Составление рассказов по иллюстрациям. Составление рассказа по серии сюжетных картин

Мария Артамонова
Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине

Методическая разработка на тему : «Методика рассказывания по картине » .

Картина - один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства . ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям : формат (демонстрационные и раздаточные, тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства, содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные, характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.

Общие требования к организации работы с картиной :

1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов : чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине .

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной .

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный . Результат этапа : рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

Виды рассказывания по картине

1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных , их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации , не выходящей за пределы содержания картины . 3. Рассказ картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии , связывая их в один рассказ . 4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине : ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду . Ему требуется не только осмыслить содержание картины , передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта . Пример описания картины И . Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет : «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Структура занятия :

1. Часть – вводная (1-5 минут) . Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.

2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы .

3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов , и даётся их оценка.

Методические приемы :

Вопросы (проблемные вопросы)

Образец педагога

Частичный образец педагога

Совместное рассказывание

План рассказа

Коллективное обсуждение плана будущего рассказа

Составление рассказа подгруппами

Составление рассказа подгруппами

Оценка детских монологов

Этапы . Младший возраст.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине . Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему : 1) обучение детей рассматриванию картины , формирование умения замечать в ней самое главное;2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов ) .

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.

Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом ) .

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине . Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных) . Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например : «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» - после картины «Кошка с котятами» ).

В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.

Средний дошкольный возраст .

Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам , заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.

Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение» .

Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину .

Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …

В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите , как я» , «Молодец, запомнил, как я рассказывала » ,- говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов , можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин . С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии .

Старший дошкольный возраст .

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам .

Содержание, тематика картин , использующих в старшем дошкольном возрасте , требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника - автора картины , ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины . Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников , побуждают их к инициативности.

В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия : «Картина называется «Зимние забавы» . Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава» ?»- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения . - «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом , чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению .

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины . На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа . В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине : описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам , повествовательный рассказ , описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту .

В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов . Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках : «Вот так покатался!» , «Где пропадали?» , «Подарки маме к 8 Марта» , «Шар улетел» , «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине , но и вообразить предыдущие и последующие события.

В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине .

Оценка рассказов .

Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей .

В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.

В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей , подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа . К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание : «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему».

Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей . Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей.

Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской.

Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А . А. Смирновой, которая не только разработала серии картин , но и предложила эффективную методику стимулирования связной речи детей.

Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина - это лишь эффективное средство, а главное на занятии - ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.

Родители часто задаются вопросом: как приучить ребёнка к чтению и когда это надо начинать делать? Специалисты рекомендуют не затягивать с этим вопросом. Конечно, нет смысла показывать грудничку карточки с буквами, а вот читать ему уже можно и нужно.

Чтобы скачать лист с рассказом кликните по нему правой кнопкой мыши. В открывшемся окне выберите «Сохранить картинку как». Сохраните на рабочий стол своего ПК и распечатайте.

Как правильно читать рассказы с картинками

Участие в чтении принимает взрослый и ребенок. Взрослый прочитывает часть рассказа, написанную буквами, и делает паузу, когда по тексту встречается изображение. Малыш называет то, что видит на рисунке.

Дойдя до конца текста, взрослый задает вопрос: «О чем был рассказ?», «Как звали …(героев)». Отвечая на эти вопросы, маленький человек проводит большую мозговую работу. Он задействует память, пытаясь вспомнить текст. Внимательность и логику, поглядывая на картинки, воссоздает порядок действий в рассказе. В дальнейшем эти знания, закрепятся в подсознании, и ребенку будет легче писать изложения в школе. Он научится вычленять некоторые моменты и на основании их воспроизводить в памяти весь текст.

Тексты с рисунками вместо некоторых слов бывают разными:

  • чёрно-белыми;
  • красочными;
  • с наклейками.

Их использование во многом зависит от возраста у уровня развития малыша. К примеру, чтобы крохе было интереснее ему можно предложить раскрасить чёрно-белые картинки. Это позволит маленькому человечку лучше запомнить сказку и потом рассказать её своими словами.

Кстати, пользоваться подобными пособиями в электронном виде не стоит. Маленькие дети быстро утомляются, работая со статичными картинками на мониторе компьютера или экране планшета. А значит, подобные занятия будут малоэффективными.

Так что, если нет возможности приобрести сказки и рассказы с картинками вместо определённых слов, то лучше сделать их скачать и распечатать. В процессе занятий эти листочки можно будет собрать в книжку, а затем вместе с ребёнком сделать обложку, для которой он придумает и нарисует какую-нибудь картинку.

