Что дают метафорические ассоциативные карты. Карты для развития креативности

ПОДЕЛИЛИСЬ

О том, что существуют метафорические ассоциативные карты, слышал, наверное, каждый из вас. Но что они собой представляют, чем отличаются от Таро, как могут помочь и нужны ли они вообще практикующему тарологу? Давайте попробуем подробно рассмотреть все эти вопросы.

Что такое метафорические ассоциативные карты?

МАК - Метафорические Ассоциативные Карты - это набор карточек, каждая из которых показывает определённый сюжет. Это может быть как абстрактное, так и вполне конкретное изображение, например, сцена взаимодействия людей или любая другая узнаваемая ситуация. В отличии от Таро и Оракулов, эти карты создаются не для гадания, а для познания самого себя, выявления психологических проблем, блоков, страхов и их устранения, а также для развития творческих способностей, улучшения своей жизни, одним словом - для совершенствования определённых жизненных областей, самопознания, саморазвития.

Чем метафорические карты отличаются от Таро?

Во-первых, как я уже сказала, самим принципом работы. Если Таро - это, в первую очередь, инструмент для предсказаний, то МАК не используется в мантических целях. Во-вторых, у каждой колоды Таро всегда есть чёткая единая структура - определённое количество Старших, Младших Арканов, придворных карт. У МАК же такой структуры нет. Чаще всего это просто набор иллюстраций, описывающих какую-то одну тему, например, страхи, личные отношения, детские переживания, взаимодействие с коллективом. Внутри самой ассоциативной колоды вполне может быть чёткая структура, например, деление на проблемные и наоборот, сильные области, либо классификация карт по категориям, но нужно понимать, что эта структура всегда будет авторской, а не универсальной, как Таро. В одной метафорической колоде может быть сорок карт, а в другой - целых девяносто. В этом смысле МАК немного близки к Оракулам, тоже не имеющим единой структуры.

Какие бывают ассоциативные карты?

На сегодняшний день существует огромное количество метафорических ассоциативных карт. Все их можно разделить на несколько категорий.

  • Абстрактные. Они опираются на умение человека мыслить абстрактными категориями, благодаря чему их можно использовать для проработки практически любых ситуаций. К абстрактным колодам можно отнести карты «Вселенная внутри», «Живые линии», «Краски моей души», «Огонь, мерцающий в сосуде», «Цветные мысли».
  • Для работы с отношениями. Как понятно из названия категории, эти МАК созданы для проработки проблем в любовных, семейных, дружеских, рабочих взаимоотношениях. Сюда относятся «Карты любви» Чака Спеццано, колоды «Ветви отношений», «Дорога любви», «Между нами».
  • Нацеленные на самопознание. Позволяют понять свои истинные желания, стремления, потребности, определить цель в жизни, осознать свои сильные и слабые стороны, раскрыть способности, таланты. Примеры таких карт - «Персона», «1000 дорог», «Границы и убежища», «Быть, Действовать, Обладать», «Дома и мосты», «Архетипы и тени».
  • Для проработки страхов, комплексов, трудных жизненных ситуаций. Яркие примеры - колоды «Из сундука прошлого», «Кнуты и пряники», «Извне», «Истоки», «Проститься, чтобы жить», «Нити», «Мудрость исцеления».
  • Универсальные МАК. Подходящие для проработки практически любых психологических вопросов. Сюда можно отнести колоды «Дерево жизни», «Причины и следствия», «Сила времени», «Уроки души».

Также бывают специальные ассоциативные карты для детей и подростков, для женщин и мужчин, для коучинга - и другие категории. Существуют узкоспециализированные, например, «Денежная колода» - метафорические карты, позволяющие наладить отношения с деньгами.

Использование МАК карт в профессиональной работе

О том, как используются метафорические карты в работе психолога, мы уже немного говорили в статье о взаимосвязи , но пройдёмся по этой теме ещё раз. Психологи используют ассоциативные карты для выявления реальных проблем, которые оказывают влияние на жизнь человека. С помощью такой колоды талантливый психолог способен вытащить на свет все истинные причины, мотивы, внутренние переживания, сомнения, страхи, в том числе и те, о которых клиент не говорит вслух. Это по-настоящему удивительный рабочий инструмент, позволяющий не только обнаружить проблему, но и решить её. Также МАК отлично подходят для групповой работы, психологических игр, тренингов.

Самостоятельное использование метафорических карт

Если раньше МАК были доступны только профессиональным психологам, то на сегодняшний день выпускаются колоды, с которыми вполне можно взаимодействовать у себя дома. О том, как работать с метафорическими картами самостоятельно, обычно подробно написано в инструкции к конкретной колоде. Принцип такой работы, конечно же, отличается от Таро. Так, например, можно брать картинку и описывать свои личные ассоциации, искать проявление изображённого сюжета в своей собственной жизни, продумывать, как можно преодолеть описываемую иллюстрацией проблему. Существуют специальные колоды для групповых домашних игр, в которые можно играть всей семьёй или с друзьями, узнавая о себе и своих близких много всего нового. В интернете можно посмотреть видео о работе с метафорическими картами от психологов и обычных людей, чтобы взять какие-то методики себе на заметку.

