Саратовская государственная консерватория им. Собинова

Каспаров, Александр Исакович

Почетный гражданин Ханты-Мансийского автономного округа, Герой Социалистического Труда (1991), заслуженный строитель РСФСР (1990), доктор технических наук (1996), академик Академии транспорта РФ; родился 9 мая 1931 г.; окончил Азербайджанский политехнический институт в 1955 г.; 1955-1960 - старший десятник, прораб, старший прораб управления строительства № 7 Минтрансстроя СССР (Грозненская область); 1960-1965 - старший прораб, главный инженер подразделения по строительству автодорог Кушка-Герат (провинция Кандагар, Афганистан); 1966-1968 - главный инженер треста "Средаздорстрой" 1969-1972 - главный специалист, руководитель группы советских специалистов по строительству автодороги Пули-Хумри-Мазари-Шериф-Шибирган (Афганистан); 1972-1977 - заместитель, главный инженер треста "Дондорстрой" 1977-1981 - заместитель начальника " Главзапсибдорстроя" с 1981 г. - начальник, генеральный директор объединения "Запсибдорстрой" (г. Нижневартовск); награжден орденами Трудового Красного Знамени (1963), Золотой звездой I степени (Афганистан), двумя орденами Ленина (1985, 1991) и медалями; избирался депутатом Ханты-Мансийского окружного и Тюменского областного Советов народных депутатов.

  • - Гарри Кимович, шахматист, международный гроссмейстер, з. м.с. . 13-й чемпион мира, чемпион СССР. Обладатель приза лучшему шахматисту года "Шахматный Оскар" , Кубка мира...

    Русская энциклопедия

  • - Писатель-драматург; родился 25 октября 1933 г. в Молдавии; учился в Львовском военном училище, в Кишиневском университете; служил в Советской Армии, работал мастером и инженером в строительных организациях...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Гордон А. И. - по профессии наборщик; род. в гор. Тукуме, бывш. Курляндской губ., сын портного. В 1897 г. поступил учеником в типографию...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Профессор-консультант НИИ офтальмологии РАЕН "Новый взгляд" с 1997 г.; родился 11 декабря 1936 г. в г. Баку; окончил 1-й Московский медицинский институт в 1960 г., доктор медицинских наук, профессор...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - штурман, Герой Советского Союза, майор. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 101 апдд, был штурманом эскадрильи...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - выпускник Азербайджанского педагогического института иностранных языков. Международный гроссмейстер. Заслуженный мастер спорта. Играет в шахматы с пяти лет. 13-й в истории шахмат чемпион мира...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - имеет высшее техническое образование. Мастер спорта. Заслуженный тренер Азербайджанской ССР, заслуженный тренер СССР, ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - из комендантов Таганрога при Павле I, генерал-майор, 1802 г. т. с., кавказский гражданск. губернатор...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Тележурналист, директор Дирекции информационных, общественно-политических и спортивных программ Московского телеканала с апреля 2001 г.; родился 29 августа 1948 г.; работал в Гостелерадио СССР...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - архиепископ ярославский, род. 6 дек. 1799, † 1874 г. 21 июня, на 75 году от рожд. Исследователь "буддизма". Магистр VI курса СПб. дух. акад. , инспектор Киев. дух. акад....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - архиеп. яросл., с. свящ. г. Могилева, дух. писат. и миссионер, р. 1796, † 21 июня 1874...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - духовный писатель. Окончил курс в СПб. духовной академии, был инспектором и ректором духовных семинарий, епископом в Вятке, архиепископом в Иркутске и Ярославле. Написал: "О буддизме" , "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Гарольд Григорьевич, советский архитектор. Учился в Московском архитектурном институте у Б. С. Мезенцева...
  • - Владислав Минасович, участник закавказского и росс. революционного движения. Большевик с 1903. Учился на юридическом факультете Петербургского университета и в Высшей коммерческой школе в Берлине...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Каспаров Владислав Минасович, участник закавказского и росс. революционного движения. Большевик с 1903. Учился на юридическом факультете Петербургского университета и в Высшей коммерческой школе в Берлине...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский шахматист, международный гроссмейстер, заслуженный мастер спорта. 13-й чемпион мира, чемпион СССР. Обладатель приза "Шахматный Оскар" , Кубок мира...

