Что растёт в лесу летом. Что растет в лесу? Какие цветы растут в лесу? Лесные ягоды

(НОД с детьми старшего дошкольного возраста по окружающему миру)

Подготовила воспитатель «Атемарского д/с №1 «Теремок» Глазкова И.В.

Цель:

Углубить и обобщить представления о лесе. В лесу растут разные растения, живут разные животные. Все нужны друг другу.

Задачи:

Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе осознания, зависимости, жизнедеятельности живых существ от условий среды и обитания.

Формировать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, уточнять и отстаивать свои мысли.

Воспитывать интерес к жизни растений, животных в лесу, понимая необходимость сохранять целостность среды для сохранения их жизни.

Материал:

изображение леса (этажи), прорези или кармашки для размещения животных, деревья для леса, кусты, травянистые растения, мох, ягодные кустарники; животные (звери, птицы, насекомые, лягушки и муравьи).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет -

В лесу подснежник расцветет. /Весна./

Воспитатель: А какое время года сейчас, месяц, который он по счету? Как называют весну? /Весна. Третий месяц. Весну называют утром года./

Воспитатель: Правильно. Весной все просыпается в природе, как после сна.

А теперь послушайте, о чем идет речь в данной загадке:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню - земляникой.

Таню - костяникой.

Машеньку - орешком.

Петю - сыроежкой.

Васю - хворостинкой. / Лес./

Появляется Незнайка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Кто к нам идет?

Незнайка, ты к нам спешишь в гости?

Незнайка: Нет, я сегодня тороплюсь в лес.

Воспитатель: Ну, и куда ты пойдешь?

Незнайка: Наверное, за зданием детского сада, там лес.

Воспитатель: Нет там леса. Ребята, вы видели за детским садом лес?

А почему это не лес? (Высказывания детей по этому вопросу).

Воспитатель: Надо рассказать Незнайке, что такое лес, иначе он не туда пойдёт.

II часть.

Воспитатель: Ребята, а какие деревья растут в лесу?

ответы детей: (Липа, береза, осина, ель, сосна, клен, орешник, дуб, вяз)

Воспитатель: А как отличить деревья друг от друга?

Дети: У липы ствол черный, у березы - белый, листочки мелкие с зубцами.

У осины ствол серо-зелёный; листочки круглые, с одной стороны светлее, с другой - тёмные

Воспитатель: А какое дерево называют сладким? (Липу).

Выберите картинки и поставьте их... Ну, что? Получился у нас лес? Почему не получился?

Дети: Надо, чтобы и кустарники росли.

Воспитатель: Почему нужны кусты? Почему они растут с деревьями в лесу? Выберите кусты и поставьте рядом с деревьями. Что еще растет в лесу?

Дети: Грибы, ягоды, цветы.

Воспитатель: Почему травы так много в лесу? Зачем мох?.. Найдите картинки и поставьте.

Незнайка: Какой красивый лес получился? Чисто, хорошо!

Воспитатель: Дети, а вы как думаете, получился лес? А почему нет?

Дети: Нужны насекомые.

Воспитатель: Выберите насекомых и поселите их. Расскажите Незнайке, где они живут и почему?

Дети находят короеда, комаров, мух, божьих коровок и др.

Незнайка: Ну, наконец-то и получился лес. Растения разные, насекомые, больше никого не надо.

Воспитатель: Ребята, а может быть и прав Незнайка? Может, никого и не надо больше в лесу? Как вы думаете, что будет с лесом, если будут жить только насекомые?

Дети: Они съедят лес.

Воспитатель: Что же делать?

Дети: Надо поскорей поселить птиц.

Воспитатель: Хорошо. Но, прежде чем расселить птиц, поиграем в "Кузнечики"

Физминутка.

Поднимайте плечики (энергичные движения плечами).

Прыгайте, кузнечики (прыжки).

Прыг-скок, прыг-скок...

Сели (приседания)

Травушку покушали,

Тишину послушали.

После игры дети расселяют птиц.

Воспитатель: А кто знает загадки о птицах?

O тветы детей.

Воспитатель: Что такое лес?

Дети обобщают.

Воспитатель: Ребята, а о ком мы с вами забыли? Кто еще живет в лесу, кроме птиц и насекомых?

Дети: Звери.

Воспитатель. А какие звери живут в лесу? (Дети перечисляют). Kmо знает о животных загадки, стихи?

Чтение стихов, отгадывание загадок.

Воспитатель: А вот вам хитрая задача.

I. У животного по 2 правые,

2 левые ноги,

2 ноги спереди, 2 - сзади.

Сколько ног у животного? / Четыре./

Какой хищник любит малину? / Медведь./

Воспитатель:

2. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу на зиму?

3. Что птицам страшнее - голод или холод? (Голод).

Каких зверей называют косой, косолапый, сохатый? (Заяц, медведь, лось)

А нужны ли нам дикие звери, есть ли от них польза или они приносят вред?

Дети: Они красивые, волк в лесу как санитар, без них было бы в лесу пусто, paзвелось бы в лесу много мышей, больных зверей и т.д.

Воспитатель: Ребята, Давай те поиграем в "Медвежат".

Медвежата в роще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так,

Головой своей крутили,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили.

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Игра: «Кто лишний?»

Незнайка: Вы говорите, что все в лесу нужны. А я всё равно в лес не пойду, там деревьев много.

Воспитатель: Ребята, может ли быть лес без деревьев? Ответы детей

Воспитатель: Ребята, расскажите Незнайке, что такое лес? Ответы детей

Решение кроссворда "Дары леса".

Воспитатель: Незнайка, ты понял, что такое лес и что он дарит людям, животным?