Где купить МАК?

Теперь о том, где купить метафорические карты. Во-первых, это, конечно же, магазины, реальные и в интернете, где продаются Таро, руны, оракулы. Да-да, практически в каждой эзотерической лавке можно найти в продаже несколько ассоциативных колод, однако выбор далеко не всегда широк. Во-вторых, это книжные магазины - в отделах, где продаются книги и пособия для психологов. А в-третьих, это специализированные интернет-магазины, ассортимент которых представлен исключительно МАК.

Вот, в принципе, и всё, что можно рассказать новичкам о данной теме. Мы с вами узнали, что такое метафорические карты, как с ними работать, где приобрести. От себя хочу добавить, что МАК можно успешно использовать и в дополнение к Таро, чтобы получить от клиента больше информации. Другое дело - что для результативной работы нужно обязательно знать психологию.

Сегодня все чаще в работе психологов используются метафорические карты. Проводится множество обучающих семинаров и вебинаров по картам, даже целые фестивали, посвященные работе с колодами. Это направление, этот инструмент работы приобретает все большую популярность во всем мире. Так что же это такое – метафорические ассоциативные карты?

Что такое метафорические карты?

На изображении представлены карты и слова из колод " " и " "

Метафорические карты представляют собой набор карточек размером с игральную карту или открытку. Что на них изображено? Может быть изображено все, что угодно: люди, пейзажи, животные, сказочные персонажи, абстракция – абсолютно разные по стилю и содержанию картинки, иногда подкрепленные словами и фразами. Важнее всего понимать, что главное – не то, что изображено на карте, а то, как изображенное на ней откликается в человеке.

Когда человек всматривается в метафорическую карту, он, по сути дела, путешествует по своему внутреннему музею. Например, он смотрит на картинку, изображающую плачущего ребенка, и она порождает в нем какое-то воспоминание – это может быть ситуация, участником которой он был сам, а может – что-то, что происходило не с ним самим, но каким-то образом затронуло его. В любом случае, подобный экспонат или даже несколько в его личном музее есть, и при взгляде на карту они «оживают».

© « » Г. Кац, Е. Мухаматулина

Метафорические карты также имеют и другие названия и у каждого из вариантов есть право на существование:

    Ассоциативные карты – карты вызывают у человека различные ассоциации из его жизни, опыта, которые актуализируют чувства и проблемы;

    Проективные карты – трактовка карты всегда индивидуальна, каждый человек видит именно то, что каким-либо образом перекликается с его внутренними ощущениями;

  • Психологические карты / терапевтические карты – карты являются инструментом в работе психологов, психотерапевтов.

Метафорические ассоциативные карты (сокращенно их еще называют МАК) – это не новое направление в психологии, не проективная методика, это – действенный и разносторонний инструмент, опора, наглядное средство в работе психолога.

На какие возрастные группы рассчитаны метафорические карты?



Один из наиболее распространенных вопросов при работе с метафорическими картами – на какой возраст они рассчитаны? Условно можно считать, что применять карты в работе стоит с клиентами не младше 5 лет. Почему? Потому что работа с картами предполагает определенный уровень развития абстрактного мышления, возможность обращаться к образам. Поэтому перед началом работы стоит оценить, насколько ваш клиент способен к этому. В остальном никаких ограничений нет – метафорические карты подходят для работы с детьми, с подростками, со взрослыми, независимо от пола, социального положения и других факторов. Метафорические карты могут использоваться в консультировании, групповой и индивидуальной работе, в коучинге и т.д.

Зачем нужны метафорические карты?


На изображении представлена карта из колоды " "

Метафорические карты – помощники на разных этапах работы психолога.

1. Помощь в установлении контакта с клиентом .

Не так-то просто пришедшему на консультацию человеку взять и разговориться, поведать подробно о своих чувствах и переживаниях (тревога, защита, отрицание – причин может быть много). Не так просто завоевать внимание ребенка на консультации. Карты же могут помочь на начальном этапе. Для ребенка карточки становится увлекательной «игрой», для взрослых «игра» с картинками позволяет расслабиться, создает некое безопасное ощущение. Таким образом, зрительная метафора позволяет установить контакт и войти в проблематику клиентов в достаточно безопасной, «игровой» форме. При работе с группой это так же позволяет создать более теплую обстановку, начать работу.

2. Снятие барьеров, защит.

Зачастую человеку сложно сказать о проблемах напрямую. Когда клиент говорит не о себе, а описывает то, что видит на изображении – снимаются барьеры. С помощью карт человек начинает раскрываться, они помогают вынести проблему «во вне» и начать говорить о темах, на которые наложены внутренние запреты, табу.

3. Обращение к подсознательному .