    Большой энциклопедический словарь

"Каспаров, Александр Исакович" в книгах

Гарри КАСПАРОВ

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. Кумиры всех поколений автора Раззаков Федор

Гарри КАСПАРОВ Г. Каспаров родился 13 апреля 1963 года в Баку в семье инженеров. Его отец Ким Ванштейн и мать Клара Шагеновна работали в одном из бакинских научно-исследовательских институтов. Их знакомство произошло в 1960 году при следующих обстоятельствах. Клара Шагеновна

Гарри КАСПАРОВ

Из книги Страсть автора Раззаков Федор

Гарри КАСПАРОВ Поскольку Каспаров уже с младых ногтей был серьезно увлечен шахматами, обращать внимание на противоположный пол у него просто не было времени. Тем более что его мама Клара Шагеновна, которая одна воспитывала сына (отец шахматного вундеркинда умер, когда

Гарри КАСПАРОВ

Из книги Портреты автора Ботвинник Михаил Моисеевич

Гарри КАСПАРОВ «Секрет» Гарри Каспарова Да, весьма любопытно узнать – в чем секрет успехов Гарри Каспарова? Попытаемся уважаемый читатель, дать ответ на этот вопрос.Десятилетний Гарик уже производил впечатление. Он практически мгновенно находил острые и неожиданные

Гарри Каспаров

Из книги 10 гениев спорта автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Гарри Каспаров «– Скажите, а если начнется Третья мировая война, кто ее выиграет?– Гарри Каспаров.– А почему Каспаров?– А потому, что он всегда выигрывает…»Кто-то может сказать, что начинать статью о величайшем шахматисте современности с анекдота – проявление

ВАЛЕРИЙ ЛЕОНТЬЕВ И ЛЮДМИЛА ИСАКОВИЧ

Из книги 50 знаменитых звездных пар автора Щербак Мария

ВАЛЕРИЙ ЛЕОНТЬЕВ И ЛЮДМИЛА ИСАКОВИЧ Семейный союз одного из ведущих певцов российской эстрады и владелицы салона-парикмахерской для собак (в прошлом бас-гитаристки ансамбля «Эхо») иначе как странным не назовешь. Супруги умудрились дважды вступить в брак… друг с

ПОПОВ Николай Исакович

Из книги автора

ПОПОВ Николай Исакович Николай Исакович Попов родился в 1920 году в селе Пески Далматовского района Курганской области в семье крестьянина. По национальности русский. Член КПСС с 1943 года.После окончания семилетней школы в соседнем селе Першино начал работать в колхозе

Павел Исакович Ганнибал (?–?)

Из книги автора Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛУ) автора БСЭ

Нуцубидзе Шалва Исакович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НУ) автора БСЭ

Карасик Илья Исакович

Из книги Мы сгорали заживо [Смертники Великой Отечественной: Танкисты. Истребители. Штурмовики] автора Драбкин Артем Владимирович

Карасик Илья Исакович

Из книги Танкисты [«Мы погибали, сгорали…»] автора Драбкин Артем Владимирович

Карасик Илья Исакович Во время взятия Каменец-Подольского мой экипаж шел первым в батальоне. Навстречу нам появились четыре немецкие легковые машины, но когда они увидели танк на дороге прямо перед ними, то машины остановились, из них с поднятыми руками вышли немцы.

КАСПАРОВ: ГОРДЫНЯ

Из книги Враги Путина автора Данилин Павел

КАСПАРОВ: ГОРДЫНЯ Гарри Каспаров – современный Катон российской оппозиции. Непримиримый враг Карфагена заканчивал каждую свою речь в сенате словами: «И все же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен». Так и любые статьи или заявления бывшего шахматиста содержат

1.1 Общие правила

1.1.1 При покупке билета Пользователь путем нажатия соответствующей кнопки соглашается соблюдать установленные правила при покупке билета, соглашается с условиями предоставления Театру своих персональных данных.

1.1.2 В процессе покупки билетов Пользователь указывает свою фамилию и имя (по паспорту) в соответствующих графах предложенной системой формы, адрес своей электронной почты в качестве логина и телефон для связи.

1.1.3 Пользователь несет всю полноту ответственности за все действия, совершенные на Сайте под его именем, и обязан любым доступным способом немедленно уведомить Театр о случае несанкционированного его использования.

1.1.4 Пользователь получает право на покупку билетов в режиме реального времени на все доступные на Сайте Театра спектакли.

1.1.5 На Сайте Театра организована продажа электронных билетов, которые распечатываются Покупателем самостоятельно на доступном принтере в формате А4 или сохраняются в электронном виде на своём смартфоне.

1.2 Порядок действий при покупке билета на сайте

1.2.1 Для покупки билета в режиме реального времени на Сайте Театра Пользователю потребуется платежное средство – действующая банковская карта международных платежных систем VISA или MasterCard.

