Немецкий философ Шопенгауэр Артур: биография и работы. Краткая биография артура шопенгауэра

Артур Шопенгауэр известен как крупный представитель философского течения под названием «иррационализм». Его работы, особенно по изучению воли людей, повлияли на таких крупных философов, как Карл Юнг и Зигмунд Фрейд. В своем труде «Афоризмы житейской мудрости» он объясняет природу тех или иных чувств и учит правильно строить жизнь. Философия Шопенгауэра многогранна и отражает дух эпохи.

Биография

Немецкий мыслитель появился на свет 22 февраля 1788 года. Отец Артура был коммерсантом, а мать занималась писательством. С самого детства Артуру была предоставлена возможность посвящать всего себя учебе. Уже в 9-летнем возрасте он учился в Гавре, затем – в Рунге, а в 15-летнем возрасте уехал получать образование в Англию. В это же время он много путешествует по Европе.

Будучи небедным молодым человеком, Шопенгауэр мог себе позволить долгие поиски призвания. Так, он два года провел в Геттингенском университете, учась на врача, а затем перевелся в Берлинский университет, чтобы изучать философию. Его особенно привлекали работы Шеллинга по изучению силы воли, а также исследования Локка. Он с большой тщательностью постигал учения Канта и Платона. Окончив учебу в 1813 году, он сразу же начинает писать главное произведение в своей жизни.

Отношения с родителями у Артура были напряженными. Отец долгое время тяготился семейных отношений и в конце концов бросил семью, после чего, спустя некоторое время, наложил на себя руки. А мать была слишком жизнерадостной, что чересчур резонировало с пессимистичной натурой будущего философа. Поэтому в 1814 году он принял решение жить отдельно от матери. Именно в этот период он вел наиболее активную социальную жизнь и обзавелся контактами в светских кругах.

Цитаты и афоризмы

«Афоризмы житейской мудрости» – книга, которую написал Артур Шопенгауэр и снискавшая популярность не только на родине философа. Под житейской мудростью он подразумевает умение вести жизнь в состоянии счастья и беззаботности. Личность, живущая счастливо, держится за свою жизнь не из страха умереть, а ради нее самой. Эта позиция получила название «эвдемонология».

Книга делится на пять разделов, кратко описать которые можно так:

  1. в первом даются общие термины и описываются элементы счастливой жизни;
  2. следующий раздел рассказывает о том, что такое человек;
  3. третий раздел сосредоточен на тех вещах, которые составляют материальную сторону жизни;
  4. четвертый раздел повествует о принципах человеческого существования;
  5. в пятом разделе сосредоточены правила и поучения, сформулированные Шопенгауэром и призванные помочь людям жить осознанно и счастливо.

Люди имеют разную судьбу только потому, что у них есть разница в:

  • состоянии здоровья, красоте, физических силах, темпераменте, уме и нравственности;
  • имеющейся в распоряжении собственности;
  • мнении о них со стороны других людей.

Именно это – самые главные факторы, влияющие на способность человека жить счастливо. Внешний мир может влиять на человека исключительно в той степени, в какой он находит отклик в его внутреннем мире. Так, если речь идет о флегматике, то окружающая реальность, в которой он живет, будет скучной и безрадостной. А сангвиник сможет разглядеть любопытное событие в том, что покажется трагедией для меланхолика.

Таким образом, Шопенгауэр выдвигает теорию, в соответствии с которой только личность человека является главным условием для его счастья. Она имеет абсолютную ценность, в то время как другие блага – относительны.

Книга содержит множество интересных афоризмов и изречений, раскрывающих суть мудрости и глубокое понимание счастья, даже если оно сопряжено с лишениями и самоограничением. Наиболее важные из них – следующие:

  • Иногда нам кажется, что мы тоскуем по какому-нибудь отдаленному месту, тогда как на самом деле мы тоскуем о том времени, которое мы там провели, будучи моложе и бодрее, чем теперь. Так обманывает нас время под маской пространства.
  • Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать.
  • Следует воздерживаться в беседе от всяких критических, хотя бы и доброжелательных замечаний: обидеть человека – легко, исправить же его – трудно, если не невозможно.

