Запоминания английских слов. Лучшие техники запоминания английских слов

Международный специалист в системах Дизайна Человека и Генных Ключей, автор книги «Дизайн Безоблачной Жизни», учитель медитаций. Живет между Россией и Индией, консультирует, проводит сессии, семинары и ретриты, работает с клиентами со всего мира. Пишет исцеляющие сказки на английском и русском языках. Иногда консультирует в Международном Медитационном Курорте Ошо в Пуне (Индия).

  • humandesignyou.com/ru
  • instagram.com/amara24marina
  • Я не начинала учить английский язык с пеленок. Поскольку моя сестра учила немецкий и очень в нем преуспела, я еще в садике решила, что это и мой путь. Мне во всем хотелось подражать сестре: это благодаря ей я научилась читать в 4 года, так что с выбором немецкого тоже было все просто. Итак, несколько лет мы с сестрой самостоятельно штудировали Deutsch, и это было занятно. А потом пришел пятый класс, и меня не спросили, чего я, деточка, хочу, и записали в английскую группу. Ведь чувствовали, что это моя судьба:)

    Сегодня мне хочется рассказать о способах учить иностранные слова. Они прошли множество испытаний, были испробованы на мне и моих студентах, некоторые способы были усовершенствованы, другие отметены за ненадобностью. Итак, делюсь тем, что работало лично для меня и моих любимых учеников.

    1. Мнемотехника или просто ассоциации.

    Честно говоря, я и не знала, что этот метод называется таким мудреным словом. Я пользовалась им еще в школе самостоятельно, и со временем стала изощряться:) Сейчас объясню.

    Все очень просто: берем слово, к слову прикрепляем образ. Метод хорошо работает у визуалов. Я еще часто вместе со словом и образом представляю рядышком то, как это слово пишется. Особенно полезна эта техника для абстрактных слов. Например: жара - пустыня, любовь - купидон со стрелой, открывать - рука, открывающая бутылку лимонада или пива. У всех у нас свои ассоциации, и даже если они кому-то покажутся очень странными, а для вас это работает, давайте будем странными:)

    Следующий этап - закрепление этого образа, слова и связи между ними в мозгу, т. е. повторять снова и снова, пока не отложится. Не стоит относится к этому как к тяжелой и нудной работе. Я за то, чтобы любой процесс проходил легко и игриво. Я пользуюсь мнемотехникой с особо сложными словами, которые ну никак не хотят сразу запоминаться.

    2. Делаем карточки для слов.

    Старый добрый способ, с помощью которого я готовилась к страшнейшему экзамену GRE, который нужен для поступления в американский вуз. На одной стороне пишем русский вариант, на другой английский. Важно: не пишите все значения этого слова, первых двух всегда достаточно для начала, если только не имеется в виду специфический термин. Карточки можно делать в телефоне, или на бумаге. Их удобно с собой таскать и проверять себя же в свободное время.

    3. Обклеить предметы стикерами.

    Это у нас зарезервировано для креативных и начинающих. Слово лучше всего запоминается, когда вместо его перевода у вас перед глазами картинка.

    4. Видение в контексте.

    Английский язык - контекстный. Когда меня спрашивают, как сказать «идти», я всегда отвечаю: «смотря куда, смотря зачем, и смотря как надолго». Пока мы не увидим новое слово в контексте, с ним мало что можно сделать. Чтобы слово не осталось мертвым грузом, составим со словом или выражением письменно предложения, а лучше целых три, затем читаем их вслух.

    5. Надиктовать на аудио.

    Слово (выражение) важно не только узнавать, когда мы его видим, но и узнавать, когда мы его слышим. Для этого надо его многократно произносить. Хороший способ - надиктовать себя на диктофон, а затем прослушивать. Конечно же, сначала важно узнать, как правильно произносится это самое слово, чтобы не последовать печальному примеру Виталия Мутко и его речи в ФИФА под забойным названием «Фром зе ботом ов май харт» :) Через 30 минут слово следует повторить. Говорят, повторение перед сном - самое лучшее время для запоминания, поскольку это наиболее лучшее время для работы с подсознанием.

    6. Интеллектуальные карты.

    Берем одну тему и делаем мозговой штурм. Например, фрукты - это melon, pear, apple, plum, grape, и т.д.. Можно этот метод соединить с «карточным». И еще помните, что чем больше времени мы тратим на одно слово, тем быстрее оно откладывается в пассивный словарь и тем быстрее выйдет в активный.

    Про активный и пассивный словарик. Когда мы учим/видим новое слово, оно для начала откладывается в пассивный внутренний словарик. Это первый важный этап. То есть вы начинаете это слово узнавать, когда видите, особенно в контексте. Только после этого у этого слова есть шанс «уйти» в активный словарь, т. е. вы сможете извлекать его из памяти и употреблять его в речи.

