Тема: «Кто как готовится к зиме» Подготовительная группа. Конспект занятия в старшей группе: Как животные готовятся осенью к зиме? Дидактическое упражнение «Подбери определения»

Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Физическая культура” с использованием здоровьесберегающей технологий: речь с движением – “Снегири”

Цель и задачи: Уточнять и расширять представления детей об образе жизни лесных зверей (белка, заяц, волк, медведь, лось). Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов. добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить только если приспособятся к тяжёлым зимним условиям. Воспитывать стремление помогать птицам и зверям зимой. Активизировать словарь детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы:

Конверт с письмом от Лесовичка, картинки животных, карточки-символы для игры "Перелётные или Зимующие", картинки птиц, карточки с загадками, картины зимнего леса.

Предварительная работа:

  • Чтение книг: В. Бианки "Лес зимой", Ю.Коваль "Заячьи тропы", Г.Ладонщиков "Что мы видели в лесу?".
  • Рисование: "Животные леса", "Деревья леса".
  • Проведение экологических игр: "Кто где живёт", "Отгадай мой домик", игра-кубик "Чей хвост?"

Виды детской деятельности: коммуникативная деятельность.

Место проведения: групповое помещение.

Ход занятия

В: Здравствуйте, ребята! Я сегодня получила письмо от нашего друга Лесовичка. Он зовёт нас с вами в лес. Но прежде чем мы с вами отправимся в гости к Лесовичку, давайте вспомним, кто живёт в зимнем лесу. Но сначала отгадайте мою загадку.

Жаль озябшего бедняжку -
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.

В: Молодцы ребята! Это лес.

В: Ребята, как вы думаете, зимой в лесу есть жизнь? Или лес зимой умирает?

В: Правильно, ребята, зимой лес живёт своей жизнью. А деревья зимой спят.

В: А почему деревья зимой спят?

В: Правильно, зимой холодно и деревьям нечем питаться, т.к. по корню не идут питательные вещества, листья на зиму опадают и дерево засыпает. А ствол дерева покрыт корой, она защищает дерево от холода.

В: А какие птицы живут в зимнем лесу? Вы знаете? (Выслушивает ответы детей)

В: Хорошо, тогда мы с вами поиграем в игру "Перелётная или Зимующая" надо отгадать загадки и разделить всех птичек на зимующих и перелётных.

(Воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают и ставят картинки с изображением птиц к соответствующему символу)

В: А звери зимой в лесу есть? Какие?

В: Правильно, зимой в лесу можно увидеть зверей. Это белка, лось, заяц, волк, лиса.

В: Давайте мы с вами вспомним, как зимуют звери.

Не мышь, не птица

В лесу резвится.

На деревьях живёт

И орешки грызёт.

В: Кто это?

В: Правильно ребята, это белка (выставляет картинку белки).

В: Где белка живёт?

(Прыгает с дерева на дерево, находит дупло, утепляет его и живёт в нём)

В: Чем питается?

(С осени делает запасы: орешки, грибы)

В: Как спасаются от врагов?

(Умеет быстро перебираться с дерева на дерево)

В: Как готовится к зиме?

(Линяет, Меняет шерсть, цвет)

В: А это кто такой?

Зимой белый

Летом серый.

В: (Выставляет картинку) Правильно это заяц. Как он готовится к зиме?

(Линяет, меняет цвет шерсти).

В: Чем питается?

(Корой деревьев, ветками, молодыми побегами)

В: Есть ли у зайца враги и как он спасается от них?

(Лиса, волк, спасают быстрые ноги, цвет шерсти)

В: Ребята, а как вы думаете, кто ещё из жителей зимнего леса питается веточками и корой деревьев?

В: (выставляется картинка лося)

Правильно, ребята это лось. И люди зимой помогают перенести лосям тяготы зимней жизни. Они ставят кормушки с сеном и солью.

В: А есть у лося враг и как он от него спасается?

(Волк. Убегает или защищается рогами или копытами)

В: А это, что за зверь?

Кто зимой холодной
Ходит по лесу злой
Голодный?

В: Правильно волк.(выставляется картинка волка)

В: Как волк добывает себе пищу?

(У него сильные ноги, он выносливый. Обычно ему попадаются слабые или больные животные. Поэтому его ещё называют " санитаром леса".

В: Где живёт волк?

(Волк живёт в стае и ведёт кочующий образ жизни. Для выведения потомства роет нору)

В: А это кто?

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
Кур крадёт.

В: (выставляет картинку) Правильно это лиса.

В: Почему лису называют рыжей плутовкой и ей не страшен мороз?

(У лисы тёплая, густая, рыжая шерсть, а на ногах шерсть густая, точно валенки)

В: Ребята, вы молодцы. Всё правильно рассказали. А теперь давайте поиграем.

Физкультминутка "Снегири"

Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков

(чёткости дикции, правильного звукопроизношения, интонационной выразительности) Снятие мышечного напряжения.

В: Давайте представим, что мы оказались на лесной полянке и увидели стайку красногрудых снегирей.