Незнайка: Все понял, только в лес и всё равно не пойду. Что там хорошего?

Воспитатель: Дети, так ли это? Почему люди ходят в лес? Чем можно полюбоваться в лесу? Почему в лесу так хорошо?

Дети: В лесу дышится легко, т.к. растения выделяют кислород, поглощают углекислый газ. Поют птицы, пахнет цветами, есть ягоды, очень красиво.

Воспитатель: А какие поговорки и пословицы вы знаете о лесе?

1. Лес - богатство и краса. Береги свои леса.

2. Много леса - не губи. Мало леса - береги. Нет леса - посади.

Воспитатель: А какие правила вежливого поведения в лесу ты знаешь?

Дети: - Не калечить деревья, не ломать ветки, ни травинку, ни лист, ни цветочка зря не рвать. Стараться не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Звери всякие нужны. Каждый из них делал в природе свое полезное дело.

Если увидишь мусор, надо подобрать.

Ходить по тропинкам, чтобы не мять траву, нечаянно не наступить на жуков, муравьев.

Воспитатель: Вы рассказали, что все в природе необходимо, нельзя обижать ни больших зверей, ни маленьких муравьев. Вот давайте и послушаем песню:

"Не обижайте муравья".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТО РАСТЁТ И КТО ЖИВЕТ В ЛЕСУ.

(НОД с детьми старшего дошкольного возраста по окружающему миру)

Подготовила воспитатель «Атемарского д/с №1 «Теремок» Глазкова И.В.

Цель:

Углубить и обобщить представления о лесе. В лесу растут разные растения, живут разные животные. Все нужны друг другу.

Задачи:

Учить устанавливать причинно-следственные связи на основе осознания, зависимости, жизнедеятельности живых существ от условий среды и обитания.

Формировать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарищей, уточнять и отстаивать свои мысли.

Воспитывать интерес к жизни растений, животных в лесу, понимая необходимость сохранять целостность среды для сохранения их жизни.

Материал:

изображение леса (этажи), прорези или кармашки для размещения животных, деревья для леса, кусты, травянистые растения, мох, ягодные кустарники; животные (звери, птицы, насекомые, лягушки и муравьи).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет -

В лесу подснежник расцветет. /Весна./

Воспитатель: А какое время года сейчас, месяц, который он по счету? Как называют весну? /Весна. Третий месяц . Весну называют утром года./

Воспитатель: Правильно. Весной все просыпается в природе, как после сна.

А теперь послушайте, о чем идет речь в данной загадке:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

Ваню - земляникой.

Таню - костяникой.

Машеньку - орешком.

Петю - сыроежкой.

Васю - хворостинкой. / Лес./

Появляется Незнайка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Кто к нам идет?

Незнайка, ты к нам спешишь в гости?

Незнайка: Нет, я сегодня тороплюсь в лес.

Воспитатель: Ну, и куда ты пойдешь?

Незнайка: Наверное, за зданием детского сада, там лес.

Воспитатель: Нет там леса. Ребята, вы видели за детским садом лес?

А почему это не лес? (Высказывания детей по этому вопросу).

Воспитатель: Надо рассказать Незнайке, что такое лес, иначе он не туда пойдёт.

II часть.

Воспитатель: Ребята, а какие деревья растут в лесу?

ответы детей: (Липа, береза, осина, ель, сосна, клен, орешник, дуб, вяз)

Воспитатель: А как отличить деревья друг от друга?

Дети: У липы ствол черный, у березы - белый, листочки мелкие с зубцами.

У осины ствол серо-зелёный; листочки круглые, с одной стороны светлее, с другой - тёмные

Воспитатель: А какое дерево называют сладким? (Липу).

Выберите картинки и поставьте их... Ну, что? Получился у нас лес? Почему не получился?

Дети: Надо, чтобы и кустарники росли.

Воспитатель: Почему нужны кусты? Почему они растут с деревьями в лесу? Выберите кусты и поставьте рядом с деревьями. Что еще растет в лесу?

Дети: Грибы, ягоды, цветы.

Воспитатель: Почему травы так много в лесу? Зачем мох?.. Найдите картинки и поставьте.

Незнайка: Какой красивый лес получился? Чисто, хорошо!

Воспитатель: Дети, а вы как думаете, получился лес? А почему нет?

Дети: Нужны насекомые.

Воспитатель: Выберите насекомых и поселите их. Расскажите Незнайке, где они живут и почему?

Дети находят короеда, комаров, мух, божьих коровок и др.

Незнайка: Ну, наконец-то и получился лес. Растения разные, насекомые, больше никого не надо.

Воспитатель: Ребята, а может быть и прав Незнайка? Может, никого и не надо больше в лесу? Как вы думаете, что будет с лесом, если будут жить только насекомые?

Дети: Они съедят лес.

Воспитатель: Что же делать?

Дети: Надо поскорей поселить птиц.

Воспитатель: Хорошо. Но, прежде чем расселить птиц, поиграем в "Кузнечики"

Физминутка.

Поднимайте плечики (энергичные движения плечами).

Прыгайте, кузнечики (прыжки).

Прыг-скок, прыг-скок...

Сели (приседания)

Травушку покушали,

Тишину послушали.

После игры дети расселяют птиц.

Воспитатель: А кто знает загадки о птицах?

Oтветы детей.

Воспитатель: Что такое лес?

Дети обобщают.

Воспитатель: Ребята, а о ком мы с вами забыли? Кто еще живет в лесу, кроме птиц и насекомых?

Дети: Звери.

Воспитатель. А какие звери живут в лесу? (Дети перечисляют). Kmо знает о животных загадки, стихи?

