Классификация и категории рек для сплавов. Рафтинг — самые опасные маршруты Река Катунь

По статистике реки Карелии считаются самыми популярными среди групп туристов - водников.

Карелия предоставляет большой выбор вод, где можно совершенствовать свои навыки в бурных потоках как на катамаранах так и на каяках и байдарках. Маршруты можно подбирать самые различные, начиная с простых, красивейших рек, до труднопроходимых порогов для высококвалифицированных туристов и спортсменов.

Международные стандарты оценивания водных походов составляют шесть категорий и относятся только к бурным сплавным рекам. Что означает каждая цифра в описании сложности маршрута? Давайте разбираться.

Категория I: Водные походы данной категории представляют собой реки с небольшим течением и совершенно несложными переходами. Опасность на таких тихих реках могут представить только внезапная мель или выступающие камни - валуны.

Категория III: Сложные реки с высокими и беспорядочными валами, большим числом встречающихся подводных камней и других значительных препятствий. Необходимость в данном водном походе умения профессионально маневрировать, обходя «бочки» и «сифоны».

Категория IV: Сложные реки с непредсказуемыми препятствиями, мощным потоком и сложными порогами. При водном походе данной категории следует уметь профессионально маневрировать, обходя «бочки» и «сифоны», а так же следует совершить предварительный просмотр пути по реке.

Категория V: Чрезвычайно сложные реки, пороги которых могут включать в себя водопадные сливы, трудные для прохождения шиверы и бочки, а так же совершенно узкие проходы. Данная категория прохождения некоторых участков такой бурной реки может нести огромный риск и опасность для жизни.

Категория VI: Бурные реки верхнего предела проходимости. Ошибки здесь могут стоить жизни - препятствия на таких реках проходят либо те, кто умеет красиво рисковать, либо участки так и остаются не пройденными.

Сложность реки (водного похода) зависит от изменчивых обстоятельств природы: уровня воды, засоренности брёвнами после наводнения и пр. Поэтому при присвоении той или иной категории для реки определяются те сложные или простые отдельные участки, которые могут получить своё описание.

Например, сложность того или иного порога на реке указывается в виде индекса. Что бы характеристика реки была более точной, в некоторых случаях употребляется сочетание той или иной категории или половина одной: III+, IV- или III-IV. Поэтому, даже ориентировочно указывая сложность сплавных рек , международная шкала включает в себя три простых и эффективных критерия:

  • определение препятствий;
  • линии движения;
  • безопасность при последствиях сложного прохождения.




Рафтинг в России начал бурно развиваться после того, как была проведена рекламная кампания от Camel. Тогда идею данного вида спорта подхватили и стали включать в туристские соревнования. У большинства команд не было своих рафтов, поэтому их приходилось арендовать непосредственно на соревнованиях.

Как вид спорта внесён во Всероссийский реестр видов спорта в 2003 году (номер-код 1740001411Я).

Коммерческий сплав. Сзади сидит инструктор

Рафтинг принципиально отличается от других видов водного туризма как видом судна, на котором производится сплав, так и идеологией. Рафтинг является коммерческим видом сплава, т.е для участия в сплаве не требуется никакого предыдущего опыта. Достаточно оплатить тур, и вы в группе. Соответственно реки для рафтинга должны быть легко доступны, т.е к ним проложены дороги на старт и финиш маршрута.

Примеры классических маршрутов:

  • Мелен 3-4 к.с. - Турция;
  • Бхоте-Кости 4-5 к.с. - Непал ;
  • Марсианди 4-5 к.с. - Непал;

Для рафтинга подходят реки с обилием порогов , шивер , перекатов и водопадов . Такие реки обычно находятся в горных районах или на очень рельефной местности. Как следствие, подобные районы слабо или вообще не заселены.

Маршруты для рафтинга классифицируются по шестибалльной шкале (1-6) категорий трудности. Допускаются уточнения: например 3+ к. с. или 5- к. с. Сами препятствия так же характеризуются по семибальной шкале (0-6) категорий сложности. Аналогично маршрутам, здесь тоже допускаются уточнения: например препятствие 5++ к. с. или 4- к. с.

