Итоговое занятие по грамоте в средней группе. Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе

Занятие по обучению грамоте в средней группе

« Лесное путешествие»

Воспитатель МБДОУ – 49 г.Амурска
I квалификационной категории.

Задачи: Дать детям представление, что слова бывают разными – познакомить с протяжённостью звука. Закрепить умение отгадывать загадки. Формировать умение слышать слова с заданным звуком. Совершенствовать двигательные умения и навыки. Развивать фонематический слух, творческое воображение. Воспитывать дружеское отношение к сверстникам, любовь к живой природе.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о диких животных, деревьях; прослушивание музыкальных записей, разучивание чистоговорок, скороговорок; развитие мелкой моторики рук; отгадывание загадок.
Развивающая среда: Для полянки: дерево – ель, шишки, пенёчки, игрушка – белка, карточки с изображением животных; фломастеры, бумага; мяч, фишки синего и зелёного цвета.

Ход сценария.

Ребята! вы любите путешествовать? Давайте тогда отправимся сегодня в лес. В лесу много разных звуков – давайте послушаем их и поиграем.

Игра «Узнай и изобрази».

Вот капают капли, стучат по листочкам - дети изображают; вот шелестит трава – дети изображают – шу-шу-шу; а вот кукует кукушечка- дети изображают; а сейчас подул ветер – дети изображают; а сейчас стучит дятел – дети изображают.

Воспитатель: вот сколько разных звуков, значит мы уже оказались в лесу.(дети садятся на стульчики).

Посмотрите – кто нас встречает на лесной полянке. Белочка. Дети здороваются. У Белочки есть интересные загадки, давайте отгадаем их.

Хитрая плутовка, Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса,
Кто же это? …(Лиса).

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?... (Волк).

3. Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят…. (Ёжик).

4.Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал.

А, проснувшись, стал реветь.

Это зверь – лесной……(Медведь).

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку…..(Заяц).

6. Рыжий маленький зверёк

Всё по веткам скок – поскок…(Белка).

Воспитатель: вот ребята всех зверей мы узнали и они вышли к нам на полянку. Только они хотят чтобы вы назвали их имена и первый звук в имени, чтобы их никто не путал.

Задание «Назови слово и первый звук».(карточки)

Дети называют –

Белка – «бь», лиса – «ль», волк – «в», медведь – «мь», заяц – «з», лось – «л», рысь – «р», олень – «о».

Игра «Большой и маленький братец» - показать цветом твёрдый и мягкий звуки.

Воспитатель: ребята мы с вами попали в гости к зверям. Сначала мы попали к слонам. Нас встречает папа-слон, мама-слониха, их сын-слонёнок. А кто нас будет встречать у…

Лариса Зверева
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Звуки»

подготовила Зверева Л . С

Цель : Подвести детей к понятию, что наша речь состоит из слов, уметь называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов на предложенную тему, закреплять с детьми понятие звук . Уметь находить и называть нужные звуки в словах , развивать фонематический звук у детей , учить отвечать на вопросы распространенными предложениями. Упражнять в решении этических задач, уметь найти хорошие и плохие поступки. Воспитывать честность, вежливость.

Оборудование : игрушки : заяц, лиса, кукла, медведь, мяч. Три предметные картинки : мыло, мишка, мышь

Ход НОД:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель : Дети, к нам в группу пришли гости . Они останутся у нас на занятии, если мы их правильно назовём.

(Показывает игрушки)

Дети : Это заяц, лиса, кукла, медведь, мяч.

Воспитатель : А давайте как- нибудь по-другому назовём этих гостей. Я, например, хочу назвать зайца зайчонком. А вы?

Диана : А я бы назвала его зайчишкой - трусишкой.

Саша : Зайца можно назвать косым или зайцем-хвастой, как в сказке.

Кристина : А ещё можно назвать зайкой

Воспитатель : Очень хорошо вы назвали нашего гостя зайца : и зайка, и заяц-хвоста, и зайчишка - трусишка, и Косой, и зайчик. А как бы вы назвали лису?