Чтение стихов, отгадывание загадок.

Воспитатель: А вот вам хитрая задача.

I. У животного по 2 правые,

2 левые ноги,

2 ноги спереди, 2 - сзади.

Сколько ног у животного? / Четыре./

Какой хищник любит малину? / Медведь./

Воспитатель:

2. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу на зиму?

3. Что птицам страшнее - голод или холод? (Голод).

Каких зверей называют косой, косолапый, сохатый? (Заяц, медведь, лось)

А нужны ли нам дикие звери, есть ли от них польза или они приносят вред?

Дети: Они красивые, волк в лесу как санитар, без них было бы в лесу пусто, paзвелось бы в лесу много мышей, больных зверей и т.д.

Воспитатель: Ребята, Давай те поиграем в "Медвежат".

Медвежата в роще жили,

Головой своей крутили.

Вот так, вот так,

Головой своей крутили,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили.

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали.

Игра: «Кто лишний?»

Незнайка: Вы говорите, что все в лесу нужны. А я всё равно в лес не пойду, там деревьев много.

Воспитатель: Ребята, может ли быть лес без деревьев? Ответы детей

Воспитатель: Ребята, расскажите Незнайке, что такое лес? Ответы детей

Решение кроссворда "Дары леса".

Воспитатель: Незнайка, ты понял, что такое лес и что он дарит людям, животным?

Незнайка: Все понял, только в лес и всё равно не пойду. Что там хорошего?

Воспитатель: Дети, так ли это? П очему люди ходят в лес? Чем можно полюбоваться в лесу? Почему в лесу так хорошо?

Дети: В лесу дышится легко, т.к. растения выделяют кислород, поглощают углекислый газ. Поют птицы, пахнет цветами, есть ягоды, очень красиво.

Воспитатель: А какие поговорки и пословицы вы знаете о лесе?

1. Лес - богатство и краса. Береги свои леса.

2. Много леса - не губи. Мало леса - береги. Нет леса - посади.

Воспитатель: А какие правила вежливого поведения в лесу ты знаешь?

Дети: - Не калечить деревья, не ломать ветки, ни травинку, ни лист, ни цветочка зря не рвать. Стараться не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Звери всякие нужны. Каждый из них делал в природе свое полезное дело.

Если увидишь мусор, надо подобрать.

Ходить по тропинкам, чтобы не мять траву, нечаянно не наступить на жуков, муравьев.

Воспитатель: Вы рассказали, что все в природе необходимо, нельзя обижать ни больших зверей, ни маленьких муравьев. Вот давайте и послушаем песню:

"Не обижайте муравья".


Конспект занятия «Что растет в лесу?»

Цель - Дать детям первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами; познакомить детей с произведениями искусства -картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин рассказать, что картины пишут художники. -

Материал: набор деревьев и кустарников для фланелеграфа (2-3 ели, 1-2 сосны. 4-5 лиственных деревьев, в том числе такие, которые растут на участке детского сада; грибы

(подберезовики, опята на пеньке, мухоморы); картинки с изображениями ягод (земляника, смородина, малина); кукла Красная Шапочка; репродукции на тему «Осень»- 3- 4 шт.

Организация: Дети сидят полукругом, воспитатель на фланелеграфе выставляет фигурки растений. Картины висят в другом помещении (спальне, раздевалке) - это экспозиция выставки.

Ход занятия

I . Воспитатель входит с детьми в группу, а в группе на стульчике сидит красная шапочка. У нее в корзинке лежат картинки с изображениями лесных ягод.

Здравствуй, Красная шапочка! Как мы рады, что ты пришла к нам в гости.

Ребята давайте сядем на стульчики. Красная Шапочка сидит рядом со мной.

Ребята, сегодня я вам буду рассказывать про лес, а Красная Шапочка мне поможет ведь она все время ходит к бабушке лесом и знает все, что в нем происходит. Но сначала

скажите дети, а мы с Красной Шапочкой будем вас слушать.

Бывали ли вы в лесу?

Что вы там делали?

Что в лесу есть?

(Дети рассказывают, а воспитатель от лица куклы реагирует на их высказывания (комментирует, удивляется, уточняет.)

Какие вы молодцы, многое знаете про лес. А сейчас послушайте меня.

II . -Лес бывает за городом или за деревней. В лесу нет никаких домов, там растут разные деревья, кустарники. Их очень много.

Красная Шапочка я правильно говорю? Ведь дом твоей бабушки находится не в лесу, а за лесом, на краю деревни?

В лесу всегда тихо и темно, потому что деревьев много, они высокие, смыкаются своими вершинами и солнце совсем не пропускают. Лес очень большой, по нему можно долго идти и в нем можно заблудиться. Это только Красная Шапочка такая смелая, что не боится одна ходить через лес к своей бабушке.

(выставляю на фланелеграф, составляя лесное пространство)

Ребята, а вы знаете, как называется это дерево? (береза, осина, сосна, ель)

Дети, вот так может выглядеть лес?

Это смешанный лес - в нем растут разные деревья: и ели, и сосны, и березы, и другие деревья с листьями.

Ребята, посмотрите, возле березки вырос гриб, а вы знаете как он называется?

Ой, а сколько грибов выросло на пеньке? – да, да еще и с белыми точками? Как же этот гриб называется?

А кто знает, все ли здесь грибы съедобные или есть и ядовитые?

(ответы детей)

Еще в лесу растут кустарники. А вы какие знаете кустарники?

(дети называют кустарники)

Да, в лесу растет малина, смородина, рябина.

Когда Красная Шапочка идет к бабушке, она собирает малину и смородину. Ягоды очень вкусные и полезные.

