Правильное постановка звука ж ш. Психологическая лаборатория литвиновой

В предыдущей статье мы начали говорить о у ребенка когда звук отсутствует. Сегодня расскажу о том как поставить звук “С” когда ребенок заменяет его на другие звуки . Рассмотрим разные виды парасигматизма .

Звук «С» заменяется на «Ф»:

Губно-зубной парасигматизм

Ребенок говорит так: «фанки» – вместо «санки», «пефок» – вместо «песок» и т.д.

Для того,чтобы начинать работу по постановке звука «С » в этом случае, необходимо сделать следующее:

– развивать фонематический слух (подобрать упражнения для развития умения различать данные звуки «Ф » и «С »);

– выполнять комплекс артикуляционной гимнастики;

При постановке звука нужно учитывать , что ребенок уже произносит этот звук и произносит неправильно. При этом типе замен в произнесении звука принимают участие губы. Движения губ надо тормозить, можно придержать пальцем. Ребенку можно даже объяснить, в чем причина неправильного произношения звука . Показать правильную артикуляцию звука «С» и только после этого приступить к постановке звука.

Поэтому лучше начать с постановки по опорным звукам , в данном случае со звука «И». Когда правильное положение языка будет отработано, попросите ребенка пустить ветерок по языку, если при этом движения губ сохраняются, придержите их пальцем. Если и в этом случае трудности сохраняются, воспользуйтесь спичкой.

Звук «С» заменяется на звук «Т»:

Призубный сигматизм

Ребенок говорит так: «толдат» – вместо «солдат», «нотки» – вместо «носки» и т.д.

Работа строится по следующим направлениям:

1. Развитие фонематического слуха

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Упражнения для выработки воздушной струи (см. )

Звук “С” при призубном парасигматизме можно начинать ставить с применением опорных звуков «И » и «Ф » и попросить пустить «ветерок» по языку. Слышится звук «С» . Можно проводить постановку звука «С » от звука «Т », меняя способ образования звука. Просим ребенка медленнее и медленнее произносить звук «Т », при этом кончик языка ребенок переводит в положение звука «С », т.е. заводит за нижние резцы.

Звук «С» заменяется на звук «Ш»:

Шипящий парасигматизм

Ребенок говорит так: «шадик» – вместо «садик», «лашточка» – вместо «ласточка» и т.д.

Работать следует так же над развитием фонематического слуха, научить ребенка на слух различать, где произносится «Ш », а где «С ». Следует подобрать ряд упражнений для развития умения различать эти звуки .

При следует уделить внимание на:

  1. Разницу в месте артикуляции. При произношении звука «С » кончик языка находится у нижних резцов. А при произношении звука «Ш » язык поднят кверху.
  2. Различие выходящей воздушной струи. При произношении звука «С » воздушная струя сильная, узкая, холодная. При произнесении звука «Ш » воздушная струя сильная, широкая, теплая. Держа руку ребенка у рта взрослого, обратить внимание на разницу выдыхаемой воздушной струи. Ребенок должен чувствовать эту разницу тепловых ощущений.

Звук «С» заменяется на звук «Щ»:

Шипящий парасигматизм

Ребенок говорит так: «щанки» – вместо «санки», «лища» – вместо «лиса» и т.д.

При исправлении шипящего парасигматизма следует объяснить правильную артикуляцию звука «С » и воспользоваться спичкой. Это не дает возможность языку подниматься, что приведет к правильному звучанию звука «С ».

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Цель занятия:

  1. Уточнение артикуляции звука /ж/, постановка звука /ж/, закрепление в изолированном произношении;
  2. Развитие речевой моторики;
  3. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
  4. Закрепление связи звука и буквы / ж/

Оборудование: зеркало, картинки, цифровой ряд, схемы слов.

Ход занятия

1. Организационный момен

Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно

Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

2. Сообщение темы

На доске несколько картинок: жук, паук, птица.

Логопед читает загадку:

Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
Букву ж все твержу
Зная твердо букву эту
Я твержу весной и летом.

Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.

Какой первый звук в слове “жук”? Этот звук напоминает жужжание жука. Сегодня будем учиться произносить звук /ж/. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

3. Артикуляционная гимнастика.