В изображениях карточек зашифровано множество посланий. Рассматривая, описывая карту, клиент может понять то, чего не понимал до этого. Открываются возможности восприятия, которые протекают за пределами сознания.

4. Актуализация проблем .

Карты позволяют осознать, прочувствовать и вербализировать актуальные, волнующие проблемы. Несмотря на то, что изображение на карточке содержит различные мелочи, детали, клиент увидит именно то, что соответствует его актуальному состоянию.

5. Поиск новых вариантов решения .

Разглядывая и описывая карты, человек включает фантазию, запускает механизм ассоциаций, которые могут привести клиента к самым неожиданным решениям, взглядам и открытиям!

Метафора позволяет приблизиться к внутреннему миру, ощутить проблему как отдельно существующую, увидеть перспективу преодоления как путь со своими преградами, ощутить ресурсы. В этом ее сила.

© « » Г. Кац, Е. Мухаматулина

Как работать с метафорическими картами?



На изображении представлены карты из колод " " и "

Общие стратегии работы.

Можно выделить следующие стратегии работы с метафорическими ассоциативными картами:

    Произвольный, открытый выбор карточек – клиент сам выбирает изображения. Это более безопасный и менее тревожный вариант работы для клиента.

  • Закрытый выбор, выбор вслепую – клиент выбирает карточку наугад, не видя изображения. Такой вариант с одной стороны сложнее и требует более глубокой работы, а с другой – привносит элемент игры, судьбоносности.

Так же можно подразделить стратегии работы с картами на:

    работу с изображениями;

  • работу со словами .

Есть клиенты, которым проще работать со зрительными образами, есть те, кому легче работать со словами, «называть вещи своими именами». Можно сочетать обе стратегии, и работать с двойным рядом карточек.

Выбор колоды и техники работы.



На изображении представлены колоды " ", " " и " "

На выбор колоды карт влияет тематика колоды (Женская идентичность, Мужская идентичность, Детские переживания, Образ Я, Отношения в паре и др.), стиль, изображения и цвета. В работе может использоваться как одна, так и несколько колод – это зависит от того, какие цели ставит перед собой психолог (сузить проблему, сфокусироваться на чем-то, или же наоборот расширить проблематику).

Помимо общих стратегий работы с картами существуют и конкретные техники. Конечно, каждый психолог сам решает, какие техники использовать, руководствуясь конкретной ситуацией. Нет четко установленных правил. Здесь специалист абсолютно свободен в выборе и даже имеет право придумывать что-то свое.

В нашей статье приведем некоторые варианты техник работы с метафорическими картами:

  • Одушевление – клиент выбирает карточку, которая олицетворяет его проблему и ведет с ней диалог;
  • Зум – совместно с клиентом можно «приближать» и «удалять» изображение на карточке. Например, можно «разделить» изображение на мелкие части, и рассмотреть их подробнее. Или же наоборот попросить выбрать другие карточки, расположить их вокруг основной на расстоянии в соответствии с их близостью к идее основной карты, что позволит увидеть всю ситуацию в целом;
  • Очки – клиенту предлагается взглянуть на проблему под разными углами. Например, поразмыслить как изображенное на карте выглядит с обратной стороны;

Подробнее о принципах и техниках работы с ассоциативными картами можно прочитать в книге « » (авторы - Г. Кац, Е. Мухаматулина).

В завершение хотелось бы подчеркнуть, что работа с метафорическими картами не предполагает просто распечатанные из интернета изображения. В психотерапевтической работе с метафорическими картами все имеет значение – формат, материал, покрытие (иногда может сыграть роль, глянцевое или матовое покрытие карты) и, конечно же, мастерство психолога!

В нашем интернет-магазине «Книги по психологии» вы можете приобрести колоды метафорических ассоциативных карт и литературу по работе с ними в .

Также приглашаем в наш , который находится в г. Москве (метро ВДНХ, ул. Ярославская, д. 14, корп. 1.), где вы сможете получить консультацию наших сотрудников по интересующей вас продукции и самое главное – рассмотреть, пощупать, почитать инструкции и приобрести интересующие вас колоды.

Проективные (метафорические, ассоциативные) карты – новый и чрезвычайно эффективный инструмент практической психологии и психотерапии, успешно применяемый и в работе ведущих тренингов, коучей, преподавателей. Карты – это настоящее чудо, ненаписанная книга, которую можно бесконечное количество раз заново создавать в компании близких людей или наедине с собой. В этом издании представлен обзор наиболее часто используемых колод проективных карт и сфер их применения, описаны техники и упражнения, программы различных тренингов, а также случаи индивидуального консультирования.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мир проективных карт. Обзор колод, упражнения, тренинги (Ева Морозовская, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Проективные карты. Новый инструмент практического психолога

«О! » – так называется самая первая колода проективных карт, увидевшая свет. Всякий, кто ощутил на себе мощь ее воздействия, выдыхает это восклицание удивления и озарения! Именно это помогло авторам выбрать название для нового инструмента практической психологии, впоследствии ставшего самостоятельным жанром под названием «проективные карты».