А вы ели эти ягоды? Где они еще растут?

Посмотрите, какой у нас стал лес, красивый и нарядный. Вот так выглядит настоящий лес красиво и празднично. Лес очень красив, поэтому многие люди хотят любоваться его красотой, дышать свежим воздухом, ведь он очень полезен для нашего здоровья.

III - А теперь вы опишите Красной Шапочке картину, которая у нас получилась.

(опрос 2 -3 детей)

IY - Физминутка

Y –(В другой стороне группы выставка картин.)

-«Ребята, а что у вас здесь такое красивое!»- говорит, Красная Шапочка.

Здесь у нас выставка картин, подвожу детей к выставке.

Ребята, посмотрите какие здесь замечательные картины.

Чтение отрывка из стихотворения И.А.Бунина «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца…

…Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной…

Понравилось, ребята, вам стихотворение?

А что больше всего понравилось?

Как вы думаете, поэт точно описал осенний лес?

YI . Итог занятия

Ребята, что вы нового узнали сегодня? С чем познакомились?

Ребята, Красной Шапочке вы очень понравились, и она решила подарить вам подарки, естественно из леса. Раздача подарков и прощание с Красной Шапочкой.

МДОУ ДС КВ № 83 « Жемчужина»

Конспект занятия

средняя группа

«Что растет в лесу?»

Подготовила: Спасенникова С.В.

Нижневартовск 2006 год

Леса на территории России бывают хвойные, широколиственные и смешанные. Они богаты многообразием прекрасной растительности. Разными породами деревьев, кустарников и трав представлены растения лесов России.

Растительность хвойных лесов

Хвойные деревья, которые называются вечнозелеными растениями, преобладают на большей территории России и всей Европы. Деревья эти называются так, потому что вместо листьев у них хвоя. Хвоя – это маленькие зеленые иголки, которые выполняют ту же функцию, что и листья, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Хвойные леса вырабатывают очень много кислорода, обеспечивая тем самым жизнь всей планеты.

Самыми распространенными хвойными деревьями являются ель, сосна, лиственница, пихта и кедр. Растут они большими массивами, в тайге и в лесах. Живут такие породы деревьев обособленно. Встречаются части леса, в которых растут исключительно ели – это ельники. Бывают сосновые боры, в них растут только сосны. Узнаем, какие растения в лесу существуют еще, помимо деревьев.

Растительный мир хвойного леса представлен большим многообразием растений. Кроме самих хвойных деревьев, в нем растут кустарники, травы, мхи и лишайники. Травянистые растения хвойного леса это: акация желтая, бузина красная, крапива, земляника, чистотел и папоротник орляк. Из цветов здесь встречаются подснежники пастушья сумка и другие. Травы хвойного леса должны уметь приспосабливаться к холодным зимам и не очень солнечному лету.

На самом деле, в хвойном лесу не так уж много травянистых растений. Это происходит из-за того, что в таком лесу мало солнечного света, он поглощается высокой кроной деревьев. Поэтому выживают здесь самые стойкие. Особенно хорошо себя здесь чувствуют мхи и лишайники. Преобладает среди них олений мох. Он внешне похож на небольшие деревца. Лишайники – это пища для оленей и других животных, поэтому они входят в единую экосистему хвойного леса.

Растительность смешанных и широколиственных лесов

Ближе к югу от тайги начинаются смешанные и широколиственные леса. Они состоят из разных деревьев. Здесь растут березы, осины, липы. Климат в этой части России мягче, чем на севере, поэтому лиственные деревья развиваются в полную силу, они перемешиваются и образуют смешанные леса. На самом юге в лесной зоне, кроме сосен, хвойных деревьев нет вообще. Их место занимают широколиственные породы.

Деревья в широколиственном лесу имеют разную высоту и растут ярусами. Самый высокий – это дубы и ясени, пониже – липы, вязы, клены, и еще ниже – клен полевой, дикие яблони и груши. Под деревьями произрастают кустарники: бересклет, лещина, бузина, крушина, малина, калина. Развит здесь очень хорошо и травяной покров. Растет большое количество лекарственных трав, встречаются растения, занесенные в Красную Книгу.

Мох в смешанных лесах встречается только в темных и сырых местах. А плодородие этих лесов проявляется в большом разнообразии грибов и ягод. Здесь много светолюбивых ягодных растений: малины, земляники, черники, костяники. Теперь вы знаете, какие растения растут в лесу хвойном и смешанном.

Что в лесу растет

Под побочным пользованием лесами понимают все пользования, которые не связаны с длительным плановым промышленным и сельскохозяйственным использованием земель лесного фонда. К ним относятся пастьба скота и сенокошение, сбор грибов, ягод, лесных плодов, лекарственных и технических растений, мха, подстилки, добыча поверхностных залежей торфа, песка, камня, глины и других общераспространенных ископаемых непромышленного значения.

Народнохозяйственное значение побочного пользования очень велико. Об этом можно судить по такой цифре: стоимость ежегодно используемых в нашей стране побочных продуктов леса превышает 1 миллиард рублей. Особенно важное значение эти продукты имеют для колхозов и совхозов, для всех сельских жителей. Пользуясь близостью лесов, они имеют возможность за счет лесных угодий пополнить фуражный фонд, заготовить к зиме всевозможные лесные ягоды, орехи, плоды, грибы и таким образом обеспечить себе не только вкусное и разнообразное питание, но пользоваться почти в течение всего года даровыми природными витаминами.

