М3 ли. Medium Tank M3 Средний танк М3 Ли (Грант)

Единственным средним танком, принятым на вооружение армией США между двумя мировыми войнами, был М2, который фактически представлял собой увеличенный по размерам легкий танк М2А4.

М2 — эта ничем не выдающаяся боевая машина — стала этапной для американского танкостроения, так как именно на ее основе был создан массовый средний танк М3, ставший «школьной партой» танковых войск армии США.

СОЗДАНИЕ

Первый вариант танка, выпуск которого начался летом 1939 года на государственном арсенале Рок-Айленд, вооружался 37-мм пушкой М6, установленной в многогранной конической башне, и восемью пулеметами «Браунинг» М1919А4 (четыре — в угловых спонсонах корпуса, два — в лобовом листе корпуса и два — зенитных). Экипаж состоял из шести человек. На втором варианте — М2А1 — использовали башню от легкого танка М2А4, немного усилили броню и форсировали двигатель. Массовое производство последнего — 1000 единиц — предполагалось развернуть на новом арсенале в Детройте, но 28 августа 1940 года заказ был аннулирован.

На такое решение сильнейшее воздействие оказали события в Европе: разгром Польши и Франции, поразительные успехи германских танковых войск. Большое впечатление произвели на американских военных и технические характеристики немецких танков. На их фоне стало совершенно ясно, что в общем-то неплохая 37-мм пушка в качестве вооружения среднего танка совершенно бесперспективна. Имевшуюся в наличии 75-мм пушку разместить в башне, заимствованной от легкого танка, было невозможно. Тут-то и возникла идея установить ее в правом бортовом спонсоне танка М2А1, естественно, произведя при этом необходимые доделки. Идею осуществили довольно быстро — 13 июня 1940 года тактико-технические требования к новому танку утвердил департамент вооружений, а спустя месяц он был стандартизирован под обозначением М3. Полноразмерный деревянный макет для показа представителям танковых войск (Armored Force) и промышленности изготовили в арсенале Рок-Айленд только в конце августа 1940 года. Первый опытный образец передали для испытаний на Абердинский полигон (Aberdeen Proving Grounds) в марте 1941 года.

ОТ «ЛИ» К «ГРАНТУ»

Поражение британских войск на Европейском континенте и потеря ими почти 2/3 танков заставили англичан обратиться за помощью к своему заокеанскому союзнику. Быстро восполнить потери за счет собственного производства Великобритания не могла. В конце июня 1940 года с берегов Туманного Альбиона в США прибыла специальная миссия. Предложение развернуть на американских заводах производство английских танков не вызвало у американцев никакого энтузиазма. Объяснялось это вполне прагматическими соображениями. В условиях готовящегося германского вторжения на Британские острова у американцев совсем не было уверенности в развитии событий в пользу Англии, поэтому загружать свои заводы производством боевой техники, не соответствующей американским стандартам, они не хотели. Речь могла идти только о поставках американских боевых машин. Этому способствовало и принятие 11 марта 1941 года закона о ленд-лизе, действие которого в тот же день распространилось на Великобританию.

Тем не менее англичане настояли на внесении изменений в первоначальный проект танка. В частности, их не устраивала слишком большая высота М3. По английскому проекту изготовили новую литую башню, ниже и шире стандартной, но имевшую тот же диаметр погона. Вместо командирской башенки ограничились круглым вращающимся двустворчатым люком. Высота при этом снизилась всего на 102 мм.

Английскую радиостанцию разместили в кормовой нише башни, ящики для снаряжения — по бортам кормовой части корпуса. Поскольку танки предназначались в основном для боевых действий в Африке, их оборудовали крыльями специальной формы, уменьшавшими облако пыли от гусениц. Переделанный таким образом М3 получил официальное английское название General Grant I. При этом стандартный американский образец не лишенные юмора англичане назвали General Lee I, присвоив таким образом вариантам одного и того же танка имена американских генералов, воевавших друг с другом во время гражданской войны в США.

МОДИФИКАЦИИ

Помимо основной и самой многочисленной модификации — М3, существовали и другие. С февраля по август 1942 года фирма «Америкэн Локомотив» выпустила 300 М3А1, отличавшихся от базового варианта только литым корпусом. Следует упомянуть, что некоторое количество М3 и М3А1 оснащалось дизелем Guiberson Т-1400-2. В январе 1942 года другое паровозостроительное предприятие — «Болдуин Локомотив» — изготовило 12 танков М3А2, имевших сварной корпус, а затем перешло на выпуск варианта М3А3. Он отличался от М3А2 дизельной силовой установкой «Дженерал Моторс» 6046 G-71 мощностью 375 л. с. На части машин посадочный люк в левом борту корпуса заварили. До декабря 1942 года было изготовлено 322 М3А3. С июня по август 1942 года «Детройт Тэнк Арсенал» выпустил 109 машин версии М3А4 с двигателем «Крайслер» А57 «Мультибенк» мощностью 370 л. с, представлявшим собой силовой блок из пяти автомобильных моторов. Длину клепаного корпуса пришлось увеличить до 6147 мм. Люк в левом борту корпуса ликвидировали совсем. Число траков гусеницы возросло до 83.

Была улучшена конструкция тележек подвески. Наконец, с января по декабрь 1942 года «Болдуин Локомотив» изготовил 591 М3А5-М3 с дизелем «Дженерал Моторс» 6046 G-71.