Что такое проективные карты?

На первый взгляд это просто набор картинок размером с игральную карту или открытку. На самом же деле это инструмент арт-терапии, применяемый психологами различных терапевтических школ в индивидуальной, семейной и групповой работе с клиентами любого возраста, любого уровня образования, без ограничений по национальному и религиозному признакам. Этот инструмент используется для проективной психодиагностики, консультирования и психокоррекции.

Какими они бывают?

Карты могут содержать только изображение либо изображение с надписью – словом или фразой. Иногда надпись располагается на лицевой стороне карт, иногда на оборотной. Часто колода содержит два набора карт: один с картинками, другой с надписями. Надпись без изображения – совсем редкий вариант, но есть и такие.

На картинках изображены пейзажи, люди, животные, ситуации из жизни, предметы, объекты, иногда абстрактные картины или коллажи.

Проективные карты создает психолог в соответствии с той или иной идеей, которую он развивает, и это закладывает структурную основу колоды. Затем психолог находит художника или фотографа, способного создать иллюстрации для каждой задуманной карты. В настоящее время большая часть существующих в мире проективных карт разработана в Израиле (более шестидесяти колод). Обычно израильские колоды узкоспециализированы: «Дуэт» Ицика Шмулевича предназначен для работы с парами, «Аниби» – для работы с детьми и с внутренним ребенком, «Ключевая фигура» Тамар Стон и «В ритме сердца» д-ра Ирис Баркоз – для детей с СДВГ, карты «Самокоучинг» Инбаль Айзенберг и «Points of You», «Картинка, слово и вопрос» Эфрат Шани и Ярона Голана – для коучинга, и т. д.

Первые в СНГ колоды проективных карт выпущены в Украине Институтом Проективных Карт (Institute of Metaphoric Associative Cards). Это – карты для работы с детьми и подростками «Ёжкины сказки» и портретные карты «Семейный альбом», коучинговые колоды «42», «Герои и Злодеи», «Быть. Действовать. Обладать» и «Be. Do. Have», карты «Хасидская мудрость», «Темная сторона», «Маленькие радости», «Жизнь как чудо».

Методологически проективные карты относятся к экспрессивной терапии, как подклассу креативной терапии, в свою очередь являющейся классом арт-терапии.

Проективные карты как инструмент проективной психодиагностики

Прообразом проективных карт в сфере психодиагностики можно считать тест Роршаха, тест Сонди и ТАТ. Мы можем применять большинство колод в качестве наборов стимульного материала для проек тивной диагностики, используя известные нам из Тематического апперцептивного теста и его многочисленных вариаций принципы. Для проведения теста следует отобрать несколько карт, тематика изображений которых схожа с изучаемой темой. Карты предлагаются клиенту по одной с просьбой составить по карте рассказ, включающий в себя ответы на следующие вопросы:

– Кто они – действующие лица, изображенные на картинке?

– Что происходит?

– Что привело к этой ситуации, что было прежде?

– Что чувствуют действующие лица?

– О чем думают действующие лица?

Напомним базовые допущения, на которых строится интерпретация ТАТ. Они носят достаточно общий характер и практически не зависят от используемой схемы интерпретации. Первичное допущение состоит в том, что, завершая или структурируя незавершенную или неструктурированную ситуацию, клиент проявляет свои стремления, диспозиции и конфликты. Следующие допущения связаны с определением диагностически информативных фрагментов сочиненной по карте истории.

При сочинении историй и сказок работает феномен идентификации: рассказчик подсознательно идентифицирует себя с героем. При этом желания, конфликты, мотивы и ценности героя могут отражать желания, конфликты, мотивы и ценности рассказчика.

Желания, конфликты, мотивы героя могут присутствовать в символическом виде.

Не все истории обладают одинаковой диагностической ценностью: в одних содержится много важного диагностического материала, в других он может почти отсутствовать.

Темы, явно не вытекающие из стимульного материала, обычно обладают большей диагностической значимостью, чем очевидно связанные с ним.

Если какая-то тема повторяется снова и снова, проходит «красной нитью», она скорее всего отражает конфликты и импульсы рассказчика.

Рассказы могут отражать как устойчивые диспозиции и конфликты, так и текущие, связанные с актуальной ситуацией.

В рассказах могут быть представлены темы и сюжеты, отражающие происшедшее не с рассказчиком, а с кем-то другим, либо известные ему из литературы или кино. Однако сам выбор такого развития сюжета позволяет нам сделать вывод об актуальности данной темы для рассказчика.

Вместе с личными установками и ценностями в рассказах часто обнаруживаются социальные установки и ценности.

Диспозиции и конфликты, которые мы обнаружим в рассказе, могут быть не осознаны рассказчиком и не проявляться в его поведении.

