Баллистические ракеты средней дальности. Ракеты средней и малой дальности: новые угрозы Договор рсмд мертв

Марка СССР, Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, декабрь 1987 года

(ДРСМД, РСМД) (англ. Intermediate-Range Nuclear Forces Treaty (IRNFT)) - договор между СССР и США , подписанный М. С. Горбачёвым и Р. Рейганом 8 декабря 1987 года в ходе советско-американской встречи на высшем уровне в Вашингтоне .

Договор вступил в силу 1 июня 1988 года. Договор впервые в истории позволил ликвидировать целый класс вооружений: стороны обязались уничтожить все комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1000-5500 км) и меньшей (от 500 до 1000 км) дальности, а также не производить, не испытывать и не развёртывать такие ракеты в будущем. В соответствии с Договором стороны в течение трёх лет должны были уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров, включая ракеты как на европейской, так и на азиатской территории СССР. Договор предусматривал процедуры проверки инспекторами, которым надлежало следить за уничтожением ракет противоположной стороны.

До подписания Договора в США баллистические ракеты подразделялись [ ] на межконтинентальные (свыше 5000 км), средней (от 500 до 5000 км) и малой (от 150 до 500 км) дальности. В СССР до середины 1980-х [ ] выделялись и оперативно-тактические ракеты (от 1 до 500 километров). В США тактические (оперативно-тактические) ракеты имели [ ] дальность полёта от 1 до 150 километров. В 1987 году, с подписанием Договора, была окончательно установлена новая классификация. Применительно к периоду до середины 1980-х годов в исторических работах правомерно использование обеих классификаций.

Согласно ст. 3 Договора, уничтожению подлежали:

  • ракеты средней дальности
    • СССР - РСД-10 «Пионер» , «Р-12 », «Р-14 » (по классификации НАТО, «SS-20», «SS-4» и «SS-5» соответственно) и крылатые ракеты наземного базирования РК-55 (по классификации НАТО - SSC-X-4 «Slingshot»);
    • США - «Першинг-2 » и «BGM-109G» (крылатая ракета Tomahawk наземного базирования);
  • ракеты малой дальности
    • СССР - «ОТР-22 „Темп-С“ » и ОТР-23 «Ока» («SS-12» и «SS-23»);
    • США - «Першинг-1А ».

К июню 1991 года Договор был выполнен: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов (из них около половины - произведённые ракеты, не находившиеся на боевом дежурстве); США - 846 комплексов .

После нескольких взаимных обвинений в нарушении ДРСМД стороны в феврале 2019 года заявили о приостановлении соблюдения своих обязательств по Договору .

Предыстория

В середине 1970-х годов сначала в США, а затем в СССР были созданы системы лазерного, инфракрасного и телевизионного наведения ракет на цели. Это позволило достичь большой точности их попадания в цели (по разным оценкам - до 30 метров). Эксперты заговорили о возможности нанесения нового типа ядерного удара - обезглавливающего или ослепляющего, который позволял бы уничтожить руководство противоположной стороны до того, как будет принято решение о приведении в действие механизма ответно-встречного удара. Это возродило представления о возможности победы в «ограниченной ядерной войне» благодаря выигрышу в подлётном времени . 17 августа 1973 года министр обороны США Джеймс Шлезингер обнародовал концепцию обезглавливающего удара как новую основу ядерной политики США. Для её воплощения в жизнь предполагалось достижение выигрыша в подлётном времени. Приоритет в развитии средств ядерного сдерживания смещался со стратегической триады на средства средней и меньшей дальности. В 1974 году этот подход был закреплён в основополагающих документах по ядерной стратегии США.

В целях реализации доктрины США приступили к модификации размещённой в Западной Европе системы передового базирования (Forward Based System). В рамках этого проекта повысилось американо-британское взаимодействие по модификации баллистических ракет на подводных лодках и ракет средней дальности. В 1974 году Великобритания и Франция подписали Оттавскую декларацию, согласно которой обязались развивать общую систему обороны, включая ядерную сферу. В СССР эти действия были восприняты как отказ Франции от концепции «независимой обороны» и частичный пересмотр политики голлизма .

Эти действия вызвали тревогу в СССР. В 1976 году министром обороны СССР стал Д. Ф. Устинов , который склонялся к жёсткому ответу на действия США. Основой модифицированной ядерной стратегии СССР стало наращивание парка тяжёлых МБР с РГЧ ИН и, одновременно, прикрытие европейского стратегического направления. В 1977 году СССР приступил к развёртыванию на западных границах ракет средней дальности РСД-10 «Пионер» (SS-20). Всего было развёрнуто около 300 ракет подобного класса, каждая из которых была оснащена тремя боевыми блоками индивидуального наведения на цели. Это позволяло СССР в считанные минуты уничтожить военную инфраструктуру НАТО в Западной Европе - центры управления, командные пункты и, особенно, порты (последнее в случае войны делало невозможным высадку американских войск в Западной Европе). На фоне тотального превосходства СССР в обычных вооружениях это давало Организации Варшавского договора полное военное превосходство на Европейском ТВД.

12 декабря 1979 года Совет НАТО принял «двойное решение», предусматривавшее размещение к 1983 году в Европе 572 ракет Першинг-2 (Pershing-2). Малое подлётное время ракет Першинг-2 (6-8 минут) давало США возможность нанести первый удар по командным пунктам и пусковым установкам советских МБР (при этом размещаемые ядерные ракеты не учитывались в существовавших на то время советско-американских соглашениях об ограничении стратегических вооружений). Одновременно страны НАТО договорились начать переговоры с СССР, чтобы к 1983 году решить проблему советских евроракет.

Переговоры

Но США отказались вести «пакетные переговоры». В сентябре 1983 года американцы начали развёртывание своих ракет на территории Великобритании, Италии, Бельгии и Нидерландов. 22 ноября 1983 года бундестаг проголосовал за размещение ракет «Першинг-2» на территории ФРГ. Эти действия вызвали резко негативную реакцию в СССР. 24 ноября 1983 года Ю. В. Андропов выступил со специальным заявлением, в котором говорилось о нарастающей опасности ядерной войны в Европе, выходе СССР из Женевских переговоров по евроракетам и принятии ответных мер - размещении ОТР-23 «Ока» («SS-23») на территории ГДР и Чехословакии. Имея радиус действия до 450 км, они теоретически могли простреливать всю территорию ФРГ, то есть нанести превентивный разоруживающий удар по местам дислокации «Першингов». Одновременно СССР выдвинул свои атомные подводные лодки ближе к побережью США.

Попытка возобновить контакты между сторонами начались сразу после смерти Ю. В. Андропова, произошедшей 9 февраля 1984 года. На его похоронах 14 февраля присутствовали премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер и вице-президент США Джордж Буш-старший . Они предложили возобновить переговоры по евроракетам при условии, что СССР «разблокирует пакет». В советском руководстве, однако, не было единства. Новый генеральный секретарь ЦК КПСС К. У. Черненко выступал за переговоры со странами НАТО, но министр обороны Д. Ф. Устинов (который стал фактически вторым человеком в Политбюро ЦК КПСС) категорически отказывался разблокировать пакет. 29 июня 1984 года СССР предложил возобновить переговоры по «евроракетам» на пакетных условиях. Однако США (как и предполагалось) не согласились с этой позицией. Поскольку СССР продолжал начатое при Ю. В. Андропове развёртывание ОТР-23 «Ока» в Чехословакии и ГДР, США заявили летом 1984 года, что намерены развернуть в Европе оперативно-тактические ракеты «Lance» с нейтронными боеголовками.

В декабре 1984 года Великобританию посетила советская делегация во главе с М. С. Горбачёвым. Но, несмотря на тёплый приём, М. Тэтчер категорически отказалась вести «пакетные» переговоры. Ситуация изменилась после смерти Д. Ф. Устинова 20 декабря 1984 года - в советском руководстве возобладала компромиссная линия. 7 февраля 1985 года на встрече с госсекретарём США Дж. Шульцем в Женеве министр иностранных дел СССР А. А. Громыко согласился вести переговоры по евроракетам отдельно от переговоров по космическим вооружениям. После избрания Горбачёва генеральным секретарём ЦК КПСС 10 марта 1985 года переговоры возобновились.