Все эти модификации по своим тактико-техническим характеристикам от базового варианта принципиально не отличались. Причины, побудившие заводы пойти на их выпуск, носили скорее технологический характер с учетом возможностей того или иного предприятия, традиционных заводов-смежников и т. д.

КОНСТРУКЦИЯ ТАНКА М3

Боевое крещение М3 получили в Северной Африке, в сражении при Газале 27 мая 1942 года в составе 7-й английской танковой дивизии. 167 «Грантов» оказались неприятной неожиданностью для немцев и итальянцев благодаря своим 75-мм пушкам.

Ксражению у Эль-Аламейна в октябре 1942 года в английской 8-й армии число «Грантов» достигло 600. В составе английских войск эти танки воевали в Африке вплоть до полного разгрома германо-итальянской армии Роммеля. При этом в боевых действиях принимали участие в том числе и американские экипажи.

Небольшое количество М3 доставили и в Великобританию. Еще в марте 1945 года «Ли» воевали против японских войск в Бирме в составе 150-го полка Королевского танкового корпуса.

М3 В БОЮ

Американские М3 впервые вступили в бой на Филиппинах в составе 192-го танкового батальона. В основном же они использовались в учебных целях как на территории США, так и за их пределами. Боевыми машинами этого типа были вооружены, например, полки 1 -й танковой дивизии армии США, переброшенные весной 1942 года в Северную Ирландию. Один из них — 13-й — принял участие в высадке американских войск в Марокко и в последующих боях в Тунисе, к концу которых почти все «Ли» заменили «Шерманами». В ноябре 1943 года М3 в составе 193-го танкового батальона ограниченно использовались в боях на островах Тихого океана на атолле Мекин — с 27-й пехотной дивизией и на Тараве — со 2-й дивизией морской пехоты.

М3 В СССР

Рассказ о танке М3 был бы неполным без упоминания о том, что эти боевые машины по программе ленд-лиза поступали и в Советский Союз. Правда, цифры поставок различны: американская печать сообщала о 1386 М3, отправленных в СССР (при этом неизвестно, сколько из них дошло по назначению), по данным же советских архивов, получено немногим более 900 машин. Советские танкисты не любили эту громоздкую и по сравнению с отечественными танками совершенно несуразную внешне машину. В Красной армии танк получил обозначение М3с («с» — средний), но танкисты с черным солдатским юмором называли его «братской могилой на семерых». В общем-то невысокие для 1942 года боевые качества танка усугублялись неприспособленностью к новым условиям эксплуатации. На советско-германском фронте М3с применялись в основном в 1942 году, а затем были заменены «Шерманами».

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Средний танк М3 был создан на основе танка М2 с использованием практически всех узлов и агрегатов силовой установки, трансмиссии и ходовой части последнего. Корпус — клепаный, собирался из плоских броневых листов на каркасе из уголков, причем лобовые листы имели сравнительно большие углы наклона, бортовые же располагались вертикально. Носовая часть корпуса — литая, состояла из трех деталей, соединенных между собой болтами. Отливка носовой части одновременно служила картером дифференциала и бортовых передач. Болтовое крепление облегчало разборку носовой части для демонтажа этих агрегатов и коробки передач. Для посадки и высадки экипажа в бортах корпуса имелись прямоугольные двери с лючками и смотровыми приборами. Крыша над моторным отделением выполнялась съемной. Кроме того, для облегчения обслуживания двигателя были предусмотрены двустворчатый люк в кормовом листе корпуса и люк в днище.

В спонсоне, представлявшем собой отливку специальной формы, приклепанную к лобовым листам корпуса и подбашенной коробке, в броневой маске на цапфах устанавливалась 75-мм пушка М2. Это орудие имело баллистику и боеприпасы, идентичные 75-мм французской пушке 1897 года. Последняя была принята на вооружение американской армии во время Первой мировой войны. Для вооружения танка использовалась и пушка М3, аналогичная М2, но с более длинным стволом, большей начальной скоростью и лучшими бронебойными характеристиками снарядов. Поскольку установка пушки уравновешивалась исходя из массы и габаритов М3, на более короткий ствол М2 приходилось крепить противовес. Пушка обслуживалась двумя членами экипажа: наводчиком и заряжающим. Прицельное приспособление к 75-мм пушке представляло собой телескопический прицел М21А1, смонтированный в перископическом смотровом приборе M1. Подобная конструкция применялась практически на всех американских танках периода Второй мировой войны. Горизонтальный угол наведения пушки составлял 32°, вертикальный -9… +18°.

Литая башня цилиндрической формы устанавливалась на шариковой опоре над боевым отделением со смещением влево от продольной оси танка. В сильно скошенной передней части башни были смонтированы 37-мм пушка М5 или М6, спаренный с ней 7,62-мм пулемет «Браунинг» М1919А4 и перископический смотровой прибор М2 со встроенным телескопическим прицелом М19А1. На крыше башни размещалась командирская башенка с пулеметом «Браунинг» и призматическим прибором наблюдения. Угол возвышения 37-мм пушки и пулемета в командирской башенке достигал 56°. Часть пушек имела стабилизатор наведения в вертикальной плоскости, для уравновешивания которого под стволом орудия к маске крепился цилиндрический противовес.

Про М-3-С. Так как моя тема, некоторые уточнения к ней.