1.2.2 В целях приобретения билета Пользователь зайдя на Сайт Театра должен выбрать интересующее мероприятие, соответствующую дату и время (доступные мероприятия обозначены флажком с надписью «Купить билет», располагающимся напротив соответствующего мероприятия). О возможности покупки билета электронным способом свидетельствуют выделенные зеленым цветом свободные места на планах зрительских залов.

1.2.3 Выбранные на схеме зала места сначала помещаются в корзину заказов (В корзине они могут находиться не более 20 минут. По истечении указанного времени неоформленные по каким-либо причинам в срок билеты автоматически аннулируются системой, а денежные средства подлежат разблокировке), после чего можно продолжить процесс покупки по подсказкам, предлагаемым системой.

1.2.4 В одном заказе возможно приобрести билеты только на один спектакль. При необходимости может быть создано несколько заказов. Оплата производится по одному заказу.

1.2.5 После подтверждения успешной оплаты, Пользователь получает электронные билеты на указанный при покупке электронный адрес. Электронные билеты могут быть сохранены на диске и обязательно должны быть распечатаны на принтере или сохранены в смартфоне для прохождения контроля на входе в театр.

На южных широтах

Когда подошло время учиться, произошел конфликт. Отец уводил Сашу в армянскую школу, считая, что человек прежде всего должен в совершенстве знать родной язык. Мать забирала оттуда мальчика и вела в русскую школу - по ее мнению, гражданин Советского Союза обязан в первую очередь знать главный язык межнационального общения, то есть русский. А взрослые с намеком напоминали родителям: ведь живете-то вы в Азербайджане…

В итоге победила дружба. Дома Александр Каспаров говорил по-армянски, в школе постигал русский, а во дворе со сверстниками общался на азербайджанском. Так и овладел тремя языками.

Способный молодой человек, окончив в Баку индустриальный институт и получив диплом с отличием, отказался от лестного предложения поступить в аспирантуру и остаться на кафедре мостов и тоннелей. Он хотел «живой» работы. И получил ее - вместе с направлением на сложный участок автодороги Невинномысск - Ставрополь, где его приняли десятником по строительству мостов и водопропускных труб.

Все было: радость труда и равнодушие начальства, козни завистников и дружба с хорошими людьми. Старание, находчивость, честность сделали свое дело: через семь месяцев в дорожно-строительном районе № 1 он стал старшим прорабом, в подчинении у которого насчитывалось 200 человек.

Молодой специалист все глубже вникал в секреты своей профессии, верховодил комсомольцами, воевал за улучшение бытовых условий трассовиков. Когда по готовому 52-километровому участку хлынул поток машин, приказом министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР Александра перевели в станицу Орджоникидзевская на прокладку магистрали Беслан - Грозный.

Каспаров вспоминает:

«Это сейчас станица Орджоникидзевская, одна из крупнейших в Ингушетии, преступными стараниями террористов всех мастей приобрела печальную известность: средь бела дня здесь захватывают заложников, приводят в действие взрывные устройства, нагло нападают на сотрудников правоохранительных органов и безжалостно убивают русских жителей. Недаром в средствах массовой информации ее порой называют «кровавой станицей». А тогда, в середине пятидесятых, это было спокойное, тихое и живописное местечко, раскинувшееся на берегу реки Сунжи. И молодежь, которой заметно прибыло с началом строительства автомагистрали, с удовольствием гуляла поздними вечерами - и группами, и парами…»

Именно там, в доброй зеленой станице, секретарь комсомольской организации стройки Александр Каспаров встретил свою Лилию - девушку, которая, став ему женой, многие десятилетия делила с мужем трудности и кочевой неуют: ведь строители автомобильных дорог всю жизнь переезжают с места на место.

А сколько их было, этих переездов! Летом 1960 года Каспаров оказался в Афганистане. Узнав, что Минтрансстрой комплектует группу специалистов для работы в соседней стране, Каспаров прошел отбор и вместе с коллегами миновал пограничный пост. Зачем он принял такое решение? Как считает сам Александр Исакович, чтобы проверить себя на прочность, выдержать по-настоящему сложный экзамен на профессионализм.

Афганский период много дал молодому инженеру. По пустынной каменистой земле, прокаленной летним зноем и столь же неподатливой в суровые холода, каких Александр никак не ожидал в южной стране, трассовики вели автомагистраль от советской приграничной Кушки через Герат до Кандагара. Старая грунтовка тянулась на 770 км, а новая современная дорога стала на 90 км короче.

Каспаров быстро освоил язык фарси, это помогало ему, одному из ведущих руководителей стройки, легко общаться с местными рабочими и оперативно решать возникавшие производственные проблемы. На трассе не раз бывал премьер-министр государства Мухаммед Дауд-хан, неизменно давая высокую оценку деятельности строителей.

