Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду? Как адаптировать ребенка к детскому саду? Возможные проблемы и их решение.

В день отъезда обычно говорливый и веселый четырехлетний Ян с грустью смотрел на дома своего района. Его мама поняла, что с ребенком происходит, после того как он произнес: «Когда мы переедем, я больше никогда сюда не вернусь!» Софья была встревожена серьезностью своего малыша: «Прошло несколько дней с тех пор, как мы сказали ему о переезде. Я уже начинала злиться на себя за то, что мы заставили переживать его. Он молчал, но я все равно чувствовала, что ему нелегко расставаться с детским садом, друзьями, старыми привычками…»

Расстаться навсегда

Переезд – это значительное событие в жизни любого человека. Однажды, по собственному желанию или по необходимости, нам приходится покидать старый домашний очаг. Переезд – это как расставание, его всегда трудно пережить! С другой стороны, когда у вас есть дети, вас мучает вопрос, как они перенесут этот «маленький переворот» в их жизни. Что касается Яна, то он недолго грустил по старому дому. «Он очень легко и быстро освоился в новом доме!» – удивляется его мама. Однако бывает, что привыкание занимает немного больше времени. «Дети не похожи друг на друга, – говорит психолог Наталья Федорова. – Один ребенок не обратит внимания, другой отреагирует очень болезненно. Нельзя предугадать его реакцию! Поэтому очень важно быть внимательным к крохе, чтобы всегда быть готовым помочь ему. Универсального рецепта от тоски не существует». Следует отметить, что в большинстве случаев переезд происходит более или менее спокойно. Не надо забывать, что дети обладают феноменальной способностью быстро адаптироваться к необычным для них условиям. Дети гораздо быстрее взрослых находят себе новые интересные занятия».

Никогда не выбрасывайте при переезде вещи, которые дороги малыш у: именно они помогут ему освоиться в новом доме.

Реакция ребенка на перемену места жительства в какой-то степени зависит от возраста: чем он младше, тем легче ему привыкнуть к новому дому. В подтверждение этого факта можно привести случай Вероники, которой вместе с мужем и ребенком неожиданно из-за работы пришлось переехать в Лондон: «Когда мы приехали в Лондон, Алисе был год. Мы спешили с переездом. Когда мы прилетели, нам пришлось провести две ночи в гостинице, условия жизни были далеки от идеальных. И все же у меня сложилось впечатление, что ее можно было взять с собой куда угодно. Я была рядом, поэтому дочь всегда была спокойна».

В новом доме должны остаться вещи, к которым малыш привык.




Будьте искренны


Нужно ли родителям скрывать свои чувства? «Ребенок прекрасно понимает, что родители тоже переживают, – замечает психолог Наталья Федорова. – Им тоже тяжело расставаться со старым жилищем». Не бойтесь показать ребенку свои чувства: «Наверное, ты заметил, что мне грустно уезжать отсюда, мы так хорошо здесь жили, но я все равно рада, что скоро мы переедем в новый дом». Лучше говорить ребенку о том, что именно должно произойти, а не когда. Малыши с трудом ориентируются во времени, поскольку живут только в настоящем. Будущее для них ограничивается «полдником после игры». Но ребенок чувствует, что в доме что-то не так. Для малыша важна не дата вашего переезда, а словесное подтверждение его наблюдений.

Переезд – хороший жизненный урок для наших детей. Жизнь состоит из потерь и трудностей. Пройдя через них, дети взрослеют. Так устроена жизнь: чтобы что-то обрести, нужно научиться терять.

Успокойте его

Объясните ребенку замеченные им перемены с помощью простых и ободряющих слов: «Скоро мы переедем в другой дом. Не волнуйся, мама и папа всегда будут с тобой». С более взрослыми детьми необходимо быть внимательнее, чтобы предупредить возможные переживания. «Лена (3 года) очень разволновалась, – говорит Жанна, – когда мы сказали ей о переезде. Оказывается, она подумала, что мы оставим все наши вещи в старой квартире. Перевозка вещей в новую квартиру – это настолько логично, что я не сочла нужным ей об этом сказать. Только после того, как я заверила ее, что мы все возьмем с собой, она успокоилась».

Дети быстрее взрослых привыкают к новому.

Расставание со старым домом не будет болезненным, если в новом доме останутся вещи, к которым ребенок привык: его кровать, маленький ночник, игрушки и старый сломанный мишка, которого вы (признайтесь честно!) хотели потихоньку выкинуть… Даже если вы считаете, что так будет лучше для малыша, не перестраивайте слишком резко его жизнь. «Переехав в новый дом, мы были рады, что наши дети будут жить в отдельных комнатах. Лишь через несколько месяцев мы поняли, что Митя боится спать один и скучает по младшей сестре», – рассказывает Валя. Так что лучше спросите ваших детей, чего бы они хотели, и скажите им, что они могут видеться даже после переезда.