Ещё более интересным соотношение иностранных танков выглядит по состоянию на 1 июня 1944 года. «Матильд» в действующей армии оставалось 48 штук, «Черчиллей» — 31 штука, М3л — 191 штука, а М3Ср — 143 штуки (включая 12 танков, поднятых с затонувшего транспорта в 1943 году). При этом, появление «Матильд» на фронте было эпизодическим, а «Черчилли» воевали севернее Ленинграда. «Неудачные» американские средние танки к этому времени всё ещё встречались в танковых бригадах.

Например, в июле 1944 года 19 М3Ср находилось в составе 41-й танковой бригады, в которой к 16 июля имелось также 32 Т-34-85 и Т-34. Действия 5-го танкового корпуса, в который входила бригада, во время Режицко-Двинской наступательной операции в июле 1944 года очень напоминали «подвиги» 1942 года. Первые несколько дней наступления были успешными, но к 22 числу начались упорные бои за Малиново. Из-за того, что пехота не поддержала действия танкистов, бригада понесла тяжёлые потери. Потери нёс и действовавший совместно с бригадой 48-й гвардейский тяжёлый танковый полк - сгорело 5 танков ИС-2, а 23 июля погиб командир полка. От 41-й танковой бригады к 26 числу осталось 6 танков, а 29 июля в бригаде числился всего один Т-34. Из 19 М3Ср 13 сгорело, 6 было подбито.


Строго говоря их в танковых бригадах к тому времени добивали. Из 143 упомянутых yuripasholok М-3-Ср 60 находились в составе с марта 1944 стоявшего в фронтовом резерве 5 танкового корпуса. Их собственно в марте-апреле насчитывавший менее чем 60 Т-34 корпус и получил. Танки (по памяти) получили по одному батальону 24, 41 и 70 танковых бригад.

В июле, для эксплуатации успеха операции Багратион, 2 Прибалтийскому Фронту Ставка выделила лимиты Т-34/85. Новейшими советскими танками генерал армии А.И. Еременко решил вооружить свой пока не участвовавший в боях ударный кулак - 5 танковый корпус генерал-майора М.Г. Сахно, передав "лишние" для 5 ТК М-3-С в состав армейских танковых частей.

Решение для фронтового штаба было вполне логичным, но в нем присутствовало два НО:
1. "Старый" личный состав корпуса в течении 3-4 месяцев занимавшийся боевой подготовкой под руководством кровно заинтересованного в этом командования, был просто не сравним с традиционно на отъебись подготовленным в учебных и запасных частях личным составом маршевых рот Т-34/85. По данным отчета командира 41 тбр полковника Корчагина наезд механиков-водителей полученных бригадой тридцатьчетверок составлял всего лишь 3(три) часа. Что еще цветочки на фоне оценки подготовки офицерского состава - " офицерский состав не имел понятия о маневре танка". Как из этого можно догадаться, никакого боевого слаживания танковых взводов и рот в запасных танковых полках реально не производилось, а подготовка наводчиков вряд ли превосходила подготовку мехводов. Что же касается стрелков- радистов, если быть точным радиотелеграфистов-пулеметчиков старших, то три полученные первыми маршевые роты, которыми укомплектовали 1 танковый батальон 41 ТБР капитана К.И.Орловского, имели их только в экипажах командиров взводов и рот, роты принятые позднее - не имели вовсе.

2. Небоеготовые маршевые роты корпус получал, сводил в танковые батальоны бригад и отправлял в бой прямо с колес, в процессе боевых действий. 24 и 70 танковые бригады провоевали всю операцию формально в двухбатальонном составе (батальон Т-34 и батальон Т-34/85), а 41 тбр в трех: 1 тб на полученных перед началом операции Т-34/85, 2 тб на М-3-С и 3 тб тоже на Т-34/85. К слову именно 3 танковый батальон бригады капитана Н.И.Мороза, прибывший в распоряжение комбрига вечером 21 июля и 22 пошедший в свой первый бой, обер-лейтенант Кариус и фельдфебель Кершер в Малиново и разделали - сгорело 6 ведуших перестрелку с немецкими самоходками и не наблюдавших за тылом Т-34/85. Попутно досталось попытавшимся выручить Мороза танкистам 48 гв.ттп (сгорело 5 ИС-2) и двум последним танкам 1 тб, к югу от Малиново исправлявшим полученные после авиаудара повреждения. Оба комбата в бою погибли - капитан Орловский сгорел в танке, а капитан Мороз видимо и был тем самым "майором - Героем Советского Союза" из мемуаров Отто Кариуса, застрелившимся не желая сдаваться в плен. Место расположения сгоревшего Т-34/85 №450 соответствует указанному Кариусом, показан погибшим только с 28 июля, когда нашли тело.

Однако вернемся к "Генералам Ли" корпуса. 40 М-3-С (матчасть танковых батальонов 24 и 70 тбр) были переданы армейской 118 отдельной танковой бригаде с экипажами до командиров рот включительно. 20 "американцев" в корпусе остались видимо только для того чтобы не оставить 41 тбр совсем без матчасти - на апрель в ней числилось всего лишь два Т-34. Оба из них "дожили" до Режицко-Двинской операции или один тот что сгорел в ней по документам неясно, Т-34/85 от Т-34 там от друг друга не отделяются. Один из этих 20 американских танков, видимо машина учебно-боевой группы, на 16 июля находился в среднем ремонте. Цитируемое Юрием донесение было несколько коряво составлено.