(Сказка о Веселом язычке)

Для губ : Логопед читает загадку

В домике этом Красные двери
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот открыт: “улыбочка”

Рот закрыт: “трубочка”

“ребята-лягушата”

Тянуть губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,

Улыбаются, смеются, а глаза у них как блюдца.

“ребята-слонята”

Подражаю я слон, губки хоботком тяну.

Для языка: В этом домике, дружок, живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка

Вот он вышел погулять, на крылечке позагорать (язык лежит на нижней губе)

“лопата” - язык лопатой положи немного удержи,

Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.

Вот подул легкий ветерок и язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим “д-д-д-д”).

Язычок не скучал дома, потолок побелил)

“Маляры” (мы сегодня маляры - потолок побелим мы).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так” (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) – “часики”

“Пора и мне спать”, - подумал Язычок.

4. Постановка звука / ж /

(используется прием постановки путем озвончения звука / ш /).

Приложите руку к горлышку. Произнесите звук /ш/, а теперь скажите его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук /ж/.

После длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук. Дети произносят звук. Логопед поправляет и уточняет артикуляцию звука.

5. Уточнение артикуляции / ж/ (перед зеркалом)

Произнесем еще раз /ж/. В каком положении находятся губы?

В каком положений находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

Где находится кончик языка?

Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Что напоминает язычок? (чашечку).

6. Развитие фонематического анализа

А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)

Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…

Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

Б) Распредели картинки под схемы:

Предварительно дети характеризуют звук / ж/: согласный, твердый, звонкий.

На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.

Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук /ж / в начале слова, под второй схемой - /ж/ в середине слова.

В) Определение места звука /ж/ в слове по цифровому ряду: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Логопед произносит слова: ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина.

7. Закрепление связи между звуком и буквой “Ж”.

Покажите букву “ж”. На что она похожа?

Сложите из палочек букву.

Подберите картинки со звуком /ж/.

Во время самостоятельного выполнения этого задания, логопед индивидуально занимается с детьми, у которых артикуляция звука /ж/ еще недостаточно закреплена.

8. Итог занятия.

При правильной артикуляции звуков [Ш], [Ж] части артикуляционного аппарата занимают следующее положение:
губы слегка округлены;
зубы либо сжаты, либо сближены, остается лишь узкая щель (около 1-2 мм);
широкий кончик языка приподнят к альвеолам или переднему краю твердого нёба и образует с ними щель;
боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам и не пропускают по бокам струю выдыхаемого воздуха;
посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
нёбная занавеска поднята и закрывает проход в носовую полость;
голосовые связки при артикуляции звука [Ш] разомкнуты, при артикуляции звука [Ж] сомкнуты и вибрируют.

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка. Выработке необходимых движений языка и направления воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Упражнения для губ

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.

«Трубочка» . Вытянуть губы трубочкой:
1-й вариант - произносить длительно звук [У] без участия голоса;
2-й вариант - губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат; зубы сомкнуты.

«Двери открываются» . Медленно открывать рот до получения расстояния в 10-15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.
Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5-7 раз.


Упражнения для языка

«Блинчик». Широкий ненапряженный язык положить на нижнюю губу.
Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например: «ба-ба-ба».
По достижении успеха сделать язык широким уже без произношения этих слогов и дуть узкой струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

«Вкусное варенье». Облизать широким языком верхнюю губу сверху вниз.

«Кошечка». Загнуть широкий кончик языка вверх, к носу. Если такое движение не получается, то предварительно следует поупражняться в облизывании справа налево верхних зубов под губой, затем в облизывании верхней губы.

«Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Поочередно менять положение языка 4-6 раз.

«Шар лопнул». Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, разомкнутые на 10-15 мм. Широкий кончик языка за верхними зубами. Произносить звук [С] (должен получиться звук, напоминающий шипение выходящего воздуха).