Если у вашего ребенка есть друзья, то, конечно, ему нелегко будет расставаться с ними. Вы облегчите его переживания, если поддержите его. «Важно, чтобы ребенок смог сказать «до свидания» друзьям из яслей и школы, попрощаться со своей няней, – считает психолог Наталья Федорова. После того, как вы устроились на новом месте, вы можете предложить малышу навестить его старых друзей. Этот визит даст ему понять, ч что они могут видеться даже после переезда. Для маленького ребенка это не всегда понятно.

Перемены – это здорово!

Для ребенка открывается новый мир: новые дела, новый сквер, новые друзья… Малыш так любопытен в этом возрасте. Кроме того, от старого дома останутся дорогие воспоминания. Для Кости (4 года) воспоминания о переезде – единственный способ показать свое превосходство над младшей сестрой. «Ты не знаешь, тебя тогда не было», – пренебрежительно говорит он сестре, когда речь заходит о старой квартире, где прошли его первые годы. Хотя бы воспоминаниями ему не надо делиться с сестрой!


7 правил успешного переезда

Проведите экскурсию

Если это возможно, вместе с малышом посетите ваш будущий дом, а также ясли или школу, куда он, возможно, будет ходить. Так ребенок будет иметь представление о том, что его ждет после переезда.

Расскажите о новом доме

Конкретно опишите ребенку его будущее окружение. Пусть он оценит преимущества нового дома. Например, он более просторный, там больше места, чтобы бегать.

Попросите о помощи

Например, дайте малышу коробку, чтобы он собрал туда свои любимые игрушки. Он быстрее найдет их по приезде на новое место. Ребенок лучше будет понимать происходящее и в какой-то степени почувствует себя хозяином ситуации.

День Х

Если возможно, отправьте малыша к друзьям или соседям, ведь у вас не будет на него времени, а окружающая обстановка может его нервировать.

Его мнение

Спросите ребенка, как бы ему хотелось украсить его комнату. Вместе сходите в магазин за новыми игрушками – это поможет ему быстрее освоиться на новом месте.

Поддерживайте связь

Пригласите старых друзей домой или же под диктовку ребенка напишите милое письмо, в котором он рассказывает о его новой жизни.

Будьте внимательны

Трудности со сном, приступы глубокой депрессии, частый гнев – если это не проходит, не откладывайте визит к психологу.

(4 голоса : 4 из 5 )

С чего начинается садик? Как это ни странно, садик начинается с расставания, с прощания мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тётей и незнакомыми ребятами. Поэтому нам, родителям, надо подготовить и себя, и ребёнка к этому нелегкому испытанию.

Начнем с себя. В том, что малыш плачет и никак не хочет отпускать мамину руку, часто виноваты мы сами. Нам очень его жалко, мысленно мы рисуем грустные картины: вот он плачет, вот ни с кем не играет и прочее. Мы в нерешительности, никак не уходим и чего-то ждем. Стоп! Настройте себя положительно, даже если ваш собственный опыт посещения детского сада был далеко не радостным. В конце концов, детский сад – это необходимая «школа» жизни, и в ней, как и в жизни, будут и радостные, и грустные минуты.

Бесспорные плюсы

Главное преимущество детского сада в том, что ребенок получает возможность общаться со сверстниками. Он не просто играет, он получает неоценимый опыт взаимодействия, сочувствия, сопереживания, коллективного творчества и сотрудничества. Всё это готовит ребенка к дальнейшей жизни. Именно в это время происходит формирование характера, закладываются основные жизненные принципы.

Неизбежные минусы

Кроме положительного опыта общения ребенок получает и негативные модели поведения: одни дети учатся ябедничать, подлизываться, другие – командовать и указывать, третьи – подчиняться. 8 часов предельного напряжения всех сил маленький человек просто не выдерживает. Он становится агрессивным, раздражительным, плаксивым. В результате такого перенапряжения ребенок заболевает. Частые простуды – неизбежный спутник детсадовского ребенка.

Безусловно, было бы идеально приводить в детский сад ребенка в возрасте 4- 5 лет на полдня. Но, к сожалению, мало какая работающая мама сегодня может себе этого позволить.

Готовимся к первому дню

Начните издалека. К мысли о детском саде, необходимости его посещать ребёнка надо подготовить заранее. Но это не значит, что надо говорить об этом каждый день, не превращайте это событие в проблему.

Расскажите малышу о детском саде, о том, что там много ребят, новых игрушек, качелей и др. Если есть такая возможность, сходите туда, поиграйте на площадке, познакомьтесь с воспитателем. Создайте у малыша настроение радостного ожидания. В то же время подготовьте его к предстоящей разлуке: практикуйте недолгие расставания (в магазин, на работу). Придумайте свой ритуал прощания. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда возвращаетесь! В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу. А расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям.