Позиция СССР на переговорах стала мягче. Летом 1985 года Горбачёв ввёл мораторий на развёртывание ОТР-23 «Ока» в Чехословакии и ГДР. Попытку достичь соглашения Горбачёв и Рейган предприняли на переговорах в Женеве в ноябре 1985 года. Она завершилась неудачей: США отказывались вывести ракеты средней дальности из Европы, а СССР был близок к повторной блокировке пакета. Но в январе 1986 года Горбачёв провозгласил программу поэтапной ликвидации ядерного оружия во всём мире и пошёл на ряд серьёзных уступок. На встрече Горбачёва и Рейгана в Рейкьявике СССР согласился «разблокировать пакет» - вести переговоры по РСД отдельно от СОИ.

Осенью 1986 года СССР предложил вариант вывоза ракет средней дальности: СССР отводит РСД-10 за Урал, а США вывозят «Першинг-2» и крылатые ракеты наземного базирования в Северную Америку. Рейган согласился принять этот вариант. Однако 24 декабря 1986 года против него в категорической форме выступила Япония: в Токио опасались, что СССР перенацелит РСД-10 на них. 1 января 1987 года против этого варианта выступил и Китай , где также опасались того, что могут стать целью РСД-10. В итоге, когда в феврале 1987 года СССР предложил проект «двойного нуля», США, учитывая интересы Японии, отказались принять его.

Итог переговоров

Достичь компромисса удалось на переговорах министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе в Вашингтоне в сентябре 1987 года.

СССР согласился разработать единую классификацию по РСМД и включить в будущий договор ОТР-23 «Ока» («SS-23»), хотя они не попадали под определение РСМД. США, в свою очередь, обещали и уничтожить крылатые ракеты наземного базирования «Tomahawk», и отказаться от развёртывания в Центральной Европе ОТР «Lance-2» с нейтронными боезарядами .

8 декабря 1987 года был подписан Вашингтонский договор, по условиям которого стороны согласились уничтожить все РСМД как класс.

Выполнение Договора

К июню 1991 года Договор был выполнен: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов (из них около половины - произведённые ракеты, не находившиеся на боевом дежурстве); США - 846 комплексов .

Исполнение Договора

Прекращение действия Договора

Российские претензии к США по нарушениям Договора

15 февраля 2007 года начальник Генштаба ВС России генерал армии Юрий Балуевский заявил, что Россия может начать пересмотр всей договорно-правовой системы ядерного сдерживания в ответ на размещение элементов американской системы ПРО в Восточной Европе. В частности, по его словам, Россия может в одностороннем порядке выйти из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности: «Договор … имеет бессрочный характер, но возможность выхода из него существует, если одна из сторон предоставит убедительные доказательства о необходимости выхода. Сегодня они есть: многие страны разрабатывают и совершенствуют ракеты средней дальности, а Россия, выполнив договор о РСМД, потеряла многие системы этого оружия» .

Аналогичное заявление о возможном выходе России из договора о РСМД ранее (в июне 2000 года) уже делал президент России Владимир Путин в ответ на объявление США о выходе из Договора об ограничении систем ПРО .

В феврале 2007 года командующий РВСН ВС России генерал-полковник Николай Соловцов заявил на пресс-конференции, что Россия готова восстановить производство баллистических ракет средней дальности: «Как класс БРСД были уничтожены, но документация вся осталась, технология вся осталась. В кратчайшее время, если понадобится, производство этих комплексов будет восстановлено. Но уже с новыми технологиями, на новой элементной базе, с новой системой управления, с новыми возможностями» . Это заявление было сделано в ответ на сообщения о том, что Польша и Чехия намерены принять предложение США о размещении элементов ПРО (РЛС наблюдения и ракет-перехватчиков) на их территории.

Такой подход нашёл отражение и в официальных документах - так, в Обзоре внешней политики России (2007) отмечалось : «Озабоченность вызывает ситуация, складывающаяся вокруг Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Ракеты этих двух классов были уничтожены в соответствии с Договором ещё в 1991 году, но с тех пор этому международно-правовому акту так и не было придано универсального характера. Более того, всё большее число государств, в том числе расположенных вблизи наших границ, разрабатывают и берут такие ракеты на вооружение. В этих условиях необходимо задуматься об обеспечении нашей собственной безопасности».

С точки зрения России, США нарушили Договор о РСМД, размещая в Европе пусковые установки противоракет , которые гипотетически могут быть использованы для размещения крылатых ракет , используя ракеты-мишени, сходные по характеристикам с ракетами средней и меньшей дальности наземного базирования, и наращивая производство и применение ударных беспилотных летательных аппаратов .

Модули пусковых установок вертикального пуска мк.41 , уже размещённых в системе ПРО на территории Польши и Румынии, позволяют запускать не только противоракеты «Стандард 2» и «Стандард 3», но и ракеты «Томагавк » («Томагавк» - крылатая ракета средней дальности (1000-2200 км), способная нести и ядерные боеголовки).

В 2013 году США начали испытательные пуски с земли авиационной крылатой ракеты AGM-158 В с дальностью действия в тысячу километров. А в декабре 2017 года президент Трамп подписал законопроект об обороне, который в числе прочих предусматривал выделение 25 млн долларов на разработку новой крылатой ракеты данного типа. С российской точки зрения, это является нарушением Договора о РСМД .

В июне 2013 года Владимир Путин на встрече с представителями ВПК РФ назвал решение СССР отказаться от ракет средней дальности «по меньшей мере спорным» , а глава администрации президента Сергей Иванов заявил о возможности выхода Российской Федерации из Договора .

Выход из Договора

В июле 2014 года президент США Барак Обама в письме Владимиру Путину впервые на уровне глав государств обвинил Россию в проведении испытаний крылатых ракет средней дальности, нарушающих Договор . США утверждают, что в 2008-2011 гг. Россия в нарушение Договора проводила испытания крылатой ракеты наземного базирования на дальность более 500 км (речь идёт о ракете 9М729 , разработанной екатеринбургским ОКБ «Новатор» им. Люльева); по утверждению российских официальных лиц, дальность действия этой ракеты заведомо меньше 500 км ).

В ноябре 2016 года в Женеве впервые с 2003 года по инициативе США было созвано заседание специальной контрольной комиссии в рамках Договора о РСМД, однако озабоченности сторон снять не удалось .

31 октября в статье в журнале «Foreign Policy » Джон Вольфсталь (директор Группы по ядерному кризису, бывший специальный помощник президента Барака Обамы и старший директор по контролю над вооружениями и нераспространению в Совете национальной безопасности) подверг критике решение Трампа. В частности, Джон Вольфсталь утверждает следующее: «Аннулирование этого договора сделает США и их союзников (о которых Трамп, очевидно, совершенно не заботится) менее защищёнными и подорвёт глобальные основы нераспространения ядерного оружия» .

26 ноября заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков заявил, что Москва считает «прямым и вопиющим нарушением ДРСМД» развёртывание США пусковых установок для управляемых ракет MK41 в составе комплексов Aegis Ashore в Европе, которые, вопреки Договору, «позволяют осуществлять боевое применение с земли крылатых ракет средней дальности „Томагавк“ и других ударных вооружений» .

5 декабря Владимир Путин прокомментировал заявление Помпео, напомнив, что США сначала заявили о намерении выйти из Договора и лишь после этого начали приводить обоснования своего решения, перекладывая ответственность на Россию: «Никаких доказательств нарушений с нашей стороны не предоставляется», - отметил президент РФ .

17 декабря в интервью газете «Красная звезда » командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Сергей Каракаев заявил, что «влияние последствий выхода США из ДРСМД, последующего размещения американских ракет средней дальности в Европе и связанных с этим новых угроз нашей безопасности, несомненно, учитывается». Каракаев сообщил, что до конца года в войска планируется поставить около 100 новых образцов вооружения, среди которых ракетные комплексы «Ярс» стационарного и мобильного базирования. Это будет одним из ответов РФ на размещение системы ПРО США в странах Восточной Европы. По словам Каракаева, ряд военно-технических мер позволит в достаточной степени снизить эффективность перспективной системы противоракетной обороны США в Европе .

