Малый ракетный корабль муссон список погибших. Трагедия мрк муссон

Гибель военного судна – это всегда трагедия. Особенно неприятно, когда это происходит не во время боевых действий, а на учениях. Именно такая грустная история произошла с малым ракетным кораблем «Муссон» в 1987 году.

Русский «Овод» жалит больно

В конце 1980-х годов малые ракетные корабли Советского Союза являлись грозным оружием, «катюшами» на воде, способными нанести серьезный урон потенциальному противнику. Не случайно по классификации НАТО, данные суда проходили под кодовым обозначением «Овод». Действительно, «жало» их ракет было смертельным. Но, к сожалению, даже с этими, считавшимися надежными кораблями, порой, происходили неприятные инциденты. История «Муссона» долгое время была засекречена, чтобы не бросать тень на ВМФ СССР и лишь относительно недавно общественности стали известны все подробности той трагедии. Малый ракетный корабль, построенный в 1975 году, предназначался для крупных надводных целей и наземных объектов. Его главным оружием были 6 крылатых ракет комплекса П-120 «Малахит», а штатный экипаж боевого судна составлял 60 человек. На протяжении пяти лет «Муссон» исправно служил на Тихоокеанском флоте, до рокового дня 16 апреля 1987 года, когда он ушел на очередные учения в Японском море.

Трагедия со стрельбой

По плану мероприятий отряд из пяти кораблей: малого противолодочного корабля, двух малых ракетных кораблей и двух ракетных катеров вышел в залив Петра Великого для проведения совместных тренировочных стрельб. Ракетные катера с помощью ракет-мишеней должны были обстрелять малый противолодочный корабль №117 и два малых ракетных корабля «Муссон» и «Вихрь». Те же в свою очередь, должны были отбить ракетную атаку. Около шести часов вечера 16 апреля 1987 года по «Муссону» была выпущена крылатая ракета. В ответ ракетный корабль ударил сразу двумя ракетами своего зенитно-ракетного комплекса. Крылатая ракета-мишень была успешно поражена. Но, по роковому стечению обстоятельств ее останки, падая в море, врезались в радиорубку «Муссона». Произошел взрыв и корабль загорелся. Трагедия произошла в 18 часов 36 минут. Корабли, участвующие в учениях подошли на максимально возможное безопасное расстояние к «Муссону» и с ужасом наблюдали объятый ярким пламенем корабль. Самое ужасное, состояло в том, что командующий учениями контр-адмирал Л. Головко запретил приближаться к горящему судну, чтобы избежать новой трагедии. Дело в том, что на «Муссоне» находился крупный боекомплект, который мог взорваться в любую минуту. Наибольшую опасность при этом представляли зенитные ракеты корабля. К счастью, «Муссон» оказался выполнен из алюминиево-магниевого сплава. Он оплавился, закрыв собой ракеты, которые не взорвались. В то же время, являясь горючим материалом, он фактически превратил судно в пылающий факел.

Разбор полетов

Командир «Муссона» капитан 3-го ранга В. Рекиш, как и все командование корабля погибли сразу после взрыва радиорубки. Выжившие матросы, проявляя чудеса героизма, пытались вести безуспешную борьбу с огнем. Но, корабль был обесточен во избежание непроизвольного пуска ракет, и противопожарные системы не работали. Когда, попытки подозвать другие корабли, для тушения «Муссона» ни к чему не привели, оставшиеся на корабле члены экипажа, открыли люки, ведущие в трюм, чтобы снизить давление. Следом матросы провели ряд других мер, для недопущения взрыва судна. Сделав все возможное, люди бросились в ледяную воду, и вплавь добирались до остальных кораблей, принимавших участие в учениях. Ночью «Муссон» затонул. Комиссия, разбиравшаяся в причинах трагедии, выяснила, что попадание ракеты-мишени в радиорубку было трагическим стечением обстоятельств. В то же время пожар, который повлек за собой гибель судна и 39 из 76 членов экипажа, произошел из-за того, что в производстве судна использовали горящий алюминиево-магниевый сплав. Примечательно, что после трагедии с «Муссоном» в ряде стан НАТО было принято решение об изменении материала для производства кораблей, поскольку на Западе военным корабли в те годы производили также с использованием алюминиево-магниевого сплава.

ЧАСТЬ 2.
В ней – написанное мной более трёх лет назад. Это выдержка из книги “В кругах “Минска“, которую я написал для своих друзей-“минчан“. В ней есть глава “… ДО и ПОСЛЕ…“. Заостряюсь на этом моменте и цитирую материал полностью, чтобы было понятно, почему я там пишу о себе. Вырванное из контекста упоминание себя рядом с событиями 16 апреля 1987 г. будет дурно пахнуть…

ИСТОРИИ, КОТОРЫХ ЛУЧШЕ Б НЕ БЫЛО.

(Глава из книги “В кругах “Минска”).

Но мне хочется верить, что это не так,
Что сжигать корабли скоро выйдет из моды… В. Высоцкий.

Честное слово, в картинах будущих жарких схваток с морской стихией, которые часто рисовались в моём детском и курсантском воображении, не находилось места кораблекрушениям. О них я достаточно начитался в раннем детстве, чем данная ниша и оказалась заполненной до краёв.

Я - свидетель кораблекрушения.

Впервые увидеть тонущий корабль мне довелось в 1985 году с борта такр “Новороссийск“. Тонуло сравнительно небольшое судно размагничивания, изображавшее вместе с морским буксиром на тактическом учении отряд боевых кораблей противника. Этому деревянному сооружению, основным местом боевой деятельности которого был сравнительно спокойный и защищённый залив Стрелок, тот переход в десятке миль от берега оказался не под силу. Ветхость вкупе с разыгравшимся штормом сделали своё чёрное дело.

Скрытый текст


СР тонул в окружении кучи кораблей: “Новороссийск“, “Ташкент“, “Варяг“, буксир – никто не мог оказать помощь. Заведённые буксирные концы рвались, и прозвучавшие в радиосети истеричные слова от имени Командующего флотом: “Позор 10-й эскадре!“ – не блистали интеллектом. Форс-мажор!

В критический момент было принято решение: снимать команду. Люди прыгали на ставший “на укол“ буксир, который с диким скрежетом вначале вздымался над судном, а затем, проминая носовым кранцем борт, менял фазу колебательного процесса на 180 градусов. Зрелище – не для слабонервных! Не смогла прыгнуть то ли к спасению, то ли прямо на небеса только буфетчица. Её и оставшегося с ней члена экипажа в последний момент успел снять вертолёт с “Новороссийска“.

И вот на фоне кроваво-красного заката из бугристой белой пены торчит вертикально уже только нос судна. Ещё момент – и в образованном кораблями круге ничего не напоминает о причине их нахождения здесь.

В ту ночь не засыпалось долго…

Через годы так жалко становится газетчиков и телевизионщиков, которые не смогли насладиться радостью от того скромного события по причине ещё не наступившей свободы от слова. Уж они бы рассказали, что нужно было делать и как!

Несостоявшийся выход на бпк “Николаев“.

В июле 1986 года, когда уже был подписан приказ о назначении в штаб Приморской флотилии, я должен был выйти на ракетную стрельбу на большом противолодочном корабле “Николаев“. Руководители учения и флагманские специалисты размещались на других кораблях отряда, поэтому командир БЧ-2 Серёга Плакин приготовил для меня свободную флагманскую каюту, которая была сделана в заводе путём объединения кают №7 и 9 в одну. Поэтому в шутку на корабле она именовалась 79-ой.

За минут десять до выхода меня срочно вызывают на бпк “Таллин“, ошвартованного у этого же причала, и приказывают выйти в море на нём в связи с необходимостью закончить регулировку систем управления к стрельбе по самолёту со специальной аппаратурой.

– Да не расстраивайся ты, – успокаивал командир бригады Москалёв, – дойдём до пролива Лаперуза, развернёмся на обратный курс – там я тебя и пересажу обратно на “Николаев“.

Конечно, я расстроился, но ещё больше расстроились командир БЧ-2 “Николаева“ и флагарт бригады, мой однокашник Саша Кузин. Свой последний выход на большом корабле хотелось совершить в барских условиях, к чему всё уже было готово, а не на верхней койке в крохотной каюте №17 “Таллина“, трещавшего по швам от представителей штаба руководства учениями. И только гарантии комбрига грели душу в ожидании предстоящего комфорта.