Счастливая жизнь невозможна без умения находить общий язык с другими людьми и устанавливать гармоничные отношения.

Философия Шопенгауэра

Первые четыре года после окончания университета Артур Шопенгауэр работал над своим первым философским трудом под названием «Мир как воля и представление». Однако книга не вызвала бурного отклика у публики. Чтобы продолжить свою деятельность в качестве философа, Артур устраивается на работу в Берлинский университет в качестве преподавателя. Однако и здесь его таланты оказались незамеченными, поэтому он решил переехать в Испанию. После этого он перебрался во Франкфурт-на-Майне.

Философия Шопенгауэра близка к идеям Иммануила Канта в области критики разума, а также к идеализму Фихте. Он соглашается с Кантом, что пространственно-временные характеристики являются субъективными и представляют формы человеческого сознания. Ум человека, по его мнению, не способен постичь суть вещей, ибо он познает их субъективно. То, что люди принимают за реальный мир, на самом деле является лишь их представлениями, «мозговым призраком» или фикцией разума.

Мыслитель признает только за таким человеческим качеством, как воля, истинность и объективность. В то же время, только с помощью интеллекта люди могут познавать мир и жизнь. Воля является вторым источником познания, поскольку она является главной и настоящей душевной сущностью. Он делит мир на две категории:

  1. мир как воля;
  2. мир как представление.

Под первым понимается стремление к жизни, под вторым – иллюзии человека о мире, который его окружает.

Будучи пессимистически настроенным философом, Шопенгауэр окрестил этот мир «худшим из возможных», где воля к жизни бессмысленна. Он был убежден, что ценность человеческой жизни крайне низка, потому что страданий, которые необходимо пережить за отпущенное в этой жизни время, слишком велика по сравнению с наслаждениями.

Воле он приписывает такие качества, как иррациональность, инстинктивность и слепоту, утверждая, что преодолеть эту бессмысленность можно только методом пробуждения сознания. Процесс состоит из ступеней объективации воли, находящих свое отражение в определенных вещах. Постепенно человек возвышается до понимания этих идей и постигает их вне временно-пространственных субъективных рамок. Умение созерцать вещи освобождает от жизненных мук.

Как философ Шопенгауэр защищал идеи пессимистического мировоззрения, именуя это направление «решительным пессимизмом». Это течение было особенно популярно среди представителей высшего сословия. Несмотря на то, что не сформировалось школы его имени, у него были последователи, горячо разделявшие его идеи. На его труды в своей работе опирались Ницше и Гартман. Его можно назвать одним из самых ярких представителей «философии жизни».

В знак признания его влияния на германскую и мировую философию, в 1895 году Шопенгауэру установили памятник во Франкфурте.

Артур Шопенгауэр появился на свет 22 февраля 1788 года в прусском Данциге (ныне это Гданьск). Он был родом из состоятельной и весьма культурной семьи. Его отец, будучи известным в округе коммерсантом и банкиром, часто колесил по всей стране. Мать пробовала себя в литературном творчестве и была хозяйкой салона, куда нередко захаживали очень знаменитые личности, включая самого Гёте.

Когда Артуру исполнилось девять лет, родители отправили его на учебу в Гавр. Позже мальчика отдали в очень престижную гимназию в Гамберге. Там учились отпрыски знатных немецких коммерсантов. В возрасте пятнадцати лет Шопенгауэр полгода провел в Уимблдоне. Затем последовало дальнейшее обучение в Веймарской гимназии и Гёттингенском университете: там молодой человек изучал естественные науки и философию. В 1811 году Артур перебирается в Берлин и усердно посещает лекции Шлеймахера и Фихте. Через год Шопенгауэр становится доктором философии университета в Йене.

