью грамотной страной.

Напомним, что каждый год Международный день грамотности проходит под разными девизами. В этом году девиз Международного дня грамотности – The Power of Literacy (переведём его на русский язык, перефразируя Френсиса Бэкона, так: «Грамотность – сила!» Чтобы современного человека можно было причислить к категории грамотных людей, ему не достаточно уметь только считать и писать. В наше время необходимо быть всесторонне развитой личностью.

2-чтец

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти:

Прочти, пожалуйста! Прочти!

Не надо умолять сестрицу:

Ну, почитай еще страницу!

Не надо звать.

Не надо ждать.

А можно взять

3 .Грамотность является одним из прав человека, средством расширения личных свобод и возможностей, а также инструментом развития индивидуального человеческого потенциала и общества в целом. Возможности получения дальнейшего образования также определяются уровнем грамотности.

Грамотность лежит в основе базового образования для всех, она является обязательным условием для искоренения нищеты, ограничения роста населения, достижения гендерного равенства и обеспечения устойчивого развития, мира и демократии. Программа «Образование для всех» (ОДВ) основана на распространении грамотности, и для этого есть веские причины.

Качественное базовое образование дает учащимся навыки, необходимые в последующей жизни и для дальнейшего обучения. Грамотные родители с большей вероятностью отдадут своих детей в школу. У грамотного человека больше возможностей для получения непрерывного, продолжающегося образования, а грамотные общества обладают лучшими механизмами адаптации к возникающим проблемам развития.

3-чтец

Грамотным быть -

Хорошо,

А неграмотным -

Ужасно!

Если в школу

Не ходить,

Можно стать

Совсем

Несчастным!

4.ГРАМОТА , грамата ж. уменье читать и писать; иногда одно только первое, уменье читать. Народ говорит: знать грамоти . || Граматой назыв. всякое царское письмо, писание владетельной особы; ныне рескрипт; || свидетельство на пожалование лицу или общине прав, владений, наград, отличий. || Народ зовет граматой или граматкой всякое письмо или записку, и даже всякий клок бумажки. Живи в тиши, а к нам граматки пиши . Пишет граматки, да просит памятки. Грамоте учиться, всегда пригодится. Грамота тверда, да язык шепеляв . По старой памяти, что по грамате . По грамоте осекся, цифирь не далась. И сам тому не рад, что грамоте горазд. Грамота не соха. Живая грамота, устная речь. Мертвая грамата (крепость) не на вольного

Азбука наука, а ребятам бука (мука).

Выбирай книгу, как выбираешь друга.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Золото добывают из земли, а знания из книг.

Испокон века книга растит человека.

Книга не пряник, а к себе манит.

Книга не самолет, а за тридесять земель унесет.

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

Мир освещается солнцем, а мир знаньем.

Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.

С книгами знаться – ума набраться.

Хорошая книгалучший друг.

5. Самые древние русские книги, дошедшие до нашего времени, относятся к XI столетию. Но рукописные книги, конечно, существовали и раньше. Они пришли к нам вместе с принятием христианства. Руси требовались грамотные люди. В то время дети учились читать и писать в церковноприходских школах по книгам, которые были на Руси: Апостол, Евангелие и Псалтирь. Вот как пишет поэтесса Н.Кончаловская:

5чтец.И в старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глаголы

И учитель для науки

По субботам всех порол.

Вот какой чудной в начале

Наша грамота была!

УЧИТЕЛЬ: Посвящение в читатели первоклассников.(дарят буклеты)

Загадки для первоклассников:

1. Тридцать три сестрички –

Ростом невелички.

Если знаешь наш секрет,

Мы покажем целый свет. (Буквы.)

2 .Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Карандаш, авторучка.)

3 .Языка не имеет,

А у кого побывает,

Тот много знает. (Книга.)

4 .У стены большой и важный

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф.)

5. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

Конкурсная программа.Презентация.

Литература:

1.В.И.Даль. Пословицы русского народа. Москва: И. «ЭКСМО»,2007г.

2.Мой школьный праздник: сценарии, конкурсы, викторины.- Донецк: И. «Донеччина»,2006г.

3.Презентация «Международный День Грамотности» и «Конкурсная программа»

8 сентября весь мир отмечает Международный день грамотности . Праздник был учрежден ЮНЕСКО по рекомендации Всемирного конгресса министров просвещения по вопросам ликвидации неграмотности, открытие которого состоялось в Тегеране 8 сентября 1965 года. Впервые праздник отмечали в 1966 году.

Каждый год Международный день грамотности проходит под разными девизами. Например, в прошлом году, когда отмечалась 50-я годовщина Международного дня грамотности, девиз звучал так: «Читая прошлое, пишем будущее». В штаб-квартире ЮНЕСКО подчеркивали, что грамотность – основа для построения более устойчивого будущего для всех людей. А четыре года назад, в 2013 году, праздник проходил под лозунгом «Грамотность для XXI века».

