Почему мудрецы оправдывают поступок дочерей Лота? Печальная история Лота — комментарий к ежедневной главе Сыновья лота.

Один выбор, две совершенно разные истории. Дядя проявляет смирение перед племянником – неслыханное поведение для сурового ветхозаветного времени. Авраам, чтобы избежать разногласий, уступает Лоту лучшие земли. Название одного из городов, где Лот раскинул шатры, – Содом. Оно стало нарицательным. Содом был цветущим и богатым городом. Его жители ни в чем не нуждались. Авраам пошел в противоположную от Содома сторону. И стал великим в веках. Как эта история снова и снова повторяется в наши дни? К чему приводит беззаботная жизнь, духовная глухота и желание получить от жизни всё? Об актуальности и злободневности ветхозаветного эпизода из Книги Бытия рассуждает протоиерей Олег Стеняев .

«И у Лота, который ходил с Аврамом, также был мелкий и крупный скот и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе. И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. И сказал Аврам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники; не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево.

Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.

Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом».

(Быт. 13: 5–13)

Сказано, что земля была непоместительна для людей Авраама и для людей Лота. Их было очень много. Хозяйство Авраама и хозяйство Лота. Рабы Авраама и рабы Лота. Свидетельство того, что благословил Бог не только дом Авраама, но и дом Лота, который был тогда в единстве с домом Авраама. А позже, уже после того как отделился Лот от Авраама, оскудело хозяйство Лотово, и покидает он Содом и Гоморру только с малым семейством – с ним его жена и двое дочерей, и более никого.

Когда Лот выбирал для себя землю, в которой будет жить, Авраам дал ему право решать, куда идти, сказав: «Выбери, какую тебе. Ты пойдешь направо – я налево. Ты пойдешь налево – я направо». Так вот: Лот выбирал плотскими очами. Он увидел землю Содома и Гоморры. И, как сказано в Библии, для него она была словно сад Господень. Как рай! Он именно так оценил эти земли. Но вскоре, через некоторое время, рай превратился в ад. Такое происходит и сейчас.

Из друзей моих многие уехали кто в Америку, кто в Западную Европу. В первых письмах они писали: мы живем в раю, у нас всё есть. Но через какое-то время рай превращался в ад. И в письмах был крик: «Что делать? Здесь всё в кредит. И если я вовремя не выплачу его, у меня всё отберут. Даже воду из бассейна выкачают и заберут. Газон скатают и увезут…» И даже: «У меня могут отобрать детей».

Рай оказывается адом – если оценивать, что такое рай и что такое ад, исходя из чисто плотских критериев

Очень часто рай оказывается адом – если оценивать, что такое и что такое ад, исходя из чисто плотских критериев, мирского понимания. И человек должен быть осторожен в своих оценках окружающей реальности и действительности. Особенно в наше время. Потому что то, что нам кажется хорошим и благоприятным, может быть и не таким на самом деле. Может за ярким фасадом скрывать черную суть.

Да, Лот и его домашние не усвоили «привычек» жителей Содома и Гоморры, не творили их «подвигов». И спаслись, покинув Содом. Но спаслись ли? И действительно ли покинули Содом?

Содом уже жил в их сердцах. обернулась, чтобы позлорадствовать тому, что город гибнет, а она жива. За это Бог и наказал ее: она тоже погибла. И Лоту не удалось избежать участи Содома, как он думал. Потому что это Содом толкнул его дочерей на то, чтобы они, напоив отца вином, развратничая с ним, совершали грех кровосмешения.

Пребывание в Содоме не останется без последствий

Пребывание в Содоме не останется без последствий. Нельзя спокойно покинуть его и потом жить, считая, что всё в порядке. Вот ты думаешь, что – в Европу, в Америку, заработаешь там денег, вернешься в Россию и заживешь счастливо. Нет! Без потерь этого не произойдет. Обязательно будут какие-то потери, сложности – и прежде всего эти сложности ударят по нашим детям. И иногда очень больно. В одной знакомой мне семье, долго жившей в Америке, потом просто мучились с ребенком. Он говорил по-русски с акцентом, все жизненные интересы его поменялись. Повезли ребенка к старцу. И старец сказал: чадо это надо посылать на отчитку!

Давайте помнить библейские уроки.