Шопенгауэр и его «философия пессимизма»

Артур Шопенгауэр развивал идею о том, что счастья не существует. Причина тому проста: неосуществленные желания людей причиняют им боль. Если же стремления осуществляются, то ведут лишь к пресыщению. Любые цели философ объявляет лишенными смысла, сравнивая их с «мыльными пузырями». Будучи раздутой до большого размера, цель попросту лопается.

Ключевое место в учении Шопенгауэра занимают вопросы воли и мотивации. Философ спорил с теми учеными, кто на первое место в жизни человека ставил интеллект. Воля – вот что является первоосновой человека, считал Шопенгауэр. Эта вечная субстанция самодостаточна, она не может исчезнуть и определяет, каким будет мир.

Прозванный «философом пессимизма», Шопенгауэр превозносил идеи Гегеля и Фихте. При жизни немецкий философ не находился на первых ролях в научном мире. Однако его труды оказали немалое влияние на пришедшие ему на смену поколения философов.

Свой главный научный труд, получивший название «Мир как воля и представление», Шопенгауэр опубликовал в 1819 году. В этой работе философ отразил свои взгляды на волю как истинную реальность. Годом позже Шопенгауэр стал читать курс лекций в Берлинском университете. Однако ему не удалось привлечь к своим работам того внимания, которое получил его коллега Гегель.

Популярным Шопенгауэр при жизни не был. Однако в 1839 году за конкурсную работу «О свободе человеческой воли» философ был удостоен почетной премии Королевского норвежского научного общества.

Личная жизнь философа

Шопенгауэр сторонился общества и женщин. В его жизни была девушка, которая заронила в чувствительную душу философа зерно женоненавистничества. Однажды молодой человек без памяти влюбился в Каролину Джегерман. Любовь была так сильна, что он даже решил создать семью. Однако его избранница не захотела обременять себя семейными узами с пессимистично настроенным философом. Она попросила Артура оставить ее в покое.

В голове Шопенгауэра молнией блеснула мысль: все женщины по природе своей отличаются глупостью. Эти недалекие существа не способны строить будущее. В женщине философ стал видеть лишь греховность и порок.

На склоне лет

Холодное отношение к идеям Шопенгауэра и личные неурядицы принесли ему разочарование. Он не остался в Берлине, а перебрался во Франкфурт-на-Майне. Официальной причиной переезда стала эпидемия холеры. На новом месте философ провел в полном одиночестве остаток своей жизни. Жители немецкого города надолго запомнили этого весьма неприветливого, излишне мрачного человека. Шопенгауэр обычно был угрюмым и не любил пустые разговоры. Он избегал людей и не доверял им. В человеке Шопенгауэр видел дикое животное, полное страстей, которые сдерживает лишь узда цивилизации.

В 1860 году философ заболел пневмонией; 21 сентября его не стало. Могильный камень философа отличается предельной скромностью. На нем высечена надпись «Артур Шопенгауэр». Интерес к творчеству немецкого мыслителя стал пробуждаться в обществе лишь после его смерти.



22 февраля 1788 года родился известный немецкий философ Артур Шопенгауэр.

Шопенгауэр известен как "философ пессимизма", с его мрачными романтическими идеями о преобладании в мире негативного начала, естественности страданий и невозможности достижения счастья. По Шопенгауэру, счастья не существует потому, что неосуществлённое желание причиняет боль, а осуществлённое достижение приносит лишь пресыщение. Любые цели бессмысленны: мы "стараемся выдуть мыльный пузырь как можно большего размера, хотя отлично знаем, что он лопнет".

Другое центральное учение, стержень философии Шопенгауэра - ключевое значение воли, желания и мотивации в жизни человека. В отличие от остальных философов, видящих первооснову человека в интеллекте, учёный ставил на первое место волю, вечную, самодостаточную субстанцию, не подверженную гибели, которая в свою очередь определяла весь мир.