Ночью поднялся в последний раз насладиться атмосферой ходовой рубки. Подходили к точке поворота на обратный курс. Радиометристы доложили о цели “слева-тридцать“ по левому борту. Увидев в бинокулярный визир только ходовые огни, определил для себя: военный корабль. Он – наверняка, японец – обошёл кильватерную колонну из четырёх наших кораблей по корме последнего и пристроился справа на траверзе между третьим и четвёртым.

– Давай я лучше пересажу тебя рано утром, – предложил комбриг, – а то будем тут перед японцами свалку устраивать.

Утром меня растолкал взволнованный флагарт бригады:

– Ты почему ещё здесь? – и возмущённый рванул в ходовую.

Вскоре, спустившись оттуда в пришибленно-взволнованном настроении, он уже в красках рассказывал, как сменивший комбрига начальник штаба так организовал поворот, что корабли начали ворочать в сторону “японца“. Опуская массу известных мне нюансов и подробностей, сразу перейду к главному: в возникшей неразберихе бпк “Строгий“ врезался форштевнем в правый борт “Николаева“. На этом учение было свёрнуто и силы отправлены в базы.

Уже у причала, рассматривая разрушения и слушая рассказы очевидцев, утвердились в мысли: повезло! Мгновения спасли корабль от получения пробоины ниже ватерлинии. Ни одного погибшего или раненого! Каюты с первой по девятую – всмятку! А ведь столкновение случилось в середине ночи, когда обитатели тех злополучных кают должны были мирно спать.

Не буду отягощать внимание подробностями о том, как кто-то решил именно в это время сходить в гальюн, что кто-то из обитателей тех кают стоял на вахте, а кого-то просто не было на выходе. Уставший более, чем обычно, финансист в каюте №1 решил не ложиться на верхнюю койку, где он обычно спал, а прилёг снизу. После столкновения верхняя койка имела вид буквы “зю“, а мичман, если бы спал в ней, имел бы ещё более фантастический вид.

Но самое жуткое зрелище представляла каюта №7-9, в которой после праздничного банкета по случаю расставания с кораблями 10 ОпЭск должен был спать я: по всей её длине обшивка борта была выдавлена до линии коридора так, что даже обычному ботинку не было предоставлено ни малейшего шанса остаться в целости.

Как говорится: Бог любит троицу, – и ждать третьего случая оставалось недолго. И снова в последний момент неведомые силы отправили меня на другой корабль.

Я вообще не должен был выходить в море в тот день, 16 апреля 1987 года. Но на Флоте планы часто корректируются в последнюю минуту.

– Ульянич, вам срочно убыть на второй причал для выхода на совместную ракетную стрельбу, – приказал начальник штаба флотилии, – все офицеры походного штаба уже там.

Малые ракетные корабли “Муссон“ и “Вихрь“ вместе с малым противолодочным кораблём (мпк-117) должны были выполнить совместную зенитно-ракетную стрельбу по двум ракетам-мишеням, выпущенным с ракетных катеров. Я участвовал в разработке плана этой стрельбы, представлял его на согласование и утверждение, и поэтому и был отправлен на выход вместо убывшего в штаб Флота своего начальника.

Такие неожиданные вводные, конечно, радости не доставляют. Цветные носки, туфли “Цебо“, причёска, не вписывающаяся в интерьер переживаемого момента, – всё это являлось серьёзной заявкой на роль пассивной стороны в неминуемом воспитательном процессе.

И вот я на борту “Муссона“. Это был отличный корабль, недавно сбивший ракету-мишень РМ-35, что предполагало оптимистические прогнозы на предстоящую стрельбу. Я хорошо был знаком со многими его офицерами, так как раньше неоднократно приходилось бывать на нём и выходить в море на боевую подготовку. Сразу же попросил помощника командира найти мне парикмахера, чтобы устранить хотя бы одно перспективное замечание. Уже вовсю шёл “аврал“, был убран трап, и я, стриженный, в хорошем настроении вышел на верхнюю палубу понаблюдать за съёмкой с якоря и швартовов.

– Прибыл в ваше распоряжение на ракетную стрельбу!

– Давай, дуй немедленно на мпк-117 в походный штаб Командующего. Ты сегодня – не ракетчик, а оператор.

– Но ведь трап уже убран, – этим последним аргументом я пытался лишить себя радости общения с Командующим флотилией, – сейчас отходим.

– Прыгай с борта – чай не авианосец! – Ринат Гафанович был неумолим.

Прыжок на причал – и через пару минут “Муссон“ под моим расстроенным взором отходит от причала.

На мпк-117 я представился Командующему, получил на левую руку повязку вахтенного офицера походного штаба, с которой не расставался до самого конца выхода. Снялись мы следом и в ордере ПВО заняли исходную точку выполнения зачётной совместной стрельбы.

Всё шло по плану. Находясь на ГКП, я не видел обстановку непосредственно на море и ориентировался в происходящем по экрану РЛС, докладам и радиообмену.

– Ракеты-мишени в воздухе! – и следом шла какофония переговоров и докладов, являющая собой ни с чем не сравнимую симфоническую музыку ракетных атак.

Приказание внезапно появившегося на ГКП Командующего повергло всех в шок и оцепенение. Слова, звеневшие в установившейся тишине, казались полной фантасмагорией и абсурдом:

– Сигнал “Авария“ – немедленно! Ракета попала в мрк “Муссон“.

Следуем полным ходом к “Муссону“, и взору представляется душераздирающее зрелище. По ветру от дрейфующего корабля высоко в небо уходит расширяющийся шлейф клубящегося чёрного дыма – это, по-видимому, горят твердотопливные крылатые ракеты. Серый дым от горящих надстроек стелится по воде, заслоняя линию горизонта. На воде виден плавающий колпак РЛС “Титанит“ и ещё какие-то обломки. В двух красных спасательных кругах, отнесённых течением и ветром далеко друг от друга, – два человека, один из которых в белой одежде. Я тогда подумал, что это кок.

Подходим ближе и вот уже чётко различимы статичные силуэты моряков на баке, что говорит о невозможности борьбы за живучесть и ожидания любого самого трагичного развития события. Первоначально Командующий, контр-адмирал Головко, принимает решение сходу швартоваться к борту, но вид горящих крылатых ракет, пять из которых в боевом снаряжении, несколько остужает это импульсивное решение. Что случится в следующую секунду с ракетами? Взорвутся? стартуют? просто сгорят? На этот вопрос нет ответа ни у кого, хотя на борту мпк-117 находятся начальник ракетно-артиллерийского управления Флота, начальник артотдела Приморской флотилии и другие специалисты. Нет ответа и у меня, офицера-ракетчика, привыкшего критиковать начальников. Не учили нас этому! Не преподавали в наше время в училищах, академиях, на специальных курсах уроки и выводы из катастроф “Новороссийска“, “Отважного“ и других. Больно и грустно! Но “времена не выбирают, в них живут и умирают…“.

Рисковать в той ситуации двумя кораблями и их экипажами Командующий не счёл возможным и лично по громкоговорящей связи приказал личному составу покинуть малый ракетный корабль.

От кормы “Муссона“ отошёл единственный сохранившийся спасательный плотик. Все остальные сгорели, а этот случайно был выброшен взрывом на ют. Спасательные плотики, сброшенные с мрк “Вихрь“ тут же были унесены течением. С борта мпк-117 спустили единственный четырёхвесельный ялик, который погрёб к “Муссону“. С его бака почему-то никто в воду не прыгал, хотя в любую секунду в результате взрыва или старта ракеты на нём никого бы не осталось.

Что происходило на баке, я воспроизвожу со слов находившегося там капитана Валерия Михайлова, начальника лаборатории технического обслуживания ЗРК “Оса“.