Безнадежно устаревшие для 1944 года "Генералы Ли", благодаря хорошей подготовке экипажей и офицеров ротного звена в боях операции показали себя великолепно. Если исходить из расхода боеприпасов американцы выдали совершенно несравнимую эффективность и интенсивность участия в боевых действиях сравнительно с практически небоеготовыми подразделениями Т-34/85 корпуса. Как видимо и экипажи Т-34 (76), хотя их настрел при трех противотанковых 76 мм артбатареях в тбр и артдивизионе 5 мсбр, а также СУ-76 1515 САП заметно сложнее отследить.

41 танковая бригада как открыла список потерь в операции тремя М-3-С, сгоревшими от огня ПТО и самоходок при форсировании р.Сарьянка 17 июля (б/н 461 корпус №3010458 и б/н 485 корпус № 4240 в д.Синица, б/н 462 корпус №3010453 в д. Новые Морозы) так и закончила ими же, когда 28 июля в боях за станцию Дауремская в бригаде сгорел последний исправный танк 2 тб и бригады в частности - М-3-С б/н 451 корпус №3010377. Судя по динамике наличия боеготовых танков, выходили из строя по боевым повреждениям американцы далеко не шесть раз.

118 отбр в Режицко-Двинской операции потеряла сгоревшими 18 "Генералов Ли" из 40.

США вступили в Первую мировую войну лишь в самом ее конце, что дало им множество различных выгод. Но американские военные считали, что война продолжится до 1919 года, а отсюда следовал логичный вывод, что для победы им будут нужны танки: как тяжелые танки прорыва, так и совсем легкие – "кавалерийские". Первому требованию соответствовали британские машины Мк, а вот вторым – легкие французские танки FT-17. На их-то основе американские инженеры (вместе с английскими) и разработали, а затем и выпустили танк Mk VIII – по сути дела, венец тяжелого танкостроения периода Первой мировой войны, а затем и совсем легкий и миниатюрный двухместный танк "Ford М 1918", известный в России как "Форд-З-х тонный". И тот, и другой конструкторы создавали, учитывая, как собственный боевой опыт, так и опыт англичан и французов. Зная возможности своей промышленности, американцы не церемонились: заказали сразу 1500 танков Mk VIII, названных "Liberti" (Свобода) или "Internatiоnаl" (Международный), поскольку танк этот создавался сразу на двух континентах, и целую армаду из 15 000 танков "Ford М 1918". Но ко времени подписания перемирия успели сделать лишь один танк Mk VIII и всего 15 машин "Ford М 1918". После этого их производство прекратилось, и почему - понятно.

Танк М3 работы ныне покойного Вячеслава Веревочкина. Жил такой у нас в России человек, дома, своими руками создавал танки «на ходу» и с качеством, которое вы видите на этом фото. Но… люди на планете Земля, к сожалению, умирают. Хотя с другой стороны остается то, что создано их руками.

Генерал Роккенбак предпринял попытку реорганизовать танковые части армии США таким образом, чтобы они стали самостоятельным родом войск. Его предложения были поддержаны такими боевыми командирами, как Джордж Паттон, Серено Бретт и Дуайт Эйзенхауэр. Но… майоры они и есть майоры. Слушать их тогда никто не стал. Более того, в 1920 году Конгрессом США был принят важный документ – Акт о национальной обороне, по которому создавать танковые части в качестве отдельного рода войск было запрещено. Ну, а те танковые части, что уже имелись, передавались в пехоту.
Тем не менее, новые машины разрабатывались, строились и испытывались. Например, в 1930 году появился опытный танк Т2. При весе в 15 т., что соответствовало выданному военными заданию, на него поставили мощный авиационный мотор "Liberti" в 312 л.с. Вооружался этот танк следующим образом: 47-мм пушка и крупнокалиберный пулемет в корпусе, а в башне была установлена 37-мм пушка и еще один спаренный с ней пулемет винтовочного калибра. Особенностью танка был мотор спереди и «дверь» в корпусе сзади, как и у англичан на танке "Vickers Medium Mk I", так что забираться в этот танк было очень удобно.


Танк Т2.

Действительно, внешне он был очень похож именно на английский средний 12-тонный танк "Vickers Medium Mk I", да собственно его и выбрали на роль перспективного прототипа будущего среднего танка США. Построенные танки отправились в смешанную механизированную часть в форт Эустис в Вирджинии. Это экспериментальное подразделение состояло из военных автомобилей, конницы и артиллерии на механической тяге. Затем была создана еще одна танковая часть в форте Нокс в штате Кентукки. Но реальных результатов все эти эксперименты не дали.


Весь ранний американский танковый парк.

Тогда в США работал талантливый конструктор броневых машин Джон Уолтер Кристи, "эксцентрик" - как его прозвали американские военные, человек при всех своих талантах, а может быть, как раз и благодаря им, весьма неуживчивый и крайне увлекающийся. Он предложил Департаменту вооружений ряд образцов своих колесно-гусеничных танков и самоходных пушек. Армейские офицеры, отличающиеся своей традиционной недоверчивостью, приобрели у него только пять танков для участия в войсковых испытаниях, но после них его машины отвергли. Хотя конструкции Кристи в других странах нашли свою вторую жизнь! Его идеями воспользовались в Англии, СССР и Польше. Как известно, именно в СССР произвели около 10 тысяч колесно-гусеничных танков разных модификаций, начиная с БТ-2 и заканчивая дизельным БТ-7М, в основу которых была положена конструкция танков Кристи. Ведь даже на легендарных Т-34 стояла его подвеска. И она же использовалась на всех британских крейсерских танках, включая "Ковенантер", "Крусейдер", "Сентор", "Кромвель" и "Комету".


"Ford М. 1918". Вид спереди.

