Оружие и военное снаряжение Средневековой Европы. Необычные виды средневекового оружия (17 фото)

В Средние века вооружение и экипировка рыцарей и воинов без устали усовершенствовались. В V веке, когда мир перешагнул порог нового образа жизни, холодное оружие и доспехи остались на уровне развития античной эпохи. Лишь к началу IX века не осталось ни признаков примитивного ведения военных действий.

Процесс развития средневекового оружия

Эволюция вооружения в Средневековье зависела прямым образом от географического положения государства. Державы, которые находились недалеко друг от друга, похожим образом развивались, и это отображалось на технологии изготовления оружия. Историки объединяют их в целые группы.

Например, страны на территории современной Европы следовали примеру западно-азиатского вооружения, а сам процесс развития основывался на наследии Римской Империи. История Византии большей частью повлияла на эволюцию оружия и доспехов в Западной Азии.

Историки разделяют холодное средневековое оружие на несколько типов:

  • Ударной силы – дубина, булава, шест, палица, и конечно, кистень;
  • Колющее оружие с рукояткой и лезвием(кинжалы, шпаги, клинки, рапиры) и древковое оружие (копья с наконечниками, рогатины, пики, протазаны, копья с зубцами);
  • Рубящее клинковое оружие – разновидности топора для ближнего боя, меч(одноручный и двуручный), коса, анелас;
  • Колюще-рубящее с рукояткой(сабля, шашка, ятаган) и древковое(алебарда, полэкс, совня);
  • Колюще-режущее оружие в основном представлено разными ножами.

Особенности производства оружия в Средние века

Осваивая новые технологии обработки металла, мастера оружейного дела вносили нововведения в производство оружия. Часто оружейники работали по индивидуальному заказу. Этим объясняется большое разнообразие холодного оружия ближнего боя, его свойства и внешний вид. Переход на конвейерное производство стало возможным с развитием мануфактурных предприятий. Внешнему виду оружия уделялось все меньше внимания, основной целью было достичь эффективных боевых качеств. Полностью вытеснить отдельные мастерские по изготовлению холодного оружия большим организациям все же не удалось. Всегда существовали мастерские по изготовлению уникальных видов вооружения для обороны или наступления. Конкретного мастера можно было распознать по типичному клейму или маркировке. Вне зависимости от внешнего вида, оружие одного вида выполняло одни и те же функции.

В эпоху Средневековья человек почти всю жизнь была связана с оружием. Свободу и честь, дом и богатство не просто было защитить юридическими параграфами, судьбы людей решали поединки, битвы, восстания, мятежи, заговоры, родовые и личные распри. Все это способствовало интенсивному развитию оружейного дела.

Самой распространенной наступательным оружием были копье и длинный меч. При необходимости привлекали большой лук со стрелами, пики и арбалеты. В VII в. появилась сабля. Одним из важных нововведений в раннем Средневековье стало стремя. Без него конный воин не мог крепко держаться в седле, а кавалерия основном состояла из отрядов конных лучников, которые не дрались с врагом на мечах или копьях. Применение стремена повлияло на развитие тяжелой кавалерии - будущего рыцарства. При рукопашного боя использовали также ножи, топоры или булавы. Всадника взимали с коня с помощью алебарды - нового оружия, образованной от сочетания длинного копья с топором.

В VIII в. в бой или на поединок воин отправлялся в панцире. У бедных людей панцире были преимущественно деревянными, а в богатых - кожаные, с нашитыми на них металлическими пластинами. Позже использовали также кольчугу - защитное военное снаряжение сзади делали ее удобной при езде. Кольчуга свисала до колен. Впоследствии входят в употребление кольчужные чулки и перчатки, и все тело, кроме лица, было закрытым. С XIV в. доспехи стали сплошными. их основу составляла не кольчуга, а латы из металлических чешуек или пластинок. Это было обусловлено, с одной стороны, совершенствованием оружейного ремесла, а с другой - распространением арбалетов, против которых кольчуга надежно не защищали.

ПИКА - разновидность длинного облегченного копья с острым металлическим наконечником.

Воина закрывал капюшон, подбитый мягкой тканью. Сверху одевался шлем с защитными пластинами, прикрывали нос и щеки, или на лицо опускалось унесло со специальными прорезями для глаз. Еще одним надежным прикрытием воина был щит. На броню иногда одевалась вышитая ткань (на сайте) с гербами и другими атрибутами.

Изобретение огнестрельного оружия открыло новый этап в военном ремесле. Известно, что порох в Европу пришел с Востока через посредничество арабов. Предполагают, что активное распространение пыли связано с удачными алхимическими опытами немца Бертольда Шварца с Фрайбурга. Он был монахом-францисканцем, годы его жизни неизвестны. По одним сведениям, Б. Шварц жил в конце XIII в., По другим - во второй половине XIV в., Потому что якобы 1380 учил изготавливать порох венецианцев. В то же время начинают использовать орудия и ружья. Искусство изготовления орудий стало развитым в Западной Европе благодаря одному из самых мирных ремесел - литью колоколов.

Эти бомбарды, которых до сих пор не видели и о которых и речи никогда не было в Италии, удивительным образом изготовлены венецианцами. Верно, бомбарда - это очень мощный железный устройство: спереди у него широкий канал, в который вставляют круглый камень, а сзади - труба, вдвое длиннее, чем упомянутый канал, с которым она связана, однако узкая; со стороны дула в эту трубу закладывают черный порох, изготавливаемый из селитры, серы и древесного угля. И отверстие этого дула заслоняется деревянным затвором...

После того, как с другой стороны вложат круглый камень, к малому (воспалительного) отверстия в трубе преподносят огонь; порох воспламеняется и извержения камня происходит с огромной силой.

Средневековые люди - рыцари, купцы, ремесленники, монахи, паломники - находились в постоянном движении. Однако передвигались они довольно медленно, так как тогдашние транспортные средства не имели большой скорости. Было три вида транспорта: сухопутный, речной и морской.

Так, развитие сухопутного транспорта был тесно связан с состоянием дорог. Еще древние римляне проложили хорошо вымощенную сеть путей, которая создавалась прежде всего в военных интересах. Однако в раннем Средневековье камней и глыбы из построенных римлянами дорог иногда бездумно использовались как строительный материал. Большинство тогдашних дорог была узкой, иногда настолько, что две повозки не могли на них разъехаться. Образцовой считалась такая дорога, на которой строкой беспрепятственно могло проехать три лошади. В лучшем состоянии находились дороги Франции, благодаря внедрению королевской властью и монастырями специальных повинностей по их строительству и содержанию. Интересно, что часть из них была вымощена уже в конце XI в.