Помощник командира корабля старший лейтенант Игорь Голдобин в момент попадания ракеты находился в ходовой рубке. Судьба распорядилась так, что находившиеся в этом тесном помещении были разделены на живых и мёртвых почти в равных пропорциях. Обгоревший, с повреждённым позвоночником, помощник выполз откуда-то из огня и приказал оставаться всем на баке, хотя разрешение на покидание корабля уже прозвучало. Он распорядился спуститься в кубрик и сбросить в воду все находившиеся там матрацы и аварийные брусья. Затем приказал достать из огня два транспортировочных контейнера для “осиных“ ракет, да не просто сбросить их в воду, а закрепить на концы, чтобы не унесло течением. И только после выполнения этих мероприятий приказал покинуть корабль, хотя сам не мог этого сделать по причине полученных травм. С ним остались лейтенант и матрос, которые не бросили помощника одного, несмотря на грозившую всем смертельную опасность.

Эти на первый взгляд простые решения Игоря Голдобина спасли жизнь большинству из почти трёх десятков моряков, поднятых из воды. Об этом я писал в докладе Командующего для Главкома и говорил оставшимся в живых “муссоновцам“ на встрече в день десятилетия со дня гибели корабля. Температура забортной воды в этот день была где-то в районе 4-5 градусов, и разбросанных течением моряков не успели бы собрать с помощью одной шлюпки. При такой температуре – 5-7 минут – и к господу Богу! Когда поднимали из воды находившихся в спасательных кругах раненых штурманов Новикова и Багдулина, для оказания им помощи был спущен на воду офицер с “Вихря“ в спасательном жилете. Вскоре он потерял сознание от переохлаждения. А что было бы с рассыпанными, как горох, по воде людьми, прыгнувшими в воду без спасательных средств.

В результате только некоторых поднимали из воды в шлюпку, а остальных, гроздьями висевших на “осиных“ контейнерах, буксировали за благоразумно привязанные концы к борту мпк-117, что позволяло свести до возможного минимума время нахождения людей в воде. Когда все без потерь были подняты на борт, шлюпка забрала с “Муссона“ помощника и тех, кто с ним остался.

Вид десятков переохлаждённых людей представлял собой жуткое зрелище. Помогали всем, как могли, хотя трудно было помочь так, как надо, при наличии на небольшом корабле одного фельдшера-матроса с горстью медикаментов. Как и положено у русских, всем подносили чистый спирт. Даже в такой ситуации отдельные “индивидуумы“ проявили себя. Заместитель начальника одного из управлений ТОФ, о поведении которого на “Муссоне“ многие рассказали такое, чего не хочется пересказывать, уже взяв стакан в руку, поинтересовался, находится ли на борту его начальник. Услышав положительный ответ, пить не стал, что стало прекрасным подарком для начальника РТС Трубина, неожиданно получившего вторую порцию разогревающего флотского лекарства.

Крылатые ракеты на “Муссоне“ не взорвались и не стартовали, а просто сгорели дотла. Командующий принял решение швартоваться к борту терпящего бедствие корабля. Высадившаяся на борт аварийная партия ничего полезного сделать не могла. Все люки и двери, ведущие внутрь, находились в зоне огня или были заклинены. Трупов на верхней палубе обнаружено не было. Постоянно взрывались какие-то баллоны, бочки, бидоны с краской. Не по себе становилось от мысли, что где-то за тонкими листами стали находятся люди, и им ничем нельзя помочь. Безжизненный корабль с громко хлопающей на качке дверью в надстройке, казался пылающим “Летучим голландцем“, и эта картина превосходила по своему эмоциональному воздействию любой из виденных ранее фильмов ужасов. Вот и сейчас, когда пишу, явно вижу детали происходящего, и противный холод опять прокрадывается в душу.

Я обратил внимание Командующего на полоски дыма, сочащиеся из погреба “Осы“, где находилось восемнадцать зенитных ракет в боевом снаряжении. Пришлось отходить от борта и ожидать спасательный отряд. Неожиданно в небе появились самолёты Ил-38 и сбросили зачем-то на парашютах спасательные лодки, которые тут же были унесены течением. А в воде к тому времени уже давно никого не было.

Спасатели подошли через часа три, когда уже стемнело. “Муссон“ представлял собой пылающее зарево – некоторое подобие гигантского бенгальского огня. Было произведено несколько пенных атак, которые, увы, уже ничего не могли изменить. Зарево уменьшалось в размерах, и вот, когда уже казалось, что огонь побеждён, вверх взвивался мощный протуберанец, и всё начиналось заново. Затем раздались сильные взрывы – это сдетонировал артиллерийский боезапас, и “Муссон“ ушёл на дно, став братской могилой для тридцати девяти моряков.

Мпк-117 со спасёнными отправился в базу, а походный штаб пересадили в море на ракетный катер Р-85. После поисковых действий в районе гибели “Муссона“, в которых принимало участие более десятка кораблей и судов, под утро наш катер был отправлен ко второму причалу бухты Абрек за гидрографической партией. Стояли мы там не более пятнадцати минут, и, несмотря на запреты, я побежал к береговому телефону на КПП.

У меня были причины поступить именно так. Жена была на пятом месяце беременности, а слухи в гарнизонах распространяются быстро. Нам уже было за тридцать пять, и две предыдущие попытки родить второго ребёнка закончились на аналогичном сроке. Звоню в штаб флотилии:

– Помощник дежурного по штабу мичман Прусаков, слушаю Вас!

– Срочно набери мне номер военного ателье!

– Кто говорит?

– Ульянич говорит! Побыстрее, пожалуйста!

– Прекратите эти ваши дурацкие шутки!

На непонятную борзость, как мне показалось, я ответил адекватно, что привело мичмана в чувства:

– Владимир Алексеевич, это вы?..

– А кто же ещё, Саша! Соединяй срочно!..

Нехорошие предчувствия меня не обманули. На КП флотилии, получив список тридцати семи спасённых, поступили от обратного: тех, кого не было в этом списке, включили в другой. А если я и офицер ракетно-артилерийского отдела Евгений Частов (его перевели на “Вихрь“ по служебной необходимости) должны были выходить на “Муссоне“ и в первом списке нас не оказалось, то значит…

У Евгения начальники оказались более дисциплинированными, чем мои. Как и положено, командир и замполит пришли к нему домой и сняли перед женой фуражки. Слава Богу, что я дозвонился. Не хочется думать, что могло бы произойти, если бы…

Комиссию по расследованию причин катастрофы возглавлял Первый заместитель Командующего ВМФ адмирал флота Смирнов. Все члены экипажа были переодеты в подводницкие РБ и изолированы от внешнего мира. Ими вплотную занялись дяди из известного ведомства. Наш походный штаб с другими присутствующими на том выходе офицерами почти неделю работал в штабе Флота. Спали мы не более часа-полутора в сутки, писали различные пояснительные записки, чертили схемы, таблицы, графики. Флагманский штурман флотилии уснул непосредственно во время черчения линии под линейку. Громкий удар “фэйсом об тэйбл” не стал веской причиной для прекращения сна. Со временем мы стали частью интерьера коридора, где размещались апартаменты Командующего ТОФ и его заместителей: ходили в носках по коврам, могли позволить себе немного полежать на сдвинутых стульях в приёмных.

Я был хранителем бесценного богатства: у меня на руках находились по четыре экземпляра объяснительных записок всех членов экипажа “Муссона“ и всех офицеров штабов и управлений, принимавших участие в планировании и подготовке ракетных стрельб и выходивших для их выполнения в море. До сих пор корю себя за то, что не догадался снять для себя копии с отдельных объяснительных. Ну, да что сейчас об этом говорить!

Люди делали всё, что могли, в трагической безвыходной ситуации. К находящимся в завалах горящей надстройки серьёзно раненым штурманам Новикову и Багдулину, рискуя жизнью, добрались матросы и, облачив в спасательные круги, сбросили их за борт. Повезло, хотя страшно говорить так, тем, кто погиб сразу от взрыва при попадании ракеты в надстройку. Многие моряки были заблокированы во внутренних помещениях, и о том, что они пережили в свои последние минуты, лучше не думать. Особенно много людей оказалось в посту дистанционного управления двигательной установкой. Кроме расписанного по тревоге личного состава там дополнительно находилась аварийная партия и курсанты находкинской мореходки, проходившие на “Муссоне“ военно-морскую практику.

Главный старшина, хорошо знавший устройство своего заведования, сумел выйти из ПДУ через внутренний иллюминатор и коффердам в машинное отделение, а затем подняться наверх по скоб-трапу шахты вентиляции. В повседневной обстановке выбраться наружу таким образом невозможно, но “грибок“, закрывавший эту шахту, оказался сорванным взрывом, что и освободило путь. Следом, обжигая руки о раскалявшийся металл, по этому же пути смогли выйти ещё два человека. Последний видел, что следом за ним поднимался матрос, на спине которого висел товарищ, но среди спасённых этих людей не оказалось.