"Философ пессимизма" - прозвище, которое он впервые получил после того, как назвал существующий мир "наихудшим из возможных миров" - восхищался идеями Канта и Цицерона, философией буддизма и Упанишад, но критиковал Гегеля и Фихте. Не находясь при жизни "на первых ролях" в научном сообществе, он, тем не менее, оказал значительное влияние на последующие поколения философов.

Биография

Родился Шопенгауэр в прусском городе Данциге (нынешний Гданьск) в состоятельной культурной семье. Его отец, банкир и коммерсант, был чрезвычайно образованным человеком, ценителем европейском культуры, часто ездил по делам по всей Европе. Мать была писательницей и хозяйкой литературного салона, куда захаживали многие известные личности, например Гёте. Когда мальчику было девять лет, отец на несколько лет отправил его во французскую школу в Гавре. В 11 лет мальчик был отдан в престижную гимназию в Гамбурге, где учились сыновья самых знатных коммерсантов. В 15 лет на полгода он отправился на учёбу в Уимблдон (Великобритания). Затем были Веймарская гимназия и, в конце концов, Гёттингентский университет, где Артур изучал философию и естественные науки. В 1811 году молодой человек переехал в Берлин, где посещал лекции Фихте и Шлейермахера, а в 1812 году, когда ему было 24 года, он уже был удостоен звания доктора философии университетом в Йене.

В 1819 году Шопенгауэр опубликовал свой главный труд - "Мир как воля и представление" , в котором излагал свои взгляды на волю (суть истинная реальность), и весь созерцаемый мир - как представление нашей воли. В 1820 году учёный начал читать лекции в Берлинском университете. Однако ни его научная работа, ни его лекции не получали такого большого внимания, коим пользовался тогда его коллега - Гегель. Полный оскорблённого самолюбия, Шопенгауэр не смог долго оставаться в Берлине, и уехал во Франкфурт-на-Майне в 1831 году, хотя официальной причиной он называл вспыхнувшую в Берлине эпидемию холеры. В новом месте он жил в полном одиночестве до самой своей кончины. Жители города знали его как мрачного, неприветливого, вечно угрюмого господина, не любящего пустых разговоров. Он был настоящим мизантропом, видя в человеке дикое и страшное животное, сдерживаемое только рамками цивилизации. Людям он не доверял и избегал их.

Хотя при жизни он не был популярен, в 1839 году его удостоили почётной премии Королевского норвежского научного общества за конкурсную работу "О свободе человеческой воли". Данная тема настолько занимала Шопенгауэра, что в 1843 году он переиздал свой труд "Мир как воля и представление", добавив к нему второй том.

21 сентября 1860 года Шопенгауэр скончался от пневмонии. На могильном камне философа скромно было высечено всего два слова: "Артур Шопенгауэр". Только после смерти философа в мире стал всё больше пробуждаться интерес к его философии, получивший особенное развитие на "декадансной" волне конца XIX - начала XX веков.

10 интересных фактов из биографии Артура Шопенгауэра

1. Будучи приват-доцентом в Берлине, учёный был настолько самонадеян, что специально назначал свои лекции на один час с лекциями Гегеля. Однако он так и не сумел переманить слушателей Гегеля и вскоре бросил читать лекции.

2. Шопенгауэр очень не любил людей, но любил собак. У него был пудель по имени Атма (Мировая душа), а на стенах его кабинета висело 16 гравюр с изображением собак.

3. Периодически мнительный учёный нанимал корреспондентов, чтобы те занимались поисками подтверждений его известности.

4. Шопенгауэр не был добропорядочным христианином. Он верил в магию и спиритизм. Единственными "иконами" в его кабинете были бюст Канта и бронзовый Будда.

5. Шопенгауэр пытался копировать образ жизни Канта во всём, за исключением раннего подъёма. Учёный любил поспать до полудня.