Вот на ветке, посмотри, (Руками, как крылышками, хлопают по бокам)

В красных майках снегири (Руками показывают грудку)

Распустили пёрышки, греются на солнышке. (Делают мелкие потряхивающие движения рук, опущенных вдоль тела)

Головой вертят (Повороты головой влево, вправо, два раза)

Улететь хотят (Бегут по кругу, взмахивают руками)

Кыш! Кыш! Улетели! За метелью! За метелью! (Разбегаются по группе, продолжая взмахивать руками)

В: Мы с вами поиграли, отдохнули, а сейчас отгадайте ещё одну загадку.

Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.

В: (выставляется картинка)

Правильно. Медведь. Как медведь готовится к зиме?

(накапливает подкожный жир, впадает в спячку).

В: Чем питается зимой?

(Зимой спит, жизнь сохраняется за счёт использования организмом подкожного жира)

В: Вот какая жизнь зимой в лесу.

Каждый заботится о том, чтобы найти корм. В холодные дни и ночи не замёрзнуть и не погибнуть от голода. Для животных зима трудное время. Ветры, метели, снегопады занесут снегом землю, деревья, кусты, где можно отыскать пищу. Тогда для наших друзей наступают тяжёлые дни. В это время им нужна наша помощь. А как мы можем помочь нашим друзьям?

(Внимательно выслушивает ответы детей)

В: Ребята, вы молодцы. Правильно отгадали загадки, много знаете о жизни зимнего леса и его обитателей. Поэтому мы с вами в следующий раз отправимся в гости к нашему другу Лесовичку.

Занятие по развитию речи в логопедической группе «Как звери готовятся к зиме»

Дунаева Лилия Григорьевна, учитель-логопед ДОУ № 287 г. Донецка, Донецкая область
Описание материала: данный материал будет полезен педагогам в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, навыков ориентировки на плоскости.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование. Атрибуты для игры «Какой ты? Какая ты?», конверт с загадками, ящик с песком, каштаны, шишки, палочки из камыша, сухие листья, перья, крылатки клёна, мох, сухие ветки деревьев, ветки ёлки, большие и мелкие камни, муляжи грибов.
Предварительная работа. Беседа о жизни диких животных. Просмотр иллюстраций, компьютерной презентации, чтение стихов, загадок о диких животных. Разучивание пальчиковой гимнастики.

Ход занятия

Логопед: Ребята, какое сейчас время года? (осень)
Какая сегодня погода? (холодная, пасмурная…)
Логопед: Холод, ветер на дворе,
Руки мёрзнут в ноябре.
Осень поздняя несёт
Первый снег и первый лёд.
Какое время года придёт после осени? (зима)
Логопед: Вы правы, скоро наступит холодая, морозная, снежная зима. Интересно, а что сейчас происходит в лесу? Зимой зверям трудно будет найти себе еду, не будет ни травы, ни грибов, ни ягод. Хотите узнать, как звери готовятся к зиме? Для этого нам надо отправиться в лес.

В лес сегодня на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь,
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдём.
И лесных зверей мы с вами
Обязательно найдём.

Психогимнастика

Путешествие в лес

Звучит запись «Осень в лесу» (звуки живой природы)
Вот мы и в лесу. Какой мягкий мох под ногами! Идём по нему неслышно, на носочках…. Впереди непролазная чаща. Идите за мной. Пойдёмте по узкой тропинке. Не отставайте, идите точно за мной.... После сильного ветра повалились деревья. Нам придётся через них перелезть…. Мы попали в полосу елового леса. Идите осторожно, раздвигайте колючие веточки, приподнимайте их, не уколитесь…
Логопед: Ребята, посмотрите, на пеньке какой-то конверт. Это лесные жители оставили его для нас. Интересно, что в нём? Лесные звери хотят с вами поиграть, они сами о себе сочинили загадки. Кто из животных может о себе так сказать?


Не буду запасаться на зиму едой, я и так найду, что поесть, потому что очень хитрая. (лиса)
Чем лиса питается зимой? (ловит зайцев, мышей)
Сделаю запасы еды на зиму и утеплю своё жилище. (белка)
Какие запасы белка делает на зиму? (орехи, грибы, жёлуди)
Как белка готовит своё жилище к зиме? (утепляет мхом, сухой травой)
Одену на зиму белую шубку и притаюсь глубоко в снегу. (заяц)

Чем зайчик питается зимой? (обгрызает веточки осины, берёзы, ест сухую траву)
Не буду запасаться едой на зиму, потому что всю зиму буду спать. (медведь)
Где спит медведь? (в берлоге)
Чем медведь питается летом? (ягоды, орехи, мелкие животные, лакомится мёдом, рыбой)
Я похожа на кошку, могу прыгать по деревьям и опасна даже для людей. (рысь)
Чем рысь питается зимой? (ловит птиц, зайцев, мышей)
Не буду запасаться едой, я утеплю норку, свернусь клубком и буду спать до весны. (ёжик)
Чем ёжик питается летом? (фруктами, ягодами, червяками, жуками, улитками, мышами)
Логопед: Лес – это большой дом для многих животных. Вспомните, какие животные живут в лесу? (волки, медведи…). Вы правы, в большом лесу много кого? (волков, медведей, …) Почему этих животных называют дикими? (они живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами растят детёнышей, сами строят себе жилища). Скажите, какая главная забота у животных осенью? (готовиться к зиме). Почему? (зимой холодно, нет никакой еды, всё занесено снегом).

