Хуммель бой прямой наводкой на карте рудники. «Hummel» - немецкая самоходная артиллерийская установка

Немецкая самоходная артиллерийская установка, сконструированная фирмой Alkett на базе специализированного шасси GW III/IV, разработанного фирмой "Deutsche Eisenwerke" и объединяющего в себе узлы и агрегаты танков Pz.III и Pz.IV. Самоходка "Хуммель" по конструкции был идентична другой германской САУ - "Насхорн", однако в отличие от последней являлась не истребителем танков, а гаубичной САУ.

Описание

Массовое производство САУ "Hummel" началось зимой 1943 года. Наряду с другими самоходными гаубицами(такими как "Bison","Wespe","Nashorn"), "Хуммель" был очень удачной машиной, позволявшей оказывать мощную огневую поддержку наступающим или обороняющимся войскам. Как и любая гаубичная САУ, "Hummel" мог разворачиваться на позициях намного быстрее, чем обычная буксируемая артиллерия. Мощное 150мм орудие давало возможность эффективно поражать практически любые цели на поле боя. Огонь вёлся в основном осколочно-фугасными снарядами, хотя в боекомплекте также могли находится бронебойные, бетонобойные и дымовые снаряды. В мае 1943 года эти САУ впервые поступили в германские войска. Первое время ими оснащались только танковые войска СС, но постепенно они начали появляться и в Вермахте. Германские артиллерийские полки как правило имели в своём составе одну батарею самоходок "Хуммель" - 6 машин. Мобильность этой САУ позволяла ей стремительно перемещаться за танками и пехотой в наступлении, оказывая необходимую поддержку огнём. Любые полевые укрепления без труда поражались мощной крупнокалиберной пушкой "Хуммеля". На базе этой машины был создан транспортёр боеприпасов, представлющий собой фактически тот же самый "Hummel", но со снятым орудием. При необходимости он мог быть быстро переоборудован в САУ - достаточно было установить орудие. Если коротко охарактеризовать эту САУ, то главными её преимуществами были мобильность и высокая огневая мощь, позволяющая унчтожать долговременные огневые точки противника, полевые укрепления, разрушать здания, занятые пехотой противника. Из недостатков стоит отметить малый возимый боекомплект и открытую сверху рубку, что делало экипаж "Хуммеля" несколько более уязвимым при обстрелах артиллерии или атаках с воздуха, хотя сама круговая стенка надёжно защищала от пуль и осколков снарядов. Кроме того открытая рубка доставляла неудобства экипажу при боевых действиях в плохих погодных условиях, например при проливном дожде. Германские заводы выпускали эту боевую машину вплоть до конца существования гитлеровского Рейха - одна из лучших германских САУ, "Hummel", производилась и использовалась с 1943 по 1945 год.

Прототип самоходной гаубицы "Хуммель" был создан в 1943 году. В том же году было начато ее серийное производство. Самоходная гаубица конструктивно аналогична самоходному противотанковому орудию "Насхорн", но вместо 88-мм противотанковой пушки в боевой рубке на станке установлена качающаяся часть полевой 150-мм гаубицы "18/40" с длиной ствола 30 калибров. Гаубица могла вести огонь осколочно-фугасными снарядами весом 43,5 кг на дальность до 13,3 км. В связи с тем, что использовались выстрелы раздельного заряжания, скорострельность была относительно невелика. Для уменьшения силы отдачи на части гаубиц были установлены дульные тормоза. Для управления огнем использовались прицелы, обычно применяющиеся в полевой артиллерии, так как самоходная гаубица, как правило, использовалась как орудие полевой артиллерии. Однако в отличие от обычных орудий, она была способна в любой момент открыть огонь, имела хорошую проходимость и высокую маневренность, то есть обладала качествами, необходимыми для поддержки танков. Серийное производство 150-мм гаубиц "Хуммель" продолжалось с 1943 года до конца войны. Всего было выпущено 724 самоходных орудия и 157 транспортеров боеприпасов.

Первые Hummel были поставлены в войска в мае 1943 года; массово стали применяться, начиная со сражения на Курской Дуге летом того же года, и воевали на всех фронтах вплоть до конца войны. Хотя основным предназначением САУ была стрельба с закрытых позиций, не столь уж редким было её использование и для непосредственной поддержки пехоты огнём прямой наводкой. В этом качестве она была опробована практически сразу же, под Курском. Ввиду ограниченного возимого боекомплекта в 18 артиллерийских выстрела, для вооружённых Hummel частей был разработан бронированный подвозчик снарядов, который по сути был той же САУ без вооружения, с заделанной броневым листом орудийной амбразурой в рубке. Он перевозил 90 снарядов и каждая батарея Hummel по штату должна была иметь две таких машины снабжения. При необходимости прямо в полевых условиях гаубицу s.FH.18/1 можно было установить на подвозчик боеприпасов, превратив его в полноценную САУ. В начале 1945 года производство Hummel и машин снабжения на его базе было прекращено. Всего было выпущено около 724 САУ (с учётом прототипов и переделок из повреждённых Panzerkampfwagen IV) и 157 транспортёров боеприпасов к ним.Первые самоходки, получившие официальное обозначение 15 cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschutzwagen III/IV , а несколько позднее и имя собственное «Хум-мель» («Шмель»), были выпущены в самом конце 1942 года. Всего же до завершения производства в конце 1944 года цеха заводов компаний «Алкетт» и «Дойче Эйзенверке» покинуло 666 таких машин (по другим данным — 724), обладавших, как показала практика, наряду с массой достоинств, и одним существенным недостатком — малым возимым боекомплектом всего из 18 выстрелов, из-за чего приходилось достаточно часто прибегать к помощи подвозчиков боеприпасов. Они, как правило, представляли собой те же САУ, только без вооружения. На четыре самоходные гаубицы приходился в среднем один транспортер боеприпасов, чего было явно недостаточно. Но на производство большего количества вспомогательных машин просто не хватало шасси, поэтому после выпуска фирмой «Дойче Эйзенверке» около 150 транспортеров их производство пришлось прекратить. Поскольку в конструкции подвозчиков боеприпасов «Хуммель» была заложена возможность быстрой и простой, возможной даже в полевых условиях, переделки в боевую машину, многие транспортеры завершили свой путь в качестве самоходных гаубиц.


В целом «Хуммель» оказался чрезвычайно мощным и эффективным оружием, поэтому спрос на него, как на превосходное средство огневой поддержки, был очень высок. Но поскольку промышленность Германии не могла удовлетворить запросы армии полностью, «Хуммели» поступали на вооружение только элитных частей — в основном танковых дивизий войск СС. Так как в составе танковых соединений самоходные гаубицы из-за отсутствия специальных средств управления огнем не могли использоваться по своему прямому назначению — в качестве штурмовых орудий, когда могли бы проявить свои возможности в полной мере, они превратились, по сути, в дополнительное, исключительно мощное огневое средство, способное вести огонь прямой наводкой по всем целям, попадающим в поле зрения наводчика. В новом качестве «Хуммели» прекрасно зарекомендовали себя, хотя в целом такое их использование признать максимально эффективным никак нельзя. Но в 1943 году Восточный фронт был как раз тем театром военных действий, где в расчет, прежде всего, принималась огневая мощь, а в этом плане «Хуммель» всегда был на высоте.

В Вермахте Hummel заслужил хорошую репутацию. Несколько САУ этого типа было захвачено Красной Армией и использовалось в боях по прямому назначению под обозначением СУ-150. После окончания войны некоторое их количество даже официально состояло на её вооружении до 1946 года. Пять самоходных гаубиц Hummel уцелели до настоящего времени и экспонируются в военных музеях Германии, Франции, США и Великобритании.

Комментарии

Венцом немецких самоходных гаубиц периода Второй мировой войны была самоходная установка Hummel (с немецкого - «Шмель»). Полное наименование САУ - 15 cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschützwagen III/IV (Sf) Hummel. Всего с 1943 по 1945 гг. было выпущено более 700 самоходок данного типа. Они вооружались достаточно мощной немецкой 150-мм гаубицей 15 cm sFH 18, отличающейся отличной баллистикой, и хорошо зарекомендовали себя на полях сражений.