Прошедшие 15 января 2019 года в Женеве российско-американские переговоры по проблематике договора завершились неудачей, прежде всего из-за разногласий между сторонами в части претензий к российской ракете 9М729 .

23 января Минобороны и МИД РФ пригласили иностранных военных атташе и журналистов на брифинг, где впервые были раскрыты некоторые тактико-технические характеристики крылатой ракеты наземного базирования 9М729, продемонстрирована пусковая установка и транспортно-пусковой контейнер. Представители США и военные целого ряда других стран - членов НАТО, а также ЕС, включая Великобританию, Германию и Францию, приглашение проигнорировали . Демонстрация российской ракеты 9М729, однако, не разубедила США в том, что Россия нарушает Договор о РСМД. Официальный представитель посольства США в РФ Андреа Калан сообщила «Интерфаксу»: «США и большинство наших союзников по НАТО отказались от посещения этого брифинга, в котором все мы увидели лишь очередную попытку скрыть нарушение и создать видимость транспарентности» .

1 февраля 2019 года президент США Дональд Трамп объявил о начале процедуры выхода из Договора. «Россия слишком долго безнаказанно нарушала договор РСМД, скрытно разрабатывая и развёртывая запрещённую ракетную систему, которая представляет собой прямую угрозу нашим союзникам и войскам за рубежом. Завтра США прекратят свои обязательства по договору РСМД и начнут процесс выхода из ДРСМД, который завершится через 6 месяцев, если Россия не вернётся к соблюдению, уничтожив все свои ракеты, установки и связанное с ними оборудование, нарушающие договор», - заявил Трамп .

2 февраля президент РФ Владимир Путин объявил, что Россия в ответ на действия США также приостанавливает участие в Договоре : «Американские партнёры … объявили о том, что они занимаются НИР, НИОКР и опытно-конструкторскими работами, и мы будем делать то же самое». При этом Путин потребовал больше не инициировать переговоры с США по разоружению: «Подождём, пока наши партнёры созреют для того, чтобы вести с нами равноправный, содержательный диалог по этой важнейшей тематике - и для нас, и для наших партнёров, да и для всего мира» .

2 февраля Министерство обороны РФ заявило, что США начали подготовку к производству ракет, запрещённых Договором, за два года до того, как объявили о выходе из ДРСМД: «По имеющимся в Минобороны России неопровержимым данным, уже с июня 2017 года на предприятии военно-промышленной корпорации Raytheon в городе Тусон,​ штат Аризона, стартовала программа расширения и модернизации производственных мощностей в целях создания запрещённых договором ДРСМД ракет средней и меньшей дальности». За последние два года площадь этого крупнейшего в США предприятия по производству ракетного оружия увеличилась на 44 %, а численность персонала выросла на 2 тыс. человек .

5 февраля министр обороны РФ Сергей Шойгу на селекторном совещании в министерстве заявил, что в 2019-2020 годах, в ответ на решение США приостановить выполнение ДРСМД, предстоит разработать наземный вариант комплекса морского базирования «Калибр» с крылатой ракетой большой дальности. В эти же сроки предстоит создать наземный ракетный комплекс с гиперзвуковой ракетой большой дальности .

7 февраля министерство обороны РФ, ознакомившись с содержанием ноты Госдепартамента США о приостановлении участия американской стороны в Договоре о РСМД и начале процедуры выхода из него, отвергло «необоснованные утверждения о нарушении Россией своих обязательств по данному договору» и, в свою очередь, обвинило США в том, что они не предпринимали необходимых действий по устранению ими нарушения собственных обязательств по Договору. В связи с этим министерство обороны РФ предложило американской стороне в период до прекращения срока действия Договора вернуться к его выполнению и «принять необходимые меры по возвращению к неукоснительному соблюдению Договора путём уничтожения» нескольких типов ракет и военной техники:

Соответствующая нота была вручена военному атташе при посольстве США в Москве.

8 февраля миссия США при НАТО заявила, что система противоракетной обороны Aegis Ashore «полностью соответствует обязательствам США по Договору РСМД» и способна запускать «только оборонительные ракеты-перехватчики», которые, в свою очередь, не подпадают под действие Договора. По мнению американской стороны, не нарушают Договор и американские ударные БПЛА: «ДРСМД не ставит никаких ограничений на разработку, испытания и применение многократно используемых вооружённых дронов. По мнению США, термин „ракета“, который используется в Договоре, применим только к одноразовым изделиям» .

20 февраля президент РФ Владимир Путин в своём послании Федеральному собранию заявил, что в случае размещения американских ракет средней дальности в Европе Россия будет вынуждена развернуть средства, в сфере досягаемости которых будут как территории, где будут размещены эти ракеты, так и территории, где находятся центры принятия решений об их применении (то есть США). При этом подлётное время российских ракет будет адекватно подлётному времени американских, которое Путин оценил в 10-12 минут. Российский президент подчеркнул, что Россия не собирается первой размещать в Европе ракеты средней и меньшей дальности .

4 марта 2019 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановлении Россией выполнения Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), в то же время в комментарии к данному указу Владимир Путин отметил, что Россия не планирует размещать подпадающие под действие ДРСМД ракеты на пограничных территориях.

См. также

Примечания

  1. История Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности // «Коммерсантъ», 07.12.2017
  2. США нацелили санкции на российскую ракету. Переговоры в Женеве по Договору о РСМД под угрозой срыва // «Коммерсантъ», 11.12.2017
  3. Путин заявил о приостановке участия России в ракетном договоре (неопр.) . Lenta.ru (2 февраля 2019 года). Дата обращения 2 февраля 2019.
  4. Россия «может выйти» из договора с США о ракетах (неопр.) . Би-би-си (15 февраля 2007). Архивировано 20 февраля 2012 года.
  5. Владимир Соловьёв. Разведка словом // США попросили Россию попридержать ракеты (неопр.) . Коммерсантъ (17 февраля 2007). Архивировано 20 февраля 2012 года.
  6. Денис Жуков; Ольга Соколик. Россия дала «асимметричный» ответ (неопр.) . РБК daily (20 февраля 2007). Архивировано 20 февраля 2012 года.
  7. МИД России | 03/27/2007 | Обзор внешней политики Российской Федерации
  8. Некролог по режиму контроля над вооружениями. Цена вопроса // «Коммерсантъ», 08.12.17
  9. «Для сохранения договора требуется более ответственный подход со стороны США». Заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков об угрозах Договору о ракетах средней и меньшей дальности // «Коммерсантъ», 8.12.2017
  10. Договор по РСМД: О российских претензиях к США (неопр.) . Журналистская Правда (7 декабря 2018). Дата обращения 10 декабря 2018.
  11. США нарушали Договор по РСМД по четырем пунктам (рус.) . Российская газета. Дата обращения 6 декабря 2018.
  12. Обама не смог убедить Путина пойти на новые ядерные сокращения (рус.) . РИА Новости (19 июня 2013). Дата обращения 4 февраля 2019.
  13. Договор по РСМД не может действовать бесконечно, заявил Иванов (рус.) . РИА Новости (21 июня 2013). Дата обращения 4 февраля 2019.

Пуск ракеты ОТРК "Искандер" / Фото:

Межконтинентальные баллистические ракеты с разделяемыми головными частями - страшная опасность для жизни на Земле. Если они будут пущены в ход, скорее всего, человеческой цивилизации не выжить. Но у МБР есть все-таки один плюс: от момента старта до попадания в цель пройдут десятки минут, и за это время можно еще попробовать предотвратить непоправимое.

Совсем другое дело ракеты малой и средней дальности. Времени на раздумья в случае их применения уже не будет. Почти не будет. И новейшая история уже знала два серьезных кризиса, связанных с этим типом вооружения. Самым острым был Карибский кризис, который чуть было не привел к ракетно-ядерному столкновению СССР и США в 1962 году, когда в ответ на размещение Америкой в Турции наземных баллистических комплексов СССР решил привезти свои ракеты на Кубу. Американцы поставили в Турции ракеты PGM-19 Jupiter, опасаясь советского рывка к черноморским проливам. Эта одноступенчатая кислород-керосиновая ракета была сконструирована еще под руководством Вернера фон Брауна, летала на расстояние до 2400 км и имела круговое вероятное отклонение 1,4 км. Мощность ядерной боевой части составляла чуть менее полутора мегатонн.