Игра «Ты какой? Ты какая?»

Логопед: Ребята, предлагаю вам поиграть. Я надеваю на вас маски животных, а вы называете признаки «своего» зверя.
Логопед: Медведь, ты какой?
Ребёнок: Я косолапый, большой, сильный, смелый, лохматый…


Логопед: Лиса, ты какая?
Ребёнок: Я красивая, пушистая, хитрая, умная, ловкая, нарядная, осторожная…


Логопед: Заяц, ты какой?
Ребёнок: Я беленький, пугливый, чуткий, осторожный, ловкий, быстрый, длинноухий…


Логопед: Волк, ты какой?
Ребёнок: Я серый, злой, голодный, опасный, хищный, быстрый…


Логопед: Белочка, ты какая?


Ребёнок: Я рыжая, маленькая, ловкая, быстрая, запасливая, пугливая…
Логопед: Ёжик, ты какой?


Логопед: Я осторожный, колючий, маленький, чуткий…
Логопед: Внимательно слушайте музыку и показывайте движения животного, изображённого на вашей маске. Как только музыка закончится, вы должны на пеньке найти хвост «своего» зверя и сказать, чей это хвост (медвежий, лисий, заячий, волчий, беличий, ежовый)




Логопед: Как интересно звери о себе рассказали и правильно нашли свои хвосты. Предлагаю вам ещё раз вспомнить, какие звери живут в лесу.

Речь с движением

Из пальцев, дружок, сложи теремок. (ладони сложить уголком)
Вот это – ворота, (ладони перед собой)
Вот это – замок, («замок»)
Вот это – окошко, («окошко»)
Вот это – труба. (руки поднять вверх)
Все дикие звери, скорее сюда. (руки вперёд, хватательные движения)
И лось здесь рогатый, (ладони скрестить)
И мишка лохматый, (сжимать и разжимать пальцы)
И ёжик колючий, (переплести пальцы)
Бельчонок прыгучий. (2 хлопка)
Здесь беленький зайчик, («ушки» из пальцев левой руки)
Здесь рыженький лис, («мордочка» из пальцев правой руки)
И серый волчонок, («когти» из пальцев левой руки)
И серая мышь. («мордочка» из пальцев правой руки)


Логопед: Ребята, очень непросто диким животным подготовить жилища к зиме. Скажите, кто где живёт.
Медведь ищет …(берлогу).
Белка утепляет …(дупло).
Лиса ищет …(нору).
Волк устраивает …(логово).
Заяц спит …(под кустом).
Ёж утепляет …(норку).
Вы согласны помочь диким животным построить жилища на зиму?











Светлана Зазерская
Конспект занятия в подготовительной группе «Как звери готовятся к зиме».

Цель : формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду; познакомить с интересными фактами из жизни диких животных.

Задачи :

Уточнить представления о сезонных изменениях в природе, приметах осени;

Систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме , умение определять отличительные признаки животных;

Обогащать и активизировать словарь по теме, учить вступать в общий диалог, развивать его и заканчивать;

Воспитывать бережное отношение к миру природы, к диким животным, проявлять заботу и внимание ко всему живому.

Предварительная работа :

Наблюдение за изменениями в природе осенью;

Беседы об осени, о подготовке лесных животных к зиме , загадки, стихи о животных;

Рассматривание картин с изображением диких животных, обсуждение содержания;

Чтение рассказов В. Бианки «Хвосты» , «Тайна ночного леса» , В. П. Краснопевцев «Как животные служат людям» ;

-дидактические игры : «Когда это бывает?» «Дикие животные» , «Времена года» , «Какое время года хозяйничает в лесу» , «Волшебный круг» ;

Экскурсии по экологической тропе «В гости к Старичку-Лесовичку» ;

- тематические физминутки : «Зайка» , «Мишутка» , пальчиковая гимнастика «Лиса и волк» ;

Оборудование :

Интерактивная доска

Трафареты осенних листьев, фломастеры

Музыкальное сопровождение О. П. Радынова «Природа и музыка» .

Ход НОД

Дети, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь.

- А сейчас послушайте : далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живёт Круглый год и есть у него четыре прекрасные дочери. Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять.

Я, думаю, вы догадались, о чём идет речь? (ответы детей)

Дети, а где мы можем увидеть все времена года, не выходя из нашей группы ? (ответы детей)

На доске «волшебный круг» (слайд 1)

Дети, а это что за знаки? (приметы)

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Каждой примете свое время или место» .

(дети выполняют задание)

Молодцы, вы отлично справились с заданием.

Дети, посмотрите в окно и скажите, как вы думаете, какую дочь послал на землю отец Круглый год? (осень)

А какие задания он дал дочери? (ответы детей)

Дети, вы не заметили никаких изменений, когда утром шли в д/с?

- А я заметила : мы часто ходим в гости к «Старичку-Лесовичку» , а сегодня его домик пуст (слайд2)

Как вы думаете, куда он мог уйти? (ответы детей)

Какие хлопоты и у кого в осеннем лесу? (ответы детей)

Дети, вы хотели бы посмотреть, что там происходит?