До поступления в детский сад важно формировать у ребенка чувство уверенности в себе, а это невозможно без развития самостоятельности. Понаблюдайте за малышом, умеет ли он сам одеваться, садиться на горшок, кушать, играть. Помогите ему научиться всем этим вещам. Поиграйте с ребенком в игру «Давай познакомимся, поиграем», ролевые игры учат малыша общаться, выражать свои мысли, строить предложения. Конечно, все дети разные. Общительный и улыбчивый малыш в садике может оказаться молчуном. Нельзя однозначно предсказать, какой будет детская реакция и как сложится этот непростой период в его жизни.

Как скоро ребенок привыкнет к садику?

Средний срок адаптации к детскому саду, по мнению специалистов, составляет в ясельном возрасте 7-10 дней, в 3 года – 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте – 1 месяц. Словом, чем старше ребёнок, тем дольше он привыкает к новым условиям. Психологи полагают, что особенности привыкания ребёнка к новой обстановке зависят от многих факторов: от типа нервной системы и состояния здоровья, личностных черт, семейной атмосферы, условий пребывания в детском саду. Наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие плохой аппетит. Тяжело привыкают к детскому саду чрезмерно опекаемые дети, не имеющие навыков самообслуживания, тревожные. Легче приспосабливаются к новым условиям сангвиники и холерики, тяжелее – флегматики и меланхолики.

Родителям важно знать, что некоторые дети так не могут привыкнуть к детскому саду. Тревожными сигналами, говорящими об эмоциональном неблагополучии ребёнка, о том, что он сильно страдает в условиях детского сада, тяжело переносит расставание с матерью, служат устойчивое нежелание посещать детский сад, плач, капризы по утрам, частые болезни, плохой аппетит, беспокойный сон. В старшем дошкольном возрасте у плохо адаптированных детей могут даже появиться нервные симптомы в виде грызения ногтей, тиков, заикания.

Почему дети так часто болеют в детском саду?

Кроме психологической подготовки ваш малыш должен быть готов к этому нелегкому испытанию и физически. Каждый ребенок перед посещением детского сада должен пройти медицинскую комиссию и сдать анализы. Итак. Педиатр выдал вам заключение, что ваш ребенок готов к посещению детского сада. Отлично! Но это вовсе не означает, что малыш не будет болеть. Всех мам интересует ответ на один и тот же вопрос: «Почему дети так часто болеют?» Почему они болеют, это понятно. Детский организм встречается с незнакомыми бактериями, вирусами. Иммунная система формируется, и процесс этот сопровождается ОРВИ, насморками. Таким образом, происходит «тренировка» иммунитета. Но почему это происходит так часто? На этот вопрос ответят психологи. Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Малыш находится в особом состоянии, которое психологи называют «третьим состоянием» между здоровьем и болезнью. Это значит, что не сегодня, завтра ваш ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой. Всё зависит от степени выраженности стресса. Если она минимальна, в скором времени вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и о том, что беспокоит вас сегодня. Это будет говорить о легкой или же благоприятной адаптации. Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет.

Как укрепить защитные силы ребенка?

Лучший способ избежать многочисленных простуд в период адаптации к детскому саду– закаливание. Приступать к закаливающим процедурам лучше всего летом. Сделать это проще всего: пусть малыш больше времени проводит на свежем воздухе, купается в природных водоемах, бегает босиком. Важно, не забросить это «полезное дело», когда лето закончится. Пусть ребенок ходит дома босиком, моет посуду, играет с водой. Собираясь на прогулку, одевайте его по погоде. Замечательно, если вы организуете регулярные посещения бассейна.

Психологи советуют родителям в период адаптации ребенка к детскому саду:

1.Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

2. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

3. Создавать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

4. Щадить его ослабленную нервную систему.

5. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. Сократить просмотр телевизионных передач.

6. Как можно раньше сообщать врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

7. Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

8. Создавать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.

9. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.

10. При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обращаться к детскому врачу или психологу.

В заключение хочется сказать всем родителям: ваша любовь поможет ребенку пережить это непростое время. Дайте почувствовать малышу, что он для вас самое дорогое существо на свете, и ни на минуту не позвольте ему усомниться в этом.

Адаптация ребенка к саду — это привыкание или приспособление детского организма к новой обстановке. Для малыша детский сад предстает как неизвестное пространство, с пугающими новыми отношениями и окружением. Кроха нуждается во времени, чтобы адаптироваться к новой жизни. Адаптация ребенка к саду требует повышенных затрат психической энергии, напряжения, а также физических сил организма.

Особенности поведения малыша в адаптационный период зачастую пугают взрослых настолько, что они нередко задумываются над тем, а сможет ли ребенок когда-нибудь адаптироваться и когда закончится этот «ужас»? Те особенности поведения, беспокоящие родителей, являются зачастую типичными для всех малышей, пребывающих в процессе адаптации к саду. Именно в этот период большинство мам считает, что их ребенок «несадовский», а вот другие малыши, гораздо лучше себя чувствуют и ведут в садике. Однако это не так. Обычно адаптация ребенка к саду проходит очень сложно с негативными сдвигами в детском организме. Эти сдвиги отмечаются во всех системах и на всех уровнях.

