Элементы даунхила и фрирайда для начинающих. Сезонная работа Основы даунхилла

Итак, необходимые знания, без которых не было бы этих дисциплин.


Торможение. На вашем байке наверняка есть два тормоза(да я уверен в этом). Некоторые новички полагают, что передний тормоз нафиг не нужен. Мол, передний тормоз это вообще "от лукавого". И если им пользоваться, то можно расшибиться еще больше чем вообще без него. НЕПРАВИЛЬНОЕ МНЕНИЕ. Самое эффективное торможение ИМЕННО ПЕРЕДНИМ ТОРМОЗОМ. Но это совсем не значит, что надо вцепляться в передний тормоз мертвой хваткой. При любом торможении эффективность возрастает при использовании обоих тормозов сразу(одновременно), но без блокировки колес, на грани блокировки. Предпочтение отдавайте переднему тормозу, но не блокируйте колесо, а то улетите через руль.


Преодоление подъемов. На самом деле подъемы разные бывают. Короткие и длинные, крутые и пологие(на выносливость). Длинные и пологие подъемы вы наверняка знаете как преодолевать - вкарячиваем передачу полегче перед подъемом и вкручиваем. А вот коротенькие и крутые подъемы это проблема для некоторых. Слушайте: переключаемся на не слишком легкую, но более тяговитую передачу. И вкручиваем перед подъемом как можно быстрей. На скорости влетаем на подъем и уже на серединке начинаем снова крутить педали. Если потренироваться, то можно влетать на такие подъемы вообще без потери скорости.


Спуски. Спуски это просто. Только не надо их бояться. Любой спуск связан с риском падения, поэтому необходимо свести риск к минимуму - мысленно успокоившись. Успокоились маленько? Тогда поехали вниз. Встаньте с седла и перенесите свою пятую точку(да-да это я о ней), за седло, чтобы она находилась над задним колесом. Помните, я писал про торможение, вот, все торможение на спуске только ПЕРЕДНИМ тормозом, но ни в коем случае НЕ БЛОКИРОВАТЬ его. Если не хватает переднего, используйте задний, но тоже НЕ БЛОКИРУЙТЕ, иначе вас занесет и развернет боком к склону, а потом падение с кувырками. И еще одно. Держите КРЕПКО руль, потому что врятли вы встретите идеально гладкие склоны без корешков и ям.


Лестницы и ступеньки. Многие новички считают, что их байк развалится, если они съедут на нем по ступенькам. Неа не развалиться, колеса пробить можно, если они плохо накачены. По ступенькам съезжать нет ничего проще. Медленно подкатывайтесь стоя на педалях. Зажимайте передний и задний тормоз и тихонечко скатывайтесь постепенно от ступеньки к ступеньке. Лучше всего сместиться за седло. Держите крепко руль и РАССЛАБТЕ ноги В КОЛЕНЯХ, а руки В ЛОКТЯХ. Все, потренируйтесь на маленьких пролетах, а потом уже лезьте на большие.


Узкие поребрики, деревья и прочая "узятина". Чтобы ездить по узким вещам, надо постоянно тренироваться и само прейдет. Но пара советов вам не помешает. Держите вес тела посредине байка, колени чуть согните, завалы в стороны выправляете коленями или "выбрасывая" ногу в бок. Реально помогает иногда притормозить, а иногда резко крутануть педалями, чтобы поймать баланс. Помните, что в движении проще балансировать, не останавливайтесь совсем. Когда едите, смотрите больше вперед, а не в свое переднее колесо. Расслабьтесь, реально помогает, если организм скован напряжением вы элементарно не чувствуете куда вас клонит и не можете с этим бороться.


Вот основные элементы, которые должен знать и уметь каждый. Это не круто, это не модно, но это реально помогает лучше чувствовать байк и необходимо каждому байкеру.


Благодарим за помощь в создании этого урока Диму aka IronCLAD.

Любой вид спорта требует подготовки и регулярных тренировок. Но что делать райдерам, которые занимаются сезонными видами спорта? Например, даунхиллом. В межсезонье важно поддерживать форму, чтобы быть конкурентоспособными и не упустить позиции. Сильнейшие МТБ-даунхилл райдеры России рассказали нам, как они поддерживают себя в форме, когда за окном не подходящая для катания погода.