6. В 1840-х годах Шопенгауэр стал одним из пионеров повсеместно появлявшихся тогда в Германии первых зоозащитных организаций.

7. Очень много читая, философ, тем не менее, критически относился к чтению и с презрением воспринимал "философов" и "учёных", которые занимались исследованием книг, цитировали великих. Он считал, что чужие мысли вредны для разума, и выступал за самостоятельное мышление.

8. Шопенгауэр предлагал судить о человеке по тому, как он проводит свой досуг. Скучно и одиноко с самим собой, согласно учёному, может быть только духовно пустому человеку. Счастливы же те, кто в период досуга находят в себе что-то ценное.

9. У Шопенгауэра есть трактат "Метафизика половой любви" , основная идея которого: в области физических чувств наиболее часто притягиваются противоположности (полные - худые, высокие - низкие, кареглазые - голубоглазые, блондины - брюнеты).

10. Соотечественник Шопенгауэра Рихард Вагнер посвятил ему свой оперный цикл "Кольцо нибелунга".

15 цитат, которые меня зацепили

  • В первой половине жизни человеком владеет жажда счастья, характерная черта второй половины - боязнь несчастья. К этой поре в нас вырастает ясное сознание, что всякое счастье - призрачно, а страдание - реально.
  • Вы жалуетесь на бег времени? Оно не текло бы так неудержимо, если бы хоть что-нибудь, из находящегося в нём, было достойно остановки.
  • Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь.
  • Честь объективно - мнение, которое другие имеют о нашем мужестве, и субъективно - страх, который нам внушает это мнение.
  • Человек, в сущности, дикое, страшное животное. Мы знаем его лишь в состоянии укрощённости, называемом цивилизацией, поэтому и пугают нас случайные выпады его природы. Но где падают замок и цепи законного порядка и водворяется анархия. там он показывает себя таким. каков он есть.
  • Никакое животное никогда не мучит только для того, чтобы мучить; но человек делает это - что и составляет сатанинскую черту его характера, который гораздо злее, чем простой зверский.
  • Категорический императив - противоречие: всякая заповедь условна. Безусловны лишь законы природы. Моральный же закон вполне условен. Есть такой мир и такое воззрение на жизнь, при которых моральный закон лишён всякой силы и значения. Это, в сущности, и есть реальный мир, в котором мы живём, и всякая моральность есть отрицание этого мира.
  • Интеллигентность приводит к необщительности. Ведь чем больше человек имеет в себе, тем меньше требуется ему извне, тем меньше могут дать ему другие люди.

  • Самая дешёвая гордость - это гордость национальная. Она обнаруживает в заражённом ею субъекте недостаток индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться.
  • Скромность - это выгодное подспорье для болванов, она заставляет всякого говорить про себя, что он такой же болван, как и другие, в результате выходит, что на свете существуют одни лишь болваны.
  • Нельзя не признать, что в национальном характере мало хороших черт: ведь субъектом его является толпа. Попросту говоря, человеческая ограниченность, извращённость и испорченность принимает в разных странах разные формы, которые и именуются национальным характером.
  • Каждая нация насмехается над другими, и все они в одинаковой мере правы.
  • Восклицать с энтузиазмом: "честь выше жизни" - значит, в сущности, утверждать: "наша жизнь и довольство - ничто; суть в том, что думают о нас другие".
  • Для каждого человека ближний — зеркало, из которого смотрят на него его собственные пороки; но человек поступает при этом как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.
  • Счастье отрицательно. Мы его не чувствуем. Положительно чувствуем мы лишь лишение, которое указывает собою на исчезнувшее счастье.

Шопенгауэр Артур (1788 -1850 гг.)

Немецкий философ – идеалист.
Родился в Данциге (ныне Гданьск; Польша). Обучался коммерции, медицине и затем философии. Отец будущего философа ненавидел Пруссию и восхищался свободной и разумной, по его мнению, Англией и после падения независимости родного города переехал в Гамбург.