    7. Найти сообщника.

    Наверняка в вашей жизни есть кто-то, кто хотел бы изучать иностранный язык вместе с вами. Это стимулирует. Особенно весело составлять ассоциативный ряд вместе с товарищем - это очень весело:). В свое время сообщника у меня не было, и я изучала английский сама. Но это правило использую я в других случаях, оно всегда работает! Как-нибудь расскажу.

    8. Использовать эмоции.

    При запоминании слова очень важны эмоции, которые вы вкладываете в новое слово. Если вы свяжете его с какими-то живыми картинками, вызывающими эмоции, желательно положительными, но не обязательно:), слово отложится как минимум в пассивный словарик. Можно привязать к личным воспоминаниям, что тоже очень эффективно. Можно вызывать запахи, вкус, наполнять картинку цветом, или соединять ее с любимой музыкой. Этот метод хорошо подходит для запоминания определенных понятий, которые сложно привязать к чему-то конкретному.

    9. Правописание.

    Слово надо не только знать, как оно произносится, но еще и уметь писать. Для этого берем лист бумаги и пишем его много раз. Понятие «спеллинг» - очень важное в английском языке. Если у вас есть подруга Эшли, чье имя пишется Ashly, а не Ashleigh, то не дай вам бог написать ее имя неправильно. Без обид не обойдется:)

    10. Связка понятий.

    Когда вы изучаете отдельные слова, это одно дело, а когда связываете их между собой, становится еще более эффективно. Можно, например, выбрать 10-20 слов и написать связный рассказ, состоящий из этих слов. Он может быть глупым, смешным, серьезным - не важно, have fun with it! Лично я нахожу этот метод очень занимательным.

    11. Противоположности.

    Выбираем те слова, у которых есть антонимы, и запоминаем их сначала отдельно, потом в паре. Например, good - bad, awful - awesome. Можно то же самое делать с синонимами (nice - fine - good), с профессиями (to teach - teacher, etc.), используя словообразования. Об этом - в следующем пункте.

    12. Словообразование.

    Здесь можно изучить суффиксы и приставки, с помощью которых образуются новые слова. Например, believe (верить) - believable (вероятный) - unbelievable (невероятный) - believing (веруя) - belief (вера) - disbelief (неверие).

    13. Сочетание всех методов.

    Это самый лучший способ. Все вышеперечисленные способы друг друга дополняют и помогают.

    Теперь осталось только начать:) В следующий раз расскажу про ресурсы, с помощью которых изучение и совершенствование английского может стать мощным инструментом для саморазвития!

    Вы собираетесь в отпуск или в командировку за границу и с ужасом понимаете, что забыли все, чему когда-то учили вас в школе? Вам нужно выучить большое количество новых слов, которые, как утверждает ваш учитель, очень легко учатся. Ну а вы, конечно же, потратили кучу времени и совершенно ничего не запомнили. Давайте сейчас попробуем разобраться, как правильно учить английские слова.

    Почему запоминание английских слов вызывает сложности? Во-первых, новое английское слово является точной информацией, т.е. информацией, которую нужно знать точно, на все 100%.

    Попробуйте «приблизительно» или «частично» произнести английское слово. Вас иностранцы не поймут. Поэтому очень важно английские слова запоминать точно. А любая точная информация запоминается плохо, даже после изнурительной «зубрежки» в памяти остается только 20%. Давайте ознакомимся с несколькими способами запоминания английский слов.

    1. Мнемотехника

    «Что это такое и с чем его едят?» спросите вы. Отвечаем: мнемотехника - совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Наука довольно старая. Наши предки еще 2 тысячи лет назад знали о том, что при методе «зубрежки» в памяти остается только 20% информации.

    В наши дни мнемотехника обогатилась новыми приемами, методами, техниками и является одной из составляющих «Систем развития памяти». Процитируем известного психолога А.Н. Леонтьева («Лекции по общей психологии», 2001 г.): «Трудность заключается в том, что если вы так учите словарные слова (иностранное – русское, иностранное – русское), то языка-то вы знать не будете по очень простой причине: слова, в том числе и иностранные, многозначны. Нет соответствия значений.

    Давайте попробуем? Например:

    • «fist» (кулак), представьте гигантскую фисташку, которую вы разбиваете крепко сжатым кулаком;
    • слово «ship» (корабль) легко запомнить, если представить себе корабль, из которого торчат огромные шипы.

    В мнемотехнике очень важна также «последовательность запоминания». Под «последовательностью запоминания» имеется в виду очередность запоминания составляющих английского слова. А из каких составляющих состоит английское слово?

    Возьмем, к примеру, слово «wedding» – [‘wedɪŋ] – свадьба

    • wedding - это написание английского слова;
    • [‘wedɪŋ] - это произношение английского слова;
    • свадьба - это перевод английского слова.