Детям всех возрастов довольно таки непросто начать посещать дошкольное учреждение. Каждый из малышей проходит период адаптации к детскому саду. В этот период кардинальным образом меняется вся его жизнь. В сложившуюся, привычную жизнь малыша в семье врываются изменения: отсутствие близких и родных, четкий режим дня, постоянное присутствие других детей, необходимость подчиняться и слушаться незнакомых взрослых, уменьшение количества персонального внимания.

Новая обстановка для малыша предстает как нервно-психическое напряжение, а также стресс, который не прекращается в первые дни ни на минуту. У малыша отмечаются изменения в период адаптации к детскому саду. Впервые дни, пребывая в детском саду, у каждого ребенка отмечаются сильно выраженные отрицательные эмоции: хныканье, плач за компанию или постоянный приступообразный плач.

Яркими выступают проявления . Малыш зачастую боится встречи с незнакомыми детьми, неизвестной обстановки, боится новых воспитателей, а также того, что родители о нем забудут, уйдя из сада. Ребенок думает, что его предали и вечером за ним не придут, поэтому на фоне стрессового состояния у него вспыхивает гнев, вырывающийся наружу. Придя утром в сад, малыш не дает себя раздеть, закатывает , нередко бьет взрослого, который собирается его оставить.

Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду

Привыкание к дошкольному учреждению отмечается снижением социальной активности. Даже оптимистичные, общительные дети становятся беспокойными, напряженными, замкнутыми и малообщительными. Родителям необходимо помнить, что дети 2-3-х лет играют возле друг друга, но не вместе. Сюжетная игра у таких детей еще не развита, поэтому не стоит нервничать, если кроха не взаимодействует с другими сверстниками.

О том, что привыкание проходит успешно, можно сделать выводы по тому, как малыш с каждым днем все охотнее откликается на просьбы воспитателя, взаимодействует с ним, следует режимным моментам.

Адаптация ребенка 2-3 лет к детскому саду отмечается снижением познавательной активности или ее полнейшим отсутствием. Бывает, что ребенок не интересуется игрушками, не решается ними играть. Многие дети предпочитают посидеть в сторонке, для того чтобы сориентироваться.

В ходе успешной адаптации кроха постепенно осваивает пространство группы, а вылазки к игрушкам становятся наиболее частыми и смелыми. Ребенок начинает задавать вопросы воспитателю познавательного плана. Впервые дни адаптации ребенок под влиянием новых условий пребывания способен на короткое время утратить навыки самообслуживания. Успешная адаптация определяется тем, что малыш не только использует все свои домашние навыки, но и учится чему-то новому в садике.

У отдельных детей оскудевает словарный запас или малыш использует простые слова, а также предложения. Родителям не стоит волноваться. Речь крохи обогатится и восстановится, когда адаптация завершится.

Одни дети превращаются в заторможенных, а другие в неуправляемо активных. Это напрямую зависит от темперамента крохи. Меняется также и домашняя активность. Признаком успешной адаптации выступает восстановление прежней активности дома, а потом и в саду.

Оставляя кроху в саду на послеобеденный сон, надо быть готовым, что впервые дни сон будет плохой. Дети во время сна иногда вскакивают, а, уснув, просыпаются с плачем. Также и дома может наблюдаться беспокойный сон, который к моменту завершения адаптации обязательно нормализуется.

В первое время у малыша 2-3-х лет отмечается пониженный аппетит. Это связывают с непривычной пищей (на вкус и вид), и со стрессовыми реакциями — ребенку просто не хочется кушать. Хорошим признаком адаптации будет восстановление аппетита, даже если ребенок не все съедает, что предложено на тарелке, но он уже самостоятельно начинает есть.

Адаптация ребенка к саду и болезни нередко начинаются с первыми посещениями дошкольного учреждения. Причиной тому стресс, снижающий иммунитет и сопротивляемость детского организма к инфекциям. Одни дети начинают болеть в первую неделю, другие спустя месяц после посещения садика. Нередко случается, что причиной простуд и хронических ОРЗ является психологический фактор. Одним из известных механизмов психологической защиты является бегство в болезнь. Но это не означает, что малыш специально заболевает, чтобы остаться дома, он это делает неосознанно. Организм с легкостью подчиняется такой скрытой тенденции: демонстрируя удивительную слабость, отказываясь противостоять простуде.

Зачастую, добившись эмоционального равновесия, преодолеваются склонности к болезням. Однако большинство мам ожидает, что негативные моменты в поведении, а также реагировании исчезнут впервые же дни, поэтому расстраиваются и сердятся, если этого не происходит.

Адаптация ребенка к саду осуществляется к концу 4-й недели, однако бывает, что она затягивается на 4 месяца.