Рафтинг достаточно опасное увлечение, особенно, когда речь идёт о маршрутах 3-ей и выше категории трудности. Основные опасности представляют собой:

  • преодоление мощных порогов и водопадов ;
  • попадания сплавляющегося в «бочки» и завалы , подводные карманы;
  • получение травм, переохлаждение ;
  • удалённость от цивилизации и, как правило, отсутствие связи со спасательными службами ;

Самым популярным местом рафтинга в России является Алтай:

  • Катунь (1-4 категория сложности)
  • Чуя (5 категория сложности)
  • Аргут (6 категория сложности)
  • Башкаус (5-6 категория сложности)

История развития рафтинга

Сплав по рекам – занятие, известное человеку с незапамятных времен. Имеются свидетельства того, что сотни веков до нашей эры древние народы путешествовали по рекам на каноэ. С ходом развития цивилизации по рекам сплавляли лес, на различных плавательных средствах переправлялись по горным водам золотоискатели и геологи.

В экстремальном сплаве по горным рекам наиболее заметный след оставил англичанин М. Джонс, который положил начало современным представлениям о сплаве на каяке. Им были организованы первопроходы на каяках по Голубому Нилу в Африке, реке Ориноко в Южной Америке и реке Дудх-Коси в Непале. Среди советских и российских спортсменов, сделавших немало для развития движения экстремального сплава, – плотовики В. Брежнев, В. Мустафин, В. Говор, М. Колчевников, А. Краснов, Г. Леонтьев. С их именами связано большинство первопрохождений по самым сложным рекам на территории бывшего СССР. Катамаранщики С. Кириллов, А. Волков, С. Лагода, С. Черник – признанные эксперты в области первопроходов на катамаранах по водоемам с самыми сложными и опасными препятствиями .

Сами рафты, появились во время войны во Вьетнаме, где эти плавательные средства использовались для доставки грузов по водным артериям на базы американской армии.

В СССР впервые рафты увидели на Алтае во время проведения международных соревнований «Чуя-Ралли» в 1989 году. Этот представительный форум, созвавший 350 водников со всех обитаемых континентов и полторы тысячи зрителей, стал этапом зарождения российского рафтинга. В стартах приняли участие 144 экипажа судов разного класса из 14 стран мира. Экипажи из Замбии, Непала, Коста-Рики, Венесуэлы, Австрии, Новой Зеландии, США и других стран на соревнованиях выступили весьма успешно; «бронза» досталась Великобритании, «серебро» у спортсменов из Новой Зеландии, медаль высшей пробы – «золотая» у спортсменов СССР.

Удивительную особенность заметил тогда главный судья соревнований М. Ю. Колчевников, что превосходство зарубежных коллег в производстве снаряжения для сплава заключается не в идеях, а в технологии. Эти технологии позволили рафтам стать самым популярным средством сплава в мире. К середине ХХ века сплав по горным рекам стал обособляться в отдельный вид спортивного мастерства. Стали проводиться различные «водные» фестивали, в которых участники соревновались за звание лучших. К началу 90-х годов развитие международного рафт-движения стало требовать унификации правил проведения соревнований. В 1997 г. была образована Международная Федерация рафтинга (IFR), а через год – в 1998 году была создана Российская Федерация рафтинга (РФР) под руководством Алексея Викторовича Румянцева. РФР является членом Европейской ассоциации рафтинга и Международной Федерации рафтинга.

В Международной ассоциации рафтинга состоят 28 стран (ЮАР, Чили, Канада, Чехия, Норвегия, США, Аргентина, Перу, Мексика, Боливия, Австрия, Словения, Германия, Россия и др.).

Чемпионаты мира и Европы по рафтингу проходят один раз в два года.

В марте 2000 года прошел Чемпионат мира по рафтингу, проходил он в Чили на реке Футалеуфу. Россию в Чили представляла питерская команда «Нева-Тур». На соревнования приехали 14 мужских команд и 6 женских. Это были сильнейшие сборные. И тем не менее наши выиграли (капитан команды Сергей Петров (39 лет), Владимир Быкадаров (34), Илья Королев (29), Александр Левицкий (20), Дмитрий Карбутов (29) и Дмитрий Еремин (28)). По сумме всех видов программ наша команда набрала 840 очков из 1000, у немцев, которые стали вторыми – 588 очков, третье место заняла команда из Словакии, четвертое место за чехами.