Вот так, в долгих поисках, 30-е годы и прошли. Было построено целое семейство средних танков ТЗ, Т4, Т5 и также их модификации, но в серию ни одна из этих машин так и не пошла.


Проекции "Ford М. 1918".


Вот эта фотография дает наглядный пример того, как тесно было в этом танке.

Но вот наступило 1 сентября 1939 года и танковые клинья Вермахта за какие-то 18 суток насквозь прошли Польшу и встретились с такими же танковыми клиньями РККА, вошедшей в Западную Украину и Белоруссию, с другой стороны. Да и дальнейшая война в Европе, которая закончилась стремительным разгромом французской армии и катастрофой под Дюнкерком, наглядно показала США, что война стоит на пороге, и что отсидеться за океаном не удастся. Значит, и воевать придется всерьез. А как можно воевать, не имея современных танков?


"Ford М. 1918" в музее генерала Паттона.


Ведущее колесо.

И тут разом все американские военные и сенаторы прозрели и увидели, что их страна очень сильно отстает в развитии своих танковых войск. Собственно, их просто нет. Вот даже как! И потому реакция на это последовала весьма быстро. Уже в июле 1940 года генерал Джордж Маршалл и генерал Стафф отдали приказ генералу Эдну Р. Чаффи все бронетанковые подразделения вывести из состава пехотных и кавалерийских соединений и в кратчайший срок сформировать сразу две танковые дивизии совместно с батальонами поддержки. 30 июня 1940 года принимается Национальная программа по развитию армии, а уже 10 июля генералом Чаффи было начато формирование новых бронетанковых частей. Все выпущенные танки поступали ему и никому больше. Для вооружения новых дивизий планировалось выпустить сразу 1000 танков, при этом выпуск должен был составлять по 10 машин за сутки.


Танк Кристи модели 1921 года на испытаниях.

Был срочно принят средний танк М2А1 образца 1939 года, представлявший собой усовершенствованный вариант танка М2. Машина была спроектирована Рок-Айлендским арсеналом и представляла собой дальнейшее развитие все того же опытного танка Т5. При весе в 17,2 т М2 имел броневую защиту толщиной в один дюйм (25,4 мм), вооружался 37-мм орудием М6 и семь (и еще один запасной) 7,62-мм пулеметами "Browning" М1919 А4, расположенными по всему периметру корпуса, а также в башне. Двигатель "Wright Continental R-975" имел девять цилиндров и мощность в 350 л.с., что давало танку скорость в 26 миль/час (или 42 км/час). М2А1 получил броню толщиной 32 мм – по сути, как у германских танков, башню большего размера и двигатель в 400 л.с. Вес увеличился, но скорость осталась прежней. Тем не менее, все эти ухищрения ни к каким особо положительным результатам не привели: танки оставались старомодными, имели высокие прямые борта и были не слишком-то хорошо вооружены для машин своего класса, поскольку для армии уже производились легкие танки М2 с точно такой же 37-мм пушкой и достаточно мощным пулеметным вооружением.


Средний танк М2. Интересно, что танк имел экипаж из 7 человек: водителя, командира-наводчика, заряжающего и 4 пулеметчиков. Более того, на танке крепилось две треноги для пулеметов - снять, установить и вести огонь с земли и имелось два люка на крыше спонсона и два шкворня для пулеметов и зенитной стрельбы! Танк имел семь пулеметов! Рекордное количество для однобашенного танка. Прямо по курсу огонь могли вести одновременно пять!

В июне 1940 года генерал-лейтенант Вильям Надсен, создавший компанию "General Motors Corporation” и К.Т. Келлер – президент корпорации "Chrysler", по совместительству руководивший национальной программой по обороне, договорились, что М2А1 на своих предприятиях они выпускать не будут, так как это требует полной перестройки всего производства. Они решили, что куда больше заработают на производстве автомобилей для армии. Заказ же на танки они решили передать двум концернам: "American Locomotive company" и "Baldvin". Но тут совершенно неожиданно Конгресс выделил под их производство 21 млн. долларов, включая финансирование и строительство нового танкового завода. Тогда К.Т. Келлер поспешил заверить генерала Вессона, начальника артиллерии армии США, что его корпорация готова выпускать любые танки. Договорились, что за 18 месяцев будет произведен 1741 танк. Таким образом, "Chrysler" получил всего 4,5 месяца на то, чтобы перестроить свое производство и на представление проекта строительства независимого от прочих поставщиков арсенала.

Дальше дело обстояло так: в Рок-Айленде построили две опытных машины М2А1 (отличавшихся от базовой модели наклонной броней башни), и генерал Вессон позволил инженерам фирмы "Chrysler” изучать их, что и было сделано. И не просто сделано: инженеры сделали все, что требовалось, чтобы эти танки их фирма могла выпускать! Уже 17 июля 1940 года М2А1 производства концерна "Chrysler” оценили в 33,5 тыс. долларов. Эту цену артиллерийский комитет принял в качестве "плавающей". Затем за месяц контракт был тщательно проработан и уже 15 августа подписан. 1000 танков М2А1 фирма должна была передать армии США к началу августа 1940 года, а их производство должно было начаться не позднее сентября следующего 1941 года. Этот срок обозначил сам концерн "Chrysler", посчитав один месяц вполне достаточным сроком, чтобы подготовиться к выпуску новой продукции.