Посланцы Советского Союза прокладывали линию от Кушки до Кандагара, а другое плечо - от Кандагара до Кабула - строили американцы. Посетив тот и другой участок, король Афганистана Мухаммед Захир-шах заявил: русские поработали лучше! Эта похвала обернулась тем, что Александра Каспарова представили к высшей награде страны - Золотой Звезде I степени.

Любопытная деталь: случайно Каспаров узнал, что по статусу приложением к Золотой Звезде вроде бы полагаются еще 5 тысяч баранов и - четыре жены… Зная фарси, он как-то услышал разговор двух афганцев: они рассуждали, каким образом Александр погонит стадо к себе на родину, в такую даль. Про себя он с улыбкой отметил, что собеседников почему-то совершенно не волновал вопрос, а что он будет делать с четырьмя женами?! Впрочем, разговоры так и остались разговорами. Тем более что на чужбине вместе с Александром Исаковичем была любимая жена и уже двое детей.

Южные широты еще долго не отпускали Каспарова. Вернувшись на родину, он работал в Таджикистане (трассы Душанбе - Курган-Тюбе и Душанбе - Орджоникидзебад), в Туркмении (трассы Кум-Даг - Окарем - Каспийское море и Кушка - Мары, ставшая продолжением уже проложенной им афганской дороги). Говорят, нельзя войти в одну реку дважды. А он вошел. Очень настоятельно попросили вновь поработать в Афганистане, и Каспаров еще четыре года строил там дороги.

После возвращения в СССР Александр Исакович несколько лет трудился в должности заместителя управляющего трестом «Дондорстрой». Пора было прекращать наконец бесконечные странствия. Однако «бросить якорь» в Ростове-на-Дону так и не удалось. Позвали в Москву, в Главзапсибдорстрой, заместителем начальника. Дал жене Лилии обещание, что это последний переезд, и принял приглашение.

Сибирская вахта

А в Западной Сибири вершилась в это время нефтегазовая революция. Топливно-энергетический комплекс требовал небывалого количества автодорог и аэродромов. В 1981 году в интересах ускоренного освоения нефтяных и газовых месторождений в Тюменской области было создано с дислокацией в Нижневартовске производственно-строительно-монтажное объединение «Запсибдорстрой». За пятилетку ему надо было втрое увеличить объемы ввода взлетно-посадочных полос и автомагистралей. Каспарову в главке поручили найти кандидатуру начальника объединения.

В назначенное время его вызвал первый заместитель министра Н.И. Литвин. «Есть достойный человек?» - «Есть. Может быть, не самый достойный, но вполне подходящий». - «Как его фамилия?» - «Каспаров». - «Я говорю серьезно!» - «Я тоже…». Н.И. Литвин не согласился с таким поворотом и повел Каспарова к министру транспортного строительства И. Соснову. Тот вначале тоже был против, но в итоге дал добро.

И началась долгая сибирская вахта… Прибыв в Нижневартовск, Александр Исакович прежде всего занялся комплектованием надежной высокопрофессиональной команды. На первых порах на ключевые посты в объединении требовалось человек 70. Часть людей выделил Минтрансстрой, остальных Каспаров находил и среди своих бывших соратников, и на месте - ведь начинал он не с чистого листа: в области неплохо работали тресты «Тюменьдорстрой» и «Нижневартовскдорстрой». Чтобы наращивать мощности, пришлось оперативно создавать новые подразделения по всей Западной Сибири: «Сургутдорстрой», «Стрежевойдорстрой», «Уренгойдорстрой», «Надымдорстрой», «Ноябрьскдорстрой»…

Все знания, весь опыт, все навыки, полученные на предыдущих стройках, Каспаров использовал полностью. Но этого было мало! Дорожники трудились в невероятно сложных условиях: бесчисленные зыбкие болота, тысячи озер, рек и речушек, не говоря уже о «фирменных прелестях» Севера - морозах и мошкаре. А еще - отсутствие местного сырья и подходящих грунтов, нехватка баз, жилья, коммуникаций.

Но дело пошло. По старой привычке Александр Исакович постоянно находился на разбросанных по региону объектах, мало спал, забывал о выходных и отпусках. На пустынные территории тайги и тундры ложились четкие линии автомагистралей, у многих населенных пунктов появлялись взлетно-посадочные полосы. Геологи, газовики и нефтяники получали неоценимую помощь при освоении подземных кладовых.