За XII-XIV вв. в связи с развитием торговли появляется множество новых путей. Происходит своеобразная «дорожная революция». Однако эти новые дороги, протоптанные полями, лугами или лесами, были преимущественно грунтовыми часто мало чем отличались от обычных троп. Передвигаться ними можно было только в хорошую погоду. Зимой и во время дождей они становились непроходимыми.

Основным способом транспортировки груза оставался вьючный. Он предусматривал доправляння упакованных груза на спинах животных, как правило, ослов или мулов. Пользовались также и телегами, запряженными сначала волами, а со временем - и лошадьми. Решающую роль в использовании лошадей в качестве тягловой силы сыграли появление хомута, железной подковы и дышла. Виз стал легче, потому что изобрели колесо со спицами и железным ободом. Параллельно с совершенствованием транспортных средств улучшались и пути сообщения. Все это вместе позволило перевозить тяжелые грузы.

Поскольку римские мосты были практически разрушены, а новых появилось не так много, потоки и реки порой приходилось переходить вброд. Более мостов начали строить в середине XII в. Так, в течение 1135-1146 pp. вблизи Регенсбурга построили каменный мост через Дунай. Чаще всего возводили мосты через небольшие реки. Преимущественно они были деревянными и порой настолько слабыми, что виз не мог ими проехать. Иногда у моста строили часовню и пожертвования верующих использовали также для ремонтных работ. Кроме того, с проезжих почти всегда собиралось мостовое пошлина. Бывало, местные феодалы умышленно портили дороги и мосты в своих владениях, чтобы с расшатанных телег падал груз. По тогдашним обычаям такой груз переходил в их собственность. Этот принцип отражен в народной поговорке: что с воза упало - то пропало. А иногда феодалы сами прибегали к разбойным нападениям.

ИЗУЧАЕМ ИСТОЧНИКИ

X в. Монах Ришер (Рихер) о состоянии средневековых мостов

В сумерках я едва разглядел городов, подъехал к нему, внимательно осмотрел и был подавлен новой неприятностью в пути. В мосту оказалось столько дыр, что в то время даже горожане вряд ли получили бы его, если бы имели насущные потребности. Мой неутомимый попутчик с Шартра, человек бывалый, опытный путешественник, поискав вокруг лодка и не найдя ни одного, вернулся к опасному мосту и, слава небу, все-таки провел по нему лошадей невредимыми. Подкладывая под ноги лошадям в местах пробелов то щит, то найденную где доску, то сгибаясь, то прямо, то медленно, а то бегом, он в конце концов успешно переправил меня с лошадьми.

Преграды на дорогах и медлительность сухопутного транспортировки делали особенно важным водный транспорт. В эпоху Средневековья такие реки, как Дунай и Рейн, составляли первостепенную линию связи и давали возможность перевозить товары и информацию гораздо быстрее, дешевле и надежнее, чем сухопутные средства. С XI в. начали прокладывать каналы, которые позволяли беспрепятственно передвигаться от одной реки к другой. Например, 1257 в Милане начал работу 50-километровый канал, строительство которого продолжалось более 80 лет. Реками, их притоками и искусственными каналами на плоскодонных барках и больших баржах перевозили объемные грузы. Баржи ходили под парусами, имели систему гребли, а при необходимости их тащили волоком. Для мелких речных переправ применяли и обычные лодки. Во время передвижения по рекам также приходилось платить пошлину.

Морской транспорт отличался от речного прежде всего своими масштабами. Морские суда двигались вдоль побережья, длительное плавание зимой считалось рискованным. В IX в. наиболее выносливыми были скандинавские суда с высокими бортами, приспособленные для дальних морских переходов. На их борту могло разместиться от 200 до 300 человек. Такие суда византийцы называли «карабия». Очевидно, отсюда и произошло слово «корабль».

За XIII-XV вв. происходят ощутимые сдвиги в судостроении. Первенство в этом деле вели немецкие и средиземноморские мастера корабельного дела. Они строили галеры, которые передвигались на веслах, иногда с помощью парусов, а также одно-, двух- и даже трехмачтовые корабли: галиота, коки, Карак. Такие суда имели емкость 500-600 тонн, на их борту могли разместиться более 1000 человек. Кроме того, появляются и совершенствуются приборы и приспособления, облегчающие мореплавание: руль, компас, морские карты. Возводятся также новые маяки. Отменяется так называемое береговое и вводится морское право, которое предполагает широкие возможности для мореплавателей. В частности, накладывается запрет на присвоение феодалами грузов с судов, разбившихся в их владениях.

Регулярного почтовой связи в период средневековья не было - письма и новости приносили послы, гонцы вообще случайные люди. Иногда важная информация приходила с большим опозданием. Например, известие о смерти немецкого императора Фридриха I Барбароссы поступила к его сыну Генриха через четыре или пять месяцев. В XIII в. из Византии в Европу было завезено специально подготовленных почтовых голубей. Препятствием для развития почтовой связи был и низкий уровень образованности общества того времени.

Люди раннего Средневековья имели диве однообразное наряд. В одежде знатного человека и крестьяне на не было больших различий. Почти не отличался мужская и женская одежда. Основу одежды составляли короткие штаны и нижнее льняная рубашка, которая достигала колен и перепоясувалася. Поверх нее надевали еще одну верхнюю рубашку, изготовленную из плотной ткани; она достигала чуть ниже пояса. У мужчин рукава верхней рубашки были длиннее и шире, чем у женщин. Все это наряд одевалось через голову, потому что пуговиц тогда еще не было. Состоятельные люди носили как верхнюю одежду еще и плащ простого покроя. Мужчины перебрасывали его через плечо, а женщины покрывали им плечи полностью. В конце раннего Средневековья начали одевать плащ с капюшоном. На ногах как у мужчин, так и у женщин были одинаковые остроносые ботинки, причем без различия на левый и правый.

Пулен - мужская обувь с длинными загнутыми вверх носками, которые иногда украшали фигурками зверей, колокольчиками и даже маленькими зеркальцами.

Важным элементом одежды в эпоху раннего Средневековья был пояс, который, помимо прямого назначения, еще и заменял кармане. Дело в том, что в то время карманов как таковых не существовало. Все необходимое человек носил в мешочках и кошельках, привязанных к поясу. При необходимости в пояс зашивали монеты или письма.