Изображение: www.popmech.ru

Сравнительные размеры советских оперативно-тактических ракет разных лет и поколений. Крайняя справа - современная крылатая ракета Р-500, используемая в составе ОТРК «Искандер». Ракета 9М714 разных модификаций, входящая в комплекс ОТР-23 «Ока», подлежала уничтожению по договору РСМД.

Разошлись миром

Советский Союз успел доставить на Кубу только ракеты Р-12 (планировалось также еще и размещение Р-14 большей дальности). Ракету на высококипящих топливных компонентах проектировал Михаил Янгель, ее дальность составляла 2080 км, боевая часть имела мощность 2,3 Мт, а предельное отклонение равнялось 5 км.

Как известно, события 1961-го завершились мирным нулевым решением: с Кубы увезли Р-12, с позиций в Турции сняли «юпитеры». Прошло меньше двух десятилетий, и в конце 1970-х случился новый серьезный кризис вокруг так называемых евроракет. С 1977 года СССР приступил к размещению в Европейской части СССР ракетных комплексов РСД-10 «Пионер» - SS-20, согласно натовскому индексу. Эта твердотопливная ракета обладала дальностью до 5000 км, несла в себе три термоядерные боеголовки мощностью по 15 Мт. С такими параметрами она была способна поразить всю европейскую инфраструктуру НАТО до самой Атлантики.

Фото: www.popmech.ru

Наземный старт американской дальней крылатой ракеты BGM-109G Gryphon, сухопутной модификации ракеты Tomahawk. Ее размещение в Европе стало одним из краеугольных камней кризиса «евроракет», разразившегося в советско-американских отношениях в 1970-1980-х годах.

Американцы ответили размещением в 1983 году баллистических Pershing-2 c дальностью 1770 км. Их дополнила сухопутная версия крылатых «Томагавков» BGM-109 Gryphon. «Грифон» не обладал, разумеется, смертельной резвостью баллистических ракет, но летал на расстояние 2500 км и представлял серьезную проблему для советской ПВО, перемещаясь в воздухе на малой высоте и огибая препятствия. И самое главное, значительно выросла точность этих средств поражения. Над Европой повисла опасность мгновенного ядерного конфликта с труднопредсказуемым исходом. Понадобились годы трудных переговоров, поиск компромиссов, прежде чем СССР и США согласились заключить Договор о ликвидации ракет меньшей и средней дальности (ДРСМД). Ровно 30 лет назад, в 1988 году, он вступил силу. Согласно договору, СССР и США отказывались производить ракеты средней и меньшей дальности (диапазон 500−5500 км) и обладать ими. Отдельно стоит подчеркнуть, что речь шла именно о ракетах наземного базирования. Аналогичное оружие для морского и авиационного базирования под запрет не попадало.

По Договору РСМД СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов, в том числе мобильные пусковые установки «Пионер» с ракетами, оснащенными разделяющимися головными частями индивидуального наведения, стационарные ракеты Р-12 и Р-14, крылатые ракеты типа РК-55, оперативно-тактические комплексы «Темп-С» и «Ока». США уничтожили 846 ракетных комплексов с ракетами «Першинг-2», крылатыми ракетами типа «Томагавк» и оперативно-тактическими ракетами «Першинг-1А».

Баллистические ракеты средней дальности, MGM-31 Pershing-2, уничтоженные американцами в рамках выполнения договора по РСМД. В настоящее время в США рассматривается вопрос о возрождении этой ракеты в варианте морского базирования, что договором не запрещено.

Роющий «Першинг»

Казалось бы, бессрочный договор, заключенный Горбачевым и Рейганом, - дела минувших дней, однако в последние годы дискуссии вокруг этой темы активно возобновились. Не раз высказывалась точка зрения, согласно которой соглашение с американцами было не очень выгодным для СССР и его преемника - Российской Федерации. Один из доводов - согласно ДРСМД наша страна потеряла гораздо больше боеголовок и ракетного вооружения. Другой - вблизи российских границ есть несколько ядерных государств, которые располагают РСМД и никакими ограничениями не связаны. Главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, профессор, генерал-майор в отставке Владимир Дворкин глубоко убежден, что ДРСМД был своевременным и не должен быть ревизован.

«Средства, которые стали размещать в Европе американцы в первой половине 1980-х, грозили нам молниеносным ударом по командным пунктам, бункерам, где могло находиться военное и политическое руководство страны, пусковым установкам МБР, - говорит Владимир Дворкин, - ракеты Pershing-2 с их подлетным временем 6−8 минут были новаторским оружием. Они оснащались высокоточными боевыми частями, способными к заглублению в земную поверхность. «Томагавки» с их высокой точностью и скрытностью также были опасны для нашей ПВО. При этом РСД-10 «Пионер» позволяли наносить удары по территории европейских государств НАТО, но для США были абсолютно безопасны. Это был правильный размен».

Проблема на сегодня состоит даже не в том, что ДРСМД подвергается критике. Уже несколько лет Россия и США выдвигают друг против друга взаимные обвинения в нарушении договора. Представители России заявляли, что США ищут повода выйти из ДРСМД. О чем же идет речь?

«Томагавк» под «Эгидой»?

Претензии России касаются создания американцами в Румынии и Польше позиционных районов ПРО для борьбы с баллистическими ракетами. Система ПРО Aegis («Эгида»), включающая в себя трехкоординатные РЛС с фазированной антенной решеткой AN/SPY-1 и ракеты Standard Missile-3 c пусковыми установками Mk 41, существует довольно давно, но до 2016-го она базировалась только на кораблях ВМС США. Два года назад американцы объявили о введении в строй сухопутной позиции Aegis Ashore («Сухопутная Эгида») в районе Девеселу (Румыния). На очереди, согласно плану, принятому еще администрацией Обамы, развертывание аналогичного объекта в Польше. Представители России неоднократно указывали на то, что пусковая установка Mk 41 может применяться не только для запуска противоракет, но и для старта крылатых ракет типа Tomahawk. И если такие установки размещаются уже и на суше, то можно говорить о нарушении ДРСМД. «Теоретически эти опасения обоснованны, - говорит Владимир Дворкин, - однако с военной точки зрения это не имеет особого смысла, так как у американцев на сегодняшний день есть около 6000 высокоточных «Томагавков» морского базирования и вооруженные ими корабли нередко курсируют вблизи наших границ. Если к этим тысячам добавить еще 20 или 40 ракет наземного базирования, это не будет существенным изменением наличного потенциала».

Пуск ракеты SM-3 с борта корабля ВМС США, оснащенного системой ПРО для борьбы с баллистическими ракетами. В настоящий момент аналогичные системы развертываются на суше (Румыния, Польша). Россия считает, что пусковые установки Mk 41 для ракеты SM-3 могут быть также использованы для пуска крылатых ракет Tomahawk.

В плену подозрений

Американцы же с тревогой смотрят на наши новые крылатые ракеты, которыми комплектуется семейство оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер». В варианте «Искандер-К» применяется крылатая ракета Р-500 (9М728), которая, по словам вице-премьера РФ Сергея Иванова, способна преодолевать любые перспективные системы ПРО. При этом официальная позиция России заключается в том, что дальность ракеты установлена в рамках ДРСМД и не превышает 500 км. Однако американские представители высказывают сомнения в правдивости этого параметра, хотя никаких конкретных доказательств не предъявляют. Но чаще из-за океана указывают на другую крылатую ракету разработки КБ «Новатор», которая испытывалась в России и имеет индекс 9М729, а в НАТО ее называет SSC-8. По данным американцев, она является аналогом ракеты морского базирования «Калибр», которой ВМФ России эффектно стрелял из Каспийского и Средиземного морей по объектам ИГ (организация запрещена в России) в Сирии, и имеет дальность до 5500 км. В Пентагоне считают, что ракета не просто прошла испытания, но и, будучи принятой на вооружение, развернута в составе двух дивизионов комплексов «Искандер». Россия эти данные отрицает.

Оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер» с двумя одноступенчатыми твердотопливными ракетами 9M723, выполняющими полет по квазибаллистической траектории. Однако американские претензии в адрес России связаны с крылатыми ракетами, применяющимися в составе комплекса.

Надо договариваться

«Вероятно, американцы основывают свою точку зрения на том, что дальнобойная крылатая ракета действительно проходила испытания в 2014 году, однако сам по себе факт испытаний не является нарушением ДРСМД, - говорит Владимир Дворкин. - Правда, в договоре есть пункт, согласно которому можно испытывать ракеты большей дальности на суше, но пусковая установка должна иметь отличие от выпускаемых серийно. Возможно, в США считают, что установка была недостаточно преобразована для испытания и близка к оборудованию комплекса «Искандер». Что тут можно предложить? В рамках договора действует контрольная комиссия, на заседании которой необходимо обсудить и четко определить критерии отличия испытательной установки от серийной. К сожалению, пока этого не сделано. Но главное, что взаимные претензии носят в основном технический характер и не влияют на существующие сегодня потенциалы».

Договор по РСМД 1987 года был результатом серьезных компромиссов и распространялся только на СССР и США. Ракеты этого класса остались у членов НАТО Франции и Великобритании, их разрабатывали и разрабатывают Израиль, Индия, Пакистан, Китай, Северная Корея. Однако, по мнению Владимира Дворкина, включить все эти страны в единый договор о запрете РСМД практически нереально. Гораздо важнее сохранить статус-кво.

Владимир Дворкин считает, что альтернативой согласованию позиций и снятию взаимных претензий является крах договора по РСМД и это станет большой проблемой для всех заинтересованных сторон. В этом году в США выделены средства на разработку новой крылатой ракеты средней дальности наземного базирования. НИОКР в этой области не запрещены договором, но, если гонка вооружений там возобновится, это серьезно осложнит военно-политическую ситуацию в Европе и потребует от российского бюджета новых больших трат на производство ракетных средств средней и меньшей дальности.

МОСКВА, журнал «Популярная механика», Олег Макаров
12

Материалы предоставлены: А.И.Голяк (гр.А501 БГТУ "ВОЕНМЕХ")

Решение о создании собственных стратегических ракетно-ядерных сил наземного базирования принятое Советом Обороны Французской Республики в феврале 1962 года было вызвано как задержками в создании собственного флота ПЛАРБ, вооруженных БРПЛ французского производства, так и понятным в свете французской политики т.н. «ядерного национализма» желанием иметь собственные разноплановые устойчивые средства ядерного сдерживания. Согласно принятому решению, к концу 1971 года на территории Французской республики планировалось развернуть первые шахтные пусковые установки (ШПУ) с высокой устойчивостью к поражающим факторам ядерного взрыва (ПФЯВ), в которых планировалось разместить твердотопливные БРСД, оснащенные ядерной моноблочной боевой частью. Спустя короткое время после начала развертывания планировалось довести количество одновременно стоящих на боевом дежурстве БРСД до 54 штук. Данная составляющая французских СЯС должна была в организационном отношении подчиняться командованию ВВС (по аналогии с МБР САК ВВС США) и применяться, в связи с относительно невысокой точностью и мощностью ядерной БЧ, для поражения крупных, относительно слабо защищенных, площадных политико-экономических и военных целей на территории стран Варшавского Договора и прежде всего СССР. Экономика Франции в первой половине 60-х годов находилась на подъеме, что позволило постоянно и в большом объеме финансово поддерживать изучение и создание ключевых систем в начальный, самый критический период разработки программы в целом.

К моменту принятия официального решения о создании БРСД французские ракетостроители уже накопили определенный опыт в создании небольших твердотопливных ракет, проходивших испытания на полигоне Хаммагир в Алжире. Для создания первой французской БРСД была создана французская национальная лаборатория баллистических и аэродинамических исследований, объединены усилия ведущих французских аэрокосмических фирм того времени, прежде всего «Аэроспасьяль», «Норд Авиасьон» и «Зюд Авиасьон». Боевую часть разрабатывало и изготавливало CEA - гражданский Комиссариат по атомной энергии.

В 1966 году на полигоне Бискаросс начались летные испытания двухступенчатой баллистической ракеты S-112 (длиной 12,5 м, диаметром 1,5 м и массой 25 т). S-112 стала первой французской ракетой, пуск которой был осуществлен из шахты. За ней в 1967 году последовала более совершенная ракета S-01. Наконец, в декабре 1968 года начались испытания первого прототипа ракеты средней дальности, получившего обозначение S-02. На его доводку до уровня серийного образца, получившего название S-2, и совместные летные испытания всего боевого ракетного комплекса потребовалось более четырех лет и 13 запусков. Для проведения всего комплекса лётных испытаний на побережье Бискайского залива Атлантического океана был построен полигон Бискаросс, использующийся для испытания ракет различного назначения по настоящее время.

Дискуссия о количестве необходимых ракет началась практически сразу после принятия решения о развертывании их производства. К апрелю 1965 количество планирующихся к развертыванию ракет было сокращено до 27, что, по всей видимости, было связано как с нарастающими финансово-политическими проблемами, так и со сложностью одновременного производства относительно большого количества БРСД и БРПЛ. Строительство ШПУ и необходимой инфраструктуры на плато Альбион началось в 1967 году, однако уже в декабре следующего года было принято решение сократить количество одновременно развернутых ракет до 18. Взамен вскоре было дано указание о начале опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по созданию ракеты с улучшенными ТТХ, впоследствии получившей известность как S-3 . Развертывание первой группы БРСД (9 ракет) в составе созданной Бригады 05.200 Стратегических Ракет ВВС Французской Республики началось в августе 1971 года. Развертывание следующей группы из 9 ракет началось в апреле 1972 года. Первый учебно-боевой пуск новой серийной БРСД с полигона Бискаррос состоялся в сентябре 1973 года.

БРСД S-2 находилась на вооружении французских ВВС относительно недолго - уже в апреле 1978 года первая группа Бригады 05.200 начала перевооружение на более совершенную БРСД S-3. Окончательно ракета S-2 была снята с вооружения летом 1980 года. Всего до снятия ракеты с вооружения было выполнено 6 учебно-боевых пусков серийных БРСД.

Состав

Ракета S-2 была выполнена по двухступенчатой схеме с последовательным расположением степеней (см. компоновочную схему ). Способ старта ракеты из ШПУ - газодинамический с запуском двигателей первой ступени внутри шахты. Корпуса обеих маршевых ступеней (SEP 902 и SEP 903, соответственно) ракеты были выполнены из специальной легкой и жаропрочной стали Z2-NKTD толщиной по корпусу от 18 до 8 мм. Корпус был покрыт специальным теплозащитным покрытием, защищавшим ракету от воздействия горячих газов во время старта, аэродинамического нагрева и от действия ПФЯВ. Для создания управляющих усилий для управления ракетой на активном участке траектории по тангажу, крену и рысканию на каждой ступени были применены четыре отклоняющихся сопла из высокопрочного и жаростойкого сплава. Для повышения устойчивости ракеты на активном участке полета на первой ступени были установлены четыре неподвижных стабилизатора. Каждая ступень была снабжена системой принудительной ликвидации для случая нарушения программы полета. Способ разделения маршевых ступеней - холодный минометный, за счет наддува межступенного пространства с помощью специального газогенератора и поперечного деления соединения ступеней с помощью удлиненного конического заряда. Способ отделения головной части от второй маршевой ступени после выхода на требуемую баллистическую траекторию был традиционным для баллистических ракет - отделение ГЧ от второй степени с помощью срабатывания пирозамков, а затем вскрытие сопел противотяги на второй ступени, что прекращало горение заряда маршевого двигателя, тормозило ступень и уводило ее в сторону от отделившейся головной части.