К 1983 году объемы работ выросли в 6-7 раз, «Запсибдорстрой» стал ежегодно вводить до 700 км дорог - это длина трассы Кушка - Кандагар, которую Каспаров с коллегами тянул пять лет! Позднее показатели достигли даже 1000 км дорог в год.

Руководство страны требовало от сибиряков все больше нефти и газа, дополнительные задачи ложились и на плечи специалистов «Запсибдорстроя». Их деятельность находилась под постоянным контролем партии и правительства. В 1989 году в регион прибыл зав. отделом ЦК КПСС Борис Ельцин и провел большое совещание. Докладывать должны были начальники «Тюменьстройпути» и «Запсибдорстроя». Александр Каспаров - кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, в своем выступлении затронул самые больные вопросы производства, и Ельцину это не понравилось. Он попробовал осадить докладчика, но тот возражал - твердо и аргументированно. После совещания Борис Николаевич пожал спорщику руку, а стоявшему рядом министру транспортного строительства Брежневу заметил: «Вот, Владимир Аркадьевич, это у тебя настоящий руководитель».

Через некоторое время в Сургуте состоялось еще более представительное совещание, на которое прибыли Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев, председатель Госплана СССР Н.К. Байбаков и более двадцати министров. И вновь с докладом выступал А.И. Каспаров, и вновь возникла у него деловая пикировка - на сей раз с генсеком. Тот признал доводы дорожника убедительными и в заключение спросил первого секретаря обкома КПСС Г.П. Богомякова: «Кстати, а имеет ли товарищ Каспаров высшую награду Родины?» «Уже оформляем документы», - не растерялся партийный лидер. - «Поторапливайтесь…»

Но бюрократическая машина работала медленно. Оформление длилось более полутора лет и завершилось к маю 1991 года. А 9 мая Каспарову исполнялось 60 лет. И какой-то умник из комиссии вспомнил, что есть решение - не присуждать наград в связи с юбилеями. К счастью, трезвые люди растолковали ему, что в данном случае юбилей абсолютно ни при чем. Указ вышел, и в июне в Кремле А.И. Каспарову в числе других заслуженных работников вручили орден Ленина и Золотую Звезду Героя Социалистического Труда. Больше подобных списков уже не составлялось. Так что в Тюменской области Александр Исакович стал последним Героем…

Впрочем, путь до звездного часа был неблизким и нелегким. На производстве постоянно применялись нетрадиционные методы, каких не знала мировая практика. Это сборные покрытия из железобетонных плит, водопропускные трубы из гофрированного металла, двухстадийное строительство, обеспечивавшее проезд к месторождениям одновременно с сооружением земляного полотна, укладка торфа в основание насыпи, широкое внедрение гидромеханизированных операций, геотекстолитовых материалов и многое другое. Использовались самые современные виброкатки для уплотнения грунта, георешетки для укрепления откосов, особые составы асфальтобетонных смесей, модифицированный битум… Объединение, где трудилось свыше 18,5 тысячи человек, располагало крупным технопарком: 300 экскаваторов, 350 бульдозеров, 140 грейдеров, более 2000 большегрузных автомобилей. Они позволяли за год «перелопатить» 35 миллионов кубометров земли.

Но решающим фактором всегда оставались люди. Каспаров верил своим сподвижникам как себе. И они это доверие оправдывали. Александр Исакович всегда с недоверием относился к утверждению, что незаменимых людей нет. Одного из своих заместителей, В.С. Майданова, представлявшего интересы объединения в Тюмени, он считал поистине незаменимым. Тот не только достойно осуществлял связь с областным руководством, но и ярко проявил себя в целом ряде сложных и нужных дел.

Чтобы надежно обеспечивать все звенья разветвленной структуры «Запсибдорстроя» материальными ресурсами, под его руководством у деревни Паренкина на Туре была образована и надежно действовала перевалочная база, где всевозможные материалы загружались на речные суда, которые следовали к далеким северным объектам. База поражала чистотой и порядком. Для рабочих там имелись столовая, баня, сауна, парники, зимний сад. Кроме того, В.С. Майданову было поручено создать подсобное сельхозпредприятие - проще говоря, совхоз «Дорожник», которому предстояло обеспечивать трассовиков свежими продуктами питания. Виталий Семенович справился с этой задачей блестяще. Поселок Красный Яр в 40 км от Тюмени походил на сказочный городок и получил всесоюзную известность. Но потом…

Потом пришли другие времена. Распался могучий Советский Союз, натрое раскололась единая Тюменская область, начал дробиться прочный прежде «Запсибдорстрой»: отдельные структуры акционировались, уходили в «автономное плавание». А.И. Каспаров, проложивший около 10000 км дорог, в конце 1998 года покинул ставший таким близким северный край. Подумал: сделано уже немало, да и возраст к семидесяти. Пора на отдых.