В XII в. наблюдаются изменения в манере одеваться. Именно с этого времени появляются первые признаки моды, происходят относительно незначительные изменения в воображении человека о том, что стоит носить. В это время женщины начали носить юбки, а мужчины - длинные чулки, которые прикреплялись к поясу коротких штанов. К тому же фасоны одежды изменились благодаря появлению пуговиц.

Наблюдаются также различия между одеждой знати, горожан и крестьян, которые были связаны прежде всего с цветом.

Простонародье должен был носить черное, серое и коричневое платье, в то время как знать - красный, зеленый, синий. Одежда знати и горожан украшали орнаментальной вышивкой, кружевом и даже драгоценными камнями. Наряд стали изготавливать из хлопковых и шелковых тканей профессиональные ремесленники. Домотканые одежды остался только у крестьян.

В XIII в. вместо верхних рубашек стали носить приталенный шерстяную одежду, удачно подчеркивал фигуру, особенно у женщин. Другим новым элементом, в частности в богатых женщин, была безрукавка с пуговицами, украшенная вышивкой и окаймленная мехом. Самостоятельной деталью одежды становится капюшон отделился от плаща. Так появились первые головные уборы - шапки, колпаки, шляпы. Среди горожан особой популярностью береты. Состоятельные люди носили береты из дорогих тканей, украшенные мехом и драгоценными камнями.

Позднее Средневековье можно назвать карнавалом моды, ведь никогда раньше народы Западной Европы не одевались крюк прихотливо и ярко. Среди знати прослеживается стремление сделать талию как можно тоньше и у женщин, и у мужчин. Женщины пытались достичь своего идеала с помощью платья особого покроя и шнуровки. Женами не отставали и мужчины. В XIV в. мужские чулки трансформировались в штаны современного типа. Кроме того, почти каждый знатный человек начинает носить узкий короткий камзол, застегнутый на все пуговицы. Этаж камзолу и длинных за- вужених штанов одевалось еще наряд произвольного кроя с широкими рукавами или прорезями вместо них. Такой верхнюю одежду шили, как правило, из бархата.

Крестьяне носили преимущественно деревянную обувь. Грязными городскими улицами часто передвигались в патина - деревянных колодках с высокими каблуками. Другое обувь была преимущественно кожаная, без каблуков. С XII в. начали шить ботинки с вытянутыми носками. В XIV в. в Бургундии появляется особый вид обуви знатных мужчин - пулены. Моду на пулены ввели рыцари, чтобы подчеркнуть свою непричастность к физическому труду. Затем обувь стали удлинять и богатые бюргеры.

Членам королевской семьи разрешалось носить пулены длиной до 70 см, родовитым дворянам - до 60 см, простым рыцарям - до 45 см, горожанам - до 30 см, а простолюдинам - до 15 см. Длинные носки таких ботинок подвязывали к кругу или даже до пояса.

Знала эпоха Средневековья и рукавицы. их возникновения обусловили необходимость крестьянского быта. Но постепенно перчатки стали элементом роскоши и приобрели символическое значение: войти в рукавицах в церковь считалось непристойностью, пожать руку приятелю, не снимая перчатки, воспринималось как оскорбление. Вручении рукавицы означало признание вассальной зависимости. Бросить ее первым кому-либо было способом выявления презрения и вызова соперника на поединок. Перчатки были неотъемлемым атрибутом соколиной охоты, когда птицы держали на руке Изготавливали рукавицы из оленьей, телячьей и овечьей кожи.

Не только женщины, но и мужчины носили разнообразные украшения: перстни, браслеты, бусы, цепочки, броши, расшитые шелком кошельки, золотистые и серебристые пуговицы и тому подобное. Представители знати много внимания уделяли своему телу. За бешеные деньги они покупали у торговцев с Востока косметику, бальзамы, ароматические масла, духи.

Тёмные века общение с автором проекта по вопросам рекламы, развития и поддержки проекта, обмена информацией, авторских прав - в .. Статья 29.4 Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

В данной статье в самых общих чертах рассматривается процесс развития доспехов в Западной Европе в средневековье (VII - конец XV вв.) и в самом начале раннего Нового времени (начало XVI в.). Материал снабжен большим количеством иллюстраций для лучшего понимания темы. Большая часть текста переведена с английского.



Середина VII - IX вв. Викинг в вендельском шлеме. Использовались в основном в Северной Европе норманнами, германцами и др., хотя нередко встречались и в других частях Европы. Очень часто имеет полумаску, закрывающую верхнюю часть лица. Позднее эволюционировал в норманнский шлем. Доспех: короткая кольчуга без кольчужного капюшона, надетая поверх рубахи. Щит круглый, плоский, средних размеров, с большим умбоном - металлической выпуклой накладкой-полусферой в центре, типичный для Северной Европы этого периода. На щитах используется гьюж - ремень для ношения щита во время похода на шее или на плече. Естественно, рогатых шлемов в то время не существовало.


X - начало XIII вв. Рыцарь в норманнском шлеме с рондашем. Открытый норманнский шлем конической или яйцевидной формы. Как правило,
спереди крепится наносник - металлическая назальная пластина. Был широко распространен по всей Европе, как в западной, так и в восточной части. Доспехи: длинная кольчуга до колен, с рукавами полной или неполной (до локтей) длины, с койфом - кольчужным капюшоном, отдельным или представляющим единое целое с кольчугой. В последнем случае кольчуга называлась «хоуберк». Спереди и сзади у кольчуги разрезы на подоле для более удобного передвижения (да и сидеть в седле удобнее). С конца IX - начала X вв. под кольчугой рыцари начинают носить гамбезон - длинную поддоспешную одежду, набитую шерстью или паклей до такого состояния, чтобы амортизировать удары по кольчуге. К тому же в гамбезонах отлично застревали стрелы. Часто использовался и как отдельный доспех более бедными по сравнению с рыцарями пехотинцами, особенно лучниками.


Гобелен из Байё. Создан в 1070-е гг. Хорошо видно, что лучники у нормандцев (слева) вообще не имеют доспехов

Часто для защиты ног надевали шоссы - кольчужные чулки. С X в. появляется рондаш - большой западноевропейский щит рыцарей раннего Средневековья, а нередко и пехотинцев - например, англосаксонских хускерлов. Мог иметь разную форму, чаще круглую или овальную, выгнутую и с умбоном. У рыцарей рондаш почти всегда имеет заостренную форму нижней части - ею рыцари прикрывали левую ногу. Производился в различных вариантах в Европе в X-XIII вв.