В этом же году на Алтае состоялся фестиваль бурной воды Camel Ak Talai Margan ("Вызов Бурной Воды"), где приняли участие 15 команд из 11 городов России. В рамках фестиваля был проведен не имеющий аналогов в мире 70-километровый марафон на рафтах по р. Катунь. Для освещения соревнований на Алтай прибыли восемнадцать столичных журналистов, представлявших ОРТ, НТВ, Ren-TV, ТВ-6 и др.

В 2001 году команда Горно-Алтайского Государственного университета участвовала в чемпионате Camel White Water Challenge в Замбии на реке Замбези, где заняла лишь 14 место из 16 мужских команд, а команда «Нева-Тур» в 1997 году заняла на Замбези – 4 место среди 21 команды.

В 2003 году "Алтай-Рафт" выигрывает национальный отбор, который проводится на р. Чуя, респ. Алтай и представляет Россию на Чемпионате мира в Чехии на канале Липно, где занимает 6 место из-за серии ошибок. Средний возраст команды составлял менее 20 лет, и было понятно, что при грамотной работе тренерского штаба они возглавят все же пьедестал почета, что и случилось сначала на "Кубке Амазонки" по рафтингу в 2004 году, а затем и на реке Кихос в Эквадоре на Чемпионате мира в 2005 году.

На Чемпионате мира в 2005 году – в первом виде программы, параллельном спринте, наши остались только третьими, уступили чехам и канадцам. Однако этот результат нельзя было считать плохим; уровень лучших рафтеров за последние годы неимоверно вырос. Это подтверждается тем, что в квалификации параллельного спринта семь команд финишировали в одной секунде.

В слаломе наша команда стала первой, в очень сложном поединки обыграв чехов и словаков.

В длинной гонке, где разыгрывается больше очков, команда «Алтай - Рафт» заняла третье место, и для итоговой победы этого оказалось достаточно. А на Кубке мира по рафтингу, который проходил в Китае – команда из Горно-Алтайского государственного университета стала сильнейшей в экипажах четырехместных рафтов.

В 2006 году проходил Чемпионат Европы. Проходил он на р. Белая, респ. Адыгея. Соревнования проходили в трех дисциплинах: слалом, длинная гонка и параллельный спринт. На счету российских спортсменов две награды, причем обе у мужчин. По сумме трех дисциплин команда «Алтай-Рафт» заняла первое место, а спортсмены Горно-Алтайского государственного университета (ГАГУ) завоевали «бронзу».

На Чемпионате Европы в 2006 году женские команды из России заявили о себе, как о сильном сопернике. Россию здесь представляли две женские команды, из г. Красноярск и г. Санкт-Петербург. Призовых мест команды не заняли, но команда «Красноярск» в общем зачете заняла пятое место, до этого российские женские команды занимали места лишь во втором десятке.

Одержав победу на «Кубке Амазонки» в 2004 г., в Чемпионате мира 2005 г. и на Чемпионате Европы 2006 г. алтайская команда «Алтай-Рафт» первыми в истории российского рафтинга получили звание мастера спорта международного класса (МСМК), следующие спортсмены: Калинин Михаил, Шипулин Константин, Долгов Александр, Майманов Макар, Нечаев Сергей и капитан команды Меновщиков Леонид.

13-18 мая 2008 года в Австрии проходил чемпионат Европы по рафтингу. В соревнованиях участвовали команды из 22 стран, спортсмены участвовали в классах рафт-4 и рафт-6 на дистанциях: квалификация, параллельный спринт, слалом, длинная гонка. На соревнованиях было заявлено 25 команд в классе рафт-6М, 20 команд в классе рафт-4М, 22 команды в классе рафт-6Ж и 16 команд – рафт-4Ж. Среди мужских экипажей рафт-4 и рафт-6 первые места заняли российские команды («Алтай-рафт» и «ГАГУ»); российские женские команды призовых мест не заняли; женская российская команда «БЗКО» в классе рафт-4 заняла в общем итоге лишь 14 место, а в экипажах рафт-6Ж команда из г. Новосибирск заняла 20 место; команда «Красноярск» в итоге заняла 8 место - впервые подняв российский женский рафтинг в первую половину турнирной таблицы.