БРСД S-2 размещались в индивидуальных шахтных пусковых установках одиночного старта (ШПУ ОС) глубиной около 24м,удаленных друг от друга на расстояние примерно равное 400м и рассредоточенных на площади около 360 км2. Каждая шахта, рассчитанная на избыточное давление ударной волны 21 кг/см2 имела железобетонную крышу толщиной 1.4м и весом около 140т. При регламентных работах крыша сдвигалась с помощью гидравлического механизма или небольшого трактора, перед пуском - открывалась при помощи порохового заряда (см. схему ). За счет применения в конструкции ШПУ ОС специальных сталей и сортов железобетона, систем общей и локальной амортизации, размещения в прочных скальных породах на большом удалении друг от друга, многократного дублирования систем связи и управления, общая устойчивость комплекса к ПФЯВ была, по оценкам специалистов, очень высокой для того времени. По их оценкам, в своем классе комплекс S-2 удерживал первое место по стойкости к ПФЯВ, даже оставляя позади ряд американских и советских комплексов с МБР. Все ШПУ ОС объединены в 2 группы по 9 ракет в каждой. Каждая группа управлялась из КП, находившегося в скальных породах на большой глубине и снабженного эффективными системами амортизации. Имелись многократно продублированные системы связи как с каждой ШПУ, так и с вышестоящими звеньями управления. Ракеты находились в высокой готовности к применению - время пуска из полной боевой готовности не превышало одной минуты. Контроль технического состояния и запуск ракет осуществлялся дистанционно. Круглосуточное дежурство в КП несла смена из 2-х офицеров.

Ракета устанавливалась на пусковой стол, смонтированный на подвесной системе в виде кольцевых охватов и тросов, которые были пропущены через блоки и связаны с четыремя гидравлическими домкратами на полу шахты, предназначенными для выравнивания пускового стола.

Отдельные ступени ракет хранятся под землёй в герметичных контейнерах. По мере надобности эти контейнеры транспортируются в специальное здание, где производится сборка и последующая проверка всей ракеты. Затем собранная ракета (без головной части) помещается на транспортер установщик и буксируется к стартовой позиции, устанавливается вертикально и опускается в шахту(см. фото ).

Последующие операции заключаются в регулировке окружающих условий и монтаже головной части, которая подвозится на специальной тележке.После выполнения этих операций весь личный состав покидает шахту и последующее управление осуществляется из центра, где постоянно находятся на суточном дежурстве два офицера, которые с получение соответствующей команды могу произвести запуск.

Хранение, сборка ракет, их техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение комплекса возлагалось на личный состав авиабазы, расположенной в деревне Сен-Кристоль.Численность личного состава базы составляла около 2000 человек, в том числе 1130 офицеров и сержантов. Вся территория базы была подразделена на три зоны: жилую, общетехническую и специальную техническую. Кроме того, на этой же территории имелась взлетно-посадочная полоса и склад специальных боеприпасов.

На ракете была установлена инерциальная система управления французского производства, размещавшаяся в специальном приборном отсеке в составе второй ступени. КВО при стрельбе на максимальную дальность (3000 км) составляло 1 км. Комплексом средств преодоления ПРО ракета не оснащалась. Ракета была оснащена моноблочной ядерной боевой головной частью MR-31 мощностью 120 кт с весом собственно боевой части 700 кг. ГЧ имела две опции подрыва - воздушную и контактную. Боевой блок имел теплозащиту абляционного типа. Головным обтекателем ракета не комплектовалась. По оценкам экспертов, устойчивость боевой части к действию ПФЯВ была из-за конструктивных особенностей довольно невысокой. Первые БЧ были выпущены в 1970 году и были сняты с вооружения в июне 1980 года.

Тактико-технические характеристики

Параметры РДТТ

I Ступень II Ступень
Тип Двигателя Р 16 SEP 902 Р 10 SEP 903
Длина, м 6,9 5,2
Диаметр, м 1,5 1,5
Масса, кг 18 700 11 000
Масса топлива, кг 16 000 10 000
Тип топлива Изолан 29/9 Изолан 29/9
Плотность, кг/м3 1,72*10 3 1,72*10 3
Вид топлива смесевое смесевое
Состав топлива На основе полиуретана, перхлората аммония и порошкообразного алюминия. Заряд литой прочно скреплённый.
Скорость горения в камере, мм/с 5,3 5,3
Давление в камере, Н/м2 70*10 5 70*10 5
Тяга на земле,H 50*10 4 50*10 4
Время работы, с 77 53
Корпус двигателя Сталь Сталь
Количество сопел 4 4
Органы управления Поворотные сопла Поворотные сопла

Недавно СМИ передали очередное сообщение о новых российских крылатых ракетах. Если они правдивы, то, вероятно, речь идет о нарушении Договора о ликвидации ракет средней дальности (договора о РСМД) тридцатилетней давности. После его подписания вся Европа буквально вздохнула спокойно, но теперь, как кажется, этот договор становится историческим реликтом без особых перспектив в будущем.

Кратко напомню, что все началось в 1976 году, когда Советский Союз начал размещать ракеты РСД-20 «Пионер», известные на Западе как SS-20, дальностью почти пять тысяч километров. Затем последовали ракеты ОТР-23 «Ока» дальностью 480 километров, а до этого уже были разработаны ракеты «Темп-С» дальностью 900 километров. У американцев уже были ракеты «Першинг», но на советское вооружение они ответили новым типом «Першинг II». Также американцы разместили наземные крылатые ракеты «Грифон», близкие к знаменитым «Томагавкам» морского базирования.

Тогда, в первой половине 80-х годов, в Центральной Европе сложилась очень опасная ситуация, потому что по обе стороны железного занавеса были размещены ракеты, которые за несколько десятков минут могли бы уничтожить Европу. Психологическое давление было больше, чем в случае межконтинентальных ракет, которые размещались где-то далеко в США и СССР. Ракеты же средней дальности находились непосредственно в Центральной и Западной Европе. И неудивительно, что людей охватил страх.

В странах НАТО против американских ракет развернулась масштабная кампания, которая, правда, совершенно игнорировала советское оружие — в частности, из-за того, что эти протесты щедро спонсировал КГБ. Население стран Варшавского договора, конечно, не могло протестовать, а имело возможность только прибегнуть к черному юмору, как подтверждает очень популярная шутка когда-то шутка: «Мама, папа, я боюсь «першингов»! Ничего не бойся, милое дитя, SS-20 тебя спасет!»

Хотя с 1980 год две сверхдержавы обсуждали сокращение арсеналов этого вида оружия, ситуация изменилась только с приходом Михаила Горбачева. Он необычайно быстро договорился с американским президентом Рональдом Рейганом, и в 1987 году был подписан договор о РСМД. Он запрещал производство и размещение ракет, максимальная дальность которых достигала 500-5500 километров, и обязывал уничтожить в общей сложности 2692 американские и советские ракеты. До сих пор этот договор считался большим успехом в процессе разоружения, потому что по сути была упразднена целая категория носителей ядерных боеголовок.

Однако реальность оказалась менее радужной. США и СССР уничтожили свои ракеты средней дальности, но они остались на вооружении у других стран НАТО и Варшавского договора, в том числе у Чехословакии, которая располагала ракетами «Ока». Договор не повлиял на ракеты морского и авиационного базирования, поэтому развитие технологий продолжилось. В ходе нескольких конфликтов американцы доказали, что их ракеты «Томагавк» на самом деле являются очень точным и разрушительным оружием.

Контекст

Договор РСМД мертв?

The National Interest 11.03.2017

Конец договора о РСМД?

Defence24 16.02.2017

AP: Готовится «агрессивный» ответ на возможные нарушения договора о РСМД

Русская служба «Голоса Америки» 06.06.2015 Это, что закономерно, заставило русских разработать аналоги, точнее, усовершенствовать свои ракеты «Гранат» морского базирования. Первоначально они служили только носителями ядерных боевых частей, тогда как «Томагавк» превратился во внушающее страх традиционное оружие. Поэтому русские разработали «семейство» крылатых ракет «Калибр», известное также под экспортным названием Club и включающее несколько противокорабельных ракет и ракет против наземных целей, которыми оснащаются надводные корабли, подводные лодки, самолеты и наземные комплексы.