В период адаптации к детскому саду кроха настолько ранима, что для детской поводом выступает все. Нередки случаи проявления депрессивных реакций, заторможенности эмоций. Первые дни в саду проходят без положительных эмоций, кроха очень расстроена расставанием с мамой, а также с привычной средой. Если малыш и улыбается, то зачастую это реакция на яркий стимул или новизну (необычная игра, яркая игрушка).

Отрыв от матери для ребенка это стрессовая ситуация. Ребенок воспринимает детский сад, как новую ужасную обстановку с незнакомыми детьми, которым нет дела до него. Чтобы в новых обстоятельствах продержаться, ему следует вести себя по-другому и не так, как дома. Однако не зная новой формы поведения и от того страдая, малыш боится сделать что-то не так. Детский страх поддерживает стресс – отрыв от матери.

Адаптация мальчиков 3-5-лет к детскому саду проходит более тяжело, чем у девочек. В этот период мальчики болезненно реагируют на разлуку с матерью, поскольку очень сильно привязаны к ней.

Кризис трех лет, наслаивающийся на период адаптации ребенка к детскому саду, зачастую осложняет ее прохождение. Одна часть детей — легко проходит адаптацию к саду, и негативные моменты у них исчезают на 3-й неделе, другие же сложнее, и адаптация затягивается до 2-х месяцев. Если малыш не адаптирован по истечении 3-х месяцев, то такая адаптация относится к тяжелой и нуждается в помощи специалиста-психолога.

Особенно трудно приходиться тем малышам, которым не рассказывали о предстоящем посещении дошкольного учреждения и для них это неожиданность. Родители могут помочь своей крохе быстрее адаптироваться к новым условиям. Комплекс мер включает создание дома бережной обстановки, щадящей нервную систему ребенка.

— в присутствии малыша следует отзываться всегда положительно о воспитателях и самом саде, даже если что-то не нравится. Ребенку придется ходить в этот сад, а уважая воспитателей это делать легче;

— разговаривая о саде с крохой, необходимо рассказать еще кому-нибудь в его присутствии, о том, в какой замечательный теперь сад ходит малыш, и какие хорошие воспитатели там работают;

— в выходные дни необходимо соблюдать четкий режим дня ребенка. Чуть дольше можно позволить ему поспать, но не нужно давать отсыпаться очень долго. В период адаптации не следует перегружать малыша, ведь у него жизненные изменения, и ему ни к чему напряжение нервной системы.

В адаптационный период ребенка к саду родителям необходимо набраться терпения. Отрицательные эмоции непременно сменятся положительными, свидетельствующими об окончании данного периода. Некоторые малыши будут еще долго плакать при расставании, но это не свидетельствует о плохой адаптации. Если малыш успокаивается после ухода мамы спустя некоторое время, то привыкание идет хорошо.

Как адаптировать ребенка к саду

Родителям необходимо готовить кроху заранее к посещению сада: за несколько месяцев до этого события. Подготовка включает прочтение сказочных историй о посещении сада, игры «в детский сад», прогулки возле садика, рассказы малышу, о скором посещении этого заведения и приобретении новых друзей для совместных игр.

Если родители имели возможность познакомить ребенка заранее с воспитателями, то крохе будет легче психологически. Особенно, важно, чтобы в этот момент присутствовала мама, а ребенок походил по группе, пообщался с воспитателями.

Адаптировать ребенка к саду получится легче, если он будет физически здоровым, без хронических заболеваний и без предрасположенности к простудам. Поскольку период привыкания отмечается напряженностью, то все силы организма направляются на приспособление, и если организм не будет тратить силы на борьбу с болезнями, то это послужит хорошим стартом.

Адаптация пройдет успешно, если кроха будет иметь навыки самостоятельности в следующих моментах: частичное одевание, пользование горшком, самостоятельное принятие пищи. Если малыш все это умеет, то он не потратит силы на срочное обучение этому и будет пользоваться сложившимися навыками.

Легче привыкнуть тем малышам, чей режим приближен к садовскому режиму. За месяц до поступления в сад родителям следует привести режим ребенка к садовскому. Для этого следует заранее уточнить расписание дня дошкольного учреждения, а для легкого подъема утром, следует укладывать малыша спать не позднее 20:30.

Трудно приходится тем малышам в период привыкания, у которых не будут соблюдены несколько или одно из этих вышеперечисленных условий.

Необходимо, чтобы дома кроху окружала спокойная атмосфера. Чаще следует малыша обнимать, говорить ласковые слова, гладить по голове, отмечать его улучшение в поведении, успехи, а также больше хвалить, поскольку ему нужна поддержка родителей. Родителям следует проявлять терпимость к капризам, которые возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимая ребенка, можно ему помочь успокоиться и быстро переключиться на другую деятельность.

Согласовав с воспитателем, следует дать малышу в сад небольшую мягкую игрушку. Зачастую малыши нуждаются в игрушке, как заместителе мамы. Ребенку будет гораздо спокойнее, когда он прижмет что-то мягкое, являющееся частичкой дома.