Важно: Боковые края языка должны быть прижаты к коренным зубам, кончик языка истончен и подвижен, губы в положении «Улыбка».
Если произвольный подъем высунутого языка к верхней губе оказывается непосильным, то приходится прибегать к механической помощи, пользуясь шпателем. Добившись того, что ребенок может дуть при положении языка у верхней губы, можно перевести язык за верхние зубы при открытом рте. Далее ребенок перемещает язык к нёбу, затем смыкает зубы и округляет губы.

Упражнения для выработки воздушной струи

«Ветерок». Дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки и произносил звук [Ф], а не [X].

«Поющий пузырек».
Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), его (ее) следует поднести отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступать к непосредственной постановке звука.

К одним из самых распространенных приемов постановки звука [Ш] относят следующие:
Недостатки шипящих звуков [Ш] и [Ж] можно устранять в том случае, если свистящие звуки [С] и [З] произносятся правильно. Чтобы поставить звук [Ш], ребенку следует предложить длительно произносить звук [С] и в это время шпателем, подложенным под передний край языка, поднять язык за верхние резцы; при таком положении языка вместо звука [С] получится звук [Ш], вместо звука [З] - звук [Ж]. Постепенно ребенок приучается самостоятельно, без помощи шпателя, удерживать язык в нужном положении и правильно произносить шипящие звуки [Ш] и [Ж].

Следует указать ребенку, чтобы он слегка выдвинул губы при произнесении этих звуков (показать перед зеркалом) и прислушался к характеру издаваемого звука. Также следует обратить внимание ребенка на теплую воздушную струю.

Когда звуки [Ш] и [Ж] будут звучать правильно в изолированном виде, необходимо упражняться в произнесении их в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Во всех случаях согласный должен произноситься протяжно.

В тех случаях, когда наряду с дефектной фонемой [Ш] имеется нормально произносимая фонема [Р], можно воспользоваться последней в качестве базы для получения требуемой артикуляции звука [Ш]. Для этого ребенка побуждают произнести перед зеркалом звук [Р] без голоса или шепотом. В это время необходимо слегка прикоснуться шпателем к нижней поверхности языка и затормозить вибрацию его переднего края. После нескольких упражнений с механической помощью при открытом рте, когда будет достигнуто умение произвольно воспроизводить требуемую артикуляцию, можно перейти к произнесению полученного звука со сжатыми зубами (шипение становится гуще, т. е. ниже), а затем дополнить артикуляцию округлением губ, что приведет к нормальному звучанию звука .

Ребенка побуждают протяжно произнести перед зеркалом звук [Р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не послышится слабое шипение. После нескольких, упражнений шипящий звук получают уже без предшествующего произнесения глухого [Р].

Следующий прием основан на использовании в качестве базы звука [Т]. Ребенка побуждают произнести перед зеркалом несколько раз звук [Т] с интервалами в 3-4 секунды. Затем упражнения меняются. Артикуляция воспроизводится не со сближенными зубами, а при полуоткрытом рте, причем указывается, что передний край языка должен смыкаться не с зубами, а с альвеолами. Добившись цели, следует перейти к произнесению звука [Т] у альвеол с придыханием (как при английском звуке [t]). К звуку взрыва добавляется слабый и короткий шипящий шум. Затем этот звук удлиняется и освобождается от предшествующего ему взрыва. Остается перевести язык несколько глубже, а позднее перейти к сжатию зубов и, наконец, к округлению губ.

Дальнейшая задача - закрепление артикуляции звуков [Ш] и [Ж] в слогах, словах и т. д.
При автоматизации звуков [Ш], [Ж] в словах следует учитывать артикуляторные способности ребенка, его возраст, возможность усвоить семантику, владение слоговой структурой слова.

Исправление дефектов произношения звука [Ж] при усвоенной артикуляции [Ш] не вызывает затруднений. Ребенку предлагается произнести протяжно звук [Ш] и включить голос. Предварительно это проделывает сам логопед, поднеся одну руку ребенка к своему рту и приложив другую к своему горлу (для ощущения вибрации).
Важно: Следует соблюдать дозировку дыхательных упражнений, а также упражнений, связанных с постановкой и автоматизацией звука [Ш], так как они являются достаточно утомительными для ребенка и могут вызвать головокружение вследствие гипервентиляции.