С первых же часов работы комиссии наступило глубокое разочарование в стилях и методах её работы. Показалось, что основной задачей огромного количества военных и гражданских специалистов была защита чести мундира своего ведомства. То все уходили в какие-то псевдотеоретические дебри, то с дотошностью, достойной лучшего применения, ковырялись в допускающих различное толкование лабиринтах боевых и эксплуатационных документов.

Составлялись списки с указанием количества классных специалистов, отличников боевой и политической подготовки, партийной принадлежности, национальности и прочей белибердой. В результате исполнения очередного бумаготворческого шедевра выяснилось, что на кораблях, выходивших в этот день на стрельбу, присутствовали офицеры семи различных штабов. При пофамильном прочтении этого списка выявилось, что в нём нет ни одной фамилии политработника. Это повергло в шок Члена Военного Совета Приморской флотилии. Необходимо было видеть, как недавний и будущий вершитель человеческих судеб заискивал перед начальником штаба бригады катеров, входящим на беседу к адмиралу флота Смирнову:

– Станислав Иванович, не забудьте ему сказать, что за сутки до выхода я разговаривал с вами по телефону и интересовался как дела.

Комиссия пыталась привести свои выводы к общему знаменателю: нарушены правила выполнения ракетных стрельб при запуске ракеты-мишени. Действительно, в правилах сказано, что ракета должна запускаться с таким расчётом, чтобы пройти по корме отражающего атаку корабля на определённой дистанции. А то, что система управления комплекса была рассчитана только на боевое применение и не позволяла запускать ракету в несуществующую точку прицеливания, – это никого не волновало. Всегда на подобных стрельбах прицеливание осуществлялось по кораблю, который за время полёта ракеты уходил от директрисы пуска, и, в случае непоражения, ракета-мишень с отключенным самонаведением проходила на заданной высоте по корме атакуемого корабля. Раньше это не вызывало нареканий, а тут – на тебе! Да и какое отношение это имело к попаданию ракеты в “Муссон“?

А почему же всё-таки произошла катастрофа? “Муссон“ выпустил по ракете-мишени две “Осы“ и произвёл несколько выстрелов из артустановки. Была версия, что ракета была поражена и, изменив направление, попала в корабль. Объективных подтверждений этому предположению выявлено не было. Да и подрывы ЗУРов могли произойти от воды.

Страшная гипотеза: а может быть, при подготовке ракеты на ракетно-технической базе не отключили устройство самонаведения? От этих слов – озноб по коже: такого не может быть, потому что не может быть никогда! При наличии на руках всех официальных материалов расследования, у меня не было причин склоняться к этой версии. Только мучил вопрос: почему после посещения этой базы у Члена Военного Совета ВМФ адмирала Медведева случился удар, от которого он больше не оправился? Не исключено, что это – просто совпадение. Может быть. И может, увы, быть всё, чего быть не должно по определению. В особенности на Флоте.

Капитана 1 ранга Тимирханова, отправившего меня на другой корабль за минуты перед съёмкой “Муссона“, среди спасшихся не было. После взрыва его никто не видел. Он мог бы не идти на тот выход, потому что уже давно был назначен на другую должность. Судьба шла за ним по пятам.

За месяц до этого случился пожар с угрозой взрыва на подводной лодке 641-го проекта Б-103 в районе острова Аскольд. Тимирханову, случайно оказавшемуся недалеко от этого места на морском тральщике “Якорь“, было приказано высадиться на борт аварийной подводной лодки, не входящей в состав нашей флотилии, и возглавить борьбу за живучесть. Сделать этого он не успел. Командир выбросил субмарину на песчаную отмель, пожар ликвидировали, но без жертв не обошлось.

Не выходит из памяти пример управления аварийной ситуацией из Москвы, за что разбирает стыд за родной Флот. Обстановку с подводной лодки докладывали голосом на “Якорь“, с него по радиосвязи на защищённый КП Приморской флотилии, откуда по телефону ЗАС шёл доклад на ЦКП ВМФ. Из Москвы после небольшой паузы по тому же длинному связному ухабистому мосту в обратном направлении шла команда:

– Главком приказал: вывести людей из задымленного отсека, включить ЛОХ! - и ещё что-нибудь в этом роде.

Краснея и пряча глаза, должностные лица репетовали эти вчерашние щи и фиксировали ценные указания в журналы событий.

Разбор итогов работы межведомственной комиссии производил Главком ВМФ в штабе Приморской флотилии. Я готовил доклад Командующему ПрФл РС для этого разбора. Никаких вразумительных выводов по сути катастрофы так и не прозвучало. Снова общие фразы, придирки со ссылками на буквы документов, уничтожающие выводы по деятельности органов управления и отдельных должностных лиц. Прямо из конференц-зала Командующего Приморской флотилией контр-адмирала Головко отвезли в госпиталь с сердечным приступом. Впоследствии он был снят с занимаемой должности и назначен с понижением.

Ни тогда, ни после у меня не возникло никаких личных внутренних претензий к поведению Командующего в той сложной обстановке. Все команды отдавались без паники, желчи и психоза ровным уверенным голосом. Не переводились “стрелки“ на других должностных лиц, ни на ком не вымещалось зло. Во всём произошедшем я не вижу вины Головко, если не считать планетарной ответственности вроде той, что у Ельцина: простите, что не уберёг защитников Белого Дома.

Как же так: погибло тридцать девять человек, а виновных нет? По моему мнению, среди привлечённых к ответственности по итогам выводов комиссии – нет. Все подобные ракетные стрельбы, проводимые ранее и впоследствии, могли закончиться трагически при определённом стечении обстоятельств. Уже через непродолжительное время после гибели “Муссона“ несмотря на все принятые меры и предостережения ракета-мишень имела контакт с антеннами однотипного корабля на Балтийском флоте.

Чтобы с высокой долей вероятности исключить риск при проведении стрельб по ракетам-мишеням, необходимо было разрабатывать и внедрять специальные технические системы обеспечения безопасности или вообще не стрелять. На первое, наверное, не было денег, а что касается второго, то – а “холодная война“ как же?

Скоро исполнится шестнадцать лет с того трагического дня.

Настоящий мужчина и герой, русский моряк Игорь Голдобин уволен с Флота без наград и выслуги. Нет, его никто не выгонял, но и никто не удерживал.

Адмирал Головко умер в неподходящем для этого события возрасте.

Основной пункт базирования Краснознамённой 165 бригады ракетных катеров в бухте Большой Улисс разгромлен и уничтожен. Хочется верить, что памятник славному малому ракетному кораблю Военно-Морского Флота СССР “Муссону“ перенесли в достойное место.

Перед глазами памятная доска с фамилиями погибших:

– Первый заместитель Командующего Приморской флотилией капитан первого ранга Тимирханов Р.;

– Командир 192-го дивизиона малых ракетных кораблей капитан 2 ранга Кимасов Н.;

– Командир малого ракетного корабля “Муссон“ капитан 3 ранга Рекиш В., –

И ещё тридцать шесть фамилий офицеров, мичманов, старшин, матросов и курсантов.
Вечная память “Муссону“!

Владимир Ульянич
капитан 1 ранга запаса

http://kreisers.narod.ru/Ulanich_M.htm
================================
ну вот и еще одна трагедия, а сколько их было в те годы??????
вечная память....

«Курск», «Комсомолец», «Адмирал Нахимов», «Эстония» – об этих трагедиях минувшего века знают многие. Не так давно я рассказал вам о катастрофе . А вот о гибели малого ракетного корабля (МРК) «Муссон» известно даже не всем профессионалам – так ее в свое время засекретило военное руководство СССР. Причина была более чем уважительная: «Муссон» сгубила ракета со своего же корабля!