Николай Пухирь

4-кратный чемпион России по даунхиллу

В скоростном спуске у спортсмена должно быть пропорциональное и функциональное телосложение, ведь здесь работают все группы мышц. Построить правильный тренировочный план можно только понимая свои слабые стороны, а программу разрабатывать, исходя из телосложения и техники катания.

Тренажерный зал – это вспомогательная часть тренировок. Он используется, чтобы держать в тонусе специальные группы мышц, которые сложно заставить работать на велосипеде. В целом, тренировки должны строиться на подготовке сердца, легких и кровеносной системы, координации, выносливости (здесь много вариаций – от кручения педалей до бассейна).

У меня с тренажерным залом не очень ладится. Работа с «железом» сильно отличается от того, что делаешь на байке

У меня с тренажерным залом не очень ладится, ведь работа с «железом» сильно отличается от того, что ты делаешь на байке. Иногда силовые тренировки могут даже помешать, если вес излишне перекаченных мышц будет переложен на более слабые группы мышц во время спуска. Также полезными могут быть кроссфит-тренировки, получал от них неплохой результат.

В Москве я почти не катаюсь, здесь невозможно заставить тело и байк работать, как на горной трассе. В горах нужна выносливость, чтобы «гасить» удары и постоянно работать с собственным весом как инструментом управления байком. Часть такой подготовки можно получить на батуте или во время катания на горных лыжах. Я катаюсь на кроссаче, выбираюсь в горы на лыжах. Такая подготовка лучше многих видов традиционной работы в зале.

В даунхилле обязательно будут серьезные «уборки». Восстановление после травм – еще один момент, которым каждый гонщик в скоростном спуске хорошо владеет. Нужно тренировать падения, кувырки, координацию и ловкость. Мышцы приходится закачивать еще и для того, чтобы уберечь себя от травм, ведь они выполняют защитную функцию.

В даунхилле обязательно будут серьезные «уборки». Нужно тренировать падения, кувырки, координацию и ловкость

За десять лет в даунхиле я накопил список восстановительных программ, которые надо выполнять, чтобы не беспокоили старые травмы. Это занятия йогой, растяжки, специальная гимнастика. У меня, наверное, за сотню таких упражнений, без которых я не могу полноценно гоняться.

В конечном итоге, результат на трассе будет определять не межсезонная подготовка, а накат и уровень риска. Если ты готов рисковать и любишь большие скорости – обгонишь тех, кто всю зиму бегал трусцой.

Саша Жирнова

2-кратная чемпионка России по даунхиллу, участник Кубков и Чемпионата мира

В тренировках в межсезонье нет ничего супер-специального. По крайней мере, лично у меня. По сути, эта подготовка объединяет все, на что в сезон не хватает времени.

В даунхилле работают не только мышцы, но и голова. Поэтому я советую уделять время йоге или медитации. Не обязательно знать сложные асаны, но даже 30 минут элементарных упражнений помогут привести голову в порядок.

В даунхилле работают не только мышцы, но и голова. Советую уделять время йоге или медитации

Что касается мышц, сложно сказать, какие важнее. Одни помогают ехать, другие – выживать и спасают от травм. Даже косые мышцы живота, которые вроде как и не важны во время езды, могут спасти от серьезных ушибов внутренних органов.

Крутое оборудование – это хорошо, но не обязательно для подготовки. Если мы говорим о тренажерном зале, хватит базовых тренажеров. Обычную тренировку можно сделать веселей, если разбавить ее упражнениями с гимнастическим мячом, полусферой и TRX.

В межсезонье старайся использовать все возможности. Есть лыжня возле дома? Отлично! Есть друзья, которые ходят на батут? Присоединяйся, это научит группироваться при падениях. Скалодром – замечательно. Бассейн, бокс, катание на горных лыжах... Мое межсезонье состоит из тренажерного зала, станка (специализированный велотренажер для даунхилла – ред) дома, бассейна, тренировок на улице, на батуте и любых других активностей.