Однако спокойной пенсионной жизни так и не случилось. Встретилось много соратников по былым трассам, они работали в разных организациях (ведь дороги будут нужны всегда), звали к себе. Богатейший опыт Александра Исаковича не мог оставаться невостребованным. Вначале ветеран трудился в фирме «Интердорстрой», потом перешел в строительную компанию «Автобан», которую возглавил бывший начальник «Хантымансийскдорстроя» А.В. Андреев.

Свет югорской звезды

Осенью 2004 года, когда в Ханты-Мансийском округе была добыта восьмимиллиардная тонна нефти, состоялось торжественное открытие мемориала «Звезды Югры». На фасаде музея геологии, нефти и газа решено было ежегодно устанавливать памятные звезды славы в честь выдающихся тружеников региона. Тогда, на открытии, появились первые пять звезд, посвященные начальнику Главтюменнефтегаза Виктору Муравленко, партийному лидеру области Борису Щербине, легендарным геологам Льву Ровнину, Фарману Салманову и Юрию Эрвье. В 2007 году прибавилось еще две звезды - Степану Повху, пробурившему первую эксплуатационную скважину на Самотлоре, и Александру Каспарову, построившему на территории Западной Сибири сотни километров автомобильных трасс, множество взлетно-посадочных полос и мостовых сооружений.

Продолжая трудиться - уже в европейской части России, - Александр Исакович был благодарен северянам за то, что о нем и его делах не забыли. Свет звезды в далеком Ханты-Мансийске грел душу старого строителя, не давал расслабляться, помогал сохранять энергию и доброту.

Вот что говорит о нем Виталий Майданов:

Все мы, трудившиеся с Каспаровым плечом к плечу, ощущали, насколько общение с ним обогащает нас профессионально. А еще он был и остается радушным и хлебосольным человеком, приятным собеседником в дружеской компании. Поэтому мы никогда не отказывались от приглашений, тем паче что его супруга Лилия Павловна удивительно гостеприимная и искусная в кулинарии хозяйка. И обычно стол не обходился без коронного блюда - знаменитых сибирских пельменей «по-каспаровски».

Сейчас Александру Исаковичу за 80. Находясь друг от друга за тысячи километров, мы часто общаемся по телефону, иногда встречаемся в Тюмени, куда Александр Исакович по-прежнему приезжает в командировки. А как же иначе? Я легко могу представить его деловым, веселым, задумчивым и даже негодующим, но совершенно не представляю сидящим без дела…

Вряд ли эти слова требуют каких-то разъяснений или дополнений.

Виталий Майданов: «Все мы, трудившиеся с Каспаровым плечом к плечу, ощущали, насколько общение с ним обогащает нас профессионально».



К аспаров Александр Исакович – начальник проектно-промышленно-дорожно-строительного объединения «Запсибдорстрой» Министерства транспортного строительства СССР.

Родился 9 мая 1931 года в городе Нуха, ныне город Шеки (Азербайджан). Мать – домохозяйка, отец – рабочий, погиб на фронте. В семье было четверо детей, Александр был старшим среди них. В юные годы подрабатывал в мастерской, стараясь поддержать родных.

В 1955 году окончил Азербайджанский политехнический институт по специальности «инженер путей сообщения». В 1955-1960 годах – старший десятник, прораб, старший прораб управления строительства №7 Министерства транспортного строительства СССР (Грозненская область – Чечено-Ингушская АССР). Участвовал в строительстве дорог Невинномысск – Ставрополь и Беслан – Грозный.

В 1960-1965 годах – старший прораб, главный инженер подразделения по строительству автодорог Кушка – Герат (провинция Кандагар, Афганистан). За строительство этой дороги, соединившей братскую республику с СССР, А.И.Каспаров получил из рук короля «Золотую Звезду» Афганистана.

По возвращении на родину был назначен главным инженером треста «Средаздорстрой». В 1969-1972 годах – главный специалист, руководитель группы советских специалистов по строительству автодороги Пули-Хумри – Мазари-Шериф – Шибирган (Афганистан). Накануне революции вернулся в СССР.

В 1972-1977 годах – заместитель, главный инженер треста «Дондорстрой». В 1977-1981 годах – заместитель начальника «Главзапсибдорстроя» Министерства транспортного строительства СССР, курировал строительство транспортных объектов в районах Западной Сибири.

С 1981 года – начальник проектно-промышленно-дорожно-строительного объединения «Запсибдорстрой» Министерства транспортного строительства СССР, которое базировалось в городе Нижневартовск.