Атака рыцарей в норманнских шлемах. Именно так выглядели крестоносцы, захватившие в 1099 г. Иерусалим


XII - начало XIII вв. Рыцарь в цельнокованом норманнском шлеме в сюрко. Наносник уже не крепится, а выковывается вместе со шлемом. Поверх кольчуги стали носить сюрко - длинный и просторный плащ-накидку разных фасонов: с рукавами различной длины и без, одноцветный или с узором. Мода пошла с первого Крестового похода, когда рыцари увидели подобные плащи у арабов. Как и кольчуга, имел спереди и сзади разрезы на подоле. Функции плаща: защита от перегрева кольчуги на солнце, предохранение ее от дождя и грязи. Богатые рыцари в целях улучшения защиты могли носить двойную кольчугу, а в дополнение к наноснику приделывать полумаску, закрывавшую верхнюю часть лица.


Лучник с длинным луком. XI-XIV вв.


Конец XII - XIII вв. Рыцарь в закрытом потхелме. Ранние потхелмы были без защиты лица, могли иметь наносник. Постепенно защита усиливалась, пока шлем не стал полностью закрывать лицо. Поздний потхелм - первый в Европе шлем с забралом (визором), полностью закрывающим лицо. К середине XIII в. эволюционировал в топфхелм - горшковый или большой шлем. Доспехи существенно не меняются: все та же длинная кольчуга с капюшоном. Появляются муфферы - кольчужные рукавицы, приплетенные к хоуберку. Но широкого распространения они не получили, у рыцарей были популярны кожаные перчатки. Сюрко несколько увеличивается в объеме, в самом большом варианте становясь гербовой накидкой - одеждой, надевавшейся поверх доспехов, без рукавов, на которой изображался герб владельца.

Король Англии Эдвард I Длинноногий (1239-1307 гг.) в открытом потхелме и гербовой накидке


Первая половина XIII в. Рыцарь в топфхелме с тарже. Топфхелм - рыцарский шлем, появившийся в конце XII - начале XIII в. Использовался исключительно рыцарями. По форме может быть цилиндрическим, бочкообразным или в форме усеченного конуса, полностью защищает голову. Топфхелм надевался поверх кольчужного капюшона, под который, в свою очередь, надевался подшлемник из войлока, для смягчения ударов по голове. Доспехи: длинная кольчуга, иногда двойная, с капюшоном. В XIII в. появляется, как массовое явление, кольчужно-бригантинный доспех, обеспечивающий более сильную защиту, чем просто кольчуга. Бригантина - доспех из металлических пластин, наклёпанных на суконной или стеганной льняной основе. Ранние кольчужно-бригантинные доспехи представляли собой одеваемые поверх кольчуги нагрудники или жилетки. Щиты у рыцарей, в связи с улучшением к середине XIII в. защитных качеств доспехов и появлением полностью закрытых шлемов, существенно уменьшаются в размерах, превращаясь в тарже. Тарже - разновидность щита в форме клина, без умбона, фактически обрезанная сверху версия каплевидного рондаша. Теперь рыцари больше не прячут лица за щитами.


Бригантина


Вторая половина XIII - начало XIV вв. Рыцарь в топфхелме в сюрко с айлеттами. Специфической особенностью топфхелмов является очень плохой обзор, поэтому использовались они, как правило, только в копейной сшибке. Для рукопашной схватки топфхелм подходит плохо из-за отвратительной обзорности. Поэтому рыцари, если дело доходило до рукопашной, сбрасывали его. А чтобы дорогой шлем не потерялся во время боя, его сзади крепили к шее специальной цепочкой или ремнем. После чего рыцарь оставался в кольчужном капюшоне с войлочным подшлемником под ним, что было слабой защитой против мощных ударов тяжелого средневекового меча. Поэтому очень скоро рыцари стали носить под топфхелмом сферический шлем - цервельер или хирнхаубе, представляющий собой небольшой полусферический шлем, плотно облегающий голову, похожий на каску. Цервельер никаких элементов защиты лица не имеет, лишь очень редкие цервельеры имеют наносники. В этом случае, чтобы топфхелм плотнее сидел на голове и не смещался в стороны, под него поверх цервельера надевался войлочный валик.


Цервельер. XIV в.


Больше топфхелм к голове ничем не крепился и опирался на плечи. Естественно, бедные рыцари обходились без цервельера. Айлетты - наплечные прямоугольные щитки, похожие на погоны, покрытые геральдическими символами. Использовались в Западной Европе в XIII - начале XIV вв. в качестве примитивных наплечников. Есть гипотеза, что от айлеттов произошли погоны.


С конца XIII - начала XIV вв. большое распространение получили турнирные нашлемные украшения - различные геральдические фигуры (клейноды), которые делались из кожи или дерева и крепились к шлему. У германцев большое распространение получили различного вида рога. В конечном итоге топфхелмы полностью вышли из употребления на войне, оставшись чисто турнирными шлемами для копейной сшибки.



Первая половина XIV - начало XV вв. Рыцарь в бацинете с авентайлом. В первой половине XIV в. на смену топфхелму приходит бацинет - сфероконический шлем с заострённым верхом, к которому приплетается авентайл - кольчужная накидка, обрамляющая шлем по нижнему краю и закрывающая шею, плечи, затылок и боковые стороны головы. Бацинет носили не только рыцари, но и пехотинцы. Существует огромное количество разновидностей бацинетов, как по форме шлема, так и по типу крепления забрала самых различных видов, с наносником и без. Самыми простыми, а значит, и распространенными забралами для бацинетов, были относительно плоские клапвизоры - фактически маска для лица. В это же время появляется разновидность бацинетов с забралом хундсгугель - самый уродливый шлем в европейской , тем не менее весьма распространенный. Очевидно, защищенность в то время была важнее внешнего вида.


Бацинет с забралом хундсгугель. Конец XIV в.