    Итак, английское слово состоит из трех составляющих:

    • написание,
    • произношение,
    • перевод.

    И чаще всего в такой последовательности вы записывали новое английское слово в словарик и именно в такой последовательности английские слова представлены в многочисленных книгах и словарях.

    С чего вы начинали запоминание?
    - Конечно, с написания.
    - А что вы делали потом?
    - Потом произносил много раз вслух, т.е. «зубрил»: «[‘wedɪŋ] – свадьба, [‘wedɪŋ] – свадьба»…

    Получается следующая последовательность запоминания:
    написание - произношение - перевод.

    Запоминание в такой последовательности называется «узнаванием», т.е. вам нужно увидеть английское слово написанным или услышанным, чтобы вспомнить перевод. Вот почему мы все хорошо читаем и переводим английские тексты. Вот почему мы все, выезжая за границу, понимаем иностранцев, а вот сказать ничего не можем. Не можем сказать, потому что не можем быстро и легко вспомнить перевод слова, т.е. «воспроизвести» его по памяти. Этот процесс так и называется «воспроизведением» и представляет собой следующую последовательность:
    перевод - произношение - написание.

    Запоминание английского слова в этой последовательности гарантирует высокое качество запоминания и высокую скорость припоминания, но при использовании определенного метода, о котором мы поговорим ниже.

    2. Метод «Полиглот»

    С помощью этого метода вы научитесь запоминать 100–200 новых английских слов в день быстро и легко! Метод «Полиглот» представляет собой последовательность мыслительных действий и операций, которые формируют навык запоминания.

    Метод «Полиглот» (для самостоятельного запоминания английских слов):

    • Представить перевод слова.
    • К произношению подобрать созвучное русское слово.
    • Соединить образ перевода с образом созвучного слова.
    • «Сфотографировать» иностранное слово.
    • Написать иностранное слово.
    • Проверить качество зрительного запоминания.
    • Записать на карточку для дальнейшего повторения.

    Давайте с помощью метода «Полиглот» запомним английское слово:
    борода – beard – бИэд

    • «борода» - это перевод,
    • и бИэд - это произношение слова (второй вариант - «русская транскрипция»),
    • beard - это написание английского слова,
    • «Сфотографировать» английское слово - значит выделить слово со всех сторон желтыми карточками (размер 6х7 см) так, чтобы в «окошке» было только слово «beard». А теперь даем себе установку на запоминание графического изображения слова (Запомнить написание!) и читаем слово вслух 2–3 раза.
    • «Проверить качество зрительного запоминания» - значит, записать слово наоборот, справа налево, так, чтобы слово правильно читалось.

    Например:
    ….d
    …rd
    ..ard
    .eard
    beard

    3. Метод карточек

    Метод карточек - простой и популярный способ запоминания новой лексики. Берете стопку карточек, с одной стороны пишете слово на английском языке, с другой - его перевод. И теперь вы можете учить слова где угодно. Не секрет, что в течение дня нам приходится постоянно попадать в «пробки времени» - ждать директора в приемной, стоматолога в коридоре поликлиники и так далее. В это время вы можете не нервничать, а использовать его с пользой для себя.

    Можно еще делить карточки на пачки. После изучения одной приступайте к следующей. Затем через некоторое время возвращайтесь к повторению. Это позволит перевести ваш пассивный словарь в активный, то есть помнить слова и употреблять их в речи.

    4. Метод маркировки/бирок

    Берется пачка стикеров, на них записываются слова и приклеиваются к соответствующим предметам. Дома можно промаркировать огромное множество вещей. По мере того, как они будут попадаться вам на глаза, вы все их запомните.

    «Минус» этого метода в том, что промаркировать вы сможете только те предметы, которые встречаются у вас в доме, а вот учить слова, которые имеют абстрактное значение, будет довольно сложно. Да и ваших домашних могут раздражать эти стикеры.

    Слова, английский, еда, карточки

    5. Метод составления рассказа/устной темы

    Возьмите 10 новых слов и составьте с ними связный рассказ на иностранном языке. На самом деле, если уж и составлять рассказ, лучше брать тематически связанные лексические единицы и составлять с ними то, что в школе называется «тема». В таком тексте все выглядит разумно и логично. Заодно вы сможете потренироваться в употреблении слов.

    Правда, собственную тему лучше составлять на основе предварительного изучения нескольких текстов на заданную тему. Как раз для того, чтобы вы смогли понаблюдать за тем, в каких выражениях и в каком контексте используется то или иное слово, а затем использовать полученные знания для составления собственного рассказа.

    Плюс этого метода в том, что вы сможете употребить новое слово в контексте. Минус - рассказ получается довольно-таки громоздким, некоторые считают, что легче выучить слова, чем придумывать рассказы. Например, нам нужно выучить слова: «mist» (туман), «morning» (утро), «dew» (роса), «lark» (жаворонок), «birch» (береза).