Проективные карты как коррекционный инструмент

Существует множество форм работы и техник использования проективных карт, психолог выбирает те или иные в зависимости от поставленных целей. Общим моментом всех техник является то, что психолог ставит вопросы, касающиеся актуальной для клиента темы, а клиент ищет ответы на эти вопросы в изображении, случайно выпавшем ему из колоды или целенаправленно выбранном им. В случае, когда карта содержит надпись, сначала интерпретируется изображение, затем слова. Если в колоде есть карты двух видов: только с изображениями и только со словами, интерпретируется случайное столкновение двух карт как дополняющих друг друга и освещающих одну и ту же тему с разных сторон.

Совмещение картинки с надписью при работе с картами «убивает двух зайцев»: образ обращается к правому полушарию человеческого мозга, продуцирующему ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений, надпись же апеллирует к левому полушарию, работающему со смысловым и грамматическим оформлением представления. Таким образом, карта стимулирует консолидацию работы обоих полушарий головного мозга, что приводит к возникновению новых способов мышления о старой ситуации и появлению инсайтов. В работе с проективными картами человек испытывает озарение, ощущение прозрения и находит ответы на свои вопросы.

Как получить ответы на свои вопросы при помощи проективных карт?

Для начала клиент выбирает вопрос, который его волнует, тему, в отношении которой хотелось бы обрести ясность (назовем ее проблемой, чтобы отличать от вопросительных сентенций, о которых далее пойдет речь). Для поиска решения проблемы клиенту будут задаваться вопросы в соответствии со схемой выбранной техники. Для поиска ответа на каждый вопрос и продвижения с этапа на этап вытаскивается одна или несколько карт. Есть два способа вытаскивать карту: «вслепую» – карты лежат кверху рубашкой, и «в открытую» – карты кверху изображениями. Ряд техник комбинирует эти способы, предлагая сперва сделать выбор в открытую – это «сознательное» мнение человека о своей проблеме, а затем вытащить еще несколько карт вслепую и тут дать волю бессознательному, инициировав трансдеривационный поиск ответа на свой вопрос. Нет правильного или неправильного способа вытаскивать карты, отличие же заключается в том, что при выборе карт в открытую человек чувствует себя в большей безопасности перед лицом незнакомого. Выбор же вслепую – это всегда вызов творческим способностям, и именно этот способ вытаскивания карт порождает подлинно ошеломляющие открытия.

Рассмотрим выбранную карту лучше.

Если на картинке изображен человек – кто он? О чем он думает? В какой период жизни мы его наблюдаем? Каков его характер? Каково его настроение? Что бы он сказал вам с позиции своего опыта по выбранной вами теме? Если этот человек – ваша внутренняя часть, то какая? Что эта часть вашей личности хочет до вас донести? Какова ее точка зрения на проблему?

Если на картинке изображено взаимодействие людей – кто из этих людей вы? Кто остальные изображенные люди? Что происходит? Каким будет развитие событий? В какой области вашей жизни происходит это взаимодействие? Если на картинке присутствует животное, кого или что (черту характера, стиль поведения и т. д.) оно символизирует?

Если на картинке изображен пейзаж – где находится это место? Чьими глазами мы видим этот пейзаж? Что привело этого человека туда? Куда он стремится? Что его ведет? Что происходит за границами видимого на картинке?

Если на картинке имеются различные предметы – для чего они служат? Как бы вы могли их применить в контексте выбранной темы? Где в вашей жизни есть место для таких вещей? С каким состоянием души ассоциируются эти предметы и вещи?

Для чего вам досталась эта карта? Что она хочет вам сказать о вашей жизни? Какой урок вам следует извлечь?


Следующим упражнением с выпавшей картой будет «изменение масштаба». Оно состоит из двух частей: укрупнение и детализация. Укрупнение – это представление, будто ваша карта – только видимая часть некоей большей картины. Что осталось за кадром? Кто остался за кадром? Всегда можно положить доставшуюся карту на лист бумаги и изобразить вокруг нее цельную картину, а потом убрать карту и зарисовать ранее занятую ею часть листа. Детализация – это, наоборот, углубление в детали, в мелочи, поиск в изображении значимой части, на первый взгляд малой и незаметной. Это может быть концентрация на любой части изображения либо принятие во внимание какой-то формы, линии, цвета.

Если на карте есть слова , они могут ассоциироваться с темой несколькими способами: либо напрямую (например, когда при изучении темы развода выпадает слово «конфликт», связь видится прямой и буквальной), либо косвенно (например, когда при изучении той же темы выпадает карта со словом «достаток», встречаются интерпретации как по типу «причина развода – отсутствие достатка в семье», так и по типу «с меня достаточно»), либо по антониму (например, выпадает карта «общность», «общение», «близость» – это как раз то, чего не хватает партнерам в распадающемся браке, это неудовлетворенные потребности, и недостаток этого в браке может как раз указывать на причины, приведшие к ситуации развода).