В начале сентября 1941 года Гитлеру был представлен доклад, в котором приводились все аргументы в пользу создания в Германии единого танка на базе машин PzKpfw III и PzKpfw IV. В результате в начале 1942 года было спроектировано унифицированное шасси Geschutzwagen III/IV. Правда, уже в марте 1942 года, после установки новой 75-мм длинноствольной пушки на танк Pz. IV Ausf. F2, проект создания «единого танка» был закрыт. Созданное в рамках работ по данному проекту шасси было решено использовать в дальнейшем, как базу для самоходной артиллерийской установки, которую планировалось вооружить мощной 150-мм гаубицей sFH 18. Проектированием новой самоходной гаубицы занимались специалисты компании Alkett. В июле разработанный проект новой САУ был одобрен, было запланировано выпустить не менее 200 самоходок данного типа. Производство новых самоходных гаубиц было развернуто на заводе компании «Deutsche Eisenwerke» в Дуйсбурге, где в феврале 1943 года было собрано 5 первых установок.

Разработанная конструкторами компании Alkett машина Panzerhaubitze auf Geschützwagen III/IV (Sf) Hummel предусматривала использование максимально возможного числа уже имеющихся узлов и агрегатов, отбирались лучшие системы серийных немецких танков. Внешний облик ходовой части в большей степени соответствовал шасси танка PzKpfw. IV Ausf.F, а вот внутренняя начинка большей частью повторяла другой немецкий средний танк PzKpfw. III Ausf.J.

От танка PzKpfw. IV немецкие конструкторы взяли несколько измененный корпус, ходовую часть с опорными и поддерживающими катками, подвеску, ленивцы, гусеницы, устройство натяжения траков и т.д. От танка PzKpfw. III машине достались силовая установка - карбюраторный 12-цилиндровый двигатель Майбах HL-120TRM и трансмиссия SSG-77, ведущие колеса, тормозные устройства, а также механизмы управления. Специально для самоходки были заново спроектированы валы, передающие мощность от двигателя, масляные фильтры, инерциальные стартеры, топливопроводы, выхлопные патрубки, а также зимнее оборудование.

Самоходная гаубица Hummel была конструктивно аналогична противотанковой самоходной установке «Nashorn» (носорог), однако вместо 88-мм противотанковой пушки в ее рубке устанавливалась качающаяся часть тяжелой полевой гаубицы sFH 18/1. Корпус «Хуммеля» производился из катанных бронелистов толщиной от 15 мм до 30 мм. Боевое отделение находилось в кормовой части (броневая рубка) самоходки, моторно-трансмиссионное отделение было расположено посередине корпуса, а отделение управления - спереди. Расположенная в центральной и кормовых частях боевой машины броневая рубка была открыта сверху. Толщина ее стенок составляла 10 мм. Для удобства посадки расчета, а также погрузки боекомплекта в задней стенке рубки была расположена двухстворчатая дверь. Для защиты от непогоды и осадков экипаж самоходной гаубицы мог установить над рубкой брезентовый тент.

150-мм гаубица 15 cm sFH 18

Основным вооружением самоходки была 150-мм тяжелая полевая гаубица sFH 18/1 c длиной ствола 30 калибров (4440 мм). Основным достоинством данного орудия была отличная баллистика. С 1933 по 1945 год в Германии было выпущено более 5,4 тыс. гаубиц данного типа. Данная модель являлась основной немецкой гаубицей дивизионного уровня, а также была первым образцом немецкого артиллерийского вооружения, в котором для увеличения дальности стрельбы могли использоваться снаряды с реактивным ускорителем. Установленная в броневой рубке «Хумеля» такая гаубица имела угол горизонтальной наводки - 30 градусов, углы вертикальной наводки составляли от -3 до +42 градусов.

Для стрельбы из орудия чаще всего использовались осколочно-фугасные снаряды, реже дымовые, также имелись бронебойные и бетонобойные снаряды. Масса осколочно-фугасного снаряда составляла 43,5 кг, максимальная дальность стрельбы - 12 250 метров. В качестве вспомогательного на самоходке имелся один 7,92-мм пулемет - это мог быть или MG 34, или MG 42 и два пистолета-пулемета MP 38/40. Боекомплект САУ Hummel состоял из 18 выстрелов и 600 патронов к пулемету. В связи с тем, что использовались выстрелы раздельного заряжания, скорострельность «Шмеля» была сравнительно небольшой.

Ходовая часть состояла из 8 сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 470 мм и четырех сдвоенных поддерживающих катков (на большинстве машин обрезиненных), а также ведущего колеса и ленивца применительно к каждому борту. Опорные катки блокировались попарно на балансирах с подвеской на четвертьэллиптических листовых рессорах.

Самоходчики 12-й танковой дивизии вермахта загорают на броне САУ «Хуммель» в Курляндии, фото: waralbum.ru

Ограниченный возимый боекомплект, который состоял всего из 18 выстрелов, стал причиной постройки специальных транспортеров боеприпасов на той же базе. В итоге около 22% всех выпущенных САУ были построены именно в этом варианте. При этом конструкция транспортеров боеприпасов почти не отличалась от конструкции САУ, сохранялась даже возможность установки на них гаубицы непосредственно в полевых условиях. Всего с 1943 года и до конца войны было выпущено до 724 самоходных гаубиц «Хумель» и 157 транспортеров боеприпасов. То есть на каждые 4-5 самоходок приходился всего один транспортер боеприпасов, который перевозил 90 выстрелов. Этого количества транспортеров было явно недостаточно, но немецкая промышленность не могла себе позволить больших объемов выпуска подобной вспомогательной техники, не хватало танковых шасси.

Для ведения огня из самоходки использовались те же прицелы, что и в полевой артиллерии, доставшиеся в наследство от гаубицы sFH 18. Но в отличие от полевой артиллерии самоходка была в состоянии в любой момент открыть огонь, обладала высокой маневренностью и хорошей проходимостью, то есть обладала всеми теми качествами, которые были необходимы для поддержки танков в бою. Самоходная установка Hummel могла уничтожать любые типы целей, в том числе и огнем прямой наводкой, поэтому спрос на нее в войсках, как на дополнительное средство огневой поддержки, был достаточно велик. Однако германская промышленность не могла удовлетворить потребность войск в полном объеме, поэтому часто данные САУ поступили на вооружение только элитных подразделений, к которым относили танковые и панцергренадерские дивизии войск СС.

Артиллерийский полк немецкой танковой дивизии согласно штатному расписанию состоял из трех дивизионов и штабной батареи. Два дивизиона вооружались обычными буксируемыми орудиями, третий был самоходным. Обычно он состоял из двух батарей 105-мм САУ Wespe (12 штук) и одной батареи 150-мм САУ Hummel (6 штук). Каждая батарея тяжелых САУ «Хуммель» должна была по штату иметь два транспорта боеприпасов, построенных на их базе. Они перевозили до 90 выстрелов и по сути были той же самоходкой, но без вооружения и с заделанной бронелистом орудийной амбразурой в боевой рубке.

Немецкая 150-мм самоходная гаубица «Хуммель», уничтоженная советскими войсками в немецком городе Бриг, фото: waralbum.ru

Первые самоходные установки Hummel были поставлены в войска в мае 1943 года. Они массово использовались немцами, начиная с битвы на Курской дуге летом 1943 года. В дальнейшем они активно воевали на всех фронтах Второй мировой войны вплоть до ее окончания. По данным на 10 апреля 1945 года немецкая армия все еще располагала 168 самоходками данного типа. Хотя основным предназначением данных самоходных гаубиц было ведение огня с закрытых позиций, использование их для непосредственной поддержки пехоты и танков огнем прямой наводкой не являлось столь уж редким явлением. В этом качестве самоходки впервые использовались уже во время сражения на Курской дуге.

В целом данная самоходная гаубица была чрезвычайно мощным и эффективным оружием. Экипажи хвалили машину именно за мощность орудия, а также надежность. При этом отмечалось, что мощности двигателя Maybach HL 120 TR для потяжелевшей машины уже иногда не хватает, но для САУ это было не столь критично. Основным же недостатком являлся небольшой возимый боекомплект, который состоял всего из 18 выстрелов.