Сначала вкратце о самом корабле. МРК проекта 1234 (шифр «Овод», НАТОвская классификация – «Nanuchka») относится к классу ракетных кораблей и предназначен для уничтожения крупных надводных целей и наземных объектов. Основное оружие – 6 крылатых ракет комплекса П-120 «Малахит» (дальность стрельбы до 150 км), размещаемых в транспортно-пусковых контейнерах в средней части корабля (по 3 побортно). Для защиты от воздушных целей корабль оснащен спаренной 57-мм артустановкой АК-725 и пусковой установкой ЗРК «Оса-М». Полное водоизмещение корабля – 700 т, стандартное – 610 т; длина – 59,3 м, ширина – 11,8 м, осадка – 3 м. Мощность дизельной установки – 3x10 000 л.с., скорость полного хода составляет 35 узлов, а дальность плавания 18-узловым ходом –1500 миль. Экипаж корабля - 60 человек.

Старт ПКР П-120 «Малахит» с МРК проекта 1234

Схема МРК проекта 1234

МРК «Муссон» был заложен на стапеле Владивостокского судостроительного завода 14 июля 1975 года и уже через шесть лет был спущен на воду. 9 февраля 1982 года корабль был зачислен в боевой состав Тихоокеанского флота, а еще через пять лет – 16 апреля 1987 – года ушел на дно Японского моря, унося с собой 39 матросов из 76 находящихся на борту…

Малый ракетный корабль «Муссон»

Так что же случилось в тот злополучный день? Солнечным весенним днем отряд кораблей Тихоокеанского флота в составе малого противолодочного корабля №117, МРК «Вихрь» и «Муссон» и двух ракетных катеров вышел в море для отработки стрельб ЗРК. Первоначально стрельбы были запланированы еще на 26 марта, но несколько раз переносились, в чем некоторые усматривают чуть ли не вмешательство потусторонних сил – дескать, само провидение стремилось уберечь «Муссон» от гибели…

Прибыв в назначенную точку, корабли перестроились в ордер для стрельбы. Первоначально предполагалось, что ракетные катера дадут залп по МПК, а «Муссон» и «Вихрь» будут на достреле. Но, как часто бывает, этот план неоднократно менялся и в окончательном варианте выглядел следующим образом: «Муссон» движется малым ходом (есть данные, что он вообще застопорил ход), а один из ракетных катеров с дистанции всего чуть более 11 миль производит залп двумя ракетами. Почему план изменили, думаю, объяснять не надо – очень уж кому-то хотелось заработать хорошую оценку.

Ракета-мишень РМ-15М «Термит-Р»

В 18.36 катер РК-42 выпустил первую ракету-мишень РМ-15М «Термит-Р». Цель тут же была взята на автосопровождение и сразу после ее входа в зону поражения обстреляна ЗРК «Оса-М». А вот дальше произошло невероятное: несмотря на то что ракеты разорвались в зоне поражения, цель продолжила полет, более того, она изменила траекторию и понеслась на «Муссон»! К чести «муссоновцев», они еще успели дать по ней очередь из зенитного автомата. Но помочь это уже не могло – ракета врезалась в надстройку. И все бы ничего, ведь обстреляли же как-то россияне украинский траулер (никакой политики, просто факт), а закончилось все несколькими ушибами да переломами. Вся беда была в том, что из-за малой подлетной дистанции в ракете оставалось приличное количество топлива и окислителя. Вот они-то и полыхнули. Корабль был обречен…

Спросите: почему это обречен? Всего и делов - потушить пожар! Так то оно так, но дело в том, что в то время во всех конструкциях кораблей и даже подводных лодок активно использовались алюминиево-магниевые сплавы (АМг). Я думаю, нет нужды рассказывать об их высокой горючести. Многие, наверное, готовили в детстве кустарную пиротехнику из смеси алюминиевых и магниевых опилок. Так экономическая выгода производства перевесила вопросы безопасности...

Хотелось бы сразу предупредить - не стоит винить только советское руководство в пренебрежении жизнями своих моряков: примерно двумя годами ранее, во время Фолклендской войны погиб краса и гордость британского флота, эсминец УРО «Шеффилд». От одной единственной авиационной ПКР «Экзосет», выпущенной устаревшим истребителем французского производства «Супер Этандар». Во многом трагедии «Шеффида» способствовало откровенное разгильдяйство бритов, но и обилие конструктивных элементов из АМг со счетов сбрасывать не стоит. По крайней мере британское правительство урок учло и применение АМг в конструкции кораблей запретило. Советское, на сколько мне известно - нет.

Тонущий эсминец УРО «Шеффилд» после поражения ПКР «Экзосет»

Но вернемся к «Муссону». Однажды довелось мне прочитать, что во время пожара конструкции из АМг плавились, как пластилин. Но так не бывает. АМг не плавится, он горит! Горит как электросварка, распространяя едкий дым! Кроме того, ракета рванула прямо в ГКП, погиб командир МРК капитан 3 ранга В. Рекиш, корабль был обесточен, лишился хода и связи, да и системы пожаротушения были разрушены. Другие корабли тоже не могли ничем помочь: чтобы передать с них пожарные рукава, необходимо было стать борт о борт с «Муссоном», но в любой момент мог рвануть боезапас. Пытались, правда, поливать с расстояния, но все было бесполезно: вода испарялась, так и не попав на горящий корабль...

В результате принявший на себя командование помощник командира старший лейтенант И. Голдобин и замполит корабля старший лейтенант В. Загоруйко приняли решение эвакуировать личный состав. Они же, по старой офицерской традиции, последними и покинули обреченный корабль. Было 19.20 по местному времени. А в 21.55 на горящем корабле стали рваться артиллерийские снаряды и зенитные ракеты...

В 23.30 «Муссон» затонул на глубине 2900 метро в 33 милях от острова Аскольд в точке с координатами 42°11′ с. ш. 132°27′ в. д.

Мемориал погибшим морякам «Муссона»

К нам в редакцию пришло письмо от капитана 1 ранга запаса Владимира Ульянича. Собирая и сопоставляя в течение 9 лет все данные о катастрофе, произошедшей 16 апреля 1987 г. в Японском море с малым ракетным кораблем «Муссон», В.Ульянич сделал свои собственные выводы о произошедшем, которые в корне отличаются от официальной версии гибели ко рабля и 39 членов его экипажа. Сегодня, в 28-ю годовщину этой трагедии, данный материал как никогда актуален.

Уважаемые друзья. Обращаюсь к Вам за помощью.
Гибель МРК «Муссон» вот уже 28 лет будоражит умы и сердца военных моряков. В расследовании этой трагедии не поставлена точка, а наоборот, Сеть заполонили десятки публикаций и их перепечаток, где события подаются в искажённом виде, вводят в заблуждение читателей, а проще сказать: откровенно лживы и тенденциозны.

Я свидетель и участник этих событий.

В материале, который я вам высылаю, мои выводы по причинам трагедии, которые диаметрально отличаются от официальных выводов и доказательно опровергают скороспелые поверхностные измышления. как журналистов, так и некоторых ракетчиков разных рангов.

Поверьте, все эти события никогда не оставляли мою память ни днём, ни ночью, а за последние 10 лет я имел Интернет-переписку и телефонные переговоры с десятками участников и свидетелей трагедии, в том числе и теми, кто владеет информацией, которая осталась по каким-то причинам невостребованной.

Но главные мои выводы основаны только на объективных материалах, которые не могут иметь двоякого толкования, могут быть исследованы и изучены при доброй воле заинтересованных в установлении истины.

Зачем это нужно?

1. В официальных документах виновниками гибели 39 человек необоснованно назначены в т. ч. три погибших офицера.

Общественность должна знать, что это не так, а ещё лучше — это чтобы на официальную ложь было официальное опровержение.

2. Правда — она и есть правда, и должна восторжествовать.

3. Должны быть хоть в какой-то мере дезавуированы те завалы ложной, непрофессиональной, бессовестной информации, скопившейся в Интернете и в периодической печати.

На страницах вашего сайта тоже, к сожалению, есть недостоверные материалы по этой трагедии недобросовестного (мягко говоря) журналиста Г.Пасько.

В высылаемом материале всё разъяснено: фактология, причины и выводы, мои побудительные мотивы, эмоции и холодный анализ.

Я не знаю, как размещаются материалы на вашем сайте или на его форуме. Прошу мне помочь в этом. Готов к сотрудничеству с вами и с читателями.

С уважением, капитан 1 ранга запаса Владимир Ульянич.