Придумав родителям свою сказку о маленьком зайчике, который впервые пошел в садик, и как ему было немного страшно и неуютно, но потом появились друзья, и стало весело, позволит крохе увереннее шагать в дошкольное учреждение. Психологи советуют проиграть эту сказку с игрушками. Ключевым моментом в сказке, а также в игре выступает возвращение мамы за малышом, поэтому пока этот момент не настанет — нельзя прерывать повествование. Все это затевается с тем, чтобы кроха поняла: мама обязательно вернется.

Подмечено, что больше всего ребенок и родитель расстраиваются вместе при расставании. Как правильно организовать утро, чтобы и у мамы, и у крохи день прошел удачно, а главное спокойно?

Совет психологов: спокойная мама — спокойный малыш. Ребенку передается неуверенность мамы, и он расстраивается еще больше. И в саду, и дома необходимо разговаривать с малышом уверенно и спокойно. Следует проявлять доброжелательную настойчивость утром при пробуждении, потом при одевании, а в дошкольном учреждении при раздевании. Разговаривать с малышом нужно не громким, но твердым и уверенным голосом. Зачастую при пробуждении хорошим помощником является та самая любимая игрушка, которую малыш берет с собой в сад. Видя, что мишка «очень сильно хочет в сад», ребенок заразится хорошим настроением и его уверенностью.

Психологи советуют отводить малыша тому взрослому, с которым легче ему расстаться. Давно подметили, что ребенок может с одним из родителей расстаться достаточно спокойно, а с другим тяжело, продолжая страдать после его ухода. Важно обозначить и сказать ребенку, когда его заберут: после обеда, после прогулки, или как он поспит.

Крохе легче знать, что мама за ним придет после какого-то режимного момента, чем каждую минуту ждать ее. Родителям нельзя задерживаться, а следует выполнять свои обещания. Необходимо придумать свой ритуал прощания: поцеловать, сказать «пока», помахать рукой. После этого сразу следует уходить: не оборачиваясь и уверенно. Чем дольше взрослые проявляют нерешительность, тем сильнее переживает малыш. Нередко взрослые совершают серьезные ошибки, затрудняющие адаптацию.

Родителям нельзя делать следующее в период адаптации:

— нельзя сердиться или наказывать малыша за плач дома или при расставании после упоминания о необходимости идти в дошкольное учреждение. Малыш имеет право на такую реакцию, а вот строгое напоминание об обещании ребенка не плакать является не эффективным. Малыши этого возраста не умеют еще «держать свое слово». Лучше сказать крохе о своей любви и что обязательно заберете его;

— стоит избегать разговоров с другими членами семьи о слезах ребенка в его присутствии. Дети на душевном тонком уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и этим еще больше усиливают свою тревогу;

— нельзя пугать садом, поскольку это место, таким образом, никогда не станет любимым;

— нельзя отрицательно отзываться о саде и воспитателях при крохе;

— нельзя обманывать, обещая, что скоро заберете, а малыш ждет полдня, теряя доверие к близкому человеку.

Родители также нуждаются в психологической помощи, поскольку поступление в сад – это испытание не только для детей, а и для родителей, испытывающих сильное волнение. Родителям необходимо быть уверенными в необходимости посещения детского сада, тогда малыш, видя уверенность мамы, адаптируется быстрее. Следует поверить, что ребенок на самом деле совсем не слабое создание и его адаптационная система выдержит, и он справиться. Гораздо хуже, если ребенок совсем не плачет и зажат стрессом. Плач выступает помощником нервной системы, не давая ей перегружаться. Поэтому не стоит бояться детского плача и сердиться на малыша. В тяжелых случаях можно воспользоваться помощью детского психолога, который расскажет родителям, как проходит адаптация, и уверит, что в саду работают действительно внимательные люди.

Зачастую родителям очень нужно знать, что их малыш быстро и легко успокаивается после их ухода, и эту информацию дает психолог и воспитатели, которые наблюдают за детьми в процессе адаптации. Взрослым также следует заручиться поддержкой от других родителей, чьи малыши посещают детский сад. Поддерживая друг друга, важно отмечать и радоваться успехам малышей, а также самих себя.

Инструкция

В детский сад ребенка необходимо отдать в любом случае. Лучше привыкнуть к коллективу до школы. Иначе ему придется адаптироваться в то время, когда нужно учиться. Если не хотите отдавать малыша на целый день, выберите группу кратковременного пребывания . Для старшего дошкольника это может быть группа подготовки , куда ребят приводят только на занятия.

Большинство детей поступает в детские сады общеразвивающего вида. Очень большую роль играет положительный настрой. Вы, конечно, уже обсуждали с малышом эту тему, когда проходили обязательный медосмотр или даже побывали в садике и познакомились с будущей воспитательницей. Перед тем, как привести ребенка в группу, придите на прогулку. Погуляйте вместе с детьми несколько дней. Если у вас сразу установятся хорошие отношения с воспитательницей, можете минут на десять оставить ребенка с группой на улице.