Сначала "Chrysler" сделал два деревянных макета М2А1 по чертежам, которые были получены из Рок-Айленда. Но уже 28 августа 1940 года старый заказ на 1000 танков М2А1 армия аннулировала, несмотря на то, что 18 штук все-таки сделать успели. Часть этих танков отправили… в Западную Сахару. Найти информацию об их участии в боевых действиях не удалось. Известно, что в 1941 году один из танков получил вместо орудия огнемет, а бак с горючей смесью установили на него в корме. Машине присвоили индекс М2Е2, но она опытным образцом так и осталась.


Абердинский полигон. Танк М2 средний.

В это время закончилась дискуссия о возможности вооружения танка М2А1 75-мм пушкой (что, кстати, было предусмотрено еще в проекте танка Т5Е2), и по ее результатам как раз и был создан совершенно новый и "внеплановый" танк. Проектный отдел Абердинского полигона подготовил всю необходимую проектную документацию всего лишь за три месяца. Танку дали обозначение М3 и имя собственное – "General Lee", в честь генерала Роберта Эдуарда Ли (1807-1870 гг.), который во время Гражданской войны Севера и Юга 1861-1865 гг. в США был главнокомандующим армии южан.


Абердинский полигон. Танк М3 "General Lee".

Создатели танка М3 поставили 75-мм орудие в бортовой спонсон в правой части корпуса, как на французском танке "Шнейдер" Первой мировой войны. Это было самое простое решение, поскольку установка была наподобие корабельных орудий, станки к которым были хорошо отработаны. Кроме того, 76-мм орудие, установленное в танке, отличалось большой мощностью, и конструкторы не были уверены, будет ли оно хорошо работать в башне. В этом проявилась определенная доля неуверенности американских конструкторов и в своих силах, но вдобавок еще и нежелание отказаться от привычных взглядов на танки, как на подвижные доты, которые должны были вести огонь, стоя неподвижно. Наверху установили литую вращающуюся башню, сдвинув ее влево, а в ней установили 37-мм орудие, спарив его с пулеметом. Маленькая башенка сверху также получила пулемет, который командир танка мог использовать как для самообороны от пехоты, так и для стрельбы по самолетам.

(Продолжение следует…)

Северная Африка.

Верные своим обязательствам США ещё в 1941 г. прорабатывали возможность совместной высадки с силами Британского Содружества в Северной Африке, где предполагалось открыть «Второй фронт» и окончательно решить проблему с итало-немецким присутствием на этом континенте и вывести из войны Францию. Окончательный вариант был одобрен несколькими месяцами позднее – целью стал алжирский порт Оран, где 8 ноября 1942 г. был высажен крупный десант союзных войск в составе Центральной оперативной группы. Американские бронетанковые силы на этом участке фронта были представлены несколькими соединениями, среди которых самым крупным была 1-я бронетанковая дивизия (1th Armored Division). Планы союзников действительно оправдались, но далеко не сразу. Средними танками М3 было оснащено только одно подразделение – это был 13-й танковый полк, сформированный 15 июля 1940 г. на базе 13-го кавалерийского полка 7-й кавалерийской бригады.

Разумеется, в сражения американцы вступили не сразу. После серии локальных боёв с французскими войсками, капитулировавшими спустя сутки, наступила продолжительная пауза, пока союзники проводили перегруппировку. Боевое крещение американские танки из состава 2-го батальона приняли 26-го ноября, когда батальон легких танков М3 вступил в бой с немецкими танками из состава 190 Pz.Abt.

Далее, 28 ноября американцам была поставлена задача «поддержать огнем и маневром» Нортхэмптонширский полк английской пехоты, атаковавший позиции противника у Джедейи. Не имевшие никакого боевого опыта американцы показали себя не с лучшей стороны – часть танков была расстреляна несколькими замаскированными противотанковыми орудиями немцев, а остальным пришлось отойти на исходные позиции. Следующие столкновения с немцами для 13-го полка также ничем хорошим не закончились. Достаточно сказать, что уже к декабрю 1942 г. общие потери составили 84 легких танков обоих батальонов и 40 средних танков 2-го батальона. В тот же период началось постепенное переоснащение этот батальона на танки М4, но ими успели оснастить только одну роту. Даже сами американские танкисты признавали, что средние М3 явно слабее немецкого Pz. IV с любым орудием.

Настоящий разгром был учинен 1-й бронетанковой дивизии в ходе Кассеринского сражения, где ей противостояли подразделения 10-й и 21-й немецких танковых дивизий. Только в течение 14 - 15 февраля 1943 г., в ходе боёв у Сбейтлы (Sbeitla), немцам удалось уничтожить практически все средние танки М4 обоих батальонов 1-го танкового полка и М3 из 3-го батальона 13-го танкового полка. Относительно повезло 3-му батальону, который до этого оставался в арьергарде. Поставленные в засаду танки М3 в ходе боя 17 февраля подбили 5 немецких Pz. III и Pz. IV. Спустя четыре дня батальон, при поддержке британских частей, был брошен для отражения атак противника под Джабель-эль-Хамру.

Несмотря на жестокие (по американским меркам) потери использование танков М3 продолжалось вплоть до мая 1942 г., пока в Тунисе не капитулировали остатки итальянских и немецких войск. По состоянию на начало месяца 1-й дивизии ещё оставался 51 средний танк М3 и 178 М4. «Ли» находились в составе только трех танковых батальонов и, небольшое количество, во 2-м батальоне 13-го полка. Последняя крупная операция с их участием состоялась в марте 1943 г., во время штурма Бизерты – здесь танки М3 подержали наступление 34-й дивизии. Оставшиеся машины впоследствии передали частям Свободной Франции.