Рафтинг как спорт

Рафтинг – это сплав по горным рекам с прохождением естественных и искусственных препятствий на время.

Слово «рафтинг» происходит от английского слова «рафт », что в переводе означает «плот». Рафтинг – командный вид спорта и каждый участник во время сплава выполняет определенные функции, а экипаж в целом выполняет указания лидера-капитана.

Соревнования по рафтингу состоят из четырех дисциплин: Квалификационный заезд (по международным правилам - Спринт), Параллельный спринт, Слалом, Длинная гонка. Максимальное количество очков за победу в каждом виде: 100, 200, 300 и 400 соответственно. Команда, набравшая максимальное количество очков в сумме, - становится победителем в общем зачете - Многоборье.

Занятое место 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Процент очков 100% 95% 90% 85% 80% 75% 70% 65% 60% 55% 50% 45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5%

Ежегодно в России проводятся такие соревнования как: Ак Талай Маргаан, Чуя-ралли, Чемпионат России и Кубок России, куда съезжаются сильнейшие спортсмены страны. Соревнования проводятся в двух классах: Рафт-6 и Рафт-4 (с делением на мужские и женские команды).

Каждые два года проводится чемпионат Мира по рафтингу. До 2008 года в соревнованиях участвовали только экипажи состоящие из шести человек, но начиная с Чемпионата Европы проводятся также соревнования между экипажами из четырёх человек. Первыми чемпионами на рафтах-четвёрках стали россияне.

Методика рафтинга

В рафтинге существует 4 команды, за счет которых перемещается рафт.

  • Ход - вперед.
  • Малый ход
  • Табань - назад.
  • Зацеп - гребок веслами перпендикулярно оси рафта, при котором рафт смещается параллельно своему прежнему местонахождению.

Результаты международных соревнований

Чемпионаты Мира

Год Страна проведения Класс Команда Квалификация Параллельный спринт Слалом Длинная гонка Многоборье
2011 Коста-Рика R-6М Алтай-рафт 13 28 14 12 14
2011 Коста-Рика R-6Ж Красноярск 8 4 4 7 6
2010 Нидерланды R-4М ГАГУ 1 4 6 8 5
2010 Нидерланды R-4Ж Красноярск 7 2 7 9 8
2009 Босния и Герцеговина R-6М Алтай-рафт 15 3 11 3 4
2009 Босния и Герцеговина R-6Ж Красноярск 4 4 6 8 7
2007 Корея R-6М Алтай-рафт х 9 3 2 4
2007 Корея R-6Ж БЗКО х 11 13 12 12
2005 Эквадор R-6М Алтай-рафт х 3 1 3 1
2005 Эквадор R-6Ж БЗКО х 13 10 13 12
2003 Чехия R-6М Алтай-рафт х 11 5 4 6
2003 Чехия R-6Ж Женская команда х 10 9 9 9
2001 США R-6М Нева-тур х 7 2 5 4
2000 Чили R-6М Нева-тур 2 1 3 1 1
1999 Южная Африка R-6М Нева-тур 1 5 4 2 2
1998 Коста-Рика R-6М Мужская команда х 7 8 7 7

Первенства Мира

Эта информация касается сложности потоков и их классификации, к которой приступим сразу после этого абзаца. Мы старались приспособить классификацию к европейским привычкам и мировому развитию этой областиi. Категории сложности достаточно субъективны и предназначены для того, чтобы мы могли лишь сравнить разные потоки. Специфический эффект на водника оказывает прежде всего его собственная трасса.

Большинство категорий сложности установлены для минимального (иногда оптимального) состояния воды. Всегда будьте внимательны к высокой воде. Сложность трассы при высокой воде может повыситься на 2 категории.