Давайте скажем волшебные слова и отправимся в лес :

Вокруг себя повернись, в осеннем лесу окажись (слайд 3)

Посмотрите, как красиво в осеннем лесу.

Лес для кого является домом? (ответы детей)

Дети, вы знаете как готовятся к зиме животные ?

Давайте посмотрим, с кем будет первая встреча. (Белка)

Как готовится белка к зиме ?

Белка к зиме меняет цвет шубки с рыжей на серую. Для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба или куницы. Кроме того, шубка становится более теплой и пушистой. В самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы : осенью белочка таскает туда опавшие листья, сухой мох, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белка очень запасливый зверек . В дупле она устраивает много кладовых. Там хранятся орехи, шишки, желуди, грибы…

Дети, вы знаете, чем служит хвост у белки? (рулем) .

Когда белка прыгает с дерева на дерево, то она расправляет свой пушистый хвост и он, как парашют, поддерживает ее в воздухе. А в зимнюю стужу, белка прикрывается хвостом, как одеялом.

С кем будет следующая встреча? (Заяц)

- Готовятся ли зайцы к зиме ?

Зайцы меняют шубку с серой на белую, чтобы зимой его не было видно на снегу. А ещё белая шубка – тёплая. Питается заяц корой деревьев, молодыми веточками.

А как заяц устраивает себе домик?

Оказывается, у него нет отдельной норки. Днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать.

Дети, а вы знаете, как меняется цвет шубки у зайчика? (показ рисунка)

Все они приспособились к жизни в лесу. О них никто не заботится, они сами добывают себе пищу и защищаются от врагов.

А сейчас мы немного отдохнём : физминутка «Зайка» .

Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки.

Шорох тихий раздаётся :

Кто-то по лесу крадётся.

Заяц путает следы,

Убегает от лисы.

Прыгнул в бок и обернулся

И под кустиком свернулся.

Словно беленький клубок –

Чтоб никто найти не мог.

С кем следующая встреча? (Медведь)

Дети, вы знаете, как готовится медведь к зиме ? (много ест, запасает жир, устраивает берлогу)

Медведь за лето и осень очень сильно толстеет, набирает жир. А к поздней осени, среди бурелома, под корнями упавших деревьев устраивает берлогу. Дно выстилает еловыми ветками, сухими листьями и засыпает на мягкой подстилке на всю зиму.

Чем питается медведь? (ягодами, мёдом, кореньями, грибами, рыбой, лягушками)

Медведь - хищное животное.

Дети, а вы знаете почему так говорят «сосёт лапу» . Просто в середине зимы кожа на лапах у медведя начинает чесаться, зудеть, меняться. Вот медведь во сне и слизывает старую кожу.

Пока вы рассказывали о животных, я собрала осенние листочки. Но листочки эти не простые : здесь есть задание. Если вы соедините точки, то узнаете, с кем мы встретимся в следующий раз в осеннем лесу.

Самостоятельная работа детей.

А сейчас нам нужно возвращаться в д/с. Листочки возьмём с собой, сделаем в группе красивый осенний букет, а вот нашим лесным жителям я захватила подарки (корзина с шишками, желудями, орехами)

-Говорим волшебные слова :

Вокруг себя повернись, в д/с окажись.

Дети, что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

Что нового узнали о животных?

Сама природа приспособила животных к зиме , но и человек должен заботиться о животных.

Тема: « Как звери готовятся к зиме».

Возрастная группа: старшая группа, дети 5-6 лет

Форма организации: групповая

Цель: раскрыть представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в живой и неживой природе осенью.

Задачи: воспитательные: закрепить знания о диких животных и о признаках осени, расширить представления об образе жизни лесных зверей осенью, познакомить, как дикие животные готовятся к зиме. Развивающие: развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику рук. Воспитательные: воспитывать любознательность, любовь к природе и диким животным, умение заботится о ней и ее обитателях.

Современные образовательные технологии:

- здоровье сберегающие технологии;

- технологии личностно – ориентированного обучения;

- игровые технологии.

Материалы: картины осеннего леса, диск с музыкальным оформлением, картинки с изображением диких животных, маски медведя и зайца.

Предварительная работа:

1.Чтение художественной литературы: В. Бианки «Прячутся», В. Сутеев «Палочка-выручалочка», И. Соколов-Микитов «Листопадничек», «В берлоге» и т. д.

2. Загадки о животных.

3. Рассматривание картин из серии «Дикие животные»

4. Беседа «Где живет медведь? »

5. Дидактические игры: «Кто с кем? », «Рассели животных правильно», «Чей силуэт? », «Экологическое лото» и т. д.

6. Внесение макета «Времена года», «Обитатели леса»

Ход занятия:

    Эмоциональный настрой:

Рассказ педагога: (звучит музыка)

Воспитатель: -Ребята, в выходной день я проходила по берегу реки Битюг. А там – столько разноцветных корабликов на воде: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много их еще прилетит сегодня, завтра и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет.