Лот (в Библии)

Когда Лот сидел у ворот Содома, к нему пришли два ангела, желавшие проверить, действительно ли в Содоме творится то, что о нём говорят. Лот приглашал ангелов к себе в дом, но они сказали, что будут спать на улице. Лот их сильно упрашивал и наконец упросил. Он сделал им угощение и испёк пресные хлебы. Однако не успели они ещё лечь спать, как жители всего города пришли к его дому с требованием вывести к ним гостей, чтобы содомляне "познали их". Лот вышел к содомлянам с отказом, предложив взамен двух своих девственных дочерей, чтобы те делали с ними, что им вздумается. Жителям города это не понравилось и они стали проявлять агрессию по отношению к самому Лоту. Тогда ангелы ослепили содомлян, а Лоту и его родне велели покинуть город, поскольку он будет разрушен. Зятьям, которые брали за себя дочерей Лота, показалось, что это шутка, и из Содома вышел только Лот, его жена и две дочери. Ангелы велели бежать на гору, нигде не останавливаясь и не оборачиваясь, чтобы спасти душу. Но Лот заявил, что на гору спастись не сможет и укроется в городе Сигор, на что Бог согласился и оставил Сигор целым. По дороге прочь жена Лота нарушила указания и обернулась, в результате чего превратилась в соляной столб .

Выйдя из Сигора, Лот поселился в пещере под горой вместе со своими дочерьми. Дочери, оставшиеся без мужей, решили напоить своего отца и переспать с ним , чтобы родить от него потомков и восстановить своё племя. Сначала так поступила старшая, на следующий день - младшая; обе забеременели от своего отца. Старшая родила Моава, предка моавитян , а младшая - Бен-Амми, предка аммонитян .

В Коране

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Лот (в Библии)" в других словарях:

    Племянник Авраама, с которым он делил все радости и невзгоды страннической жизни. Впоследствии, разбогатев, Л. отделился от своего дяди, поселился в известном своею развращенностью г. Содоме и попал в плен к месопотамским царькам, сделавшим набег … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    1. ЛОТ, а; м. [голл. lood] Навигационный прибор для измерения глубин моря с борта судна. Ручной л. Механический л. Бросать л. (измерять глубину чего л.). 2. ЛОТ, а; м. [нем. Lot] Старинная русская мера веса, равная 12,8 грамм (применялась до… … Энциклопедический словарь

    ЛОТ, в Библии племянник Авраама, (см. АВРААМ) переселившийся вместе с ним в Ханаан из Месопотамии. После того, как между пастухами Авраама и Лота стали возникать споры из за угодий, поселился в Содоме (Бытие, 13: 5 12). Во время похода царя Элама … Энциклопедический словарь

    Праведный Лот. Книжн. Устар. Единственный добродетельный человек в дурном обществе. /i> Выражение из Библии. БМС 1998, 350 … Большой словарь русских поговорок

    Герой библейской этиологич. легенды. В книге Бытия Л. родом из Ура Халдейского, племянник патриарха Авраама, вначале был под его патриархальной властью, затем отделился и занимался скотоводством в р не Содома. Согласно легенде, только Л., его… … Советская историческая энциклопедия Википедия

    - «Лот с дочерьми», картина Х. Гольциуса Инцест (лат. incestus преступный, греховный) кровосмешение, половая связь между кровными родственниками (родителями и детьми, братьями и сёстрами). Содержание 1 История понятия … Википедия

Одно из таких мест стихи 30-38 главы 19 Книги Бытия, в которой повествуется о Лоте и его дочерях. Это место прямо-таки вызов для многих и, к сожалению, встречаются люди, которые говорят, приводя в пример указанные стихи: «Вот ВАША Библия: один разврат!».

Лот, его жена и дочери выводятся из Содома, после чего, Содом и Гоморра испытывают на себе гнев Господний и погибают. Превращается в соляной столб и жена Лота, которая оборачивается на Содом, при том, что было сказано: «...спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей» (Быт 19:17).

Лот и его дочери живут в пещере (Быт 19:30) и тут происходит нечто. Старшая дочь говорит младшей «...итак, напоим отца нашего вином, и переспим с ним...» (Быт 19:32).