    The thick mist settled over the harbor in the morning. The lark was sitting on the birch and drinking dew from the leaves. (Густой туман раскинулся над гаванью утром. Жаворонок сидел на березе и пил росу с листьев.)

    6. Разбиваем слова на части

    Если вы уже знаете определенное количество английских слов, то задача запоминания следующих значительно упрощается. В английском языке много слов, которые состоят из нескольких других. Зная значение составных частей, вы легко поймете смысл целого слова. Придумав сюжет, вы быстро его запомните. Например, «crushroom» обозначает фойе. Разбиваем его на части: «crush» - «давить», «мять», «room» - «комната». Комната, где происходит давка. Вот вам и готовый сюжет: захожу в фойе, а в комнате столько народу, все друг друга давят, толкают. Или другой пример: «lawsuit» - судебный процесс. Вы уже знаете, что «law» - это закон, а «suit» - это костюм. На судебный процесс, где главное - это закон, вы обязательно приходите в деловом костюме.

    7. Метод фонетических ассоциаций (метод аналогий)

    Если какое-то слово кажется вам сложным и «незапоминаемым», подберите к нему слово или два из родного языка и постройте между этими двумя словами «мостик» - ассоциацию. В этом суть метода фонетических ассоциаций, который также называется методом Аткинсона. Например, слово «dust» (пыль) легко запомнить так «ДАСТала эта пыль». Разумеется, мы знаем, что слово «достала» пишется через «о», но в данном случае сосредоточимся на звуках.

    8. Компьютерные программы

    В век развития технологий можно привлечь к задаче запоминания специализированные компьютерные программы. Их сейчас великое множество. Назовем лишь несколько - OpenBook, EZ MemoBooster, LM Bomber, MyNewWords, Lingvo и другие.

    9. Расширение синонимического ряда

    Еще один из способов запоминания - через расширение синонимического ряда. Суть его заключается в ведении тетради синонимов, в которую надо постоянно добавлять новые слова по мере их изучения. Старайтесь как можно чаще подбирать синонимы к услышанным или увиденным где-то словам и время от времени повторяйте синонимы по тетради. Владение широким синонимическим рядом позволяет более точно выразить свои мысли на иностранном языке, к тому же в результате у вас увеличится и скорость речи. Например:

    • power - force - energy;
    • small - little - tiny;
    • beautiful - handsome - pretty.

    10.Метод таблицы

    Менее эффективным представляется метод заучивания слов при помощи таблицы. В одной колонке записываются слова на иностранном языке, напротив - перевод. Вы читаете и проговариваете данные слова, а затем поочередно закрываете то один, то другой столбик и таким образом проверяете себя. Ну и напоследок, помните, что лучше учить каждый день по три слова, чем раз в неделю скопом проглатывать двадцать новых слов. В нашей школе английского по скайпу - EnglishDom мы придерживаемся именно таких правил в обучении иностранному языку.

    Овладение иностранным языком невозможно без заучивания большого количества незнакомых слов и, желательно, ежедневно. Какие же есть способы запоминания? Делюсь своим опытом.


    Я учила английские слова, записав их и перевод на отдельных небольших листочках, вытягивала наугад, повторяла так, и они запоминались.

    С появлением смартфонов и различных приложений в нем, стало возможным легче и быстрее заучивать новые слова. Можно забить в какое-нибудь приложение, типа «Мой словарь», требующие запоминания слова и повторять в любом месте в свободную минутку, еще и произношение иностранного слова слушать, что было невозможно при заучивании слов дедовским способом!
    К сожалению, все эти способы воспроизведения выученных слов происходят в режиме словаря: слово - перевод, и с реальными ситуациями общения ничего общего не имеют. В реальной же коммуникации появится еще и контекст: слово обрастет другими словами, которые повлияют на его значение, придав нужные оттенки, все вместе превратится в предложение или целый текст. Люди станут слушающими и говорящими: пониманию и производству речи будут препятствовать, так называемые, помехи. Возможно акцент, быстрый темп речи - может повлиять на правильное понимание сказанного, а при формулировке мысли, на говорящем может сказаться, например, волнение и подходящее слово он не вспомнит. Поэтому нужно учиться новые слова узнавать и применять в речи, этому нужно именно учиться , потому что, кажется, что выучил слово, но при столкновении с потоком речи, слово можно просто не узнать, а в разговоре не вспомнить необходимое слово, которое, как оказывается, учил когда-то...

    Какие есть уловки для более быстрого и эффективного заучивания иностранных слов?

    Эффективному запоминанию слова способствует воспроизведение и восприятие всех его сторон, то есть: незнакомое слово нужно увидеть, услышать, произнести и написать . Желательно не лениться и производить эти манипуляции с каждым новым словом.