ТРАГЕДИЯ МРК «МУССОН». НОВАЯ ВЕРСИЯ. ПОСТСКРИПТУМ

Владимир Ульянич, капитан 1 ранга запаса.

В сентябре 2012 года на форуме интернет-журнала «Военное обозрение» я разместил свою статью «»

За прошедшие 2,5 года с момента публикации было отмечено 3200 просмотров данного материала. А вот в графе «Обсуждение» стояло гордое «ноль». Мне это было совершенно непонятным, и я решил написал короткий комментарий. Но – вот незадача! – размещать его оказалось негде. По ссылке высвечивалось: «страница, которую вы пытаетесь просмотреть, не найдена. Код ошибки 2F173/1.»

Куда делась страница и весь старый форум «Военного обозрения» мне там так и не ответили. Это значило, что эта статья исчезла из интернет-поисковиков, а значит, по запросу «МРК «Муссон» читателю вновь будут предлагаться десятки инсинуаций Пасько и Ко и их перепечатки.

Черновик того моего короткого комментария сохранился. Цитирую: «Дорогие друзья! Два с половиной года назад был размещен этот материал, где опровергаются выводы комиссии по расследованию причин гибели МРК «Муссон» и ВСЕХ других авторов, кто публично высказывался по этой теме. Я был готов к самым жестким словам и высказываниям в свой адрес, так как называл конкретные фамилии, опровергал факты, поддерживаемые многими. Ждал этого и был готов к этому, так как все приближало к главной цели – разгадке причин трагедии и установлению истины. Но за два с половиной года — при количестве просмотров 3200! — комментариев по этим выводам не оказалось. А как живо годами обсуждались ничем не подкрепленные измышления Пасько и Ко, военных «экспертов», выдавших желаемое за действительное! Неужели нет темы для обсуждения? Неужели эта трагедия – еще свежая и кровоточащая — не достойна серьезного анализа флотских историков и исследователей? На Флоте и сейчас эксплуатируются системы «Оса-М» и «Оса-МА», «Монолит», «Термит». А значит, есть и специалисты, что-то в этом понимающие. На современном ВМФ двумя флотами командуют бывшие командиры ракетных катеров 2 гднрка 165 бррка, которые бок-о-бок терлись на пирсах с живыми и погибшими участниками трагедии. У них нет желания дать команду своим специалистам проверить изложенные факты, назначить срок и заслушать доклад о проделанной работе?

Я не профильный специалист по вооружению и системам, отмеченным в этой трагедии. Поэтому любую критику в любой форме и в любом тоне принимал и собираюсь принимать благодарно и с уважением, расценивая ее, как еще один шаг к постижению истины. Мы же проходили на втором курсе один из основных законов диалектики – переход количества в качество. Если мне докажут аргументированно мои заблуждения, я приму это благодарно и безропотно.

Ни к кому не собираюсь лезть в душу и не жажду ничьей (даже виртуальной) крови. Готов к общению со всеми, кто выразит любой интерес к теме.

Чем больше общаюсь со свидетелями трагедии, тем больше вскрывается невостребованных фактов, лежащих на поверхности. А вот почему эти факты оказались невостребованными – это уже другой разговор. Анализируя подобное, невозможно бывает абстрагироваться от мысли, что все материалы расследования – это дымовая завеса, за которой спрятаны очевидные причины, которые расследовались параллельно. Иголку в стоге сена не спрячешь, и она периодически напоминает о себе то там, то сям. Но это все лирика. Когда эта иголка выйдет наружу – а это обязательно случится! – тогда и поговорим конкретно.

А пока есть очевидные факты. Во всяком случае, для меня. Это:

– две фотографии ИКО и дисплея РЛК «Монолит»;

– это фотография с положением ПУ ЗИФ-122 в момент попадания РМ в борт;

– это показания рулевого «Вихря» матроса Сергея Баркова;

– это показания, сидевшего за приборами в стрелявшей «Осе-МА», которого никто никогда ни о чем не спрашивал;

– это записи в вахтенных журналах Р-42 и Р-87.

Фотография с положением ПУ ЗИФ-122 молча опровергает абсолютно все, что было написано о стрельбе «Осы» по РМ.

«И последнее… Очень не хочется, чтобы в очередную годовщину трагедии, снова и снова различные издания писали, что повреждённая ЗУРами ракета-мишень, выпущенная с Р-42, изменила направление и попала в борт МРК…

Я утверждаю, что в борт МРК «Муссон» попала РМ-15 с высотой маршевого полёта 200 м, выпущенная с ракетного катера Р-87.

Я утверждаю, что РМ-15 не была поражена ЗУР «Оса-МА», подрывов ЗУР 9м-33 не было. Следовательно, РМ-15 не изменяла траекторию движения от подрывов ЗУР.

Ракета-мишень РМ-15М с ракетного катера Р-42 прошла над МРК «Вихрь»…

Будет ли еще и ПОСТПОСТСКРИПТУМ? Возможно…

А пока позволю себе еще раз предложить публикацию, размещенную два с половиной года назад.

Владимир Ульянич.

ЭПИЛОГ. ТРАГЕДИЯ МРК «МУССОН» ГЛАЗАМИ И СЕРДЦЕМ ОФИЦЕРА ПОХОДНОГО ШТАБА.

«Иди за тем, кто ищет истину.

Беги от того, кто ее нашел.»

(Конфуций.)

Предлагаю читателям развитие своего взгляда на катастрофу 16.04.1987 г. Предупреждаю, что основная фабула тех событий, сформировавшаяся в умах на протяжении четверти века выводами комиссии по расследованию, СМИ и Интернет-изданий, будет опровергаться и признаваться несостоятельной. Основой для такого вывода послужат только зафиксированные документально цифры и фотоснимки ИКО РЛК «Монолит» ракетного катера Р-42. Никаких предположений, обобщений и ссылок на авторитетные мнения, в какой бы форме они не выражались.

Заранее приношу извинить тех, для кого изложенные в конце выводы – секрет Полишинеля.

А пока позволю себе введение в основную часть.

Семь лет назад в Интернете был размещен мой материал «Трагедия МРК «Муссон глазами и сердцем офицера походного штаба».

В нем я честно и подробно рассказал о том, в чем принимал участие, что знал, что видел, что чувствовал, что думал. Писал, во многом, сверх-эмоционально, потому что все внутри бурлило от бездонной мути бездоказательной лживой информации о катастрофе 16.04.2012 г., подписанной журналистами Г.Пасько, Е.Шолохом, В.Голодным и другими.

Позволю себе длинную цитату из той публикации:

«Обвинительная часть акта комиссии по расследованию причин катастрофы никого не удивила. Это не значит, что с ней были согласны. (Как и с выводами комиссии Уоррена). Даже в глубоко неформальной обстановке мне не встретился никто из людей, заслуживающих уважения, кто хотя бы частично разделял выводы комиссии по причинам катастрофы и ее виновникам. Это не говорит о том, что их не было. Дело в другом: ОНИ НЕ ВЫЯВЛЕНЫ. Есть ли другие варианты? Есть.

Например:

а) кто-то знает, но хранит тайну;

б) кто-то даже не догадывается, что он что-то сделал не так;

в) другие (но тоже!) домыслы, догадки и предположения.

Вывод комиссии, на мой взгляд, должен был быть честным и лаконичным:

«В результате работы комиссии, причины, приведшие к катастрофе, и лица, виновные в ней, НЕ УСТАНОВЛЕНЫ» .

Повторюсь: это не значит, что их не было. Это значит, что они не установлены.

Я и сейчас не отказываюсь ни от единого слова, написанного выше.

Мне казалось, что кто-то, прочтя мое мнение о тех событиях, будет более тщательно обходиться с фактами, взвешивать оценки и не торопиться с однозначными выводами.

Что же изменилось за прошедшие семь лет? Тайна осталась тайной, но вместе с растиражированной по другим сайтам и форумам ложью в популярных газетах, в Интернете появились новые публикации. То, что продолжал писать Г.Пасько, воспринималось мной, как данность. Он не постеснялся даже включить в свою очередную статью отрывки моего текста – своего ярого оппонента – от своего имени. Ну, да ладно!

Появилось искреннее желание больше не принимать участие в этой публицистической тризне.