После первой прогулки обсудите ее с малышом. Спросите, понравилось ли ему играть с детьми и хочет ли он пойти туда еще. Интересно ли ему посмотреть, чем занимаются дети в садике , какие там есть игрушки и книжки?

Первый день в детском саду не должен длиться дольше двух часов. Лучше даже, если вы сможете привести малыша на полчаса или час. Приведите его в тот момент, когда в группе еще не очень много детей. Пусть осмотрится, поиграет в игрушки. В некоторых детских садах только что поступившие дети могут находиться в группе вместе с родителями. Но попробуйте уйти и посмотрите, как ребенок будет на это реагировать. В любом случае ваша отлучка не должна быть очень долгой. Обязательно спросите у воспитателя, поел ли ребенок и как отнесся к незнакомой пище.

На следующий день оставьте малыша в садике до прогулки. Можно привести его до завтрака, покормить и уйти, оставив на занятия. Если ребенок относится к вашему отсутствию достаточно спокойно и не плачет , оставьте его до обеда. Покормите или подождите, пока он поест, и уведите домой

Когда малыш привыкнет оставаться без вас более или менее длительное время, оставьте его в группе до полдника. Придите перед окончанием «тихого часа», понаблюдайте за закаливающими процедурами и покормите ребенка.

Когда приходит время для ребенка идти в детский сад, родители чаще всего сталкиваются с некоторыми проблемами. Ошибочно считать, что начало хождения в садик - это процесс, который должен протекать безо всяких шероховатостей и без особого участия родителей. В период же адаптации к новым условиям в детском саду ребенок как никогда нуждается в помощи и поддержке родителей.

Для начала стоит убедиться в том, что ребенок в нужной степени владеет навыками самообслуживания. Это значительно облегчит жизнь ребенка в детском саду. И наоборот, неумение делать что-то из обязательных вещей очень осложнит жизнь малыша и может напрочь отбить у него все желание посещать детский сад. И даже если родителю какое-то умение не кажется очень уж необходимым для ребенка, стоит обратить на него внимание, если ребенок переживает по этому поводу.

Возможно, что простое неумение вырезать ножницами квадратик не дает ребенку возможность примкнуть к другим ребятам во время игры или когда они как раз и занимаются тем самым вырезанием квадратиков. Тогда родителям нужно поддержать ребенка и, вооружившись нежностью и терпением, научить ребенка вырезать не только квадратики, но и круги и треугольники.

Такой подход позволит ребенку не просто найти общие точки взаимодействия с другими детьми, но и в чем-то стать заводилой. А ведь это очень важно – хоть разок почувствовать себя лидером детской компании. Это очень важно для формирования адекватной самооценки ребенка и умения общаться с другими ребятами.

Вообще же, умение общаться и взаимодействовать в коллективе является одной из важных функций детского сада. Поэтому перед началом посещения садика ребенка можно начать водить на детские площадки с большим количеством детей, если раньше этого не делалось. Если ребенок стеснительный, то родители могут помочь ему влиться в коллектив, самим затеяв игру с другими ребятами. Для ребенка участие в такой игре будет гораздо более простым, ведь ее организовали мама или папа. Игру стоит выбрать хорошо знакомую ребенку, чтобы он знал правила игры.

Если родители не будут отстраняться от процесса привыкания ребенка к детскому саду, а будут, наоборот, всячески ему помогать, то процесс этот будет для ребенка максимально легким и приятным. И возможно именно в этом детском саду ребенок обретет себе друзей на всю оставшуюся жизнь. Ну, или, как минимум, научится дружить.

Видео по теме

Время летит быстро: еще совсем недавно ваш малыш делал первые шаги, а сегодня его уже пора отводить в садик. Будет ли ему там комфортно и интересно, во многом зависит от родителей, основная задача которых – помочь ребенку привыкнуть к детскому саду.

Однажды в жизни любой семьи, в которой имеется ребенок, возникает момент, когда малышу необходимо отправиться в детский сад. Причин этого может быть много: маме пора выходить из декрета на работу, ребенок должен общаться с ровесниками, уметь адаптироваться в новом коллективе и приспосабливаться к различным общественным условиям.

Ребенок может оказать яростное сопротивление подобным переменам, и это будет совершенно нормальным явлением. Малыш боится перемен, боится расставаться с мамой почти на целый день, говорит, что ему и дома хорошо, и что он будет самым послушным и воспитанным, только не отдавайте его в детский сад.

В детском садике много нового и интересного

Не беспокоитесь, если подобное произошло и в вашей жизни. Многие родители сталкиваются с подобным явлением. У некоторых детей период адаптации к детскому саду происходит менее болезненно, у других же – с большими трудностями. Но, так или иначе, все справлялись с такой «бедой». В результате ребенок был готов для дальнейшего поступления в школу, где ему было намного проще адаптироваться, чем тем детям, которые воспитывались дома, в кругу семьи. У детского сада есть как свои минусы, так и плюсы. Само по себе подобное учреждение не может быть исключительно плохим, наоборот, оно является необходимым для детского развития. Неподходящим может оказаться какой-либо конкретный садик, условия в котором окажутся не такими, какими бы вам хотелось. Однако эта проблема решается выбором в пользу иного детского учреждения.