    Как я уже говорила, запоминание нового слова навсегда обеспечит его активное использование в речи . Выучив слово, нужно стараться практиковать его в разговорной речи. Не стесняйтесь высказываться на занятиях, не бойтесь сказать что-то не так или не то, - все ошибаются. Если изучаете язык самостоятельно и попрактиковаться не с кем, найдите друга по переписке, можно зарегистрироваться на любом, понравившемся сайте, где люди со всего мира ищут друзей иностранцев, и общайтесь в чате!

    Индикатором успешного запоминания нового слова, по-моему мнению, является узнавание его в речи . Или, с другой стороны, для усвоения слова навсегда очень важно научиться узнавать его в речи. Поэтому нужно слушать устную речь и читать какую-нибудь литературу на иностранном языке. В этом вам помогут подкасты и обычные книги.

    Очень важно, при изучении иностранного языка в группе под контролем преподавателя, учить новые слова, пользуясь техническими средствами или бумажными носителями (как описывалось в начале статьи), а затем практиковать их, не стесняясь, высказываться на занятиях. При изучении языка самостоятельно важным является заучивание слов, объединив их по темам , например, сначала учим лексику темы «дом», потом, «внешность», затем «еда» и т.д. При этом обязательно учимся узнавать и использовать в речи новые слова.

    На этом все, успехов в изучении иностранных языков!

    Словарный запас - это альфа и омега английского языка, а запоминание новых слов - самый быстрый и эффективный способ улучшить свой английский. Сложно ли запоминать английские слова?

    Мы знаем, что каждый человек имеет свою предпочитаемую систему получения и хранения информации: визуальную (зрительную), аудиальную (слуховую) или кинестетическую (тактильную). Она называется ведущей репрезентативной системой. (Р. Бендлер и Д. Гриндер "Вводный курс НЛП тренинга") В зависимости от того, какая из систем ведущая, люди условно делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Эти типы редко встречаются в чистом виде, чаще они бывают смешанными: визуально-кинестетический или визуально-аудиальный и т.д. Тем не менее, зная к какому типу вы относитесь, можно подобрать наиболее эффективный для вас способ запоминания новых слов.

    Визуалы (35% населения) У этих людей великолепная



    зрительная память. Для успешного запоминания они должны как можно больше видеть новую лексику.

    Аудиалы (25% населения)

    Эти люди воспринимают мир посредством звуков. Аудиалу желательно чаще прослушивать аудио и видео записи. Им лучше проговаривать вслух то, что они читают или пишут.

    Кинестетики (40% населения)

    Эти люди воспринимают информацию через чувства, эмоции, инстинктивные ощущения, прикосновения. Очень хорошо записывать новые слова от руки или печатать на компьютере — чтобы чувствовать через движения и фактуру инструментов (тетради, ручки, маркеры) запоминаемую лексику.

    Итак, давайте раскроем некоторые секреты запоминания английских слов:

    1. Подпишите все предметы вокруг себя.

    Знаете ли вы названия самых простых вещей у себя дома? Именно они и являются наиболее употребляемой лексикой! Возьмите ярко-зеленые бумажки и толстый маркер. Наклейте яркие бумажки с английскими словами на все, что есть в квартире: от розетки до комода. Через неделю вы запомните названия подписанных предметов. Если вы не новичок в изучении языка, то задачу можно усложнить. Например, на складной стул («a chair ») наклеить стикер-подсказку «to fold a chair», на ящик стола - «to pull», на книгу - «to leaf through», на весы - «to watch one’s weight». Неограниченное поле для творчества! Визуалы, это способ для вас.

    2. Сделайте карточки.
    Для кинестетиков важно не увидеть или услышать слово, а «подержать в руках», прочувствовать. Купите блок листочков для записей, на одной стороне напишите слово, на другой - перевод и пример с данным словом. Карточки носите с собой, и когда у вас выдается свободная минутка, просматривайте (в транспорте, в очереди и т.д.). Смотрите на слово и вспоминаете его значение. Не можете вспомнить - переворачиваете карточку и читаете перевод и пример еще раз. Этот метод подойдет и визуалам. Нарисуйте картинки для слов и выражений, которые никак не хотят запоминаться. Вы не художник? Не беда, это картинка для вас.

    3. Составьте карты памяти.

    Еще один способ для визуалов - это карты памяти (Mind Maps) (Tony Buzan «The Mind Map Book»). Это блок-схемы, которые помогают учить слова по темам. Берем большой лист бумаги, пишем в центре тему, например, «Путешествие». От этого слова рисуем стрелочки - темы помельче - транспорт, отель, экскурсии. Следующий слой — еще более конкретный: самолет, завтрак, памятник. Можно сделать четвертый и даже пятый слой. В итоге мы получаем логичную и подробную схему. Часть слов вы запомните уже в процессе рисования схемы. Остальные - воспроизводя ее по памяти несколько раз.