Воспитатель: -Расскажите, что это за кораблики, и в какое время года они появляются?

Дети: -осенью, кораблики- осенние листья.

Воспитатель: -А как в природе называется явление, когда листья осыпаются с деревьев?

Дети: –листопад.

    Актуализация знаний:

По утрам морозы,

В рощах - желтый листопад,

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

Воспитатель: -Скажите, о каком времени года это стихотворение?

Дети- об осени.

Использование мнемотехники

Воспитатель: -Какие изменения происходят в природе осенью? Я вам покажу таблицу, а вы расскажете об изменениях в природе.

1. Солнышко спряталось за тучи, часто идут дожди.

2. День - короче, а ночь -длиннее.

3. Листья на деревьях пожелтели.

4. Дует сильный ветер.

Воспитатель: -А какие изменения происходят в живой природе?

5. Птицы улетели в теплые края.

6. Звери готовятся к зиме.

Воспитатель: -Ребята, а что случилось бы, если после лета сразу же наступила зима?

Дети - всё в природе сразу замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду.

Воспитатель: -Поэтому и нужна осень. Осенью вся природа готовится к зиме: и деревья, и звери, и птицы.

III. Мотивация к занятию:

Письмо из лесу:

Ой, ребята! Что это?

Вот конверт, большой и желтый,

Как же нас конверт нашел ты?

Как попал ты в группу нашу?

Разберемся! Ой, постой!

На конверте адрес наш ведь,

А обратный чей?

Лесной!

От кого пришло письмо,

Вам ведь хочется узнать?

Тогда надо постараться

Все загадки угадать.

1. Вперевалку зверь идет

По малину и по мед

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (медведь)

2. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной? (еж)

3. Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

4. Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? … (лиса)

5. Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это….(волк)

6. У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода - кора. (заяц)

Воспитатель: -Скажите, как можно назвать всех этих животных?

Дети - лесные, звери, дикие.

Воспитатель: -Почему животных называют дикими?

Дети - сами добывают пищу, строят жилище, живут на воле.

Воспитатель: -Расскажите мне про них. Я предлагаю вам поиграть. Я надеваю на вас маски животных, а вы называете признаки «своего» зверя.

Дидактическое упражнение "Подбери определения"

Волк, ты какой? – я серый, зубастый, страшный, …

Медведь, ты какой?– я бурый, косолапый, неуклюжий, …

Лиса, ты какая? – хитрая, пушистая, рыжая, …

Ёж, ты какой? – я колючий, маленький, …

Заяц, ты какой? – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький…

Белка, ты какая?– я рыжая, пушистая, …

А у диких зверей есть дети.

Много мам на белом свете,

И у каждой мамы дети.

На помощь мы должны прийти

И деток правильно найти!

Дидактическая игра «Найди пару»

(сложить в пару маму и детёнышей)

Воспитатель: -А в этом письме ещё написано….

Приходите в лес осенний,

Будем с вами мы дружить,

Веселиться и играть

Будем очень вас мы ждать!

Воспитатель: -Дикие животные приглашают нас в гости в лес.

Кто из вас был в лесу?

Давайте, ребята отправимся в осенний лес и посмотрим, как звери готовятся к зиме.

IV. Путешествие в осенний лес:

Воспитатель: -Давайте, ребята отправимся в осенний лес и посмотрим, как звери готовятся к зиме.

В лес сегодня на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки беритесь,

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдём.

И лесных зверей мы с вами

Обязательно найдём.

Воспитатель: - Вот мы и оказались в лесу. Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дети- не оставлять мусор в лесу, не ломать ветки и деревья, не разорять птичьи гнезда и муравейники, не разжигать костры.

Воспитатель: - А ещё в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.

Интересно, увидим ли мы зверей в лесу, которые нас пригласили в гости?

V. Встреча со зверями:

Воспитатель: -Ребята, смотрите, кто- то маленький, длинноухий, пугливый…сидит под кустиком. Вы догадались кто это?

Дети - да, конечно, это заяц.

Воспитатель: -Но он очень грустный. Что могло с ним случиться?

Дети - испугала лиса, холодно ему, морковки нет…

Воспитатель: -Давайте поднимем ему настроение, называя его ласково….

Игра «Скажи ласково»

Дети - зайка, зайчишка, зайчик, заинька.

Воспитатель: -А как же зайчик готовится к зиме?

Дети - он линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк. Осенью заяц не делает запасы, потому что зимой он грызет кору деревьев и питается молодыми веточками.

Воспитатель: -Вот так он сидел под кустом и менял шубку. А когда вышел, то не нашел своих друзей. Давайте поможем найти ему друзей.

Игра «Угадай кто это?»

Бурый, косолапый, неуклюжий…. (медведь)

Маленький, колючий…. (ежик)

Воспитатель: -Скажите, ребята, куда пропали ежик и медведь?

Дети - ёжик наедается- грибами, мышами, жуками, червяками, найдет укромное убежище под корнями деревьев, устроится на сухих листьях и мхе, засыпает на всю зиму до весны.

Воспитатель: - Давайте найдем его норку.

А где же мишка?

Дети - медведь осенью тоже наедается хорошенько. У него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.