Но а сейчас перейдем непосредственно к самим категориям. Что же это такое и с чем это едят? Совокупность отдельных препятствий, степени опасности, уклон и расход - это все надо каким-то образом обозначить и описать, чтобы новичок вдруг не выехал на реку с водопадами. Классификации в мире развивались в разных направлениях. В Чехии мы придерживаемся альпийской системы, в которой обозначение ZW говорит о относительно спокойной воде, на бурных же реках различаются шесть категорий сложности от WW I до WW VI, с тем условием, что они применяются к характеру местных рек. В разных уголках мира сложность рек обозначаются подобным образом, однако иногда в определении сложности могут быть учтены и такие параметры, как отдаленность реки от мест цивилизации или же сложность подхода к ней (преимущественно в России и в США). К тому же, в этих странах может сравниваться несравнимое. Например, реки, которые имеют одинаковые водные эффекты трассы, но расход имеют 30 м³ и 1000 м³, могут относиться к одной категории WW II. Однако с точки зрения сплава эти реки будут разительно отличаться. Велики отличия и при оценке узких и непросматриваемых потоков. Обозначение категории отдельного участка или места не всегда указывает действительную степень их сложности. Одна степень сложности будет у порога категории WW II, длиной в 50 метров и совершенно другая у пятикилометрового бурного участка такой же сложности, но с ледяной водой и в неприступном ущелье. Категории сложности отдельных участков бурных рек при помощи знаков "+" и "-" еще делятся на более конкретные подкатегории. В случае одного или двух сложных мест на более спокойной реке, применяется обозначение!! - и обозначает категорию с данными о сложности именно этого места или же на данном кратком участке повышенная сложность может обозначаеться повышенной категорией сложности в скобках. Более подробное описание можно найти у данного километра в описательной части километража. Будьте внимательны к водным площадям, например, зеркало озера при сильном ветре может классифицироваться как категория WW II. Исходя из этих особенностей обозначений, трасса всегда должна выбираться очень продуманно, в соответствии с собственным опытом и без преувеличенной надежды на свои возможности. Большинство водников сплавляется по потокам WW II -III (IV), только самые опытные WW V и выше. Классификация сложности не была нами выдумана. Возникла она как следствие консультаций со многими местными и иностранными водниками-экспертами.

название

характер русла

требования к сплавляющимся и риски

необходимое снаряжение

пример для оптимального состояния воды

спокойно текущая

просматриваемая, скорость течения до 2 м/с, без препятствий и порогов

знание основного прохода рек и управления лодкой, риск при перевороте отсутствует, легкая самопомощь

открытая лодка с противопотопляемыми снаряжением, спасательный жилет для молодежи

небольшие пороги с регулярными волнами, просматриваемая, узкие меандровые протоки с прибрежными зарослями

знание управления лодкой в проточной воде, риск при плавании минимальный, легкая самопомощь

умеренно сложная

более видимые пороги с волнами, широкие, хорошо читаемые проходы в заблокированном русле, более узкое русло с небольшими порогами, требующими быстрой реакции, встречающиеся препятствия хорошо видны и, имея определенную подготовку, можно их легко обойти, предварительный просмотр необязателен, риск при плавании небольшой, самопомощь возможна, однако помощь друзей не будет лишней

знание управления лодкой на порожистой реке, обязательно умение пристать в улове, рекомендована хорошая тренированность и опыт

возможны открытые лодки, хорошо оборудованные средствами противопотопления, но лучше применение закрытых лодок, спасательный жилет, шлем

пороги с высокими беспорядочными волнами, слабые валы и средне заблокированная трасса, пороги в меандрах менее просматриваемые, узкие места с порогами без достаточного обзора. На реках с большим течением могут встречаться и небольшие "сливы" и "бочки", но не часто. Трудные участки можно обойти. Предварительный просмотр рекомендован при первом сплаве, а также в местах, которые характеризуются своей нестабильностью (присутствие деревьев). Вероятность травмирования при сплаве еще не достигает критического уровня, самопомощь возможна, но лучше привлечь и друзей, иначе есть перспектива долгого выплывания из воды.

знание техники и тактики сплава по бурной воде, натренированность, обязательна быстрая реакция в управлении лодкой

закрытые лодки, лучше одиночные, остальное как при сложности WW II, рекомендована защитная одежда (гидрокостюм), средства первой помощи и умение с ними обращаться.

крайне сложная

большие и ярковыраженные пороги с высокими волнами, валы, «бочки» и «сифоны», навалы воды на препятствия, сильно заблокированное корыто реки, узкие проходы со сливами и быстротоками, менее просматриваемые, но предсказуемые. Могут встречаться огромные волны и валы, которые невозможно обойти. Предварительный просмотр трассы всегда обязателен при первом сплаве, рекомендован и при последующих. Риск от среднего до высокого, возникновение сложностей при самопомощи. Помощь друзей необходима, к тому же требует определенного опыта.