После завершения Второй мировой войны большая часть сохранившихся в сражениях самоходок Hummel была отправлена на слом и переплавку. До наших дней сохранилось 5 боевых машин данного типа, три из них находятся в музеях Германии, по одной можно встретить в США и Франции, в последней САУ представлена в коллекции танкового музея в Сомюре.

Тактико-технические характеристики Hummel:
Габаритные размеры: общая длина (с орудием) - 8440 мм, ширина - 2950 мм, высота - 2940 мм, клиренс - 400 мм.
Боевая масса - 23,5 т.
Бронирование - от 10 до 30 мм.
Вооружение - 150-мм гаубица 15 cm sFH 18/1 L/30 и 7,92-мм пулемет MG34/42.
Боекомплект - 18 выстрелов и 600 патронов к пулемету.
Силовая установка - 12-цилиндровый карбюраторный двигатель Maybach HL 120 TR жидкостного охлаждения мощностью 265-300 л.с.
Максимальная скорость - 42 км/ч (по шоссе), средняя - 25 км/ч.
Запас топлива - 470 л.
Запас хода - 215 км (по шоссе), 130 км (по пересеченной местности).
Экипаж - 7 человек.

Источники информации:
http://vspomniv.ru/technics/126.htm
http://wiki.wargaming.net/ru/Tank:G02_Hummel/
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/germany/hummel.htm
Материалы из открытых источников

В данной статье мы с вами поговорим о легендарной немецкой самоходной артиллерийской установке, которая побывал почти на всех фронтах, где воевал вермахт, и внесла свой вклад в боевую обстановку. Также эта САУ стала одной из самых удачных мобильных механизированных артсистем германского производства в частности и в целом на тот момент времени. «Хуммель» , который проектировался как революционная, полная новшеств САУ, из-за спешки, вызванной войной, так и не обзавелся вращающейся башней с круговым бронированием и еще рядом революционных на тот момент элементов.

Историческая справка

История создания

«Panzerfeldhaubitze 18M auf Geschützwagen III/IV (Sf) «Hummel», Sd.Kfz. 165» - германская самоходная артиллерийская установка периода Второй Мировой Войны. САУ представляла собой тяжелую полевую гаубицу «15 cm sFH 18», установленную на специально созданное танковое шасси «Geschützwagen III/IV». Впервые САУ «Hummel» использовались в боях на Курской дуге летом 1943 г., в конце 1943 г. «Хуммели» действовали на всех участках фронта. В 1943 г. новые САУ продемонстрировали высокую надёжность и боевую эффективность.

Рисунок 1. САУ «Хуммель» в музее

Предпосылки
Первой попыткой создания САУ на полностью гусеничной базе стало переоборудование после завершения кампании в Польше танков PzKpfw I Ausf.B в самоходно-артиллерийские установки 15 cm sIG 33. По заказу Waffenamt работы по конверсии танков в САУ выполнила фирма Alkett. Основным назначением установок 15 cm sIG 33 являлась поддержка пехотных подразделений, танковые дивизии получили лишь несколько машин.
Через короткий промежуток времени командование сочло необходимым иметь в составе панцердивизий самоходную артиллерию. Успех стратегии и тактики «блицкрига» в начальный период второй мировой войны породил ряд проблем, которые особенно остро встали перед так называемыми «Schoelle Truppen» - быстрыми соединениями. Одной из таких проблем стала неадекватная подвижность артиллерии по сравнению с подвижностью танков; даже механизированные артиллерийские подразделения не успевали за танковыми.Как это часто случалось, сухопутные войска разработали крайне амбициозную спецификацию, все требования которой врядли было возможно увязать в одной машине. Встал вопрос о необходимости разработки целого семейства машин. Heereswaffenamt выдало задание на проектирование САУ с калибром орудий от 105 до 210 мм фирмам Крупп, Рейнметалл, Даймлер-Бенц и Шкода. Логика диктовала использование для различных орудий различных гусеничных шасси. Каждой фирме предстояло спроектировать по три САУ. Данный заказ известен как «окончательное решение», однако он не устраивал полевые подразделения, которым САУ требовались срочно; на претворение в жизнь «окончательного решения» требовалось время. Тогда в управлении Heereswaffenamt появилось на свет «промежуточное решение» - создание двух САУ, вооруженных 105-мм пушкой lFH 18 и 150-мм sFH 18. График проектирования САУ был установлен очень жёстким, в их конструкции предписывалось широко использовать уже выпускающиеся узлы и агрегаты. Фирмы-разработчики не согласились с предложением Heereswaffenamt и выдвинули встречные концепции; фирмы сумели заставить военных отказаться от требований обеспечения кругового обстрела и съёмной пушки. На рубеже 1941-42 г.г. были сформированы базовые требования к машине «промежуточного решения»:
Максимальное использование в конструкции существующих и освоенных в производстве узлов и агрегатов с целью сокращения сроков проектирования САУ и удешевления конструкции;
Использование в боекомплекте боеприпасов буксируемых орудий, в этом случае не требуется составление новых стрельбовых таблиц;
Углы вертикального наведения орудия - от −10° (в крайнем случае от −8°) до +45°;
Сектор горизонтального обстрела пушки без поворота всей машины - ±15°;
Прицельное оборудование: оптические прицелы Zieleinrichtung 34 для ведения огня прямой наводкой и Rundblickfernrohr 36 для стрельбы с закрытой позиции.
Все необходимые новые узлы, агрегаты и детали конструкции новых машин должны изготавливаться на имеющемся оборудовании по существующим технологическим процессам; операции, требующие механической обработки, следует свести к минимуму.
История двух вышеупомянутых САУ шла параллельно. Обе машины имели очень ограниченный возимый боекомплект, на «Хуммеле» он составлял всего 18 выстрелов, в результате примерно 22-24 % всех САУ пришлось построить в варианте транспортёра боеприпасов. Конструкция транспортёров практически не отличалась от конструкции САУ. Сохранялось возможность установки на транспортёры пушек в полевых условиях.
Аналогичный подход сохранился и при производстве САУ «Wespe». Шасси устаревшего танка Pz.Kpfw. II было выбрано в качестве платформы для монтажа 105-мм пушки lFH 18, выпуск САУ наладили на заводе фирмы FAMO в Бреслау. Поступление лёгких и тяжёлых САУ в строевые подразделения началось веснoй 1943 г.


Сомнения в действенности «промежуточного решения» развеялись после успешного применения САУ в составе артиллерийских батарей танковых дивизий. Панцердивизии теперь получили превосходное артиллерийское прикрытие. Ухудшение военного положения Германии привело к отказу от планов дальнейших работ по «окончательному решению», работы в рамках этой программы ограничились постройкой нескольких прототипов САУ.

Разработка и производство
Осенью 1942 г., после демонстрации Гитлеру раннего прототипа самоходной установки со 150-мм пушкой sFH 18 на шасси танка PzKpfw. IV, фирма Alkett из Борзигвальде приступила к разработке машины Geschutzwagen III/IV. В конструкции машины предусматривалось максимально возможное количество уже имеющихся узлов и агрегатов; отбирались лучшие системы танков PzKpfw. IV. Считалось, что машина будет удовлетворять минимальным требованиям для использования в качестве платформы под установку тяжелой 150-мм пушки sFH 18/1. Внешний облик ходовой части в большей степени соответствовал шасси танка PzKpfw. IV Ausf.F, в то же время, внутреннее оборудование большей частью аналогично танку PzKpfw. III Ausf.J.
От танка «PzKpfw IV» взяты:

  • Несколько измененный корпус, ходовая часть с опорными катками, поддерживающими роликами, подвеской, ленивцами гусеницами, устройствами натяжения траков и т. д.

От танка «PzKpfw III» взяты:

  • двигатель Майбах HL-120TRM с трансмиссией SSG-77, тормозные устройства, ведущие колеса, механизмы управления.

Новые детали:

  • специально для САУ разработаны новые валы, передающие мощность от двигателя, выхлопные патрубки, масляные фильтры, инерциальные стартеры, топливопроводы, зимнее оборудование.