Казалось бы, грех, кровосмешение, как часто об этом говорят совершенно необдуманно. Однако, если мы посмотрим на дальнейшие события, то увидим, что дети дочерей Лота образовали нации моавитян и аммонитян, которые то и дело воевали с сынами Израиля. При этом, однако, Руфь Моавитянка была прабабкой Давида, то есть и дочери Лота участвовали в родословии Иисуса Христа (Мф 1:5). Таким образом, мы видим, что в действиях дочерей Лота был какой-то непреходящий смысл.

И снова нужно обратиться к Священному писанию. «И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошёл бы к нам по обычаю всей земли» (Быт 19: 31). Очень коротко написано, правда? Писание не говорит, что сёстрами двигала похоть, извращение. Отнюдь, сёстры говорят об обычае всей земли. Очевидно, под этим понимается святая обязанность женщины рожать. При этом, сёстры приходят к выводу о том, что а) у них есть обязанность рожать; б) некому быть им мужем; в) есть отец, который стар. То есть мыслимо только от отца родить ребёнка и то лишь малое время на то, поскольку он стар и не известно, будет ли жив завтра. Вот перед какой дилеммой сёстры. И для них долг не пустое слово, они своими глазами видели, что такое грех невыполнения долга и к чему это приводит. Что они знали? Они знали, что их отец ушёл из Ура Халдейского, так как там Вавилон, разврат, ужас, они видели, что там, где они жили, тоже разврат и ужас. Везде смерть и погибель. При этом Господь же спасает их. Значит, Господь благоволит к ним, значит на них лежит эта миссия по продолжению жизни на земле.

Дочери Лота были религиозны и мораль для них не была пустым звуком. И они сделали то, что сделали, не для себя, и не для удовлетворения своих желаний и, горько было принимать такое решение и старшая сестра тут повела себя, как и подобает старшей, она дерзновение имела, имела решимость.

Лот же в данном случае не ведал, что произошло, ибо был пьян. И в главе 19 дважды говорится об этом. Когда Писание повторяет дважды, это очень важно. Два раз написано: не ведал, не знал.

Можно размышлять о том, что само по себе акт опьянения не очень позитивен. Однако, например Иоанн Златоуст говорит: «а что это случилось не просто и не без причины, но чрезмерная скорбь души, посредством употребления вина, довела его до совершенной бесчувственности».

И ведь не случайно, тот же Иоанн Златоуст говорит: «Итак, никто да не дерзает, осуждать праведника, или дочерей его. Да и не крайнее ли безрассудство и неразумие было бы - тех, кого божественное Писание освобождает от всякого осуждения, и даже предлагает такое для них оправдание, осуждать нам, обремененным неизмеримою тяжестию прегрешений, не слушая слов ап. Павла, который говорит: "Бог оправдаяй, кто осуждаяй" (Рим.8:33-34)?»

Подытоживая сказанное, необходимо помнить, что Лот и его дочери оказались в ситуации, которая не является обычной, ординарной. Таких затруднительные ситуации не каждый, наверное, и преодолеть сможет. Они тем не менее, преодолели; не нам говорить, что в сложной ситуации они повели себя неправильно, и уж мы то поступили бы лучше. Если бы не было дочерей Лота, их детей, был бы Давид, был бы Иисус Христос?

Спрашивает володя
Отвечает Александра Ланц, 01.05.2011


Вопрос : "почему такой набожный человек как Лот, пил не один день, да так, что умудрился с собственными дочерьми переспать? ведь по сути всего писания, не мог такой уже окрепший в вере человек, такое себе позволить!"

Здравствовать вам в правде Божией, Володя!

История Лота несёт в себе очень много уроков, но в связи с вашим вопросом, мы остановимся только на двух.

Один их этих уроков в том, что праведный верою жив будет, а не делами своей праведности. Праведник – это не тот, кто делает всё абсолютно правильно, а тот, кто верит Богу и ходит с Богом по мере открытого ему света. Бог спасает человека не за дела праведности, которые тот совершает во славу Божию, а за ВЕРУ в Его слово.

Среди разращённых жителей Содома и Гоморры Лот был единственным человеком, который ещё как-то помнил об Истинном Боге, а потому его действия, ставшие продолжением его веры, оказались правильными.

Лот был единственным в городе человеком, кто позвал странников в свой дом, тем самым позвав в свой дом спасение.