Позднее, с начала XV в., бацинеты стали снабжаться латной защитой шеи вместо кольчужного авентайла. Доспехи в это время также развиваются по пути усиления защиты: по-прежнему используются кольчуги с бригантинным усилением, но уже с более крупными пластинами, лучше держащими удар. Стали появляться отдельные элементы латных доспехов: сначала пластроны или плакарты, прикрывавшие живот, и нагрудники, а затем и латные кирасы. Хотя из-за своей дороговизны латные кирасы в начале XV в. были доступны немногим рыцарям. Также в массовом количестве появляются: наручи - часть доспехов, защищающих руки от локтя до кисти, а также развитые налокотники, наголенники и наколенники. Во второй половине XIV в. на смену гамбезону приходит акетон - стеганая поддоспешная куртка с рукавами, похожая на гамбезон, только не такая толстая и длинная. Изготовлялась из нескольких слоёв ткани, простёгивалась вертикальными или ромбическими швами. Дополнительно уже ничем не набивалась. Рукава изготовлялись отдельно и пришнуровывались к плечам акетона. С развитием пластинчатых доспехов, не требовавших столь толстых поддоспешников, как кольчуга, в первой половине XV в. акетон постепенно вытеснил у рыцарей гамбезон, хотя среди пехоты он оставался популярным вплоть до конца XV в., в первую очередь из-за своей дешевизны. Кроме этого, рыцари побогаче могли использовать дублет или пурпуэн - по сути тот же акетон, но с усиленной защитой из кольчужных вставок.

Этот период, конец XIV - начало XV вв., характеризуется огромным разнообразием комбинаций доспехов: кольчужные, кольчужно-бригантинные, составные из кольчужной или бригантинной основы с латными нагрудниками, наспинниками или кирасами, и даже шинно-бригантинные доспехи, не говоря уже о всевозможных наручах, налокотниках, наколенниках и наголенниках, а также закрытых и открытых шлемах с самыми разнообразными забралами. Щиты небольших размеров (тарже) рыцарями еще используются.


Разграбление города. Франция. Миниатюра начала XV в.


К середине XIV в., следуя за распространившейся по всей Западной Европе новой моде к укорачиванию верхней одежды, сюрко тоже сильно укорачивается и превращается в жупон или табар, выполнявший ту же функцию. Бацинет постепенно развился в гранд-бацинет - закрытый шлем, округлый, с защитой шеи и забралом полусферической формы с многочисленными отверстиями. Вышел из употребления в конце XV в.


Первая половина и конец XV в. Рыцарь в саладе. Все дальнейшее развитие доспехов идет по пути усиления защиты. Именно XV в. можно назвать веком латных доспехов, когда они становятся несколько доступнее и, как следствие, в массовом порядке появляются у рыцарей и в меньшей степени у пехоты.


Арбалетчик с павезой. Середина-вторая половина XV в.


По мере развития кузнечного дела конструкция латных доспехов всё более совершенствовалась, и сами латы изменялись согласно доспешной моде, но латные западноевропейские доспехи всегда обладали наилучшими защитными качествами. К середине XV в. руки и ноги большинства рыцарей уже полностью защищались латными доспехами, туловище - кирасой с латной юбкой, крепящейся к нижней кромке кирасы. Также в массовом порядке взамен кожаных появляются латные перчатки. На смену авентайлу приходит горже - латная защита шеи и верха груди. Могла комбинироваться как со шлемом, так и с кирасой.

Во второй половине XV в. появляется арме - новый тип рыцарского шлема XV-XVI вв., с двойным забралом и защитой для шеи. В конструкции шлема сферический купол имеет жёсткую заднюю часть и подвижную защиту лица и шеи спереди и с боков, поверх которой опускается закреплённое на куполе забрало. Благодаря такой конструкции арме дает отличную защиту как в копейной сшибке, так и в рукопашном бою. Арме - высшая ступень эволюции шлемов в Европе.


Армэ. Середина XVI в.


Но был он весьма дорог и поэтому доступен только богатым рыцарям. Большинство же рыцарей со второй половины XV в. носило всевозможные салады - тип шлема, вытянутый и закрывающий шею сзади. Широко использовались салады, наряду с шапелями - самыми простыми шлемами, и в пехоте.


Пехотинец в шапели и кирасе. Первая половина XV в.


Для рыцарей специально ковались глубокие салады с полной защитой лица (поля спереди и с боков ковались вертикальными и стали фактически частью купола) и шеи, для чего шлем дополнялся бувигером - защитой для ключиц, шеи и нижней части лица.


Рыцарь в шапели и бувигере. Середина - вторая половина XV в.

В XV в. происходит постепенный отказ от щитов как таковых (из-за массового появления латных доспехов). Щиты в XV в. превратились в баклеры - маленькие круглые кулачные щиты, обязательно стальные и с умбоном. Появились как замена рыцарским тарже для пешего боя, где использовались для парирования ударов и нанесения ударов умбоном или кромкой по лицу противника.


Баклер. Диаметр 39,5 см. Начало XVI в.


Конец XV - XVI вв. Рыцарь в полном латном доспехе. XVI в. историки относят уже не к средним векам, а к раннему Новому времени. Поэтому полный латный доспех - явление в большей степени Нового времени, а не средневековья, хотя и появился он еще в первой половине XV в. в Милане, знаменитом в качестве центра производства лучших доспехов в Европе. К тому же полный латный доспех всегда стоил очень дорого, и поэтому был доступен только наиболее обеспеченной части рыцарства. Полный латный доспех, закрывающий всё тело стальными пластинами, а голову закрытым шлемом, - кульминация развития европейских доспехов. Появляются полдроны - латные наплечники, обеспечивающие защиту плеча, верхней части руки, лопатки стальными пластинами за счёт своего довольно большого размера. Также для усиления защиты к латной юбке стали крепить тассеты - набедренные щитки.

В этот же период появляется бард - латные конские доспехи. Состояли из следующих элементов: шанфрьен - защита морды, критнет - защита шеи, пейтраль - защита груди, круппер - защита крупа и фланшард - защита боков.


Полные доспехи для рыцаря и лошади. Нюрнберг. Вес (общий) доспеха всадника - 26,39 кг. Вес (общий) доспеха лошади - 28,47 кг. 1532-1536 гг.

В конце XV - начале XVI вв. происходят два взаимно противоположных процесса: если доспехи кавалерии все более усиливаются, то пехота, наоборот, все больше оголяется. В этот период появляются знаменитые ландскнехты - германские наемники, служившие в период правления Максимилиана I (1486-1519 гг.) и его внука Карла V (1519-1556 гг.), оставившие себе из всей защиты в лучшем случае только кирасу с тассетами.


Ландскнехт. Конец XV - первая половина XVI вв.


Ландскнехты. Гравюра начала XVI в.