Дальность экспортных модификаций ограничена режимом MTCR (режимом контроля за ракетными технологиями), поэтому достигает максимум 300 километров, тогда как ракеты «Калибр», стоящие на вооружении российской армии, имеют намного большую дальность. Это подтвердили боевые действия в Сирии, где по объектам исламистов был нанесен удар ракетами, поднявшимися в воздух с судов в Каспийском море и пролетевшими 2,5 тысячи километров. Однако уже несколько лет известно, что Россия располагает и наземной модификацией «Калибра», также называемого Р-500 «Искандер-К», потому что он входит в столь пугающий ракетный комплекс «Искандер».

Кстати, последний тоже по-своему является ответом на договор о РСМД: русским было очень жаль уничтоженных ракет «Ока». Именно им на замену были разработаны баллистические ракеты «Искандер-М», дальность которых составляет 480 километров. Она не превышает лимит, установленный договором о РСМД. Однако некоторые специалисты считают, что подлинный потенциал этих ракет выше, и что при более качественном топливе «Искандер» может пролететь свыше 700 километров, а может, и тысячу. Кроме этих баллистических ракет в систему входит и Р-500 (9M728), заявленная дальность которой тоже не превышает установленного ограничения — менее 500 километров.

Однако многие очень сомневаются в правдивости этой информации. Контрольные механизмы договора о РСМД на самом деле слабы, и невозможно проверить, не превышает ли дальность Р-500 допустимую. Поскольку с технической точки зрения эта ракета — модификация «Калибра», то ее потенциал точно достигает 2,5 тысячи километров. Возможно, дальность 9M728 намеренно ограничили, как в случае экспортной ракеты Club, но недавно появились сообщения о новой ракете 9M729, чья дальность достигает опять-таки около 2,5 тысячи километров. Таким образом, мы возвращаемся к тому, от чего пришли. В общем, по всей видимости, Россия нарушает договор о РСМД.

Но дело не только в «Калибре» и «Искандере». Вопросы вызывает и новая ракета РС-26 «Рубеж», которая официально относится к разряду межконтинентальных. Тем не менее, похоже, что по конструкции она представляет собой две ступени от трехступенчатого «Тополя-М». Максимальная дальность этой ракеты (якобы) достигает более 6 тысяч километров, что формально выводит ее из-под действия договора о РСМД. Но ясно, что оружие с подобными параметрами можно идеально использовать так же, как «запрещенную» ракету.

Если в случае «Калибра» и «Искандера» договор был втайне нарушен, то ракета «Рубеж» — это находчивый способ обойти верхнюю границу ограничений, установленную договором о РСМД. Дальность в 5,5 тысячи на самом деле выбрана не случайно — это расстояние между территорией США и СССР в атлантическом направлении, поэтому ракеты большей дальности формально уже относятся к межконтинентальным. Так или иначе встает вопрос о том, какие цели Москва преследует, идя на подобные шаги.

Ведь, несмотря на напряженность между Западом и Россией, есть основания сомневаться в том, что Кремль заинтересован в первую очередь в разработке ракет против стран НАТО. Как уже говорилось, договор о РСМД был не совсем тем, за что его выдавали. Ракеты средней дальности полностью не исчезли и даже уже несколько лет переживают бурный расцвет, но в основном в других странах. У Китая, Индии, Пакистана, Ирана, Северной Кореи и Саудовской Аравии этих ракет больше, чем достаточно, и их считают важными средствами регионального соперничества, устрашения и запугивания.

В конце концов, именно об этом говорил Владимир Путин, намекнув в 2007 году, что Россия может выйти из договора о РСМД, чтобы создать арсенал в противовес азиатским государствам, которые располагают тысячами ракет средней дальности (как, например, Китай). Поэтому не исключено, что Россия действительно поставить всех перед фактом: она может выйти из договора и вскоре после этого сообщить о том, что располагает новым поколением ракет средней дальности.

В российских СМИ даже появляются определенные заявления, которые могут быть подготовкой к подобному шагу. Это, в частности обвинения в адрес США о том, что те тоже нарушают договор. Россияне утверждают, к примеру, что в шахтах системы ПРО наземного базирования в Румынии размещены в том числе ракеты «Томагавк» и что учебные цели для тестирования систем ПРО имеют параметры ракет средней дальности. Также претензии предъявляются к американским беспилотникам, которые якобы нужно расценивать как своего рода «носители», попадающие под договор о РСМД. Вряд ли к договору присоединятся другие страны, но гипотетически может зайти речь о внесении поправок в договор между Россией и США.

Если действия Москвы направлены на противодействие Китаю, то Запад, конечно, не должен чинить ей препятствия. Также может оправдаться предположение, которое недавно высказал один чешский эксперт по ядерному оружию Петр Сухи. По его словам, США и Россия могут договориться о том, чтобы снова размещать ракеты средней дальности, но только в Азии. Если бы Россия настаивала на их размещении, к примеру, к западу от Урала, это явно свидетельствовало бы о том, что договор о РСМД просто утратил всякий смысл.

К этому сценарию, возможно, уже тайно готовятся и США. Три сенатора, среди которых бывший кандидат в президенты Марко Рубио, представили законопроект INF Treaty Preservation Act. По сути в нем собраны меры, которые призваны заставить Москву вернуться к исполнению договора. Частью проекта является и, что казалось бы парадоксально, финансирование «ответа» на новые российские ракеты, а в крайнем случае — противодействие, то есть собственное оружие этой категории.

Последний вариант, вероятно, будет означать полный отказ от договора о РСМД, из которого, по-видимому, в этом случае выйдут обе стороны, и новый виток гонки вооружений, которая, несомненно, может затронуть и Европу. Поскольку мотивация Москвы по-прежнему остается неясной, нельзя точно сказать, чего нам ожидать. Ясно одно: если договор о РСМД все же захотят сохранить, без изменений не обойтись. Однако членам НАТО, определенно, стоит приготовиться и к варианту прекращения действия договора — точнее к неблагоприятному сценарию, при котором ракеты средней дальности вновь вернутся в Европу.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Кто проиграет от расторжения договора РСМД?

В Соединенных Штатах на повестку выносят вопрос о договоре РСМД. Выход из него Америки весьма вероятен. И я утверждаю, что проиграют от такого шага сами же американцы. Причин тому несколько.

1. Изменились стратегические цели в глобальном противостоянии.

Вспомним конфигурацию на момент разгара ракетного кризиса. Прежде всего надо понимать, что Третья Мировая обеими сторонами планировалась одинаково. Тогда еще не существовало концепции ядерной зимы и прочих страшилок про полное уничтожение жизни на планете. Они были выдуманы позже, когда требовалось обосновать сокращение стратегических вооружений . Позже по тем же лекалам (ложные климатические модели) были вброшены озоновые дыры и потепление.

Никто тогда не думал, что взаимный массированный ядерный удар будет окончанием войны, что дальше уже заглядывать нет смысла, ибо «мы все умрем». Это воспринималось только как начало настоящей войны. За полчаса стороны опустошали свой накопленный десятилетиями запас стратегического ЯО. Результат? – Тяжелейшие потери промышленного потенциала, возможно, до половины. Большие потери мирного населения – до четверти. Незначительные потери в вооружениях и в личном составе армий – 10-15 процентов. И? Воевать есть чем! И есть за что, теперь-то уж точно.

При этом массовое производство новых стратегических ракет скорее всего станет невозможным из-за разгрома промышленности. А единичные экземпляры погоды не сделают. Воевать придется по-старинке – танками, пушками и самолетами.

И вот тут наличие тактического ядерного оружия в виде этих самых ракет средней и малой дальности приобретало большой вес. Но содержание было для сторон разным.

Целью США и НАТО был разгром армии СССР и его союзников, захват Восточной Европы, включая какие-то европейские части СССР, лишение СССР военных и стратегических возможностей.

Разное содержание стратегии вызывало и разную тактику применения этого ракетного оружия . Советские «Пионеры» могли уничтожить морские порты Западной Европы, что делало невозможным подвоз основных сил противника через океан. Американские «Першинги» должны были сократить советский военный и военно-промышленный потенциал в целом. Получалось, что тактическое оружие применялось в стратегических целях, становилось тем же стратегическим, но внутри войны в Европе. В глобальном стратегическом противостоянии война за Европу была тактикой. А вот внутри нее тактические ракеты становились у американцев стратегическими. А у СССР они несли строго тактические функции.