Лот был единственным из всех его родственников, кто поверил Слову Бога и поэтому оказался спасённым.

Видите? Лот оказался спасённым не потому, что он был абсолютным праведником, а потому, что поверил Слову Бога, которое в его случае звучало так: «кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места, ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его» (). Не за дела праведности Лот был выведен из предназначенного для разрушения города, а по вере его Слову Бога.

Вот именно из-за его веры Писание называет Лота праведником. Кстати, обратите внимание на то, что после того, как Писание назвало праведником Авраама, он падал несколько раз, перечитайте историю Давида, и вы обязательно увидите, что этот праведник Божий тоже не раз падал, да и не только они... Конечно, это не означает, что Бог одобрял их падения, их неправедные мысли и неправильное поведение, Бог никогда не одобрит грех. Однако, Бог любит человека и, зная его слабую гадкую природу, спасает человека не по делам его(её) праведности, а просто потому, что человек верит Его слову и желает исполнения Его слова в своей жизни.

Другой урок, который мы видим в истории Лота, заключается в том, чтобы мы не обманывались: худые сообщества, действительно, развращают добрые нравы (). Когда Лот отделился от Аврама, чтобы жить в плодородной и прекрасной земле, он не обратил особого внимания на то, что люди, среди которых ему придётся жить, были очень и очень склонны ко злу.

«Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она... вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская; и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. ...Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом » ().

Будучи человеком, который знал Истинного Бога через своего дядю Аврама, Лот всё же решил, что сможет сохранить это знание, живя среди нечистоты и разврата. Однако он ошибся, и хотя в своей верящей Богу душе, он всё время мучился от того, что творилось в Содоме и Гоморре, он умудрился так прилепиться сердцем к внешнему комфорту той жизни, что успел прилепиться и ко многим грехам этого «комфорта». Лот как раз не был «окрепшим в вере человеком», как вы говорите о нём. Он был человеком, теряющим свою веру... и если бы ни странники, которые буквально взяли его за руку () и вывели их города, Лот погиб бы так же, как и остальные жители тех городов. Из Своей милости, Господь пришёл с наказанием для до основания развратившихся городов раньше, чем последние лучи веры (праведности) Лота были поглощены тьмой мирского комфорта. Задержись Господь на некоторое время, и Лот уже полностью ассимилировался бы в той среде, к которой прилепился... и уже некого было бы спасать. Вот почему предупреждение верующим последнего времени звучит так серьёзно:

«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому ; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» ().

«И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее ; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее» ().

Да, сознание Лота и его дочерей было извращено. Вышедшие из-под физического разрушения, которое обрушилось на Содом и Гоморру, они вышли с отвратительным наследием, которое не преминуло проявить себя. Лот не смог отказать себе в радости алкогольного опьянения, а его дочери не смогли отказать себе в желании во что бы то ни стало оказаться матерями. Жизнь среди разврата и беззакония никогда не способствует возрастанию праведности.

Печальная история? Да. Печальна она ещё и тем, что родившиеся от этого противоестественного союза дети стали отцами народов, которые постоянно сопротивлялись Богу и Его спасительной воле. Библия потому и достойна доверия, что не скрывает от нас правду о том, каковы мы все на самом деле, о том, как страшно падка наша природа на зло, как легко прилепляется к нему и как трудно человеку, который верит в Единого Истинного Бога, отлепиться от зла и начать ходить путями добра. Поэтому давайте изучать уроки из жизни наших праотцов, чтобы не повторять их в своих жизнях.

С уважением,
Саша.

Когда Лот поселился в Содоме, он намеревался решительно оградить себя от беззакония и заповедать сие дому своему после себя. Но он жестоко ошибся. Развращенное окружение оказало пагубное воздействие на его собственную веру, а общение его детей с жителями Содома привело к появлению общих интересов. Последствия же всего этого нам известны.

Многие и поныне совершают подобную ошибку. При выборе места жительства они учитывают скорее временные преимущества, нежели ту нравственную и общественную атмосферу, в которой им придется жить. Они избирают прекрасное плодородное место или же уезжают в какой-либо процветающий город в надежде разбогатеть; но искушения окружают их детей, которые, как это часто бывает, заводят такие знакомства, которые самым неблагоприятным o6pазом отражаются на развитии религиозных чувств и формировании характера.