Комплексное знание техники и тактики сплава на тяжелой воде, отличная натренированность и опыт. Трасса требует быстрых маневров, усложняющихся напряженностью условий сплава. Иногда требуется пристать в улове и продумать дальнейшие действия. Пороги могут быть на верхней границе риска. Знание эскимосского переворота является необходимостью.

Все как для сложности WW III, практический опыт в спасательных мероприятиях и использовании средств первой помощи, психическая устойчивость.

экстремально сложная

большие волны и валы, высокие водопадные сливы, большая скорость течения, экстремальное, непросматриваемое блокирование русла. Высокий риск для водника. Пороги следуют один за другим, уловы встречаются редко, желательно предварительно о них знать. Предварительный просмотр трассы жизненно необходим, и при том, что бывает зачастую труднодоступен. Сплав на верхней границе риска, присутствует угроза жизни, спасательные мероприятия сложны и не без проблем.

Молниеносные реакции в тяжелых условиях, сплав только в группах профессионалов, имеющих огромный опыт и практику. Обязательность знания эскимосского переворота. Стопроцентное оснащение средствами спасения и первой помощи, знание спасательных мероприятий на практике.

Оснащение как при сложности WW IV, участие в сплаве экспертной группы, высокие требования к физическому и психическому состоянию.

официальная верхняя граница сложности

многократное усиление сложности водной трассы и препятствий, сплав возможен только при определенном водном состоянии и идеальных условиях, включая специальную подготовку к мероприятию

такое же как и у сложности WW IV

такое же как и у сложности WW V

Участки на верхней или нижней границе каждой категории обозначаются знаками "+" или "-" соответственно.

И в завершение этого раздела еще раз хотим Вам напомнить - будьте бдительны в отношении актуального состояния воды, а также состояния самих сплавляющихся. Настрой водников может субъективно влиять на восприятие сложности потока. И опытный эксперт, не будучи в форме, может иметь проблемы на потоке третьей категории.

Последние несколько лет популярность начинают приобретать экстремальные туристические маршруты. Причем чем сложнее тур и чем опаснее, тем больше желающих принять в нем участие. По всему миру открываются новые маршруты, доступные для обыкновенных туристов: здесь и сплавы по горным рекам, и восхождения на горные вершины. В нашей стране также существует большое количество зон, предназначенных для экстремального отдыха.

Плато Мань-Пупу-Нер

Плато Мань-Пупу-Нер располагается на Северном Урале, этот природный комплекс входит в число семи чудес России. Плато представляет собой высокое плоскогорье, на котором возвышаются семь огромных каменных столбов. Высота самых высоких достигает 42 метров, это чуть меньше, чем высота здания в семнадцать этажей.

Этот природный комплекс называется столбами выветривания, он привлекает туристов, неравнодушных к экстремальному, опасному отдыху. Более того, существует множество мистических легенд, связанных с этим местом. Маршрут к плато Мань-Пупу-Нер считается очень опасным, так как добраться до него можно лишь на снегоходах. Причем туристам понадобятся не только базовые навыки управления этим средством передвижения. Те, кто решает отправиться к плоскогорью, должны мастерски управлять снегоходами, так как дорог, ведущих к плато, как таковых нет.

Весь маршрут сопровождается большим количеством каменных скоплений, небольших острых скал, горных отвесов. Кроме того, в пути вы не сможете воспользоваться какими-либо благами цивилизации. Не будет ни туалета, ни душа, ни электричества, ни интернета, ни даже сотовой связи. Участники экспедиции связываются друг с другом при помощи рации.

Также в маршрутный лист экспедиции обычно включают печально известный перевал Дятлова, его посещение обычно предусматривается уже после того, как туристы достигают плато Мань-Пупу-Нер. Любители пощекотать нервы приходят в восторг от такого бонуса к программе.