Выполненный из конструкционной стали макет установки «Geschutzwagen III/IV» Гитлер осмотрел в октябре 1942 г. К маю 1943 г., к началу летней кампании, предстояло построить 100 САУ «Hummel». Сборку машин предстояло наладить на заводе фирмы Дойче Эйзенверке в Дайсбурге, производство бронелистов рубки - на заводе фирмы Дойче Рохренверке в Мюнгейме. К маю 1943 г. удалось построить 115 самоходок, но во фронтовые подразделения попали только 55 машин, остальные были направлены в учебные подразделения. Успешный опыт боевого применения САУ привел к увеличению их выпуска, всего в 1943 г. было построено 368 САУ «Hummel», в 1944 г. - 289 и 57 - в 1945 г. Общий объём производства составил 724 самоходные установки «Hummel», десять их которых было переделано из танков, кроме того, вермахт получил 157 транспортёров боеприпасов Munitionsstrager. В войсках САУ «Hummel» очень любили: её можно назвать самой популярной немецкой самоходкой времён войны.
Боевое отделение на обеих самоходках, «Hummel» и «Wespe» , находилось в кормовой части машины. Моторное отделение расположено в средней части, отделение управления - в передней. Отделение управления изолировано от боевого отделения. Доступ в отделение управления осуществлялся через два люка. Кроме пушки САУ вооружалась пулемётом MG-34 или MG-42, для самообороны экипаж имел два автомата МР-40 и пистолеты. Машины оснащались чрезвычайно надёжным двигателем Майбах HL-120TRM и трансмиссией SSG-77. Использование трансмиссии танка «PzKpfw III» привело к необходимости установки на САУ тормозов, механизмов поворота и ведущих колёс от этого же танка. В то же время двигатель Майбах HL-120TRM не обеспечивал самоходке заданной в требованиях удельной мощности.
Радиооборудование САУ унифицировано с радиооборудованием машин артиллерийских корректировщиков. На САУ «Hummel» и «Wespe», транспортёрах боеприпасов Munitionstrager ставились радиостанции Funksprechgerat f (FuSprG 0 и Bordsprechgerat (BoSprG). Обычно вместе с САУ работали машины артиллерийских корректировщиков Panzer-Beobachtungswagen III, изготовленные на базе танков PzKpfw III. Радиооборудование этих машин включало радиостанции Funksprechgerat f (FuSprG 0. Bordsprechgerat (BoSprG), Tornisterfunkgerat g (TornFuG g-movable), среднечастотные приёмники FU-4 и FU-8, работающий в диапазоне средних волн 30-ваттный радиопередатчик.

Рисунок 2. САУ «Хуммель» в игре

На прототипе САУ, построенном фирмой Alkett, устанавливалась пушка с дульным тормозом, в процессе серийного производства от установки дульного тормоза отказались. Дульный тормоз был необходим при использовании зарядов № 7 или 8, обычно же применялись заряды № 1-6. Санкцию на стрельбу с использованием зарядов № 7 или 8 из пушек без дульных тормозов давал командир не ниже уровня командира взвода. Кроме того, применение заряда № 8 разрешалось при угле возвышения ствола не более 40°. Одна пушка выдерживала максимум десять выстрелов с зарядами № 8.

Модификации
САУ раннего выпуска:

  • ленивцы от танка «PzKpfw IV Ausf.D»;
  • выхлопные трубы уложены только на одном надгусеничном крыле над ленивцем;
  • по одному запасному опорному катку укреплено на лобовой бронеплите;
  • на каждом предкрылке установлено по одной фаре «Bosh»;
  • ведущие колеса аналогичны используемым на танках «PzKpfw III Ausf.E»;
  • обрезиненные поддерживающие гусеницу ролики аналогичны используемым на танках «PzKpfw IV Ausf.D»;
  • вентиляционные решетки двигателя в правом и левом бронелистах рубки;
  • откидные предкрылки над ленивцами

САУ позднего выпуска

  • ленивцы аналогичны используемым на танках «PzKpfw IV Ausf.F»;
  • выхлопные трубы уложены на надгусеничных крыльях с обоих бортов;
  • два запасных опорных катка размещены на кормовом бронелисте;
  • установлена только одна фара «Bosh» на левом переднем предкрылке;
  • ведущие колеса аналогичны используемым на танках «PzKpfw III Ausf.J»;
  • стальные поддерживающие гусеницу ролики аналогичны используемым на танках «PzKpfw IV Ausf.H»;
  • вентиляционные решетки двигателей прикрыты бронещитами;
  • откидные предкрылки над ленивцами не устанавливались

Организация частей самоходной артиллерии, оснащённой САУ «Хуммель»
Организация артиллерийских полков панцердивизий регламентировалась штатным расписанием KStN 431 (Kriegsstarkenachweisung), оснащение артиллерийских полков регламентировалось штатным расписанием KAN 431 (Kriegsausrustungsnchweisung), оба расписания датированы 16 января 1943 г.; 1 июня 1944 г. был утвержден новый штат - KStN 431 f.G. (Frei-Gliederung). В соответствии с KStN 431 один из трёх мотопехотных батальонов (чаще всего 1-й) перевооружался самоходно-артиллерийскими установками. Две из трёх батарей артиллерийского полка танковой дивизии получали САУ «Wespe»; в каждой батарее насчитывалось по шесть САУ и по 1-2 транспортёру боеприпасов «Munitionstrager». Третья батарея получала шесть САУ «Hummel» и 1-2 машины «Munitionstrager» на базе «Хуммеля». Штаб батареи имел на вооружении две машины артиллерийских корректировщиков «Panzer-Beobachlungwagen» на базе танков «PzKpfw II» или «PzKpfw III». В конце войны артиллерийские батареи отдельных панцергренадёрских дивизий тоже получили на вооружение САУ «Hummel» и «Wespe». Впервые САУ «Hummel» использовались в боях на Курской дуге летом 1943 г., в конце 1943 г. «Хуммели» действовали на всех участках фронта. В 1943 г. новые САУ продемонстрировали высокую надёжность и боевую эффективность.

Общие характеристики

Традиционно обзор мы начнем с рассмотрения характеристик танка, для АРТ-САУ они несколько отличны, нежели для танков.

Прочность и масса

Как нам известно, в патче 0.8.3. был проведен нерф запаса прочности для всех образцов артиллерии, представленных в игре, в результате чего мы сейчас имеем 280 единиц прочности (хотя раньше имели далеко за 300 единиц). В общем, сейчас нас могут уничтожить с одного выстрела даже такие танки как «VK3001H» или «BDR G1B» , что раньше было редкостью. Спорить о целесообразности такого решения сложно, в принципе ничего страшного не случилось, просто теперь нужно еще более тщательно прятаться и выбирать огневые позиции. Если же вас возмущает такое решение команды разработчиков «Wargaming.net» , тогда подумайте о следующем – была ли на самом деле артиллерия настолько прочной? Думаю, что если вы хоть немного разбираетесь в технике и тем более, если вы немного изучали историю Второй мировой войны, тогда вам станет ясно, что ничего тут экстраординарного нет. Просто разработчики привели ТТХ ближе к реальным значениям, немного уменьшив вес артиллерии в игре, ну и что? – игра то ведь про танки и не нужно забывать про это. Артиллерия же выполняет важную, но вспомогательную функцию, а потому перекосы в балансе в пользу АРТ-САУ могут привести лишь к одному – масса поклонников танков просто уйдут в другие игры или пересядут тоже на артиллерию, и что в итоге мы получим? А получим мы полный дисбаланс, когда будет половина команды состоять и за артиллерии, а остальная из средних и легких танков, которым не так уж страшен огонь САУ. Редкие тяжи, которые пережили эту эволюцию, будут пугливо выглядывать из-за укрытий и ждать когда перебьют артиллерию и лишь потом ходить в атаку. Ну и кому нужна такая игра? Тактика, стратегия, оперативное планирование? Не смешите, это просто плохая копия пошаговой стратегии с элементами действия между ходами принятия решений (типа «Операция «Барбаросса»»). Поэтому не нужно расстраивать по поводу нерфа прочности, чем больше будет танков в игре, тем больше работы будет для артиллерии.