Возьмем, к примеру, пастьбу скота и сенокошение. В лесах нашей страны пастьба скота и сенокошение производятся на площади, превышающей 50 миллионов гектаров. Даже при самой низкой урожайности лесные сенокосные и пастбищные угодья могут служить солидным источником пополнения грубых кормов. Лесное разнотравье заключает в себе сложный букет вкусовых и ароматических веществ, и животные обычно охотно поедают лесное сено и траву. Правда, в затененных местах в лесу попадаются вредные и ядовитые травы - папоротник, хвощ, купена, вороний глаз и др. Выпасать скот и косить сено в таких местах не следует.

Пастьба скота и сенокошение в лесу требуют соблюдения определенных правил, так как беспорядочное проведение их может нанести серьезный урон лесному хозяйству. Животные вытаптывают лесную подстилку, сильно утрамбовывают почву под деревьями. А излишне уплотненная почва плохо впитывает влагу, не пропускает воздух к корням, и деревья слабо растут на таких участках.

Вот почему на пастбищное, сенокосное и другие побочные пользования в лесах лесхозы, леспромхозы или лесничества выдают билеты, как правило сроком на один сезон. А есть районы, где пастьба скота в лесах вообще запрещена. Например, в Московской области пастьба запрещена специальным постановлением облисполкома. Но сено косить здесь можно. Лесные сенокосы при умелом их использовании, особенно в районах с ограниченными естественными кормовыми угодьями, могут существенно пополнить фуражный фонд колхозов и совхозов.

В лесах государственного лесного фонда в отдельных случаях разрешается временное использование свободных земель для выращивания некоторых, главным образом зерновых, культур.

В колхозных и совхозных лесных угодьях выгодно развивать лесное пчеловодство, или бортничество. Мед диких пчел при этом можно получать при наименьших материальных затратах.

Наличие в наших лесах таких обильных медоносов, как липа, клен, осина и другие древесные породы, при правильном их использовании может способствовать и развитию пасечного пчеловодства. К сожалению, эти дары леса также не используются в должной мере.

Грибы, орехи, дикорастущие плоды и ягоды, собираемые в лесу, заготовка лекарственного сырья, а также мха, дубильных материалов, смол (живица) и, наконец, семян древесных пород для новых посевов леса и полезащитных полос тоже могут принести доходы многим колхозам и совхозам. В нашей стране только дикие плодовые насаждения занимают около 7 миллионов гектаров, а площадь ягодников практически сосчитать невозможно. При правильной постановке дела хозяйства могли бы ежегодно получать около 10 миллионов тонн дикорастущих лесных плодов и ягод. Фактически же они не собирают и десятой части этого количества.

Дикорастущая плодово-ягодная и ореховая флора наших лесов чрезвычайно разнообразна. Лесные плоды и ягоды содержат сахар, кислоты, ароматические и дубильные вещества, витамины и поэтому имеют большое значение для здоровья человека. Они широко применяются в медицине.

В необъятных лесах России произрастает немало разновидностей орехоплодных деревьев и кустарников. Сбор орехов в некоторых местах представляет собой специальный вид промысла. Например, в районах Сибири, где организован сбор кедровых орехов, с каждого гектара таких насаждений получают около тонны продукции. В кедровых орехах содержится более 60 процентов жира, много белков, углеводов и витаминов. Масло из этих орехов относится к числу лучших растительных масел, оно широко применяется в кондитерской, парфюмерной и фармацевтической промышленности.

В лесах Средней Азии, Кавказа, Крыма имеются заросли дикого миндаля, фисташки, каштана, грецкого ореха, вкус и питательная ценность которых хорошо известны повсюду. Грецкие орехи, например, содержат много жира, они вкусны, высокопитательны, полезны для здоровья.

В лесах нечерноземной зоны можно встретить заросли орешника (лещина). По вкусовым достоинствам плоды лещины не уступают культурному ореху, известному под названием "фундук".

Лещина относится к семейству березовых. Известно около 20 видов лещины, но наибольшее распространение в нашей зоне получила лещина обыкновенная, или лесной орех.

Лещина предпочитает влажные плодородные почвы, хорошо растет на серых лесных суглинках и черноземах. Плохо развивается на южных черноземах и каштановых почвах. Не выносит заболачивания, зато мирится с сухостью почвы.

Лещина теневыносливая порода и поэтому очень хороша как подлесок в дубовых, буковых, хвойных и смешанных лесах. В качестве подлеска ее высаживают при создании защитных лесных полос, а также сажают по берегам балок и оврагов, используют при облесении водоемов.

В условиях Нечерноземья орехи лещины созревают в конце августа. Ядро ореха содержит до 70 процентов жира, около 22 процентов белка, витамины А, Б, Е, соли железа и кальция.

Урожай орехов лещины в отдельные годы превышает 3 тонны с гектара. Употребляются эти орехи в свежем виде, а также в качестве вкусовых добавок в различные кондитерские изделия. Масло из орехов лещины обладает приятным ароматом и высокими вкусовыми качествами, а жмых используется для приготовления халвы. Листья и кора лещины также идут в дело. Из коры изготовляют желтую краску для кожевенного производства.

Природа щедро наделила наши леса дикорастущими плодовыми деревьями и ягодными кустарниками: их насчитывается около 50 наименований. Большие массивы кавказских, крымских и среднеазиатских лесов занимают дикая яблоня, груша, алыча, кизил, шелковица, терновник. Родоначальница абрикоса - дикая желтая слива - издавна произрастает в лесах Армении. Латинское название абрикоса - прунус арменика - означает "слива армянская".

В горных лесах Казахстана насчитывается свыше 3 миллионов плодовых деревьев - яблонь, слив, груш и др. Они могли бы составить сырьевую базу для многих консервных и вареневарочных предприятий пашей страны.