Конжаковский массив

Туристические маршруты Северного Урала почти все экстремальны и крайне опасны. Поход к Конжаковскому горному массиву, а также восхождение на гору Конжаковский Камень входят в число опасных туристических маршрутов. Гора Конжаковский Камень — одна из самых высоких гор Уральского горного массива, в высоту она достигает 1569 метров. Нижняя часть склонов этой горы покрыта хвойными лесами, прохождение которых очень сложное и невозможно без дополнительной подготовки. Восхождение на вершину горы будет также проходить по зоне тундры и каменистым местностям.

Туристы, у которых нет навыков альпинизма, вряд ли смогут одолеть этот опасный маршрут. Конжаковский Камень — это одна из гор Конжаковского горного хребта, в состав которого входят горные вершины Казанский Камень, Катышер и Буртым. На эти горы также совершают восхождения отдельные туристы-экстремалы. Дело в том, что специальных туристических маршрутов, которые были бы проложены для восхождения на вершины этих гор, нет. В этом и заключается основная опасность такого экстремального тура: вам придется стать опытным альпинистом, который сможет сам определить надежный маршрут.

Также возможен снегоходный поход к подножию хребта, однако и здесь не справиться без продвинутых навыков вождения. Но красота, которая открывается при восхождении на вершину, и прилив адреналина при восхождении для многих туристов кажутся стоящими всех усилий и опасности.

Рафтинг на реке Белой

Река Белая — это один из самых крупных притоков реки Кубани, протекает она по территории Адыгеи. Сплав по горной реке — это вид опасного и экстремального туризма, который в последние несколько лет также становится особенно популярным. Не пугают любителей острых ощущений ни острые скалы, ни течение реки, смывающее все на своем пути.

На реке Белой располагаются горные каньоны, которые делают этот туристический маршрут очень опасным. Новички и любители вряд ли смогут принять участие в этом туре, так как для преодоления всех препятствий, которые существуют на протяжении всего маршрута, понадобится специальная профессиональная подготовка. Сам сплав на рафтах, или рафтинг, крайне сложен. Некоторые любители этого вида экстремального туризма называют рафтинг «гонками на выживание», и действительно, стоит потерять контроль над управлением лодкой — и получения травм различной степени тяжести будет не избежать. Но, несмотря на опасность, ежегодно более тысячи туристов принимают участие в опасном маршруте — сплаве по реке Белой.

Его протяженность около 64 километров. Естественно, на протяжении реки существуют и более легкие маршруты, которые обычно предлагают людям, не занимающимся рафтингом профессионально. Но таких участков реки немного.

Восхождение на Эльбрус

Наверное, каждому известно, что гора Эльбрус — это самая высокая точка Европы. Но не каждый решится на восхождение к ней. Однако такие смельчаки есть. Западная вершина горы Эльбрус достигает высоты 5642 метра и входит в число семи высочайших горных вершин мира. Но основная сложность покорения Эльбруса не в преодолении его склонов. Напротив, гора имеет довольно пологие склоны, по которым добраться до вершины не составит труда. Опасность кроется в огромной высоте, преодоление которой без правильного прохождения акклиматизации просто невозможно и способно нанести колоссальный вред здоровью. На высоте более 5 тыс. метров туристов-экстремалов ожидает разряженный воздух и очень низкое атмосферное давление, эти факторы оказывают воздействие на стенки сосудов и вызывают горную болезнь.

Восхождение на Эльбрус возможно с его южной и северной стороны. Южный маршрут несложен и очень популярен, так как преодолеть его может и человек со средней физической подготовкой. Восхождение по южному склону, с учетом остановок для акклиматизации, составляет 8-9 дней. А вот маршрут, проходящий по северному склону горы Эльбрус, наиболее сложен и опасен. На нем нет специально проложенных асфальтовых дорожек, которыми пронизан южный склон. Также не существует специальных подъемников и благ цивилизации. Кроме того, северный склон изрезан трещинами и расщелинами, которые также представляют опасность. Прохождение маршрута займет 11-12 дней, а остановки, которые будут обязательны для акклиматизации организма, обычно включают в себя проживание в специальных хижинах или палатках. Но, поднявшись именно по этому склону, с севера горы Эльбрус, вы сможете с гордостью сказать, что совершили опасное восхождение по маршруту первых альпинистов, которые покоряли гору около 180 лет назад.