    4. Используйте для запоминания мнемонические приемы. (от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания) Один из таких приемов — это метод прямых ассоциаций. Вы связываете новое слово с каким-нибудь образом - смешным, ярким или неожиданным. Мнемоника предлагает находить в родном языке слова, похожие по звучанию на английские. Например, слово «puddle» - лужа. Для запоминания этого слова можно применить мнемофразу: «Я все падал и падал в лужу» (из Википедии). Или другой пример: слово «garden» - сад. Здесь поможет мнемофраза: «В этом саду водятся всякие гады». «In this garden…». Главное - найти удачную ассоциацию.
    Англо- русские рифмовки - еще один отличный мнемонический прием для детей и взрослых:

    «Клад искал один чудак

    Целый месяц dig-dug-dug

    Find-found-found наконец

    Металлический ларец»

    (А.А. Пыльцын «Английский в семейном кругу»)

    Или:

    “Коготь острый как стекло, коготь по-английски - claw.”

    Мнемонические приемы подойдут любому типу. Визуалы рисуют себе картинку перед глазами, аудиалы запоминают по звуковым ассоциациям (garden-гады), а кинестетики смогут прочувствовать слова, эмоционально пропустив через себя то или иное значение.

    5. Напевайте новые слова.

    Да, да! Выберите любимый мотив и пойте на него слова, которые хотите выучить. Вы будете удивлены. Слова запомнятся значительно быстрее. Вы не профессиональный певец? Наличие голоса и слуха не обязательно. Вы просто хотите запомнить слова. Этот способ хорош для аудиалов.

    6. Сделайте «гармошку».

    Берете лист бумаги и пишете в столбик 10 английских слов, которые хотите запомнить (в единственном числе, глаголы в инфинитиве), проводите черту и пишете русский перевод. Затем сгибаете лист так, чтобы английский вариант не был виден и пишете по памяти эти слова по-английски. И так, пока не закончится лист. Не подсматривайте. Если вы запомнили прочно не все, сделайте еще одну «гармошку».
    7. Составьте маленькие рассказы.
    Один из самых интересных приёмов. Берете десять новых слов, выписываете их на листочек, и составляете из них забавный рассказ на английском языке. Помогает запомнить новые слова и перевести слова из своего пассивного словаря в активный. Чем смешнее и неожиданнее ваш рассказ, тем лучше запомнятся слова.

    8. Решайте кроссворды.

    Еще один увлекательный способ запоминать слова. Начать лучше с учебных кроссвордов, которые предназначены именно для изучения языка. Со временем кроссворды могут становиться все сложнее.

    9. Учите наиболее распространенные слова, которые соответствуют Вашему уровню.

    В английском языке существует так называемая частотная, то есть наиболее употребляемая лексика. С ее изучения и следует начать. Не поддавайтесь соблазну сразу учить такие слова, как "relatively" (относительно), "skilfully" (искусно) или "to justify " (оправдывать), чтобы поразить окружающих красотой своей английской речи. Сделайте это, когда ваш уровень станет выше. Стоит ли учить слова "huge" (огромный) и "tiny" (крошечный), если Вы еще не знаете таких простых слов как "big" (большой) и "small" (маленький)?

    10. Учите слова в контексте.

    Запоминайте конкретное, узкое значение слова. Если вам встретилось, например, слово «fine», вы нашли, что это обозначает «прекрасно» и это подходит по контексту, то остановитесь на этом. Не надо заучивать все значения этого слова в словаре. В данный момент вам неважно, что это ещё и «штраф», «очень тонкий или узкий», «утонченный, изящный» и прочее. И если вы когда-нибудь встретите «fine» в другом тексте и с другим значением - учите это слово, как совершенно новое.

    11. Помните: единица запоминаемой информации должна быть как можно длиннее (блок слов или словосочетание).

    Всегда учите слово с окружающими его словами: глагол c присущим ему предлогом: “ to listen to”, прилагательное c cуществительным: “ a fluffy cat”, выражение целиком: “You are kidding!” К каждому новому слову старайтесь вспомнить синоним или антоним, чтобы привязать слово к тому, которое вы успешно запомнили раньше. Например, “reduce” - сокращать, а “increase” - увеличивать. Вам будет проще извлечь их из памяти, когда одно из них понадобится.

    12. Запоминание слов не должно быть целью.

    Запоминание должно быть только действием, ведущим к достижению какой-либо цели. Начиная учить новые слова, скажите себе, что язык вы учите, чтобы помнить всю жизнь. Внушите себе: «Я запоминаю эти слова надолго». Такая установка позволит вам запоминать слова прочнее.