Атмосфера разнузданной безнравственности неверия, равнодушия к религиозным вопросам сводит на нет влияние родителей. Перед глазами юношества всегда стоит пример бунта против родительского и Божественного авторитета. Многие вступают в интимные отношения с нечестивыми и, следовательно, связывают свою судьбу с врагами Божьими.

Бог желает, чтобы, выбирая место жительства, мы прежде всего учитывали нравственное и религиозное влияние, какое будет испытывать наша семья. Мы можем попасть в критическое положение, ибо многие не могут иметь то окружение, которого хотелось бы, но, если призывает нас долг, то Бог поможет нам остаться незапятнанными, если только мы будем бодрствовать и молиться, полагаясь на благодать Христа. Но без необходимости мы не должны подвергать себя такому влиянию, которое неблагоприятным образом может сказаться на развитии нашего христианского характера.

Если мы добровольно находимся в обществе безбожников, тогда мы огорчаем Бога и изгоняем святых ангелов из наших домов. Те, кто обеспечивает своим детям земное богатство и мирской почет ценой вечных интересов, осознают впоследствии, что эти приобретения обернулись ужасной потерей. Подобно Лоту, многие увидят своих детей погибшими, а себя едва спасенными. Труды всей их жизни потеряны, их жизнь - печальная неудача. Если бы они поступили воистину благоразумно, то хотя их дети имели бы и меньше земных благ, зато была бы уверенность в бессмертном наследии.

Наследия, обещанного Богом Своему народу, на этой земле не существует. Авраам не имел богатства в мире сем: «И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги» (). Он обладал огромным состоянием, но употребил его во славу Божью и во благо своих соотечественников. Но он не считал эту землю своей родиной. ( , глава 14)


Читайте еще по теме "Толкование Писания":

24 июл

Что послужило поводом для написания данной статьи? Дело в том, что мне уже не в первый раз пришлось прочитать заметку оскорбительного характера в отношении одного из Библейских праведников. На этот раз объектом нападок со стороны очередного дерзкого на язык «умника» стал праведный Лот. Причем кости сему праведнику взялся мыть, не какой-нибудь язычник, а человек, называющий себя христианином, и делал он это, руководствуясь Библией.
Мне приходилось и раньше слышать изобличающие проповеди, основанные на фарисейской логике в адрес не только Лота. Христиане, не блещущие умом (хотя им наверно очень хотелось, как раз «блеснуть»), «копались в белье» Авраама, выискивая его неверие! Высовывали они свой язык и против Иакова, внука Авраама. Доставалось и Ною, и Моисею, и Самсону. Доставалось даже апостолам Петру и Павлу! Причем эти дерзкие проповеди, часто слышишь из уст семинаристов, вся грамотность которых – греческий со словариком.
Эти горе-проповедники, рассуждения которых зиждутся в основном на эмоциях и необразованности, унижали память людей, которых Писание называет – ПРАВЕДНИКАМИ! Добрую память о которых, люди сохраняли и передавали из уст в уста, из рода в род. Их имена находятся в книге книг не в черном списке, а вписаны в Священное Писание золотыми буквами.

«Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием»

Прежде чем я начну говорить о Лоте, стоит коснуться такой темы как почтение к старшим. Эта тема проходит красной нитью практически через всю Библию. Почтение к старшим – это азы! Это фундамент, опираясь на который можно правильно выстраивать отношения в семье, в обществе, и что самое главное – с Богом. Это Он, который хочет, чтобы мы благоговели пред Ним, дал заповеди о почтении к старшим, так как самым старшим в этой цепи является Он Сам. И неужели почтительно надо относиться только к живым? А к памяти ушедших из этой жизни праведникам?