Сплав по реке Чуе

Горный Алтай богат не только потрясающими по красоте природными пейзажами, но и местами, путешествие по которым опасно. Однако экстремальный туризм, набирающий популярность, не испугать опасностями, ведь именно в них смысл прохождения маршрута.

Река Чуя — одна из самых сложных рек Горного Алтая, не все профессионалы решаются на сплав по этой реке. Чуя — это буйная горная река, которая является притоком реки Катуни. Протяженность реки Чуи около 320 километров, она берет свое начало в горном леднике, отчего вода в ней мутная, белого цвета. Протяженность туристического маршрута по реке — 84 километра. При этом до места начала сплава придется добираться более 500 километров на внедорожнике.

Новички и любители до сплава по реке Чуе не допускаются. Более того, для того чтобы стать участником туристического маршрута, нужно иметь опыт сплава по рекам третьей (самой опасной) категории сложности. Дело в том, что на Чуе существует большое количество порогов, преодоление которых крайне опасно, так как многие из них достигают четвертой и пятой (наивысшей) категории сложности. Для преодоления таких порогов проводится предварительный осмотр местности с берега, и лишь потом туристам разрешается преодолеть препятствие. Обычно курируют прохождение маршрута 3-4 инструктора, которые следят за сплавляющимися и в случае опасности должны оказать экстренную помощь туристам. Если вы все же решились на такое опасное приключение, как сплав по реке Чуе, необходимо помнить и соблюдать все правила безопасности.

Сплав по реке всегда предполагает преодоление препятствий. Типы всех этих препятствий классифицированы и описаны, но из-за наличия множества специальных терминов часто бывает сложно понять, что же на самом деле они из себя представляют.

В этой статье простым языком описываются категории сложности водных препятствий и даётся представление о том, чего ожидать при неудачном их преодолении.

Категория 1

К таким препятствиям относятся:

  • стремнины (участки с быстрым течением);
  • небольшие валы;
  • перекаты (мелководные участки).

Препятствия первой категории могут преодолевать туристы без опыта. Если при их преодолении оказаться за бортом, до берега будет легко доплыть. Снаряжение обычно в такой ситуации не страдает, лодку же может немного поцарапать.

Категория 2

Сравнительно простые препятствия. Проходить препятствия этой категории можно без разведки – линия движения видна с воды, скорость течения и уклон небольшие.

Если вы выпали из лодки, быстрее собирайте вещи и выбирайтесь на берег. Вёсла и какие-то вещи при этом могут потеряться, искать их придётся ниже по течению. Лодка может получить повреждения от подводных камней.

Категория 3

Препятствия данной категории считаются сложными. Завалы, препятствующие движению, камни, мелководные участки с быстрым течением (шиверы) – всё это бывает трудно обойти без потерь. Если вы оказались за бортом, с некоторыми личными вещами, возможно, придётся навсегда распрощаться – их унесёт поток.

На лодке после неудачного прохождения таких препятствий можно обнаружить вмятины.

Категория 4

Линия движения не видна с воды, поэтому перед прохождением препятствия желательно проводить разведку. Для препятствий этой категории характерно наличие бочек (пенных ям с хаотичным движением воды), валов и камней, но после них следует протяжённый спокойный участок. Для преодоления препятствий 4 категории желательно использовать страховку, а ещё безопаснее будет обойти их по берегу.

Оказавшись за бортом, выбраться на сушу бывает довольно сложно, а иногда лучше вообще не пытаться этого делать. Вещи смывает течением, и даже лодка может оказаться застрявшей в центре порога.

Категория 5

Такие препятствия считаются трудными: они могут представлять собой крупные бочки и валы или трудные для прохождения шиверу или порог, при этом препятствия следуют друг за другом. Проводить разведку и использовать страховку обязательно.

При неудачном прохождении большая часть снаряжения безвозвратно утрачивается, лодка будет требовать ремонта, а оказавшийся за бортом человек может получить серьёзные травмы, такие как переломы, переохлаждение или сотрясение мозга.

Категория 6

Очень сложное и опасное препятствие. Представляет собой набор препятствий, переходящих одно в другое, при этом использование страховки затруднительно или невозможно. Препятствия этой категории рискуют проходить немногие.