С приходом А.И.Каспарова объединение «Запсибдорстрой» сразу же начало наращивать мощности, создавая новые тресты Сургутдор-строй, Стрежевойдорстрой, Уренгойдорстрой, Надымдорстрой, Ноябрьскдорстрой и другие.

Дороги приходилось прокладывать в невероятно сложных природно-климатических и геологических условиях. Почти 40% Тюменской области занимали болота, кроме этого естественным препятствиям для строителей были полмиллиона озер и 25 тысяч рек и речушек, а также вечная мерзлота на Крайнем Севере.

Суровые и продолжительные зимы, отсутствие местных материалов, а также нехватка грунта, пригодного для укладки полотна, дефицит строительных баз и жилья требовали применения нетрадиционных методов дорожного строительства. При строительстве применялись сборные покрытия из железобетонных плит, водопропускные трубы из гофрированного металла, геотекстильные материалы.

Была поставлена цель добыча 1 миллиона тонн тюменской нефти и 1 миллиард кубов газа в сутки. Для осуществления этой цели необходимы были дороги.

Бригады трудились круглосуточно, в три смены, максимально используя землеройную технику и автотранспорт. Руководители не покидали своих постов по 16 часов кряду, включая субботу.

Стройка буквально росла на глазах. В 1988 году в объединении работали 18,5 тысяч человек, более 350 бульдозеров, 300 экскаваторов, 140 автогрейдеров, а также свыше двух тысяч грузовиков, которые перелопачивали за год по 35 миллионов кубов грунта. Притом, что дороги проходили по болотам, которые приходилось начисто выторфовывать и заново отсыпать песком.

Колоссальную нагрузку А.И.Каспаров сочетал с активной общественно-политической работой, будучи членом Нижневартовского горкома КПСС и кандидатом в члены Тюменского обкома партии, депутатом Ханты-Мансийского окружного и Тюменского областного советов.

У казом Президента СССР от 30 апреля 1991 года за выдающиеся производственные достижения и высокое качество работ при сооружении автомобильных дорог и аэродромов в районах Западно-Сибирского нефтегазового комплекса Каспарову Александру Исааковичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

После развала СССР для «Запсибдорстроя» настали тяжелые времена. В связи со структурным преобразованием Тюменской области, территория которой являлась стройплощадкой для объединения, нарушилось хозяйственное управление в регионе. Указания, исходившие из головного офиса в Нижневартовске, игнорировались начальниками подразделений. Ощутимо возросли непредвиденные расходы по производству строительных материалов на северных заводах: их стоимость на треть превышала цену аналогичной продукции с «большой земли». Сокращалось и финансирование. Объединение, которое совсем недавно прокладывало по тысячи километров автодорог за год, в 1993 году проложило всего 174 километра. Братские республики, ставшие суверенными государствами, постепенно отзывали своих посланцев. Все тресты «Запсибдорстроя» в рамках общегосударственной программы приватизации получили статус акционерных обществ. От мощного объединения остались обособившиеся и едва державшиеся на плаву тресты, большая часть которых, не справившись с разбушевавшейся стихией рынка, один за другим шли ко дну.

А.И.Каспаров руководил «Запсибдорстроем» до ноября 1999 года.

Под его руководством построено более 10.000 километров автомобильных дорог к нефтяным и газовым месторождениям, половина из которых – в районе вечной мерзлоты, 14 взлетно-посадочных полос (аэропорты в городах Ростов-на-Дону, Таганрог, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Уренгой, Стрежевой, Радужный, Когалым, Ноябрьск).

В настоящее время является первым заместителем генерального директора, исполнительным директором ОАО «Дорожно-строительная компания «Автобан» (Москва).

Живет в Москве.

Награжден советскими двумя орденами Ленина (1985, 30.04.1991), орденом Трудового Красного Знамени (1963), российским орденом Почёта (2007), медалями, в том числе медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», двумя серебряными медалями ВДНХ СССР, иностранной наградой – «Золотая Звезда» 1-й степени (1965, Афганистан).

Заслуженный строитель РСФСР (1990), почетный транспортный строитель Российской Федерации (1991), почетный дорожник России (1999), почетный работник газовой промышленности (1996), доктор технических наук (1996), академик Академии транспорта Российской Федерации (1996). Почетный гражданин Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (1998).

Портреты А.И.Каспарова размещены на доске Почёта «Герои Соцтруда-нижневартовцы» в городе Нижневартовск, на аллее почётных граждан Югры у дома Правительства округа в городе Ханты-Мансийск.