В 2017 году девиз Международного дня грамотности – «Грамотность в цифровом мире» , сообщает официальный сайт ЮНЕСКО. Как обычно, главные праздничные мероприятия проходят в Париже, где лауреатам из Канады, Колумбии, Иордании, Пакистана и Южной Африки будут вручены Международные премии ЮНЕСКО в области грамотности. На протяжении двух дней – 7 и 8 сентября – в Париже проходит конференция, участники которой обсуждают, как цифровые технологии могут помочь сократить разрыв в уровне грамотности, а также получить более четкое представление о том, какие навыки необходимы в современном обществе.

Отмечая День грамотности, ЮНЕСКО обращает внимание на то, что 750 миллионов человек во всем мире (63 % из которых женщины) по-прежнему не обладают базовыми навыками чтения и письма. По данным Института статистики ЮНЕСКО, к этой категории относятся 102 миллиона молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, из которых 57 % составляют женщины.

День грамотности широко отмечают и в России. В разных городах нашей страны проходят выставки, фестивали, образовательные акции, приуроченные к этому празднику. Например новосибирцы проверили свою грамотность

(International Literacy Day). Впервые он был проведен в 1966 году по инициативе Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, состоявшейся в Тегеране (Иран) в сентябре 1965 года, и был приурочен к дате торжественного открытия этой конференции.

Грамотность — один из основных элементов, необходимых для обеспечения устойчивого развития, она помогает людям принимать правильные решения относительно экономического роста, социального развития и экологической интеграции. Грамотность является основой обучения на протяжении всей жизни и играет основополагающую роль в создании устойчивых, мирных и процветающих обществ.

Образование занимает центральное место в концепции устойчивого развития и является составной частью одной из целей в области устойчивого развития (ЦУР) ЮНЕСКО.

Это обеспечение всеобъемлющего и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. Задача состоит в том, чтобы к 2030 году все молодые люди и значительная часть взрослых, как мужчин, так и женщин, овладели навыками чтения и счета.

По данным ЮНЕСКО , несмотря на рост уровня грамотности за последние 50 лет, по всему миру по-прежнему насчитывается 750 миллионов неграмотных взрослых, а 250 миллионов детей не могут получить базовые навыки.

Начиная с 2000 года, показатели уровня грамотности взрослых улучшились , достигнув 85,3% в глобальном масштабе, но в странах Африки к югу от Сахары, в Южной и Западной Азии по-прежнему преобладают самые низкие показатели.

Грамотность среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет в настоящее время благодаря доступности школьного образования достигла 90,6%.

Женщины составляют две трети всех неграмотных взрослых — 63%, молодые женщины составляют 59% от неграмотной молодежи.

В 2017 году Международный день грамотности будет посвящен теме "Грамотность в мире цифровых технологий".

В рекордные сроки цифровые технологии коренным образом преобразуют жизни людей, их методы работы, учебы и общения. Они дают людям новые возможности для улучшения всех сфер своей жизни, включая доступ к информации, социальное обеспечение.

8 сентября 2017 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, состоится Международная конференция "Грамотность в мире цифровых технологий".

В настоящее время Международный день грамотности отмечается во всем мире . В его праздновании принимают участие правительства, многосторонние, двусторонние и неправительственные организации, профессиональные сообщества, преподаватели, учащиеся и эксперты в этой области.

Ежегодно ЮНЕСКО присуждает пять премий за распространение грамотности: три премии имени Конфуция (The UNESCO Confucius Prize for Literacy) за распространение грамотности, учрежденные в 2005 году при поддержке правительства КНР, и две премии имени короля Сечжона (The UNESCO King Sejong Literacy Prize) за распространение грамотности, учрежденные в 1989 году при поддержке правительства Южной Кореи.

В 2016 году лауреатами Премии ЮНЕСКО имени короля Сечжона за распространение грамотности стали Центр информационной помощи и общинного развития за программу "Книги для сельских районов Вьетнама" и Научно-исследовательский институт языков и культур Азии Университета Махидол (Таиланд) за проект в области двуязычного/многоязычного образования Patani Malay-Thai.

Всесторонне развитая личность просто не может не быть грамотной. Этот навык обязателен для людей, которые много общаются с другими людьми, работают в науке, журналистике, педагогике и массе других областей. Да и просто для себя и собственного статуса выгодно и полезно быть грамотным. Вот почему этому вопросу уделяется немало внимания, детей учат быть грамотными с ранних лет, а взрослые не перестают совершенствоваться в течение всей жизни. Не удивляет, что появился отдельный праздник - Международный день грамотности, который ежегодно празднуется восьмого сентября.

История праздника

В этом году праздник будут отмечать уже в 52-й раз. Он был утвержден после иранской конференции 1965 года, которая была посвящена вопросам ликвидации безграмотности. На конференцию съехались министры из разных стран.

После их обсуждения и было принято решение учредить специальный праздник. В 1987 году ООН объявило, что целый год будет посвящен грамотности. А уже в 2002 году было обозначено целое десятилетие грамотности, которое началось с 2003 года. ООН постоянно проводит мероприятия, которые призваны поднять эту проблему, акцентировать на ней внимание.

И в мире есть немало стран, которые нуждаются в помощи, связанной с образованием. Особенно эта проблема касается женского населения, поскольку традиции некоторых государств и общин запрещают девочкам, девушкам и женщинам обучаться. Мировое сообщество борется с этим, стараясь охватить образовательными программами как можно больше людей.