С 1793 по 1797 гг. Артур жил с отцом в Гамбурге, затем провел два года в Париже, где почти забыл немецкий язык, к радости отца. В 1803 г. поступил в пансион в Англии и через два года стал чиновником в гамбургском торговом доме. Однако он стремился к литературной и научной деятельности и в 1809г. поступил в Геттингенский университет в Германии. Спустя два года переехал в Берлин, где занимался научной деятельностью и слушал лекции известного философа Фихте.

В 1819 г. Шопенгауэр занял пост приват-доцента в Берлинском университете и работал вместе с Гегелем. Он был весьма самонадеян и нарочно назначал свои лекции в те же часы, что и Гегель. Результат не заставил себя долго ждать: его лекции по сравнению с лекциями Гегеля успеха не имели, аудитория обычно пустовала, Шопенгауэр бросил преподавательскую деятельность и зажил размеренной жизнью во Франкфурте, где написал основное свое произведение «Мир как воля и представление» в двух книгах.

Мир у философа трактуется с одной стороны как «представление», которое складывается из «представлений» субъекта и объекта, а с другой, как кантовская «вещь в себе» или слепая, ни на чем не основанная «воля к жизни». Эта воля распадается на множество частиц, по автору - «объективации», и каждая объективация стремится к господству.

Человек, по утверждению Шопенгауэра, является высшей ступенью в иерархии «объективации», потому что он наделен разумным познанием. Исходя из философии Шопенгауэра, можно сделать вывод, что каждый человек осознает себя познающим индивидом, а значит, обладает всей волей к жизни, а все другие люди предстают пред ним как нечто независящие от его воли. Отсюда, по автору, происходит эгоизм человека.

Государство, как считает философ, является только стабилизатором частных воль людей, эгоистические побуждения людей преодолеваются в области искусства и морали.

Следуя идеям Лейбница о том, что существует множества миров и наш мир один из них, Шопенгауэр, тем не менее, считал наш мир <наихудшим из миров».

Философ полагал, что счастье иллюзорно, так как, даже достигнув желаемого, человек испытывает лишь пресыщение и скуку. Мир не создан для счастья человека, а оптимизм - насмешка над страданиями людей. Таким образом, учение Шопенгауэра было, по сути, глубоко пессимистично.

Умер философ во Франкфурте-на-Майне в 1860 г. Его концепция, не пользовавшаяся популярностью при его жизни, получила распространение со второй половины XIX в., став одним из источников философии жизни.

ШОПЕНГАУЭР, АРТУР (Schopenhauer, Arthur) (1788–1860), немецкий мыслитель, представитель философии пессимизма. Родился 22 февраля 1788 в Данциге (Пруссия, ныне Гданьск, Польша). Получил среднее образование в частной школе в Гамбурге, впоследствии учился в гимназии в Готе, брал уроки по древним языкам в Веймаре. Благодаря отцу был знаком с жизнью многих европейских стран, знал несколько языков. Родители предназначали его к карьере коммерсанта, однако Шопенгауэр всегда стремился к интеллектуальным занятиям.

По достижении совершеннолетия он получил наследство, позволившее ему продолжить обучение в Гёттингене (вначале он изучал медицину, однако затем занялся философией) и Берлине (где слушал и ) и получить степень доктора в Йенском университете (1813). Зиму 1813 Шопенгауэр жил в Веймаре, где недолгое время был связан с Гёте и встречался с посетителями салона, устроенного его матерью, – , Шлегелем, и другими знаменитыми людьми, в том числе с ориенталистом Ф.Майером, который ввел его в курс индийской философско-религиозной мысли. Последующие годы он провел, сочиняя философские произведения и переезжая с места на место. В 1820–1831 эпизодически и без особого успеха преподавал в Берлинском университете в должности приват-доцента, пытался заниматься переводами. Впрочем, его предложения перевести на немецкий язык, а на английский не нашли отклика у издателей. В 1833 обосновался во Франкфурте-на-Майне, где жил в уединении до самой смерти 21 сентября 1860. В последние десять лет жизни Шопенгауэр наконец получил признание, на которое тщетно уповал все предшествующие годы.