Понятно, это было так из-за близости противника к границам СССР, из-за того, что предполагаемый ТВД был в Европе.

Это длинное предисловие было только затем, чтобы показать, насколько стратегические цели изменились теперь. Война в Европе больше не планируется. Она потеряла смысл.

Современная Россия более не имеет восточно-европейских союзников, она потеряла и часть имперских территорий, которые тоже присоединились к блоку противников. Это избавило Россию от задачи захвата Западной Европы. Существовал своего рода пограничный конфликт, который вынуждал противников искать решение в уничтожении вражеского огорода по ту сторону забора. Теперь забора и границы не стало.

Франция более не рассматривает территорию Чехословакии как плацдарм для рывка советских армий к Ла-Маншу. Поэтому ей не нужно этот плацдарм уничтожать. Россия тоже не видит Францию в качестве плацдарма войск НАТО для прорыва в Чехословакию.

И очень важный момент состоит в том, что территории и их население окончательно перестали быть ценным призом в захватнической войне. Нынче важны ресурсы, торговые пути и рынки сбыта, а кормить пенсионеров в оккупированной стране желающих нет. Война за Европу исчезла из стратегических планов.

2. Существенно изменилась концепция вооруженных сил.

Это было следствием двух явлений. Первое – это, конечно, предыдущий пункт – противники перестали готовиться к кровавой мясорубке по типу прошлых мировых войн, но с гораздо более мощным оружием. Второе – совершенствование вооружений. Чем сложнее и дороже становится оружие, тем меньшее число солдат может быть им обеспечено. А вооружение массовых армий устаревшими образцами не представляется эффективным.

Результатом стало радикальное сокращение количества войск в Европе. Страны Западной Европы более не имеют армий, с которыми они могли бы попытаться напасть на Россию . И надо полагать, это их вполне устраивает. Они со спокойной душой всегда могут свое нежелание подкрепить объективной невозможностью. Даже американский сухопутный контингент в Европе в нынешнем виде не представляет угрозы миру. Что-то около полноценной дивизии – это ни о чем.

3. Договор о РСМД де-факто уже не соблюдается сторонами.

Размещенные в Румынии и в Польше американские универсальные пусковые установки Mk 41 позволяют использовать в них не только заявленные противоракеты, но и вполне обычные Томагавки. В том числе и ядерными боеголовками.

Российские оперативно-тактические ракеты «Искандер» якобы имеют дальность не более 500 км, но в это никто не верит. Боевые возможности крылатых ракет семейства «Калибр» были всем продемонстрированы. В конвенциональном виде на морских носителях. Но ведь показывали и Club-K в простых контейнерах. На вооружении таких официально нет. Но кто знает?

Есть еще одна штука, о которой предпочитают просто не говорить. Договор ограничивает ракеты дальностью от 500 до 5500 км. Подразумевается, что разрешенные МБР наземного базирования летают строго дальше. Но это совсем не так. Вполне можно запустить Ярс или Минитмен на 3000 км как ракету средней дальности.

4. Договор создал фактически новую систему вооружений.

Речь о Томагавках морского базирования. Вооружение надводных и подводных кораблей крылатыми ракетами большой дальности получило серьезное развитие именно после запрета на наземные варианты. Конечно, это было очень затратно. Стоимость размещения ракет на атомном подводном крейсере не сравнить с наземными самоходными установками. Но это было сделано и принесло свои значительные плоды. В американском флоте развернуто около пяти тысяч Томагавков. Теперь они могут быстро сосредоточить в почти любом районе Мирового океана 1-1,5 тысячи штук. Также есть возможность скрытного сосредоточения нескольких сотен ракет. Морские носители обеспечивают большую гибкость, маневренность, лучше защищены.

5. Договор касается только двух стран.

Уже чуть ли в Йемене в гаражах клепают ракеты средней и малой дальности. Все заинтересованные их уже имеют или скоро получат. И только у двух сильнейших армий их формально нет. Нонсенс.

На этом фоне в США может быть принято решение о выходе из договора РСМД. Что за этим может последовать?

Нет смысла снимать с себя ограничения, если ты не собираешься возможность использовать. Соединенным Штатам придется тогда эти самые ракеты наземного базирования производить. И тут возникают вопросы по целесообразности .

Если война за Европу более не планируется, то как средство сдерживания они не нужны. Фантазии в СМИ при рассмотрении серьезных дел реальности не заменят. Как я уже говорил, для США РСМД в Европе были частью их стратегического потенциала, оружием нападения на Россию. А вот для европейцев это было сдерживанием. И именно европейцев теперь не убедить, что американские ракеты на их территории им необходимы. Более того, их наличие ухудшит приемлемую сейчас ситуацию с безопасностью – позиционные районы окажутся мишенью российского оружия .

Ни Германия, ни Франция, ни Бенилюкс, ни Южная Европа, ни Турция не пойдут на размещение американских ракет на своей территории. Останется лишь возможность нажать на своих абсолютно покорных сателлитов – Польшу, Румынию, Болгарию. Но тогда противоречия внутри ЕС и НАТО значительно усилятся. Европейские лидеры постараются оказать давление на «новых европецев», а рычаги у них определенно есть. Да и Россия в этом поможет.

Размещать оружие стратегического характера американцам тогда придется в некотором эксклаве. С одной стороны противник, а с другой - не крепкий тыл, а ненадежные союзники с фигами в карманах . Можно оказаться отрезанным от снабжения и поддержки даже без войны. Да и одними пусковыми не обойтись. Они должны быть надежно прикрыты определенными межвидовыми группировками, а это снова вызовет проблемы.

Следующий вопрос в типе ракет. В предмет договора входили два совершенно различных класса ракет: крылатые и баллистические. Что строить? Технически несложно будет поместить Томагавки на самоходные тележки. Но их ведь уже достаточно много на кораблях, в чем есть свои преимущества. Не видно особого смысла. Запустить крылатую ракету из Польши в Нижний Новгород можно будет, но зачем? Чем дольше медленная крылатая ракета будет лететь на территорией противника, тем больше вероятность того, что ее собьют. Группировки российских войск теоретически будут в десятках километров от польской границы, там можно оружие попроще применять. А для воздействия в глубину есть стратегическое.

Можно еще возродить Першинги. Проблема тут в следующем. Штука эта сложная и дорогая. В неядерном исполнении вообще не имеет смысла, да и вес боеголовки ничего другого не позволяет. (Томагавки можно заявлять как конвенциональные.) Разместить их прямо у российских границ? Такого даже разгар Холодной войны не было. Подобные попытки не только не решат каких-то вопросов, а вызовут полномасштабный кризис сами по себе. И у США в этом не будет союзников. Вряд ли такое станет возможным.

Теоретически подобное оружие можно установить в каком-нибудь Бахрейне. Но это уже далековато, не дает серьезных преимуществ по времени подлета. Да и смысла нет . Туда же можно в любой момент подогнать подлодку «Огайо» со взрослыми ракетами. Это уже есть.

Получается, что ракеты средней дальности негде (или не имеет смысла) разместить в этой самой дальности от России.

Что же остается? Единственный вариант – это разработка принципиально новых ракет. Потребуются какие-то особые, уникальные характеристики. Придется открывать новую дорогостоящую программу разработки, которая продлится много лет и даст результат в виде оружия чудовищной стоимости . А это не даст возможности построить серьезную серию. Американский ВПК не может более создавать новые образцы по доступным американскому военному бюджету ценам.

А что в ответ сделает Россия? В сущности, ничего. Просто объявят настоящие дальности «Искандеров», покажут реальные «Клубы». Это не стоит денег и не выходит за пределы действующих программ вооружения.

Итак, США в случае их выхода из договора РСМД будут вынуждены каким-то образом реализовывать этот выход. Но не просматривается ни одного варианта, который не принес бы им ущерба и убытков. Без видимых военных и политических выгод. Они проиграют на этом.

Путин пообещал мгновенный и зеркальный ответ на выход США из РСМД

США обвиняют Россию в нарушении договора РСМД, а сами игнорируют его давно - Сергей Духанов

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…