Воспитатель: -Где он спит?

Дети - он спит в берлоге, натаскает сухие ветки и листья, чтобы было тепло. Берлогу зимой завалит снежным одеялом и медведю тепло.

Воспитатель: -А почему говорят, что медведь сосёт лапу?

Дети - происходит смена жёсткого кожного покрова на подушечках лап, при этом старая кожа лопается, шелушится, и сильно зудит, и чтобы хоть как-то уменьшить эти неприятные ощущения животное облизывает свои лапы.

Воспитатель: -Давайте найдём его берлогу.

Посмотрите, что- то ветки шевелятся, а ветра нет. Кто бы это мог быть? Дети – белка.

Как вы узнали?

Дети - грибы на ветке остались, следы под деревом, дупло на дереве.

Воспитатель: -Давайте найдём белочку.

Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.

Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.

Где живет белка?

Дети – в дупле.

Воспитатель: -Как она подготовилась к зиме?

Дети - она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.

VI. Физкультминутка:

Зайка беленький сидит (присели на корточки)

И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)

Зайке холодно сидеть, (встают)

Надо лапочки погреть. (гладят ручки)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)

Кто-то зайку напугал -

Зайка - прыг - и убежал! (прыгают к воспитателю)

Воспитатель: -Ребята, а кто же зайчика мог напугать?

Дети - лиса и волк.

Воспитатель: -Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.

Воспитатель: - А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?

Дети - конечно, нужно. Летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех.

Воспитатель: -Как называется период, когда животные меняют свой мех?

Дети - такой период в жизни животных, называется линькой.

Воспитатель: -Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они - сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи.

Давайте скажем, как звери готовятся к зиме…

Игра «Один – много»

К зиме готовится не один волк, а много… (волков)

Не один заяц, а много… (зайцев)

Не один ёж, а много… (ежей)

Не один медведь, а много… (медведей)

Не одна белка, а много… (белок)

Не одна лиса, а много… (лис)

Воспитатель: - А сейчас вам зайчик предлагает отдохнуть и поиграть.

Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

Игра «Назови семью»

Папа-заяц, мама –зайчиха, детеныш-зайчонок

Папа- еж, мама- ежиха, детеныш-ежонок

Папа-медведь, мама-медведица, детеныш- медвежонок

VII. Возвращение в группу.

Воспитатель: -Наше путешествие закончилось, но посмотрите на поляне беспорядок: пустые бутылки, пакеты. Что не нужно для природы.

Давайте уберем мусор и заберем его домой. Некоторые из них могут пригодиться нам для занятий. К зимним холодам сделаем из бутылки для зимующих птиц кормушку, а в пакетики будем запасать семена для подкормки пернатых гостей.

Раз, два, три вокруг себя повернись,

И снова в группе окажись.

VIII. Создание коллажа.

Воспитатель: -Какое время года наступит после осени.

Дети- зима.

Воспитатель: -Теперь мы знаем, что наши звери уже готовы к зиме. И мы их отправим в зимний лес. (Делимся на 2 подгруппы)

1. Посмотрите на картину зимнего леса и поселите диких животных в свои домики. Давайте возьмём фигурки диких животных и наклеим их, там где они живут.

2. А здесь предметные картинки - домики для диких животных. распределите их по своим жилищам.

Клей набираем аккуратно, промазываем всю фигурку животного. Когда наклеили, придавливаем салфеткой. Кто уже наклеил, аккуратно положите кисточку на розетку.

(Работа сопровождается музыкальным этюдом)

IX. Рефлексия:

Воспитатель: -Мы с вами путешествовали по лесу, давайте проверим, что вы запомнили:

Каких зверей мы можем встретить в лесу?

Кто из зверей впадает в спячку?

Кто делает запасы на зиму?

Как готовятся звери к зиме, чтобы им не было холодно?

Зачем заяц и белка меняют цвет шерсти?

Как медведь утепляет свою берлогу?

Как ежик готовится к зиме осенью?

Каких диких животных леса мы можем встретить в нашем крае?

Дети- лиса, еж, волк, заяц.

Воспитатель: -А какие не обитают в нашем краю?

Дети- белка, медведь.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе

Тема: « Как звери готовились к зиме».

Воспитатель: Каряганова Н. В.