Во время учёбы был задействован в репертуарных спектаклях Саратовского театра драмы им. И.А. Слонова: "Мечтатели", "Любовь и танец", "Долгая счастливая жизнь", "Женитьба Фигаро", "Господин де Мопассан", "Волшебные желания", "Орех Кракатук", "Завтрак у предводителя". С 2001 года в составе курса выезжал на стажировку во Францию, результатом чего стал один из дипломных спектаклей «Пентесилея» Г. Клейста, сыгранный во Франции.
Работы в дипломных спектаклях:
  • Сказочник (Е. Шварц "Снежная королева" )
  • Победов, дьякон (А. Чехов "Дуэль" )
  • Отец Ромео (А. Зыков "Сонеты" )
  • Грищук, Мугинштейн (BABEL)
  • (А. Пушкин, А. Блок "Любви безумное волненье")
  • Антилох (Г. фон Клейст "Пентесилея")

В 2006 году снялся в эпизодической роли французского фильма "Звезда солдата" (" L"étoile du soldat ", реж. Christophe de Ponfilly).

По окончании учёбы был приглашён в Саратовский академический театр драмы им. И.А. Слонова. Среди сыгранных ролей:

  • Синьор Горошек, адвокат (С. Прокофьева, И. Токмакова "Чиполлино и его друзья", реж. В. Горбунов, премьера - 2005)
  • Тони Ламкин (О. Голдсмит "Ночь ошибок" , реж. Р. Белякова , премьера - 2006)
  • Гармонист (А. Толстой "Кукушкины слёзы", реж. А. Плетнёв, премьера - 2006)
  • Мистер Шеннон (Т. Уильямс "Трамвай Желание" , реж. М. Глуховская, премьера - 2006)
  • Калека (М. Мак-Донах "Сиротливый Запад", реж. А. Коваленко, премьера - 2007)
  • Андрей Семёнович Лебезятников (Ф. Достоевский "Преступление и наказание" , реж. - М. Глуховская, премьера - 2007)
  • Дадли (У. Сароян "Лучшие дни нашей жизни" , реж. А. Плетнёв, премьера - 2008 )
  • Ярабачек (М. Береговая "Гонза и волшебные яблоки" , по мотивам "Озорных сказок" Й. Лады, реж. А. Халилуллин, премьера - 2008)
  • Гамлет (У. Шекспир "Гамлет" , реж. - М. Глуховская, премьера - 2008)
  • Игорь, сосед Игнатова по даче (К. Степанычева "Частная жизнь", реж. Д. Безносов, премьера - 2009)
  • Иван, младший сын (В. Руснак "Иван-Богатырь и Свет-Луна" , по мотивам русских народных сказок, реж. Д. Безносов, премьера - 2009)
  • Макс (М. Мюллюахо "Паника. Мужчины на грани нервного срыва", реж. Ю. Алесин, премьера - 2010)
  • Ангел, Железнодорожник (И. Игнатов "Город ангелов", реж. Д. Безносов, премьера - 2010)
  • Ряженый (Н. Гоголь "Же нитьба", реж. А. Коваленко, премьера - 2010)
  • Дроссельмейер, крёсный детей Штальбаум / Волшебник в сказочном королевстве (Э.Т.А. Гофман "Сказка про Щелкунчика и Мышиного Короля", реж. А. Коваленко, премьера - 2010)
  • Николай (С. Медведев "Парикмахерша", реж. К. Солдатов, премьера - 2011)
  • Пристав (М. Метерлинк "Чудо Святого Антония" , реж. А. Халилуллин, премьера - 2011)
  • Александр (Алик) Финкельштейн (Л. Чуковская "Софья Петровна" , реж. М. Глуховская, премьера - 2011)
  • Царь ("В некотором царстве..." , инсценировка Ю. Кудинова по мотивам русских народных сказок, премьера - 2011)
  • Егор Дмитрич Глумов (А. Островский "Бешенные деньги", реж. А. Кузин, премьера - 2012)
  • Ловейко, сосед Земцовых (А. Арбузов "Жестокие игры", реж. Е. Марчелли, премьера - 2012)
  • Тонкий разбойник (В. Лесовой "Чудеса в зимнем лесу", реж. О. Харитонова , премьера - 2014)
  • Люблюкошек (К. Степанычева "Тайна пропавшего снега", реж. И. Баголей , премьера - 2014)
  • Марат (А. Арбузов "Мой бедный Марат", реж. В. Берзин, премьера - 2015)
  • Людовик Великий, король Франции (М. Булгаков, Ж.-Б. Мольер "Кабала святош", реж. М. Глуховская, премьера - 2015)