Дима : Лиса рыжая, красивая, хитрая.

Воспитатель : Как много сказал о лисе Дима. А кто ещё что- нибудь придумает?

Соня : Я думаю, что лису можно назвать лисицей и лисой - Патрикеевной

Кристина : Дима сказал, что лиса хитрая, она всех обманывает, я бы назвал её ещё плутовкой и обманщицей.

Воспитатель : Очень интересно вы назвали лису, очень правильно. А что бы вы сказали об этой кукле?

Валя : Эта кукла совсем маленькая, поэтому я назвала бы её куколкой

Карина : Если бы я с ней играла, то назвала её своей дочкой Леночкой.

Воспитатель : как ласково вы сказали о нашей гостье-кукле : куколка, дочка Леночка. А о мяче, что вы можете сказать?

Алёша : мяч - мячик, он резиновый, прыгает, скачет, с детьми играет.

Воспитатель : А раз он прыгает, играет, балуется с детьми, то, как его можно назвать?

Павлик : Я бы назвал его попрыгунчиком и весельчаком.

Диана : А я бы придумала название озорник.

Воспитатель : Какие замечательные, интересные, необычные слова вы придумали, какие они все разные, эти слова. Вот из таких разных слов и состоит наша речь. То, что мы говорим - это и есть наша речь. Речь состоит из разных слов. Словами можно назвать все, что мы видим. Причём назвать можно по- разному. Как сейчас мы и называли. К нам пришли ещё два запоздалых гостя. Назовите их.

Дети : это медведи.

Воспитатель : А какие они? Одинаковые?

Андрей : Нет, они не одинаковые : один большой. А другой маленький.

Воспитатель : А как бы вы назвали маленького медведя?

Диана : Я бы назвала мишенькой или мишуткой.

Саша : А я бы назвал медвежонком.

Карина : А я бы маленьким мишкой.

Воспитатель : Это хорошие, ласковые слова. А как можно назвать большого медведя?

Валя : Он медведь-медведище.

Павлик : Я бы назвал его генералом Топтыгиным или Михаилом Потапычем

Диана : А я бы назвала медвежатиной.

Воспитатель : Сколько же разных названий мы придумали нашим гостям - медведям. Но один из этих медведей большой и вы называли его уважительно, как?

(Дети повторяют)

А второй медведь маленький и вы его совсем по- другому назвали : ласково и нежно. Повторите как?

(Дети повторяют)

Физкультурная пауза : Предлагаю детям попрыгать по комнате как зайчики, походить как медведи, порычать. Как они рычат, побегать как лисички-сестрички. Представить, что у них в руках куколка Леночка. Побаюкать ее, спеть ей колыбельную.

Воспитатель : Дети, мы только что сказали, что наша речь состоит из слов. А из чего же состоят слова?

Диана : Я думаю. Что слова состоят из звуков .

Воспитатель : Как замечательно сказала Диана : Я думаю… Ты правильно думаешь, Диана. Ведь все слова действительно состоят из звуков . А звук это то , что мы слышим и произносим.

Назови любые звуки .

Дети : А, О, У, Р. и др.

Воспитатель : Правильно, это звуки . Их очень много, из них состоят слова, которые мы произносим. А из слов состоит наша речь. Но есть, ребята, звуки , которые мы слышим, но произнести в своей речи не можем. Они называются неречевыми. Вы догадались, о каких звуках я говорю ? Нет?

Тогда послушайте.

(Предлагаю детям послушать, как льётся вода, скрипит дверь, играет пианино, стучит палочка о стол и т. п.).

Можете вы, послушав эти звуки , их повторить? Правильно, этого вы сделать не сможете. Их нельзя воспроизвести, их можно только слышать. Поэтому и называются они неречевыми звуками . А сейчас, дети, мы опять

будем говорить о звуках , которые мы слышим и которые можно произносить. Я покажу вам три картинки.