2017 г

Веселова Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад общеразвивающего вида № 84 г. Сочи
Населённый пункт: Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: конспект
Тема: Как лесные звери готовятся к зиме
Дата публикации: 21.01.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в соответствии с ФГОС ДО.
Воспитатель: Веселова Екатерина Николаевна. Тема: «Как лесные звери готовятся к зиме». Возрастная группа: подготовительная группа (6-7 лет) Образовательная область: Речевое развитие ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Цель: Расширять и обогащать представления детей о зимовье зверей. Образовательные задачи:  пополнять и закреплять знания детей об условиях жизни и поведении зверей (изменение окраски шерсти, спячка, запасы на зиму);  активизировать словарь за счет слов: дупло, нора, логово, берлога;  формировать умение излагать свои мысли понятно для окружающих анализировать, обобщать, делать простейшие выводы; Развивающие задачи:  развивать умение самостоятельно выдвигать гипотезы и предположения, объясняя явления природы;  развивать глазомер, слаженность обеих рук;  развивать умение равномерно покрывать водой лист бумаги;  развивать уверенность в себе, опираясь на собственные знания. Воспитательные задачи:  проявлять умение до конца выслушивать собеседника;  воспитывать аккуратность в работе с бумагой и кистью.
Предварительная работа
: 1. Чтение художественной литературы: А. Усачев «Жили-были ежики», М. Пришвин «Еж». 2. Загадки о животных. 3. Рассматривание картин из серии «Дикие животные». 4. Беседа «Кто как зимует?» 5. Проведение опытов: «Волшебные превращения воды» или рисуем лимоном.
Материал и оборудование:
1. кисточки и листы бумаги по количеству детей; 2. баночки-непроливайки с заранее разведенным слабым йодным раствором; 3.лимонный сок и ватные палочки для нанесения невидимого контурного силуэта рисунка. 4. видео обращение от имени героя (ежика); 5. презентация «Дикие животные»; 6.«иголки» (короткие зубочистки,окрашенные под окрас иголок ежа) для игры «Собери иголочки».
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Создание мотивационного поля (организационный момент).
Задача этапа: 1 - мотивировать детей на включение в речевую деятельность, предполагает возникновение желания работать («хочу») и уверенности в том, что всё получится («могу»).2 - введение в игровую ситуацию с использованием игр и упражнений. Воспитатель обращает внимание детей на «иголочки», лежащие на полу, и спрашивает: Чтобы это могло быть? Предполагаемые ответы детей: иголки швейные, иголки хвойного дерева, иголки кактуса, иголки ежика. Как только дети дали правильный ответ- предположение, что возможно эти «иголочки» обронил ежик, воспитатель предлагает поиграть в игру «Собери иголочки». Цель игры: развитие мелкой моторики пальцев рук. Задача игры: захватить за один раз как можно большее количество «иголочек» (зубочисток) в пальцы. Выигрывает тот, у кого оказалось наибольшее количество «иголочек». Включается мультимедийный экран и детям предлагается просмотреть видеообращение от имени ежика: Здравствуйте Дети! Сегодня рано - рано утром я был у вас в детском саду, но детей еще не было, поэтому я оставил вам это видео обращение. В лесу случилась беда! Мне очень нужна ваша помощь. В лесу прошли дожди, листья с деревьев все облетели, на рябине не осталось ни одной ягоды. Как же теперь зимовать зверям? Что же кушать? Ребята, вы можете мне помочь? Воспитатель: Как вы думаете, у вас получится помочь нашему гостю? (ответы детей).Вы действительно, сможете это сделать? (ответы детей).
II.

Актуализация

знаний.
Воспитатель использует систему вопросов и подводит детей к осмыслению проблемы, темы занятия. Во время беседы используются слайды мультимедийной презентации. Давайте вспомним, кто из зверей, что запасает на зиму и где зимует. Проводится беседа с детьми на тему: «Кто как в лесу готовится к зиме», о способах зимовки диких зверей, их приспособлении и питании в зимний период, (на основе иллюстративного ряда примеров диких животных: белка, медведь, заяц, еж,лиса). Дети рассказывают про места обитания животных, способы зимовки, смену окраса, способы заготовки зимних запасов, используя имеющиеся знания. Вводятся слова: дупло, нора, логово, берлога. Воспитатель: А какому животному трудно зимовать без помощи человека? Для ответа на вопрос необходимо отгадать загадку. Отгадаете? (ответы детей). Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось) Воспитатель: Расскажите, как это большое, сильное животное проводит зиму? (ответы детей).(Лось питается ветками деревьев, кустарников, корой.Спит на снегу или в глубоком снегу, ноги прячет под брюхо, чтобы не замёрзли).
Воспитатель: Чем питается лось?(ответы детей) (Основная пища лося - это молодые побеги дуба, осины, березы, рябины, кустарников). Воспитатель: Как человек помогает лосям перезимовать в лесу, особенно когда земля покрывается снегом? (ответы детей). (Лесники обустраивают кормушки, раскладывают сено, соль, сухие ветки с листьями). Воспитатель: Ежик, вот ребята тебе помогли и напомнили, что тебе нужно спать в зимнее время, а не гулять, и не искать себе пропитание.
Физкультминутка
. (Дети выполняют движения по тексту). Только в лес мы зашли Появились комары. Руки вверх над головой Руки вниз, хлопок-другой. Дальше по лесу шагаем И медведя мы встречаем. Руки за голову кладем И вразвалочку идем. Вдруг мы видим у куста Выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берем И назад в гнездо кладем. Кто-то зайку напугал, Зайка быстро ускакал. Скачем быстро мы за ним И домой скорей спешим. Прыг-скок, прыг-скок, Очень радостный денек. (М. Мышковская)
III.Открытие