Тихий океан.

Совсем немного послужили танки М3 на Тихом океане. Первыми и последними «понюхали пороху» танкисты 193-го танкового батальона 27-й пехотной дивизии, участвовавшие 20 - 23 ноября 1943 г. в боях за атолл Тарава и близлежащие острова архипелага Гилберта. Собственно, подразделения батальона атаковали не саму Тараву, а атолл Мэкин (Makin), располагавшийся рядом с ней. Операция была спланирована очень тщательно, поскольку десанту предстояло преодолеть широкую песчаную отмель, где танки и солдаты были как на ладони перед японскими пулеметными гнездами и артиллерией.

Средние танки роты А (Company A) входили во вторую волну десанта и должны были огнем своих 75-мм орудий поддержать атакующую японские укрепления пехоту, а также прикрыть огнем амфибийные машины LVT. Японцы были готовы к нападению и задолго до прибытия американцев успели возвести целую сеть оборонительных сооружений. Наиболее мощным из них являлся Западный Танковый Барьер (West Tank Barrier), практически непреодолимый для легких «стюартов». Впрочем, 193-й батальон располагал машинами обеих типов.

Утром 23-го ноября 1943 г. в бой пошли средние танки модификации М3А5, достаточно быстро сломившие сопротивление японских войск, хотя операция прошла не совсем так, как планировали американцы. Первыми, между 09:10 и 09:23, на берег выгрузили два средних танка с транспорта «Belle Grove» – им предстояло обеспечить огневое прикрытие для легких танков, амфибий и пехоты, уже успевших выгрузиться с первого транспортного судна. В скором времени подоспел и третий транспорт с 16 амфибиями. Первая волна нападавших залегла, не пройдя и 100 метров – положение для танкистов осложнялось типом местности – по сути, танки двигались по залитому водой ровному пляжу. В то же время LVT смогли продвинуться немного дальше и средние танки роты А оказались между ними. Несмотря на то, что атакующая группа двигалась по мелководью, два М3 попали в воронки от снарядов, которые были неразличимы в мутной воде, и заглохли. Экипажи попытались выбраться из остановившихся машин, но тут же были скошены огнем из пулеметов. Остальные танки старались маневрировать среди рифов, находясь под постоянным обстрелом 37-мм противотанковых орудий японцев. Командир батальона капитан Роберт С. Браун впоследствии признавал, что в тот момент бой вошел в критическую стадию. Ситуация осложнялась также тем, что танкисты вели огонь по японским укреплениям в буквальном смысле сквозь нестройные ряды LVT и часть амфибий получила повреждения от танковых орудий. Впрочем, оборону всё же смогли прорвать в нескольких местах. Экипажу одного из М3 удалось-таки миновать полосу обстрела из противотанковых пушек и, избежав подрыва на минном поле, подавить одно пулеметное гнездо. По оценке командира танка всего было выпущено 100 снарядов, из которых не менее 30 легли в цель, убив немало солдат противника. Как только ситуация стабилизировалась экипажи LVT и М3 приступили к тотальной зачистке пляжа. Фактически, между 10:58 и 11:30 американцы уже овладели контролем над ситуацией и дальше, как говориться, было делом техники. Спустя час кольцо вокруг Барьера было сомкнуто, в чем немалую роль сыграл своевременный подход легких танков «стюарт».

После 12:00 японцы начали отступать в лесной массив, оставляя на передовой только небольшие группы солдат и снайперов. В это время танки рот А и F предприняли выдвижение вглубь острова, не вступая в бой с противником. Примерно в 12:30 танковая группа попала под обстрел 37-мм противотанковых орудий и командир роты F запросил поддержки. Вперед выдвинулось пять средних М3, начавших методично зачищать местность от пулеметных точек. Спустя час танки достигли южного конца острова, где встретили сильное сопротивление японской пехоты. В это де время рота G, при поддержке трех средних М3, продвигалась вдоль дороги – здесь японцы оборудовали две долговременные огневые точки с тяжелыми пулеметами и ещё предназначалась для 37-мм пушки, но была оснащена только пулеметами. Два первых ДОТа удалось уничтожить достаточно быстро, а вот с третьим возникли проблемы. Тем не менее, к 16:00 «коробочка» захлопнулась. Две американские группы зажали японские войска без всякой возможности на прорыв, а финальным аккордом стала атака четырех средних танков М3, огнем своих 37-мм и 75-мм пушек подавивших последние крупные очаги сопротивления. Другие четыре М3 не менее успешно действовали на восточной стороне острова, причем активную поддержку им оказали 105-мм полевые орудия, выгрузившиеся вслед за десантниками.

В общей сложности, к 17:00 сопротивление японцев на Мэкине стало носить очаговый характер и к исходу дня остатки оборонявшихся начали сдаваться в плен. Действия танкистов 193-го танкового батальона можно было оценить как успешные, однако, на острове не хватало мощных противотанковых средств, а японских танков там не было совсем. После этого американская армия средние танки М3 в боях не использовала (если не считать машин на их базе), поскольку в 1943 г. основы танковых сил США составляли более новые М4 «Sherman».