«с ним пошел Лот»

Первое упоминание о Лоте мы находим на страницах Св. Писания, которое нам повествует об Авраме, намеревающемся идти в неизвестную для него землю, повинуясь голосу Божию. Вообще, когда заходит речь о Лоте, то невольно приходится обмолвиться и об Авраме. Лот и Аврам – родственники. Лот — сын Аарана, и племянник Авраама. Авраам – дядя Лота. Судьбы этих людей связаны. Они связаны не только кровными узами, но и чем-то большим:
«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе;
И пошел Аврам, как сказал ему Господь» (Быт.12:1-4).
Бог заговорил с Аврамом и повелевает ему выйти из своей земли, из своего родства и пойти в совершенно неизвестную для него землю. Аврам верой повинуется Ему. Аврам был живой человек и в его уме проносились разные мысли и переживания. Каков будет путь? Где эта земля? Какие нравы у племен, проживающих там? Ведь это путешествие таило в себе опасность.
За этим повествованием следуют строки, говорящие о нашем герое: «и с ним пошел Лот» (Быт.12:4).
Явно что Аврам рассказал Лоту о повелении Бога. Лот осознанно пошел за Аврамом. А ведь он мог остаться. Ему же Бог лично ничего не говорил (особого приглашения не было). Но Лот принял решение последовать с Аврамом в неизвестную землю, не смущаясь опасностью пути, нежели остаться с языческим родством. Спустя несколько тысячелетий апостол Павел напишет о последователях Иисуса такие строки: «ходящих по следам веры отца нашего Аврама» (Рим.4:12) . Так вот, первым из этих последователей был Лот. Он не остался на родине, но предпочел быть странником и пришельцем вместе с Аврамом.

«Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом»

Аврам и Лот странствуют по обетованной земле. Наступает голод, и Авраму приходится идти в Египет. Египтяне добрыми нравами не блистали, они забрали у Аврама жену. Вместе с Аврамом в Египте находился и Лот, и он видел, как Бог вступился за праведника Аврама: «Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову» (Быт.12:17) Думаю, он запомнил этот урок, суть которого состояла в том, что Бог друзей в беде не бросает.
После этого события следует история, повествующая нам о возникшем споре между пастухами Авраама и Лота. Обратите внимание на то, что спор был не между Авраамом и Лотом. Авраам на правах старшего берет на себя инициативу и предлагает Лоту отделиться от него: «не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево.» (Быт.13:9)
Лот выбрал окрестность Иорданскую. За этот выбор, Лота безосновательно упрекают некоторые критики: «Лот стремился разбогатеть! Он был движим духом наживы!» Но позвольте! Авраам, что ли был из бедного десятка? В чем вина Лота, которому Авраам – родной дядя, предлагает право выбора. Если бы Лот выбрал другую сторону, то Авраам оказался бы на его месте.
Обличители Лота, считающие его бездуховным, любят цитировать строчки Писания, которые как им кажется подтверждают их обвинительный задор: «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт.13:13) То есть Лот знал об этом, но будучи движимый духом наживы, все же выбрал эту местность. В связи с этим у меня возникает простой вопрос: а, что жители Египта, забравшие Сару у Аврама были весьма праведны? А может жители Филистимские отличались добрым нравом, когда имели виды на Ревекку? Все племена среди которых странствовал Авраам, впоследствии были истреблены Богом. Они все были «весьма грешны» и весьма безнравственны.

Дале с Лотом происходит несчастный случай. Во время войны между языческим царями, он попадет в плен: «И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли.» (Быт.14:12) Исходя из чего наши «следователи по особо важным делам» руководствуясь по всей видимости примитивным шаблоном «евангелия процветания», говорят примерно следующее: «вот пошел куда не надо, поэтому и случилась с ним беда».
Но в чем конкретно грех Лота? В том, что его ограбили и взяли в плен? Вот если бы он кого-то ограбил, то тогда можно говорить о его грехе (при этом не лишне будет вспомнить о том, как правнук Авраама – Иосиф так же попал в плен. Он, что так же виновен?)
Аврам, узнав о случившемся выручил Лота, как и Бог выручил Авраама, когда у него забрали жену. Этот смелый поступок Аврама красноречиво говорит о его дружбе и духовной близости с Лотом.

«Судия всей земли поступит ли неправосудно?»