(Показываю картинки, на которых нарисованы мыло, мишка, мышь.)

Назовите, что на них нарисовано. А теперь внимательно послушайте моё задание : назовите мне звук , который встречается во всех этих словах. Правильно, во всех этих словах живёт звук М , этим звуком начинаются все три слова.

Звук М живёт в этих словах вначале. А теперь вы придумайте слова, которые начинаются на звук М .

Дети : Мама, мишутка, молоко, Маша, мир, морковь, мяч и т. п.

Воспитатель : Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с моим заданием. А теперь я спрошу вас о другом. Скажите, какие волшебные слова вы знаете?

Рома : Я знаю два волшебных слова : спасибо и пожалуйста.

Воспитатель : Да, это действительно волшебные слова. А часто ли вы их произносите?

Катя : Я часто их говорю, но иногда забываю сказать и мне бабушка или мама напоминают об этом.

Воспитатель : Да, к сожалению, иногда вы забываете сказать эти действительно волшебные слова. Но я думаю, что это бывает очень редко. А как вы произносите эти слова : кричите. Говорите грубо, со злом, или по-другому?

Марина : Эти слова нужно говорить тихо, ласковым голосом.

Воспитатель : Правильно, Марина. Никогда нельзя, разговаривая с человеком кричать, злиться. грубить… А тем более когда говоришь волшебные слова. Ведь они не даром называются волшебными, потому что имеют волшебную силу- после них обязательно хочется человеку сделать только приятное. Давайте я напомню вам об этом.

(Чтение небольшого отрывка из рассказа Осеевой «Волшебное слово» .)

Так как надо произносить волшебное слово?

Настя : Надо говорить эти слова тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.

Воспитатель : Правильно Настя! Именно так надо говорить волшебные слова. И только тогда они будут иметь силу. А сейчас я хочу проверить, как вы запомнили то, о чём мы сегодня говорили. Сейчас будем с вами решать задачи, но не на сложение, а на уважение. Кристина, возьми мяч и поиграй с нами

(Кристина подбрасывает мяч вверх и не успевает поймать его)

Кто догадается, что сейчас нужно сделать?

(Рома вскакивает со стула, подбегает к мячу и отдаёт его Кристине.)

Ребята, как Рома красиво поступил. Он помог поднять Кристине мяч и сказал при этом : «Возьми, пожалуйста, мяч» . Причем сказал с улыбкой. Глядя прямо в глаза. Тебе было приятно, Кристина, как к тебе обратились?

Кристина : Очень приятно, поэтому я сказала ему спасибо.

Воспитатель : Молодец, Рома! А теперь, дети, представьте, что все мы едем в автобусе. Настя. Вообрази, что ты мама, у тебя в руках тяжелая сумка (даю ей пакет) и ребёнок (предлагаю взять куклу) . Мы все едем в автобусе. Остановка. Входит женщина (Настя) с сумкой и ребёнком на руках. Как же мы поступим дальше?

(Дети подбегают к «женщине» , предлагают взять сумку из рук и уступают место для сидения, при этом говорят волшебное слово).

Воспитатель : Вы поступили очень правильно, проявили уважение к женщине. Молодцы!

А теперь давайте выйдем из этой комнаты и пройдём в другую.

(Дети встают и проходят через дверь в другую комнату) .

Ребята, а вы не заметили : почему-то Рома и Саша остановились, когда вы проходили через дверь. Вы не догадались почему?

Аня : Они пропустили сначала всех девочек вперёд, а потом пошли сами

Воспитатель : Они поступили как настоящие мужчины. А что же другие мальчики забыли о том, что девочек всегда надо пропускать вперёд? Давайте ещё раз попробуем.

(Дети проходят опять в другую комнату, но мальчики теперь ждут когда пройдут сначала все девочки, а затем заходят сами)

Воспитатель : Вот теперь уже лучше. Мальчики не забыли уступить девочкам дорогу, они были Джентельменами. Но все-таки одну ошибку. Дети. Вы допустили. Но какую?