Польза занятий

Когда малыш подрастёт его постепенно надо вовлекать в процесс чтения. Для этого можно использовать такие пособия, как сказки и рассказы с картинками вместо отдельных слов. Ещё не умеющему читать малышу такие упражнения принесут немало пользы:

  • восприятие – ребёнок учится распознавать, что изображено на картинке;
  • внимание – концентрироваться на предмете и вовремя его назвать;
  • речь – рассматривая изображение, кроха может самостоятельно рассказать историю;
  • память – пересказ истории по памяти.

Кстати, подобная методика используется психологами в детских садах для проверки знаний и речевого развития детей.

Сказки с рисунками вместо некоторых слов полезны и детям, которые уже учатся читать. К примеру, если малыш уже знает буквы, но ему тяжело соединять их в слова, то картинка поможет ему немножко отвлечься. Как следствие, он не будет воспринимать чтение как нечто утомительное, а значит и сохранит интерес к обучению. Подобный эффект поможет и родителям тех детей, которые сразу невзлюбили чтение.

Кроме того, рассказы с картинками вместо отдельных слов прекрасно развивают фантазию и способствуют развитию речи. А это, по сути, основная причина, по которой детям очень нужно читать.

Книжки, в которых часть слов заменена рисунками, активно используют в своей практике и логопеды. Как правило, ребёнок не стремится проговаривать слова с труднопроизносимыми для него звуками. А вот в процессе совместного чтение весёлой сказки малыш раскрепощается, что значительно облегчает работу специалиста в плане постановки того или иного звука. Логопед, слышит как ребенок произносит слова с труднопроизносимыми для себя звуками в обычной, не принужденной обстановке и делает вывод о том есть улучшение после занятий или нет.

Рассмотрите серии картинок. Предложите ребенку мысленно сложить рисунки по порядку и составить рассказ по каждой серии; придумать название к каждому рассказу.

Составление рассказа по серии картинок" class="box2">

Спросите детей, чего испугаласть мышка. Нужно ли бояться нарисованную кошку? Что случилось с зайцем? Доплыл он до берега? Почему доплыл?

Class="box2">

Спросите ребенка, хорошо ли поступил мальчик. Кошки хотели перехитрить друг друга. Удалось ли им это?

Мишка ждёт гостей.

Прочитайте ребёнку историю о том, как мишка ждал гостей. Попросите его показать на картинках каждое действие.

Позвал Мишка гостей и стал ягоды мыть. Потом подумал: "Может, ягода невкусная, гостям не понравится! Сначала я сам попробую".

Одну попробовал, другую... Одна сладкая, другая - ещё слаще. Так и гостям ничего не останется! Тогда завязал мишка себе рот платочком и стал гостей ждать.

Class="box2">

Хитрый Ёжик.

Попросите ребёнка мысленно подобрать рисунки по порядку и придумать рассказ.

Смотрите также: Обобщения - Семья

Комментарии посетителей сайта:

мама Саши (08:17:01 08/04/2009):
Спасибо огромное за выложенный материал. Работаю в детском центре, очень помогает ребятишкам на занятиях по развитию речи.

Сорокина Ольга (20:33:12 05/06/2010):
Спасибо за помощь.

Работа над связной речью старших дошкольников в рамках образовательной области «Речевое развитие».


Автор: Ануфриева Ирина Викторовна, старший воспитатель МДОУ «Колокольчик» р. п. Духовницкое Саратовской области
Описание материала: данный материал поможет педагогам ДОУ в реализации дополнительной работы над связной речью по образовательной области «Речевое развитие».
Цель: формирование связной речи.
Задачи:
*побуждать составлять описательный и повествовательный рассказы по рисункам Е.Рачева к сказке «Колобок»;
*развивать произвольную память, воображение, пополнять новыми словами словарный запас дошкольников;

Материал и оборудование: набор иллюстраций Е.Рачева к сказке «Колобок».

Предварительная работа: чтение сказки "Колобок", обсуждение новых слов: порты, рубаха-косоворотка, кушак, кафтан, сарафан, кокошник.
Составление описательного рассказа по серии рисунков Е.Рачева к русской народной сказке «Колобок».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть три иллюстрации Е.Рачева к русской народной сказке «Колобок»


1. Встреча колобка с зайцем.


2. Встреча колобка с волком.


3. Встреча колобка с лисой.