Масса танка 25,36-26,5 тонн, что значит, что у нас вес достаточный для того, чтобы выдерживать таран светляков типа «А-20» или «Т-50» , но этого веса уже недостаточно, чтобы выдержать таран «Т-34-85» или «Т20» . Мы сможем нанести урон тому же «Т20» , но это на единиц 200-300 максимум, но сам «Хуммель» также будет уничтожен. Поэтому играть с быстрыми танками в ближнем бою в игру «кто-кого протаранит» не стоит, лучше использовать чрезвычайную маневренность САУ, чтобы уклоняться от атак противника. Очень хорошо срабатывает прием с ложными движениями, но учтите что у нас задний ход очень слабенький, поэтому второго шанса может не быть. По сути, этот прием подобен «качелям» и делается он так:

  1. Вы видите, что на вас мчит вражеский танк и явно с целью тарана, для этого быстро разверните танк в сторону;
  2. Когда враг подъедет достаточно близко, сделайте резкий рывок вперед – противник должен будет поменять направление движения вслед за вами;
  3. Когда он откорректирует свою траекторию соответственно с вашим направлением движения и подойдет близко вы, делаете резкую остановку и ход назад, в результате враг пролетает мимо

Сказать, что прием срабатывает в 100% случаев нельзя, но он достаточно востребованный и если такие танки как «Т-34-85» (если игрок на них опытный) успевают немного повернуть в сторону и зацепить вас одним траком (этого достаточно), то такие танки как «КВ-5» или «Т20» из-за небольших градусов поворота ходовой, очень часто пролетают мимо и выглядит это очень забавно. Особенно смешно, когда 100-тонная махина «КВ-5» на всех парах пролетает мимо, снося по пути деревья и непрочные постройки. В этот момент можно на автонаведении послать ему снаряд в двигатель и поджечь, но это уже высший пилотаж и вытворить такое получается нечасто.

Для компенсации эффекта тарана можно поставить противоосколочный подбой, но он тяжелый и потому вы не сможете поставить себе дополнительные и более полезные модули, так что вопрос об его установке спорный. Лучше поставить те же грунтозацепы и уходить от атак, чем так, впрочем, против особо шустрых целей подбой будет полезен, ведь уклониться от тарана «ELC AMX» или «Т-50» достаточно сложно.

Скорость и маневренность

Эти два значения являются основными конкурентными преимуществами «Хуммеля» и многие танки обожают эту САУ именно из-за его способности быстро менять позицию и являться по сути «драгуном» от артиллерии. Собственно, на то и была спроектирована эта САУ для своевременной поддержки наступающих немецких частей (или для быстрой переброски в места вероятного прорыва сил противника) и свою миссию данная САУ отрабатывает на все 100%.

Ходовая

Орудия

Со скоростью и маневренностью мы разобрались, теперь приступим к анализу орудий, которых у нас на выбор всего два. Первое нам досталось от «Гриля» — «15cm sFH 13 L/17» со средним уроном на 680 единиц и второе орудие – «15cm sFH 18 L/30» является топовым. Именно с этим орудием «Хуммель вошел в историю Второй мировой войны и историю артиллерии вообще, и когда-то это орудия делало немца лучшим среди всех САУ 5-го уровня. Собственно, когда-то, когда по планете ходили 100-тонные брахиозавры, а вся планета было покрыта несметными плантациями папоротниковых, «Хуммель» был топовой артиллерией и находился на одном уровне с «СУ-14» и «С-51» . Эти славные времена покрыли вящей славой эту САУ и если «СУ-14» в команде означала мощь, то «Хуммель» означал великолепное прикрытие и достаточно частый и главное – точный огонь поддержки. С этих пор много воды утекло и сейчас «Хуммель» как ы все тот же, только топовое орудие очень сильно «отремонтировали» (молдавские строители) и теперь оно сводится примерно на 60-70% медленные, чем раньше и разброс стал значительнее, особенно, что касается реальных событий в бою.

Рисунок 6. Выбор орудий для САУ «Хуммель»

Именно по причине нерфа топового орудия многие «артоводы-немцефилы» сейчас гоняют со стоковой пушкой. Дело в том, что, несмотря на значительно меньший урон и почти полное отсутствие сплеша, данное орудие отличается хорошей точностью и отменной перезарядкой – 3,51 в/м. добавьте сюда возможность пробивать кумулятивом 228-мм брони с потенциальным уроном до 700-т единиц, вот вам и причина популярности стоковой пушки. Также стоит учесть, что при использовании данного орудия решилась еще одна проблема, которая не давала покоя САУ «Grille» — углы горизонтальной наводки. Они у «Хуммеля» намного лучше, а потому можно спокойно отслеживать цель в значительно более широком секторе и поливать ее градом снарядов. Главный минус этого орудия, это почти полное отсутствие сплеша – любое попадание чуть более чем в метре от вражеского танка можно считать бесполезным, чаще всего это лишь косвенное повреждение гусениц, не более. А вот топовое орудие уже обладает сплешем и падение снаряда в 2-3-х метрах от вражеского танка стабильно наносит ему урон. Конечно, во многом это зависит от степени защищенности машины, если снаряд упал рядом с «М10 Wolverine» , то урон будет значительно больший, нежели при подобной ситуации для, скажем, «КВ» . Во многом от сплеша защищает противоосколочный подбой, а также конструкционные особенности танков, типа наличия бортовых экранов (как у «Т1 Heavy»). Тем не менее, хотя у снарядов стокового и топового орудий заявлен одинаковый радиус разлета осколков (тот, что может повредить танк), в любом случае на практике топовое орудие имеет на порядок больше шансов нанести урон сплешем.

По части кумулятивов все примерно равно, только топовое орудие может нанести на 88 единиц урона больше и минимальный уровень урона выше – 563 против 510. К тому же мы можем обычным ОФ снарядом пробивать на 10-мм брони больше (в среднем). В остальном по части кумулятивов все одинаково, этот один и тот же тип боеприпасов, только несколько модернизированный для топового орудия.

Но не все так просто, дело в том, что кумулятив имеет свои минусы:

  1. Высокая стоимость;
  2. Урон может поглощаться гусеницами и просто не пробить цель как обычный ББ;
  3. Может упасть рядом с танком, в нескольких дециметрах от него и не нанесет урона, так как не является снарядом ОФ действия (но за него все равно придется, потом платить немалые деньги);
  4. Заставляет нервничать игроков без премиум-аккаунта, так как каждый промах или пробитие без урона потом выливается в большие затраты (в итоге нервничающий игрок промахивается чаще, чем при стрельбе обычными боеприпасами).

Выглядит парадоксально, но более «экономное» стоковое орудие выходит дороже в напряженных боях, чем топовое. Все дело в том, что в таких боях приходится их «тащить», а потому активно использовать голд-снаряды, так как урона от ОФ явно недостаточно для целей типа «КВ-4» или «ИС-3» . В свою очередь эти танки имеют отвратительное свойство поглощать урон от, минимум, трети попаданий кумулятивами, а потому счет за бой по затратам приобретает еще более грозные очертания.

В общем, получается следующая ситуация – если вы играете без ПА в рандоме и вам нужно постепенно «прокачать» САУ «Хуммель» не влезая в долги, тогда вам будет выгоднее использовать топовое орудие и исключительно осколочно-фугасные боеприпасы. Если же у вас ПА и вы просто хотите больше «фана» и вам нравиться засыпать противника градом снарядов (что понятно, ведь мало кому нравится затяжная перезарядка «С-51» или «GW Type E»), тогда вам нужен стоковый комплект и 30-40% БК должны состоять из кумулятивов.

Система прицеливания и ведения огня

Если вы обратите внимание на такие САУ как «СУ-5» , «Bison» , «М37» или «StPzII» , то заметите общие черты – все они имеют на вооружении короткоствольные гаубичные орудия, с малой начальной скоростью снаряда и навесной траекторией огня. По сути, это мобильные мортиры, которые способны забрасывать снаряды сверху в укрепленные позиции противника, траншеи например, или форпосты. Такие орудия с этими задачами справляются великолепно, например, они были бы идеальны для штурма форпостов, которые имели англичане в своих африканских колониях и были бы опасны для пехоты даже под защитой редутов и траншей.