(Дети задумались)

А вы не забыли, что здесь есть ещё человек постарше. Это - Я.

Правильно ли. Что я прошла последней?

Дети : Нет. Неправильно!

Воспитатель : Давайте сделаем так, чтобы было совсем правильно.

(Ситуация повторяется. Но теперь уже дети пропускают вперёд воспитателя, говоря при этом : «Проходите, пожалуйста» , затем проходят девочки и лишь потом заходят мальчики.

Воспитатель : Вот теперь вы поступили так, как поступают воспитанные люди. Спасибо вам. Мне приятно, что в группе у нас только такие хорошие дети. Молодцы!

А теперь, дети, давайте подумаем и скажем, что же нового мы узнали на сегодняшнем занятии, что вспомнили.

(Подводится итог занятия.)

Задачи:

  1. Учить выделять звук У из ряда гласных, выделять начальный ударный звук на фоне слова, слышать слова со звуком У.
  2. Развивать слуховое внимание, фонематическое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику, мышление.
  3. Упражнять в умении изменять высоту и силу голоса, в употреблении антонимов тихо-громко, большой- маленький; заканчивать по смыслу предложение.
  4. Формировать умение образовывать множественное число имен существительных и существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  5. Повышать интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте.

Оборудование: индивидуальные зеркала, простые карандаши, изображение девочки Ули, самолёта большого и маленьких, предметные картинки: утюг, удочка, улитка, утка, утята, уши; «дорожки» самолёта.

План - конспект. Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед предлагает детям сесть в заданной последовательности: Вероника, Катя, Софья, Лиза, Камилла, Максим.

II. Артикуляционные упражнения.

Логопед показывает картинку с изображением девочки: «Это Уля, Ульяна». (Имя повторяют сначала все хором, затем отдельные дети.)
Какой первый звук в этом имени? (У). Какое упражнение напоминают наши губки, когда мы произносим У? («Трубочка»). Выполнение перед зеркалом упражнений: «Трубочка», «Улыбка», «Домик открывается», «Любопытный язычок».

III. Артикуляция звука У.

Еще раз произнесите звук У и посмотрите друг на друга, в каком положении губы? Зубы?
Губы трубочкой, зубы не смыкаются, закрыты губами. Голосок спит или поёт? (поёт, значит звук звонкий). Что можно сделать со звуком У? (протянуть, пропеть). Дети произносят звук «У» хором и по одному.



IV. Выделение звука У по артикуляции «Угадай, какой звук»

Логопед беззвучно произносит гласные звуки: а-о-у-и-а-у-а-и-о-у... Определив звук, дети произносят его вслух, а при У - ещё и хлопают в ладоши (ловят звук).

V. Физкультминутка «Громко-тихо»

На доске две картинки с изображением большого и маленького самолёта. - Самолёты одинаковые или разные? Как назвать ласково маленький самолёт? (самолётик). Самолёт летит, в нём мотор гудит: У-У-У. Как гудит большой самолёт? (громко). Маленький? (тихо). Попеременно «летим» и гудим как маленькие и большие самолёты. Показать голосом, как самолёт взлетает (усиление голоса при звуке У), как самолёт идёт на посадку? (ослабление силы голоса).

VI. Выделение звука У из слова.

Логопед произносит слова с начальными ударными гласными звуками, дети определяют первый звук в слове, называют; услышав У в начале слова, разводят руки в стороны - крылья самолёта.

Лексический материал: утка, осень, удочка, астра, уши, иглы, аист, улица, облако, ужин, окна, август, утро, Ира.