Но когда увидел и прочитал то, что вынесли на читательский суд не журналисты, а специалисты-ракетчики Г.Антонов, В.Михайлов, член комиссии по расследованию катастрофы А.Головачев, понял: молчать нельзя. Даже сами нескромные претенциозно-лубочные заголовки: «А город подумал – ученья идут», «Безопасность ниже ватерлинии», «Фарс и трагедия «Муссона» вызывали внутреннюю боль, которая не позволяла останавливаться и требовала дальнейших поисков для установления истины, опровержения обвинений в адрес конкретных офицеров – погибших и живых.

Кто-то спросит: «А как же поиски виновных?» Но об этом, в моем понимании, нельзя даже заикаться до установления неопровержимых причин катастрофы.

А разве не было нарушений при проведении совместных РС? Конечно, были! И даже серьезные. Но ни по одному из них – как по конкретному, так и в анализе комплекса нескольких нарушений – доказанных причинно-следственных связей нет ни у комиссии под руководством адмирала Смирнова, ни у перечисленных выше специалистов. Комиссия назвала виновных (как ей и положено), назвала массу недоказанных причин катастрофы (а что делать?), а вот в выводах, тем не менее, прозвучала фраза: «Стечение случайных обстоятельств и непредвиденных трагических факторов, приведших к катастрофе.»

Упомянутые выше офицеры-ракетчики этот тезис рассматривают, как ширму для вывода ответственных «из-под удара» и в прямой постановке бездоказательно формулируют для тысяч читателей свои однозначные выводы по причинам трагедии и ее виновникам. Вот уж, действительно, снова хочется обратиться к эпиграфу.

Московская комиссия не выполнила поставленной задачи. Хотя, не исключаю, что кто-то знал достоверно о причинах катастрофы. А может, и – нет. Во всяком случае, член комиссии А.Головачев точно не знал.

Не в моей компетенции — да и в манере тоже — кого-то осуждать за это на основании предположений. Факты, как понятно теперь, лежали на поверхности. Но их или не увидели, или…

Последние семь лет я регулярно возвращался к теме «Муссона», как самостоятельно, так и в дискуссиях с коллегами. Спасибо тем, кто делился материалами, своими знаниями, тратил драгоценное время на ознакомление с моими длинными письмами и присылал свои. Спасибо и тем, кто резко высказывался о моем подходе к расследованию. Это тоже помогало и подвигало не останавливаться. Если кого обидел – извините…

Точно не скажу, но, по-видимому, года два назад само собой наступило состояние предполагаемого озарения. Это было так мучительно и страшно. Хотелось, ну, пусть хоть кто-то доказательно опровергнет парадоксальные находки, потому что сам не мог. А когда со всеми фактами и выводами остался один на один, понял: чтобы предложить это к широкому рассмотрению, нужно знать тонкости, знать предполагаемые вопросы и уметь на них отвечать. Вот на это и ушло два года.

9 сентября я обратился к восьми офицерам, так или иначе причастным к данным событиям, с предложением к ознакомлению со сведенными в окончательную форму материалами. Кто-то не ответил, кто-то, ознакомившись, сказал, что эта версия – невероятная. Ни на кого не в обиде.

Меня мучил главный вопрос, к которым я обратился ко всем: нужно ли все это снова ворошить через 25 лет? Член первого экипажа «Муссона», мнением и отношениями с которым я очень дорожу, позвонил и сказал, что это необходимо делать. И обосновал – почему. Я тоже считаю, что нужно.

Значит, переходим к содержательной части, которая будет значительно короче вступления.

Я не считаю возможным и нужным публиковать выписки из навигационных журналов, фотографии ИКО, построенные на их анализе схемы, таблицы, логику своих рассуждений.

Только пара пояснений.

По фотографии ИКО и дисплея РЛК «Монолит» (она есть в Интернете) видно, что на момент пуска РМ-15м с Р-42 «Муссон» уже был поражен.

И еще. Всего лишь две цифры, записанные в навигационных журналах стреляющих катеров, напрочь опровергают официальную версию катастрофы и версии всех публиковавшихся исследователей.

Дпуска Р-42 – 21 км.

Дпуска Р-87 – 136 кбт. Но это же целых 25,2 км!

А теперь желающие на листе бумаги могут попытать изобразить строй тактической группы стреляющих катеров, где первым стреляет катер с Д-21 км, а вторым через минуту другой катер с Д-25,2 км.

ИТАК.

1. Тактическая группа ракетных катеров Р-42 и Р-87 16.04.1987г. выполняла ракетную стрельбу РС-21 по назначенному времени «Ч» – 18ч.42м.

Точкой прицеливания был назначен МРК «Мусс он».

Первым пуск произвел Р-87 с Д-136 (25,2 км) кбт по П-171 град. в 18ч.41м.

2. С приходом Р-42 на Д-24км от МРК «Муссон» (назначенную планом дальность пуска) был произведен пуск РМ-15м.

В результате (скорее всего) ошибки (она зафиксирована на снимке ИКО РЛК «Монолит») в приборы управления стрельбой «Коралл» были введены данные по МРК «Вихрь» П-176 град, Д-21 км, куда и полетела РМ-15м. Ее и видели очевидцы, пролетающей над «Вихрем», когда «Муссон» уже горел.

Отсюда делаем выводы:

1. Абсолютно все, что написано о причинах и последствиях попадания РМ-15м с ракетного катера Р-42 в МРК «Муссон», должно быть признано недействительным и, если бы это было возможным, удалено со страниц прессы и Интернета. В этом случае о трагедии 16.04.1987г. можно было писать и рассуждать с чистого листа.

2. Названные в акте расследовании причин катастрофы одними из виновников Капитан 1 ранга Тимирханов Р., капитан 2 ранга Кимасов Н., капитан 3 ранга Рекиш В. таковыми не являются. Это подтверждается теми доказанными фактами, которые имеются на настоящее время.

3. Дальность стрельбы при выполнении РС-21 16.04.1987г. не изменялась в меньшую сторону ни в плане, ни при выполнении фактической стрельбы.

Пуск РМ-15м произведен по времени, когда дальность до «Муссона» составляла 24 км, т.е. была плановой. Почему ракета-мишень полетела на «Вихрь», находящийся на Д-21 км – это уже другой вопрос, и я о нем написал.

4. Табличное время подлета РМ-15 к цели с Д-136 кбт (25,2 км) – 85 секунд.

Следовательно, при пуске РМ-15 в настоящее место цели, имеющей ход 9 узлов, обеспечивался параметр безопасности Р–394м.

Да, это не 1600 м, но и не «ноль», согласитесь.

Ситуации, при которой, по словам находящихся в посту системы управления ЗРК «Оса-МА» МРК «Муссон», РМ на сопровождении летела с курсовым параметром «ноль», может быть только два объяснения:

– cамонаведение;

– пуск РМ произведен в упрежденное место цели.

Все это требует дальнейшего исследования, где не может быть мелочей. Со слов мы знаем, что на Р-87 была загружена РМ-15 с установленной высотой маршевого полета 200м. Но этого мало. Необходимо точно знать: какая ракета и с какими установочными данными была переделана в РМ и загружена на катер для стрельбы.

Ждет дальнейшего исследования вопрос не поражения (или поражения) РМ ЗУРами и артиллерией «Муссона».

Мы с товарищами подробно и долго обсуждали все эти вопросы. Имеются версии, подкрепленные расчетами и схемами. Конечно, и я имею свой взгляд по главному вопросу трагедии. Но это не предмет обсуждения на форумах.

Хочется надеяться, что факты, изложенные здесь, заинтересуют соответствующие структуры действующего ВМФ, ВУНЦ ВМФ, ТОФ. В случае подтверждения моей информации, по-видимому, необходим официальный документ с официальными выводами.

Наш офицерский и человеческий долг – раскрыть тайну гибели МРК «Муссон» и 39-ти членов его экипажа, сколько бы лет не прошло со времени трагедии.

Вечная память «Муссону».

Сентябрь, 2012г.