Так же и с картинками: они могут отражать то, что присутствует в изучаемой ситуации в явной форме; быть связаны с ней неявно, косвенно; изображать то, чего в ситуации не хватает.

Достоинства проективных карт как инструмента практической работы психолога

Проективные карты создают обстановку, способствующую подлинно глубокому, искреннему общению людей, их самовыражению, раскрытию и рефлексии. Кроме того, к числу их достоинств относятся: – чувства доверия и безопасности, возникающие у клиента, который сам выбирает, насколько глубоко он готов раскрыться в данный момент;

– создание общего контекста для психолога и клиента, общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни клиента;

– возможность решения проблем на символическом уровне, возможность привлекать неосознаваемые ресурсы психики;

– развитие творческих способностей;

– стимулирование развития мышления, навыков кооперации и ведения дискуссий (в групповой работе);

– легкость освоения методики психологом – не требуется длительное обучение, с базовыми техниками можно разобраться по инструкции к любой колоде;

– гибкие правила использования, возможность разрабатывать новые авторские техники и адаптировать существующие техники под требования актуальной ситуации, широкое поле для безопасных экспериментов и проявлений творчества;

– привлекательность методики для клиента: яркие цветные картинки нравятся людям любого возраста и вызывают приятные эмоции. Особое влияние оказывает то, что работа с проективными картами проходит в форме игры – взрослым людям редко выпадает случай поиграть, и для них очень привлекательна такая возможность.

Традиционная схема психологического консультирования при помощи проективных карт

Этап 1. «Привет!» Знакомимся с клиентом при помощи карты. Разложив карты изображением вверх, психолог вытаскивает карту, при помощи которой он считает целесообразным представиться клиенту, подчеркнув те или иные свои черты. Научив таким образом клиента формулировать проекции, психолог предлагает клиенту также представиться при помощи карты. Для закрепления этого этапа можно повторить процедуру, проиллюстрировав картой ситуацию данной консультационной встречи и попросив клиента сделать то же самое.


Этап 2. «В чем проблема?» Просим клиента в открытую выбрать 1–3 карты, которые описывали бы проблемную ситуацию, как он ее видит, и прокомментировать свой выбор.


Этап 3. «Чего вы хотите добиться?» Просим выбрать 1–3 карты, чтобы показать желаемый исход проблемной ситуации, а затем выложить «мостик» из нескольких карт от группы карт, изображающих проблему, к картам, изображающим желаемый исход. «Мостик» можно выстраивать, подбирая карты как в открытую, так и вслепую. Желательно интерпретировать каждую карту, составляющую «мостик», однако иногда можно обойтись и без интерпретации, бывает достаточно решения проблемы на символическом уровне.


Этап 4. «Что еще можно сделать по этому поводу?» Просим клиента вслепую вытянуть 3–5 карт, которые символизируют дополнительные возможности на пути решения его проблемы. Возможно, это что-то, что раньше никогда не приходило ему в голову, или что-то, на что он прежде не обращал внимания. Дайте клиенту достаточно времени для осмысления вытащенных карт.


Этап 5. «Будете ли вы делать это?» Просим вслепую вытащить две карты. Они будут символизировать сложности или сомнения, которые могут возникнуть у клиента на пути решения его проблемы. После осмысления этих карт просим вытащить еще две карты – они покажут ресурсы, которые помогут справиться с препятствиями. Для закрепления положительной установки и усиления мотивации, «присоединения к будущему», просим вытащить еще одну карту – возможно, из портретных колод «Семейный альбом», «Миби», «Персона» или из колоды «Ёжкины сказки», составленной из портретов разных сказочных существ – она передаст то настроение, то выражение лица, которое будет у клиента после благополучного разрешения его трудной ситуации.

Проективные карты в педагогике

Использование карт на уроках вносит разнообразие в процесс обучения. Можно попросить учеников вытащить карты из колоды – этот прием можно использовать для выбора темы следующего урока, тем для самостоятельной работы и домашних заданий. В массовой школе карты применяют на занятиях, относящихся в большей степени к искусствам, чем наукам: уроках музыки, литературы, иностранного языка, рисования. Учащиеся сочиняют стихи, истории и сказки, индивидуально или в маленьких группах, придумывают новые поговорки, составляют описания карты на изучаемом иностранном языке и при этом выучивают новые для себя слова. Рисуют картины и лепят фигурки, связанные с картой, которая им досталась. Делают театральные постановки по придуманному ими рассказу вокруг одной или нескольких карт. Слушают, обсуждают музыкальные произведения, ассоциирующиеся с выбранными картами. Сочиняют мелодии, которые могли бы напевать герои, изображенные на карте. Вариантов использования проективных карт в учебном процессе много, выбор (или изобретение) способа зависит от конкретных задач, от предпочтений ведущего и от специфики класса.

Проективные карты в коучинге

Проективные карты применяются на всех этапах коучинга. Они используются для диагностики уровня удовлетворенности клиента жизнью, жизненного баланса и гармонии, самореализации, выявления ценностей, видения, постановки целей в соответствии с ценностями клиента и его жизненным планом, помощи клиенту в преодолении «внутреннего саботажа» («укрощения Гремлинов» в лексике практиков коактивного коучинга), для усиления мотивации, улучшения умения опираться на себя, развития волевых качеств. Кроме того, при помощи карт осуществляется коррекция эмоциональных состояний, мешающих самореализации клиента, поиск успешных стратегий действия, нахождение выхода из сложных и неоднозначных ситуаций, встречающихся в процессе развития и изменения.

Проективные карты в тренинге

Вы можете включать упражнения с проективными картами во все структурные элементы социально-психологического или бизнес-тренинга: их можно проводить на этапе знакомства, в качестве «ледоколов», для выработки и иллюстраций правил группы, выявления ожиданий участников, их представления о себе, статусе и роли в группе, для обучающих игр, демонстраций, мозгового штурма, поиска креативных решений, сбора обратной связи и завершения тренинга. В социально-психологическом тренинге можно использовать ряд упражнений с портретными или повествовательными колодами («Ёжкины сказки», «42», «Хасидская мудрость») для развития навыков, относящихся к эмоциональному интеллекту.

В групповой работе следует придерживаться определенного этикета. На игры с картами распространяются все обычные правила группы, например – говорить по одному, не перебивать рассказчика. Кроме того, есть еще пара правил:

«Хозяин карты – хозяин рассказа» . Кто вытащил карту, тот ее и интерпретирует. Остальные не вмешиваются в его рассказ со своими ассоциациями, не навязывают свою точку зрения и, упаси Боже, не оспаривают слова хозяина карты. «Истина в глазах смотрящего» . Нам совершенно не важно, что на самом деле изображено на карте. В работе с проективными картами нет никакого «на самом деле». Важно только то, что в данный момент видит человек, держащий карту.

Эти карты – особые, не игральные и не гадальные. Метафорические ассоциативные карты (сокращённо МАК) – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Представленные на них образы становятся зримой метафорой наших ценностей, страхов, желаний или связаны ассоциативно с нашим внутренним опытом. Важен не первоначально заложенный в картинке смысл, а душевный отклик отдельного человека на попавшуюся ему картинку. Причем, каждый может увидеть и почувствовать что-то своё. Таким образом, МАК поднимают из глубины нашего подсознания самскары — бессознательные впечатления, которые определяют нашу реакцию на те или иные жизненные ситуации. Другое название МАК – терапевтические карты, поскольку они помогают исцелять душу.

Как и зачем применять метафорические ассоциативные карты?

  • Метафорические ассоциативные карты полезно применять, когда вас что-то тревожит или беспокоит, но вам трудно сформулировать и понять причину беспокойства. В такой ситуации МАК помогут вам заглянуть внутрь себя и найти ответ.
  • Метафорические ассоциативные карты могут помочь взаимопониманию между людьми особенно в случаях, когда трудно обсудить какую-то проблему. МАК помогают выразить мысли, сформулировать их и конкретизировать сообщение, нуждающееся в передаче. Помимо облегчения словесного выражения эмоций, карта, как посредник между эмоциональными мирами двух людей, сама несет в себе некий эмоциональный заряд, и может быть воспринята как послание даже без словесного сопровождения.
  • Метафорические ассоциативные карты – это инструмент профессионального психолога, психотерапевта и коуча, применяемый в диагностике, коррекции и развитии способностей. Они экономят массу времени при диагностике и выявлении проблемы клиента. Они оказывают неоценимую помощь для работы с рационализированным клиентом и с плохо осознающим свои чувства.
  • Метафорические ассоциативные карты — это один из инструментов развития интуиции, творческих способностей, открытия своих талантов. С их помощью мы, взрослые, снова научаемся как мыслить образами, картинками.
  • Метафорические ассоциативные карты – это игра, в которую можно безопасно и с полным удовольствием играть с собственными и чужими детьми, родителями, супругами, коллегами, друзьями, знакомыми и первыми встречными. Игра в которой не будет проигравших, все выиграют. Игра, которая помогает выстраивать отношения, помогает лучше узнать и понять себя и тех, кто вовлечён в игру.

Метафорические ассоциативные карты обладают следующими достоинствами:

✔МАК интернациональны и могут использоваться во всех культурах, для всех возрастов;
✔работая с ассоциативными картами, мы обходим рациональную часть мышления;
✔МАК помогают нам реализовать диалог между внутренним и внешним, вывести глубинный материал на поверхность;
✔МАК – это трамплин для нашей фантазии, запускающей причудливые ассоциации, приводящие нас к неожиданным открытиям;
✔МАК помогают убрать защитные барьеры психики;
✔МАК создают людям условия для саморазвития и самопознания;
✔МАК создают безопасную и комфортную обстановку для доверительных отношений в паре или в группе, помогают «выйти из своей скорлупы» и «разбить лед» в тревожной обстановке;
✔МАК могут использоваться при толковании сновидений
✔МАК могут использоваться в качестве заместителей на расстановках по Хеллингеру – при работе терапевт-клиент один на один;
✔МАК помогаю найти ресурс для решения проблемы.

Главное при — ваше искре

нне намерение. И тогда, вы удивитесь на сколько много карты знают о вас и вашем внутреннем мире! Вот такие эти Волшебные карты.
Если Вас заинтересовали возможности Метафорических ассоциативных карт, вы можете поработать с ними самостоятельно или обратиться к специалисту.

Одними из самых популярных карт в работе психотерапевта являются:

Набор включает в себя две колоды карт: 1-я состоит из карт с изображением лиц различных людей, 2-я колода отражает возможные схемы взаимодействий внутри любой человеческой системы. Карты помогают выявить внутриличностные и межличностные конфликты клиента и найти для них оптимальные решения. Карты с изображением людей можно использовать в качестве «виртуальных» заместителей при индивидуальной работе в гештальттерапии, при использовании системной семейной терапии (Б. Хеллингер) или в работе с субличностями в рамках других подходов. Схемы взаимодействия помогают увидеть реальные взаимоотношения клиента внутри его системы.

Набор карт, изображающих героев, волшебные предметы и сюжеты различных сказочных историй. Карты помогают погрузиться в мир фантазий, получить доступ к неограниченным возможностям нашего воображения. Карты предназначены как для детей, так и для взрослых. Они могут использоваться в совместной игре детей и родителей, учителей и учеников.

Набор карт, изображающих в символической форме травматические и стрессовые ситуации и способы их решения. Обращение к травмирующей ситуации через метафору позволяет избежать дополнительной ретравматизации и создает безопасный контекст для поиска и моделирования решения. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса.

Метафорические ассоциативные карты - это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картинок создает игру смыслов, обогащающуюся новыми гранями при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для человека в настоящее время.

Изначально это проективная методика: важен не заложенный изначально исследователями смысл, а душевный отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные феномены, в ответ на стимул вынесут всякий свое внутреннее содержание актуальных переживаний. Более того, в разные периоды жизни и в контексте разных тем ассоциации и толкование происходящего на картинке всякий раз будут отличаться даже у одного и того же человека. С этой точки зрения колода ассоциативных карт неисчерпаема: количество комбинаций тем работы и картинок бесконечно.

Для работы с семейной системой используются обычно портретные колоды карт, например, «Persona». Колода - это набор лиц людей любого возраста, от младенцев до глубоких стариков. Вы встретите в колоде любые выражения лица: и неприкрытое счастье, и грусть, и страх, и напряжение, и недоверие, и усталость, и поиск контакта, и надежду, и светлую радость. При помощи этих портретов мы можем рассматривать любые отношения, выбирая карты на роль заместителей участников отношений. Когда клиент психолога выбирает какую-либо карту, чтоб представить себя или другого участника прорабатываемых отношений, психолог спрашивает его, на основе какого именно сходства был сделан этот выбор. Выражение лица? Послание, транслируемое миру? Внешнее сходство, стиль одежды, аксессуары, атрибуты? На начальном этапе работы с ассоциативными картами вас удивит, как часто люди выбирают в качестве своего заместителя человека другого пола, совершенно неподходящего возраста, иногда другого цвета кожи - где наблюдателю никак не возможно было бы понять, на чем основан этот выбор. Здесь уместно проявить любопытство и узнать, какие черты выбранного человека имеют важность для клиента, и что он хочет рассказать нам о себе, выбирая эту карту.

Как метафорические карты служат взаимопониманию между людьми? Прежде всего, карты помогают построить мост от человека к человеку в случаях, когда людям трудно поговорить друг с другом на какую-то острую тему. Карты помогают выразить мысли, сформулировать их и конкретизировать сообщение, нуждающееся в передаче. Помимо облегчения словесного выражения эмоций, карта, как посредник между эмоциональными мирами двух людей, сама несет в себе некий эмоциональный заряд, и может быть воспринята как послание даже без словесного сопровождения. Иной раз можно просто показать собеседнику три портрета и сказать: «Я чувствую себя вот так, как на первой карте, а хочу чувствовать себя вот так, как на второй, а не хватает мне для этого того, что есть на третьей карте» - и собеседник поймет тебя без лишних слов.

Таким образом, помимо использования метафорических ассоциативных карт «Persona» как психотерапевтического инструмента в профессиональной психологической практике, мы можем применять их в наших семейных и личных отношениях для общения с членами семьи и близкими людьми на острые, возможно болезненные, глубоко личные темы. Посредничество карты создает дополнительно атмосферу безопасности и доброжелательного внимания и облегчает обсуждение рискованных и тяжелых тем в семьях. Метафорические ассоциативные карты развивают способность общаться с другими, понимать их, находить в каждом человеке позитивные черты и то общее, что объединяет вас с другими.