Для начала разберёмся, зачем малышу вообще идти в детский сад и какие трудности у него могут возникнуть в первые несколько дней?

Во-первых, детский сад необходим для развития ребенка в целом. Он выполняет научно-познавательную функцию. Дети узнают много нового и интересного. Там развивают их логическое мышление, расширяют кругозор. Также ребенок получает базу необходимых для поступления в школу знаний.

В детском саду малыши учатся общаться

Во-вторых, детский сад выполняет функцию социализации и общения. Дети учатся взаимодействовать между собой: общаться, играть, вступать в споры и прочее. Более общительным и коммуникабельным детям с первых дней пребывания в детском саду будет уютно и комфортно. Тем же детям, которые испытывают затруднения в установлении связей и общении, воспитатели помогают научиться, чтобы правильно взаимодействовать с другими детьми и войти в коллектив.

Помимо этого, детский сад является незаменимым помощником для работающих родителей. Когда мамы и папы нет дома, малыш постоянно находится под угрозой, например, может нечаянно открыть газ, поджечь что-нибудь, получить удар током и прочее. В детском саду же он находится под постоянным присмотром, воспитатели следят не только за его безопасностью, но и за режимом дня: он вовремя кушает, отдыхает, гуляет и получает все необходимое.

Как помочь ребенку без проблем стать воспитанником детского сада?

Для начала определитесь со временем отправления ребенка в детский сад. Наиболее подходящим вариантом считается весенний или летний сезон. Это объясняется тем, что в данное время года дети не так сильно подвержены вирусам и заболеваниям, как в другие сезоны. Самыми опасными периодами признаются поздняя осень или ранняя весна.

Помогите ребенку развить навыки самообслуживания. Научите его элементарным вещам: самостоятельно ходить в туалет, управляться со столовыми приборами. Он должен понимать различие между сторонами одежды, также он должен сам уметь застегивать себе пуговички, молнии и замки.

Я разденусь сам!

Говоря о стороне взаимодействия с обществом, обратите внимание на то, что проще всего влиться в коллектив тому ребенку, который уже имеет хоть какой-нибудь опыт в общении. До того, как отправлять малыша в детский сад, позаботьтесь о том, чтобы он постоянно общался со сверстниками. Научите его самостоятельно решать конфликты. То есть, если во время прогулки, дети вступили в спор (при этом вы должны следить со стороны, чтобы дело не дошло до драки), то пусть они попробуют самостоятельно, без родительской помощи решить данный вопрос. Неплохим вариантом будет отправить малыша в тот детский сад, где уже воспитываются знакомые ему дети и его лучшие друзья. Таким образом, он будет находиться не в абсолютно новом коллективе, а с теми людьми, которых уже знает.

Не забывайте также и о постепенном привыкании малыша к режиму, который будет установлен в детском саду. Старайтесь заранее приучать ребёнка к подобным условиям. Есть еще такой маленький нюанс, как любимые вещи малыша, с которыми он не хочет расставаться: соска, одеяло, игрушка, подушка и тому подобное. Подумайте, насколько она совместима с детским садом. Если вы понимаете, что ее наличие там абсолютно неуместно, необходимо постепенно приучать ребенка к отсутствию данной вещи. В случае с маленькими игрушками, можно давать их ребенку взять с собой, хотя, будьте готовы к тому, что он может их потерять.

Для того чтобы малышу было интересно ходить в детский сад, чтобы он сам этого хотел, необходимо правильно преподнести ему это известие. Расскажите ему об основных занятиях детей в саду, о том, как дружно они играют все вместе, как гуляют, катаются на качелях и другое. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок пообщался с детьми ваших друзей, которые уже ходят в детский сад и им это нравится. Мнение ровесника может сыграть более значительную роль, чем то, что говорите ему вы.

Рассказывайте ему придуманные вами сказки, герои которых тоже ходят в садик и им это очень нравится. Подчеркните все хорошее, что ему может дать посещение детского садика. Объясните малышу, чему он сумеет там научиться, каким умным станет, и как вы будете им гордиться.

Детский садик — это весело и интересно!

До того, как ребенок отправится в детский сад, старайтесь чаще проходить мимо подобных учреждений, пусть ребенок сам поймет, что именно там происходит с детьми, как происходит сам процесс их времяпровождения. Малыш должен понимать, что ему ничего не угрожает. Возможно, подобное наблюдение сыграет свою роль, и малыш по собственному желанию захочет отправиться туда.

Не забывайте о том, что когда ребенок уже проведет в саду несколько дней, стоит прислушиваться к его мнениям и рассказам о том, что происходит. Реагируйте на все изменения, которые происходят в его жизни. Всегда старайтесь дать ему правильный и своевременный совет.