Справка: Речь идет о подобии средневековых форпостов, только с бетонно-металлическими конструкциями, орудиями и пулеметами на стенах в укрепленных гнездах и системой подземных коммуникаций, которые имелись не только у англичан в Африке, но и, например, входили в состав системы оборонных укреплений Голландии.

В игре это отражается в том, что данные САУ имеют очень маленький и четкий круг сведения, почти идеальный и отличаются высокой кучностью огня. Они идеальны против неподвижных целей и для «забрасывания» снарядов через преграды. Пример – полуразрушенные здания «Руинберга» и «Химмельсдорфа», песчаные холмы «Степей» и «Песчаной реки» или же каменные глыбы «Рудников» и «Тихого берега». В этом их плюс, они могут забросить снаряд туда, куда обычная гаубица не достанет ввиду того, что имеет настильную траекторию огня.

Все было бы хорошо, но с плюсами обычно соседствуют и минусы и здесь они тоже присутствуют. Дело в том, что за чрезвычайно удобную для огня по объектам за укрытиями траекторию мы с вами платим более низкой скоростью полета снаряда, меньшей дальностью огня и, как ни странно, большим числом промахов, особенно по движущимся целям. Дело в том, что снаряд мортиры летит по почти параболической траектории . Это значит что объект (снаряд) летит по плоской симметричной кривой до вершины и затем по той же траектории опускается вниз. Эта траектория в реальности невозможна, так как в идеале ее можно воссоздать только в вакууме, где на движущийся объект не влияют такие факторы как ветер, влажность или плотность воздуха, вплоть до микродавления, которое создают солнечные волны (которые в свою очередь также разогревают снаряд, так как он из металла и также, пусть и незначительно, меняют его свойства и влияют на траекторию). В вакууме мы можем создать идеальную параболическую траекторию, но дело в том, что в физической модели игры «World of Tanks» не заложено влияние этих факторов, здесь все корректируется вариатором (ВБР), который задает определенные отклонения и меняет вероятности попадания, пробития и уровня наносимого урона.

Примечание. Буквенные обозначения величин в наших расчетах отличают от представленных на рисунках, так как мы имеем дополнительные величины, а также ведем упрощенный расчет, который был бы понятен обычному пользователю.

Опять же, в идеале, если бы мы проводили испытания в вакууме, то смогли бы добиться параболической траектории движения, путь и не настолько высокой, скорее пологой. Тем не менее, это была бы та же, «так сказать» плоская или приплюснутая (кому как удобно) парабола. А теперь вспомним, что в игре нет физики, которая бы отражала влияние атмосферы на баллистику, а потому мы бьем по такой же строгой (хоть и не высокой) траектории, как и мортира, только углы тут меньше.

В игре это отражается в том, что мы можем забросить снаряд танку в башню, при этом центр прицела у нас находится в нескольких метрах позади танка. Также мы можем бить в быстро движущийся танк, и если траектории движения снаряда и танка совпадут в точке «А», то вражеский танк получит повреждения, а вот снаряд с мортиры имеет еще два шанса – он может приземлиться впереди или позади танка. Это означает, что с мортиры промахнуться по движущемуся объекту проще, что требует немалого опыта от артиллериста и быстрого интуитивного расчета вероятности, куда и с каким упреждением отправить снаряд.

Второй плюс подобной траектории состоит в том, что если, например, на улицах городских карт танки противника выстроились в линию, то выстрел по этой прямой, даже с большим интервалом разброса по длине, скорее всего, закончится попаданием в один из танков в этой «очереди».

Рисунок 10. Эллипсоидный круг сведения топового орудия САУ «Хуммель»

Третий плюс пологой (настильной) траектории обусловлен высокой начальной скоростью снаряда. Это значит, что мы быстрее доставляем снаряд из точки «А» в точку «Б», что выражается более высокой вероятность попадания по движущимся целям. Грубо говоря, когда мортира делает выстрел в стартовавший с места «КВ» , то даже при его невысокой скорости он уйдет от попадания, мы же сможем, скорее всего, попасть, так как даже на больших дистанциях наши ОФ снаряды редко превышают величину в 3 секунды (время подлета снаряда к цели).

И четвертый плюс – нам проще воевать в ПТ-режиме. Подъехал, свелся и выстрелил, если круг сведения заполнен, то даже тронувшийся с места танк получит попадание, если дистанция не превышает 100-120 метров, а снаряд мортиры, скорее всего, промахнется.

Радиостанции

В распоряжении у нас три вида радиостанций, промежуточная радиостанция «FuG 7» с дальностью связи 415 метров позволяет нам видеть уже почти половину карты и выполнять свою работу более-менее успешно. С другой стороны, если на такой карте как «Вестфилд» пошел засвет артиллерии противника, которая, как правило, стоит в уголку карты, то мы не сможем этого увидеть на мини-карте и в режиме АРТ-САУ. Для подобных ситуаций нам нужна «FuG 12» с дальностью связи 710 метров, которая позволит видеть большую часть даже самых масштабных карт.

Модули и навыки

Урезание запаса прочности несколько занизило значение некоторых модулей, типа «Мокрой боеукладки» или «Ящика с инструментами», так как один-два снаряда и САУ уничтожено. Поэтому стоит уделять больше внимания маневренности, маскировке и модулям, повышающим боевую эффективность. Ваш выбор может быть следующим:

  • «Усиленные приводы наводки» и «Гаубичный досылатель среднего калибра», служат для того чтобы быстрее перезаряжаться и быстрее сводиться на цель. Это особенно актуально для топового орудия, у которого итак проблемы со сведением, с другой стороны досылатель позволяет повысить и без того высокую скорострельность стокового орудия. Полезно будет выучить «Плавный ход/поворот башни», для того чтобы уменьшить разброс при смене позиции, так как всегда будет такая порода артоводов, которые работают по трассерам. Безусловно, их мало кто уважает, но вам от этого не легче и после каждого выстрела приходится менять позицию, что не лучшим образом сказывается на сведении, тем более что задний ход у нас слабоват, а потому почти всегда приходится уходить в стороны или вперед;
  • «Маскировочная сеть» и соответствующие навыки маскировки просто необходимы нашей САУ. От их уровня и наличия зависит то, как часто вас будут обнаруживать, а для артиллерии это очень плохо. Потому как у нас не только нет брони и запаса прочности, у нас открытая рубка и слабая броня, но еще есть такой фактор как приоритет цели. Так вот, мы номер один в этом приоритете, так как когда видят в засвете артиллерию, то в первую очередь стрелюют по ней и артиллеристы и танки противника. Порою доходит до абсурда – вражеский танк, завидев вас, на всех парах мчит в вашу сторону, при этом получая попадания от стоящего поблизости танка союзника. При этом он не обращает на получаемые попадания внимания и упорно подъезжает на огневую позицию и начинает вести огонь по вам. В общем, артиллерию не любят, а потому случаи слепой мести не редки, так что прячьтесь как можно лучше, ставьте «Маскировочную сеть» и учите «Маскировку» плюс «Шестое чувство», чтобы быть в курсе, когда вас обнаружили;
  • Маневренность играет все большую роль, а потому следует уделить внимание таким навыкам как «Виртуоз» и «Король бездорожья», что в комбинации с грунтзацепами дает заметную прибавку к динамике танка и значительно улучшает проходимость по «неудобным» почвам. Например, грунтозацепы дают 10% проходимости по слабым грунтами и 5% по средним грунтам, король бездорожья дает 10% проходимости по слабым грунтам и 2,5% по средним грунтам. В результате проходимость по слабым грунтам увеличиться на 20%, а по средним на 12,5%. Это значительные цифры, которые дадут «Хуммелю» настоящую крейсерскую скорость и позволят легко проходить по таким почвам, где будут вязнуть даже скоростные средние танки. Если добавить сюда высокооктановый бензин, то «Хуммель» превращается в гоночный автомобиль в мире танков – моментально разворачивается на месте и набирает скорость;
  • Наличие оптики или стереотрубы позволяет обнаружить приближающиеся к вам танки, когда ваши союзники настолько вам доверяют, что бросили артиллерию без прикрытия. В подобной ситуации можно перед отправкой в ангар поздравить парой снарядов вражеский танк, а если в команде есть еще пара артиллеристов, то просто поработать пассивным светом, не выдавая себя огнем. Можно также изучить «Орлиный глаз» и Радиоперехват», тогда дальность обзора возрастет еще больше, а у нас итак ее на 370 метров. В итоге обзор вырастет на ∑ 1 = 10% (оптика) + 2% (орлиный глаз) + 3% (радиоперехват) = 15% (425м) или ∑ 2 = 25% (стереотруба) + 2% (орлиный глаз) + 3% (радиоперехват) = 30% (481м). Это значительные цифры, так что «прокачка» обзора будет не бесполезной;
  • «Противоосколочный подбой» позволит нам меньше опасаться контрартиллерийского огня и меньше нести урона от сплеша. Кроме того, подбой часто спасает от «маленьких камикадзе» типа «Т50» и «Leopard», которые (чаще всего с полным запасом прочности) при виде слабобронированных и не очень тяжелых САУ типа «Хуммель» или «АМХ 13 F3 AM» летят на полных парах на таран. Подбой снижает урон от тарана на 15%, что можно дополнить навыком «Мастер тарана» еще на 15%, конечно это можно назвать расточительством по отношению к навыкам (например, гипотетически полезнее прокачать «Ремонт»), но как здорово выглядит ситуация когда вы тараните «М36 Slugger» или когда самонадеянный «Т-50» рассыпается на винтики и гайки после столкновения с вами. В общем, эта комбинация на ваше усмотрение, но и она при умелом применении окажется полезной, правда есть один минус – этот модуль самый тяжелый, а потому вы не сможете поставить ни один из тяжелых модулей сверх того. То есть, если у вас стоит подбой и «Усиленные приводы наводки», то вы уже не сможете поставить досылатель (300кг) из-за перегрузки