VII. Дидактическая игра «Один—много».

Педагог объясняет условия игры: «Я буду говорить про один предмет, а вы — про много».
Словарный материал: улитка—улитки, утюг—утюги, утка—утки, удочка - удочки, улыбка—улыбки, улица—улицы, жук - жуки,

VIII. Дидактическая игра «Закончи предложение» (с опорой на предметные картинки).

Раздать каждому ребёнку по предметной картинке: утюг, удочка, улитка, утка, утёнок, уши. Логопед начинает предложение, заканчивает тот ребёнок, чья картинка подходит по смыслу. Ребёнок поднимает свою картинку и повторяет предложение полностью.
- Мама гладит вещи …(утюгом).
- Для рыбалки нужна …(удочка).
- На себе носит домик …(улитка).
- У мальчика заболело …(ухо).
- На пруду плавает … (утка)
- Мама - утка зовёт своих …(утят)

IX. Упражнение на мелкую моторику «Следы самолёта».

Взять карандаши и по точкам провести дорожки от самолёта и петь песенку: У-У-У.
Какой звук изучали на занятии? Давайте с ним попрощаемся: вытянем руки вперед и произнесем У-у-у.

Конспект занятия по обучению грамоте «Осеннее путешествие»

(средняя группа)

Цель:

    Закрепить умение интонационно выделять звук в слове, способность определять первый звук в слове.

    Развивать фонематическое восприятие

    Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.

    Развитие языковых ассоциаций

Ход занятия.

Доброе утро всем кто проснулся,

Доброе утро, кто улыбнулся,

Доброе утро людям и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

Давайте, ребята возьмемся за руки, и поделимся, друг с другом теплом, что бы наше утро, также было добрым.

А сейчас ребята я предлагаю вам небольшое путешествие. Но путешествовать мы будем не одни. К нам кто-то спешит в гости. Скажите, какое сейчас время года? (Осень). Конечно и к нам спешит красавица Осень.

(На доске картинка – девочка осень).

Посмотрите, какое сегодня прекрасное, осеннее утро. Какой свежий воздух, как легко дышится. Давайте вдохнём. Посмотрите, какое красивое дерево осень принесла. Какие на нём листочки? Подуйте на них.

У красавицы осени есть волшебный мешочек. Давайте, соберём в него осенние слова. (положить мешочек под дерево) Вот как много слов мы собрали.

Осень принесла нам картинки. Назовите, что это (зуб, суп, ёлка, полка). Послушайте, что хочет нам сказать осень. Слушайте внимательно и исправляйте, если что-то перепутано:

Мама варит вкусный зуб

У Володи выпал суп.

Чашки ставим мы на ёлки.

В новый год нужна нам полка.

Молодцы. Исправили все ошибки.

Смотрите ребята, здесь на полянке, стоит домик. В этом домике дружно живут

Кошка – Кис – Кис

Гусь – Га – Га

Баран – Бее

Лошадь – Иго – го

Собачка – Рык

Давайте вместе произнесём как зовут животных?

Как зовут кошку? Кис – Кис

Как зовут гуся? Га – Га

Как зовут барашка? Бее

Как зовут лошадку? Иго – го

Как зовут собачку? Рык

Возле домика течет речка, и пройти к домику, можно только лишь по этому мостику. Но мостик этот не простой, он волшебный. Уйти из домика можно, а обратно пройти трудно. На перилах мостика сидит ученая птица. Каждого, кто подходит к мостику, она спрашивает, с какого звука начинается имя животного или птицы. Кто правильно скажет, тот пройдет в домик, кто не скажет, или забыл, умная сова не пропустит. Вот возвращаются животные и птицы после прогулки, подошли к мостику, очень устали, хотят скорее домой попасть и не могут, забыли, с какого звука начинается их имя. Давайте поможем им, дети! (подвести по очереди к мостику животных, дети называют соответствующие звуки. Молодцы ребята! Все зверюшки очень благодарны вам.

А теперь Осень предлагает вам пройти к своим столам. Посмотрите перед вами наши любимые блоки. Достаньте красный большой круг, молодцы, а теперь возьмите синий большой круг. Я буду называть вам слова, вы показывать красный круг или синий. Если слово начинается со звука «А» - показываете красный, если с другого звука, показываете – синий. (апельсин, машина, трактор, ананас, книга, зонт, аист, дом, тарелка, арбуз, астра, чайник, автобус. Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.