Далее воспитатель организовывает обсуждение иллюстраций.
Вопросы к детям:
- Сравните все рисунки художника, что интересного вы заметили? (персонажи сказки одеты в русские национальные костюмы, кроме колобка).
- Опишите наряд зайчика (порты, рубаха-косоворотка, кушак).
- Кто на Руси носил такую одежду? (ответы детей обсуждаются).
- Что за наряд у волка, во что он одет? (кафтан, как у Ивина- царевича).
- Почему Е.Рачев решил одеть волка именно в кафтан, а не в порты и косоворотку? (ответы детей обсуждаются).
- В какой наряд одел художник лису? (в сарафан, кокошник, на шее бусы в три ряда).
- Кто на Руси носил такой наряд? (красные девицы).
- Что можно сказать о лисе из сказки «Колобок», какой её изобразил на иллюстрации художник?

После обсуждения иллюстраций воспитатель предлагает детям составить описательные рассказы о героях данной сказки, опираясь на иллюстрации художника и соответствующие выразительные средства языка.
Например:
"Покатился колобок по дорожке. А навстречу ему идет заяц-добряк. На нем рубашка-косоворотка с ярким русским орнаментом, синие порты, подпоясанные кушаком. Под мышкой морковку держит. И по всему видно, что он сыт. Но все равно, не удержался и сказал колобку.
- Колобок, колобок, а я тебя съем!"...

Если дети воспроизводят только уже знакомый текст сказки, то можно попросить их попробовать сделать сказку интереснее, добавив свою фантазию, придумать что-то чего нет на иллюстрациях.
Совместная образовательная деятельность «По страницам книг и иллюстраций»
Цель: формирование связной речи.
Задачи:
*побуждать составлять описательный и повествовательный рассказы по рисункам Е.Рачева к русским народным сказкам;
*продолжать знакомить детей с книгами советских писателей, персонажами, обращая внимание на оформление книги, иллюстрации;
*развивать произвольную память, пополнять новыми словами словарный запас дошкольников;
*воспитывать любовь к художественному творчеству.
Материал и оборудование: куклы Незнайка, Тюбик; иллюстрации Е.Рачева к сказкам: «Заяц-хваста», «Колобок», «Лиса и заяц», «Сивка-бурка».
Воспитатель предлагает детям отправиться на удивительную выставку рисунков к художнику из Цветочного города.

Как зовут этого художника? (Тюбик).
- Кто еще живет в Цветочном городе? (Незнайка и его друзья).

А отправимся мы в этот Цветочный город на необычном транспорте. Отгадав загадку, вы узнаете, что это за транспорт: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».
- Кто же нам поможет попасть в Цветочный город? (Сивка-бурка).

Но почему нет нашего верного друга? Наверно, надо сказать волшебные слова...
- Кто помнит, какие слова произносил Иванушка, когда звал своего друга? (Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!)
- Как вы думаете, как одевался Иванушка? (ответы детей обсуждаются).
Воспитатель выставляет иллюстрацию к сказке «Сивка-бурка».

Обратите внимание, каким красивым стал Иванушка. Почему так произошло? Как художник отображает это в своей картине? (ответы детей обсуждаются).
Появляются Незнайка и его друг из цветочного города Тюбик (куклы). Они приветствуют гостей. Но продолжают о чем-то спорить. Воспитатель интересуется у гостей, о чем они так горячо спорят?
Незнайка оправдывается и говорит, что он все сделал правильно, а Тюбик обижается. И предлагает детям рассудить их. Пока Тюбик готовился к встрече с ребятами, Незнайка посмотрел выставку рисунков и исправил некоторые неточности. Вот что из этого получилось. Воспитатель выставляет на мольберты картины Е.Рачева к сказкам «Заяц-хваста», «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Колобок». Но один из героев на картине заблудился.
Проводится дидактическая игра «Рассели героев по своим сказкам».
Дети должны правильно расселить героев по своим сказкам (используется дополнительный рисунок на магните, прикрывающий основного героя).
Дети находят ошибки.
1. Колобок встретил не зайца, а зайца-хвасту.
2. Медведю кашу подает не Машенька, а заяц с морковкой.
3. Ворона поучает не зайца-хвасту, а Машеньку.
4. У лисы на носу не колобок, а ворона.
5. Машенька ставит на стол кашу перед волком.
6. Волк встретил не колобка, а петуха с косой.

Физминутка («Я Колобок, Колобок, я по коробу скребен, по сусеку метен»…)

Художник Тюбик благодарит детей за помощь и предлагает рассмотреть трех зайцев на иллюстрациях и рассказать об этих отличиях Незнайке.
- Вы догадались, чьи это рисунки? (Евгения Рачева).
- Сравните зайцев из сказки «Заяц-хваста», «Лиса и заяц», «Колобок», какие они?