    13. Повторяйте новые слова рационально.

    Переведите новую лексику из кратковременной памяти в долговременную. Вероятность потери информации максимальна на ранних стадиях запечатления. Промежутки времени между повторениями следует постепенно увеличивать. Повторяйте каждую порцию слов в 1-й, 2-й, 4-й и 7-й день. Информация запомнится значительно лучше, чем если все пять повторений выполнить в течение первого дня. (Franz Loeser «Тренировка памяти»).

    Попробуйте как можно больше методов запоминания слов, поэкспериментируйте и определите, какие способы подходят именно вам. Дерзайте!

    Веселова Наталия Степановна

    Методист сети школ иностранных языков ALIBRA SCHOOL

    В процессе изучения английского языка многие из нас перепробовали огромное количество способов запоминания слов: от разноцветных карточек до составления списков слов, от маркировки фраз в тексте до расклеивания стикеров над рабочим столом и пр.

    Мнемоника, или мнемотехника — это специально разработанные способы и приемы запоминания информации без «зубрежки» и в кратчайшие сроки. Благодаря мнемотехнике мы можем контролировать запоминание информации, накапливать в памяти большое количество данных и без особых усилий вспоминать их с течением времени, не обладая при этом феноменальной памятью или уникальными способностями.

    Многочисленные исследования показали, что возможности запоминания слов с помощью методов мнемотехники в десятки (!) раз превышают возможности обычной памяти. Существует большое количество методов мнемоники: метод Марка Твена, метод Линкольна, метод Наполеона и пр. Я вам расскажу только о самых эффективных и мной опробованных.

    Логические закономерности

    Есть два варианта: составить текст на родном языке с использованием транскрипции (а), либо одноязычный текст на английском языке согласно списку слов (б) . В первом случае (а) в процессе написания минирассказа вы запоминаете, как слова произносятся и переводятся, а во втором случае (б) — как слова пишутся и сам контекст.

    а) Слова различной тематики:

    handicrafts [хэндикрафтс] — вещи ручной работы
    broken family [броукн] — неполная семья
    countryside [кантрисайд] — деревня
    vehicle [викл] — автомобиль
    tasting [тэйстин] — дегустация

    Братья Хэнди и Крафт занимались тем, что делали вещи ручной работы. Они были из неполной семьи Броукн и жили в деревне Кантрисайд. Летом они любили путешествовать на своем автомобиле марки Викл средь виноградников, где дегустировали тэйстин, волшебное вино.

    Довольно простой прием, подходит как для начинающего, так и для продвинутого уровня. Очень удобен тем, что вы можете придумывать текст либо отдельные предложения из любых слов и частей речи, которые вы учите или повторяете.

    б) Слова одной тематики:

    rural poor — деревенские бедняки
    to smuggle — заниматься контрабандой
    to cross the border — пересекать границу
    to be deported — быть депортированным
    immigration — иммиграция

    The rural poor were very brave and smuggled day by day. Moreover, they crossed the border at nights and weren"t afraid of being deported, because everything they dreamt of was immigration.

    Более сложный прием. Очень эффективен тем, что вы можете смотреть фильмы, видео, слушать подкасты, читать тексты и пр., выписывать слова по определенной тематике (я привела пример из документального фильма «Иммиграция»), затем составлять текст или отдельные предложения. В результате вы запоминаете слова блоком, тематически, что немаловажно. Метод эффективен еще и тем, что вы можете восстановить сюжет текста, из которого выписывали слова, как бы пересказывая его своим минирассказом.

    Фонетические ассоциации

    Метод заключается в подборе к иностранному слову максимально созвучного слова (либо нескольких слов) из родного языка. Один из самых эффективных методов. Вспоминая одно слово, вы автоматически вспоминаете другое. Еще одно огромное преимущество метода — изобилие книг и пособий по данному методу.

    abyss [əˈbıs] — бездна
    Этот БИСквит упал в бездну.

    mascot [ˈmæskət] — талисман (человек, вещь, животное, приносящие счастье)
    МЕСтный КОТ был талисманом для всех.

    addict [əˈdıkt] — наркоман
    ЭДИК-То — наркоман.

    Автобиографические ассоциации

    Мы подбираем к иностранному слову максимально созвучное слово (либо несколько слов) из родного языка, не фантазируя, а вспоминая при этом свои реально пережитые события.

    puddle ["pʌdl] — лужа

    В дождливый день я не раз ПАДаЛ в лужу.

    creak — скрип
    Я всКРИКнула от скрипа двери.

    advice [əd’vais] — совет
    ОДеВАЙСя потеплее — вот совет моей мамы.

    Метод мест

    Вам необходимо представить, что вы обходите свою комнату и развешиваете в разных местах листики со словами, которые учите. Затем мысленно пройдите снова по комнате и повспоминайте, где какое слово.