Прежде чем мы приступим к осмыслению событий, случившихся с Лотом в Содоме, давайте вспомним, что этому предшествовало. А предшествовало сожжению городов, беседа Бога и Авраама. Авраам произносит: «не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? (Быт.18:25)
За кого же ходатайствует избранник Божий? Кого он называет ПРАВЕДНИКОМ, отделяя его от нечестивых? Авраам явно переживает за Лота и его семью. Ведь он знал, что его благочестивый племянник живет именно в Содоме.
Когда два Ангела пришли в город, а Лот не знал кто они, то он поступает как истинный праведник. Он гостеприимно приглашает их переночевать в свой дом. Когда же они не соглашаются, он все-таки уговаривает их, зная какая беда может произойти с ними. В апостольском послании к Евреям есть такие строчки: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр.13:2). Почему-то в этом случае обычно вспоминают только историю с Авраамом. Но почему? Ведь здесь написано: «некоторые» . Некоторые – это как минимум двое, а не один. Лот поступает с Ангелами, не зная кто они, точно так же гостеприимно, как и Авраам.
Мало того, когда Содомляне приступают к его дому с преступными намерениями, Лот готов пожертвовать своими дочерями, нежели сдать гостей. (Не спешите осуждать Лота, за эти слова о своих дочерях. Нам из 21 века, с нашей эмансипацией, трудно понять культуру того времени. Жизнь и честь мужчины тогда ценилась намного выше, чем честь женщины. Вспомните поступки Авраама и Исаака, в отношении своих жен. Когда у Авраама забирают Сару, он молиться. А когда берут в плен Лота, то Авраам немедля собирает отряд, вооружает людей и бесстрашно нападает на войско нескольких царей.)
Но и это не все. Лот мужественно рискует собой, ради своих гостей. При этом обратите на речь граждан Содома! Они называют его: «пришелец» (Быт 19:9) . Лот всегда был чужим для них.
Апостол Петр, вспоминая об этих событиях, написал: «Ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2Пет.2:8). Праведный Лот является для нас примером, достойным подражания. Мы, как и он окружены грешниками: в семье ли, на работе ли, в обществе. И нет места на земле, куда бы мы — христиане могли переехать и избавится от них. И то, что случилось дальше с Содомом, где жил Лот, не является наказанием для Лота, но спасением. Да, да именно СПАСЕНИЕМ его от нечестивцев:
«Ибо, если Бог…города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, ИЗБАВИЛ…то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения.» (2Пет.4:9)
Уничтожив Содом, Бог тем самым избавил и спас праведного Лота от развратных Содомлян, хотя способ спасения был довольно оригинален, как и в случае с праведным Ноем. Впрочем, Бог делает, — что хочет и как хочет, и ни перед кем в этом не отчитывается.

«спасай душу свою»

Когда Лот оказался уже вне Содома, он просит себе права бежать не на гору, куда указали ему Ангелы, а в маленький близлежащий город Сигор. Посмотрите только каков ответ Божий на эту просьбу праведника: «И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь» (Быт.19:21) . Ради праведного Лота, Бог не уничтожает город, в котором пожелал получить приют Лот. С нечестивцем Творец так церемонится бы не стал.
После сожжения Содома и Гоморры, Лот не стал оставаться в городе Сигор. По всей видимости он боялся, что такая же участь постигнет и этот город, так как нравы жителей этого города по всей видимости были похожи на нравы Содомлян.
«И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его» (Быт.19:30).
Дальше, с Лотом произошло событие, за которое его очень многие осуждают и отталкиваясь от этого осуждения, начинают с подозрительностью ангажированного следователя, выискивать и в предыдущей жизни Лота сучки да задоринки: «Вот до чего докатился! А ведь начиналось с малого!»
Итак, что же… Лот удалился из города Сигор, полагая, что за «Хиросимой» последует «Нагасаки». Он боится, что гнев Божий вскоре может обрушится и на этот город. Опасения его были не напрасны. Об этом знали и его две дочери. Вот рассуждения его дочерей: «И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли.» (Быт.19:31)
Взрослые дочери Лота, искренно думали, что на земле не осталось мужчин, кроме их отца. Они заботятся о продолжении рода человеческого. Вы скажите: «но ведь Бог сжег не всю землю, а только несколько городов». А откуда им было это знать! Еще прибавьте сюда масштаб катастрофы. Они от шока еще не отошли. У них была память о потопе во дни Ноя, когда остался Ной и его семья. А здесь похожая ситуация. Только потоп — огненный.
Дочери торопятся: «отец наш стар» . У них мысль о продолжении рода. От кого? Только от мужчины. Из всех мужчин, по их мнению, остался только их отец. Поэтому они и решаются на известный поступок, предварительно хорошенько напоив отца вином. Для чего? Потому, что трезвым, Лот этого явно бы не сделал. Вы спросите: «а зачем он пил вино?» Люди употребляли вино всегда. Сухой закон не ввел даже Моисей в своем строгом законодательстве. Да и Лот, явно не подозревал о замыслах своих дочерей. Если учесть все эти нюансы и принять во внимание, то психологическое состояние в котором они пребывали, то лично у меня претензий к Лоту нет.