У даунхилл-гонщиков нет и не может быть специальной диеты для межсезонья. Мы разные, но дисциплина в еде должна быть у каждого, особенно у спортсменов. К выбору рациона нужно подходить с умом. Ты можешь тратить 3000 ккал в день, но это не значит, что есть все подряд – хорошая идея. Лучший помощник в выборе продуктов – это тело. Оно всегда подскажет, хорошо ему или плохо.

К сожалению, в России нет возможности кататься вне сезона, поэтому я каждый год стараюсь улететь в теплые края. Хотя бы на две недели

К сожалению, в России нет возможности кататься вне сезона. Для меня катание на велосипеде по снегу – наказание, поэтому я каждый год стараюсь улететь в теплые края. Хотя бы на две недели. Несколько лет подряд езжу с друзьями в испанскую Малагу. Там можно хорошо раскататься перед сезоном: крутые тейлы, хорошая атмосфера, тепло... А еще можно встретить крутых ребят из заводских команд и даже чемпионов мира. Моя мечта – зимой съездить в Новую Зеландию. Это рай для тех, кто хочет кататься на велосипеде круглый год.

Даунхилл (downhill - вниз с холма) - это экстремальная дисциплина в велоспорте. Её суть заключается в прохождении трассы на время. Маршрут представляет собой спуск с горы с множеством препятствий, резких поворотов и трамплинов.

Не смотря на то, что суть даунхилла довольно проста, скоростной спуск на велосипеде довольно опасное занятие, поэтому даже доехать до конца трассы считается уже неплохим результатом. В этом виде спорта важно иметь отличные навыки управления велосипедом и хорошую физическую подготовку.

Трассы для даунхилла

Типичная трасса в даунхилле представляет собой затяжной спуск, на котором встречаются неровности в виде ям и бугров, камни, корни деревьев, резкие повороты, трамплины, искусственные препятствия и вообще все, что только можно вообразить. Перепад высоты обычно составляет 500 метров на 1,5-2 км.

Иногда соревнования по даунхилу проводят в черте города, но суть остается та же самая - скоростной спуск. В качестве дороги выступает трасса для автомобилей, тротуары, ступеньки и прочий городской рельеф, дополненный трамплинами. Средняя скорость спортсменов составляет 36 км/ч, максимальная может доходить до 60.

Снаряжение для даунхилла

В обязательном порядке используется шлем фулфэйс. Чем-то напоминает шлема для мотогонщиков. В добавок к шлему некоторые спортсмены используют очки, внешне похожие на сноубордные. Иногда встречается и защита шеи.

Другие необходимые элементы снаряжения - это щитки, которые защищают колени, голени, локти, кисть, спину, бедра и так далее. Падение в даунхилле с большой вероятностью может закончиться травмой, поэтому тщательно защитить свое тело - очень разумное решение. Перчатки должны быть с жесткими вставками.

Велосипед для даунхилла

Ну и конечно нельзя обойтись без специального велосипеда. Это обязательно должен быть двухподвес с особой геометрией рамы, которая направлена на повышение стабильности при высокой скорости. Ход задней подвески180-250 мм. Вилки, как правило, двухкоронные с ходом 200 мм, однокоронные 180-190 мм.

Обязательно мощные тормоза с роторами 180-220 мм. Диаметр колес обычно 26″ дюймов, но встречаются и модели с 24″. Обода усиленные, широкие, на них ставят покрышки до 3″ дюймов шириной с очень злым протектором. Такие колеса отлично переносят все удары и держат дорогу. Камеры толстые, усиленные, это нужно для защиты от проколов и порезов.

Что касается рулевого управления, то ширина руля составляет 760-820 мм, длина выноса 40 мм. Короткий вынос нужен для того, чтобы лучше контролировать велосипед. Материал рамы встречается разный: сталь, алюминий, карбон. Вес велосипедов составляет 15-25 кг. В этом спорте это совершенно не критически важный параметр.

Как заняться даунхилом?

Соревнования по даунхиллу проводятся по всему миру. Для того, чтобы принять участие нужно иметь отличную подготовку и подходящий велосипед. Стоимость такого байка (новой модели) будет составлять от 1500$. Найдите в своем городе любителей даунхилла и они помогут вам влиться в эту тусовку!

Видео даунхилла в горах от первого лица:

Даунхилл в городских условиях: