Lightroom Classic. Новые возможности маскирования

Недавно Adobe обновила практически весь свой фотософт: Photoshop, Lightroom, Camera Raw и Bridge.
Отныне обновлённый Lightroom СС носит название Classic CC. ИМХО, обновляться на него стоит уже ради одной заставки:

Кроме заставки, Lightroom (и Camera RAW тоже) получила возможность создания двух типов масок в инструментах локальной коррекции. Разнятся они типом выделения: по цвету и по яркости. ИМХО, оба варианта весьма полезны, особенно для тех, кто ограничивается одним Lightroom, дабы не скрипеть извилинами, изучая ещё и Photoshop. Надеюсь, прочитав данную публикацию, вы с лёгкостью сможете пользоваться новыми возможностями хорошо знакомых инструментов.

В тексте я буду упоминать "горячие клавиши" (буквы в круглых скобках) для выбора команд или инструментов. Напоминаю, что в Lightroom они работают ТОЛЬКО при английской раскладке клавиатуры.

1. Маскирование с выделением по цвету .

Тёплый свет вечернего солнца при достаточно драматическом небе. Но нам бы хотелось этот драматизм немного усилить, не затрагивая всё остальное:

02.

Очевидно, что в данном кадре небо заметно отличается от всего остального цветом - в нём доминируют синие тона. Поэтому выделять его будем при помощи маскирования по цвету. Возьмём инструмент Graduated Filter (M), и протянем его сверху вниз, выделив верхнюю половину кадра:

03.

Чтобы увидеть выделенную область, следует нажать (O). Выделенная часть кадра будет залита красным тоном. К сожалению, кроме неба она захватывает ещё кроны деревьев и крыши строений:

04.

Идём в панель инструмента Graduated Filter, и в нижней его части открываем выпадающий список Range Mask. В списке выбираем значение Color:

05.

На месте списка появляется инструментарий цветового маскирования: пипетка и ползунок Amount:

06.

При помощи пипетки следует обозначить области, цвет которых Lightroom использует, как образец при создании маски. Таких зон может быть несколько. Нажав, и удерживая нажатым Shift, мы выделяем нужные области, протягивая мышь с нажатой левой клавишей. Как видите, я создал 5 зон замера. Почему именно 5? - да просто так. Разброс оттенков неба в данном кадре невелик, и, полагаю, хватило бы и двух. Сами поэкспериментируйте в этом направлении:

07.

Возвращаем пипетку на место, и Lightroom показывает нам, как изменилась зона выделения. Если у вас не показывает, снова нажмите хоткей (O). Видно, что мы заметно приблизились к желаемому, но выделение ещё не достаточно точное:

08.

Для уточнения воспользуемся ползунком Amount, сдвинув его от умолчательного значения 50 до значения 7. Теперь выделение пригодно для применения:

09.

Нажатием хоткея (O) гасим красную заливку, и вводим параметры коррекции неба: Exposure = -0.20 и Clarity 73. Почему именно эти значения? Они подбираются исключительно визуально.
Избегайте ИЗБЫТОЧНОЙ коррекции, чувство меры и художественный вкус - ваши лучшие друзья:

10.

При работе с изображениями нам сильно мешает наша зрительная адаптация. Дабы этого не происходило, следует каждый шаг коррекции промигивать, что позволит гораздо точнее подобрать силу воздействия. Промигивание удобно выполнять при помощи небольшого слайдера слева снизу панели инструмента Graduated Filter (M). Результат коррекции - на анимированном слайде 11. Если степень коррекции вас не удовлетворяет, скорректируйте её параметры в желаемую сторону:

11.

2. Маскирование с выделением по яркости.

Пейзажисты знают, как часто снимая в режимное время с контровым светом при безоблачной погоде, получаем кадры, в которых небо является самым маловыразительным элементом. Его хочется чуть притемнить и добавить цветовой насыщенности. На рис. 12 как раз такой пейзаж. В данном случае небо существенно ярче остальной части изображения, поэтому будем строить яркостную маску:

12.

Берём инструмент Adjustment Brush (K), и закрашиваем всё небо, захватив края темной части изображения:

13.

Затем в нижней части панели инструмента щёлкаем по выпадающему списку Range Mask и выбираем значение Luminance:

14.

Вместо списка возникают инструменты яркостного маскирования: слайдеры Range и Smoothness:

15.

Два ползунка слайдера Range позволяют с двух сторон ограничить яркость объектов, которые будут выделены. В данном случае нам нужно отсечь тени, поэтому смещаем левый ползунок вправо до значения 73 (подбирается визуально). Т.е будут выделены объекты, яркость которых от 73% до 100%. Как и прошлый раз, уточняем границу маски вторым ползунком, задав ему значение 36:

16.

Маска готова. Хоткеем (O) гасим красную заливку, и задаём параметры коррекции неба: Temp = -70, Tint = -10 (добавили синего и немного зелёного), Exposure = -23 (притемнили), и Saturation = +30 (увеличили насыщенность):

17.

И вновь повторю: любую коррекцию заканчиваем промигиванием было/стало:

18.

И напоследок: любую созданную в Lightroom маску, при необходимости, можно подкорректировать кистью вручную.

Сложность заканчивается там, где начинается понимание!
Успехов в обработке ваших замечательных кадров!

Программа Adobe Lightroom 5 предлагает пользователям в дополнение к бесценным функциям ещё несколько новых инструментов. Изменения произошли в модуле «Develop» (Разработка). Многим может показаться знакомым инструмент «Radial Filter» (Радиальный фильтр). Он похож на «Graduated Filter» (Градиентный фильтр) или даже «Adjustment Brush» (Корректирующая кисть). Суть работы инструмента заключается в том, что корректировка происходит в строго заданной зоне. Изменять можно «Exposure» (Экспозиция), «Clarity» (Чёткость) и «Saturation» (Насыщенность). Это позволяет сглаживать тоновые различия на стыке редактируемых зон.

Ещё один новый инструмент получил название «Upright». Он находит на снимке горизонтальные и вертикальные искажения и выполняет их исправление. Всё это делается одним нажатием на кнопку. Особенно полезен этот инструмент будет для работы с широкоугольными инструментами. Также приятно удивятся любители ретуши. Инструмент «Spot Removal» (Удаление пятен) научился работать как кисть. Теперь нет необходимости заморачиваться с круговыми лечащими точками. Достаточно просто пройтись кисточкой по нужной области.

Импортирование и настройка

Переходим в модуль «Library» (Библиотека) и нажимаем на "импорт". Выбираем lr5_before.dng. Выбрав файл необходимо активировать модуль «Develop» (Разработка). Переходим в «Basic Panel» (Базовая панель) и устанавливаем следующие параметры: Temp (Температура) 5000, Tint (Тон) 0, Exposure (Экспозиция) -0.36, Highlights (Светлых участки) -64, Whites (Белые участки) -67.

Функция «Upright»

Переходим в «Lens Correction» (Коррекция дисторсии) и выбираем вкладку «Basic» (Базовая). Все три поля сверху отмечаем и переходим к кнопкам, которые находятся ниже. Нажимая на них можно увидеть, как каждый параметр влияет на изображение. Для данного снимка режим «Auto» (Авто) наиболее подходящий.

Ретуширование лица

Выбираем инструмент «Spot Removal» (Удаление пятен). На панели настроек, что находится справа устанавливаем параметр «Brush» (Кисть): Heal (Лечащая), Opacity (Непрозрачность) 100. Чтобы избавиться от пятен, нужно просто провести кистью по изображению. Действие распространяется также на морщины и прочие дефекты кожи. Для изменения размера кисточки можно пользоваться клавишами ] и [. Исходная точка для лечения подбирается автоматически. При желании её можно изменить.

Избавляемся от лишних элементов

Инструментом «Spot Removal» (Удаление пятен) можно удалять большие объекты, такие как коробки. В таких случаях автоматическое определение источника может сработать неправильно. Чтобы всё исправить, нужно просто перетащить указатель источника на подходящую область.

Виньетирование

Воспользуемся инструментом «Radial Filter» (Радиальный фильтр). Выделяем кругом лицо и туловище. В настройках устанавливаем: «Exposure» (Экспозиция) -2.07, «Clarity» (Чёткость) -61, «Saturation» (Насыщенность) -10. Размытие «Feather», которое настраивается ползунком, расположенным немного ниже контролируется жесткость смешивания. Устанавливаем значение 39.

Финальный штрих

«Crop» - это инструмент Кадрирования. Обрезаем им лишнее. Переходим к зоне «Tone Curve» (Тоновая кривая) и чертим S-образную кривую для увеличения контраста. Вот и всё. Нажимаем File>Export и экспортируем снимок в JPEG.

Маленькая хитрость

Разработчики компании Adobe активно задействовали управление клавишами. При зажатой клавише Shift инструмент «Spot Removal» (Удаление пятен) может проводить абсолютно ровные линии. Кроме того, вести линию необязательно. Достаточно кликнуть в одном месте, зажать Shift и кликнуть в другом месте. Между точками пройдёт ровная линия. Увеличение снимка осуществляется клавишами Ctrl+Alt и "+". "-" послужит для уменьшения масштаба.

Приходилось ли такое вам? Публиковали ли в интернете или печатали фотографию просто чтобы узнать, что вы пропустили пыль или пятна (будь то от мусора на матрице камеры или сфотографированного случайного предмета)?

В Lightroom есть отличный инструмент, который поможет вам найти эти пятна. Убедитесь, что вы находитесь в модуле Обработка. Откройте инструмент «Удаление пятен» — Горячая клавиша Q (1 ниже).

Под превью изображения поставьте галочку «Отображение пятен» (2). Вы также можете настроить, насколько подробной эта визуализация должна быть (3). Примечание: если вы не видите эту опцию нажмите горячую клавишу T на клавиатуре, и она отобразится.

Теперь вы можете ясно видеть, где эти пятна.

Переключатель «Отображение пятен» и выключается, постепенно удаляя нежелательные пятна с помощью инструмента клонирования или восстановления. Вы можете удалить пятна с этой опцией всегда, но это лучше, чтобы убедиться, что пятна будут удалены должным образом. Когда вы закончите, нажмите кнопку «Готово» (4).

Экспозиции, Четкость и Сочность быстрая коррекция

После импорта фотографий в Lightroom, вы хотите выбрать лучшие для редактирования. В некоторых случаях, вам необходимо сделать некоторые быстрые коррекции что бы было легче решить, какие фотографии могут выглядеть лучше после того, как внесены ваши изменения. Хотя большинство основных настроек Lightroom доступны и открыты, есть некоторые скрытые, которые вам могут понадобиться, например, быстрые настройки «Экспозиции».

Убедитесь, что вы находитесь в модуле «Библиотека» и посмотреть на панель бысторой коррекции. Последние инструменты lightroom — ; «Четкость» и «Сочность» (1).

Нажмите и удерживайте клавишу ALT. Эти варианты изменится на повышение резкости и (2).

Быстрая обработка более точные настройки

Откройте панель быстрая коррекции (модуль Библиотека) снова. На этот раз речь идет о более точных настройках. Это может не часто использовано, но в некоторых случаях может быть полезно.

В панели быстрой разработки есть кнопки вместо ползунков (как, в базовой панели из модуля Обработка).

Рассмотрим Экспозицию в качестве примера. Есть одиночные и двойные стрелки для увеличения и уменьшения воздействия изменения экспозиции. Одиночные стрелки изменяют экспозицию на 1/3 стоп. Двойные стрелки изменить экспозицию на 1-стоп. Если 1/3 приращения экспозиции слишком много, удерживайте нажатой клавишу SHIFT и одиночные стрелки станут меньше. При нажатии на них (удерживая нажатой клавишу SHIFT), ваши изменения составят только 1/6 стопа.

Иногда, когда вы используете градиентный фильтр для затемнения неба (к примеру), было бы хорошо, что бы не повлияло на части снимка, которые находятся над горизонтом (деревья, холмы и т.д.). В этом случае, скала на левой стороне.

Когда вы только начинаете работать с Lightroom, ваша первая мысль, вероятно, будет уменьшить немного экспозицию. Но тогда вы увидите, что скала также станет темнее.

Существует большой, быстрый и легкий трюк. После нанесения градиентного фильтра, подтяните тени, и проблема решена.

Я также сместил ползунок температуры немного в сторону синего, подсветки вниз и добавим немного дымки с помощью Dehaze (инструмент удаления дымки), который также затемнит небо, даст больше контраста и насыщенности.

Второй способ требует немного больше работы. Он не так хорош, когда у вас есть много мелких деталей на снимке, таких как деревья на скале (в приведенном выше примере). С другой стороны, это дает вам больше гибкости в настройке.

Затем поставьте флажок «Показать маску наложения для выбранных» (3).

Удерживая нажатой клавишу ALT, так чтобы плюс (+) в центре кисти сменился на минус (-). Теперь вы можете выделить те области, которые нужно исключить из эффекта градиентного фильтра.

Когда импортированы изображения, Lightroom создает изображения предварительного просмотра. В окне импорта вы можете выбрать один из следующих вариантов:

В случае, если вы хотите знать, насколько велик размер превьюшек (и сколько места на жестком диске превью будет занимать), вы можете проверить, что в настройках каталога. Вы также можете настроить размер, если вы хотите.

Перейдите в меню Правка (для ПК, Файл для OS X) > Настройки каталога и выберите вкладку Превью.

Здесь вы можете выбрать, какой размер изображения предварительного просмотра вам нужен. Авто — Lightroom автоматически установить размер превьюшек, чтобы соответствовать разрешению монитора. Но вот вопрос, если вы используете не один монитор, а, может быть 2 или 3? Кроме того, какое разрешение у мониторов? Если это 1920 × 1080, то может быть хорошо, но что, если у вас есть 4К или 6К монитор (5760 × 3240)? Тогда ваши предварительные просмотры займут много места на жестком диске. В таких случаях, я хотел бы предложить вам выбрать меньший размер, например, 1440 пикселей по длинной стороне.

Профили камер в Лайтрум

Для быстрого улучшения вашего изображения используйте профиль камеры: пейзаж, портрет и т.д., а не по умолчанию «Adobe Standard», который является нейтральным профилем.

Примечание: Это будет работать только с RAW-файлами. Для JPEG, выбранный профиль уже «сгорел» при внутрикамерной конвертации, и информации о фотоаппарате и объективе в файле нет.

Убедитесь, что вы находитесь в модуле «Облаботка». Откройте панель калибровки камеры, самый последний справа.

Изменить профиль на тот, который нужен.

Левая сторона фотографии (ниже): показано влияние профиля «Adobe Standard». Правая сторона показывает влияние профиля «Camera landscape». У него лучше цвета, больше насыщенности, и это легко применить.

ALT – это ключ для настройки точки белого и черного

Можно быстро проверить скорректированные участки изображения во время настройки экспозиции, блики, тени, точку белого или черного изображения.

В большинстве случаев требуется сохранить полную информацию в фотографии; детали в светах и тенях, без каких-либо переборов, выгоревших областей. Исключением может быть, например, студийный портрет или фуд-фотография, где нужен полностью белый или черный фон. В противном случае, вам нужна хорошая детализация во всех областях вашей фотографии.

Вы можете легко это проверить, удерживая нажатой клавишу ALT (PC) или клавишу Option (OSX) при перемещении ползунков регулировки.

Когда вы регулируете «Света», удерживая нажатой клавишу Alt / Option, ваше изображение станет черным. Если некоторые части выгорают, вы увидите их в виде белых областей или с некоторыми красным / зеленым / синим цветами. Если это только несколько пикселей здесь и там, то все в порядке. Проблема начинается тогда, когда эти области больше (или если это отсечение в важной области).

Когда вы удерживаете Alt / Option клавиши во время настройки «Теней», фотография окрасится в белый цвет с некоторыми черными областями (если есть что-то выгоревшее, это будет обозначено белым цветом).

Использование этого метода отлично подходит для проверки и регулировки контрастности фотографии. Путем регулировки точки черного и белого, там где вы видите появление только небольших пятен, вы межете быть уверены, что ваша картина получает максимальный контраст, сохраняя при этом все детали.

В итоге

Какой из этих советов вам понравился больше всего?

Кроме того, если вы обнаружили какие-либо скрытые инструменты Lightroom, которые не были вам ранее знакомы, пожалуйста, поделитесь со всеми в комментариях ниже.

Об основном в обработке Raw файлов в photoshop читайте в

Нередко при обработке нам требуется оказать воздействие не на все изображение в целом, а лишь на отдельную его часть - например, сделать небо более выразительным, осветлить затененную часть снимка, убрать мусор из кадра. В этом случае используются инструменты удаления точек, корректирующая кисть и градиентный фильтр.

Ретушь изображений

Ретушь необходима для исправления различных недостатков изображения: пыли, мусора в кадре, дефектов кожи и т.д. В Lightroom для ретуши используется инструмент Spot Removal (Удаление точек). Принцип его работы похож на постановку заплаток: поврежденный фрагмент заменяется образцом, взятым из другого места изображения.

При выполнении ретуши следует учитывать, каким образом будет использоваться снимок в дальнейшем: чем большим форматом вы планируете его печатать, тем тщательнее должна быть обработка.
Для начала увеличьте масштаб изображения до 100% (а для тонкой ретуши придется использовать и большие значения), а затем щелкните по кнопке инструмента удаления точек под панелью гистограммы.

Кнопка вызова инструмента ретуши и его настройки

Алгоритм выполнения ретуши прост: наведите курсор на дефектную область. Подгоните размер кисти так, чтобы она чуть превышала размер пятна - для этого вращайте колесико мыши или используйте клавиши. Щелкните: Lightroom сам попытается определить подходящую область-донора и заменит выбранный участок изображения. Обычно Lightroom не может сделать оптимальный выбор, поэтому нужно вручную перетянуть кружок-донор на подходящее место - учитывая, чтобы там не было лишних деталей, а фактура и освещение примерно совпадали с редактируемой областью.

Повторяйте этот алгоритм до тех пор, пока все дефекты не будут исправлены.

Последовательность действий при ретуши

Чтобы видеть, какие области были отретушированы, установите переключатель Tool Overlay (Показать наложение) на панели инструментов в положение Always (Всегда) - тогда все отретушированные фрагменты будут отображаться кружками. Выбор Auto (Авто) будет отображать «заплатки» только тогда, когда курсор мыши будет находиться в пределах рабочей области; Selected (Выделенный) - отображает область только выделенной «заплатки»; наконец, Never (Никогда) скрывает все кружки.

Однажды установленную «заплатку» можно в любой момент переместить мышью или изменить ее размер, взявшись за угол и потянув (или регулируя параметр Size на панели инструмента). Чтобы удалить заплатку, щелкните по ней и нажмите клавишу Delete; чтобы отменить всю ретушь, нажмите Reset (Сбросить) на панели настроек инструмента. Режимы инструмента ретуши
У инструмента ретуши есть два режима: Clone (Клонирование) и Heal (Восстановление). Переключать их можно и после того, как выполните ретушь, выделив какую-либо заплатку: так будет легче увидеть разницу между этими режимами.

В режиме клонирования выбранный фрагмент просто копируется с одного места на другое, в режиме восстановления Lightroom подгоняет ретушируемый участок по текстуре и яркости к указанному образцу.

В большинстве случаев используется режим восстановления - например, для ретуши кожи или неба в пейзаже.
Однако если изображение вокруг ретушируемой области неоднородное - участок кожи рядом с волосами, мусор в траве и т.п., - режим восстановления может привести к появлению артефактов. В этом случае надо использовать режим клонирования и очень аккуратно подбирать область-донора, чтобы не было заметно расхождения. Для получения более естественного результата можно уменьшить непрозрачность инструмента регулятором Opacity.

При ретуши неоднородных участков изображения лучше использовать режим клонирования

Инструмент ретуши в Lightroom имеет довольно много ограничений, поэтому перед выполнением ретуши нужно оценить объем работы и принять решение - можно ли выполнить ее в Lightroom или будет целесообразно отправить этот снимок на ретушь в Photoshop.

Небольшую ретушь - пятна от пыли на матрице, небольшие дефекты кожи и т.п. - выгоднее делать в Lightroom. Сложную ретушь - «парадную» обработку портрета или удаление фигур с заднего плана - быстрее и качественнее получится сделать в Photoshop. Учитывайте, что после обработки в Photoshop вы потеряете возможность неразрушающего редактирования, поэтому лучше будет отложить ретушь, сделав ее самым последним этапом обработки, а изображение пока отметить цветовой меткой.

Если требуется отретушировать довольно крупный дефект на снимке, режим Heal может работать некорректно, оставляя темные пятна по бокам заплатки. В этом случае следует сначала грубо заретушировать участок в режиме Clone, а затем пройтись поверх в режиме Heal.

Если вы забыли почистить матрицу камеры и на снимках появлялись следы от пыли, не нужно ретушировать каждый кадр вручную. К счастью, пыль на матрице всегда находится на одном и том же месте - а значит, работу можно автоматизировать. Отретушируйте пыль на одном снимке, скопируйте установки этого снимка (Ctrl+Shift+C), отметив среди копируемых установок только Spot Removal (Удаление точек). Затем примените эти установки (Ctrl+Shift+V) ко всем остальным снимкам из этой серии. (Подробнее про синхронизацию и копирование настроек будет рассказано на Уроке 6). Теперь вам осталось только просмотреть эти кадры и убедиться, что ретушь не затрагивает сюжетно-важных частей изображения, а при необходимости - скорректировать выбор участков-доноров вручную.

Следы от пыли на матрице…

…и их ретушь

Параметры синхронизации настроек для автоматического удаления следов от пыли на матрице

Корректирующая кисть

С помощью корректирующей кисти можно изменять яркость, контраст, резкость, насыщенность отдельных фрагментов изображения, а также тонировать его. Для начала работы с кистью щелкните мышью по значку инструмента (крайний правый под панелью гистограммы) или нажмите горячую клавишу K. Под строкой с инструментами откроется панель настройки кисти с привычными регуляторами экспозиции, яркости и т.д.

Рисуя кистью по изображению (этот процесс также называют созданием маски кисти), мы можем изменить один или несколько параметров, указанных в настройках. Если параметр установлен на значении 0, то меняться он не будет.

Кнопка вызова корректирующей кисти и ее настройки

Прежде чем начать коррекцию, нужно установить параметры кисти в нижней части панели настроек. Если с параметром Size (Размер) все очевидно - он меняет размер кисти, то другие параметры могут показаться на первый взгляд непонятными. Feather (Растушевка) меняет внутреннюю окружность в курсоре кисти, отделяющую жесткую серединку кисти от мягких краев. Чем выше значение Feather, тем мягче будет кисть. Параметр Flow (Нажим) влияет на интенсивность воздействия: чем меньше нажим, тем менее существенным будет изменение картинки от штриха кисти. Однако, сделав несколько штрихов по одному месту, можно усилить воздействие. Предельное значение, до которого можно усиливать воздействие кисти, определяется параметром Density (Плотность). То есть, например, если установить Flow 25 и Density 50, то за первый штрих кистью мы получим коррекцию с 25% интенсивностью, за второй - с 50%, а третий и последующие штрихи уже не будут оказывать воздействия.

Влияние установки плотности кисти на ее след

Для кисти доступны две настройки: А и В - можно установить в них разные параметры кисти и быстро переключаться между ними при работе (клавиша /). Чтобы стереть часть маски, нужно переключиться на режим Erase, удерживая нажатой клавишу Alt.

Настроив кисть, проведите курсором по тому фрагменту изображения, который нужно скорректировать. В нашем примере мы хотим затемнить второстепенные детали в изображении с помощью кисти с отрицательной экспозицией.

Нам необходимо как можно более точно закрасить корректируемую область, не задев окружающих элементов. Для удобства работы размер кисти можно менять непосредственно во время рисования с помощью колесика мыши. Во многих случаях удобно сначала обозначить область коррекции с помощью большой кисти, а затем скорректировать ее кистью малого размера и ластиком.
Если границы области достаточно явно выражены, имеет смысл активировать режим Auto Mask (Автоматическое маскирование). Теперь Lightroom автоматически будет определять границы маскируемой области в пределах мягкого края кисти.

Слева: маска, создаваемая вручную. Справа: используется режим автоматического маскирования

При работе имеет смысл время от времени включать просмотр маски, устанавливая флажок Show Selected Mask Overlay на панели инструментов под рабочей областью (или клавишу O). Это полезно для контроля границ маски и пропусков в ней, которые особенно часто возникают при использовании режима автомаски. Кстати, чтобы быстро закрасить эти пропуски, автомаску лучше отключить.
Чтобы создать новую область коррекции с другими параметрами - или, иными словами, новую маску, - щелкните по слову New в верхней части панели настроек кисти. Теперь можно задавать новые параметры и продолжать коррекцию.

Каждая маска отмечается на изображении так называемой «булавкой» - маленьким кружочком. Щелкнув по нему, можно выбрать маску и изменить ее параметры: с помощью панели или просто нажав мышь и «перетаскивая» булавку в стороны: движение влево будет уменьшать значения параметров, вправо - увеличивать. Можно и вовсе удалить маску, нажав клавишу Del.

Теперь, изучив теорию, перейдем к рассмотрению наиболее распространенных практических задач, решаемых с помощью корректирующей кисти.

Расстановка акцентов в изображении

Пожалуй, самая частая задача для корректирующей кисти - расстановка акцентов в изображении. Нам часто требуется осветлить какой-то элемент снимка, чтобы привлечь к нему внимание - или, наоборот, затемнить, тем самым отодвинув на задний план. Не забывайте и о цвете: иногда бывает выгоднее снизить насыщенность фона, а не затемнять его.
Окружающий пейзаж в исходном изображении был светлым и невыразительным. Затемнить его с помощью базовых настроек не составляет труда, однако в этом случае фигуры молодоженов также оказываются в тени. Можно, конечно, вытащить детали из теней с помощью заполняющего света, но в этом случае мы получим некрасивые «пережаренные» цвета. Прорисовав фигуры корректирующей кистью с положительным значением экспозиции, мы получаем драматичный, сочный снимок с хорошо читаемыми деталями.

Слева: исходное изображение. Справа: при затемнении фона в тень ушли и фигуры молодоженов

После обработки фигур молодоженов корректирующей кистью с положительным значением экспозиции мы получаем желаемый результат

На этом снимке нам не нравятся слишком яркие синие элементы на заднем плане, а также желтые вывески справа. Их можно приглушить, снизив насыщенность цвета. Это проще сделать средствами цветокоррекции, однако в данном случае общее снижение насыщенности синего приводит и к изменению цвета платья невесты, а уж изменение насыщенности желтого или оранжевого вообще недопустимо, поскольку влияет на телесные тона. Поэтому используем корректирующую кисть с отрицательным значением Saturation. Проработав наиболее яркие участки заднего плана, мы получаем спокойный, не привлекающий к себе излишнего внимания фон.

Исходное изображение. Синий цвет на заднем плане кажется слишком ярким и отвлекающим

Проработав яркие участки фона кистью с отрицательным значением Saturation, мы получаем более спокойный фон

Локальное тонирование

При обработке нередко требуется усилить или изменить цвет отдельного элемента снимка - эта задача вполне решаема благодаря корректирующей кисти. Для усиления цвета регулируется параметр Saturation, а также Brightness - восприятие цвета меняется в зависимости от яркости объекта.

Если нам нужно изменить цвет, можно выбрать новый цвет в строке Color, щелкнув мышью по прямоугольнику, а затем указав цвет в палитре. В этом случае кисть будет тонировать изображение. При выборе цвета в палитре оттенок изменяется по горизонтали, а насыщенность - по вертикали, т.е. чем выше точка в палитре, тем насыщеннее будет цвет. Как правило, удобнее сначала нанести маску, а потом выбирать цвет и одновременно просматривать, насколько он подходит к снимку.

Палитра выбора цвета корректирующей кисти

В данном случае мы с помощью кисти с параметром Saturation –100 обесцветили весь снимок, кроме двух фигур на переднем плане

Обработка портретов

В некоторых случаях средства Lightroom могут оказаться вполне достаточными для наведения небольшого глянца. Прежде чем начать работу, необходимо оценить ее объем: при большом количестве масок Lightroom начинает подтормаживать даже на самых мощных компьютерах, и работа становится невыносимой, поэтому не следует требовать от него невозможного. Для серьезной обработки портретов, конечно, лучше использовать Photoshop.

При обработке портретов можно использовать имеющиеся предустановки из списка Effect.

Предустановка Iris Enhance (Улучшение радужной оболочки глаза) увеличивает экспозицию, насыщенность и четкость изображения, позволяя сделать глаза на портрете более выразительными. Выбрав эту предустановку из списка, проведите кистью по радужной оболочке глаз и посмотрите на результат.

Вторая предустановка носит название Teeth Whitening (Отбеливание зубов). Она действует, слегка повышая экспозицию и снижая насыщенность. «Закрасьте» кистью область зубов, стараясь не задеть губы. Кстати, эту же предустановку можно использовать и для отбеливания белков глаз.

Сверху - исходное изображение, снизу - результат после улучшения радужки и отбеливания белков глаз

Сверху - исходное изображение, снизу - результат отбеливания зубов

Предустановка Soften Skin (Смягчение кожи) использует отрицательное значение параметра Clarity (Четкость). Такая кисть улучшает вид кожи, делая ее более гладкой, создавая впечатление шелковистости. Обработайте кистью кожу на портрете, исключая область глаз, волосы, губы. Дополнительно можно снизить резкость: установите Sharpness, равное примерно –50. Обратите внимание, что стандартная предустановка Clarity –100 слишком экстремальна; во многих случаях значение Clarity следует установить равным примерно –50…–70 (или уменьшить плотность кисти), чтобы изображение не производило впечатления пластикового манекена. Эту регулировку удобно проводить уже после того, как вы нанесли маску, визуально оценивая полученный эффект.
Обратите внимание: в большинстве случаев потребуется проработать кожу не только на лице, но и на шее.

Результат смягчения кожи кистью с отрицательным Clarity

Кроме предустановок, можно использовать и другие возможности. Например, для придания портрету выразительности можно повысить резкость ресниц, используя кисть с параметрами Sharpness +30…+50 и Clarity +10…+20. Кстати, повышение резкости пойдет на пользу не только ресницам, но и, например, украшениям. А если аккуратно пройтись по щекам мягкой кистью с красноватым оттенком, можно придать лицу легкий румянец. Выбирая различные цвета из пункта Color, можно даже сделать «цифровой макияж».

Градиентный фильтр

Градиентный фильтр в Lightroom не только позволяет имитировать действие традиционного градиентного фильтра - затемнять изображение в одной части, плавно снижая это затемнение, но и точно так же, градиентом, изменять другие параметры снимка.

Традиционно градиентный фильтр применяется для притемнения и тонирования неба в случае, когда на исходном снимке оно выглядит слишком бледным. Но для свадебных снимков гораздо более интересно другое - творческое применение градиентов для смены освещения в кадре.

В нашем примере два градиента по бокам кадра тонируют часть изображения синим, делая свет более холодным, и тем самым создают контраст между фоном и главными героями. Обратите внимание, что воздействия градиентов не доходят до фигур молодоженов и, соответственно, не меняют цвет лиц или одежды.

Исходное изображение

Два градиента по бокам кадра тонируют часть изображения синим

Для применения градиентного фильтра к изображению нажмите кнопку этого инструмента (вторая справа под гистограммой) или горячую клавишу M. Под гистограммой откроется панель настроек градиентного фильтра, все настройки аналогичны настройкам корректирующей кисти.

Кнопка вызова и панель настроек градиентного фильтра

Установив желаемые параметры, щелкните мышью по изображению и переместите курсор. Область наложения фильтра обозначена тремя линиями: центральная (с «булавкой») соответствует среднему эффекту фильтра, а две крайние - максимальному и минимальному. Чем больше будет расстояние между крайними линиями, тем плавнее будет действие фильтра.

Однажды примененный фильтр всегда можно отредактировать: для этого щелкните по «булавке» фильтра и измените его параметры по своему усмотрению. «Взявшись» мышью за булавку, можно перемещать фильтр в другое место в изображении, наведя курсор мыши на центральную линию, можно вращать фильтр, а, наведя на одну из боковых линий, менять его размеры.

На одно изображение можно наложить несколько фильтров. Удалить выбранный фильтр можно нажатием клавиши Delete. Чтобы закончить работу с фильтрами, нажмите Done на панели инструментов под рабочей областью. Заключение

Программа «Лайтрум» позволяет редактировать фотографии за несколько кликов. Несмотря на это, приложение достаточно сложное для освоения. Как пользоваться «Лайтрумом»? Этот вопрос задают многие начинающие пользователи.

Невозможно создать четкую инструкцию, ведь каждому фотографу нужны определенные опции. В данной статье описаны основные возможности приложения и способы работы с инструментами.

Программа «Лайтрум»: как пользоваться новичку

Для начала необходимо запустить утилиту. Затем следует импортировать изображения для обработки. Для этого нужно кликнуть по кнопке «файл» на верхней панели. После этого требуется открыть раздел «импорт фото и видео». В левой части появившегося окна необходимо выбрать источник.

В центре будут отображены снимки, находящиеся в указанной папке. Затем нужно выбрать картинки для редактирования. Разработчики программы не стали устанавливать ограничения на количество загружаемых файлов. Пользователь может добавить даже 1 000 снимков. Переключение режимов отображения картинки осуществляется с помощью кнопки на панели инструментов.

Верхняя область окна содержит такие дополнительные опции, как копирование, перемещение и обычное добавление файлов. Настройки находятся на правой боковой панели. При желании к загружаемым снимкам можно сразу применить пресеты. Это позволит упростить работу с приложением. Пользователю останется только экспортировать редактированный файл.

Модуль «библиотека»

В данном разделе можно просматривать добавленные снимки, сравнивать их между собой, делать пометки и проводить простую корректировку. Существует несколько режимов отображения фотографий: «сетка», «лупа», «сравнение», «обзор». Для того чтобы рассмотреть детали, можно увеличивать и перемещать снимок. Настройка всех элементов на панели инструментов осуществляется отдельно. Пользователю доступны опции выставления оценки, поворота снимка, наложения сетки, отметки людей на фотографии и т. д.

При необходимости можно воспользоваться функцией сравнения двух изображений. Обе картинки перемещаются синхронно. Увеличение изображений осуществляется в одинаковой степени. Это облегчает поиск дефектов. Здесь пользователь также может оценивать картинки и делать пометки.

При сравнении трех и более снимков будет доступен только просмотр изображений. Как пользоваться «Лайтрумом», если настройки программы слишком сложные для начинающего фотографа? В разделе «библиотека» можно выполнить простое кадрирование, а также настройку баланса белого и цветового тона. Привычных ползунков здесь нет, поэтому на точную коррекцию рассчитывать не стоит.

Начинающему фотографу доступны опции добавления описаний, указания ключевых слов, изменения даты съемки и других метаданных.

Модуль «коррекции»

Как пользоваться «Лайтрумом», если хочется подробно изучить возможности программы? Для этого нужно перейти в раздел «коррекции». Здесь находится продвинутая система редактирования изображений. Фотографии должны обладать правильными пропорциями и композицией. При редактировании картинки пользователь может использовать инструмент «кадрирование».

С помощью ползунка выравнивается горизонт на снимке. При кадрировании отображается сетка, упрощающая выставление композиции. Как пользоваться «Лайтрумом», если нужно стереть нежелательные объекты с фотографии? Для этого следует выбрать инструмент «удаление пятен». Затем требуется выделить нежелательный объект.

Если пользователя не устроила подобранная программой заплатка, то он сам может указать нужную область на снимке. В правой панели инструментов есть ползунки размера, растушевки и непрозрачности.

Другие настройки

Как пользоваться «Лайтрумом», если требуется устранить эффект красных глаз? Удалить дефект можно посредством специального инструмента. Для начала следует выделить глаз. Затем необходимо установить размер зрачка, а также степень затемнения. Для того чтобы выполнить точечную коррекцию картинки, нужно выбрать способ наложения маски.

Как пользоваться кистью в «Лайтруме»? Для начала нужно настроить инструмент. Чтобы увеличить кисть, следует зажать кнопку Ctrl и прокрутить колесико компьютерной мыши. Затем необходимо выполнить настройку нажима, растушевки и плотности. Пользователю нужно выбрать участок для редактирования.

При необходимости можно убрать шумы и добавить резкости картинке. Для того чтобы переключиться на ластик, следует зажать клавишу Alt. Применительно ко всему снимку можно выполнить настройку яркости, контрастности, насыщенности, экспозиции, резкости, теней и света. Рекомендуется экспериментировать с параметрами.

Как пользоваться пресетами в «Лайтруме»

Все установленные плагины отображаются в левой панели инструментов. Чтобы применить настройки, нужно сделать двойной щелчок по названию пресета. Для создания собственного плагина необходимо выставить параметры, а затем зажать кнопки Ctrl+Shift+N. Откроется окно, в котором можно указать имя пресета. Далее следует кликнуть по кнопке «создать».

Модуль «карта»

С помощью этого раздела можно выбирать изображения из одного и того же места. Цифры на карте указывают на количество фотографий, снятых в данной области. Кликнув по ним, можно просмотреть картинки и метаданные. Если щелкнуть по снимку два раза, откроется раздел «коррекции».

Другие модули

Программа позволяет делать альбомы с цифровыми фотографиями. Для выполнения данной задачи следует перейти в модуль «книга». Все снимки из текущей библиотеки будут добавлены в автоматическом режиме. Пользователю предоставлена возможность изменения формата будущей книги, размера, типа обложки, качества снимков, разрешения при печати. К фотографиям, требующим описания, добавляется текст.

Здесь же выполняется настройка шрифта, стиля написания, размера, непрозрачности, цвета и выравнивания. В качестве фона можно добавить любую картинку. Готовая книга экспортируется в выбранном пользователем формате. При желании можно включить режим «слайд-шоу». В разделе «печать» следует выбрать принтер, разрешение изображения и тип бумаги.

Можно заметить, что пользоваться фотошопом, «Лайтрумом» и другими графическими редакторами не так уж сложно. Основная проблема заключается в освоении библиотек. Новички не понимают, где искать загруженные в разное время снимки. В остальном приложение достаточно дружелюбно к пользователю.