«так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится»

На этом повествование в книге Бытие о Лоте заканчивается. А потом его имя нам и не только нам напоминает Иисус Христос. Когда Иисуса спросили: «какой признак Твоего пришествия и кончины века?» , то Он вспоминает два события из глубокой древности. Мессия Израиля напоминает события о которых знали все. Эти события: потоп во дни Ноя и сожжение Содома во дни Лота.
«И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого:
ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех.
Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили;
но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лук.17:26-31).
Как в первом, так и во втором случае наблюдается одна и та же картина. С одной стороны — гибель грешников, с другой — спасение праведников. Для одних гнев, для других — милость. Одним — смерть, другим — жизнь. Разница лишь в том, что в первом случае Бог использует для уничтожения — воду, а во втором – огонь.
Иисус, в приведенных им примерах, уравнивает статус Ноя и Лота. Лот оказывается на одной, спасительной стороне рядом с праведным Ноем. Эти два благочестивых человека являются для всего мира учителями. Как Ною и Лоту Бог подарил жизнь, так и всем верующим в Иисуса Бог даст спасение и жизнь вечную. Как Бог покарал грешников в воде и огне, так все не уверовавшие в Евангелие пожнут смерть.

«сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю»

В заключении я дам один совет начинающим проповедникам. Если вы решили обличить чей-то грех, и вам нужен живой пример из Библии. В этом случае в Писании достаточно персонажей из «черного списка». Критикуйте Каина, обличайте Илия и его сыновей, мойте кости Саулу. В Писании достаточно фигурантов, своей жизнью показавших, что так жить нельзя.
Не трогайте людей, которых Писание называет — праведниками. Неужели вы не видите разницы между ними? Она колоссальна! И если праведник совершал грех, например, как Давид, то Писание прямо и откровенно оценивает такой поступок, как преступление. У Бога нет лицеприятия. Священное Писание — честная книга. Если же какой-то поступок святого, вам кажется не благовидным, то не торопитесь с выводами. Если Писание прямо и недвусмысленно не осуждает, не осуждайте и вы. Не будьте пьяны эмоциями. Прочитайте серьезные книги о культуре и обычаях того времени. Образованный проповедник, - лучше, чем необразованный. Поучитесь у Бога. Смотрите как рассуждает Судья всей земли, давая нам урок: «сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт.18:21)
В юриспруденции есть такое понятие как «презумпция невиновности». («Презюмируется» – т.е. предполагается.) Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным пока его виновность не будет доказана в суде. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Не спешите обвинять праведников, если их поступки пока вам не понятны. Если Писание (Бог) четко и недвусмысленно не осуждает, какой-либо поступок, на первый взгляд кажущийся вам не хорошим, то не осуждайте и вы. Бог судья или вы?! Если футбольный арбитр не свистит в свисток, мало ли что показалось болельщику у телевизора. И если спортивные судьи иногда ошибаются, то Бог — НИКОГДА!
Вспомните историю, когда Давид пересчитал народ Израиля. Если бы Писание не осудило его действия, то мы бы даже и не догадались, что Давид сделал неугодное в очах Божиих. Ну, пересчитал… и что? Что в этом плохого? Однако по реакции Господа, отраженной в Писании мы поняли, — Давид поступил не хорошо. Точно так же нужно рассуждать в случае, когда нам кажется, что поступок библейского персонажа не хорош, с нашей точки зрения. Мы должны смотреть на реакцию Судьи. Если Бог не осуждает, значит все нормально. Если Небесный Арбитр не свистит в свисток, — значит нарушения правил нет. Как говорили древние Римляне: «молчание — знак согласия». В противном случае, мы становимся умнее Бога.

ПОРОДНИТЕСЬ С ПРАВЕДНИКАМИ! ВСТУПАЙТЕСЬ ЗА НИХ! БУДЬТЕ БЛАГОРАЗУМНЫ!