Докторская диссертация Четвероякий корень принципа достаточного основания (Über die vierfache Wurzel des Satzes vom zureichenden Grunde , 1813, второе издание 1847) заложила предпосылки главной его работы – Мир как воля и представление (Die Welt als Wille und Vorstellung , 1819, второе издание 1844, третье – 1859), первая и третья книги которой посвящены миру как идее, а вторая и четвертая – миру как воле. Критически оценивая некоторые идеи Канта, Шопенгауэр воспринял многие взгляды великого мыслителя, в частности кантовскую теорию пространства и времени как априорных субъективных форм чувственности и причинности как категории рассудка. Согласно Шопенгауэру, истина в том, что мир – это воля, а именно воля к жизни и ее продолжению. Кант утверждал, что последняя реальность (noumenon, вещь в себе) непознаваема; Шопенгауэр настаивал, что наше знание о ней является непосредственным: она есть не что иное, как наша собственная неутолимая и мучительная воля, или желание. Эта воля, существование которой мы осознаем непосредственно внутри себя, также одушевляет всю природу. Мы не только чувствуем волю в себе самих, но и воспринимаем ее в объективации, т.е. как развернутую во времени и пространстве. В неорганическом мире воля проявляется в конфликте природных стихий. Она восходит от растений и животных к человеку по все более высоким ступеням объективации и определяется множеством все более специфичных законов. Каждый организм приближается к идеям (в платоновском смысле), отражением которых он является, и чем он ближе к идеальному образцу, тем прекраснее.

Царство платоновских идей представляет собой высшую объективацию воли. В отличие от феноменального мира, здесь нет времени, пространства, изменения. Вечные и бесстрастные идеи, составляющие сущность изменчивых явлений и познаваемые только в созерцании, становятся темой всего изобразительного искусства. Следующей ступенью является поэзия. Музыка же не является отражением идей, скорее она – отражение самой воли. Эстетический опыт представляет собой незаинтересованное созерцание, оставляющее в стороне все «почему», «по какой причине», «для чего». Таким образом, искусство дает возможность временной передышки от непрестанной борьбы и разочарований, присущих этому миру.

Буддисты, которыми Шопенгауэр восхищался, принимали мировое зло за нечто само собой разумеющееся. Шопенгауэр искал для своего пессимизма логическое оправдание. Человеческие желания, настаивал он, бесконечны, и удовлетворить их невозможно. На место удовлетворенного желания заступают десять других, и даже если бы все желания были удовлетворены, результатом была бы лишь скука. При этом Шопенгауэр замечает, что цели часто достигают после долгих лет борьбы, а удовлетворение длится краткий миг. Боль, говорил философ, позитивна, удовольствие негативно, это всего лишь временное облегчение. Иначе говоря, наш мир – наихудший из всех возможных миров, и если бы он был еще хуже, никто не захотел бы в нем жить.

От борьбы и боли можно спастись тремя способами. Первый – созерцание произведений творческого гения, в которых отражаются вечные идеи. Этот путь приносит временное облегчение. Второй – моральная жизнь, уменьшающая страдание, поскольку главной добродетелью является сострадание, т.е. отождествление собственной страдающей воли с той, что присуща другим людям и животным. Полнота спасения достигается, однако, лишь через отрицание воли, отказ от самости и желаний – через бесстрастную аскетическую жизнь.

Философия Шопенгауэра оказала значительное влияние на развитие немецкой и мировой философии. Последователями мыслителя были , Э.Гартман, П.Дёйсен и др.