Дикорастущие ягодники распространены в лесах начиная от сибирской тайги и до субтропиков Причерноморья, полупустынь Средней Азии. Среди них большие площади занимают дикие земляника и малина, ежевика и смородина, брусника и облепиха, княженика и актинидия, черника и голубика, калина и жимолость, барбарис и кизил, ирга, черная бузина, костяника.

Много ягод собирают в лесах Нечерноземья. По лесным берегам подмосковных рек Протвы, Оки, Клязьмы, Москвы-реки в середине осени созревает ежевика. Особенно много ее в лесных топях, в замшелых сосняках приозерных пойм Мещерской низины. Разнообразна ягодная растительность Подмосковья на стыках дубрав и сосновых лесов. В дубравах растут светолюбивые костяника и земляника. А в тени сосновых лесов зреют черника, брусника и голубика (гонобобель). Ягоды эти известны своим прекрасным вкусом, ароматом, богатым содержанием различных витаминов.

Много в Подмосковье и соседних с ним областях лесной рябины. Своими цветами и яркими красными плодами рябина оживляет лесные пейзажи, делает яркими и приятными для глаза осенние краски леса. Русский народ любит рябину, воспевает ее в песнях, слагает про нее стихи. Помните, есенинское: "В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть".

У подмосковной рябины обыкновенной (таково ее ботаническое название) есть немало "родственников". На Кавказе, например, тоже растет рябина, только ягоды у нее имеют синеватый оттенок. У камчатской рябины форма листьев такая же, как у бузины, поэтому ее и называют рябиной бузинолистной. У крымской рябины крупные грушевидные плоды. В последние годы приобрела широкую известность садовая черноплодная рябина, и не зря: в ее плодах содержится много витаминов, ценных кислот, сахара и других полезных веществ.

Ягоды рябины, после того как их прихватит слегка морозом, теряют терпкость и горечь, становятся сладкими. Ягоды красной рябины содержат яблочную и лимонную кислоты, витамин С, значительное количество каротина (провитамина А), дубильные вещества.. В семенах рябины содержится около 22 процентов так называемого жирного масла. Жирное масло - это продукт растительного происхождения, сложного химического состава. Такой вид масла отличается легкой усвояемостью организмом, нередко и лечебным действием на него.

К жирным маслам относится масло из подсолнечника, арахиса, сои, маслин, масличного льна, горчицы, грецкого ореха, миндаля, кедровых орехов. Рябиновые жиры причисляют к высшим категориям жирного масла.

Ягоды рябины широко применяются для изготовления кондитерских изделий, некоторых сортов чая и кофе, настоек и наливок и для других целей.

В средней полосе России с плодами рябины "конкурируют" плоды другого дерева - калины. На вид ягоды калины очень красивы: они красные, блестящие, будто лаком покрытые. А осенью у калины и листья становятся багровыми, под масть ягодам. Так и просится это дерево в сады и на бульвары людям глаза радовать.

У калины много полезных качеств. Она раннеспелый медонос, дает хороший взяток нектара; экстракт коры находит применение в медицине: из него изготовляют препарат для остановки внутреннего кровотечения; для лесных птиц калина прекрасный корм в осеннее и зимнее время. Ну и кроме всего, из калины можно изготовить джем, повидло, мармелад, если немного добавить других ягод.

Для приготовления варенья, желе, заменителя чая и кофе пригодны также плоды боярышника, богатые эфирными маслами, лимонной кислотой, каротином, витамином С и некоторыми другими полезными веществами. Сорт культурной рябины был получен И. В. Мичуриным в результате скрещивания обыкновенной рябины с боярышником.

Встречаются в нашей зоне также заросли терновника. Округлые, черные с синеватым налетом плоды-костянки имеют кисловато-сладкий вкус. Терпкие вкусовые качества этой ягоды улучшаются после "прихватывания" заморозком.

Обильно плодоносит в лесах Нечерноземья черемуха.

Далеко не всем известно и такое дикорастущее плодовое дерево (или кустарник), как ирга обыкновенная. В настоящее время две формы этого плодового, медоносного и декоративного растения - иргу овальнолистную и иргу ольхолистную - возделывают как садовую культуру. Но и дикая ирга обыкновенная могла бы стать украшением лесных насаждений и полезащитных полос. Ирга обильно и ежегодно приносит урожай вкусных красновато-фиолетовых плодов. Из них готовят пастилу, желе, повидло. Ирга нетребовательна к почвам, плохо растет только на сильно заболоченных или засоленных землях. Она зимостойка и засухоустойчива. Цветет в конце апреля - мае, а плоды ее в виде небольших яблочек созревают в конце июля - августе.

При хорошей освещенности ирга растет довольно быстро, плодоносить начинает в три-четыре года, К 12-15 годам рост ее замедляется, к этому времени кустарник достигает полного развития.

Идет в дело и серая с красноватыми прожилками древесина ирги. Из нее делают трости, ружейные шомпола и другие мелкие изделия. Кора и листья ирги находят применение в медицине.

К сожалению, лесные богатства нашей страны используются еще плохо. Это относится и к ягодам, и к плодам и к грибам.

В подмосковных лесах насчитывается более 100 видов и разновидностей грибов, которые можно собирать с ранней весны до глубокой осени. Но промышленная заготовка грибов почти не организована. Между тем свежие грибы намного питательнее моркови, капусты, лука, многих других продуктов. Килограмм сушеных белых грибов по калорийности равен 3 килограммам мяса или рыбы, 5 килограммам картофеля. Высококалорийны также соленые грибы.