Давайте встанем в круг и немного отдохнём.

У нас славная осанка

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках

А потом на пятках

Пойдем мягко, как лисята

И как мишка косолапый

И как серый волк – волчишка

И как заинька трусишка.

Вот свернулся волк в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся

Ежик сладко потянулся.

А теперь Осень хочет посмотреть, какие вы внимательные ребята. Игра « Назови сколько». Воспитатель показывает карточки с изображением различных предметов, а дети называют существительные во множественном числе.

Молодцы ребята, понравилось вам играть? У нашей Осени в её волшебном мешочке лежат предметы. Она предлагает нам на ощупь узнать что это. Игра « Назови какой?» Карандаш какой? (деревянный, острый, зеленый, сломанный). Все справились, молодцы. Осень просит, вспомнить все имена животных, которые живут у неё на полянке в домике. Воспитатель показывает карточки, а дети называют имя и первый звук.

Осени очень понравилось с вами играть и заниматься. Она хочет нам оставить все слова, которые мы собрали для неё в мешочек. (Вспоминаем слова). Все слова мы достали? Ой, а в мешочке есть ещё что-то. (Сюрпризный момент)

Вам понравилось наше путешествие?

Что понравилось больше всего?

Хотите что бы осень к нам пришла ещё?

(средняя группа)

Цель:

1. Закрепить умение интонационно выделять звук в слове, способность определять первый звук в слове, моделировать слоговой состав одно – трех сложных слов.

2. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.

3. Развитие произвольных движений пальцев рук.

4. Обагащение словарного запаса детей

Ход занятия.

Придумано кем - то

Просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!!!

Давайте, ребята возьмемся за руки, и поделимся, друг с другом теплом, что бы наше утро, также было добрым до самого вечера. А сейчас ребята я предлагаю вам небольшое путешествие в лес.

Смотрите ребята, здесь на полянке, стоит домик. В этом домике дружно живут

Кошка – Кис – Кис

Гусь – Га – Га

Баран – Бее

Лошадь – Иго – го

Тигренок – Рык

Воле домика течет речка, и пройти к домику, можно только лишь по этому мостику. Но мостик этот не простой, он волшебный. Уйти из домика можно, а обратно пройти трудно. На перилах мостика сидит ученая птица. Каждого, кто подходит к мостику, она спрашивает, с какого звука начинается имя животного или птицы. Кто правильно скажет, тот пройдет в домик, кто не скажет, или забыл, перед тем мостик проваливается.

Вот возвращаются животные и птицы после прогулки, подошли к мостику, очень устали, хотят скорее домой попасть и не могут, забыли, с какого звука начинается их имя. Давайте поможем им, дети! (подвести по очереди к мостику животных, дети называют соответствующие звуки и называют какой он (твердый или мягкий согласный звук).

Молодцы ребята! Все зверюшки очень благодарны вам. А теперь вставайте, немного поиграем:

У нас славная осанка

Мы свели лопатки.

Мы походим на носках

А потом на пятках

Пойдем мягко, как лисята

И как мишка косолапый

И как серый волк – волчишка

И как заинька трусишка.

Вот свернулся волк в клубок,

Потому что он продрог

Лучик ежика коснулся

Ежик сладко потянулся.

А теперь посмотрим, какие вы внимательные ребята. Игра « Назови сколько». Воспитатель показывает карточки изображением различных предметов, а дети называют существительные во множественном числе.

Молодцы ребята, понравилось вам играть? Давайте поиграем еще в игру « Назови какой?» Карандаш какой? (деревянный, острый, зеленый, сломанный). Деревья какие? и т.д

Молодцы ребята! Мне очень понравилось с вами играть и путешествовать. И в следующий раз мы отправимся с вами еще в интересное путешествие.