    Я практиковала этот метод с прилагательными:

    • absent-minded — рассеянный (мысленно вешала листик у выключателя [рассеянный человек забывает выключать свет])
    • passionate — страстный, горячий (мысленно вешала листик у батареи [у страстных людей горячее сердце])
    • grimy — грязный, чумазый (мысленно вешала листик у раковины [грязные руки моем в раковине])

    Метод Айвазовского

    Метод заключается в том, что нам нужно посмотреть на предмет или пейзаж в течение нескольких секунд, затем закрыть глаза и задать себе вопросы о деталях (форма предмета, цвет, место расположения и пр.), затем снова открыть глаза, запомнить детали, и так несколько раз.

    Я для себя откорректировала этот метод следующим образом, и считаю его очень эффективным:

    1) Определяетесь с интересующей вас тематикой (интерьер, внешность, цвета, животные и пр.).

    2) Откройте Google Images, задав ключевое слово (например, bedroom).

    3) Описываете устно, что вы видите на картинке, какого цвета и размера предметы, где расположены и пр. ЛИБО составляете таблицу или список.

    Например:
    bed:
    - black brown
    - double
    - modern
    - cosy

    4) Закрываете глаза и проговариваете все детали.

    Метод прост в использовании и очень увлекательный. Картинки на любую тематику можно найти как в интернете, так и журналах, можно придумывать свои упражнения и чередовать их, используя различные части речи.

    Советую также выполнять такое упражнение в метро: необходимо посмотреть несколько секунд на какого-то человека, запомнить, как он выглядит, в чем одет и пр. Когда он выйдет (либо выйдите вы) из вагона, можно мысленно проговорить в деталях, каким вы его запомнили, что привлекло ваше внимание. Можно побывать в роли физиогномиста: пофантазировать, какой у него характер, какие положительные и отрицательные черты, кем он может быть по профессии и пр.

    Метод ОЧОГ

    ОЧОГ: Ориентировка, Чтение, Обзор, Главное. Этот метод подходит для запоминания текста в целом, однако в процессе запоминания основной идеи текста, вы паралельно запоминаете и отдельные слова по определенной тематике. Метод считают малоэффективным. Однако я трансформировала его для свого удобства по-своему, и для меня он стал еще одним очень простым и полезным приемом.

    1. Прочитайте текст медленно, выделите основную мысль.
    2. В каждом абзаце подчеркните главное предложение либо ключевые слова или словосочетания.
    3. Повторно прочитайте текст, уделяя внимание основным деталям.
    4. Перескажите текст сначала мысленно, а затем вслух, смотря на подчеркнутые (либо выписанные) ключевые слова.

    Этот метод для большей эффективности запоминания я комбинирую с другими методами.

    Метод ритуала

    Выучить огромное количество слов можно только с помощью ежедневных тренировок. У вас должен быть своего рода ритуал: в определенное время вы занимаетесь английским. Я, например, знаю, что каждый вечер я под расслабляющую музыку (которая также облегчает процесс изучения) либо читаю какую-то статью, либо учу слова, либо смотрю документальные фильмы или передачи на английском и пр. Для большего стимула лучше составить план занятий на неделю и не лениться ему следовать.

    Метод взаимодействия всех ощущений

    При запоминании определенного слова (например, boots — сапоги) вы должны мысленно или вслух постоянно проговаривать это слово (но без перевода!), представляя в деталях, как выглядят сапоги, как вы обуваетесь, или как вы представляете покупку этих сапог и пр. Суть этого подхода состоит в том, чтобы вы научились автоматически разговаривать на иностранном языке, понимать собеседника и при этом не переводить постоянно в уме услышанные фразы. В вашем сознании должны быть яркие ассоциации с любым изучаемым словом.

    Повторение

    Повторять пройденный материал, чтобы запомнить информацию эффективно и надолго, нужно в 4 этапа:

    1. сразу после изучения;
    2. через 20-30 мин;
    3. через сутки;
    4. через 2-3 недели.

    Поверьте, эти методы действительно работают, поэтому не жалейте сил и времени, экспериментируйте — результаты не заставят себя ждать. Старайтесь чередовать вышеуказанные методы мнемотехники, учитывая личные особенности, к примеру, если вы визуал, практикуйте чаще метод фонетических ассоциаций.

    Главное, не лениться и все время пробовать различные способы, расширять свой кругозор. А в отношении мнемотехник советую почитать различную литературу, есть очень интересные и эффективные методы, которые действительно помогают людям запоминать большие объемы информации с легкостью и надолго. Познавательно также будет ознакомиться с историями (и перенять опыт) известных людей (таких как Цицерон, Цезарь, Бонапарт, Моцарт, Рузвельт, Рейган и др.), которые, практикуя различные мнемотехники, развили уникальные способности своей памяти.