Таблица доходности

И на десерт у нас самое приятное – разбор доходности САУ «Хуммель». Забегая наперед скажу, что при умеренности в использовании кумулятивов и при наличии должного опыта артиллериста, который позволит вам избегать частых промахов, можно зарабатывать неплохие суммы денег на этой САУ. Если же использовать только фугасы, а особенно со стоковым орудием, то можно добиваться высокой степени доходности практически в любом бою, за исключением сливов, когда нам повезло с рогатыми парнокопытными из северных широт. Итак, перейдем непосредственно к цифрам.

Рисунок 12. Таблица доходности САУ «Хуммель»

По итогам 10-ти боев сумма доходов без ПА составила 200662 серебра, а с учетом премиум-аккаунта – 300993. Сумма расходов составила ∑=10915+3000+109425=123340, это значит, что прибыль составила 200662-123340=77322 без премиум-аккаунта, а с ПА она равна 300933-123340=177593. Это очень неплохие цифры для не премиумной техники и на САУ можно действительно фармить, особенно с ПА и со стоковым орудием, у которого ОФ снаряды стоят в два раза дешевле, чем аналогичные для топового орудия.

По части опыта все стандартно – 443 единицы опыта в среднем без ПА, а с премиум-аккаунтом 663 единицы опыта. САУ прокачивается достаточно быстро, так что весь заработанный опыт потом можно будет перевести в свободный или отправить на обучение экипажа.

Заключение

САУ «Хуммель» это легендарная боевая единица, которая заслужила свое легендарное имя не только в боевых действиях период Второй мировой войны, но также вошла в зал славы игры «World of Tanks». Практически с момента выхода игры и до сегодняшних дней эта САУ радует фанатов своей динамикой, сбалансированностью и исторической идентичностью. Фанаты немецкой техники обожают ее так же, как и фанаты артиллерии в целом и нередко эта САУ проводит в ангарах владельцев намного больше времени, чем необходимо для полного ее исследования. Проходят сотни и сотни боев, но эта артиллерия не надоедает и продолжает радовать своей непохожестью и боеспособностью, высокой скоростью и маневренностью и богатством тактических возможностей. Если бы подобная САУ находилась в рядах премиумных машин, то, наверняка, у нее нашлось бы много поклонников, так как

15 cm Panzer-Haubitzer 18/1 auf Fahrgestell GW III/IV Hummel/Sd.Kfz.165/"Hummel"

Конструктивно самоходная гаубица аналогична самоходной противотанковой пушке "Насхорн", однако в боевой рубке вместо 88-миллиметровой противотанковой пушки на станке смонтирована качающаяся часть полевой 150-миллиметровой гаубицы "18/40" имеющей длину ствола 30 кал. Гаубица могла стрелять осколочно-фугасными снарядами массой 43,5 килограмм на дальность 13,3 тыс. м. Поскольку использовали выстрелы раздельного заряжения, ее скорострельность была относительно низкой. Угол вертикального наведения составлял 42 градуса, а горизонтального – 30 градусов. Чтобы уменьшить силу отдачи на часть гаубиц установили дульные тормоза. Для управления огнем применялись прицелы, которые обычно применялись в полевой артиллерии, поскольку самоходная гаубица в основном использовалась в качестве орудия полевой артиллерии и стояла на вооружении танковых дивизий в артиллерийских полках. Самоходная гаубица производилась серийно. Всего в период с 1943 по 1944 год было изготовлено более 700 самоходок "Шмель".

Прототип с дульным тормозом

"Хуммель" была последней тяжелой артиллерийской самоходной установкой, разработанной компанией "Алкетт", и установленной на спец. шасси GW III/IV.

Двигатель, как и в случае с САУ "Насхорн", располагался впереди, что дало возможность уменьшить высоту боевого отделения. Орудийный ствол находился на высоте 2300 мм, что было неплохим показателем для машин данного типа.

Фирма "Дойче Эйзенверке" в период с 1943 по 1945 г. выпустила 666 ед. этого эффективного и чрезвычайно мощного , которое было предназначено для комплектации танковых батальонов в танковых дивизиях. Самоходкой могли уничтожаться любые цели в связи с чем спрос на самоходную гаубицу, как на средство огневой поддержки, был очень высоким. Но промышленность не могла в полном объеме удовлетворить запросы армии, и эти самоходки поступали на вооружение только в элитные части.

Орудия прототипов были оснащены дульными тормозами, однако серийные машины их не имели – о себе давала знать нехватка стали высокого качества. Кроме того, выпуск дульных тормозов требовал дополнительных ресурсов и времени, которых не было. Не конвейерная сборка также давала о себе знать.

Однако Шпеер не конвейерную сборку бронетехники представлял, как добродетель, говоря о том, что "германская промышленность не приемлет американский и российский конвейерный метод, а полагается в основном на квалифицированный немецкий труд".

Хотя именно неимение больших предприятий стало причиной того, что германская промышленность не выдержала соревнование с танкостроением антифашистского блока. Серийная броня немецкого производства делилась на несколько групп по марке стали и толщине. Наряду с гетерогенной броней все-таки больше выпускалось гомогенной. Бронелисты по технологии производства разделялись на броню с поверхностной закалкой и равномерно закаленные. После потери Никопольского бассейна в Германию уменьшились поступление марганца. Никель доставляли только с севера Финляндии.


Постоянный недостаток легирующих сталей причиной того, что резко ухудшилось качество серийной брони. Лобовые листы корпуса "Королевского тигра" или "Пантеры" зачастую попросту раскалывались при попадании советских 100-миллиметровых или 122-миллиметровых бронебойных снарядов. Устранить данный недостаток пытались навешиванием защитных экранов, увеличением углов наклона и толщины бронелистов. Из броневых марок сталей имеющих пониженную легируемость так и не нашли конструктивного материала удовлетворительной снарядостойкости.

Боекомплект самоходной гаубицы ограничивался 18 выстрелами, размещавшимися в боевом отделении в боеукладках. Поэтому приходилось использовать подвозчики боеприпасов, которые являлись теми же САУ, однако, не имеющими вооружения. Четыре самоходные гаубицы обслуживались примерно одним транспортером боеприпасов, однако этого было явно недостаточно. На производство значительно большего количества вспомогательных машин шасси танков попросту не хватало.