Меч – является разновидностью холодного орудия, им наносились колющие, режущие или рубящие ранения. Его базовая конструкция была незамысловатой и представляла собой продолговатый, прямой клинок с эфесом. Отличительной особенностью орудия является установленная минимальная длина клинка составляла около 60 см. Разновидность меча представляла множество вариаций и зависела от времени, региона, социального положения.

Достоверной информации по поводу даты возникновения первого меча нет. Принято считать, что его прообразом послужила заточенная дубина из дерева, а первые мечи изготовлялись из меди. Ввиду своей пластичности, медь в скором времени заменили на бронзовый сплав.

Меч несомненно является одним из самых авторитетных и исторически значимых орудий древности. Принято считать, что он символизирует справедливость, достоинство и мужество. Сотни народных легенд слагались о боевых схватках и рыцарских поединках, а мечи их были неотъемлемой частью. Позднее, писатели, вдохновляясь этими преданиями, в своих романах создавали главных персонажей по образу и подобию легенд. К примеру, история короля Артура издавалась бесконечное количество раз, и всегда неизменным было величие его меча.

Кроме того, мечи нашли свое отражение в религии. Благородство холодного оружия тесно переплеталось с духовным и божественным значением, которое интерпретировалось каждой религией и учением по-своему. Например, в буддистских учениях, меч символизировал мудрость. В христианстве, толкование «обоюдоострого меча» напрямую связано со смертью Иисуса Христа, и несет в себе значение божественной правды и мудрости.

Отождествляя меч с божественным символ, жители того времени с трепетом относились к владению таким орудием, так и применением его образов. Средневековые мечи имели крестообразную рукоять по образу христианского креста. Таким мечом проводили обряд посвящения в рыцари. Также, образ этого орудия нашел широкое применение в области геральдики.

Кстати говоря, в исторических документах, сохранившихся до нашего времени имеются сведения о стоимости мечей. Так, цена одного орудия стандартной комплектации равнялась стоимости 4 голов крупного скота (коров), а если работу выполнял знаменитый кузнец, сумма конечно была гораздо выше. Житель среднего класса, мог с трудом себе позволить затраты такого уровня. Высокая цена обусловлена дороговизной и редкостью используемых металлов, кроме того сам процесс изготовления был довольно трудоемким.

Качество изготовленного меча напрямую зависит от мастерства кузнеца. Его искусность заключается в умении правильно сковать клинок из разного сплава металлов, чтобы в результате лезвие получилось ровным, вес легким, а сама поверхность идеально ровной. Сложный состав изделия создавал трудности в массовом выпуске. В Европе стали выпускать хорошие мечи большим потоком только к концу эпохи Средневековья.

Меч можно по праву назвать элитным оружием и связано это не только с перечисленными ранее факторами. Универсальность в применении и легкий вес выгодно отличали меч на фоне своих предшественников (топор, копье).

Стоит также отметить, что владеть клинком дано не каждому. Желающие стать профессиональными бойцами, годами оттачивали свое мастерство в многочисленных тренировках. Именно по этим причинам каждый воин гордился удостоенной чести обладать мечом.

  1. эфес — совокупность компонентов: рукояти, крестовины и навершия. В зависимости от того, открытый был эфес или нет определялась степень защиты пальцев;
  2. клинок — боевая часть ружья с зауженным концом;
  3. навершие — верхушка орудия, выполненная из тяжелого металла. Служила для балансировки веса, иногда украшалась дополнительными элементами;
  4. рукоятка — элемент из дерева или металла для удержания меча. Зачастую, поверхность делали шероховатой, чтобы оружие не выскальзывало из рук;
  5. гарда или крестовина — возникла в период развития фехтовального искусства и позволяла обезопасить руки в бою;
  6. лезвие — режущий край клинка;
  7. острие.

Общее разграничение мечей

Касаясь тематики определения разновидностей данного орудия, нельзя обойти стороной научные труды исследователя из Англии Э. Оукшотта. Именно он ввел классификацию мечей и сгруппировал их по временным периодам. В общем понятии можно выделить две группы видов средневековых и более поздних мечей:

По длине:

  • короткий меч — клинок 60-70 см, бойцы носили его на поясе с левой стороны. Подходил для боя на близкой дистанции;
  • длинный меч — его клин составлял 70-90 см, в боях, как правило, носили в руках. Был универсальным для схваток на земле и верховых;
  • кавалерийский меч. Длина клинка более 90 см.

По весу орудия и типу рукоятки:

  • одноручный меч – самый легкий, около 0,7 – 1,5 кг, что дает возможность управлять одной рукой;
  • полуторный меч или «меч-бастард» — длина рукояти не позволяла поместить обе руки свободно, отсюда и название. Масса около 1,4 кг, размер 90 см;
  • двуручный меч — его вес которого от 3,5 до 6 кг, а длина доходила до 140 см.

Несмотря на общую классификацию видов, меч является скорее индивидуальным оружием и создавался с учетом физиологических особенностей война. В связи с чем, невозможно встретить два идентичных меча.

Орудие всегда хранилось в ножнах и крепилось на седло или ремень.

Становление меча в эпоху античности

В раннюю эпоху античности бронзу стали активно использовалась в создании клинков. Этот сплав, несмотря на пластичность отличается своей прочностью. Мечи этого времени примечательны следующим: бронзовые клинки изготавливали способом литья, что позволяло создавать различные формы. В некоторых случаях, для большей устойчивости, клинкам добавляли ребра жесткости. Кроме того, медь не подается коррозии, поэтому множество археологических находок сохраняют прекрасный внешний вид вплоть до сегодняшнего дня.

К примеру, в Адыгейской Республике, при раскопках одного из курганов был найден меч, который считается одним из самых древнейших и датируется 4 тыс. до нашей эры. Согласно древним обычаям, при захоронении, вместе с усопшим в курган помещали его личные ценные вещи.

Самые известные мечи того времени:

  • меч гоплитов и македонцев «Ксифос» — короткое орудие с листообразным клином;
  • римское орудие «Гладий» – клинок 60 см с массивным навершием, эффективно наносил колюще-рубящие удары;
  • древнегерманская «Спата» – 80-100 см, масса до 2 кг. Однорукий меч имел широкую популярность у германских варваров. В результате переселения народов, стал популярен на территории Галлии и послужил прообразом многих современных мечей.
  • «Акинак» – короткое колюще-режущее оружие, весом около 2 кг. Крестовина исполнена в сердцеобразной форме, навершие в виде полумесяца. Признан элементом скифской культуры.

Расцвет меча в средние века

Великое переселение народов, захват Римских земель готами и вандалами, набеги варваров, неспособность власти управлять огромной территорией, демографический кризис – все это в конечном счете спровоцировало падение Римской империи в конце V века и ознаменовало становление нового этапа во Всемирной истории. Ему впоследствии гуманисты присвоили название «Средние века».

Историки характеризуют данный период как «мрачные времена» для Европы. Упадок торговли, политический кризис, истощение плодородности земель неизменно привели к раздробленности и бесконечном междоусобным распрям. Можно предположить, что именно эти причины способствовали расцвету холодного оружия. Особенно стоит отметить использование мечей. Варвары германского происхождения, будучи в численном преимуществе, привезли с собой мечи «Спата» и способствовали их популяризации. Такие мечи просуществовали вплоть до XVI столетия, уже позднее, им на замену пришли шпаги.

Разнообразие культур и разобщённость переселенцев порядком снизили уровень и качество боевого искусства. Теперь сражения проходили все чаще на открытой местности без применения какой-либо оборонительной тактики.

Если в привычном смысле, боевая экипировка война состояла из снаряжения и оружия, то в раннем Средневековье, обеднение ремесленнического дела повлекло за собой дефицит ресурсов. Мечами и довольно скудным снаряжением (кольчуга или пластинчатые доспехи) владели только элитные войска. Согласно историческим данным, в тот период практически отсутствовали доспехи.

Разновидность меча в эпоху Великих нашествий

Разные языки, культура и религиозные взгляды германских поселенцев и местных римлян неизменно привели к негативным отношениям. Романо-германский конфликт укрепил свои позиции и способствовал новым нашествиям на Римские земли со стороны Франции и Германии. Список желающих завладеть землями Галлии на этом, увы, не заканчивается.

Вторжение гуннов в Европу под предводительством Аттилы имело катастрофически разрушительные масштабы. Именно гунны положили начало «Великому переселению народов», безжалостно сокрушая земли одну за другой, азиатские кочевники дошли до Римских земель. Завоевав на своем пути Германию, Францию, Северную Италию, гунны также прорвали оборону в некоторых частях границы Рима. Римляне, в свою очередь, были вынуждены объединиться с другими народностями для поддержания обороны. К примеру, некоторые земли были отданы варварам мирным путем в обмен на обязательство охранять границы Галлии.

В Истории этот период получил название – «Эпоха Великих нашествий». Каждый новый правитель стремился внести свою лепту в модификации и усовершенствования меча, рассмотрим самые популярные виды:

Королевская династия Меровингов начала свое правление с V века и закончила в VIII, когда свергли с престола последнего представителя этого рода. Именно выходцы из великого рода Меровингов внесли значительный вклад в расширение территории Франции. С середины V века король Франского государства (позднее Франция) – Хлодвиг I вел активную завоевательную политику на территории Галлии. Большое значение уделялось качеству орудий, поэтому и возникли мечи меровингского типа. Орудие эволюционировало в несколько этапов, 1-ая версия подобно древнегерманской спате не имела острия, окончание клинка было негранёным или округлым. Зачастую такие мечи щедро украшались и были доступны только верхним сословиям общества.

Основные характеристики меровингского орудия:

  • длина клинка -75 см, вес около 2 кг;
  • меч ковался из разных сортов стали;
  • широкий дол небольшой глубины проходил с обеих сторон меча и заканчивался в 3 см от острия. Появление дола в мече значительно облегчило его вес;
  • рукоятка меча короткая и с тяжелым навершием;
  • ширина клинка почти не сужалась, что позволяло наносить режущие и рубящие удары.

Всем известный король Артур существовал именно в эту эпоху, а его меч, обладающий немыслимой мощью, был меровингским.

Викинги знатного рода Каролинги пришли к власти в VIII веке, свергнув с престола последних потомков Меровингской династии, тем самым положив начало «эпохе викингов», по-другому именуемая «Эра правления Каролингов» во Франции. Множество легенд слагались о правителях из Каролингской династии в то время, а некоторые из них известны нам и по сей день (к примеру, Пипин, Карл Великий, Людовик I). В народных преданиях чаще всего упоминаются и мечи королей. Хочется рассказать одну из истории, которая посвящена становлению первого короля Пипина Короткого из Каролингов:

Будучи невысоким, Пипин получил название «Короткий». Он прославился храбрым солдатом, но люди считали его недостойным занимать место короля из-за своего роста. Как-то раз, Пипин велел привести голодного льва и громадного быка. Само с собой, хищник вцепился в шею быка. Будущий король предложил своим насмешникам убить льва и освободить быка. Люди не осмелились приблизиться к свирепому животному. Тогда Пипин вынул свой меч и одним махом срубил головы обоих животных. Тем самым доказав свое право на престол и завоевав уважение жителей Франции. Так Пипин был провозглашен королем, свергнув с престола последнего меровинга.

Последователем Пипина стал Карл великий, при котором Франское государство получило статус Империи.

Мудрые политики знаменитого рода продолжили укреплять позиции Франции, что естественным образом сказалось на оружии. «Меч-каролинг», по-другому известный как «меч викингов» славился следующим:

  • длина клинка 63-91 см;
  • одноручный меч весом не более 1,5 кг;
  • дольчатое или треугольное навершие;
  • острое лезвие и заточенное острие для нанесения рубящих ударов;
  • глубокий двусторонний дол;
  • короткая рукоять с небольшой гардией.

Каролинг, в основном использовали в пеших схватках. Обладая изяществом и легким весом, он был оружием для знатных представителей викингов (жрецов или вожаков племен). Простые викинги чаще пользовались копьями и топорами.

Также, Каролингская Империя импортировала свои мечи в Киевскую Русь и способствовали значительному расширению оружейного арсенала.

Совершенствование меча на каждом историческом этапе, сыграло значимую роль в становление рыцарского орудия.

3. Романовский (рыцарский) меч

Гуго Капет (он же Карл Мартелл) – аббат, первый король, избранный вследствие кончины последнего потомка Каролгинов в VIII веке. Именно он был прародителем крупной династии королей во Франкской Империи – Капетинги. Данный период ознаменован множеством реформ, к примеру формирование феодальных отношений, появилась четкая иерархия в структуре в правлении. Новые изменения породили и конфликты. В это время происходили самые масштабные религиозные войны, которые взяли свое начало с Первого крестового похода.