Богаты грибы белками, жирами, сахарами, солями меди, кальция, фосфора, витаминами А, В 1 , В 2 , С, Д, PP. В грибах содержатся экстрактивные вещества, называемые энзимами. Они-то и придают грибным блюдам аромат, приятный вкус, возбуждают аппетит, способствуют лучшему обмену веществ в нашем организме, укрепляют нервную систему.

Ни конца, ни края нет грибным лесам - горьковским, керженским, чувашским, смоленским, ивановским, московским, рязанским, вятским, брянским и многим, многим другим. Грибы растут даже в полярных тундрах. По расчетам специалистов, ежегодный урожай грибов составляет около 5 миллионов тонн, заготовки же пока ничтожны. А между тем достаточно было бы собрать лишь 5 процентов всего урожая грибов, чтобы боровики, рыжики и грузди появились в изобилии на наших столах.

Грибные леса окружают Москву со всех сторон. В любом направлении от Москвы есть грибные места. Многих любителей-грибников привлекают лесные массивы близ города Вереи, возле Голицына и Звенигорода, Рузы, Загорска, Бронниц, Можайска, Клина. По Савеловской дороге грибники ездят до станций Лобня, Луговая, Трудовая. В Ярославском направлении грибные места начинаются со станции Зеленоградская, а по Киевской дороге - со станций Апрелевка, Башкино, Балабановка. Богат грибами массив лесов от Сходни до Поварова. На Павелецком направлении славятся леса в районе Домодедова, Белых Столбов, Барыбина, Михнева. Любят грибники лес вблизи Лопасни, под Стремиловом, куда надо ехать с Курского вокзала.

В Подмосковье грибы можно собирать с ранней весны до поздней осени. Первые грибы - сморчки и строчки - появляются уже в апреле, а опенки и рыжики собирают и в октябре.

Много растительных даров находим мы в лесу. Но они не исчерпывают его богатства.

Леса - это главное богатство народа, а еще их называют легкими планеты. Без них люди задохнулись бы от вредоносных выбросов, которые ежедневно в огромном количестве попадают в атмосферу. Кроме того, лес дает древесину - экологически чистый строительный материал. Он - подлинный кормилец и лекарь, обеспечивающий людей ягодами, грибами, орехами и лекарственным сырьем.

Виды лесов

Лесные массивы занимают треть суши и растут как в холодных, так и жарких странах. Со временем их становится все меньше и меньше. Человек уничтожает лес, строя города, добывая древесину, распахивая поля для посева хлеба, огородов и садов. Лесные массивы состоят из хвойных, лиственных, смешанных и вечнозеленых растений. Они имеют ярусное строение, состоящее из:

  • полога - это кроны самых больших деревьев;
  • подлеска: низкие деревья и кустарники;
  • травяного яруса, состоящего из травы и совсем маленьких кустарничков;
  • приземного - мхи;
  • лесной подстилки, в ее состав входят остатки органики на поверхностном слое почвы;
  • подземного яруса, что состоит из корневой системы растений, грибов и микроорганизмов.

Какие растения растут в лесу (подлеске)? Здесь располагаются низкорослые деревья и кустарники, которые находятся в тени верхнего яруса. В смешанных и широколиственных лесных массивах, в подлеске можно увидеть малину, крушину, можжевельник, лещину, рябину, бересклет, а в светлохвойных и хвойных лесах - карликовые березки, плакучие ивы и ольху.

Условия произрастания

Лесная подстилка состоит из опавших плодов, листьев, коры, веток, умерших личинок насекомых, куколок и животных. В ней идет бурная жизнь, миллионы разных обитателей приходятся на каждый квадратный метр земли. В их число входят простейшие, различные бактерии, всевозможные насекомые и грызуны.

Значение подстилки заключается в следующем:

  • в образовании перегноя, который питает почву;
  • в предохранении земли от воздействия внешней среды;
  • в координации количества кислорода в грунте.

Валежник - это ветки, суки и стволы деревьев верхнего яруса, которые упали на землю. С одной стороны, он полезен тем, что удобряет землю, а с другой, опасен, так как в упавших живых остатках деревьев размножаются вредители, опасные для здоровья леса, также он может являться причиной пожара. Обычно его частично уничтожают.

Немаловажное значение имеет и подземный ярус. Разная глубина залегания корней трав, различных кустарников, низкорослых и высокорослых деревьев образует несколько ступеней под землей. Корни верхнего подземного яруса забирают дождевую влагу у находящихся ниже. А более глубоко расположенная корневая система получает подземную воду намного раньше.

Растения подлеска

Какие растения растут в лесу? Крупные деревья полога окутывают тенью массивы подлеска, поэтому там предпочитает размещаться тенелюбивая растительность. В таких местах значительно меньше испарение и температура поверхностного слоя земли. Эти условия благоприятны для роста грибов. Кажется странным, но рябина, что растет в лесу, родственница великолепной розы, которую превозносят за ее великолепнейшие цветы. А рябина популярна гроздьями ярко-красных ягод, корой и листьями, обладающими целебными свойствами. На Руси издавна считали, что рябиновый дух помогает отгонять болезни. Она занимает значительные площади подлеска.

Жимолость, кустарник, растущий в лесу, целый месяц цветет, притягивая благоуханием насекомых. Он является частью подлеска. Растения со съедобными ягодами представлены на Дальнем Востоке и восточной части Сибири. Вкус ягод напоминает плоды голубики. Бересклет - типичный кустарник подлеска, имеет ядовитые, но очень красивые плоды, которые используют в медицине. На приусадебных участках его используют как декоративное растение. Не все мелкие деревца представляют подлесок. К нему не относятся молоденькие деревья полога, называемые подростком.