Самоходную установку "Хуммель" никогда не использовали как штурмовое орудие. Для этого самоходка должна была войти в состав артиллерийских частей, которые располагали оборудованием для управления огнем. В танковых подразделениях в данной поддержке необходимость отсутствовала, однако там самоходка становилась дополнительным огневым средством, способным вести огонь прямой наводкой по целям, которые были видны наводчику. Несмотря на то, что "Шмель" в этой роли себя отлично показал, его использование в данной роли было равносильно стрельбе по воробьям из пушки. Но Восточный фронт в 1943 году являлся таким театром военных действий, где в расчет в первую очередь бралась огневая мощь.

Название самоходки – "Хуммель" – было безобидным и нейтральным, но 27.02.1944 Гитлер приказом по немецкой армии запретил использовать для обозначения машины это слово.


В войсках первые САУ появились в мае 1943 г., а их боевое крещение прошло под Курском летом того же года. Сначала самоходки поступили на вооружение войск СС, а потом и вермахта. В немецких войсках по состоянию на 10 апреля 1945 г. имелось 168 машинами данного типа.

По ходу производства в машину вносились незначительные изменения, связанные в основном с выработкой задела одних комплектующих или началом производства новых. Машины условно можно разделить на САУ раннего и позднего выпусков. Анализ фотографий самоходных гаубиц «Хуммель» позволяет установить следующий внешние различия:

Самоходные гаубицы раннего выпуска
- ленивцы от PzKpfw IV модификации D;
- выхлопные трубы укладываются над ленивцем только на одном надгусеничном крыле;
- на лобовой бронеплите укреплено по одному опорному запасному катку;
- по фаре Bosh установлено на каждом предкрылке;
- ведущие колеса такие же как на танках PzKpfw III модификации E;
- поддерживающие ролики гусеницы обрезинены, аналогичны роликам танка PzKpfw IV модификации D;
- вентиляционные решетки двигателя в левом и правом броневых листах рубки;
- над ленивцами откидные предкрылки.

Самоходные гаубицы позднего выпуска
- ленивцы используемые на PzKpfw IV модификации F;
- выхлопные трубы уложены с обоих бортов на надгусеничных крыльях;
- пара запасных опорных катков размещены на кормовом броневом листе;
- на переднем левом предкрылке установлена одна фара Bosh;
- ведущие колеса аналогичны колесами танков PzKpfw III модификации J;
- поддерживающие стальные ролики аналогичны роликам танков PzKpfw IV модификации H;
- вентиляционные решетки двигателей прикрывают бронещитки;
- над ленивцами не установлены откидные предкрылки.

Развертывание самоходных артиллерийских установок «Hummel» и организация подразделений, в которых на САУ «Hummel» стоит на вооружении.

Организацию артиллерийских полков панцердивизий регламентировали штатным расписанием Kriegsstarkenachweisung (KStN 431), оснащение артиллерийских полков регламентировало штатное расписание Kriegsausrustungsnchweisung (KAN 431), два расписания было утверждено 16.01.1943; 01.06.1944 утвердили новый штат - KStN 431 f.G. (Frei-Gliederung). Один из 3-х мотопехотных батальонов в соответствии с расписанием KStN 431 (в большинстве случаев первый) перевооружался САУ. Две из трёх батареи артполка танковой дивизии получали самоходные установки «Wespe»; каждая батарея насчитывала шесть самоходок и 1–2 транспортёр боеприпасов Munitionstrager.


Третья батарея получала 6 самоходок «Hummel» и 2 машины Munitionstrager созданные на базе данной машины. Штаб батареи на вооружении имел две машины Panzer-Beobachlungwagen (артиллерийский корректировщик) созданных на базе PzKpfw II иPzKpfw III. Артиллерийские батареи панцергренадёрских отдельных дивизий в конце войны тоже получили САУ «Wespe» и «Hummel» на вооружение. Впервые самоходки «Hummel» были использованы летом 1943 г. под Курском, в конце 1943 года «Хуммели» использовались на всех участках фронта. Новые САУ в 1943 году продемонстрировали высокую боевую эффективность и надёжность.

Маркировка и камуфляж

В первые месяцы 1943 года постепенно вновь построенную бронетехнику Германии начали окрашивать в новый тёмно-желтый базовый цвет – Dunkelgelb. В тот же цвет окрашивались "Hummel",однако существуют фотографии самоходных артиллерийских установок «Wespe» и «Hummel» из девятой панцердивизии СС, где видно, что самоходки окрашены в серый базовый цвет, по которому нанесены зеленой краской пятна.

Так как самоходки «Hummel» были предназначены для ведения огня из закрытых позиций, которые расположены в нескольких тысячах метров от передовой, не было острой необходимости в изощрённом камуфляже. Большинство снимков показывает, что САУ окрашены в базовый цвет Dunkelgelb (тёмно-желтый), поверх которого при помощи распылителя красками RAL6013 (зелёной) и RAL8017 (коричневой) нанесены пятна. В зимний период самоходки полностью окрашивались в белый цвет. Новые камуфляжные окраски наносились во второй половине 1944 года. В отдельных случаях в 1945 году камуфляж наносился на заводе, и не только с использованием краскопульта, но и кистью. Установить точную окраску по чёрно-белым фотографиям времен Второй мировой войны практически невозможно.

Общим для всех самоходных установок «Hummel» было место нанесения креста – опознавательного знака - на борту рубки приблизительно на один метр за вентиляционными решетками двигателя.

Вместо трёхзначных номеров, используемых на танках, на бортах самоходок были нанесены буквы от «A» до «F» как это принято в артиллерийских подразделениях, также встречались машины с литерами «G», «О» и «R». В большинстве случаев буквы были нанесены на лобовые и кормовые броневые листы рубок. «Танковые» трёхзначные номера крайне редко встречались на самоходках «Hummel», в частности, так маркировались САУ артиллерийского полка второй танковой дивизии SS «Das Reich» и сто шестнадцатого артиллерийского полка пятой танковой дивизии (Pz.Ar.R. 116). Существует фотография самоходки имеющей номер «158» входящей в состав пятой панцердивизии. Номер расшифровывается как первая рота, пятый взвод, восьмая машина. Однако, «танковые» номера на самоходках артиллерийских полков оставались большой редкостью.

Под идентификационными буквами наносился регистрационный номер (такой как TZ-04), в некоторых случаях номер был написан на переднем левом предкрылке.

Литерой «А» обозначался номер в батарее.

Во второй половине Второй мировой войны дивизионные эмблемы на германскую бронетехнику наносились крайне редко, и «Hummel» исключения здесь не представляют. Экипажи писали собственные имена установок на стволах орудий от руки. Обычно самоходки называли именами жён, любимых девушек или известных деятелей.

Уцелевшие самоходки «Hummel»

Сегодня в мире насчитывается 5 уцелевших самоходных артиллерийских установок «Hummel». Возможно, ещё несколько САУ данного типа находится в Сирии.

Тактико-технические характеристики 150- миллиметровой самоходной гаубицы "Хуммель" ("Шмель"):
Модель – "Hummel";
Войсковой индекс – Sd.Kfz.165;
Производитель – "Deutsche Eisenwerke";
Шасси – GW III/IV;
Боевая масса – 23,5 т;
Экипаж – 6 человек;
Скорость по шоссе – 45 км/ч;
Скорость по проселку – 28 км/ч;
Запас хода на шоссе – 21 км;
Запас хода на местности – 140 км;
Емкость бензобака – 218 л;
Длина – 7170 мм;
Ширина – 2950 мм;
Высота – 2850 мм;
Клиренс – 400 мм;
Ширина гусеницы – 400 мм;
Двигатель – "Maybach" HL120TRM;
Мощность – 300 л.с.;
Орудие – sPH 18(M);
Калибр – 150 мм;
Длина ствола – 29,5 калибров;
Начальная скорость снаряда – 595 м/с;
Боекомплект – 18 выстрелов;
Дополнительное вооружение – MG-42;
Бронирование –20-30 мм.