Во времена правления Капетингской династии (примерно начало – середина VI века) берет свое начало становление рыцарского меча, также известного под названиями «меч для вооружения» или «романский». Такой меч являлся модифицированной версией каролинга, и отвечал следующим характеристикам:

  • длина клинка составляла 90-95 см;
  • значительное сужение кромок, которое позволяло наносить более точные удары;
  • уменьшенное монолитное навершие с закруглённым краем;
  • изогнутая рукоять размером 9-12 см, такая длина давала возможность рыцарю защитить руку в боевой схватке;

Стоит отметить, что перечисленные изменения компонентов эфеса давали характеризуется возможность вести бой в положении верхом на коне.

Популярные рыцарские мечи:

Постепенно, орудие эволюционировало с одноручных спат до двуручных мечей. Пик популярности владения мечом двумя руками пришелся на эпоху рыцарства. Рассмотрим наиболее известные виды:

« » — волнистый меч с пламеобразным клинком, некий симбиоз меча и сабли. Длина 1,5 метра, вес 3-4 кг. Отличался особой жестокостью, потому как своими изгибами наносил удары глубоко и оставлял рваные ранения надолго. Против фламберга протестовала церковь, но тем не менее он активно использовался германскими наемниками.

Рыцарство как привилегия

Рыцарство возникло в VIII веке и тесно связано с возникновением феодального строя, когда пешие войны переквалифицировались в конные войска. Под религиозным влиянием, рыцарство было титулованным дворянским статусом. Будучи неплохим стратегом, Карл Мартелл, раздавал церковные земли свои соотечественникам, а взамен требовал конской службы или уплаты налога. В целом, система вассалитета была жестко и иерархично структурирована. Кроме того, получение такой земли ограничивало свободу человека. Желающие быть свободными получали статус вассала и вступали в ряды армии. Таким образом собиралась рыцарская конница для Крестового похода.

Чтобы получить желаемый титул, будущий рыцарь начинал тренироваться с малых лет. Примерно к семи годам, его дружинникам для освоения и улучшения техники ведения боев, к двенадцати годам он становился оруженосцем, а к совершеннолетию принималось решение. Мальчика могли оставить в том же ранге либо посвятить в рыцари. В любом случае, служение рыцарскому делу приравнивалось к свободе.

Военное снаряжение рыцаря

Прогрессивное развитие ремесленнических дел способствовало не только модернизации орудий, но и в целом военному снаряжению, теперь появились такие атрибуты, как защитный щит и доспехи.

Простые войны носили для защиты панцири, изготовленные из кожи, а знатные войска пользовались кольчугами или кожаными панцирями с металлическими вставками. По такому же принципу был устроен и шлем.

Щит создавался из прочного дерева толщиной в 2 см, сверху покрывался кожей. Иногда использовали металл для усиления защиты.

Мифы и домыслы о мечах

История существования такого орудия полна загадок, наверно именно поэтому остается интересной и на сегодняшний день. На протяжение множества веков вокруг меча образовалось множество легенд, некоторые мы постараемся опровергнуть:

Миф 1. Древний меч весил 10-15 кг и использовался в бою как дубина, оставляя противников контуженными. Такое утверждение не имеет оснований. Вес составлял примерно от 600 гр до 1,4 кг.

Миф 2. У меча отсутствовала острая заточка, и он подобно зубилу мог проломить защитное снаряжение. Исторические документы содержат сведения о том, что мечи были настолько острозаточенными, что разрубали жертву на две части.

Миф 3. Для европейских мечей использовали сталь плохого качества. Историками установлено, что уже с античных времен, европейцы успешно применяли разные сплавы металлов.

Миф 4. В Европе не было развито фехтование. Разнообразие источников утверждает обратное: на протяжение многих веков, европейцы работали над тактиками боев, кроме того большинство приемов ориентированы на ловкость и скорость фехтовальщика, а не на грубую силу.

Несмотря на различные версии возникновения и развития меча в истории, неизменным остается один факт – его богатое культурное наследие и исторически важное значение.

Испокон веков люди придумывают все более и более изощренные виды оружия и способы убийства друг друга. Давайте посмотрим на необычные виды средневекового оружия, которые были придуманы нашими предками всего несколько веков тому назад. Читаем и смотрим далее.

Сокрушитель мечей. Зубцы по обе стороны предназначались для того, чтобы захватить меч противника и затем сломать одним резким движением кистью руки.

Кинжал с двумя дополнительными лезвиями на пружинах, которые появлялись при нажатии на кнопку на рукоятке.

Утренняя звезда – под этим романтическим названием подразумевались дубины с шипастым ядром на цепи.

Фрондибола – осадное орудие в виде рычага, на одном которого закреплялся груз-противовес, а на другом – снаряд.

При помощи фрондиболы бросали самые разные снаряды, включая трупы мёртвых животных. Они использовались, чтобы распространить заразу за стенами замка.

Серпоносная колесница с лезвиями на каждом колесе резала врагов на части, просто проезжая мимо.

Хунга-мунга – метательное оружие народов Африки, представляющее собой железный многолезвийный нож или клинок причудливых очертаний.

Кальтроп – средневековый вариант противопехотных шипов, которые предназначались для замедления продвижения кавалерии противника.

Кулеврина – огнестрельное оружие для всадников, предок мушкета и пушки.

Греческий огонь – горючая смесь, которую византийцы использовали в морских битвах. Состав смеси неизвестен.

Кипящее масло выливали на головы захватчиков, пытавшихся проникнуть в крепость. Если масла оказывалось недостаточно, в ход шёл кипяток.

Хеллбёрнер – средневековое оружие массового поражения. Это были корабли, которые взрывались, приближаясь к кораблям противника.

Мэнкетчер – использовался для того, чтобы сбрасывать противника с коня. Часто при помощи этого орудия брали в плен членов королевской семьи, чтобы получить за них выкуп.

Железная лапа Архимеда – подъемная машина, своего рода кран, выступающий за городскую стену и оснащенный противовесом. Когда римский корабль пытался пристать к берегу около Сиракуз, этой «лапой» захватывали его нос, приподнимали и переворачивали.

Мёртвые тела. Глядя на мирный пейзаж внизу, ничего дурного и не заподозришь. Однако в воде скрывается смертельная опасность – тела умерших. Их бросали в воду, чтобы враги, утолив жажду, заболевали опасными болезнями ещё до того, как подойдут к стенам крепости.

Щит-фонарь – соединял в себе множество функций. Кроме встроенного фонаря, он мог быть оснащён лезвиями, пиками, рукавицей и тд.