детьми

нового

знания.
Этап предполагает вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний. Ежик продолжает обращение к детям с экрана: Дети, когда я шел к вам, на улице был дождь, и везде лужи, их так много и они не высыхают. Вот летом я ходил в гости к зайцу, там после дождя лужи быстро высыхали. Почему я никак не пойму? Дети выдвигают гипотезы, почему так происходит. Воспитатель: Ежик, мы тебе сейчас объясним. Ребята, кто сможет рассказать ежику, почему летом лужи высыхают быстро, а зимой нет? (Ответы детей в форме обобщения: летом солнце сильно греет и поэтому идет быстрое испарение воды из луж; зимой солнце светит, но совсем не греет, поэтому вода испаряется очень медленно). Воспитатель: Теперь я расскажу вам, как ежи готовятся к зиме. Поздней осенью обладатели колючей одежды готовятся к зиме. Перво-наперво перестают есть, чтобы очистить кишечник перед долгим прозябанием. Добровольная голодовка, возможно, так «удивляет» бывших обжор, что нарушается координация движений - ежей качает из стороны в сторону. А может, у них
кружится голова от воспоминаний о том, как они летом истово запасались жирком, а также аскорбиновой кислотой и витамином Е? Зимой витамины нужны отнюдь не меньше жира, помогают ежам при впадении в спячку и при выходе из нее. Осенью ежи любят покататься в опавшей листве, чтобы нанизать ее на иглы. Они это делают для того, чтобы постель в их норе была мягче и теплее. Представьте, что зверек с самым коротким именем благополучно спит. Дыхание ослабло, сердечко бьется еле-еле. Температура тела упала с 34 градусов до двух. Еж стал холоднокровным. Скрючившись, насекомоядный зверь коротает зиму. Таких зим у него может быть до шести. Вопрос к детям: Если еж перезимовал шесть зим, сколько лет по вашему этому ежику? (ответы детей). Иногда молодые ежата - ежата-первогодки часто замерзают. Воспитатель: Как вы думаете, ребята, от чего так происходит? (дети высказывают свои гипотезы и предположения). Воспитатель: Действительно, оказавшись без родительской помощи, еще не умея, как следует устроиться на зиму, молодые ежата не в силах пережить долгую, холодную зиму.Опытные же, познавшие на своей колючей шкуре, что такое зимняя стужа, успешно переносят зиму и просыпаются с первым повышением температуры воздуха и окончанием ночных заморозков. Весной еж, спустивший жирок, похож на тряпку. Тело уплощено, колючая шкура болтается, как на вешалке. И если летом он шарил в поисках съестного в темноте, то весной жует почти круглосуточно. Зимовка ежей – это удивительное свойство природы, о котором вы сегодня узнали.
Игра с мячом на ковре: «Подскажи словечко»
- Осенью еж сытый, а весной…… (голодный) - У зайца хвост короткий, а уши …….(длинные) - У белки задние лапы длинные, а передние …….(короткие) - Ёж маленький, а медведь …….(большой) - Заяц пушистый, а ёж …….(колючий) - У белки хвост длинный, а у зайца …….(короткий) - У лисы шерсть мягкая, а у волка …….(жёсткая) - Ёж зимой спит в норе, а медведь …… (в берлоге) - Заяц летом серый, а зимой …….(белый) - Еж летом бодрствует, а зимой…….(спит). Воспитатель: Ежик, теперь ты много знаешь и про зимовку зверей и про то, как звери готовятся к зиме, как делают заготовки припасов и меняют свои шубки.
IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.
На данном этапе происходит вовлечение детей в процесс самостоятельного применения ранее полученных знаний в ходе опытно-экспериментальной деятельности. Мы, с ребятами хотим показать тебе еще одно удивительное свойство природы. Мы хотим подарить тебе твои любимые лакомства. Это будет нашим подарком для тебя. Ребята, давайте начнем превращение. Дети проводят эксперимент с проявлением рисунка, нарисованным лимоном.
Воспитатель предлагает детям при помощи ватной палочки, смоченной в соке лимона, контуром изобразить любимое лакомство ежей на листе бумаги. Затем, кисточкой нанести на нее «волшебную» воду, заготовленную заранее. Воспитатель: Смочите свои кисти, и проведи ими по листу бумаги. Ежик, смотри, что происходит у ребят с их листочками. На листах у детей проявляется изображение, нарисованное ранее лимоном. Происходит химическая реакция при смешении воды с легким йодным раствором, который налит в банки- непроливайки. Воспитатель: Смотрите ребята, у всех вас проявились любимыелакомства ежей. Ежик, мы правильно угадали все то, что ты любишь? Ежик: Да, спасибо, вам, ребята! Хорошо у вас в гостях. Пора мне домой в лес возвращаться на зимовку. Воспитатель: Подожди, Ежик!Ребята, как быть с вашими рисунками? Что нам, с ними делать? (Предположения детей о том, как отправить рисунки ежику). Воспитатель: Давайте скажем Ежику до свидания! Приходи к нам еще на следующий год, как проснешься.
V. Рефлексия (итог).
На этом этапе подводится итог занятия в эмоциональном и смысловом аспекте, определяется результат образовательной деятельности с детьми. Ребята, как думаете, вы помогли сегодня ежику? Вы справились с этой задачей? Какое у вас сейчас настроение, после помощи лесному зверю? Что было для вас самым сложным, когда вы помогали ежику? Какое новое свойство природы вы сегодня узнали? С чем вы справились быстрее всего?