Четверг, 16 апреля 1987 года, выдался ясным весенним днем. После обеда отряд кораблей в составе МПК № 117 - малого противолодочного корабля, малых ракетных кораблейМУССОН и ВИХРЬ, а также двух ракетных катеров снялся с якоря в заливе Стрелок и взял курс в заданный район залива Петра Великого для отработки совместной стрельбы зенитно-ракетным комплексом.Примерно часа через два они разделились, МПК № 117, “Муссон” и “Вихрь” образовали ордер, по которому ракетные катера должны были выполнить стрельбы ракетами-мишенями. Кораблям же ордера требовалось отбиться от них.Шел седьмой час вечера, когда поступила команда и один из катеров пустил первую крылатую ракету-мишень по “Муссону” - ядру ордера. Обнаружив цель, “Муссон” ударил по ней двумя ракетами из зенитно-ракетного комплекса, которые и разорвались в зоне поражения ракеты-мишени. Выпущенная стреляющим катером следом вторая ракета-мишень пронеслась в свободном полете над “Муссоном”, так как на корабле было уже не до нее…Пораженная первая ракета-мишень резко изменила траекторию полета, стала снижаться и спустя несколько мгновений вонзилась в надстройку “Муссона” - радиорубку. Пронизав ее, она взорвалась (горючее и окислитель ракеты) на главном командном пункте (ГКП) корабля. “Муссон”, содрогнувшись от удара и взрыва, загорелся. В ходовой рубке стреляющего катера по радиосвязям разнеслось: “Первый”, я “Третий” (позывной “Вихря”), во “Второй” (позывной “Муссона”) попало “изделие”. “Второй” горит. Люди покидают корабль…”Было 18 часов 36 минут.Получив трагическую весть, стреляющие катера полным ходом пошли к месту бедствия “Муссона”. В 19 часов 13 минут катера и корабли были в сборе и рассредоточились примерно в 2 кабельтовых от “Муссона”, надстройка которого была объята сильным пламенем.Руководитель стрельб - командующий объединением контр-адмирал Л. Головко, находящийся на ПМК, пресек попытки некоторых командиров кораблей подойти к “Муссону” и помочь ребятам, призывно размахивающим руками. Он приказал не приближаться к горящему кораблю во избежание новой беды, ибо тот был загружен артбоезапасом и зенитными ракетами. Не предвещали ничего хорошего и крылатые ракеты на борту “Муссона”.Корабль был полностью обесточен, вследствие чего вышли из строя все системы пожаротушения и связь. Часть спасательных средств сгорела, другие от моряков отрезал огонь. Надстройка и другие конструкции корабля, выполненные из алюминиево-магниевых сплавов, от высокой температуры горения плавились как пластилин. Этой лавой и дымом закрыло контейнеры с крылатыми ракетами по левому борту (они сгорят дотла не взорвавшись). Поэтому находящиеся на “Муссоне” и на окружающих кораблях не видели и не знали, что с ними. С правого же борта контейнеры с ракетами встали “на попа” и, свалившись в воду, затонули.Командир “Муссона” капитан 3-го ранга В. Рекиш, 1-й заместитель командующего объединением капитан 1-го ранга Р. Темирханов и ряд других офицеров, мичманов, старшин и матросов погибли сразу же после взрыва. За старшего на объятом пламенем “Муссоне” остался помощник командира корабля капитан-лейтенант Игорь Голдобин. Получив при взрыве травму позвоночника, перелом ноги и ожог руки, он тем не менее остался в строю, возглавив вместе с замполитом старшим лейтенантом Василием Загоруйко сначала борьбу с огнем, а затем и организацию спасения оставшихся в живых людей.Во избежание преждевременного взрыва морякам удалось приоткрыть крышки погреба с зенитными ракетами, чтобы снизить внутреннее давление. Они пытались подозвать к себе другие корабли, пусть не помочь, а чтобы хотя бы с них перебросили на “Муссон” пожарные шланги, ведь голыми руками и даже огнетушителями разбушевавшуюся огненную стихию не укротишь. Однако оттуда ответили, что командование не дает “добро” на сближение. Морякам “Муссона” оставалось рассчитывать только на себя.Проверив температуру переборок в районе 33-го шпангоута, за которыми находились старшинский кубрик и погреб с зенитными ракетами, и убедившись, что переборки уже горячие и пламя вот-вот перебросится на старшинский отсек, поняли, что благие надежды тщетны: кораблю уже ничем не помочь. Тем более если учесть, какую угрозу могут представлять ракеты по левому борту, о состоянии которых ничего известно не было. И капитан-лейтенант Голдобин отдал приказ всем покинуть корабль. Тех, кто был тяжело ранен или не умел плавать и боялся прыгать в воду, хотя только что проявлял мужество на горящем корабле, облачали в спасательные жилеты и выбрасывали за борт в ледяную воду. Жестоко? Наверное, все-таки нет. В сложившейся ситуации это был единственный шанс выжить. Вслед им бросили плотик, сооруженный из контейнеров из-под зенитных ракет. Последними с гибнущего корабля спустились в воду по якорной цепи, цепляясь за нее обожженными руками, помощник командира Игорь Голдобин и замполит Василий Загоруйко…Часы показывали 19 час. 20 мин. По местному времени.Подобрав из воды ребят, корабли отошли, ожидая взрывов и наблюдая, как догорает в ночи их боевой собрат. Около полуночи, после того, как рванули артиллерийские снаряды и зенитные ракеты, “Муссон” затонул на глубине около 3 тысяч метров, унеся с собой в морскую бездну обгоревшие тела 39 человек: матросов, старшин, мичманов и офицеров из экипажа малого ракетного корабля вместе с его командиром, а также нескольких офицеров проверяющих-наблюдателей из штаба и курсантов школы техников ВМФ и мореходки, проходивших стажировку на “Муссоне”.Произошло это в географической точке с координатами 42 градуса 08 минут северной широты, 132 градуса 22 минуты восточной долготы в 33 милях от острова Аскольд.В базе отряд кораблей и катеров, поредевший на одну боевую единицу, встречали высокое флотское начальство, представители прокуратуры и особого отдела.Так в чем же причина трагедии? Как же так случилось, что ракета-мишень поразила корабль, вместо того, чтобы после подрыва сразу же упасть камнем в море? Однозначного ответа на сей счет не дали ни оставшиеся в живых муссонцы, ни их сослуживцы с других кораблей, на глазах у которых все произошло.По мнению одних, нелепая трагическая случайность: при поражении ракеты-мишени в ней заклинило руль, и так как мишень, хоть и посеченная осколками зенитной ракеты, оставалась объектом целостным, она продолжила полет прямо в надстройку корабля, а малая дистанция уже не позволяла ее добить.Другие склонны считать, что если бы “Муссон” не застопорил ход (некоторые утверждают, что корабль был на малом ходу), то подбитая ракета-мишень никогда бы не попала в него. У некоторых же специалистов сложилось впечатление, что головка самонаведения ракеты-мишени не была отключена. Об этом говорили траектория полета ракеты и ее “поведение” на конечном отрезке, а в итоге - попадание в зону наибольшего радиолокационного отражения на корабле - радиорубку. Мол, если бы ракета-мишень после подрыва падала без включенной головки самонаведения, то давно свалилась бы в море, а не летела еще несколько километров так целенаправленно. Отсюда делались выводы: на базе подготовки ракет-мишеней допустили преступную халатность, позабыв отключить головку самонаведения…Официальную версию служебного расследования, как говорили офицеры и мичманы, им никто не посчитал нужным сообщить, как не пожелал спустя несколько лет после катастрофы встретиться с журналистом “В” руководитель тех трагических учений контр-адмирал Л. Головко, у которого не оказалось “оснований и желания” говорить с репортером о былой трагедии, хотя, безусловно, у него и “имеется несколько иное мнение” о случившемся, чем “у некоторых официальных и неофициальных лиц”.А между тем комиссия под руководством 1-го заместителя главкома ВМФ СССР адмирала флота Н. Смирнова в ходе расследования ЧП, не сбрасывая со счетов все вышеназванные моими собеседниками факторы, в конце концов пришла к выводу, что произошло роковое стечение обстоятельств, базирующихся на непродуманности действий и преступной халатности должностных лиц во время учений, стремлении флотских начальников пустить пыль в глаза вышестоящему командованию и заработать во что бы то ни стало высокую оценку за стрельбы, для чего были изменены и до минимума упрощены условия учений. В том числе дистанцию стрельбы и скорость кораблей спланировали в конце концов так, чтобы, не дай бог, не промахнуться…Какой ценой пришлось заплатить за попытку очковтирательства - известно…