М3 был первым средним танком, начавшим поступать на вооружение формирующихся бронетанковых частей и соединений американской армии. Его особенностью является расположение вооружения в три яруса. В нижнем ярусе, в спонсоне, установлено 75-мм орудие с углом горизонтального наведения 32 градуса. Второй ярус представляет собой башню кругового вращения с установленным в ней 37-мм орудием и спаренным с ним пулеметом. В третьем ярусе, в башенке, размещен пулемет, из которого можно вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям. Для поворота башни с 37-мм пушкой, кроме механического привода может, использоваться и гидравлический. Наведение орудия по вертикали осуществлялось механическим приводом. Использовались перископические прицелы и призменные приборы наблюдения. Башни и корпус изготовлялись литыми, сварными и клепаными. В частности, носовая часть, спонсон и башня изготовлялись методом литья. Конструкция машины в целом была неудачной: недостаточная толщина брони, слишком большая высота, вызванная отчасти применением звездообразных авиационных двигателей, отчасти неудачным размещением вооружения, невысокая огневая мощь, несмотря на большое число единиц вооружения. Тем не менее танк выпускался крупными сериями с 1939 по 1942 год, когда его сменил в производстве более совершенный М4. Всего было выпущено 6258 M3 в шести модификациях, отличающихся друг от друга в основном маркой двигателя и технологией изготовления отдельных деталей корпуса и башни.

Быстрота, с которой разработали и запустили в производство M3, возможно, не имеет аналогов в истории бронетехники. Решающую роль в развертывании массового производства сыграло строительство Детройтского танкового арсенала (в Мичигане, Центр Лайн), который быстро сориентировали на производство. В сентябре 1939 года, когда началась война в Европе, артиллерийско-техническая служба запланировала выдачу контрактов на массовое производство боевых машин предприятиям тяжелого машиностроения, и фактически первым из них легкий М2А4 начал выпускаться фирмой "Америкэн Кар энд Фаундри".

События мая-июня 1940 г. в Европе, заставившие принять новую американскую национальную программу вооружения, показали, что танки - особенно средние - понадобятся в значительно большем количестве, чем предполагалось еще в октябре 1939 г. Фактически в соответствии с потребностью Армии США требовалось выпустить около 2000 машин в течение следующих 18 месяцев, для сравнения имевшийся заказ на 400 легких машин выглядел ничтожным. Президент "Дженерал Моторз Компани" Уильям С. Надсен, будучи членом Совещательной комиссии по национальной обороне, отвечавшей за координацию работ американской оборонной промышленности, считал, что предприятия тяжелой индустрии, производившие в сравнительно небольших количествах продукцию, не могли поставлять танки в возрастающем количестве, чего требовала обстановка, сложившаяся к июню 1940 г.

С точки зрения Надсена, танковая промышленность была аналогична автомобильной, за исключением производства брони. Хотя АТС не соглашалась с такой позицией, она признала необходимость дальнейшего расширения танкового производства и использования опыта специалистов автомобильной промышленности в организации массового производства. Британскую танковую комиссию направили в США в июне 1940 г., когда англичанам катастрофически не хватало танков, для выбора американских машин для британской армии и приспособления британской бронетехники для производства в США.

Консультативный комитет национальной обороны отказался от производства английских боевых машин из-за отсутствия производственных мощностей, необходимых для реализации американской танкостроительной программы. Тогда Британская комиссия ограничилась только выбором M3. В октябре 1940 года англичане заключили контракт с "Болдуин", "Лима" и "Пульман" на производство M3. Эти танки, строившиеся и оплачивавшиеся британцами по первоначальному контракту, получили литые башни, радиостанции, установленные в корме башни, а не в корпусе, как в американском варианте. Башни были длиннее американских, стоявших на M3 за счет кормовой ниши и имели лючки для стрельбы из личного оружия.

Командирскую башенку убрали, да и сама башня была ниже, что уменьшило высоту танка. Эта модификация получила британское обозначение "Грант" (в честь американского генерала Улисса С. Гранта, командовавшего войсками северян в годы гражданской войны. Читайте также - "Танк М24 "Чаффи"), и все 200 заказанных машин с начала 1942 г. поставили 8-й Армии в Западной пустыне. Во время большого сражения у Газалы 27 мая 1940 г. 167 "Грантов" составили основную силу 4-й бронетанковой бригады. Первое время британская армия получала танки, превосходившие по огневой мощи все германские, имевшие 75-мм пушку, способных стрелять бронебойными и фугасными снарядами. M3 "Грант" значительно подняли моральный дух британских танкистов, помогли повернуть колесо Фортуны в пользу британских сил, кроме того, под их впечатлением в Великобритании началась разработка пушки "двойного назначения" для британских машин.

11 марта 1941 г. был утвержден закон о ленд-лизе. В Великобританию стали поставлять и стандартные средние танки M3, которые получили обозначение "Ли" (еще один пример британского юмора - во время гражданской войны генерал Роберт Э. Ли был главнокомандующим армий южан).

К июню 1942 г. 8-я Армия в Египте получила еще 250 M3 , и к началу сражения под Эль-Аламейном в октябре 1942 г. было поставлено около 600 этих машин. С июня 1942 г. в ремонтном парке возле Каира американский персонал переучивал британские экипажи на средние танки M3 (позднее - М4).

Небольшое количество M3 доставили в Великобританию для обучения и использования в качестве специальных машин, но основная часть в британской армии применялась на Ближнем Востоке.

Когда М4 сменили M3, последние перебросили в Бирму британским частям, оснащенным тогда "Матильдами", "Стюартами", и "Валентайнами". Часть их передали Австралии.

Модификации


Тактико-технические характеристики

Боевая масса
Размеры:
длина

5640 мм

ширина

2720 мм

высота 3125 мм
Экипаж