Растительность смешанного леса

Такое название лес получает, если в нем только пять процентов всего количества составляют лиственные деревья, остальные - хвойные породы. К деревьям, растущим в смешанном лесу, относятся тополя, клены, липы, дубы, ивы, рябины, ольха, ели и сосны. Травянистая растительность лесов довольно разнообразна. Здесь можно встретить медуницу лекарственную, фиалку, сныть, чину весеннюю. В них находится большое скопление птиц, которым достаточно корма и есть возможность укрыться от врагов.

Съедобные ягоды в лесу

Собирать лесные ягоды можно в летний и осенний периоды.

  • Брусника растет на маленьких кустиках в сухих сосновых лесах. Плоды имеют ярко-алый цвет, а в зрелом виде темно-коралловый. Время сбора: конец августа - сентябрь. Ягоды парят, мочат, варят варенье и джемы.
  • Часто можно встретить невысокое стелющееся по земле растение, что растет в лесу, под названием костяника. Ее плоды по внешнему виду напоминают ягоды малины с косточками внутри. Их используют для приготовления домашнего вина.
  • Голубика растет на высоких кустах, ягоды крупные, цвет темно-синий, мякоть водянистая с зеленоватым оттенком. Из нее варят варенье, употребляют в сыром виде, готовят вино.
  • Черника является одной из самых полезных ягод, имеющих сине-черный цвет. Плоды содержат краситель. Растет на небольших кустиках, на влажных, затененных местах. В ягодах содержится много полезных веществ. Применяется в свежем, сушеном и мороженом виде.
  • Бузина, что растет в лесу на деревцах или кустарниках, содержит ядовитые вещества в недозревших ягодах красного цвета. Спелые некрупные черные плоды схожи с черной смородиной. Время сбора август-сентябрь. Некоторые виды растения культивируют на дачных участках.
  • Клюква произрастает на болотистых местах. Из всех дикорастущих ягод она считается самой целебной. Растение, стелющееся с мелкими листочками. Плоды красного и бордового цвета имеют кислый вкус, содержат много полезных веществ, хорошо хранятся. В нетрадиционной медицине клюкву использовали с древности.

Ягоды, растущие в лесу, более полезны для здоровья человека, чем садовые.

Как отличить съедобные от ядовитых?

Лесные ягоды могут быть ядовитыми, которые ни в коем случае нельзя употреблять в пищу человеку. Следует отметить некоторые растения, плоды которых употреблять нельзя:

  • белладонна (красавка), ягоды имеют шаровидную форму черного цвета, напоминают плоды вишни;
  • болиголов крапчатый обладает мелкими плодами яйцевидно-шаровидной формы, бока которых сплюснуты;
  • волчье лыко, ягоды величиной с горошину, сочные, цвет ярко-красный, на вкус жгучие, смертельная доза от 3 до 5 штук;
  • вороний глаз, плоды блестящие, синевато-черного цвета;
  • паслен сладко-горький, ягоды имеют удлиненную форму, сладкие, блестящие, цвет ярко-красный.

Съедобными ягодами питаются птицы, поэтому заметив помет на кустах и земле под ними, а также косточки или кожуру, можно сделать вывод, что плоды не являются ядовитыми. Хотя этот факт не дает стопроцентной гарантии, бывает, что птицы могут склевывать ягоды, которые представляют опасность для человека.

Какие цветы растут в лесу?

Некоторые люди считают, что в лесу растут только деревья и кустарники. На самом деле в нем можно увидеть поляны с разными цветами, которых большое разнообразие, очаровывающей красоты. Весной появляются первые подснежники, которыми любуются многие, кто бывает в это время в лесу. Ведь этот нежный, хрупкий цветок сумел пробиться сквозь мерзлую землю и корочку снега. Стоит заметить, что роскошная роза родом также из леса.

В сухих местах, на опушках, среди кустарников цветет фиалка трехцветная, что растет в лесу, радуя глаз своими разноцветными лепестками. В мае можно увидеть белый ковер из цветков кислицы, листочки которой кислые на вкус и содержат большое количество витамина C. Она предпочитает хвойные леса. А вот герань лесная растет в России повсюду. Фиолетовые цветки с пальчатораздельными листьями украшают лужайки лесов, растут у кустарников и оврагов, издавая запах эфирных масел. Многие лесные цветы обладают лечебными свойствами и занесены в Красную книгу.

Осень в лесу

Пришел сентябрь, после солнечных теплых дней наступила сказочная осень. Весь лес покрылся яркими красками: зелеными, желтыми, оранжевыми, красными. Подсохшая трава и опавшие листья утешительно шуршат под ногами. Иногда встречаются красочные осенние цветы, восхищающие глаз. Еще встречаются грибы: разноцветные сыроежки, рыжики, опята. Осень в лесу - это прекрасное время для грибников-любителей. Солнечные лесные поляны украшают гроздья красной рябины, а на кочках болот россыпью лежат бордовые ягоды клюквы.

В воздухе чувствуются ароматы осени: пахнет сыростью, опавшими листьями, засохшей травой. Ощущается холодок и свежесть. Быстрокрылые стрижи и ласточки уже улетели в теплые страны, а другие пернатые еще только готовятся к отлету куропатки, тетерева и рябчики устраиваются на зимовку. Путешествуя по лесу, приятно наслаждаться красотой осенней природы.

В заключение

Нелегко вообразить нашу планету без лесных просторов. Это чудное творение природы таинственным волшебником появляется в жизни человека с первых лет жизни. Лес всегда присутствует в русских народных сказках, рассказах, былинах и является соучастником богатой истории человечества. Он всегда чудесен - при любой погоде и во все времена года.