Что можно сказать о зайце из сказки Колобок?
- Что можно сказать о зайце из сказки «Заяц-хваста»? Составьте описательный рассказ об этом герое из 4-5 предложений. Попробуйте рассказать о его настроении, характере, одежде и о вашем к нему отношении.
- Что можно сказать о зайце из сказки «Лиса и заяц»? Составьте описательный рассказ об этом герое из 4-5 предложений. Попробуйте рассказать о его настроении, характере, одежде и о вашем к нему отношении.
- Как удалось художнику так убедительно изобразить зайцев, что мы смотрим на рисунок и сразу видим, что этот заяц хвастливый, задавака, а этот заяц жалкий, обиженн ый? (ответы детей обсуждаются).

Незнайке очень понравилось, как ребята составляют рассказы, и он просит детей, рассказать об этих удивительных иллюстрациях его друзьям из Цветочного города по телефону.
Дидактическая игра «Расскажи другу по телефону».
Дети сами выбирают себе друга из Цветочного города, выбирают иллюстрацию, набирают номер телефона, который сообщает Незнайка, и рассказывают.
Пример:
«Здравствуй, Шпунтик. Я сегодня познакомился с интересной иллюстрацией Евгения Рачева к сказке «Заяц-хваста». Если ты увидишь ее, то сразу догадаешься, что это за сказка. Потому что художник на одной картине изображает сразу почти всех героев произведения. Мне больше всего понравился на этой картине Заяц и не важно, что он хвастается, но он такой милый…»
Рефлексия.
Тюбик сообщает детям, что он приготовил сюрприз – это портрет самого художника за работой. Дети рассматривают портрет.

Главная цель, которую преследуют сюжетные картинки для составления короткого рассказа, – стремление к развитию речи и мышления детей. Глядя на картинку, ребята стараются описать изображенное на ней, стремясь к составлению единого, логически связного рассказа. К сожалению, речь сегодняшних молодых людей далека от совершенства. Дети, подростки мало читают, общаются. Поэтому развитию правильной литературной речи должны уделять внимание семья, учителя, все взрослые, окружающие ребенка. Для этого существует огромное количество способов.

Как их можно использовать?

Один из них, уже упомянутый, – картинки для составления короткого рассказа. На нашем сайте вы найдете сюжетные картинки для ребят. Чрезвычайно важно, что изображения подчинены единой тематике, а значит ребенок, рассматривая их, сможет составить связное сообщение или играть в ролевые игры для дошкольников. Не зря при обучении иностранному языку изучающих просят описать картинку, придумать диалог согласно представленной ситуации, составить ролевые игры. Эта методика применима и при обучении родному языку в рамках детского сада или эстетического центра. Вы можете скачать иллюстрации для составления короткого рассказа и распечатать их для работы.

Методика по развитию речи на основе картинок для составления короткого рассказа несложная. Родителям советуем поиграть с малышом в ролевые игры, разложить перед ним иллюстрации, придумать совместно какую-нибудь историю, рассказ, в котором будут задействованы семья или друзья малыша. Следите за тем, чтобы при описании ребенок не перескакивал с одного действия, предмета на другой, а излагал мысли последовательно, логично. Проведя такой урок один раз, вернитесь к проработанной картинке через некоторое время: спросите у малыша, помнит ли он составленный им рассказ, какие детали он не учел, что мог бы добавить. Серии сюжетных картинок для составления короткого рассказа хороши для уроков по развитию речи в начальных классах, на уроках родного или иностранного языка. Описание иллюстрации, ролевые игры, рассказ на ее основе могут стать хорошей основой для творческой работы. Обычно дети с удовольствием откликаются на подобные задания, поскольку детская фантазия еще не закоренела, ее полет свободен и беспрепятственен.

Методика работы с картинками для детей потребует от родителей внимания и регулярности занятий. Именно семья должна быть заинтересована в развитии малыша. Они должны помочь ему составить рассказ, ролевые игры для дошкольников, а затем вместе их обсудить.

Серии картинок для детского сада или домашнего использования для детей ориентированы на разную тематику. Например, можно составить рассказ на тему «Семья», «Времена года», «Лес», «Дом» и т.д. Методика по развитию речи для детей предполагает всесторонний охват тем, по которым может быть составлен рассказ. Также методика предполагает использование игры для детского сада, в которых будут присутствовать иллюстрации или рассказ на выбранную тематику. В результате серии таких занятий малыши начинают говорить гораздо более связно, логично, прослеживается единая нить в их речи.

Развивающие материалы по теме

Детский сад

Картинки по разным темам